Основные тенденции развития межэтнических отношений таблица. Межэтнические отношения и национальная политика

Межэтнические отношения являются весьма специфической частью общественных отношений. Специфика их состоит в том, что они охватывают все сферы общественной жизни: экономическую, социальную, семейно-бытовую, политическую, культурно-психологическую и т. п. По существу, состояние межэтнических отношений представляет собой как бы обобщающий результат действий и мер в каждой из названных сфер.

Исходя из этого, межэтнические отношения можно определить как взаимодействие народов в разных сферах общественной жизни.

В структуре межэтнических отношений выделяют три уровня:

а) институциональный;
б) межгрупповой;
в) межличностный.

Отношения институционального уровня охватывают государственно-образованные народы, их государственные институты, межгосударственные взаимодействия. Эти отношения более точно именуются межнациональными. В связи с этим следует отметить, что в российской (ранее советской) научной и политической лексике чаще использовался термин «межнациональные отношения». И лишь в 90-е годы XX в. стали обращаться к термину «межэтнические отношения». В широком значении под межэтническими отношениями понимаются как отношения между этносами, так и взаимоотношения наций, народностей, этнических групп на личностном уровне людей разных национальностей. Однако термин «межнациональные отношения» также имеет право на существование и свою специфику.

Второй уровень межэтнических отношений - это отношения в целом между народами, любыми этническими общностями . Разумеется, нельзя понимать это в буквальном смысле как участие всей этнической группы в непосредственном общении. Этносы - это большие сложные группы, и очевидно, вся группа не может участвовать в непосредственном общении.

На межличностном уровне межэтнические отношения людей разных национальностей происходят в разных сферах общения - трудового, семейно-бытового, а также соседского, досугового, дружеского и других видах неформального общения.

Следует также различать понятия «этнические отношения» и «межэтнические отношения». Первое обычно употребляется в широком смысле: оно включает в себя как внутриэтнические аспекты, так и межэтнические связи и отношения. Под межэтническими отношениями понимаются отношения, складывающиеся между этносами в ходе их взаимодействия, а также между представителями различных этносов на личностном уровне в рамках полиэтнического государства.

Этнические и межэтнические отношения обусловлены социально-экономическими, политическими, духовно-идеологическими и другими факторами общественной жизни . Вместе с тем они обладают относительной самостоятельностью и сами существенно влияют на другие стороны общественных отношений, и их необходимо рассматривать как специфический вид общественных отношений.

Специфика межэтнических отношений заключается прежде всего в их комплексном многоаспектном характере . Далее специфика межэтнических отношений обусловлена консервативностью, традиционностью многих сторон жизни народов, что требует особой осторожности и деликатности в их регулировании. Этнические элементы в различной мере подвижны, изменчивы и устойчивы . Наиболее устойчивы такие элементы этнической жизни, как язык, этнические особенности куль¬туры, этническая психология, традиции, обычаи, привычки и т. д. В силу этого взаимоотношения между народами складываются трудно, противоречиво, нередко они бывают весьма хрупкими, могут быстро измениться. Достижение стабильности, а тем более гармонии, в межэтнических отношениях - задача очень сложная, требующая много времени и терпения.

Характер и содержание межэтнических отношений во многом определяются той социально-политической системой, в рамках которой происходит их развитие. Межэтнические отношения могут измениться в зависимости от изменений в экономической сфере, от степени воздействия на них социальных отношений, этнополитики, международной обстановки и других факторов. Определяющее воздействие на них оказывают политические факторы, что обусловлено значением государства в качестве важнейшего института формирования и развития нации как социально-этнической общности. Непосредственно к политическим аспектам межэтнических отношений относятся вопросы самоопределения народов, их равноправия, политические условия свободного развития этнических культур и языков, кадровые вопросы и др.

От состояния межэтнических отношений зависит общеполитическая ситуация в полиэтническом государстве . В условиях межэтнического согласия и мира политическое положение в полиэтническом обществе характеризуется стабильностью. И наоборот, когда межэтнические отношения напряжены или конфликтны, то это непосредственно расшатывает политическую обстановку в целом, дестабилизирует общественное развитие. Нередко в полиэтническом государстве острота межэтнических отношений выступает на первый план, определяя всю общественно-политическую ситуацию. Именно так происходит в современной России в связи с обстановкой на Кавказе и, в частности, в Чечне. Следует сказать, что в 90-е годы проблемы межэтнических отношений практически постоянно держат в напряжении многонациональную Россию, что свидетельствует об их большой значимости.

1

Тема урока . Межэтнические отношения и национальная политика .

Тип урока : изучение нового материала

Цели : 1) познакомить с уровнями межэтнических отношений , тенденциями в развитии межэтнических отношений , показать сущность межнационального сотрудничества, причины и природу межэтнических конфликтов, пути их предупреждения и преодоления;

2) развивать умения осуществлять поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи , вести беседу;

3) Воспитывать толерантность, формировать негативное отношение к проявлению национализма, расизма, антисемитизма.

Основные понятия и термины : межэтнические отношения, межэтнические конфликты, национальная политика, этнология, сепаратизм, ксенофобия, толерантность.

Оборудование : раздаточный материал (пакет документов , тестовые задания), схемы, ученические презентации.

Оформление доски : запись темы урока, высказывание философа Н.А. Бердяева, проблемного вопроса «Почему ныне особенно важно следовать принципам терпимости и уважения народов друг к другу, совместно преодолевать общие трудности?», основных понятий и терминов.

