Триада оружие. Ударная триада: чем наш ядерный щит отличается от американского

© Владимир Петрович Козин

член-корреспондент Российской академии естественных наук

профессор Академии военных наук Российской Федерации

член Экспертного Совета при Комитете по международным делам Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

ведущий эксперт ЦВПИ МГИМО МИД России

Выступление на международной конференции «Долгосрочное прогнозирование развития международных отношений в мире».МГИМО,14 декабря 2017 года.

Вступивший в должность президента США Дональд Трамп унаследовал от своего предшественника Барака Обамы значительный ракетно-ядерный потенциал стратегического и тактического назначения в виде ядерных боезарядов и средств их доставки, а также ядерную стратегию «безусловного наступательного ядерного сдерживания», предусматривающую нанесение первого «упреждающего и превентивного» ядерного удара практически по любому государству мира, которое не относится к союзникам, друзьям или партнерам Вашингтона. В списке таких государств Россия и КНР стоят, соответственно, на первом и втором месте.

По состоянию на 1 марта 2017 года в американских стратегических ядерных силах находился в общей сложности 673 оперативно развернутых стратегических носителей в виде МБР, БРПЛ и стратегических ТБ, на которых на обозначенную дату было установлено 1.411 оперативно развернутых ядерных боезарядов стратегического назначения.

По конкретным видам названных стратегических наступательных вооружений американская стратегическая ядерная триада была представлена на 1 марта 2017 года 405 МБР «Минитмен-3» с максимальной мощностью 335 кт для боезаряда «W-78» и 455 кт «W-87» (278 оперативно неразвернутых ракет), 220 БРПЛ «Трайдент-2» с мощностью 100 кт для боезаряда «W-78» и 455 кт для боезаряда «W-87» (203 оперативно неразвернутых) и 48 ТБ (18 оперативно неразвернутых), в том числе 12 ТБ «В-2А» (8 оперативно неразвернутых) и 36 бомбардировщиками «В-52Н» (10 оперативно неразвернутых). Кроме того, у них находился 41 ТБ «В-52Н», переоборудованный под неядерные функции.

На эту дату на долю МБР падало 60% от всех носителей, на БРПЛ – 33% и на бомбардировщики 7%. СЯС США находятся в постоянной модернизации.По данным корпорации «Боинг», опубликованным в августе 2017 года, стратегические ядерные силы США обеспечивают боеготовность МБР «Минитмэн-3» на 99,7% .

В январе 2017 года уходящий со своего поста вице-президент Джозеф Байден признал, что по состоянию на 30 сентября 2016 года США располагали в общей сложности 4.018 оперативно развернутыми и оперативно неразвернутыми ядерными боезарядами стратегического и тактического назначения. В это количество не вошли приблизительно 2.800 ядерных боезарядов, снятых с вооружения и ожидающих утилизации (в 2010 году Россия сообщила на Обзорной конференции по ДНЯО о наличии у нее 3900 ядерных боезарядов, а в 2015 году – о 1582 боезарядах; см. интервью директора ДКНВ МИД России Михаила Ульянова газете «Коммерсант» 13.09.2017).

Новая стратегическая ядерная триада США

Начиная с 2025 года, США приступят к коренной перекройке своей классической стратегической ядерной триады, постепенно заменяя все ее три компонента новыми типами СНВ.

В 2025 году они создадут новый стратегический ТБ «В-21» («Рейдер»).

Их предполагается произвести до 100 единиц. Основными особенностями новой машины станут: продолжительность времени боевого патрулирования в воздухе и ее оснащение перспективными средствами преодоления системы ПВО-ПРО потенциального противника. Самолет будет создаваться с использованием технологии «Стелс», иметь большую дальность полета.

В 2029 году появится новая МБР «GBSD» или «средство стратегического сдерживания наземного базирования», для упрощения называемая как «Минитмэн-4».Их общее количество запланировано довести до 400 единиц. На новой МБР будут установлены наиболее эффективные средства наведения на цели и система преодоления ПРО, повышена скорость полета и дальность стрельбы, использована новая система запуска и контролирования полета. С целью повышения эффективности отдельных узлов и агрегатов новой ракеты она будет собираться по модульному принципу.21 августа 2017 года корпорации «Боинг» и «Нортроп Груммэн» получили контракты на проведение ТЭО и обеспечение безопасности новой ракеты стоимостью 349,2 и 328,6 млн. долларов. Эти работы должны быть завершены в августе 2020 года.

Первая новая ПЛАРБ класса «Колумбия» выйдет на боевое патрулирование в 2031 году . В общей сложности будет построено 12 таких «экспериментальных» атомных ракетных подводных лодок; на каждой из них будет установлено по 16 БРПЛ.

Все три компонента новой стратегической триады будут находиться на вооружении до 2080 года и далее.

В общей сложности такая перекройка традиционной стратегической ядерной триады позволит США иметь к середине нынешнего века до 692 принципиально новых носителей СНВ – без учета крылатых ракет воздушного базирования повышенной дальности, оснащенных ядерными боезарядами, которых в период президентства Барака Обамы предполагалось создать до 1000-1100 единиц. В августе 2017 года корпорации «Локхид Мартин» и «Рейтеон» получили по 900 млн. долларов на проведение технического обоснования и обеспечение безопасности новой КРВБ большой дальности в ядерном снаряжении. Эти работы должны быть завершены к 2022 году. Новая ракета заменит КРВБ прежнего типа «AGM-86B».

В потенциале подводных сил 45-го президента США останутся четыре ПЛАРК класса «Огайо» с общим количеством КРМБ в неядерном снаряжении 616 единиц.

Причем, на модернизацию и обновление стратегической ядерной триады США до 2026 года будет выделено до 400 млрд. долларов , а в ближайшие 30 лет 1,2 триллиона долларов (1,7 трлн. долларов с учетом инфляции) , что подтвердило Бюджетное управление американского Конгресса.

Дональдом Трампом была сформулирована общая задача: продолжать модернизацию как стратегических, так и тактических ядерных вооружений . Названная сумма в 400 млрд. долларов на 13% больше суммы, которую при Бараке Обаме определяло Бюджетное управление Конгресса на 2015-2024 годы. Тогда она составляла 348 млрд. долларов. Указанный рост расходов означает, что американские ассигнования на ядерные вооружения будут расти в среднем до 5 % с 2017 года и до 7% к 2026 году.

47% из названной суммы в 400 млрд. долларов или 189 млрд. долларов в абсолютном выражении должны были пойти на развитие стратегических наступательных ядерных вооружений, два процента или 9 млрд. долларов – на модернизацию тактического ядерного оружия. Остальные ассигнования предназначалось выделить на финансирование лабораторий по разработке ядерного оружия, развитие командно-управленческих структур в системе ракетно-ядерных вооружений и модернизацию элементов раннего предупреждения о ракетном нападении. 14% или 56 млрд. долларов в абсолютном выражении от суммы в 400 млрд. долларов предполагалось перевести в резерв, что позволит администрации 45-го президента США использовать их для модернизации какой-то части ядерных вооружений в зависимости от развития военно-политической ситуации в мире.

При Дональде Трампе продолжится курс на универсализацию ядерных боезарядов: вместо семи типов боезарядов авиабомб и крылатых ракет в ядерных арсеналах страны будет находиться два типа боезаряда и вместо пяти видов ядерных боезарядов баллистических ракет будет три типа ядерных боезаряда. Иными словами: вместо двенадцати существующих типов ЯБЗ на вооружении будут находиться только пять типов ядерных боезарядов.

Тактическое ядерное оружие

Дональд Трамп унаследовал 2651 тактический ядерный боезаряд, установленный на четырех типах ядерных авиабомб тактического назначения типа «В-61», часть из которых сосредоточена на континентальной части США, а другая дислоцирована в четырех странах Европы (Бельгия, Италия, Нидерланды и ФРГ), а также в азиатской части Турции. Два типа из имеющихся на вооружении таких авиабомб (В-61-7 и В-61-11) способны выполнять стратегические ядерные задачи; Пентагон и Госдепартамент относят их к стратегическим вооружениям. Следует обратить внимание на то, что Барак Обама и Дональд Трамп приостановили вывод из состава ядерных сил страны именно этих авиабомб, имеющих соответственно максимальный ядерный боезаряд 360 и 400 килотонн.

