Разоружение, сокращение вооруженных сил и вооружений. Правовое регулирование разоружения и сокращения вооружений Договор о сокращении ядерных вооружений

Вопросами разоружения занимаются: Генеральная Ассамблея ООН, Совет Безопасности ООН, региональные организации коллективной безопасности, Комиссия ООН по разоружению, Конференция ООН по разоружению, Специальный комитет ООН для Всемирной конференции по разоружению.

В результате усилий международного сообщества удалось разработать большое количество международных соглашений, касающихся оружия массового уничтожения и средств его доставки к цели, а также обычных вооружений и вооруженных сил.

Принятие единогласно в 1959 году Генеральной Ассамблеей ООН резолюции «О всеобщем и полном разоружении» означало, что государства должны добиваться осуществления разоружения в его наиболее радикальной форме – полного упразднения материальных средств ведения войны. Именно такое понимание разоружения было подтверждено в ряде универсальных международных договоров, в том числе в Московском договоре о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой 1963 года, в Договоре о нераспространении ядерного оружия 1968 года.

Принцип разоружения налагает на государства определенные юридические обязательства: 1) строго и неуклонно соблюдать действующие нормы о разоружении, участвовать в мероприятиях, предусмотренных в договорах и направленных на ограничение гонки вооружений и разоружение; 2) добиваться создания новых норм, заключения новых договоров в области разоружения.

Важным шагом на пути конкретизации принципа разоружения явилось достижение соглашения между СССР и США об основных принципах для переговоров по разоружению и единогласное одобрение этих принципов Генеральной Ассамблеей ООН в 1960 году. Среди них принципиальное значение имеют такие положения, как требование сбалансированности мероприятий по разоружению таким образом, чтобы ни на одном этапе ни одно государство или группа государств не могли получить военное преимущество; проведение разоружения под строгим и эффективным международным контролем; укрепление международной безопасности.



На сегодняшний день заключено большое количество соглашений в области разоружения на универсальном, региональном и двустороннем уровнях. Среди них в первую очередь надо отметить два соглашения, касающихся оружия массового поражения и предусматривающих подлинное разоружение, то есть уничтожение существующих вооружений.

Первое из них – Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении 1972 года. (Россия участвует). Согласно Конвенции, каждое государство-участник взяло на себя обязательство никогда, ни при каких обстоятельствах не разрабатывать, не производить, не накапливать, не приобретать каким–либо образом и не сохранять как микробиологические или другие биологические агенты или токсины, так и оружие, оборудование или средства доставки, предназначенные для использования таких агентов или токсинов во враждебных целях или вооруженных конфликтах (ст. 1). Конвенция обязывала государства-участников уничтожить или переключить на мирные цели как можно скорее, но не позднее 9 месяцев после вступления Конвенции в силу все перечисленные в ст. 1 агенты, токсины, оружие, оборудование, средства доставки. Постоянные члены Совета Безопасности ООН сделали заявления в Совете, что все обязательства по Конвенции они выполнили.

Второе соглашение, предусматривающее материальное разоружение, - Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении 1993 года. (Россия участвует). Конвенция предусматривает обязательства для государств-участников не разрабатывать, не производить, не приобретать химическое оружие и уничтожить его запасы в сроки, установленные в Конвенции. Приступить к такому уничтожению необходимо через два года после вступления Конвенции в силу.

В 1963 году в Москве был подписан Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой. Договор обязал его участников запретить, предотвратить и не производить любые испытания ядерного оружия, любые другие ядерные взрывы в атмосфере, в том числе за ее пределами, включая космическое пространство, и под водой, включая территориальные воды и открытое море.

Режим нераспространения ядерного оружия был предусмотрен в Договоре о нераспространении ядерного оружия 1968 года. Договор содержит систему обязательств, закрывающую для ядерных государств все пути передачи ядерного оружия, а для неядерных государств – все способы его получения.

Важное значение для процесса разоружения имеют соглашения между СССР и США, а затем Россией и США, касающиеся ограничения стратегических вооружений.. Первые соглашения в этой сфере были подписаны в 1972 году в Москве. Это бессрочный Договор между СССР и США об ограничении систем противоракетной обороны (Договор по ПРО) и Временное соглашение между СССР и США о некоторых мерах в области ограничения стратегических наступательных вооружений (ОСВ-1).

Договор по ПРО 1972 года установил для каждой договаривающейся стороны по два района размещения систем ПРО. Однако Протокол к нему 1974 года оставил для обеих стран по одному району ПРО радиусом 150 км.

Временное соглашение ОСВ-1 ввело ограничения в отношении пусковых установок стратегических баллистических ракет, как стационарных, так и на подводных лодках. Соглашение было заключено на пять лет, однако стороны в 1977 году заявили, что будут и впредь соблюдать его.

В 1979 году был подписан Договор между СССР и США об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСВ-2). Целью Договора было количественное ограничение стратегических наступательных вооружений и сдерживание их качественного совершенствования. К стратегическим наступательным вооружениям были отнесены пусковые установки межконтинентальных баллистических ракет (МБР), пусковые установки баллистических ракет подводных лодок (БРПЛ), тяжелые бомбардировщики и баллистические ракеты класса «воздух-земля» (БРВЗ). Они ограничивались суммарным количеством, не превышавшим 2400 единиц. Договор в силу так и не вступил, хотя стороны соблюдали его до 1986 года, когда США в одностороннем порядке заявили, что не считают себя более связанными положениями Договора.

Договор между СССР и США о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений 1991 года (СНВ-1) в силу так и не вступил. Второй договор этой серии, заключенный уже между Россией и США в 1993 году, - Договор о дальнейшем сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-2). Согласно этому Договору, Россия должна будет ликвидировать все свои шахтные пусковые установки и тяжелые МБР с РГЧ индивидуального наведения. США ратифицировали Договор в 1996 году, в России же есть серьезные противники этого Договора, ссылающиеся на его явно неравноправный характер.

Что касается ракет средней и меньшей дальности, то этот класс вооружений был полностью ликвидирован на основании Договора между СССР и США о ликвидации ракет средней дальности и меньшей дальности 1987 года.

Безъядерные зоны.

Для укрепления режима нераспространения ядерного оружия большое значение имеет установление статуса безъядерной зоны как на международных территориях, так и на территориях, находящихся под суверенитетом государств. Одной из первых безъядерных зон стала Антарктика на основании Договора об Антарктике 1959 года, который запретил любые ядерные взрывы в Антарктике и захоронение в этом районе радиоактивных материалов.

Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, 1967 года обязал участников Договора не выводить на орбиту вокруг Земли любые объекты с ядерным оружием или любыми другими видами оружия массового уничтожения, не устанавливать такое оружие на небесных телах и не размещать такое оружие в космическом пространстве каким-либо иным образом. Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах 1984 года предусмотрело дополнительные запреты в этом плане. Договор о запрещении размещения на дне морей и океанов и в его недрах ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения 1971 года обязал государства не устанавливать и не размещать на дне морей и океанов и в его недрах какое-либо ядерное оружие или любые другие виды оружия массового уничтожения, а также сооружения, пусковые установки и другие устройства, специально предназначенные для хранения, испытания или применения такого оружия.

Безъядерными зонами стали Латинская Америка га основании Договора о запрещении ядерного оружия в Латинской Америке 1967 года (Договор Тлателолко), южная часть Тихого океана на основании Договора о безъядерной зоне южной части Тихого океана 1985 года (Договор Раротонга), Юго-Восточная Азия на основании Договора о зоне, свободной от ядерного оружия, в Юго-Восточной Азии 1995 года (Бангкокский Договор), Африка на основании Договора о зоне, свободной от ядерного оружия, в Африке 1996 года (Договор Пелиндаба).

Все четыре договора исходят из обязательства, закрепленного в Договоре о нераспространении ядерного оружия, не испытывать, не производить и не приобретать ядерное оружие и запрещают размещение ядерного оружия, включая иностранное, на территории, охватываемой этими договорами.

Все Договоры имеют дополнительные протоколы, подлежащие подписанию ядерными державами, которые на их основании должны предоставить гарантии (такой протокол в Бангкокскому договору находится в стадии разработки). Россия является участником этих протоколов.

Итоговые тесты по разделу

Тест 1 На какой орган возложены полномочия по поддержанию мира и безопасности?

Варианты ответа:

1) Генеральная Ассамблея;

2) Совет Безопасности;

3) Международный Суд;

4) Секретариат ООН.

Тест 2 Какие виды всеобщей коллективной безопасности существуют?

Варианты ответа:

1) общая и национальная;

2) местная и региональная;

3) универсальная и национальная;

4) универсальная и региональная.

Тест 3 Чей военный персонал привлекается для участия в миротворческих операциях?

