"влияние международных отношений на политическую карту мира". Реферат: Политическая карта мира

22.11.2017 21:07

Как изменились международные отношения после 90-х годов XX века? (Возможные ответы: окончилась «холодная война» и закончилось противостояние двух систем, двух крупных ядерных держав: США и Рос-сии; в мире стало спокойнее и безопаснее; существуют региональные очаги конфликтов, которые представляют опасность миру; происходит разрас-тание военного блока НАТО; идет процесс объединения в Европе: растет количество стран членов ЕС; международный терроризм может привести к обострению региональных конфликтов; произошло расползание ядер- ного оружия.)

2. Почему Россия против расширения НАТО на восток?

3. Какова роль ООН в урегулировании международных конфликтов?

4. Приведите примеры «горячих точек», существующих сегодня в мире.

5. Какова роль России в урегулировании региональных конфликтов? Может ли Россия играть роль мирового полицейского?

Как изменились международные отношения после 90-х годов XX века? (Возможные ответы: окончилась «холодная война» и закончилось противостояние двух систем, двух крупных ядерных держав: США и Рос-сии; в мире стало спокойнее и безопаснее; существуют региональные очаги конфликтов, которые представляют опасность миру; происходит разрас-тание военного блока НАТО; идет процесс объединения в Европе: растет количество стран членов ЕС; международный терроризм может привести к обострению региональных конфликтов; произошло расползание ядер- ного оружия.)

2. Почему Россия против расширения НАТО на восток?

3. Какова роль ООН в урегулировании международных конфликтов?

4. Приведите примеры «горячих точек», существующих сегодня в мире.

5. Какова роль России в урегулировании региональных конфликтов? Может ли Россия играть роль мирового полицейского?

Как изменились международные отношения после 90-х годов XX века? (Возможные ответы: окончилась «холодная война» и закончилось противостояние двух систем, двух крупных ядерных держав: США и Рос-сии; в мире стало спокойнее и безопаснее; существуют региональные очаги конфликтов, которые представляют опасность миру; происходит разрас-тание военного блока НАТО; идет процесс объединения в Европе: растет количество стран членов ЕС; международный терроризм может привести к обострению региональных конфликтов; произошло расползание ядер- ного оружия.)

2. Почему Россия против расширения НАТО на восток?

3. Какова роль ООН в урегулировании международных конфликтов?

4. Приведите примеры «горячих точек», существующих сегодня в мире.

5. Какова роль России в урегулировании региональных конфликтов? Может ли Россия играть роль мирового полицейского?

Как изменились международные отношения после 90-х годов XX века? (Возможные ответы: окончилась «холодная война» и закончилось противостояние двух систем, двух крупных ядерных держав: США и Рос-сии; в мире стало спокойнее и безопаснее; существуют региональные очаги конфликтов, которые представляют опасность миру; происходит разрас-тание военного блока НАТО; идет процесс объединения в Европе: растет количество стран членов ЕС; международный терроризм может привести к обострению региональных конфликтов; произошло расползание ядер- ного оружия.)

2. Почему Россия против расширения НАТО на восток?

3. Какова роль ООН в урегулировании международных конфликтов?

4. Приведите примеры «горячих точек», существующих сегодня в мире.

5. Какова роль России в урегулировании региональных конфликтов? Может ли Россия играть роль мирового полицейского?

Просмотр содержимого документа
«"Влияние международных отношений на политическую карту мира"»

Дата_______________Класс____________________

Тема: Влияние международных отношений на политическую карту мира

Цели: показать влияние международных отношений на политичес­кую карту мира; научить учащихся давать опенку политико-географи­ческого положения страны; формировать умение вести дискуссию; дать знания о политической географии и геополитике.

Оборудование: политическая карта мира, материалы газет и журналов, атласы, учебник.

Тип урока : урок-диалог.

Ход урока

I .Организационный момент

Учитель проверяет готовность к уроку и отмечает отсутствующих

II. Проверка домашнего задания (опрос)

Географический тест (см. приложение).

Желательно, чтобы листы с вопросами лежали на каждом столе.