Администрация Дональда Трампа решительно настроена на то, что в 2020 году или даже раньше американский ВПК приступил к массовому производству корректируемых ядерных авиабомб нового поколения повышенной точности «В-61-12» , которые заменят ранее разработанные варианты авиабомб этого класса. В августе 2016 года Национальное управление по ядерной безопасности сообщило, что оно вместе с ВВС США завершило инженерную фазу разработки данной авиабомбы , которая является финальной стадией перед началом ее массового производства. Принятие первой партии новой авиабомбы ожидается к марту 2020 года. По мнению Управления и ВВС США, эта программа представляет собой «критический элемент стратегии расширенного ядерного сдерживания». Эта авиабомба может быть использована для нанесения «ограниченного» ядерного удара, имея минимальную мощность ядерного боезаряда 0,3-1,5 кт и максимальную – 50 кт.

Названная авиабомба сможет выполнять как тактические, так и стратегические задачи (в последнем случае при установке на ТБ). США уже не раз испытывали такую авиабомбу. Эта бомба будет отличаться высокой степенью точностью наведения благодаря специально разработанному хвостовому оперению.

Американская сторона намерена использовать такие авиабомбы и другие ядерные средства далеко за пределами США, поскольку стратегия «расширенного ядерного сдерживания» является составной частью генеральной американской ядерной стратегии «безусловного наступательного ядерного сдерживания» и предполагает раскрытие американского «ядерного зонтика» над союзниками Вашингтона по НАТО и некоторыми государствами-партнерами, не входящими в трансатлантический альянс. То есть, в общей сложности над 32 государствами мира – над 28 членами НАТО и четырьмя союзниками США.

Под доставку авиабомб «В-61-12» создаются многоцелевые истребители-бомбардировщики «F-35A» (наземного базирования) и «F-35C» (авианосного базирования), которые будут находиться на вооружении до 2075 года, а также упоминавшийся новый стратегический тяжелый бомбардировщик «В-21». 15 апреля 2017 года первая партия «F-35A» из восьми машин уже прибыла в Великобританию.

Министр обороны США Джеймс Мэттис высказался за продажу европейским государствам-членам НАТО этих новых многоцелевых истребителей-бомбардировщиков «F-35».Ожидается, что в Европе этот самолет будет принят на вооружение ВВС Великобритании, Дании, Италии, Нидерландов, Польши и ФРГ, а в зоне АТР военно-воздушными силами Турции, Южной Кореи и Японии.

Дональд Трамп уклоняется и впредь будет уклоняться от вывода на континентальную часть США всех американских ядерных боезарядов тактического назначения в виде авиабомб из четырех стран Европы и азиатской части Турции, на чем последовательно и постоянно настаивала и по-прежнему настаивает Российская Федерация, которая уже вывела все тактическое ядерное оружие бывшего СССР из Беларуси, Казахстана и Украины на свою территорию к середине 90-ых годов.

Новый хозяин Белого дома нигде не поставил вопроса о прекращении круглосуточной и круглогодичной операции ВВС пятнадцати стран НАТО (из 29) «Балтийское воздушное патрулирование» в небе Латвии, Литвы и Эстонии, в которой с марта 2004 года принимают участие самолеты «двойного назначения» трех ядерных держав трансатлантического альянса – Великобритании, США и Франции. То есть самолеты, способные нести как обычные, так и ядерные авиабомбы. Эта операция является провокационной относительно Российской Федерации и Республики Беларусь именно по обозначенным обстоятельствам. Эта операция слабо подвергается критике в официальных и экспертных заявлениях в нашей стране.

Указанные значительные средства будут изысканы администрацией Дональда Трампа за счет снижения доли военных расходов США в НАТО (она составляет 80%), повышения объема поставок американских вооружений другим странам (до 500 млрд. долларов в ближайшие 10 лет, а также за счет снижения их доли в бюджете ООН (она достигает 20%).

Ядерная стратегия Трампа

Дональд Трамп сделал не так уж много заявлений о будущей ядерной политике Соединенных Штатов. Все они прозвучали в основном до президентских выборов 8 ноября 2016 года, и, главным образом, в предвыборном манифесте Республиканской партии «Возрождающаяся Америка», в разработке которого он принимал непосредственное участие, а также в ряде его интервью представителям американских СМИ.

В этой предвыборной платформе республиканцев изложены общие принципы строительства и использования американских вооруженных сил. Отмечается, что партия будет стремиться к переоснащению вооружённых сил страны таким образом, «чтобы они стали самыми сильными в мире и имели значительное превосходство над любым государством или группой государств». Повторена ключевая задача американских вооруженных сил, которая была определена президентом-республиканцем Рональдом Рейганом: Америка должна быть способной вести и одержать победу в «двух с половиной войнах » в глобальном и региональном масштабе.

В документ, который составит основу всей военной политики Соединенных Штатов, по крайней мере, на первый президентский срок правления Дональда Трампа, включена формулировка «Мир через силу», которую, как утверждали в ходе предвыборной кампании его ближайшие помощники, он исповедует уже давно. Кстати говоря, такая же формулировка отражена в концепции внешней политики Соединенных Штатов в качестве «ее центрального элемента», которая изложена на сайте Государственного департамента страны уже после вступления нового президента в должность.

В манифесте «Возрождающаяся Америка был подвергнут прямой критике уровень содержания американских стратегических ядерных сил, длительный срок использования средств доставки ядерного оружия и обращено внимание на важность обновления всей традиционной классической стратегической ядерной триады. В этой предвыборной платформе также подвергается критике Договор СНВ-3, подписанный в 2010 году с Россией, который, якобы, позволил ей нарастить ядерный потенциал при одновременном сокращении американских СНВ, а также то, что он имеет «слабый» инспекционный механизм, не позволяющий доказать его нарушения Москвой.

Принципиально важным в ядерной доктрине любого ядерного государства является постулат о применении ядерного оружия в первом или ответном ударе.

В одном из многочисленных интервью американским газетам федерального значения еще до ноябрьских выборов Дональд Трамп заявлял о готовности взять вместе с российским военно-политическим руководством обязательство о неприменении ядерного оружия в первом ударе, а также – что является весьма важным дополнением в данном контексте – оформить такую договоренность в письменном виде, что можно интерпретировать, как его стремление придать подобной сделке политически и юридически обязательный характер. Во время слушаний в Конгрессе в январе 2017 года шеф Пентагона заявил о готовности новой администрации выработать такую точку зрения относительно национальной стратегической ядерной триады, «чтобы это оружие никогда не должно быть применено».

В ядерной доктрине США пока остается положение о неприменении ядерного оружия против городов, но эта формулировка распространяется только на конфликты с применением обычных видов вооружений.

Негативными особенностями нынешней ядерной доктрины США является то, что ушедший со своего поста Барак Обама завещал своему сменщику Дональду Трампу отказ от стратегии «минимального ядерного сдерживания». Он пока не пошел на замену деструктивной парадигмы прошлого «взаимное гарантированное уничтожение» на более конструктивную теорию «взаимной гарантированной безопасности».

Следует также учесть, что на военное направление деятельности Дональда Трампа уже оказывается сильное давление со стороны Демократической партии. В октябре 2016 года десять бывших руководителей командными центрами боевого управления МБР написали открытое письмо с просьбой не допускать Дональда Трампа к кодам запуска таких ядерных ракет из-за его некомпетентности.

Через два дня после вступления его в должность два представителя Демократической партии сенатор Эдвард Марки и член Палаты представителей Тэд Лью внесли на рассмотрение Конгресса законопроект, который запретил бы новому президенту применить первым ядерное оружие против кого бы то ни было в условиях отсутствия объявления войны этим высшим законодательным органом. Свое решение оба законодателя мотивировали тем, что в ходе предвыборной кампании Дональд Трампа делал противоречивые заявления, касающиеся проблемы распространения ядерного оружия и его применения в первом ударе.

Как известно, до вступления в свою должность новый президент заявлял, что он не применит ядерное оружие в первом ударе и будет последним, кто применит его первым, но одновременно добавлял, что будет готов использовать любые имеющиеся в его распоряжении возможности в этой сфере.

