Самые красивые крымские татарки. Самые красивые татарочки из казани

Откровенно говоря, начав писать о самых красивых женщинах одной национальности трудно остановиться — таджички у нас уже были, узбечки тоже — на очереди прекрасные татарки.

Не буду утомлять вас своей болтовней слишком долго, но замечу, что топ составлялся по мнению не одного и даже не двух людей. Поэтому если ваша фаворитка не на первом месте — не возмущайтесь, вспомните, что о вкусах не спорят.

А теперь…

15 место

Дания Агишева может похвастаться не только 15 местом, но и тем, что сыграла молодую Анну Ахматову в фильме «Татарская княжна «.

14 место

Дина Гарипова, между прочим, не только красивая девушка, она победительница проекта «Голос «, заслуженная артистка Республики Татарстан. Ах да, ещё она представляла Россию на «Евровидение 2013 «.

13 место

12 место

Прекрасная Рената Байкова не модель,нет, она певица (кстати, вполне неплохая для поп-музыки), выступающая под псевдонимом Rene.

11 место

И если в нашем прошлом было много актрис, то топ татарских красавиц богат на певиц. Встречайте — великолепная Венера Гимадиева!

Её регалии более чем впечатляют, судите сами: солистка Государственного академического Большого театра России, лауреат Международного конкурса имени Н. Римского-Корсакова (Санкт-Петербург, 2008), дипломантка Международного конкурса оперных певцов (Дрезден, 2009), обладательница I премии Международного Шаляпинского конкурса «Голоса над Плёсом» (2010), лауреат премии президента Российской Федерации для молодых деятелей культуры 2012 года.

10 место

А вот и первая модель нашего хит-парада, ослепительная Элина Киреева, представлявшая Россию (откуда она собственно родом) на конкурсе «Мисс Земля 2013 «.

9 место

И снова модель, может и не такая знаменитая, но не менее прекрасная Лилия Аймалетдинова —Вице-Мисс конкурса «Российская красавица 2012».

8 место

Рената Зайнулина так же модель (ими нынешний топ, как оказалось, богат не меньше, чем певицами), она победительница конкурса красоты «Miss World Fashion 2012».

7 место

Думаю, Алину Кабаеву представлять не нужно. Ведь все знают Олимпийскую чемпионку по художественной гимнастике, неоднократную чемпионку мира, Европы и России, чья личная жизнь богата слухами, да? Сейчас Алина отошла от спорта и является депутатом Государственной думы в Российской Федерации. Но красивой женщиной она быть не перестала.

6 место

И вновь модель, на этот раз победительница в номинации «Мисс Совершенство» на конкурсе «Краса России 2009» Альбина Гилязова.

5 место

И вновь красавица (я правда считаю её очень красивой женщиной), не нуждающаяся в представлении — актриса театра и кино Чулпан Хаматова.

4 место

А теперь время спортсменок — Олимпийская чемпионка Лондона, чемпионка мира и Европы по спортивной гимнастике Алия Мустафина .

3 место

Наверное, все мои одноклассницы мечтали быть похожими на Алсу, которая открывает тройку победителей. Думаю, про неё и так все знают и не нужно говорить, что это очень известная певица, м?

2 место

Мисс «Молодежь Татарстана-2012» Альбина Замалеева действительно прекрасна (впрочем, о чём я, вы же сами видите), потому она и получает серебро нашего хит-парада.

А теперь первое место — самая красивая татарка СНГ…

Ирина Шайхлисламова, более известная как Ирина Шейк. Супермодель, покорившая в своё время сердце Криштиану Роналду.

Но вместо горячего португальца Ирина предпочла самого сексуального мужчину по мнению журнала People — актёра Брэдли Купера. К слову, у пары уже есть дочь — Леа де Сен Шейк Купер.

Надеюсь, вам понравился наш хит-парад. Буду ждать ваши комментарии и пожелания касательно будущих проектов «Самые красивые».

Очередной рейтинг самых красивых женщин посвящен представительницам татарского народа - второго по величине народа России (после русских). Всего в мире насчитывается около 7 миллионов татар, из которых 5,3 миллиона живут в России. Не следует смешивать татар российского Поволжья с крымскими татарами, поскольку это два совершенно разных народа (см. Самые красивые крымские татарки).

Прямые предки современных татар Поволжья - не монголо-татары из войск Чингисхана, а волжские булгары, жившие на территории нынешнего Татарстана задолго до прихода монголов, а также половцы и черкасы, которые были основным населением Золотой Орды.

