Что значит консервативная идеология. Политическая идеология консерватизма

Тема 4. Консерватизм и неоконсерватизм

1. Понятие и сущность консерватизма как идейно-политического течения

Термин «консерватизм», который дал название одному из наибо-лее влиятельных идейно-политических течений, произошел от анг-лийского слова conserve (сохраняю, охраняю). Первоначально этот термин употреблялся как обозначение идеологии феодально-арис-тократической реакции на французскую буржуазную революцию конца XVIII в. В Англии он получил официальное признание в 20-30-х гг. XIX в применительно к сторонникам партии тори, привер-женцам существующих устоев. Примерно в это же время им начали пользоваться в Соединенных Штатах.

В научных исследованиях консерватизм трактуется как полити-ческая идеология, ориентированная на сохранение и поддержание исторически сложившихся форм государственной и общественной жизни, в первую очередь ее морально-правовых основ, воплощен-ных в нации, религии, браке, семье, собственности.

Следуя концепции, предложенной К. Мангеймом , многие уче-ные понимают консерватизм как осознанный, теоретически аргу-ментированный традиционализм . По мысли исследователя русского консерватизма В. Гусева, «консерватизм представляет собой тип политической мысли, политическую идеологию, главным система-тизирующим принципом которых выступает принцип следования социальной традиции ». Сторонники такого подхода не без основа-ний полагают, что идеология консерватизма основывается на психологическом типе личности, которому присущи подчинение автори-тету, ригидность мышления, антирационализм .

В интерпретации американского ученого Р. Таккера консерва-тизм - это «политическая идеология, ориентированная на сохранение и поддержание сформировавшихся форм государ-ственной и общественной жизни ».

К числу основных ценностей консерватизма обычно относят:

Ø не-обходимость социальной иерархии (ранжирование общества);

Ø при-знание несовершенства человеческой природы и вследствие этого обязательность цивилизующей роли церкви, семьи и школы;

Ø культ сильного государства;

Ø стремление к постепенности и осмотритель-ности в проведении политических преобразований;

Ø приоритет цело-го (государства, народа, нации) над частью (сословием, индиви-дом);

Ø враждебность рационализму и индивидуализму.

Со времен отцов-основателей консерватизма его антиценностями являются ин-дивидуализм, социальное и имущественное равенство, атеизм, мо-ральный релятивизм, культ разума, революционаризм .

Один из ведущих исследователей консервативной мысли Р. Кирк сформулировал следующие шесть принципов («канонов») консерватизма :

1) вера в божественность законов, которые управля-ют обществом;

2) осознание неизбежности социального разнообра-зия как антитезы единообразию и эгалитаризму;

3) убежденность в необходимости обеспечения в цивилизованном обществе порядка и сохранения классовой структуры;

4) понимание неразрывности свя-зи между частной собственностью и свободой;

5) вера в приоритет-ность традиций над предрассудками и проявлениями анархии;

6) признание нетождественности изменений и реформ, эффективно-сти только осмысленного реформирования.

При различном понимании специфики консерватизма большин-ство западных (прежде всего американских) исследователей рас-сматривает его как противоположность либерализму .

Трудности в определении основного содержания консервативной идеологии порождаются и причинами, связанными с эволюци-ей этого идейного течения.

Во-первых , с течением времени произошла инверсия значений либерализма и консерватизма. Так, принципиальные положения классического либерализма - требования свободы, рынка и ограни-чения государственного вмешательства в экономику - сегодня рас-сматриваются как консервативные. В то же время идея централизо-ванной регулирующей власти государства, ранее выдвигавшаяся консерваторами, стала важным компонентом либерального со-знания.

Во-вторых , имеет место внутренняя гетерогенность идеологии консерватизма. Она включает разные направления, объединенные общей функцией - оправдания и стабилизации устоявшихся обще-ственных структур Носителями идеологии консерватизма являются социальные группы, слои и классы, заинтересованные в сохранении традиционных общественных порядков или в их восстановлении.

В консерватизме обычно выделяют три течения - традицио-налистское, либертаристское и неоконсервативное (или либерал-консервативное). Они взаимодействуют между собой, образуя сложноструктурное целое, обозначаемое понятием «современный консерватизм».

2. Традиционалистское течение

Традиционалистское течение было исторически первым, поло-жившим начало консерватизму. Основатели этого идейного течения - англичанин Эдмунд Берк (1729-1797 ), французы Жозеф де Местр (1753-1821 ) и Луи де Бональд (1754-1840 ) по своей социально-классовой принадлежности выражавшие главным образом интере-сы феодально-аристократических кругов потерпевших поражение во время Великой французской революции . Их труды и прежде все-го вышедшая в 1790 г. книга Э. Берка «Размышления о революции во Франции» являлись реакцией вытесняемых с исторической аре-ны классов и слоев на идеи Просвещения и французской буржуаз-ной революции . Этим идеям противопоставлялись традиции, пре-емственность, эволюционность и порядок.

В трудах Э. Берка наличествуют две главные идеи , оказавшие влияние на развитие консерватизма :

1) традиционализм , в соответствии с которым политический строй понимается как продукт исто-рии и передачи от поколения к поколению;

2) органицизм , согласно которому политическая мудрость состоит в постоянном изучении традиции и нравов.

Система воззрений основателей консерватизма основывалась,

во-первых , на приоритете преемственности над инновациями;

во-вторых , на признании незыблемости исторически сложившихся форм государственной и общественной жизни, воплощенных в на-ции, религии морали, семье, собственности;

в-третьих , на культи-вировании идеи ранжирования общества в противовес идее равен-ства.

Эти принципы отрицали либеральный дух индивидуальной свободы , который, по мнению консерваторов, разрушал целост-ность человеческого сообщества.

Важное место в трудах этих мыслителей занимало понятие «традиционализм». В противоположность идеям Просвещения тра-диция получает у них приоритет над разумом , поскольку подчине-ние ей означает действие в соответствии с естественным ходом ве-щей и вековой мудростью.

Традиционализм должен определять содержание реформ, прове-дение которых не нарушало бы естественный ход вещей. При этом выделяются два основных вида реформ:

Ø реформы, направленные на восстановление традиционных прав и принципов и

Ø превентивные реформы, нацеленные на предотвращение революций.

В вопросе о соотношении традиции и изменения Э. Берку при-надлежит следующее суждение: «Государство, которое не в силах ничего изменить, не способно себя сохранит ь». Иными словами, естественным пределом опоры на традицию, по мнению Э. Берка, выступает потребность в частичных изменениях ради поддержания жизнеспособности системы.

Э. Берк старался учитывать фактор изменений как нечто по-стоянное. Наилучшим средством сопротивления неожиданным вы-зовам ему представлялось опережение их путем своевременной адаптации к смене обстоятельств , т. е. исключение самой неожидан-ности.

У Жозефа де Местра тенденция к охранительности выражена сильнее, чем у Э. Берка. Если последний стремился опережать нео-жиданное развитие событий путем принятия превентивных мер, направленных на приспособление к смене обстоятельств, то для Ж. де Местра изменения ассоциировались с дискомфортом, потерями и страданиями, отражавшими его личные впечатления и опыт.

Жозеф де Местр и Луи де Бональд , классики аристократическо-го консерватизма, отвергали республику и противопоставляли ей традицию и авторитет . Ядром политических взглядов Ж. де Местра явилась идея эквилибра, понимаемого как создание статического равновесия в политической и духовной жизни на базе теократии . Л. де Бональд не отдавал предпочтения ни светской, ни религиоз-ной власти, выдвигая идею союза религиозного и политического общества .

Со второй половины XIX в. консерватизм начал ориентировать-ся на защиту интересов буржуазии . В 1871 г. О. Бисмарк оказал зна-чительную помощь правительству Тьера в подавлении Парижской Коммуны. Принятием репрессивного «исключительного закона» против социалистов (1878-1890) и программой социального законо-дательства (обязательное страхование для некоторых групп рабо-чих) он пытался воспрепятствовать росту революционного рабочего движения. Консервативная партия Великобритании первоначально выражала интересы аристократов-лендлордов , а с 1870-1880 гг . - все более широких кругов колониально-банковской и крупной промыш-ленной буржуазии . К началу XX столетия объективные предпосыл-ки существования традиционного консерватизма были в основном исчерпаны .

С развитием модернизационных процессов , сокращением тра-диционных социальных групп и становлением основных классов индустриального общества консервативная идеология лишилась своего охранительного пафоса. На основе консервативной идеоло-гической традиции формировались течения, которые ориентирова-лись на разные модели политического поведения и представляли собой результат синтеза с либерализмом.

