Договор по сокращению стратегических наступательных вооружений. Досье

ТАСС-ДОСЬЕ. 5 февраля 2018 года истекает срок выполнения обязательств по Договору по сокращению стратегических наступательных вооружений, заключенному между Россией и США в 2010 году. Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила материал об истории заключения этого документа и его основных положениях.

История

Договор по сокращению стратегических наступательных вооружений (СНВ-3, Пражский договор) был подписан президентами России и США Дмитрием Медведевым и Бараком Обамой 8 апреля 2010 года в Праге.

Его официальное название - Договор между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений.

Впервые предложение о разработке СНВ-3 обсуждалось еще в марте 1997 года в ходе консультаций президентов РФ и США Бориса Ельцина и Билла Клинтона в Хельсинки. В СНВ-3 по версии 1997 года планировалось установить "потолки" на уровне 2000-2500 стратегических ядерных боезарядов и придать договору бессрочный характер (переговоры по этому соглашению были безрезультатными). С инициативой начать новый переговорный процесс в июне 2006 года выступил президент РФ Владимир Путин. К разработке документа эксперты приступили после встречи президентов Дмитрия Медведева и Барака Обамы в Лондоне 1 апреля 2009 года (в рамках саммита Группы 20). Переговоры завершились спустя 11 месяцев подписанием документа.

Основные положения

Договор предусматривает, что каждая из сторон сокращает и ограничивает свои СНВ таким образом, чтобы через семь лет после его вступления в силу (и в дальнейшем) их суммарные количества не превышали: 700 единиц для развернутых межконтинентальных баллистических ракет (МБР), баллистических ракет подводных лодок (БРПЛ) и тяжелых бомбардировщиков (ТБ); 1550 единиц для боезарядов на них; 800 единиц для развернутых и неразвернутых пусковых установок (ПУ) МБР и БРПЛ, а также ТБ.

Договор впервые ввел понятия "неразвернутые" носители и ПУ, т. е. не находящиеся в боевой готовности, а используемые для обучения или испытания, не имеющие боеголовок (СНВ-1 и СНВ-2 охватывали ядерные боезаряды, размещенные на развернутых стратегических носителях).

Каждая из сторон имеет право самостоятельно определять состав и структуру своих стратегических наступательных вооружений в суммарных пределах, установленных договором. В договоре зафиксирован запрет на базирование СНВ за пределами национальной территории.

Два положения документа касаются противоракетной обороны (ПРО): первое - о взаимосвязи стратегических наступательных (ядерное оружие) и стратегических оборонительных вооружений (системы противоракетной обороны), второе - о запрете на переоборудование пусковых установок МБР и БРПЛ в пусковые установки для перехватчиков ПРО, также как и их обратное переоборудование.

Ограничения в отношении противоракетной обороны отсутствуют. Неучтенным остался и так называемый "возвратный потенциал" - складированные ядерные боезаряды. Технически эта часть ядерного арсенала может быть развернута достаточно быстро, если какая-либо из сторон перестает выполнять Договор.

Верификационный механизм обеспечивает необратимость и транспарентность процесса сокращений СНВ. Обмен телеметрической информацией о пусках ракет осуществляется по взаимному согласованию и на паритетной основе не более чем по 5 пускам в год. Производить обмен информацией о количестве боеголовок и носителей стороны должны два раза в год.

Договор дополняют протокол и технические приложения к нему, имеющие равную с ним юридическую силу.

Ратификация

И в США, и в РФ документ был внесен на ратификацию в мае 2010 года. Сенат США одобрил его 22 декабря 2010 года, Госдума и Совет Федерации РФ - 25 и 26 января 2011 года.

При ратификации стороны сделали ряд оговорок. В резолюции Конгресса США отмечалось, что "новый договор не накладывает ограничений на развертывание систем ПРО, в том числе в Европе". Россия оставила за собой право выйти из договора, если ПРО США достигнет той стадии развития, когда станет представлять угрозу РФ. Отдельно было указано, что положения преамбулы, где прописана взаимосвязь СНВ и ПРО, имеют юридическую силу и должны в полном объеме учитываться сторонами.

Законы о ратификации были подписаны президентом РФ 28 января 2011 года, президентом США - 2 февраля 2011 года. Обмен ратификационными грамотами состоялся 5 февраля 2011 года в Мюнхене. Тогда же документ вступил в силу и заменил Договор о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-1) от 31 июля 1991 года и Договор о сокращении стратегических наступательных потенциалов (СНП) от 24 мая 2002 года.

Консультативная комиссия

Для содействия осуществлению целей и положений договора была учреждена Двусторонняя консультативная комиссия (ДКК). Ее заседания созываются на нерегулярной основе по запросу любой из сторон. В составе ДКК могут образовываться рабочие группы для обсуждения различных проблем. Повестка дня заседаний комиссии и ее работа, как правило, не предается огласке.

Срок действия

Действие договора рассчитано на 10 лет, если до истечения этого срока он не будет заменен последующим соглашением о сокращении и ограничении СНВ. Стороны могут договориться о продлении действия договора на период не более пяти лет. Договор включает положение о выходе из него.

Конечно, можно посчитать целью разоружения – полную ликвидацию вооружений в мире. Однако, представляется, что это эта цель не достижима. Главной задаче регулирования вооружений является их постепенное сокращение до необходимого минимума. Разоружение - это широкий комплекс согласованных госу­дарствами мероприятий, призванных уменьшить материальные средства ведения войны. В основе разоружения лежит принятие взаимных обязательств по их сокращению и даже отказ от наиболее опасных его видов (оружия массового поражения). Выше уже описывалась ситуация стратегического паритета в мире, однако нельзя сказать, чтобы разоружение касалось только РФ и США. В этом процессе участвуют все государства мира. Налагаемые на вооружения ограничения распространяются и на других субъектов.

