Капашин валерий петрович биография семья. Генерал Капашин: «Мы не уронили чести страны

30 октября объект по уничтожению химоружия «Марадыковский» завершит свою работу. А затем начнет другую - по выводу объекта из эксплуатации. Только после этого огромный комплекс будет готов для передачи инвестору. Главная интрига - какому? Проект ЦБК - изначально сомнительный - уже, судя по всему, отпал. Имя второго интересанта оказалось неожиданным — Концерн ПВО «Алмаз-Антей».

«Знаю, чего вы хотите»

На минувшей неделе на Объект УХО «Марадыковский» прибыл сам начальник Федерального управления по безопасному хранению и уничтожению химического оружия при Минпромторге РФ генерал-полковник Валерий Капашин . Приехал не просто так. По словам генерал-полковника, в прессе Котельнича «циркулируют слухи и будоражат местное население». Чтобы успокоить последних, позвали прессу.

Что мы имеем на сегодняшний день?

В 2015 году на территории РФ закрываются 4 объекта — УХО «Леонидовка» (Пензенская область), УХО «Щучье» (Курганская область), УХО «Почеп» (Брянская область) и УХО «Марадыковский» (Кировская область). На всю Россию остается лишь один объект (и тоже, кстати, недалеко от нас) - в г. Кизнере (республика Удмуртия). В свою очередь, специалистов «Марадыковского» интересует дальнейшая судьба их детища (а, соответственно, и рабочие места).

Впрочем, генерал-полковник Капашин начал брифинг для приглашенных СМИ не с этого:

«Я вам все расскажу. Если останутся вопросы, то я отвечу. Но, думаю, они не останутся. Я же знаю, чего вы хотите», — заявил он с порога. И пояснил, что до этого собирал народ по личным вопросам, но никто не записался: «говорят, вы все равно сейчас сами все скажете».

После чего Валерий Петрович заверил присутствующих, что объект продолжить функционировать и после 2015 года. Каким образом? Теперь в течение 5 лет будут ликвидировать последствия деятельности «Марадыковского» — рекультивация земли, санация почвы и т.д. По приказу президента РФ Минфин изыскал для этого средства из небогатого российского бюджета:

«Как я и говорил полгода назад, объект останется. Только если я полгода назад не знал, в каком виде он останется и какие задачи будет выполнять, то сегодня я с уверенностью могу сказать, что решение принято президентом РФ. Дана команда на разработку плана и концепции вывода объекта с эксплуатации. Деньги Минфин нашел. Мы ожидаем финансирования в пределах где-то от 5 до 12 млрд рублей на 2016 год. Меня устроят и 5 млрд, и 12 млрд. Просто выберем те мероприятия, которые не потребуют гигантских затрат. Что позволят эти деньги? Они позволят сохранить объекты в том состоянии, в котором они есть сейчас. Те люди, которые должны быть уволены (а это 4098 человек) все остаются работать на своих местах на ближайшие 5 лет. Этот вопрос закрыт полностью и бесповоротно. Естественно, никаких больше 4 смен не будет. Будет обычная рабочая неделя - с утра и до 17-18 часов».

По сути все остается как было, в том числе и медицинский контроль. На сегодняшний день отравляющих веществ на объекте уже нет, но есть много металлических изделий, которые испытывали соприкосновение с отравляющими веществами.

«Пока мы не получим сертификат соответствия на каждое здание и сооружение, и в целом на объект, о том, мы систему нашего мониторинга объектового не снимем. Также мы оставляем здесь все посты и подвижные лаборатории, чтобы не было никаких спекуляций от некоторых слоев населения, кто всем недоволен», — заявил Капашин.

Мутят воду

«Спекуляции» и «недовольство», а также слухи о возможном увольнении сотрудников, вынудили главу профильного федерального управления отправится в рейд с проверками.

Причем, как выяснилось, подобные случаи имели место и на остальных объектах по уничтожению химоружия, но у нас особенно сильны оказались панические настроения.

«Я приехал проверить состояние объекта, полка и складов. Это во-первых, — честно рассказал присутствующим Валерий Капашин. — А во-вторых, я приехал встретится с работниками объекта. Потому что через наши контрольные органы до меня дошли слухи, что в прессе Котельнича появились какие-то статьи, которые будоражат сознание населения. Я думал, что весь ажиотаж насчет объекта уже должен бы завершиться. Многолетний опыт работы «Марадыковского» уже должен доказать и показать всех болтунам, которые пытались сорвать процесс уничтожения и поставить по сомнение наши российские технологии, что ничего из того, что они говорят, нет и быть не может. Но что-то они продолжают. Конечно, нигде не спокойно, но воду мутят больше всего у вас здесь, как мне доложили наши контрольные органы».

Кстати, интересный факт. На каждом Объекте по уничтожению химоружия, практически в каждом цехе живет какая-либо живность (в рамках биомониторинга). В «Марадыковском» — своя голубятня и страусы («самые чувствительные птицы», — заверил Капашин).

«Не знаю, что еще надо этим людям, которые воду мутят, какие еще доказательства того, что у нас все чисто? — недоумевает Валерий Петрович. — Если бы где-то что-то было, меня бы уже давно сняли».

Впрочем, кроме непосредственно управлением объектами и разбирательством со слухами, генерал-полковнику приходится заниматься и «социалкой». Как только он приехал, к нему тут же отправились «ходоки» по вопросу присоединения поселка Мирный к газопроводу, питающему объект.

