Состав организация базирование ввс индии. Военно-воздушные силы индии

Начал рассказывать о прошедшем девятом международном салоне «Аэро Индия-2013». Ведущий индийский производитель авиационной техники – корпорация «Хиндустан аэронотикс лимитед» (ХАЛ) представила широкий ряд боевой техники, решающей большинство задач национальных ВВС. Однако потребности военных значительно выше.

Наряду с новыми самолетами и вертолетами индийские предприятия представили различные программы модернизации, которые в настоящее время охватывают значительный спектр летательных аппаратов, состоящих на вооружении национальных ВВС.

Пятилетние планы

Внимание командования ВВС к модернизации эксплуатируемой авиационной техники не случайно и связано с необходимостью увеличения численности летного парка в ближайшей перспективе. Главком ВВС Индии главный маршал авиации Норман Анил Кумар Браун отмечает, в частности, беспрецедентный характер проводимой в настоящее время модернизации, направленной на повышение боеготовности военной авиации. Особенно это касается истребительной авиации, состояние которой вызывает у командования особую озабоченность из-за наметившейся тенденции сокращения числа боевых эскадрилий ниже потребного уровня. Это происходит вследствие выведения машин из строя по техническому состоянию.

Коллаж Андрея Седых (фото Михаила Ходаренка)

В настоящее время в составе национальных ВВС 34 эскадрильи вместо плановых 42. Более того, в период действия нынешнего, 12-го планового пятилетнего периода (2012–2017) количество истребительных эскадрилий сократится до 31 единицы. Переломить эту негативную тенденцию ВВС пытаются двумя путями: модернизацией состоящего на вооружении парка истребителей (МиГ-29, «Ягуар» и «Мираж-2000») и вводом в строй новых самолетов. Цель – увеличить численность эскадрилий до 40–42 к концу 14-го пятилетнего периода (2022–2027) и, возможно, до 45 единиц к моменту реализации 15-го периода (2027–2032).

Высшая степень боевой готовности в ВВС будет достигнута после принятия на вооружение всех запланированных истребителей Су-30МКИ, среднего многоцелевого MMRCA (Medium Multi-Role Combat Aircraft), 5-го поколения FGFA (Fifth Generation Fighter Aircraft) и легкого боевого самолета (ЛБС) LCA (Light Combat Aircraft). В настоящее время основные усилия направлены на проведение модернизации имеющихся МиГ-29, «Мираж-2000» и «Ягуар», принятие на вооружение самолетов дальнего радиолокационного обнаружения и управления (ДРЛОиУ), военно-транспортных самолетов (ВТС) и самолетов-заправщиков.

Совершенствование МФИ

Истребители МиГ-29. Контракт на модернизацию стоимостью 964 миллиона долларов подписан с РСК «МиГ» в 2008 году. Работы по этому соглашению должны быть завершены к 2014-му. Первые три усовершенствованных в России многофункциональных истребителя (МФИ) МиГ-29UPG доставлены в Индию в декабре прошлого года транспортным самолетом Ан-124. Модернизация существенно расширяет круг задач, решаемых этими истребителями. Наряду с расширением возможностей по борьбе с воздушными целями за пределами дальности прямой видимости они приобретают способность к нанесению ударов по наземным (надводным) подвижным и неподвижным целям высокоточным оружием в любое время суток и при любых погодных условиях. На модернизированных машинах установлены БРЛС «Жук-М» корпорации «Фазотрон-НИИР» и система заправки топливом в полете. Контрактом предусмотрено проведение ремонта и доработки самолетов с целью продления ресурса до 3500 летных часов и срока службы до 40 лет. По словам генерального директора корпорации «МиГ» Сергея Короткова, поставка усовершенствованных машин – это первый этап выполнения контракта на модернизацию большого парка МиГ-29 ВВС Индии. В ближайшее время начнется второй этап – апгрейд остальных 63 машин непосредственно в Индии в тесной кооперации с индийской промышленностью.

Истребители «Ягуар». Контракт на модернизацию самолетов, произведенных по британско-французской программе SEPECAT, до конфигурации «Дарин-3» (Darin III) стоимостью 31,1 миллиарда индийских рупий был подписан в 2009 году. Работы на предприятиях корпорации ХАЛ планируется завершить в 2017-м. Первый усовершенствованный самолет успешно выполнил испытательный полет 28 ноября 2012 года. Машина оснащена новым бортовым радиоэлектронным оборудованием (БРЭО) и многорежимной БРЛС. В перспективе она будет также ремоторизована, что сделает модернизированный «Ягуар» всепогодным самолетом с высокой боевой эффективностью, а также значительно увеличит его рабочий ресурс. Проект доработки самолета, включая общее проектирование, подготовку спецификации, программного обеспечения, аппаратных средств, бортовой электрической системы, разработан центром НИОКР боевых систем MCSRDC (Mission and Combat System Research and Design Centre) корпорации ХАЛ. Работы проводились ремонтным управлением этой же корпорации, которая обеспечит модернизацию всего парка самолетов «Ягуар» в соответствии с разработанным проектом. Доработка БРЭО предусматривала обновление архитектуры, установку новых аппаратных средств. В частности, в состав авионики ввели специализированную бортовую цифровую вычислительную машину MC (Mission Computer), систему пилотажных приборов и контроля двигателя EFIS (Engine and Flight Instrument System), полупроводниковую цифровую систему видеозаписи SSDVRS (Solid State Digital Video Recording System), полупроводниковый бортовой регистратор параметров полета SSFDR (Solid State Flight Data Recorder), инерциальную систему глобального позиционирования INGPS (Inertial Global Positioning System), автопилот, БРЛС и приемник системы оповещения экипажа о радиолокационном облучении RWR (Radar Warning Receiver). Модернизация затронула навигационную систему, систему РЭБ, систему наведения (INGPS) с основным и запасным режимами, интерфейс «человек-машина». Кабина летчика была оснащена двумя современными многофункциональными дисплеями и коллиматорным индикатором на лобовом стекле.

Истребители Дассо «Мираж-2000». В июле 2011 года Министерство обороны Индии подписало контракт с компаниями «Талес», «Дассо авиасьон» и ХАЛ на модернизацию до стандарта «Мираж-2000-5». Стоимость соглашения – 2,4 миллиарда долларов. В эту сумму не входят затраты на авиационное вооружение. Контракт на установку вооружения стоимостью 959 миллионов евро подписан позже и предусматривает интеграцию в систему управления вооружением УРВВ «Мика» с автономной системой наведения, производимых компанией MBDA, а также их поставку в количестве 450 единиц. В рамках подписанного соглашения французские компании проведут модернизацию двух машин «Мираж-2000» во Франции в течение 40 месяцев с момента подписания контракта, двух истребителей на мощностях корпорации ХАЛ в Индии при поддержке французских фирм и остального парка самолетов силами ХАЛ. Работы должны завершиться к 2021 году. Срок службы самолетов будет увеличен на 20 лет. В числе планируемых усовершенствований кабина экипажа с панорамными индикаторами, совместимая с очками ночного видения, доработанные навигационная система, двигатели, система радиолокационного опознавания «свой-чужой», многорежимная БРЛС, интегральное оборудование РЭБ и возможность пуска ракет за пределами дальности прямой видимости. Намечено установить оборудование для дозаправки в воздухе, что позволит повысить продолжительность полета. В составе индийских ВВС имеется 42 самолета «Мираж», полученных в 80-е годы, и десять, поставленных в 2005-м. Срок службы продлят на 20 лет.

Новые истребители

ВВС Индии реализуют планы по введению в свой состав свыше 400 единиц вновь построенных машин. В их числе LCA, французские «Рафали», истребители 5-го поколения FGFA и дополнительные 42 Су-30МКИ. Контракт стоимостью 1,6 миллиарда долларов на поставку технологических комплектов для лицензионного сборочного производства «сухих» корпорацией ХАЛ был подписан в ходе визита Владимира Путина в Индию 24 декабря 2012 года. После реализации этой программы общее количество выпущенных на мощностях ХАЛ самолетов Су-30МКИ достигнет 222 единиц. Общая стоимость приобретенных у России 272 истребителей этого типа – 12 миллиардов долларов.

HAL «Теджас» (Tejas, LCA). ВВС Индии уже разместили заказ на 40 LCA Mk I с турбореактивными двухконтурными двигателями (ТРДД) «Дженерал электрик» F-404, в том числе на 20 машин в усовершенствованном варианте. Эти самолеты должны быть введены в боевой состав двух эскадрилий в течение 12-го пятилетнего периода (2012–2017). Дальнейшие планы предусматривают ввод в строй дополнительных ЛБС варианта Mk II с более мощными двигателями F-414, которые в количестве 99 единиц уже закуплены в рамках контракта стоимостью 800 миллионов долларов. Предусмотрен также опцион на приобретение еще ста двигателей F-414 в ближайшей перспективе. ЛБС «Теджас» Mk II разрабатывается Организацией оборонных исследований и разработок (DRDO) и будет готов в 2014–2015 годах. Вариант Mk II оснащается самым современным бортовым оборудованием, включая БРЛС с активной фазированной антенной решеткой (АФАР), несет повышенную боевую нагрузку по сравнению с Mk I. Всего планируется выпустить 108 ЛБС «Теджас» Mk II, из которых будут сформированы шесть эскадрилий в течение 13-го пятилетнего периода (2017–2022).