Варианты ответа:

1) стран-участниц НАТО;

2) враждующих государств;

3) государств всего мира;

4) стран-участниц ООН.

Тест 4 Какими зонами являются Латинская Америка, южная часть Тихого океана, Юго-Восточная Азия, Африка?

Варианты ответа:

1) нейтральными;

2) демилитаризованными;

3) безъядерными;

4) нейтрализованными.

Тест 5 Что произошло с классом ракет средней и меньшей дальности?

Варианты ответа:

1) полностью ликвидирован;

2) частично ликвидирован;

3) ограничен выпуск.

Литература:

Богданов О.В. Запрещение оружия массового уничтожения. М., 1985;

Всеобъемлющая международная безопасность. Международно-правовые принципы и нормы. Справочник. М., 1990;

Горшков Г.С., Мелков Г.М. Военное мореплавание и стратегическое равновесие. М., 1986;

Денисов В.Н. Правовые аспекты разоружения в ракетно-ядерную эру. Киев, 1990;

Малинин С.А. Право международной безопасности. В кн. «Курс международного права» в 7 т. Т. 4. М., 1990;

Прищенко И.И. Обычное оружие и международное право. М., 1984;

Александрова Э.С. ООН: объединенные действия по поддержанию мира. Международно-правовые проблемы. М.,1978;

Конвенция о запрещении химического оружия 1993;

Договор о запрещении размещения на дне морей и океанов и в его недрах ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения 1971;

Заключительный акт СБСЕ 1975;

Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности 1987;

Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении 1972.

5 февраля 2018 года истек срок выполнения основных ограничений, которые накладывались на Россию и США, подписанным ими договором СНВ-3. Полное название подписанного документа – Договор между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений, СНВ-III. Данный двусторонний договор регулировал дальнейшее взаимное сокращение арсенала развернутых стратегических ядерных вооружений и пришел на смену договору СНВ-I, который истек в декабре 2009 года. Договор СНВ-3 подписали 8 апреля 2010 года в Праге президенты двух стран Дмитрий Медведев и Барак Обама, он вступил в силу 5 февраля 2011 года.

вопроса


Стоит отметить, что страны задумались о сокращении стратегических наступательных вооружений еще в конце 1960-х годов. К тому моменты и СССР, и США накопили такие ядерные арсеналы, которые позволяли не просто по несколько раз обратить в пепел территорию друг друга, но и уничтожить всю человеческую цивилизацию и жизнь на планете. К тому же ядерная гонка, которая являлась одним из атрибутов холодной войны серьезно била по экономике двух стран. На наращивание ядерного арсенала тратились огромные денежные средства. В этих условиях между Советским Союзом и США в 1969 году в Хельсинки начались переговоры с целью ограничения ядерных запасов.

Данные переговоры привели к подписанию первого договора между странами – ОСВ-I (ограничение стратегических вооружений), который был подписан в 1972 году. Подписанный СССР и США договор закреплял количество средств доставки ядерного для каждой из стран на том уровне, на котором они находились на тот момент времени. Правда, к тому моменту и в США, и в СССР уже начали оснащать свои баллистические ракеты разделяющимися головными частями с блоками индивидуального наведения (они несли сразу несколько боеголовок). В результате именно в период разрядки отношений начался новый, ранее невиданный, лавинообразный процесс наращивания ядерного потенциала. В то же время договор предусматривал принятие на вооружение новых МБР, размещаемых на подлодках, строго в том количестве, в котором ранее были списаны баллистические ракеты наземного базирования.

Продолжением данного договора стал договор ОСВ-II, подписанный странами 18 июня 1979 года в Вене. Данный договор запрещал выводить ядерное оружие в космос, также он установил ограничения на максимальное количество стратегических носителей: пусковых установок МБР, пусковых установок БРПЛ, самолетов стратегической авиации и ракет (но не собственно ядерных боезарядов) ниже существующего уровня: до 2400 единиц (в том числе до 820 пусковых установок МБР, оснащенных разделяющейся головной частью). Помимо этого стороны обязывались к 1 января 1981 года уменьшить количество носителей до 2250. Из общего количества стратегических систем лишь 1320 носителей могли быть оснащены головными частями с боевыми блоками индивидуального наведения. Накладывал договор и другие ограничения: он запрещал проектирование и развертывание баллистических ракет, базирующихся на плавсредствах (за исключением подлодок), а также на морском дне; мобильных тяжелых МБР, крылатых ракет с РГЧ, ограничивал максимальный забрасываемый вес для баллистических ракет подводных лодок.


Следующим совместным договором о сокращении стратегических наступательных вооружений стал бессрочный Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности от 1987 года. Он поставил под запрет разработку и развертывание баллистических ракет с дальностью полета от 500 до 5500 км. В соответствии с данным договором страны в течение трех лет должны были уничтожить не только все баллистические ракеты наземного базирования данных типов, но и все пусковые установки, включая ракеты как в европейской, так и в азиатской части Советского Союза. Этим же договором впервые вводилась универсальная классификация баллистических ракет по дальности.

Следующим договором стал СНВ-1, подписанный CCCР и США 31 июля 1991 года в Москве. Он вступил в силу уже после распада Советского Союза – 5 декабря 1994 года. Новый договор был рассчитан на 15 лет. Условия подписанного соглашения запрещали каждой из сторон иметь на боевом дежурстве более 1600 единиц средств доставки ядерного оружия (МБР, БРПЛ, стратегические бомбардировщики). Максимальное количество самих ядерных зарядов было ограничено 6000. 6 декабря 2001 года было объявлено о том, что страны полностью выполнили обязательства по данному договору.

Подписанный еще в 1993 году договор СНВ-2 сначала длительное время не могли ратифицировать, а затем от него просто отказались. Следующим действовавшим соглашением стал договор о сокращении наступательных потенциалов СНП, который ограничивал максимальное число боезарядов еще в три раза: от 1700 до 2200 единиц (по сравнению с СНВ-1). При этом состав и структура попадавших под сокращение вооружений определялись государствами самостоятельно, в договоре этот момент никак не регламентировался. Договор вступил в силу 1 июня 2003 года.

СНВ-3 и его итоги

Договор о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений (СНВ-3) вступил в законную силу 5 февраля 2011 года. Он сменил договор СНВ-1 и отменил действие Договора СНП от 2002 года. Договор предусматривал дальнейшее масштабное сокращение ядерных арсеналов России и США. Согласно условиям договора к 5 февраля 2018 года и в дальнейшем суммарное количество вооружений не превышало 700 развернутых МБР, БРПЛ и стратегических бомбардировщиков-ракетоносцев, 1550 зарядов на этих ракетах, а также 800 развернутых и неразвернутых пусковых установок МБР, БРПЛ и тяжелых бомбардировщиков (ТБ). Именно в договоре СНВ-3 впервые было введено понятие «неразвернутые» носители и пусковые установки, то есть не находящиеся в боевой готовности. Они могут использования для обучения или испытаний и не имеют боеголовок. В договоре также отдельно был зафиксирован запрет на базирование стратегических наступательных вооружений за пределами национальных территорий двух государств.


Договор СНВ-3 помимо ограничения непосредственно ядерного оружия подразумевает двусторонний обмен телеметрическими данными, которые были получены во время испытательных пусков. Обмен телеметрической информацией о пусках ракет осуществляется по взаимному согласованию и на паритетной основе не более чем по пяти пускам в год. При этом производить обмен информацией о числе носителей и боеголовок стороны обязаны два раза в год. Также отдельно была прописана инспекционная деятельность, в инспекции могут принимать участие до 300 человек, кандидатуры которых согласуются в течение месяца, после чего им выдаются визы на два года. При этом сами инспекторы, члены инспекционных делегаций и летных экипажей, а также их самолеты во время проведения инспекций на территории двух стран пользуются полной неприкосновенностью.

В 2018 году ожидается продление договора СНВ-3, так как его срок истекает только в 2021 году. Как отмечал в январе 2018 года посол США в России Джон Хантсман, доверие между государствами в вопросе сокращения вооружений в настоящее время не утеряно – Вашингтон и Москва успешно работают над реализацией СНВ-3. «Мы работаем в позитивном направлении в отношении СНВ-3, я называю его «момент воодушевления», после 5 февраля работа не остановится, работа будет более интенсивной. Тот факт, что мы подходим к этой дате достижения целей, внушает доверие», – отметил посол.

Как отмечает ТАСС, на 1 сентября 2017 года Российская Федерация располагала 501 развернутым носителем ядерного вооружения, 1561 ядерным боезарядом и 790 развернутыми и неразвернутыми пусковыми установками МБР, БРПЛ и ТБ. США располагали 660 развернутыми носителями, 1393 боезарядом и 800 развернутыми и неразвернутыми пусковыми установками. Из опубликованных данных следовало, что для России, для того чтобы вписаться в лимит по СНВ-3, необходимо было сократить 11 боезарядов.