Также для многих специалистов «Марадыковского» стоит вопрос с жильем. Оно у многих служебное, где люди живут практически целыми семьями на «птичьих правах». Что будет дальше, когда закроется завод (а он закроется рано или поздно, когда придет инвестор) - вопрос, который терзает не одну голову.

«Я думаю, что мы решим эту проблему в течение года или двух, причем для всех и сразу, — говорит Капашин. — Будет постановление правительства, определяющее порядок переход в собственность служебных квартир и дальнейшая приватизация. Заниматься кем-то индивидуально я не буду, «по звонку» или еще как-то там. А звонки, поверьте, поступают».

Самая большая интрига, это, конечно, будущий инвестор. По словам Капашина, на каждый объект по уничтожению химоружия «есть уже по несколько предложений». На «Марадыковский» целых два.

О первом уже все, пожалуй, уже наслышаны. Это целлюлозно-бумажный комбинат. За этот проект ратовали год назад местные власти (на чей баланс, кстати, впоследствии перейдет данный Объект). Так, в частности, глава Оричевского района Вадим Нургалин отмечал, что для района выгодней создать на базе Марадыково небольшой целлюлозно-бумажный комбинат, чем полностью ликвидировать объект по уничтожению химоружия. По его словам, на сегодняшний день существует необходимая инфраструктура:

«Есть объекты по России, и это не секрет, которые дороже ликвидировать, санировать территорию, чем перевести на уничтожение других видов вооружения. Как в Удмуртии, например. Мы же очень заинтересованы в том, чтобы использовать эту площадку по-максимуму. На сегодняшний день обсуждение перспектив дальнейшего использования площадки в Марадыково ведется на уровне Минпромторга, правительство Кировской области предлагает варианты. Рассматривался, в частности, вариант строительства небольшого целлюлозно-бумажного комбината. Речь идет не о гиганте, связанном с переработкой целлюлозы - это как раз самое вредное производство. Вполне можно работать на привозном сырье. Как стрижевский завод сейчас работает на привозной извести. Я считаю этот проект очень перспективным, потому что предусматривает увеличение числа рабочих до 2 тысяч. Это колоссально. Тем более, что там уже существует инфраструктура городка».

В свою очередь, Валерий Капашин считает, что это «нереальное предложение»:

«Им нужны не столько наши здания и сооружения, сколько рядом лежащая территория. И наша энергетика. Хотя, может, он пройдет? Я не знаю. А, может, у меня свои планы на этот объект есть? (Смеется). Кто его знает лучше меня? Я думаю, здесь должно быть что-то ближе к химическому производству. У нас здесь сильные лаборатории и лабораторное оборудование, которые не должны пропасть».

Впрочем, как пояснил позднее источник в региональном правительстве, идея «небольшого целлюлозно-бумажного комбината» уже отпала. Есть другой интересант и другой проект - от государственного концерна «Алмаз-Антей», который, правда, «еще и сам не решил - надо ему это или нет»:

«У объекта впереди еще 5 лет. Вы же понимаете, что на сегодняшний день никакой инвестор ничего вкладывать сюда не будет, слишком большой срок для российских реалий, — поделился он с «Бизнес Новостями». — Поэтому давайте дождемся решения комиссии, тогда уже будет смысл, по крайней мере, о чем-либо предметно говорить».

фото с http://www.ikirov.ru/

От первого лица

Начальник Федерального управления по безопасному хранению и уничтожению химического оружия генерал-полковник Валерий КАПАШИН: «Чистая экология и современная инфраструктура — взамен «химической» угрозе»»

29 апреля 1997 года вступила в силу Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении. Подписав это международное соглашение, Российская Федерация приняла на себя ряд международных обязательств, важнейшим из которых является уничтожение накопленных запасов химического оружия. Практическая реализация указанных международных обязательств возложена на Федеральное управление по безопасному хранению и уничтожению химического оружия при Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации (далее в тексте — Федеральное управление. — Прим. редакции). Уже почти два десятилетия оно занимается этими важнейшими для государства задачами, несет благородную миссию очищения территории страны от смертоносного оружия. О том, что сделано за это время и что предстоит сделать рассказывает начальник Федерального управления генерал-полковник, доктор технических наук, профессор Валерий КАПАШИН.

Валерий Петрович Капашин родился 26 сентября 1950 г. в селе Руновщина Полтавской области (Украина). В Вооруженных Силах с 1968 года. Окончил Саратовское высшее военно-химическое командное училище, Военную академию химической защиты.

В войсках прошел должности от командира взвода до начальника управления ликвидации химического оружия, заместителя начальника войск РХБЗ МО РФ по ликвидации химического оружия. С 2001 года по настоящее время — начальник Федерального управления по безопасному хранению и уничтожению химического оружия.

Принимал участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в должности командира полка. Полк награжден вымпелом МО СССР «За мужество».

Награжден орденами «За заслуги перед Отечеством» IV степени, «За военные заслуги», Почета, Красной Звезды, «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» III степени, медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» 2-й степени, более 30 знаками отличия министерств и ведомств Российской Федерации.

Доктор технических наук, профессор, лауреат премии Правительства Российской Федерации.

Женат, имеет дочь.

— Валерий Петрович, 22 августа 2012 г. Федеральному управлению по безопасному хранению и уничтожению химического оружия исполняется 20 лет. Расскажите, пожалуйста, с чего все начиналось, какие проблемы пришлось решать на первоначальном этапе при создании этой принципиально новой для государства структуры?

