Орловская область. Исторический очерк


    1. Казенное специальное (коррекционное) образовательное

    2. учреждение Орловской области для обучающихся, воспитанников

    3. с ограниченными возможностями здоровья «Орловская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида»
История Орловского края

с древнейших времен

до конца XVIII века

Адаптированные тексты

для учащихся 10 класса

Составитель:

Грюнберг И.В.

Содержание


1.

Наш край на карте Родины………………………………………...

1

2.

Откуда мы узнаем о прошлом нашего края………………………

3

3.

Исторические сведения об Орловском крае……………………...

5

4.

Древнейшее прошлое Орловской земли………………………….

6

5.

Наши далекие предки. Земля вятичей…………………………….

8

6.

Основные занятия, жизнь и быт вятичей…………………………

9

7.

Орловский край в составе Киевской Руси………………………..

11

8.

Орловский край в период борьбы с монголо-татарами………….

12

9.

Основание города Орла……………………………………………

13

10.

Орёл в 16 веке………………………………………………………

14

11.

Орёл в начале смутного времени………………………………….

15

12.

Орловский царик…………………………………………………...

16

13.

Набег Лисовского. 1615 год……………………………………….

17

14.

Восстановление Орловской крепости в 1635 – 1636 годах……..

19

15.

Облик Орловской крепости в 40 -60 годы 17 века………………

20

16.

Орловский уезд……………………………………………………..

21

17.

Город Орел в царствование Петра 1………………………………

22

18.

Жизнь и быт орлян в начале XVIII века………………………….

23

19.

Городской торг Орла……………………………………………….

25

20.

Струговая пристань на Орле………………………………………

27

21.

Орловские храмы и монастыри в 17 – 18 веке…………………...

28

22.

Орловская поместная конница…………………………………….

29

23.

Учреждение Орловской губернии………………………………...

30

21

Литература …………………………………………………………

32

Наш край на карте Родины

Орловский край – часть великой России. Его история неразрывно связана с жизнью всей страны, её культурой, наукой, борьбой русского народа против иноземных вторжений и важнейшими социально – экономическими процессами.

Орловская область расположена южнее Москвы, в центральной части Средне-Русской возвышенности. Граничит с областями: на севере с Тульской , на востоке с Липецкой , на юге с Курской , на западе с Брянской , на северо-западе с Калужской . Расстояние от Орла до Москвы – 382 км. Орловская область входит в состав центрального федерального округа. Дата образования - 27 сентября 1937 года . Численность населения - 765 231(2015), доля городского населения - 66,31%. Площадь территории составляет 24 652 км².

Административно-территориальное деление Орловской области

Количество муниципальных образований - 267, в том числе:


  • городских округов - 3,

  • муниципальных районов - 24,

  • городских поселений - 17,

  • сельских поселений - 223.
Городские округа:

  • Муниципальное образование город Орёл

  • Муниципальное образование город Ливны

  • Муниципальное образование город Мценск
Муниципальные районы Орловской области:

  1. Болховский район

  2. Верховский район

  3. Глазуновский район

  4. Дмитровский район

  5. Должанский район

  6. Залегощенский район

  7. Знаменский район

  8. Колпнянский район

  9. Корсаковский район

  10. Краснозоренский район

  11. Кромской район

  12. Ливенский район

  13. Малоархангельский район

  14. Мценский район

  15. Новодеревеньковский район

  16. Новосильский район

  17. Орловский район

  18. Покровский район

  19. Свердловский район

  20. Сосковский район

  21. Троснянский район

  22. Урицкий район

  23. Хотынецкий район

  24. Шаблыкинский район

Рельеф поверхности - холмистая равнина рассечённая узкими обрывистыми берегами рек и оврагами. В области встречаются разные виды почв, большая часть из которых – чернозём. Это определяет основное использование земель – для выращивания различных культур (пшеница, рожь, ячмень, овес, гречиха и т.д).

Основная река области - Ока - одна из крупнейших рек Европы, берущая начало на юге области. Её притоки: Зуша (с притоком Неручь), Вытебеть , Нугрь , Цон , Орлик , Оптуха , Рыбница , Крома .

В восточной части области протекает Сосна со своими притоками: Труды , Тим , Любовша , Кшень и Олым .

На западе области берут начало реки Нерусса , Навля и Свапа , относящиеся к бассейну Днепра .

В Орловской области есть полезные ископаемые, однако, большинство из них не разрабатываются. Имеются запасы железной руды приуроченные к Курской аномалии (крупное Новоялтинское месторождение в Дмитровском районе ). Имеются запасы бурого угля, фосфоритов, значительные запасы известняков, глин, песков, торфа, мела. Под Хотынцом добывают цеолит (минерал, который используется в промышленности в составе водоочистительных фильтров и т.д.). Месторождение урановых руд на юго-западе региона.

Вопросы и задания.


  1. Найдите Орловскую область на карте. Какое географическое положение она имеет? С какими областями граничит?

  2. Расскажите о географии Орловской области по плану:

  • рельеф поверхности, почвы;

  • климат края;

  • реки, протекающие на территории Орловского края;

  • полезные ископаемые.

  1. Заполните контурную карту, записав названия муниципальных районов Орловской области.
Откуда мы узнаем о прошлом нашего края.

История – наука о прошлом. Каждый человек помнит события, которые произошли за время его жизни в стране, в своей семье, в мире. Родители за свою жизнь также были свидетелями многих событий, могут рассказать о них. В старину глаза называли очами, поэтому человека, который наблюдает события своими глазами называют очевидцем. Как же узнать, что происходило в нашем родном крае в далёком прошлом, если давно нет в живых очевидцев событий? Каждый человек в ходе своей жизни оставляет на земле след, по которому можно восстанавливать события давно минувших дней. Для этого учёные – историки занимаются поиском исторических памятников.

Исторические памятники – источники, по которым учёные изучают жизнь людей в прошлом.

Существует три больших группы исторических памятников – вещественные, устные, письменные .

Вещественные памятники – это предметы, связанные с историческими событиями. К ним относятся здания и сооружения, орудия труда, ремесленные изделия, личные вещи, боевые награды, оружие, человеческие останки и так далее.

Как же найти вещественные памятники древности, которые скрыты от глаз людей под землёй? Поиском и исследованием таких источников занимается археология.

Археология - это наука, изучающая историю по материальным остаткам жизни и деятельности людей - вещественным (археологическим) памятникам.

Археологи проводят раскопки древних курганов, поселений и находят предметы быта, украшения, осколки посуды, орудия труда, одежду.

Сбором предметов старинного быта, а также записью и изучением устного народного творчества занимается другая историческая наука – этнография.

Рис. 1. Археологические раскопки захоронения в г. Орле

Устные памятники . Старинное название рта – уста. Передавать из уст в уста – рассказывать друг другу сказки, предания, былины. Так дошло до наших дней устное народное творчество. устными памятниками являются былины, легенды, предания, загадки, пословицы, песни, в которых говорится о жизни людей в прошлом.

Письменные памятники. Письменность возникла в древнее время, на Руси умели писать еще до прихода христианства. Писали на кусках бересты с помощью особых палочек. После крещения Руси монахи и старцы монастырей записывали все происходящие события в особые документы – летописи . Из древних летописей мы узнавали много фактов истории. Самой древней летописью считается Повесть временных лет , которую вел в Киеве монах Нестор. Более поздними письменными памятниками являются грамоты, указы, письма, газеты, книги и так далее.


Рис. 2. Повесть временных лет

Рис. 3. Летописец Нестор, скульптура

Вопросы и задания


  1. Почему историю называют «наукой о прошлом?»

  2. Что такое исторические памятники? какие виды исторических памятников вы знаете?

  3. Составьте рассказ об одном из самых главных событий своей жизни и расскажите в классе.
Исторические сведения об Орловском крае

Заселение Орловского края началось в глубокой древности. Плодородные земли орловского ополья издавна привлекали сюда земледельцев. Именно здесь расселились славянские племена вятичей, которые обороняли рубежи Киевской Руси от вторжения кочевников. Еще в большей мере Орловский край выполнял функцию передового форпоста Русского государства в более позднее время в борьбе против монголо – татар.

Нет ни одного значимого события в истории России, в котором не принимали бы участия уроженцы Орловского края.

Знание истории своей малой Родины необходимо каждому, так как любовь к своей стране начинается с любви к тому краю, в котором родился и вырос. Любите свой край!

Древнейшее прошлое Орловской земли.

Древнейшие следы пребывания человека на территории Орловской области отнесены к эпохам камня и бронзы (14 – 2 тысяч лет до нашей эры).

Каменный век, время, когда первобытные люди пользовались каменными орудиями труда, наступил 2 миллиона лет назад. Этот период подразделяется на:


  • палеолит («палайос» (греч.) - древний, «литос» - камень) от 2 миллионов до до 10 тысяч лет назад;

  • мезолит («месос» (греч.) – средний), 9 – 8 тысяч лет назад;

  • неолит («неос» (греч.) – новый), 7 – 6 тысяч лет назад.
Палеолит на территории Орловской области отличался суровым климатом, связанным с ледниковым периодом. В это время край представлял собой обширные пространства тундры и холодной степи с мхами, карликовыми березами. Здесь жили мамонты, шерстистые носороги, северные олени. В это время жили неандертальцы – низкорослые, сильные и ловкие люди. Люди жили мелкими изолированными группами, занимались охотой на крупных животных.

