Магатэ: история создания, направления и формы деятельности. Роль международных организаций – магатэ, евратом и снг – в области использования мирного атома Как расшифровывается магатэ

МАГАТЭ (межд агентство по ядер энерг) www.iaea.org

История начин в 1946 г., когда в рамках ООН создается комиссия по атомной энергии Баруха- самый знаменитый проект, выдвинутый комиссией, в котором предложен проект МАГАТЭ- предложено создать агентство при ООН, кот монополизир-ет все вопросы по атомн. энерг. Агентство выступает в роли депозитария материалов и технологий, кот страны добровольно отдают под междунар контроль. При этом Барух предлагал оторванность агенства от Совбеза. СССР не согласен- в результ. проект заблокирован. Комиссия перестала существовать, когда СССР испытал яд. бомбу в 1949 г., 1954 г.- в СССР запущена первая АЭС в Огненске.

В 1954 г. США изменили законодат-во в обл. атомной энерг-ки и начинают проводить активную пол-ку в ядерной сфере.

В конце 1953 г. Президент Эйзенхауэр представил план « Атомы для мира», кот почти повторяет план Баруха.

В нач. 1954 г. Советско-американские переговоры по вопросу создания межд. Агентства по атомной энергии. СССР настаивает на том, чтобы новая организация была под контролем Совбеза. 1956 г.- Совещание в Вашингтоне, осень 56 г.- Конференция в Нью-Йорке- в ходе которых разрабатывается устав МАГАТЭ.

Задача МАГАТЭ- гарантировать то, что мирный атом не превратится в военный.

МАГАТЭ- первая крупная межд.орг., обладавшая функциями инспекции и контроля. Государства ставили свою деятельность под контроль МАГАТЭ.

МАГАТЭ не является спец учреждением ООН, скорее членом семьи ООН, но не связан с Совбезом, а связан с Ген. Ассамблеей и только в случае необх-ти передает материалы Совбезу.

Споры внутри МАГАТЭ решаются судом ООН. Дата создания МАГАТЭ- 1957 г., когда устав вступил в силу. В 2005 г. МАГАТЭ получила премию мира.

Направления деятельности:

1. 1контроль над атомн. энерг

2. Сотрудничество в обл. атомн. энерг.

Ген директор главный, избирается раз в пять лет, Нынешний ген директор японец Юкио Амано. 151 гос-ва-члены.

Структура:

Совет управляющих (Канада, Германия, Италия, Индия, Япония+ клуб ядерных держав) ,

Генеральная конференция,

Департаменты.

Контроль МАГАТЭ

Система гарантий была ужесточена в 70 г., когда вступил в силу ДНЯО в 68 г. В первой половине 70-х произошла разработка так называемой всеобъемлющей системы гарантий (до начала 70-х страны могли выбирать, что ставить под гарантию, а всеобъемлющая система гарантий обязывала передавать МАГАТЭ весь перечень яд. Деятельности) гос-во обязано сообщить МАГАТЭ об имеющихся яд материалах и об установках, на кот оно может быть использовано, гос-во обязано сообщать обо всех изменениях, Магатэ организует инспекции в зависимости от кол-ва выработанного материала. В нач 90-х новый этап в развитии системы гарантий, связан с незакон ядерн деятельностью Ирака, когда государство вроде бы находится под контролем, но все равно разрабат-вает оружие, поэтому разрабатывается дополнит. Протокол, по кот. МАГАТЭ имеет право неограниченного осмотра территории яд. объекта, право доступа ко всем зданиям яд. объекта и брать пробы, где хотят.

В настоящее время ведется апробирование интегрированной системы гарантий, кот призвана учитывать взаимоотношения с разными в отдельности государствами.

Безопасность, наука и технич сотрудничество

Безопасностью занимается департамент Ядерной безопасности, задача которого -поддержание необходимого уровня безопасности яд установок, мониторинг среды вокруг установок.

Наукой занимается департамент яд. энергии и департамент ядерных наук и применений, задачи- планирование ядерной энергетики, программы по обучению и повышению квалификации персонала АЭС, яд. Исследования.

Технич. сотрудничеством- департамент технического сотрудничества.

12. Конф по разоружению.

Возникла из за бездеятельности комиссии по разоружению. В к.50х из за слабости комиссии - тенденция к складыванию за пределами ООН международных форумов по разоружению. ""Комитет 10ти""- создан в 1960 - предшественник конференции по разоруж. Вошло 5 социалистических (во гл с СССР- Чехословакия, Польша, Болгария и Румыния) и 5 коммунистических (США - Франция, Великобр, Италия, Канада). Создана для ведения переговоров по разоружению. 61г. - к 10ти присоединилось еще 8 (из движения неприсоединившихся). Статус комитета был подтвержден специальной сессией ГА ООН в 78г. Офиц. дата основания конф. по разоружению- 1979г.

Сегодня 65 участников. Конференция не является органом ООН и она регулярно предоставляет ГА свои отчеты и рекомендации. Довольно самостоятельный орган.

Направления деятельности конф по разоружению- 1) Первоначально в комитете обсуждался вопр всеобщего и полного разоружения. 62г-СССР и США представляют 2 проекта. СССР- программа ускоренного разоружения. 3 этапа за 4 года. 1этап- ликвидация иностранных баз (начиная с тех которые в Европе), ликвидац средств доставки яд. оружия, вооруженные контингенты передавать в распоряжение СовБеза ООН, в рамках ООН учредить международную организацию по разоружению. США за более длительные и более постепенные шаги. Увязывают степень разоружения со степенью восстановления доверия. Минимум за 6 лет, 3 этапа. Первые 2 займут 6 лет, 3ий-не понятно, будет известно по итогам первых 2х. Более низкие темпы сокращения вооружения и личного состава + США предлагают очень детализированную систему контроля. В итоге, ни к каким выводам не пришли, переговоры с 62г. по всеобщему разоружению прервались. 2) Больше внимания частным вопросам разоружения. 68г-ДНЯО, 72- Конвенция по запрещению бактериологического и токсинного оружия, 71- .договор о морском дне, 80- .конвенция о конкретных видах обычных вооружений, 93- Конвенция о запрещ химического оружия, 97- Конвенция о запрещении противопехотных мин

Еще по теме МАГАТЭ: история создания, направления и формы деятельности:

  1. История создания и основные направления деятельности Римского клуба

Международное агентство по атомной энергии, сокращенно МАГАТЭ (International Atomic Energy Agency, IAEA – официальный сайт iaea.org) является организацией, целью создания которой является развитие международных отношений в области использования «мирного атома». Проще говоря, задачей МАГАТЭ является следить за тем, чтобы технологии атомной энергетики не использовались в военных целях.

