Михалков еврейская фамилия. Клан михалковых - пример идеальной приспособляемости

Место рождения: Москва
Дата рождения: 1945-10-21
Рост (в метрах): не определен
Национальность: Русский
Биография:

Никита Сергеевич Михалков родился 21 октября 1945 года в Москве. Отец - Сергей Владимирович Михалков, известный детский писатель, мать - Наталия Петровна Кончаловская.
В кино Никита Михалков начал сниматься в 14 лет. В 1960 г. сыграл в маленьком эпизоде в фильме Василия Ордынского «Тучи над Борском», в 1961 г. - в фильме Генриха Оганесяна «Приключения Кроша». В 18 лет сыграл одну из главных ролей в фильме Георгия Данелия «Я шагаю по Москве» и спел там доныне популярную одноименную песню. После чего юный Михалков сразу сделался всенародно любимым и очень известным. В год выхода фильма Михалков поступает в Театральное училище имени Щукина.
В 1966 г. Михалкова отчисляют из Щукинского училища за нарушение дисциплины (Михалков неоднократно игнорировал запрет на киносъемки, который существовал для студентов училища). Он переводится на 2-й курс режиссерского факультета ВГИКа в мастерскую Михаила Ромма - там же за восемь лет до него учился его старший брат Андрей Кончаловский.
В 1971 году Никита Михалков заканчивает ВГИК. Его дипломной работой стала короткометражная картина «Спокойный день в конце войны». После окончания института Никита Михалков неожиданно для всех уходит в армию, на Камчатку в атомный подводный флот.
Демобилизовавшись, Н. Михалков вернулся в кинематограф. В 1974 году на экраны страны вышел первый фильм Михалкова-режиссера «Свой среди чужих, чужой среди своих».
Десятилетие 1974-1984 гг. прошло для Н. Михалкова очень плодотворно. Практически ежегодно на экраны страны выходили его фильмы: «Раба любви» (1976), «Неоконченная пьеса для механического пианино» (1977), «Пять вечеров» (1979), «Несколько дней из жизни И.И. Обломова» (1980), «Родня» (1982), «Без свидетелей» (1983). Его фильмы получают международное признание, завоевывают множество призов на международных и всесоюзных фестивалях. Также на рубеже 80-х годов Михалков много и успешно снимается как актер. Самые известные его роли: «Сибириада» (1979 г.) - режиссер Андрей Михалков-Кончаловский (1979 г.), «Вокзал для двоих» (1983 г.) и «Жестокий романс» (1984 г.) - режиссер Эльдар Рязанов.
В 1984-м Никите Михалкову присвоено звание народного артиста РСФСР.
В 1987 году Никита Михалков представляет публике свою новую картину «Очи черные». Фильм снимался в Италии, в главной роли - Марчелло Мастроянни. Эта работа была отмечена множеством призов на международных кинофестивалях. Во время съемок фильма у Михалкова родилась дочь Надя. День ее рождения (27 сентября) Никита Михалков «увековечил» в «Очах черных»: специально выложил число «27» цветами на клумбе в одной из сцен.
В конце 80-х Михалков создает продюсерское объединение «Три Тэ» (Творчество, Товарищество, Труд), которое успешно работает и по сей день.
Первым фильмом, созданным при участии этого объединения, стала картина Н. Михалкова «Урга» (1991 г.) - притча о монгольской семейной паре, живущей в степи. Картина имела шумный успех на международных кинофестивалях, собрала богатый урожай призов, была номинирована на «Оскар».
В апреля 1990 года Никита Михалков был избран президентом Всероссийской теннисной федерации, в отставку ушел в сентябре 1995 г.
С января 1992 г. Никита Михалков - член Президиума Российского Международного Фонда культуры. 21 мая 1993 года Никита Михалков был избран председателем правления Российского Фонда Культуры (вместо академика Дмитрия Лихачева, оставшегося почетным президентом Фонда).
В 1993 году Михалков завершает многолетнюю работу над фильмом «Анна от 6 до 18», рассказывающим о жизни его дочери Анны.