Ответы: 1 - б); 2 - в); 3 - а); 4 - в); 5 - г); 6 - в); 7 - а); 8 - г); 9 - а); 10 - в); 11 - 1 в), 26), Зд), 4а), 5г); 12 - а), г); 13 - б), г); 14 - в), г).

II I . Изучение нового материала

Беседа с учащимися

Международные отношения и их влияние на политическую карту мира.

Учитель предлагает учащимся вопросы для обсуждения. Вопросы мо­гут быть предложены заранее на предыдущем уроке в качестве домашне­го задания или на этом же уроке. Обсуждение вопросов может быть орга­низовано сначала в группе, а потом мнения групп обсуждены в классе. Возможно предложение вопросов для урока-диалога заранее на стенде «Готовимся к дискуссии».

1. Как изменились международные отношения после 90-х годов XX века? (Возможные ответы: окончилась «холодная война» и закончилось противостояние двух систем, двух крупных ядерных держав: США и Рос­сии; в мире стало спокойнее и безопаснее; существуют региональные очаги конфликтов, которые представляют опасность миру; происходит разрас­тание военного блока НАТО; идет процесс объединения в Европе: растет количество стран членов ЕС; международный терроризм может привести к обострению региональных конфликтов; произошло расползание ядер- ного оружия.)

2. Почему Россия против расширения НАТО на восток?

3. Какова роль ООН в урегулировании международных конфликтов?

4. Приведите примеры «горячих точек», существующих сегодня в мире.

5. Какова роль России в урегулировании региональных конфликтов? Может ли Россия играть роль мирового полицейского?

6. Международные отношения могут развиваться от конфронтации к взаимопониманию и сотрудничеству. Приведите примеры развития меж­дународных отношений в такой последовательности. {Отношениямежду Россией и США, странами Европы и Азиатско-Тихоокеанского региона, страны НАТО провозгласили программу «Партнерство ради мира».)

7. Представьте, что от вас зависит мир на планете. Для сохранения мира необходимо решение особо важных вопросов. Какие вопросы со­временных международных отношений вы бы решили в первую очередь? Какие пути решения вы видите?

8. Возможна ли в XXI веке третья мировая война?

В результате обсуждения этих вопросов учащиеся должны прийти к выводам о том, что международная напряженность сейчас пошла на убыль, но еще не все проблемы решены. Так существуют региональные конф­ликты, многие страны имеют ядерное оружие, расширяется блок НАТО, непредсказуем международный терроризм. Необходимо разработать но­вую международную систему безопасности, основанную на коллегиаль­ном, а не на блоковом подходе.

Дополнительные материалы

Расстановка политических сил на мировой арене в конце XX века

1. Быстрое развитие многих азиатских, латиноамериканских и европейских государств. Укрепление международных позиций Китая. Китай - страна-ги­гант по численности населения (1 млрд 300 млн человек) Китай уступает по ВВП только США и Японии. По расчетам международных экспертов Китай к 2015 году выйдет на 1 место в мире по ВВП. Китай занимает 1 место в мире по добыче каменного угля, производству стали, минеральных удобрений, цемента, тканей, телевизоров и т.п. Китай собрал рекордный урожай зерна (риса) - 1 место в мире. В ночь на 1 июля 1997 г. окончился срок аренды (99 лет) Сянгана (Гонконг) Великобританией, в результате Сянган стал административным районом Китая. Стоимость экспорта Сянгана выше, чем всей Латинской Америки.

2. Падают мировые экономические и социальные показатели России. Если ВВП России в годы войны 1941-45 гг. упал на 21%, то за 1992-95 гг. ВВП упал больше чем на 28%. По объёму ВВП Россия уступает Китаю в 6 раз, Италии - более чем в 3 раза. В мире резко понизились политический престиж и авторитет России в международных делах.

3. Военное и политическое влияние США распространилось на большую часть земного шара. Сферами жизненно важных интересов США объявлены страны За­падной Европы, Япония, Ближний Восток, Восточная Европа, Закавказье, Па­кистан, Юго-Восточная Азия.

4. Возросла роль Германии в Европе, в ЕС, в НАТО.

5. Укрепились позиции Великобритании и британского Содружества (в со­ставе его 51 страна).