История создания МАГАТЭ

МАГАТЭ, как организация, была создана в Нью-Йорке 29 июля 1957 году со штабом-квартирой в австрийской Вене. Изначально в её состав вошли 56 государств, среди которых были СССР, и другие. На февраль 2016 года в организации состоят . Помимо венской штаб-квартиры, МАГАТЭ содержит отделения в Швейцарии, США, Канаде и Японии, а также лаборатории в Монако и Австрии и исследовательский центр в Италии.

Цели создания и задачи МАГАТЭ

Целью создания МАГАТЭ должна было стать независимость этой организации в общей системе ООН. При этом Агентство всегда осуществляло лишь надзорные функции по контролю за распространением ядерных технологий, а не карательную. Помимо задачи контроля, МАГАТЭ разрабатывает различные нормы в области здравоохранения и безопасности, связанные с атомной энергетикой и негативными последствиями её работы. Так Агентство поддерживает различные программы по борьбе с раком.

Все задачи МАГАТЭ можно разделить на три части:

  1. Содействие мирному использованию ядерной энергии;
  2. Контроль за использованием ядерной энергии в военных целях;
  3. Создание информационных стандартов ядерной безопасности, а также решения последствий ядерных катастроф.

Деятельность Международного агентства по атомной энергетике

МАГАТЭ регулярно проводит различного рода научные семинары и форумы по вопросам развития атомных технологий, а также направляет своих специалистов в различные страны для помощи в исследованиях, в первую очередь с точки зрения безопасности.

Также МАГАТЭ исполняет контрольную функцию, как уже было сказано выше по мирному использованию атомных технологий, как это в частности было при строительстве .

Важной вехой деятельности организации считается вопрос нераспространения ядерного оружия. В частности был подготовлен еще в 1968 году Договор о нераспространении ядерного оружия. Однако он до сих пор не подписан такими странами как Индия, Пакистан, КНДР и Израиль. Последний отрицает наличие у себя ядерного оружия, тем не менее, в стране действовало несколько исследовательских ядерных центров, в частности , который могли производить оружейный плутоний.

Касательно вопросов безопасности, МАГАТЭ разработала специальную международную шкалу ядерных событий – (I nternational N uclear E vent S cale), которая состоит из 7 уровней и классифицирует инциденты на ядерных объектах по степени тяжести последствий.

Генеральные директора МАГАТЭ

Со дня основания организации по 1961 год руководителем МАГАТЭ являлся американец Стерлинг Коул. После него на пост генерального секретаря Агентства поднимались два шведа – Сигвард Эклунд (1961-1981 годы) и Ханс Бликс (1981-1997 годы).

Пожалуй, самой заметной фигурой на посту генсека был четвертый по счету руководитель – египтянин Мохаммед эль-Барадеи, который работал с 1997 по 2009 годы. Время его работы запомнилось конфликтом с США по вопросу наличия ядерного оружия у Саддама Хусейна в Ираке. Как показала история, Агентство было право. А в 2005 году МАГАТЭ и эль-Барадеи получили Нобелевскую премию мира за деятельность по недопущению распространения использования ядерной энергии в военных целях.

Нынешним генеральным секретарем МАГАТЭ является японец Юкия Амано, избранный 1 декабря 2009 года.

Эль Барадеи и Юкия Амано на вручении Нобелевской премии мира

Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) - это ведущий мировой форум научно-технического сотрудничества в области мирного использования ядерных технологий.

МАГАТЭ создано в 1957 в соответствии с решением ООН от 4 декабря 1954, входит в систему ООН, с которой связано специальным соглашением; ежегодно представляет доклад о своей деятельности Генеральной Ассамблее ООН и, при необходимости, - Совету Безопасности ООН. Штаб-квартира расположена в Вене, Австрия. СССР изначально принимал самое деятельное участие в формировании МАГАТЭ, активно взаимодействовал с другими государствами в выработке Устава и ратифицировал его в числе первых. Советский Союз был также автором ряда важных положений, связывающих роль Агентства с общей ответственностью ООН за предотвращение использования атомной энергии в военных целях, выступал за создание в его рамках эффективной системы контроля, отстаивал равноправие всех его участников. СССР активно сотрудничал с этой организацией, всячески способствовал ее укреплению, оказывал всестороннюю политическую, научно-техническую и материальную поддержку ее деятельности.

Агентство было создано как независимая межправительственная организация в системе ООН, а с появлением Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), его работа приобрела особое значение, поскольку ДНЯО сделал обязательным для каждого государства-участника заключить с МАГАТЭ соглашение о гарантиях.

Цель работы Агентства в стране - констатировать, что работы в мирной ядерной области не переключались на военные цели. Государство, подписывая такое соглашение, как бы гарантирует, что не проводит исследований военной направленности, поэтому этот документ и называется соглашением о гарантиях. При этом МАГАТЭ - орган сугубо технический. Оно не может давать политической оценки деятельности того или иного государства. МАГАТЭ не вправе строить догадки - Агентство работает только с наличными фактами, основывая свои выводы исключительно на осязаемом результате инспекций. Система гарантий МАГАТЭ не может физически воспрепятствовать переключению ядерного материала с мирных целей на военные, а только позволяет обнаружить переключение находящегося под гарантиями материала или использование не по назначению поставленной под гарантии установки и инициировать рассмотрение таких фактов в ООН. При этом выводы Агентства отличаются крайней осторожностью и корректностью.

Важнейшее направление деятельности МАГАТЭ - обеспечение нераспространения ядерного оружия. По Договору о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) на МАГАТЭ возложена проверка выполнения обязательств его участников. Контрольные функции Агентства - так называемые гарантии МАГАТЭ - имеют цель не допустить в странах, не обладающих ядерным оружием, переключения атомной энергии с мирного применения на создание ядерного оружия.

Департамент гарантий, созданный в рамках Секретариата МАГАТЭ, обеспечивает контроль за ядерными установками и материалами путём изучения соответствующих учётных документов, проверки работы операторов на ядерных установках, проведения выборочных измерений в «ключевых точках» установок. В этих целях широко практикуется направление инспекторов на места.

