Могила олега даль показать. Почему Олега Даля похоронили в могиле с балериной 

Биография и эпизоды жизни Олега Даля. Когда родился и умер Олег Даль, памятные места и даты важных событий его жизни. Цитаты актёра, фото и видео.

Годы жизни Олега Даля:

родился 25 мая 1941, умер 3 марта 1981

Эпитафия

«Помоги и спаси,
О, Господи,
Сбереги и укрой,
О, Господи,
Мягким снегом меня занеси, Господи,
И глаза свои не закрой, Господи,
Погляди на меня,
О, Господи,
Вот я весь пред тобой,
О, Господи,
Я живу, не клянясь,
О, Господи,
Подари мне покой,
О, Господи…»
Стихотворение Олега Даля, написанное им в год смерти.

Биография

Правнук знаменитого Владимира Даля, составителя словаря, Олег родился под Москвой, в семье инженера и учительницы. Уже в школе мальчика интересовали литература и искусство, и он, пойдя наперекор воле родителей, решился поступать в театральное училище им. Щепкина. И прошёл, попав на один «блестящий» курс с Виктором Павловом, Михаилом Кононовым и Виталием Соломиным.

Первую свою роль в кино Олег Даль сыграл в 21 год. Но настоящую любовь в зрителях пробудили две его роли, последовавшие одна за другой - в фильмах «Женя, Женечка и „катюша“» и «Хроника пикирующего бомбардировщика» в 1967 г. После этого роли Даля в кино становятся более разноплановыми и глубокими: шут в «Короле Лире», Теодор и его Тень в «Тени». С 1963 г. молодой Даль играет в «Современнике», хотя сперва лишь на вторых ролях. Потом появляется его Васька Пепел из пьесы «На дне», и драматическое дарование Даля сверкает ярко, как никогда.

Но при своём бесспорном, уникальном таланте в работе Даль непостоянен, характер у него неровный, мечущийся, сложный. В 1973-1974 гг. он успевает сняться в пяти фильмах, включая блестящую пятисерийную сагу «Вариант «Омега». А потом месяцами сидит без дела, отказываясь играть роли, которые ему не нравятся. Он рвёт отношения с коллегами, отказывает режиссёрам, которым отказать немыслимо, меняет театры.

Венцом и крахом для Олега Даля стала его блестящая работа в фильме «Отпуск в сентябре» 1979 года по пьесе «Утиная охота» А. Вампилова. Эта роль стала подлинным триумфом его актёрского мастерства. Но по роковому стечению обстоятельств она же стала переломной в его карьере и всей жизни: фильм был запрещён, а Даль, сыгравший в нём аморального пьяницу и несостоявшегося самоубийцу в кризисе среднего возраста, попал в опалу. Постоянные ссоры с режиссёрами подлили масла в огонь: Олегу Далю больше не хотели давать роли.

Проблемы с алкоголем и слабое с детства сердце, смерть в 1980 г. Владимира Высоцкого, с которым Даль был дружен в последние годы жизни, - всё это приближало кончину Даля. Он и сам предчувствовал её, говоря жене и друзьям о том, что больше ничего не хочет, что скоро умрёт. И вот во время командировки в Киев Олег Даль бросил актёру Леониду Маркову, с которым ужинал: «Ну всё, пойду к себе умирать». В эту ночь Даль, принявший немалую дозу алкоголя, умер в номере гостиницы. Похоронили Олега Даля четыре дня спустя на Ваганьковском кладбище.

Олег Даль в роли принца Флоризеля

Линия жизни

21 мая 1941 г. Дата рождения Олега Ивановича Даля.
1959 г. Поступление в Высшее театральное училище имени М. С. Щепкина.
1962 г. Дебютная роль в кино в фильме «Мой младший брат».
1963 г. Приглашение в театр «Современник».
1969 г. Знакомство с Е. А. Апраксиной на съёмках фильма «Король Лир» и свадьба.
1972 г. Выход на экраны фильма «Земля Санникова», получившего всенародное признание.
1975 г. Роль сэра Эндрю Эгюйчика в пьесе «Двенадцатая ночь» в театре «Современник».
1975-1977 гг. Разрыв с «Современником» и переход в «Театр на Малой Бронной».
1980 г. Приход в труппу Малого театра.
3 марта 1981 г. Дата смерти Олега Даля.
7 марта 1981 г. Похороны Олега Даля на Ваганьковском кладбище в Москве.

Памятные места

1. Дом 63 по Люблинской улице в Москве (ранее — Московской улице в городе Люблино), во дворе которого провёл детство Олег Даль.
2. Высшее театральное училище имени Щепкина, которое закончил Даль.
3. Старый город в Таллине (Эстония), где проходили съёмки фильма «Вариант Омега» с Далем в главной роли.
4. «Писательский дом» на Петроградской стороне в Санкт-Петербурге (ул. Ленина, 34), где Даль прожил до 1975 г., переехав к жене.
5. Смоленский бульвар, д. 6 — адрес дома, где Олег Даль жил в Москве.
6. Ваганьковское кладбище в Москве, где Олег Даль похоронен на участке № 12.

Эпизоды жизни

Олег Даль был перфекционистом и чаще отказывал режиссёрам, чем соглашался на роль. Его приглашали на главные роли Рязанов в «Иронию судьбы, или С лёгким паром» и Митта в «Экипаж». А Даль не только часто не соглашался с блестящими предложениями, но мог даже бросить работу за несколько дней до премьеры спектакля. К примеру, только чудом удалось заставить его закончить работу над фильмом «Земля Санникова», за которую Даля, считавшего эту роль самой плохой своей работой, полюбила вся страна.

