Всемирный конгресс финно-угорских народов. Международный конгресс финно-угроведов Конгресс финно угорских народов

В августе 1996 года в Будапеште, когда Венгрия отмечала 1100-летия обретения новой родины, состоялся II Всемирный конгресс финно-угорских народов. В работе конгресса принимало участие уже 18 делегаций народов . Атмосфера, царившая на этом конгрессе в те 4 дня (16-21 августа 1996 г), показала, что финно-угорское движение существует в организационной форме, что оно не только не потеряло своей актуальности, но приобрело новых сторонников и последователей (на II конгрессе приехало уже 18 делегаций, тогда как на I Конгрессе работало 16). Если дальше проводить параллели между двумя конгрессами, то, несомненно, надо отметить тот факт, что в Будапеште, помимо пленарного заседания была организована работа секций, для того, чтобы как можно большее количество участников смогло принять участие в работе конгресса.

Работу конгресса открыл президент Венгерской республики Арпад Генц, который в своем выступлении выпазил радость оттого, что видит на этом конгрессе такое количество старых знакомых, с которыми он встречался не только в Венгрии, ни и во время своего официального визита в Республики Мордовии, Марий Эл, Удмуртии, Коми, а также в Ханты-Мансийский автономный округ в июле 1993 года. Кроме того, Арпад Генц отметил, что время работает против малых культур, поэтому совершенно необходимо, используя новые возможности обновленной России, эти культуры сохранить. Президент заявил, что с одной стороны, является осуществление контроля над выполнением принятых соглашений и требования их полного осуществления. А с другой стороны, Россия должна сформулировать позитивные формы и способы сотрудничества для руководства республик и автономных округов, в которых проживают финно-угорские народы. Поприветствовав и пожелав успешной работы участникам конгресса Арпад Генц передал в дар ВУЗам, работающим в финно-угорских республиках в Российской Федерации, спутниковые антенны.

На следующий день, 17 августа, началась непосредственная работа конгресса. Всего было организовано 6 секций, где обсуждали различные проблемы, выслушивали предложения и принимали решения касающиеся политики, экономики, культуры и образования, СМИ, информационных систем, а также демографии, здравоохранения, охраны окружающей среды и сотрудничества молодежных движений и организаций.

Секция политика

В работе секции политики приняло участие около 100 человек. Выступили представители различных движений финно-угорских народов, различных политических и культурных организаций, депутаты парламента . Очень многие делегаты из Российской Федерации были представителями своих народов в различных органах власти. Они отчитывались о том, какие общественные движения действуют у них дома; какая взаимосвязь существует у них с другими движениям и как происходит диалог с местной верховной властью.

Говорилось на заседаниях секций также и о нынешних возможностях и перспективах жизни финно-угорских народов . Особенно учитывалось то, что процесс демократизации в России принял глобальный характер , поэтому в ходе перестройки необходимо в полной мере обеспечить государственный суверенитет и учитывать те правовые субъекты, которые представляют финно-угорские народы .

В своих докладах и отчетах выступавшие из Российской Федерации давали разные оценки различным явлениям. Однозначно позитивно оценивалось развитие национального самосознания и самоопределения, формирование общественный организаций различных финно-угорских народов, а также активное участие в разработке постановлений и других политических и экономических решений, которые определяют политическое, правовое и экономическое положение финно-угорских народов.. Однако не все появившиеся возможности воплотились в жизнь. На заседаниях секции говорилось о том, что финно-угорским народам придется и впредь сталкиваться с серьезными трудностями, потому что очень много вопросов осталось не решенными.

Прежде всего это то, что многим финно-угорским народам, поскольку они представляют меньшинства, не удалось самостоятельно и в нужной форме определить свой политический и правовой статус. Необходимо взять на себя ответственность за то, чтобы эти вопросы рассматривались и решались государством соответствующим образом.

Конституция РФ распространяется на все народы, но не детализирует этот вопрос. В то же время большинство финно-угорских народов создали свои конституции, в которых учитываются и международные правила и стандарты, говорилось о важности сохранения своего языка и культуры и отмечается, что должны быть обеспечены условия их сохранения и развития. Но на уровне РФ такого рода законодательства не действует, поэтому на заседаниях говорилось о том, чтобы подобного рода законодательства учитывались.

Кроме того, политическая секция обсудила проблемы финно-угорских диаспор и проблемы финно-угорских народов не имеющих ни автономных округов, ни республик.

Учитывая все эти сложности, в очередной раз говорилось, что очень важным для защиты политических интересов финно-угорских народов является такое сотрудничество и поддержка, каким являются проходящие конгрессы и деятельность Консультативного Комитета между ними.

Секция отметила серьезную помощь Финляндии и Эстонии в подготовке специалистов финно-угорских народов, живущих в РФ и диаспорах . В соответствии с просьбой их представителей секция предложила конгрессе обратить внимание на проблемы ингерманландских финнов .

Рубеж XX - XXI веков является периодом невиданных в истории России преобразований, которые по праву можно назвать чрезвычайными. Происходит смена одной общественно-политической и экономической формации другой, осуществляется острейшая борьба противоположностей, схватка нового со старым, прогресса с регрессом, революционного с контрреволюционным. В эту схватку помимо воли и желания вовлекаются огромные массы людей, целые народы. При этом не все народы, прежде всего относящиеся к финно-угорскому сообществу, обладают критической массой сопротивления, чтобы выстоять и оградить себя от этого разрушительного процесса.

Причиной этого своеобразия Финно-угорских народов России является то, что они имеют ряд специфических этнополитических и этнокультурных признаков, сложившихся в ходе исторического развития и обуславливающих их особое положение в российском обществе в современных условиях.