В функции Агентства входит:

  • поощрение исследований и разработок по мирному использованию атомной энергии;
  • поощрение обмена научными достижениями и методами;
  • формирование и применение системы гарантий того, что гражданские ядерные программы и разработки не будут использоваться в военных целях;
  • разработка, установление и адаптация норм в области здравоохранения и безопасности

Структура МАГАТЭ

Совет управляющих обычно собирается пять раз в год. Он рассматривает отчетность, программу и бюджет МАГАТЭ и представляет Генеральной конференции рекомендации по этим вопросам и рассматривает также заявления о приеме в члены Агентства. Кроме того, он утверждает соглашения о гарантиях и публикацию норм безопасности МАГАТЭ.

Генеральная конференция , в которой представлены все государства-члены, созывается один раз в год для рассмотрения, помимо прочих вопросов, доклада Совета управляющих за предыдущий год, утверждения отчетности, программы и бюджета, а также утверждения поступивших заявлений о приеме в члены Агентства.

Секретариат осуществляет программы и деятельность, утвержденные директивными органами Агентства.

За историю существования в деятельности МАГАТЭ были поистине ответственные и сложные моменты, когда Агентству удавалось сохранить деликатный баланс и, не впадая в политический круговорот и опираясь на имеющийся технический инструментарий, накопленный опыт и экспертный потенциал (работа в 1990-е годы по подтверждению полного и необратимого свертывания ЮАР ее военной ядерной программы; деятельность в Ираке в течение всех 1990-х годов по выявлению незаявленной ядерной деятельности Багдада). К сожалению, на сегодняшний день приходится констатировать, что работа МАГАТЭ порой приобретает политическую окраску (ядерная проблема Корейского полуострова, ситуация вокруг иранской ядерной программы).

Россия и МАГАТЭ

Сегодня на «площадке» МАГАТЭ Россия претворяет в жизнь установки, заложенные в концептуальных документах по обеспечению национальной безопасности и реализации внешнеполитического курса страны. Потенциал Агентства несет в себе большие возможности для содействия модернизации экономики России, укрепления позиций страны как равноправного партнера на мировых рынках. Россия строит АЭС по всему миру, активно прибегая к экспертизе Агентства в вопросах обеспечения должного уровня их безопасного функционирования.

Даже в самые критические моменты, когда масштабные аварии на АЭС фактически ставили под вопрос будущее атомной энергетики, Россия всегда старалась подставлять дружеское плечо МАГАТЭ. Самый недавний пример - сплоченные усилия Агентства и России по постепенному восстановлению авторитета мирного атома после аварии на японской АЭС «Фукусима-1».

Кроме того, Россия вносит осязаемый вклад в дело последовательного формирования новой архитектуры международного сотрудничества в области мирного использования атомной энергии. На территории России в Ангарске функционирует Международный центр по обогащению урана. При нем под управлением МАГАТЭ создан гарантийный запас низкообогащенного урана, которым уже сегодня может воспользоваться любое государство - член Агентства, соблюдающее свои нераспространенческие обязательства.


Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ ) является универсальной международной организацией в области мирного использования ядерных технологий и уникальной мировой площадкой научно-технического сотрудничества.

Впервые, острая потребность в решение проблем, связанных с ядерной энергией возникла уже на I сессии Генеральной Ассамблеи ООН 10 января 1946 года. В том же году была создана первая постоянная комиссии в системе ООН – Комиссии по атомной энергии. В 1947 году СССР выдвинул план сотрудничества государств по решению проблем, связанных с ядерным оружием. В плане было предложено: запретить использование ядерного оружия в мире, так как оно является оружием массового уничтожения; запретить государствам, имеющим ядерное оружие, передавать его другим государствам; и государства, не имеющие ядерного оружия, должны отказаться от его производства.

В 1957 г. было создано МАГАТЭ, в рамках ООН, в качестве автономной организации, с помощью которой государства-участники стали не только упорядочивать международное сотрудничество в области мирного использования ядерной энергии, но и следить за тем, чтобы созданная в рамках МАГАТЭ система контроля не давала возможности неядерным государствам использовать ядерную энергию в военных целях. Сегодня широкий спектр услуг, программ и видов деятельности Агентства основывается на потребностях его 154 государств-членов .

Одним из направлений деятельности Агентства является развитие ядерных технологий. Агентство стремится повысить роль ядерной науки и технологии в деле оказания поддержки устойчивому развитию через развитие передовых ядерных технологий. Это охватывает как повышение уровня знаний, так и их использование для преодоления стоящих перед миром злободневных проблем, таких, как голод, эпидемии, рациональное использование природных ресурсов, загрязнение окружающей среды и изменение климата. Деятельность Агентства связана с ядерной энергетикой, а именно безопасность и обращение с отходами, обеспечение использования ядерной технологии исключительно в мирных целях.

МАГАТЭ способствует передаче ядерной технологии государствам-членам для ее использования в медицине, сельском хозяйстве, промышленности, управлении водными ресурсами и для других применений. Многие из этих программ прямо или косвенно вносят свой вклад в достижение целей устойчивого развития и охраны окружающей среды, определенных в «Повестке дня на XXI век», принятой Конференцией Организации Объединенных Наций по окружающей среде и развитию в 1992 году. Агентство имеет две научные лаборатории, где осуществляется подготовка кадров и ведутся исследования в поддержку деятельности по техническому сотрудничеству и оказанию помощи. Многие из этих направлений деятельности реализуются во взаимодействии с Продовольственной и сельскохозяйственной организацией (ФАО). Агентство сотрудничает с ФАО в рамках объединенного отдела, занимающегося применением изотопов и излучений в продовольственной и сельскохозяйственной областях. Сюда входят такие направления, как селекция и генетика растений, борьба с насекомыми-вредителями, плодородие почв, ирригация и растениеводство, животноводство и сохранение пищевых продуктов.

Следующее немаловажное направление в деятельности МАГАТЭ стала ядерная безопасность и физическая ядерная сохранность. Будущая роль ядерной энергии зависит от подтвержденных устойчивых результатов безопасного применения всех ядерных методов. Программе МАГАТЭ по ядерной безопасности посвящена разработка норм безопасности ядерных установок и обеспечения сохранности радиоактивных источников, безопасной перевозки радиоактивных материалов и обращения с радиоактивными отходами . Хотя МАГАТЭ и не является международным регулирующим органом, его усилия в области ядерной безопасности направлены на разработку многосторонних юридически обязывающих соглашений, которые становятся в последнее время механизмами повышения ядерной безопасности, радиационной безопасности и безопасности отходов во всем мире. Рекомендации МАГАТЭ в области безопасности используются многими странами в качестве основы для разработки своего национального законодательства. Разработаны положения и руководства по безопасности в отношение выбора площадки, проектирования, эксплуатации и качества АЭС. В целях дальнейшего повышения эксплуатационной безопасности во всем мире Агентство по запросу проводит оценки безопасности, включая рассмотрение группами международных экспертов непосредственно на площадке вопросов эксплуатации АЭС.