Цель разоружения была предусмотрена еще в Уставе ООН. В настоящее время эта организация рассматривает и одобряет планы по разоружению. Для этих целей даже был создан специальный орган – Комиссия по разоружению. Хотя с момента создания этого органа было проведено несколько встреч, вклад Комиссии в разоружение нельзя назвать весомым.

Вторым направлением разоружения является использование переговорных механизмов (переговоры в Вене о сокращении обычных вооружений в Европе, переговоры между Россией и США о сокращении стратегических ядерных вооружений и др.).

Третье направление – использование международных конференций. Хотя международные конференции как метод сотрудничества все больше уходить в прошлое, уступая свое место международных организациям – постоянно действующим субъектам, тем не менее, в области международной безопасности они сохраняют свою роль. Так, например, в Женеве проходит Кон­ференция по разоружению, которая собирается вне рамок ООН.

В литературе принято выделять две программы разоружения: всеобъемлющую и частичную. Всеобъемлющее разоружение было установлено в Совместном заявлении Прави­тельств СССР и США 1961 года, где предусматривался полный роспуск вооруженных сил, ликвидация военных и обслуживающих армию учреждений, полное уничтожение оружия массового поражения и средств их доставки и т.п. Государства могли сохранить только неядерные вооружения, вооруженные силы, средства и учреждения, которые будут признаны необходимыми для поддержания внутреннего порядка и личной безопасности граждан. Идея всеобъемлющего разоружения была поддержана Генеральной Ассамблеей ООН.

Частичное разоружение касается отдельных видов оружия, обычно наиболее опасного. В программу частичного разоружения попали: ядерное оружие, химическое оружие, бактериологическое оружие, обычные виды вооружений. Кроме того, частичное разоружение не ставит цели полной ликвидации всех вооружений, а лишь их сокращение до разумных пределов.


Центральное место в проблеме разоружения занимает ядерное разоружение . В доктрине и на практике существует спор о том, можно ли применять ядерное оружие. Генеральная Ассамблея ООН приняла ряд резолюций о запре­щении применения ядерного оружия: Декларацию о запрещении применения ядерного и термоядерного оружия от 24 ноября 1961 г. и Декларацию о неприменении силы в международных отношениях и запрещении навечно применения ядерного оружия от 29 ноября 1972 г. Однако эти декларации нельзя однозначно рассматривать как обязательные для государств. Прямого запрета на применение ядерного оружия в международных договорах (так называемого, конвенционного запрета) нет. Даже Международный суд ООН, в который обратилась с просьбой дать по этому поводу консультативное заключение Генеральная Ассамблея ООН, не смог ответить однозначно – применять ядерное оружие нельзя. Хотя и отметил, что его можно отнести к оружию массового поражения, неизбирательного действия, применение которого запрещено нормами международного гуманитарного права. В результате вывод Суда получился таким: если государство все-таки прибегает к использованию этого оружия, то на него ложится вся ответственность за последствия его применения. Также следует отметить заявления СССР и США о неприменении ядерного оружия против агрессии неядерных держав.

В отношении ядерного разоружения в настоящее время предпринято следующее:

1. Запрет испытаний ядерного оружия (Московский договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой от 5 августа 1963 г., Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний 1996 г.). Последний договор еще не вступил в силу, поскольку его не ратифицировали 12 «пороговых» (т.е. близких к созданию собственного ядерного оружия) стран. Хотя большинство государств с 90-х годов прошлого века не проводят испытания ядерного оружия, остается до сих пор неясным вопрос о проведении в 2006 году ядерного подземного взрыва Северной Кореей (КНДР).

2. Запрет распространения ядерного оружия (Договор о нераспространении ядерного оружия (вступил в силу 5 марта 1970 г., с 1995 года действует бессрочно). Ядерные государства отказываются от передачи материалов, технологий и готового оружия неядерным странам, а последние отказываются от собственного его создания и производства и приобретения у других стран. Это направление также натолкнулось на ряд проблем. Так, не все государства безоговорочно отказались от своей военной ядерной программы. В частности, остается нерешенной проблема программы Ирана, который заявляет о создании собственного производства обогащенного урана, что создает угрозу создания этим государством ядерного оружия.

3. Система гарантий МАГАТЭ. Она представляет собой специфический институт Агентства, призванный не допускать, чтобы ядерные объекты, которые подлежат контролю, были использованы для военных целей. В настоящее время действует более 200 соглашений о гарантиях, подписанных 140 государствами (а также Тайванем, провинцией Китая), из них 136 всеобъемлющих соглашений в соответствии с Договором о нераспространении ядерного оружия. Предусматриваются предоставление государствами отчетов Агентству, а также проведение им инспекций.

4. Создание безъядерных зон. Речь идет не только о международной территории (Антарктика), но и вовлечение в эти зоны территории государств. Примером может служить Договор о запрещении ядерного оружия в Латинской Америке и Карибском бассейне (Договор Тлателолко) 1967 г., Договор Раротонга 1985 г., создавший такую же зону в южной части Тихого океана, Бангкокский договор 1995 г. – в Юго-Восточной Азии, Пелиндабский договор 1996 г. – в Африке. Также отдельную зону образует одно государство – Монголия. Пока только предполагается создание таких зон в Центральной Азии (Казахстан, Киргизстан, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан), в Центральной Европе, Южной Азии и на Ближнем Востоке.