Никита Михалков с дочкой Надей
В 1994 году снял фильм «Утомленные солнцем». Фильм получил множество международных наград, главными из которых являются Гран-при Каннского кинофестиваля и «Оскар» за лучший иностранный фильм.
В 1998 году Никита Михалков избран председателем Правления Союза кинематографистов РФ.
В 1999 г. выходит новая картина Н. Михалкова «Сибирский цирюльник». Одновременно с выходом этого фильма в прессе поднимается шквал доводов и предположений, связанных с возможным выдвижением Михалковым своей кандидатуры на президентских выборах. Эти слухи не подтвердились, в списке кандидатов в президенты 2000 г. фамилия Н. Михалкова отсутствовала.
В 2003 г. Никита Михалков активно занимается документальной публицистикой. Совместно с телеканалом «Россия» выпустил цикл программ о белогвардейцах под названием «Никита Михалков. Русский выбор». В этом же году вышли две документальные картины «Отец» и «Мама», приуроченные к 90-летию С. Михалкова и 100-летию Н. Кончаловской. Эти фильмы транслировались по центральным каналам телевидения. Лента «Мама» была отмечена главным призом Международного кинофорума «Золотой витязь».
В 2005 году Никита Михалков переизбран на пост председателя Союза кинематографистов России(в октябре 2005 года Михалков ушел в творческий отпуск всвязи со съемками нового фильма). В этом же году он выступил продюсером художественного фильма "Статский Советник". Эта лента признана "Лучшим продюсерским проектом года" на МКФ «Кино-Ялта -2005». Юбилейный для режиссера год стал урожайным на кинороли. Это и одна из главных ролей князя Пожарского в "Статском советнике" (за которую Михалков получил приз "Кинотавра", приз Фестиваля российского кино во Франции,премию кинопрессы "Золотой овен", национальную кинопремию "Золотой орел"), и роль в кинокомиксе Алексея Балабанова "Жмурки", где Михалков удивил зрителей новым для актера амплуа гротескового бандита, а также роль российского дипломата в психологической драме Кшиштофа Занусси "Персона нон грата". В этом же году Михалков снялся в картине "Мне не больно"(А. Балабанов) и в проекте Владимира Хотиненко о возникновении Христианства, завершил работу над второй частью многосерийного фильма "Никита Михалков. Русский выбор" о судьбе российской иммиграции начала 20-ого века. Также в 2005 году Михалков выпустил документальную ленту "Генерал Кожугетыч" к 50-летию министра МЧС Сергея Шойгу, с которым режиссера связывает многолетняя дружба.
В данный момент Никита Михалков снимает масштабный фильм о Великой Отечественной войне, который станет продолжением картины «Утомленные солнцем» и картину " 12 разгневанных мужчин" - ремейк ленты Сидни Люмета.

World.korupciya.com

Шоумен Максим Галкин опубликовал в своем Instagram фотографию 1979 года. На снимке изображены Алла Пугачева и его родители. Самому Максиму тогда было три года. Отец Максима в конце 70-х проходил военную службу в ГДР, Алла Пугачева, приехала в Восточную Германию на гастроли. Под этим фото оставил комментарий бывший муж Пугачевой Киркоров. По официальной версии он...

Заворотнюк родила с помощью Навки

Анастасия Заворотнюк и Петр Чернышев впервые стали родителями. Популярная актриса тщательно скрывала рождение ребенка, однако теперь решила обо всем рассказать. Анастасия Заворотнюк и Петр Чернышев дали откровенное интервью...

"Спим порознь": Пугачева сделала откровенное признание о личной жизни

Обозреватель

Примадонна российской и советской эстрады, легендарная певица Алла Пугачева неожиданно поделилась откровенными деталями своей личной жизни. Так, артистка рассказала, как она живет со своим мужем, российским комиком и шоуменом Максимом Галкиным…

Объявлена дата смерти Бориса Моисеева

Известный певец обратился к гадалке. Она предсказала, когда Борис Моисеев уйдет из жизни. 65-летний артист заявил, что это произошло во время гастролей в Париже. Гадалка рассказала Борису Моисееву, что он умрет в полных...

«Дима, мальчик мой,где ты теперь?»: После смерти Марьянова Пугачева разбита

Novostivmire.com

Смерть Марьянова загнала Пугачеву в тупик. Уход актера певица приняла близко к сердцу. И посвятила другу пост в социальной сети. "Дима, мальчик мой, светлая душа, где ты теперь? Куда все уходят, куда?" – написала певица на своей странице в социальной сети Instagram. Трагическая новость просто загнала Примадонну в тупик.

Андрей Губин покинул Россию

Продюсер Тарас Ващишин, который работал с российским эстрадным певцом Андреем Губиным, заявил, что поп-исполнитель уехал из России. С продюсером пообщалось издание Star Hit. Ващишин рассказал, что Андрей Губин...

Cенсационное признание: "Лепс – это мой родной отец"

16 июля Григорий Лепс отмечает 56-й день рождения. Одним из первых певца и композитора поздравил подопечный его продюсерского центра Александр Панайотов. Певец потряс общественность откровенным признанием: "Лепс – это мой родной отец" - заявил Панайотов

Опубликовано фото любовницы Галустяна (Фото)

Юлия Исаева, которая прославилась участием в проекте Дом-2, рассказала о своей связи с комиком Михаилом Галустяном. Бывшая участница реалити-шоу Дом-2 Юлия Исаева никогда не скрывала, что занимается оказанием эскорт-услуг. Более того, девушка активно помогает своим...