Еще одним направлением деятельности МАГАТЭ стало нераспространение ядерного оружия. В рамках глобальных усилий по предотвращению распространения ядерного оружия МАГАТЭ осуществляет проверку того, чтобы ядерные материалы не перебрасывались с законного мирного использования на военные цели. После того, как какое-либо государство-член становится участником соглашения о гарантиях, инспектора Агентства контролируют весь заявленный ядерный материал путем проведения инспекций на местах в стране участнике Соглашения, осуществляют дистанционное наблюдение и проверку учетных документов. Без такой четкой системы гарантий было бы невозможно осуществлять связанные с ядерными методами торговлю и передачу технологии. В настоящее время действует 225 соглашений о гарантиях с 141 государством.

В области физической ядерной сохранности МАГАТЭ помогает государствам-членам в обеспечении более высокой готовности к борьбе с угрозой ядерного терроризма. К основным приоритетам Фонда физической ядерной безопасности МАГАТЭ относятся: повышение физической ядерной безопасности посредством обеспечения надлежащей физической защиты и регулирующего контроля, эффективное запрещение незаконного оборота ядерных и радиоактивных материалов, объединение систем ядерной безопасности и физической ядерной безопасности, обеспечение готовности и реализации планов аварийного реагирования .

Структура МАГАТЭ. О рганами МАГАТЭ являются Совет управляющих и Генеральная конференция. Генеральная конференция состоит из представителей всех государств - членов МАГАТЭ . В настоящее время в Совет управляющих входят 35 членов: 13 из которых назначаются Советом и 22 избираются Генеральной конференцией.

Совет управляющих обычно собирается пять раз в год: в марте и июне, в сентябре - непосредственно до и после очередной ежегодной сессии Генеральной конференции - и сразу после сессии его Комитета по технической помощи и сотрудничеству в декабре. Он рассматривает отчетность, программу и бюджет МАГАТЭ и представляет Генеральной конференции рекомендации по этим вопросам и рассматривает заявления о приеме в члены Агентства. Утверждает соглашения о гарантиях и публикацию норм МАГАТЭ по безопасности, а также уполномочен назначать Генерального директора, который утверждается Генеральной конференцией.

Генеральная конференция состоит из представителей всех государств членов. Созывается один раз в год для рассмотрения доклада Совета управляющих за предыдущий год, утверждения отчетности и программы и бюджета, а также утверждения любых заявлений о приеме в члены Агентства. Она уполномочена запрашивать у Совета доклады по любым вопросам, относящимся к функциям Агентства. Во время своей очередной ежегодной сессии Конференция проводит общую дискуссию по основным направлениям деятельности и по программе МАГАТЭ, рассматривает различные вопросы, представленные ей Советом, Генеральным директором и отдельными государствами-членами.

Структура Секретариата МАГАТЭ . Секретариат осуществляет программы МАГАТЭ после ее утверждения Советом и Генеральной конференцией. В Секретариате МАГАТЭ работают 2300 сотрудников категории специалистов и сотрудников поддержки. Секретариат возглавляет Генеральный директор, который является главным административным должностным лицом и назначается на четырехлетний срок. Ему помогают заместители Генерального директора, возглавляющие шесть департаментов:

  1. Департамент ядерной энергетики занимается вопросами ядерной энергетики, топливного цикла и обращения с ядерными отходами.
  2. Департамент ядерной безопасности. Вопросы ведения - ядерная безопасность, радиационная безопасность и безопасность ядерных отходов, физическая ядерная безопасность.
  3. Департамент ядерных наук и использования занимается вопросами использования ядерных технологий в мирных целях: в здравоохранении, сельском хозяйстве, промышленности и других областях.
  4. Департамент гарантий использования атомной энергии в мирных целях занимается проверкой мирного использования атомной энергии.
  5. Департамент технического сотрудничества отслеживает передачу технологий и устойчивое развитие в области атомной энергии в мирных целях.
  6. Департаменту управления подведомственны юридические и административные вопросы, бюджет, финансы, работа со средствами массовой информации.

В рамках МАГАТЭ были разработаны и приняты следующие документы: Кодекс поведения по обеспечению безопасности и сохранности радиоактивных источников (2004г.), Типовой дополнительный протокол к соглашению(ям) между государством(ами) и МАГАТЭ о применении гарантий (1998г.), Венская конвенция о гражданской ответственности за ядерный ущерб (1997г.), Конвенция о дополнительном возмещении за ядерный ущерб (1997г.), Объединенная конвенция о безопасности обращения с отработавшим топливом и о безопасности обращения с радиоактивными отходами (1997г.), Договор о зоне, свободной от ядерного оружия в Юго-Восточной Азии (Бангкокский договор 1995г.), Договор о зоне, свободной от ядерного оружия в Африке (Пелиндабский договор 1995г.), Конвенция о ядерной безопасности (1994г.), Принципы, касающиеся использования ядерных источников энергии в космическом пространстве (1992г.), Конвенция о физической защите ядерного материала (1979г.) и т.д.

Европейское сообщество по атомной энергии (Евратом) был создан на основании Договора об учреждении Европейского сообщества по атомной энергии (далее - Договор о Евратоме) 25 марта 1957 года в Риме и вступил в силу с 1 января 1958 года. Ниццский договор от 26 февраля 2001 г., который вступил в силу с 1 мая 2003 г., внес ряд существенных поправок в Договор о Евратоме и в дальнейшем применяется, как консолидированный текст с учетом Ниццских изменений.

В настоящее время Евратом является международной региональной специализированной организацией. Изначально Евратом объединял только шесть западноевропейских стран: Францию, ФРГ, Италию, Бельгию, Голландию, Люксембург. Но по мере расширения Европейского союза все новые государства-члены присоединялись также и к Евратому. В настоящий момент членами Евратома являются все 28 государств-членов Евросоюза .

Договор о Евратоме предусматривал «создание общих расщепляющихся материалов, совместное строительство ядерных заводов, проведение научно-исследовательских работ, широкий обмен информацией, специалистами и оборудованием» . Однако основной акцент в деятельности Евратома делался на праве распределения расщепляющихся материалов среди государств-членов, и принадлежало оно исключительно этой организации. Таким образом, «Евратом становился наднациональной организацией, которая получила возможность вмешиваться не только в ядерную промышленность стран-участниц, но и в любую отрасль их промышленности, связанную с ядерным производством» .