4 сентября 2017 года Белый дом распространил заявление после телефонного разговора Дональда Трампа с премьер-министром Японии Синздзо Абэ, который последовал после проведения испытания водородного оружия Северной Кореей. В этом заявлении говорится: «Президент Трамп подтвердил обязательства США защищать свое государство и территорию, а также союзников с использованием всего спектра дипломатических, обычных и ядерных потенциалов». Выступая 19 сентября 2017 года на 72-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН, Дональд Трамп заявил о готовности «полностью уничтожить» Северную Корею в том случае, если она будет угрожать США и их союзникам своим ракетно-ядерным оружием. Там же им было сделано критическое замечание в адрес многосторонней ядерной сделки с Ираном 2015 года, что грозит вызвать более глубокую конфронтацию Вашингтона с Тегераном, чем с Пхеньяном. Иран уже заявил, что не будет пересматривать Венскую договоренность 2015 года. Против ее пересмотра выступили все остальные четыре ядерные державы.

Барак Обама, а вслед за ним Дональд Трамп отказались понизить степень боеготовности ракетно-ядерных сил США , которая является весьма высокой, достигая по МБР и ТБ практически 100%.

Не изложил 45-ый президент своих подходов к перспективам ратификации Соединенными Штатами Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ). Американский Сенат успешно провалил эту первую и последнюю попытку, предпринятую еще в 1999 году.

Дональд Трамп не проявил желания вернуться к выполнению соглашения об утилизации избыточного оружейного плутония , заключённого с Россией в 2000 году. Документ предусматривал утилизацию оружейного плутония, объявленного излишним для военных программ, объёмом 34 тонн с каждой стороны, то есть количества, достаточного, по данным агентства «ЮПИ», для изготовления 17 тысяч ядерных боезарядов. Наиболее важным положением достигнутой тогда договорённости является обязательство сторон обеспечить необратимость перевода избыточного плутония в формы, которые были бы непригодны для изготовления ядерных боезарядов.

К концу 2017 года или в начале 2018 года Дональд Трамп изложит свои взгляды по двум взаимосвязанным между собой документам общенационального значения, касающимся ракетно-ядерного оружия: «Обзор ядерной политики» и «Стратегию применения ядерного оружия». Важно тщательно проанализировать оба эти документа.

В указаниях шефу Пентагона Джеймсу Маттису, переданным 27 января 2017 года, Дональд Трамп предписал ему подготовить обновленный проект «Обзора ядерной политики » для того, «чтобы обеспечить, чтобы ядерное сдерживание Соединенных Штатов опиралось на современные, надежные, гибкие, эффективные, готовые к применению и соответствующим образом скомпонованные ядерные силы, способные сдерживать угрозы XXI века и вселять уверенность в наших союзников». Изложенные указания по сути дела ставят перед министром обороны США задачу не ослаблять американские ядерные силы, а наоборот – модернизировать их и повышать их эффективность.

В своем твите, размещенном 22 декабря 2016 года, Дональд Трамп заявил: «Соединенные Штаты должны основательно укреплять и расширять свой ядерный потенциал до тех пор, пока мировое сообщество не определится с ядерным оружием». США проигнорировали международные дебаты по выработке международной конвенции о полной ликвидации ядерного оружия, которые велись в 2016-2017 годах. На сессии Генеральной Ассамблее ООН 19 сентября 2017 года Трамп вообще не коснулся вопроса ограничения ядерных вооружений.

Работа над «Обзором ядерной политики» началась в апреле 2017 года. Его непосредственно готовят один из заместителей министра обороны и заместитель председателя ОКНШ, а также высокопоставленные исполнители из заинтересованных министерств и ведомств, в том числе Пентагона, Государственного департамента и министерства энергетики на уровне заместителей министров. Нет сомнения в том, что ядерная доктрина США при Трампе останется неизменной. В кратком виде ее можно квалифицировать как «безусловное наступательное ядерное сдерживание ». В ней останется положение о первом ядерном ударе. Она будет иметь антироссийский и антикитайский характер.

Высокопоставленные американские представители его администрации открыто говорят о необходимости создания «баланса между ядерным сдерживанием и эскалацией обычных вооружений», о сочетании «ядерного и неядерного сдерживания». При Обаме и Трампе появились даже публично сделанные высказывания действующих высокопоставленных американских военных о возможности «ограниченного применения ядерного оружия». В последнем случае предполагается применять новую авиабомбу «В-61-12», имеющую максимальный ядерный боезаряд в 50 килотонн и минимальный 0,3 килотонны.

При правлении Барака Обамы в американских военно-политических кругах широко стали обсуждаться возможности начала «ограниченной ядерной войны» с целью «деэскалации» вооруженного конфликта, который может начаться с использованием обычных видов вооружений. При нем стали дебатироваться возможности развязывания боевых действий с применением миниатюрных ядерных боезарядов, а также стали проводиться комбинированные военные учения – учения, начинаемые с первоначальным использованием сил общего назначения, но впоследствии трансформируемые в военные учения с применением ядерного оружия. В марте 2017 года были проведены масштабные маневры Стратегического командования США «Глобальная молния-2017», которые стали самой крупной проверкой стратегической ядерной триады с начала 90-ых годов.

В период Барака Обамы к проведению «ядерных» военно-штабных компьютерных игр стали привлекаться высокопоставленные гражданские государственные служащие, которые могли оказывать влияние на принятие решений в ракетно-ядерной сфере.

Дональд Трамп, как и Барак Обама, не отказался от блокирования предложения арабских и ряда других государств о создании на Ближнем Востоке зоны, свободной от трех классических видов оружия массового уничтожения: ядерного, химического и биологического (бактериологического) оружия. Эта идея постоянно торпедируется администрациями США в течение нескольких десятилетий под надуманными предлогами.

Противоракетная оборона

Президент-ставленник Республиканской партии не намерен сокращать расходы на дальнейшее развертывание глобальной системы ПРО , которая в настоящее время уже имеет до 1100 ракет-перехватчиков наземного и морского базирования (сюда не включены ЗРК «Пэтриот» различных модификаций). Опасность бесконтрольного развития противоракетных средств США и их союзников по НАТО заключается в том, что в ближайшие годы они превысят по количеству стратегических ядерных носителей России, определенных Договором СНВ-3 (800 оперативно развернутых и оперативно неразвернутых единиц). Если пропорция между оборонительными ракетами-перехватчиками ПРО и наступательных ядерных МБР всех видов базирования составит выше уровня 2:1, то такое положение сильно подорвет стратегическое равновесие между Москвой и Вашингтоном.

Администрация президента Дональда Трампа одновременно намерена увеличить количество ракет-перехватчиков стратегического назначения на континентальной части страны с 44 до 64 единиц , добавив дополнительно 20 пусковых установок для размещения противоракет на Аляске. Появились планы развертывания на территории страны в общей сложности 104 противоракет.

При Трампе расходы на развитие ПРО не будут подлежать сокращению .

США стремятся повысить эффективность системы ПРО . 56% успешных перехватов баллистических и крылатых ракет показали испытания стратегической системы ПРО континентального наземного базирования, 82% продемонстрировала морская система ПРО и 100% ПРО ТВД «ТХААД». Были проведены комбинированные перехваты до четырех-пяти ракетных целей одновременно. Разрабатываются противоракеты с РГЧ ИН.

Возобновится программа установки ударных лазерных средств ПРО на тяжелых самолетах. Ударно-боевые средства ПРО могут появиться в США на больших БПЛА.

«Чикагская триада»

Дональд Трамп не откажется от «чикагской триады», то есть созданного в мае 2012 года на саммите НАТО в Чикаго стратегического механизма трансатлантического альянса в виде объединения ракетно-ядерных, противоракетных и обычных вооружений. Его особенность заключается в том, что он выдвинут к рубежам России в качестве средств «передового базирования». Эта триада была вновь утверждена на саммитах блока в Уэльсе в 2014 году и Варшаве в 2016. Формулировка о ней скорее всего прозвучит на очередном саммите блока в 2018 году.

16 нерешенных проблем в сфере КНВ

Барак Обама оставил Дональду Трампу наследство в виде 16 нерешенных проблем в области контроля над ядерными и неядерными вооружениями (см. слайд; эти проблемы были также описаны в: Козин В. Тактическое ядерное оружие США: сокращения или модернизация? М.: 2015. Врезка около стр. 257; Козин В . После Обамы: фактор Трампа. Что нужно сделать для улучшения российско-американских отношений?//Национальная оборона. 2016. № 12. Декабрь. стр. 40-41.). Часть из них (например, ТЯО и ПРО США) должна быть рассмотрена в ближайшее время.

