Международные усилия по борьбе с терроризмом. Роль россии в мобилизации отпора вызову международного терроризма и экстремизма, в противодействии другим новым вызовам и угрозам Правительственные и неправительственные против терроризма

Борьба с терроризмом ведется во всем мире. Во многих странах, таких как Израиль и Великобритания - на протяжении десятилетий. За долгие годы антитеррористической деятельности спецслужбы этих стран сумели накопить большой опыт, который могли бы взять на вооружение российские спецслужбы.

Израиль вот уже более 50 лет является объектом экстремистских действий. Теракты в отношении израильтян совершают в основном активисты палестинского движения «ХАМАС» и «Исламский джихад». Именно на их счет отнесены четыре взрыва, совершенные в стране в период с 25 февраля по 4 марта 1996 г. В результате терактов погибли 59 человек, еще 100 были ранены. Современный этап борьбы с терроризмом начался в Израиле в 1972 г., когда группа арабских экстремистов из организации «Черный сентябрь» захватила в олимпийской деревне в Мюнхене нескольких израильских спортсменов. Операция по освобождению заложников, проводившаяся западногерманской полицией, закончилась неудачей: несколько спортсменов погибло, часть террористов скрылась. С этого момента, как в Израиле, так и в ряде других стран начали создаваться специальные антитеррористические подразделения. Правительство Израиля, возглавляемое Голдой Меир, приняло принципиально важное решение, которое со временем стало основным принципом антитеррористической деятельности - ни в коем случае не идти на уступки террористам. В 70-е годы израильские подразделения по борьбе с терроризмом проводят ряд успешных операций. В течение нескольких лет от рук членов израильских антитеррористических подразделения «Божья Кара» гибнут все участники мюнхенских событий. См.: Белая книга российских спецслужб. - М., 1995. - C. 112. В настоящее время борьбу с терроризмом в Израиле возглавляет оперативный штаб, в который включены представители вооруженных сил, полиции и спецслужб, включая представителей разведки «Моссад».

В США толчком к активизации антитеррористической деятельности послужили события 1997 г., когда 69-летний палестинец Али Абу Камаль открыл стрельбу на смотровой площадке манхэттенского Эмпайр-Стейт-Билдинг. От пуль палестинца погибли 8 человек, в том числе он сам. За этим терактом вскоре последовали новые. В течение трех лет арабские террористы устроили взрыв в подземном гараже Всемирного торгового центра, эмигрант из Ливана Рашад Баз расстрелял из автоматического оружия автобус с еврейскими детьми, было взорвано административное здание в Оклахома-Сити, американские посольства в Кении и Танзании. В ответ на усилившуюся активность террористов активизировали свою деятельность и соответствующие структуры безопасности. В каждом из 59 управлений ФБР было создано по крайней мере одно боевое подразделение по борьбе с терроризмом (SWAT), созданы многочисленные группы по исследованию и предотвращению террористических взрывов. В 1988 г. была подписана «Международная конвенция по борьбе с террористическими взрывами». Государства - участники Конвенции взяли на себя обязанность рассматривать акты терроризма, совершенные на территории других стран в качестве преступлений, влекущих за собой выдачу преступников стране, на территории которой было совершено преступление. Подр. см.: Панов В.П. Международное уголовное право. - М., 1997.

В Великобритании многочисленные террористические группировки, базирующиеся в основном в Северной Ирландии, уже три десятилетия ведут войну против Лондона за независимость Ольстера от Великобритании. Первенство по числу учиненных терактов являются экстремисты из Ирландской республиканской армии.

Французское правительство вынуждено тратить много сил и средств на борьбу с террористами, главным образом алжирскими экстремистами. Созданная в 1991 г. правительственная антитеррористическая программа Vigipirate действует и по сей день. Летом 1995 года этот план был эффективно использован против исламских террористов, которые совершили серию взрывов в Париже и других городах Франции. План Vigipirate входит в список 40 возможных мер, предусмотренных французским правительством на случай различного рода критических ситуаций. Каждая из мер определяется степенью опасности, которую представляет террористическая группа.

С середины века в вооруженных силах разных стран стали появляться специальные антитеррористические подразделения особого назначения. Сегодня они существуют более чем в 50 странах. Рассмотрим некоторые из них:

В Великобритании во время второй мировой войны была образована «22-я специальная воздушная служба» (SAS-22). По боевой подготовке этот отряд сравним лишь с израильскими контртеррористическими отрядами, но превосходит их по вооружению. Пленных английские боевики не берут. По некоторым данным в рамках подразделения служит 500 человек. Самые успешные операции - акции против ИРА в Ирландии, Голландии, Германии. Участвовала в тысячах операций от Сахары до Малайзии. Самая известная операция - освобождение заложников в иранском посольстве в Лондоне.

В Германии после мюнхенской трагедии во время Олимпиады в 1976 г. была создана «Федеральная группа по защите границы» (GSG-9). Это была первая операция группы. Сегодня эта группа не только борется с террористами, но и обеспечивает охрану немецких дипломатов во время поездок по Ближнему и Среднему Востоку. Помогает немецкой контрразведке, организуя слежку за террористами. За все время существования проведено более 5 тыс. операций.

Во Франции существует так называемая «Группа вмешательства национальной жандармерии» (GIGN),которая была создана в марте 1974 г. для борьбы с арабским терроризмом во Франции.

В Израиле в 1957 г. была создана «Разведывательная группа генерального штаба министерства обороны» («Саерет МатКал»). Создана как разведывательное специальное подразделение, с 1968 г. переключилось на антитеррористическую деятельность.

Так же известны «Летающие леопарды» («Саерет Голани»). Подразделение пехоты, которое из-за своих опознавательных знаков называют еще «Летающими леопардами». Было сформировано в 1959 г. из лучших солдат элитной пехотной бригады «Голани».

«ЯМАМ» (YAMAM) - подразделение полиции Израиля. Ежегодно проводит до 200 операций. Создано в 1974 г., как спецслужба, отвечающая за антитеррористические действия исключительно внутри Израиля.

В США существует Отряд «Дельта». Оперативный отряд спецсил американской армии, который был создан в 1976 г. Причем, сначала предполагалось создавать антитеррористические группы в США на базе «Зеленых беретов», но высшее командование ВС США решило создать новые силы. Базируется в Форт Брэгг (Северная Каролина).

Главное антитеррористическое подразделение США, созданное в середине 70-х гг. Занимается освобождением американских заложников за рубежом.

Кроме этого, существует «Отряд чрезвычайной службы нью-йоркской полиции» (ESU). Оснащены тяжелым оружием, имеют группы прикрытия. Эта структура, напоминающая маленькую армию, участвует в среднем в 2,5 тыс. операциях в год

«Отряд полиции Лос-Анджелеса» (SWAT). Отряд создан после молодежных волнений в США в 1965 г. Элитное подразделение, использующееся как внутри страны, так и за ее пределами. Известны своей борьбой с террористической организацией США «Черные пантеры».

Военно-морская Специальная Группа (Naval Special Warfare Development Group (NSWDG)). Служба основана в 1980 г. Военно-морская Специальная Группа, дислоцирующаяся в Вирджинии, отвечает за антитеррористические действия США на воде. Группа состоит из двенадцати взводов. Обучение этих солдат проводится на территории всех США.