Наиболее известным представителем традиционного консерва-тизма в XX в. был американский ученый Р. Керк (1918-1994 ), опуб-ликовавший в 1953 г. книгу «Консервативное мышление ». Развивая традиционалистские принципы, он утверждал, что в революцион-ные эпохи люди часто увлекаются новизной, но затем устают от нее и тянутся к старым принципам . История трактуется как цикличе-ский процесс смены эпох. Период после Второй мировой войны оценивается как наиболее благоприятный для консерваторов . На них, по его мнению, легло бремя ответственности за судьбу христиан-ской цивилизации, и они в силах справиться с этой задачей.

В публикациях Р. Керка утверждается, что, поскольку природа человека неисправимо повреждена, мир нельзя улучшить посред-ством политической деятельности. Консерваторы-традиционалисты должны стремиться обеспечить широкий национальный консенсус, апеллируя к традиционным представлениям и предрассудкам, авто-ритету и религии. Социальную и экономическую проблематику сле-дует переводить в религиозно-этическую плоскость .

В 1980-е годы Р. Керк выделил следующие принципы традицион-ного консерватизма: вера в «закон и порядок» и убеждение в том, что экономика переходит в политику, политика в этику, этика в ре-лигиозные понятия . Взгляды Э. Берка охарактеризованы им как «главное русло консерватизма».

Традиционалистские идеи оказали существенное влияние на программы и платформы многих фундаменталистских групп и орга-низаций, которые в 1980-х гг. выступили в качестве движущей силы сдвига вправо в идейно-политической жизни США.

В начале XXI в. бытующий среди потомственных белых амери-канцев страх перед перспективой превращения в «меньшинство в собственной стране» стал одним из мощных источников политико-психологического, идейно-культурного и духовно-нравственного запроса на консерватизм . Формированию этого запроса способст-вовали и шоковые для населения США последствия терактов 11 сентября 2001 г., осознание им своей незащищенности. Религи-озно-фундаменталистские проявления консерватизма являются устойчивой характеристикой политического фона современных Со-единенных Штатов Америки.

3. Либертаристское течение

В конце XIX - начале XX в. в США и позднее в Европе возник-ла и становилась все более влиятельной либертаристская разновид-ность консерватизма. Она окончательно оформилась в первой поло-вине XX в.

Либертаризм - экономоцентричное течение в современном кон-серватизме, которое наследовало классическую либеральную тради-цию XVIII - XIX вв. На этом основании некоторые ученые даже от-носят его к неолиберализму.

Либертаризм, по мнению его идеологов, призван , с одной сторо-ны , развить идею индивидуальной свободы, сформировавшуюся в минувшие эпохи, а с другой - предотвратить дальнейшее распро-странение социалистических идей.

Концептуальные основы либертаристского консерватизма зало-жили Фридрих фон Хайек (1899-1992 ) и Людвиг фон Мизес (1881-1973 ). Работа австро-британского экономиста и философа Ф. Хайека «Дорога к рабству» (1944 ), по существу, явилась манифестом либертаризма.

Основатели либертаристского течения считали любую форму вмешательства в экономику неприемлемой и негативно относились к идее макроэкономического регулирования. В их представлении ночная свобода, равно как свобода политическая, правовая и духовная не может быть даже частично ограничена. В качестве есте-ственной формы организации общества они рассматривали «спон-танный порядок», т. е. возникающий в процессе естественного развития.

В начале своей научной деятельности Ф. Хайек активно зани-мался экономической теорией и был главным оппонентом экономи-ста Дж. Кейнса , выступавшего за государственное регулирование экономики как способ преодоления странами Запада Великой де-прессии рубежа 20—30-х годов XX в. Основная проблематика Ф. Хайека с середины 1940-х гг. - полемика с тоталитаризмом , к кото-рому он относил социализм и социалистическую идеологию.

В работе «Дорога к рабству» Ф. Хайек доказывал принципиаль-ную неосуществимость целей социализма ввиду несостоятельности централизованной системы управления, не соответствующей струк-туре производства и общественным потребностям . Реализация принципов планирования неизбежно приводит к тоталитаризму, по-скольку невозможна без принудительных мер, свертывания законно-сти, проникновения государства во все сферы общественной жизни. Главное преимущество рыночной экономики Ф. Хайек видел в спо-собности рынка посредством механизма цен использовать такой объем информации, который не может быть обработан в интересах экономических агентов при централизованной системе планиро-вания .

Рыночная экономика , по Ф. Хайеку, это сложная, спонтанно действующая система, возникающая в процессе эволюционного развития , а не за счет движения к некоей запрограммированной цели. Она функционирует благодаря соблюдению индивидами с различными интересами универсальных правил поведения .

Согласно Ф. Хайеку, общество с рыночной экономикой плюра-листично и является открытым. Оно основывается на умении инди-видов жить вместе и быть полезными друг другу даже при различии частных интересов и целей. Демократия является важнейшим сред-ством обеспечения свободы.

Ведущие представители современного либертаризма - недавно скончавшийся глава Чикагской школы монетаризма М. Фридман и Р. Нозик, автор широко известной книги «Анархия, государство и утопия» (1975 ). Они доказывают, что эрозия свободного предприни-мательства, индивидуальной и семейной ответственности ведут к стагнации и бедности, что необходимо возрождение классической традиции индивидуализма и свободной рыночной экономики . По их мнению, источник многих нынешних проблем - в нарушении естественных, богом данных принципов свободного предприниматель-ства и рынка, прежде всего со стороны государства.

Либертаристы отвергли тезис неолибералов о необходимости планирования и регулирования экономики в рамках государства всеобщего благоденствия . Они полагают, что усиление роли госу-дарственного сектора, программирование отдельных отраслей про-мышленности и т. п. подрывают естественный способ регуляции человеческой жизни.

Исходя из этой принципиальной позиции, либертаристы высту-пали за ограниченную социальную политику государства, которая позволяла бы лишь разряжать социальную напряженность , призы-вали правительства в реализации своих программ опираться исклю-чительно на рынок. При этом они считают целесообразным перело-жить значительную часть ответственности за оказание помощи бедным на местные органы власти и такие общественные институ-ты, как семья, церковь, школа, добровольная благотворительность со стороны богатых.

В вопросе о правах либертаристы отстаивают , прежде всего, ес-тественные права человека - на жизнь, свободу, частную собствен-ность, т е так называемые «негативные права» . По их мнению, марксисты и социал-демократы извратили подлинную концепцию прав человека, утвердив в сознании людей так называемые «пози-тивные права» - право на труд, отдых, жилище, справедливую зара-ботную плату и т. д. Социальное равенство полагают либертарис-ты, лишено гуманистического смысла, поскольку провозглашает равенство условий, посягающее на право частной собственности, а не равенство возможностей.

Констатируя идентичность идей классического либерализма и современного либертаризма , следует иметь в виду коренное отли-чие их социального содержания . Идеи классического либерализма сформировались в антифеодальной борьбе «третьего сословия» за свои права и свободы. Либертаризм же возник в иной ситуации , с одной стороны , монополизации экономики, а с другой - обретения государством социальных функций. Именно поэтому защита клас-сических либеральных идеалов свободного рынка и конкуренции, интересов и привилегий групп, уходящих с исторической арены, имеет консервативный смысл .

4. Неоконсерватизм

Значительную роль в становлении постиндустриального обще-ства сыграл неоконсерватизм , доминировавший в наиболее разви-тых странах с конца 70-х до начала 90-х гг. XX в. Это идейно-политическое течение сочетает либерально-технократическую привер-женность прогрессу, свободе и экономическому росту с ориентаци-ей на сохранение и укрепление традиционных общественных цен-ностей.

Наиболее значимых результатов неоконсерватизм достиг в США и Великобритании . В практике европейских государств нео-консервативные взгляды и представления не получили широкого распространения ввиду укоренившейся социал-реформистской тра-диции , воплощенной в функционировании социального государ-ства.

Разработкой неоконсервативных идей в США занимались И. Кристол и Н. Подгорец, которых нередко называют «крестными отцами» неоконсерватизма, Д. Белл, С. Липсет, С. Хантингтон и др., в ФРГ - Г. Кальтенбруннер , во Франции - А. Бенуа и П. Вьяль . В США са-мые известные неоконсервативные идеологи вышли из либераль-ных кругов , близких к демократической партии. Европейский кон-серватизм также имеет либеральные корни.