Истребители «Рафаль» компании «Дассо авиасьон» выбраны в рамках тендера на приобретение 126 средних многоцелевых боевых самолетов MMRCA (Medium Multi-Role Combat Aircraft), окончательная стоимость которого, по оценкам экспертов, примерно 20 миллиардов долларов. Согласование условий индийско-французского контракта на этот самолет ожидается в следующем финансовом году (2013–2014). Согласно имеющимся планам первая эскадрилья «Рафалей» в составе 18 самолетов будет получена через три-четыре года после подписания договора. Остальные 108 машин произведет корпорация ХАЛ в рамках лицензионного производства с применением полученных от французской стороны технологий в течение следующих семи лет.

Истребитель 5-го поколения создается в рамках межправительственного соглашения между Москвой и Нью-Дели. Первоначально предусматривалось, что ВВС Индии приобретут 200–250 самолетов этого типа, в том числе 48 двухместных машин, однако затем главком ВВС Норман Анил Кумар Браун заявил, что это количество будет сокращено до 144 единиц. Контракт на разработку эскизно-технического проекта перспективного многофункционального истребителя стоимостью 295 миллионов долларов подписан Рособоронэкспортом и корпорацией ХАЛ в декабре 2011-го. По данным индийских источников, стоимость программы может составить шесть миллиардов долларов. Все затраты с индийской стороны оцениваются в 30 миллиардов. Предполагается, что FGFA войдет в боевой состав ВВС Индии с 2020 года.

Транспортные самолеты

Парк этих машин, как и истребительный, в настоящее время находится в стадии трансформации. Ведется модернизация состоящих на вооружении самолетов, приобретаются новые машины.

Многоцелевой военно-транспортный самолет MTA (Multirole Transport Aircraft) совместно разрабатывается ХАЛ и Объединенной авиастроительной корпораций (ОАК). Производство MTA в количестве 205 машин будет осуществлять совместное российско-индийское предприятие MTAL (Multirole Transport Aircraft Ltd), в котором доли участников распределены в соотношении 50:50. Машины предназначены для вооружения ВВС Индии и России, а также для поставки на экспорт. Как ожидается, мы закажем 100 самолетов, ВВС Индии – 45, остальные 60 машин будут поставлены на экспорт. Ожидается, что первый полет MTA совершит в 2017 году, а его серийное производство начнут в 2019-м. MTA, по предварительным данным, сможет совершать укороченные взлет и посадку. Грузоподъемность – около 20 тонн, скорость – до 800 километров в час, дальность полета – 2500 километров. В индийских ВВС новый военно-транспортный самолет частично заменит устаревшие турбовинтовые Ан-32.

C-130J-30 «Супер Геркулес». В 2008 году Индия подписала с США контракт стоимостью 962,5 миллиона долларов на поставку шести военно-транспортных самолетов национальным силам специального назначения. Все машины производства «Локхид Мартин» были поставлены в 2010–2011 годах с опережением графика. ВВС Индии намерены заказать еще шесть таких самолетов в ближайшей перспективе.

C-17 «Глоубмастер-3». В июне 2011 года подписано соглашение с компанией «Боинг» стоимостью 4,116 миллиарда долларов на приобретение десяти тяжелых военно-транспортных самолетов (ВТС) Globemaster III. ВТС должны быть поставлены в период между июнем 2013 и июнем 2015-го. Планируется дополнительный заказ еще десяти машин.

Ан-32. Парк из 105 ВТС, полученных с 1984 по 1991 год, в настоящее время проходит модернизацию в рамках индийско-украинского контракта стоимостью 400 миллионов долларов, подписанного в 2009 году. Заключенное соглашение по ремонту военной авиатехники стало крупнейшим за всю историю взаимоотношений между Украиной и Индией. 40 Ан-32 модернизируются на 410-м авиационном заводе гражданской авиации, а оставшиеся 65 машин – на производственных мощностях Ремонтной базы 1 и авиационной станции «Чакери» ВВС Индии. Последний модернизированный самолет поставят в 2017 году. Срок службы обновленных Ан-32 будет продлен еще на 15 лет и достигнет 40 лет. В программе участвуют 20 компаний из России, Швейцарии, Украины и США, включая Спецтехноэкспорт, «Антонов», «Мотор Сич» и «Авиант». Предприятие «Мотор Сич» из Запорожья, например, поставит сто двигателей АИ-20Д серии 5М разработки ЗМКБ «Прогресс», межремонтный ресурс которых увеличен с двух тысяч до четырех, а суммарный срок службы доведен до 20 тысяч часов. Масса груза самолета Ан-32РЭ будет увеличена с 6500 до 7500 килограммов. С применением дополнительного топливного бака дальность полета увеличена с 900 до 1400 километров. Обновленный Ан-32 оснащен усовершенствованным оборудованием, в которое входят система предупреждения о столкновениях в воздухе, система предупреждения о приближении земли, система спутниковой навигации, дистанционно-измерительное оборудование, обновленные радиовысотомеры, БРЛС с многофункциональными индикаторами, системы кислорода и улучшенные места экипажа. По состоянию на конец 2012 года Украиной модернизировано более 20 Ан-32.

Легкий транспортный самолет. Индия также ищет замену самолетам Hawker Siddeley 748M Avro производства корпорации ХАЛ. Планируется закупить вместо них 56 машин с полезной нагрузкой шесть – восемь тонн, для чего выделяется 119 миллиардов индийских рупий. Тендер объявлен в ноябре 2012 года. Предложения направлены пяти компаниям – ОАО «Ил» (Россия), ГП «Антонов» (Украина), EADS (Европа), «Аления Аэрмакки» (Италия) и «СААБ» (Швеция). Предполагается, что производство будет вестись с привлечением индийской компании. Первые 16 самолетов будут получены от победителя тендера в готовом виде, а остальные 40 произведены в Индии при его технической поддержке. При строительстве первых 16 из этих 40 самолетов должно применяться 30 процентов комплектующих индийского производства, а для оставшихся 24 машин – 60 процентов местных комплектующих. Поставки самолетов начнутся через 24 месяца после подписания контракта и будут завершены в течение восьми лет. Реализация этого проекта направлена на активизацию частного бизнеса в индийском авиастроении.

Для летной подготовки

В настоящее время ВВС Индии стоят перед необходимостью модернизации парка УТС, среди которых 114 устаревающих поршневых самолетов HPT-32 и 137 «Киран-2». При полетах на этих УТС обучающиеся летчики испытывают трудности, а полученные навыки не соответствуют требованиям полетов на сверхзвуковых реактивных истребителях. Минимальная потребность ВВС оценивается в 200 УТС.

В ВВС с 1970 года произошло свыше тысячи аварий боевых самолетов, причем почти 40 процентов связаны с человеческим фактором. Необходимость в новых УТС весьма актуальна, так как парку индийских УТС HPT-32 в количестве 114 машин, применявшихся с 1986 года в качестве самолетов основной летной подготовки, было запрещено подниматься в воздух в июле 2009 года после катастрофы с одним из самолетов по причине отказа двигателя. Основная летная подготовка с этого момента в ВВС Индии проводится на самолетах «Киран» (Kiran) Mk I/IA, полученных в 70-е годы и ранее применявшихся для промежуточной летной подготовки.

«Пилатус» (Pilatus) PC-7 Mk II. ВВС Индии выбрали для основной летной подготовки УТС производства швейцарской компании «Пилатус эйркрафт» (Pilatus Aircraft Ltd). Соответствующий индийско-швейцарский контракт стоимостью 500 миллионов швейцарских франков на поставку 75 турбовинтовых УТС PC-7 Mk II, комплексной наземной системы обучения и средств логистического обеспечения подписан 24 мая 2012 года. Поставки самолетов будут осуществлены с февраля 2013 по август 2015-го. «Пилатус» заменят HPT-32 для проведения основной летной подготовки необученных летчиков, причем их численность может быть увеличена до 200 единиц.

IJT (Intermediate Jet Trainers). В рамках плана по решению проблемы с самолетами основной летной подготовки предполагается модернизировать парк промежуточных реактивных УТС до варианта «Этап-2» и заменить ими парк самолетов «Киран» в количестве 81 машины. Корпорация ХАЛ имеет заказ на производство 85 IJT, включая 12 машин головной партии, однако этот проект отстает от графика. Поставки самолетов должны были начаться с июня 2012 года, однако ХАЛ все еще проводит летные испытания. Не исключено, что ВВС при острой нехватке УТС могут пойти на закупку самолетов за рубежом.