В то же время были роли, к которым Даль рвался всю жизнь. С детства его любимым писателем был Лермонтов, и Даль много лет мечтал сыграть Печорина (такую возможность дал ему в 1975 г. В. Эфрос). Другая столь же драгоценная для Даля роль — Зилов из «Утиной охоты», которая, как казалось Далю, была написана словно специально под него.

Олег Даль неоднократно пытался побороть тягу к спиртному. В этом ему помогал Владимир Высоцкий, страдавший аналогичной болезнью. Жена Высоцкого, Марина Влади, привозила из Франции препарат «Эспераль», которого тогда было не достать в России и которым актёр несколько раз «подшивался».

Могила Олега и Елизаветы Даль на Ваганьковском кладбище

Заветы

«Дай Бог, чтоб все было так, как есть и как хочется!»

«Дело, дело и еще раз дело! Все остальное суета».

«Удручает никчемность. Не хочется драться. Если уж уходить, то уходить в неистовой драке».

Олег Даль читает «Завещание» М. Ю. Лермонтова

Соболезнования

«В нём всегда был какой-то мятеж. И если попытаться разгадать, против чего он постоянно этот мятеж в собственной душе поднимал, я бы сказал - против всех нелепостей нашей жизни, против всех её уродств».
Анатолий Эфрос, один из последних режиссёров, работавших с Олегом Далем

«Даль никогда не исполнял никаких ролей. Он просто существовал в своем собственном, неповторимом образе. Но его личность, как у каждого талантливого человека, менялась в той мере, в какой перемены эти были необходимы для воплощения того или иного художественного образа, который ему был предложен».
Вениамин Каверин, писатель

«Осиротевший наш родной сосед! Я помню, как в твою незапертую дверь он приходил на ваш мужской совет. Душа его бывает и теперь с тобой. Открыта ей к тебе дорога. Ты передай, что я люблю его, как души любят Бога. Найди слова - я их теперь не знаю, всегда любившая его как женщина земная».
Елизавета Даль, жена актёра

Любимый актер остается в памяти своих телезрителей своими искусно сыгранными ролями, постановками и спектаклями, а еще исключительному умению читать стихи. Он умел вживаться в своего героя и доносить зрителю истинный смысл всей картины.

Рост, вес, возраст. Сколько лет Олегу Далю

Олег Иванович Даль был очень требователен как к себе, так и к своим ролям, поэтому со всех приглашений кинорежиссеров, а также театральных сценаристов, он выбирал только те – что ему по душе, которые он чувствовал и знал, что может сыграть превосходно. Именно поэтому каждая его роль – шедевр.

Зрителей всегда интересовала его личность, рост, вес, возраст, сколько лет Олегу Далю. Он имел широкий спектр актерской игры, играя в комедиях, трагедиях, сказках и драмах, и все его герои были нестандартные и предельно оригинальные личности.

Биография Олега Даля

Олег Даль пришел в этот мир в одном из сегодняшних районов российской столицы, а когда-то городе Люблино двадцать пятого мая 1941-го. Там и прошло его детство в доме номер 63 на ул. Московской, которая сегодня носит название Люблинская. Олег любил спорт с детства, увлекался баскетболом, но из-за болезни сердца — это занятие пришлось оставить. Он увлекался рисованием и классической литературой. После получения аттестата в самом конце пятидесятых годов, несмотря на противостояние родителей, Олег Даль становится студентом «щепки». Параллельно с началом учебы и начинается знаменитая биография Олега Даля.


Он уже параллельно с учебой начинает первые шаги в кино, а также выступления на сцене Государственного академического Малого театра. Дебютная роль в фильме «Мой младший брат» (1962г.) где он представляет публике интеллектуального юношу с московского двора, дала ему билет в большой мир кино. За этой лентой последовали новые роли, новые успехи, всенародная слава и зрительская любовь.

Фильмография: фильмы с участием Олега Даля в главной роли

Фильмография Олега Даля — это больше 20 театральных постановок, больше тридцати фильмов с его участием, десятки озвученных голосов и научных фильмов. В основном герои Даля — это его сверстники, которым он присваивал черты своего характера, свое нежное, но в то же время грустное обаяние. Колоссальным успехом была его игра Жени Колышкина в ленте «Женя, Женечка и «катюша», вышедшая в шестьдесят седьмом году. Хотя лента так и не вышла на большой экран, а была разрешена только в небольших поселках, Олег запомнился зрителю и вызвал любопытство. А его дебют как режиссера был представлен в постановке «Принцесса и дровосек» в конце шестидесятых, где он сыграл главную роль.

Укрепляет Олег Даль зрительскую любовь своими безупречными двумя ролями в 1968-м году в «Старой, старой сказке», роль кукольника и солдата. Только по истине талантливый актер может справиться с кардинальными перевоплощениями в рамках одной картины. Также игру двух ролей, он демонстрирует в картине «Тень» (1971).

А вот картина «Земля Санникова», Далю не очень полюбилась из-за запрета режиссера спеть в фильме «Есть только миг», отдав предпочтение в ее исполнении О.Анофриеву.


В 1975 году сбывается его давняя детская мечта, А.Эфос предоставляет возможность Олегу Далю попробовать себя в роле Печорина во фрагменте романа М.Ю.Лермонтова «По страницам журнала Печорина». Прочитав этот роман будучи еще мальчиком, Олег твердо решил — станет актером и сыграет Печорина.