Ликвидация ракет средней и меньшей дальности . Регулируется подписанным в Вашингтоне в 1987 году договором между СССР и США о ликвидации их ракет средней даль­ности и меньшей. Договор предусматривал ликвидацию всех ракет сред­ней и меньшей дальности (826 РСД + 926 РМД со стороны СССР; 689 РСД + 170 РМД со стороны США), пусковых установок к ним, вспомогательных сооружений и вспомогательного оборудования. Сроки ликвидации были установлены в 3 года для ракет средней дальности, и полтора года – для ракет меньшей дальности. Договор предусматривал достаточно жесткие меры контроля – взаимные уведомления и отчетность, создание специальных комиссий и инспекция исполнения договора.

Ограничение и сокращение стратегических вооружений . Стратегическое вооружение является самым современным и наиболее грозным видом вооруже­ния, оно составляет сердцевину боевой мощи ядерных держав. Поэтому разоружение в области ядерного оружия невозможно без сокращения стратегических вооружений. В 1972 г. в Москве были подписаны два соглашения - Договор об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО) и Времен­ное соглашение о некоторых мерах в области ограничения (стратегических наступательных вооружений (СНВ-1). В 1979 г. в Вене между СССР и США был подписан Договор об ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-2).

Договор ПРО установил обязательство сторон отказаться от создания, испытания и развертывания систем или компонентов противоракетной обороны. Каждое обязалось иметь не более двух систем ПРО (вокруг столицы и в районе сосредоточения пусковых установок межконтинентальных баллистических ракет), где в радиусе 150 километров могло быть развернуто не более 100 пусковых неподвижных противоракетных установок. А с июля 1974 года, по дополнительному протоколу к этому Договору, - только одну такую систему: либо вокруг столицы, либо в районе пусковых установок (для СССР - с центром в столице; для США - на базе Гранд-Форкс). В 2001 году США нарушили договор по ПРО, передав на территорию Норвегии РЛС «Глобус-2», а 12 июня 2002 США в одностороннем порядке вышли из договора. Поэтому Договор ПРО в настоящее время не действует.

Согласно Договору СНВ-1 СССР и США должны были в течение 7 лет сократить свои ядерные арсеналы таким образом, чтобы у каждой стороны осталось не более 6 тысяч единиц. В результате в СССР осталось 6,5 тыс. боеголовок, а в США – 8,5 тыс. Срок действия Договора СНВ-1 истекает 5 декабря 2009 года.

По Договору СНВ-2 запрещено использование баллистических ракет с разделяющимися головными частями. Хотя он был ратифицирован и РФ, и США, в силу так и не вступил. В ответ на выход в 2002 году США из договора ПРО Россия вышла из СНВ-2.

Договор СНВ-2 был заменен более мягким Договором СНП (Договор сокращении стратегических наступательных потенциалов), подписанным в мае 2002. Условия договора ограничивают количество ядерных боеголовок, стоящих на боевом дежурстве, до 1700-2200 для каждой из сторон. Договор о СНП вступил в силу, срок его действия истекает 31 декабря 2012. Договор имеет менее жесткую систему контроля и отсутствие поэтапности исполнения.

Запрет химического и бактериологического оружия . Впервые запрет на применение этих видов вооружений в общей форме был сформулирован еще в «оговорке Мартенса», закрепленной в Гаагских конвенциях 1907 года, затем он был закреплен в Женевском протоколе 1925 г. Полный запрет разработки, производства, накопления бактериологического оружия был установлен Конвенцией о запрещении раз­работки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) оружия и токсинного оружия и об их уничтожении 1972 года, а химического – Конвенцией о запрещении разработки, производства, накопления и при­менения химического оружия и о его уничтожении 1993 года. Обе конвенции устанавливают для государств обязанность уничтожить имеющиеся запасы биологического и химического оружия, не производить его и не передавать третьим странам.

Близко к запрету оружия массового поражения стоит запрет враждебного воздействия на природную среду, который был установлен заключенной в 1977 году одноименной конвенцией. Речь идет о нанесении ущерба или причинении вреда любому другому госу­дарству-участнику путем воздействия на природу, имеющего широкие, долгосрочные или серьезные последствия (искусственные земле­трясения, наводнения, уничтожение растительного мира и т. д.).

Сокращение обычных вооружений и вооруженных сил . Это направление разоружения было продиктовано тем обстоятельством, что наибольшее сосредоточение вооруженных сил было на территории Центральной Европы. Именно там находился центр противостояния НАТО – ОВД. В результате государства начали переговоры об их сокращении. Эта проб­лема всегда привлекала внимание государств. В итоге в 1990 году был подписан Договор об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ). В соответствии с Договором сокращению подлежат наземные и воздушные виды вооружений, обладающие наступательными возможностями (танки, боевые бронированные машины, артиллерийские системы, боевые самолеты, ударные вертолеты). Процесс сокращения осуществлялся в течение 40 месяцев после вступления Договора в силу. Был установлен контроль за осуществлением сокращения, важнейшей формой которого будет является инспекция на местах (без права отказа со стороны инспектируемых стран). Высказывается мнение, что процесс сокращения обычных вооружений должен быть продолжен. Однако события последних лет заставляют в этом усомниться.

