Размещение бк в бмп 2. Конструктивные особенности силовых установок бмп, бтр

Классификация:

Боевая машина пехоты

Боевая масса, т:

Компоновочная схема:

Моторно-трансмиссионное отделение спереди, боевое посередине, десантное сзади

Экипаж, чел.:

Десант, чел.:

Разработчик:

Производитель:

СССР, Чехия, Индия

Годы производства:

Годы эксплуатации:

Основные операторы:

СССР, Россия, Украина, Белоруссия, Индия, Иран

Длина корпуса, мм:

Ширина корпуса, мм:

Высота, мм:

2450 (по осветителю) 2250 (по приборам прицеливания)

Колея, мм:

Клиренс, мм:

Бронирование

Тип брони:

Стальная катаная гомогенная (противопульная, противоосколочная)

Вооружение

Калибр и марка пушки:

Тип пушки:

Нарезная малокалиберная автоматическая пушка

Боекомплект пушки:

500 (бронебойные,осколочно-фугасные)

Углы ВН, град.:

Углы ГН, град.:

Дальность стрельбы, км:

До 4 по наземным до 2,5 по воздушным

БПК-2-42 (БПК-1-42) - бинокулярный дневной и активно-пассивный ночной и зенитный 1ПЗ-3

Другое вооружение:

ПТРК 9К111 или 9К113

Подвижность

Тип двигателя:

Мощность двигателя, л. с:

Скорость по шоссе, км/ч:

Скорость по пересечённой местности, км/ч:

40-45 по грунтовой дороге 7 на плаву

Запас хода по шоссе, км:

Удельная мощность, л. с./т:

Тип подвески:

Независимая торсионная с гидравлическими телескопическими амортизаторами двустороннего действия на 1, 2 и 6 узлах подвески

Удельное давление на грунт, кг/см²:

Преодолеваемая стенка, м:

Преодолеваемый ров, м:

Преодолеваемый брод, м:

Описание конструкции

Броневой корпус и башня

Вооружение

Средства наблюдения и связи

Двигатель и трансмиссия

Ходовая часть

Модификации

Советские

БМП-2 с АГС-17 «Пламя»

Российские

БМП-2 с БМ «Бахча-У»

БМП-2М «Бережок»

Зарубежные модификации

Машины на базе

Операторы

Современные

Служба и боевое применение

БМП-2 (Индекс ГБТУ - Объект 675 ) - советская/российская гусеничная боевая машина пехоты, предназначенная для транспортировки личного состава к переднему краю, повышения его мобильности, вооруженности и защищенности на поле боя в условиях применения ядерного оружия и совместных действий с танками в бою.

Основное отличие от БМП-1 состоит в более крупной башне и оснащении другим комплексом вооружения. Башнявмещает двух человек: командира отделения (справа) и наводчика-оператора. Основное вооружение -автоматическая 30-мм пушка 2А42, изготовляемая на Тульском машиностроительном заводе. БМП-2 принята на вооружение в 1977 году.

История создания

Машина была создана в результате модификации БМП-1. Работы в этом направлении велись в КБ Курганского машиностроительного завода с 1974 года под индексами ГБТУ «Объект 675» и «Объект 680». Также вопрос модернизации БМП-1 прорабатывался на Челябинском тракторном заводе с 1972 года под индексом «Объект 769». В1980 году на вооружение был принят вариант Курганского машиностроительного завода, на котором и было развёрнуто серийное производство БМП-2.

Описание конструкции

Экипаж машины состоит из трёх человек - механика-водителя, оператора-наводчика и командира. Также в машине перевозится десант из 7 человек, которые могут вести огонь через специальные амбразуры из личного оружия.

Броневой корпус и башня

Корпус и башня БМП-2 сварены из катаных стальных броневых листов толщиной от 5 до 19 мм. Лоб башни толщиной 23 мм.

В левой передней части машины располагается отделение управления, в котором находится место механика-водителя с органами управления движением машины, приборами наблюдения и средством связи. За механиком-водителем находится место стрелка, оборудованное амбразурой для стрельбы из личного оружия, а также приборами наблюдения и средствами связи.

Моторно-трансмиссионное отделение располагается в правой передней части машины, по длине машины совмещено с отделением управления и разделено с ним теплозвукоизоляционной перегородкой. Для доступа к агрегатам МТО в перегородке имеются люки.

В средней части машины находится боевое отделение, которое занимает башню и подбашенное пространство корпуса. В боевом отделении расположены рабочие места оператора-наводчика и командира, а также основное и вспомогательное вооружение. В подбашенном пространстве находится вращающийся пол, в котором смонтированы коробки с патронами для пулемёта, а также система ленточного питания пушки бронебойно-трассирующими и осколочными выстрелами. В правом борту корпуса находятся три укладки с выстрелами ПТУР, ещё одна находится в подбашенном пространстве.

Боевое отделение расположено в средней части машины. Оно занимает башню и подбашенное пространство в корпусе. В нем размещены основное и вспомогательное вооружение и его системы, а также рабочие места командира (справа) и оператора-наводчика (слева). На вращающемся полу смонтированы магазины с патронами для пулемета и система, обеспечивающая ленточное питание пушки бронебойно-трассирующими и осколочно-фугасными выстрелами. Укладки ПТУР установлены в подбашенном пространстве (одна) и на правом борту корпуса (три).

В десантном отделении, находящемся в кормовой части машины, находятся 6 рабочих мест для стрелков. Каждое имеет амбразуру для стрельбы из личного оружия. В корме имеются две двери для выхода десанта. В левой двери имеется амбразура для стрельбы из автомата. Также для спешивания десанта при движении на плаву или аварийной эвакуации над сидениями в крыше корпуса имеются два люка. Десантное отделение разделяет средний топливный бак и контейнер электрооборудования, в котором находятся аккумуляторы, отопитель и другие электроагрегаты.

Вооружение

Основным отличием БМП-2 от БМП-1 является новый комплекс вооружения. Причиной замены являлся опыт использования вооружения БМП-1, которое с трудом справлялось с задачей поражения типичных пехотных целей, особенно с залёгшей или укрытой живой силой противника. Проблемной была борьба с низколетящими воздушными целями, лёгкими БТР, а вследствие низкого могущества боеприпасов, низкой точности и малой дальности пушки2А28, борьба против танковых целей была не эффективна.

В качестве основного вооружения БМП-2 используется 30-мм автоматическая пушка 2А42 с боекомплектом в 500 выстрелов. С пушкой спарен 7,62 пулемёт ПКТ, имеющий в боекомплекте 2000 патронов. Кроме того, для борьбы с танками БМП-2 имеет ПТРК 9К111 «Фагот» или 9К113 «Конкурс» с 4 выстрелами к нему.

Также на машине были установлены 6 гранатомётов системы постановки дымовой завесы 902В «Туча» для стрельбы 81-мм дымовыми гранатами.

Средства наблюдения и связи

Место механика-водителя оснащено приборами наблюдения и аппаратом А-3 танкового переговорного устройства. Находящееся за ним место стрелка оборудовано приборами наблюдения ТНП-165А и ТНПО-170А. Для связи имеется аппарат А-3 ТПУ.

В ночное время механиком-водителем осуществляется осмотр прибором ТВН-2(для водителя) который устанавливается непосредственно перед выездом, вместо переднего триплекса. Дальность и углы обзора не большие (при полной темноте) следовательно, что находится по бокам от машины механик-водитель не может видеть, это уже входит в обязанность командира и оператора-наводчика с докладом по внутренней связи. Оборудование идет в комплекте с техникой, но чаще всего хранится отдельно от машины.

Рабочие места командира и оператора имеют приборы наблюдения и прицеливания. Место командира оборудовано радиостанцией Р-123М и аппаратом А-1 ТПУ. У оператора имеется аппарат А-2 ТПУ для внутренней связи.

Рабочие места стрелков в десантном отделении и кормовые двери для спешивания снабжены приборами ТНПО-170А для наблюдения за местностью. Для связи внутренней связи в десантном отделении используются аппараты А-3 и А-4 ТПУ. В правой двери имеется радиостанция Р-126.

Для прицеливания оператор-наводчик использует комбинированный прицел (в зависимости от модификации либо БПК-1-42, либо БПК-2-42) с 5,6-кратным увеличением днём и 5-кратным ночью. Для работы в активном режиме, на машину установлен осветитель ОУ-5. Кроме прицела, у наводчика имеется 3 перископических прибора ТНПО-170А с электрообогревом, а также 1 прибор заднего наблюдения ТНПТ-1. Для командира машины установлены два прибора ТНПО-170А и один ТНПТ-1, бинокулярный смотровой прибор ТКН-3Б и дневной прицел 1ПЗ-3 для поиска воздушных и наземных целей и наведения на них оружия.

Двигатель и трансмиссия

В машине имеется два блока. Первый блок силовой и объединяет в себе двигатель, планетарные механизмы поворота и коробку передач. Второй - блок охлаждения и очистки, в нём объединены радиаторы системы охлаждения, смазки двигателя, эжектор, воздухоочиститель и масляная система трансмиссии.

Двигатель, коробка передач и планетарные механизмы поворота объединены в силовой блок, а радиаторы системы охлаждения, системы смазки двигателя, масляной системы трансмиссии, эжектор и воздухоочиститель – в блок охлаждения и воздухоочистки. Последний крепится к балкам крыши корпуса.

Двигатель 6-цилиндровый 4-тактный бескомпрессорный дизель УТД-20С1 жидкостного охлаждения с непосредственным впрыском. Максимальная мощность составляет 210...221 кВт. Общая масса сухого двигателя около 700 кг.