В России было создано Управление «А» Департамента по борьбе с терроризмом ФСБ (Бывшая группа «Альфа»). Идея создания спецподразделения по борьбе с терроризмом внутри СССР принадлежит Юрию Андропову. За 25 лет своей работы бойцы «Альфы» освободили в общей сложности более тысячи заложников, захваченных террористами в Тбилиси, Минеральных водах, Сухуми, Сарапуле.

Так же было создано Управление «В» Центра спецназначения ФСБ (Бывшая группа «Вымпел»). В 1981 г. при управлении «С». Первого Главного Управления КГБ СССР была создана группа «Вымпел». Группа предназначалась для разведывательно-диверсионной деятельности за пределами страны. Подразделение «Вымпел» выезжало на операции в Афганистан, Мозамбик, Анголу, Вьетнам, Никарагуа. В 1994 г. в рамках ФСБ группа «Вымпел» превратилась в подразделение «В».

В Австралии был сформирован Tactical Assault Group (TAG), Special Air Service Regiment (SASR). Австралийский SAS в 1957 г. К 1964 г. группа была существенно расширена и переименована в Специальный Воздушный Полк. Сегодня SASR - одна из групп, ответственных за борьбу с терроризмом в Австралии. Другая группа - полк номер один вооруженных сил Австралии.

Говоря о ситуации, складывающейся сегодня в сфере борьбы с терроризмом, следует подчеркнуть, что эта проблема является проблемой международного характера. Это предполагает, что в решении этой задачи должны быть задействованы не отдельные специально создаваемые для этой цели антитеррористические центры или даже правоохранительные органы и спецслужбы. Для борьбы с этой всеобщей угрозой необходимо объединение усилий всех государственных и общественных структур, ветвей власти, средств массовой информации. Нужна стратегия борьбы с терроризмом.

Необходимо четко определить и назвать источники и детерминанты террористических проявлений, к числу которых, по данным экспертного опроса, проведенного в среде сотрудников подразделений по борьбе с терроризмом органов безопасности, могут быть отнесены: падение жизненного уровня населения, снижение степени социальной защиты, правовой нигилизм в обществе, обострение политической борьбы, рост национализма и сепаратизма, несовершенство законодательства, падение авторитета власти и принятие ее представителями непродуманных решений. Питательной почвой терроризма является и политический экстремизм, произрастающий, в свою очередь, из взрывоопасной в нашем раздираемом противоречиями обществе социальной напряженности.

Изжить терроризм в одночасье вряд ли возможно. Особенно в современной обстановке, которая характеризуется нарастанием экономического кризиса, ослаблением правопорядка и ростом преступности. Даже в обстановке относительной политической стабильности исключить эксцессы терроризма весьма не просто. Объясняется это как живучестью террористической психологии отдельных социальных слоев, не нашедших своего места в социальной структуре общества, так и умением террористических лидеров реагировать и использовать в своих интересах неудовлетворенность простых людей сложившейся социально-экономической обстановкой.

Изживание терроризма – длительный процесс, предполагающий создание необходимых объективных и субъективных условий для достижения этой цели. При этом невозможно уничтожить терроризм силовыми, террористическими же средствами: насилие неизбежно порождает насилие. Важно убедить общество, все политические силы в том, что спекуляция на объективных трудностях и противоречиях, силовой вариант их решения – это путь ведущий к катастрофе.

Наиболее важной предпосылкой изживания терроризма является стабилизация экономического и политического положения в странах, укрепление демократических принципов в общественно-политической жизни. Необходимо сформировать нормальное гражданской общество, в котором резко сузится социальная база терроризма. Другая очень важная предпосылка – выработка и укоренение демократических традиций, становление и развитие политического и идеологического плюрализма, утверждение таких правил «политической игры», которые характеризуются взаимной терпимостью, отказом от конфронтационности в отношении между различными социальными и политическими силами, поиском и нахождением консенсуса. Особенно важно, чтобы в государствах сформировались стабильные демократические политические системы, механизмы цивилизованного политического диалога и ротации власти. Необходимо, чтобы стоящие у власти, исключили настроения оппозиции, способствовали обеспечению прав и законных интересов меньшинства. Разумеется оппозиционные силы также должны отказаться от подобных методов в своей политической деятельности. Для вытеснения терроризма из жизни необходима выработка высокой политической и правовой культуры в обществе, четкое установление правовых санкций за террористические действия.

Необходимо создать благоприятные условия для нормального равномерного развития различных этносов и обеспечить реализацию их интересов, чтоб предотвратить конфликты на национальной почве. Задача государств заключается в формировании у всех проживающих в данной стране этносов такого самосознания, при котором чувство принадлежности к своему государству имело бы приоритет перед фактором этнической принадлежности в процессе самоидентификации граждан.

Кроме вышеуказанного, государственные органы должны активизировать свои усилия в превентивной деятельности, направленной на локализацию и нейтрализацию террористических тенденций, устранить потенциальные предпосылки их формирования. Необходимы меры по усилению границ, повышению контроля над деятельностью зарубежных организаций, чтобы максимально снизить возможность импорта экстремизма из третьих стран. Активная молодежная политика, меры направленные на сокращение безработицы и решение назревших социально-экономических проблем способны снизить социальную напряженность в обществе, нейтрализовать главный источник потенциальных социальных эксцессов.

Одних совещаний и договоров на высшем уровне недостаточно для искоренения терроризма. Для эффективного противодействия международному терроризму необходима разработка и реализация комплексной программы, включающей политический, социальный, экономический, правовой, идеологический, специальный и другие аспекты. В ней непременно должны быть учтены интересы населения, проблемы и конфликтогенный потенциал терроризма во всем мире. Нужны также взаимодействие и координация всех сил общества, заинтересованных в решении этой актуальной проблемы.

Одним из важнейших направлений деятельности глав государств должно стать совместное взаимодействие по предупреждению, локализации и прекращению региональных всплесков экстремизма, так как отдельные конфликты, вызванные террористами, могут стать причиной дестабилизации в других государствах.

Трагические результаты терроризма, которые характеризуют это явление нынешней политики, должны послужить важным предостережением всем политическим силам о том, что попытки решить политико-экономические и иные проблемы с помощью насилия не способствуют решению поставленных задач, а наоборот, ведут к усугублению и нарастанию противоречий в обществе.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

В Российской Федерации с 2006 года существует единое понимание терроризма. Федеральный закон 2006 года № 153-ФЗ «О противодействии терроризму» определяет его как идеологию насилия и практику воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанных с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий.

В истории развития мирового терроризма выделяются пять основных этапов :

1-й этап (эпоха раннего терроризма) охватывает период от зарождения терроризма до 40-х годов XIX века, когда закладываются основы современного терроризма, и возникают первые организации.

2-й этап (эпоха классического терроризма) приходится на вторую половину XIX — первые два десятилетия XX века. В период выработки основных форм и методов террористической деятельности, оформления классических образцов стратегии и тактики террористов.

3-й этап (переходный) охватывает период начала 20-х — конца 50-х годов XX века и, в свою очередь, делится на две стадии. На первой стадии, (20-е — вторая половина 40-х гг.) терроризм из индивидуального и группового превращается в постоянно действующий фактор политической жизни многих стран. На второй стадии (вторая половина 40-х — конец 50-х гг.) терроризм временно локализуется в периферийных районах мира. Происходит переход к преимущественно групповым разновидностям террористической активности, возникновение новых форм и методов террористической борьбы.

