"Сармат" (ракета): характеристики и фото. История создания ракеты "Сармат"

Понимая, что многие образцы военной техники в российской армии морально устарели, правительством России была утверждена амбициозная программа перевооружения, старт которой положен в 2011 году. Государственный проект предусматривает закупку новой и модернизацию уже вооружения. Одним из ее ключевых пунктов стала постановка на боевое дежурство в ракетные войска стратегического назначения (РВСН) новейших и перспективных видов межконтинентальных баллистических ракет (МБР). Планируется принять и несколько типов оборудования. В их число входит и новейшая ракета «Сармат», характеристики которой пока остаются в секрете.

Принятие на вооружения и возможности баллистической ракеты «Сармат»

Внимание к состоянию РВСН всегда было пристальным. Это связано с тем, что состояние ракетных войск является Российской Федерации. И, соответственно, на вооружении должны находиться лучшие образцы техники.

Разумеется, процесс обновления РВСН России проводился всегда, но именно после утверждения программы перевооружения, он приобретает более масштабный характер. В первую очередь, благодаря созданию и постановки на вооружения новых и современных МБР, которые способны преодолеть любую систему противоракетной обороны (ПРО) вероятного противника. Одной из таких баллистических ракет является «Сармат», предназначенная для замены тяжелых шахтных МБР «Воевода», «Сатана» и «Стилет».

Проектирование МБР «Сармат» началось еще в конце прошлого десятилетия. Работы по созданию этого технического средства ведутся в ГРЦ Макеева. Как и свои предшественники, она имеет характеристику жидкотопливной ракеты. Так как материалы хранятся в строгой секретности, то особенности оружия остаются неизвестными. Ожидается, что летные испытания баллистическая межконтинентальная ракета «Сармат» начнет в первой половине 2017 году. Она после принятия на вооружение поступит в части РВСН.

Несмотря на то, что точные характеристики тяжелой, шахтной МБР «Сармат» засекречены, примерные сведения о ней все же имеются. Так, стартовая масса МБР должна составлять примерно 100 тонн, в то время как забрасываемый ею вес – около 5 тонн. Новая ракета по оценкам экспертов будет иметь дальность более 11000 км, что позволит ей гарантированно уничтожить любой объект на территории США.

Эти показатели примерные, но вряд ли они сильно отличаются от реальных. Такого мнения придерживаются не только российские, но и зарубежные эксперты. Как ожидается, по боевым возможностям ракетный комплекс «Сармат» не будет не только уступать, но и значительно превзойдет знаменитую «Сатану», которая на протяжении нескольких десятилетий наводила ужас на страны НАТО. Такая эффективность во многом связана с новейшей системой наведения боевых блоков и способностью преодолеть любые, в том числе и перспективные, системы ПРО.

Новая баллистическая ракета «Сармат» будет иметь две ступени, двигатели которых утоплены в баках с горючим. Каждый из имеющихся на ракете боевых блоков получит возможность наводиться на цель индивидуально. Они, скорее всего, будут запускаться с противоположной стороны от цели.

Установленные на МБР «Сармат» боевые блоки, вероятно, будут идентичны тем, которыми оснащены баллистические ракеты «Булава», «Ярс», «Тополь» и способны эффективно преодолевать не только те системы ПРО, которые имеются на вооружении в настоящей момент, но и те, которые могут поступить в ближайшее будущие, в том числе и космические, несмотря на то, что они запрещены многими международными договорами.

Двигатели и защищенность ракетного комплекса «Сармат»

Точно не известно, какими двигателями будет оснащен ракетный комплекс «Сармат». По этому поводу у экспертов имеется два мнения. Согласно первого, на этой МБР будут установлены такие же жидкотопливные двигатели, что и на БРПЛ «Синева», а ступень разведения блоков будет взята от баллистической ракеты «Барк», которая так и не поступила на вооружение РВСН. Но многие специалисты убеждены, что новая ракета может оснащаться теми же двигателями что и «Воевода». Некоторые эксперты считают, что подобное маловероятно. Ведь эти двигатели изготовляются на Украине, с которой, в настоящей момент, у России очень непростые взаимоотношения.

Ракеты «Сармат» будут устанавливаться в шахты, которые использовались для запуска МБР «Сатана» и «Воевода». Предварительно все они пройдут модернизацию. В частности, будет улучшена защита шахт от поражения их как ядерным, так и обычным оружием. Будут установлены современные пассивные компоненты ПРО, благодаря чему

Благодаря повышенной защищенности шахт МБР «Сармат», пуск ракет будет возможен даже при близком ядерном взрыве, и они смогут гарантированно поразить нужные цели, находящиеся за тысячи километров.