Ядерный арсенал России и США

На сегодняшний день основу современных стратегических вооружений продолжает составлять ядерное оружие. В некоторых случаях к нему также относят высокоточное оружие с обычными боеголовками, которое может применяться для уничтожения стратегически важных объектов противника. По назначению оно делиться на наступательное (ударное) и оборонительное вооружение. В состав стратегических наступательных вооружений (СНВ) входят все наземные комплексы МБР (как шахтные, так и мобильные), стратегические атомные ракетные подводные лодки (АРПЛ), а также стратегические (тяжелые) бомбардировщики, которые могут выступать носителями стратегических крылатых ракет класса «воздух-поверхность» и атомных авиабомб.

Тополь-М мобильная версия


Россия

Под действие договора СНВ-3 в составе Ракетных войск стратегического назначения (РВСН) попадают следующие МБР: РС-12М «Тополь»; РС-12М2 «Тополь-М»; РС-18 (по натовской кодификации – «Стилет»), РС-20 «Днепр» (по натовской кодификации «Сатана»), Р-36М УТТХ и Р-36М2 «Воевода»; РС-24 «Ярс». По данным ТАСС, в настоящее время в составе российской группировки РВСН находится около 400 МБР с боевыми блоками различных типов и различной мощности. Таким образом, здесь сосредоточено более 60 процентов оружия и боезарядов стратегических ядерных сил Российской Федерации. Заметным отличием от США является наличие в наземном компоненты ядерной триады – мобильных комплексов. Если в США МБР располагаются исключительно в стационарных шахтных установках, то в РВСН, наряду с шахтным базированием, используются и подвижные грунтовые ракетные комплексы на базе многоосных шасси МЗКТ-79221.

В 2017 году РВСН пополнились 21 новой баллистической ракетой. В дальнейших планах – выведение из эксплуатации МБР «Тополь» с заменой их на более современные и совершенные МБР «Ярс». При этом Москва рассчитывает продлить срок службы стоящих на вооружении РВСН наиболее тяжелых МБР Р-36М2 «Воевода» как минимум до 2027 года.

Морская составляющая российской ядерной триады представлена, по состоянию на 1 марта 2017 года, 13 атомными подводными лодками с межконтинентальными баллистическими ракетами на борту. Основу составляют 6 подводных ракетоносцев проекта 667БДРМ «Дельфин», которые вооружены баллистическими ракетами Р-29РМУ2 «Синева» и их модификацией «Лайнер». Также в строю по-прежнему находятся три АПЛ более раннего проекта 667БДР «Кальмар» и одна лодка проекта 941УМ «Акула» – «Дмитрий Донской». Она же является самой большой подводной лодкой в мире. Именно на «Дмитрии Донском» проводились первые испытания новой российской МБР, попадающей под действие договора СНВ-3 – ракеты Р-30 «Булава», которую выпускают в Воткинске. Помимо перечисленных подлодок боевую вахту в настоящее время несут и три атомных субмарины нового проекта 955 «Борей», вооруженные «Булавой», это лодки: К-535 «Юрий Долгорукий», К-550 «Александр Невский» и К-551 «Владимир Мономах». Каждая из этих подлодок несет на борту до 16 МБР. Также по модернизированному проекту «Борей-А» в России строится еще 5 таких ракетоносцев.

АПЛ проекта 955«Борей»


Основу воздушной части ядерной триады в России составляют два стратегических бомбардировщика, попадающих под действие договора СНВ-3. Это сверхзвуковой стратегический бомбардировщик-ракетоносец с крылом изменяемой стреловидности Ту-160 (16 штук) и почетный ветеран – турбовинтовой стратегический бомбардировщик-ракетоносец Ту-95МС (около 40 развернутых). По оценкам специалистов, эти турбовинтовые самолеты можно будет успешно использовать вплоть до 2040 года.

Современный ядерный арсенал США состоит из шахтных МБР Minuteman-III (насчитывается 399 развернутых пусковых установок МБР и 55 неразвернутых), баллистических ракет на подводных лодках Trident II (212 развернутых и 68 неразвернутых), а также крылатых ракет и авиационных бомб с ядерной боевой частью, носителями которых являются стратегические бомбардировщики. Ракета Minuteman-III на протяжении длительного времени является основой американских сил ядерного сдерживания, она состоит на вооружении с 1970 года и является единственной МБР наземного базирования на вооружении американской армии. Все это время ракеты постоянно модернизировались: замена боевых блоков, силовых установок, систем управления и наведения.

Тестовый запуск МБР Minuteman-III


Носителями МБР Trident II являются атомные подводные лодки класса «Огайо», каждая из которых несет на своем борту по 24 таких ракеты, оснащенных разделяющимися головными частями индивидуального наведения (не более 8 боевых блоков на ракету). Всего в США было построено 18 таких субмарин. При этом 4 из них уже переоборудованы в носители крылатых ракет, модернизация ракетных шахт позволила разместить на них до 154 крылатых ракет «Томагавк» по 7 в шахте. Переоборудовано 22 шахты, еще две используются как шлюзовые камеры для стыковки мини-подлодок или специальных модулей для выхода боевых пловцов. С 1997 года это единственный тип американских ПЛАРБ, состоящих на вооружении. Основным их вооружением является МБР Trident II D-5. По оценкам американских специалистов, эта ракета является самым надежным оружием в составе стратегического арсенала США.

Также Пентагон включил в число развернутых стратегических бомбардировщиков – 49 машин, в том числе 11 малозаметных стратегических бомбардировщиков Northrop B-2A Spirit и 38 «старичков» Boeing B-52H, еще 9 B-2A и 8 B-52H числятся неразвернутыми. Оба бомбардировщика могут использовать как крылатые ракеты с ядерными боеголовками, так и атомные бомбы свободного падения и управляемые авиабомбы. Еще один американский стратегический бомбардировщик B-1B, разработанный в 1970-е годы специально для нанесения ракетных ударов по территории Советского Союза, с 1990-х годов переоборудуется в носителя обычных вооружений. К моменту окончания действия СНВ-3 армия США не планирует использовать его в качестве носителя ядерного оружия. По данным на 2017 год в составе американских ВВС насчитывалось 63 бомбардировщика B-1B Lancer.

Малозаметный стратегический бомбардировщик Northrop B-2A Spirit

Взаимные претензии сторон

Заместитель госсекретаря США Джон Салливан рассказал, какое условие должно выполняться, чтобы США соблюдали договор о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению СНВ (речь о договоре СНВ-3) и договор о ликвидации ракет средней и малой дальности РСМД. По словам Салливана, США «хотят соблюдать соглашения по контролю над вооружениями, однако для этого их «собеседники» должны быть «настроены таким же образом», – передает его слова агентство «Интерфакс». Стоит отметить, что в январе 2018 года Госдеп подтвердил выполнение Россией условий, подписанного в 2010 году договора СНВ-3, однако США по-прежнему продолжают обвинять Россию в нарушении договора о РСМД. В частности в Вашингтоне считают, что в Екатеринбурге в ОКБ «Новатор» была создана новая крылатая ракета наземного базирования – сухопутная модификация знаменитого «Калибра». МИД России в свою очередь отмечает, что приводимая в пример крылатая ракета наземного базирования 9М729 соответствует условиям договора.

В то же время, по словам председателя комитета Госдумы РФ по обороне Владимира Шаманова, Москва испытывает серьезные сомнения по поводу выполнения Вашингтоном взятых на себя обязательство по СНВ-3. Шаманов отметил, что Россия так и не получила подтверждения переоборудования пусковых установок ракет Trident II и тяжелых бомбардировщиков B-52М. Основные вопросы российской стороны, касаются переоборудования части американских стратегических наступательных вооружений. Как отметил Владимир Путин в ходе встречи с руководителями ведущих российских СМИ 11 января 2018 года, США должны верифицировать проводимые изменения, чтобы Россия могла убедиться в отсутствии возвратного потенциала по некоторым носителям. Отсутствие у Москвы подобных доказательств вызывает озабоченность. По словам посла России в США Анатолия Антонова, по данному вопросу с американской стороной продолжается диалог.

Источники информации:
http://tass.ru/armiya-i-opk/4925548
https://vz.ru/news/2018/1/18/904051.html
http://www.aif.ru/dontknows/file/chto_takoe_snv-3
Материалы из открытых источников

Разоружение - это, с одной стороны, основной принцип современного международного права, а с другой, - комплекс правовых норм и практических действий государств, направленных на ограничение, сокращение вооруженных сил и вооружений и ликвидацию некоторых наиболее опасных средств ведения войны.