Американские неоконсерваторы первой волны, например, И Кристол, Н Подгорец, Д Мойнихен , дистанцировавшись от традицион-ных консерваторов, отрицавших необходимость в идеологических конструкциях, выступили за реидеологизацию политики Соединен-ных Штатов . Эта установка проявилась в объявлении Советского Союза «империей зла», которую необходимо уничтожить , а в начале XXI в . стала идеологической составляющей политики «экспорта де-мократии», проводимой Соединенными Штатами с целью обеспече-ния своего доминирования в мире .

В молодости многие отцы-основатели неоконсерватизма увлека-лись левыми идеями, особенно троцкизмом с его мессианскими представлениями и радикальной революционностью. С течением времени критика сталинизма переросла в воинствующий антиком-мунизм и неприятие любых форм вмешательства государства в об-щественную, прежде всего экономическую, жизнь, а троцкистская идея мировой революции трансформировалась в концепцию «благо-творной гегемонии» Соединенных Штатов в международных отноше-ниях, проявляющейся в повсеместном распространении демократии .

В 1980-х гг . неоконсервативными идеями руковод-ствовались известные политические деятели Р. Рейган, Дж. Буш-ст., М. Тэтчер, Г. Коль . Эти идеи во многом определяют военно-политическую стратегию администрации Дж. Буша-мл. Привер-женность неоконсерватизму неоднократно демонстрировали вице-президент Р. Чейни и бывший министр обороны Д. Рамсфелд . В те-чение ряда лет неоконсерваторы были представлены во власти заместителем последнего П. Вулфовицем , председателем Комитета по оборонной политике Пентагона Р. Перлом и спецпредставителем США в ООН Дж. Болтоном .

Существенное влияние на американскою политику оказывают ведущие центры неоконсервативной ориентации (фонд «Наследие», Гуверовский институт по проблемам войны, революции и мира при Стэнфордском университете, Центр стратегических и международ-ных исследований Джорджтаунского университета, Институт внеш-неполитических исследований и др.). Их рекомендации определяли стратегию рейганизма, а в настоящее время - курс на закрепление американского доминирования в мире, резкое усиление военной со-ставляющей внешней политики .

В сфере международных отношений неоконсерватизм основы-вается на идеях влиятельной на Западе школы «политического реа-лизма», отдавая предпочтение силовым методам разрешения конф-ликтных ситуаций , особенно на локальном уровне. В то же время ряд исследователей , в целом разделяющих неоконсервативные идеи, выступают против концепции «локальных войн», поскольку на практике трудно определить грань между «ограниченным» и «неограниченным» применением силы , способным создать угрозу самому существованию человечества.

Социальную базу неоконсерватизма составил

Ø «новый средний класс», заинтересованный во внедрении в экономику достижений научно-технической революции, и

Ø группировки так называемого «молодого капитала», сформировавшиеся в современных отраслях экономики - электронной, аэрокосмической, авиационной и др.

В 1970-1980-х гг . неоконсерватизм отразил такие глубинные обще-ственные процессы , как

Ø потребность экономики в ослаблении госу-дарственного регулирования и поощрении предпринимательской инициативы,

Ø в расширении сферы действия конкурентных ры-ночных начал.

Возникновению неоконсерватизма способствовало углубление «кризиса веры», проявлявшегося в утрате гражданами готовности подчиняться законам и сдерживать эгоистические со-блазны . «Сдвиг» в пользу неоконсерватизма был вызван также не-приятием частью элиты Запада радикальных движений социального протеста1960-1970-х гг. - антивоенного, молодежного, феминистского и других, которые рассматривались как угроза общественной ста-бильности. Реакцией ряда общественных деятелей и идеологов на эти выступления были требования установления «сильной власти», ограничения демократии, применения решительных мер против протестующих .

Внешнеполитические подходы неоконсерваторов мотивироваись необходимостью «защиты индустриально развитых демокра-тий» в первую очередь Соединенных Штатов, от «финляндизации», стремлением Запада обеспечить для себя создание максимально вы-годного экономического и политического миропорядка . Этой цели должна была служить глобальная стратегия, которая сочетала бы либерально-универсалистские идеи, акцент на военной силе и воин-ствующий антикоммунизм.

По своей сути неоконсервативное течение близко к взглядам Ф. Хайека и Л. Мизеса. От либертаризма его отличают прагматич-ность, стремление выработать конкретные рекомендации для кор-ректировки государственной политики . Он синтезировал принципы либерализма (рынок, конкуренция, свободное предпринимательство и др.) с традиционными ценностями консерватизма (семья культура, религия, мораль, порядок и пр.).

Обвинив либералов в переоценке возможностей социальной по-литики государства, в поощрении «революции растущих ожида-ний», неоконсерваторы по-новому сформулировали модель отноше-ний между индивидом и государством, гражданами и государством. В рамках этой модели индивид должен прежде всего рассчитывать на собственные силы и солидарность граждан, а государство долж-но обеспечивать ему жизненные условия на основе правопорядка, стабильности и преемственности.

Антиэтатистская стратегия неоконсерваторов привела к значи-тельному сужению функций государства, существенной корректи-ровке логики функционирования государственных институтов . «Разгрузив» государство от многих, прежде всего социально-эконо-мических, функций, которые оно взяло на себя в период функциони-рования кейнсианской модели, сократив государственный аппарат и повысив качество его деятельности, неоконсерваторы укрепили авторитет государства и его политическую роль. Заметное место в практике неоконсерваторов заняли вопросы местного самоуправ-ления и региональной политической активности.

В экономике был сделан упор на развертывание предпринима-тельской инициативы и широкую конкуренцию, резкое снижение налогов с целью высвобождения сил свободного рынка.

В основу социальной сферы были положены, с одной стороны , четко ограни-ченная и регулируемая государственная благотворительность для сравнительно ограниченного круга нуждающихся, с другой сторо-ны - «самопомощь» основной части населения за счет их сбереже-нии или через различные формы социального страхования.

Наряду с ограничением своего участия в регулировании эконо-мики государство активно способствовало обновлению основных фондов производства, совершенствованию структуры капитало-вложений, усилению финансирования перспективных отраслей , научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок (НИОКР).

Неоконсерватизм доказал свою способность осуществлять весь-ма радикальные преобразования, умело используя традиции про-шлого . Под его воздействием сформировалась динамичная модель общественного развития, ориентированная на уверенную в себе личность . Она основывается на саморегуляции и весьма устойчива к социальным катаклизмам. Такая модель отвечает потребностям перехода стран Запада от индустриального общества к постиндуст-риальному.

Реформы, осуществленные американскими неоконсерваторами в 1980-е гг., во многом предопределили высокие темпы экономическо-го и научно-технического развития Соединенных Штатов в 1990-е гг . Беспрецедентный экономический подъем минувшего десятилетия позволил этой стране прирастить ВВП в параметрах, равных сум-марному ВВП таких развитых государств, как Германия и Япония .

В области международных отношений неоконсерватизм эволю-ционировал к более широким и реалистичным позициям . Усилив-шиеся в нем к середине 1980-х гг. прагматические тенденции прояви-лись в учете реалий взаимосвязанного и взаимозависимого мира, отказе от восприятия СССР и России как врагов, в готовности к ус-тановлению партнерских отношений с ними.

В связи с возрастанием в современном обществе роли знаний и информации неоконсерваторы ориентируются главным образом на проблемы образования, культуры и качества жизни . Культура и духовность рассматриваются как базовые ценности для освоения но-вых технологий, сохранения природы.

При очевидных достижениях в экономической сфере неоконсер-ватизм не смог выработать адекватные подходы к решению ряда ключевых проблем перехода от индустриализма к постиндустриа-лизму:

Ø углубляется социальная дифференциация в странах Запада, потенциально чреватая конфликтами;

Ø увеличивается разрыв в уров-нях жизни Севера и Юга, который сдерживает развитие между-народного разделения труда и расширение рынков наукоемкой про-дукции.

В терактах 11 сентября 2001 г. идеологи неоконсервативной час-ти американской элиты усмотрели, с одной стороны , глобальный вызов Америке как носителю либеральных ценностей и лидеру формирующегося американоцентричного миропорядка, а с другой - осуществление прогноза С. Хантингтона о «столкновении цивилизаций» и прежде всего иудеохристианской и мусульманской.

Война с международным терроризмом интерпретировалась неоконсервативными экспертами как своего рода возрождение борьбы двух различных систем политических ценностей и принципов, участие в ко-торой является исторической миссией США. В этой войне виделся также дополнительный шанс для проведения более активной поли-тики по созданию нового миропорядка.

Суть нынешней внешнеполитической программы неоконсер-ваторов состоит в том, что Соединенные Штаты призваны осу-ществлять «гуманную глобальную гегемонию» во всем мире в силу изначального превосходства своих моральных, культурных и поли-тических ценностей . Эта гегемония должна устанавливаться как с помощью международных институтов (например, Международного валютного фонда и Всемирного банка), так и путем наращивания военного потенциала, осуществления силовых акций .