Мечты сыграть философской драме «Отпуск в сентябре» осуществились в самом конце семидесятых, Олег был уверен что роль Виталия Зилова является его биографией, как будто с него и писалась, но вот в прокат картина вышла уже спустя восемь лет после смерти актера.

В самом начале 80-х актера принимают в театральные ряды Государственного академического Малого театра, но сыграть у него получилось там только единственную роль в постановке «Берег» реж. В.Андреева. А финальной работой была игра в кинокартине «Незваный друг», что запускается на экраны в год его смертного часа (1981г.).

Личная жизнь Олега Даля

Этот известный актер — очень импульсивная личность, привлекающая своей харизмой, стилем и непревзойденным талантом. Личная жизнь Олега Даля пестрит множеством романов, любовных историй и переживаний, некоторые с таких связей заканчивались свадьбой.

Олег делал несколько попыток построить семью и встретить женщину, которая станет ему надежным другом, любящей и верной женой, советчицей и самым преданным зрителем. На его жизненном пути было три брака, два их которых из-за скандального характера актера, а также из-за его пристрастия к спиртному потерпели фиаско.

Он был человеком со сложным характером, с обостренным чувством справедливости, очень самокритичен к себе и своей игре, но его пристрастие к выпивке брало верх над ним. Он часто попадал в передряги с режиссерами, его штрафовали за появление в нетрезвом состоянии на съёмочных площадках, а после смерти его друга В. Высоцкого он и вовсе заговорил о собственной смерти. Именно такой личность был Олег Даль. Смерть, по какой причине, почему так рано, почему именно Олег? – эти вопросы вертелись в голове родных, близких, знакомых и всей зрительской аудитории.

Ведь никому не укладывалось в голове, что еще совсем молодой, всеми любимый актер, сценарист и режиссер больше не будет радовать зрителя своими новыми творениями. На тот момент Олег Даль находился в глубоком кризисе и бросить свое пристрастие к алкоголю ему уже не представлялось возможным, он якобы сам зазывал смерть своими поступками. Именно алкоголь — это причина смерти Олега Ивановича в 1981 г. Всеми любимый Олег Даль не дожил до своего сорокалетия два с половиной месяца. В последние два месяца его жизни они с женой переехали жить в небольшой домик в деревне.

Похороны Олега Даля. Причина смерти по какой причине?

Смерть настигла актера в столице Украины, в гостинице 3-го марта 1981 года, куда Олег приехал на пробы киноленты «Яблоко на ладони». Вечером этого дня он вышел с автомобиля друзей, возле гостиницы сказав им: «Прощай !». Даль закрылся в номере, взяв с собой бутылку крепкого алкоголя, и выпил ее до дна.


Ампула, которую в простонародье именуют «торпеда», была вшита в его организм, она резко повысила артериальное давление, что привело к внутреннему кровоизлиянию и смерти актера. Когда тело Олега Даля обнаружили на утро, на его лице был покой, умиротворение и своего рода облегчении.

Могила Олега Даля

Похороны актера прошли седьмого марта 1981-го г. на Ваганьковском кладбище Москвы.

Семья Олега Даля

Олегу выпало судьбой родится в самом начале военных действий в 1941-м году. Мать – была педагогом, а отец – работал инженером железнодорожником.

Существуют догадки, что Олег в пятом поколении является правнуком В.И. Даля, который написал всем известный «Толковый словарь великорусского языка».

Олег Даль — второй ребенком в семействе Ивана и Павлы Даль, они имели еще и старшую дочь Ираиду. Мать с детьми из-за военных действий в спешке покинули родные места на переполненном поезде, в который им помогла попасть добродушная проводница. По окончании войны они вернулись, но маленькому Олегу еще долго снился гул самолетов и бомбежка родного города, в такие моменты мать читала ему стихи А.С.Пушкина.


Мать души не чаяла в своем сыне. Он радовал ее, когда выступал в хоре имени Дунаевского и играл в драмкружке, когда демонстрировал свою игру на пианино и гитаре. Он сочинял лучшие творения в школе и самостоятельно сумел справиться со своим дефектом речи. Свой талант он проявлял во всем за что брался, это тешило родительские сердца и согревало души.

Дети Олега Даля

Олег Даль проживал каждую свою роль, он не просто играл, а переживал, радовался, грустил и влюблялся с каждым своим героем. Он часто импровизировал, фантазировал, продумывал каждую фразу, деталь, относился к своей работе с огромной ответственностью. Он считал, что его роли — это дети Олега Даля и они просто обязаны быть идеальными.

Детей у Олега Даля — нет. Такая непростая судьба, сложный характер, пагубные привычки, трагическое восприятия мира, и вместе с этим очень тонкая и хрупкая натура сочетались в одном человеке. Как ни странно, при наличии поразительного таланта, огромной фильмографии, зрительского признания и уважение коллег Олег Даль не успел стать Народным артистом и ни разу не получал премий и наград. Но это не помешало актеру навсегда врезаться в память всем зрителям советского кинематографа, и стать актером с большой буквы.

Бывшая жена Олега Даля – Нина Дорошина

Свою первую большую любовь Олег Даль встретил в театре, куда пришел играть уже, будучи звездой кино. Бывшая жена Олега Даля – Нина Дорошина работала в том же «Современнике», как и большинство девушек, была покорена создателем театра Олегом Николаевичем Ефремовым.