— Федеральное управление создавалось не на пустом месте. Основой для него стал коллектив офицеров-профессионалов, пришедших в 1992 году в Управление ликвидации химического оружия, созданное в составе войск радиационной химической и биологической защиты Минобороны России. Учитывая, что в это время Россия готовилась к подписанию Конвенции о запрещении химического оружия, это было разумным и своевременным шагом. Ведь предстояло в кратчайший срок после подписания договора, в течение 10 лет уничтожить все накопленные запасы химического оружия, а это составляло ни много, ни мало — 40000 тонн.

Перед нами стояла действительно грандиозная проблема. Учтем тот факт, что еще не было опыта уничтожения химического оружия в промышленных масштабах, отсутствовали технологии детоксикации отравляющих веществ. Нужно было строить объекты, готовить специалистов, принимать необходимые законы. Ситуация осложнялась и тем, что имелся негативный опыт: в 1986 году, в городе Чапаевске Самарской области, был построен завод для уничтожения фосфорорганических отравляющих веществ, но в результате отсутствия правильного диалога с общественностью он не был введен в эксплуатацию. В итоге большие государственные деньги, вложенные в объект, как говорится, ушли в песок.

Конечно, этот неблагоприятный опыт был учтен, поэтому после подписания Конвенции проделали огромную работу по созданию правовой базы. Было принято свыше 400 нормативных актов, включая такие важные как Федеральный закон от 2 мая 1997 г. «Об уничтожении химического оружия» и Федеральный закон от 7 ноября 2000 г. «О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием». Это позволило перевести проблему уничтожения химического оружия в правовое русло, сделать ее обсуждаемой в обществе и научной среде.

Началась полноценная работа по информированию общественности и прежде всего населения, проживающего вблизи объектов по хранению химического оружия. Наши объекты посетили представители общественности и средств массовой информации, в газетах и на телевидении стало появляться все больше достоверной информации. В результате негативный ореол, возникающий вокруг проблемы уничтожения химического оружия, стал уходить в небытие, пришло объективное понимание необходимости ее конструктивного решения. Ведь ни для кого не секрет, что срок хранения многих боеприпасов уже превысил допустимый, и это представляет собой на сегодняшний день актуальную угрозу. У нас имеются специальные средства и подразделения, которые занимаются своевременным выявлением и уничтожением именно аварийных боеприпасов, а их со временем становится все больше. Но окончательно и бесповоротно проблему химического разоружения можно решить, только полностью уничтожив химическое оружие, обеспечивая при этом полную безопасность для окружающей среды и людей, работающих на объектах и живущих в районах их расположения.

— Когда началась активная практическая работа по строительству специальных объектов, предназначенных для уничтожения химического оружия?

— К строительству мы приступили в 2001 году. Это было связано прежде всего с выделением необходимых денежных средств из федерального бюджета. Нашим первенцем — пилотным российским объектом, введенным в эксплуатацию, — стал завод в поселке Горный Саратовской области. За три года работы, с 2002 по 2005, там было ликвидировано свыше 1143 тонн кожно-нарывных отравляющих веществ. Затем настала очередь объекта в г. Камбарка Удмуртской Республики. За четыре года работы, с 2005 по 2009, там было ликвидировано 6349 тонн ОВ. Оба объекта с честью выполнили свое предназначение.

В настоящее время процесс уничтожения химического оружия продолжается на четырех объектах. В сентябре 2006 года введен в эксплуатацию объект по уничтожению химического оружия в поселке Мирный Кировской области, в сентябре 2008 года — в поселке Леонидовка Пензенской области, в мае 2009 года — в г. Щучье Курганской области, в ноябре 2010 года — в г. Почеп Брянской области.

Доля уничтоженного химического оружия в период с 2002 по 2012 год составляет свыше 60 %. За этими цифрами стоит колоссальная работа коллектива Федерального управления — офицеров и гражданского персонала.

— Что представляет собой Федеральное управление сегодня, какова его структура?

— Без преувеличения могу сказать, что коллектив Федерального управления уникальный. Он вобрал в себя опыт и знания многих специалистов: военных, ученых, инженеров, проектировщиков, строителей и представителей других самых разных профессий.

Организационным центром Федерального управления является штаб и управление боевой подготовки и службы войск. Это своего рода организационный центр координации всех мероприятий, направленных на поддержание высокой боевой готовности и антитеррористической защищенности воинских частей, на предупреждение чрезвычайных ситуаций, на подготовку к ликвидации их последствий в случае возникновения. В штабе также осуществляется комплектование личным составом, а у нас служат как по призыву, так и по контракту. Первостепенными задачами также являются совершенствование охраны и обороны объектов по хранению и уничтожению химического оружия, обеспечение безопасных условий службы, поддержание устойчивой связи и т.д.

Стоит еще отметить, что офицеры управления боевой подготовки и службы войск принимают участие в деятельности по установлению и осуществлению режимов международной проверки процесса уничтожения химического оружия на российских объектах согласно положениям Конвенции.

Основная нагрузка по обеспечению процесса эксплуатации объектов лежит на управлении уничтожения и безопасного хранения химического оружия. Деятельность данного управления направлена на проведение комплекса мероприятий, обеспечивающих безаварийное уничтожение и безопасное хранение химического оружия. Система комплексной безопасности реализуется за счет новейших научных достижений, все делается на надежном уровне.