28 мая 2007 года Россия официально обратилась к стране-депозитарию ДОВСЕ - Нидерландам - с запросом о созыве чрезвычайной конференции государств - участников ДОВСЕ, которая и состоялась 12-15 июня 2007 в Вене. На конференции был поставлен ряд вопросов европейской безопасности. Другие государства предложения РФ не поддержали. 13 июля 2007 года В. Путин подписал Указ «О приостановлении Российской Федерацией действия Договора об обычных вооруженных силах в Европе и связанных с ним международных договоров». Причинами этого шага, по мнению Президента РФ, явились соображения безопасности России, вызванные поведением партнеров по соглашению. Объявление моратория означает отказ от взаимного военного инспектирования, отказ от количественных ограничений. Срок действия моратория не ограничен, его снятие поставлено в зависимость от поведения стран-членов НАТО.

Временное соглашение о некоторых мерах в области ограничения стратегических наступательных вооружений 1972 (ОСВ-1), временное С. между СССР и США о некоторых мерах в области ограничения стратегических вооружений. Подписано 26.05.1972 в Москве. Срок дей¬ствия 5 лет. Временное С. вступило в силу 3.10.1972. Протоколом к Временному С. устанавливались предельные уровни стратегического оружия. Стороны договорились о контроле за соблюдением положений Временного С. с помощью национальных технических средств, о запрещении преднамеренной маскировки. В соответствии с Временным С. РВСН впервые приступили к ликвидации пусковых установок межконтинентальных баллистических ракет (ПУ МБР). Согласно Протоколу о процедурах, регулирующих замену, демонтаж или уничтожение стратегических наступательных вооружений в РВСН в 1974-1976 гг. были сняты с боевого дежурства, демонтированы или уничтожены 210 ПУ МБР Р-16У, Р-9А с оборудованием и сооружениями стартовых позиций наземного и шахтного типа.

Договор об ограничении стратегических наступательных вооружений 1979 (ОСВ-2) , Д. между СССР и США об ограничении стратегических наступательных вооружений. Подписан в Вене 18.06.1979. Д. состоит из преамбулы и 19 статей. Неотъемлемой частью договора являются: Протокол к Д., Совместное заявление о принципах и основных направлениях последующих переговоров об ограничении стратегических наступательных вооружений. Д. устанавливает для обеих сторон предельные уровни средств доставки ядерного оружия; предусматривает сокращение существующих ядерных арсеналов и накладывает ограничения на модернизацию стратегических наступа¬тельных систем и создание новых систем. Каждая из сторон, в частности, обязалась: ограничить СНВ в количественном и качественном отношении, проявлять сдержанность в создании новых видов СНВ; ограничить пусковые установки (ПУ) межконтинентальных баллистических ракет (МБР) (баллистические ракеты с дальностью более 5500 км.), ПУ баллистических ракет подводных лодок (БРПЛ), тяжелых бомбардировщиков (ТБ), баллистические ракеты класса «воздух-земля» (БРВЗ) суммарным количеством, не превышающим 2400 единиц (по вступлении Д. в силу) и 2250 единиц (на 01.01.1981); ограничить ПУ МБР и БРПЛ, оснащенные разделяющимися головными частями индивидуального наведения (РГЧ ИН) и боевых ракет воздушного базирования (БРВБ), оснащенные РГЧ ИН, а также ТБ, оснащенные крылатыми ракетами (КР) с дальностью более 600 км. суммарным количеством, не превышающим 1320 единиц; в пределах этого суммарного количества ПУ МБР, оснащенных РГЧ ИН, ограничено 820 единицами; не создавать новых типов МБР, за исключением одного легкого типа; начать переговоры о дальнейших мерах по сокращению и ограничению стратегических вооружений. Д. предусматривал качественные ограничения: стороны обязались не создавать и не развертывать боевых ракет с дальностью более 600 км. для установки на плавучих средствах, не являющихся подводными лодками, а также ПУ таких ракет; средства для вывода на околоземную орбиту ядерного оружия или любых других видов ОМП, включая орбитальные ракеты, мобильные ПУ тяжелых МБР и др. В целях обеспечения соблюдения положений Д. предусмотрено использовать национальные технические средства. Срок действия Д. – 31.12.1985. Протокол к Д. предусматривал обязательства сторон: не развертывать КР с дальностью более 600 км. на ПУ морского или наземного базирования; не проводить летные испытания КР с дальностью 600 км., оснащенных РГЧ ИН, с ПУ морского или наземного базирования; не проводить летные испытания БРВЗ и не развертывать такие ракеты. В соответствии с Д. ОСВ-2 стороны обязались немедленно приступить к переговорам с целью дальнейшего ограничения и сокращения СНВ.

Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности 1987 (Договор о РСМД), Д. между СССР и США о ликвидации ракет средней и меньшей дальности. Подписан в Вашингтоне 8.12.1987. Вступил в силу 1.06.1988. Д. состоит из преамбулы и 17 статей. Неотъемлемой его частью являются: Меморандум о договоренности об установлении исходных данных в связи с Д., Протокол о процедурах, регулирующих ликвидацию ракетных средств, подпадающих под действие Д., и Протокол об инспекциях в связи с Д., подписанные одновременно с Д. В соответствии с Д. каждая из сторон ликвидирует свои ракеты средней и меньшей дальности и не имеет такие ракеты в дальнейшем. Ликвидации подлежат с советской стороны 826 развернутых и неразвернутых (находящихся в запасе, на хранении и т.п.) РСД (ракеты РСД-10, Р-12, Р-14, известные в США соответственно как СС-20, СС-4 и СС-5), 608 развернутых и неразвернутых пусковых установок (ПУ) для них, 60 ракетных операционных баз и десятки ракетных вспомогательных объектов и 926 развернутых и неразвернутых РМД (ОТР-22, ОТР-23, известные в США как СС-12 и СС-23); со стороны США – 689 РСД (ракеты «Першинг-2», ВGM-109G), в т.ч. 429 развернутых, и 170 РМД («Першинг-1А»). В качестве способов ликвидации ракет предусмотрены подрыв или сжигание, а для согласованного количества РСД – запуск. Корпус головных частей (ГЧ) деформировался, ядерный заряд (ЯЗ) – утилизировался. ПУ и вспомогательное оборудование ликвидируется путем приведения в состояние непригодности для использования в качестве боевой техники (методом подрыва для РСД-10, разрезания для Р-12, Р-14). Разрешалось до 100 ракет ликвидировать методом пуска. ГЧ без ЯЗ деформировались. Всего с 26 августа по 29 декабря 1988 в СССР ликвидированы методом пуска с полевых позиций из районов г. Читы и г. Канска под непосредственным контролем групп США 72 ракет РСД-10.