6. Ослабили позиции в мировой экономике развивающиеся страны. Некото­рые из них истощены многочисленными военными конфликтами. Среди этих стран особо выделяются своей военной силой и экономическим потенциалом Бразилия и Индия.

7. Обостряется политическая и социально-экономическая ситуация в Африке. За последние годы там наблюдаются высокие темпы прироста населения (более

1 % за год) и снижение стоимости валового продукта на душу населения.

Дополнительный материал о НАТО

Организация Североатлантического договора - военно-политический союз. До 1990 года в него входило 16 стран. В 1949 году в него вошли: США, Великоб­ритания, Франция, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Канада, Италия, Порту­галия, Норвегия, Дания, Исландия. В 1952 г. к НАТО присоединились Греция и Турция, в 1955 г. - ФРГ, а в 1982 г. - Испания. После окончания «холодной войны» функции НАТО изменились. Началось сокращение вооружений, ликвиди­рованы некоторые военные базы. Западные сторонники доказывают, что блок НАТО превратился из военной организации в гражданскую миротворческую организа­цию. Членам НАТО обеспечен демократический путь развития.

Россия имеет свои веские доводы. Наша страна предприняла беспрецедентные в истории шаги навстречу Западу, чтобы уйти от конфронтации с ним. Была рас­пущена организация Варшавского Договора, не существует Советского Союза. Россия оказалась значительно ослабленной и экономически и в военном отноше­нии. Не принимает Россия и продвижение НАТО на Восток в связи с приёмом новых членов. Стали членами НАТО: Польша, Венгрия, Чехия, Латвия, Литва, Эстония.

Проблема предотвращения региональных конфликтов. Больше всего территориально-пограничных конфликтов происходит в Азии. Это противоречия между Индией и Китаем из-за границы в Гималаях, между Индией и Пакистаном из-за штата Джамму и Кашмир, между Ираком и Ираном, Ираком и Кувейтом, Кип­ром и Турцией, Китаем и Тайванем, между Россией и Японией из-за Курильских островов. В Африке конфликты между Сомали и Эфиопией, Марокко и Алжи­ром, Марокко и Мавританией и т.д.

Конфликты на политико-религиозно-этнической основе в 90-х годах охва­тили и Европу (Бывшая Югославия, Испания, Бельгия, Ольстер в Великобрита­нии), и Азию (Индия, Шри-Ланка, Бангладеш, Ливан, Ирак, Камбоджа, Ин­донезия и др.), и Африку (ЮАР, Судан, Сомали, Руанда, Бурунди и др.), и страны СНГ (Россия, Армения, Азербайджан, Украина, Грузия, Киргизия, Тад­жикистан и др.). В 90-х годах удалось добиться прогресса в решении конфликта между Израилем и Организацией освобождения Палестины, в результате чего создана палестинская автономия, которой были переданы несколько городов на берегу реки Иордан и сектора Газа. Ликвидирован расистский режим апартеида в ЮАР. Важную роль в урегулировании конфликтов играет ООН, которая играет роль посредника в разрешении спорных вопросов в бывшей Югославии, на Кип­ре, на Ближнем Востоке, В Камбодже, Анголе, Мозамбике, Сальвадоре и др.

В урегулировании некоторых конфликтов значительна роль великих держав, в особенности США и России.

IV. Подведение итогов

V Рефлексия.

VI Домашнее задание

1. § 1, 2, 3, 4 темы №1.

2. Повторить основные термины и понятия темы.

3. На контурную карту нанести 30 стран.

4. Ответить на вопросы на с. 21.

Программа : Для общеобразовательных учреждений, Изд-во «Просвещение», 2002, а также авторская, составленная для профильного класса.

Базовый учебник : В.П. Максаковский Экономическая и социальная география мира: учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений / М.: Просвещение, 2005. – 400 с.

Предмет: Экономическая и социальная география мира.

Класс: 11-й Социально-экономический

Тип урока : семинар с использованием ИКТ и ресурсов Интернет

Оборудование: компьютер, проектор, экран, программа Microsoft PowerPoint, ресурсы Интернет, политическая карта мира, раздаточный материал.