Современная антропология относит татар к степной и волжско-камско-степной группам европеоидной ветви. В 1929—1932 годах Т. А. Трофимова в результате своего исследования выделила у татар четыре антропологических типа: понтийские - 33,5% от общего числа татар, светлые европейские - 27,5%, сублапоноидные (волго-камские) - 24,5% и монголоидные (южно-сибирские) - 14,5%.


Лилия Гильдеева (род. 14 июня 1976, Заинск, Татарстан) - российская журналистка, телеведущая новостной программы «Сегодня» на канале НТВ.

Венера Сибгатуллина - финалистка конкурса Мисс Россия 2009 (представляла Набережные Челны)


Дина Валиева - певица. Страничка "В Контакте" - vk.com/id35008023


Алина Шакирзянова - модель, 2-я вице-Мисс Татарстан 2008. Рост 174 см., параметры фигуры 80-63-88.


Диляра Вагапова (род. 14 сентября 1985) - певица, солистка группы "Мураками". Страница Диляры "В Контакте" - http://vk.com/id4594706

Альбина Замалеева - Мисс "Молодежь Татарстана-2012". Страничка "В Контакте" - vk.com/id3999240


Эльмира Хамиранова (род. 10 октября 1990) - модель из Уфы. Страница "ВКонтакте" - http://vk.com/elmira070

Яна (Янина) Батыршина (род. 7 октября 1979) - российская спортсменка, пятикратная чемпионка Европы и семикратная чемпионка мира по художественной гимнастике. После окончания спортивной карьеры начала карьеру телеведущей. Отец Яны - татарин, мать - еврейка. Официальный сайт Яны Батыршиной - yanabatyrshina.com


Альбина Гилязова (род. 12 августа 1987, Магнитогорск) - модель, победительница в номинации "Мисс Совершенство" на конкурсе "Краса России 2009". Страничка "В Контакте" - vk.com/id10527714

Диляра Ларина (род. 29 марта 1987) - модель, телеведущая и актриса. Рост 165 см., параметры фигуры 108-85-118. Страничка Диляры на сайте "В Контакте" - vk.com/dilarina

Алсу Зайнутдинова , более известная под сценическим псевдонимом АсылъЯр (род. 14 июля 1986) - певица. Поёт на татарском языке. Впервые за всю историю национальных отборов на международный конкурс "Евровидение" исполнила песню на татарском языке ("Карлыгачлар").

Гульназ Батталова - певица. Страница "В Контакте" -

Цитирую И:

По N у татар у вас старая инфо. Выборка маленькая, на самом деле N у татар намного больше, это видно по тестам.
Про Z93 вам тоже кто-то наврал. Этот снип есть у польско-литовских "татар". Это небольшой народ в несколько десятков тысяч человек, отправленных в свое время из З.Орды на помощь монгольским войскам. Вы же понимаете что это не татары, некорректно на них ссылаться.
У казанских татар не Z93, а балтийские снипы. Можете это проверить по FTDNA. Есть один единичный Z93 у мишаря в Башкирии, но это ни о чем не говорит. Вот у ваших соседей башкир да сплошь Z93.
В приведенной таблице нет даже J, E, хотя их очень много у татар по последним данным.
Но в скифо-сарматских костях J, E, N не найдены.
О фенотипах забудьте, это неактуально.

1. Если и есть балтийские снипы, то скорее всего от балтов именьковской культуры.

2. Актуальна как раз антропология. Она прежде всего говорит, что татары расово отличаются от финно-угров и русских. Преобладание понтидов уже говорит само за себя.

3. У татар как раз преобладают не европейские снипы R1a:

Z93+ и L342.2+ Если есть другая инфа - скиньте ссылку. Посмотрю.

4. Есть ДНК проект на татфоруме. По нему выходит, что R1a татар по гаплотипам не имеют ничего общего с финно-уграми и русскими: www.tatforum.info/forum/index.php?showtopic=6803&st=520
___________________

Есть официальная антропология. В конце концов есть глаза. Хоть тресни - татары в основе своей не финно-угры, не балты и не русские, а понтиды (норд-ираниды).

Что вы мне пытаетесь доказать?

Насчет мишарей - финно-угров вообще смешно.))) У них сплошь выраженные понтиды + кочевая традиция неутрачена. При этом резко отличаются от русских и окружающих финских народов. У древней финской мещеры если что был верхнеокский тип. Степной мишарский есть от скифов:

*Известия Общества археологии, истории и этнографии при Императорском Казанском университете.- Казань, 1903
//. Предания и исторические данные о мишарях. Гайнетдин Ахмеров.