1. Эти народы входят в одну этноязыковую общность, имеют общие черты быта, культуры, одинаковый уровень социально-экономических;

2. В течение длительного периода они испытывали воздействие политических, военных, социально-экономических и других факторов со стороны внешних сил, прежде всего русского феодально-монархического колониального владычества (XVI--XX вв.). Естественный ход их общественно-политического развития был нарушен почти одновременно русской колонизацией, деформировавшей внутренние процессы зарождения раннеклассовых отношений и насильственно насадившей русский вариант феодализма;

3. В дореволюционной России они не имели собственных административно-политических и культурных центров, будучи совершенно отчужденными от системы власти, не накопили опыта государственного управления;

4. Эти народы в абсолютном большинстве своем до начала XX в. были земледельческими.

5. Общим для всех этих народов было то, что они не смогли выработать консолидирующую национальную идеологию, создать силы национальной интеллигенции и дворянства;

6. После Октябрьской революции процесс самоопределения и создания государственности этих народов также имел специфические особенности: он был обусловлен в большей степени не самими народами, а внешними силами. Национально-государственное строительство этих народов с самого начала было направлено на создание недоразвитых государств в виде автономных областей и округов, которые по правовому статусу совершенно не отличались от других административно-территориальных образований. Программной целью государственных образований финно-угорских народов было не фактическое самоопределение, а возмещение ущерба, нанесенного их историческому развитию царским режимом, выравнивание культурного и экономического уровней развития коренного населения с русским. Разница уровня развития по сравнению с русским, также особо не отличающимся высокой степенью, у этих народов была настолько вопиюща, что являлась позором России перед цивилизованным миром.

Известно, что любой малый этнос в условиях современной России может сохраниться и развиваться при наличии ряда основных условий и факторов жизнеобеспечения: 1.Территория и экологическая среда; 2. Самоорганизация или самоопределение; 3. Экономические основы жизнеобеспечения; 4. Свод нормативных и законодательных актов, охраняющих этот народ от внешнего и внутреннего агрессивного воздействия и определяющих его правовой статус;

5. Наличие этнической или конфессиональной идеологии. 6. Сословная достаточность народа, соответствующая данной общественно-политической формации. Все эти факторы взаимосвязаны и взаимообусловлены.

При всем том, что царская Россия была угнетателем и колонизатором малых народов, она сохраняла для финно-угорских народов некоторые условия. Была территория обитания. Власть позволяла функционировать органам самоуправления (у удмуртов -- общинное самоуправление кенеш--совет), которые имели многофункциональное значение: пользовались и распоряжались землей и производственными объектами общественного назначения; исполняли фискальные и некоторые судебные функции; осуществляли страхование от стихийных бедствий всего общества и исполняли роль органа призрения к детям-сиротам, инвалидам и

престарелым, оставшимся без кормильцев. Кенеш же принимал решения об отправлении общеродовых или общеплеменных религиозных обрядов, т.е. осуществлял идеологические функции. На моления, посвященные канонизированным средневековым богатырям и особо почитаемым богам Элену, Булде, Губеру, Идне собирались тысячи удмуртов. Здесь воспитывалось национальное и религиозное самосознание. И если финские и угорские народы в условиях жесточайшей эксплуатации, экономического, религиозного, политического подавления, сплошной неграмотности в течение многих веков сумели сохранить себя как этносы, сберечь язык и культуру, не последнюю роль сыграли в этом те условия, которые, хотя и в усеченном виде, были утверждены для них в царской России в качестве обычного права.

Социализм для финно-угорских народов явился прогрессивным историческим этапом в их судьбе. Советская власть создала государственность этих народов, осуществив, хотя и в усеченном варианте, право на самоопределение и приняв свод законов, защищающих их права. В результате за короткий промежуток времени финно-угорские народы продемонстрировали удивительную пассионарность: осуществили культурную революцию, создали национальную интеллигенцию, частично урбанизировались, в основной своей крестьянской массе приспособились к условиям ведения коллективного хозяйства в колхозах и совхозах, возвратив и внедрив многие функции общинного управления. В их составе образовались три сословные группы; крестьянство, интеллигенция, рабочий класс.

В то же время, в связи с усилением военно-промышленного комплекса, освоением месторождений нефти и газа и других природных богатств, на территорию проживания этих народов произошел приток огромного количества представителей других народов. Удельный вес коренных народов в пределах государственных образований все более снижался. Так в Карелии ныне проживает 6% карел, Мордовии -- 28% мордвы, Коми Республике -- 23% коми, Удмуртии -- 31% удмуртов. Единственное государственное образование, где коренного населения более половины всех живущих в ней -- это Коми-пермяцкий национальный округ, который находится в особо бедственном положении.

Так называемая перестройка и проводимые в ее рамках реформы всех сторон жизни российского общества в корне изменили общественно-политическое и экономическое положение финно-угорских народов. В соответствии с Конституцией РФ (1993) эти и другие народы России теперь не являются субъектом права, не имеют права на самоопределение и даже на защиту собственных интересов. Они не могут защитить территорию обитания - историческую родину от грабежа и распродажи. Их государственность стала скорее призрачной фикцией, чем реальностью. Идет, с одной стороны, последовательное сокращение функций национально-территориальной государственности, утвержденных при её создании, с

другой -- осуществляется вымывание кадров коренных народов из представительных и исполнительных органов управления. В нынешнем составе Государственного Совета Удмуртской Республики депутатов-удмуртов насчитывается всего 11%, а представителей капитала и связанных с ним высших чиновников -- около 75%.

Настоящий грабеж осуществлен и в отношении недр Удмуртии. Нефть, добываемая при советской власти в количестве 8--10 млн. тонн в год (в пересчете на душу населения больше, чем в Татарии), уже не является собственностью народа: 86% акций главного нефтедобытчика -- Объединения “Удмуртнефть” принадлежит компании “Сиданко”, не вложившей никаких инвестиций в промышленность Удмуртии.