ПУ и транспортные средства для ракетных комплексов (РК) РСД-10 ликвидировались на базе «Сарны» (Украина), ракеты Р-12, Р-14 – на базе «Лесная» (Белоруссия), ракеты РСД-10 и их ГЧ – на полигоне «Капустин Яр». Разрешалось бывшие мобильные установки, транспортные средства (тягачи) использовать в народном хозяйстве. Д. предусматривалась система проверки соблюдения его положений, основанная на сочетании различных методов проверки с использованием как национальных технических средств контроля, так и разнообразных форм и методов (включая инспекционную деятельность), предполагающих определенную степень открытости сторон для такой проверки, а также механизм консультаций, которые могут потребоваться при практическом осуществлении положений Д. Период инспекционной деятельности, согласно положений Д., продолжался в течении 13 лет с момента вступления его в силу и закончился 31 мая 2001.

Д. является бессрочным, однако каждая из сторон имеет право выйти из него в силу исключительных обстоятельств, ставящих под угрозу ее высшие интересы.

Договор о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений 1991 (СНВ-1), Д. между СССР и США о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений. Подписан в Москве 31.07.1991, вступил в силу 5.12. 1994. Д. состоит из преамбулы и 19 статей. Неотъемлемой его частью являются: Меморандум о договоренности об установлении исходных данных в связи с Д., Протоколы к Д. (Протокол о процедурах, регулирующих переоборудование или ликвидацию средств, подпадающих под действие Д.; Протокол об инспекциях и деятельности по непрерывному наблюдению в связи с Д. и др.) и Приложения. Д. устанавливаются: уровни и подуровни количественных ограничений на развернутые носители ядерного оружия (ЯО), пусковых установок (ПУ) и боезаряды, порядок осуществления их сокращения; количественные ограничения на неразвернутые межконтинентальные баллистические ракеты (МБР) для мобильных ПУ и их ПУ; количественные ограничения на установочное оборудование; количественные ограничения на ПУ, предназначенные для испытаний и обучения; порядок переоборудования МБР, ПУ и ликвидации СНВ; ограничения по модернизации и замене СНВ; ограничения на места размещения СНВ; система контроля за соблюдением положений Д.; меры сотрудничества, порядок ратификации, внесения поправок и регистрации Д. Д. также накладывает определенные ограничения на перемещения мобильных ПУ. В Д. приводятся перечень и основные тактико-технические характеристики (ТТХ) всех СНВ СССР и США, подпадающих под действие Д., и места их размещения. На дату подписания Д. существующими типами МБР, баллистических ракет подводных лодок (БРПЛ), тяжелых бомбардировщиков (ТБ) являлись: а) для СССР – МБР: РС-10, РС-12, РС-16, РС-20, РС-18, РС-22, РС-12М (известные в США соответственно как СС-11, СС-13, СС-17, СС-18, СС-19, СС-24, СС-25); БРПЛ: РСМ-25, РСМ-20, РСМ-50, РСМ-52, РСМ-54 (известные в США как СС-Н-6, СС-Н-8, СС-Н-18, СС-Н-20, СС-Н-23); ТБ: ТУ-95, ТУ-160, (известные в США как «Беар», «Блэкджек»); б) для США – МБР: «Минитмен-2», «Минитмен-3», МХ; БРПЛ: «Посейдон», «Трайден-1», «Трайден-2»; ТБ: В-52, В-1, В-2. За точку отсчета в Договоре взяты данные о стратегическом ЯО, которыми стороны обменялись по состоянию на 1.09.1989: у СССР носителей – 2500, боезарядов – 10271, у США соответственно 2246 и 10563. Д. определено, что сокращения должны производиться в три этапа и через семь лет после вступления Д. в силу (5.12.1994) число боезарядов у каждой из сторон не должно превышать 6000 единиц для развернутых МБР, БРПЛ и ТБ. Общее количество развернутых носителей соответственно не должно превышать 1600 единиц. По истечении семилетнего периода (по состоянию на 5.12.2001) количественные ограничения по носителям и боезарядам сторонами были выполнены. Д. предусмотрены качественные ограничения на возможности развития СНВ. В частности, запрещено разрабатывать тяжелые МБР новых типов; тяжелые БРПЛ, МБР и БРПЛ с количеством боезарядов более 10; боевых ракет класса «воздух-земля» и т.д. Д. предусмотрены два вида контроля: с использованием национальных технических средств и путем проведения инспекций. Включены новые в сравнении с Д. о РСМД виды инспекций: по подсчету количества ББ, после завершения рассредоточения, по подозрению. Д. предусматривает значительное увеличение количества взаимно передаваемой информации и оперативности ее представления. Стороны приняли обязательство не чинить препятствий контролю, соблюдать определенные правила получения телеметрической информации при проведении летных испытаний ракет (обмен после каждого пуска магнитными лентами с данными) для анализа специально согласованной группы параметров в интересах оценки и контроля договорных обязательств (стартовый вес МБР или БРПЛ, количество ступеней, забрасываемый вес, количество боеголовок). Срок действия Д. – 15 лет с момента обмена ратификационными грамотами (до 5.12.2009). Д. также может быть продлен по согласованию сторон на пятилетний срок и очередные пятилетние сроки, если только он не будет заменен до истечения этого срока последующим соглашением о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений. Каждая из сторон имеет право выйти из него в силу исключительных обстоятельств, ставящих под угрозу ее высшие интересы.