Рис. 1. Кремневые палеолитические орудия: скребок, отщеп, ножевидная пластина, в центре нуклеус (ядро, остающееся после снятия отщепов и пластин).

К памятникам того времени принадлежат стоянки у деревни Курасово Болховского района на р. Нугрь.

В эпоху мезолита климат меняется, ледники тают, появляются новые реки. Воздух становится теплее, тундра порастает лесами. Мамонты и крупные носороги в этот период вымирают, и основными обитателями леса становятся лоси, олени, кабаны, волки, лисы. В результате охота на крупного зверя уступает место более сложной охоте на мелкого, быстрого зверя. Люди изобретают лук, стрелы с каменными наконечниками.

Рис. 2. Лук и стрелы эпохи мезолита

В середине V или в IV тысячелетии до н. э. в бассейне реки Оки развивается культура неолита, на территории Орловской области представленная полутора десятками памятников, в основном остатками поселений древнейших обитателей края первобытных охотников и рыболовов.

Жизнь человека меняется после освоения технологий работы с бронзой и железом. Расширяются возможности охоты, обработки земли, изготовления украшений, предметов быта. В конце III начале II тысячелетия до н. э. на значительной части лесостепной и лесной зон Восточной Европы происходит расселение племен, применяющих бронзовые орудия труда. С их появлением в верховьях Оки начинается бронзовый век , развиваются земледелие и скотоводство. В Орловской области насчитывается около двух десятков поселений этой эпохи.

Рис. 3. Бронзовые орудия: боевой топор, рыболовный крючок, нож (из находок у с. Яковлево Свердловского района).

При чтении в Государственном архиве Орловской области подшивок губернской газеты «Орловский вестник» натолкнулся я на большой материал под названием «Благотворители». Публиковался он несколько номеров подряд, с 27 января по 17 февраля 1882 года, и подписан был псевдонимом «Старожил». Кто скрывался под этой маской – выяснить мне пока не удалось. Но писавший был явно неравнодушен к истории Орла и его замечательным людям. Несколько страниц своего живописного повествования он посвятил орловским масонам.

Вольные каменщики Орла и их тайные собрания
Прежде чем говорить о них, приведу короткие справочные данные:
«Масо;нство - движение, возникшее в XVIII веке в виде закрытой организации, берущей своё начало из малоизвестных истоков в конце XVI - начале XVII века, предположительно - корпоративных цехов каменщиков. Название «масон» или «франкмасон» происходит от фр. franc-ma;on (в старофранцузском masson, англ. freemason), употребляется также буквальный перевод этого названия - вольный каменщик. Масонство административно организовано в независимые великие ложи.
Основной версией происхождения масонства считается версия о происхождении от средневековых корпораций строителей-каменщиков, однако существуют теории о более древнем происхождении масонства, начало которого выводится от орденов тамплиеров, или - в других версиях - от Ордена Розенкрейцеров...».
Начало активного распространения масонства в России относится к 80-ым годам XVIII века. И вот что писал об этом в «Орловском вестнике» Старожил:
«В то время в Орле уже существовала масонская ложа в духе московских мартинистов, под председательством вице-губернатора Захара Яковлевича Карнеева (он занимал эту должность с 1785 по 1796 год – А.П.). В ней были членами: губернатор Неплюев, статский советник Свербеев, члены губернских палат Нелединский и Ржевский, асессоры – Милонов и Карнееев-младший. Кроме того, много других знатных лиц. Где собиралась ложа, - достоверных сведений не сохранилось; однако, есть предание, что собрания происходили близ Никитской церкви, в так называемой мацневской усадьбе, где теперь духовное училище.
Там, будто бы, при перестройке дома для учебного заведения, находили подземные павильоны и ходы в другой дом, бывший на два квартала левее, тоже с громадным садом.
Едва ли есть основание допустить там собрание ложи. Во-первых, подземные ходы и павильоны не есть необходимая принадлежность масонских лож: это, скорее, напоминает хлыстовщину. ...Масоны не имели необходимости прятаться.
Не больше заслуживает доверия и другое предание – о собрании лож близ теперешней военной гимназии, где будто бы был дом члена ложи Свербеева. Правда, улица, ведущая от театра к Троицкому кладбищу, называется Свербеевским переулком (неизвестно, по отношению к какой улице этот переулок!), но, по всей вероятности, это название усвоено гораздо позже, когда в Орле уже не существовали ложи, а, может, была усадьба Свербеева, более видная и известная, нежели другие...»

«Делать удовольствие людям...»
Старожил, перечисляя фамилии орловских масонов, не назвал ещё одно имя, гораздо более известное в общероссийском масштабе, - Ивана Владимировича Лопухина, философа, публициста, мемуариста, издателя, действительного тайного советника и сенатора.
В "Записках из некоторых обстоятельств жизни и службы..." Ивана Лопухина, опубликованных в 1860 году в Лондоне, он писал, что родился 24 февраля 1756 года. Случилось это знаменательное событие в селе Ретяжи (Воскресенское) Кромского уезда, в имении его отца, генерал-поручика, Владимира Ивановича Лопухина.
Владимир Иванович, проживший долгую жизнь (94 года), приобрёл село Ретяжи в царствование императрицы Анны Иоанновны на деньги, вырученные от продажи изумрудов, доставшихся в приданое его жене, Евдокии Ильиничне Исаевой. Детство свое Иван Лопухин провел частью в Ретяжах, частью в Киеве, где Владимир Иванович был губернатором.
И хоть учили генеральского сына не самые лучшие учителя, да и здоровьем он всю жизнь был некрепок, но благодаря самообразованию и нравственным наставлениям родителей, получился из Ивана Лопухина человек, редкий в дворянской среде. "Делать удовольствие людям всегда было его страстью"; "будучи еще ребенком, - писал он в мемуарах, - я нарочно проигрывал мальчику, служившему при мне, деньги, какие у меня случались, и любовался его о том радостью". "Расположение к милостыне" он считал не добродетелью своей, а "природной склонностью, как в иных бывает к разным охотам". "Природной склонностью" была в нем и любовь к справедливости.
Начав свою карьеру с военной службы, он ушёл в отставку в 1782 году в полковничьем чине. Переход к гражданской службе был связан, в значительной степени, с начавшимся его отходом от «вольтерьянства» и увлечением масонскими идеями.

Иван Владимирович Лопухин

«Блистающая звезда» Ивана Лопухина
С конца 1782 года Лопухин стал старшим советником, а затем председателем Московской уголовной, палаты, где всячески стремился облегчить участь обвиняемых. Вступив в связи с этим в конфликт с московским главнокомандующим Я. А. Брюсом, в мае 1785 вышел в отставку с чином статского советника. С начала 1780-х гг. Лопухин сблизился с Н. И. Новиковым, а в 1782 году вступил в масонский орден розенкрейцеров. Стал «мастером стула» ложи «Латона», получил масонское имя Филус. В 1783 году Иван Владимирович основал свою типографию, в которой печатался масонский журнал «Магазин свободнокаменщический». 31 мая 1784 года под управлением Лопухина открылась масонская ложа «Блистающей звезды». Иван Владимирович часто выступал с речами в масонских собраниях, ведал несколькими ложами в Петербурге, Орле, Вологде, Кременчуге. Способствовал распространению книг в Курске, Орле. Вместе с масонами Н.И. Новиковым, И. П. Тургеневым и другими много занимался филантропической деятельностью.
Активная деятельность масонов вызвала неудовольствие императрицы Екатерины II. Последовали ограничения в выпуске масонской литературы, потом дело дошло до разгрома их типографий и, наконец, завершилось арестом Н.И.Новикова и заключением его в крепость. Другие масоны, в том числе и Иван Лопухин, почти не пострадали, но были вынуждены объясняться и просить прощения у императрицы.
При Павле I Лопухин становится тайным советником и сенатором Московского департамента, решительно выступая против чрезмерно суровых приговоров по уголовным делам, например, в отношении раскольников и духоборов.
Последние годы своей жизни, с декабря 1812 по лето 1816 года Иван Владимирович провёл в родовом имении Ретяжи Кромского уезда, в котором имелся двухэтажный деревянный помещичий дом с усадьбой вокруг него. Почти сотня дворовых людей и около 900 крепостных крестьян принадлежали здесь Лопухину.
«Тайный советник и многих орденов кавалер», проведя в Ретяжах три с половиной года, постоянно болел, активно лечился (в том числе исконно русским средством – жаркой баней с нырянием в снег), заботился о племяннике, писал письма, принимал гостей, часто посещал Воскресенский храм и внимательно следил за тем, как русская армия в Европе добивала Наполеона, отзываясь на эти события очень экзотически.
Вот что Лопухин писал в одном из писем: «Здесь у нас на берегу пруда по сторонам дерева кладутся два больших камня диких. Один на месте отдыха, в виде кресел, с надписью: "19 марта 1814 года взят Париж”; а другой совсем необделанный и как бы на могиле положен, с надписью: "и память вражия погибе с шумом”. Дорожка от них ведет к довольно огромному для деревни, из нескольких больших гранитных же камней, стоящему монументу с надписью: "”Благочестию Александра І и Славе доблестей Русских в 1812 году”". Это был фактически первый памятник победы России над Наполеоном.
Умер Иван Владимирович Лопухин 22 июня 1816 года, едва перейдя 60-летний рубеж. Похоронили сенатора рядом с Воскресенской церковью села Ретяжи, построенной его отцом-генералом.