Другим важным направлением деятельности управления является обеспечение безопасного хранения химических боеприпасов на специализированных объектах Федерального управления. Происходит постоянный мониторинг их технического состояния, проводятся регламентные работы и техническое обслуживание. Конечно же, своевременно уничтожаются аварийные химические боеприпасы.

Вопросами проектирования и строительства объектов по уничтожению химического оружия занимается управление (организации строительства и эксплуатации объектов по уничтожению химического оружия). Здесь разрабатываются проектная и предпроектная документация, и здесь же она согласуется и утверждается. Но это далеко не все, чем занимается управление. В сфере его деятельности — комплектование и поставка оборудования на объекты строительства, организация контроля сроков и качества в местах строительно-монтажных и пусконаладочных работ, организация капитального и текущего ремонта. Специалисты этого управления выезжают на объекты для согласования участков строительства, сопровождения и координации строительных работ, осуществления технического надзора и т.д. На них лежит большая ответственность.

Одной из важных сфер практической деятельности Федерального управления является участие в мероприятиях, связанных с международным сотрудничеством в области химического разоружения. Решение этой задачи возложено на отдел (организации взаимодействия с государствами — участниками Конвенции). За время выполнения Конвенции 16 иностранных государств, включая ФРГ, США, Италию, Великобританию, Норвегию, Нидерланды, Финляндию, Швецию, Канаду, Швейцарию, Новую Зеландию, Польшу, Чехию, Ирландию, Бельгию, Францию, а также государственное объединение Европейский Союз и неправительственный американский фонд «Инициатива по уменьшению ядерной угрозы», оказывали практическую помощь России в виде поставок оборудования, предоставления финансовых средств и оказания различных услуг.

Реализация международных обязательств в области химического разоружения потребовала проведения широкомасштабных научных исследований. Задача сопровождения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ возложена на научно-исследовательский центр Федерального управления. За более чем 10-летний период существования этого центра сформировался полноценный научный коллектив, который на высококачественном уровне осуществляет формирование научно-технической политики в области химического разоружения.

Помимо семи объектов по уничтожению химического оружия в непосредственном подчинении Федерального управления находятся полки охраны и ликвидации последствий аварий. Они предназначены для обеспечения надежной охраны и обороны объекта по уничтожению химического оружия, а также ликвидации последствий возможных аварийных ситуаций. Общая численность личного состава воинских частей и подразделений достигает порядка десяти тысяч человек.

— Давайте вернемся к уже затронутому выше вопросу о том, как воспринимает население регионов, где располагаются объекты по уничтожению химического оружия, такое опасное соседство. Ведь это одна из важнейших проблем, учитывая, что объекты располагаются в глубинке России…

— Опасения людей мне понятны. Во времена СССР эта тема была секретной. Поэтому, когда в начале 90-х годов прошлого века проблема уничтожения химического оружия стала достоянием гласности, для многих людей, проживающих в Брянской, Пензенской, Курганской, Саратовской областях и Удмуртской Республике это стало настоящим шоком.

По роду деятельности я много времени провожу в этих регионах, встречаюсь с людьми, проживающими и работающими на наших объектах. Непосредственное общение с ними позволяет взглянуть на проблему не только глазами специалиста. Замечу, что отношение людей заметно меняется в лучшую сторону. На то есть очень существенные объективные причины.

Во-первых, создана и функционирует система информирования общественности, благодаря которой население получает достоверную информацию о процессе уничтожения химического оружия. На каждом нашем объекте имеются специально созданные группы по связям с общественностью, куда человек может прийти и получить всю необходимую информацию. Сотрудники группы дважды в месяц проводят выездные мероприятия, целью которых является доведение необходимой информации. Для населения ежегодно проводятся горячие телефонные линии с участием представителей администрации районов, объекта и надзорных органов. Любой гражданин может позвонить и задать вопрос ответственным лицам. Для представителей средств массовой информации организуются посещения объектов, проводятся «круглые столы» и другие мероприятия.

Во-вторых, население получает ощутимую пользу от реализации федеральной целевой программы «Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации» в виде развития социальной инфраструктуры в своих районах. До 10% стоимости объекта выделяется на эти цели. В результате за прошедшие годы было построено значительное количество объектов социальной инфраструктуры.

Давайте обратимся к фактам, что конкретно сделано для благосостояния населения в местах возведения наших объектов. Думаю, что наглядные примеры скажут сами за себя лучше всяких слов. Начнем с Камбарского района Удмуртской Республики. Там проведен газопровод-отвод к городу Камбарка протяженностью около сорока километров, построены два 60-квартирных жилых дома и общежитие вместимостью около ста мест, административное здание отдела внутренних дел, другие объекты, проведены уличные сети газоснабжения и газораспределительной подстанции.

В Кировской области построены 5 жилых многоквартирных домов, школа вместимостью более 500 учащихся, проведена реконструкция тепловых сетей, построены водозаборные сооружения, магистральные тепловые сети.

В Пензенской области введены в эксплуатацию газопроводы высокого и низкого давления, очистные сооружения в поселке Золотаревка, проведена газификация поселка Леонидовка, осуществлено его водоснабжение, реконструирована местная автодорога, соединяющая эти два поселка, проведена их телефонизация. Также реконструирован областной центр для детей и подростков с ограниченными возможностями в селе Кичкилейка, дворец водного спорта в городе Пензе.

Аналогичная работа по строительству и реконструкции инфраструктуры для населения проведена в Курганской и Брянской областях, в Кизнерском районе Удмуртской Республики.