Силовой агрегат находится условно в первом блоке (он же отсек), в самой ее передней части машины под "ребристым". В него входят трансмиссия включающаяся в себя коробку передач, узлы рулевого управления, сцепление. Все это в той или иной степени может быть отремонтировано в полевых условиях, так как имеется прямой доступ. Двигатель же находящийся условно во втором блоке (отсеке), справа от механика-водителя полностью закрыт и без специального оборудования доступ к нему практически невозможен. Единственный путь к двигателю преграждается бронированной плитой вместе с эжектором, прямо над ним и без серьезного подъемного оборудования не стоит даже и пытаться производить ремонт. Впрочем, конструкторами эта ситуация явно была продумана, если что-то случается с двигателем значит машина не боеспособна и следовательно требует капитального ремонта, а он должным образом может быть проведен только на специализированном месте.

Через лючки перегородки ремонт двигателя невозможен в принципе, и доступ осуществляется только для планового его обслуживания. Но вот особо ими пользуются в холодное время года, когда двигатель уже прогрелся, а температура в салоне еще не выше чем снаружи, хотя команда "по машинам!" уже поступила. Тут они и спасают, первую порцию тепла получает механик-водитель и сзади за ним сидящий, затем сидящие в башне и уже только потом десантное отделение, с условием, что долго едут и кормовые двери не часто открываются. Следует заметить, в целом это отделение не сильно успевает прогреться, так как лючки закрываются при достижение комфортной температуры для механика-водителя. После этого нагрев происходит за счет перегородок и нагнетаемого подогретого воздуха в салон.

Ходовая часть

В качестве базы используется шасси с шестиопорной ходовой частью, конструкция и характеристики аналогичны БМП-1.

Несмотря на гусеничный ход машина довольно быстрая и скорость в 65 км/ч по шоссе явно занижена из расчета на устойчивое управление, а на предельно высокой скорости машина становится просто неуправляемой, гусеничные траки и асфальт в этот момент становятся аналогично конькам и льду.

По пересеченной местности или грунтовой дороге (если не аналогично асфальтовой) более 40 км/ч невозможно разогнаться, только из-за особенностей конструкции машины, вся тяжесть двигателя и трансмиссии приходится на нос, следовательно на неровностях машина начинает клевать, что само по себе замедляет движение. Езда змейкой, единственный способ не потерять набранную скорость, это когда только одна гусеница попадает в неровность, а другая еще нет, как бы объезжая ее.

В машинах серий БМП используется уникальное рулевое управление, что-то среднее между рулем в БТР и рычагами в танках, это так называемый «штурвал» (между собой экипажи зовут его рулем), состоящий только из двух горизонтальных рукояток. С такой же свободой вращения, что и у руля, это позволяет управлять машиной словно колесной техникой, с той лишь разницей, что угол отклонения его имеет свои ограничения. При повороте его в сторону, происходит плавно-равномерное перераспределение тяг на гусеницы, именно это позволяет не дергать машину при повороте, как это обычно происходит с машинами на гусеничном ходу, что в конечном счете для них, пагубно сказывается на катках и траках. После отпускания его, «штурвал» сам возвращается в исходное состояние. Следовательно, усилие необходимо прикладывать только при повороте, а горизонтальное положение в этот момент показывает, что машина движется по прямой. Благодаря такой конструкции, управление машиной сильно облегчается и такие маневры, вроде змейки на скорости, получаются более плавными.

Модификация БМП-2, отличается от базовой машины наличием гранатомёта АГ-17 «Пламя». Гранатомёт смонтирован в задней части башни. Наведение осуществляется дистанционно оператором-наводчиком или командиром. Боекомплект находится в коробке с лентой на 250 выстрелов. Производилась в СССР небольшой серией.

БМП-2К

Создана для управления мотострелковыми подразделениями. В машине имеется дополнительная коротковолновая радиостанция, для дальней связи предусмотрена установка мачтовой антенны. Остальные характеристики аналогичны базовой машине.

БМП-2Д

Разработана в 1981 году специально для боёв в Афганистане. Основные отличия: усилена броня, установлены стальные экраны на корпусе и броневая плита под командиром и механиком-водителем. Из-за чего возросла масса машины, и она утратила возможность плавать. Максимальный преодолеваемый брод составляет 1,2 м.

Российские

БМП-2 с БМ «Бахча-У»

Опытная модификация БМП-2. Разработана в 1999-2000 году. Модернизация сделана с целью повышения боевого могущества БМП-2 до уровня БМП-3. Однако из-за большого объёма возимого оборудования десант сокращён до 5 человек, а из-за возросшей массы утрачена возможность плавать. Фактически машина превратилась в неплавающую БРМ.

БМП-2М «Бережок»

Российская модификация БМП-2. Установлен дополнительный панорамный прицел. Изменено расположение АГС-17, установлены 4 ПУ ПТУР "Корнет". В 2005 году был заключён контракт с Алжиром на модификацию 300 машин до уровня БМП-2М.

Зарубежные модификации

BVP-2 - БМП-2, производившиеся по лицензии в 1984-1987 в Чехословакии на заводе «Подполянске строярне» в Детве. Произведено 344 экземпляра.

«Sarath» - БМП-2, производившиеся по лицензии в Индии

BMP-2 - модификация БМП-2 для армии Финляндии

Машины на базе

  • БРЭМ-4 - ремонтно-эвакуационная машина
  • БМО-1 - боевая машина огнемётчиков
  • ПРП-4 - подвижный разведывательный пункт (артразведка)

Операторы

Современные

  • Россия:
    • Сухопутные войска России - 5000 БМП-2 (из них 1500-2000 на хранении), по состоянию на 2012 год
    • Морская пехота России - около 150 БМП-2, по состоянию на 2012 год
    • Внутренние войска МВД России - 1650 БМП-1, БМП-2 и БТР-80, по состоянию на 2012 год
  • Азербайджан:
    • Армия Азербайджана - 33 БМП-2, по состоянию на 2012 год
    • Пограничные войска Азербайджана - 168 БМП-1/БМП-2, по состоянию на 2012 год
  • Алжир - 304 БМП-2М с 9М113, по состоянию на 2012 год
  • Ангола - 250 БМП-1/БМП-2, по состоянию на 2012 год
  • Армения - 5 БМП-2, по состоянию на 2012 год
  • Афганистан - некоторое количество БМП-2, по состоянию на 2010 год
  • Белоруссия - 875 БМП-2, по состоянию на 2012 год
  • Вьетнам - 300 БМП-1/БМП-2, по состоянию на 2012 год
  • Грузия - 45 БМП-2 (1 на хранении), по состоянию на 2012 год
  • Иордания - более 26 БМП-2, по состоянию на 2007 год
  • Индия - 980 БМП-2 Sarath и 250 БМП-2К, по состоянию на 2013 год
  • Индонезия - 22 БМП-2, по состоянию на 2012 год
  • Иордания - 31 БМП-2, по состоянию на 2012 год
  • Иран - 400 БМП-2, по состоянию на 2012 год
  • Ирак - некоторое количество БМП-2, по состоянию на 2010 год
  • Йемен - 100 БМП-2, по состоянию на 2012 год, по другим данным 188 модернизированных БМП-2 поставлено с консервации из России в 2004-2005 годах
  • Казахстан - 700 БМП-2, по состоянию на 2012 год
  • Киргизия - 90 БМП-2, по состоянию на 2012 год
  • Кот-д’Ивуар - 10 БМП-1/БМП-2, оценивающиеся как небоеспособные, по состоянию на 2012 год
  • Кувейт - 76 БМП-2, по состоянию на 2012 год
  • Абхазия - 80 БМП-1 и БМП-2, по состоянию на 2007 год
  • Сьерра-Леоне - 4 БМП-2 куплено у России в 1992 году
  • Таджикистан - 15 БМП-2, по состоянию на 2012 год
  • Того - 20 БМП-2, по состоянию на 2012 год
  • Туркмения - 930 БМП-1/БМП-2, по состоянию на 2012 год
  • Уганда - 31 БМП-2, по состоянию на 2012 год
  • Узбекистан - 270 БМП-2, по состоянию на 2012 год
  • Украина - 1434 БМП-2, по состоянию на 2012 год
  • Финляндия - 92 БМП-2, по состоянию на 2012 год
  • Чехия - 181 БМП-2, по состоянию на 2012 год
  • Шри-Ланка - 49 БМП-2, по состоянию на 2012 год
  • Южная Осетия:
    • МЧСиО Южной Осетии - 80 БМП-1 и БМП-2, по состоянию на 2008 год
    • Миротворческий батальон «Алания» Южной Осетии - 22 БМП-2, по состоянию на 2008 год

Бывшие

Служба и боевое применение

  • Афганская война (1979-1989) - первые машины поступили в 1982 году, где был получен положительный опыт применения БМП-2 против живой силы противника.
  • Война в Персидском заливе - применялись иракскими войсками во время нападения на Кувейт и при обороне против американской армии.
  • Разгон Верховного Совета России - использовались в 1993 году во время октябрьского путча. Вели стрельбу очередями по окнам Белого дома.
  • Первая Чеченская война - основные потери российской бронетехники пришлись на боевые машины пехоты.
  • Эфиопо-эритрейский конфликт
  • Вторая Чеченская война
  • Иракская война - применялись армией Саддама Хусейна. По информации российского автора Сергея Суворова, были зафиксированы случаи уничтожения танков M1A2 23-й механизированной дивизии США (по другим данным, среди участвовавших во вторжении американских войск отсутствовала дивизия с таким номером). Причиной являлся пожар в моторно-трансмиссионном отделении, возникавший при попадании очереди бронебойно-трассирующих снарядов из пушки 2А42 в кормовую броню танка. Согласно американским данным, три танка «Абрамс» Армии США были поражены огнём 30-мм пушек БМП-2 без какого-либо существенного ущерба.
  • Война в Южной Осетии (2008)

Модификация БМП-2, отличается от базовой машины наличием гранатомёта АГС-17 «Пламя». Гранатомёт оборудован в задней части башни. Наведение производится дистанционно оператором-наводчиком или командиром. Боекомплект размещён в коробке с лентой на 250 выстрелов. Выпускалась небольшой серией.