Кроме того, тяжелая ракета «Сармат», если предполагаемые характеристики верны, будет универсальной. Она сможет применяться не только для поражения целей, но и для вывода на космическую орбиту спутников. Подобная универсальность позволит после снятия их с вооружения использовать устройства в мирных целях.

После того как баллистическая ракета «Сармат», характеристики которой уникальны, будет принята на вооружение, ударные возможности РВСН России на удаленных расстояниях значительно увеличатся.

МОСКВА, 31 окт — РИА Новости, Андрей Коц. Эта тяжелая ракета — вершина отечественной конструкторской мысли и будущее ядерного щита государства. Стартовая масса — 110 тонн, дальность полета — более 11 тысяч километров, боевая нагрузка — от 10 до 15 боеголовок индивидуального наведения мощностью до 750 килотонн каждая. Западные эксперты и СМИ уже назвали ее "Сатана-2". Замминистра обороны России Юрий Борисов сообщил, что бросковые испытания . Стратегический ударный комплекс шахтного базирования сдаст свой первый экзамен на "профпригодность". Но не последний. Ожидается, что "Сармат" примут на вооружение к 2020 году. За оставшееся время ракета должна пройти все этапы испытаний. Какие именно — в материале РИА Новости.

Проверка стартом

Полигонным испытаниям любой баллистической ракеты предшествует длительный этап опытно-конструкторских работ. ОКР по проекту "Сармат", к примеру, начались еще в 2011 году. На этой стадии тысячи специалистов различных конструкторских бюро ведут самый настоящий мозговой штурм. Чтобы ракета полетела как надо, нужно просчитать абсолютно все: спроектировать, изготовить, довести до ума и испытать каждый из множества узлов и агрегатов. К ним относятся двигатели, топливная система, устройство разделения ступеней, система управления, боевая часть, непосредственно корпус изделия, система пуска и еще многое-многое другое. Для современных и перспективных ракет отдельно разрабатываются комплексы прорыва систем противоракетной обороны, средства радиоэлектронной борьбы, постановщики ложных целей и прочая высокотехнологичная начинка.

По данным ряда СМИ, огневые испытания жидкостных двигателей первой ступени "Сармата" успешно завершились в 2016 году. На этом этапе имитируется их эксплуатация в настоящих, "боевых" условиях: проверяется штатная работа камер сгорания, турбонасосных агрегатов, газогенераторов и прочих компонентов. Грубо говоря, двигатель закрепляют на специальном стенде, оборудованном лотком для отвода пламени и газов, подводят к нему топливо и окислитель, после чего запускают. Если все узлы работают штатно, испытания признают успешными. Следующий этап — бросковый.

© Министерство обороны РФ

© Министерство обороны РФ

"Бросковые испытания — это эксперимент, в ходе которого отрабатывается старт ракеты, ее безаварийный выход из шахты и начальный этап работы двигателя, — рассказал РИА Новости генерал-майор в отставке Владимир Дворкин, бывший начальник 4-го ЦНИИ Минобороны — структуры, решающей широкий круг проблем научного обеспечения строительства РВСН и развития стратегического ракетного вооружения. — Из шахтной пусковой установки выбрасывается макет с реальным двигателем первой ступени и грузовым "заменителем" всей остальной части ракеты. Макет эквивалентен готовому изделию по габаритам и массе. Запас топлива там небольшой — чтобы хватило на несколько секунд полета".

Современные баллистические ракеты стартуют по минометной схеме: из шахты их выбрасывает пороховой аккумулятор давления — своеобразный вышибной заряд. Такая технология в СССР и России уже давно хорошо обкатана. Аналогичным образом стартует, например, "идейный предшественник" "Сармата" — тяжелая двухступенчатая МБР Р-36М "Воевода", которую на Западе прозвали "Сатаной".

Экзамен на зрелость

Следующая стадия, которую проходит каждая межконтинентальная баллистическая ракета перед принятием на вооружение, — летно-конструкторские испытания. К этому времени отдельные компоненты изделия уже готовы или практически готовы. А это значит, что пора испытать ракету в сборе. Во-первых, чтобы окончательно убедиться, что все части оружия идеально подогнаны друг к другу и не нужно вносить изменения в проект. Во-вторых, чтобы удостовериться, что реальная дальность полета боевых блоков и точность попадания соответствуют прописанным в техзадании. Вместо боевой части, естественно, установлена аналогичная по весу болванка. К моменту проведения летно-конструкторских испытаний на заводе-изготовителе уже должна быть готова опытная партия снаряженных МБР.