Преступное сообщество. - Либерально-масонское подполье действует. - Рост масонских лож. - Тайная координация всех антирусских сил. - Создание верховного совета российских масонов. - Подрывная, подстрекательская роль международного масонства. - Масоны стремятся к власти.

Блок антирусских сил, созданный на парижском совещании оппозиционных и революционных партий, к концу 1905 года превратился в огромное преступное сообщество. Ядром и координирующим Центром этого сообщества стало либерально-масонское подполье, сконцентрировавшееся к тому времени, главным образом, в кадетской партии, руководство которой было чисто масонским. Это, конечно, не означало, что членов масонских лож не было в других партиях. Преимущественно масонским было руководство эсеровской партии. Принадлежали к масонству и некоторые соратники Ленина (Скворцов-Степанов, Луначарский и др.). Координация антирусских сил велась на внепартийном уровне чисто масонской конспирации. Как позднее признавалась жена одного из основателей «Союза освобождения» масона Прокоповича Е.Д. Кускова:

«Цель масонства политическая, работать в подполье на освобождение России (точнее, на ее разрушение - О.П.)… Почему выбрана была такая? Чтобы захватить высшие и даже придворные круги… Князей и графов было много… Движение это было огромно. Везде были „свои люди“. Такие общества, как вольно-экономическое, техническое были захвачены целиком. В земствах то же самое…»

Работа масонских организаций велась в строгой тайне. Нижестоящие в масонской иерархии не знали тайн вышестоящих. Рядовые масоны, выполняя приказания, не знали, от кого они исходят. Письменного делопроизводства и протоколов заседаний не велось. За нарушение дисциплины многие члены масонских лож подвергались процедуре радиирования (исключения) с обязательством соблюдать тайну под страхом смерти.

Ведение масонской интриги разрабатывалось на заседаниях во всех деталях с принятием всех возможных мер предосторожности, чтобы политические силы, среди которых масоны вели свою работу, не догадывались, что являются средством тайной политической манипуляции.

Прием новых членов осуществлялся очень разборчиво, искали их исключительно в среде себе подобных ненавистников исторической России, лишенных русского национального самосознания. Определенному члену ложи поручали собирать все необходимые сведения о кандидате, всесторонне обсуждали их на заседании масонской ложи, и после подробной проверки кандидату делалось предложение вступить в некое общество, преследующее «благородные» политические цели. Если кандидат соглашался, то его приглашали на предварительные переговоры, допрашивали по определенной схеме и только после всего этого проводили ритуальную церемонию посвящения в масоны. Новичок клялся соблюдать тайну и подчиняться масонской дисциплине. В 1905…1906 годы посвящением в масоны занимаются специальные эмиссары французской ложи Великий Восток Франции. Эмиссары, действовавшие под псевдонимом Сеньшоль и Буле, по сути дела, в те дни руководили российским масонством, привлекая туда нужные для себя элементы сомнительной порядочности и неразборчивости в средствах. Одного из будущих руководителей российского масонства М.С. Маргулиеса французские эмиссары посвятили сразу же в высокую масонскую степень 18 градуса в петербургской тюрьме «Кресты», где он сидел за политические преступления и связь с террористическими группами. Впрочем, в масонские сети порой попадались, чаще всего ненадолго, и порядочные люди. По рассказам писателя В.В. Вересаева (Смидовича), автора хороших книг, его в 1905 (или в 1906?) году приняли в масоны в Москве (Никитская, угол Мерзляковского, 15). Принимал его видный масонский конспиратор князь С.Д. Урусов («Записки губернатора»). Он же ввел туда будущего редактора «Известий», известного большевистского функционера Скворцова-Степанова. Там же был принят и другой писатель, И.И. Попов. Учрежденным в России ложам Великий Восток Франции предоставил особые права - они могли, не спрашивая санкции Парижа, открывать новые ложи. В силу этого права в 1908…1909 годах были открыты ложи в Нижнем Новгороде («Железное Кольцо», досточтимый мастер Кильвейн), Киеве (досточтимый мастер барон Штейнгель) и еще в четырех местах. Финансировал все эти ложи граф Орлов-Давыдов, «прославившийся» аморальным образом жизни. Как пишет «брат» Кандауров, происшедший с Орловым-Давыдовым «скандал» (иск к нему актрисы Пуаре о признании внебрачного ребенка), к которому так или иначе оказались прикосновенны и были вызваны в качестве свидетелей многие члены ложи «Северная Звезда», сильно повредили спокойствию организации.

«В организационном отношении каждая ложа имела председателя Венерабля, оратора и двух надзирателей, старшего и младшего, из которых младший исполнял функции секретаря. (…)

Все заседания открывал Венерабль, который на них и председательствовал. После открытия заседания все усаживались полукругом; Венерабль задавал традиционные вопросы: «Закрыта ли дверь?» и др.

Функции оратора сводились к наблюдению за соблюдением устава; он же и хранил устав, произносил приветственные речи новым членам…

Все члены ложи платили членские взносы, их принимал Венерабль и передавал секретарю Верховного Совета.

Конспирация и организация была выдержана последовательно и строго. Члены одной ложи не знали никого из других лож. Масонского знака, по которому масоны в других странах опознают друг друга, в России не существовало. Все сношения лож с другими ячейками организации происходили через одного председателя ложи - Венерабля. Членов ложи, которые раньше состояли в различных революционных организациях, поражала выдержанность и последовательность конспирации. Позднее, когда я был секретарем Верховного Совета и знал по своему положению почти всех членов лож, мне бывало почти смешно видеть, как иногда члены разных лож меня же агитировали в духе последнего решения Верховного Совета, не догадываясь, с кем имеют дело.

Вновь вступивший в ложу получал при приеме звание ученика. Через некоторое время, обычно через год, его возводили в степень мастера. Право решения вопроса, когда именно следует произвести подобное повышение, принадлежало ложе. Но иногда повышение в степень производили по инициативе Верховного Совета. В этих последних случаях действовали обычно соображениями политического и организационного характера, т.е. Верховный Совет считал полезным то или иное лицо, которым он дорожил, продвинуть вперед по лестнице масонской иерархии»

Руководящий орган российского масонства, Верховный Совет, контролировал всю работу масонских лож. Выборы в Верховный Совет были тайными. Имена лиц, вошедших в Верховный Совет, никому не были известны. Инструкции и приказы от Верховного Совета масонским ложам поступали через определенное лицо и только через это же лицо масонские ложи связывались с Верховным Советом.

Первоначально этот Верховный Совет существовал не как самостоятельная организация, а как совещание представителей русских лож, аффилированных к Великому Востоку Франции. В 1907…1909 годах Верховный Совет состоял из пяти человек. Председатель князь С.Д. Урусов, два заместителя - Ф.А. Головин (председатель второй Государственной Думы) и М.С. Маргулиес (кадет). Казначей - граф Орлов-Давыдов. Секретарь - князь Д.О. Бебутов, аферист, состоявший одно время осведомителем Министерства внутренних дел, и будущий немецкий шпион.

Российские масоны находились в постоянном контакте с политическими формированиями революционных партий и даже приглашали их представителей для «нравственной» поддержки своей террористической деятельности. Так, в начале 1905 года к руководителю боевой бандитской организации эсеров Гоцу в Ниццу приехал представитель левого крыла либералов из «Союза освобождения», связанный, в частности, с масоном Маргулиесом. По сообщению агента полиции Азефа, «этот представитель, скрывавшийся под фамилией Афанасьев, прибыл с предложением, чтобы партия эсеров оказала нравственное содействие образовавшемуся в Петербурге кружку (человек 15…18) крупной интеллигенции в террористических предприятиях, направленных против его Величества и некоторых лиц… Кружок состоит из литераторов, адвокатов и других лиц интеллигентных профессий (это и так называемое левое крыло либералов из Освобождения). Кружок обладает деньгами, Афанасьев говорил - 20000 рублей, и людьми для выступления. Афанасьев просил только, чтобы С.Р. оказали нравственное содействие, т.е. проповедовали эти акты».

Масонские организации оказывали всяческую поддержку представителям революционных бандформирований, попавшим в руки правосудия. Масоны осуществляют бесплатную юридическую помощь эсеровским и большевистским террористам. Масон П.Н. Малянтович, например, защищал большевиков В. Воровского и П. Заломова, масон М.Л. Мандельштам - политического бандита эсера И. Каляева и большевика Н. Баумана, масон Н.К. Муравьев - (уже позднее) целый ряд большевиков, виновных в государственных преступлениях и заговоре против Царя.