«В Договоре о Евратоме ничего не было сказано о запрещении использования расщепляющихся материалов для военных целей. Таким образом, те страны, которые стремились бы использовать расщепляющиеся материалы для военных целей, могли это сделать. Именно этим воспользовалась Франция. При подписании Договора о Евратоме она прямо заявила о своем праве заниматься вопросами применения ядерной энергии в национальном масштабе. Таким образом, самое значительное количество расщепляющихся материалов было выделено ею из-под контроля Евратома» .

Европейский Союз (ЕС) в области ядерной энергетики ставил себе задачу «создания необходимых условий для возникновения и быстрого роста атомной промышленности» (ст.1 Договора о Евратоме). Не нужно забывать, что идея создания в 50-х годах атомного сообщества в Европе была вызвана необходимостью восстановления народного хозяйства и промышленности после Второй мировой войны и требовалось много электроэнергии для дальнейшей индустриализации стран-членов ЕС. Такой традиционный энергоноситель, как уголь уже не мог решить возникавшие энергетические проблемы, да и количество его было недостаточным, а нефтью страны региона в необходимых количествах вообще не располагали. В сложившихся условиях атомная энергетика открывала колоссальные потенциальные возможности. В целях выполнения этой задачи ЕС начинает развивать:

  • исследовательскую работу и распространяет технические знания;
  • разрабатывает единые нормы безопасности для защиты здоровья трудящихся и всего населения, следит за их исполнением;
  • упрощает инвестиционный режим и обеспечивает, поощряя, в частности, инициативу предприятий, создание установок для фундаментальных исследований, необходимых для развития атомной энергетики в ЕС;
  • следит за регулярным и справедливым снабжением потребителей в ЕС ядерным топливом и рудой;
  • гарантирует, путем надлежащего контроля, невозможность использования ядерных материалов на другие цели, кроме тех, для которых они предназначены;
  • использует право собственности, которое признается, на владение специальными расщепляющимися материалами;
  • обеспечивает широкий сбыт и доступ к лучшим техническим средствам путем создания общего рынка специального оборудования и материально-технического обеспечения, свободного движения капиталов для инвестиций в атомные отрасли, а также предоставлением свободного выбора места работы специалистам внутри ЕС;
  • устанавливает с другими странами и международными организациями всевозможные связи, содействующие прогрессу в мирном использовании атомной энергии (ст.2 Договора о Евратоме).

Иными словами, ЕС решает поставленную задачу на основе интеграции знаний, технологий, инфраструктуры, возможностей финансирования производства атомной энергии при обеспечении необходимого уровня безопасности, а также осуществляя поставки ядерных материалов и оборудования при централизованной системе контроля.

Особый акцент Евратом делает на развитие исследований. Правовой регламентации этой деятельности посвящена глава I (ст.ст. 4-11). Здесь важную роль играет Еврокомиссия, которая обязана содействовать развитию ядерных исследований в государствах-членах ЕС, а также дополнять их осуществлением исследовательских и учебных программ. Такие программы разрабатываются на период, не превышающий пять лет. Еврокомиссия периодически публикует перечень областей в ядерных исследованиях, которые она считает недостаточно изученными. При этом ее консультирует Научный и технический комитет. В целях развития координации данного процесса Еврокомиссия может обращаться со специальным или общим запросом к государствам-членам ЕС, отдельным лицам или предприятиям с просьбой о направлении ей программ, касающихся определенных исследований. Публикация программы без согласия вышеперечисленных лиц не допустима. С целью обмена информацией и проведения консультаций, Еврокомиссия может проводить совещания представителей государственных и частных исследовательских центров с привлечением экспертов, задействованных в аналогичных или смежных областях. Еврокомиссия имеет право для поддержания исследовательских программ оказывать им финансовую помощь, предоставлять на платной или безвозмездной основе сырье или специальные расщепляющиеся материалы, установки, оборудование или экспертную помощь, побуждать исполнителей программы к совместному финансированию.

В связи с тем, что атомная отрасль является капиталоемкой и требует постоянного вливания денежных масс, то стимулирование инициативы привлечения инвестиций в атомную отрасль физическими и юридическими лицами, участвующими в промышленной деятельности, подпадающей под действие Договора о Евратоме, был решен следующим образом. Они обязаны направлять в Еврокомиссию любые свои проекты инвестиций в новое оборудование и переоборудование производства. Далее Еврокомиссия обсуждает с физическими и юридическими лицами все аспекты их инвестиционных проектов и сообщает свою точку зрения заинтересованному государству-члену ЕС. Еврокомиссия также может опубликовать направленные ей инвестиционные проекты, если имеется разрешение заинтересованного государства-члена ЕС. Еврокомиссия «периодически публикует индикативные программы»(ст.40). На практике это содействует координации необходимого количества инвестиций.

Согласно ст. 45 Договора о Евратоме, предлагалось предприятиям, имеющим первостепенную важность для развития атомной промышленности, преобразоваться в совместные предприятия (СП), что и было сделано, и куда хлынули частные капиталовложения. СП являются юридическим лицом и в каждом государстве-члене ЕС наделяются широкой правоспособностью, признаваемой соответствующими национальными законодательствами за юридическими лицами. Таким образом, СП подпадает под действие правил, применяемых к промышленным и торговым предприятиям, если Договор о Евратоме или же собственный Устав СП не предусматривает иных положений. Устав СП также может содержать дополнительные ссылки на национальные законодательства государств-членов ЕС. Эти нормы Договора о Евратоме дали возможность частному капиталу не только определять развитие ядерной энергетики, но и влиять на всю политику Евратома в целом.

В связи с тем, что полномочия Евратома строго ограничены вопросами мирного использования атомной энергии, то в Договоре о Евратоме особое правовое регулирование получили вопросы снабжение рудой, сырьем и специальными расщепляющимися материалами (глава VI). Снабжение рудой, сырьем и специальными делящимися материалами обеспечивается в соответствии с «принципом равного доступа к ресурсам и при соблюдении единой политики в области снабжения» (ст. 52). Евратом является монополией по осуществлению закупок и поставок руды, ядерного сырья и специальных расщепляющихся материалов, как из источников внутри Евросоюза, так и находящихся за его пределами. «Специальные расщепляющиеся материалы являются собственностью Евратома» (ст. 86). Причем право собственности ЕС распространяется на все специальные расщепляющиеся материалы, произведенные и импортированные государством-членом ЕС. Для осуществления снабжения рудой, сырьем и специальными расщепляющимися материалами было создано Агентство по снабжению Евратома, которое наделено правом заключения соответствующих контрактов и организационно входит в состав Генерального директората Еврокомиссии по энергетике на правах отдельного директората, подчиняющегося напрямую Гендиректору. Агентство обладает правом юридического лица и финансовой автономией.