Самое главное, что на сегодняшний день у нас имеется опыт безаварийной эксплуатации шести объектов по уничтожению химического оружия. Это говорит о надежности российских технологий уничтожения отравляющих веществ, профессионализме персонала и эффективности системы управления.

Подводя итоги проделанной работы, еще раз хочется подчеркнуть, что благодаря федеральной целевой программе «Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации» российские регионы не только избавляются от химического оружия, но и получают современную инфраструктуру, чистую экологию, рабочие места и надежду на будущее.

— Какие основные задачи стоят перед Федеральным управлением в ближайшем будущем?

— В настоящее время выполняется четвертый, завершающий этап Конвенции о запрещении химического оружия. В соответствии с действующей редакцией программы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 декабря 2010 года, окончательный срок уничтожения всех запасов химического оружия продлен до 31 декабря 2015 года.

В связи с этим продолжается строительство последнего объекта по уничтожению химического оружия в поселке Кизнер Удмуртской Республики. При условии достаточного бюджетного финансирования планируется ввести объект в эксплуатацию во втором квартале 2013 года. Там предстоит уничтожить 5744 тонны отравляющих веществ зарин, зоман, ОВ типа Ви-икс, люизит.

Два объекта — в поселке Горный и в городе Камбарка — завершили уничтожение отравляющих веществ, поэтому выполнение заключительного этапа будет осуществляться на оставшихся пяти объектах. Кроме того, продолжается строительство корпусов для уничтожения изделий сложной конструкции на объектах по уничтожению химического оружия в г. Щучье Курганской области, поселке Леонидовка Пензенской области и поселке Мирный Кировской области. До конца 2015 года остается не так уж много времени, учитывая, сколько химического оружия нам еще предстоит уничтожить. Но все идет по плану. Главное, я уверен в своем коллективе. У нас работают настоящие профессионалы, и они обязательно справятся со всеми поставленными задачами.

Пользуясь случаем, выражаю слова искренней благодарности за нелегкий труд всем ветеранам, военнослужащим и гражданскому персоналу Федерального управления, объектов по уничтожению химического оружия и полков охраны и ликвидации последствий аварий. Их работа заслуживает высокой оценки.