Создана для управления мотострелковыми подразделениями. В машине оборудована дополнительная коротковолновая радиостанция, для дальней связи предусмотрена установка мачтовой антенны. Остальные характеристики аналогичны базовой машине.

Создана в 1981 году специально для боёв в Афганистане. Главные отличия: усилена броня, оборудованы стальные экраны на корпусе и броневая плита под командиром и механиком-водителем. Из-за чего возросла масса машины, и она потеряла возможность плавать. Максимальный преодолеваемый брод составляет 1,2 м.

БМП-2 с БМ «Бахча-У»

Опытная модель БМП-2. Создана в 1999-2000 годах. Модернизация сделана, для того чтобы повысить боевое могущество БМП-2 до уровня БМП-3 . Однако из-за большого объёма возимого оборудования десант был сокращён до 5 человек, а из-за возросшей массы потеряна возможность плавать. По факту машина превратилась в неплавающую БРМ.

БМП-2М «Бережок»

Российская модификация БМП-2. Оборудован дополнительный панорамный прицел. Изменено размещение АГС-17, оборудованы 4 ПУ ПТУР «Корнет». В 2005 году был подписан контракт с Алжиром на модификацию 300 машин до уровня БМП-2М.

Зарубежные модификации
BVP-2

БМП-2, выпускавшаяся по лицензии в 1984-1987 в Чехословакии на заводе «Подполянске строярне» в Детве и ZTS в Дубнице-над-Вагом. Построено 344 экземпляра.

«Sarath»

БМП-2, выпускавшаяся по лицензии в Индии

BMP-2

Модификация БМП-2 выпускавшаяся для армии Финляндии.

Машины на базе БМП-2

БРЭМ-4

Ремонтно-эвакуационная машина

Боевая машина огнемётчиков

Подвижный разведывательный пункт (артразведка)

Состоит на вооружении

Россия:
-Сухопутные войска России - 5000 БМП-2 (из них 1500 на хранении), по состоянию на 2013 год
-Морская пехота России - около 150 БМП-2, по состоянию на 2013 год
-Внутренние войска МВД России - 1650 БМП-1, БМП-2 и БТР-80, по состоянию на 2013 год
-Азербайджан:
-Национальная армия Азербайджана - 33 БМП-2, по состоянию на 2013 год
-Государственная пограничная служба Азербайджана - 168 БМП-1/БМП-2, по состоянию на 2012 год
-Алжир - 304 БМП-2М с 9М133, по состоянию на 2013 год
-Ангола - 250 БМП-1/БМП-2, по состоянию на 2013 год
-Армения - 5 БМП-2, по состоянию на 2013 год
-Афганистан - некоторое количество БМП-2, по состоянию на 2010 год
-Белоруссия - 875 БМП-2, по состоянию на 2013 год
-Вьетнам - 300 БМП-1/БМП-2, по состоянию на 2013 год
-Грузия - 45 БМП-2 (1 на хранении), по состоянию на 2013 год
-Иордания - более 26 БМП-2, по состоянию на 2007 год
-Индия - 980 БМП-2 Sarath и 125 БМП-2К, по состоянию на 2013 год
-Индонезия - 22 БМП-2, по состоянию на 2013 год
-Иордания - 31 БМП-2, по состоянию на 2013 год
-Иран - 400 БМП-2, по состоянию на 2013 год
-Ирак - некоторое количество БМП-2, по состоянию на 2010 год
-Йемен - 100 БМП-2, по состоянию на 2013 год, по другой информации, 188 модернизированных БМП-2 поставлено с консервации из России в 2004-2005 годах
-Казахстан - 500 БМП-2, по состоянию на 2013 год
-Киргизия - 90 БМП-2, по состоянию на 2013 год
-Кот-д’Ивуар - 10 БМП-1/БМП-2, оценивающиеся как небоеспособные, по состоянию на 2013 год
-Кувейт - 76 БМП-2, по состоянию на 2013 год
-Абхазия - 80 БМП-1 и БМП-2, по состоянию на 2007 год
-Македония - 10 БМП-2 и 1 БМП-2К, по состоянию на 2013 год
-Сирия - до 2450 БМП-1/БМП-2/БМП-3, по состоянию на 2013 год
-Словакия - 91 БМП-2, по состоянию на 2013 год
-США - 3 БМП-2К поставлены из Украины в 2011 году
-Судан - 75 БМП-1/БМП-2, по состоянию на 2013 год
-США - 15 единиц БМП-2 поставлены из ФРГ в 1991 году, для обучения солдат армии США
-Сьерра-Леоне - 4 БМП-2 приобретено у России в 1992 году
-Таджикистан - 15 БМП-2, по состоянию на 2013 год
-Того - 20 БМП-2, по состоянию на 2013 год
-Туркмения - 930 БМП-1/БМП-2, по состоянию на 2013 год
-Уганда - 31 БМП-2, по состоянию на 2013 год
-Узбекистан - 270 БМП-2, по состоянию на 2013 год
-Украина:
-Сухопутные войска Украины - 1434 БМП-2, по состоянию на 2013 год
-Морская пехота Украины - 75 БМП-2, по состоянию на 2013 год
-Финляндия - 110 БМП-2, по состоянию на 2013 год
-Чехия - 181 БМП-2, по состоянию на 2013 год
-Шри-Ланка - 49 БМП-2, по состоянию на 2013 год
-Южная Осетия:
-МЧСиО Южной Осетии - 80 БМП-1 и БМП-2, по состоянию на 2008 год
-Миротворческий батальон «Алания» Южной Осетии - 22 БМП-2, по состоянию на 2008 год

Бывшие

ГДР - перешли к ФРГ
-Польша - 52 БМП-2 по состоянию на 1994 год, проданы Анголе в 1994-1995 году
-СССР - перешли к образовавшимся после распада государствам
-ФРГ - достались от ГДР, сняты с вооружения
-Чехословакия - перешли к образовавшимся после распада государствам

Служба и боевое применение

Афганская война (1979-1989)- первые машины прибыли в 1982 году, где был приобретён положительный опыт применения БМП-2 против живой силы противника.
-Война в Персидском заливе - использовались иракскими войсками во время нападения на Кувейт и при обороне против американской армии.
-Разгон Верховного Совета России - приенялись в 1993 году во время октябрьского путча. Вели огонь очередями по окнам Белого дома.
-Первая чеченская война - главные потери российской бронетехники пришлись именно на БМП. Во время штурма Грозного, известен бой, в котором разведрота состоящая из трёх российских БМП-2 заняла оборону на реке Нефтянке. Во время боя разведрота подбила один дудаевский танк (двумя ПТУР), один БТР, два грузовика и подавила несколько огневых точек. Разведчики потеряли одного человека раненым от миномётного огня.
-Эфиопо-эритрейский конфликт
-Вторая чеченская война
-Иракская война - использовались армией Ирака. По информации российского автора Сергея Суворова, были зарегистрированы случаи уничтожения танков M1A2 23-й механизированной дивизии США (по другим данным, среди принимавших участие во вторжении американских войск дивизия с таким номером вообще отсутствовала). Причиной стал пожар в моторно-трансмиссионном отделении, возникший при попадании очереди бронебойно-трассирующих снарядов из пушки 2А42 в кормовую броню танка. По американским данным, три танка «Абрамс» Армии США были подбиты огнём 30-мм пушек БМП-2 без какого-либо существенного ущерба.
-Вооружённый конфликт в Южной Осетии (2008)
-Вооружённый конфликт на востоке Украины (2014)

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ-

ВЫСШАЯ ШКОЛА ЭКОНОМИКИ

Военная кафедра

«УТВЕРЖДАЮ»

начальник цикла военной кафедры

полковник М. Неподкосов

« _____ » ____________ 2011г.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

для проведения занятия по дисциплине

«Техническая подготовка»

ТЕМА 3: ОБЩЕЕ УСТРОЙСТВО БМП -2

ЗАНЯТИЕ 3: «Двигатель УТД-20С1 БМП-2»

ОДОБРЕНА НА ЗАСЕДАНИИ ПМК № 4

«____» _______________2011 г.

ПРОТОКОЛ №______

20 11 г.

УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ:

1. Изучить со студентами назначение и общую характеристику двигателя БМП-2.

2. Изучить со студентами общее устройство механизма газораспределения

и механизма передачи.

3. Прививать студентам навыки в обслуживании БМП-2.

4. Воспитывать у обучаемых чувство уверенности в надежности и безотказности БМП-2.

ВРЕМЯ: 2 часа

МЕСТО: класс технической подготовки

МЕТОД: групповое занятие

УЧЕБНО-МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ :

1. Плакаты:- механизма газораспределения

и механизма передачи.

2 . Топливная система двигателя

- Топливная аппаратура

- Привод управления подачей топлива.