4-й этап — городской герильи (60-80-е гг. XX в.) ознаменовался возникновением крупных организованных террористических группировок, усилением изощренности тактики и жестокости, применяемых методов воздействия на общество и государство, кооперацией и интернационализацией связей террористов и их нелегальных организаций. Кульминацией этого этапа стало превращение терроризма в глобальный фактор международной политики.

5-й этап (эпоха современного терроризма) характеризуется масштабностью и крайней степенью общественной опасности террористических акций. Терроризм трансформировался в глобальную проблему современности, а ее решение превратилось в политическую, экономическую и геостратегическую схватку за мировое господство.

Можно констатировать, что сейчас террористы больше ориентируются на устрашение общества и удовлетворение собственных деструктивных влечений, чем на устранение конкретных неугодных людей. Следующим этапом развития терроризма может быть провоцирование войн, масштабные посягательства на суверенитет государств и захват целых континентов.

Ретроспективный анализ показывает, что террористическое насилие возникло как средство борьбы со значительно превосходящими силами политического (религиозного, национального) противника. В результате обострения противоречий социальный конфликт обычно приводит к вооруженному противостоянию, в котором насилие становится важнейшим средством разрешения противоречий. В результате вооруженного конфликта противоречия разрешаются в пользу победителя. Он получает экономические, политические и другие привилегии. В этом состоит итог вооруженной борьбы. Однако для победы в вооруженном конфликте необходимы людские, материальные и духовные ресурсы. Причем сильный противник диктует способы ведения войны, формы применения вооруженных сил, продолжительность и интенсивность военных действий.

Но что может противопоставить политическая (национальная, религиозная либо иная) группировка против мощи военной машины своего или иностранного государства?

Анализ показывает, что наиболее эффективным средством ведения вооруженной борьбы с сильным противником является партизанские (диверсионные) и террористические действия. Древние сикарии в борьбе за национальное освобождение смогли, пусть на короткое время, победить Римскую империю и установить в Иерусалиме независимую власть. Ассасины в течение почти двух веков благодаря террористическим методам, смогли защитить свое право на религиозную идентичность. Во Вьетнаме сильнейшая армия США не выдержала многолетних изнурительных стычек с южновьетнамскими партизанами. Франция в 8-летней войне с алжирскими сепаратистами, которые активно применяли тактику партизанской борьбы и террор, потеряв из 500-тысячного воинского контингента 112 тысяч солдат (в т.ч. 25 тысяч убитыми), вынуждена была в 1962 году предоставить своему департаменту независимость.

То есть, террор, как и партизанские действия, выступает в качестве формы сопротивления «слабых» против притеснения со стороны «сильных». Террористам уже не важно, какая вооруженная сила противостоит им. Они неуязвимы, так как скрываются под личиной обычных граждан, но опасны, так как могут наносить внезапные удары, не утруждая себя соблюдением прав ведения вооруженного конфликта.

Исследования показывают, что террор — это продукт социального конфликта, когда посредством применения террористического насилия одна из сторон стремится к разрешению существующих противоречий в свою пользу. Террористическое насилие выступает в качестве специфической формы принуждения в отношении других социальных групп и классов с целью приобретения господства над ними.

Терроризм всегда базировался на идеологии. Идеологические корни терроризма скрываются в системе теоретического оправдания и обоснования террора как средства достижения своих целей.

Во все времена находились теоретики и теории, оправдывающие террористическое насилие. Например, отец Болеслав Кумора, священник, доктор теологии и истории, оправдывая террористическое насилие инквизиции писал: «Цель Инквизиции — уничтожение ереси; ересь же не может быть уничтожена без уничтожения еретиков; а еретиков нельзя уничтожить, если не будут уничтожены также защитники и сторонники ереси, а это может быть достигнуто двумя способами: обращением их в истинную католическую веру или обращением их плоти в пепел, после того, как они будут выданы в руки светской власти».

В 1848 году немецкий публицист, руководитель баденской революции, агитатор и сторонник радикального преобразования Европы Карл Петер Гейнцен (1809-1880 гг.) изложил основные теоретические постулаты в своей «философии бомбы». Она не признавала запрета на убийство человека, совершаемого для достижения политических целей, и утверждала, что смерть сотен и тысяч людей может быть оправдана высокими целями.

В России были свои певцы и пророки, обосновывающие террористическое насилие. К наиболее известным теоретикам терроризма часто относят Бакунина М.А и Морозова Н.А.

М.А. Бакунин (1814-1876 гг.) — русский мыслитель, революционер, анархист, панславист, один из идеологов народничества основал в Цюрихе журнал «Народное Дело», который стал пропагандировать анархизм. М.А. Бакунин считал, что спасение революционных завоеваний нужно делать «любой ценой, пусть даже для ее этого пришлось бы превра­тить страну в пустыню, взорвать все дома, разрушить и сжечь все города, разорить все, что так дорого сердцу буржуа: поместья, капиталы, промышленность и торговлю, одним словом, всю страну превратить в огромную могилу…».

Морозов Н.А. считал, что в российских условиях революцию должны осуществлять не народные массы, а хорошо организованное меньшинство революционной интеллигенции. Такая революция будет террористической, то есть будет представлять собой совокупность систематически повторяющихся террористических актов. Он писал в 1879 году: «Политическое убийство — это единственное средство самозащиты при настоящих условиях и один из лучших агитационных приемов… Террористическая борьба представляет совершенно новый прием борьбы…. Она казнит только тех, кто действительно виновен в совершающемся зле. Поэтому террористическая революция представляет самую справедливую из всех форм революции. Она представляет в то же время и самую удобную ее форму. С незначительными силами она дает возможность обуздывать усилия до сих пор непобедимой тирании».

Таким образом, терроризм конца XIX и начала XX веков базировался на социалистической идеалистической идеологии. Она оправдывала террористическое насилие в отношении тиранов и других представителей государственной власти, на которых возлагалась ответственность за нищенские условия жизни народов. При этом признавалась необходимость совершения социальной революции.

В начале XX века еще одной идеологической базой насилия (террора) стала теория о диктатуре пролетариата. Так, в 1848 году в связи с революционными события­ми во Франции, когда в июне победила контрреволюция, Карл Маркс писал: «…каннибализм контрреволюции убедит народы в том, что существует лишь одно средство сокра­тить, упростить и концентрировать кровожадную агонию старого общества и кровавые муки родов нового общества, только одно средство — революционный терроризм».

Основным теоретиком современного революционного терроризма стал Х.К. Маригелла. Он разработал организационные основы террористических групп, тактику действий, но, главное, — систему политического обоснования и нравственного оправдания терроризма, ко­торой воспользовались его последователи.

В современном мире основной идеологической базой терроризма стал реакционный ислам, который впитал в себя идеи салафитов XIX-начала XX веков. И хотя к терроризму ведет не сама религия, а ее толкование, часто сугубо субъективное, она, тем не менее, превращает стандарты поведения в жестокие и обязательные стереотипы.