Вопросами разоружения занимаются: Генеральная Ассамблея ООН (на очередных и специальных сессиях по разоружению), которая рассматривает общие принципы, определяющие разоружение и регулирование вооружений, и делает рекомендации в этой области членам ООН и Совету Безопасности (ст. 11); Совет Безопасности ООН, несущий ответственность за формулирование при помощи Военно-Штабного Комитета планов создания системы регулирования вооружений и возможного разоружения и представление этих планов членам ООН (ст. 26, 47); региональные организации коллективной безопасности (ОАЕ, ЛАГ, ОАГ, ОБСЕ, НАТО, СНГ) в рамках своих уставных полномочий; Комиссия ООН по разоружению (создана в 1952 г.), разрабатывающая общие принципы переговоров в области ядерных и обычных вооружений и меры по укреплению доверия; Конференция ООН по разоружению (Комитет ООН по разоружению с 1979 по 1984 г.), занимающаяся непосредственной разработкой международных соглашений в области ограничения, сокращения и запрещения оружия массового уничтожения и некоторых видов обычного оружия и осуществлением контроля за выполнением государствами своих обязательств в области разоружения; Специальный комитет ООН для Всемирной конференции по разоружению и другие организации и органы.

В результате усилий международного сообщества удалось разработать большое количество международных соглашений, касающихся оружия массового уничтожения и средств его доставки к цели, а также обычных вооружений и вооруженных сил.

Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении 1972 г. обязала каждого участника Конвенции никогда, ни при каких обстоятельствах не разрабатывать, не производить, не накапливать микробиологические или другие биологические агенты или токсины, а также оружие, оборудование или средства доставки, предназначенные для использования таких агентов или токсинов во враждебных целях или в вооруженных конфликтах (ст. 1). Государства обязались не позднее 9 месяцев после вступления Конвенции в силу уничтожить или переключить на мирные цели все агенты, токсины, оружие, оборудование и средства доставки. Конвенция вступила в силу в марте 1975 г. Официально считается, что с начала 1976 г. все упомянутое оружие и средства его доставки уничтожены или переключены на мирные цели, однако, по сообщениям печати, определенные работы, связанные с этим оружием, продолжали проводиться в США, СССР и Ираке.



Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления химического оружия и о его уничтожении 1993 г. обязала каждого участника Конвенции: не разрабатывать, не производить и не накапливать химическое оружие; не позднее чем через 2 года после вступления Конвенции в силу (вступила в силу в 1997 г.) начать работы по уничтожению этого оружия и завершить их не позднее чем через 10 лет после вступления Конвенции в силу (для России - в 2007 г.); через 2 года после вступления Конвенции в силу будут проведены испытания первого объекта по уничтожению химического оружия, через 3 года должно быть уничтожено не менее 1% запасов этого оружия (для России - 400 т), через 5-7 лет - 20–45%, через 10 лет - все химическое оружие (для России - 40 000 т); самостоятельно определить метод уничтожения этого оружия, причем сам процесс уничтожения должен отвечать самым последним достижениям науки и производиться на специально оборудованном объекте, не допуская уничтожения химического оружия путем захоронения в земле, затопления в водоемах или сжигания на открытом воздухе (иными словами, только путем переработки).

Ядерное оружие пока еще не запрещено, но Генеральная Ассамблея ООН уже приняла несколько резолюций о запрещении применения ядерного оружия: Декларацию о запрещении использования ядерного и термоядерного оружия от 24 ноября 1961 г., о неприменении силы в международных отношениях и запрещении навечно применения ядерного оружия от 29 ноября 1972 г., о предотвращении ядерной катастрофы от 9 декабря 1981 г. Кроме того, имеются специальные договоры, касающиеся ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения и их носителей.



Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой 1963 г. обязывает участников Договора запретить, предотвращать и не производить любые испытательные взрывы ядерного оружия и любые другие ядерные взрывы в любом месте, находящемся под его юрисдикцией или контролем: в атмосфере, за ее пределами, включая космическое пространство; под водой, включая территориальное море и открытое море; в любой другой среде, если такой взрыв вызывает выпадение радиоактивных осадков за пределами территориальных границ государства, под юрисдикцией или контролем которого проводится такой взрыв (ст. 1). Франция и Китай, не являясь участниками Договора, неоднократно производили ядерные испытательные взрывы.

Индия и Пакистан, не будучи участниками Договора, произвели в 1998 г. ядерные взрывы.

Договор между СССР и США об ограничении подземных испытаний ядерного оружия 1974 г. обязывает Россию и США не производить любые подземные испытания ядерного оружия мощностью свыше 150 килотонн в любом месте, находящемся под их юрисдикцией или контролем.

Договор о нераспространении ядерного оружия 1968 г. обязал:

государства, обладающих ядерным оружием, не передавать кому бы то ни было ядерное оружие или другие ядерные взрывные устройства и контроль над ними; не помогать, не поощрять и не побуждать какое-либо государство, не обладающее ядерным оружием, к приобретению ядерного оружия, ядерного взрывного устройства и контроля над ними;

государства, не обладающих ядерным оружием, не принимать передачи от кого бы то ни было ядерного оружия или других ядерных взрывных устройств и контроля над ними; не производить и не приобретать каким-либо иным способом ядерное оружие или другие ядерные взрывные устройства;

неядерные государства, пожелавших приобщиться к использованию ядерной энергии в мирных целях, осуществлять такое приобщение под контролем МАГАТЭ, которая может проводить инспекции и требовать отчеты от государств по использованию расщепляющих материалов.

Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела 1967 г. обязывает участников Договора не выводить на орбиту вокруг Земля любые объекты с ядерным оружием или любыми другими видами оружия массового уничтожения, не устанавливать оружие на небесных телах и не размещать такое оружие в космическом пространстве каким-либо иным образом. Запрещаются создание на небесных телах военных баз, сооружений и укреплений, испытание любых типов оружия и проведение военных маневров. Использование военного персонала для научных исследований или каких-либо иных мирных целей не запрещается.

Договор о запрещении размещения на дне морей и океанов и в его недрах ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения 1971 г. запретил размещать на дне морей и океанов и в его недрах за пределами 12-мильной зоны прибрежных государств какое-либо ядерное оружие или любые другие виды оружия массового уничтожения, а также сооружения, пусковые установки и любые другие устройства, специально предназначенные для хранения, испытания или применения такого оружия. Участники договора обязались не помогать, не поощрять и не побуждать какое-либо государство к осуществлению такой деятельности. Договор установил довольно эффективную систему контроля, включающую: наблюдение за деятельностью на морском дне; консультации с другими договаривающимися сторонами; обращение к сторонам с уведомлениями и запросами; инспекцию на месте (собственными средствами или при содействии любого другого государства-участника); передачу вопроса на рассмотрение Совета Безопасности ООН. Участники Договора обязались продолжать в духе доброй воли переговоры в отношении дальнейших мер в области разоружения в целях предотвращения гонки вооружений на дне морей и океанов и в его недрах. Стороны условились, что через 5 лет после вступления Договора в силу в Женеве будет созываться конференция государств-участников для рассмотрения того, как действует этот Договор*.

* Договор вступил в силу 25 мая 1972 г. В 1977 г. в Швейцарии была проведена конференция (и через последующие 5 лет аналогичные) по рассмотрению того, как действует этот Договор. Делегация СССР выступала с широким комплексом мер, направленных на полную демилитаризацию морского дна в пределах действия Договора, однако США были против такого подхода, утверждая, что гонки вооружений на морском дне не обнаружено. США выступали за сохранение на морском дне своих следящих акустических систем по обнаружению подводных лодок.

Договор между СССР и США об ограничении систем противоракетной обороны 1972 г. с Протоколом к нему 1974 г. разрешал СССР (России) и США разместить на территориях обеих стран по одному району ПРО радиусом 150 км (Россия защищает Москву, США - район шахтных пусковых установок), в которых разрешается иметь не более 100 пусковых установок и 100 противоракет, а также шесть комплексов радиолокационных станций ПРО (из них на территории России осталось 3). Кроме того, стороны обязались не создавать и не развертывать системы или компоненты ПРО морского, воздушного, космического или мобильно-наземного базирования. (Модернизация и замена систем ПРО или их компонентов не запрещены). Россия и США обязаны не передавать другим государствам и не размещать вне своей национальной территории системы ПРО или их компоненты, ограниченные настоящим договором.

Каждая сторона использует имеющиеся в ее распоряжении национальные технические средства контроля таким образом, чтобы это соответствовало общепризнанным принципам международного права. Стороны обязались не чинить препятствий национальным техническим средствам контроля другой стороны и не применять преднамеренные меры маскировки, затрудняющие осуществление такого контроля. Договор бессрочный. Ныне США пытаются "подправить" Договор.