3. Стенды - УТД-20.

РУКОВОДСТВА И ПОСОБИЯ:

1. БМП-2. Техническое описание и инструкция по эксплуатации. Часть 1. М., Воениздат, 1989.

2. БМП-2. Техническое описание и инструкция по эксплуатации. Часть 2. М., Воениздат, 1990.

УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ И РАСЧЁТ ВРЕМЕНИ:

п/п

Перечень отрабатываемых учебных вопросов (при необходимости краткое содержание и методика их отработки)

Время

(мин.)

Наглядные пособия и ТСО и контроля

I .

Вступительная часть

- проверяю наличие личного состава по журналу

- объявляю тему и цель занятия, учебные вопросы

II .

Основная часть

1-й вопрос : Двигатель. Техническая

характеристика и общее

Устройство.

2-й вопрос : Общее устройство

механизма газораспределения

и механизма передачи.

Стенд, слайды

III .

Заключительная часть

- подвожу итоги занятия

- напоминаю тему и цели занятия

- даю задание на самоподготовку

- объявляю тему и место следующего занятия по предмету

1-й вопрос : Двигатель. Техническая характеристика и общее устройство.

Для достижения надежной и безотказной работы силовой установки командир отделения должен знать и следить за соблюдением следующих основных требований:

– запускать двигатель только в соответствии с правилами, установленными для летних и зимних условий эксплуатации;

– во время движения постоянно следить за показаниями контрольно-измерительных приборов, поддерживать температуру охлаждающей жидкости и масла в пределах, указанных в настоящем пособии;

– не допускать прогрева и длительной работы двигателя на пониженном тепловом режиме;

– при эксплуатации машины применять топливо, масла и смазки, которые указаны в настоящем пособии;

– заправлять машину горючими и смазочными материалами только закрытой струей, не допускать попадания в заправочные отверстия воды, пыли и грязи;

– качественно и в установленные сроки проводить техническое обслуживание силовой установки.

Силовая установка является источником механической энергии, приводящей машину в движение и обеспечивающей работу всех ее вспомогательных агрегатов, механизмов и устройств. В силовую установку входят шестицилиндровый V -образный, четырехтактный, быстроходный, бескомпрессорный дизель УТД-20С1 и обслуживающие его системы: питания топливом, питания воздухом, смазки, охлаждения, подогрева и запуска. Двигатель мощностью 300 л. с. установлен в силовом отделении машины в едином блоке с коробкой передач, главным фрикционом и планетарными механизмами поворота. Силовой блок размещается в носовой части машины и крепится на трех опорах, на двух бугелях 3 (рис. 5) и на упругой опоре 2.

Рис. 4. Двигатель (вид со стороны маховика)

1, 7, 30 – трубопроводы подвода масла к механизму газораспределения; 2 – головка блока; 3 – штуцер отвода ОЖ; 4 – выпускной коллектор; 5 – крышка головки блока; 6 – топливный фильтр тонкой очистки; 8, 19 – трубопроводы отвода топлива и воздуха; 9 – топливные шланги; 10 – топливные трубки высокого давления; 11 – ТНВД; 12 – подвод топлива к топливоподкачивающему насосу; 13 – стержень замера уровня масла в регуляторе; 14 – топливоподкачивающий насос; 15 – регулятор ТНВД; 16 – трубопровод подвода масла к ТНВД; 17 – центробежный масляный фильтр; 18 – рычаг управления ТНВД; 20 – штуцер отвода пара; 21 – крышка лючка; 22 – впускной коллектор; 23 – пробка слива масла из коллектора; шланг подвода воздуха к генератору; 25 – генератор; 26 вентилятор генератора;27 трубопроводы воздухопуска; 28 – трубопровод подвода масла к воздухораспределителю; 29 – воздухораспределитель; 31 – шестерня стартера; 32 – шпильки крепления коробки передач; 33 – маховик коленчатого вала; 34 – сапун; 35 – крышка; 36 – стрелка указатель; 37 – блок картер; 38 – крышка; 39 – шланг подвода масла к центробежному фильтру; 40 – фильтр грубой очистки масла; 41 – штуцер для подсоединения шланга агрегата консервации АКД – 1; 42 – трубки объединенного слива топлива из форсунок; 43 – штуцер отвода масла к радиатору; 44 – штуцер отвода маслак фильтру; 45 – масляный насос; 46 – штуцер подвода масла из бака; 47 – водяной насос; 48 – кран слива ОЖ

Рис. 5. Крепление силовой установки

1 – двигатель; 2 – упругая опора двигателя; 3 – бугель; 4 – кронштейн; 5 – коробка передач

2.1. Устройство двигателя УТД-20С1

Кривошипно-шатунный механизм (КШМ) – предназначен для преобразования возвратно-поступательного движения поршней во вращательное движение коленчатого вала, состоит из блок-картера, коленчатого вала, маховика, поршней, вала отбора мощности, уравновешивающего механизма, шатунного механизма.

Механизм газораспределения (ГРМ) (рис. 6) – служит для обеспечения наполнения цилиндров воздухом и очистки и от отработанных газов в порядке, соответствующем рабочему циклу двигателя.

Он смонтирован на головке блока и состоит из клапанов впуска и выпуска и распределительных валов с шестернями привода.

Механизм передач к распределительным валам и навесным агрегатам двигателя смонтирован в фигурном кармане блок-картера со стороны маховика. Общий вид механизма передач показан на (рис. 7).

Силовое отделение (рис. 5) размещено в правой передней части корпуса и отделено от всей машины теплозвукоизоляционной перегородкой, в которой имеются люки для доступа к агре­гатам.

В силовом отделении расположены агрегаты силовой уста­новки и силовой передачи с обслуживающими их системами.

Двигатель и коробка передач объединены в силовой блок, а радиатор системы охлаждения, радиатор системы смазки дви­гателя, радиатор системы смазки и гидроуправления силовой передачи, эжектор и воздухоочиститель - в блок охлаждения и воздухоочистки.

Справа от двигателя расположены водооткачивающий насос, маслобак с котлом подогревателя, автомат давления АДУ-2С с влагомаслоотделителем и насосный узел подогревателя.

К балкам крыши корпуса крепится блок системы охлажде­ния с воздухоочистителем.

Кроме того, в силовом отделении размещены узлы систем, обеспечивающих работу силовой установки.

2. СИЛОВАЯ УСТАНОВКА

Двигатель

Шестицилиндровый четырех­тактный бескомпрессорный ди­зель жидкостного охлаждения, с воспламенением от сжатия, с непосредственным впрыском топлива

Марка

УТД-20С1

Максимальная мощность при 2600 об/мин, кВт (л. с.)

210-221 (285-300)

Максимальный крутящий мо­мент при 1500 - 1600 об/мин, Н*м (кгс*м)

883-1030 (90-105)

Степень сжатия

Расположение цилиндров

V -образное под углом 120 º

Порядок работы цилиндров

1л- 1пр - 2л - 2пр- 3л- 3пр

Рабочий объем цилиндров двигателя, л

Удельный расход топлива при максимальной мощности, г/кВт ч (г/л. с ч), не более

238(175)

Удельный расход масла при 2200 об/мин, г/кВт ч (г/л. с ч), не более

10,9 (8)

Габаритные размеры, мм:

длина

ширина

высота

Масса сухого двигателя, кг

Гарантийный срок службы, ч

Система питания топливом

Применяемое топливо:

летом

Дизельное топливо летнее ГОСТ 305-82, ГОСТ 305-73, ГОСТ 4749-73

зимой

Дизельное топливо зимнее или арктическое ГОСТ 305 - 82, ГОСТ 305-73, ГОСТ 4749-73

Заправочная вместимость топливных баков, л

общая

дверных баков:

правого

левого

среднего

боковых баков:

правого

левого

Система питания воздухом

Тип воздухоочистителя

Бескассетный, циклонный с ав­томатическим эжекционным удалением пыли

Система смазки

Применяемое масло

МТ-16п, МТЗ-10п или М-16ИХП-3

Заправочная вместимость си­стемы, л

Заправочная вместимость ба­ка, л

Минимально допустимое ко­личество масла в баке, л

Система охлаждения и по­догрева

Тип системы охлаждения

Жидкостная, высокотемпера­турная, закрытого типа, с при­нудительной циркуляцией ох­лаждающей жидкости и эжек­ционным просасыванием воз­духа через радиаторы

Заправочная вместимость, л

Применяемые охлаждающие жидкости:

зимой

Низкозамерзающая жидкость марки 40 или 65

летом

Вода с трехкомпонентной при­садкой

Тип подогревателя

Форсуночный с жаротрубным котлом

Тип системы подогрева

Жидкостная с принудительной циркуляцией

Система обеспечения холод­ного пуска двигателя

Бесфорсуночный факельный подогреватель (БФП) впуск­ного воздуха двигателя

Системы пуска:

основная

Сжатым воздухом

дополнительная

Электростартером

Механизм защиты двигателя от попадания воды

Клапанный, автоматический, с ручным приводом взвода кла­панов

2.9. СИЛОВАЯ ПЕРЕДАЧА

Главный фрикцион

Многодисковый, сухого трения, постоянно замкнутый

Количество ведущих дисков, шт.

Количество ведомых дисков,шт.