"На этом этапе осуществляется пуск полностью оснащенной ракеты по траектории на заданную дальность, — рассказал РИА Новости Владимир Дворкин. — Как правило, "стреляют" по полигону Кура на Камчатке. Летно-конструкторские работы могут совмещаться с государственными, в ходе которых и принимается решение о постановке изделия на вооружение. Как показывает практика, для этого нужно успешно запустить около 15-20 ракет. Но надо понимать, что во время испытаний могут произойти аварийные ситуации. В этом случае необходимы дополнительные пуски, чтобы убедиться, что все неисправности и замечания устранены".

Этап летно-конструкторских испытаний довольно долго не могла пройти твердотопливная МБР Р-30 "Булава", разработанная для вооружения атомных стратегических подводных лодок проекта 955 "Борей". Всего было произведено 27 ракетных пусков. Из них два были признаны частично успешными, семь — неудачными. По некоторым данным, причиной неудачных стартов были отказы систем управления двигателей. В 2009 году вице-премьер Сергей Иванов заявлял, что эти проблемы связаны с недостаточной доводкой ракеты "на земле". В свою очередь, главный конструктор подводных лодок проекта 941 "Акула" Сергей Королев объяснял недоработки отсутствием требуемых для этого наземных стендов.

© Министерство обороны РФ "Булава" в действии: как прошел пуск баллистической ракеты с подводного крейсера


© Министерство обороны РФ

Тут стоит отметить, что твердотопливная МБР Р-39, которой вооружали "Акулы", из первых 17 пусков провалила больше половины. Со временем ее довели до ума, впрочем, как и "Булаву". Ракетная техника — слишком сложная и капризная, чтобы все получалось с первого раза. В конце концов, каждое оружие первое время страдает от "детских болезней". Но у "Сармата" есть все шансы быстро "повзрослеть" — у ОПК накоплен богатый опыт производства и эксплуатации тяжелых ракет шахтного базирования. Тем не менее в ближайшие два-три года создателям перспективной МБР придется как следует попотеть и работать без ошибок — всего одна мизерная неудача в этом деле способна сдвинуть дату "выпускного вечера" вправо на несколько лет. Что для России с учетом мировой геополитической обстановки сегодня было бы крайне нежелательно.

В перспективе именно "Сарматы" наравне с "Ярсами" и "Тополями" должны стать основой ударной мощи РВСН. Новая ракета должна полностью заменить в войсках сильного, но уже устаревающего "Воеводу". Как сообщал РИА Новости источник в ОПК, "Сарматами" планируется вооружить семь ракетных полков.

Что Министерство обороны совместно с предприятиями ракетно-космической отрасли начали активную фазу испытаний нового ракетного комплекса с тяжелой межконтинентальной баллистической ракетой (МБР) "Сармат".

РС-28 "Сармат" - российский перспективный ракетный комплекс наземного шахтного базирования с тяжелой жидкостной МБР, способной нести ядерные заряды. Разрабатывается с 2000-х годов специалистами АО "Государственный ракетный центр им. В. П. Макеева" (Миасс, Челябинская обл.) в качестве замены комплекса Р-36М2 "Воевода", стоящего на вооружении Ракетных войск стратегического назначения (РВСН) с 1988 года.

Назван в честь кочевых племен сарматов, которые в VI-IV вв. до н. э. населяли территории современных России, Украины и Казахстана.

История проекта

После распада СССР разработчик и производитель тяжелых жидкостных МБР семейства Р-36 - расположенные в Днепропетровске (ныне - Днепр) КБ "Южное" (ОКБ-586) и завод "Южмаш" - оказались на Украине, ставшей независимым государством.

Единственный оставшийся в России разработчик межконтинентальных баллистических ракет РВСН - Московский институт теплотехники - специализировался на твердотопливных МБР. Поэтому создание новой тяжелой жидкостной ракеты было поручено находящемуся в Миассе "ГРЦ Макеева" (ранее - КБ Машиностроения, СКБ-385), который до того занимался баллистическими ракетами подводных лодок.

Государственный контракт на выполнение опытно-конструкторской работы "Сармат" был заключен Минобороны и "ГРЦ Макеева" 21 июля 2011 года. В день 54-й годовщины РВСН, 17 декабря 2013 года, о создании комплекса впервые официально сообщил журналистам командующий РВСН генерал-полковник Сергей Каракаев. Генеральным конструктором проекта является Владимир Дегтярь, главным конструктором - Юрий Каверин. 19 октября 2012 года информагентство "Интерфакс" сообщило со ссылкой на неназванный источник в оборонно-промышленном комплексе (ОПК), что Минобороны в целом одобрило эскизный проект ракеты.