Цели и задачи урока : показать влияние международных организаций на решение военно-политических, экономических и территориальных конфликтов /на примере Ирака и Грузии/. Продолжить формирование ключевых компетенций, через:

  • работу с тестовым и картографическим материалом;
  • оценку политико-географической обстановки в регионе на основе информации Интернет;
  • умение вести дискуссию;
  • перевод теоретической информации в картографическую;
  • умение делать выводы.

Ход урока

I . Организационный момент (приветствие гостей, коллег, учащихся).

II . Акцентуация понятия – «международные отношения»

III . Ознакомление учащихся с планом урока:

  1. Постановка целей и задач.
  2. ПКЕ и Международные организации /проверка знаний/.
  3. «Горячие точки» планеты /теоретический аспект/.
  4. Работа с материалами СМИ и Интернет /практический аспект/.
  5. Выводы по теме.
  6. Домашнее задание.

IV . Проверка знаний:

Тест, на основе контрольно-измерительных материалов ЕГЭ 2007/2008 гг. (см. приложение 1 , к уроку).

V . Теоретический аспект (слово учителя):

  1. Политическая карта является отражением многообразных процессов, происходящих на нашей планете. Естественно, что в процессе развития возникают противоречия и проблемы различного характера - политические, экономические, этнические, религиозные и территориальные.
  2. Большинство проблем удаётся решить путём переговоров, компромиссов. Однако часто ситуация обостряется, приобретая характер серьёзного конфликта. Некоторые конфликты пытаются разрешить силой, т.е. вооружённым путём.
  3. Количество серьёзных конфликтов (или «горячих точек») в конце XX в. достигло 150. Для понимания сути этих многочисленных конфликтов необходимо их систематизировать (или классифицировать).

Классификация конфликтов

«Горячие точки» планеты, причины их порождающие

VI . Практический аспект /работа учащихся/:

ЗАДАНИЕ: используя Интернет-ресурсы (выборка статей официальных изданий о Иракском и Грузино-Осетинском конфликтах), заполнить таблицу и составить картосхему, отражающую участие международных организаций, преимущественно европейских, в решении данных проблем, с отдельным выделением личной выгоды каждой.

Работа в парах:

а) один ученик работает с табличным материалом (см. приложение 2 , к уроку);

б) второй ученик работает с картографическим материалом (см. приложение 2 , к уроку).

  1. [email protected]. – «ЕС: в грузинском вопросе до санкций не дойдет» ("The Times", Великобритания);

VII . Выводы по теме (учитель-ученик):

  1. Государство, действующее в одиночку или совместно с немногими дружественными странами, вряд ли будет обладать наиболее взвешенными и объективными оценками происходящего, в целях урегулирования последствий конфликта.
  2. Одностороннее вмешательство затрудняет распределение ответственности (как об этом свидетельствует постепенное размывание даже той коалиции ограниченного состава, которая оказала поддержку США в Ираке).
  3. Любые будущие военные акции, выходящие за пределы довольно строгого и традиционного определения понятия «самооборона», должны проводиться только при условии получения на них международно-согласованного мандата от ООН.
  4. Важно, чтобы в нынешний момент мировой истории подобные принципы были выработаны и приняты всеми ведущими государствами мира, так как число государств, обладающих избыточной военной мощью для совершения интервенций растет и будет продолжать увеличиваться – наряду с увеличением числа возможных предлогов для вмешательства по мере того, как государства сталкиваются с расширением вероятных угроз своим жизненным интересам.

VIII . Домашнее задание.

10 класс

Тема: « Влияние международных отношений на политическую карту мира»

Цель урока: рассмотреть влияние международных отношений на политическую карту; познакомить учащихся с международными организациями; научить характеризовать по картам особенности ПГП стран.

Тип урока : урок-диалог

Методы обучения: словесный, диалогический

Средства обучения: учебник географии для 10 класса, В.П. Максаковского

Основные понятия урока:

План урока:

    Организационный момент: приветствие учащихся и проверка готовности к уроку.

    Проверка домашнего задания – ответ на кроссворд в течение 5-6 минут по теме « Многообразие стран современного мира»

    Изучение нового.

Этапы формирования политической карты мира.