Интервью провела Юлия КУЗНЕЦОВА



Всё. 27 сентября 2017 г. на объекте «Кизнер» в Удмуртской Республике был уничтожен последний килограмм из имевшихся у России 40 000 тонн запасов боевых отравляющих веществ. Федеральное управление по безопасному хранению и уничтожению химического оружия успешно и безопасно на три года раньше установленного срока выполнило поставленную перед ним боевую задачу!
Для этого потребовалось 20 лет каждодневного напряженного, связанного со смертельной опасностью труда, более 300 миллиардов рублей и усилия ещё десятков тысяч человек из научно-исследовательских, проектных, строительных, промышленных, экологических, медицинских, управленческих и иных трудовых коллективов. Но главным исполнителем организационных и практических работ по созданию промышленных мощностей и уничтожению запасов боевых отравляющих веществ являлось Федеральное управление, которое создал и которым бессменно руководит генерал-полковник Валерий Петрович Капашин.
Отдавая по телемосту приказ об уничтожении последнего химического боеприпаса, Президент Российской Федерации В.В. Путин 27 сентября сказал: «Сегодня у нас очень важное, историческое событие, потому что сегодня будет ликвидирован последний химический боеприпас из российских арсеналов химического оружия. Без всякого лишнего пафоса можно сказать, что это действительно историческое событие, имея в виду огромный объём, запасов доставшегося нам ещё с советских времен химического оружия, которым можно было, как считают специалисты, уничтожить несколько раз всё живое на земле. Это огромный шаг в сторону придания современному миру более сбалансированного, более безопасного характера.
Это значит, что наша страна выполнила главное международное обязательство по Конвенции о запрещении химического оружия – полностью ликвидировало своё химическое оружие. Россия в числе первых подписала этот документ, тесно работала и работает с партнёрами, чтобы избавить человечество от угрозы применения и распространения столь варварского смертоносного оружия.
За 20 лет проведена действительно огромная, масштабная работа. Были созданы современные наукоёмкие предприятия, разработаны отечественные технологии, которые позволили обеспечить безопасное уничтожение химических боеприпасов с соблюдением самых жёстких экологических стандартов и требований.
Хотел бы поблагодарить всех, кто принимал участие в реализации этой программы, проявил при этом высочайший профессионализм, ответственность, а порой и мужество. Поздравляю вас с успешным завершением мероприятий по уничтожению химического оружия в России!». Верховный главнокомандующий наградил коллектив Федерального управления Почетной грамотой.
Это событие не обошел вниманием и Министр иностранных дел Российской Федерации С.В. Лавров, который в частности отметил: «Россия досрочно выполнила взятые на себя обязательства по ликвидации всех своих запасов этого смертоносного вида вооружений, составлявших порядка 40 тысяч тонн. Реализация столь масштабного проекта при деятельном участии более 15 зарубежных государств и всеобъемлющем международном контроле - наглядный пример эффективного многостороннего сотрудничества». Лавров напомнил, что несмотря на имевшиеся сложности, удалось избавиться от одного из крупнейших арсеналов химоружия в мире. «Особая признательность всем тем, кто на протяжении двух десятилетий последовательно и самоотверженно вносил личный вклад в эту работу, способствуя тем самым упрочению безопасности, доверия и взаимопонимания в мировых делах».
Министр промышленности и торговли Российской Федерации Д.В. Мантуров заявил, что созданная для уничтожения запасов химического оружия инфраструктура будет использована в последующем. Он сообщил Президенту, что ведомство готовит подпрограмму по ликвидации последствий уничтожения химоружия, рассчитанную до 2024 года, и Путин поручил Министерству промышленности и торговли ее проработать и представить в Правительство Российской Федерации. Мантуров обратил внимание главы государства на то, что на территории России в данный момент практически отсутствуют мощности по обезвреживанию промышленных отходов первого и второго классов опасности, и предложил для переработки таких отходов задействовать бывшие объекты по уничтожению химического оружия.
По случаю успешного завершения процесса уничтожения химического оружия Министр обороны Российской Федерации, С.К. Шойгу прислал Федеральному управлению поздравление, в котором в частности отмечается: «Осуществление программы химического разоружения продемонстрировало значительный научно-технический потенциал нашего государства, талант ученых, высокую квалификацию военных и гражданских специалистов. Хочу поблагодарить коллектив управления за добросовестную работу».
Этому событию посвящены десятки материалов на центральных каналах телевидения, статей в федеральных и региональных СМИ, сотни сообщений на лентах информационных агентств и в интернет-журналах как в нашей стране, так и за рубежом. Оно не оставило равнодушным ни одного активного гражданина в России, да и во всем мире.
Напомним значимые вехи в деле химического разоружения: 1992 г. - создание в России специальной организации по уничтожению химического оружия: 1993 г. - подписание Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении, наша страна выступила одним из основных инициаторов этого международного соглашения; 1996 г. - принятие федеральной целевой программы «Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации» (Программа); 1997 г. – ратификация Конвенции Государственной Думой Российской Федерации; 2002 г. – завершение строительства и ввод в эксплуатацию первого российского объекта по уничтожению химического оружия «Горный» в Саратовской области; 2006 г. – ввод в эксплуатацию объектов «Камбарка» в Удмуртской Республике и «Марадыковский» в Кировской области; 2008 г. – ввод в эксплуатацию объекта «Леонидовка» в Пензенской области; 2009 г. – ввод в эксплуатацию объекта «Щучье в Курганской области; 2010 г. - ввод в эксплуатацию объекта «Почеп» в Брянской области; 2013 г. – ввод в эксплуатацию последнего седьмого объекта «Кизнер» в Удмуртской Республике; 27 сентября 2017 г. – уничтожение последнего химического боеприпаса – полное, на 3 года раньше установленного срока, завершение Программы.
Россия своевременно выполнила все 4 этапа химического разоружения, из них два последних - досрочно. Уничтожение боевых ОВ проходило только с использованием отечественных технологий. Процесс завершился безопасно, не причинив вреда экологии и населению. В регионах хранения и уничтожения химического оружия по Программе построены сотни объектов социального назначения на сумму около 15 миллиардов рублей. Созданные мощные высокотехнологичные промышленные предприятия будут приведены в безопасное состояние и их планируется использовать в дальнейшем.
Об успешном завершении уничтожения химического оружия говорилось и на торжественном мероприятии, посвященном 25-летию Федерального управления, которое прошло 3 октября в Центральном академическом театре Российской Армии в г. Москве. Коллектив Федерального управления поздравили: председатель Государственной комиссии по химическому разоружению М.В. Бабич, заместитель Министра обороны Российской Федерации генерал армии Н.А. Панков, заместитель Министра промышленности и торговли Российской Федерации О.Н. Рязанцев. Многие военнослужащие и лица гражданского персонала, отличившиеся при уничтожении химического оружия, были награждены государственными и ведомственными наградами. Состоялся праздничный концерт с участием академического дважды Краснознамённого, ордена Красной Звезды ансамбля песни и пляски Российской Армии имени А.В. Александрова и известных российских эстрадных исполнителей.
4 октября на общем собрании коллектива Федерального управления генерал-полковник В.П. Капашин продолжил вручение наград за заслуги в уничтожении химического оружия. Более двухсот военнослужащих и лиц гражданского персонала были награждены медалями, знаками отличия и грамотами Министерства обороны Российской Федерации, Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, Федерального медико-биологического агентства России, Федерального управления и других ведомств.
Отвечая на сам собою напрашивающийся вопрос, что будет дальше с коллективом Федерального управления, Валерий Петрович сказал, что впереди еще несколько лет работы по ликвидации последствий деятельности объектов, потому беспокоиться за завтрашний день нет оснований. И уже сейчас появляются варианты дальнейшей деятельности организации. Наработанный коллективом опыт работ в условиях повышенной опасности будет обязательно востребован.

Подготовлено группой (по работе и связям с общественностью) Федерального управления

На фото:
1. Президент России В.В.Путин отдает приказ об уничтожении последнего химического боеприпаса и поздравляет коллектив Федерального управления с успешным выполнением поставленной боевой задачи.
2. Председатель Государственной комиссии по химическому разоружению М.В.Бабич, начальник Федерального управления генерал-полковник В.П.Капащин и заместитель генерального директора технического секретариата ОЗХО Р.Х.Али докладывают Президенту России В.В.Путину о готовности подать на уничтожение последний российский химический боеприпас.
3. Почетную грамоту Верховного главнокомандующего коллективу Федерального управления М.В.Бабич вручил генерал-полковнику В.П.Капашину.
4. Заместитель Министра обороны Российской Федерации генерал армии Н.А.Панков награждает сотрудницу Федерального управления О.Ю.Солдатову медалью Министерства обороны «За укрепление боевого содружества».
5. Звания «Почетный химик» удостоен начальник объекта «Кизнер» полковник С.Я.Тверитинов. Награду вручает заместитель Министра промышленности и торговли Российской Федерации Г.В.Каламанов.