Вокруг тайных масонских лож существовал ряд нелегальных организаций, действовавших под управлением масонов. Часто это были спиритуалистские и теософские организации.

В 1906 году существует кружок «Спиритуалистов-Догматиков». Выходили журналы «Спиритуалист» и «Голос Всеобщей Любви», а также ежедневная газета «Оттуда». Издателем этих журналов был почетный гражданин Владимир Быков, по сведению полиции, занимавший степень мастера стула одной из масонских лож, поддерживая отношения с «правильными» масонскими организациями Петербурга и Чернигова. Он же и возглавлял кружок «Спиритуалистов-Догматиков» в Москве, выбирая из его членов «наиболее достойных» для посвящения в масонство. Как установила полиция, этот Быков был большой жулик, продавая среди некоторых мистически настроенных московских купцов разные магические приборы от всевозможных недугов, а также за плату в 300 рублей посвящающий всех желающих в обрядность «ордена розенкрейцеров».

Под стать ему был и Петр Александрович Чистяков, издатель журнала «Русский Франк-Масон». По сведению полиции (ноябрь 1908 года), он находился в звании Великого Мастера Великой Ложи «Астрея» (существующей в Москве чуть ли не с 1827 года), секретарем ложи была Тира Соколовская. Ложа находилась в Москве.

В январе 1906 года масоны изучают общественное мнение по отношению к своей организации. Иначе трудно оценить открытое объявление, опубликованное в некоторых московских газетах, в котором предлагалось вступить в возрождающееся общество масонов. В приглашении говорилось, что общество возникает в силу прав, дарованных российскому населению Манифестом 17 октября в том объеме, в котором оно существовало в XVIII веке. Вступить в общество приглашались «все честные и нравственные» люди без различия вероисповедания. Ответы о согласии вступить в члены общества должны были посылаться в 17-ое почтовое отделение предъявителю штемпеля «В.М.». Когда таких объявлений будет получено от 500 желающих вступить в общество, будет объявлено об общем собрании. Это объявление сразу же взяла на контроль полиция. Несмотря на широкую публикацию, желающих вступить в масоны среди русских людей оказалось очень мало.

Однако, говоря о масонах, нельзя не упомянуть группу людей из среды интеллигенции, формально не состоявших в ложах, но во всем поддерживающих масонскую идеологию и принимавших участие в политических мероприятиях «вольных каменщиков».

Как признается посвященная во многие масонские тайны Н. Берберова, кроме собственно масонов, в политическом мире России существовал значительный слой людей, «не посвященных в тайны, но знавший о тайнах, молчавший о них, создававших некую невидимую, но ощутимую защиту доверия и дружбы. Некий сочувствующий „арьергард“.

Берберова приводит список сочувствующих:

Гейден П.А., 1840 - 1907, граф, предводитель дворянства, председатель Вольного экономического общества. Вместе с Шиповым и Гучковым основатель партии октябристов;

Дмитрюков И.И., 1872-?, член Государственной Думы, октябрист, товарищ министра земледелия;

Игнатьев П.Н., 1870 - 1926, граф, министр народного просвещения;

Кривошеин А.В., 1857 - 1920, министр земледелия, инициатор «прогрессивного блока»;

Крупенский П.Н., 1863 - 192?, октябрист, член Государственной Думы, председатель центра IV Думы;

Покровский Н.Н., министр иностранных дел, товарищ председателя военно-промышленного комитета;

Саблин Е.В., советник русского посольства в Англии, личный друг одного из самых высокопоставленных масонов Маргулиеса;

Савич Н.Н., октябрист, член Государственной Думы, активный деятель военно-промышленных комитетов;

Шипов Д.Н., член Государственного Совета, одно время председатель партии октябристов. На его квартире в Петербурге 29-30 октября 1905 года обсуждалось положение о выборах в Государственную Думу (из 14 приглашенных по крайней мере половина - масоны). Близкий друг известных масонов Муромцева, Г.Е. Львова, Головина, Гучкова;

Щербатов Н., князь, министр иностранных дел, на частных собраниях с Поливановым и Кривошеиным обсуждал меры борьбы с председателем Совета Министров Горемыкиным, т.е. интриговал против Царя.

Изучая международные связи российского либерального масонского подполья, можно с полной уверенностью говорить об инициации и поддержке многих русских антиправительственных сил со стороны международного, и прежде всего французского масонства.

Международное масонство безоговорочно признало кровавую революционную бесовщину и личное участие масонов в войне против русского правительства. В обращениях иностранных масонских лож к своим собратьям в России выражались протесты против права русского государства защищать себя от действий подрывных антирусских сил. Так, например, на собрании миланской ложи «Разум» по поводу событий в России 1905 года было сделано следующее постановление:

«Ложа „Разум“, посылая братский привет новой русской масонской семье, которая мужественно начинает свое существование в печальную минуту для страны и среди все более и более свирепствующей реакции - выражает пожелание, чтобы новая масонская сила, вышедшая из народа и стоящая за народ, скоро получила возможность водрузить свое зеленое знамя над освобожденным отечеством и благородно отплатить за бесчисленные жертвы теократической реакции».

Подобные обращения направляют и другие масонские ложи, выражая готовность помочь русским масонам в борьбе против законного правительства, за свержение существующего государственного строя.

Русское правительство французские масоны называли «стыдом цивилизованного мира» и подстрекали граждан России восставать против него. Революционная бесовщина 1905 года была для масонов борьбой за «прогресс и просвещение». Когда в 1906 году Царь распустил Государственную Думу, члены которой грубо нарушали законы России, французский масон Баро-Формиер (ложа «Работа и Совершенствование») поддержал врагов Царя, назвав их мучениками и героями русской независимой мысли.

На приеме депутата I Государственной Думы Кедрина Великим Востоком Франции 7 сентября 1906 года Великий оратор этой ложи заявил: «Нам вменяется в долг не только поощрять русских, которые страдают от давящей тирании, но еще и доставлять им средства победить деспотизм…». И доставляли! 7 мая 1907 года масон Лейтнер дал в ложе «Правосудие» отчет о своем посещении Комитета по оказанию помощи русским революционерам. В отчете русской разведки справедливо отмечается, что «Великий Восток тем или иным образом помогает русскому революционному движению».

«Радикальное большинство Великого Востока, - сообщается в отчете, - сменяется в настоящее время большинством социалистическим и что на некоторых социалистических конгрессах (например, 1906 года) выставлено требование, чтобы все масоны-социалисты во всех вопросах, обсуждающихся в ложах, имели прежде всего в виду высшие интересы международного социализма, то в недалеком будущем можно ожидать от Великого Востока Франции самого широкого содействия противоправительственным планам русских революционных элементов. Что же касается настоящего времени, то по многим признакам Великий Восток уже пошел по этому пути, держа все свои решения и действия в строжайшей тайне».

Насколько большое значение французские масоны придавали сохранению тайны их антирусской деятельности, свидетельствует тот факт, что всю переписку, касающуюся России и русских масонов, хранил лично Главный Секретарь Великого Востока Нарцисс Амедей Вадекар.

Инициативы всеобщего разоружения и мирного сосуществования государств, выдвигаемые Николаем II, мировое масонство стараюсь использовать в своих целях.

Министр иностранных дел России Ламздорф в письме министру внутренних дел П.Н. Дурново от 14 декабря 1905 года отмечает:

«Я не мог не обратить внимания на все разрастающееся влияние на Западе масонства, которое, между прочим, явно стремится извратить основную мысль, положенную в основу первой Мирной Конференции и придать мирному движению характер пропаганды интернационализма.

Предпринятое в этих видах исследование, хотя еще и не конченное и весьма затрудняемое глубокой тайной, покрывающей действия центральной масонской организации, позволяет однако уже ныне прийти к заключению, что масонство деятельно стремится к ниспровержению существующего политического и социального строя европейских государств, к искоренению в них начал национальности и христианской религии, а также к уничтожению национальных армий».

Ламздорф просит Дурново силами министерства внутренних дел собрать подробные сведения о масонском движении в России. Однако в ответ получает уклончивую отписку, косвенно подтверждающую упорные слухи о покровительстве Дурново масонской организации. Вместо того, чтобы исследовать вопрос, Дурново отвечает, что «исследование действий масонской организации и предполагаемого распространения масонского учения в Империи связано при настоящих обстоятельствах со значительными трудностями, не позволяющими ожидать успешных результатов от могущих быть принятыми в этом направлении мер». Дурново, безусловно, лукавил, ибо русская полиция к тому времени уже располагала определенным материалом о подрывной деятельности масонских лож.

Если Дурново сам и не был связан с масонами, то, давая такой уклончивый ответ, возможно, выполнял инструкции Витте, не желавшего выступать против масонства. Опытный политик, к тому же друживший со многими лицами, принадлежность которых к масонству не вызывает сомнения, Витте прекрасно понимал, где координируются и регулируются силы антиправительственной оппозиции.