Необходимо отметить, что экстремистская идеология, которая лежит в основе, практически, всех теорий, оправдывающих терроризм, наиболее проста и понятна для маргиналов. Она четко и ясно показывает на врага, который виновен во всех бедах. Все очень просто, хочешь жить хорошо – убей своего врага, и жизнь сразу станет иной. Причем важно отметить, что, как говорил М.А. Бакунин «социальная ненависть, как и ненависть религиозная, гораздо сильнее, гораздо глубже, чем ненависть политическая.

Таким образом, терроризм имеет идеологическую основу, которая позволяет ему формировать социальную базу. У террористической идеологии есть приверженцы, а, значит, будут и солдаты, которые «самоотверженно» пойдут взрывать женщин и детей.

С психологической точки зрения все общественные процессы находят свое отражение в индивидуальном и групповом сознании в форме установок, стереотипов и доминирующих психологических состояний, которые и являются непосредственными мотивационными регуляторами поведения людей.

Можно отметить, что существует три психологические модели личности, способной перейти к террористическому насилию.

Первая: человек, который руководствуется своими убеждениями и искренне считает, что его действия, независимо от их конкретных результатов, полезны для общества. Поэтому он оказывается способным совершить все что угодно. На политическом языке — это фанатик, психологическом — психопат.

Вторая модель террориста исходит из человеческой агрессивности, из теории группового нарциссизма и инстинкта смерти. Правда, они не могут считаться достаточно обоснованными с научной точки зрения, и поэтому непригодны для адекватного объяснения психологической природы терроризма.

В качестве третьей модели можно представить случаи психо- или социально-патологического развития личности, связанные с ненормальными отношениями в семье ребенка. Жестокость родителей и общества, его социальная изоляция, дефицит добрых отношений могут привести к формированию озлобленной личности с антисоциальными наклонностями. При определенных условиях люди такого психологического склада легко могут стать инструментами террористической организации .

Все это говорит о том, что идеологическое оправдание насилия способно найти психологически подготовленных или неустойчивых индивидов, способных осуществлять террор.

Таким образом, терроризм как социально-политическое явление, представляет собой противоправное насилие, совершаемое для создания атмосферы страха в обществе, с помощью которого террористы пытаются достичь своих целей. Он является продуктом социального конфликта и специфической формой разрешения социальных противоречий.

Идеология является теоретической базой терроризма, она используется и распространяется организационными структурами. Лидеры экстремистских организаций, используя идеологию, на основе ясных и простых постулатов формируют социальную базу и возглавляют террористическую деятельность своих солдат. В психологическом плане экстремистские идеологии всегда смогут найти людей, склонных к насилию и способных за идею убивать массы невинных людей.

Терроризм исторически обусловлен и идеологически обоснован, имеет широкую социальную базу. Базой существования в мире терроризма является социальный конфликт, экстремистская идеология и человеческая психология, толкающая людей к насилию. Пока существуют человек и общественные отношения, терроризм может, и будет существовать.

В современных условиях, когда глобализация охватила все стороны общественной жизни, терроризм превратился в особую форму политики.

Уже в XX веке террор стал одной из форм внутренней и внешней политики неправительственных организаций, радикальных партий и организаций (а иногда и государств), направленной на достижение определенных целей с использованием насилия. Можно привести несколько примеров. Первый касается российско-грузинских отношений. После выдачи России пятерых террористов, участвовавших в нападении на Россию из Панкисского ущелья летом 2002 года, руководство грузинских правоохранительных органов затянула передачу остальных восьми бандитов. Некоторые средства массовой информации предполагали, что чеченские террористы угрожали Тбилиси тем, что в случае выдачи своих соратников, они начнут войну против правительства Грузии, у которого нет достаточных сил, чтобы противостоять это угрозе. Получается, что предупреждение террористов сильнее, чем законные требования международного сообщества.

Второй характерный случай произошел в Испании, где в результате мартовского 2004 года террористического акта на четырех электричках, когда погибло свыше 190 человек, на очередных выборах произошла смена правительства.

Наиболее свежий пример – деятельность запрещенного в России «Исламского государства Ирака и Ливанта» (ИГИЛ), которое стремится не только к захвату власти в какой-то одной стране, а к распространению своего влияния силовым путем на Европу, Северный Кавказ, Центральную и Южную Азию.

Существуют официально сформулированные, но не афишируемые внешнеполитические установки ряда политических сил. Включая в зоны своих «жизненно важных» геополитических интере­сов те или иные регионы и государства, они предполагают, что может возникнуть стремление к мировому господству.

Соединенные Штаты в борьбе с, так называемым, «нелегитимным» правительством Б. Асада в Сирии используют террористические группировки как сухопутную силу в вооруженном конфликте. Даже действия их авиации, когда в Ираке уничтожаются боевики ИГИЛ, а в Сирии – инфраструктура страны, показывает стремление США вытеснить вооруженные группировки из одной стран в другую (из Ирака в Сирию). И это не ново. Еще в восьмидесятые годы прошлого века, как известно, США использовали созданную спецслужбами террористическую организацию «Аль-Каида» для борьбы с советским контингентом войск в Афганистане.

Таким образом, терроризм как политика в современных условиях проявляется в качестве двух основных формах:

первая – использование террористических организаций отдельными государствами для достижения «чужими руками» своих эгоистичных целей;

вторая – устремление террористических организаций к завоеванию политической власти в определенных регионах мира.

Борьба с международным терроризмом в современных условиях осуществляется Российской Федерацией в рамках созданной системы противодействия терроризму.

Основой создания общегосударственной системы противодействия терроризму в России считается Указ Президента Российской Федерации от 1996 года «О мерах по усилению борьбы с терроризмом». В нем была впервые нормативно закреплена идея межведомственного подхода к борьбе с терроризмом. В дальнейшем основные положения Указа нашли свое юридическое оформление в Федеральном законе 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму».

Противодействие терроризму рассматривается как деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по:

а) предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма);

б) выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом);

в) минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

Таким образом, противодействие терроризму включает в себя три основных задачи: профилактику, борьбу и ликвидацию последствий.

Профилактика (гр. prophylaktikos — предохранительный) в социальном плане рассматривается Российской Федерацией как совокупность мер, направленных на предотвращение того или иного социально-политического явления. Она предусматривает работу органов государственной власти по недопущению возникновения предпосылок для формирования и деятельности террористических организаций.

Эта работа включает в себя несколько взаимосвязанных направлений деятельности органов власти: политическое, социально-экономическое, идеологическое, специальное и правовое.