Процесс формирования политической карты мира принято разделять на следующие этапы:

1. Древний (до 5 в. н.э.)

В этот период возникли и исчезли такие государства как Древняя Греция, Древний Египет, Вавилон, Финикия.

2. Средневековый (5-15 вв.)

Этот период связан с феодализмом. Характерной чертой периода стали захваты соседних территорий другими государствами, формирование рынка. В этот период существовали такие государства как Священная Римская империя, Англия, Испания, Португалия, Византия, Киевская Русь.

3. Новый (15 в. – Первая мировая война)

В этот период было развитие европейской колониальной экспансии, развитие международных хозяйственных связей. В Новом периоде формирования политической карты мира возникли мировые колониальные империи. В это же время была Эпоха Великих географических открытий. Наиболее активное участие в освоении новых территорий приняли следующие страны: Испания, Португалия, Англия, Нидерланды, США, Германия.

4. Новейший (Конец Первой мировой войны – н.в.)

В этот период произошли существенные изменения на политической карте мира, распались некоторые государства, появились новые. Поэтому данный период принято разделять на три этапа:

1. Появление новых государств – СССР, Польша, Венгрия, Австрия; разделение Османской империи; увеличение колониальных владений Великобритании, Франции, США.

2. Этот этап начался после окончания Второй мировой войны и характеризуется крушением колониальной системы, образованием новых независимых государств, в том числе в Европе. В этот же период возникает Организация Объединенных Наций (ООН).

Организация Объединенных Наций (ООН) международная организация, созданная для поддержания и укрепления международного мира и безопасности, развития сотрудничества между государствами.

Рис.1 Флаг ООН

Кроме того возникает Холодная война, в результате происходит разделение стран на два лагеря (НАТО и Организация Варшавского договора).

НАТО ( Северо-Атлантический Альянс) - крупнейший в мире военно-политический блок, объединяющий большинство стран Европы, США и Канаду. Основан 4 апреля 1949 года в США, «чтобы защитить Европу от советского влияния».

Варшавский договор ( Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи ) от 14 мая 1955 года - документ, оформивший создание военного союза европейских социалистических государств при ведущей роли Советского Союза - Организации Варшавского договора (ОВД) и закрепивший двуполярность мира на 34 года. Заключение договора явилось ответной мерой на присоединение ФРГ к НАТО.

3.Конец 1980 – х гг. 20 в. – н.в. Основными изменениями в этот период были: объединение Германии, распад СССР и образование СНГ, распад Варшавского договора, распад Чехословакии, Югославии и последующие события.

Современные вопросы международной политики.

Несмотря на многие процессы, которые происходили в вышеизложенных этапах, в настоящее время продолжают существовать неразрешимые проблемы, отражающиеся на политической карте мира. К таким проблемам стоит отнести:

1. Международный терроризм (группировки Аль-Каида, Хезболла, Хамас и др.)

2. Региональные и локальные конфликты (военная операция НАТО в Югославии в 1999 году, в Афганистане в 2001 году, в Ираке в 2003 году, в Ливии в 2011 году, проблемы в Секторе Газа, в непризнанном Курдистане)

3. Борьба за нераспространение ядерного оружия.

В настоящее время главенствующими и «официальными» ядерными державами являются Россия, США, Китай, Франция и Великобритания. Кроме того «полулегально» или потенциально ядерным оружием обладают Индия, Пакистан, Израиль, КНДР.

В итоге под влиянием международных экономических отношений на протяжении различных исторических эпох сформировалась современная политическая карта мира, она продолжает формироваться и в наше время.

Домашнее задание

Тема 1, П.2

1. Какие глобальные проблемы современности вам известны?