Евратом может заключать соглашения о сотрудничестве. Так, в 1958 году было заключено Соглашение с США относительно мирного использования ядерной энергии. Согласно этому соглашению США брали на себя обязательства участвовать в строительстве энергетических установок, работающих на ядерной энергии в государствах-участниках Евратома. А в 1973 году Евратомом было подписано Соглашение с МАГАТЭ о размежевании полномочий при осуществлении гарантий на территории стран ЕС.

Однако Еврокомиссия дает директивы Агентству, обладает правом вето на его решения и назначает генерального директора Агентства и его заместителя, а государства-члены ЕС сохраняют за собой большую часть компетенции в таких вопросах, как безопасность ядерных объектов, хранение радиоактивных отходов и нераспространение.

В настоящее время Евратом делает особый акцент на повышение ядерной безопасности и гарантий безопасности, а также на радиационной защите. В частности, идет работа по разработке декарбонизации энергетической системы. В 2013 году был принят документ «Горизонт 2020», своего рода Программа действий Евратома на 2014-2020 гг., в которой были закреплены три приоритета: передовая наука, лидерство в промышленности и борьба с социальными проблемами. Приоритетными разработками Евратом определил следующие темы: ядерное деление, радиационную защиту, термоядерные исследования, направленные на разработку магнитного термоядерного синтеза в качестве источника энергии.

Программа действий Евратома на 2014-2020 гг. («Горизонт 2020») поставила конкретные задачи:

Основные направления деятельности Евратома в настоящее время.

На пространстве бывших республик СССР с 1991 г. действует международная региональная организация Содружество Независимых Государств (СНГ) , в рамках которой функционируют два отраслевых органа Совместная консультативная комиссия по вопросам разоружения и Комиссия государств-участников СНГ по использованию атомной энергии в мирных целях.

Совместная консультативная комиссия по вопросам разоружения образована Соглашением СГГ СНГ о создании Совместной консультативной комиссии по вопросам разоружения от 9 октября 1992 года.

Участники: Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Молдова, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина. Наблюдатель: Азербайджан. Правовое положение – это консультативный орган. Состоит из полномочных представителей государств-участников СНГ. Председательство осуществляется государствами-участниками СНГ в алфавитном порядке. Заседания : по мере необходимости, но не реже двух раз в год.

Функции комиссии: согласование действий по выполнению соответствующих обязательств в рамках международных соглашений; обмен мнениями и информацией; изучение и обобщение практики выполнения многосторонних соглашений; консультации по вопросам инспекционной деятельности в ходе выполнения многосторонних соглашений; соглашение других вопросов в пределах компетенции Комиссии (ст.2 Соглашения).

Вопросы, которые рассматривает данная Комиссия : Подготовка к Совещанию по рассмотрению выполнения Программы действий ООН по предотвращению и искоренению незаконной торговли стрелковым оружием и легкими вооружениями (ЛСО) во всех ее аспектах и борьбе с ней; О разработке международного договора о торговле оружием (МДТО); Задачи дальнейшего укрепления режима ядерного нераспространения. Перспективы переговорного процесса по разработке нового Договора по контролю над обычными вооружениями в Европе, а также дальнейшего взаимодействия по тематике выполнения резолюции Совета Безопасности ООН 1540 (2004), в которой подтверждено, что распространение ядерного, химического и биологического оружия, а также средств его доставки представляет угрозу для международного мира и безопасности. Итоги второй сессии подготовительного комитета Обзорной конференции 2015 года по рассмотрению действия Договора о нераспространении ядерного оружия, обсуждение проблематики военного космоса и вопросы экспортного контроля, а также вопросы, касающиеся Договора о торговле оружием, продвижения Декларации о безъядерном мире и модернизации Венского документа о мерах укрепления доверия и безопасности.

Комиссия является межправительственным координационно-консультативным органом. Решения Комиссии носят рекомендательный характер. Комиссия активно работает уже 15 лет. В 2011 году Комиссия состояла из 6 рабочих групп, в настоящее время их насчитывается уже 12 .

В рамках одной из рабочих групп была разработана Концепция ядерной и радиационной безопасности государств – участников СНГ в области использования атомной энергии в мирных целях, которая была принята Решением СГП СНГ 21 ноября 2014 года. Концепция стала ключевым документом, в котором закреплены основные принципы и задачи сотрудничества стран-участниц СНГ по обеспечению ядерной и радиационной безопасности, а также приоритетные направления их реализации.

В Концепции закреплены три термина «ядерная и радиационная безопасность», «радиационный риск» и «персонал». Под «ядерной и радиационной безопасностью понимается состояние защищенности персонала, населения и окружающей среды от воздействия ионизирующего излучения, при котором степень этого воздействия, оцененная по современным научным данным, соответствует приемлемым рискам с учетом социальных и экономических факторов». «Радиационный риск» - «вредное воздействие радиационного облучения на здоровье человека, а также возможность такого воздействия и другие угрозы возникновения вредных последствий, связанных с облучением или потенциальным облучением». «Персонал» - «лица, подвергающиеся радиационному облучению в процессе своей работы с техногенными источниками или работающие на радиационном объекте». Таким образом, Концепция на пространстве СНГ унифицировала единую терминологию по ядерной и радиационной безопасности, что является важным шагом для формирования единого подхода к этой проблеме.

Концепция определила основные задачи в этой области, а именно:

  • дальнейшее совершенствование регулирования ядерной и радиационной безопасности;
  • создание основных объектов инфраструктуры по обращению с радиоактивными отходами и отработавшим ядерным топливом, другими видами ядерных материалов и радиоактивных веществ, в том числе при их транспортировке;
  • создание систем необходимых для обеспечения и контроля ядерной и радиационной безопасности в условиях нормальной эксплуатации АЭС и при авариях;
  • повышение защищенности персонала, населения и окружающей среды от радиационного воздействия;
  • практическое решение проблем, связанных с деятельностью ядерно- и радиационно опасных объектов в предыдущие периоды, включая: реабилитацию загрязненных территорий, вывод из эксплуатации ядерно- и радиационно опасных объектов, утилизацию отработавших источников ионизирующего излучения, обеспечение безопасности при обращении с ранее накопленными радиоактивными отходами и отработавшим ядерным топливом;
  • научное и информационно-аналитическое обеспечение;
  • обеспечение единства измерений.