Договор между СССР и США о ликвидации их ракет средней дальности и меньшей дальности 1987 г. привел в 1990 г. к полной ликвидации в СССР и США этого класса вооружений. К сожалению, Договор не затрагивал аналогичное оружие союзников США по НАТО, а также крылатые ракеты морского базирования, по которым США имели и продолжают иметь подавляющее превосходство над СССР (Россией).

20 мая 1972 г. в Москве между СССР и США было подписано Временное соглашение о некоторых мерах в области ограничения стратегических наступательных вооружений (ОСВ-1) сроком на 5 лет (впоследствии Соглашение по договоренности сторон продолжало соблюдаться), которое ограничивало в количественном и качественном отношениях стационарные пусковые установки МБР, пусковые установки на подводных лодках и современные подводные лодки с МБР.

18 июня 1979 г. в Вене между СССР и США был подписан Договор об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСВ-2), который ограничивал и сокращал такие вооружения и устанавливал разные предельные уровни средств доставки ядерного оружия (Договор не вступил в силу по вине США, приступивших к развертыванию ракет с многозарядными боевыми частями); Договор между СССР и США о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений 1991 г. (СНВ-1), предусматривающий сокращение этого оружия примерно на 50%, в силу не вступил из-за распада СССР (ядерное оружие оказалось в руках четырех государств: России, Украины, Белоруссии и Казахстана).

3января 1993 г. в Москве между Россией и США был подписан Договор о дальнейшем сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-2), согласно которому к 2003 г. Россия должна будет ликвидировать все свои шахтные пусковые установки и тяжелые МБР с РГЧ индивидуального наведения - единственное эффективное оружие для самообороны от любого потенциального агрессора, которое способно преодолеть ПРО США и достичь территории США в ответном ядерном ударе. Договор предусматривает ломку ядерной триады России с переносом ориентации с шахтных МБР на МБР подводных ракетоносцев и однозарядные МБР типа "Тополь", с которыми ПРО США успешно справятся. К тому же шумность российских подводных ракетоносцев, включая заложенную в 1996 г. подводную лодку "Юрий Долгорукий", в 6-60 раз выше шумности их американских аналогов, что во много раз повышает дальность обнаружения и уничтожения российских ракетоносцев силами и средствами противолодочной обороны США и НАТО.

Помимо этого, донные акустические следящие системы США, размещенные на подводных хребтах и соединенные кабельными линиями с центрами управления противолодочными силами и средствами, позволяют отслеживать с текущими координатами подводные лодки России в Атлантическом и Тихом океанах с точностью до длины корпуса подводной лодки. Аналогичными системами Россия не обладает и в обозримом будущем обладать не будет.

Договор не затрагивает крылатые ракеты морского базирования (КРМБ) и не препятствует претворению в жизнь американской программы, в соответствии с которой США предполагают развернуть до 4 тыс. КРМБ против 100-200 российских.

О явно неравноправном характере Договора СНВ-2 (даже без учета военных баз США и НАТО вокруг России и без учета ядерных зарядов Англии и Франции) говорит простое сравнение промежуточных и конечных результатов сокращения СНВ. После первого этапа сокращения с учетом возможной обратной установки ядерных боеголовок в случае, если США пожелают выйти из Договора, Россия будет иметь 6206, а США - 8450 ядерных зарядов. Соотношение 1,0: 1,47-1,97. На конечном этапе с учетом обратной установки боеголовок Россия будет иметь 4750, США - 7694 ядерных заряда. С учетом КРМБ Россия - 4850, США - 8444-11 694. Соотношение 1,0: 1,74 - 2,4. Таким образом, на конечном этапе США будут превосходить Россию по числу ядерных зарядов почти в 2,5 раза. Немаловажное значение имеет и тот факт, что при выходе США из Договора Америка просто заменит однозарядные боеголовки многозарядными, взятыми со склада, а Россия уже будет не в состоянии использовать шахтные пусковые установки для тяжелых ракет, поскольку сами шахты будут залиты бетоном и иметь ограничительные кольца, а российские тяжелые ракеты будут уничтожены. Иными словами, Договор, уже ратифицированный Соединенными Штатами, обеспечивает США полную безопасность, а безопасность России сводит к нулю и делает территорию США недосягаемой для российского ядерного оружия.

Договор об обычных вооруженных силах в Европе 1990 г. был последним крупным и наиболее значимым международным договором эпохи блокового противостояния. Он охватывал территории европейских государств от Атлантики до Урала и предусматривал через 40 месяцев после вступления Договора в силу сокращение обычных вооружений противостоящих сторон до следующих суммарных уровней: по 20 000 боевых танков, по 30 000 боевых бронированных машин; по 20 000 артиллерийских единиц, по 6800 боевых самолетов, по 2000 ударных вертолетов.

В Договоре были подробно разработаны технические термины и понятия, системы наблюдения и контроля, а также обязательства по дальнейшему укреплению безопасности и стабильности в Европе, включая меры по ограничению численности личного состава их обычных вооруженных сил в пределах территориального действия Договора. В связи с ликвидацией ОВД и распадом СССР Договор потерял все свое значение, однако его политическая значимость несомненна, поскольку в нем обозначены пути и средства сокращения вооруженных сил и обычных вооружений для государств современной Европы.

Агрессия США и НАТО против Югославии, перечеркнувшая всю правовую систему обеспечения мира и международной безопасности, установленную Уставом ООН после второй мировой войны, дает России полное право выйти из всех договоров, касающихся ядерного и обычного оружия, отказаться от ратификации Договора СНВ-2, возобновить строительство ракет "СС-18" ("Сатана" по американской терминологии) на заводах, созданных на своей территории, возобновить строительство ракет средней и малой дальности, увеличить строительство крылатых ракет повышенной дальности и точности с обычными и ядерными зарядами, а также отказаться от участия во всех санкциях Совета Безопасности ООН против Югославии, Ирака и других стран.

В связи с этим представляется целесообразным еще раз оценить влияние данного Договора на стратегическое сдерживание и возможные перспективы дальнейшего переговорного процесса в области СНВ.

Складывающаяся в настоящее время внешнеполитическая обстановка кардинально осложнила на неопределенный период военно-политические отношения между Россией и США, в том числе в области ограничения и сокращения стратегических наступательных вооружений. Пока трудно спрогнозировать, когда стороны вернутся за стол переговоров для уточнения отношений в области стратегического сдерживания. А высказывания нового президента США Дональда Трампа и представителей его администрации только затуманили и без того неясные перспективы дальнейших шагов в сфере дискуссии по СНВ.

Согласно договорам в области СНВ к стратегическим наступательным вооружениям относятся:

– межконтинентальные баллистические ракеты (МБР) наземного базирования с максимальной дальностью пуска свыше 5500 км;

– баллистические ракеты подводных лодок (БРПЛ) с максимальной дальностью пуска свыше 600 км;

– тяжелые бомбардировщики (ТБ), к которым относятся бомбардировщики (самолеты-носители) с дальностью полета более 8000 км или оснащенные крылатыми ракетами воздушного базирования (КРВБ) с максимальной дальностью пуска более 600 км.

Договор СНВ-3 заменил Договор между РФ и США о сокращении стратегических наступательных потенциалов 2002 г. Договор между СССР и США о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений 1991 г. (Договор СНВ-1) утратил силу 5 декабря 2009 г.

Особенности Договора СНВ-3 таковы:

1. Для МБР и БРПЛ засчитывается установленное на них количество ядерных боеприпасов (ЯБП), которыми являются боевые блоки (ББ). Для тяжелых бомбардировщиков засчитывается только одна ядерная крылатая ракета воздушного базирования большой дальности или ядерная авиационная бомба (ЯАБ), хотя ТБ может нести и большее количество ракет или бомб.

2. На сокращение СНВ до установленных уровней отведено ровно семь лет после вступления Договора в силу – с 5 февраля 2011 г. до 4 февраля 2018 г. С 5 февраля 2018 г. и до окончания действия Договора (по 4 февраля 2021 г. включительно) у каждой из сторон должно быть не более 800 носителей, из них не более 700 развернутых и не более 1550 ЯБП на развернутых носителях, на общее количество ЯБП ограничений нет.

Данные по количественному составу СНВ в стратегических наступательных силах (СНС) США и стратегических ядерных силах (СЯС) России приведены в таблице 1.

Можно заключить, что США в соответствии с Договором СНВ-3 должны утилизировать более 300 и вывести из состава «развернутых» около 200 носителей. России необходимо утилизировать менее 70 носителей, а сокращения количества развернутых носителей не требуется.