Мишари сами себя называют татарами, а название «мишарь» считают в отношении себя оскорбительным выражением. На вопрос «мишарь»? часто отвечают бранными словами с прибавлением созвучного глагола «тишарь» (пробьет, проколет), тогда как другие инородцы, например, башкиры, киргизы, говоря о своей национальности «без башкорт» (мы башкиры), «без казак» (мы киргизы), ударяют руками в грудь - в знак гордости. Казанские же татары, называя себя по вере мусульманами или по происхождению булгарами, не уважают для себя названия «татарин».
Мишари, хотя все занимаются земледелием, но везде обнаруживают склонность к скотоводству, разводят много домашнего скота, особенно овец. Татары, живущие в соседстве с мишарями, не имеют такой склонности к скотоводству.
В губерниях Симбирской и Самарской мишари торгуют овцами, у каждого барышника пасется свой гурт.
Осенью барышники-мишари арендуют у соседних помещиков поля озимые, где пасут до самой зимы своих овец; своих полей для этого у них не хватает. К птицеводству мишари не имеют особенной склонности, домашних птиц у них вообще мало. Даже не имеют собственных названий для некоторых домашних птиц, кучат (рус. кочет) - петух, силазан - селезень, а у татар петух с древних времен служит для определения времени и о нем часто идет речь в детских сказках. У татар, чуваш и других инородцев Поволжья птицеводство составляет экономическое подспорье, особенно куроводство, напр., из губерний Казанской и Вятской отправляют много яиц в Петербург, Ригу и оттуда за границу.
Пчеловодство и охота тоже не привычные ремесла для мишарей, впрочем, в Башкирии мишари и их мурзы отчасти занимаются соколиною охотою и гонкою верхом волков. У них бывают для этого особые лошади, которые и считаются хвальными.
В прежнее время мишари Нижегородской и Симбирской губернии водили ручных медведей, почему татары часто и называют их «аючы» (вожак медведя).
Торговлей, преимущественно разносной, мишари стали заниматься лишь в недавнее время и то не везде, а только в некоторых губерниях, напр., Нижегородской, Симбирской, Пензенской и Саратовской и в городах Касимове и Чистополе. Их много живет в столицах. В Петербурге они известны под именем халатников, так как больше торгуют старым платьем. В Москве они торгуют «узлом» (т. е. носят свой товар в узле), кружевами и старьем. В Нижнем Новгороде служат в крупчатных мельницах и в разных заводах. В Костроме - они частью извозчики, частью служат на разных судах, есть и судопромышленники. В Астрахани большею частью извощики (приезжие из губерний Нижегородской и Пензенской).
Из мишарей очень много коновалов. В некоторых деревнях Симбирской губернии мишари поголовно занимаются этим промыслом. Из татар же Казанских совсем нет коновалов. Мишарских коновалов можно видеть по всей России, кроме степей киргизских. Летом 1898 г. в Казань приезжали на учительские курсы три мишарских учителя из Карсунского уезда Симбирской губернии, из которых один привез кусок японской материи, чтобы сшить в Казани халат. Материя эта была куплена у коновалов, посещающих Японию и Китай.
Оказывается, что мишарские коновалы, отправляясь в глубь Азии, попадают в Китай и Японию, откуда привозят различного рода азиатских материй и ковров, которые здесь продают как редкость за дорогие цены.
Летом 1899 г. мишари Карсунского уезда Симбирской губернии, посещающие Приамурский край, просили себе у правительства доступа на остров Сахалин, но это разрешено им не было.
В губерниях Симбирской, Самарской и Казанской миша¬ри занимаются и конокрадством, причем обнаруживают замечательную смелость, находчивость и терпение. Это, как предполагают, остатки прежней наезднической удали. Такую же страсть к конокрадству мы видим и у киргиз и калмыков. На западе Цивильского и в Буинском уездах есть мишарские селения, жители которых поголовно занимаются этим постыдным промыслом. Шайки конокрадов всегда хорошо организованы, если не из одной деревни, то из нескольких деревень - по два, по три человека; сходятся обыкновенно на базарах и ярмарках. По соседству с миша¬рями, или просто по недоразумению, этот порок приписывается Казанским татарам, между тем как среди них конокрадство весьма редкое явление. В Вятской губернии, где табуны ходят без пастуха на огороженных полях и лесах, конокрадство тоже редкое явление.
Мишари имеют особенную склонность более к животной пище, чем к растительной. Самое любимое мясо - баранина и колбаса из конины. Лошадей режут только старых и исхудалых; жеребенка никогда не режут. А татары наоборот- режут жирных лошадей и их часто откармливают бардой, где есть винокуренные заводы; много режут маленьких жеребят, чтобы освободить матку во время полевых работ.