31 мая 2014 года замминистра обороны Юрий Борисов рассказал журналистам, что тяжелая ракета - "уникальное оружие", которого нет в США. От уточнил, что "по своей грузоподъемности она способна нести такие средства преодоления противоракетной обороны и иметь такой запас по энергетике, что может летать через Северный и Южный полюс". По словам замминистра, ракета будет оснащаться "маневрирующими боевыми частями". Позднее, 21 февраля 2015 года, он рассказал, что ракета будет создаваться в нескольким комплектациях, а вес забрасываемой головной части составит 10 т.

24 марта 2016 года заместитель главного конструктора АО "НПО Энергомаш" имени академика В. П. Глушко" (Химки, Московская область) Петр Левочкин сообщил журналистам, что его предприятие является разработчиком двигателя МБР "Сармат". За основу при разработке принят двигатель от ракеты "Воевода". Производиться новые двигатели будут на ПАО "Протон-ПМ" в Перми.

Прототип МБР "Сармат" был готов осенью 2015 года, сроки бросковых испытаний на космодроме Плесецк (Архангельская область) неоднократно сдвигались из-за неготовности шахтной пусковой установки. 27 декабря 2017 года газета "Московский комсомолец" сообщила о первом успешном бросковом испытании прототипа ракеты.

Головное предприятие по выпуску опытных образцов МБР "Сармат" - АО "Красноярский машиностроительный завод" (в состав холдинга "ГРЦ Макеева").

В 2013 году Каракаев заявлял, что новый ракетный комплекс должен поступить в РВСН в 2018-2020 годах. В мае 2016 года источник ТАСС в оборонно-промышленном комплексе рассказал, что "Сармат" будет принят на вооружение в конце 2018 года, новая МБР заменит ракету "Воевода" в 62-й Ужурской ракетной дивизии (Красноярский край, Омское ракетное объединение РВСН) и Домбаровском позиционном районе (в ведении 13-й ракетной дивизии, входящей в Оренбургское ракетное объединение).

До принятия "Сармата" на вооружение предприятия российского ОПК проводят мероприятия по продлению сроков эксплуатации ракеты "Воевода" (по данным открытых источников, на вооружении РВСН находятся 46 таких ракет).

1 марта 2018 года Путин в послании к Федеральному собранию, рассказал, что при весе 200 т МБР "Сармат" имеет короткий активный участок полета, что затрудняет ее перехват средствами противоракетной обороны (ПРО). По словам Путина, дальность новой ракеты, количество и мощность боевых блоков больше, чем у "Воеводы". Президент сообщил, что "Сармат" будет оснащен широким спектром ядерных боеприпасов большой мощности (в том числе гиперзвуковых) и самыми современными системами преодоления ПРО.

Президент также отметил, что новый ракетный комплекс "способен атаковать цели как через Северный, так и через Южный полюс". Ракеты, летящие по так называемой "частично орбитальной" траектории, уже имелись у РВСН СССР. С 1962 года ОКБ-1 Сергея Королева вело проектирование "Глобальной ракеты" ГР-1, дальность которой должна была составить 40 тыс. км. В начале 1960-х годов ОКБ-586 (КБ "Южное") Михаила Янгеля разработало на базе тяжелой ракеты Р-36 "систему частично-орбитального бомбометания". Комплекс, получивший название Р-36орб (8К69, "Обрыв"), был принят на вооружение в 1968 году. Оснащенный Р-36орб ракетный полк (18 шахтных пусковых установок) нес боевое дежурство на Байконуре. В 1979 году был подписан советско-американский договор ОСВ-2, запретивший частично-орбитальные ракеты и к 1983 году. Р-36орб сняли с вооружения. Однако сам ОСВ-2 так и не вступил в силу, из-за чего создание орбитальных ракет никак не ограничивалось

У российской межконтинентальной ракеты РС-28 «Сармат» нет и в ближайшее время не появится аналогов. Об этом заявил командующий Ракетными войсками стратегического назначения (РВСН) генерал-полковник Сергей Каракаев. По его словам, до 2025 года на вооружение в РВСН должны поступить более 40 «Сарматов», которые заменят существующий арсенал Р-36М. Как отметил Каракаев, ракета сможет поражать цели на любых расстояниях по всему земному шару и преодолевать любые рубежи ПРО. О новейшей российской разработке - в материале RT.

  • Скриншот с видео RUPTLY

Командующий Ракетными войсками стратегического назначения генерал-полковник Сергей Каракаев рассказал журналистам о некоторых возможностях межконтинентальной баллистической ракеты (МБР) РС-28 «Сармат».