Нарушение Вашингтоном Договора о ликвидации РСМД

В 2016-2017 годах в США усилились требования выйти из Договора о ликвидации РСМД и создать новую КРНБ средней дальности.

Нарушения Договора о ликвидации РСМД со стороны США проявлялись трех формах: 1) использование баллистических ракет-мишеней меньшей, средней и промежуточной дальности при тестировании эффективности системы ПРО; 2) использование ПУ оперативных баз ПРО в Румынии и Польше для загрузки КРНБ; 3) использование тяжелых БПЛА, напоминающих КРНБ. В будущем возможно использование таких ПУ и ударными средствами «Молниеносного глобального удара».

Необходимо напомнить, что, начиная с 2001 года, Пентагон провёл к концу 2017 года в общей сложности 92 таких испытания, 74 из которых (что составляет 80%) были признаны успешными. Еще более успешными были испытания противоракет системы ПРО ТВД «THAAD»: из 15 испытаний, проведенных с ее использованием по состоянию на 4 октября 2017 года, успешными были все 15 попыток перехвата баллистических ракет.

28 июня 2017 года, Комитет по вооружённым силам Палаты представителей американского Конгресса подготовил проект закона об ассигнованиях на национальную оборону страны на 2018 год. В нем оговариваются условия, при которых США могут приостановить соблюдение Договора о ликвидации РСМД. Американские конгрессмены заявили, что если Россия нарушит этот договорный акт и не станет соблюдать его вновь в течение 15 месяцев с момента вступления закона в силу, то Вашингтон больше не будет юридически связан этим договором.

По признанию информированной газеты «Вашингтон пост», закон «призывает создать новую наступательную ракетную программу по производству ракет средней дальности». 14 июля 2017 года Палата представителей американского Конгресса 344 голосами «за» и 81 голосами «против» одобрила законопроект о финансировании разработки в США новой крылатой ракеты средней дальности, запрещенной Договором «Горбачева-Рейгана» 1987 года. В военном бюджете на 2018 год, утвержденном Сенатом 18 сентября 2017 года, на разработку этой ракеты выделено 58 млн. долларов. В этом - главная причина нападок США на Россию по поводу ее «нарушений» Договора 1987 года. В преддверии голосования по бюджету 2018 года в Сенате 18 сентября 2017 года группа американских экспертов по КНВ и ряд бывших госслужащих предупредили, что создание новой КРНБ ускорит кончину Договора о ликвидации РСМД. Но это предупреждение не возымело никакого действия. Не прошла в ходе голосования и поправка нескольких сенаторов отклонить выделение денежных средств на эти цели.

В американском экспертном сообществе одновременно циркулирует предложение, в соответствии с которым выдвигается идея просто передать новые американские носители ядерного оружия средней дальности своим союзникам по НАТО, которые не являются участниками Договора о ликвидации РСМД, не оставляя их в составе американских вооруженных сил и не нарушая этого договора. Необходимо выступать против и такого шага.

Практические предложения

В складывающейся ситуации представляется важным предложить США реализовать в сфере контроля над вооружениями следующие практические предложения.

1.Отказ от продления Договора СНВ-3. Дональд Трамп еще не повторил и не модифицировал предложение Барака Обамы о необходимости достижения с Москвой новых сокращений американских и российских СНВ – примерно на одну треть относительно Договора СНВ-3, подписанного в Праге в апреле 2010 года. Вступив в должность главы американского государства, он пока лишь высказался за готовность пойти на «весьма существенное» сокращение ядерных вооружений с Россией в обмен на снятие «некоторых» торгово-экономических санкций с нее, необоснованно введенных Вашингтоном в инициативном порядке. Но Москва уже на официальном и на экспертном уровне отклонила эту «новацию» из-за ее неэквивалентности и несовместимости элементов «размена».

В случае получения официального предложения Вашингтона продлить на пять лет срок действия Договора СНВ-3 (с 2021 до 2026 года) целесообразно отказаться от такого предложения, а также уклоняться от заключения нового Договора СНВ-4 на двусторонней основе, мотивируя это невозможностью игнорировать бесконтрольное развертывание глобальной системы ПРО и модернизацию ТЯО США у рубежей России при «замораживании» потолков по СНВ России еще на дополнительные пять лет, то есть до 2026 года, в то время как количество и качественная сторона ракет-перехватчиков США значительно возрастет.

При этом следует подчеркивать, что с выполнением действующего Договора СНВ-3 Россия фактически полностью исчерпала возможности для дальнейших шагов на двусторонней основе с американской стороной в названной области. В этой связи необходимо подключение к соответствующему переговорному процессу всех государств, обладающих ядерно-оружейным потенциалом, в особенности Великобритании и Франции как военных союзников США, имеющих взаимные обязательства в сфере стратегического наступательного ядерного сдерживания.

Необходимо также обращать внимание Белого дома на опасность дальнейшего сокращения российских СНВ, часть которых призвана преодолевать американскую систему ПРО, в условиях ее неконтролируемого пространственного распространения, что может привести к подрыву стратегической стабильности и безопасности в глобальном масштабе, а также вызывать новую гонку вооружений – противоракетных систем.

Надо также принимать во внимание, что продление Договора СНВ-3 еще на пять лет после его первоначального финального срока фактически оставит неизменным метод нереального подсчета стратегических ядерных носителей, когда один тяжелый бомбардировщик будет засчитываться как одна единица СНВ.

Бывший глава российской делегации на переговорах с американской стороной по подготовке Договора СНВ-3 Анатолий Антонов признавал в своей монографии «Контроль над вооружениями: история, состояние, перспективы», вышедшей в 2012 году, что в этом договоре не нашла окончательного решения проблема КРМБ большой дальности, нет в нем и запрета на СНВ в неядерном оснащении, «хотелось бы большего по возвратному потенциалу», жестче зафиксировать взаимосвязь стратегических наступательных и противоракетных вооружений, а также сделать подписанный договор «более качественным и всеобъемлющим». Коль скоро такие недостатки признаны им, то тем более после прекращения Договора СНВ-3 в 2021 году их нельзя зафиксировать еще на последующие пять лет.

2. Следует настаивать на реальном подсчете стратегических наступательных ядерных вооружений. Условные зачеты одного стратегического тяжелого бомбардировщика «как одна единица СНВ» позволяет Пентагону маскировать перспективные виды стратегических, а также тактических ядерных вооружений, способных решать стратегические задачи. Соотношение оперативно неразвернутых баллистических ракет к оперативно развернутым составляет при администрации Дональда Трампа остается весьма высоким. В группе МБР оно составляет 210:410 (или 51%), в блоке БРПЛ – 210:209 (почти 100%) и в компоненте ТБ – по ТБ В-2А 10:10 (100%) и по В-52Н – 8:46 (или 17%).

3.Целесообразно постоянно ставить перед Соединенными Штатами и другими ядерными государствами, входящими в НАТО, вопрос о взаимном неприменении вместе с Россией ядерного оружия в первом ударе или договоренность о его неприменении вообще в виде юридически обязывающего бессрочного договора. Такую же формулу надо предложить принять США и КНДР. Пхеньяну и Токио следует вернуться к предложению о превращении Корейского полуострова в безъядерную зону. С целью снижения глубокой военной напряженности между Вашингтоном и Пхеньяном, между Сеулом и Пхеньяном, а также между Токио и Пхеньяном нынешнее руководство США, Японии и Южной Кореи должны дать КНДР на двусторонней или многосторонней основе юридически и политически обязательные гарантии о неприменении силы против Северной Кореи, а Северная Корея со своей стороны - о неприменении силы против США, Японии и Южной Кореи.

4.Следует более настойчиво ставить перед Дональдом Трампом вопрос о полном выводе всего ТЯО США из Европы и о его неразвертывании в Южной Корее и Японии . В нашем политическом лексиконе следует отказаться от термина «нестратегические ядерные вооружения», поскольку он маскирует особенность трех видов авиабомб тактического назначения, способных решать стратегические ядерные задачи.