Коробка передач

Механическая, с постоянным зацеплением шестерен, с синхронизаторами на II , IIIIV и V передачах

Количество передач

Передаточные числа:

5 - вперед, 1 - заднего хода

При включенной замедленной передаче

I передачи

5,25 7,56

II передачи

2,842 4,092

III передачи

1,912 2,753

IV передачи

1,284 1,849

V передачи

0,858 1,236

передачи заднего хода

5,25 7,56

Применяемое масло

МТ-8п, или МТ-16п, или ТСЗп-8

Заправочная вместимость, л, около

Масса (с главным фрикцио­ном, ПМП, тормозами и гидро­приводом), кг

Планетарные механизмы по­ворота

Планетарные, двухступенчатые

Передаточное число:

включен фрикцион

включен тормоз ПМП

Минимальный фиксирован­ный радиус поворота (по цент­ру), теоретический, м

Тормоза остановочные

Ленточные, плавающие, двух­стороннего действия

Минимальный фиксирован­ный радиус поворота (по цент­ру) при затянутом остановоч­ном тормозе, теоретический, м

Бортовые передачи

Планетарные, одноступенчатые

Передаточное число

Применяемое масло

МТ-16п, МТ-8п или ТСЗп-8

Заправочная емкость, л

Масса редуктора бортовой передачи, кг

Приводы управления

Привод подачи топлива

Механический (педальный с ручной установкой постоянной подачи)

Привод управления главным фрикционом

Гидравлический (при нерабо­тающем двигателе - пневмати­ческий)

Привод управления пере­ключением передач

Механический с гидравличе­ским сервоприводом на II , III , IV , V передачах

Привод управления плане­тарными механизмами поворо­та

Гидравлический со следящим воздействием на фрикцион и тормоз ПМП

Привод управления остано­вочными тормозами

Гидравлический следящего дей­ствия (при неработающем дви­гателе - пневматический)

Привод управления стояноч­ным тормозом

Механический

Система питания топливом предназначена для:

¾ хранения и транспортирования возимого запаса топлива;

¾ подачи очищенного топлива в цилиндры двигателя.

Техническая характеристика.

Общая емкость топливных баков- 462 л.

Применяемое топливо - дизельное:

при температуре выше 0° С - летнее марки Л;

при температуре - 20° С и выше-зимнее марки 3 минус 35;

при температуре - 30° С и выше-зимнее марки 3 минус 45;

при температуре - 50° С и выше-арктическое марки А.

2-й вопрос : Общее устройство механизма газораспределения и

механизма передачи.

2.2. Система питания двигателя УТД-20С1 топливом

Система питания предназначена для хранения топлива в машине, очистки и подачи его из баков к топливному насосу высокого давления и впрыска его под давлением в необходимых дозах и в определенный момент в цилиндры двигателя соответственно порядку их работы. Она состоит из топливных баков (8, 11, 16, 17, 21) (рис. 8), топливомера (23), топливоподкачивающего насоса БЦН (10), топливных кранов (25, 26), фильтра грубой очистки (7), дренажной системы с клапаном 12 и топливной системы двигателя (топливоподкачивающего насоса, фильтра тонкой очистки, насоса высокого давления (ТНВД), всережимного регулятора, автоматической муфты угла опережения подачи топлива, форсунок и системы объединенного слива топлива из форсунок (27). Трубопроводы системы питания и дренажной системы окрашены в желтый цвет.

Рис.6.Механизм газораспределения

1 – шестерня привода газораспределения;2 – гайка регулировочной втулки;3 – стопорноекольцо;4 –регулировочная втулка;5 – шестерня распределительного вала;6 –крышка упорного подшип­ника; 7 – распределительный вал выпуска; 8 – распределительный вал впуска;9 – крышка под­шипника распределительного вала;10 – впускные клапаны;11 – основание упорного подшипника; 12 – замковое кольцо;13 – стержень; 14 – малая пружина;15 –большая пружина;16 – замок;17 –тарелка;18 –грибок клапана;а, б –насечки.

Рис.7.Механизм передач

1 –шестерня уравновешивающего механизма;2 –крышка;3 – шестерня коленчатого вала;4 –коленчатый вал;5, 10, 12, 17, 18 –промежуточные шестерни;6 –ше­стерня привода масляного и водяного насосов;7 –шестерни распределительных ва­лов правого блока;8 –промежуточная шестерня привода распределительных валов правого блока;9 –блок шестерен (привод тахометра);11 – шестерня привода топливного насоса; 13 – блок шестерен (привод воздухораспределителя);14 –промежу­точная шестерня привода распределительных валов левого блока;

15 – ведомые ше­стерни распределительных валов левого блока; 16 – блок шестерен;19 – шестерня привода генератора и вентилятора

Рис. 8. Система питания двигателя топливом

1 – фильтр тонкой очистки топлива; 2 – двигатель; 3 – топливоподкачивающий насос; 4 – форсунка подогревателя; 5 – топливный насос подогревателя; 6 – насосный узел подогревателя; 7 – фильтр грубой очистки топлива; 8 – правый топливный бак; 9, 22 – дренажные трубки; 10 – топливоподкачивающий насос (БЦН); 11 – топливный бак; 12 – дренажный клапан; 13,18,24 – трубопроводы; 14, 32 – заправочная горловина; 15 – трубопроводы дренажной системы; 16,17 – дверные топливные баки; 19 – крышка лючка бака; 20, 29, 35 – пробки; 21 – левый топливный бак; 23 – топливомер;25 – топливный кран; 26 – топливный кран подогревателя; 27 трубки объединенного слива топлива из форсунок; 28 – клапан слива топлива из бака; 30 – пробка заправочной горловины; 31, 36 – сетчатый фильтр; 33 – соединительный рукав; 34 – патрубок; 37 – корпус крана; 38, 41 –

пружины; 39, 44 – уплотнительные кольца; 40 – эксцентрик; 42 – рукоятка; 43 – шток клапана; 45 – клапан

Работа системы питания двигателя топливом. Перед запуском двигателя необходимо включить топливоподкачивающий насос БЦН, который обеспечивает подготовку системы к работе: заполнение трубопроводов и фильтров, удаление из системы воздуха и подачи топлива к насосу высокого давления. После включения насоса БЦН топливо из основного бака подается через топливный кран в фильтр грубой очистки, где, проходя через зазоры фильтрующего элемента, очищается и через выходной штуцерподается в топливоподкачивающий насос двигателя,а затем к фильтру тонкой очистки. Пузырьки воздуха, имеющегося в топливе, поднимаются вверх и через обратный клапан вместе с частью топлива отводятся в бак. Остальное топливо, проходя через окна входных проставок, войлочные фильтрующие пластины,окна выходных проставок, шелковый чехол и сетку очищается и подается в центральную полость фильтра, откуда через сверление в корпусе и штуцер подается в топливный насос высокого давления. После запуска двигателя вступает в действие его топливоподкачивающий насос, который обеспечивает бесперебойную подачу топлива из баков в насос высокого давления при работающем двигателе.

Привод управления подачей топлива (рис. 11) служит для изменения количества топлива, подаваемого в цилиндры двигателя, установки постоянной подачи топлива с помощью ручного привода и автоматической остановки двигателя при срабатывании систем коллективной защиты и ППО. Управление подачей топлива может осуществляться как ножным, так и ручным приводом. При нажатии на педаль усилие передается через системы тяг и рычагов на рычаг регулятора топливного насоса. Рычаг поворачивается по ходу часовой стрелки, и топливный насос увеличивает подачу топлива. Ручной привод остается неподвижным, так как палец двуплечего рычага свободно движется по удлиненному пазу проушины.Положение педали, выжатой до упора в регулировочный болт, соответствует максимальной подаче топлива. При этом зазор между рычагом и упором-ограничителем должен быть 0,15–0,3 мм. При отпускании педали рычаг под действием пружины поворачивается против хода часовой стрелки и подача топлива уменьшается. Положение полностью опущенной педали при отсутствии зазора между рычагом и упором-ограничителем соответствует нулевой подаче топлива.

При повороте рукоятки ручного привода подачи топлива против хода часовой стрелки тяга перемещается вверх и через двуплечий рычаг,систему тяг и рычагов привода воздействует на рычаг регулятора топливного насоса и подача топлива увеличивается. При повороте рукоятки по ходу часовой стрелки подача топлива будет уменьшаться. Если при работе двигателя на месте или в движении сработает механизм остановки двигателя (МОД), рычаги его разомкнутся, цепь привода подачи топлива разорвется и двигатель остановится. Для приведения привода в рабочее состояние достаточно установить ручной привод в положение нулевой подачи и отпустить педаль.

Техническое обслуживание. Правильное и регулярное обслуживание является обязательным условием безотказной работы системы питания топливом. При обслуживании машины необходимо выполнить следующие работы:

при КО и ЕТО: проверить заправку системы топливом, проверить отсутствие течи;

при ТО № 1: дополнительно проверить регулировку привода управления подачей топлива;

при ТО № 2: дополнительно промыть фильтр грубой очистки топлива, заменить фильтрующие элементы фильтра тонкой очистки топлива, проверить уровень смазки в муфте опережения впрыска топлива.

При переводе машинына зимнюю эксплуатацию необходимо слить отстой из топливных баков и фильтров и заменить летнее топливо на зимнее.

Возможные неисправности. В процессе эксплуатации возможны следующие основные неисправности:

1. Двигатель не пускается-воздух в топливной системе; нарушена регулировка угла опережения впрыска топлива.

2. Двигатель не развивает необходимой мощности - неисправность форсунок и секций топливного насоса; разрегулирован привод управления подачей топлива.