В политической сфере профилактика терроризма, включает действия государства и региональных органов власти по предотвращению или разрешению противоречий между существующими политическими или иными (религиозными, националистическими, либо иными) силами на ранней стадии их возникновения (обострения). Основными направлениями профилактики терроризма в политической сфере являются:

— мониторинг социально-политической ситуации в стране;

— работа с представителями национального, религиозного, политического и иного меньшинства, обладающими влиянием на свою диаспору;

— контроль организаций, использующих экстремистскую идеологию, за их связями с запрещенными и нелегальными экстремистскими организациями;

— рейды по криминогенным местам для выявления экстремистов;

— разрешение противоречий на ранней стадии, не допуская кризисных ситуаций и возникновения конфликта;

— поиск и принуждение конфликтующих сторон к компромиссу

В социально-экономической сфере приоритетными направлениями действий государства по профилактике терроризма стали, во-первых, определение экономических путей разрешения социального конфликта, во-вторых, ликвидация (ограничение) финансирования терроризма. Деятельность государства в этой сфере заключается:

— в выравнивании уровня жизни социальных групп страны;

— в снижении уровня безработицы, обеспечении экономической свободы, увеличении возможностей для самостоятельного улучшения благосостояния;

— в справедливом распределении ресурсов и взимания налогов;

— в создании равных возможностей для человеческой деятельности, обеспечении прав человека, наделении его соответствующими обязанностями перед обществом и равной ответственностью перед законом;

— в определении источников финансирования терроризма, ограничении криминальных и теневых источников;

Деятельность государства в идеологической сфере направлена на развенчание экстремистских воззрений, которые формируют социальную базу терроризма и информационную изоляцию организаций и партий, применяющих в своей политике террор. В этой сфере принимается усилия по следующим направлениям:

— формирование и внедрение государственной идеологии;

— нравственное воспитание населения, особенно молодежи;

— ограничение распространения экстремистских идеологий при соблюдении свободы слова.

Таким образом, основным идеологическим направлением деятельности государства в профилактике терроризма стало законодательное обеспечение государственного контроля за идеологическими институтами и недопущение внедрения и распространения экстремистских идеологий.

Деятельность в специальной области заключается, главным образом, в работе правоохранительных органов и спецслужб по выявлению и уголовному преследованию людей, осуществляющих террористическую деятельность, а также осуществлению мер по антитеррористической защищенности объектов на транспорте, предприятиях, экологически опасных объектах, объектах энергетики и массового скопления людей. Они проводят работу по нескольким направлениям:

— разоблачение идеологических концепций;

— проведение мероприятий по дискредитации главарей террористических организаций и уничтожению террористов;

— определение перечня критически опасных объектов, которые могут стать целью террористов;

— выработка мер защиты граждан, внедрение новейших технических и технологических средств для охраны транспорта, объектов энергетики, промышленных предприятий и других объектов;

— воспитание бдительности у населения, развитие сети оповещения и формирование, поддержание в готовности служб спасения.

Деятельность в правовой сфере профилактики терроризма включает в себя создание правового поля антитеррористической деятельности в стране. У нас законодательно создана государственная структура противодействия терроризму и обеспечение ее деятельности. Правда, здесь существует сложная проблема, касающаяся применения силы. Но и в этом вопросе имеется серьезный прогресс.

Борьба с терроризмом является составной частью противодействия ему и осуществляется посредством: 1) пресечения террористических актов с воздуха и на море; 2) проведения контртеррористической операции; 3) пресечения международной террористической деятельности за пределами территории Российской Федерации.

Для пресечения террористических актов в воздушной среде, во внутренних водах, в территориальном море, на континентальном шельфе РФ и при обеспечении безопасности национального морского судоходства нашим Вооруженным Силам законодательно установлено право применять оружие в случаях:

— если воздушное судно или плавательные средства не реагируют на радиокоманды и визуальные сигналы, либо отказываются подчиниться им без объяснения причин;

— если воздушное судно (плавательные средства) не подчиняется требованиям о посадке (остановке) и существует реальная опасность гибели людей, либо наступления экологической катастрофы;

— если имеется достоверная информация о возможном использовании воздушного судна для совершения террористического акта и при этом исчерпаны все обусловленные сложившимися обстоятельствами меры.

Контртеррористическая операция является наиболее активным содержанием деятельности органов государственной власти по борьбе с терроризмом. Она представляет собой комплекс мероприятий по пресечению террористического акта, обезвреживанию террористов, обеспечению безопасности физических лиц, организаций и учреждений, а также по минимизации последствий террористического акта.

При ее проведении может вводиться правовой режим контртеррористической операции.

Для проведения контртеррористической операции создается группировка сил и средств, в состав которой могут включаться подразделения ВС, ФСБ, МВД, МЧС и других органов исполнительной власти.

Участвующие в контртеррористической операции подразделения применяют боевую технику, оружие и специальные средства в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В случае, если террористический акт пресечен (прекращен) и ликвидирована угроза жизни, здоровью, имуществу и иным охраняемым законом интересам людей контртеррористическая операция считается законченной.

Выполнение задач по пресечению международной террористической деятельности за пределами территории Российской Федерации заключатся в применении вооружения с территории России против находящихся за ее пределами террористов и (или) их баз, а также использования формирований Вооруженных Сил за пределами территории России, как это делается сейчас в Сирии.

Решение о применении Вооруженными Силами Российской Федерации вооружения с территории Российской Федерации против находящихся за ее пределами террористов и (или) их баз принимается Президентом Российской Федерации.

Решение об использовании за пределами территории Российской Федерации формирований Вооруженных Сил Российской Федерации, применяемых для выполнения задач по пресечению международной террористической деятельности (далее — формирования Вооруженных Сил Российской Федерации), принимается Президентом Российской Федерации на основании соответствующего постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

Общая численность формирований Вооруженных Сил Российской Федерации, районы их действий, стоящие перед ними задачи, срок их пребывания за пределами территории Российской Федерации и порядок замены определяются Президентом Российской Федерации.

Таким образом, современный терроризм, став формой политики государств, партий, организаций и религиозных групп, несет в себе вероятность прямой военной агрессии террористических сил, провоцирование межгосударственных вооруженных конфликтов и гражданских войн, угрозу жизни людям Российской Федерации и ее регионов.

Созданная в Российской Федерации система противодействия терроризму предусматривает практическое проведение мер профилактики терроризм, борьбу с этим социально-политическим явлением и ликвидацию последствий террористических актов.

Все это положительно влияет на социально-политическую ситуацию в Российской Федерации и снижает активность террористических формирований и организаций. А те проявления терроризма, которые наблюдаются сейчас, являются отголосками кризисных явлений, потрясших Россию в 90-е годы прошлого века, а также международного финансового кризиса и застарелого межгосударственного противоборства нашей страны и Запада.

Мы надеемся, что четкая позиция государственного руководства, проводимая им внутренняя и внешняя политика, дадут положительные результаты в противодействии терроризму в нашей стране и во всем мире!

Доцент кафедры государственного управления и национальной безопасности ВАГШ ВС РФ, кандидат военных наук, профессор, генерал-майор запаса,

Терроризм в наши дни стал общественно-политической проблемой номер один, поскольку его масштабы приобрели поистине глобальное значение. Россия в борьбе с терроризмом прилагает все силы, чтобы избежать опасных и непредсказуемых последствий, которые уже переживает человечество.

Без границ

Терроризм - угроза безопасности всего мира, всех стран и всех граждан, их населяющих, это потери экономические и политические, это огромное психологическое давление, оказываемое на людей. Размах бандитизма в современности настолько широк, что для него не существует никаких государственных границ.

Что может сделать отдельное государство против терроризма? Его международный характер диктует ответные меры, выстраивание целой системы противодействия. Именно это и предпринимает Россия в борьбе с терроризмом. Наступление его в международных масштабах ощущает и Российская Федерация, поэтому встал вопрос об участии её армии даже за пределами территорий страны.