Кому война, а кому мать родна. Увы, эта поговорка актуальна для Украины уже четыре года. В то время, когда на фронте гибнут молодые люди, кое-кто в нашей стране строит на крови собственное благополучие. Речь о бизнесменах, которые не только обогащаются сами, но и помогают обогащаться людям, непосредственно причастным к российской агрессии против Украины.

«Запасной аэродром» для российского генерала

Один из таких бизнесменов живет и «работает» в самом сердце Украины - Полтавской области. Лев Орестович Верига - один из наиболее успешных предпринимателей области. Совместно с женой он владеет одной из лучших гостиниц Полтавы «Аллея гранд», элитным рестораном «Раффинато», не менее элитным баром «Нега», одним из лучших развлекательных заведений города «Европа», ВИП-рестораном «Казачка», ресторанным комплексом «Каштановая аллея» и многими другими объектами. И все бы ничего, если бы семейство Вериг выстроило этот бизнес самостоятельно. Однако, на поверку оказывается, что за этим благополучием стоит еще один человек - некто Валерий Петрович Капашин.

Господин Капашин приходится Льву Вериге тестем. Однако отнюдь не это привлекло к нему наше внимание. Дело в том, что Валерий Капашин - действующий генерал армии Российской Федерации. С конца апреля 2001 года он занимает пост начальника федерального управления по безопасному хранению и уничтожению химического оружия. 27 сентября он лично докладывал Владимиру Путину об уничтожении последнего химического боеприпаса на объекте «Кизнер». Словом, весьма бравый военачальник воюющей с нами армии.

Полтавская область для Валерия Капашина - малая родина. Он родился недалеко от областного центра, в селе Руновщина. Вероятно, именно этот факт объясняет то, что он выбрал Полтавщину в качестве «запасного аэродрома» - все же, родные места.

Дом-дворец в Терешках

Надо сказать, что выглядит этот «аэродром» в селе Терешки весьма респектабельно - несколько гектар земли, мини-зоопарк, в котором живут лев и рысь, три контрольно-пропускных пункта с вооруженной автоматами военизированной охраной и, разумеется, шикарный дом-дворец. Словом, такое себе «Межигорье» в 15 минутах езды от Полтавы. Официально все это принадлежит дочери Капашина, однако местные жители утверждают, что во время строительства поместья неоднократно видели бравого генерала армии РФ, раздающего указания строителям.

Бизнес под двуглавым орлом

Зять Валерия Карашина Лев Верига не скрывает своих пророссийских настроений. В частности, в 2011 году он вызвался профинансировать «восстановление первоначального облика» памятника коменданту Полтавской крепости Алексею Келину. Напомним, что в своем первозданном виде памятник представлял собой постамент, увенчанный огромным двуглавым орлом.

Тогда общественность Полтавы не допустила водружения на постамент этого символа «русского мира». Одной из причин возмущения людей стала информация о том, что настоящим спонсором проекта является отнюдь не Верига, а его тесть - генерал армии РФ Валерий Капашин.

«Это не голословное утверждение, я могу это доказать. У Капашина здесь живет дочка, внуки. Это не последняя фигура в России. Оттуда через Капашина местной власти и поступил заказ на установку двуглавого орла в Полтаве», - заявил тогда член Полтавского горисполкома Василий Ковальчук.

К слову, годом ранее Лев Верига баллотировался в Полтавский горсовет от Партии регионов. Его избирательная кампания пестрела пророссийской риторикой. Во многом из-за нее он и не прошел в горсовет - полтавчане доказали, что являются патриотами Украины, а отнюдь не сопредельной страны.

«Коллаборанты? Нет, не слышали»

Казалось бы, местная власть должна всячески дистанцироваться от таких «видных деятелей», как Капашин и Верига. Однако, на практике все происходит с точностью до наоборот. Мэр Полтавы Александр Мамай неоднократно награждал Веригу почетными грамотами - как «лучшего бизнесмена города». В этом же качестве мэр Полтавы пристроил Веригу в совет предпринимателей города.

Кроме того, Мамай ввел Льва Веригу в состав Полтавского горисполкома - как одного из крупнейших бизнесменов города. Стоит ли говорить о том, что стараниями мэра Полтавы в горисполкоме в лице Льва Вериге представлен его тесть - генерал воюющей с нами армии?

Местная власть благоволит клану Капашина-Вериги и в бизнес-вопросах. Если принадлежащим им фирмам нужна земля по строительство новых объектов - выделяют. Нужна земля в частное владение? Пожалуйста! Кроме прочего, это объясняется и тем, что брат Льва Вериги Игорь является начальником управления обращения граждан, организационной работы и общих вопросов в Полтавском горисполкоме. В своей декларации Игорь Верига указывает, что его семье принадлежат три квартиры, два гаража, три земельных участка и дача. Кроме того, Игорь Орестович владеет двумя автомобилями, держит депозиты в двух украинских банках, а также хранит 20 тысяч долларов 5 тысяч евро и 100 тысяч гривен «под подушкой» - наличными средствами. Согласитесь, неплохие активы для государственного чиновника, годовая зарплата которого составила менее 160 тысяч гривен.