3. Двигатель стучит - ранний впрыск топлива в цилиндры; большие зазоры в газораспределительном механизме.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

- напоминаю тему и цели занятия;

- определяю как достигнуты цели;

- объявляю оценки;

- произвожу разбор занятия;

- объявляю тему следующего занятия;

- отвечаю на вопросы обучаемых.

Методическую разработку составил:

Старший преподаватель цикла военной кафедры

п/п–к Ю.А.Чумаченко


БМП-2 (индекс ГБТУ - Объект 675) - советская и российская гусеничная боевая машина пехоты, предназначенная для транспортировки личного состава к переднему краю, повышения его мобильности, вооружённости и защищённости на поле боя в условиях применения ядерного оружия и совместных действий с танками в бою.

БМП-2 — видео

Основное отличие от состоит в более крупной башне и оснащении другим комплексом вооружения. Башня вмещает двух человек: командира отделения (справа) и наводчика-оператора. Основное вооружение - автоматическая 30-мм пушка 2А42, изготовляемая на Тульском машиностроительном заводе.

БМП-2 принята на вооружение в 1977 году.

Модификации

БМП-2М Бережок









БМП-2М «Бережок» — российская модификация БМП-2. Установлен дополнительный панорамный прицел. Изменено расположение , установлены 4 ПУ ПТУР «Корнет». В 2005 году был заключён контракт с Алжиром на модификацию 300 машин до уровня БМП-2М.


Разработана в 1981 году специально для боёв в Афганистане. В ходе Афганской войны разработчики и военные внезапно узнали о том, что противники стреляют не только в лоб, но и в борт и в корму БМП, чего собственно в общевойсковом бою (по опыту ВОВ) не предполагалось, а защищенностью бортов пожертвовали в пользу способности преодолевать водные преграды самостоятельно. Прозрение обошлось дорого, но как результат прозрения, в ходе боевых действий появилась БМП-2Д.


Это боевая машина пехоты — БМП-2Д. Это единственная модернизация БМП-2 за 32 года стояния на вооружении. Очень многие люди воевавшие в Афганистане вспоминают эту машину добрым словом. По сути БМП-2Д это и есть та машина, которая и нужна для ведения войны. Да, эта машина потеряла возможность плавать но броня появилась (пусть даже и легкая и противопульной) не только в лобовой проекции и стала круговой. К великому сожалению «броня» БМП-1/2, в чистом виде, круговой противопульностью похвастаться не может.

На этих фотографиях, для наглядности, показано расположение дополнительной брони, на основном корпусе боевой машины пехоты. Дополнительная броня, навешана не просто, а на некотором удалении от основного бронирования корпуса. Это расстояние, в районе 50 — 60 мм. Это делалось улучшения противопульной и противокумулятивной защиты. По сути это классическое экранирование которое привело к увеличению веса БМП но вполне в рамках разумного. В случае с БМП-2Д, вес машины изменился от парадного образца на 500 кг.

БМП-2 весит 14 000 кг, а БМП-2Д весит 14 500+2% кг. Как уже видно из самой первой фотографии, усилению бронирования подверглись борта машины.


И одно из слабых мест, выявленное при ведении боевых действий в Афганистане советскими войсками, у машин БМП-1 и БМП-2 это задняя часть башни которая пробивалась огнем стрелкового оружия. На БМП-2Д этот недостаток устранили.

Кроме того, дополнительно было усилено и другое слабое место базовой и перекочевавшей от нее в БМП-2 это днище в районе механика-водителя и располагающегося за ним стрелка. На всех машинах БМП-2Д днище было дополнительно усилено именно в этом месте.

P.S. Через 10 лет после вывода войск из Афганистана в российской армии не осталось ни одной машины марки БМП-2Д. Один единственный экземпляр стоит в бронетанковом музее в Кубинке.


БМП-2 с боевым модулем «Бахча-У»


Опытная модификация БМП-2 с боевым модулем «Бахча-У». Разработана в 1999-2000 годах. Модернизация сделана с целью повышения боевого могущества БМП-2 до уровня БМП-3. Однако из-за большого объёма возимого оборудования десант сокращён до 5 человек, а из-за возросшей массы утрачена возможность плавать. Фактически машина превратилась в неплавающую БРМ.

БМП-2 с боевым модулем Росток


БМП-2 с АГС-17 «Пламя»

Модификация БМП-2, отличается от базовой машины наличием гранатомёта АГ-17 «Пламя». Гранатомёт смонтирован в задней части башни. Наведение осуществляется дистанционно оператором-наводчиком или командиром. Боекомплект находится в коробке с лентой на 250 выстрелов. Производилась небольшой серией.

Создана для управления мотострелковыми подразделениями. В машине имеется дополнительная коротковолновая радиостанция, для дальней связи предусмотрена установка мачтовой антенны. Остальные характеристики аналогичны базовой машине.

Зарубежные модификации

BVP-2 - БМП-2, производившиеся по лицензии в 1984-1987 в Чехословакии на заводе «Подполянске строярне» в Детве и ZTS в Дубнице-над-Вагом. Произведено 344 экземпляра.

«Sarath» - БМП-2, производившиеся по лицензии в Индии

BMP-2 - модификация БМП-2 для армии Финляндии


История создания

Машина была создана в результате модификации БМП-1. Работы в этом направлении велись в КБ Курганского машиностроительного завода с 1974 года под индексами ГБТУ «Объект 675» и «Объект 680». Также вопрос модернизации БМП-1 прорабатывался на Челябинском тракторном заводе с 1972 года под индексом «Объект 769». В 1980 году на вооружение был принят вариант Курганского машиностроительного завода, на котором и было развёрнуто серийное производство БМП-2.

Описание конструкции

Экипаж машины состоит из трёх человек - механика-водителя, оператора-наводчика и командира. Также в машине перевозится десант из 7 человек, которые могут вести огонь через специальные амбразуры из личного оружия.


Броневой корпус и башня

Корпус и башня БМП-2 сварены из катаных стальных броневых листов толщиной от 5 до 19 мм. Лоб башни толщиной 23 мм.

В левой передней части машины располагается отделение управления, в котором находится место механика-водителя с органами управления движением машины, приборами наблюдения и средством связи. За механиком-водителем находится место стрелка, оборудованное амбразурой для стрельбы из личного оружия, а также приборами наблюдения и средствами связи.

Моторно-трансмиссионное отделение располагается в правой передней части машины, по длине машины совмещено с отделением управления и разделено с ним теплозвукоизоляционной перегородкой. Для доступа к агрегатам МТО в перегородке имеются люки.

В средней части машины находится боевое отделение, которое занимает башню и подбашенное пространство корпуса. В боевом отделении расположены рабочие места оператора-наводчика и командира, а также основное и вспомогательное вооружение. В подбашенном пространстве находится вращающийся пол, в котором смонтированы коробки с патронами для пулемёта, а также система ленточного питания пушки бронебойно-трассирующими и осколочными выстрелами. В правом борту корпуса находятся три укладки с выстрелами ПТУР, ещё одна находится в подбашенном пространстве.

В десантном отделении, находящемся в кормовой части машины, находятся 6 мест для стрелков. Каждое имеет амбразуру для стрельбы из личного оружия. В корме имеются две двери для выхода десанта. В левой двери имеется амбразура для стрельбы из автомата. Также для спешивания десанта при движении на плаву или аварийной эвакуации над сидениями в крыше корпуса имеются два люка. Десантное отделение разделяет средний топливный бак и контейнер электрооборудования, в котором находятся аккумуляторы, отопитель и другие электроагрегаты.


Вооружение

Основным отличием БМП-2 от БМП-1 является новый комплекс вооружения. Причиной замены являлся опыт использования вооружения БМП-1, которое с трудом справлялось с задачей поражения типичных пехотных целей, особенно с залёгшей или укрытой живой силой противника. Проблемной была борьба с низколетящими воздушными целями, лёгкими БТР, а вследствие низкого могущества боеприпасов, низкой точности и малой дальности пушки 2А28, борьба против танковых целей была не эффективна.

В качестве основного вооружения БМП-2 используется 30-мм автоматическая пушка 2А42 с боекомплектом в 500 выстрелов. С пушкой спарен 7,62 пулемёт ПКТ, имеющий в боекомплекте 2000 патронов. Кроме того, для борьбы с танками БМП-2 имеет ПТРК 9К111 «Фагот» или 9К111-1 «Конкурс» с 4 выстрелами к нему.

Также на машине были установлены 6 гранатомётов системы постановки дымовой завесы 902В «Туча» для стрельбы 81-мм дымовыми гранатами.


Средства наблюдения и связи

Место механика-водителя оснащено приборами наблюдения и аппаратом А-3 танкового переговорного устройства. Находящееся за ним место стрелка оборудовано приборами наблюдения ТНП-165А и ТНПО-170А. Для связи имеется аппарат А-3 ТПУ.

В ночное время механик-водитель пользуется прибором ТВН-2, который устанавливается непосредственно перед выездом вместо переднего триплекса. Дальность и углы обзора ТВН-2 не большие (при полной темноте), следовательно, что находится по бокам от машины механик-водитель не может видеть, это уже входит в обязанности командира и оператора-наводчика с докладом по внутренней связи. Оборудование идёт в комплекте с техникой, но чаще всего хранится отдельно от машины.

Рабочие места командира и оператора имеют приборы наблюдения и прицеливания. Место командира оборудовано радиостанцией Р-123М и аппаратом А-1 ТПУ. У оператора имеется аппарат А-2 ТПУ для внутренней связи.