Не могу пройти мимо развивающегося скандала и конфликта вокруг телекомментатора государственного спортивного телеканала «Матч ТВ» Алексея Андронова и последующей за этим откровенной цензуры против ни кого-нибудь, а самого Никиты Сергеевича Михалкова и его телепередачи «Бесогон» выходящей на телеканале «Россия 24».
Суть ситуации многим думаю известна. Алексей Андронов в своём «Твиттере» грубо оскорбил сторонников «русского мира» на Украине и вообще всего проекта Новороссии. Вызвав тем самым справедливое возмущение русских патриотов и националистов всех мастей, которые расценили данные высказывания как откровенную русофобию и проявления ненависти к русским. Андронов спешно и спонтанно извинился, не забыв при этом вновь оскорбить тех, кто по его мнению оклеветал его (дескать я не русофоб, а сказал всё сгоряча).
Михалков хотел посвятить этому инциденту целую серию своей упомянутой телепередачи и даже уже подготовил её к эфиру. Но к этому самому эфиру начальство государственного телеканала «Россия 24» её не допустило. Вызвав уже бурное негодование самого Михалкова и его последующие ответные действия. Действия эти сводились к тому, что Михалков выложил запись этой программы в Интернет, снабдив её предварительной ремаркой о неоправданной цензуре в свой адрес. А сам ролик с его программой стал самым популярным на русском сегменте портала Ютьюб, по состоянию на 15 декабря сего года.
Так, что же было такого в этой программе, что начальству телеканала «Россия 24» пришлось вырезать её из эфира?
А вот, что.
В сорокаминутной телепередачи враги России прямо были названы врагами России. Пусть в интеллигентной михалковской манере, но всё же по факту названы. Досталось не только самому Андронову, но и ряду других персонажей (в том числе и высокопоставленным). Помимо Андронова в данном контексте были упомянуты журналист Матвей Ганапольский, родная сестра олигарха Прохорова и руководительница этого самого спортивного телеканала «Матч ТВ» - Тина Канделаки. И упомянуты не просто так голословно, а с приведением конкретных цитат и видеозаписей полностью обличающих их если и не в русофобии, то во всяком случае в пренебрежении ко всему русскому уж точно. Так, например, был показан кусок эфира телепередачи, где Канделаки прямо говорит, что по её мнению русского народа в природе и вовсе не существует (а есть только, дескать, какие-то непонятные россияне без конкретной национальной принадлежности). Бывший российский журналист Ганапольский, являющейся ныне журналистом украинским - уже давно выставил себя врагом русских (и без помощи Михалкова). Михалков только подкрепил это мнение новыми порциями его высказываний и выходок. Родная сестра олигарха Прохорова, являющаяся довольно видным российским политиком высказалась в том духе, что Крым это всего лишь «камни на море» и лишние камни России мол на фиг не нужны (ну и что, что там всё кровью русских солдат полито). Но самое главное, Михалков сакцентировал внимание зрителя на том факте, что спортивный телеканал «Матч ТВ» вообще-то является государственным каналом, а не частной лавочкой. И что спонсируется он из федерального бюджета на деньги налогоплательщиков (то есть на наши с вами деньги). И принадлежит он как раз таки холдингу ВГТРК, которому принадлежит и канал «Россия 24», где и выходит передача Михалкова (или уже выходила). Вопрос Михалков ставил ребром. Почему на государственном российском телеканале массово работают откровенные русофобы??? Это же не либеральный телеканал «Дождь» в конце концов, спонсирующийся в том числе из-за рубежа. Это государственный телеканал, на котором в априори не должна пропагандироваться ненависть к государствообразующему народу (т.е. к русскому народу).