«Хоук» Mk 132. ВВС постепенно вводят в строй английские УТС усовершенствованной летной подготовки «Хоук». В рамках двух контрактов, подписанных в марте 2004 и июле 2010-го, суммарной стоимостью 3,96 миллиарда долларов было заказано 123 машины (66 + 57 единиц).

Другие типы

В числе прочих воздушных платформ, которые находятся в сфере повышенных интересов командования ВВС Индии, самолеты-заправщики и самолеты ДРЛОиУ. Ситуация с заправщиками российской разработки освещалась в № 4 «ВПК».

ВВС также заинтересованы в приобретении по крайней мере 20 самолетов ДРЛОиУ для обеспечения контроля границ и береговой зоны страны. В настоящее время в составе ВВС эксплуатируются три машины ДРЛОиУ «Фалкон» на базе Ил-76 и еще два самолета этого типа могут быть заказаны. Российско-индийско-израильский контракт на первые три машины стоимостью 1,1 миллиарда долларов подписан в марте 2004-го. Самолеты были поставлены в 2009, 2010 и 2011 годах соответственно. В декабре 2012-го Минобороны Индии выступило с запросом о закупке еще двух самолетов и доведении численности парка этих машин до пяти единиц.

К имеющимся «Фалконам» присоединятся три самолета ДРЛОиУ EMB-145 на базе бразильского «Эмбраера». Первый был передан ВВС Индии в сентябре прошлого года, однако его ввод в строй произойдет после интеграции в состав его бортового оборудования ряда систем разработки центра бортовых систем CABS (Centre for Airborne System), который входит DRDO. Интеграция этих систем будет осуществлена в Индии. В июле 2008 года организация DRDO подписала с компанией «Эмбраер» контракт стоимостью 18 миллиардов рупий (406 миллионов долларов) на поставку трех реактивных самолетов EMB-145 и совместную разработку на их базе трех систем ДРЛОиУ. Соглашение также включает пакет сопутствующего материально-технического обеспечения, в том числе обучение персонала, техническую поддержку, поставку запчастей и наземной аппаратуры. «Эмбраер» должен был передать самолеты через 36, 42 и 45 месяцев после подписания контракта. Первый полет EMB-145 должен быть выполнен через 24 месяца после начала работ, но состоялся в декабре 2011-го. На фюзеляже установлена БРЛС с АФАР, разработанная специалистами центра CABS. Самолет адаптирован под воздушную дозаправку, а также оснащен усовершенствованными электрической системой и системой охлаждения в сравнении с другими платформами ДРЛОиУ, созданными на базе ERJ-145. В частности, пять таких систем имеется в Бразилии, четыре – в Греции и одна – в Мексике. Бортовой радиолокационный ответчик самолета будет обеспечивать функцию распознавания «свой-чужой», а системы связи и электронной поддержки – обнаруживать излучающие цели противника. Система самообороны будет состоять из приемника предупреждения о приближении ракет и радиолокационном облучении, а также автомата сбрасывания средств РЭП. Взаимодействие с другими системами ДРЛОиУ и истребителями будет осуществляться с помощью системы связи на основе голосовой связи и каналов передачи данных.

Image caption Последняя катастрофа индийского МиГ-21 произошла во время захода на посадку - самого сложного маневра

На рассмотрении в Высоком суде Дели находится иск пилота ВВС страны с требованием признать самый распространенный в мире истребитель МиГ-21 объектом, нарушающим право человека на жизнь.

Причем речь идет не о жизни тех, против кого можно применять этот самолет - иск в суд подал пилот ВВС Индии, командир авиакрыла Санджит Сингх Кайла, который утверждает, что самолет не только нарушает его право на жизнь, но также не обеспечивает право на безопасные условия труда, которое гарантирует конституция страны.

Исковое заявление в суд он подал 17 июля, спустя 48 часов после катастрофы МиГ-21 неподалеку от авиабазы "Нал" в Раджистане, в которой погиб молодой индийский летчик.

Суд принял заявление и отложил заседание до 10 октября, чтобы изучить список катастроф с участием этих самолетов.

Открытые данные, которые попали в прессу, говорят, что из более чем 900 МиГ-21, которые были получены ВВС Индии, разбились более 400 самолетов. При этом погибло более 130 пилотов.

За последние три года в ВВС Индии произошло 29 аварий. 12 из них - с участием МиГ-21. В Индии этот самолет, бывший в течение десятилетий основой истребительного парка, прозвали "летающим гробом".

Правда, точно такое же прозвище получил среди своих пилотов и противник МиГа по индо-пакистанской войне - американский истребитель F-104.

"Балалайка"

Сверхзвуковой реактивный истребитель второго поколения МиГ-21 был создан в ОКБ Микояна и Гуревича в середине 1950-х годов.

Новый МиГ по всем показателям оказался на порядок более сложной и технологичной машиной, чем его предшественник МиГ-19. В советских ВВС его за характерную форму треугольных крыльев тут же прозвали "балалайкой".

Это число учитывает истребители, выпущенные в Индии, Чехословакии и Советском Союзе, но не учитывает китайские копии - истребители J7 (то есть, по сути, их было произведено еще больше).

Индия решила приобрести МиГ-21 в 1961 году. Поставки начались в 1963-м, и через несколько лет МиГ вместе с другим тяжелым истребителем Су-7 принял участие в войне с Пакистаном.

Этот самолет изменил ситуацию в индийских ВВС, поднял их на качественно новый уровень.

"Прекрасная леди"

В ходе индо-пакистанского конфликта он сыграл важную роль в воздушных боях, и во многом именно тогда зародилось особое к нему отношение у индийских пилотов.

Среди них многие, если не большинство, отнюдь не разделяют мнение Санджита Сингха Кайла, который подал заявление в суд.

"Это был лучший истребитель своего времени. Сколько он у нас летает, 40 лет? И все еще на службе. Это просто прекрасный самолет", - сказал Русской службе Би-би-си генерал-полковник ВВС Индии в отставке Йоги Рай.

Другой генерал ВВС Индии - Анил Типнис - опубликовал на индийском военно-аналитическом сайте Bharat Rakshak статью под название "Моя прекрасная леди - Ода МиГ-21".

"За четыре десятка лет МиГ-21 стал основой противовоздушной обороны Индии как в мирное, так и в военное время. Он бдительно защищал страну днем и ночью", - писал в своей заметке генерал.

МиГ ошибок не прощает

Image caption МиГ-21 стал рекордсменом мира по числу выпущенных единиц. Им были вооружены многие союзники СССР.

Однако число аварий и катастроф - неоспоримый факт. Количество МиГ-21, уничтоженных в результате аварий, число пилотов, погибших в этих авариях, - больше, чем число убитых врагом летчиков.

Генерал-полковник ВВС Индии в отставке Йоги Рай объяснил это просто: "Количество МиГ-21 в Индийских ВВС велико, их активно используют, соответственно число аварий тоже велико". Однако есть и другие версии.

Прежде всего, как рассказал Би-би-си выпускник Борисоглебского высшего военного авиационного училища Владимир В., сам учившийся летать на МиГ-21, этот самолет вследствие своих летных характеристик сложен в управлении - он не прощал ошибок малоопытному пилоту.

С очень небольшой площадью крыла он был рассчитан на высокую скорость полета, но для того чтобы посадить самолет, требовалось очень большое умение.

"Про 21-й шутили: "Зачем ему крылья? - Чтобы курсанты летать не боялись". Там очень строго по оборотам было. Если не выдержал мощность, убрал, то все - провалился, вертикальная скорость большая, и все", - рассказал пилот.

При этом из-за этой же особенности конструкции самолет не мог планировать - если он начинал падать, то можно было только катапультироваться.

Правда, этой же самой болезнью страдали и другие истребители этого поколения - в СССР самым аварийным считался Су-7, в ВВС западных стран ходили легенды о катастрофах противника МиГ-21 - американского истребителя F-104, чья аварийность соответствовала уровням индийских МиГ-21.

Последний, будучи концептуально близок к МиГ-21, точно также страдал от того, что его готовили к полетам на большой скорости, а не к удобной посадке.

Запчасти

За последние 10-15 лет, насколько мне известно, после того, как Советский Союз стал Россией, поступающие запчасти необходимо... проверять Удай Баскар
индийский военный эксперт

МиГ-21, разбившийся неподалеку от авиабазы "Нал" в Раджистане, упал во время захода на посадку. Официальных сообщений о причинах его падения нет, но известно, что его пилотировал малоопытный лётчик.

В Индии, как отмечают многие эксперты, существует проблема освоения скоростных самолетов курсантами - они не успевают набрать опыт при пересаживании с учебных на скоростные самолеты.

Другая проблема - запчасти. Как рассказал в интервью Би-би-си один из ведущих индийских военных экспертов Удай Баскар, у военных есть немало претензий к российским предприятиям по качеству авиационных запчастей.