Противодействие силам террора

Силами и местных самоуправлений проводится ежечасная неусыпная работа по обеспечению безопасности населения страны. Методы борьбы с терроризмом внутри России применяются следующие.

  1. Профилактика: предупреждение терактов посредством выявления и устранения условий и причин, которые способствуют совершению актов террора.
  2. Россия в борьбе с терроризмом следует по цепочке от выявления, предупреждения, пресечения, раскрытия и расследования каждого подобного случая.
  3. Последствия любого проявления террора минимизируются и ликвидируются.

Федеральный закон

О противодействии законодательно заявлено 2006 года. Согласно Федеральному закону, Россия в борьбе с терроризмом может применять ВС РФ. Оговорены следующие ситуации применения Вооружённых Сил.

  1. Пресечение полёта любого воздушного судна, захваченного террористами или используемого для теракта.
  2. Пресечение теракта в территориальном море РФ и во внутренних водах, на любом объекте деятельности в морях, которые расположены на шельфе континента, где располагаются территории РФ, обеспечение безопасной работы судоходства.
  3. Россия в борьбе с терроризмом участвует в контртеррористических операциях, как это предусмотрено в настоящем Федеральном законе.
  4. Борьба с международным терроризмом за границами территорий РФ.

Пресечение терроризма в воздухе

ВС РФ могут применять боевую технику и оружие согласно нормативным правовым актам РФ по устранению угрозы или пресечению террористического акта. Если самолёт не реагирует на команды наземных пунктов слежения и на сигналы поднятых самолётов РФ на перехват либо отказывается подчиниться без объяснения причин, ВС РФ пресекают полёт судна, применяя боевую технику и оружие, принуждая его к посадке. В случае неподчинения и существующей опасности экологической катастрофы или гибели людей полёт судна пресекается путём уничтожения.

Пресечение терроризма на воде

Внутренние воды, территориальное море и свой континентальный шельф и национальное морское судоходство (в том числе и подводное) ВС РФ тоже должны защищать, используя вышеперечисленные методы борьбы с терроризмом. Если морские или речные плавательные средства не отвечают на команды и сигналы по прекращению нарушения правил пользования водного пространства РФ и подводной среды либо следует отказ подчиниться, оружие военных кораблей и самолётов ВС РФ применяется для принуждения, чтобы остановить плавательное средство и устранить угрозу теракта даже путём его уничтожения. Предотвратить гибель людей или экологическую катастрофу необходимо, применяя любые меры борьбы с терроризмом.

Контртерроризм внутренний и внешний

Нормативные правовые акты РФ определяют решение Президента России в привлечении воинских частей и подразделений ВС РФ к участию в контртеррористической операции. Воинские части, подразделения и соединения ВС РФ применяют боевую технику, специальные средства и оружие. Борьба с международным терроризмом посредством привлечения Вооружённых Сил Российской Федерации осуществляется соответственно международным договорам РФ, настоящему Федеральному закону с применением вооружения либо с территории РФ против баз террористов или находящихся за пределами РФ отдельных лиц, а также с использованием ВС РФ за границами страны. Все эти решения принимает лично Президент, в настоящее время В. Путин.

Борьба с терроризмом - важнейшая задача современного мира и очень ответственная. Поэтому общую численность формирования ВС РФ, районы, где оно будет действовать, стоящие перед ним задачи, сроки пребывания за пределами РФ и прочие вопросы, связанные с контртеррористической деятельностью за рубежами РФ, тоже решает лично Президент. Федеральный закон о борьбе с терроризмом отдельно оговаривает это положение. Войсковые части, которые направляются за пределы России, состоят из военнослужащих-контрактников, прошедших специальную предварительную подготовку, и формируются сугубо на добровольной основе.

Национальная безопасность

Терроризм может быть представлен как организациями и группировками, так и отдельными лицами. Стратегия национальной безопасности РФ до 2020 года предусматривает любые проявления террористической деятельности. Направленность может быть любого плана - от насильственного изменения основы конституционного строя РФ и дезорганизации функционирования гос. власти до уничтожения промышленных и военных объектов, а также учреждений и предприятий, которые обеспечивают жизнедеятельность населения, и до устрашения общества применением химического или ядерного оружия.

Проблемы борьбы с терроризмом состоят в том, что нет консолидации всех общественных и государственных структур в объединении усилий по противодействию этому опаснейшему явлению. Здесь не смогут действенно помочь какие-либо специально созданные контртеррористические центры, даже спецслужбы и правоохранительные органы. Нужна совместная деятельность всех структур, ветвей власти, средств информации.

Источники терроризма

Любые террористические проявления должны быть чётко отслежены до самого истока и честно названы причины их возникновения. Экспертный опрос, проведённый среди сотрудников антитеррористических подразделений ФСБ РФ, выявил, что детерминантами (факторами возникновения) терроризма бывают чаще всего следующие: резкое понижение уровня жизни и степени соц. защиты, политическая борьба и правовой нигилизм, рост сепаратизма и национализма, несовершенное законодательство, низкий авторитет властных структур, непродуманные решения их.

Питают растущий терроризм, в основном, противоречия в обществе, социальная напряжённость, откуда и появляется политический экстремизм. Борьба с экстремизмом и терроризмом требует включения комплексной программы, в которой она будет иметь не только политический, но и экономический, социальный, идеологический, правовой и многие другие аспекты. Антитеррористическая политика РФ пытается решить главные, но всего лишь следственные задачи - сохранение территориальной целостности и суверенитета. А надо бы начинать с причин.

Основы борьбы с терроризмом

Неотъемлемая часть государственной политики - борьба с терроризмом в РФ, целью которой являются, как уже было сказано, обеспечение целостности и суверенитета страны. Основные положения этой стратегии таковы:

  • причины и условия, способствующие возникновению терроризма и его распространению, должны быть выявлены и устранены;
  • лица и организации, совершающие подготовку к терактам, должны быть выявлены, действия их предупреждены и пресечены;
  • субъекты, причастные к террористической деятельности, должны быть привлечены к ответственности соответственно законодательству России;
  • силы и средства, предназначенные для пресечения, выявления, предупреждения террористической деятельности, минимизации и ликвидации последствий терактов должны поддерживаться в постоянной готовности к их использованию;
  • места массового скопления людей, важные объекты жизнеобеспечения и инфраструктуры должны быть обеспечены антитеррористической защищённостью;
  • идеология терроризма не должна получать распространение, а работа информационно-пропагандистского обеспечения должна активизироваться.

Меры безопасности

Объекты, на которые могут быть нацелены террористические операции, в последнее время стали гораздо лучше оснащаться инженерными и техническими средствами защиты, также сотрудники охранных предприятий значительно повысили свой уровень подготовки. Тем не менее антитеррористическая защита мест, где массово пребывают люди, ещё явно недостаточна, поскольку отсутствовали единые требования к обеспечению этого на объектах.

В 2013 году, 22 октября, Федеральный закон об антитеррористической защищённости объектов вступил в силу. Теперь Правительство РФ согласно этому документу получает право установления обязательных в выполнении всеми физическими и юридическими лицами требований по антитеррористической защищённости объектов, территорий. Также требования касаются их категории, контроля относительно выполнения требований, формы паспорта безопасности. Исключаются из этих объектов только транспортная инфраструктура, транспортные средства и объекты ТЭК, где антитеррористическая защита выстраивается гораздо более жёстко.