После Второй мировой войны (1939-1945 гг.) на политической карте мира нашли отражение такие важные процессы, как образование ряда социалистических государств, крушение колониальной системы и появление десятков освободившихся стран, рост движения нeприсоединения. Но основное coдержание вceгo послевоенного периода составляло глобальное противостояние Востока и Запада, "холодная война" между ними. Возникли многочисленные военнополитические союзы, и в том числе два главных: и Организация Варшавского договора (ОВД).
В разных частях земного шара были созданы сотни военных баз, то и дело вспыхивали локальные (местные) войны. На политической карте мира возникли многочисленные очаги международной напряженности, региональные конфликты.
Во второй половине 80-x годов 20 века в международных отношениях обозначился переход от конфронтации к взаимопониманию и сотрудничеству. Добрососедство стало приходить на смену недоверию, подозрительности и вражде. Сейчас это можно сказать об отношениях между Россией, CHГ и США, между странами Европы, Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), других регионов. На политической карте мира нашли отражение такие важные процессы и явления, как объединение Германии, образование CHГ, начáло реального разоружения, провозглашение странами НАТО программы «Партнёрство ради мира», в которой участвует и Россия.
Постоянно действует Совет «Россия НАТО», играющий важную роль в поддержании Европейской безопасности. Отношения России с США приняли xaрактер стратегического партнерства, что положительно сказалось на всей мировой обстановке. Политическими средствами удалось развязать тугие узлы многих peгиональных конфликтов.

Например, путем переговоров были разрешены конфликты в Центральной Америке (Никаpáгya, Сальвадóр), на юге Африки (Намúбия), в Юго-Восточной Азии (Камбóджа). В странах СНГ международная напряженность пошла на убыль, в мире стало спокойнее и безопаснее.
В разрядке напряженности вeлика роль Организации Объединенных Наций (ООН), штаб-квapтиpa которой находится в Нью-Иорке. На конец 2008 г. в нее входило 193 члена.
Несмотря на все эти достижения, многие вопросы международных отношений, находящие отражение на современной политической карте мира, еще ждут cвoeгo разрешения.
Во-первых, это борьба с активизировавшимся в последнее время международным терроризмом, который фактически бросает вызов всему мировому сообществу, обостряет политическую ситуацию во многих странах и районах.

Например, в сентябре 2001 года исламская террористическая opгaнизация «АльКáида», возглавляемая международным «террористом номер один» саудовским миллионером Усáмой бен Лáденом, организовала варварские воздушные налеты на Нью-Иорк и Вашингтон, которые вызвали осуждение подавляющего большинства стран мира.
После этого для борьбы с международным терроризмом была создана широкая коалиция многих государств.
Во-вторых, это развязывание многочисленных региональных и локальных конфликтов, в основе которых обычно лежат либо пограничные территориальные споры, либо peлигиозно-этнические разногласия, либо проявления сепаратизма . Больше вceгo таких конфликтов в Азии (Индия, ШриЛанка, Индонезия, Афганистан, Израиль, Ирак и др.) и в Африке (Kонгo, Судан, Эфиопия, Либерия и др.), но они есть также и в других регионах.

Например, ужé мнoгo десятилетий продолжается конфликт между Индией и Пакистаном из-за Кашмира. Эта спорная область служит очагом постоянной нaпряженности, которая не раз coпровождалась вооруженными столкновениями и даже войнами.

Еще один пример. После распада Югославии в 1991 г. на ее месте возникли пять суверенных гocyдарств, что вызвало резкое обострение политических и межнациональных отношений. В первой половине 90-x годов настоящая война между боснийцами-мусульманами и сербами происходила на территории Боснии и Гepцeговины.
А в конце 90-x годов эпицентром подобных противоречий стал населенный албанцами край Косово в Сербии.

В-третьих, это борьба за нераспространение ядерного оружия. Согласно Договору о eгo нераспространении, заключенному еще в 1968 г., в «клуб» ядерных держав получили право входить только пять стран: США, СССР, Великобритания, Франция и Китай. Но нелегально разработкой ядерногo оружия занимались также Индия, Пакистан, Иран, Ирак, Израиль, Северная Корея и нeкоторые другие страны. На рубеже 20 и 21 веков Индия и Пакистан фактически стали ядерными державами. В 2003 г. КНДР (Се́верная Коре́я) объявила о наличии у нее aтомной бомбы. По мнению мировогo сообщества, к созданию такого оружия стремится Иран. Предположение о eгo наличии у Ирака привело в 2003 году к войне США и их союзников против этой стpaны. В 2008 г. после войны на Кавказе обстановка в мире осложнилась.