Сельские жители финских народов, живущие на селе (ок. 65% мордвы, мари, коми и удмуртов; около 80 % коми-пермяков), в ходе приватизации также пережили настоящую трагедию. В коми-пермяцком крае, превращенном в сырьевой придаток экономики Пермской области, где было всего 6% перерабатывающей промышленности, и где местное население в основном было занято в леспромхозах, с началом приватизации почти все леспромхозы были закрыты, так как в погоне за легкой прибылью лесоторговцы начали разрабатывать близлежащие лесные массивы. Началась настоящая деградация края.

Экономическое и социальное обнищание народа в конце XX века сравнимо лишь с периодом кризиса начала 1920-х гг., когда Россия, пережив 7 лет войны, подверглась стихийному бедствию -- небывалой засухе и эпизоотиям. Промышленное и сельскохозяйственное производство Удмуртии к 1999 г. по сравнению с 1990 годом сократилось вдвое. Впервые в истории на селе появилась безработица. Многие крестьяне живут в основном за счет натурального хозяйства приусадебного участка, годами не получая зарплаты в общественном производстве. В сельскохозяйственной отрасли Марий Эл заработная плата за 1999 г. была на 36 % ниже среднереспубликанского уровня. В Коми-пермяцком национальном округе при прожиточном минимуме на одного жителя в 741 руб. (на дек. 1999 г.) заработная плата в сельском хозяйстве, где занято абсолютное большинство коми-пермяков, составила 282 руб., в образовании - 678 руб. Отсутствие денежных средств приводит к тому, что крестьяне не в состоянии ехать в город для получения медицинской помощи и умирают от таких болезней, которые могли быть излечены.

Ко всем бедам их ожидает еще интеллектуальная деградация. Они не в состоянии из-за отсутствия средств направлять своих детей на учебу.

Общий кризис, насаждающий в народе голод, болезни, психологическую неустойчивость и напряженность, приводит к повышенной смертности. В 1999 г. в Республике Марий Эл родилось 6,5 тыс. чел. и умерло 10,6 тыс. чел. В Удмуртской Республике число родившихся на 1000 чел. населения с 1987 по 1998 гг. снизилось с 17,2 до 9,1, смертность - соответственно увеличилась с 10,5 до 13,5. В Коми-пермяцком округе в 1997 г. коэффициент рождаемости был 11,2, смертности - 16,1, в 1998 г. соответственно - 10,7 и 14,8, в 1999 г. - 11,1 и 16,4. Таким образом, в этом крае ежегодно население на 1 тыс. чел. сокращается на 5 чел.

В ходе реформ у финно-угорских народов ежегодно возрастал суицид, который в среде мужчин удмуртов в 1996 г. дошёл до небывалого уровня - 174 на 100 тыс. человек и лишь с 1997 г. начал несколько снижаться, но сохранялся на самом высоком уровне в России: в 1997г. - 121,6; в 1998 - 107,6. Притом на селе, где в основном проживают удмурты, этот коэффициент среди мужчин в 1998 г. составил 132,7. Среди сельского населения доля лиц, умерших в трудоспособном возрасте, среди мужчин составила в 1997 г. 44,5 %, в 1998 г. - 43,1 %.

Таким образом, в истории финно-угорских народов России, отброшенных в ходе реформ 1990-х годов на самую низкую ступень социальной пирамиды, не было более опасной ситуации, чем сегодняшнее их положение. Если в ближайшее время не будет изменена Конституция РФ и утверждены нормативные акты по защите малочисленных, так называемых титульных, народов, не будут приняты меры по социальной ориентации политики и экономики страны, будущую трагедию или исчезновение финно-угорских народов с лица земли избежать будет невозможно.

Требования и предложения, которые сегодня истекают от встревоженной элиты финно-угорских народов России, тщетно пытающихся освоить стратегию борьбы за “этническую мобилизацию”, возрождение и развитие, в основном проистекают из норм традиционного обычного права, соотнесенных со стандартами, вырабатываемыми на международном уровне. Главное требование связано с реализацией их прав на территорию своего исконного обитания. Но законодательная база ни в одной из финно-угорских республик России не содержит каких-либо норм, регламентирующих индивидуальные и коллективные права коренных народов. Конституция России содержит упоминание о коренных народах, но отсутствует юридический механизм их политического представительства в органах государственной власти. Кроме того финно-угорские народы, “имеющие собственные” национально-государственные образования и считающиеся титульным этносом, фактически лишены специальных прав на свою государственность, территорию, её недра, на средства производства и национальное богатство в любом его виде. Этот антинацменовский антиправовой механизм, похоже, выработан особо тщательно и иезуитски изощренно, с тем, чтобы легче было приватизировать все, что имеется на землях проживания национальных меньшинств, чтобы нейтрализовать их патриотизм и возможную консолидацию в борьбе за выживание.

Между тем, именно в нынешний период, как никогда, должна быть повышена роль государства в осуществлении национальной политики в полиэтничном сообществе, каковым традиционно являлась Россия. Именно государство должно усилить свою роль в сохранении народного добра от разграбления и передачи его в собственность закордонных олигархов. Государство также должно уберечь всю социальную сферу жизни общества, так как новоиспеченные капиталисты полностью исключили ее из функциональных обязанностей. Они даже не владея контрольным пакетом акций предприятий и целых отраслей (энергоресурсы) путем хитроумной организации финансирования обеспечивают себе полный контроль и фактическое всевластие в них. И им совершенно безразлично кто проживает на территории добывания капитала, более того, им выгодно не иметь там коренного населения, обладающего исторической памятью и национальным самосознанием и претендующего на свои исконные права. Именно с этой целью олигархи “Лукойла” предоставляют хантам и манси бесплатно городские квартиры, забирая взамен их родовые владения.