Неоконсерваторы позиционируют себя как приверженцы демок-ратического глобализма , согласно которому распространение де-мократии является универсальным средством обеспечения безопас-ности Соединенных Штатов и всего мира. Их позиция зиждется на спорном тезисе о том, что государства с демократическим устрой-ством не воюют друг с другом из-за приверженности общим ценно-стям и политическим принципам. Демократический глобализм в американской версии имеет не только моральное, но и геополити-ческое измерение - создание американоцентричного миропорядка, установление контроля над источниками сырья и путями их транс-портировки.

Война в Ираке, по мнению неоконсерваторов, должна проде-монстрировать миру решимость Соединенных Штатов обеспечить свое доминирование в мире на длительную перспективу. В этом смысле весьма характерно суждение неоконсерваторов «второй вол-ны» У. Кристола (сына И. Кристола) и Л. Каплана: «Миссия начина-ется в Багдаде, но им не заканчивается. Мы стоим на рубеже новой исторической эпохи… Этот момент имеет решающее зна-чение Речь идет даже не о будущем Ближнего Востока и войны с террором. Речь идет о той роли, которую Соединенные Штаты на-мерены играть в двадцать первом веке».

Представители неоконсервативной школы американской воен-но-политической мысли активно поддерживают идею американско-го доминирования в космосе , которое рассматривается сквозь призму основополагающих принципов геополитики. Предлагая раз-работать «космическую доктрину Монро », они считают, что в XXI в. космос заменит море в развитии торговли, технологий и обеспечении национальной безопасности . По их мнению, использо-вание космоса в военных целях создает беспрецедентные возмож-ности для проецирования силы и влияния.

Среди сторонников создания глобальной американской системы противоракетной обороны (ПРО) немало тех, кто стоял у истоков «Стратегической оборонной инициативы» Р. Рейгана, в частности Г. Купер, возглавлявший Агентство по СОИ в Министерстве оборо-ны США, У. Грэхем, занимавший пост советника по науке прези-дента Р. Рейгана, Р. Пфальцграф, возглавлявший Институт внешне-политических исследований, чьими консультациями пользовался Р. Рейган.

В последние годы, особенно под влиянием фиаско в Ираке, внешнеполитический курс США, во многом основывающийся на неоконсервативных ценностях, стал объектом критики со стороны ряда влиятельных представителей политического и интеллектуаль-ного сообщества как внутри страны, так и за рубежом. Оппонента-ми неоконсервативного силового унилатеризма выступают одновре-менно сторонники умеренного консерватизма во внешней политике и эксперты либерального толка.

Стремление неоконсерваторов увековечить глобальное военное доминирование США и силой объединить мир вокруг вольно трак-туемой «демократической идеи» один из ведущих политических мыслителей США 3б. Бжезинский резонно оценил как «подновлен-ную версию империализма», далекую от реалий глобализирующего-ся мира и способную истощить ресурсы во имя заведомо недости-жимой внешнеполитической цели .

Известные американские эксперты называют администрацию Дж. Буша революционерами, а проводимую ими политику револю-ционной. По оценке президента фонда Р. Никсона Д. Саймса , акции США в Ираке и Афганистане основаны на «неотроцкистской вере в перманентную революцию (пусть даже демократическую, а не про-летарскую)».

За полный пересмотр внешнеполитического курса, сформиро-ванного под влиянием неоконсервативных теоретико-политических представлений, высказываются либералы . Силовой гегемонизм они расценивают как стратегию, вызывающую перенапряжение Соеди-ненных Штатов, неприемлемую для мирового сообщества . Однако отличие позиции либералов от исповедующей неоконсервативные ценности республиканской администрации состоит в отказе не от ориентации на «глобальное распространение демократии», а от применения силовых методов, которые приводят к многочисленным региональным войнам и неприемлемым с американской точки зре-ния людским потерям.

В связи с неудачами в распространении демократии наметилась тенденция к размежеванию радикального и умеренного подходов в американском неоконсерватизме. Один из наиболее влиятельных неоконсерваторов «второй волны» Ч. Краутхаммер противопо-ставил идеологии «демократического глобализма», которой придер-живался и сам, новую концепцию «демократического реализма». В соответствии с ней поддержка демократии и применение силы нужны лишь в случаях «стратегической необходимости» и тогда, когда отвечают «задачам борьбы с врагом». Такая позиция пред-полагает возможность определенных ограничений в применении военно-силовых методов.

Далек от безоговорочной поддержки внешнеполитического кур-са действующей администрации известный журналист и политолог У.Р. Мид, активно пропагандирующий взгляды неоконсерваторов. Он оправдывает вторжение Соединенных Штатов в Ирак, «войну с международным терроризмом», но вместе с тем обращает внимание на просчеты в деятельности разведки и экспертного сообщества го-сударственных учреждений, провалы в сфере «публичной диплома-тии» (прежде всего при подготовке общественного мнения в мире и в самих США к иракской кампании) и т. д.

В обозримом будущем неоконсерватизм останется влиятельным идейно-политическим течением в странах Запада, возможно, в соче-тании с либерально-социалистическими ценностями (права и сво-боды человека, демократия, социальная защита). От амери-канских неоконсерваторов вряд ли следует ожидать кардинального пересмотра жесткой установки на создание международно-полити-ческих условий, гарантирующих господствующее положение един-ственной сверхдержавы в формирующемся миропорядке.

Вышеизложенное позволяет сделать следующие обобщения :

1. Консерватизм , возникнув в конце XVIII в. как реакция на ре-волюции, ориентировался не на восстановление низвергнутых ими порядков, а на радикальные преобразования с опорой на традиции прошлого, на реформы , предотвращающие социальные катаклизмы.

2.При идейно-политическом доминировании неоконсерватизма произошла смена утратившей эффективность кейнсианской модели развития экономики и социальной сферы динамичной моделью, от-вечавшей потребностям перехода от индустриального общества к постиндустриальному . Эта модель основывается на саморегуляции и обладает относительно высокой степенью устойчивости к социальным катаклизмам.

3. Примером экономического динамизма, сочетавшегося с внеш-неполитической и военно-политической жесткостью, неоконсерва-тизм ускорил размывание устоев социализма. Во второй половине 1980-х гг. неоконсерваторы предприняли ряд конкретных шагов для утверждения в международных отношениях нового политического мышления .

4.С преодолением раскола мира на противоположные общественные системы неоконсервативная модель с ее отлаженным ме-ханизмом сочетания частной инициативы и общественного регули-рования имеет общечеловеческое значение . Она дает ориентиры России, которые помогли бы ей занять достойное место в постинду-стриальном мире.

5.В начале XXI в. внешнеполитический курс США , формируемый под влиянием неоконсерватизма и вильсонианского либе-рального универсализма, превратился в политику глобальных воз-действий по созданию американоцентричного мироустройства . Приоритетной задачей этого курса стало распространение демокра-тии силовыми методами, вызывающее негативизм со стороны му-сульманского мира и критику влиятельных представителей политико-академического сообщества.

Таким образом, современный консерватизм представляет собой совокупность ориентаций и приоритетов в политической, экономи-ческой, социальной и духовной сферах. Представляется сложным определение границ основных направлений консерватизма . Очевид-но, что различия между этими направлениями коренятся не столько в исходных установках, сколько в акцентировании тех или иных ас-пектов жизни общества.

Литература

Алексеева Т.А. Современные политические теории. М.: РОССПЭН, 2007.

Берк Э. Размышления о революции во Франции. М.: Рудомино, 1993.

Блинов В.В. Политико-психологический подход к изучению консерва-тизма: обоснование и структура анализа // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 12. Политические науки. 2007. № 1.

Бъюкенен П.Дж. Правые и не-правые. Как неоконсерваторы заставили нас забыть о рейгановской революции и повлияли на президента Буша. Пер. с англ. М.: Аст, 2006.

Галкин А.А. Консерватизм в прошлом, настоящем и будущем / Размыш-ления о политике и политической науке. М.: Оверлей, 2004.

Громовик В.Г. Консервативная идеология в современном мире. М.: РИД ИСПИ РАН, 2005. Глава 1.

Консерватизм в России и мире. В 3 ч. / Под ред. А.Ю. Минакова. Во-ронеж: Воронежский гос. ун-т, 2004.

Малинова О.Ю. Исследуя феномен консерватизма // Полис. 2003. № 3.