Рабочие места стрелков в десантном отделении и кормовые двери для спешивания снабжены приборами ТНПО-170А для наблюдения за местностью. Для внутренней связи в десантном отделении используются аппараты А-3 и А-4 ТПУ. В правой двери имеется радиостанция Р-126.

Для прицеливания оператор-наводчик использует комбинированный прицел (в зависимости от модификации либо БПК-1-42, либо БПК-2-42) с 5,6-кратным увеличением днём и 5-кратным ночью. Для работы в активном режиме, на машину установлен осветитель ОУ-5. Кроме прицела, у наводчика имеется 3 перископических прибора ТНПО-170А с электрообогревом, а также 1 прибор заднего наблюдения ТНПТ-1. Для командира машины установлены два прибора ТНПО-170А и один ТНПТ-1, бинокулярный смотровой прибор ТКН-3Б и дневной прицел 1ПЗ-3 для поиска воздушных и наземных целей и наведения на них оружия.


Двигатель и трансмиссия

Моторно-трансмиссионное отделение машины разделено на два блока. Первый блок - силовой и объединяет в себе двигатель, планетарные механизмы поворота и коробку передач. Второй - блок охлаждения и очистки, в нём объединены радиаторы системы охлаждения, смазки двигателя, эжектор, воздухоочиститель и масляная система трансмиссии.

Двигатель - 6-цилиндровый 4-тактный бескомпрессорный дизель УТД-20С1 жидкостного охлаждения с непосредственным впрыском. Максимальная мощность составляет 210-221 кВт. Общая масса сухого двигателя около 700 кг.

Силовой блок находится в самой передней части машины, под «ребристым» верхним броневым листом. В него входят трансмиссия включающая в себя коробку передач, узлы рулевого управления, сцепление. Все это в той или иной степени может быть отремонтировано в полевых условиях, так как имеется прямой доступ. Двигатель же, находящийся справа от механика-водителя, полностью закрыт и без специального оборудования доступ к нему практически невозможен. Единственный путь к двигателю преграждается бронированной плитой над ним и без серьёзного подъёмного оборудования не стоит даже и пытаться производить ремонт. Впрочем, конструкторами эта ситуация явно была продумана: если что-то случается с двигателем, значит машина не боеспособна и, следовательно, требует капитального ремонта, а он должным образом может быть проведён только в специализированном месте.

Через лючки во внутренней перегородке ремонт двигателя невозможен, через них осуществляется только плановое обслуживание. Помимо этого ими пользуются в холодное время года, когда двигатель уже прогрелся, а температура в салоне ещё не выше чем снаружи, хотя команда «по машинам!» уже поступила. Тут они и спасают: первую порцию тепла получает механик-водитель и сидящий за ним стрелок, затем сидящие в башне и уже только потом десантное отделение, с условием, что долго едут и кормовые двери не часто открываются. Следует заметить, в целом это отделение не сильно успевает прогреться, так как лючки закрываются при достижение комфортной температуры для механика-водителя. После этого нагрев происходит за счёт перегородок и нагнетаемого подогретого воздуха в салон.


Ходовая часть

В качестве базы используется шасси с шестиопорной ходовой частью, конструкция и характеристики аналогичны БМП-1. По пересечённой местности или грунтовой дороге (если не аналогично асфальтовой) скорость передвижения не более 40-45 км/ч.

В машинах серии БМП используется уникальное рулевое управление, что-то среднее между рулём в БТР и рычагами в танках, это так называемый «штурвал», состоящий только из двух горизонтальных рукояток. С такой же свободой вращения, что и у руля, это позволяет управлять машиной словно колёсной техникой, с той лишь разницей, что угол отклонения его имеет свои ограничения. При повороте его в сторону, происходит плавно-равномерное перераспределение тяг на гусеницы, именно это позволяет не дёргать машину при повороте, как это обычно происходит с машинами на гусеничном ходу, что в конечном счёте для них, пагубно сказывается на катках и траках. После отпускания его, «штурвал» сам возвращается в исходное состояние. Следовательно, усилие необходимо прикладывать только при повороте, а горизонтальное положение в этот момент показывает, что машина движется по прямой. Благодаря такой конструкции, управление машиной сильно облегчается и такие маневры, как змейка на скорости, получаются более плавными.


    Масса в боевом снаряжении, т: 14

    Боевой расчет (экипаж+десант), чел.: 3+7

    Длина, м: 6,710

    Ширина, м: 3,090

    Полная высота, м: 2,060

    Основное вооружение: автоматическая пушка 2А42 30 мм

    Вспомогательное вооружение: спаренный пулемет 7,62 мм

    Дополнительное вооружение: ПТРК 9П135М (9П135М-1) Боекомплект к орудию, выстрелов: 500 Боекомплект к пулемету, патронов: 2000 Боекомплект ПТРК, шт.: 4

    Максимальная скорость движения, км/ч: 65

    Запас хода по топливу, км: 500

    Двигатель: дизель УТД-2001

    Мощность двигателя, кВт: 210-221

    Трансмиссия: простая механическая

    Подвеска: торсионная с телескопическими гидроамортизаторами

Машина была впервые показана широкой общественности на военном параде в ноябре 1982 г. Она представляет собой дальнейшее развитие широко распространенной БМП-1. Принципиальным отличием от последней является установленный на БМП-2 новый комплекс вооружения. Дело в том, что с помощью прежнего комплекса (73-мм орудие, спаренный с ним 7,62-мм пулемет и ПТРК «Малютка») с большим трудом решались огневые задачи по поражению типичных «пехотных» целей - открытой, залегшей и особенно укрытой живой силы, легких бронированных машин типа американского БТР М113, легких оборонительных сооружений, а также по отражению атак низколетящих самолетов и вертолетов. Кроме того, опыт боевого применения БМП-1 показал, что орудие 2А28 не обеспечивает эффективной борьбы с танками и другими бронированными машинами как вследствие недостаточной точности и малой дальности стрельбы, так и из-за невысокого могущества действия боеприпасов у цели. Поэтому на БМП-1 для поражения таких целей практически используется только ПТУР. Основное вооружение БМП-2 - это 30-мм автоматическая пушка 2А42, установленная в двухместной вращающейся башне. С пушкой спарен пулемет калибра 7,62 мм. На крыше башни между люками командира и наводчика размещена пусковая установка 9П135М (9П135М-1). Таким образом вооружение, установленное в машине, позволяет вести борьбу с различными целями, включая танки и боевые вертолеты. Шасси БМП-2 по конструкции и техническим характеристикам аналогично шасси БМП-1.Боевой расчет машины состоит из 10 человек: не спешиваемая часть (экипаж) 3 человека (командир машины, он же командир отделения, оператор-наводчик и механик-водитель) и 7 стрелков-десантников. Последние могут вести прицельный огонь из личного оружия через специальные амбразуры. Отделение управления расположено в левой передней части корпуса машины. В нем размещено рабочее место механика-водителя, оснащенное органами управления движением машины, контрольно-измерительными приборами, приборами наблюдения, средством связи (аппаратом А-3 танкового переговорного устройства - ТПУ). За сидением механика-водителя находится рабочее место одного стрелка. Оно оборудовано амбразурой для стрельбы из личного оружия (в левом борту корпуса), приборами наблюдения ТНП-165А и ТНПО-170А, а также аппаратом А-3 ТПУ. Правую переднюю часть корпуса машины занимает моторно-трансмиссионное отделение (МТО). Оно совмещено по длине машины с отделением управления. Эти отделения разделены теплозвукоизоляционной перегородкой, в которой имеются люки для доступа к агрегатам МТО. Двигатель, коробка передач и планетарные механизмы поворота объединены в силовой блок, а радиаторы системы охлаждения, системы смазки двигателя, масляной системы трансмиссии, эжектор и воздухоочиститель - в блок охлаждения и воздухоочистки. Последний крепится к балкам крыши корпуса. Боевое отделение расположено в средней части машины. Оно занимает башню и подбашенное пространство в корпусе. В нем размещены основное и вспомогательное вооружение и его системы, а также рабочие места командира (справа) и оператора-наводчика (слева). На вращающемся полу смонтированы магазины с патронами для пулемета и система, обеспечивающая ленточное питание пушки бронебойно-трассирующими и осколочно-фугасными выстрелами. Укладки ПТУР установлены в подбашенном пространстве (одна) и на правом борту корпуса (три). Рабочие места командира и оператора оборудованы приборами наблюдения, прицеливания и управления оружием. У командира установлены радиостанция Р-123М и аппарат А-1 ТПУ. У оператора имеются пульт управления системой 902В постановки дымовых завес. Для внутренней связи используется аппарат А-2 ТПУ.В кормовой части корпуса машины в десантном отделении располагаются на своих рабочих местах 6 стрелков. На каждом рабочем месте имеется прибор ТНПО-170А для наблюдения за местностью при движении «по боевому», амбразуры для ведения стрельбы из пулеметов (передние) и автоматов АКМ (остальные). Для входа и выхода стрелков в корме машины имеются две двери. В каждой из них установлен прибор ТНПО-170А, а в левой двери еще и амбразура для стрельбы из АКМ. В крыше корпуса над сидениями расположены два люка для выхода стрелков при движении машины на плаву, ведения огня по воздушным целям, наблюдения за местностью на марше, аварийной эвакуации и т.п. Десантное отделение разделено на две части (правую и левую) средним топливным баком и контейнером электрооборудования, в котором размещены две аккумуляторные батареи, агрегаты электрооборудования и отопитель десантного отделения. В десантном отделении для внутренней связи используются аппараты А-3 и А-4 ТПУ. В нише правой двери размещена радиостанция Р-126. 30-мм автоматическая пушка 2А42 имеет двухленточное питание. Огонь из нее ведется бронебойными, осколочно-фугасно-зажигательными и осколочными трассирующими снарядами. Обеспечиваются два темпа стрельбы - малый (200-300 выстр./мин) и большой (не менее 550 выстр./мин). Прицельные дальности стрельбы по наземным целям составляют 2000 для бронебойных и 4000 м для других типов снарядов. Могут поражаться воздушные цели, летящие с дозвуковыми скоростями на высотах (дальностях) до 2000-2500 м. Боекомплект к пушке 500 выстрелов, 160 из которых - бронебойно-трассирующие.С пушкой спарен 7,62-мм пулемет ПКТ.