Двадцати двух летний Олег Даль был до беспамятства влюблен в Нину Дорошину, и не видел ничего вокруг, даже всем очевидную любовную связь Нины и Ефремова. Находясь в плену амура, он предлагает ей свою руку и сердце. Они играют свадьбу, с которой Нину уводит Олег Ефремов. Из-за романа Дорошиной и Ефремова, который девушка даже не скрывала, первый брак Олега Даля просуществовал один день, так и не успев толком начаться.

Бывшая жена Олега Даля – Татьяна Лаврова

После короткого, неудачного первого брака Олег Даль, полон надежд на счастливую семейную жизнь, встречает Татьяну Лаврову, она и становится его второй законной супругой. Бывшая жена Олега Даля – Татьяна Лаврова тоже была актрисой и играла в театре.

Но и эти отношения продлились не долго, после двух лет совместной жизни Татьяна Лаврова уходит от Олега. Актер никогда не комментировал этот брак, лишь однажды открылся своей матери, сказав, что «Татьяна была злая ». После ухода супруги он упал в жуткую депрессию, что и усилило его пристрастие к алкоголю.

Жена Олега Даля – Елизавета Алексеевна Апраксина

И вот, Олег встречает прекрасную девушку, с тонкой натурой, очень образованную и начитанную Елизавету Апраксину. Она развеяла его одиночество, скрасила его серую жизнь и дала поверить в себя, но вот отвадить его от пагубной привычки не смогла.

Жена Олега Даля – Елизавета Алексеевна Апраксина работала монтажёром, была внучкой Бориса Эйхенбаума, известного литературоведа. Она была старше Олега на четыре года и последние двадцать два года своей жизни прожила без него. По ее словам, это были года скорби за ее любимым Олегом, «он меня сделал, но он же меня и забрал» — говорила она.


В воскресенье Далю исполнилось бы 62 года. Мы подготовили интервью с его последней женой, которое планировали опубликовать сегодня. Увы, оно оказалось последним. В среду Елизавета Даль умерла...

Надевайте вот эти тапочки, - произнесла Елизавета Даль, как только я переступил порог квартиры. - Мужские в доме только одни, Олега.

Я даже смутился. Олега Ивановича Даля давно нет, а его тапочки живы. Удивительное состояние, я - и в тапочках любимого артиста.

Проходите в кабинет Олега, - пригласила в квартиру Елизавета Алексеевна. - Я курю, вам не помешает?

В квартире Даля все сохранено так, как было при жизни актера. Вот только фотографий на стенах прибавилось. После смерти артиста их стали приносить даже совсем незнакомые люди. Да и любимых игрушечных бегемотиков стало заметно больше.

Бросив пить, Даль стал скандалить

Олег Даль был женат трижды. Первыми женами были актрисы Нина Дорошина и Татьяна Лаврова . Последние 11 лет он прожил с Елизаветой Алексеевной. Познакомились они на съемках фильма «Король Лир», где Даль играл Шута. Монтажница «Ленфильма » Лиза показывала актеру отснятый материал. Однако любовь вспыхнула много позже, когда они оказались в одной киноэкспедиции в Нарве .

Мы поженились в 1970-м. Первые три года были очень трудные, он пил. И пил очень страшно. Продолжалось это до 1 апреля 1973 года - тогда он в первый раз зашился с Володей Высоцким . Марина привезла ампулы, так называемые «торпеды». Мы все думали, что они действуют два года. Но какой-то «друг» сказал Олегу, что это ерунда, действие прекращается через полгода. И опять понеслось...

Ему было безумно тяжело из-за проблем в театре, в кино, обид, компромиссов - на них он не шел. Бросив пить, мог на меня накричать. Я первое время огорчалась. И вдруг поняла, что на людях он не скандалит, редко бывало, все в себе держит, а сбросить груз на кого-то надо. Попав под его всплеск, можно было дойти до черт знает чего. Он бывал в гневе несдержан, распускал себя. Но когда я поняла, что Олегу это нужно - или напиться, он в этом топил обиду, или скинуть на кого-то груз, - все стало очень просто. Я по-хитрому стала «подставляться», даже провоцировать его. И он это тоже понял, потому что через некоторое время, после совершенно незаслуженной взбучки, я чувствовала с его стороны такую благодарность за то, что я ему это прощаю и даже предоставляю возможность.

Зато, говорят, Олег Иванович никогда не позволял себе явиться на работу пьяным?

Нет, бывало. Мы познакомились на «Короле Лире». И я помню, как Козинцев, который не выносил пьющих актеров - он начинал кричать высоким голосом, топать ногами, - отводил помрежа в сторону и говорил: «Проводите Даля в комнату, пусть поспит». Он любил Олега и никогда на него не повышал голоса. В длинные командировки меня оформляли кем-нибудь, оплачивали гостиницу. Я ничего не делала, только следила за Олегом, что в первые три года было довольно сложно.

Перед смертью у Олега даже затылок был грустным

Это правда, что Олег Даль предчувствовал свою смерть?..