Национальных татарских праздников, как Сабантуй (праздник плуга), Зеин - летние увеселительные праздники в Мае и Июне месяцах, у мишарей не бывает. Впрочем, в некоторых местах, вследствие татарского влияния, Сабантуй и мишари справляют.
6 Н-654

VII. О костюме.

Костюм мишарей, как у мужчин, так и у женщин, тот же татарский, но они носят одежду более старинной формы.
Из сведений, доставленных Е. А. Малову татарином С. А. относительно формы, видно следующее: «одежда мишарей походит на одежду старых времен, новой моды у них нет». У казанских татар же форма часто меняется как у народа торгового и имеющего постоянные сношения с различными народами. Е. А. Малов говорит, что одежда у мишарей простая, древнего покроя, а не изысканная одежда мухаммеданской формы. Е. А. заметил, что рубашки у мишарей, как у русских, бывают своего изделия красные или пестрые, т. е. красно-синими клетками.
В некоторых местах (губерний Пензенской, Тамбовской, Нижегородской и Симбирской) на мужском костюме мишарей замечается русско-деревенское влияние, напр., иногда мишари носят русский полушубок, русские шапки, сапоги с широкими голенищами или русские лапти".
У татар же как на мужском, так и на женском костюме в последнее время стало замечаться русское городское влияние.
Головная повязка у мишарок имеет особую форму, совершенно сходную с киргизскою. Сначала обертывают голову покрывалом (тастар), а над ним обвязывают платком, распуская концы его сзади, как от чалмы. На эту особенность головной повязки мишарок указал и Е. А. Малов и Черемшанский. И. Н. Смирнов заметил, что, по влиянию мишарей, и мокшанки носят такую же форму головного убора.
Мишарки не носят шапок и шляп; татарки же во время полевых работ часто надевают белые войлочные шляпы, а в праздники и в гостях носят шапки с бобровым околышем, украшенным иногда сверху позументом. Впрочем, позументное украшение шапок и у татар уже выходит из моды. Шапка дается и в калым от жениха, и записывается в метрику в числе прочих нарядов.
У мишарок есть свой национальный камзол-род верхнего платья с короткими полами, и рукавами до локтей, с открытым воротом, талия со складками. Камзол застегивается лишь одной застежкой, больше серебряной, передние края только соприкасаются, а не покрывают друг друга. Точно такой же камзол мы видим у киргиз и ногайских татар (в губерниях Оренбургской и Астраханской). Камзол носят и татарки, но не такой, именно без складок и без рукавов, ворот чуть открыт, передние края покрывают друг друга. Камзол татар бывает обыкновенно теплый (на меху), дается и в калым.
Мишари носят вязаные чулки, а татары и чуваши носят суконные белые чулки.
У костромских мишарей ничего национального не осталось, кроме головной повязки женщин, которых только к можно различить от русских баб по этому наряду.
Костюм мишарей в губерниях Оренбургской и Уфимской, судя по описаниям Черемшанского, нисколько не отличается от костюма башкир и татар того края.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ О НАРОДНОСТИ И ПРОИСХОЖДЕНИИ.

Среди русских ученых сложилось мнение, что нынешние мишари или мещеряки, как они именуются в русской литературе, происходят от финского племени мещера, жившего на Оке и ее притоках.
Это предположение, основанное исключительно на названии «Мишар» и исчезновении Мещеры, нуждается в научной проверке. Литература о Мишарях крайне бедна; языка и быта этого народа никто не изучал, почему и встречаются частые ошибки и неточности в имеющихся немногих источниках.
Одного голого названия «мишар», конечно, не достаточно, для определения народности этого племени, так как соседние народы часто дают друг другу ошибочные названия, напр., киргизы называют башкир остяками (истак), луговые черемисы называют татар чувашами (суас), вотяки же называют их бигерами (бигер), чуваши называют киргиз ногаями (ногай), а сами киргизы называют этим именем вообще татар Поволжья, Алтайские калмыки называют русских казаками (казак). Исчезнувшее племя мещера было одного происхождения с мордвою, и в русских летописях постоянно упоминается вместе с мордвою и черемисами.
Мордва, как и другие приволжские финны, изстари ведет оседлую жизнь и с незапамятных времен занимается хлебопашеством и бортевым пчеловодством", охотою на зверей и рыбною ловлею.
У мишарей же не только нет склонности к этим отраслям хозяйства (кроме земледелия), но совсем нет слов в языке, относящихся до этих промыслов. И земледелие у них находится гораздо в худшем состоянии, чем у мордвы и других инородцев Поволжья. У мордвы, как у других финнов, совершенно не замечается кочевого характера, что сохранилось у мишарей довольно свежо.
6* 163