Почему же глава города не только держит в исполкоме представителя семейства коллаборантов, но и всячески способствует их процветанию на полтавской земле? Ответ, думается, очевиден: на кону стоят серьезные деньги. Ведь для того, чтобы содержать дом с закрытым 25-метровым бассейном, автопарк из четырех роскошных автомобилей и прочие «приятности», нужно быть готовым к серьезным расходам. Очевидно, что часть этих расходов покрывается за счет российских денег, которые в Полтаве олицетворяет клан Капашина-Вериги.

Игорь ГОЛОВАТЫЙ

Капашин Валерий Петрович (род. 26 сентября 1950 года, село Руновщина, Полтавский район, Полтавская область, Украинская ССР, СССР) – российский военачальник и государственный деятель, генерал-полковник (22.02.2009).

Детство

Окончил среднюю школу в 1967 году. Поступал в Харьковский государственный университет имени А.М. Горького, но не прошёл по конкурсу.

Военная служба

В Советской армии с 1967 года. В 1971 году окончил Саратовское высшее военное инженерное училище химической защиты с отличием. Служил в Войсках радиационной, химической и биологической защиты командиром взвода, командиром учебной роты, командир отдельного батальона химической защиты. Воинские звания «старший лейтенант» и «капитан» получил досрочно.

В 1982 году окончил Военную академию химической защиты имени Маршала Советского Союза С. К. Тимошенко. С 1982 года - начальник штаба 28-го отдельного полка химической защиты Уральского военного округа (Златоуст), с 1983 года – командир этого полка. Во главе этого полка принимал участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, выполнял боевые задачи в зоне катастрофы в течении 6 месяцев. Был награждён орденом Красной Звезды, а полк - вымпелом Министра обороны СССР «За мужество».

С 1986 года - заместитель начальника химических войск Уральского военного округа, начальник штаба химических войск Южной группы войск (Венгрия), начальник химических войск Западного стратегического направления.

С 1991 года служил в Туркестанском военном округе начальником Государственного химического научно-испытательного института-полигона, который дислоцировался в г. Нукус на территории Республики Каракалпакстан. С июня 1993 года - начальник войск радиационной, химической и биологической защиты Дальневосточного военного округа. Генерал-майор (29.11.1993). С 1996 года - начальник управления ликвидации химического оружия Войск радиационной, химической и биологической защиты (РХБЗ) - заместитель начальника Войск радиационной, химической и биологической защиты. Отказался от предложения стать начальником войск химической защиты Министерства обороны Украины. Участвовал в ликвидации последствий Нефтегорского землетрясения 1995 года.

Государственная служба

С 29 апреля 2001 года - начальник Федерального управления по безопасному хранению и уничтожению химического оружия при Российском агентстве по боеприпасам (с 15.11.2006 года – при Федеральном агентстве по промышленности, с 23.11.2009 – при Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации). Одновременно с октября 2001 по март 2004 года - член коллегии Российского агентства по боеприпасам. На этом посту возглавляет работу по безопасному уничтожению химического оружия в Российской Федерации в соответствии с принятыми на себя международными обязательствами государства. В его компетенцию входят также строительство и эксплуатация объектов по уничтожению химического оружия.

Крупный учёный в области химической науки оборонного и двойного назначения. Автор более 100 научных трудов, обладатель 8 патентов на изобретения. Доктор технических наук (2001), профессор (2007). Член-корреспондент Российской академии естественных наук (2006), член Всемирной академии наук комплексной безопасности (2005), член-корреспондент Российской инженерной академии (1999).

Избирался депутатом Златоустовского городского Совета народных депутатов Челябинской области (1985-1989), депутатом Верховного Совета Республики Каракалпакстан (1993-1996).

Награды и почётные звания

  • орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (11.03.2016, указ № 110, За заслуги в укреплении обороноспособности страны и высокие личные показатели в служебной деятельности, проявленные при проведении работ по химическому разоружению) ,)
  • орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (18.11.2010, за заслуги в укреплении обороноспособности страны и высокие личные показатели в служебной деятельности))
  • орден «За военные заслуги» (2004)
  • орден Почёта (2001)
  • орден Красной Звезды (1986)
  • орден «За службу Родине в Вооружённых силах СССР» III степени (1985)
  • медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени (1996)
  • дважды лауреат Премии Правительства Российской Федерации в области науки и техники (2007, 2013)
  • Почётная грамота Правительства Российской Федерации (2010)
  • Почётная грамота Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (2006)
  • «Почетный работник отрасли боеприпасов и спецхимии» (2004)
  • «Почётный химик» (2005)
  • «Почётный работник науки и техники» (2006)
  • «Почётный работник гидрометеослужбы России»
  • Знак «Отличнику здравоохранения» (2005)
  • «Почётный гражданин Удмуртской Республики» (2010)
  • «Заслуженный строитель Удмуртской Республики» (2004)
  • Почётный гражданин Кизнерского района Удмуртской республики (2015)
  • Почётный гражданин Камбарского района Удмуртской Республики (2014)
  • Почётный гражданин Почепского района Брянской области (2009)
  • «Почётный гражданин Краснопартизанского района Саратовской области».
  • «Почётный профессор Ижевского государственного технического университета имени М.Т. Калашникова» (2014)
  • «Заслуженный строитель Пензенской области».
  • Почётный знак «За заслуги перед Кировской областью»
  • Медаль «За заслуги перед Пензенской областью» (2013)
  • Большое количество наград общественных и религиозных организаций, ведомственных наград