В 39 лет он записал в дневнике, что стал часто думать о смерти. Странно. Хотя можно и в 20 лет думать о смерти, а умереть в 80. Я вспоминаю последние дни. Мы жили в Монине на даче. 25 января, в день рождения Высоцкого, за два месяца до смерти Олега, случилось то, о чем я вспомнила только позже. Утром он пришел на кухню завтракать: «Мне сегодня Володя приснился, он меня так зовет». Я свела к шутке: «Ну он подождет, не спеши». А потом, я помню, он сидел в низком кресле, смотрел по ТВ мультик. Я увидела его с затылка, мне показалось, что затылок какой-то грустный был. Я его погладила, а Олег вдруг повернулся ко мне и говорит: «Не знаю, мне так жалко вас», - имея в виду меня и маму. Я удивилась. Но он ничего объяснять не стал. И таких моментов было несколько. Мы отправлялись из Монина в Москву , чтобы он вечером уехал на пробы «Яблока на ладони». В электричке у меня разболелась печень, а Олег терпеть не мог, когда кто-то из близких заболевал. Он, добрейшей души человек, начинал ненавидеть меня или мою маму, когда мы хворали. Поэтому я всегда скрывала от Олега свои болячки. Вот и на этот раз, чтобы отвлечься от боли, стала говорить: мол, сейчас приедем, я соберу тебе что-нибудь в дорогу, сухарики, найду кипятильник. А он вдруг и говорит: «Когда мы приедем, ты обязательно пойдешь и примешь теплую ванну. Это поможет снять приступ». Представляете, я даже не подозревала, что он в курсе всего. А напоследок сказал, что мне нужно сейчас быть очень здоровой. Это было 1 марта, а 3 марта его не стало. Может быть, это просто совпадение, не знаю.

Ощущение его присутствия осталось. Я не могу выключить фильм или передачу с Олегом, когда они идут по ТВ. Я ощущаю ту ниточку, которая меня связывает с теми, кто в этот момент тоже смотрит Олега. Необъяснимое чувство. А еще у меня ощущение, что той Лизы, которая жила с Олегом, уже нет. Мне кажется, что меня и закопали, и сожгли, а на этом свете от меня остался какой-то фрагмент, который видел, который знает, который присутствовал при всем при том. Ощущение очень четкое, и мне от этого хорошо. Это то, о чем все влюбленные мечтают, - умереть в один день. Это не сразу сформулировалось, но ощущение возникло сразу. Я вижу иногда картинку, когда мы где-то идем, сидим, разговариваем с Олегом. Я вижу нас двоих.

Теперь они опять вместе, Олег и Елизавета Даль.

Пять самых известных фильмов Олега Даля:

«Женя, Женечка и «катюша»«Хроника пикирующего бомбардировщика»«Старая, старая сказка»«Плохой хороший человек»«Приключения принца Флоризеля »

P.S. Прощание с Елизаветой Даль состоится сегодня, 24 мая, в 11.00 в морге 1-й Градской больницы. В 13.30 пройдет кремирование на Хованском кладбище. Урна будет захоронена на Ваганьковском кладбище рядом с могилой Олега Даля.