При всем своеобразии финно-угорские народы являются россиянами и в полной мере разделяют трагическую судьбу всех народов. Чтобы решать свою судьбу они должны консолидироваться с ними и бороться за общедемократические перемены в России. Они могут и должны использовать весь опыт самозащиты, имеющийся в различных национальных республиках. Наиболее привлекательным является опыт Коми республики, где принят ряд законов, обеспечивающих правовые гарантии коренному народу. Здесь принят закон о статусе съезда коми народа. Его решения рассматриваются на правительственном уровне, по ним разрабатываются государственные планы осуществляются конкретные мероприятия. Третьей программной задачей финно-угорских народов является использование международно-правовых норм, особенно деклараций ООН, под которыми подписывалась наша страна. Чрезвычайно важным документом является также Международная конвенция №169 Международной Организации Труда о коренных народах. Одним словом, этническим мобилизаторам финно-угорских народов России в современных условиях необходимо выработать новые тактические и стратегические планы в борьбе за выживание.

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Всеми́рный конгре́сс фи́нно-уго́рских наро́дов - «форум представительства финно-угорских и самодийских народов, который не зависит от правительств и политических партий и в своей деятельности опирается на „Декларацию о сотрудничестве финно-угорских народов мира“» (из резолюции I Конгресса, Сыктывкар , 1992 год).

Всемирные конгрессы учреждены 1-м Всероссийским съездом финно-угорских народов (1992, г. Ижевск , Удмуртия). Задачи: сохранение и развитие финно-угорских языков и культур, защита прав и интересов финно-угорских народов, активизация межрегиональных и международных финно-угорских научных, культурных и общественных контактов на государственно-общественном и межгосударственном уровнях, укрепление национального самосознания этносов и самовосприятия как единой духовно-культурной общности.

Всемирные конгрессы созываются один раз в 4 года (в каждый олимпийский год). Координирующим органом Всемирного конгресса является Консультативный Комитет , который формируется из равного количества представителей от каждой народности. Решения Конгресса носят рекомендательный характер для финно-угорских народов и являются определяющими в работе Консультативного комитета.

Всемирные конгрессы финно-угорских народов

  • I. -3 декабря года - Россия , Республика Коми , Сыктывкар .
    Организатор: Комитет возрождения коми народа - Komi vojtorös sövmödan komitet . Была принята Декларация о сотрудничестве между финно-угорскими народами.

В 1-м конгрессе (1992, г. Сыктывкар) участвовали 14 делегаций финно-угорских народов и 3 парламентские (278 делегатов). Приняты декларация об основных принципах, целях и задачах сотрудничества финно-угорских народов; создан Консультативный комитет финно-угорских народов. В работе 2-го конгресса (1996, г. Будапешт , Венгрия) участвовали 18 делегаций финно-угорских народов. Кроме пленарного заседания была организована работа секций политики, экономики, культуры, демографии и здравоохранения, СМИ, совета молодёжной ассоциации (МАФУН). В 3-м конгрессе (2000, г. Хельсинки , Финляндия; одновременно здесь проходил конгресс МАФУН) приняли участие более 600 делегатов, гостей и наблюдателей от 21 финно-угорского и самодийского народа, представителей официальных правительственных структур, международных организаций, в том числе ЮНЕСКО , ЕС , депутатов Европарламента , президент Венгрии, Финляндии, Эстонии.

При финансовой поддержке Консультативного комитета и Фонда развития культур финно-угорских народов на русском и английских языках издаётся журнал «Финно-угорский вестник».

  • II. -21 августа года - Венгрия , Будапешт .
    Организатор: Венгерское национальное общество Всемирного конгресса финно-угорских народов. Пленарное заседание конгресса открыл Президент Венгрии, оно проходило в здании Парламента Венгрии.
  • III. -13 декабря года - Финляндия , Хельсинки , Дворец Финляндия.
    Организатор: Общество Финляндия-Россия - Suomi-Venäjä Seura совместно с Обществом Матиаса Кастрена . Впервые присутствовали президенты всех трёх финно-угорских национальных государств - Эстонии, Венгрии и Финляндии.
  • IV. -19 августа года - Эстония , Таллин .
    Организатор: Учреждение Фенно-Угриа - Fenno-Ugria Asutus .
  • V. -30 июня года - Россия, Ханты-Мансийский автономный округ , Ханты-Мансийск .
    Конгресс впервые состоялся вне Европы, в Сибири . На торжественном открытии присутствовали президенты Венгрии, России, Финляндии и Эстонии.
  • VI. -7 сентября года - Венгрия, город Шиофок .
  • VII. 15-17 июня года - Финляндия, город Лахти .
    Организатор: Общество «Финляндия-Россия». На открытии присутствовали президент Финляндии Саули Нийнистё , президент Эстонии Тоомас Хендрик Ильвес и президент Венгрии Янош Адер .

Напишите отзыв о статье "Всемирный конгресс финно-угорских народов"

Примечания

Литература

  • Второй Всемирный конгресс финно-угорских народов. Будапешт, 1996. - Дебрецен, 1999
  • Мишанина В. И. Марстонь пичефкст - марстонь тефт // Мокша. - 2000. - № 6.
  • Энциклопедия Мордовия , О. А. Богатова.

Ссылки

  • (рус.) . Fenno-Ugria. Проверено 3 февраля 2012. .
  • (рус.) . Fucongress.org. Проверено 3 февраля 2012. .