Но самое главное даже не в этом.
Самое главное - это национальность перечисленных персонажей.
Я не знаю, кто там по национальности Андронов (фамилия вроде русская), но все остальные антигерои вырезанной из эфира передачи - сплошные неруси. Канделаки - чистокровная грузинка. А сестра Прохорова вкупе с Ганапольским - вообще евреи. Слышите, евреи… Не в них ли причина всей этой цензуры, а? Мы же знаем, как сильны позиции еврейской общины в нашей стране. И в бизнесе, и в политике и на телевидении в том числе. И как представители этой общины не любят, когда их выставляют в неприглядном свете (мол нас жгли и гнали, а вы тут такое про нас показываете). Не они ли дали команду на эту цензуру против Михалкова? Хотя зачем им давать такую команду, когда их реакции могли испугаться заранее и вырезать на всякий случай эту программу из эфира (чтобы потом телеканал в антисемитизме не обвинили). А может быть всё ещё проще… Может руководство «России 24» сами являются людьми еврейской национальности? Не удивлюсь честно говоря такому, с учётом засилья евреев на нашем ТВ…
И если версия с еврейским следом верна, то вы только представьте себе как сильны позиции евреев в России, если даже самого Михалкова они могут вот так вот щёлкнуть по носу! И где щёлкнуть… Не в Израиле, а в России, на российском же государственном телеканале! Пошёл мол вон, Никита Сергеевич со своим «антисемитизмом» с достопочтенного общества… И кстати говоря, в этой передаче Михалков прямо намекал, что за всем этим стоит некая могущественная сила… Он не конкретизировал какая, но намекал прямо (оставляя право на версии своим зрителям). Или же просто не хотел публично обличать евреев, опасаясь обвинений в нацизме и всё в том же антисемитизме…
И ещё один любопытный факт к этой теме, про который упомянул Михалков. На телеканале «ТВ Центр», в передачи Пушкова «Постскриптум» - этот инцидент тоже обозначался. Мельком, в самом конце телепередачи. И что же вы думаете? Повтор данной программы на этом же канале, вышел уже без этой концовки… Её просто нагло вырезали. Как сказал сам Пушков Михалкову, сделало это руководство «ТВ Центра». Михалков позвонил этому руководству и спросил прямо, а в чём собственно говоря дело? И получил довольно пространный ответ, что «здесь мол всё сложно и не просто». Интересно, в чём эта сложность заключается? Во влиянии еврейской общины, которая надавила на руководство «ТВ Центра» также, как и на «Россию 24»? Или просто в том, что это самое руководство «ТВ Центра» - тоже является представителями «земли обетованной»?
Очень не хочется, чтобы автора этих строк также обвинили в антисемитизме. Но я реалист… Так, что заранее посылаю таких обвинителей на хрен и подчёркиваю, что если какой-то народ долгое время притесняли и потом ещё заживо сжигали, то это не означает наличие права у отдельных представителей этого народа на скотское и низкое поведение.
А, «Матч ТВ» - канал очень хороший. Сам смотрю регулярно. Особенно футбол. Раньше ведь право на трансляции футбольных матчей российского первенства и еврокубков принадлежали исключительно телеканалу НТВ и посмотреть в прямом эфире было ничего невозможно. Потому, что это НТВ, на Сибирь например - транслировало всё в записи. В том числе с опозданием на сутки. Какой интерес смотреть футбольный матч, когда счёт уже давно знаешь??? Никакого. А на «Матч ТВ» всё в прямом эфире показывают. Хоть иногда и с комментариями Андронова… Который между прочим с этого самого НТВ и пришёл на этот канал. С НТВ, которым последние десять лет руководил….... да-да вы правильно догадываетесь - тоже еврей.
Вот так вот, везде одни евреи… И «антисемиты» (которые их и обличают).