"За последние 10-15 лет, насколько мне известно, после того, как Советский Союз стал Россией, поступающие запчасти необходимо... проверять", - сказал он, подчеркнув, что это не официальная позиция индийских ВВС, а его личное мнение.

Проблема запчастей для МиГов действительно существует. Возможно, по причинам, которые осторожно отметил индийский аналитик, а, возможно, по иным причинам, Индия закупает запчасти для истребителей не только в России, но и в других странах.

В мае 2012 года российский посол в Индии Александр Кадакин заявил, что индийские Миги разбиваются из-за контрафактных запчастей, посоветовав закупать их только в России.

Диверсификация поставок

Сейчас на вооружении ВВС Индии остается около сотни истребителей МиГ-21. Они будут окончательно выведены из состава по мере поступления новых машин - недавно в Индии был завершен конкурс на поставку 126 истребителей на сумму более 10 млрд долларов.

В тендере участвовал и российский истребитель МиГ-35, который в результате проиграл французскому Rafale.

Помимо этого, Россия проиграла и в конкурсах на поставку Индии военно-транспортных и ударных вертолетов.

В каждом конкретном случае эксперты отмечают, что проигрыш можно объяснить несоответствием российских аппаратов техническим условиям.

Однако есть и общая тенденция - Индия, в течение десятилетий зависевшая от поставок оружия из СССР, теперь хочет попробовать и западные вооружения.

И значит МиГ-21, четыре десятилетия охранявший индийское небо, скоро останется только в памяти индийцев - как надежный защитник и не очень надежный летательный аппарат.

Саид Аминов, редактор сайта "Вестник ПВО" (www.pvo.su)
специально для журнала ARMS

Индия, динамично развивающая свои вооруженные силы, всегда придавала большое значение оснащению их современными средствами противовоздушной обороны. В настоящее время индийские вооруженные силы имеют средства и технику ПВО в трех родах войск – сухопутных войсках, ВВС и ВМФ.

Исторически сложилось, что практически вся техника ПВО имеет советское происхождение. Подразделения противовоздушной обороны в военно-воздушных силах с середины 60-х годов прошлого века получили на вооружение советские ЗРК средней дальности С-75М «Волхов» и ЗРК малой дальности С-125М «Печора». Для обеспечения самообороны и защиты авиационных баз позднее Индия приобрела в СССР для ВВС самоходные ЗРК ближней дальности 9К33М2 «Оса-АК», а еще позднее переносные ЗРК 9К310 «Игла-1». До настоящего времени устаревшие ЗРК С-75М и С-125М составляют основу объектовой ПВО Индии.

По данным справочника Jane’s Land-Based Air Defence, в составе индийских ВВС насчитывается 16 зенитных батальонов (дивизионов) ЗРК С-75М (96 пусковых установок, часть из которых передается на хранение), 24 дивизионов ЗРК С-125М из 60 имевшихся и от 4 до 8 дивизионов ЗРК «Оса-АК».

Учитывая почтенный возраст ЗРК С-75М, с начала девяностых годов прошлого века Индия ведет поиск достойной им замены.

Запуск противоракеты PAD-1 на базе баллистической ракеты Prithvi (Prithvi Air Defence (PAD)) 27 ноября 2006 г. © DRDO

Запуск баллистической ракеты Prithvi, иммитирующей цель © Government of India Press Information Bureau

Пуск опытного образца противоракеты AAD-02 с самоходной пусковой установки с полигона на острове Виллера (Wheeler Island) © Government of India Press Information Bureau
Российская "Печора-2М" на выставке МАКС-2003 © С.Аминов
Польская альтернатива - "Newa-SC" на шасси танка Т-55 © УП "Тетраэдр" , 2003

ЗРК "Квадрат"

ЗРК "Оса-АК"
ЗРПК "Тунгуска"
ПЗРК "Игла-1"
ЗСУ-23-4 "Шилка"
ЗРК "Стрела-10М3"
ЗРК "Akash"на выставке Defexpo-2006 () Саид Аминов
Макет зенитной ракеты ЗРК Trishul Саид Аминов

Макет израильской зенитной ракеты ЗРК Barak Саид Аминов

Израильские авиационные ракеты Phyton и Derby, используемые в ЗРК Spyder Саид Аминов

Израильский ЗРК Spyder на шасси Tatra на авиасалоне Le Bourget-2007 Саид Аминов

Наиболее современные корабельные средства ПВО ВМС Индии на борту фрегата "Тришул" (Trishul): ЗРК "Штиль-1" и ЗРПК "Каштан" © Przemyslaw Gurgurewicz
Перспективный вариант ЗРК "Штиль-1" с подпалубной многоконтейнерной пусковой установкой и новой зенитной ракетой вертикального пуска 9М317МЭ © Саид Аминов
ЗРК "Бук-М2" мог бы стать более достойной и эффективной заменой устаревшего ЗРК "Квадрат"/"Куб", чем индийский долгострой ЗРК "Акаш" © Саид Аминов
ЗРПК «Тунгуска-М1» имеет самые высокие шансы быть проданным в Индию, которая уже имеет опыт эксплуатации "Тунгусок" © Саид Аминов
ЗРПК «Панцирь-С1» как более глубокая модернизация "Тунгуски" также может быть востребован Индией, которая эксплуатирует и корабельный комплекс "Каштан", разработки тульского КБ приборостроения © Саид Аминов

В этот период Россия предлагала поставки зенитных систем С-300ПМУ или С-300В для совершенствования организации национальной системы ПВО Индии. Однако эти предложения Индия оставила без ответа. Возможной причиной такого поведения Индии стало расширение ее военно-технического сотрудничества с Израилем, который намеревался продать Индии комплекс тактической противоракетной обороны Arrow-2 совместной израильско-американской разработки. По имеющейся информации, развитие проект продажи Arrow-2 не получил, из-за нежелания США предоставлять Индии такую современную систему. Тем не менее, Индия в 2001 году приобрела у Израиля две многофункциональные РЛС Green Pine из состава комплекса Arrow-2. Стоимость контракта оценивается от 250 до 400 млн. долл. США. Первая РЛС была развернута в Индии в 2001 году, вторая – в середине 2002 г.

В новом веке в конкурентную борьбу за индийский рынок ПВО большой дальности с элементами тактической ПРО ввязалась администрация США, которая взяла курс на установление партнерского сотрудничества с Индией по всем направлениям. При подобной поддержке американский концерн Lockheed Martin лоббирует поставку ВВС Индии ЗРК Patriot PAC-3 с возможной передачей критических технологий в данной области. До настоящего времени США поставляли последнюю модификацию ЗРС Patriot с возможностью перехвата оперативно-тактических баллистических ракет только своим проверенным и верным союзникам – Япония, Израиль и ряд стран НАТО. По сообщениям прессы, США готово оказать техническое содействие индийской Организации оборонных исследований и разработок (DRDO) в создании национальной системы тактической противоракетной обороны с использованием американских технологий, в том числе так называемой «hit-to-kill», обеспечивающей прямое попадание ракеты-перехватчика в цель. Вместе с тем, в начале 2008 г. индийская организация военных исследований и разработок (DRDO) опровергла информацию о возможном сотрудничестве с США в области ПРО. По мнению представителей DRDO, Индия «не нуждается в зарубежной помощи, поскольку самостоятельно добилась хороших результатов».

Россия тоже не стоит в стороне. Наша страна предложила Индии не просто поставлять зенитные ракетные комплексы, а начать формировать комплексную национальную систему ПВО страны и вооруженных сил, которая могла бы выполнять широкий круг задач по защите от ракетно-авиационных ударов военной и гражданской инфраструктуры, в том числе городов, крупных промышленных предприятий, морских портов, и эффективно бороться как с авиационными средствами поражения, так и с крылатыми и оперативно-тактическими ракетами. Это предложение содержит создание единого радиолокационного поля, постановку на боевое дежурство радиолокационных станций дальнего обнаружения и использование зенитных ракетных комплексов большой, средней и малой дальности. Основу такой системы могли бы составить последние модификации ЗРС большой дальности – С-300ПМУ2 «Фаворит» и С-300ВМ «Антей-2500», которые обеспечивают уничтожение как традиционных средств воздушного нападения, так и баллистических ракет с дальностью пуска 2500 км. Такими возможностями пока не обладает ни один серийный иностранный комплекс ПВО-НПРО.

Однако у Индии есть свое видение данной ситуации – по информации прессы, индийские разработчики ведут самостоятельную разработку ЗРС большой дальности. В конце 2006 года Индия провела испытания комплекса ПРО, в ходе которых была сбита баллистическая ракета типа земля-земля "Притви" (Prithvi). Наведение ракет осуществлял многофункциональный радар «Green Pine», приобретенный у Израиля.