До сих пор продолжает поддерживаться миф о том, что либерально-масонские круги, и прежде всего выросшие из подпольного масонского «Союза освобождения» кадеты, после Манифеста 17 октября перестали выступать против Царя и пошли на сотрудничество с ним. Миф этот был создан большевиками, стремившимися преуменьшить роль кадетов в разрушении Царской власти и преувеличить свою. Исторические факты неопровержимо свидетельствуют совсем о другом.

У Царя в то время не было более последовательного и организованного врага, чем кадетская, а точнее либерально-масонская оппозиция. Именно в либеральных кругах вынашивалась тогда мысль о физическом уничтожении Царя. Личный друг одного из основателей российского масонства и «Союза освобождения» М.М. Ковалевского князь Д.О. Бебутов, в особняке которого собирался Кадетский клуб, в своих воспоминаниях рассказывает, как передавал руководителям эсеровской партии 12 тысяч рублей для убийства Николая II.

Еще одно покушение на Царя с участием масонов готовилось эсерами в 1906 году. Разрабатывались планы, в которые входило приобретение подводной лодки для нападения на Николая II во время летнего отдыха. Одновременно масон Н.В. Чайковский для организации этого покушения передал чертеж специального самолета, с которого и собирались осуществить убийство. В 1907 году эсеровская партия проводит в Мюнхене опыты в области самолетостроения. Однако последовавшее затем разоблачение Е. Азефа, отвечавшего за это дело, разрушило планы эсеровских и масонских конспираторов.

Либерально-масонское подполье одобряло и тайно поддерживало революционный террор. При подготовке вооруженного восстания в Москве власти захватили документы, из которых неопровержимо следовал вывод о преступной связи революционеров и либералов и о финансовой поддержке последними беспорядков в России.

После появления Манифеста 17 октября либерально-масонское подполье, легальными выразителями которого стали кадетская партия, Бюро земских съездов и некоторые другие общественные организации, почувствовало себя хозяином положения и поставило вопрос о захвате власти. Причем их уже не устраивало предложение Витте занять в новом правительстве ряд важных министерских постов (кроме финансов, иностранных дел, военного и морского). Приглашались в новый кабинет такие представители «прогрессивной общественности», как А.И. Гучков, М.А. Стахович, Е.Н. Трубецкой, С.Д. Урусов и Д.Н. Шипов.

Бюро земских съездов, куда Витте обратился со своим предложением, ответило ему через свою делегацию, что требует созыва Учредительного собрания для выработки новой конституции.

На съезде «русских земских людей», состоявшемся 6…13 ноября 1905 года в доме масона графа Орлова-Давыдова, «земские люди» объявили себя представительным органом и потребовали предоставления им чуть ли не прав Учредительного собрания.

Ядро и руководящая верхушка съезда состояли преимущественно из масонов. Председателем съезда был масон И.И. Петрункевич, его заместителями - А.А. Савельев, масон Ф.А. Головин, Н.Н. Щепкин, секретарями масон Н.И. Астров, Т.И. Полнер и масон В.А. Розенберг.

Здесь были представлены все лидеры либерально-масонской оппозиции - князь Долгоруков, князь Голицын, князья Трубецкие, Д.Н. Шипов, Ф.А. Головин, граф Гейден, С.А. Муромцев, Стаховичи, Р.И. Родичев, В.Д. Кузьмин-Караваев, князь Г.Е. Львов, П. Милюков. Как позднее признавался один из участников либеральномасонского подполья, эти люди не хотели унизиться до совместной работы с царской властью, а соглашались быть только хозяевами России.

«Если бы конституционалисты-демократы, либералы пришли ко мне тогда на помощь, - говорил Витте корреспонденту ньюйоркской еврейской газеты „День“ Бернштейну, - у нас в России теперь был бы настоящий конституционный строй. Стоило бы тогда вождям кадетской партии - профессору Павлу Милюкову, Гессену и другим - поддержать меня, у нас теперь была бы совершенно иная Россия. К сожалению, они так увлеклись своим энтузиазмом, что рассуждали по-детски. Они тогда хотели не такого образа правления, который во Франции существует теперь, а желали одним прыжком учредить в России французскую республику далекого будущего».

Конечно, дело было не в «детских» рассуждениях кадетов, просто они не верили в русский народ, считали его безликим статистом, который послушно идет в ту сторону, куда ему велит идти закулисный режиссер.

Либерально-масонское подполье верило в действенность вооруженного восстания и антирусский террор, которые затевались по всей России. И, наконец, подпольщики верили в поддержку международного масонства, которая, как мы видели, была вполне реальна.

С позиций сегодняшних исторических знаний можно сделать неопровержимый вывод, что если бы либерально-масонское подполье хотело бы остановить кровопролитие в конце 1905 года, оно смогло бы это сделать. Но оно этого не хотело и, более того, специально провоцировало затяжной государственный кризис, рассчитывая свалить Царя и захватить власть.

Тайная история масонства...

Приложение 1.

Материал по теме «История Орловского края»


  1. В глубокой древности наш край был покрыт густыми лесами. Лишь возле рек были поляны и луга. В то далёкое время земли современной Орловской области заселило одно из славянских племён. Старейшину этого племени звали Вятко. По его имени и племя называло себя вятичами.
Вятичи выбирали для своих поселений места, удобные для земледелия. Под пашню приходилось вырубать леса. Трудились вятичи сообща, земля и скот были общими. Торговля шла водным путём. Проходили столетия.

Во второй половине 11 века вятичи были подчинены киевскому князю. Шло время. Крупные поселения стали превращаться в города. После длительной борьбы между князьями, земли вятичей вошли в состав Черниговского княжества.

Вторгшиеся в русские земли в 1237 году полчища хана Батыя подвергли опустошению большую часть нашего края. Жители нашего края участвовали в битве с монголо- татарами. После свержения в 1480 году монголо- татарского ига Русское государство росло и крепло. Но у него появились новые враги- крымские татары. Чтобы преградить путь татарам к Москве, было решено укрепить южные границы нашего государства, проходившие по нашему краю. Частые набеги крымских татар требовали укрепления, строительства крепостей. В летописи 16 века рассказывается, как однажды царь Иван 4 приказал построить новую крепость в том месте, где Орлик впадает в Оку. Это было в 1566 году. Эту дату принято считать годом основания города Орла.

В 16 веке в нашем крае было много свободных земель. На них селились беглые крестьяне из других мест, спасавшихся от крепостного гнёта. В стране началось крестьянское восстание под предводительством Ивана Болотникова. Царь и помещики жестоко расправились с восставшими.

В ночь на 24 июня 1812 года французская армия вторглась в пределы России. На защиту Отечества поднялся народ Только из нашего края за короткое время встало 11 тысяч человек. В городах и деревнях Орловской губернии начался сбор продовольствия, тёплой одежды и обуви для армии. Многие орловцы проявили храбрость в борьбе с французскими завоевателями.

2) Борьба крестьян против крепостнического гнёта заставила царя и помещиков отменить крепостное право. По закону 1861 года крестьяне были освобождены от власти помещиков, но земли им дали ничтожно мало. В это время стали появляться заводы и фабрики, прокладывалась железная дорога.

28 февраля 1917 года в Орёл поступило сообщение о свержении царя. Свергнутые помещики и капиталисты хотели восстановить свою власть. Началась гражданская война, в которой многие орловцы показали себя настоящими героями Красной Армии.

После гражданской войны нужно было победить не менее грозного противника- разруху. На Орловщине строились электростанции, фабрики, заводы, создавались колхозы.

22 июня 1941 года фашистская Германия напала на нашу Родину. Как все советские люди орловцы героически сражались за свою Родину и победили очень сильного врага.

Страшную картину представляла Орловская земля после изгнания гитлеровских полчищ. Трудом рабочих и крестьян отстроили города, восстановили заводы и фабрики, железнодорожные дороги и больницы.

Сейчас Орловская область - это субъект Российской Федерации. В области сохранились многие достопримечательности и памятные места. Орловщина известна как родина многих мастеров художественного слова.

Материал по теме «Поверхность нашего края. Растительный и животный мир»

1) Поверхность Орловской области представляет собой сильно изрезанную балками и оврагами холмистую равнину, невысоко поднятую над уровнем моря.

Самая высока точка находится в Новодеревеньковском районе – 282 метра.

Климат нашего края умеренно тёплый и влажный.

Почвы являются одним из главных богатств области. Они в различных местах нашего края по своим свойствам и плодородию не одинаковы. Хорошо обработанная и удобренная почва вознаграждает затраченный труд богатым урожаем.

2) Орловская область находится в лесостепной зоне, однако лесов в нашем крае осталось мало. Они занимают всего 9% её площади. Размещаются они неравномерно, больше в западных районах. Леса нашего края состоят из лиственных и хвойных пород.

Лес даёт для народного хозяйства древесину, пушнину, грибы, ягоды.

Степи нашего края почти целиком распаханы и превращены в культурные поля. Степная растительность сохранилась лишь по склонам оврагов и балок, у крутых берегов.