5.В качестве промежуточного шага к цели неприменения ядерного оружия в первом ударе Москве и Вашингтону можно было бы перейти к стратегии «условного оборонительного ядерного сдерживания , которое никому не угрожает» в виде политической декларации с присоединением к ней Великобритании и Франции. Такие акции не потребовали бы каких-то финансовых ассигнований и каких-то сокращений СНВ, но ликвидировали бы опасность применения ядерного оружия.

6. В отношении Договора о ликвидации РСМД можно было бы придерживаться следующих принципов: первыми из него не выходить (об этом Россия уже заявила); перекройку российских СЯС не производить; ракеты, на ликвидации которых настаивает США, не уничтожать. Усилия США на этом направлении будут в основном фокусироваться не только на «ликвидации» несуществующей российской КРНБ, но и реально действующей российской МБР РС-26, которая договором 1987 года не охватывается. Одновременно надо продолжать подсчитывать все случаи нарушения Вашингтоном ДРСМД и доводить эти данные до мировой общественности. Без оглашения таких данных наша критика реальных нарушений Договора о ликвидации РСМД оединенными Штатами будет оставаться неполной и неконкретной.

7.Следует подвергать критике противодействие со стороны Вашингтона началу переговоров о предотвращении размещения оружия в космосе ; отсутствие прогресса в ратификации ДВЗЯИ на национальном уровне, в том числе со стороны Вашингтона.

8. Следует предложить заключить многосторонний договор об ограничениях систем ПРО – с установлением максимальных пределов на ракеты-перехватчики и определением пространственных зон их размещения за пределами национальных территорий. Надо более решительно ставить вопрос о снятии с боевого дежурства оперативного комплекса ПРО США в Румынии и о вывозе всех ракет-перехватчиков, установленных на нем, на американскую территорию, а также о замораживании строительства аналогичного комплекса в Польше. С целью поддержания стратегической стабильности в мире следует договориться о соотношении между ударно-боевыми средствами ПРО и боезарядами СНВ России, США, Великобритании и Франции не более чем 2:1 или еще о какой-то иной пропорции.

9. Необходимо постоянно требовать от США и НАТО в целом полного прекращения операции «Балтийское воздушное патрулирование », как провокационной и довольно опасной операции для национальной безопасности России.

10. Следует более решительно ставить перед Вашингтоном и штаб-квартирой трансатлантического альянса вопрос о выводе всех видов их вооруженных сил, в особенности тяжелых видов вооружений, а также новых военно-штабных структур с территории европейских государств, развернутых там после 1 апреля 2014 года.

11. Наконец, необходимо предложить новому президенту США провести специальный российско-американский саммит по контролю над вооружениями , не отягощенный другими проблемами, несмотря на то, что соответствующих условий для его проведения в нынешних условиях пока нет.

12. Следует обратить внимание США, НАТО в целом, ООН и всего мирового сообщества, что шестнадцать нерешенных проблем в данной области должны быть поэтапно решены на основе принципа равной и неделимой безопасности сторон. По некоторым из них, не требующим безотлагательного решения, можно было бы определить общие принципы ограничений или сокращений.

Представляется важным организовать подготовку гражданских переговорщиков в МИД России по проблематике ракетно-ядерных и иных вооружений через спецкурсы в МГИМО и Дипломатической академии МИД России.

В случае продолжения на каком-то этапе переговоров с США о сокращении СНВ следует учитывать, что на всех без исключения переговорах с СССР и Россией об ограничении и о сокращении таких видов вооружений американская сторона неизменно исходила и по-прежнему будет исходить из главной задачи: получения на них односторонних преимуществ в ущерб безопасности Российской Федерации. К сожалению, такой линии будут придерживаться и Дональд Трамп, и последующие президенты США.

В ходе каких-то новых переговоров с США по ограничению вооружений особенно важно беречь российские ракетно-ядерные средства преодоления системы ПРО США и НАТО, поскольку в случае продолжения переговоров о дальнейшем сокращении СНВ именно они будут активно «выбиваться» Вашингтоном.

Соединенным Штатам также нельзя позволить до бесконечности и бесконтрольно накапливать критическую массу избыточных ракетно-ядерных, противоракетных и обычных военных потенциалов, поскольку их острие будет главным образом направлено против России и КНР.

В складывающихся условиях решение российского военно-политического руководства о модернизации стратегического ядерного потенциала и высокоточных обычных вооружений является логически правильным и с военно-политической точки зрения целесообразным шагом, в особенности с учетом развития глобальной системы ПРО США и НАТО, включения России в список нанесения первого ядерного удара, а также угрозы Дональда Трампа применить ядерное оружие против КНДР.

Под ядерной триадой России понимаются составляющие ядерного оружия, за счёт которых происходит обеспечение оптимальной работоспособности государства. Это необходимо для случаев вероятных нападений противников.

Оптимальный состав триады

В каждом государстве имеются традиционные составляющие триады. Это:

  1. Наземные виды стратегического вооружения.
  2. Морское оружие .
  3. Воздушное вооружение.

Главными компонентами такой системы могут быть стратегическая авиация, несущие атомное вооружение, и баллистические ракеты. В состав ядерной триады входят различные типы ядерного вооружения, действующие в воздушном, морском либо сухопутном пространстве.

За счёт особенностей ядерных стратегических сил Российской Федерации , страна является одной из самых сильных в военном отношении среди государств мира. Помимо неё, ядерная триада имеется только у США.

Характеристика триады России

По данным на сегодняшний день, в составе ядерной триады России находятся:

  • Стратегические морские силы.
  • Федерации.
  • Стратегическое авиационное вооружение.

Важно заметить, что в состав такой триады никогда не входят ядерные тактические заряды страны.

Особенность структуры ядерной триады Российской Федерации состоит в том, что все имеющиеся у страны ядерные заряды разделяются между основными типами её войск, имеющих стратегическое назначение. Это гарантирует, что в случае непредвиденных обстоятельств не случится полного уничтожения имеющегося вооружения — оно не собрано в одном месте. Так, многоцелевые атомные подводные лодки России никогда не собирают все в одном месте. Дополнительно это выступает залогом должной гибкости в использовании ядерного оружия, исходя из необходимости его практического применения.

То есть, если по причине внезапного нападения противника случится уничтожение одного или даже двух базовых компонентов триады, остаётся возможность нанесения ответного удара.

Сухопутная составляющая

размещённые в мобильном либо в стационарном вариантах, выступают основой сухопутного компонента ядерной триады. Они характеризуются:
  • высокой степенью защищенности стационарных конструкций, то есть пусковых установок, размещённых в глубине шахт;
  • рассредоточенностью на местности;
  • быстрой сменой позиционирования в случае с мобильными установками;
  • стойкостью к ядерным взрывам, имеющим среднюю силу.

То есть их крайне непросто вывести из строя, ввиду сложности обнаружения и качественной защищенности.

Морская составляющая

Российские многоцелевые подводные атомные лодки выступают главным носителем баллистических межконтинентальных ракет на воде. Эта техника имеет прекрасные возможности по скрытому маневрированию, а также характеризуется высокой автономностью. Передвижения ограничены лишь просторами Мирового океана.

Могут осуществляться с любой точки, когда сама лодка имеет подводное расположение.

На некоторых типах надводных кораблей могут быть установлены ракеты с ядерным вооружением крылатого типа. Это также усиливает защиту государства.

Вооружение морского компонента триады РФ

Состав ядерной триады России постоянно дополняется, обновляется, совершенствуется. Осуществляются пробные пуски. Так, недавно проводились испытания компонентов ядерной триады — был выполнен пуск с борта судна "Владимир Мономах", которое является подводным ракетным крейсером РПКСН. Все испытания прошли штатно. Запуск был выполнен подводно.

ВМФ России в скором времени получит новый, третий по счёту, крейсер, который входит в проект "Борей". В соответствии с имеющимся планом, к 2020 году он пополнится восемью судами категории РПКСН , на борту каждого из которых будет размещено по 16- 20 полноценных баллистических ракет, способных поразить цель на расстоянии до 9 тысяч километров от места пуска.

Воздушная составляющая

Стратегическая авиация Российской Федерации способна нести ядерные бомбы наряду с воздушными крылатыми ракетами с ядерными боеголовками. Современные стратегические бомбардировщики рассчитаны на продолжительные перелёты при патрулировании воздушного пространства. Они могут нанести серьёзный удар по противнику при начале боевых действий.