Если предположение о происхождении нынешних мишарей от мещеры считать достоверным, то по влиянию какого народа могло так скоро и окончательно отатариться это финское племя? В языке же казанских татар, как ближайших тюркских соседей мещеры, мы не замечаем некоторых фонетических особенностей мишарского наречия и массу его слов и тюркских архаизмов, встречаемых лишь в наречиях сибирских татар, которые никогда с мещерой в соприкосновение не приходили.
Спрашивается, в силу каких же благоприятных обстоятельств не подвергались той же участи и остались как бы изолированными от татар другие соседи и единоплеменники мещеры (мордва и черемисы)? Между тем мордва (мокша), занимая и ныне свои исторические места (и в области мещеры, как показывает название реки - Мокша), является постоянным соседом мишарей в губерниях Рязанской, Нижегородской, Пензенской, Тамбовской, Симбирской и др. Чем же объяснить, наконец самый тип тюркский у нынешних мишарей и откуда могло быть у них, столько мурз и князей?
Мишари сами себя считают татарами, киргизы называют их ногаями (ногай), Казанские татары утверждают, что они турецкого происхождения; другие инородцы и русский народ называют их безразлично татарами.
Язык и происходящие от него названия населенных мест доказывают, что это кочевой народ тюркской расы, вышедший из Средней Азии сравнительно в позднее время. Собственные их предания и некоторые исторические данные говорят, что это осколки Золотой Орды.
Личные имена и фамилии, от них происходящие, также служат до некоторой степени указателями татарского их происхождения.
По типу мишари принадлежат к тюркской расе и имеют больше сходства, напр., с крымскими татарами и даже отдаленными якутами.
Занятия, нравы и обычаи их - кочевого характера и сходны с киргизскими.
Костюм женщин чисто азиатского происхождения и совершенно сходен с киргизским и ногайским.
Совокупность всех этих данных исключает возможность финского происхождения нынешних мишарей и служит неопровержимым доказательством тюркского их происхождения. Я пришел к глубокому убеждению, что это - представители более многочисленного и когда-то сильного племени, именно потомки тех кочевников Азии, которые в XIII веке хлынули в Европу через реку Урал и утвердились на Ахтубе под именем Золотой Орды. По распадении последней части этого племени, предводимая царевичем Касимом, в половине XV столетия утвердилась на Оке и стала называться по главному городу Мещера, где сел их вождь Ка-сим. Другая значительная часть, кочевавшая еще долгое время и известная под общим именем Ногайцев, по завоевании царств Казанского и Астраханского, постепенно утвердилась в нынешних губерниях Самарской Саратовской, Симбирской, Пензенской и южной части Казанской, когда уже край начал заселяться русскими. Когда же утвердилось полное господство русских на Волге, различные обстоятельства заставили магометанствующих инородцев (татар и мишарей) переселяться в Башкирию, где они живут доныне. А также выходило из Орды в русскую службу множество татарских князей и мурз с своими дружинами в различное время. Весь этот элемент в настоящее время и носит название мишарь.

VII. О названии мишарь.

У тюркских племен есть обычай называть себя и соседей своих по именам вождей (Узбек, Ногай, Чагатай и др.), или по названиям населенных мест. Напр., Турки называют русских вообще именем «Москов», волжские булгары были известны также по главному их городу. Мишари Нижегородской губернии называют татар именем «Казан», Астраханские ногай называют их «Казанны». Мишарские мурзы в Уфимской губернии известны в Башкирии под именем «Томань» как вышедшие из Темникова Тамбовской губернии. Мишари Рязанской губернии вообще называют себя «KaciM», а город Касимов называют «Кирман».
В городах Москве и Астрахани проживает много мишарей из Нижегородской губернии, которые вообще известны под именем «Нижгород», как они называют сами себя. Город Касимов, до занятия его татарами, назывался «Мещерой», а также «Мещерским городцем». Название родоначальника новых поселенцев (Касым) постепенно вытеснило древнее название, перешедшее потом на народ в нем (и в области его) обитавший. Казанские татары навязали это название без различия всем татарам Поволжья, говорящим одним общим наречием.

_____________________

Скажите, что вы мне пытаетесь доказать и для чего?

Что татары братья русским и финно-уграм?