Глобальная угроза

Террористические организации действую в России чаще всего при участии и под руководством иностранных граждан, которые прошли подготовку за границей и финансово поддерживаются источниками, связанными с международным терроризмом. Согласно данным ФСБ РФ, уже в 2000 году в Чечне было около трёх тысяч иностранных боевиков. Вооружёнными силами России в боевых действиях 1999-2001 годов уничтожено более тысячи иностранцев из арабских стран: Ливана, Палестины, Египта, ОАЭ, Иордании, Йемена, Саудовской Аравии, Афганистана, Туниса, Кувейта, Таджикистана, Турции, Сирии, Алжира.

В последние годы международный терроризм усилился до степени глобальной угрозы. В России именно с этим связано создание Национального антитеррористического комитета (НАК). Этот коллегиальный орган, который координирует деятельность исполнительной власти как федеральной, так и субъектов РФ, местного самоуправления, а также готовит соответствующие предложения Президенту РФ. НАК был образован согласно Указу о противодействии терроризму 2006 года. Председателем комитета является директор ФСБ РФ генерал армии А. В. Бортников. Под его началом работают практически все руководители силовых структур, правительственных ведомств и палат парламента РФ.

Основные задачи НАК

  1. Подготовка предложений Президенту РФ относительно формирования гос. политики и совершенствованию законодательства в области противодействия терроризму.
  2. Координация всей антитеррористической деятельности федеральной исполнительной власти, комиссий в субъектах РФ, взаимодействие этих структур с местным самоуправлением, общественными организациями и объединениями.
  3. Определение мер устранения причин и условий, способствующих террору, обеспечение защищённости объектов от потенциальных посягательств.
  4. Участие в борьбе с терроризмом, подготовка международных договоров РФ в этой области.
  5. Обеспечение социальной защиты людей, уже осуществляющих или привлекаемых к борьбе с терроризмом, социальная реабилитация пострадавших от терактов.
  6. Решение прочих задач, предусмотренных законодательством РФ.

Террор Северного Кавказа

В последние годы органы гос. власти предприняли значительные усилия для нормализации обстановки в Северо-Кавказском федеральном округе, реализовав меры противодействия терроризму. В декабре 2014 года директор ФСБ РФ А. Бортников отметил результат координации профилактических и силовых операций - террористических преступлений стало в три раза меньше сравнительно с этим же периодом 2013 года: 218 преступлений против 78.

Однако напряжённость обстановки в регионе всё ещё высока - активны и северокавказское бандподполье, и международный терроризм, несмотря на непосредственное участие в борьбе с ним всех правоохранительных органов, силовых структур и специальных служб. Проводятся мероприятия оперативные и боевые, выявляются, предупреждаются, пресекаются, раскрываются и расследуются террористические акты. Так, в течение 2014 года спецслужбам и правоохранительным органам удалось предотвратить 59 преступлений террористического характера и восемь готовившихся терактов. Тридцать человек, связанных с бандитским подпольем, удалось склонить к отказу от террора.

Когда уговорить не удаётся

Для борьбы с терроризмом существует комплекс оперативно-боевых, специальных, войсковых и многих других мероприятий, когда применяется боевая техника, оружие и специальные средства, чтобы пресечь террористический акт, обезвредить боевиков, обеспечить безопасность людей, учреждений и организаций и минимизировать последствия теракта. Здесь задействованы силы и средства органов ФСБ вкупе с создаваемой группировкой, состав которой могут пополнить и подразделения ВС РФ, и федеральные органы исполнительной власти, в ведении которых вопросы обороны, безопасности, внутренних дел, гражданской обороны, юстиции, МЧС и многие другие.

В результате таких мощных контртеррористических операций на Северном Кавказе в 2014 году было нейтрализовано 233 бандита, из них 38 главарей. Задержано 637 членов бандподполья. Изъято из незаконного оборота 272 взрывных устройства, много огнестрельного оружия и других средств поражения. Правоохранительные органы, расследовавшие террористические акты, в 2014 году довели до суда 219 уголовных дел, в результате которых преступники понесли уголовное наказание, среди них четыре исполнителя терактов в Волгограде.

Террор и международные отношения

Трансграничные формы терроризма - самая опасная форма преступности. Современные реалии превратили её в фактор дестабилизации развития международных отношений. Террористические посягательства на использование средств массового поражения (ядерного оружия) являются серьёзной угрозой для существования всего человечества. А в силу завышенных амбиций отдельных его членов не может даже определиться в точной терминологии, касающейся этого явления, хотя в общем и сложилось некое совместное понимание основных составляющих данное явление.

Прежде всего, терроризм - это противозаконное насилие с применением оружия, стремление запугать общественность мира в самых широких слоях его населения, это невинные жертвы. Если затрагивает интересы более одной страны, там, естественно, содержится и международный элемент. Политическую направленность международное сообщество не считает чертой международного терроризма, как это ни странно. Впрочем, в последние годы, когда он невероятно окреп по всему миру, Комитет Генеральной Ассамблеи ООН пытается снова начать работу над определением, касающимся международного терроризма.

Роль России в мировом сообществе

Российская Федерация весьма последовательна на пути объединения усилий по борьбе против террора. Она всегда была за устранение преград - религиозных, идеологических, политических и любых других, - между государствами, противостоящими террористическим преступлениям, ведь главное - организация эффективного отпора всем проявлениям терроризма.

Как продолжатель СССР, Российская Федерация участвует в действующих универсальных соглашениях по этой борьбе. Именно от её представителей исходят все конструктивные инициативы, именно они вносят самый ощутимый вклад и в теоретические разработки новых договорённостей, и в практические решения по созданию общего антитеррористического международного фронта.

Еще в 1934 году Лига Наций по предложению Франции, озабоченной тогда убийством на ее территории короля Югославии и собственного министра иностранных дел, предприняла шаги для разработки Международной конвенции по предотвращению и наказанию актов терроризма. Конвенция была подписана в 1937 году в Женеве. Государства-участники обязались рассматривать в качестве преступных акты терроризма, включая заговор, подстрекательство и соучастие в подобных актах, а в некоторых случаях - обеспечивать выдачу лиц, виновных в этих преступлениях.

Международное сотрудничество в борьбе с терроризмом активизировалось после Второй мировой войны. 14 декабря 1973г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов. Конвенция от 14 декабря 1973г. Генеральной Ассамблеи ООН о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов. Подобные преступления, «угрожая безопасности этих лиц, создают серьезную угрозу поддержанию нормальных международных отношений». В ст. 2 Конвенции говорится, что каждое государство-участник предусматривает соответствующие наказания за такие преступления, а в ст. 3 подчеркивается, что оно принимает необходимые меры для установления своей судебной юрисдикции над преступниками.

17 декабря 1979г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Международную конвенцию о борьбе с захватом заложников. Статья 2 Конвенции постановляет, что каждое государство-участник предусматривает соответствующие наказания за такие акты, а в ст. 5 говорится о мерах по установлению юрисдикции государств в отношении данного преступления.

Существуют договорные акты по борьбе с терроризмом и на региональном уровне. Так, Советом Европы еще в 1977 году была принята Европейская конвенция по борьбе с терроризмом.