Мангейм К. Консервативная мысль // Мангейм К. Диагноз нашего вре-мени. М.: Юристъ, 1994.

Местр Ж. де. Рассуждения о Франции. Пер. с франц. М.: РОССПЭН, 1997.

Неоконсерватизм // Новая философская энциклопедия. В 4 т. М.: Мысль, 2001. Т. 3.

Рахшимир П.Ю. Консерватизм и либерализм: метаморфозы консенсуса // Полис. 2005. №5.

Фридман М. Капитализм и свобода. М.: Новое издательство, 2007.

Хайек Ф. Дорога к рабству. М.: Новое издательство, 2005.

Честнейший Н.В. Консерватизм и либерализм: тождество и различие // Полис. 2006. № 4.

Консерватизм - политическая идеология, ориентирующаяся на сохранение и поддержание исторически сформировавшихся форм государственной и общественной жизни, в первую очередь морально правовых ее оснований, воплощенных в нации, религии, траке, семье, собственности.

Ключевым в понимание консерватизма как политической идеологии является установка на защиту традиционных устоев общественной жизни. Возникнув в конце XVIII века в качестве негативной реакции европейской аристократии на Великую Французскую революцию и ее идеи, консерватизм сегодня ассоциируется с теми в политике, кто в наибольшей степени подпадает под понятие «правые». Кто прославляет унаследованные от прошлого моральные установки и нормы, противодействует радикальным реформам, выступает за сохранение сложившегося порядка вещей.

В то же время было бы неверным отождествлять консерватизм с реакционностью. Реакционер — этот тот, кто стремится вернуть прошлое, тогда как консерватор заинтересован в сохранении настоящего, не исключая возможности изменений того, что созрело для изменения. В этой связи необходимо осмыслить следующую формулу консерватизма: «Одной рукой изменять то, что должно, другой сохранять то, что можно».

Сорвеменные разновидности консерватизма:
  • традиционализм;
  • либертаризм;
  • неоконсерватизм.

Либерализм — совокупность идейно-политических течений, политических и экономических программ, ставящих целью ликвидацию или смягчение различных форм государственного и общественного принуждения по отношению к индивиду.

Выясняя существо и основные принципы либерализма , следует иметь в виду, что, как и консерватизм, либерализм исторически также связан с эпохой буржуазных революций XVII-XVIII веков. Но уже в качестве их идеологического обоснования и системы ценностей нового, класса — торгово-промышленной буржуазии, который шел на смену феодальной аристократии. Это обстоятельство предопределило основную идею либерализма — идею осуществления свободы личности, которая (т.е. эта свобода) представляется как универсальная, всеобщая ценность и самоценное непреходящее благо.

Консерватизм и неоконсерватизм

В основе консерватизма (от лат.conservare - сохранять, охранять) лежат идеи незыблемости естественным образом сложившегося порядка вешей, естественной иерархии и привилегий определенного слоя населения, моральных принципов, лежащих в основе семьи, религии, собственности.

Предпосылкой возникновения консерватизма послужила Великая французская революция 1789 г., в результате которой мир был потрясен радикализмом политического переустройства. Поэтому консерватизм отвергает любые революционные методы изменения общественного устройства.

В XX в. консерватизм вынужден был признать многие либеральные ценности и значительно терпеливее стал относиться к новаторским идеям в политике и общественной жизни. Но в его основе по-прежнему лежали идеи укрепления законности, государственной дисциплины и порядка, неприятие радикальных реформ.

Неоконсерватизм отличает стремление приспособить традиционные ценности консервативного толка к реалиям современного постиндустриального общества. Отстаивая такие духовные ценности, как семья, религия, мораль, соци&пьная стабильность, взаимная ответственность граждан и государства, уважение прав человека, неоконсерватизм находит немало своих приверженцев среди избирателей. Партии, основанные на идеях консерватизма, существуют в США (республиканская партия), Японии (ли- берально-консервативная), Англии (консервативная). И число сторонников этого идейного течения продолжает расти. Консерваторы наращивают свой политический капитал во Франции, Германии и других странах.

Зарождение консерватизма в конце XVIII–начале XIX вв. было обусловлено клерикально-феодальной реакцией на Французскую революцию, поэтому данная идеология вначале имела антибуржуазный характер и выступала оппонентом либеральной идеологии. Теоретические основы консерватизма были заложены английским мыслителем, политическим деятелем Эдмундом Бёрком (1729–1797) и французским философом Жозефом де Местром (1753–1821). Они были направлены на сохранение незыблемости установленных Богом порядков.

Идеологические ценности консерватизма:

Традиции и традиционализм, направленность на сохранение, консервирование в условиях перемен того, что необходимо сберечь;

Общество – продукт органического социально-исторического развития; ему противопоказаны волюнтаристские эксперименты;

Идея о неизбежности и благотворности общественной иерархии связана с идеей врожденного неравенства людей;

Несовершенство, греховность человеческой природы;

Ограниченные возможности разума;

Сдержанное отношение к идее свобод для «неразумных» масс;

Установка на сохранение традиционных консервативных ценностей, связанных с семьей, религией и сословными разграничениями.

Консерватизм отстаивает преемственность в общественном развитии, негативно относится к необходимости каких-либо преобразований, нововведений, реформ. Если все-таки возникает необходимость перемен, они должны быть приспособлены к обычаям, традициям и уже существующим общественно-экономическим и политическим институтам.

Иерархическое устройство общества, деление на бедных и богатых, управляющих и управляемых, установлено Богом и не может быть произвольно изменено человеком. Равенство противоречит природе человека и не может быть положено в основу общественного устройства, как того хотят, например, социалисты.

В конце XIX в. в США, а позднее в Европе возникла разновидность консерватизма, называющаяся либертатизмом. Его идеологами являются австро-британский экономист, политолог Фридрих Хайек (1899–1992) и американский экономист Людвиг фон Мизес (1881–1973).

Либертатизм защищает классические либеральные идеалы свободного рынка и конкуренции в условиях государственно-монополистического капитализма. Внешней форме классического либерализма было придано консервативное содержание. Индивидуальная свобода, прежде всего свобода личного выбора, – главный жизненный принцип. Для этого необходимо, во-первых, сократить масштабы государственного вмешательства в социально-экономическую сферу. Отсюда вытекают требования уменьшения размеров госаппарата и налогов, устранение практики перераспределения доходов и т.д. Во-вторых, государство должно отказаться от стремления к социальной справедливости и равенству. Необходимо сокращать государственные социальные программы. Государство должно создавать равенство возможностей, а не равенство результатов. Оно не должно превращаться в «дойную корову». Индивид может рассчитывать прежде всего на собственные силы, затем на помощь близких родственников и сограждан.

Эволюционируя, консерватизм сумел соединить старые ценности доиндустриальной эпохи (семья, религия, мораль, привилегии отдельных социальных групп) с ценностями буржуазных общественных отношений (индивидуализм, свобода рыночных отношений, конкуренция и т.п.). У либерализма и консерватизма в современных условиях есть общие (взаимопересекающиеся) идеологические ценности и принципы – частная собственность, приоритет (авторитет) закона и другие.

Социальная база консерватизма непостоянна. Этой идеологии придерживаются те социальные слои, положению которых начинают угрожать объективные тенденции социально-экономического развития (прежде всего это мелкие предприниматели и жители сельской местности). В условиях общественных перемен разные идеологии могут брать на себя консервативную функцию. Поэтому идеология консерватизма будет воспроизводиться и эволюционировать и в будущем. На современном этапе консервативная идеология выражает прежде всего интересы крупного капитала.

К числу глобальных идеологических доктрин принадлежит консерватизм (от лат. – охраняю, сохраняю) идеологическая ориентация и политическое движение, противостоящее новым тенденциям социального развития, отстаивающее необходимость сохранения традиционных ценностей и порядков. Впервые термин был употреблен французским писателем Ф. Шатобрианом и обозначал идеологию феодально-аристократической реакции на Французскую буржуазную революцию конца XVIII в. К основоположникам консерватизма обычно причисляют французских мыслителей Э. Бёрна (1729-1797), Ж. де Местра (1753-1821), Л. Бональда (1754-1840). Э. Бёрн в своих «Раздумьях о Французской революции» (1790) сформулировал классическое консервативное утверждение: установленные социальные и политические учреждения должны защищаться, потому что они существуют и выросли «органически».

Основой консервативной идеологии является традиционализм , т.е. ориентация индивидуального или группового сознания в прошлое, которое обычно противопоставляется настоящему. С точки зрения Э. Бёрна, следовать традиционализму значит действовать в соответствии с естественным ходом вещей, сообразовывать свои поступки с вековой мудростью, аккумулированной в традиционных нормах и представлениях.