В этих условиях Россия выступает за создание международной безопасности, основанной на многополярном мире. Тезис о многополярном устройстве мира является одним из основных принципов внешней политики многих государств, ибо каждое государство имеет пра́во, исходя из своих конкретных условий, независимо и самостоятельно выбирать путь развития без вмешательства со стороны́ других государств. Различия же в социальном строе, идеологиях, системах ценностей не должны становиться препятствием для развития нормальных межгосударственных отношений.

Сущность и виды международных отношений

Определение 1

Международные отношения - это отношения между государствами на основе международного права.

Международные отношения являются одними из ключевых при формировании политической карты мира. Основой любых международных отношений всегда были, есть и будут экономические отношения – отношения на основе хозяйственной деятельности человека. Одним из древнейших видов международных отношений является международная торговля . Она часто служила причиной заключения торговых договоров и торговых союзов между странами.

Политика – есть продолжение экономики. Именно поэтому все политические договоры имели и имеют экономическую подоплеку. Какие-то страны получают выгоду, другие – попадают в экономическую и, соответственно, политическую зависимость.

Война – это продолжение политики радикальными средствами. Там, где не удается решить экономические проблемы политическим путем, некоторые страны прибегают к военной силе. Происходит захват территорий и материальных ценностей противника, разрушение его экономики, уничтожение или порабощение населения. Изменяются границы государств, их политическое устройство, хозяйственная и общественная деятельность.

Влияние политических процессов на формирование государств

Стремление к экономическому и политическому «переделу» сфер мирового влияния привело к ряду локальных военных конфликтов. А в $ХХ$ веке на земном шаре прогремели две мировых войны. По подсчетам историков, за последние $15$ тыс. лет на Земле в мире человечество прожило лишь $500$ лет.

Могут возникать международные наступательные и оборонительные военно-политические союзы, блоки, объединения. Например, Киевская Русь сформировалась как союз восточнославянских племен, созданный для защиты от набегов восточных кочевых народов – половцев, печенегов, хазар и пр. Российская империя сформировалась за счет завоевания территорий Сибири и Дальнего Востока, покорения народов Центральной Азии и Кавказа. Украина присоединилась к России чтобы выстоять в борьбе за независимость против Речи Посполитой и Турции. Речь Посполитая возникла в ходе объединения Польши и Литвы по религиозным и политическим мотивам. США образовались как объединительный союз территорий, восставших против британской колониальной политики. Сирия и Египет в средина $ХХ$ века образовали Объединенную Арабскую Республику.

Замечание 1

В результате мощного патриотического и интеграционного движения в $90$-х годах $ХХ$ века ФРГ и ГДР объединились в единое немецкое государство – Германию (ФРГ). Из-за экономического и политического кризиса коммунистической экономической доктрины Распался ряд социалистических государств. Вместо Советского Союза (СССР) возникло $15$ независимых государств, Чехословакия (ЧССР) разделилась на Чехию и Словакию. На ряд государств распалась и Югославия.

В ходе борьбы за независимость от британской короны, многие английские колонии получили независимость. При этом снова произошла «перекройка» политической карты мира. Вместо британской колонии Индии в $1948$ году были образованы:

  • Индия,
  • Западный Пакистан,
  • Восточный Пакистан,
  • Шри-Ланка,
  • Непал.

Спустя некоторое время Восточный Пакистан отделился от Западного и стал самостоятельным государством Бангладеш.

Влияние политических процессов на формирование наций

Важным странообразующим фактором является процесс становления и формирования наций и народов. Раннефеодальные государства, по мере формирования национального сознания в обществе, формировании нации, распадаются на отдельные территории по национальному признаку. Так возникают унитарные (однонациональные) государства. Но развитие мирового производства приводит к интернационализации и интеграции капитала. Поэтому закономерно возникает стремление к объединению государств. Еще К. Маркс и Ф. Энгельс писали об этом в работе « О лозунге про Соединенные штаты Европы». В настоящее время интеграционные процессы в европейских странах приводят к все большему сближению экономических и политических систем, объединению ресурсов развитых стран Европы.

Таким образом, мы можем убедиться, что именно совокупность международных отношений формирует политическую карту мира.