Отрывок, характеризующий Всемирный конгресс финно-угорских народов

И, оглянув комнату, он обратился к Ростову, которого положение детского непреодолимого конфуза, переходящего в озлобление, он и не удостоивал заметить, и сказал:
– Вы, кажется, про Шенграбенское дело рассказывали? Вы были там?
– Я был там, – с озлоблением сказал Ростов, как будто бы этим желая оскорбить адъютанта.
Болконский заметил состояние гусара, и оно ему показалось забавно. Он слегка презрительно улыбнулся.
– Да! много теперь рассказов про это дело!
– Да, рассказов, – громко заговорил Ростов, вдруг сделавшимися бешеными глазами глядя то на Бориса, то на Болконского, – да, рассказов много, но наши рассказы – рассказы тех, которые были в самом огне неприятеля, наши рассказы имеют вес, а не рассказы тех штабных молодчиков, которые получают награды, ничего не делая.
– К которым, вы предполагаете, что я принадлежу? – спокойно и особенно приятно улыбаясь, проговорил князь Андрей.
Странное чувство озлобления и вместе с тем уважения к спокойствию этой фигуры соединялось в это время в душе Ростова.
– Я говорю не про вас, – сказал он, – я вас не знаю и, признаюсь, не желаю знать. Я говорю вообще про штабных.
– А я вам вот что скажу, – с спокойною властию в голосе перебил его князь Андрей. – Вы хотите оскорбить меня, и я готов согласиться с вами, что это очень легко сделать, ежели вы не будете иметь достаточного уважения к самому себе; но согласитесь, что и время и место весьма дурно для этого выбраны. На днях всем нам придется быть на большой, более серьезной дуэли, а кроме того, Друбецкой, который говорит, что он ваш старый приятель, нисколько не виноват в том, что моя физиономия имела несчастие вам не понравиться. Впрочем, – сказал он, вставая, – вы знаете мою фамилию и знаете, где найти меня; но не забудьте, – прибавил он, – что я не считаю нисколько ни себя, ни вас оскорбленным, и мой совет, как человека старше вас, оставить это дело без последствий. Так в пятницу, после смотра, я жду вас, Друбецкой; до свидания, – заключил князь Андрей и вышел, поклонившись обоим.
Ростов вспомнил то, что ему надо было ответить, только тогда, когда он уже вышел. И еще более был он сердит за то, что забыл сказать это. Ростов сейчас же велел подать свою лошадь и, сухо простившись с Борисом, поехал к себе. Ехать ли ему завтра в главную квартиру и вызвать этого ломающегося адъютанта или, в самом деле, оставить это дело так? был вопрос, который мучил его всю дорогу. То он с злобой думал о том, с каким бы удовольствием он увидал испуг этого маленького, слабого и гордого человечка под его пистолетом, то он с удивлением чувствовал, что из всех людей, которых он знал, никого бы он столько не желал иметь своим другом, как этого ненавидимого им адъютантика.

На другой день свидания Бориса с Ростовым был смотр австрийских и русских войск, как свежих, пришедших из России, так и тех, которые вернулись из похода с Кутузовым. Оба императора, русский с наследником цесаревичем и австрийский с эрцгерцогом, делали этот смотр союзной 80 титысячной армии.
С раннего утра начали двигаться щегольски вычищенные и убранные войска, выстраиваясь на поле перед крепостью. То двигались тысячи ног и штыков с развевавшимися знаменами и по команде офицеров останавливались, заворачивались и строились в интервалах, обходя другие такие же массы пехоты в других мундирах; то мерным топотом и бряцанием звучала нарядная кавалерия в синих, красных, зеленых шитых мундирах с расшитыми музыкантами впереди, на вороных, рыжих, серых лошадях; то, растягиваясь с своим медным звуком подрагивающих на лафетах, вычищенных, блестящих пушек и с своим запахом пальников, ползла между пехотой и кавалерией артиллерия и расставлялась на назначенных местах. Не только генералы в полной парадной форме, с перетянутыми донельзя толстыми и тонкими талиями и красневшими, подпертыми воротниками, шеями, в шарфах и всех орденах; не только припомаженные, расфранченные офицеры, но каждый солдат, – с свежим, вымытым и выбритым лицом и до последней возможности блеска вычищенной аммуницией, каждая лошадь, выхоленная так, что, как атлас, светилась на ней шерсть и волосок к волоску лежала примоченная гривка, – все чувствовали, что совершается что то нешуточное, значительное и торжественное. Каждый генерал и солдат чувствовали свое ничтожество, сознавая себя песчинкой в этом море людей, и вместе чувствовали свое могущество, сознавая себя частью этого огромного целого.
С раннего утра начались напряженные хлопоты и усилия, и в 10 часов всё пришло в требуемый порядок. На огромном поле стали ряды. Армия вся была вытянута в три линии. Спереди кавалерия, сзади артиллерия, еще сзади пехота.
Между каждым рядом войск была как бы улица. Резко отделялись одна от другой три части этой армии: боевая Кутузовская (в которой на правом фланге в передней линии стояли павлоградцы), пришедшие из России армейские и гвардейские полки и австрийское войско. Но все стояли под одну линию, под одним начальством и в одинаковом порядке.

Международный конгресс финно-угроведов (англ. International Congress for Finno-Ugric Studies , латинский: Congressus Internationalis Fenno-Ugristarum ; CIFU ) - самое крупное научное совещание финно-угроведов разных стран, проводимое каждые пять лет. Первый конгресс был организован в 1960 г. в Будапеште , а юбилейный десятый в столице Марий Эл , в Йошкар-Оле .

О конгрессе

Международный конгресс финно-угроведов (МКФУ , CIFU ) - форум научной общественности финно-угроведения, а в широком смысле уралистики. На совещаниях принимают участие представители учёных кругов как финно-угорских, так и не финно-угорских народов. На первом конгрессе в 1960 г. присутствовало менее ста участников, на десятом в 2005 г. уже около шестисот. В тематике конгрессов ведущее место традиционно занимает лингвистика, но включены и другие разделы финноугроведения (уралистики), как этнография, фольклор, археология, антропология, история, литературоведение, культурология.