В декабре 2007 года Индия провела второе успешное испытание комплекса противоракетной обороны, в ходе которого была сбита оперативно-тактическая баллистическая ракета Prithvi. В качестве ракеты-перехватчика была применена новая разработка DRDO – противоракета ближнего действия AAD-02 (endo-atmospheric Advanced Air Defence-02) – это одноступенчатая твердотопливная ракета длиной 7,5 м, диаметром менее 50 см и весом около 1,2 т. Наведение на начальном участке полета – инерциальное, на конечном участке – активное радиолокационное самонаведение. В качестве пусковой установки использовано автомобильное шасси Tatra VVL (8x8), позволяющее осуществлять запуск противоракет из транспортно-пусковых контейнеров и без них вертикально или наклонно. Радиолокационное сопровождение и целеуказание обеспечивали два радиолокатора типа Green Pine. По мнению индийских специалистов, новая противоракета способна перехватывать китайские ракеты типа М-9 или М-11. По их мнению, новый комплекс немного превосходит по своим характеристикам американский ЗРК Patriot PAC-3 по дальности, высоте и точности перехвата. Кроме того, DRDO ведет работы по противоракете заатмосферного перехвата (на высотах более 40 км) на базе баллистической ракеты Prithvi. Планируется, что в течение 2008 года испытания противоракетного комплекса продолжатся.

Индийский журнал India Defense в июле 2007 сообщил, что планируется подписание контракта израильского оборонного концерна IAI с Организацией оборонных исследований и разработок (DRDO) по созданию новых зенитных ракет. Контракт оценивается в 300 млн. долл. США. Планируется, что новая индийская ракета будет разрабатывается на базе израильской зенитной ракеты «Barak» корабельного базирования. В конце 2007 года появились сообщения, что Индия рассматривает предложение Израиля о совместной разработке зенитного ракетного комплекса средней дальности объектовой ПВО с использованием наработок по корабельным ЗРК «Barak-8»/ «Barak-NG». Ожидается, что новый «сухопутный» комплекс будет иметь дальность поражения около 70 км, а по иным данным – все 150 км. Стоимость данного проекта составит 1,4 млрд. долл. США. В начале 2008 стороны должны подписать документацию по началу работ.

Таким образом, несмотря на заявляемую самостоятельность в разработке критических ракетных технологий без помощи со стороны США, Индия в области ПВО в значительной мере опирается на технический опыт Израиля. Ожидается, что новый комплекс ПВО-ПРО будет способен перехватывать баллистические ракеты с дальностью полета более 5000 километров. Предполагается, что испытания нового комплекса начнутся в 2009 году.

В 2001 году Индия приняла решение провести глубокую модернизацию ЗРК С-125М «Печора», которые были поставлены из СССР в период с 1974 по 1989 гг. Индийское правительство планировало модернизировать только 24 комплекса С-125М, для чего в июле 2001 года был объявлен международный тендер. В «шорт-лист» финалистов по итогам тендера попали Россия и Польша. Им было поручено провести показательную модернизацию по одному ЗРК. Основные требования индийских военных – повышение дальности пуска ракет с 18 до 40 км, замена аналогового оборудования на цифровое, повышение характеристик станции наведения ракет, создание самоходной пусковой установки с четырьмя ракетами. В качестве шасси должно использоваться автомобильное шасси Tatra-816, которое выпускается в Индии по чешской лицензии.

Россия предложила вариант «Печора-2М», разработки компании «Оборонительные системы», Польша – модернизированный комплекс Newa-SC (SC в переводе с польского первые буквы слов самоходный и цифровой), созданный на базе польских комплексов С-125 «Нева». По имеющейся информации, оба варианта были отвергнуты индийскими военными по причине формального не соответствия тендерным требованиям. Однако польское предложение Индии понравилось больше. В ноябре 2004 года индийская военная делегация посетила Польшу и ознакомилась с предприятиями, занятыми в создании ЗРК «Newa-SC». Вместе с тем, российская сторона неоднократно заявляла, что в случае согласия Дели с предложением Варшавы и заключения с Польшей контракта на модернизацию «Печор», Россия, как разработчик комплекса, сложит с себя ответственность за последствия такой модернизации и прекратит осуществление технического обслуживания комплексов. До настоящего времени Индия не определилась с результатами тендера и не обозначила сроков принятия окончательного решения.

Противовоздушная оборона сухопутных войск Индии также в основном представлена системами и комплексами советского происхождения – самоходные ЗРК 2К12 «Квадрат» (экспортный вариант «Куба»), 9К33М2/М3 «Оса-АК/АКМ», 9К35М3 «Стрела-М3», зенитные ракетно-пушечные комплексы 2К22 «Тунгуска», а также переносные ЗРК «Стрела-2», «Стрела-3», «Игла-1» и «Игла». Кроме того, имеются различного типа артиллерийские установки типа ЗСУ-23-4 «Шилка», ЗУ-23. Из иностранной техники имеются только 20-мм и 40-мм зенитные установки (Oerlikon, Bofors).

Современным условиям отвечают только ЗРК «Оса-АКМ», «Стрела-10М3» и ЗРПК «Тунгуска», поставки которых осуществлялись нашей страной в конце восьмидесятых и в девяностых годах прошлого века. Ожидается, что в ближайшее время Индия примет окончательное решение и приобретет в России значительное количество модернизированных ЗРПК «Тунгуска-М1», эффективность которых выросла по сравнению с базовым вариантом.

Остальные зенитные ракетные комплексы планируется модернизировать, а также приобрести технику нового поколения для выполнения аналогичных задач. Уже упоминавшаяся польская компания Центрекс в начале 2000-х годов получила контракт на модернизацию 100 ЗРК «Квадрат» и 50 ЗРК «Оса-АКМ» на общую сумму 200 млн. долл. США. Планировалось, что будут проведены работы по радиолокаторам комплексов, аналоговое оборудование будет заменено на цифровое и т.п. Подобные проекты по модернизации техники ПВО советского производства Польша активно продвигает на международных рынках вооружений, однако число контрактов доведенных до реализации единично. Подтверждений о проведенной модернизации ЗРК «Квадрат» и «Оса-АКМ» не поступало. Тем более, что данные комплексы должны были быть заменены перспективными системами ПВО, разработку которых с середины восьмидесятых годов ведет Индия в лице индийской Организации оборонных исследований и разработок (DRDO).

Взамен ЗРК «Квадрат» индийские инженеры предлагают ЗРК «Akash» (Небо), разработка которого ведется с конца 1980-х годов. Первые испытания комплекса начались в 1990 году, в 2002 году – войсковые испытания. И только в начале 2008 года появились сообщения, что комплекс принят на вооружение индийской армии. Комплекс обеспечивает поражение воздушных целей на дальностях до 30 км и на высотах до 18 км. «Акаш» вооружен зенитной ракетой, в основе которой ракета 3М9 ЗРК «Квадрат». Внешне ракеты ничем не отличаются. В качестве шасси пусковой установки индийские инженеры использовали гусеничное шасси БМП-2 в самоходном варианте и автомобильный полуприцеп в буксируемом варианте. Главной изюминкой комплекса является современная радиолокационная станция «Rajendra» с фазированной антенной решеткой на шасси БМП-2. Сначала дивизион ЗРК «Акаш» (16 пусковых установок) поступит на вооружение индийских ВВС, а позднее на снабжение ПВО Сухопутных войск. Несмотря на окончание конструкторских работ и официальное принятие комплекса «Акаш» на вооружение после почти 17 лет разработок, новый комплекс представляет, по сути, неоптимальную модернизацию ЗРК «Куб»(«Квадрат»). Аналогичные работы в Советском Союзе были проведены в 70-е годы прошлого года. В 1978 году на вооружение ПВО сухопутных войск СССР был принят ЗРК «Куб-М4» (или «Бук-1»), который представлял собой ЗРК «Куб» с самоходной огневой установкой 9А38 с ракетами 9М38 ЗРК «Бук». А позднее Россия разработала и реализует в настоящее время в ряде иностранных государств проект более глубокой модернизации ЗРК «Квадрат». Так, например, в Египте российские специалисты внедряют в ЗРК «Квадрат» более совершенные ракеты и радиолокационные станции из состава ЗРК «Бук-М1-2».

Аналогичный «долгострой» случился с другим приоритетным ракетным проектом «Trishul» («Трезубец Шивы») – создание высокоэффективного ЗРК ближнего действия с дальностью поражения до 9 км или, по другим данным, до 15 км. Первоначально комплекс разрабатывался в интересах индийских ВМС, позже был создан демонстрационный образец самоходного варианта данного комплекса. В основе прототипа ракеты комплекса – советская зенитная управляемая ракета 9М33 ЗРК «Оса», для которой были разработаны новый двигатель и новая система управления. Испытания «Тришула» начались в 1986 году. До 2003 года были проведены 40 испытательных пусков, в ходе которых не удалось обеспечить эффективное поражение низколетящих противокорабельных крылатых ракет. Летом 2003 года проводились испытания наземного варианта комплекса. После многолетних работ по данной теме Индия признала тот факт, что создать комплекс не удалось. Программа «Тришул» была переквалифицирована в демонстрацию технологий и, фактически, закрыта.