За счёт возможностей современной техники у страны имеется возможность атаки практически любого уголка мира. Это подтверждалось неоднократно при испытаниях ядерной триады в самых разных условиях.

Вооружение воздушного компонента триады РФ

На сегодняшний день воздушный компонент ядерной триады России представлен войсками РВСН , на вооружении которых состоит около восьми десятков мобильных комплексов «Тополь» различных модификаций наряду с шестью десятками установок «Тополь-М », расположенных стационарно в шахтах.

Ракеты из категории МБР представляют лёгкий класс этого вооружения. Для них характерно успешное преодоление серьёзной ТБО противника с применением различных методик, наряду с высокой мобильностью.

В среднем «Тополь» работает на расстоянии в 11 тыс. километров. Дополнительная мощь воздушного вооружения обеспечивается расположением компонентов стратегического назначения Российской Федерации и установок СпН, С-300, "Панцирь-С1", "Тор-М1В".

Ещё на боевом дежурстве в России находятся баллистические межконтинентальные ракеты, которые располагаются в специальных пусковых шахтных установках, имеющих эффективную защиту от ядерного взрыва. Сюда входят ракеты РС -18Б, РС-20Б - в общей сложности порядка 130 носителей с двумя десятками боеголовок. Это мощнейшие ракетные комплексы с внушительной взлётной массой.

Современные системы ПРО не готовы справиться с указанным типом ракет, в особенности если они будут применяться не поодиночке , а комплексно с другим вооружением.

Состав ядерных стратегических сил России

Руководство страны регулярно контролирует численность и состав ядерной триады, каждого из её компонентов. Так, основные силы РВСН, по данным на 2016 год, представлены:

  1. Тяжёлыми ракетами (Р- 36М2 и прочие).
  2. Подвижными комплексами «Тополь» РТ-2 ПМ .
  3. "Тополь-М" мобильными и шахтными.
  4. Комплексами "Ярс- 24" стационарными и передвижными.
  5. Ракетами УТТХ УР- 100 Н.

Особое внимание уделяется не только составу, но и расположению ракетных дивизий. Это важно, чтобы неожиданное нападение противника технически не смогло вывести из строя компоненты РВСН в полном объёме .

На сегодняшний день продолжается активное обновление военно-морского флота страны. Главные составляющие ВМФ - это лодки проекта «Борей»:

  1. Крейсер « Юрий долгорукий».
  2. АПЛ «Владимир».
  3. АПЛ « Александр Невский».

Постоянное боевое дежурство сегодня несут 13 АПЛ с серьёзным вооружением. В составе стратегических морских сил присутствуют современные ракетоносцы, подлодки проектов «Кальмар» и «Борей» и прочие. Не прекращается их плановое перевооружение.

В составе стратегической авиации несут боевое дежурство бомбардировщики Ту-160, Ту-95 МС , прочие стратегические самолёты .

В последнее десятилетие мощь и сила ядерной триады РФ все возрастают. Она пополняется новым, усовершенствованным вооружением, готовым к выполнению реальных боевых задач. Процесс затрагивает все три основных компонента - ВМФ, авиацию и сухопутные войска.

Концепция развития СЯС РФ

Главные особенности развития ядерного вооружения Российской Федерации отражены в докладе, представленном недавно в Совет безопасности страны. Президент России принял решение о том, что вплоть до завершения установленного периода эксплуатации снятия имеющихся на вооружении страны тяжёлых ракет происходить не будет. На настоящий момент период эксплуатации для данных видов вооружения составляет три десятилетия, поэтому ракеты останутся на боевом дежурстве и по мере необходимости будут принимать участие в испытаниях ядерной триады вплоть до 2030 года .

Помимо ракет типа РС-20, на вооружении будут стоять комплексы «Тополь-М » как в подвижной, так и в стационарной разновидности. Не исключено, что ракеты для последних будут снабжаться сразу тремя боевыми блоками , каждый из которых можно будет навести на индивидуальную цель.

Пока не предполагается организационных и численных перемен в составе войск РВСН как одного из основных компонентов ядерной триады России .

Сейчас принята концепция, предписывающая организацию ядерных стратегических сил РФ. Предполагается продолжить политику ядерного сдерживания по отношению к Америке. Основным её аспектом специалисты назвали сохранение способности войск РФ к преодолению строящейся противоракетной обороны США.

Именно по этой причине вводится отсрочка на полтора десятилетия по снятию с вооружения жидкостных тяжёлых ракет.

Специалисты уверены, что это не лучший из возможных путей, так как старое вооружение не будет сменяться новыми его образцами. По этой причине могут участиться серьёзные аварии с его участием, которые могут нести значительные негативные последствия.

Перспективы ядерной триады России

Главным перспективным направлением развития ядерной триады России, как и вооружения страны в целом, остаётся разработка и применение новых орудий, а не расширение численности старых. Важно своевременно обновлять стоящую на боевом дежурстве технику, вооружение. Только в этом случае можно рассчитывать на полную боеготовность всех видов оружия в случае военного конфликта.

Не стоит забывать, что даже с учётом всех действующих на сегодняшний день документов и соглашений, Российская Федерация сохраняет возможность наращивания и обновления имеющихся арсеналов. Это распространяется на все компоненты ядерной триады страны. Необходимо правильно и разумно пользоваться этой возможностью, чтобы безопасность страны находилась под надёжной защитой.

Разделение стратегических ядерных зарядов государства между несколькими видами ядерных вооруженных сил стратегического назначения обеспечивает невозможность уничтожения всего боеспособного арсенала ядерного оружия в случае внезапного нападения противника и предоставляет большую гибкость в его применении. Даже при полном уничтожении арсеналов в двух любых компонентов, третий должен быть способен нанести ответный удар, гарантирующий уничтожение противника или причинение ему неприемлемого ущерба.

Классическая ядерная триада состоит из сухопутного, морского и воздушного компонентов. Считается, что полноценной ядерной триадой обладают 3 страны: США , Россия и КНР .

Тактические ядерные заряды не входят в ядерную триаду . В России ядерную триаду, согласно актуальному составу Стратегических ядерных сил РФ , составляют:

  • Морские стратегические силы

Сухопутный

Межконтинентальные баллистические ракеты (МБР) стационарного и мобильного базирования. Малая уязвимость обеспечивается за счёт высокой защищённости стационарных шахтных пусковых установок , способных выдержать близкий (до нескольких сот метров) ядерный взрыв средней мощности и рассредоточения их на местности. Мобильные грунтовые и железнодорожные пусковые установки способны быстро менять позиции и маневрировать в пределах всей дорожной сети страны, что затрудняет их обнаружение и уничтожение.

Морской

Основным носителем межконтинентальных баллистических ракет на флоте являются атомные подводные лодки . Они имеют большой срок автономности и способны скрытно маневрировать в пределах всего мирового океана , и проводить запуски ракет из подводного положения, а также всплывая из-подо льдов Северного полюса , что делает их обнаружение и уничтожение до момента запуска ракет очень сложной задачей. Существуют подводные лодки, способные нести до 24 МБР , с четырнадцатью боевыми частями индивидуального наведения каждая (лодки типа «Огайо»), что делает даже одиночную подводную лодку крайне опасной. Некоторые надводные корабли способны нести крылатые ракеты с ядерными боевыми частями.

Воздушный

Носителем крылатых ракет воздушного базирования с ядерными боеголовками и ядерных бомб являются стратегические бомбардировщики , способные совершать дальние перелёты и длительное время находиться в воздухе на патрулировании, в том числе и возле границ потенциального противника. Это даёт возможность политического давления на противника, обеспечивает быстрое нанесение удара в случае начала войны . Также достоинством является возможность оперативного маневра силами и возможность поразить цели практически в любой точке мира.