Животный мир области разнообразен. Здесь обитают 65 видов млекопитающих, 11 видов земноводных, 7 видов пресмыкающихся, 150 видов птиц и около тысячи беспозвоночных.

Материал по теме «Водоёмы нашего края. Жизнь пресного водоёма»

1) В Орловской области протекает 265 рек и речек. Самая большая из них Ока, впадающая в Волгу. Длина Оки около 1500 километров, из них в пределах нашего края 211 километров.

Есть источники, в которых пишут, что название реки Оки произошло от финского «йоки», что в переводе обозначает «вода».

Реки наполняются водой в весеннее время от тающих снегов, летом – ливневыми дождями, а все времена года – грунтовыми водами.

На территории Орловской области обитают 33 вида рыб.

2) Воды рек широко используются в народном хозяйстве. На крупных реках построены гидроэлектростанции. Заводы Орла не могут работать без воды, которую дают Ока, Сосна Зуша. В сельском хозяйстве тоже не обойтись без воды. Подземные воды обеспечивают питьевой водой все города, посёлки и деревни. Кроме рек в нашей области много прудов – искусственных водоёмов. Вода прудов используется для полива, в некоторых прудах разводят рыбу, водоплавающую птицу. Пруды питают грунтовые воды.

В результате воздействия людей на состояние рек, они заиляются, по берегам рек образуются свалки мусора, распашка берегов рек влечёт за собой смыв с полей удобрений и гибель водных организмов. Вырубка околоводной растительности уменьшает водность рек, мойка машин на реке способствует попаданию в воду нефтепродуктов.

Материал по теме «Что даёт наш край стране?»

1) Наш край богат разнообразными полезными ископаемыми. Для строительства нужен строительный материал – камень, песок, глина. Для обжига на известь и производства цемента используют известняки и доломиты - камни жёлтого и белого цвета. Обнажения известняков хорошо прослеживаются по долинам рек Оки, Зуши, Сосны и их притоков.

Для производства силикатного кирпича, асфальта и бетона используют песок. Крупное месторождение песка, Казначеевское, находится в 20 км севернее Орла.

Орловская область богата пластическими и цветными глинами. Глины имеются во всех районах.

На территории Орловской области находятся месторождения железных руд.

2) Орловская область входит в состав регионального экономического объединения «Черноземье» (9 областей). Экономика её представлена крупными промышленными и агропромышленными комплексами.

В структуре промышленности ведущее место занимают: чёрная металлургия (Орловский сталепрокатный завод), цветная металлургия (Мценский завод цветных металлов и сплавов, Мценский завод алюминиевого литья), машиностроение

(предприятия выпускают технологическое оборудование). Предприятия машиностроения расположены в Орле, Болхове, Ливнах, Мценске. Развивается пищевая промышленность. В Орле и Ливнах действуют тепловые электростанции.

3) В агропромышленном комплексе преобладает земледелие. Область занимает одно из первых мест в России по производству зерна на душу населения. (1,5 т.) В животноводстве ведущая роль принадлежит скотоводству, свиноводству и птицеводству.

Материал по теме «Охрана окружающей среды в Орловской области»

1)В природе всё взаимосвязано – неживая и живая природа, растения и животные и человек.

Есть пословица «Как аукнется, так и откликнется». Если по вине людей нарушается равновесие в природе, это оборачивается против самих людей. Ведь природа и люди – это единое целое.

В области проводится природоохранная работа. Здесь создан национальный парк «Орловское полесье», образовано 23 заказника, 31 охотничье хозяйство, взят под охрану 131 памятник природы. Общая площадь «Орловского полесья» составляет 84 205 гектаров.

2) В Орловской области появилась собственная Красная книга. В издание включены 120 видов редких растений и животных, встречающихся на территории Орловской области.
Красная книга Орловской области - 250 страниц полноцветного издания. Описание каждого вида сопровождается картой его обитания и двумя иллюстрациями.

Орел подарил миру множество великих русских писателей, поэтов и других культурных деятелей. Немногим известно, что такие известные писатели, как Фет, Тургенев, Лесков и многие другие, были рождены именно в этой славной области, и сами писатели-орловцы с трепетом и любовью относятся к свей родине.

Биография орловского писателя Ивана Сергеевича Тургенева начинается в 1818 году. Воспоминания о детстве наложили глубокий отпечаток на творчество писателя. Еще в раннем возрасте в нем зародилось сочувствие к окружающим, и неприязнь к крепостничеству.

Учился Тургенев в Петербурге, Москве и за границей. В 1842 году он получил звание магистра философии. Знакомство с В. Г. Белинским переменило его жизнь: Тургенев посвятил ее литературе.

В 1847 году вышел первый выпуск журнала «Современник» с рассказом «Хорь и Калиныч», который в дальнейшем войдет в цикл известных сейчас «Записок охотника». Ввиду антикрепостнических настроений, которыми сочились демократически настроенные рассказы автора, писателя арестовали и сослали в Спасское-Лутовиново.

После долгого пребывания в ссылке Тургенев возвращается в Петербург. В 1850-х были опубликованы самые значительные произведения писателя из Орловской области: «Муму», «Ася», «Рудин», «Дворянское гнездо». Именно эти рассказы принесли автору известность.

В 60-х в стране обострились революционные настроения, что привело к разрыву писателя с «Современником», но демократические идеи все еще прослеживаются в его творчестве. Ярким примером этого являются романы «Отцы и дети» и «Накануне», вокруг которых поднялись жаркие споры. Тургенев вынужден вплоть до 70-х годов жить за границей.

Несмотря на бурную деятельность, писатель тоскует по родине. В 1876 году он возвращается и работает над романом «Новь». Тургенев понимает, что хочет прекратить скитания и доживать свою жизнь в родных краях.

В 1882 году Иван Сергеевич заболевает, а уже через год умирает во Франции от саркомы позвоночника.

Творчество писателя пропитано любовью к Орловскому краю. Теперь в Орле создан памятник а также музей писателя-орловца Тургенева. Кроме того, во Мценском районе расположен музей-заповедник И. С. Тургенева «Спасское-Лутовиново».

Николай Лесков

Список писателей-орловцев пополняет талантливый прозаик Николай Семенович Лесков. Писатель известен такими произведениями, как «Левша», «Некуда», «На ножах», «Леди Макбет Мценского уезда», «Соборяне», «Расточитель».

Лесков родился в 1831 году 4 февраля в селе Горохово Орловского уезда. Писатель Орловского края был старшим сыном среди еще четверых детей. В 10 лет Николая отправили учиться в Орловскую губернскую гимназию.

На службе частным агентом в фирме «Шкотт и Вилькинс» Лесков провел 3 года в странствиях по России: именно эти путешествия вдохновили его на писательский труд.

В 1860 году он уже печатался в «Экономическом указателе», «Современной медицине» и «Санкт-Петербургских ведомостях». В начале карьеры писателя Николай творил под псевдонимом М. Стебницкий, а также использовал многие другие имена.

Через год Лесков переезжает в Санкт-Петербург, где начинает публиковать свои заметки и статьи в местных журналах.

Лесков умер в 1895 году от приступа астмы, которая мучила его последние несколько лет жизни.

Орел помнит писателя-орловца: здесь установлен памятник Николаю Лескову, а также открыт дом-музей писателя.

Иван Алексеевич Бунин до 11 лет воспитывался дома, а в 1881 году отправился в Елецкую уездную гимназию, но после зимних каникул в 4 классе он объявил родителям, что не желает возвращаться обратно. Первые стихи он пробует писать уже в 8 лет, а к 17 годам пишет уже более серьезные произведения и публикуется в печатных изданиях.

Иван Алексеевич не является знаменитым писателем-орловцем. Он родился в Воронеже. Однако великий литератор провел в Орле не менее трех лет, о чем тепло отзывался в воспоминаниях. Орловские писатели и поэты, а также местная природа во многом повлияла на творчество писателя.

В 1920 году Бунин эмигрирует во Францию. Все эти годы писатель ведет дневник, названный «Окаянными днями», в котором он изливал всю свою ненависть к большевикам. Во Франции Иван выступает с лекциями и печатает публицистику. Бунин ведет активную общественную жизнь и всеми силами старается помочь литераторам и русским эмигрантам. Иван Алексеевич занимается бурной литературной деятельностью, что сделало его одной из главных фигур Русского зарубежья. Иван Бунин за свою жизнь получил множеств литературных и социально-значимых премий.

Умер писатель в Париже в 1953 году.

Федор Иванович Тютчев занимает почетное место в списке орловских писателей и поэтов. Рожденный в 1803 году в селе Овстуг Брянского уезда Орловской губернии, все детство он провел в этих краях.

Во время обучения в Московском университете Тютчев относился к кругу С. Е. Раича, для которого было характерно сочетание академической школы литературы с проявлением интереса к политической жизни страны. Преддекабристские настроения оказались близки юному Тютчеву. Поэт начинает печататься в «Северной Лире» и «Галатее».