На замену устаревшим ЗРК «Оса-АКМ» и «Стрела-10М3» Индия планирует закупить в Израиле самоходные ЗРК Spyder. Израильские компании Rafael и IAI с 2003 года продвигают в Индию мобильный ЗРК, созданный с использованием авиационных ракет Derby и Python 5 соответственно с ИК и радиолокационными головками самонаведения, установленных на автомобильном шасси типа Tatra (6х6). В 2005 году израильский комплекс участвовал с европейским ЗРК MICA-VL в тендере на приобретение ЗРК малой дальности для обороны индийских авиационных баз, во время которого прошел успешные стрельбовые испытания. По сообщениям прессы, в конце 2006 года Индия приняла решение закупить 18 ЗРК Spyder общей стоимостью почти 400 млн. долл. США.

В декабре 2004 года индийская армия заключила контракт с индийской компанией Bharat Electronics Ltd и израильским концерном IAI на сумму 104 млн. долл. США, предусматривающий модернизацию 48 ЗСУ-23-4 «Шилка». Были созданы два модернизированных образца «Шилки», которые начали этап оценочных испытаний. Модернизации подверглись все ключевые системы зенитной самоходной установки, включая замену радиоприборного комплекса на современный радиолокатор, установку нового вычислительного комплекса, оптикоэлектронной системы, нового двигателя, в 2006 году индийская армия отказалась от продолжения модернизации, сочтя «Шилку» безнадежно устаревшей.

В области корабельной ПВО Индия имела, в основном, ЗРК советского производства, основу которых составлял комплекс М-1 «Волна». На недавно построенных и вновь строящихся боевых кораблях для индийского военно-морского флота в России (фрегаты проекта 113556) и в Индии (проект 15) устанавливается современный ЗРК «Штиль-1» разработки МНИИРЭ «Альтаир». Имевшие место проблемы по радиолокационной совместимости «Штиля» во время сдачи фрегатов проекта 11356 на Балтийском море были своевременно устранены, а зенитные ракеты 9М317Э поразили все воздушные цели. Возможно, на новой партии фрегатов проекта 11356, строительство которых ведет ПСЗ «Янтарь», а также на кораблях индийской постройки проекта 15А будет установлен новый вариант ЗРК «Штиль-1» с использованием подпалубной многоконтейнерной пусковой установки и модернизированной ракеты 9М317МЭ вертикального старта. Обновленный «Штиль» имеет более высокую огневую производительность и меньшее время реакции и будет конкурентоспособен с иностранными образцами подобного типа.

Причины для беспокойства в отношении продвижения российской продукции доставляет тесное сотрудничество Индии с Израилем по продвижению корабельного комплекса типа «Barak-1». В 2003 году два ЗРК «Барак» были установлены на индийском авианосце Viraat, данный вариант комплекса может поражать воздушные цели на дальности 12 км. Кроме авианосца, комплекс был установлен на трех фрегатах УРО - "Брахмапутра" (INS Brahmaputra), "Биас" (INS Beas) и "Бетва" (INS Betwa). В 2006 DRDO заключило с израильским концерном IAI соглашение о разработке «продвинутой» версии ЗРК «Барак» под обозначением «Barak-8»/«Barak-NG», дальность действия которого составит 70 км. Контракт оценивается экспертами примерно в 350 млн. долл. Срок создания модернизированного корабельного комплекса определен в четыре года со дня подписания контракта. Таким образом, Израиль получает дополнительный шанс закрепиться на индийском оружейном рынке.

В сложившейся ситуации Россия в лице основных субъектов военно-технического сотрудничества – ФГУП «Рособоронэкспорт» и ОАО «Концерн ПВО «Алмаз-Антей» - должна продвигать на индийском рынке не только зенитные средства, по которым нет достойных западных аналогов, например, ЗРПК «Тунгуска-М1» и ЗРПК «Панцирь-С1», но и активно противодействовать вытеснению наших зенитных средств корабельного базирования таких как ЗРК «Штиль-1», израильскими комплексами «Барак». С учетом стратегического характера российско-индийского сотрудничества, имеющегося опыта военно-технического сотрудничества наших стран по созданию современных авиационных комплексов (Су-30МКИ, проект истребителя 5-го поколения, проект среднего транспортного самолета) и исключительной значимости противовоздушной обороны в современных условиях назрела необходимость разработки не только совместного проекта национальной системы противовоздушной обороны Индии, но и создания системы технического обслуживания существующей ПВО.

Источники информации:

Индия - четвертая мощная армия в мире

Индия вместе с КНДР и Израилем входит во вторую тройку стран мира по военному потенциалу (первую тройку, разумеется, составляют США, КНР и Россия). Личный состав вооруженных сил (ВС) Индии имеет высокий уровень боевой и морально-психологической подготовки, хотя и набирается по найму. В Индии, как и в Пакистане, из-за огромной численности населения и сложной этноконфессиональной ситуации комплектование ВС по призыву не представляется возможным.

Страна является важнейшим импортером вооружений из России, ведет тесное военно-техническое сотрудничество с Францией и Великобританией, а в последнее время — и с США. При этом Индия имеет огромный собственный ВПК, который, теоретически, способен производить вооружение и технику всех классов, включая ядерное оружие и средства его доставки. Впрочем, образцы вооружений, разработанные в самой Индии (танк «Арджун», истребитель «Теджас», вертолет «Дхрув» и др.), как правило, обладают весьма низкими технико-тактическими характеристиками (ТТХ), а их разработка ведется десятилетиями. Качество сборки техники по иностранным лицензиям оказывается часто весьма низким, из-за этого ВВС Индии имеют самый высокий в мире уровень аварийности. Тем не менее, Индия имеет все основания претендовать на звание одной из сверхдержав мирового уровня уже в ХХI веке.

Се креты состава Вооруженных Сил Индии

С ухопутные войска Индии имеют в своем составе Учебное командование (штаб в городе Шимла) и шесть территориальных командований — Центральное, Северное, Западное, Юго-Западное, Южное, Восточное. При этом в непосредственном подчинении штаба сухопутных войск находятся 50-я бригада ВДВ, 2 полка БРСД «Агни», 1 полк ОТР «Притхви-1», 4 полка крылатых ракет «Брамос».

Центральное командование включает один армейский корпус (АК) — 1-й. В его составе — пехотная, горная, бронетанковая, артиллерийская дивизии, артиллерийская, ПВО, инженерная бригады. В настоящее время 1-й АК временно передан в состав Юго-Западного командования, поэтому Центральное командование, фактически, не имеет в своем составе боевых сил.

Северное командование включает три армейских корпуса — 14-й, 15-й, 16-й. В их составе — 5 пехотных и 2 горные дивизии, артиллерийская бригада.

Западное командование включает также три АК — 2-й, 9-й, 11-й. В их составе 1 бронетанковая, 1 СБР, 6 пехотных дивизий, 4 бронетанковые, 1 механизированная, 1 инженерная, 1 ПВО бригады.

Юго-Западное командование включает артиллерийскую дивизию, 1-й АК, временно переданный из Центрального командования (описан выше), и 10-й АК который имеет в своем составе пехотную и 2 СБР дивизии, бронетанковую, ПВО, инженерную бригады.

Южное командование включает артиллерийскую дивизию и два АК — 12-й и 21-й. В их составе 1 бронетанковая, 1 СБР, 3 пехотные дивизии, бронетанковая, механизированная, артиллерийская, ПВО, инженерная бригады.

Восточное командование включает пехотную дивизию и три АК (3-й, 4-й, 33-й) по три горные дивизии в каждом.

Сухопутным войскам принадлежит большая часть ракетно-ядерного потенциала Индии. В двух полках имеется по 8 ПУ БРСД «Агни». Всего предположительно имеется 80-100 ракет «Агни-1» (дальность полета 1500 км), и 20-25 «Агни-2» (2-4 тысяч км). В единственном полку ОТР «Притхви-1» (дальность 150 км) имеется 12 пусковых установок (ПУ) этой ракеты. Все эти баллистические ракеты разработаны в самой Индии, могут нести как ядерные, так и обычные БЧ. Каждый из 4 полков крылатых ракет «Брамос» (совместная разработка России и Индии) имеет по 4-6 батарей, в каждой по 3-4 ПУ. Общее число ПУ КРНБ «Брамос» составляет 72. «Брамос» является, пожалуй, наиболее универсальной в мире ракетой, он также состоит на вооружении ВВС (его носителем является истребитель-бомбардировщик Су-30) и ВМС Индии (многие ПЛ и надводные корабли).

Индия обладает очень мощным и современным танковым парком. Он включает 124 танка собственной разработки «Арджун» (будет изготовлено еще 124), 907 новейших российских Т-90 (в Индии по российской лицензии будет изготовлено еще 750) и 2414 советских Т-72М, прошедших модернизацию в Индии. Кроме того, 715 старых советских Т-55 и до 1100 не менее старых танков «Виджаянта» собственного производства (английский «Виккерс» Мк1) находятся на хранении.