«Она придёт на смену существующей ракете «Воевода». Массо-габаритные характеристики «Сармата» позволят размещать её в существующих шахтных пусковых установках при минимальных доработках инфраструктуры позиционных районов», — отметил Каракаев.

По его словам, испытания ракеты «Сармат», которая будет превосходить свою предшественницу по многим показателям, стартовали в декабре 2017 года. До 2025 года в РВСН должны поступить более 40 РС-28, которые заменят Р-36М.

«Ракетный комплекс «Сармат» не имеет и в ближайшей перспективе не будет иметь аналогов в мировом боевом ракетостроении», — добавил командующий РВСН.

  • Пуск МБР РС-28 «Сармат»
  • Скриншот с видео Youtube

Дальность и мощь

«Сармат» — это тяжёлая ракета пятого поколения, нацеленная на преодоление любой системы ПРО. По словам экспертов, внешне РС-28 будет напоминать свою предшественницу. Косвенно об этом свидетельствуют одинаковая масса (свыше 200 т) и жидкостный двигатель.

Однако по значительно превосходит «Воеводу». Как сообщил 1 марта 2018 года президент России Владимир Путин, дальность новейшей ракеты, а также количество и мощность боевых блоков больше, чем у Р-36М.

«У «Воеводы» дальность — 11 тыс. км, у новой системы ограничений по дальности практически нет. Как видно из видеоматериалов, он способен атаковать цели как через Северный, так и через Южный полюс. «Сармат» — это очень грозное оружие, в силу его характеристик никакие, даже перспективные системы ПРО ему не помеха», — заявил Путин.

Из видеоролика, который продемонстрировал президент в ходе послания Федеральному собранию, следует, что РС-28 может преодолеть как минимум 20 тыс. км.

Силовая установка позволяет «Сармату» стартовать в полтора раза быстрее, чем «Воевода». Продолжительность разгонного участка РС-28 сопоставима с твердотопливными МБР лёгкого класса РС-12М2 «Тополь-М» и PC-24 «Ярс». Короткий разгонный участок обеспечивает более раннее разведение боевых блоков, что затрудняет обнаружение ракеты средствами ПРО.

Полезная нагрузка «Сармата» — 3 т. На ракете установлены самые современные средства противодействия радиолокационным станциям. Как полагают военные, даже перспективные технические средства вероятного противника не смогут отличить ложные боеголовки от настоящих.

  • Как создаётся ракета «Сармат»: видеокадры с Красноярского машиностроительного завода

Широкий спектр боеприпасов

В своём выступлении Путин подчеркнул, что «Сармат» будет «оснащён широким спектром ядерных боеприпасов, «в том числе гиперзвуковых, и самыми современными системами преодоления ПРО».

Главный научный сотрудник Военной академии РВСН Василий Лага пояснил журналистам, что головная часть РС-28 может быть оснащена примерно 20 типами боевых блоков различного класса мощности (малой, средней, повышенной, большой).

Кроме того, конструкция «Сармата» предусматривает размещение трёх планирующих крылатых блоков — визитной карточки ракетного комплекса «Авангард». Эти боеприпасы осуществляют полёт в плотных слоях атмосферы, находящихся в нескольких десятках километров от поверхности Земли.

«Блок совершает полёт на гиперзвуковой скорости (около 20 Махов. — RT ) на межконтинентальную дальность. Маневрируя по курсу и высоте, он способен обходить зоны обнаружения и поражения всех современных и перспективных средств противоракетной обороны», — отмечается в заявлении Минобороны по итогам послания президента.

Различные виды манёвра крылатого блока снижают фактически до нуля вероятность того, что противник определит траекторию его полёта.

Появление также свидетельствует о рывке в отечественном материаловедении. Корпус блока изготовлен из композитов, которые выдерживают аэродинамический нагрев в несколько тысяч градусов. По словам Путина, в момент полёта температура на поверхности «Сармата» достигает 1600—2000 °C.

В Минобороны убеждены, что переход РВСН на РС-28 не приведёт к серьёзным финансовым затратам. Во-первых, под «Сармат» не будут создавать новую инфраструктуру. Во-вторых, период эксплуатации МБР в два с половиной раза превышает гарантийный срок «Воеводы».

  • Пуск конверсионной ракеты-носителя «Днепр» на базе МБР Р-36М «Воевода»
  • globallookpress.com
  • Vadim Savitsky/Global Look Press

РС-28 позволит значительно укрепить мощь РВСН, считает Василий Лага. По его мнению, в «Сармате» воплощены те уникальные характеристики, к которым всегда стремилась отечественная научная мысль.