Акты международного терроризма осуществляются, как правило, лицами или группами лиц, не находящимися в официальной связи с какими-либо государствами. Однако, поскольку они затрагивают интересы многих государств и часто возникает конфликт национальных юрисдикции, государства должны сотрудничать в предотвращении и пресечении таких преступлений, прежде всего оказывая друг другу помощь уголовно-процессуальными действиями. Имеется в виду, например, выдача виновных. Основная же ответственность за борьбу с этими преступлениями лежит на самих государствах, которые на национальном уровне и в пределах своей юрисдикции должны принимать меры по их пресечению и предупреждению.

В основе обязательство договорам о борьбе с терроризмом лежит принцип aut dedere, aut judicare (либо выдай, либо накажи), что призвано обеспечить неотвратимость наказания виновных.

Принятая в 1994 году Генеральной Ассамблеей ООН Декларация о мерах по ликвидации международного терроризма провозгласила, что государства обязаны, в частности:

а) воздерживаться от организации террористической деятельности, подстрекательства к ней, содействия ее осуществлению, финансирования, поощрения или проявления терпимости к ней;

в) обеспечивать задержание и судебное преследование или выдачу лиц, совершивших террористические акты, согласно соответствующим положениям их национального права;

с) стремиться к заключению специальных соглашений с этой | целью на двусторонней, региональной и многосторонней основе и разработать типовые соглашения о сотрудничестве;

d) сотрудничать друг с другом в обмене соответствующей информацией относительно предотвращения терроризма и борьбы с ним;

e) оперативно предпринимать все необходимые меры к претворению в жизнь существующих международных конвенций по этому (вопросу, включая приведение своего внутреннего законодательства |в соответствие с этими конвенциями.

Национальный антитеррористический комитет Российской Федерации.

НАК РФ - орган, обеспечивающий координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по противодействию терроризму, а также осуществляющий подготовку соответствующих предложений Президенту Российской Федерации.

Образован Указом Президента Российской Федерации от 15 февраля 2006 г. № 116 «О мерах по противодействию терроризму». Этим же Указом утверждено Положение о Национальном антитеррористическом комитете.

Председателем НАК по должности является директор Федеральной службы безопасности Российской Федерации, в настоящее время - генерал армии Александр Васильевич Бортников.

В состав НАК входят руководители почти всех силовых структур, спецслужб, ключевых правительственных ведомств, а также обеих палат парламента России.

Одновременно с созданием НАК в субъектах Российской Федерации для координации деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по профилактике терроризма, а также по минимизации и ликвидации последствий его проявлений образуются антитеррористические комиссии, которые возглавляют руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Для организационного и материально-технического обеспечения деятельности комитета, Федерального оперативного штаба и оперативных штабов в субъектах Российской Федерации образованы: в составе ФСБ России - аппарат Национального антитеррористического комитета, в органах федеральной службы безопасности - аппараты соответствующих оперативных штабов.

Основные задачи НАК РФ:

а) подготовка предложений Президенту Российской Федерации по формированию государственной политики в области противодействия терроризму, а также по совершенствованию законодательства Российской Федерации в этой области;

б) координация деятельности по противодействию терроризму федеральных органов исполнительной власти, антитеррористических комиссий в субъектах Российской Федерации, а также организация их взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями;

в) разработка мер по противодействию терроризму, устранению способствующих ему причин и условий, в том числе мер по обеспечению защищенности потенциальных объектов террористических посягательств;

г) участие в международном сотрудничестве в области противодействия терроризму, в том числе в подготовке проектов международных договоров Российской Федерации в этой области;

д) подготовка предложений по обеспечению социальной защиты лиц, осуществляющих борьбу с терроризмом и (или) привлекаемых к этой деятельности, а также по социальной реабилитации лиц, пострадавших от террористических актов;

е) решение иных задач, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по противодействию терроризму.


Заключение.

Из вышеперечисленного можно заключить, что терроризм - это политическая тактика, связанная с использованием и выдвижением на первый план тех форм вооружённой борьбы, которые определяются как террористические акты. Террористические акты, которые ранее сводились к убийствам отдельных высокопоставленных лиц, в современных условиях могут носить форму угона самолётов, захвата заложников, поджогов предприятий, и т. д., но объединяет их с терроризмом прежних времён то, что главной угрозой со стороны террористов остаётся угроза жизни и безопасности людей. Террористические акты направлены также на нагнетание атмосферы страха в обществе и, разумеется, они должны быть политически мотивированы. Для нагнетания страха террористы могут применять действия, которые не угрожают людям непосредственно - например, поджоги или взрывы магазинов, штаб - квартир политических партий в нерабочее время, издание манифестов и прокламаций угрожающего характера и т. п.

Международный терроризм характеризуется следующими особенностями:

а) подготовка преступления ведется на территории одного государства, а осуществляется, как правило, на территории другого государства;

б) совершив преступление на территории одного государства, террорист чаще всего скрывается на территории другого государства (возникает вопрос о его выдаче).

Борьба с международным терроризмом занимает важное место для всего мира. Развивается сотрудничество по борьбе с терроризмом и на двустороннем уровне. Обязательства о взаимодействии в борьбе с международным терроризмом содержатся в заключенных Россией в 1992 году межгосударственных договорах с Францией и Великобританией о принципах взаимоотношений, а также в заключенных бывшим СССР в 1990 году Договоре о добрососедстве, партнерстве и сотрудничестве с ФРГ, Договоре о дружбе и сотрудничестве с Италией.

Основная цель соглашений по борьбе с терроризмом - это осуждение и признание противоправности терроризма во всех его проявлениях, независимо от мотивов совершения террористических актов.

Таким образом, можно сделать вывод, что только совместные действия государств помогут быстрее и качественнее решить проблему международного терроризма.


Список литературы.

Жданов Н.В. Исламская концепция миропорядка.- М.: Межд. отн., 2003

Лакер У. Истоки терроризма // Современный терроризм. Анализ основных направлений.- Минск: Харвей, 2000.

Шестаков В. Террор - мировая война. М.: Олма - Пресс, 2003.

Международный терроризм и международная безопасность нового качества // Закон и право.- 2008.

Лутовинов В., Морозов Ю. Терроризм - угроза обществу и каждому человеку // ОБЖ.- 2000.

Терроризм в российском освободительном движении: идеология, этика, психология.- М., 2000.

Сборник международных договоров СССР- М. - 1989.

Хрусталёв М. Диверсионно-террористическая война как военно-политический феномен // Международные процессы.- 2003.- № 2.- С. 32., Богатуров А. Международный порядок в наступившемвеке// Международные процессы.- 2003.

Макуев Р.Х. Терроризм в условиях глобализации. - Государство и право.- 2007

Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма 1999 г. (ст. 2) // Международно-правовые основы борьбы с терроризмом: Сборник документов.- 2003

Действующее международное право.- Т. 3..- М.: Московский независимый институт международного права.- 1997.

Борьба с терроризмом касается каждого. Библиотечка «Российской газеты».- Вып. 13.- М., 2003.

Международно-правовые основы борьбы с терроризмом: Сборник документов.- 2003.

Декларация о мерах по ликвидации международного терроризма (Утверждена резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 49/60 от 9.12.1994) // Сборник международных договоров СССР и Российской Федерации. -1998.