Были выработаны основные принципы при совместном решении задач обеспечения ядерной и радиационной безопасности. Концепция четко формулирует основополагающий постулат, что совместная деятельность по обеспечению ядерной и радиационной безопасности должна строиться на базе основополагающих принципов безопасности, рекомендованных МАГАТЭ. При решении государствами – участниками СНГ совместных задач обеспечения безопасности должны, безусловно, соблюдаться следующие принципы: законность, государственная ответственность, обязательность, обоснованность, презумпция опасности и совместность действий.

В Концепции закреплены основные области ее применения , а именно в таких областях:

I. Технологии ядерного топливного цикла , включая: добычу и переработку природного урана, изготовление ядерного топлива, генерацию тепловой и электрической энергии на АЭС, транспортные ядерные энергетические установки, переработку и захоронение отходов, вывод из эксплуатации.

II. Применение радиационных технологий в неядерных отраслях : в промышленности, в т. ч. на предприятиях по добыче нефти, газа и других органических и минеральных ресурсов, по созданию радиоизотопной продукции, в промышленной дефектоскопии и др.; на транспорте; в технике и технологии, в т. ч. при создании новых материалов, в геологоразведке, в системах измерения и связи; в сельском хозяйстве и пищевой промышленности; в здравоохранении, в т. ч. при использовании ионизирующих излучений для целей диагностики, терапии, а также стерилизации медицинского оборудования и материалов.

III. Транспортирование ядерных материалов и радиоактивных веществ, в том числе при их трансграничном перемещении.

IV. Реабилитация территорий , подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате хозяйственной деятельности, ядерных и радиационных аварий.

V. Применение ионизирующих излучений для целей образования и научных исследований.

В настоящее время в целях реализации Концепции вырабатываются Программы совместных действий и Плана первоочередных мероприятий по обеспечению ядерной и радиационной безопасности государств – участников СНГ в области использования атомной энергии в мирных целях.

План первоочередных мероприятий будет включать целевые проекты и соглашения по перспективным направлениям сотрудничества в этой области государств-участников СНГ. Финансирование работ будет осуществляться в пределах средств, предусмотренных в национальных бюджетах, а также за счет привлечения внебюджетных источников на договорной основе. Механизмом совместного решения задач Концепции также может стать создание совместных предприятий за счет финансовых средств, предусмотренных в национальных бюджетах государств-участников СНГ, а также внебюджетных источников.

1. Экспертная группа по координации выполнения Рамочной Программы в области мирного использования атомной энергии на период до 2020 года.

2. Методологическое обеспечение реализации проектов в рамках деятельности Комиссии

3. Модернизация и развитие радиационной терапии и ядерной медицины. В рамках этой рабочей группы функционирует секция "Радиофармацевтические технологии". Данная рабочая группа в настоящее время разрабатывает Концепцию модернизации и развития атомной медицины в СНГ.

4. Гармонизация нормативной правовой и нормативно-технической базы в области мирного использования атомной энергии государств - участников СНГ. Р абочая группа в настоящее время разрабатывает две концепции: Концепцию комплекса соглашений и других нормативных актов, устанавливающих требования к контролю поставок продукции для атомных отраслей государств-участников СНГ и Концепцию создания межгосударственного интеграционного центра по сбору, анализу информации и методическому обеспечению вопросов нормативного правового и нормативно-технического регулирования в области мирного использования атомной энергии.

5. Адаптация и внедрение в странах СНГ международных стандартов в области применения промышленных радиационных технологий и обеспечения радиационной безопасности.

6. Создание системы управления интеллектуальной собственностью в области мирного использования атомной энергии с целью формирования и эффективного использования интеллектуального капитала государств – участников СНГ.

7. Создание транснациональной телемедицинской сети государств – участников СНГ для дистанционной диагностики онкологических заболеваний.

8. Атомное содружество XXI.

9. Разработка Концепции ядерной и радиационной безопасности государств – участников СНГ в области использования атомной энергии в мирных целях. Данная рабочая группа успешно разработала Концепцию, которая была принята Решением СГП СНГ 21 ноября 2014 года. В настоящее время проводит разработку Программы совместных действий и Плана первоочередных мероприятий по обеспечению ядерной и радиационной безопасности государств – участников СНГ в области использования атомной энергии в мирных целях.

10. Совместная реализации проекта создания и осуществления программы научных исследований на специализированном токамаке КТМ, предназначенном для исследований перспективных материалов термоядерных реакторов.

11. Сотрудничество в области производства, использования и продвижения изотопной продукции государств - участников СНГ.

12. Создание платформы для практического сотрудничества в области вывода из эксплуатации ядерно и радиационно-опасных объектов, обращения с ядерными материалами и радиоактивными веществами (РАО) и отработанным ядерным топливом (ОЯТ) и реабилитации территорий.

(Справка)

МАГАТЭ – межправительственная организация в системе ООН, созданная в 1957 г. Ее центральные учреждения находятся в Вене. В настоящее время членами Агентства являются 169 государств.

Деятельность МАГАТЭ регламентируется Уставом и направлена на развитие международного сотрудничества в области мирного использования атомной энергии, проверку выполнения государствами обязательств по использованию ядерных материалов и объектов исключительно в мирных целях, обеспечение безопасности использования атомной энергии, оказание технической помощи, в первую очередь, развивающимся государствам-членам. При этом Устав МАГАТЭ не подразумевает непосредственного участия Агентства в ядерном разоружении, которое не упоминается ни в числе целей, ни в числе функций МАГАТЭ. Устав Агентства подлежит ратификации всеми его государствами-членами. Государством-депозитарием Устава являются США.

В МАГАТЭ два директивных органа – Генеральная конференция (ГК) и Совет управляющих (СУ). ГК собирается на очередные сессии с участием делегаций всех государств-членов один раз в год – в сентябре. СУ руководит МАГАТЭ в период между сессиями ГК. В его состав входят управляющие из 35 государств (Россия назначается в Совет на каждой сессии ГК как одно из наиболее развитых государств-членов в области технологии атомной энергии).

Персонал Агентства возглавляет Генеральный директор, который назначается СУ и утверждается ГК на срок в четыре года. С декабря 2009 г. Гендиректором МАГАТЭ является Юкия Амано (Япония). В 2013 г. он был утвержден на второй срок в этой должности. В 2017 г. – на третий.
В Секретариате МАГАТЭ работает свыше 2400 сотрудников из более, чем
90 стран.