Весной 1822 года Федора назначили сверхштатным секретарем русской миссии в Мюнхене. В этот период в стихотворениях поэта сквозит вопрос о смысле бытия: писатель смущен и растерян, острое чувство трагизма человеческой жизни разрывает душу поэта, наталкивая на размышления о смысле личности в масштабах вселенной. Кроме того, раздумья Тютчева обращены в сторону судьбы Родины, которая также немало его тревожит.

Проведя 22 года в Италии и Германии, Федор Иванович возвращается в Россию, в Петербург. Каждое лето поэт навещает родной Овстуг, который не покинул его сердце даже спустя столько лет. В 1855 году, уязвленный видом нищих российских деревень, он пишет душераздирающее стихотворение «Эти бедные селенья», которое вскоре было на слуху по всей стране.

На малой родине, в Овстуге, поэтом были написаны произведения «Чародейкою Зимою», «Есть в осени первоначальной» и многие другие. Сам поэт никогда не стремился к популярности и не принимал близко к сердцу литературную роль своих стихов. Лишь в 1854 году, уступив уговорам И. С. Тургенева, Федор Тютчев выбирает несколько своих произведений для отдельного издания, которое в последствии принесет поэту громкую славу.

Орловский писатель и поэт умер в 1873 году в Петербурге, где и был похоронен.

Писатель Орловской области Афанасий Афанасьевич Фет родился в селе Новоселки Мценского уезда в 1820 году. Любовь к поэзии у него проявилась довольно рано: Афанасий с детства пробовал сочинять, переводя с немецкого детские стишки.

По окончании пансиона Фет поступает на словесное отделение в Московском университете. Вскоре он начинает публиковать свои стихотворения в журналах «Москвитянин», «Отечественные записки» и «Библиотека для чтения». Талант поэта был признан даже великим критиком и литератором В. Г. Белинским, и уже в 1840 году поэт издал свой сборник «Лирический пантеон».

На этот период пришелся расцвет творчества Афанасия Афанасьевича. Он пишет любовную и пейзажную лирику: «Чудная картина», «Вакханка», «Печальная береза», «На заре ты ее не буди» и многие другие.

В 50-х Фет сближается с «Современником», его стихи нередко попадали на страницы журнала. Вышли новые сборники Фета, высоко оцененные в литературной среде.

В 1860 году Фет покупает участок в Мценском уезде и становится помещиком. В 1863 году поэт выпускает сборник «Стихотворения» и надолго умолкает. Следующий сборник «Вечерние огни» появляется только в 1883 году. Но к тому времени талант поэта ничуть не иссяк: Фет вновь воспевает красоту и любовь, а также поднимает важные философские вопросы.

Умер Афанасий Фет в 1892 году в Москве.

В список писателей-земляков, живших в включен и граф Федор Васильевич Ростопчин, который родился в 1763 году в деревне Ливны. Ростопчин известен как государственный и литературный деятель. Получив прекрасное домашнее образование, уже в 10 лет он был записан в Преображенский полк. Следующие годы он строит свою военную карьеру, пока не получает чин капитан-поручика лейб-гвардии в 1789 году. Следующие годы Ростопчин принимает участие во множестве войн, в результате чего в 1799 году его возвели в графское звание Российской империи за многочисленные заслуги.

Через два года Ростопчин отправляется в отставку. Долгий период жизни Федор проводит в собственном имении Воронове, где начинает литературную деятельность, пополнив число писателей, родившихся в Орловской губернии.

В результате трудов в 1807 году печатается книга «Мысли вслух на Красном крыльце…», с помощью которой он завоевал громкую славу. В тот же период времени появилась на свет повесть «Ох, французы!», а также пара комедий, самой известной стала «Вести, или Убитый живой».

После событий 1812 года за Федором Васильевичем закрепляется слава инициатора Московского пожара, но тот публично отказывается от этой версии, подкрепляя свои слова собственным произведением «Правда о пожаре Москвы».

В 1814 году Александр I увольняет Ростопчина с должности московского главнокомандующего. С 1823 года Федор живет в Москве, находясь в отставке по причине болезни. Скончался Ростопчин в 1826 году.

Среди писателей-орловцев также называют Алексея Николаевича Апухтина, который родился в 1840 году в городе Болхове в Орловской губернии.

Первые стихи поэта появляются в издании «Русский инвалид» - это произведение «Эпаминоид», посвященное герою Севастополя адмиралу Корнилову, а также стихотворение «Подражание арабскому». В училище Алексей пишет много и с удовольствием: в его творчестве этого периода прослеживается влияние поэзии А. Пушкина, Е. Баратынского и М. Лермонтова. В стихотворениях стали читаться грусть, нередки размышления о смерти и смысле жизни. Тема разочарования крепнет, становясь отличительной чертой автора.

В 1858 году Апухтин прислушивается к совету Тургенева и отходит от печальных тем в творчестве и пишет поэму «Село Колотовка», но так и не оканчивает ее. В этом произведении поэт воспроизводит орловскую крепостную деревню - мотив стихотворений во многом перекликается с тургеневскими «Записками охотника».

В начале 60-х Апухтин принимает решение отойти от гражданских тем и своим стихотворением «Современным витиям» называет себя творцом «чистого искусства». Апухтин предчувствует сгущающийся мрак в ближайшем будущем, что отражается в его произведениях «Истомил меня жизни безрадостный сон», «Осенние листья», «Мухи», «Я ее победил, роковую любовь», «Встреча». Но подобное творчество не нашло отклика у читателей и критиков, и произведения Апухтина перестают печататься.

К 1864 году он возвращается в Санкт-Петербург, почти забытое имя поэта вновь обретает популярность с его новыми стихами, которые начинают печататься в местных литературных журналах. В 1886 году поэт решает издать первый стихотворный сборник, который в последствии завоюет громкую популярность.

Алексей изобретает собственный жанр - стихотворение-исповедь. К нему отнеслись «Год в монастыре», написанное в орловской деревне, а также «Перед операцией», «С курьерским поездом», «Сумасшедший» и «Из бумаг прокурора».

Не меньший интерес представляют прозаические произведения: «Архив графини Д.», «Дневник Павлика Дольского», «Между жизнью и смертью». Повести продолжают тему личного повествования, типичной его поэзии, выражаясь теперь в виде монолога, писем, дневников.

Работа над прозой была последним литературным трудом писателя: с 1893 года Алексей уже не мог встать с кровати. Умер Апухтин в этом же году в Петербурге.

Павел Якушин

Павел Иванович Якушин - писатель-орловец, родился в селе Сабурово, Малоархангельского уезда, Орловской губернии в 1822 году. Является исследователем народного творчества. Еще в гимназические годы Павел выделялся одаренностью и своенравием. Будучи на четвертом курсе математического факультета Московского Университета Якушин завел знакомство с П. К. Киреевским и расстался с наукой по его совету, отправившись в странствия по поволжским городам. До него в России еще никто не собирал подобным образом сокровища народной поэзии. Павел Иванович совершил несколько походов, в результате которых записал множество исторических, обрядовых и лирических песен родного Орловского края.

Киреевский велел Павлу издать собранные песни, чем Якушин и занимался в 50-х годах. Народные песни П. И. Якушина были изданы в 1860 и 1865 годах, а его фольклорные заметки вошли в известный сборник А. Н. Афанасьева «Русские народные сказки».

В 1860 году в журнале «Современник» были напечатаны письма, в которых Якушин описывает создание крепости у слияния рек Орлик и Ока, а также пересказывает народные предания о Петре Великом и Иване Грозном.

Якушин многое сделал для народной литературы и сохранения культурного наследия. Умер Павел в самарской больнице.

Леонид Андреев

Леонид Николаевич Андреев родился в Орле в 1871 году. В 20 лет он поступил в Петербургский университет, откуда был отчислен через два года. После этого он поступил в Московский университет и получил образование юриста.

Писать он начал еще в студенчестве. По окончанию обучения он публикует судебные репортажи и фельетоны, а также некоторые рассказы и очерки. В 1901 году он печатает свою книгу «Рассказы», которая вскоре принесла ему известность.

Ранние литературные труды вместили в себя множество идей, которые зародились в голове автора еще в Орле: в сюжетах рассказов «Гостинец», «Буяниха», «Ангелочек», «Баргамот и Гараська» легко узнавались обездоленные орловской Пушкарной. Орловскими реалиями также навеяны такие рассказы Андреева, как «Весной», «Он, она и водка», «Весенние обещания», «На реке». Все эти произведения пронизаны разочарованием в мире, острым отчаянием и состраданием к людской боли.

Леонид Андреев тепло относился к социал-демократам и периодически предоставлял свою комнату для подпольных собраний членов ЦК РСДРП, за что впоследствии был арестован. В Таганской тюрьме он с большим вдохновением пишет о революции. В этот период появляются «Памяти Владимира Мазурина», «К звездам», «Из рассказа, который никогда не будет окончен», «Рассказ о семи повешенных» и «Губернатор».