Стало очень опасно внимательно рассматривать Президента России. Особенно с близкго расстояния.

Собственно конечная цель подмены очевидна, она озвучена Владимиром Вольфовичем Жириновским.

Цель подмены — захват территории России евреями, переселение их на наши земли массово, с последующим ОКОНЧАТЕЛЬНЫМ геноцидированием белых гоев. Опыт в этом деле у евреев огромный. Напомню, что евреи это не национальность, а легальное название членов международной организованной преступной банды, объединенных посредством человеконенавистнической религии (иудаизм), имеющей целью тотальный захват власти на Мидгард-Земле (нашей «планете»). Ещё раз, еврей — это не национальность, а образ жизни. Как евреи уничтожают неевреев, можно посмотреть здесь, на примере Палестины. Что евреи сделали с Россией в 1917 году, мало кто из коренных жителей знает — они постарались вытравить это из нашей памяти, подменой праздников, учебников, информационным мусором в СМИ и т.д. Но это ужаснуло весь мир в том самом 1917-ом. Что евреи сделали с Ираком, Афганистаном, Ливией, видно всем, кто не просто смотрит, но видит.

Вот и Никита Михалков смотрит внимательно.

Что же следует делать нам, белым гоям, в этой ситуации?

Ответ прост. Давайте закроем глаза и мысленно представим себе в течение пары минут, что вокруг нас нет ни какого государства, правительства. Потом откроем глаза и — о чудо! — государства вокруг нас реально не существует. Потому что всё «государство» существует лишь в нашем с вами воображении. Это УСЛОВНОСТЬ! Точно такая же условность, как деньги, которые «так принято в этом обществе», считаются ценностью. Но на практике это просто резаная цветная бумага, не имеющая ни какой ценности, ни чем не обеспеченная.

А что у нас есть? У нас есть огромная территория, населённая кучей безвольных долбоёбов (давайте называть вещи своими именами). Долбоёбов, которые разучились управлять процессами, самостоятельно принимать трудные и даже простые решения. Долбоёбов, которым предки потом и кровью отвоевав, вручили территории и ресурсы. И мы, долбоёбы, бездарно просрали жидам все завоевания наших предков. Мы перестали рожать наследников, вместо этого сами превратились в жидов (Жизнь Измеряем Деньгами). Нас в большинстве нашем интересуют лишь материальные блага (секс, вкусно пожрать, шмотки).

Святое место пустым не бывает, нам на смену и идут евреи. Сейчас соотношение гоев к евреям в стране — 98% : 2% (это официально). Но очень скоро это соотношение станет 3:1 — и вот тогда нам точно настанет 3,14здец, как Дженину. Нас начнут истреблять и затирать на задворки истории открыто.

И всё же, что нам делать, понимая подобные перспективы? Учиться, учиться и ещё раз учиться! В уличной драке побеждает лишь тот, кто не боится убить и быть убитым. Кто не боится упасть и запачкать одежду. Кто не жалеет себя.

«Тот, кто жертвует свободой ради спокойствия, не достоин иметь ни того, ни другого».
Бенджамин Франклин

Самый главный рецепт — спаси себя самого и вокруг тебя спасётся множество людей.

Будь активен, будь сам себе президентом, законодательной и исполнительной властью. А кто тебе не даёт им быть? Ты сам. Ибо зомбирован навязанными стереотипами мышления и поведения. Буть бойцом, а не тряпкой.

Читай рубрику «основополагающие материалы» на этом сайте — ты найдёшь ответы на все возникшие вопросы. Иначе для кого всё это пишется? Можно засрать этот ресурс, например, публикуя 10-20 «новостей» каждый день. Какой в этом толк? Всё самое важное УЖЕ приведено здесь ранее.

Руби столбы, заборы сами завалятся!
Либо ТЫ занимаешься политикой, либо политика займётся тобой. Державу Русь для того и разрушали, чтобы создать на её обломках Государство Россия (читай Иудейская Хазария). В Державе правили сами, самоуправлялись. Государство подразумевает наличие государя, господаря, господина. Т.е. единственного человека, который решает за несколько сотен миллионов единолично. Проще говоря, в твоей семье сейчас принимает решения за тебя неизвестный тебе мудак. Этот мудак распоряжается твоим семейным бюджетом, решает что тебе полезно и что вредно; жить тебе или не жить; что тебе можно знать, а что нельзя. И так далее. Но кто из вас двоих на самом деле мудак — не очевидно. Хотя мне лично очевидно.

Либо ты сам себе государство, либо ты мудак. И третьего не дано.

И ты объединяешь своё маленькое государство с соседними, в одну огромную ДЕРЖАВУ, в Великую Русь. И уже коллегиально управляешь не только в масштабах своего жилища и земельного надела, но и масштабах 1/6 части суши. Кстати, а кто мешает управлять всей планетой, кроме психологического барьера (комплексов неполноценности) в твоей голове?

Начни с себя. Займись спортом, перестань заниматься самоуничтожением (алкоголь, наркотики, курение). Найди землю, обустрой её. Обеспечь себя собственной едой — это 50% успеха. Заведи кучу детей. Взаимодействуй. Истреби в самом себе жидовство. Учись, учись и ещё раз учись.

Всегда и во всём надейся только на себя, на свои силы. И на друзей, которым доверяешь на 100%. Не путай друзей с собутыльниками.

Живи так, словно знаешь, что президент не настоящий и вредитель. Живи так, словно нет ни какого президента в стране и создавай общественное самоуправление, самодержавие. Возрождай корни — нашу древнюю славянскую культуру.