Человек смертен. И притом - внезапно смертен. Человеческая жизнь у нас не стоила и не стоит почти ничего. Именно поэтому ничего не стоит и человеческая смерть. Высокие ограды и острые колья наших кладбищ - не помеха для вандалов; заграничные же погосты обходятся без частокола заборов, а проблем с осквернением могил там гораздо меньше. Быть может, именно такое спокойное, десакрализированное отношение к смерти и есть то главное, что отличает Запад от России. Мы скорбим о потерях годами - и забываем убирать на могилах. Мы говорим высокие слова о Памяти, но подчас забываем даже о покойных родителях, мужьях, женах. О Ваганьковском кладбище трудно, почти невозможно писать обычный "столичный репортаж". Слишком много естественной человеческой боли и противоестественной душевной черствости. Слишком силен московский миф о Ваганьковском, где "лежат" народные кумиры. Слишком тонка грань между драмой и "мелодрамой". Поэтому любой текст о Ваганьково - это неизбежно очерк нравов. Смех сквозь слезы, а не просто констатация фактов. Мы родились и, значит, мы умрем. Мы умрем и, значит, надо относиться к этому как к неотменимой данности. Достойно. Честно. Чисто. По-человечески. Люди делятся на две категории. Первые любят в одиночестве бродить по кладбищу среди могил, считая, что это успокаивает и наводит на мысли о вечном. Вторые боятся кладбищенского покоя и даже на могилы близких людей предпочитают не приезжать в одиночестве. Мы приехали посмотреть на чужие могилы. На Ваганьково. Могильщики Кладбище начинается с могильщиков. У большинства из нас могильщик в первую очередь ассоциируется с человеком, который постоянно употребляет "горячительное". Понять можно: похороны - не свадьба, и сколько лет ни работай на кладбище, привыкнуть к чужому горю все равно невозможно. Однако ваганьковские могильщики водке предпочитают философию и отчасти напоминают шекспировских могильщиков из "Гамлета". "Горячительных напитков" не употребляют вовсе. Не потому, что будут уволены с работы, а потому, что пьющий человек очень быстро теряет форму. А для того чтобы копать землю, нужна очень хорошая физическая форма. Работа на кладбище, естественно, накладывает на людей своеобразный отпечаток. Они более циничны, чем все мы, но этот цинизм оправдан. Как совершенно справедливо заметил один из работников кладбища, если всерьез задумаешься о том, что здесь происходит, на второй день работы можешь запросто стать пациентом Кащенко. У "работяг" глаз наметанный. Они мгновенно вычисляют, по какому делу человек пришел на кладбище. Один из них, нисколько не смущаясь, предложил мне подыскать местечко. На мой "вкус". - Все равно будешь ходить по кладбищу, вот и посматривай по сторонам. В центральной части, конечно, не обещаю, а на отшибе устроить можно. Недорого. Я вежливо отказалась: мол, не тороплюсь, хочется еще пожить. - Ну как знаешь! Цены-то с каждым годом растут. А так, застолбишь местечко и живи спокойно, сколько хочешь. И тебе хорошо, и родственникам спокойно. Цинично? Безусловно. Не зря про могильщиков говорят, что любой из них запросто превратит молитву в фарс. "Местов осталось мало" Несколько лет назад в конторе кладбища я увидела премиленькую записочку: "Местов осталось мало". Человек, написавший ее, явно имел в виду, что места в колумбарии, которые можно было бы купить "впрок", уже раскуплены. Вот и решил "оживить" мертвое царство столь забавным объявлением. А с другой стороны, кто знает, может быть, он сделал это специально, чтобы хоть как-то отвлечь убитых горем людей. Вдруг взглядом наткнутся, прочитают и хотя бы на секунду забудут о своем горе. Как это ни цинично звучит, но Ваганьковское кладбище - весьма доходное место. Вдоль центральной аллеи сидят "бабушки". У каждой из них - свое место, которое не меняется много лет. У них тоже глаз наметанный. Они знают, когда и кому протягивать руку с просьбой о милостыни, а когда лучше этого не делать, потому что можно нарваться на неприятности. В конце аллеи стоит мужчина средних лет. Он зарабатывает себе на жизнь душераздирающей музыкой. Маленький бизнес на большом горе. Экскурсоводы Ваганьковское кладбище особенное. Сюда люди приходят поглазеть. На экскурсию. Что поделаешь, жизнь известных людей всегда вызывает любопытство. Несколько лет назад на территории Ваганьковского кладбища появился очень забавный персонаж. Мужчина лет сорока пяти, небольшого росточка, видимо, из бывших кладбищенских работников. На его лице были написаны не только заинтересованность в происходящем и желание донести пикантные истории посмертной жизни великих до любопытной публики, но и явная любовь к помину души. Сколько ему на самом деле лет, не знал никто (кроме него самого), кем работал - тоже неизвестно (скорее всего могильщиком), но байки травить он был мастер. А кроме баек - правдивые истории про знаменитых актеров, многие из которых последний приют нашли именно здесь. Как кого хоронили, кто ухаживает за могилами, кто в конце концов от чего умер. Сегодня на Ваганьково - другой "экскурсовод". " Вожу экскурсии совершенно бесплатно", - с гордостью заявил он. Правда, на просьбу назвать себя и сфотографироваться отреагировал весьма странно: просто исчез. Как сквозь землю провалился. Потом словно из-под земли и вырос. За полчаса он умудрился провести четыре экскурсии по могилам известных артистов. Выглядело это приблизительно так: "Могила Миронова - далеко, там есть указатель, найдете сами. Это могила Даля, умер он, как вы знаете, от пьянства, сейчас мы добежим до Ивана Лапикова, а потом я вам покажу Буркова, Богатырева и Ивашова". Что поделаешь, экскурсии по кладбищу стали неотъемлемой частью нашей жизни. Людям интересно посмотреть, кому какой памятник поставили, сколько он, "навскидку", стоит и кто из родственников приходит на могилу. Чтобы потом, где-нибудь в какой-нибудь компании сказать "Был я тут как-то у Миронова, странный у него какой-то памятник". Поэтому и появляются подобные экскурсоводы. Раньше при входе на Ваганьково висела табличка: "Экскурсии запрещены", теперь ее нет. Автограф на вечную память...Давно это было. В одном из крематориев города Москвы провожали в последний путь Александра Семеновича Менакера. Как туда попали зеваки - непонятно. Но они пришли для того, чтобы поглазеть - каков их любимый актер, сын Менакера, Андрей Миронов в горе. Один из праздных наблюдателей запросто подошел к Миронову и попросил автограф. "Как вы можете?"- спросил интеллигентный Миронов. Алла Пугачева в данной ситуации, к счастью, оказалась менее интеллигентной и во время похорон самого Андрея Миронова на просьбу дать автограф так ответила зеваке, что он поди по сей день помнит. Автографы автографами, но ведь у каждого актера своя судьба - горькая, трагическая, счастливая и не очень. Найдем их могилы, постоим, помолчим. И просто вспомним... Вместе с рабочими кладбища, с посторонними людьми, которые приходят сюда, чтобы не только поклониться памяти, положить цветы, но и ухаживать за могилами своих любимых актеров. Кто-то делает это добровольно, кого-то нанимают родственники. За многими могилами знаменитых актеров скрываются целые истории. Олег Даль Мало кто знает, что актера "подхоронили" к балерине императорского театра Любови Росславлевой, умершей в 1904 году. Почему поступили именно так, до сих пор загадка. Рассказывают, что так решила комиссия ВТО, потому что могила малоизвестной балерины находится в центральной части. И уж совсем никто не знает, что в могиле Даля... Даля нет. Рабочий кладбища вспоминает: "Когда начали копать землю, увидели саркофаг балерины красного цвета, и актера решили похоронить рядом". Маленький холмик за оградой и есть могила Олега Даля. А мраморная плита с именем актера, где нет ни фото, ни лишних слов, установлена просто на земле, рядом с крестом балерины. На вопрос, нельзя ли было чуточку перенести ограду, рабочий как-то странно на меня посмотрел: "Это же денег-то каких стоит. Люди-то все равно сюда приходят. Постоят, посмотрят, цветы положат, помянут. А где похоронен, какая разница. Главное, чтобы было