В первой половине XIX в. в консерватизме господствовали три основные идеи: противостояние революции, критика рационализма и индивидуализма, противоборство с социальной атомизацией буржуазной цивилизации. Эти три идеи, органично взаимодействующие друг с другом, составили, с одной стороны, специфическую идеологическую позицию, ассоциирующуюся с определенными, а именно консервативными политическими представлениями, позициями, партиями, а с другой консервативную модель поведения индивидов в повседневной жизни. Основные представители консерватизма Э. Бёрн, Ж. де Местр, Л. Бональд, Р. Пиль, Дж. Сантаяна, О. Бисмарк. В России в Х1Х-ХХ вв. к этому идеологическому течению принадлежали Н.М. Карамзин, К.Н. Леонтьев, К.П. Победоносцев, Л.А. Тихомиров, В.В. Розанов, Н.А. Бердяев, С.Л. Франк.

Один из наиболее влиятельных глашатаев консерватизма в США Томас Стерн Элиот выдвигал три главных принципа данной идеологической доктрины :

1) необходимость основать социальное благополучие на традиционных ценностях;

2) оказывать организационное и эффективное противодействие эгалитаризму (социальному равенству);

3) необходимость каждому индивиду соблюдать социальную лояльность и долг перед общностью.

Впоследствии эти три принципа получили дополнение еще несколькими основополагающими консервативными идеями . Наиболее существенные из них таковы:

а) отрицание мелиоризма (желательности улучшения общества);

б) осторожное, преимущественно критическое отношение к социальным переменам;

в) критическое отношение к потенциальным возможностям совершенствования общества и человека с помощью политических и экономических средств;

г) вера в естественность и справедливость социальной иерархии в обществе (наличие в нем высших и низших социальных слоев);

д) нравственный абсолютизм, выражающийся в признании вечных истин, и неизменность нравственных ценностей;

е) прогресс и улучшение общественной жизни возможны, но бессмысленны.

Последовательные сторонники консерватизма отрицают идею, согласно которой человеческая история представляет собой непреклонное совершенствование общественной жизни и в силу этого гораздо более критичны по отношению к социальным изменениям, чем представители иных идеологических доктрин. Иерархический характер общества, из которого проистекает социальное неравенство, считают они, является неизменной формой современного стратифицированного общества, вытекающей из его естественного происхождения.

Консерваторы отрицают не саму по себе идею социального равенства, а концепцию осуществления равенства в результате спланированных социальных действий, которые, по их утверждениям, «мешают естественным и желательным различиям между людьми. Функции государства и особенно правительства, по их мнению, следует ограничивать в использовании ими власти и сконцентрировать преимущественно на «роли охранника», являющегося «необходимым тормозом потенциального социального переворота (Д. Золл). Что же касается народной демократии, то она, считают консерваторы, «подрывает и ухудшает моральные ценности».

Стабильность политического порядка, по убеждению сторонников консерватизма, обеспечивается постепенным реформизмом, в основе которого должен лежать компромисс. Именно компромисс, с их точки зрения, составляет единственную гарантию сохранения существующих экономических и политических отношений, а также, пусть и несовершенной, но все же реальной социальной гармонии различных социальных сил.

На рубеже 60-70-х гг. XX в. консерватизм стал выступать преимущественно в обличье неоконсерватизма . Его наиболее влиятельными выразителями являются Д. Мойнихэн, И. Кристол, Д. Белл, 3. Бжезинский, Н. Глэйзер, С.Хантингтон. Их нередко называют людьми, «меняющими американскую политику» и обеспечивающими ее «поворот вправо». В основном они экслибералы, обеспокоенные закатом традиционной власти и «избытком демократии», волной студенческих беспорядков в конце 60-х годов, упадком традиционных ценностей индустриальной цивилизации.

Существуют две основные трактовки неоконсерватизма :

1) как современного консерватизма, приспосабливающего традиционные для него ценности к нововведениям постиндустриальной эпохи;

2) как идеологического течения, обогащающегося новыми идеями и выводами в процессе соперничества с либерализмом и социал-демократизмом.

Помня исходный принцип неоконсерватизма, один из его основателей Д. Мойнихэн в 1976 г. утверждал: «Изменение курса во время шторма это способ удержать курс». Однако другой провозвестник этой идеологической доктрины П. Бергер добавил, что «современная американская идеология консерватизма является по своему воздействию на людей глубоко и безусловно либеральной». Такая оценка обусловлена тем существенным обстоятельством, что сам по себе либерализм содержит немало важных консервативных элементов.

Одна из наиболее существенныхособенностей неоконсерватизма заключается в том, что наиболее известные его представители (Д. Мойнихэн, И. Кристол, 3. Бжезинский, Д. Белл и др.) были или до сих пор являются ведущими экспертами правящих политических сил в США, Англии, Австралии, Японии. К числу неоконсерваторов принадлежат и такие влиятельные политические лидеры, как М. Тэтчер, Р.Никсон, Р. Рейган, Г. Коль, Дж. Буш-старший и Дж. Буш-младший.

Вторая важнейшая особенность этой идеологической доктрины проявляется в том, что, говоря словами П.Стейнфельса, «...неоконсерватизм стал прямым защитником интересов бизнеса. Излишне говорить, что бизнес, которому относительно долго не хватало идеологической поддержки от академических кругов, с энтузиазмом приветствовал неоконсерваторов». Поэтому, убежден П. Стейнфельс, «неоконсерватизм не завянет в поисках богатых патронов».

Третья отличительная особенность неоконсерватизма заключается в том, что его ведущие представители являются активными поборниками сциентистско-технократического направления социальной философии. Д. Белл, в частности, утверждает, что основным инструментом оптимизации современного капитализма и превращения его в постиндустриальное (информационное) общество является новейшая технология. В отличие от индустриального общества в постиндустриальную эпоху, считает Д. Белл, именно научное знание и его воплощение в технологиях выступают основными источниками богатства и власти, а поэтому решающим средством управления становятся уже не машинные, а интеллектуальные технологии и телекоммуникационные системы.

Четвертая особенность неоконсерватизма в том, что в отличие от своих предшественников, являвшихся открытыми противниками прогресса, современные неоконсерваторы превратились в поборников неотвратимости социально-экономических перемен и инициаторов инноваций, но не «методами толпы снизу», а неспешными изменениями, проводимыми «сверху».

Пятая особенность неоконсервативной идеологии в том, что ее последователи по-новому сконструировали теоретическую модель взаимодействий между индивидом и обществом, гражданином и государством. Индивид должен рассчитывать на собственные силы и локальную солидарность сограждан (в отличие от того, что утверждают поборники либерализма), а не надеяться на поддержку государства, государство же призвано сохранять целостность общества и обеспечивать необходимые гражданину жизненные условия на основе незыблемого правопорядка и стабильности существующей экономической и политической системы.

Шестая особенность рассматриваемой идеологической доктрины заключается в обосновании тезиса, согласно которому в условиях углубляющейся глобализации мира, сопровождающейся ростом социальной нестабильности и неустойчивости, лучшими и наиболее эффективными средствами искоренения всяких нестабильностей выступают рыночная система и основанные на идеологии неоконсерватизма принципы порядка и устойчивости, активно внедряемые в жизнь современного общества.

Поборники неоконсерватизма выступают за ограничение вмешательства государства в рыночную экономику, считая, что государство обязано поддерживать частную инициативу, а не ограничивать ее. В социальной политике они придерживаются трех основных принципов: а) принципа солидарности, основанного на единстве труда и капитала; б) принципа справедливости справедливое распределение доходов, справедливая зарплата, справедливая налоговая политика и т.п.; в) принципа субсидиарности содействие людям в их самопомощи и в развитии частной инициативы. В идеологическом плане они признают приоритетность принципов свободы над принципом равенства, утверждают, что равенство может существовать только как равенство возможностей, но не как равенство условий и результатов. В политической сфере неоконсерваторы строго придерживаются тезиса: демократия должна быть вертикальной, а вершину ее составляет политическая и экономическая элита.

КОНСЕРВАТИЗМ (от лат. conservo - ох-ра-нять, со-хра-нять) - в ши-ро-ком смыс-ле - обо-зна-че-ние умо-на-строе-ния и жиз-нен-ной по-зи-ции, ха-рак-тер-ны-ми осо-бен-но-стя-ми ко-то-рых яв-ля-ют-ся при-вер-жен-ность тра-ди-ции - со-ци-аль-ной, нрав-ст-вен-ной, ре-ли-ги-оз-ной, свя-зан-ное с этим не-до-ве-рие к лю-бым ра-ди-каль-ным но-во-вве-де-ни-ям и пред-поч-те-ние мед-лен-ных, по-сте-пен-ных из-ме-не-ний («ор-га-ни-че-ской эво-лю-ции»).