См. также

  • Ядерный арсенал РФ

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Ядерная триада" в других словарях:

    Ядерное оружие История ядерного оружия … Википедия

    Триада (греч. τριάς, род. падеж τριάδος) Единство, образуемое тремя раздельными членами и частями. В Викисловаре есть статья « … Википедия

    Ядерная стратегия система военных и политических доктрин, регулирующих создание и применение ядерного оружия, составляет основу стратегии ведения ядерной войны. Тем не менее, ядерная стратегия не может быть рассмотрена исключительно как тип … Википедия

    ЯДЕРНАЯ ПОЛИТИКА - – деятельность политических субъектов в области мирного или потенциального военного использования внутриатомной энергии. Я. п. осуществляется: ядерными державами; не обладающими ядерным оружием государствами; НАТО и ранее – Варшавским договором;… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    Ядерная стратегия - (nuclear strategy), полит, и стратег, аспекты ядерного вооружения, в т.ч. проблемы ядерного сдерживания. С 1949 г., когда СССР стал обладателем ядерного оружия, мир волновало, каким образом в контексте холодной войны (Восток Запад, отношения)… … Народы и культуры

    СТРАТЕГИЯ НОВАЯ ЯДЕРНАЯ - стратегическая концепция, предусматривающая обеспечение безопасности США и их союзников в современном мире за счет «надежных вариантов ядерного и безъядерного ответа», а также «мощнейшего в мире ядерного потенциала», подкрепленного развернутыми… … Война и мир в терминах и определениях

    Защитное устройство шахтной пусковой установки баллистической ракеты Р 12У (8К63У) … Википедия

    Сюда перенаправляется запрос «Ответно встречный удар». На эту тему нужна отдельная статья. Второй удар понятие ядерной стратегии, обозначающее массированный ответный ядерный удар по агрессору. Фактор ответного удара является ключевым в… … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Анадырь (значения). Операция «Анадырь» … Википедия

    - «Вывод из под удара» (в дальнебомбардировочной и ракетоносной авиации) комплекс мероприятий по рассредоточению авиационной техники и личного состава в «угрожаемый период», для последующего нанесения ответного ядерного «удара возмездия».… … Википедия

Министр обороны Сергей Шойгу недавно отчитался о состоянии российского ядерного щита: «доля современного оснащения стратегической ядерной триады в 2016 году составила 60%».

При этом «уровень оснащенности Ракетных войск стратегического назначения (РВСН) РФ современным вооружением по итогам 2016 года составил 62%».

Вообще темпы обновления довольно бодрые: например, в 2015 года Шойгу рассказывал, что «доля современных вооружений в наземных стратегических ядерных силах составила 51%». Итого 11% прироста обновления вооружений за один год.

Важно учитывать и то, что вооружение, которое у нас считается подлежащим замене, для многих стран является недостижимым уровнем технологий. Ракетный комплекс УР-100Н размещающийся в шахтных установках, за рубежом больше известный как «Стилет», сегодня заменяется на PC-24 «Ярс» тоже шахтного базирования. При этом страны, у которых есть что-то подобное «Стилету», можно пересчитать по пальцам одной руки.

Ядерный щит

Ядерная триада не напрасно называется щитом. Пацифистам бывает тяжело понять, как может столь страшное и мощное оружие быть средством защиты.

Вполне может - посмотрите на пример Северной Кореи, по которой не вдарили, скорее всего, из-за опасений применения ею именно ядерного оружия, пусть и образца 50-х.

Ни СССР, ни Россия никогда всерьез не рассматривали возможность полномасштабной войны с Соединенными Штатами или с каким-либо другим крупным государством. В Советском Союзе войны всегда опасались и старались ее избежать, особенно после богатой на жертвы и отчаянье Второй мировой.

К сожалению, нельзя сказать того же самого про Штаты. Со времен операции «Немыслимое» янки с союзниками так или иначе рассматривали возможность отправки СССР в каменный век, и каждый раз эти планы разбивались только о мощь нашей армии и гений инженеров.

Ядерное оружие сегодня есть у 9 стран. И еще с десяток стран могли бы в короткие сроки собрать «грязную» ядерную бомбу. Однако «Ядерная триада» в наличии только у России, США и Китая.

Это значит, что только эти три страны действительно способны нанести кому угодно разрушения, несовместимые с продолжением боевых действия. И этот факт заставляет потенциального противника проявлять осторожность и избегать резких движений.
Нас могут не пускать на Олимпиаду, могут ввести против нас санкции и всячески демонизировать образ России в средствах массовой информации, но к российским берегам, как к Северной Корее американцы даже не подумают отправлять авианосную группу: слишком чревато последствиями.

И чем современнее и технологичнее будет российский ядерный щит, тем меньше желания будет у «доброжелателей» попробовать крепость России на зуб.

Почему триада?

Решающее значение имеет не само ядерное оружие, а средства его доставки: если у противника они серьезно превосходят ваши, то любое ядерное оружие серьезно обесценивается.

При этом средства доставки разделяют на три компонента (сухопутный, морской и воздушный), чтобы обеспечить невозможность их единовременного уничтожения упреждающим ударом.

Сухопутный компонент - это, собственно, Ракетные войска стратегического назначения, основное вооружение которых делится на две части. Первая -- Ракетные комплексы стационарного базирования, размещающиеся в высокозащищенных шахтах. Это самая мощная в мире межконтинентальная баллистическая ракета Р-36М и ее модернизированный вариант Р-36М2 «Воевода», а также межконтинентальная баллистическая ракета УР-100Н и шахтный вариант PC-24 «Ярса».


Местоположение этих шахт, скорее всего, известно вероятному противнику - не иголка, в тайге не спрячешь. Но это не имеет особого значения: та же МБР «Воевода» способна стартовать непосредственно в облаке ядерного взрыва. Надо сказать, что в мире нет более живучей баллистической ракеты.

Ракетные комплексы мобильного базирования размещаются на подвижном шасси. Это знаменитые РТ-2ПМ «Тополь», его модификация РТ-2ПМ2 «Тополь-М» и мобильный вариант PC-24 «Ярса». Эти комплексы передвигаются по специальным дорогам и предугадать их местоположение достаточно сложно.

Скоро этот компонент пополнится ракетным комплексом железнодорожного базирования «Баргузин» на базе «Ярса». Если «Тополя» передвигаются по специальным дорогам, расположение которых тоже, скорее всего, известно вероятному противнику, то комплекс «Баргузин» невозможно отличить от товарного поезда. Он может перемещаться по всей железнодорожной сети нашей необъятной Родины. Попробуй, угадай, где он.


Морской компонент - это Морские стратегические силы Российской Федерации, чья ударная мощь также баллистические ракеты, но эти МБР располагаются на подводных ракетоносцах. В данном случае, на подлодках трех проектов - 667БДРМ «Дельфин», 667БДР «Кальмар» и на самых современных -проекта 955 «Борей».

Отследить и обнаружить их достаточно сложно, а если они прячутся подо льдами Арктики, то и вовсе невозможно. Их ответный удар гарантирован.

В воздушный компонент входит стратегическая авиация Российской Федерации. Наши Ту-95 «Медведь» и легендарный Ту-160 «Белый Лебедь» могут облететь планету по кругу. Эти ракетоносцы способны доставить ядерные крылатые ракеты и бомбы в любую точку мира.


Каждый элемент ядерной триады обеспечивает поражение вероятного противника гарантированным ответным ядерным ударом. Уничтожить сразу все три компоненты в настоящий момент невозможно.

На самом деле только страшная «мертвая рука» и гарантированный ответный удар удерживают мир от масштабной Третьей мировой войны, а вовсе не ООН, ОБСЕ и другие гуманистические организации, которые, впрочем, никогда не против «мирных» ударов по Сирии, Ливии, Ираку и прочим. Парадоксально, что никакие международные организации и идеи гуманизма не сумели остановить ни Первую, ни Вторую мировые войны, а вот ядерному оружию удается остужать пыл политиков уже восьмое десятилетие.

Тактические ядерные заряды не входят в ядерную триаду, так как не предназначаются для использования в нанесении «второго удара ».

Компоненты

Сухопутный

  • ракетные войска стратегического назначения Российской Федерации (РВСН) ,

С 2013 года в России началось обновление морского компонента «ядерной триады». 10 января 2013 года на вооружение ВМФ РФ были приняты новый стратегический атомный подводный крейсер «Юрий Долгорукий » (проекта 955 «Борей») и его основное оружие - межконтинентальная баллистическая ракета морского базирования Р-30 «Булава-30» , 23 декабря 2013 года - вторая подводная лодка проекта 955 «Борей» «Александр Невский » , 19 декабря 2014 года - третья АПЛ этого же проекта «Владимир Мономах » .