Татарские женщины известны на весь мир своей безграничной красотой и особым отношением к жизни. Слово мужа для нее – закон, через который она никогда не переступит, моральные устои, вроде нравственности и миролюбия, являются высшей ценностью. Отношения к детям и старикам полны доверия и проникновенной услужливости.

А как же красива девушка с татарскими корнями. Вы никогда не увидите ее в черной парандже, скрывающей всю стройность и музыкальность ее внешности. В гардеробе можно найти платье, расшитое аппликациями с изображением земного пространства, внизу будут стоять кожаные сапожки-читки. Татарки всегда одеваются согласно последней моде, но не забывают про чувство собственного достоинства, которое не дает им выставлять свое тело напоказ. Свой неповторимый и уникальный стиль – вот что точно отличает девушек-татарок от всех остальных.

Ниже представлены самые красивые татарки согласно опросу пользователей сайта “Top-antropos”.

Абрамова Алсу Ралифовна родилась в 1983 году, в ее жилах течет татарская кровь. Певица стала известна всей России в двухтысячных годах, она ворвалась в музыкальные топ-чарты с песней «Свет в твоем окне». Затем последовало выступление на Евровидение 2000, в котором артистка заняла второе место, что, на тот момент, было очень хорошим результатом. Алсу занимается не только творческой деятельностью, в 2011 году организация ЮНЕСКО наградила ее почетным званием «Артистки во имя мира» за огромный вклад в образование, науку и здравоохранение.

Алия Фаргатовна Мустафина появилась на свет в 1994 году, 30 сентября, в городе Егорьевск. Девушка всю свою жизнь посвятила спорту – гимнастике. Это принесло поистине величайшие награды: в 2012 году на международных комплексных спортивных соревнованиях, которые проводятся под эгидой Международного олимпийского комитета, выиграла золотую медаль в программе на брусьях, одну серебряную и две бронзовые. В том же году ее признали спортсменкой года в России. Среди ее достижений также красуются звание заслуженного мастера спорта РФ, многократной чемпионки мира.

Ирина Шайхлисламова, известная всему миру под псевдонимом Шейк, родилась в 1986 году. Девушка обладает крайне необычной внешностью, что не могли пропустить мимо себя фотографы, которые привлекли Шейк к работе в сфере модельного бизнеса. Ирина получила огромную долю популярности из-за своего долгого романа с одним из лучших футболистов в истории, Криштиану Роналду. Благодаря этим отношениям и собственному трудолюбию, она стала получать только лучшие контракты с модельными агентствами, попала на обложку журнала Sport Illusrtated, чего ранее не добивалась ни одна женщина. Девушку отличает от других не только интересная внешность, но и незаурядный ум, отменное чувство юмора.

Практически каждый человек в нашей стране слышал про благотворительный фонд «Подари Жизнь». Его основателем и идейным представителем стала удивительная женщина Чулпан Хаматова. Выдающаяся актриса отечественных фильмов появилась на свет 1 октября 1975 года. Имя Чулпан в переводе с татарского обозначает «утренняя звезда» или «звезда рассвета.

С детства Чулпан очень любила помогать другим людям, находила в себе мужество говорить то, о чем молчали другие, не закрывала глаза на несправедливость и жестокость. Эти качества в дальнейшем помогли девушке при построении своей карьеры в театре «Современник», в котором она играет до сих пор. От общественности последовало признание в виде награды народной артистки, полученной в 2012 году.

Рената с юности посещала модельные агентства. Отличалась упорством и трудолюбием. Эти черты характера помогли ей получить признание на трех конкурсах красоты: «Miss World Fashion 2012», где стала победительницей, «Краса России 2009», девушка довольствовалась вторым местом, « Мисс России 2011», прошла в финал. При росте 177 см Рената Зайнулина имеет фантастические параметры 81-61-90. На данный момент, является директором модельной школы в городе Калуга.

Динара Садтрединова воспитывалась в семье, соблюдающей и чтущей традиции мусульманской веры. Вся деятельность девушки направлена на преодолении проблем, нарушений в исламской культуре. На телевиденье выходит программа, где Динара работает ведущей. Отличительной чертой от других дикторов является одна маленькая деталь гардероба – хиджаб. Это свидетельствует о том, что Динара не только словесно доказывает свою веру, но и не боясь осуждения других, надевает на себя элемент исламского мира.

Лилия Аймалетдинова – российская модель и просто красавица. На счету молодой девушки уже несколько престижных наград: в 2009 году победа на конкурсе красоты «Гюзаль», в 2010 оставила всех соперниц позади на «Домодедовской красавице», в 2011 осталась среди восьмерки самых красивых девушек Московской области.