Вскоре Андреева настигает духовный кризис, что приводит к пессимистическим произведениям, в которых жизнь человека становится похожей на бессмысленный бег на месте. Среди таких рассказов «Красный смех», который стал реакцией на Русско-японскую войну. Рассказ произвел огромное впечатление на читателей, а впоследствии стал переводиться на другие языки.

Отличительной чертой творчества автора стала яркая выразительность, которая стала проявляться в рассказах «Жизнь Василия Фивейского», «Смех», «Набат» и «Ложь». Также Андреев создает ряд экспрессионистских произведений, таких как «Царь Голод», «Жизнь Человека» и «Анатэма».

До конца жизни писатель не разрывал своей связи с родным Орлом. Он часто приезжал на Родину, устраивая различные социально-культурные мероприятия, поддерживая литературную деятельность и юных авторов. Орловская тема нередко звучит в творчестве Леонида: роман «Сашка Жегулев», пьеса «Молодость» и многие другие.

Во время революции Андреев оказался за пределами родной страны, вернуться в которую ему больше было не суждено: он умер через два года.

Дом Леонида Андреева стал музеем писателя-орловца: там он провел много лет в детстве и юности.

Михаил Михайлович Пришвин был рожден в 1873 году в селе Хрущево Елецкого уезда Орловской губернии.

В 1902 году Пришвин окончил после чего долго работал агрономом, сотрудничая с агрономическими журналами. Тогда он написал цикл работ по теме сельского хозяйства.

В своих первых трудах «За волшебным колобком» и «В краю испуганных птиц» Пришвин описывает свои северные путешествия. В этих очерках автор восхищается необъятной красотой русской природы и талантливостью простого народа, который сохранить сумел веру в добро в непростых условиях политического гнета.

Последующие путешествия Пришвина также отразились в его произведениях: «Адам и Ева», «Озеро Крутоярое», «Черный араб», «У стен града невидимого». В них он описывает простых русских людей, которых встречал на своем пути.

В 1912-1914-м выходит в свет трехтомное собрание автора от издательства «Знание»: все произведения объединены социально-философской идеей вечного поиска счастья.

Во время Первой мировой войны писатель пишет фронтовые корреспонденции в изданиях «Речь», «Биржевые ведомости» и «Русские ведомости».

Вскоре после Великой Октябрьской революции Михаил Пришвин какой-то период живет в Орловском крае, где трудится над исследованиями и занимается преподаванием.

В 1923 году он издает очерки, названные «Башмаки», где поднимается вопрос революции и искусства. На новый этап развития творчества писателя привела книга «Родники Берендея», в центре сюжета которой стоит Земля. Также в 20-е годы Михаил начинает работу над автобиографическим романом «Кащеева цепь», над которым трудится до конца жизни.

В 30-е годы Пришвин снова отправляется странствовать. По материалам, собранным в странствиях, он пишет книги «Неодетая весна», «Берендеева чаща», «Кавказские рассказы», а также поэмы в прозе «Фацелия» и «Лесная капель». Вершиной литературных трудов Михаила Пришвина стала поэма «Жень-шень».

Много Пришвин писал для детей: его сборники «Журка», «Зверь Бурундук», «Золотой луг», «Дедушкин валенок» и «Кладовая солнца» остаются популярными по сей день.

В первые дни мировой войны он пишет рассказ «Голубая стрекоза», в которым выражается уверенность автора в победе над врагом. К 1943 г. выходят «Рассказы о ленинградских детях», где он восхваляет матерей блокадного Ленинграда. Еще через год он пишет «Повесть нашего времени», также посвященную печальным событиям.

Старость Михаил посвящает дневникам, намереваясь напечатать их в отдельной книге. Также он заканчивает трудиться над романом-сказкой «Осударева дорога» и заканчивает повесть-сказку «Корабельная чаща». Последние написанные произведения стали итогом творческих исканий Пришвина.

Михаил Михайлович скончался в Москве в 1854 году.

Сколько талантливых авторов породил город Орел: писатели-орловцы, которым посвящено столько музеев в городе - настоящая легенда здешних краев. Как знаменитые авторы помнили о своей родине, так и она до сих пор хранит память о великих умах, родившихся на этих землях. Некоторые из писателей заслужили отдельного музея, но также историю бережно хранит музей писателей-орловцев в Орле, который навсегда закрепил память о своих талантливых земляках.

Административное деление и население края . По указу Екатерины II от 28 февраля 1778 года в Орловскую губернию входило 13 уездов: Орловский, Карачевский, Брянский, Елецкий, Волховский, Трубчевский, Севский, Кромской, Мценский, Л.ивенский, Малоархангельский, Луганский и Дешкинский. (Приложение И)

Через несколько месяцев после образования Орловской губернии, 5 сентября 1778 г., был опубликован указ Ека терины II о создании Орловского наместничества. В его состав помимо Орловской губернии вошли Смоленская и Белгородская.

Таким образом, Орел стал центром и губер нии, и наместничества и в таком качестве просуществовал до 1796 г. (Приложение З.)

Население Орловского края в XVIII века. Основная часть населения Орловского края состояла из крестьян. Его рост шел медленно и осуществлялся главным образом за счет освоения новых земель, куда переселялись крестьяне из старых вотчин помещиков, находившихся на более северных территориях. Прирост населения за счет рождаемо сти в силу значительной детской смертности и низкой продолжительности жизни был невелик. По 4-й ревизии в 1782 г. податное население Орловской губернии состав ляло 482,5 тыс. человек, а по пятой ревизии 1795 г. немного превышало 500 тыс. В целом же, по данным отдельных историков, на территории губернии в конце XVIII в. проживало свыше 900 тыс. жителей.

Орловская губерния со второй половины XVIII в. отли чалась высоким процентом крепостных крестьян. По 4-й ревизии здесь насчитывалось 302 444 крепостных, а по 5-й - 313 090. Крепостные составляли 63% от общей массы крестьян в губернии. Столь большое количество крепос тных можно объяснить раздачей земельных угодий вель можной аристократии в период правления Екатерины II.

Процент городского населения Орловской губернии был не велик, так как подавляющая часть населения проживала в сель ской местности, причем 2/3 его приходилось на крепостных крестьян.

Таким образом, в XVIII в. подавляющая часть населения Орловского края, как и других регионов России, была связана с сельским хозяйством.

Образование в Орловской губернии. Обучение в про винции долгое время находилось на низком уровне, хотя во второй половине XVIII в. в России начала формиро ваться система общественной школы. В Орловском крае основными педагогическими центрами продолжали оста ваться монастыри b августе 1778 г. в Орловской губернии была учреж дена духовная семинария (до 1817 г, располагалась в уездном городе Севске). Ее открытие состоялось 16 октяб ря 1778 г

Духовная семинария (архиерейская школа) была одним из немногих учебных заведений губернии. В ней готови лись кадры священников для приходов Орловской епархии. Она играла положительную роль в развитии образования. Не все ее выпускники станови лись священниками, часть их продолжала учебу в других светских учебных заведениях. Из учащихся духовной се минарии набирались учителя для народных училищ гу бернии.

Вскоре после открытия семинарии было учреждено несколь ко духовных училищ. В частности, 15 сентября 1779 г. начало свою деятельность Орловское духовное училище, которое размещалось в Успенском мужском монастыре.

В 1780 г. в Орловском училище насчитывалось 285 уче ников из Орла, Мценска, Карачева и Кром. Здесь учили латинскому, греческому и французскому языкам, священ ной истории, арифметике, грамматике, катехизису. Позже был открыт поэтический класс, введено преподавание

немецкого языка и философии.

К 1790 г. число учащихся составило уже 382 человека.

Музыка. Во второй половине XVIII в. начала развиваться и про фессиональная музыка - в это время в Орле была создана Орловская музыкальная капелла. Дворяне часто устраи вали концерты, музыкальные спектакли и вечера, увле ченно занимались домашним музицированием.

Архитектура. Середина XVIIIв. в зодчестве Орлов ского края характеризуется развитием стиля барокко. Продолжалось интенсивное строительство гражданских и культовых зданий. Однако памятников промышленной и гражданской архитектуры того времени осталось мало.

Появление крепостного театра. Выступления артис тов в балаганах, на праздниках, на ярмарках были обыч ным явлением для России. Но профессиональный театр появился только при царе Алексее Михайловиче, а на стоящую популярность приобрел после Петровских реформ во второй половине XVIII в. Широкое распространение получили крепостные театры. Труппы из крепостных ак теров содержали крупные помещики. Актеры на специ ально устроенных сценах разыгрывали трагедии и коме дии, участвовали в оперных и балетных представлениях. Количественный состав труппы зависел от богатства хозяина.

17 июля 1787 г. по случаю проезда через Орел Ека терины II «благородная труппа» дала большое представ ление в резиденции генерал-губернатора. В присутствии им ператрицы актеры сыграли комедию французского драма турга Шарля Фавара «Солиман II, или «Три султанши». Это было первое театральное представление, зафиксирован ное в истории Орла.

Таким образом, город Орел во второй половине XVIII века быстрыми темпами развивался в культурном направлении. Образование, музыка, архитектура – всё двинулось вперёд. Оставляя за собой неизгладимые следы в истории Орловского края.