Наибольшая прицельная дальность стрельбы из него 2000 м. Питание пулемета ленточное, темп стрельбы - 700-800 выстрелов в минуту. Пушка и спаренный с ней пулемет стабилизированы в двух плоскостях. Стабилизатор электромеханический 2Э36-1. Наведение оружия на цель осуществляется от пультов управления оператора-наводчика и командира. В стабилизаторе предусмотрены два основных режима работы - автоматический и полуавтоматический. Первый предназначен для стрельбы с места и с ходу по наземным целям. При этом осуществляются стабилизация и стабилизированное наведение спаренной установки в вертикальной и горизонтальной плоскостях. При угле возвышения около 35 градусов происходит автоматическое переключение стабилизатора на полуавтоматический режим, являющийся основным при стрельбе по воздушным целям. В этом случае также производится стабилизация и стабилизированное наведение в обеих плоскостях, но с меньшей точностью. Предусмотрен вспомогательный режим целеуказания, предназначенный для поворота башни в направлении цели, выбранной командиром, с перебросочной скоростью 30 градусов/с по кратчайшему расстоянию. Оператор-наводчик пользуется комбинированным (дневной и активно-пассивный ночной перископический) прицелом с кратностью увеличения х5,6 в дневной системе и х5 в ночной. При работе в активном режиме с использованием осветителя ОУ-5 дальность видения цели типа «танк» составляет 800 м. С марта 1986 г. вместо прицела БПК-1-42 устанавливается прицел БПК-2-42 с несколько более высокими характеристиками. Кроме прицела БПК-1-42 на рабочем месте наводчика имеются 3 перископических электрообогревных смотровых прибора ТНПО-170А и 1 прибор ТНПТ-1.У командира машины установлены монокулярный перископический дневной прицел 1ПЗ-3 с кратностями увеличения х1,2 и х4, два смотровых прибора ТНПО-170А и один ТНПТ-1. Кроме того, у командира имеется комбинированный (дневной и активный ночной) бинокулярный перископический прибор ТКН-3Б с увеличением в дневной ветви 4,75-5,0 крат и ночной ветви 4-4,2 крат. Прицел 1ПЗ-3 предназначен для поиска воздушных и наземных целей, слежения за ними и наведения на них оружия. При этом по наземным целям стрельба может производиться с места и с ходу, а по воздушным целям - с места. Для борьбы с танками и другими сильно бронированными средствами противника предназначен ПТРК, который может использоваться в машинном и выносном вариантах. Перевод противотанкового комплекса из машинного варианта в выносной производится силами двух членов экипажа. Общим элементом машинной и выносной пусковых установок является прицел 9Ш119М1.Важную роль в обеспечении высокой огневой мощи машины играет оружие, используемое стрелками десанта. Это 2 пулемета и 6 автоматов, 2 зенитных комплекса 9К34 (вместо одного из них может укладываться РПГ-7), а также 12 гранат Ф-1.

Боеприпасы к пулеметам (4 коробки с лентами по 100 патронов, 6 коробок с лентами по 200 патронов и коробка с 440 патронами) размещены в боевом и десантном отделениях. Для гранатомета РПГ-7 имеется 5 гранат ПГ-7В. Защита от обычных средств и оружия массового поражения обеспечивается прочностью, жесткостью и герметичностью броневой конструкции - корпуса и башни, а также применением специальных систем, затрудняющих попадание снарядов в машину и снижающих эффективность их воздействия. Корпус машины сварной, изготовленный из катаных листов броневой стали. Детали корпуса имеют различные толщины и конструктивные углы для обеспечения наилучшей защиты от пуль, малокалиберных снарядов, осколков снарядов и мин, а также прочности и жесткости конструкции. По конфигурации корпуса БМП-1 и БМП-2 близки между собой. Наибольшие отличия имеются в конструкции крыши корпуса, что связано с установкой на ней значительно большей по размерам двухместной башни. Последняя имеет конусообразную форму, сварена из стальных броневых листов. На крыше башни предусмотрены люки командира и оператора, отверстия для установки прицелов 1ПЗ-3 и БПК-1-42, а также опоры пусковой установки ПТУР.

На люках, гнездах всех приборов и стыке корпуса и башни (между верхним и нижним погонами шариковой опоры) имеются резиновые уплотнения, обеспечивающие герметизацию внутреннего пространства. На крыше корпуса в десантном отделении и на всех крышках люков с внутренней стороны установлен подбой, который повышает защиту экипажа от проникающей радиации. Защита экипажа и десанта от радиоактивной пыли, отравляющих веществ и бактериальных средств обеспечивается системой герметизации обитаемых отделений и подачи в них очищенного воздуха, в состав которой входят прибор радиационной и химической разведки (ПРХР), фильтровентиляционная установка, постоянные и закрывающиеся уплотнения, исполнительные механизмы. Система имеет автоматическое включение с ручным дублированием. На машине установлено противопожарное оборудование двухкратного действия, состоящее из 2 баллонов с огнетушащим составом «Хладон» 114В2, 4 термодатчиков в моторно-трансмиссионном отделении, трубопроводов и устройства управления. Имеется также ручной углекислотный огнетушитель ОУ-2.Система маскировки включает термодымовую аппаратуру многократного действия, обеспечивающую установку непросматриваемой (в видимой части спектра) дымовой завесы шириной 100-150 м, и 6 дымовых гранатометов калибра 81 мм. Последние позволяют с помощью дымовых гранат 3Д6 (массой 2,4 кг) устанавливать дымовые завесы на дальностях 200-300 м. В целом, защитные характеристики БМП-2 такие же, как у БМП-1. На машине используется 6-цилиндровый 4-тактный бескомпрессорный дизель УТД-2001 жидкостного охлаждения с непосредственным впрыском. Его мощность 210 - 221 кВт. Масса сухого двигателя около 700 кг. Общая вместимость топливных баков 460 литров. В зимнее время используется зимнее или арктическое, а летом летнее дизельное топливо. Удельный расход топлива при максимальной мощности составляет 238 г/кВт.ч. В системе смазки применяется масло МТ-16п, МТЗ-10п или М-16ИХП-3. Заправочная вместимость системы 58 л. Удельный расход масла при частоте вращения коленчатого вала 2200 об./мин не более 10,9 г/кВт.ч.

Для облегчения пуска в холодное время в системе охлаждения имеется форсуночный подогреватель с жаротрубным котлом, двигатель оборудован бесфорсуночным факельным подогревателем (БФП) впускного воздуха. Основным способом пуска является пуск сжатым воздухом, дополнительным - с помощью электростартера. Предусмотрен клапанный автоматический механизм защиты двигателя от попадания воды. Клапан взводится в исходное положение ручным приводом. Трансмиссия механическая. Главный фрикцион многодисковый, сухого трения, постоянно замкнутый. Коробка передач простая, с постоянным зацеплением шестерен, с синхронизаторами на второй, третьей, четвертой и пятой передачах. Обеспечивает 5 передач переднего и 1 передачу заднего хода. При включении замедленного диапазона скорости уменьшаются в 1,44 раза. Механизмы поворота планетарные, двухступенчатые. Их тормоза поворота и блокировочные фрикционы многодисковые, работающие в масле с трением сталь по металлокерамике. Остановочные тормоза ленточные, плавающие, двустороннего действия, сухие. Приводы управления: главным фрикционом - гидравлический (при неработающем двигателе - пневматический); переключением передач - механический с гидравлическим сервированием на 2-й, 3-й, 4-й и 5-й передачах; планетарными механизмами поворота - гидравлический со следящим воздействием на фрикционы и тормоза ПМП; остановочными тормозами - гидравлический следящего действия (при неработающем двигателе - пневматический); стояночным тормозом (левый тормоз остановочных тормозов) - механический. Масса коробки передач с главным фрикционом, ПМП, тормозами и гидроприводом около 540 кг. Бортовые редукторы планетарные, одноступенчатые. Применяемое в них масло МТ-8п, ТСЗп-8 или МТ-16п.Гусеничный движитель с передним расположением ведущих колес. Гусеницы цевочного зацепления с резинометаллическими шарнирами. Ширина гусеницы 300 мм, масса 625 кг (каждая). Ведущие колеса сварно-литые со съемными зубчатыми венцами. Направляющие колеса сварно-литые, установлены в кормовой части корпуса машины на кривошипах механизма натяжения гусениц. Опорные и поддерживающие катки сварные с обрезиненными ободами. Масса опорного катка 41 кг. Для смазки опорных катков используется Литол-24, поддерживающих катков - масло МТ-16п. Подвеска независимая, торсионная с гидравлическими телескопическими амортизаторами двустороннего действия на первых, вторых и шестых узлах подвески. На 2-х и 4-х узлах установлены резиновые, а на 1-х и 6-х - пружинные упоры (ограничители хода катков).