Для выполнения договорных ограничений США планировали к 2018 г.:

– из имеющихся 450 шахтных пусковых установок (ШПУ) с МБР демонтировать 30 ШПУ, оставив развернутыми 400 МБР, а 20 ШПУ будут содержаться без ракет с возможностью их установки;

– сократить количество развернутых пусковых установок (ПУ) на каждой из 14 подводных лодок атомных с ракетами баллистическими (ПЛАРБ) с 24 до 20 ед. Для чего на каждой из них по четыре ПУ будут приведены в состояние, исключающее возможность размещения и пуска БРПЛ. В результате на 12 боеготовых ПЛАРБ будут развернуты 240 БРПЛ (по две ПЛАРБ будут находиться на плановом ремонте);

– сократить количество развернутых ТБ с 72 до 60 ед., сохранив общее количество тяжелых бомбардировщиков – носителей ядерного оружия (96 ед.), из них неразвернутых – 36;

– снять часть боевых блоков с МБР и БРПЛ.

Хотя до окончания этапа выхода на принятые в Договоре СНВ-3 ограничения осталось совсем мало времени, информация о реальном выполнении США указанных мероприятий практически отсутствует. Известно лишь, что извлечены из шахт 30 МБР и готовы к установке пластиковые прокладки для 48 пусковых установок БРПЛ, которые, по утверждению американской стороны, якобы сделают невозможным пуск ракет.

У России же задача не в том, как сократить СНВ до предписанных уровней, а как «дотянуться» до них. Во время действия СНВ-3 из-за исчерпания технического ресурса из боевого состава будут выведены:

– все МБР стационарного базирования типов РС-20 и РС-18 с разделяющимися головными частями (РГЧ);

– большая часть мобильных моноблочных МБР «Тополь»;

– все ракетные подводные лодки стратегического назначения (РПЛСН) типа «Кальмар» (проект 667 БДР) и некоторые РПЛСН типа «Дельфин» (проект 667 БДРМ), оснащенные БРПЛ с РГЧ;

– существенная часть ТБ Ту-95.

Предпринимаемые усилия по обеспечению СЯС новыми образцами вооружений позволят компенсировать убыль носителей, но не в том темпе, как хотелось бы. Впервые в истории договоров по стратегическим вооружениям количественный состав российских СНВ по носителям будет ниже ограничений Договора, а затем, как ожидается, он может подняться до установленного уровня.

Существуют обстоятельства, не позволяющие оценивать сокращение СНВ только количествами развернутых ЯБП и носителей. В сложившемся договорном поле США оставили себе возможность наращивания стратегического ядерного потенциала за счет «возвратного потенциала» ядерных боеприпасов. Снимаемые с носителей «лишние» ЯБП переходят в разряд «неразвернутых», которые по Договору СНВ-3 не учитываются и направляются, как правило, на «оперативное хранение», что позволяет возвратить их на носители. Дополнительные возможности по развертыванию СНВ имеются у США и за счет возврата в боевой состав резервных носителей с установкой на них ЯБП «возвратного потенциала». Надо учесть, что у России в современных условиях возможность использования «возвратного потенциала» ЯБП из-за относительного дефицита носителей практически минимальна .

Оценка возможного состава развернутых американских СНВ и варианты их наращивания в условиях Договора СНВ-3 приведены в таблице 2 (более полные сведения по прогнозируемому составу стратегических наступательных вооружений США на 2012-2021 гг. при выполнении условий Договора СНВ-3 и при отказе от их выполнения приведены в статье «Ядерный резерв Пентагона» в журнале «Национальная оборона» №8/2012 г.). Из этих данных следует, что у США имеется значительный резерв ядерных боеприпасов, за счет которого возможно наращивание количества развернутых ЯБП в масштабах, существенно (в 2,44 раза) превышающих ограничения Договора СНВ-3. Это ставит под сомнение необратимость проводимых сокращений ядерных вооружений.

Другим проблемным вопросом является взаимосвязь ограничений и сокращений СНВ с созданием противоракетной обороны (ПРО). При развертывании Соединенными Штатами в двадцатых годах ХХI века (срок совпадает с истечением действия Договора СНВ-3) глобальной системы ПРО возможности России по нанесению ответного удара могут быть существенно снижены.

Наличие системы ПРО может стать побудительным мотивом для нанесения обезоруживающего удара по РФ, если прогнозируемые результаты ответного удара «возмездия» будут выглядеть не очень устрашающими для лиц, принимающих решение на превентивный удар. Это придает особую актуальность разработке мер по повышению эффективности ответных действий российских СЯС, а также вынуждает рассматривать вопрос о целесообразности участия России в Договоре СНВ-3 при развертывании США глобальной системы ПРО.

Как уже было указано, Договор между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений действует до 5 февраля 2021 г. До достижения данного срока Москва и Вашингтон должны определить судьбу не только данного договора, но и всего процесса контроля над СНВ. В Договоре статьей XIV (пункты 2 и 3) предусмотрены следующие направления развития ситуации:

– замена Договора СНВ-3 после истечения его срока действия новым юридически обязывающим соглашением в области ограничения и сокращения СНВ;

– продление, по обоюдному решению сторон, срока действия Договора СНВ-3 на очередные пять лет, т.е. до 5 февраля 2026 г.;

– выход из Договора СНВ-3 либо РФ, либо США в порядке осуществления своего государственного суверенитета в случае, если военно-политическое руководство страны решит, что «связанные с содержанием настоящего Договора исключительные обстоятельства поставили под угрозу ее высшие интересы».

Денонсация Российской Федерацией Договора СНВ-3 может привести к следующим отрицательным последствиям:

1. Свертывание диалога между РФ и США и, как следствие, разрушение режима контроля над стратегическими ядерными вооружениями, действующего уже 45 лет (начало контроля над СНВ положено «Временным соглашением между СССР и США о некоторых мерах в области ограничения СНВ», вступившим в силу 03.10.1972 г.). Это негативно отразится и на жизнеспособности режима нераспространения ядерного оружия, сформированного Договором о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО).

Статья VI ДНЯО требует от всех государств-участников, и прежде всего от государств, обладающих ядерным оружием, «в духе доброй воли вести переговоры об эффективных мерах по прекращению гонки ядерных вооружений в ближайшем будущем и ядерному разоружению, а также о Договоре о всеобщем и полном разоружении под строгим и эффективным международным контролем». Проблема ядерного разоружения увязывается государствами, не обладающими ядерным оружием, с обеспечением жизнеспособности ДНЯО и постоянно поднимается на конференциях по рассмотрению действия Договора, которые проходят через каждые пять лет начиная с 1995 г. (пункт 3 статьи VIII ДНЯО).

2. Возобновление гонки вооружений в области СНВ и, как следствие, количественное наращивание группировки стратегических наступательных сил (СНС) США сверх уровней, определенных Договором СНВ-3, что приведет к необходимости реализации РФ соответствующих симметричных и асимметричных мер.

3. Необходимости дополнительных финансовых и материальных затрат на производство СНВ для обеспечения гарантированного выполнения российскими СЯС задачи сдерживания.

Проблема сохранения Договора СНВ-3 должна в первую очередь увязываться с ситуацией, складывающейся вокруг развертывания США глобальной системы противоракетной обороны. Качественное и количественное наращивание возможностей американской системы ПРО относится к исключительным обстоятельствам, определенным пунктом 3 статьи XIV, дающим право России выйти из Договора (Заявление РФ относительно противоракетной обороны от 8 апреля 2010 г.). На связь между СНВ и наращиванием ПРО указано и в преамбуле Договора СНВ-3.

По нашему мнению, при негативном развитии обстановки Россия может выйти из Договора СНВ-3 в следующих случаях:

1. Выхода США из Договора между СССР и США о ликвидации ракет средней дальности и меньшей дальности (Договор РСМД) 1987 г. и развертывания группировок ракет средней и меньшей дальности на территории европейских стран, Южной Кореи и Японии, что даст США дополнительные возможности по нанесению внезапного удара ядерными и неядерными наступательными средствами по территории России.

2. Развертывания систем высокоточного оружия большой дальности, в том числе и гиперзвукового, вблизи границ РФ.

3. Развертывания в Европе и Азиатско-Тихоокеанском регионе компонентов ПРО США.

Денонсация Договора СНВ-3 в ответ на агрессивную военную и экономическую политику, проводимую США и европейскими государствами в отношении России, может стать политическим шагом Российской Федерации, демонстрирующим отношение нашего государства к складывающейся военно-политической ситуации.