Таким образом, в строю морских стратегических сил РФ по состоянию на 1 марта 2017 года находятся 13 атомных подводных лодок с баллистическими ракетами ПЛАРБ с 212 пусковыми установками, способных нести до 936 ядерных боевых блоков, из них боевое дежурство несут 10 ПЛАРБ со 160 носителями. Основу морских стратегических сил России составляют 5 ракетоносцев проекта 667БДРМ «Дельфин» (Delta IV), оснащённых 80 (16 х 5) пусковыми установками (ПУ) с баллистическим ракетами подводных лодок (БРПЛ) Р-29РМУ2 «Синева» (SS-23) и их модификацией Р-29РМУ2.1 «Лайнер» , ещё одна подлодка этого проекта находится на плановом перевооружении . В строю остаются 3 подводные лодки проекта 667БДР «Кальмар» (Delta III), оснащённых 32 (16 х 2) ПУ ракет Р-29Р , причём одна лодка данного проекта прошла ремонт и модернизацию в 2011-2016 годах и вернулась в строй в феврале 2017 года . Также на боевую вахту заступили 3 подводные лодки проекта 955A «Борей» , оснащённых 48 (16 х 3) ПУ со стратегическими ракетами Р-30 «Булава» . Тяжёлый ракетоносец проекта 941 «Акула» (Typhoon) переделан под испытания ракет Р-30 «Булава» . На ПЛАРБ размещено более 700 ядерных боевых блоков. Дальность ракет - 8-9,3 тысяч километров . К 2020 году основу морского компонента «ядерной триады» России составят восемь «Бореев» (на каждой - 16 БРПЛ «Булава») .

Стратегическая авиация «ядерной триады» России по состоянию на 1 мая 2017 года состоит из 60 стратегических бомбардировщиков Ту-95МС и 16 Ту-160 , дислоцированных на трёх авиабазах. От других компонентов «триады» российскую дальнюю авиацию , называемую «длинной рукой», отличает гибкость применения, ведь перенацелить самолёт можно прямо в воздухе. В 2015 году пять «Ту-160» вернулись в строй обновлёнными, должны пройти модернизацию и все остальные боевые стратегические самолёты этой модели .

«Доля современных вооружений в наземных стратегических ядерных силах составила 51 %. Авиационные стратегические ядерные силы в 2015 году пополнились десятью самолётами, из них два Ту-160 , три Ту-95МС и пять Ту-22М3 . Усилилась боевая мощь стратегических ядерных сил. В состав постоянной готовности введены два ракетных крейсера - „Александр Невский “ и „Владимир Мономах “. Всего в ВС РФ поставлено 35 баллистических ракет, что позволило добиться уровня оснащения современными вооружениями „ядерной триады“ в 55 %».

«Как фактор сдерживания Россия, как одна из ведущих ядерных держав, будет это оружие совершенствовать… Ядерная триада лежит в основе нашей политики ядерной безопасности, но мы никогда не размахивали и никогда не будем размахивать этой ядерной дубиной, но в нашей военной доктрине ей отводится надлежащее место и надлежащая роль».

«Ядерная триада» США

В своём заявлении от 2 февраля 2018 года Президент США Дональд Трамп отметил:

«На протяжении последнего десятилетия, несмотря на попытки США снизить роль и арсенал ядерного оружия , другие ядерные державы наращивали свой арсенал, увеличивали значение ядерного оружия в своих стратегиях безопасности, а также - в ряде случаев - продолжали развивать новые ядерные возможности, чтобы угрожать другим народам. Последующие администрации США воздерживались от крайне необходимой модернизации ядерного оружия, инфраструктуры и средств доставки… Ядерная доктрина 2018 года направлена на то, чтобы справиться с этими вызовами».

Согласно новой ядерной доктрине США, принятой в феврале 2018 года, материально-техническую основу вновь создаваемой стратегической ядерной триады страны составят 400 моноблочных МБР наземного базирования , предположительно под названием «Минитмен-4 », первая из которых появится в 2029 году, для размещения которых будет оставлено повышенное количество шахтных пусковых установок (450), что позволит рассредоточить этот компонент стратегических ядерных сил и создать до 50 ложных шахт под такие ракеты .

На начальном этапе в ядерную триаду США должны войти до 240 БРПЛ «Трайдент-2 (D-5)» , установленных на 12 ПЛАРБ типа «Колумбия» с большим водоизмещением по сравнению с ПЛАРБ типа «Огайо» (соответственно, 21 тыс. тонн против около 19 тыс. тонн). Впоследствии названные БРПЛ будут заменены на новые типы. Первая атомная субмарина нового класса должна выйти на боевое патрулирование в 2031 году .

Третьей составляющей обновлённой триады станут 60 тяжёлых бомбардировщиков типа «В-21 Рейдер» («B-21 Raider») с ядерными крылатыми ракетами воздушного базирования и корректируемыми ядерными авиабомбами. Первый такой бомбардировщик должен быть сооружён в 2025 году. Впоследствии на этих бомбардировщиках будет размещена новая крылатая ракета повышенной дальности с ядерным боезарядом. Кроме того, триаду усилят неназванное количество бомбардировщиков средней дальности двойного назначения, то есть способных нести авиабомбы в ядерном или неядерном снаряжении. Основу последних составят уже поступающие в ВВС США новые многофункциональные истребители-бомбардировщики «F-35 » передового наземного и авианосного базирования, что означает, что они появятся на аэродромах многих государств Североатлантического альянса (НАТО) и его внеблоковых союзников, прилегающих к территории России и КНР .

17 февраля 2018 года на Мюнхенской конференции по безопасности первый заместитель госсекретаря США Джон Салливан заявил:

«Мы не собираемся представлять новые виды вооружений, мы собираемся реализовывать договор о стратегических наступательных вооружениях (СНВ) . Мы планируем - как Китай и Россия - модернизировать нашу ядерную триаду. В противном случае у нас будут системы, которые устарели на десятки лет, у которых давно вышел срок годности. Если у нас не будет надёжного сдерживания, то в такой ситуации угроза возникновения ядерной войны будет куда больше, чем в той ситуации, когда у нас есть модернизированные системы, когда мы поддерживаем установленные соглашениями уровни [боезарядов]»

См. также

Примечания

  1. А. Д. Никонов. «Гонка вооружений: причины, тенденции, пути прекращения» . - М. : Издательство «Международные отношения », 1986. - С. 56. - 302 с.
  2. Состояние стратегических сил России. Сайт «Стратегическое ядерное вооружение России» // russianforces.org (20 июня 2017 года)
  3. Hans M. Kristensen, Robert S. Norris . Russian nuclear forces, 2016. «Taylor & Francis Online » // tandfonline.com (April 15, 2016)
  4. Ракетные войска стратегического назначения России.
  5. Михаил Тимошенко, военный обозреватель . Ударная триада: чем наш ядерный щит отличается от американского. Телеканал «Звезда » // tvzvezda.ru (25 марта 2015 года)
  6. Полный комплект. - Россия начала обновление морского компонента ядерной триады. // lenta.ru (11 января 2013 года)
  7. ВМФ России принял вторую подлодку проекта «Борей». // lenta.ru (23 декабря 2013 года)
  8. АПЛ «Владимир Мономах», третья в серии «Бореев», вошла в состав ВМФ РФ. «РИА Новости » // ria.ru (19 декабря 2014 года)
  9. Подлодки «Тула», «Орёл» и «Дмитров» вернутся в строй в 2017 году. Сайт «Защищать Россию» // defendingrussia.ru (14 марта 2017 года)
  10. Атомный подводный ракетоносец «Рязань» обещают вернуть в строй до 2017 года. Морской военно-промышленный комплекс // flotprom.ru (18 ноября 2016 года)
  11. Атомная подлодка ТОФ «Рязань» вернулась на Камчатку после модернизации. «Интерфакс - Агентство военных новостей» // militarynews.ru (15 февраля 2017 года)
  12. Морские стратегические силы России. Сайт «Стратегическое ядерное вооружение России» // russianforces.org (22 июня 2017 года)
  13. «The Military Balance 2017», p. 217.
  14. Все 16 самолётов «Ту-160» ВКС России будут полностью модернизированы. Официальный сайт Министерства обороны Российской Федерации // function.mil.ru (27 апреля 2017 года)