По оп-ре-де-ле-нию од-но-го из вид-ней-ших идео-ло-гов британского кон-сер-ва-тиз-ма М. Оук-шот-та , «быть кон-сер-ва-то-ром оз-на-ча-ет пред-по-чи-тать из-вест-ное - не-из-вест-но-му, ис-пы-тан-ное - не-из-ве-дан-но-му, факт - за-гад-ке, на-сущ-ное - воз-мож-но-му, ог-ра-ни-чен-ное - бес-край-не-му, близ-кое - да-лё-ко-му, дос-та-точ-ное - из-бы-точ-но-му, удоб-ное - иде-аль-но-му…» (Oakeshott M. Rationa-lism in politics, and other essays. L., 1962 год. P. 169). В этом смыс-ле консерватизм не свя-зан с какой-либо оп-ре-де-лён-ной тео-ри-ей, су-ще-ст-ву-ет главным образом ла-тент-но и по-лу-ча-ет то или иное идео-ло-гическое оформ-ле-ние как от-вет на вы-зо-вы, об-ра-щён-ные к кон-крет-но-му об-ще-ст-ву и под-ры-ваю-щие сло-жив-ший-ся ук-лад жиз-ни.

В бо-лее уз-ком смыс-ле консерватизм - од-но из об-щественно-по-ли-тических те-че-ний XIX-XX веков, идео-ло-гия ко-то-ро-го, од-на-ко, с тру-дом под-да-ёт-ся сис-те-ма-ти-за-ции в си-лу мно-го-об-ра-зия тех ре-лигиозных, куль-тур-но-ис-то-рических, национальных тра-ди-ций, на ко-то-рые обыч-но ссы-ла-ют-ся кон-сер-ва-то-ры. В от-ли-чие от ли-бе-ра-лиз-ма и со-циа-лиз-ма, консерватизм, не имею-щий идеа-ла со-вер-шен-но-го об-щественного строя, оп-ре-де-ля-ет-ся С. Хан-тинг-то-ном как «ин-сти-ту-цио-наль-ная идео-ло-гия», т. е. вы-сту-паю-щая в за-щи-ту на-лич-ных со-ци-аль-ных ин-сти-ту-тов, ко-гда они ока-зы-ва-ют-ся под уг-ро-зой.

Воз-ник-но-ве-ние консерватизма как по-ли-тического те-че-ния в конце XVIII - начале XIX веков свя-за-но с ре-ак-ци-ей на со-бы-тия Французской ре-во-лю-ции XVIII века . Cвоё пер-во-на-чаль-ное вы-ра-же-ние он по-лу-чил пре-ж-де все-го в про-грамм-ных «Раз-мыш-ле-ни-ях о ре-во-лю-ции во Фран-ции» (1790 год) Э. Бёр-ка, а так-же в со-чи-не-ни-ях Ж. де Ме-ст-ра, Л. Бо-наль-да, ран-не-го Ф.Р. де Ла-мен-не, С. Кол-рид-жа, немецких пуб-ли-ци-стов и по-ли-тических мыс-ли-те-лей Ф. Ген-ца, А. Мюл-ле-ра и др.

Тер-мин уко-ре-нил-ся бла-го-да-ря на-зва-нию из-да-вав-ше-го-ся Ф.Р. де Ша-тоб-риа-ном в 1818-1820 годы журнала «Le Conser-va-teur». Об-щим для это-го ран-не-го по-ли-тического консерватизма яви-лось не-га-тив-ное от-но-ше-ние к по-пыткам пе-ре-соз-дать об-ще-ст-во по какому-либо «ра-цио-наль-но-му» про-ек-ту: при-тя-за-ни-ям про-све-ти-тель-ско-го «ав-то-ном-но-го» ра-зу-ма с его аб-ст-ракт-ны-ми кон-цеп-ция-ми иде-аль-но-го об-щественного уст-рой-ст-ва был про-ти-во-пос-тав-лен ав-то-ри-тет тра-ди-ции - кол-лек-тив-ных ве-ро-ва-ний, нра-вов и обы-ча-ев, в ко-то-рых во-пло-тил-ся мно-го-ве-ко-вой опыт дан-но-го на-ро-да, пред-став-лен-ный та-ки-ми ис-то-ри-че-ски сло-жив-ши-ми-ся ин-сти-ту-ция-ми, как Цер-ковь и го-су-дар-ст-во (ре-ли-гия как «ос-но-ва гра-ж-дан-ско-го об-ще-ст-ва» у Бёр-ка, со-юз «тро-на и ал-та-ря» у Ж. де Ме-ст-ра и др.).

Тра-ди-ция по-ни-ма-ет-ся Бёр-ком как пре-ем-ст-вен-ная связь не толь-ко с про-шлы-ми, но и с бу-ду-щи-ми по-ко-ле-ния-ми. Пе-ре-да-вае-мые тра-ди-ци-ей ос-но-во-по-ла-гаю-щие цен-но-сти име-ют сво-им ис-точ-ни-ком транс-цен-дент-ный мо-раль-ный по-ря-док, ус-та-нов-лен-ный Бо-гом и пре-вос-хо-дя-щий че-ло-ве-че-ское ра-зу-ме-ние. Зло из-на-чаль-но ко-ре-нит-ся не в тех или иных об-щественных уч-ре-ж-де-ни-ях, как по-ла-гал Ж.Ж. Рус-со, но в са-мой че-ло-ве-че-ской при-ро-де, не-су-щей на се-бе пе-чать пер-во-род-но-го гре-ха. Ре-во-люционным тре-бо-ва-ни-ям ра-вен-ст-ва и ли-бе-раль-ным док-три-нам, ис-хо-див-шим из со-ци-аль-но-го ато-миз-ма, бы-ла про-ти-во-пос-тав-ле-на кон-цеп-ция об-ще-ст-ва как ие-рар-хи-че-ски уст-ро-ен-но-го ор-га-ни-че-ско-го це-ло-го, в ко-то-ром разл. ин-ди-ви-ды и груп-пы в си-лу тра-ди-ции вы-пол-ня-ют раз-ные за-да-чи на бла-го это-го еди-но-го це-ло-го. Тео-рия об-ще-ст-вен-но-го до-го-во-ра от-вер-га-лась как ра-цио-на-ли-стическая фик-ция.

Консерватизм в анг-ло-сак-сон-ском ми-ре был бо-лее ли-бе-ра-лен, чем в стра-нах кон-ти-нен-таль-ной Ев-ро-пы, где центральную роль в со-хра-не-нии со-ци-аль-ной ста-биль-но-сти от-во-ди-лась го-су-дар-ст-ву и Церк-ви. Э. Бёрк, за-щит-ник лич-ной сво-бо-ды и британского пар-ла-мен-та-риз-ма, при-да-вал важ-ное зна-че-ние в фор-ми-ро-ва-нии ин-ди-ви-да «ма-лым кла-нам» - се-мье, гиль-ди-ям, ас-со-циа-ци-ям. К. Мет-тер-них, вид-ней-ший кон-сер-ва-тив-ный по-ли-тик эпо-хи Рес-тав-ра-ции, счи-тал, что не-воз-мож-но пе-ре-не-сти прин-ци-пы британской кон-сти-ту-ции на ев-ропейский кон-ти-нент. Кле-ри-каль-но-мо-нар-хических идеи французских тра-ди-цио-на-ли-стов и ря-да немецких ро-ман-ти-ков во мно-гом оп-ре-де-ли-ли идео-ло-гию Свя-щен-но-го сою-за. С ран-ним консерватизм свя-зан ряд фи-лосовских и юри-дических кон-цеп-ций, раз-ра-ба-ты-вав-ших-ся пре-ж-де все-го в Гер-ма-нии: ис-то-ри-ческая шко-ла пра-ва (Ф.К. фон Са-ви-ньи) и др.

Пер-вой по-ли-тической пар-ти-ей, ко-то-рая ста-ла на-зы-вать-ся «кон-сер-ва-тив-ной» с 1830-х годов, бы-ли британские то-ри (см. Кон-сер-ва-тив-ная пар-тия), ли-дер ко-то-рых Р. Пиль ви-дел за-да-чу пар-тии в про-ве-де-нии ре-форм при со-хра-не-нии об-щественного по-ряд-ка.