Каждый конгресс, как правило, начинается пленарными заседаниями с выступлением ведущих ученых. Работа продолжается в секциях, проводятся симпозиумы, организуются круглые стола. Научная работа сопровождается культурными мероприятиями, концертами, экскурсиями. Тексты докладов, прочитанных на совещаниях, печатаются и издаются в специальной серии МКФУ. Например, тексты докладов 10-го конгресса заполнили шесть томов.

Органы, организация

Конгрессы проводятся в разных городах, поочередно, в странах с финно-угорским населением. Место и научная программа конгрессов определяется Международным комитет ом, а организационные (в том числе финансовые) вопросы решаются местным Организационным комитет ом очередного конгресса.

Международный комитет конгрессов финноугроведов (МККФУ, ICFUC ) - неправительственная и некоммерческая организация, не юридическое лицо. Его основной задачей является обеспечение регулярности, преемственности и высокого научного уровня конгрессов. МККФУ действует в тесном контакте с отдельными национальными комитетами финноугроведов.

Комитет состоит из действительных и почетных членов. Кооптация новых действительных членов осуществляется путём тайного голосования.

Заседание комитета проходит во время работы очередного конгресса. На заседании сроком на пять лет в составе пяти членов избирается Исполнительный комитет , который работает между конгрессами. Один из членов Исполнительного комитета избирается Президентом МККФУ, он же будет Президентом очередного конгресса.

История

Создание

Идея создания международного научного форума финно-угроведов возникала уже в 1930-х годах. В 1947 г. в Советском Союзе была организована первая Всесоюзная Конференция Финно-угроведов. В 1955 г. в венгерском городе Сегед , а в 1958 г. в городе Хельсинки состоялись конференции с участием зарубежных финно-угроведов. Международный конгресс по инициативе венгерских и финских ученых, общественных деятелей впервые удалось организовать в 1960 г. Тогда же был создан Международный комитет (МККФУ) в составе десяти членов: Paul Ariste, Péter Hajdú, Erkki Itkonen, György Lakó, Майтинская, Клара Евгеньевна, Gyula Ortutay, Paavo Ravila, Серебренников, Борис Александрович , Wolfgang Steinitz, Kustaa Vilkuna.

Конгрессы

  • , CIFU I. Венгрия , Будапешт .
  • , CIFU II. Финляндия , Хельсинки .
  • , CIFU III. СССР , Эстонская ССР , Таллин .
  • , CIFU IV. Венгрия , Будапешт .
  • , CIFU V. Финляндия , Турку .
  • , CIFU VI. СССР , Коми АССР , Сыктывкар .
  • , CIFU VII. Венгрия , Дебрецен .
  • , CIFU VIII. Финляндия , Ювяскюля .
  • , CIFU IX. Эстония , Тарту .
  • , CIFU X. Россия , Марий Эл , Йошкар-Ола .
  • , CIFU XI.

КОНГРЕССЫ ФИННО-УГОРСКИХ НАРОДОВ

Конгрессы финно-угорских народов как форма объединения родственных народов на общественно-политическом уровне возникли на определенном этапе исторического развития Российского государства, в изменившейся системе международных отношений.

Стремительная консолидация финно-угорских народов России с одной стороны, и выход Российской Федерации как самостоятельного государства из состояния «закрытого общества», на международную арену с другой - стали теми тенденциями, на пересечении которых воплотилась в реальность идея духовного объединения всех финно-угорских народов.

В начале 1990-х гг. в финно-угорских регионах РФ уже ярко проявили себя национальные движения, нацеленные на возрождение языков и поддержание культур финно-угорских народов. В достижении этих целей использовались различные формы общественно-политической деятельности. Достаточно успешно национальное движение действовало в Коми, где сложилась сплоченная группа единомышленников из числа ученых, общественных деятелей, писателей, журналистов.

Комитет возрождения коми народа вышел с инициативой создания Ассоциации финно-угорских народов России. В феврале 1992 г. в г.Сыктывкаре состоялась встреча ряда полномочных представителей национальных съездов, общественно-политических и национально-культурных движений финно-угорских регионов России, созванная по инициативе Комитета возрождения, на которой и была учреждена Ассоциация. А в мае того же года в г.Ижевске прошелI Всероссийский съезд финно-угорских народов.

Стремление к объединению было столь сильным, что на съезде в Ижевске было окончательно принято решение о проведении Всемирного конгресса финно-угорских народов в конце 1992 г. в г. Сыктывкаре. Место проведения конгресса было выбрано не случайно. В 1992 г. в республике были приняты законы о государственных языках, о статусе съезда коми народа, что для других финно-угорских регионов было только отдаленной перспективой. Комитет возрождения коми народа вступил в тесный контакт и процесс диалога с органами власти республики.

В Коми стремительно развернулась подготовка к Конгрессу. Основная организационная нагрузка выпала на Комитет возрождения коми народа. Верховный Совет Коми ССР (Председатель Президиума - Спиридонов Ю.А.) поддержал эту инициативу.

Особую поддержку и помощь организаторам конгресса оказало Общество дружбы народов Финляндии и Советского Союза (генеральный секретарь - Мерья Ханнус) и чрезвычайный и полномочный посол Венгерской Республики в РФ Д.Нановски.

I всемирный конгресс финно-угорских народов.

На нем присутствовало 14 делегаций народов России, Венгрии, Финляндии, Эстонии, три парламентские делегации. В работе конгресса приняло участие 278 делегатов. Очень широко была представлена Российская Федерация: Коми, Карелия, Удмуртия, Марий Эл, Мордовия, Коми-Пермяцкий, Ненецкий, Ямало-Ненецкий, Ханты-Мансийский автономные округа, Кировская, Пермская, Тюменская, Ленинградская, Вологодская, Свердловская области.