Замена Договора СНВ-3 новым юридически обязывающим соглашением в области ограничения и сокращения СНВ до или после истечения его срока действия (пункт 2 статьи XIV Договора о СНВ) в настоящее время нецелесообразна для РФ ввиду отсутствия положительных решений по следующим ключевым проблемам:

1. Привлечения к процессу ограничения и сокращения СНВ помимо РФ и США других официальных ядерных государств – Великобритании, Франции и КНР, а в последующем – всех государств, обладающих ядерным оружием.

Россия, достигнув предусмотренных Договором СНВ-3 параметров, вышла на количественный уровень своих СНВ, ниже которого игнорирование учета ядерных вооружений Великобритании, Франции и КНР негативно отразится на военной безопасности РФ и поддержании стратегической стабильности в мире. Со времени начала реализации Договора СНВ-3 произошли существенные изменения соотношений количеств ЯБП данных государств (см. таблицу 3).

При нарастании напряженности максимально возможное наращивание американских СНВ за счет «возвратного потенциала» ЯБП и резерва носителей позволит странам НАТО иметь до 4400 ЯБП (в т.ч. до 400 у Франции и до 200 у Великобритании) на развернутых стратегических носителях.

Таким образом, при проведении более глубоких сокращений СНВ стратегические вооружения государств-членов НАТО будут примерно в 1,6 раза превосходить СЯС РФ по количеству развернутых ЯБП, а при дооснащении за счет «возвратного потенциала» – до 2,5-3 раз.

2. Юридической увязки процессов сокращения и ограничения СНВ с ограничением систем ПРО.

Позиция РФ относительно сокращений СНВ, реализуемых в рамках существующего и возможных новых договоров, должна однозначно увязываться с ситуацией, складывающейся при бесконтрольном развертывании США системы ПРО. Это объясняется тем, что при дальнейших сокращениях СНВ может существенно понизиться потенциал ответных действий СЯС РФ за счет перехвата как стратегических баллистических ракет, так и боевых блоков.

3. Распространения процесса ограничения и сокращения на крылатые ракеты морского базирования большой дальности.

Крылатые ракеты большой дальности различных видов базирования уже в настоящее время представляют серьезную угрозу группировке российских СЯС и объектам (элементам) системы боевого управления. Данная угроза в перспективе будет только возрастать и оказывать существенное влияние на потенциал ответных действий СЯС РФ, особенно при ожидаемом во второй половине 2020-х гг. принятии США на вооружение нового поколения КРМБ в обычном а, возможно, и в ядерном оснащении, с дальностью полета не менее 3500 км. Из-за американской позиции КРМБ не относятся к СНВ и не подпадают ни под какие-либо договорные ограничения, а США и НАТО продолжают определять это оружие как тактическое (нестратегическое). При этом в соответствии с международными соглашениями, КРВБ с дальностью более 600 км с 18 июня 1979 г. (дата подписания Договора ОСВ-2) учитываются в составе СНВ.

4. Сокращения «возвратного потенциала» СНС США. По оценкам, за счет «возвратного потенциала» ЯБП и резервных носителей в составе СНС возможно развертывание почти 3800 ЯБП, что более чем в два раза превосходит количество ББ, которое может быть развернуто на стратегических носителях СЯС ВС РФ.

Ожидается, что при действующих договорных ограничениях СНС США в период 2021-2026 гг. не претерпят принципиальных изменений своего состава в количественном и качественном отношениях, а кардинальное перевооружение СНС на новые образцы стратегических вооружений предположительно может начаться в 2026-2028 гг.

В случае прекращения действия Договора СНВ-3 Соединенные Штаты могут ускорить перевооружение на новые образцы СНВ с наращиванием боевого состава СНС для доминирования над Российской Федерацией в области стратегических наступательных вооружений, провоцируя новую ядерную оружейную гонку.

Важной задачей, способствующей сохранению жизнеспособности Договора СНВ-3, является принуждение США к проведению до 5 февраля 2018 г. реальных сокращения своих СНВ в соответствии с Договором. При отказе США от выполнения Договора СНВ-3 можно ожидать, что планируемые работы по сокращению количества ПУ проведены не будут, а в боевом составе СНС могут быть развернуты до 450 МБР и 336 БРПЛ.

В результате можно констатировать, что с точки зрения поддержания стратегической стабильности в мире сохранение жизнеспособности Договора СНВ-3 и продление его на очередные пять лет (до 5 февраля 2026 г.) является целесообразным шагом.

Вопрос о пролонгации Договора СНВ-3 или заключении нового соглашения по СНВ будет зависеть от складывающейся геополитической и стратегической обстановки. Следует иметь в виду, что процесс дальнейшего сокращения СНВ не видится как неуклонный и непрерывный поступательный процесс. Это связано с тем, что СНВ на каждом очередном уровне сокращений должны оставаться средством, ущерб от применения которого любой из сторон был бы неприемлемым для другой. Для России целью переговорного процесса является снижение уровня ядерного противостояния без нарушения стратегической стабильности и ущерба своей военной безопасности.

Переговорный процесс в области дальнейших сокращений ядерных вооружений должен быть увязан со следующими вопросами:

– принятие транспарентных мер по реальному сокращению СНВ с гарантированной ликвидацией «возвратного потенциала» в рамках договорных обязательств по ядерному разоружению;

– установление ограничения на развертывание систем ПРО;

– установление ограничений на развертывание систем стратегического неядерного оружия;

– исключение приближения военной инфраструктуры НАТО к границам России с установлением взаимобезопасного стратегического баланса сил между РФ и блоком НАТО, в том числе по численности, составу и дислокации сил общего назначения в Европе;

– вывод американского ядерного оружия, размещенного в Европе, на национальную территорию США;

– исключение развертывания ЯО и использования созданной СССР ядерной инфраструктуры (баз хранения, хранилищ, и др.) на территориях стран-участниц НАТО, являвшихся участницами Варшавского договора, а также бывших советских республик;

– исключение использования носителей, «высвобождающихся» при сокращении СНВ в рамках договорных обязательств, для комплектования стратегического неядерного оружия;

– ратификация всеми странами договоров о нераспространении ядерного оружия и о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний и строгое их выполнение;

– запрещение милитаризации космического пространства;

– сотрудничество в вопросах нераспространения ракетных и ядерных технологий и противодействия возможным ракетным угрозам и заключение соответствующего договора;

– вовлечение в переговорный процесс по сокращению ядерных вооружений других ядерных государств;

– укрепление мер контроля и доверия.

В перспективе это может способствовать трансформации переговорного процесса в области СНВ в переговорный процесс по установлению всеобщего контроля над вооружениями.

Андрей Станиславович БОРИСЕНКО – кандидат технических наук, старший научный сотрудник, член-корреспондент Академии военных наук (АВН)

Алексей Викторович ЕВСЮКОВ – кандидат военных наук, профессор АВН

Михаил Евгеньевич СОСНОВСКИЙ – кандидат военных наук, профессор, член-корреспондент АВН

Александр Леонидович ХРЯПИН – доктор военных наук, старший научный сотрудник, действительный член АВН

сокращение вооружений

– международная проблема, состоящая в проведении мероприятий по уменьшению вооружений и вооружённых сил, включая изъятие из национальных вооружений атомной бомбы как оружия агрессии и массового уничтожения людей.

Вопрос о С. в. и разоружении неоднократно поднимался на международной арене (см. Гаагские конференции 1899 и 1907 гг.), однако впервые вопрос о действительном С. в. и всеобщем полном разоружении был поставлен только Советским государством. Борьба за С. в. и разоружение составляет неотъемлемую часть мирной политики Советского государства. Империалистической политике гонки вооружений, политике развязывания войн Советское государство с первых же дней своего существования противопоставило политику укрепления мира и дружбы между народами. В апреле 1922 г. на Генуэзской конференции советская делегация внесла предложение о всеобщем разоружении, вплоть до полного уничтожения постоянных армий. В декабре 1922 г. на Московской конференции Советское правительство выдвинуло проект пропорционального С. в. В декабре этого же года X съезд Советов, одобрив эту политику Советского правительства, в своём обращении «Ко всем народам мира» призвал трудящихся всех стран поддержать борьбу Советского государства за С. в. Эти действия Советского государства вынудили Лигу наций (см.), в Уставе которой было записано, «что поддержание мира требует сокращения национальных вооружений до минимума, совместимого с национальной безопасностью и с выполнением международных соглашений» (ст. 8), принять резолюцию о подготовке конференции по С. в. Для этой цели в 1925 г. была создана подготовительная комиссия , которая разговорами о разоружении и С. в. прикрывала по существу всё увеличивающуюся в капиталистических странах гонку вооружений.