В отличие от танков, другая бронетехника сухопутных войск Индии, в основном, сильно устарела. Имеется 255 советских БРДМ-2, 100 английских бронеавтомобилей «Феррет», 700 советских БМП-1 и 1100 БМП-2 (будет изготовлено в самой Индии еще 500), 700 чехословацких БТР OT-62 и OT-64, 165 южноафриканских бронеавтомобилей «Касспир», 80 английских БТР FV432. Из всей перечисленной техники лишь БМП-2 можно считать новыми, причем весьма условно. Кроме того, 200 совсем старых советских БТР-50 и 817 БТР-60 находятся на хранении.

Также устарела большая часть индийской артиллерии. Имеется 100 САУ «Катапульта» собственной разработки (130-мм гаубица М-46 на шасси танка «Виджаянта»; еще 80 таких САУ на хранении), 80 английских «Аббот» (105 мм), 110 советских 2С1 (122 мм). Буксируемые орудия — более 4,3 тысяч в войсках, более 3 тысяч на хранении. Минометов — около 7 тысяч. Но современных образцов среди них нет. РСЗО — 150 советских БМ-21 (122 мм), 80 собственных «Пинака» (214 мм), 62 российских «Смерч» (300 мм). Из всех индийских артсистем современными можно считать лишь РСЗО «Пинака» и «Смерч».

На вооружении состоит 250 российских ПТРК «Корнет», 13 самоходных ПТРК «Намика» (ПТРК «Наг» собственной разработки на шасси БМП-2). Кроме того, имеется несколько тысяч французских ПТРК «Милан», советских и российских «Малютка», «Конкурс», «Фагот», «Штурм».

Войсковая ПВО включает 45 батарей (180 ПУ) советского ЗРК «Квадрат», 80 советских ЗРК «Оса», 400 «Стрела-1», 250 «Стрела-10», 18 израильских «Спайдер», 25 английских «Тайгеркэт». Также на вооружении имеется 620 советских ПЗРК «Стрела-2» и 2000 «Игла-1», 92 российских ЗРПК «Тунгуска», 100 советских ЗСУ-23-4 «Шилка», 2720 зенитных орудий (800 советских ЗУ-23, 1920 шведских L40/70). Из всей техники ПВО современными являются лишь ЗРК «Спайдер» и ЗРПК «Тунгуска», относительно новыми можно считать ЗРК «Оса» и «Стрела-10» и ПЗРК «Игла-1».

На вооружении армейской авиации имеется около 300 вертолетов, почти все — местного производства.

ВВС Индии включает 7 Командований — Западное, Центральное, Юго-Западное, Восточное, Южное Учебное, МТО.

В составе ВВС имеется 3 эскадрильи ОТР «Притхви-2» (по 18 ПУ в каждой) с дальностью стрельбы 250 км, может нести обычные и ядерные заряды.

Ударная авиация включает 107 советских бомбардировщиков МиГ-27 и 157 английских штурмовиков «Ягуар» (114 IS, 11 IM, 32 учебно-боевых IT). Все эти самолеты, строившиеся по лицензии в самой Индии, являются устаревшими.

Основу истребительной авиации составляют новейшие российские Су-30МКИ, строящиеся по лицензии в самой Индии. В строю находится не менее 194 машин этого типа, всего должно быть построено 272. Как было сказано выше, они могут нести крылатую ракету «Брамос». Достаточно современными также являются 74 российских МиГ-29 (в т.ч. 9 учебно-боевых УБ; еще 1 на хранении), 9 собственных «Теджас» и 48 французских «Мираж-2000» (38 Н, 10 учебно-боевых ТН). Остается на вооружении 230 истребителей МиГ-21 (146 бис, 47 МФ, 37 учебно-боевых У и УМ), также строившихся в Индии по советской лицензии. Вместо МиГ-21 предполагается приобрести 126 французских истребителей «Рафаль», кроме того, в Индии будет построено 144 истребителя 5-го поколения FGFA на базе российского Т-50.

В строю ВВС имеется 5 самолетов ДРЛО (3 российских А-50, 2 шведских ERJ-145), 3 американских самолета электронной разведки «Гольфстрим-4», 6 российских заправщиков Ил-78, около 300 транспортных самолетов (в т.ч. 17 российских Ил-76, 5 новейших американских С-17 (будет еще от 5 до 13) и 5 С-130J), около 250 учебных самолетов.

На вооружении ВВС состоит 30 боевых вертолетов (24 российских Ми-35, 4 собственных «Рудра» и 2 LCH), 360 многоцелевых и транспортных вертолетов.

Наземная ПВО включает 25 эскадрилий (не менее 100 ПУ) советского ЗРК С-125, не менее 24 ЗРК «Оса», 8 эскадрилий собственного ЗРК «Акаш» (64 ПУ).

ВМС Индии включают три Командования — Западное (Бомбей), Южное (Кочин), Восточное (Вишакхапатнам).

Имеется 1 ПЛАРБ «Арихант» собственной постройки с 12 БРПЛ К-15 (дальность — 700 км), предполагается построить еще 3. Впрочем, из-за малой дальности полета ракет полноценными ПЛАРБ эти лодки считать нельзя. В лизинге находится ПЛА «Чакра» (российская ПЛА «Нерпа» пр. 971).

В строю находятся 9 российских ПЛ пр. 877 (еще одна такая лодка в конце прошлого года сгорела и затонула в собственной базе) и 4 немецкие пр. 209/1500. Строятся 3 новейших французских ПЛ типа «Скорпен», всего их будет построено 6.

В составе ВМС Индии находятся 2 авианосца - «Вираат» (бывший английский «Гермес») и «Викрамадитья» (бывший советский «Адмирал Горшков»). Строятся два собственных авианосца типа «Викрант».

Имеется 9 эсминцев: 5 типа «Раджпут» (советские пр. 61), 3 собственных типа «Дели» и 1 типа «Калькутта» (будет построено еще 2-3 эсминца типа «Калькутта»).

В строю находится 6 новейших фрегатов российской постройки типа «Тальвар» (пр. 11356) и 3 еще более современных собственной постройки типа «Шивалик». Остаются на вооружении по 3 фрегата типов «Брахмапутра» и «Годавари», строившиеся в Индии по английским проектам.

В составе ВМС имеется новейший корвет «Каморта» (будет от 4 до 12), 4 корвета типа «Кора», 4 типа «Хукри», 4 типа «Абхай» (советский пр. 1241П).

На вооружении находятся 12 ракетных катеров типа «Веер» (советские пр. 1241Р).

Все эсминцы, фрегаты и корветы (кроме «Абхай») вооружены современными российскими и российско-индийскими КРМБ и ПКР «Брамос», «Калибр», Х-35.

В строю ВМС и Береговой гвардии находятся до 150 патрульных кораблей и сторожевых катеров. Среди них 6 кораблей типа «Саканья», которые могут нести БР «Притхви-3» (дальность 350 км). Это единственные в мире надводные боевые корабли с баллистическими ракетами.

ВМС Индии имеет крайне незначительные минно-тральные силы. В их составе всего 7 советских тральщиков пр. 266М.

Десантные силы включают ДВКД «Джалашва» (американский типа «Остин»), 5 старых польских ТДК пр. 773 (еще 3 в отстое), 5 собственных ТДК типа «Магар». При этом у Индии нет морской пехоты, имеется лишь группа морского спецназа.

На вооружении морской авиации имеется 63 палубных истребителя — 45 МиГ-29К (в т.ч. 8 учебно-боевых МиГ-29КУБ), 18 «Харриер» (14 FRS, 4 Т). МиГ-29К предназначены для авианосца «Викрамадитья» и строящихся типа «Викрант», «Харриеры» — для «Вираата».

Противолодочные самолеты — 5 старых советских Ил-38 и 7 Ту-142М (еще 1 на хранении), 3 новейших американских Р-8I (будет 12).

Имеется 52 немецких патрульных самолета Do-228, 37 транспортных самолетов, 12 учебных самолетов HJT-16.

Также в морской авиации имеется 12 российских вертолетов ДРЛО Ка-31, 41 противолодочный вертолет (18 советских Ка-28 и 5 Ка-25, 18 английских «Си Кинг» Мк42В), около 100 многоцелевых и транспортных вертолетов.

В целом ВС Индии обладают огромным боевым потенциалом и значительно превосходят потенциал своего традиционного противника Пакистана. Однако теперь главным противником Индии становится Китай, союзниками которого являются тот же Пакистан, а также граничащие с Индией с востока Мьянма и Бангладеш. Это делает геополитическое положение Индии весьма сложным, а ее военный потенциал, как это ни парадоксально, недостаточным.