На про-тя-же-нии XIX века вме-сте с бы-ст-рой ин-ду-ст-риа-ли-за-ци-ей, ур-ба-ни-за-ци-ей, за-вер-ше-ни-ем фор-ми-ро-ва-ния национальных го-су-дарств про-ис-хо-ди-ла по-сте-пен-ная транс-фор-ма-ция кон-сер-ва-тив-ной идео-ло-гии и по-ли-ти-ки: кон-сер-ва-тив-ные пар-тии ста-ли вы-ра-жать ин-те-ре-сы не толь-ко при-ви-ле-ги-ро-ван-ных со-сло-вий «ста-ро-го по-ряд-ка», но и про-мыш-лен-ни-ков, аг-ра-ри-ев, городской мел-кой и сред-ней бур-жуа-зии. Во Фран-ции, на-ря-ду с консерватизмом ле-ги-ти-ми-стов из «бес-по-доб-ной па-ла-ты», к 1830-м годам фор-ми-ру-ет-ся «ли-бе-раль-ный кон-сер-ва-тизм» (тер-мин ввёл в обо-рот Ф. Ги-зо), на ко-то-рый ори-ен-ти-ро-ва-лись сто-рон-ни-ки Луи Фи-лип-па. В Гер-ма-нии, где консерватизм был в наи-боль-шей сте-пе-ни свя-зан с иде-ей со-хра-не-ния «ста-ро-го по-ряд-ка», су-ще-ст-во-вал так-же «ре-фор-ма-тор-ский кон-сер-ва-тизм» (Reformkonservatusmus) К. фом Штей-на. В Ве-ли-ко-бри-та-нии ли-бе-раль-ные по-ли-тические ре-фор-мы, пре-дос-та-вив-шие боль-шей час-ти на-се-ле-ния из-би-ра-тель-ные пра-ва, про-во-ди-лись ка-би-не-та-ми то-ри - Пи-ля и Б. Диз-ра-эли. О. фон Бис-марк и Диз-ра-эли ста-ли вид-ней-ши-ми кон-сер-ва-тив-ны-ми по-ли-ти-ка-ми второй половины XIX века консерватизм этой эпо-хи час-то смы-ка-ет-ся с на-цио-на-лиз-мом. К началу XX века воз-ни-ка-ют и край-не пра-вые кон-сер-ва-тив-ные пар-тии (напр., «Ак-сь-он фран-сез», воз-глав-ляе-мая Ш. Мор-ра-сом).

Основные прин-ци-пы российского консерватизма бы-ли сфор-мули-ро-ва-ны в конце XVIII - начале XIX веков М.М. Щер-ба-то-вым и Н.М. Ка-рам-зи-ным и по-лу-чи-ли даль-ней-шее раз-ви-тие в «офи-ци-аль-ной на-род-но-сти» тео-рии (гр. С.С. Ува-ров, Н.Г. Уст-ря-лов и др.), в уче-нии сла-вя-но-фи-лов (А.С. Хо-мя-ков, Ю.Ф. Са-ма-рин). С точ-ки зре-ния российских кон-сер-ва-то-ров, са-мо-дер-жав-ная фор-ма прав-ле-ния со-от-вет-ст-во-ва-ла ис-то-рическому свое-об-ра-зию русского на-ро-да и рас-смат-ри-ва-лась ими как един-ст-вен-ный ис-точ-ник ре-форм и га-рант по-ряд-ка в об-ще-ст-ве.

Вид-ней-шие пред-ста-ви-те-ли консерватизма в Рос-сии - М.Н. Кат-ков, Н.Я. Да-ни-лев-ский, К.Н. Ле-он-ть-ев, К.П. По-бе-до-нос-цев, Л.А. Ти-хо-ми-ров и др. Кон-сер-ва-тив-ны-ми бы-ли воз-зре-ния та-ких русских пи-са-те-лей и по-этов, как Ф.И. Тют-чев, Н.В. Го-голь, А.А. Фет, Н.М. Лес-ков, Ф.М. Дос-то-ев-ский.

В це-лом кон-сер-ва-тив-ный ха-рак-тер име-ли «контр-ре-фор-мы» 1880-1890-х годах в прав-ле-ние императора Алек-сан-д-ра III. Во второй половине XIX века по-явил-ся т. н. ли-бе-раль-ный консерватизм (Б.Н. Чи-че-рин, П.Б. Стру-ве и др.). В начале XX века про-ис-хо-ди-ло ор-га-ни-за-ци-онное объ-е-ди-не-ние кон-сер-ва-тив-ных сил («Рус-ское со-б-ра-ние», Со-юз рус-ско-го на-ро-да и др.), на-цио-на-лизм стал од-ним из основных прин-ци-пов в обос-но-ва-нии консерватизма (М.О. Мень-ши-ков и др.). По-сле Февральской ре-во-лю-ции 1917 года идео-ло-гия консерватизма ут-ра-ти-ла своё влия-ние в Рос-сии. В эмиг-ра-ции консерватизм был пред-став-лен ра-бо-та-ми ря-да русских мыс-ли-те-лей (И.А. Иль-ин, кон-цеп-ция «ду-хов-но сво-бод-но-го кон-сер-ва-тиз-ма» С.Л. Фран-ка и др.).

По-сле Первой ми-ро-вой вой-ны ис-чез-ли круп-ней-шие ев-ропейские мо-нар-хии, а вме-сте с ни-ми прак-ти-че-ски ушёл в про-шлое консерватизма, ори-ен-ти-ро-вав-ший-ся на со-хра-не-ние тро-на и ал-та-ря. В ус-ло-ви-ях, ко-гда поя-ви-лась уг-ро-за сло-жив-шим-ся по-ли-тическим и эко-номическим ин-сти-ту-там (ком-му-низм, на-цио-нал-со-циа-лизм), ли-бе-ра-лизм при-об-рёл ох-ра-ни-тель-ные функ-ции, а по-то-му ли-бе-раль-ный консерватизм вы-сту-пал как идео-ло-гия основных пра-вых пар-тий. Од-но-вре-мен-но про-ис-хо-ди-ла ра-ди-ка-ли-за-ция час-ти кон-сер-ва-то-ров, пе-ре-няв-ших не-ко-то-рые про-грамм-ные по-ло-же-ния со-циа-ли-стов. С наи-боль-шей си-лой это про-яви-лось в вей-мар-ской Гер-ма-нии, где воз-ник-ла идео-ло-гия «кон-сер-ва-тив-ной ре-во-лю-ции».

По-сле Второй ми-ро-вой вой-ны про-грам-мы круп-ных пра-вых пар-тий в Западной Ев-ро-пе со-че-та-ют в се-бе эле-мен-ты ли-бе-ра-лиз-ма и консерватизма. В 1970-х годах в США и Ве-ли-ко-бри-та-нии воз-ни-ка-ет не-окон-сер-ва-тизм, ока-зав-ший за-мет-ное влия-ние на по-ли-ти-ку пра-ви-тельств Р. Рей-га-на и М. Тэт-чер. В по-ле-ми-ке с ли-бе-раль-ной по-ли-тической фи-ло-со-фи-ей за-мет-ный след ос-та-ви-ли тру-ды по-сле-до-ва-те-лей ком-му-ни-та-риз-ма, от-час-ти сов-па-даю-щие с идео-ло-ги-ей т. н. со-ци-аль-но-го консерватизма (со-че-та-ние прин-ци-пов лич-ной сво-бо-ды и со-ци-аль-ной от-вет-ст-вен-но-сти).

В Рос-сии ре-ак-ция на ра-ди-каль-ные ре-фор-мы 1990-х годов вы-зва-ла по-яв-ле-ние различных вер-сий консерватизма, ис-хо-дя-щих как из идей И.А. Иль-и-на (А.И. Сол-же-ни-цын и др.), так и из опы-та со-вет-ско-го «ре-аль-но-го ком-му-низ-ма» (А.А. Зи-новь-ев и др.).

Дополнительная литература:

O’Sullivan N. Conservatism. L., 1976;

Kondylis P. Konservativismus. Geschicht-li-cher Gehalt und Untergang. Stuttg., 1986;

Ré-mound R. Les droites en France. P., 1988;

Gott-fried P. E. The conservative movement. 2nd ed. N. Y., 1993;

Ман-хейм К. Кон-сер-ва-тив-ная мысль // Ман-хейм К. Ди-аг-ноз на-ше-го вре-ме-ни. М., 1994;

Schildt A. Konservatismus in Deutsch-land. Von den Anfängen im 18. Jahrhundert bis zur Gegenwart. Münch., 1998;

Рус-ский кон-сер-ва-тизм XIX сто-ле-тия. М., 2000;

Гу-сев В. А. Рус-ский кон-сер-ва-тизм. Тверь, 2001.