Договор о дальнейшем сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений 1993 (СНВ-2), Д. между РФ и США о дальнейшем сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений. Подписан 3.01.1993 в Москве, срок действия распространялся до 2003. Д. состоит из преамбулы и 8 статей. Д. предусматривал сокращение к январю 2003 числа ядерных боеголовок у России и США до 3500 единиц, а также запрещал использование баллистических ракет с разделяющимися головными частями. Неотъемлемой частью Д. являются Меморандум о договоренности о зачислении боезарядов и о данных по ТБ в связи с Д.; Протокол о процедурах, регулирующих ликвидацию тяжелых межконтинентальных баллистических ракет (МБР) и о процедурах, регулирующих переоборудование шахтных пусковых установок (ШПУ) тяжелых МБР в связи с Д.; Протокол о показах и инспекциях ТБ в связи с Д. Д. предусматривал более глубокие сокращения СНВ в меньшие сроки, чем Д. СНВ-1. Д. СНВ-2 до настоящего времени не ратифицирован США в части, касающейся Нью-Йоркского протокола от 26.09.1997, который является неотъемлемой частью Д. и предусматривает более длительные сокращения стратегических наступательных вооружений, чем сроки, указанные в тексте Д. РФ Д. СНВ-2 был ратифицирован в 2000 с рядом дополнительных условий. В 2002 РФ вышла из Д. СНВ-2 в ответ на выход США из договора по ПРО 1972. Он был заменен более компромиссным Д. о сокращении стратегических наступательных потенциалов.

Договор о сокращении стратегических наступательных потенциалов 2002 (Договор о СНП), Д. между РФ и США о сокращении стратегических наступательных вооружений. Подписан в Москве 24.05.2002, вступил в силу 1.06.2003. Д. состоит из преамбулы и 5 статей. Д. устанавливает, что к 31.12.2012 суммарное количество стратегических ядерных боезарядов у каждой из сторон не должно превышать 1700-2200 единиц. Д. не определена система контроля за ходом сокращения боезарядов. Стороны соглашаются, что Д. о стратегических наступательных вооружениях 1993 остается в силе в соответствии с его положениями. Срок действия Д. - до 31.12.2012. Д. также может быть продлен по согласованию сторон или заменен ранее этого срока последующим соглашением. Каждая из сторон в осуществление своего государственного суверенитета может выйти из Д. о СНП.

Договор о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений между СССР и США (Договор СНВ‑1) был подписан 31 июля 1991 года в Москве в ходе встречи на высшем уровне президентов СССР и США Михаила Горбачева и Джорджа Буша‑старшего и вступил в силу 5 декабря 1994 года. Срок действия Договора составлял 15 лет (до 5 декабря 2009 года). При согласии сторон срок мог продлеваться по истечении 15 лет на последующие 5 лет.

Вопрос о преемственности обязательств Советского Союза по Договору СНВ‑1 был решен в мае 1992 года путем подписания Протокола к Договору, ставшего известным как Лиссабонский протокол. В соответствии с Протоколом преемниками статуса СССР стали Россия, Белоруссия, Казахстан и Украина, которые приняли на себя обязательство осуществить предусмотренные Договором СНВ‑1 сокращения стратегических сил. Кроме этого, Белоруссия, Казахстан и Украина приняли на себя обязательство присоединиться к Договору о нераспространении ядерного оружия в качестве неядерных государств, тем самым обязуясь либо ликвидировать, либо передать России все оказавшиеся на их территории ядерные заряды. Впоследствии Россия заключила договоренности с Казахстаном и Белоруссией, в соответствии с которыми они передавали России также все носители ядерного оружия. Украина объявила все находящиеся на ее территории носители своей собственностью и выразила готовность самостоятельно осуществлять их ликвидацию в соответствии с процедурами Договора СНВ‑1.

РОССИЙСКО-АМЕРИКАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ И ПОДПИСАНИЕ ДОГОВОРА СНВ-2

Американское руководство поддерживало президента М.С.Горбачева до попытки государственного переворота в СССР 19 августа 1991 г. Осознав, насколько слабы его позиции, Соединенные Штаты переориентировалось на контакты с президентом РСФСР Б.Н.Ельциным. США были заинтересованы в том, чтобы Москва, связанная с Вашингтоном договоренностями, стала гарантом нераспространения ядерного оружия бывшего СССР. В Вашингтоне опасались появления новых ядерных держав в лице Украины, Белоруссии и Казахстана, на территориях которых было дислоцировано советское ядерное оружие. Требовалось предотвратить утечку атомного оружия и технологий его производства в страны, которые стремились стать ядерными. Москва тоже не хотела превращения бывших советских республик в ядерные государства. Вот почему происходило сближение США и России в вопросе о «ядерном наследии» СССР.