В состав Секретариата Агентства входит шесть департаментов: Департамент ядерной энергии, Департамент гарантий, Департамент ядерной и физической ядерной безопасности, Департамент ядерных наук и применений, Департамент технического сотрудничества, Департамент управления.

Общий бюджет Агентства складывается из регулярного бюджета
и внебюджетных средств, в частности Фонда технического сотрудничества (ТС) и Фонда физической ядерной безопасности (ФЯБ). В 2018 г. взнос нашей страны в регулярный бюджет МАГАТЭ составляет 9 708 790 евро и 1 465 973 долл. США. Плановый денежный взнос нашей страны в Фонд технического сотрудничества составляет 2 522 825 евро, в Фонд ФЯБ – 1 млн. долл. США. На поддержание Международного проекта по инновационным ядерным реакторам и топливным циклам (ИНПРО) будет выделено 24,6 млн. рублей.
До 20 млн. рублей будет также направлено на реализацию Российской программы поддержки гарантий МАГАТЭ. Кроме того, в текущем году наша страна выделит до 1,2 млн. долл. США на поддержку создания ядерной инфраструктуры в развивающихся странах.

Развита практика направления на работу в Секретариат Агентства «бесплатных» для МАГАТЭ российских экспертов, оказывающих содействие Секретариату по проблематике гарантий, ФЯБ, ядерной безопасности, ядерной энергетики, сохранения знаний. Действует соглашение с МАГАТЭ о подготовке младших профессиональных кадров, в рамках которого Госкорпорация «Росатом» командирует в Агентство своих молодых специалистов. В России на регулярной основе проводятся рабочие, учебные и конференционные мероприятия Агентства. Все это формирует внушительный материальный и интеллектуальный «довесок» к нашему взносу в регулярный бюджет.

Наша страна последовательно выступает за сбалансированный подход ко всем уставным направлениям деятельности МАГАТЭ. Для нас важно, чтобы не создавалось перекосов в сторону контрольной деятельности в ущерб задачам по продвижению использования благ мирного атома. Россия оказывает активную поддержку проекту по Инновационным ядерным реакторам и топливным циклам (ИНПРО), осуществляемому под эгидой МАГАТЭ в развитие инициативы Президента Российской Федерации по энергетическому обеспечению устойчивого развития человечества, кардинальному решению проблем нераспространения ядерного оружия и экологическому оздоровлению планеты Земля. Потенциал ИНПРО наиболее востребован при формировании механизмов регионального сотрудничества по устойчивому развитию ядерно-энергетических систем и организации комплексной поддержки государств, вступающих на путь развития мирной ядерной энергетики.

Последовательно реализуется инициатива Президента о создании глобальной архитектуры международного сотрудничества в области мирного использования ядерной энергии, обеспечивающей равный доступ государств к благам мирного атома при надежном соблюдении требований режима нераспространения. С 2011 г. на территории России функционирует находящийся под управлением МАГАТЭ гарантийный запас низкообогащенного урана для государств-членов Агентства. Наша страна также поддерживает усилия МАГАТЭ по формированию банка низкообогащенного урана в Казахстане. 31 мая 2017 г. вступило в силу Соглашение между Правительством России и МАГАТЭ о транзите низкообогащенного урана в упомянутый Банк и из него.

Россия последовательно работает в пользу сохранения и развития действенной системы гарантий МАГАТЭ, являющейся ключевым инструментом контроля за соблюдением государствами обязательств по ядерному нераспространению. Выступаем за универсализацию дополнительных протоколов к соглашениям между государствами-членами МАГАТЭ и Агентством об осуществлении гарантий, а также превращение этих инструментов в будущем в стандарт проверки соблюдения государствами их обязательств по Договору о нераспространении ядерного оружия. Наша страна твердо проводит линию на то, чтобы механизм применения гарантий МАГАТЭ оставался объективным, деполитизированным, технически обоснованным, понятным для государств-членов и основанным на правах и обязанностях сторон в соответствии с заключенными ими Соглашениями о гарантиях.

Россия поддерживает работу МАГАТЭ по развитию международного сотрудничества в области ядерной и радиационной безопасности, безопасности перевозки ядерных и радиоактивных материалов, безопасности обращения с отработавшим ядерным топливом и радиоактивными отходами. Особое значение в этом контексте имеют усилия по изучению уроков катастрофы на японской АЭС «Фукусима-1». Наша страна также последовательно проводит линию на укрепление нормативных основ ядерной безопасности с упором на совершенствование норм ядерной безопасности Агентства.

МАГАТЭ играет центральную роль в международном сотрудничестве по физической ядерной безопасности (ФЯБ). Агентство оказывает содействие укреплению соответствующих механизмов в государствах-членах по их запросу. В качестве наблюдателя МАГАТЭ участвует в деятельности Глобальной инициативы по борьбе с актами ядерного терроризма, сопредседателями которой являются Россия и США. Оно также содействует универсализации Конвенции о физической защите ядерного материала и ядерных установок и Международной конвенции по борьбе с актами ядерного терроризма.

Агентство оказывает поддержку государствам-членам в деле практического применения ядерных наук и технологий в целях устойчивого социально-экономического развития. Более ста стран получает поддержку по линии Программы технического сотрудничества МАГАТЭ (ТС), которая включает в себя поставки оборудования, обучение и повышение квалификации специалистов. За последние 5 лет при содействии нашей страны были запущены и успешно реализуются 4 региональных и один межрегиональный проект ТС МАГАТЭ. В их числе проекты, направленные на создание потенциала в области развития инфраструктуры и оценки безопасности для применения технологии водо-водяных энергетических реакторов, а также содействие созданию кадрового потенциала для разработки и осуществления комплексных программ реабилитации районов добычи урана.

Учитывая успешный опыт совместной реализации региональных проектов ТС по ядерной медицине, Россия присоединилась к Программе действий МАГАТЭ по лечению рака. Основной элемент российского участия – проведение учебных курсов для русскоязычных специалистов из стран СНГ. Обучение проходят около 80 человек ежегодно. В качестве учебных площадок используются Федеральное медико-биологическое агентство России, Федеральный медико-биологический центр им. А.И. Бурназяна, ФГБНУ «РОНЦ им. Н.Н. Блохина» и Ассоциация медицинских физиков России (АМФР).

В межрегиональный раздел программы ТС МАГАТЭ включен проект по содействию налаживанию ядерной инфраструктуры в странах, приступающих к развитию ядерной энергетики. В привязке к нему идет осуществление практических договоренностей между Госкорпорацией «Росатом» и МАГАТЭ по инфраструктуре.