Родился 21 октября 1945 года в Москве. Сама семья, в которой воспитывался Никита, словно бы и не оставляла ему иного выбора пути, как в искусство: его прадед – Василий Суриков, великий русский художник; дед – Петр Кончаловский, выдающийся мастер живописи, мать – Наталья Петровна Кончаловская, поэт, писатель; отец – Сергей Владимирович Михалков, поэт, писатель, автор текстов Государственных гимнов СССР и России; брат – Андрей Кончаловский, кинорежиссер. Так и случилось. И сегодня семейной традиции верны уже дети Никиты Михалкова – сын Степан от брака с актрисой Анастасией Вертинской, избравший карьеру режиссера; трое детей от второго брака с Татьяной Михалковой (возглавляет фонд «Русский силуэт», учрежденный для поддержки российских дизайнеров и производителей модной одежды): Анна, молодая актриса; Артем, студент режиссерского факультета ВГИКа; Надя, сыгравшая в «Утомленных солнцем» и готовящаяся ныне к еще более значительной роли (отец совместно с Глебом Панфиловым написал ее для фильма, продолжающего относящуюся к 1930-м годам историю, но уже во время Великой Отечественной войны).

В 1956–1959 годах Никита учился в музыкальной школе, занимался в театральной студии при Театре имени Станиславского. Впервые на киноэкране Михалков появился еще в школьные годы – он сыграл небольшие эпизоды в фильмах «Солнце светит всем» (режиссер К. Воинов, 1959), «Тучи над Борском» (режиссер В. Ордынский, 1961), «Приключения Кроша» (режиссер Г. Оганесян, 1962). Но первое по-настоящему серьезное соприкосновение юного Никиты с кинематографом произошло, когда он уже сдал экзамены на актерский факультет Щукинского училища: Георгий Данелия пригласил его на одну из главных ролей в фильм «Я шагаю по Москве» (1963), где Михалков воплотил светлый, обаятельный образ юноши, полного любви к жизни, к людям, уверенного в завтрашнем дне – своем и своей страны.

Затем были еще многие роли: танкиста Бородина в «Перекличке» Д. Храбровицкого (1965), старшего лейтенанта Ежова в «Песне о Маншук» М. Бегалина (1969), летчика Чухновского в «Красной палатке» М. Калатозова (1969), молодого князя в «Дворянском гнезде» А. Кончаловского (1969), ротмистра Минского в «Станционном смотрителе» С. Соловьева (1971). Каждая из них давала новый опыт, углубляла постижение граней актерского ремесла, а все вместе они подводили к необходимости перехода на следующую ступень овладения кинематографическим искусством – в режиссуру. С 4-го курса Щукинского училища Михалков ушел во ВГИК – на 2-й курс, в мастерскую замечательного мастера Михаила Ромма, выпускником которой уже был брат Никиты Андрей. Точнее, Никита не ушел, а попросту был изгнан за самовольные отлучки, связанные со съемками (руководство института не поощряло студентов к обретению самостоятельного опыта на киноплощадках), но все же успел «подпольно» поставить дипломный спектакль «12 разгневанных мужчин» с Николаем Бурляевым в главной роли.

Учась во ВГИКе, Михалков снял несколько комедийных сюжетов для «Фитиля» и курсовую работу – лирическую короткометражку «...А я уезжаю домой» по сценарию, написанному с Евгением Стебловым, с котором они вместе снимались у Данелии. Дипломом Михалкова стал «Спокойный день в конце войны» (1970, по сценарию, написанному совместно с Рустамом Ибрагимбековым), показавший уверенное владение режиссерской профессией. Потом была воинская служба на Тихоокеанском флоте, и лишь в 1973-м молодой режиссер смог выйти на площадку своего первого «большого» фильма «Свой среди чужих, чужой среди своих» (приз жюри на МКФ в Дели в 1975 году) по сценарию, написанному в соавторстве с Эдуардом Володарским. Острый вестерновый сюжет позволил молодому мастеру развернуть на экране блистательный парад режиссуры, включая и великолепную работу с актерами, и великолепную камеру Павла Лебешева.

Следующий фильм Михалкова – «Раба любви» (1975, «Золотой Козлотур» кинофестиваля в Тегеране и специальный приз жюри кинофестиваля «Молодое кино» в Йере, Франция) с Еленой Соловей, сыгравшей звезду русского дореволюционного кино, прототипом которой послужила Вера Холодная. Вновь великолепное чувство стиля, юмор, острота психологических характеристик, тончайшая палитра цвета, неожиданность режиссерских приемов.

Самая зрелая, глубокая, мастерская, психологически тонкая работа Михалкова этого периода – «Неоконченная пьеса для механического пианино» по незавершенной пьесе А.П. Чехова «Платонов». Картина завоевала множество фестивальных призов («Большая золотая раковина» на КФ в Сан-Себастьяне, 1977; «Золотая пластина» на МКФ в Чикаго, 1978; Гран-при Союза художников кино и ТВ на белградском МКФ лучших фильмов мира «ФЕСТ», 1978; «Давид ди Донателло» за лучший иностранный фильм в Италии, 1978). По сути, Михалков и его соавтор по сценарию Александр Адабашьян обогатили чеховское наследие еще одной пьесой, которую спустя годы (1987) сам же режиссер поставит в Италии на сцене «Teatro di Roma».