Сотрудничество с Россией

Российско-индийское военно-техническое сотрудничество носит эксклюзивный характер. Дело даже не в том, что Индия уже несколько лет является крупнейшим покупателем российского оружия. Москва и Дели уже занимаются совместной разработкой вооружений, причем уникальных — таких, как ракета «Брамос» или истребитель FGFA. Не имеет аналогов в мировой практике сдача в лизинг ПЛА (аналогичный опыт был лишь у СССР с той же Индией в конце 80-х). Танков Т-90, истребителей Су-30, ПКР Х-35 в ВС Индии сейчас эксплуатируется больше, чем во всех остальных странах мира вместе взятых, включая саму Россию.

При этом, увы, не все безоблачно в наших отношениях. Как ни удивительно, очень многие чиновники в Москве сумели до сих пор не заметить, что Индия — уже почти сверхдержава, а отнюдь не прежняя страна «третьего мира», которая купит все, что мы ей предложим. С ростом возможностей и амбиций стремительно растут и индийские запросы. Отсюда и многочисленные скандалы в сфере военно-технического сотрудничества, в большинстве из которых Россия виновата сама. Особенно выделяется на этом фоне эпопея с продажей авианосца «Викрамадитья», которая заслуживает большого отдельного описания.

Впрочем, надо признать, что подобные скандалы у Дели возникают не только с Москвой. В частности, в ходе выполнения обеих крупнейших индийско-французских контрактов (по ПЛ «Скорпен» и по истребителям «Рафаль») происходит то же, что и с «Викрамадитьей» — многократный рост цены изделий и значительное затягивание французами сроков их изготовления. В случае с «Рафалями» это может даже привести к разрыву контракта.


Не безоблачно и в сфере геополитики, что гораздо хуже. Индия — наш идеальный союзник. Нет никаких противоречий, есть большие традиции сотрудничества, при этом, что особенно важно, главные противники у нас общие — группа исламских суннитских стран и Китай. Увы, Россия стала навязывать Индии бредовую идею «треугольника Москва — Дели — Пекин», порожденную одним нашим «выдающимся политическим деятелем». Потом данную идею очень «удачно» поддержал Запад, вбросив идею БРИК (ныне — БРИКС), за которую Москва с восторгом ухватилась и принялась истово реализовывать. Между тем, Дели абсолютно не нужен союз с Пекином, своим главным геополитическим противником и экономическим конкурентом. Ей нужен союз ПРОТИВ Пекина. Именно в таком формате она с удовольствием дружила бы с Москвой. Теперь Индию упорно перетягивают на себя США, который прекрасно понимает, против кого собирается дружить Дели. Единственное, что удерживает Индию от полного расхождения с «китаелюбивой» Россией — вышеупомянутое эксклюзивное военно-техническое сотрудничество. Может быть, в какой-то степени оно спасет и нас самих от нас самих.

По количеству самолетов находятся на четвертом месте среди крупнейших военно - воздушных сил стран мира (после США, России и КНР).
ВС Британской Индии были созданы 8 октября 1932 года. В годы Второй мировой войны они участвовали в боях с японцами на Бирманском фронте. В 1947 году Индия получила независимость от Великобритании. Из-за несправедливого проведения границ сразу же начались столкновения между индусами, сикхами и мусульманами, которые привели к гибели более полумиллиона человек. В 1947-1949, 1965, 1971, 1984 и 1999 годах Индия воевала с Пакистаном, в 1962 году - с Китайской Народной Республикой. Неурегулированность границ вынуждает государство на полуострове Индостан с населением в 1,22 млрд человек тратить на содержание вооруженных сил огромные средства. В 2014 году на эти цели было выделено около 40 млрд долларов США.
ВВС Индии военно-воздушные силы структура

Пилотажная группа ВВС Индии SURYA KIRAN Сурья Киран, что в переводе на наш солнечные лучи

ВВС Индии (численностью свыше 150 тысяч человек) организационно являются составной частью объединенного вида вооруженных сил - ВВС и противовоздушной обороны (ПВО). Руководство ВВС осуществляет начальник штаба. Штаб ВВС состоит из отделов: оперативного, планирования, боевой подготовки, разведки, радиоэлектронной борьбы (РЭБ), метеорологического, финансового и связи.
Штабу подчинены пять авиационных командований, осуществляющих руководство подразделениями на местах:

  1. Центральное (г. Аллахабад),
  2. Западное (г. Дели),
  3. Восточное (г. Шиллонг),
  4. Южное (г. Тривандрум),
  5. Юго-западное (г. Гандинагар), а также учебное (г. Бангалор).

ВВС имеют 38 штабов авиационных крыльев и 47 эскадрилий боевой авиации. Индия обладает развитой аэродромной сетью. Основные военные аэродромы расположены вблизи городов: Удхампур, Лех, Джамму, Сринагар, Амбала, Адампур, Халвара, Чандигарх, Патханкот, Сирса, Малаут, Дели, Пуна, Бхудж, Джодхпур, Барода, Сулур, Тамбарам, Джорхат, Тезпур, Хашимара, Багдогра, Барркпур, Агра, Барейли, Горакхпур, Гвалиор и Калайкунда.

Военно-транспортный многоцелевой самолет Ан-32 ВВС Индии

В настоящее время ВВС республики находятся в стадии реорганизации: количество летательных аппаратов сокращается, старые самолеты и вертолеты постепенно заменяются новыми или прошедшими модернизацию моделями, улучшается летная подготовка пилотов, поршневые учебные заменяются новыми реактивными.

Учебно-тренировочные УТС «Киран» ВВС Индии

На вооружении ВВС Индии стоят 774 боевых и 295 самолетов вспомогательной авиации. Истребительно-бомбардировочная авиация включает в себя 367 самолетов, сведенных в 18 эскадрилий:

  • одна -
  • три - МиГ-23
  • четыре - «Ягуар»
  • шесть - МиГ-27 (большинство МиГ-27 индийцы планируют списать к 2015 году)
  • четыре - МиГ-21.

В составе истребительной авиации 368 самолетов в 20 эскадрильях:

  • 14 эскадрилий МиГ-21 (120 МиГ-21 намереваются эксплуатировать до 2019 года)
  • одна - МиГ-23МФ и УМ
  • три - МиГ-29
  • две - « »
  • восемь эскадрилий самолетов Су-30МК.

В разведывательной авиации имеется одна эскадрилья самолетов «Канберра» (восемь машин) и одна - МиГ-25Р (шесть машин), а также по два МиГ-25У, Боинг-707 и Боинг-737.

В состав авиации РЭБ входят: три американских «Гольфстрим III», четыре самолета «Канберра», четыре вертолета HS-748, три самолета ДРЛО А-50ЭИ российского производства.

Ил-38SD-ATES ВВС Индии и военно-морского флота

На вооружении транспортной авиации состоят 212 самолетов, сведенных в 13 эскадрилий: шесть эскадрилий украинских Ан-32 (105 машин), по две-Do 228, ВАе 748 и Ил-76 (17 машин), а также два самолета Боинг-737-200, семь ВАе-748 и пять американских C-130J «Супер Геркулес».
Кроме того, на вооружении авиационных частей находятся 28 самолетов ВАе-748, 120 «Киран-1», 56 «Киран-2», 38 «Хантер» (20 Р-56,18 Т-66), 14 «Ягуар», девять МиГ-29УБ, 44 польских TS-11 «Искра», 88 учебно-тренировочных НРТ-32 и административный большегрузный Боинг-737-700 BBJ.

Вертолетная авиация включает 36 ударных вертолетов, сведенных в три эскадрильи Ми-25 (экспортный вариант Ми-24) и Ми-35, а также 159 транспортных и транспортно- боевых вертолетов Ми-8, Ми-17, Ми-26 и «Читак» (индийская лицензионная версия французского «Алуэтт III»), сведенных в одиннадцать эскадрилий.

Вертолеты Ми-17 ВВС Индии. 2010 год

Основная проблема ВВС Индии - крайне высокая аварийность, вызванная изношенностью техники, большой интенсивностью полетов и недостаточной квалификацией новых пилотов. Большинство летных происшествий приходится на старые советские истребители МиГ-21 индийского производства. Так с 1971 по 2012 год разбились 382 МиГа данной серии. Но в Индии падают и самолеты западного производства.
ВВС Индии военно-воздушные силы программа реорганизации


ВВС Индии планируют ввести в свой состав в ближайшие 10 лет 460 единиц вновь построенных боевых самолетов, в том числе:

  • собственного производства легкие истребители LCA (light combat airctaft) «Теджас» (148 единиц) для замены старых МиГ-21,
  • французские «Рафали» (126 единиц),
  • 144 истребителя 5-го поколения FGFA (создаются в рамках межправительственного соглашения между Россией и Индией)
  • и дополнительные 42 российских Су-ЗОМКИ (после реализации этой программы общее количество Су-ЗОМКИ достигнет 272 единиц).
  • Кроме того, ВВС закупили шесть собранных в Европе самолетов- заправщиков «Эрбас» А300 MRTT (в дополнение к шести уже имеющимся российским Ил-78 МКИ), десять американских транспортников Боинг С-17 «Глоубмастер III» и другие модели различных самолетов и вертолетов разных стран мира.