куда цветы положить". Руфина Нифонтова Неземной красоты женщина-легенда умерла 27 ноября 1994 года. Чудовищная и жестокая смерть - одна в пустой квартире поздно вечером. Видимо, хотела что-то протереть, пошла в ванную комнату, подставила тряпку к крану, открыла его. Из крана брызнул кипяток. Успела ли она почувствовать боль или судьба избавила ее от мучений, сразу остановив сердце? Никто никогда не узнает, что чувствовала она в последние минуты жизни. Успела ли понять, что ее красивое лицо навсегда будет обезображено?... Хоронили ее 1 декабря в костюме ее самой любимой героини из горьковских "Дачников". Лицо актрисы было закрыто вуалью. Она хотела быть похороненной рядом с мужем, но судьба распорядилась иначе. К могиле Глеба Ивановича Нифонтова не смогли пронести гроб актрисы - мешали ограды, слишком узким оказался проход, и ее похоронили в другом месте. Здесь же, на Ваганьково. Ей было всего лишь шестьдесят три года... Только-только исполнилось. Уже найдена была для нее пьеса, где бы она сыграла главную роль... В этот день актеры вышли на сцену в спектакле "Волки и овцы". В том самом спектакле, где Нифонтова не успела сыграть свою роль. А по Москве шел слух: "Кажется, умерла Нифонтова". В некоторых газетах через какое-то время появились некрологи, где ее творческий путь, так неожиданно для всех прервавшийся, был описан как триумфальное шествие. Не было триумфального шествия, были мучительные времена простоя в самые лучшие для актрисы годы, когда она была полна сил играть, творить... Судьба у самой красивой актрисы нашего времени оказалась очень трагичной. Про нее ходили легенды: как открыто борется с худруком Малого театра Царевым, как защищает слабых, как отстаивает спектакли на художественных советах. Ее боялись все - от министра культуры до уборщицы в театре. И любили все - от уборщицы до министра. Что и говорить, она доставляла слишком много хлопот бездарям Малого театра. Она всегда все говорила в лицо. И не терпела, чтобы говорили за ее спиной. А говорили многое - что грубая, невыдержанная. Что пьет, и чаще всего одна. Она все знала, что про нее говорили. И если раньше она отвечала обидчику, то в последние годы своей жизни предпочитала не делать этого. Она сильно изменилась после смерти своего мужа Глеба Нифонтова, с которым прожили вместе почти сорок лет. Хотя было очень больно и обидно, что говорят в основном плохое, вспоминают стародавние "выходки". Что при этом совсем забывают о том добре, которое она многим сделала. Виду не показывала. Отшучивалась: мол, на том свете все равно все рядом окажемся, вот тогда и поговорим. Не умела навязываться людям. Стукнуть бы кулаком по столу, как это делала раньше, потребовать роль - имела в конце концов право. Но после смерти мужа она совершенно потерялась в этой жизни, иногда создавалось впечатление, что ей все было безразлично. "Не навязывалась" актриса и после своей смерти. Долгое время на ее скромной могиле были маленький крест, небольшая мраморная плита и улыбающееся лицо на фотографии. Теперь установлен красивый памятник.Он появился через несколько лет после смерти Нифонтовой, после статей в московской и центральной прессе. Не хочу никого обвинять. Скажу одно: видимо, у дочери Руфины Дмитриевны были более важные дела. А может, просто не было денег? Богатырев и Бурков Их могилы находятся недалеко друг от друга. 2 февраля 1989 года в подъезде собственного дома умер Юрий Богатырев. Вызванная "скорая" опоздала. Спасти его не успели. Прекрасный актер и замечательный художник не дожил две недели до открытия своей персональной выставки, которую так ждал и которой так гордился. Ему было всего 42 года. Буквально через несколько дней после смерти имя Юрия Богатырева было вычеркнуто из всех программок спектаклей, где он участвовал. Просто и быстро: где шариковой ручкой, где простым карандашом. Что поделаешь, жизнь есть жизнь. Страшнее другое - некоторые вычеркнули его из своей памяти. За могилой актера следит женщина, которая каждые выходные дни приезжает на Ваганьково из Подмосковья. Зовут ее Зинаида Ивановна. Георгий Бурков умер в 1990 году. Умер, когда дело уже вроде пошло на поправку, когда Эльдар Рязанов ждал его возвращения из больницы, чтобы снимать в своей картине "Небеса обетованные". У Георгия Буркова была тяжелая судьба. Рок преследует его и после смерти. Чудовищный ураган, пронесшийся над Москвой летом 1998 года, из всех могил выбрал почему-то именно захоронение этого прекрасного актера. Ветер с корнем вырвал дерево, растущее рядом, "разворотил" могилу до такой степени, что стал видел гроб. Рабочие позвонили вдове актера, рассказали о случившемся. А в ответ услышали, что у нее есть более важные дела. Делать нечего, подправили могилу, как могли, дерево распилили, а корень долгое время так и лежал на земле. Дерево распилили. После этого случая поползли слухи о том, что вдове совершенно наплевать на покойного мужа. Для друга ничего не жалко Старые рабочие кладбища рассказывают удивительную историю, которая как нельзя лучше характеризует актеров старого поколения. Борис Андреев, народный артист Советского Союза, настолько сильно переживал смерть своего друга Петра Алейникова, что уступил (!) ему место на Новодевичьем кладбище. В те времена на Новодевичьем кладбище хоронили только народных артистов СССР, да и то не всех. Так вот Андреев пришел к высокому начальству и спросил: "Я где буду похоронен?". "Вам по статусу положено Новодевичье кладбище", - ответили ему. "Вот и хорошо, тогда на том кладбище, где по-вашему должен буду лежать я сам, похороните Алейникова, а я уж как-нибудь... ". Правда это или байка про любимого артиста, неизвестно. Но, как бы там ни было, на Ваганьковском кладбище одна ограда объединяет могилы Бориса Андреева и Михаила Решимова - артиста императорских московских театров, умершего в 1887 году. Исчезнувшая могила На Ваганьково многие приходят, чтобы найти могилы любимых актеров. Мне кажется, очень важно, чтобы о человеке помнили и после его смерти. Чтобы не предали забвению.Чтобы не сровняли с землей могилу из-за того, что нет на ней ни надписи, ни креста. Что поделаешь - такова жизнь. Таковы законы кладбища. И не только Ваганьковского. Подобная история произошла с могилой актера Станислава Хитрова (всем запомнился его паренек в кубанке из фильма "Девчата"). Леонид Филатов, когда готовил передачу об этом актере из цикла "Чтобы помнили", был поражен, узнав эту историю: "Поехали на Ваганьково, подняли всех на ноги. Где могила Хитрова? Известный ведь актер. Искали, искали, найти не могут. Спрашиваем: "Приходил ли кто-нибудь на могилу?" Вряд ли, отвечают. И тогда выясняется, что ее нет. Потому что если в течение десяти лет за могилой никто не ухаживает, ее сравнивают с землей". Это самое страшное, когда на могиле нет ни надписи, ни креста. Но еще страшнее, когда о человеке забывают. Не зря говорят, что человек живет до тех пор, пока о нем помнят. Родные, близкие, друзья, просто люди. Р.S. Над главным входом на кладбища западных стран вы увидите обязательного лепного ангела и прочтете цитату из Священного писания. На территории Ваганьково я увидела новую иномарку, которую самозабвенно освящал батюшка. Уплачено. Справка "Известий" Своим рождением Ваганьковский некрополь обязан эпидемии чумы 1771 года. По указу Сената было запрещено хоронить умерших больных на городских прицерковных погостах. Велено было отвести для них особые кладбища за городом и построить на оных на первый случай хотя бы небольшие деревянные церкви. В то время Москва была куда меньше и кладбище образовали к западу от Краснопресненской заставы - близ села Ваганьково. Почти полтора века это было последнее прибежище людей небогатых, преимущественно крестьянского и мещанского сословия, реже - мелких чиновников и отставных военных. Примерно с середины ХIХ века начались захоронения людей, оставивших след в отечественной истории, науке, культуре. А в последней трети ХХ века Ваганьковское кладбище стало третьим по престижности в стране - после Кремлевского и Новодевичьего некрополей.