Имя Элины Киреевой вписано в историю золотыми буквами. Дело в том, что девушке удалось победить на конкурсе красоты «Краса России – 2012», она стала первой из татарок, кому удалось добиться такого оглушительного успеха. До нее татарским девушкам удавалось дойти только до финала.

Кто не смотрел знаменитый турецкий сериала «Королек- птичка певчая»? Помните роль Фриды? Ее играла красавица Айдан Шенер. В далеком 19 веке предки замечательной актрисы эмигрировали из Казани в солнечную Турцию, спасая свою веру от всеобщей христианизации народов. Айдан с любовью относится к своим корням и дважды с дружеским визитом прилетала в столицу Республики Татарстан.

Солистка Большого театра России родилась 28 мая 1984 года в прекрасном городе Казань. Девушка закончила сразу два музыкальных заведения – Казанское музыкальное училище и Консерваторию им Римского-Корсакова в Санкт-Петербурге. После этого Венеру пригласили поучаствовать в программе по обучению в молодежной оперной программе, там ее заметили представители Большого Театра и позвали выступать к себе. На данный момент, Венера является самой перспективным сопрано в мире. Поет в театрах по всей Европе, а ведущие газеты мира приписывают ей великое будущее.

Каждый народ имеет свои отличительные черты, которые позволяют почти без ошибок определить национальность человека. Стоит заметить, что азиатские народы весьма схожи между собой, поскольку все являются потомками монголоидной расы. Как можно определить татарина? Чем отличается внешность татар?

Уникальность

Без сомнения, каждый человек уникален, независимо от национальной принадлежности. И всё-таки имеются некие общие черты, которые объединяют представителей расы или национальности. Татар принято относить к так называемой алтайской семье. Это тюркская группа. Предки татар были известны как земледельцы. В отличие от других представителей монголоидной расы, татары не имеют ярко выраженных черт облика.

Внешность татар и изменения, которые нынче проявляются у них, вызваны во многом ассимиляцией со славянскими народами. И правда, среди татар иногда обнаруживают светловолосых, порой даже рыжих представителей. Этого, например, нельзя сказать об узбеках, монголах или таджиках. Имеют ли особенности глаза татар? У них не обязательно имеется узкий разрез глаз и смуглая кожа. Есть ли некие общие черты внешности татар?

Описание татар: немного истории

К числу наиболее древнейших и многолюдных этносов относятся татары. В Средние века упоминания о них будоражили всех вокруг: на востоке от берегов Тихого океана и до Атлантического побережья. Самые разные ученые включали упоминания об этом народе в свои труды. Настроение этих записей было явно полярное: одни писали с упоением и восхищением, другие же ученые выказывали страх. Но объединяло всех одно — никто не оставался равнодушным. Совершенно очевидно, что именно татары оказали огромное влияние на ход развития Евразии. Им удалось создать самобытную цивилизацию, которая воздействовала на самые разные культуры.

В истории татарского народа были как взлеты, так и падения. Периоды мира сменялись жестоким временем кровопролития. Предки современных татар приняли участие в создании сразу нескольких сильных государств. Несмотря на все превратности судьбы, им удалось сохранять как свой народ, так и самобытность.

Этнические группы

Благодаря трудам антропологов стало известно, что предками татар были не только представители монголоидной расы, но и европейцы. Именно этот фактор обусловил разнообразие во внешности. Более того, самих татар принято разделять на группы: крымские, уральские, поволжско-сибирские, южно-камские. Поволжско-сибирские татары, черты лица которых имеют наибольшие признаки монголоидной расы, отличаются следующими признаками: темные волосы, ярко выраженные скулы, карие глаза, широкий нос, складка над верхним веком. Представители этого типа немногочисленны.

Лицо поволжских татар продолговатое, скулы не слишком выражены. Глаза большие и серые (или карие). Нос с горбинкой, восточного типа. Телосложение правильное. Вообще мужчины этой группы достаточно рослые и выносливые. Кожа у них не смуглая. Такова внешность татар с Поволжья.

Казанские татары: внешность и обычаи

Облик казанских татар описывается так: крепко сложенный сильный мужчина. От монголов заметен широкий овал лица и несколько суженный разрез глаз. Шея короткая и крепкая. Мужчины редко носят густую бороду. Подобные особенности объясняются слиянием татарской крови с разными финскими народностями.