В феврале 1992 г. президент России Б.Н.Ельцин совершил первый официальный визит в Вашингтон. Хотя визит носил ознакомительный характер, в его ходе в Кэмп-Дэвиде была подписана Декларация о новых отношениях между РФ и США, в которой обе страны заявили о том, что не рассматривают друг друга в качестве потенциальных противников. В документе содержался ряд важных новаций. Во-первых, в нем впервые говорилось о готовности России и США сотрудничать в утверждении «общих демократических ценностей». Это было шагом вперед по сравнению с периодом 70-х годов, когда основой отношений между СССР и США провозглашалось мирное сосуществование.

Во-вторых, в документе было сказано о стремлении США и России создать «новый союз партнеров». Это позволяло вести речь о переходе Москвы и Вашингтона от ситуативного сотрудничества на базе сходства интересов по ограниченному кругу вопросов к союзническому типу отношений, подразумевающему наличие обширной сферы общих устремлений, устойчивой ориентации на сотрудничество и взаимную терпимость. В-третьих, в документе говорилось о наличии для России и США «общих опасностей», что в принципе могло означать намерение подчеркнуть доверительный и долговременный характер российско-американского сближения.

В июне 1992 г. президент Б.Н.Ельцин отправился в Вашингтон вторично. В Хартии российско-американского партнерства и дружбы, подписанной во время встречи, ничего не говорилось о «новом союзе партнеров», и слово «партнерство» фигурировало только в названии одного из разделов этого документа без пояснения, что это партнерство должно подразумевать. Это воспринималось как признак желание обеих сторон или одной из них отказаться от форсированного сближения.

В американской и российской элитах шли дебаты о допустимых пределах российско-американского сближения. В США предстояли президентские выборы, и соперники критиковали Дж.Буша за его внешнюю политику. В Москве, в Верховном совете России и в обществе в целом, шла борьба между сторонниками и противниками Б.Н.Ельцина. Российские левые считали политику Б.Н.Ельцина не соответствующей интересам страны.

В Вашингтонской хартии 1992 г. содержалось положение о «неделимости» безопасности Северной Америки и Европы. В нем было сказано: «Безопасность неразделима от Ванкувера (тихоокеанский порт в Канаде на канадско-американской границе - Ред.) до Владивостока». Из смысла текста хартии следовало, что Россия впервые официально связала свою национальную безопасность с национальной безопасностью стран НАТО. Это не было заявкой Москвы на присоединение к Североатлантическому альянсу, но свидетельствовало о том, что в понимании российского руководства обеспечение безопасности России мыслилось в контексте сотрудничества с ним.

Особое значение имела первая часть хартии, где оговаривались принципы, которым обязывалось следовать российское руководство в проведении внутренней политики. К ним были отнесены демократия, свобода, защита прав человека, уважение прав меньшинств, в том числе национальных. Это был первый случай в российской истории, когда в документе, заключенном с иностранным государством, регламентировались положения, касавшиеся государственного строя и внутренних дел России. Хартия представляла собой «кодекс поведения», которому российское руководство обязалось следовать. Фактически Москва согласилась признать за США право быть неформальным арбитром в оценке российских реформ. В литературе стало фигурировать выражение «домашнее задание» России - набор принятых ею на себя морально-политических обязательств относительно проведения внутренних преобразований, которые должны были подготовить ее к полноценному партнерству с Западом.

В российском политическом сообществе возник поток комментариев о российско-американском «союзе» («партнерстве»). Большая часть рассуждений не имела под собой реальных оснований. Отношения России и США стали невраждебными. Но для их преобразования в союзнические или партнерские требовались солидные экономические и иные основания, которые не могли сложиться быстро. Поэтому российско-американские отношения в 90-х годах уместно определять как «квази-союз» - то есть «почти», «незавершенный» союз.

Улучшение наметилось в торгово-экономических отношениях России и США. В июне 1992 г. вступила в силу договоренность о предоставлении сторонами друг другу режима наибольшего благоприятствования. Это не означало, что США отменили поправку Джексона - Веника 1974 г. Она продолжала действовать, но американская администрация смогла добиться согласия конгресса предоставить России искомый режим сроком на один год. С тех пор он предоставляется России ежегодно решением сената по упрощенной процедуре. Но на постоянной основе режим наибольшего благоприятствования России не предоставлен. США сохранили возможность оказывать на нее давление посредством угрозы отменить его в любое время.

Для экономических отношений России с США и другими странами Запада важное значение имело решение о роспуске КОКОМ (Комитета по контролю за экспортом в социалистические страны), принятое в ноябре 1993 г. в Гааге на совещании стран-участниц этого комитета. Вместо КОКОМ была создана организация по контролю за экспортом товаров и технологий двойного назначения и обычных вооружений в государства, политика которых вызывает озабоченность международного сообщества.

В ноябре 1992 г. республиканская партия потерпела поражение, и президентом США стал кандидат от демократов Билл Клинтон. Формирование «квази-союзнических» отношений между Россией и Соединенными Штатами продолжилось. В США говорилось о том, что основой российско-американского сближения является сотрудничество в демократическом преобразовании России, строительстве в ней свободного общества и рыночной экономики. На несколько лет идея «демократической солидарности» России и США, России и Запада заслонила противоречия, которые существовали в российско-американских отношениях.

3 января 1993 г., еще до вступления в должность новоизбранного президента, Дж.Буш-старший посетил Москву. В ходе его визита был подписан российско-американский Договор о дальнейшем сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-2, START II). При подписании стороны исходили из того, что договор вступит в силу после того, как Украина, Белоруссия и Казахстан ратифицируют договор СНВ-1 от 1991 г. и присоединятся к Договору о нераспространении ядерного оружия в качестве неядерных государств. Договор предусматривал сокращение к январю 2003 г. числа ядерных боеголовок у России и США до 3500 единиц.