Фильм «Пять вечеров» (приз «Золотой щит Оксфорда», 1978; лучший иностранный фильм на экранах Польши и Болгарии, 1979; первый приз на Международной неделе авторских фильмов в Малаге, 1982; лучший иностранный фильм по признанию Национального совета кинокритиков США, 1981) по пьесе Александра Володина Михалков снял «вынужденно» – чтобы не распускать группу на двухмесячный перерыв между летней и зимней натурой, предусматривавшийся во время съемок «Обломова». Вместе с тем это работа глубоко не случайная для Михалкова, с прекрасными актерскими работами Людмилы Гурченко и Станислава Любшина, по-володински тонкая, добрая, полная любви к своим, казалось бы, самым обыкновенным героям, людям, многое в жизни испытавшим и немногого добившимся.

«Несколько дней из жизни И.И. Обломова» (1979; премия «Золотой щит Оксфорда» за лучшую режиссуру, 1980; лучший иностранный фильм по признанию Национального совета кинокритиков США, 1981; первая премия на XIII Международной неделе авторского фильма в Малаге, 1982), экранизация романа Гончарова с Олегом Табаковым в главной роли, не могла не стать пространством для выражения позиции режиссера в давнем споре «западников» и «славянофилов». Михалков здесь явно на стороне Обломова, а не Штольца. Не закрывая глаза на леность и бездеятельность Обломова, он в то же время акцентирует иные, главные для него стороны этого характера: его внутреннюю чистоту, цельность, органичное ощущение связи с родной землей.

Лучшие дня

Затем Михалков ставит комедию «Родня» (1981), вызвавшую суровое недовольство кинематографического руководства – режиссер позволил себе весьма критически показать растущую бездуховность советского общества. Фильму были навязаны многочисленные поправки, впрочем, не изменившие его сути.

Следующая работа Михалкова – камерная драма «Без свидетелей» (приз ФИПРЕССИ кинофестиваля в Москве, 1983; приз и диплом за режиссуру на ВКФ в Киеве, 1984; приз Испанской федерации киноклубов на МКФ в Вальядолиде, 1984) – стала для него нелегкой проверкой на режиссерское мастерство: все действие фильма происходит в скромном интерьере стандартной современной квартиры с участием всего двух актеров – Ирины Купченко и Михаила Ульянова.

К творчеству А.П. Чехова Михалков вновь обратился в фильме «Очи черные» (1987; специальный Почетный диплом на внеконкурсном показе на МКФ в Вальядолиде, 1987), сделав адаптированную версию «Дамы с собачкой» – с главным героем-итальянцем, роль которого авторами (Михалковым, Адабашьяном и Сузо Чекки Д‘Амико) была написана специально для Марчелло Мастрояни.

Большим художественным событием стал фильм «Урга» (1991; «Золотой лев» на кинофестивале в Венеции, Гран-при на МКФ в Кельне, 1992; главная премия Европейской киноакадемии «Феликс» за лучший европейский фильм, 1993; номинация на «Оскара», 1993; приз «Ника»-92 за лучшую режиссуру, Государственная премия России). В картине противопоставляются естественные ценности жизни табунщика-монгола и обезличивающей современной цивилизации. Сценарий «Урги», как и последовавших затем «Утомленных солнцем» и «Сибирского цирюльника», был написан режиссером совместно с Ибрагимбековым.

В 1993 году Михалков снимает документальный фильм о своей дочери «Анна: от шести до восемнадцати» (1993; «Серебряный голубь» на МКФ в Лейпциге, 1994; приз «Золотой витязь» на МКФ в Тирасполе, 1994; диплом МКФ в Берлине, 1994).

В «Утомленных солнцем» (1994) Михалков, сам сыгравший в картине главную роль командарма Котова, воссоздал страшную атмосферу сталинских репрессий 1930-х годов. Фильм принес режиссеру первый для новой России «Оскар» за лучший иностранный фильм (1995), Государственную премию России; Гран-при жюри кинофестиваля в Канне; Гран-при «Янтарная пантера» на фестивале в Калининграде; приз прессы за лучший фильм России (1994).

Высокобюджетный фильм «Сибирский цирюльник» (1999), созданный в сложной ситуации развала российского кинематографа, показал его огромные потенциальные возможности, подлинный уровень профессионализма его мастеров. Режиссер остается верен своим фундаментальным принципам: в фильме вновь сталкиваются обезличивающая цивилизация Запада и мир ценностей, воспитанных русской культурой. В мае 1999 года картина открывала показ фильмов на Каннском кинофестивале, в Париже впервые за всю историю русского кино ее демонстрировали сразу два десятка крупнейших кинотеатров.