Брачный обряд не похож на религиозное действо. От религиозности — лишь чтение первой главы Корана да особая молитва. После брака молодая девушка не сразу переселяется в дом своего супруга: еще год она будет жить в своей семье. Любопытно, что её новоиспеченный муж приходит к ней как гость. Татарские девушки готовы ждать своего возлюбленного.

Лишь немногие имеют двух жен. И в тех случаях, когда это происходит, есть свои причины: например, когда первая уже состарилась, а вторая — более молодая — теперь ведёт домашнее хозяйство.

Наиболее часто встречаются татары европейского типа — обладатели русых волос и светлых глаз. Нос узкий, орлиный или с горбинкой. Рост невысокий — у женщин около 165 см.

Особенности

В характере мужчины-татарина были замечены некоторые особенности: трудолюбие, чистоплотность и гостеприимство граничат с упрямством, самолюбием и равнодушием. Уважение к старшим — вот что особенно отличает татар. Было отмечено, что представители этого народа склонны руководствоваться разумом, подстраиваются под ситуацию, законопослушны. Вообще синтез всех этих качеств, особенно трудолюбия и упорства, делает мужчину-татарина очень целеустремлённым. Такие люди способны добиваться успеха в карьере. Работу доводят до конца, имеют привычку добиваться своего.

Чистокровный татарин стремится получать новые знания, проявляя завидную усидчивость и ответственность. У крымских татар отмечается особое равнодушие и спокойствие в стрессовых ситуациях. Татары весьма любопытны и разговорчивы, а вот во время работы упорно молчат, видимо, чтобы не потерять концентрацию.

Одна из характерных черт — чувство собственного достоинства. Проявляется в том, что татарин считает себя особенным. Как следствие наблюдается некое высокомерие и даже надменность.

Чистоплотность выделяет татар. В своих жилищах они не терпят беспорядка и грязи. Причем это не зависит от финансовых возможностей — как богатый, так и бедный татарин ревностно следит за чистотой.

Мой дом — твой дом

Татары — народ очень гостеприимный. Готовы принимать у себя человека, независимо от его статуса, веры или национальной принадлежности. Даже при скромном достатке они проявляют радушное гостеприимство, готовые разделить с гостем скромный обед.

Огромной любознательностью выделяются татарские женщины. Их привлекает красивая одежда, они с интересом наблюдают за людьми других национальностей, следят за модой. Татарки весьма привязаны к своему дому, посвящают себя воспитанию детей.

Татарские женщины

Какое же удивительно создание — татарская женщина! В её сердце заложена безмерная, глубочайшая любовь к своим близким, к детям. Её предназначение — нести мир людям, служить образцом миролюбия и нравственности. Женщину-татарку отличают чувство гармонии и особая музыкальность. Она излучает некую одухотворенность и благородство души. Внутренний мир татарки полон богатств!

Татарские девушки с юных лет нацелены на крепкий, долговечный брак. Ведь они хотят любить мужа и воспитывать будущих детей за прочными стенами надежности и доверия. Недаром гласит татарская поговорка: «Женщина без мужа, что конь без узды!» Слово мужа для неё — закон. Хотя остроумные татарки дополняют — на любой закон, однако, найдется и своя поправка! И всё же это преданные женщины, которые свято чтят традиции и обычаи. Однако не надейтесь увидеть татарку в черной парандже — это стильная дама, которой свойственно чувство собственного достоинства.

Внешность татар весьма ухоженная. У модниц в гардеробе можно наблюдать стилизованные вещи, которые подчеркивают её национальную принадлежность. Вот, к примеру, есть обувь, которая имитирует читек — национальные кожаные сапожки, которые надевают татарские девушки. Еще один пример — аппликации, где узоры передают потрясающую красоту земной флоры.

А что к столу?

Женщина-татарка — прекрасная хозяйка, любящая, гостеприимная. Кстати, немного о кухне. Национальная кухня татар достаточно предсказуема в том, что основу главных блюд нередко составляют тесто и жир. Даже много теста, много жира! Конечно, это далекое не самое здоровое питание, хотя гостям, как правило, предлагаются экзотические блюда: казылык (или вяленая конина), губадия (представляет собой слоеный пирог с большим разнообразием начинок, от творога до мяса), талкыш-калева (невероятно калорийный десерт из муки, масли и меда). Запить же всё это богатое угощение можно айраном (смесь катыка и воды) или традиционным чаем.

Подобно мужчинам-татарам, женщины отличаются целеустремлённостью и настойчивостью в достижении целей. Преодолевая трудности, они проявляют смекалку и находчивость. Всё это дополняется большой скромностью, щедростью и добротой. Поистине, татарская женщина — это прекрасный дар свыше!