Как известно, могила советского актера Олега Даля находится на Ваганьковском кладбище столицы. Наверняка многие из поклонников артиста замечали слева от его памятника крест. Под ним похоронена балерина Любовь Рославлева. Именно к ней и «подселили» Даля.

Без званий и наград

Олег Иванович Даль скончался в 1981 году. Умер он не в родной Москве, а в столице Украины городе Киеве. Туда он приехал в качестве претендента на главную роль в мелодраме Николая Рашеева «Яблоко на ладони». Артиста обнаружили без признаков жизни в номере местной гостиницы. У Даля остановилось сердце. Меньше 3-х месяцев оставалось до его 40-калетия. После смерти актера его место в картине Рашеева занял Анатолий Васильев.
Впервые Олег Даль появился на экране в киноленте Александра Зархи «Мой младший брат». Тогда ему шел всего 21-ый год. С того момента до дня своей кончины он сыграл в десятках фильмов, театральных и телевизионных спектаклей. Многие критики называли каждую исполненную им роль гениальной работой. Тем не менее, за всю свою творческую карьеру Олег Даль так и не удостоился ни наград, ни званий.

Вместе с балериной

По традиции известных людей, в том числе и народных артистов, хоронят на Ваганьковском или Новодевичьем кладбищах. Однако когда скончался Олег Даль, его близким отказали как администрация одного, так и второго кладбищ, сославшись на отсутствие свободных мест. Родственники актера обратились за помощью в театр, в котором служил Даль. Начальство театра в свою очередь привлекло Союз кинематографистов. Вскоре директора Ваганьковского кладбища известили о том, что он просто обязан выделить участок для усопшего артиста, и тот нашел выход.
Тело Даля подхоронили в могилу к балерине Большого театра Любови Андреевны Рославлевой. Она тоже умерла молодой. Ей было всего 30 лет. Это произошло в 1904 году. Примечательно, что сотрудники кладбища во время рытья могилы для Даля нашли гроб балерины почти нетронутым временем. Поэтому яму выкопали чуть поодаль. В связи с этим обстоятельством советский актер лежит не под своим памятником, а в 3-х метрах от него, фактически за оградой участка.

По закону

На самом деле подобная практика захоронения тела в могилу другого человека вовсе не является редкостью. Согласно санитарным нормам, в могилу к усопшему можно подхоронить еще одного уже через 15 лет после смерти первого, если кладбище находится в столице страны, и через 20 лет, если участок расположен на территории Московской области. Исключение составляют только кремированные покойники. Урны с их прахом разрешается хоронить в пределах кладбищенской ограды, не дожидаясь окончания санитарных сроков.
Стоит отметить, что со временем некоторые участки приходят в запустение, а надгробия без должного ухода просто исчезают с лица земли. Примечательно, что на том же Ваганьковском кладбище покоится более 500 тысяч человек, а сохранившихся памятников в 5 раз меньше.