Стремясь к действительному С. в. и разоружению, Советский Союз принял участие в работе подготовительной комиссии и 30 ноября 1927 г. внёс предложение о немедленном и всеобщем разоружении. В феврале 1928 г. советская делегация представила проект конвенции по этому вопросу. После отклонения большинством комиссии советского проекта конвенции советская делегация внесла новое предложение, предусматривающее пропорциональное С. в. Однако в 1929 г. и это предложение Советского Союза было отклонено комиссией. Женевская конференция по разоружению, созванная Лигой наций в 1932 г., вновь отвергла советские предложения о всеобщем разоружении и о пропорциональном и прогрессивном С. в. В 1934 г. Советское правительство, видя, что конференция по разоружению зашла в тупик, предложило превратить эту конференцию в постоянный орган для борьбы с опасностью войны, однако и это предложение было сорвано поджигателями войны. В обстановке подготовки к войне эта конференция, как и конференции по сокращению морских вооружений (напр., Вашингтонская конференция 1922 г., Лондонская конференция 1930 г. и др.), не могла, конечно, дать никаких положительных результатов. Все эти конференции по существу превратились в конференции по обновлению и увеличению вооружений и вооружённых сил.

Организация Объединённых Наций (см.), созданная после второй мировой войны, записала в своём Уставе, что Генеральная Ассамблея уполномачивается рассматривать «принципы, определяющие разоружение и регулирование вооружений, и делать в отношении этих принципов рекомендации» (ст. 11). Вместе с тем «в целях содействия установлению и поддержанию международного мира и безопасности с наименьшим отвлечением мировых людских сил и экономических ресурсов для дела вооружения» Устав возлагает на Совет Безопасности (см.) ответственность за формулирование с помощью создаваемого при нём Военно-штабного комитета «планов создания системы регулирования вооруженных сил для представления их членам Организации» (ст. 26).

После второй мировой войны Советское государство, последовательно продолжая свою миролюбивую политику, решительно выступило за всеобщее С. в., за прекращение развернувшейся после войны в ряде стран гонки вооружений. «Всеобщее сокращение вооружений, – говорил В. М. Молотов на 1-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, – будет служить делу мира и международной безопасности, укрепляя доверие между большими и малыми народами. Рассмотрение этого вопроса в Организации Объединённых Наций должно положить конец начавшейся гонке вооружений, которая не сулит ничего хорошего... Вместе с тем всеобщее разоружение необходимо для того, чтобы сократить военные бюджеты и урезать государственные расходы на производство вооружений, без чего нельзя облегчить налоговые тяготы населения...» («Вопросы внешней политики», 1948, стр. 313).

В связи с созданием атомного оружия вопрос о С. в. оказался тесно связанным с вопросом о запрещении атомного оружия. Запрещение атомного оружия в послевоенных условиях стало центральной проблемой борьбы за С. в. Поэтому интересы сохранения мира в послевоенный период требуют прежде всего безусловного запрещения атомного оружия.

Учитывая эту тесную связь вопроса о С. в. и запрещения атомного оружия, Советское правительство на 1-й сессии Генеральной Ассамблеи внесло предложение о всеобщем С. в., которое включало в качестве первоочередной задачи запрещение производства и использования атомной энергии в военных целях. Делегации США и других империалистических государств не решились выступать открыто против этого предложения, в результате чего Генеральная Ассамблея приняла резолюцию, воплотившую основные идеи советского предложения, и рекомендовала Совету Безопасности с помощью Комиссии по контролю над атомной энергией и Комиссии по обычным вооружениям выработать планы реализации советского предложения. Однако осуществление этой резолюции в результате деятельности американских монополистов систематически срывается, на что советская делегация обратила внимание уже на 2-й сессии Генеральной Ассамблеи.

На 3-й сессии Генеральной Ассамблеи советская делегация, отметив, что решения 1-й сессии по контролю над атомной энергией и С. в. не претворяются в жизнь, предложила постоянным членам Совета Безопасности «в качестве первого шага в деле сокращения вооружений и вооруженных сил все наличные сухопутные, морские и воздушные силы сократить на одну треть в течение одного года» и «запретить атомное оружие, как оружие, предназначенное для агрессивных целей, а не для обороны». На 4-й сессии Генеральной Ассамблеи СССР вновь обратил внимание на недопустимость отсутствия практических мероприятий по запрещению атомного оружия и предложил признать противоречащим совести и чести народов и несовместимым с принадлежностью к ООН использование атомного оружия и других средств массового уничтожения людей.

На 5-й сессии Генеральной Ассамблеи советская делегация опять потребовала «безусловного запрещения атомного оружия и установления строгого международного контроля за точным и безусловным осуществлением этого запрещения» с объявлением военным преступником любого правительства, «которое первым применит против какой-либо страны атомное оружие или иное средство массового уничтожения людей». Советская делегация предложила, кроме того, чтобы пять великих держав сократили свои вооружённые силы в течение 1950 г. на одну треть их состава «с тем, чтобы вопрос о дальнейшем сокращении вооруженных сил был поставлен на обсуждение одной из ближайших сессий Генеральной Ассамблеи».

На 6-й сессии Генеральной Ассамблеи Советский Союз выдвинул широкую программу проведения С. в. и запрещения атомного оружия. В числе других мер, направленных против угрозы новой войны и по укреплению мира и дружбы между народами, советская делегация предложила: 1) рассмотреть на Всемирной конференции, которая должна быть созвана не позже 1 июня 1952 г., «вопрос о существенном сокращении вооруженных сил и вооружений, а также о практических мерах по запрещению атомного оружия и установлению строгого международного контроля за выполнением этого запрещения»; 2) признать несовместимым с принадлежностью к ООН использование атомного оружия, объявить о запрещении этого оружия и об установлении строгого международного контроля, а также поручить Комиссиям по контролю над атомной энергией и по обычным вооружениям представить к 1 февраля 1952 г. проект конвенции о реализации решений Генеральной Ассамблеи по этим вопросам; 3) рекомендовать постоянным членам Совета Безопасности произвести сокращение своих вооружённых сил на одну треть в течение года со дня принятия постановления; 4) рекомендовать, чтобы не позднее месяца после принятия указанных решений все государства представили полные официальные данные о состоянии своих вооружённых сил; 5) учредить в рамках Совета Безопасности международный контрольный орган для контроля над выполнением решений о запрещении атомного оружия, о С. в. и вооружённых сил и для проверки сведений, представляемых государствами о состоянии их вооружений и вооружённых сил.

Под давлением США большинство ООН отклонило предложенную СССР программу укрепления мира и ограничилось лишь принятием решения (11 января 1952 г.) об образовании Комиссии по разоружению: Эта Комиссия заменила Комиссию по контролю над атомной энергией и Комиссию по обычным вооружениям. На первом же заседании Комиссии по разоружению (март 1952 г.) выявились две совершенно противоположные точки зрения по вопросу о С. в. и запрещении атомного оружия. Империалисты выдвинули план работы Комиссии по разоружению, который уводил Комиссию в сторону от возложенных на неё задач. Советский представитель выступил против принятия этого плана и внёс от имени Советского Союза иной план работы Комиссии ООН по разоружению. Основными положениями советского плана являются: 1) запрещение атомного оружия, сокращение вооружений и представление сведений о вооружениях; 2) рассмотрение вопроса о нарушении запрещения бактериологической войны, о недопущении использования бактериологического оружия и привлечение к ответственности нарушителей запрещения бактериологической войны; 3) выработка проекта конвенции для представления Совету Безопасности, предусматривающего меры, обеспечивающие запрещение атомного оружия, прекращение его производства и установление строгого международного контроля за выполнением этого запрещения; 4) выработка положения об учреждении в рамках Совета Безопасности международного контрольного органа для контроля за реализацией принятых решений по вопросу о С. в. и запрещении атомного оружия; 5) предоставление права международному контрольному органу в целях установления надлежащей системы гарантий, соблюдения решений о запрещении атомного оружия и о С. в. осуществлять инспекцию на постоянной основе без права вмешательства во внутренние дела государства.

На 7-й сессии Генеральной Ассамблеи советская делегация решительно выступила в поддержку предложения польской делегации, в котором указывалось на необходимость рекомендовать постоянным членам Совета Безопасности сократить на одну треть в течение года свои вооружённые силы и представить полные сведения о своих вооружениях. Это предложение предусматривало также рекомендацию Совету Безопасности созвать в кратчайший срок международную конференцию для осуществления сокращения вооружённых сил всеми государствами и принять решение о безусловном запрещении атомного оружия и других видов оружия массового уничтожения людей.

Все эти справедливые предложения неизменно наталкиваются на сопротивление со стороны ряда империалистических государств. Встав на путь отказа от укрепления и развития международного сотрудничества, представители этих государств при помощи большинства в ООН систематически отклоняют все предложения Советского Союза и стран народной демократии, направленные на упрочение международного мира, на С. в. и запрещение атомного оружия.