Основная тема конгресса была: «Финно-угорский мир: реальность и перспективы». Делегаты конгресса приняли Декларацию об основных принципах, целях и задачах сотрудничества финно-угорских народов мира, в которой заявлялось, что Всемирный конгресс финно-угорских народов является открытым для всего мира добровольным объединением равноправных родственных народов, которые перед всем мировым сообществом намерены отстаивать свои жизненные интересы, опираясь на принципы европейского гуманизма и международного права.

В Декларации наравне с выражением стремления финно-угорских народов к сотрудничеству, к совместному развитию национальных традиций, языков и культуры, была провозглашена цель «реализации международных норм в области права народов на самоопределение, прав коренных народов, национальных меньшинств и прав человека».

На конгрессе было принято «Обращение к Парламентам и Правительствам Российской Федерации и финно-угорских республик, входящих в ее состав». Учитывая особенности политической жизни России, обращение было принято только делегатами от Российской Федерации.

На конгрессе было принято решение создать Консультативный комитет финно-угорских народов. Задача Консультативного комитета - координировать действия национальных организаций для достижения общих целей и защиты интересов финно-угорских народов в международных организациях и форумах, включая ООН. На первом заседании Консультативного комитета финно-угорских народов 22 февраля 1993 г. в г.Сыктывкаре его председателем был избран председатель Комитета возрождения коми народа В.П.Марков.

Первый конгресс финно-угорских народов знаменовал собою начало нового этапа финно-угорского сотрудничества. После конгресса активизировались научные, культурные и общественные контакты между финно-угорскими регионами и странами. Значительным событием в этот период явилась поездка президента Венгерской Республики А.Генца по финно-угорским регионам России (Республика Мордовия, Республика Марий Эл, Удмуртская республика, Республика Коми, Ханты-Мансийский АО). Визит президента Венгерской Республики стал исключительно важным для финно-угорского мира, так как поднял международные связи финно-угорских регионов России на совершенно новый уровень.

II всемирный конгресс финно-угорских народов.

Место проведения конгресса было обусловлено тем, что в 1996 году Венгрия отмечала 1100-летие обретения венграми родины. На конгрессе с приветственной речью выступил президент Венгерской Республики Арпад Генц.

В работе второго конгресса приняло участие 18 делегаций народов. На конгрессе помимо пленарных заседаний была организована и работа шести секций: политики, экономики, культуры, демографии и здравоохранения, средств массовой информации, молодежной (заседание Совета Молодежной ассоциации финно-угорских народов (МАФУН). Конгресс выработал рекомендации секций и заключительный документ - Резолюцию.

Второй всемирный конгресс подвел итог за прошедший период, дал высокую оценку первому Всемирному конгрессу в г.Сыктывкаре как событию исторического масштаба. Конгресс подтвердил важность для финно-угорских народов обеспечения права на национальное самоопределение в соответствии с общепризнанными международными нормами и принципами. Предметом особого внимания и заботы, подчеркнул конгресс, остаются процессы возрождения и развития культур и языков, национального самосознания финно-угорских народов. На конгрессе была дана высокая оценка работе Консультативного комитета.

III всемирный конгресс финно-угорских народов.

В его работе участвовало более шестисот делегатов от финно-угорских народов, представителей официальных правительственных структур, международных организаций. В Хельсинки собралась 21 делегация финно-угорских народов, на три больше, чем на II конгрессе в Будапеште. В работе конгресса приняли участие: президент Финляндии Тарья Халонен, президент Венгрии Ференц Мадл, президент Эстонии Леннарт Мери. На конгрессе было зачитано обращение к участникам конгресса президента России Владимира Путина. Впервые на конгрессе присутствовали официальные представители европейских структур - ЮНЕСКО, ЕС, депутаты Европарламента.

Главная тема третьего конгресса - «Финно-угорский мир в III тысячелетии - перспективы развития». Работа конгресса проходила по четырем секциям: политика, культура и образование, экология и здравоохранение, медиа и информационные системы. Одновременно в эти же сроки в Хельсинки проходил Конгресс МАФУН.

В отчете Консультативного комитета на конгрессе прозвучало, что объединение финно-угорских народов в рамках конгресса позволило намного продвинуться вперед в решении проблем всех финно-угорских народов. Как позитивный момент было отмечено, что финно-угорские национальные организации в России сделали упор на конструктивный диалог с органами власти и управления, пошли по пути поиска компромисса и много в этом направлении добились. Было подчеркнуто, что одной из главных задач для финно-угорских народов РФ остается противодействие процессам языковой и культурной ассимиляции.

На конгрессе была отмечена большая помощь, которая оказывается правительствами Финляндии, Венгрии, Эстонии в поддержке языков и культур финно-угорских народов России. Во всех этих странах приняты государственные программы поддержки финно-угорских народов РФ.

В заключении работы третьего конгресса была принята итоговая Резолюция, в которой определены основные направления работы на последующие четыре года. В резолюции конгресс поставил задачу просить Венгрию, Финляндию, Эстонию и Российскую Федерацию объявить международное десятилетие финно-угорских народов.

В рамках работы конгресса состоялось заседание Консультативного комитета финно-угорских народов, на котором в третий раз его председателем был избран В.П. Марков.

IV Всемирный конгресс финно-угорских народов.

Главной задачей конгресса являлось сохранение и развитие финно-угорских и самодийских народов и их культур как части достояния всего человечества. Всемирный конгресс сознаёт, что решение проблем ассимиляции и утраты национальной самобытности в основном зависит от политики государств и от отношения молодежи к своей культуре, языку и истории.

Работа конгресса проходила по четырем секциям: СМИ и информционных систем; культуры; здоровья, демографии и экологии; языка и образования.