Фильм снимался студией «ТРИ ТЭ», созданной Михалковым в 1988 году и ныне активно продюсирующей не только собственные работы режиссера, но и его коллег, мастеров игрового и документального кино. В числе наиболее значительных произведений этой студии – «Нежный возраст» Сергея Соловьева.

Кроме названных режиссерских работ Н. Михалков поставил фильмы «Автостоп» (1990), «Реквием Великой Победы» (1995, сорежиссер С. Мирошниченко), «Никита Михалков. Сентиментальное путешествие на Родину. Музыка русской живописи» (1996) и др. В настоящее время Н. Михалков приступил к съемкам масштабного фильма о Великой Отечественной войне «Утомленные солнцем-2» (продолжения «оскароносной» картины). Одновременно он работает над фильмом «12 разгневанных мужчин», который представляет собой римейк знаменитого фильма Сидни Люмета.

Все эти годы Михалков активно снимается как актер в фильмах: «Сибириада» А. Кончаловского (нефтяник Алексей Устюжанин; готовясь к этой роли, он осваивал профессию героя на настоящей буровой), «Портрет жены художника» А. Панкратова, «Собака Баскервилей» И. Масленникова (сэр Генри), «Жестокий романс» Э. Рязанова (Паратов) и его же «Вокзал для двоих», «Инспектор ГАИ» Э.Уразбаева (Начальник станции ТО), «Полеты во сне и наяву» Р. Балаяна, «Униженные и оскорбленные» А. Эшпая (князь Валковский), гоголевский «Ревизор» С. Газарова (Городничий) и других, а также в собственных фильмах: «Свой среди чужих...» (атаман Брылов), «Неоконченная пьеса для механического пианино» (доктор Трелецкий), «Родня» (Официант), «Утомленные солнцем» (Котов), «Сибирский цирюльник» (Александр III), «Статский советник» (князь Пожарский – премия «Золотой орел» в номинации «Лучшая мужская роль»).

Михалков не раз выступал и как автор сценариев фильмов, поставленных другими режиссерами: «Ненависть» (в соавторстве с Э. Володарским), «Транссибирский экспресс» (в соавторстве с А. Адабашьяном, режиссер Э. Уразбаев; Государственная премия Казахской ССР, премия Ленинского комсомола); «Одинокий охотник» (в соавторстве с А. Адабашьяном и В. Мережко).

В 1995 году на канале Общественного Российского телевидения прошла полная ретроспектива фильмов режиссера.

Михалков преподает во ВГИКе, на Высших режиссерских курсах, проводит мастер-классы в России и за рубежом. Ведет активную общественную деятельность: с 1993 года он возглавляет Российский фонд культуры, с 1998 – Союз кинематографистов России. Он член Совета при Президенте РФ по культуре и искусству, член Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО, представитель России в Европейской киноакадемии, академик Национальной академии

кинемато-графических искусств и наук России, действительный член Академии гуманитарных наук, член президиума Всемирного русского собора, сопредседатель Совета Российского земского движения. Он не раз выступал участником и организатором благотворительных акций, направленных на возрождение России, памятников ее культуры, Русской Православной Церкви и ее святынь. Награжден орденами Трудового Красного Знамени, «За заслуги перед Отечеством» II и III степени, Преподобного Сергия Радонежского I степени; кавалер французского ордена Почетного легиона в области литературы и искусства и командор ордена Почетного легиона «За вклад в мировую культуру».

Н.С. Михалков удостоен также специальных почетных призов за вклад в киноискусство и развитие культуры: «Золотой Голем» (1995, Прага), Гран-при Америки на МКФ в Монреале (1996), «За вклад в кино» на МКФ «Балтийская жемчужина» (1996, Юрмала), «За вклад в развитие культуры» на Международном экономическом форуме в Давосе (1996, Швейцария), «Человек года-95» по рейтингу Русского биографического института. Н.С. Михалков назван лучшим актером 1984 года по опросу читателей журнала «Советский экран».

Творчество и общественная деятельность Н.С. Михалкова вызывают не только похвалы и восторги, но нередко и критические, и даже ожесточенные нападки. Сам режиссер в таких случаях считает необходимым следовать толстовскому завету: «Делай что должно, и пусть будет, что будет».

Живет и работает в Москве.

Никита Михалков Проститутка
Русский 21.11.2015 01:22:23

Полностью согласен с комментарием Выше, о том, что Михалков - политическая проститутка Путина