Договор был ратифицирован конгрессом США в январе 1996 г. В июне 1995 г. он был внесен на ратификацию в Федеральное Собрание России. Процесс ратификации затянулся до 1997 г. Российский депутатский корпус не соглашался утвердить договор, официально ввиду отсутствия в бюджете средств на реализацию обязательства по замене разделяющихся головных частей российских ракет моноблочными боеголовками. На самом деле, позиция депутатов была связана с начавшимся к тому времени обострением российско-американских разногласий из-за вмешательства стран НАТО в Боснии и планов расширения НАТО на восток, в которых Москва усматривала угрозу для российских интересов.

История международных отношений (1918-2003) / под ред. А.Д. Богатурова.

http://www.diphis.ru/transformaciya_rossiysko_amerikan%C2%ADskih_otnosh-a1510.html

СОКРАЩЕНИЕ МЕЖКОНТИНЕНТАЛЬНЫХ БАЛЛИСТИЧЕСКИХ РАКЕТ

1. Каждая из Сторон сокращает и ограничивает свои межконтинентальные баллистические ракеты (МБР) и пусковые установки МБР, баллистические ракеты подводных лодок (БРПЛ) и пусковые установки БРПЛ, тяжелые бомбардировщики, боезаряды МБР, боезаряды БРПЛ и вооружения тяжелых бомбардировщиков таким образом, чтобы через семь лет после вступления в силу Договора о СНВ и в дальнейшем суммарное количество для каждой из Сторон, подсчитываемое в соответствии со статьями Ш и IV настоящего Договора, не превышало применительно к боезарядам, которые числятся за развернутыми МБР, развернутыми БРПЛ и развернутыми тяжелыми бомбардировщиками, количество между 3800 и 4250 единицами или такое меньшее количество, которое определит для себя каждая из Сторон, но в любом случае не превышающее 4250 единиц.

2. В пределах ограничений, предусмотренных в пункте 1 настоящей статьи, суммарные количества для каждой из Сторон, не превышают:

a) 2160 единиц для боезарядов, которые числятся за развернутыми БРПЛ;

b) 1200 единиц для боезарядов, которые числятся за развернутыми МБР типов, за которыми числится более одного боезарядами

c) 650 единиц для боезарядов, которые числятся за развернутыми тяжелыми МБР.

3. По выполнении обязательств, предусмотренных в пункте 1 настоящей статьи, каждая из Сторон осуществляет дальнейшее сокращение и ограничение своих МБР и пусковых установок МБР, БРПЛ и пусковых установок БРПЛ, тяжелых бомбардировщиков, боезарядов МБР, боезарядов БРПЛ и вооружении тяжёлых бомбардировщиков таким образом, чтобы не позднее I января 2003 года и в дальнейшем суммарное количество для каждой из Сторон, подсчитываемое в соответствии со статьями III и IV настоящего Договора, не превышало применительно к боезарядам, которые числятся за развернутыми МБР, развернутыми БРПЛ и развернутыми тяжёлыми бомбардировщиками, количество между 3000 и 3500 единицами или такое меньшее количество, которое определит для себя каждая из Сторон, но в любом случае не превышающее 3500 единиц.

4. В пределах ограничений, предусмотренных в пункте 3 настоящей статьи, суммарные количества для каждой из Сторон не превышают:

a) количество между 1700 и 1750 единицами для боезарядов, которые числятся за развернутыми БРПЛ, или такое меньшее количество, которое определит для себя каждая из Сторон, но в любом случае не превышающее 1750 единиц;

b) ноль единиц для боезарядов, которые числятся за развернутыми МБР типов, за которыми числится более одного боезаряда; и

c) ноль единиц для боезарядов, которые числятся за развернутыми тяжелыми МБР.

Из Договора между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о дальнейшем сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-2)

РАТИФИКАЦИЯ ДОГОВОРА

Государственная Дума в пятницу на закрытом пленарном заседании рассмотрела вопрос о ратификации Договора СНВ-2 и документов, связанных с Договором по ПРО от 1972 года. Впервые парламент провел обсуждение и ратификацию международных договоров без участия представителей СМИ.

Все примыкающие к залу заседаний помещения были опечатаны службой охраны, а в коридорах громко звучала музыка. Подобные меры предосторожности, по словам полномочного представителя президента в Госдуме Александра Котенкова, объяснялись тем, что для убеждения настроенных против утверждения Договора депутатов требовались "весомые секретные аргументы".

Напомним, что Договор СНВ-2, предусматривающий сокращение ядерных вооружений США и России до 3,5 тыс. единиц, подписанный в 1993 году, был внесен в Госдуму на ратификацию еще в 1995 году. Однако, левое большинство Госдумы прежнего созыва все это время тормозило рассмотрение вопроса о ратификации Договора. Между тем, Сенат США ратифицировал договор в январе 1996 года. В соответствии с Договором, Россия берет на себя обязательство уничтожить ракеты с разделяющимися головными частями. США взамен сокращает боезаряды на ракетах морского и наземного базирования.

Депутаты Госдумы приняли законопроект "О ратификации документов в связи с Договором между СССР и США об ограничении систем противоракетной обороны от 26 мая 1972 г.". За ратификацию проголосовало - 413 депутатов, против - 8, воздержалось - 1.

В пакете документов ратифицировано также соглашение "О мерах укрепления доверия в отношении систем борьбы с баллистическими ракетами", определяющее порядок обмена между сторонами - участниками Договора информацией о планах по созданию противоракетных систем, их техническому испытанию и эксплуатации.