В 2004 году Консультативный Комитет пополнился новыми членами. На заседании ККФУН в Выру (апрель, 2004 г) были приняты членами комитета квены (Норвегия) и сету (Эстония и Россиия), которые ранее имели статус наблюдателя.

На конгрессе отмечалось, что защита прав человека, коренных народов и национальных меньшинств является вопросом не только внутренней политики страны, но и всего международного сообщества. Поэтому важно, наряду с включением международных стандартов прав человека и прав национальных меньшинств в национальное законодательство, использовать механизмы международно-правовых инструментов, не требующих ратификации государствами и обладающих прямой юридической силой.

Перспективным в этом отношении представляется сотрудничество всех стран через различные международные организации, прежде всего Совет Европы и ОБСЕ, а Венгрии, Финляндии, и Эстонии - в рамках Европейского Союза.

В последнее время наблюдается сокращение численности большинства финно-угорских и самодийских народов, сужается сфера применения их языков. Прежде всего потери понесло молодое поколение там, где оно лишено возможностей социализации в собственных национальных культурах.

Конгресс рекомендовал Консультативному комитету организовать в 2006 г. международную конференцию финно-угорских и самодийских народов для анализа промежуточных результатов выполнения рекомендаций настоящего Конгресса, с широким освещением ее итогов в средствах массовой информации.

Конгресс отмечал, что обнадеживающим событием стало присоединение к Европейскому Союзу Эстонии и Венгрии. Развивающийся диалог между Европейским Союзом и Российской Федерацией также открывает новые перспективы для сотрудничества между всеми финно-угорскими и самодийскими народами. Активное вовлечение в эти процессы молодежи придает новый импульс всему нашему движению.

V Всемирный конгресс финно-угорских народов

С 28-30 июня 2008 года в г. Ханты-Мансийске (Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Российская Федерация) состоялся V Всемирный конгресс финно-угорских народов.

В его работе участвовало более 300 делегатов от 21 финно-угорского и самодийского народов, представителей властных структур, международных организаций, работников СМИ, учёные, деятели культуры и искусства. В работе конгресса приняли участие президенты Венгрии, России, Финляндии и Эстонии. Это явилось ярким свидетельством значимости финно-угорского сотрудничества.

Главная тема конгресса - «Идентичность и изменяющийся мир». Работа конгресса проходила в пяти секциях: «Этнополитика и право», «Культура», «Язык и образование», «Медиа и СМИ», «Здоровье, демография и семья».

Во время работы конгресса участниками были отмечены многие позитивные сдвиги, которые произошли за последние годы. Конгресс показал актуальность и конструктивность выбранного курса на сохранение и развитие финно-угорских и самодийских народов и их культур как части достояния всего человечества.

По итогам работы V Всемирного конгресса была принята итоговая Резолюция, в которой определены основные направления работы на последующие четыре года. В ней подчёркивается, что неправительственные организации, в том числе национальные организации финно-угорских и самодийских народов, становятся одним из важных факторов построения гражданского общества в финно-угорских странах.

В резолюции отмечается, что, несмотря на многие позитивные сдвиги, происходит сокращение численности большинства финно-угорских и самодийских народов, наблюдается смена идентичности под влиянием внешней среды в современном мире. С учётом анализа ситуации конгрессом предложено принятие определённых решений в области этнополитики и права, языковых прав и образования, культуры, СМИ и информационных систем, демографии, здравоохранения и экологии.

Конгресс признаёт, что огромным достижением за последние четыре года в области защиты прав человека и коренных народов является принятие Генеральной Ассамблеей ООН 13 сентября 2007 года Декларации прав коренных народов мира, которая готовилась международным сообществом совместно с коренными народами более 20 лет. В подготовке этого исторического документа Консультативный комитет финно-угорских народов принимал участие с 1993 года в работе ежегодных сессий Рабочей группы ООН по коренному населению (Женева) и в составе Рабочей группы ООН по доработке проекта Декларации прав коренных народов мира.

Очень важным при решении этих задач является международное сотрудничество, в первую очередь, общеевропейское сотрудничество. Финно-угорские народы обогащают культурную палитру Европы и содействуют культурному диалогу между Россией и Европейским Союзом.

В рамках работы конгресса состоялось заседание Консультативного комитета финно-угорских народов, на котором его председателем был вновь избран В.П. Марков.

VI Всемирный конгресс финно-угорских народов

Форум собрал около 600 представителей народов этой языковой ветви из России, Эстонии, Финляндии и Венгрии.

Главную тему Конгресса «Сохранение языков финно-угорских народов» обсудили на секционных заседаниях «Этнополитика и право», «Язык и образование», «Культура», «Информационные технологии и СМИ», «Здоровье, демография и экология», где участники поделились положительным опытом на местах и обсудили перспективы дальнейшей работы. Также состоялся «круглый стол» по вопросам молодёжи. По итогам многосторонних обсуждений делегаты приняли Резолюцию Конгресса, в котором они обратились ко всем представителям финно-угорских и самодийских народов всех стран говорить на родных языках, пользоваться ими в повседневной и общественной жизни; обучать финно-угорским языкам детей, в том числе привлекая представителей среднего и старшего поколений; расширять использование финно-угорских языков в средствах массовой коммуникации и в социальных сетях; активнее выступать инициаторами и катализаторами в становлении и развитии гражданского общества как базы для успешной деятельности во имя реализации наших целей и задач.

Делегаты определили новый состав Международного консультативного комитета финно-угорских народов. Республику Коми представляют В.П.Марков и С.И.Габов. На заседании Консультативного комитета финно-угорских народов председателем избран Валерий Петрович Марков.

VII Всемирный конгресс финно-угорских народов пройдёт в 2016 году в городе Лахти (Финляндия).