Ход урока.

I.Оргмомент.

II. Актуализация опорных знаний.

Фронтальная беседа .

- Вспомните и объясните понятие «этническая общность», назовите ее виды .

Учитель : Известный русский философ Н.А Бердяев говорил: «Когда могущество государства и нации объявляется большей ценностью, чем человек, то в принципе война уже объявлена, все для нее уже подготовлено духовно и материально, и она в любой момент может возникнуть»

- Подумайте, насколько прав философ? Не слишком ли пессимистическую картину он нам рисует ?

О сложностях межэтнических отношений , тенденциях и проблемах национальной политики пойдет речь у нас на уроке.

Тема урока : «Межэтнические отношения и национальная политика».

В конце урока вы должны будете ответить на проблемный вопрос «Почему ныне особенно важно следовать принципам терпимости и уважения народов друг к другу, совместно преодолевать общие трудности?»

План урока.


  1. Межэтнические отношения. Основные тенденции развития межэтнических отношений.

  2. Межэтническое сотрудничество. Межэтнические конфликты.

  3. Регулирование межэтнических отношений.

III. Изучение нового материала.

1. Межэтнические отношения. Основные тенденции развития межэтнических отношений.

- Вспомните, что такое межэтнические отношения?

Проблема межэтнических отношений достаточно многоаспектна и сложна. Она включает в себя следующие вопросы:

История и современная повседневная жизнь;

Культура;

Образование;

Социология;

Психология;

Экономические, политические, правовые отношения.

С середины XIX в. эту проблему исследует ЭТНОЛОГИЯ- наука, изучающая процессы формирования и развития различных этнических групп, их идентичность, формы их культурной самоорганизации, их коллективного поведения, взаимодействия личности и социальной среды.

К каким выводам пришли этнологи?

Два уровня межэтнических отношений.

науке, искусстве и т.д. семейно-бытовом, образовательном.

1. Самоизоляция в целом. 1. Экономические и политические

2. Протекционизм в экономике. союзы.

Глобализация - исторический процесс сближения

2. Межэтническое сотрудничество. Межнациональные конфликты .

Учитель. Межэтнические отношения могут быть дружественными, взаимоуважительными или, наоборот, конфликтными, враждебными. Нам следует проанализировать природу данных отношений.

Работа в группах .

I группа - пункт 1 § 9 анализирует «Межэтническое сотрудничество»

Вопросы и задания:

1) Как вы понимаете сущность термина «сотрудничество», в чем оно может проявляться?

2) Какие тенденции проявились в XX веке? Приведите примеры, подтверждающие наличие этих интеграционных процессов . II группа - пункт 1 § 9 анализирует «Межэтническое сотрудничество», но задания у групп разные.

Вопросы и задания:

1) Участвует ли Россия в интеграционном процессе? В чем это выражается?

2) Создайте схему участия России в интеграционном процессе .

III группа – пункт 2 § 9 анализирует вопрос «Межнациональные конфликты»

Вопросы и задания:


  1. Чем социальный конфликт отличается от конфликта между этническими общностями?

  2. Назовите и проанализируйте основные причины следующих межнациональных конфликтов: территориальных, экономических, социальных, культурно-языковых .

IV группа - пункт 2 § 9 анализирует вопрос «Межнациональные конфликты».

Вопросы и задания:


  1. Что такое «сепаратизм»? Как вы относитесь к проблеме сепаратизма? Проанализируйте его природу.

  2. Что такое «ксенофобия»? Проанализируйте его природу. Приведите примеры данного явления

Сообщения учащихся с использованием презентаций об интеграционном процессе на примере Европейского Союза и межнациональной дифференциации на примере Югославии.
3. Регулирование межэтнических отношений.
Учитель. В настоящее время в мировой науке и практике накоплен значительный опыт по решению национальных конфликтов, выработан широкий арсенал средств «тушения» межнациональных «пожаров»: от организации переговорного процесса до физического разведения враждебных сторон посредством введения миротворческих сил. Это зависит:

От стадии самого конфликта (начало, кульминация или этап постепенного

Затухания противоборства);

Идеологических установок в национальном сознании;

Множества других факторов.

Несмотря на мировой опыт по решению национальных конфликтов идеи превосходства одних народов над другими до сих пор пользуются определенной популярностью. Человечество вновь и вновь задумывается над вопросом: «Что способствует разжиганию конфликтов в отношениях между народами, а что – преодолению?»

Перед вами документ «Этика межнациональных отношений», автор философ В.С Соловьев. Внимательно изучите документ и ответьте на вопросы:


  1. Почему, говоря об отношении к другим народам, как к своему собственному, философ не ставил знака равенства между «психологической одинаковостью чувства» и «этическим равенством»? В чем тут различия?

  2. Что означают слова «этническая любовь»? С чем она связана, как формируется, к чему ведет?

  3. Что означают слова «любовь одобрения»? Почему она не тождественна с чувствами к своему народу? Какой известный вам моральный закон (норма, правило) лежит, согласно мнению В.С. Соловьева, в основе межнациональных отношений? Найдите в учебнике положение, близкое по смыслу нравственной позиции В.С. Соловьева.
IV. Закрепление .

Беседа по вопросам .

1. Назовите уровни межэтнических отношений.

2. В чем заключается сущность межнационального сотрудничества?

3. Что такое межэтнические конфликты?

4. Какие национальные конфликты в нашей стране вы считаете наиболее сложными? Почему?

5. Представьте, что вы работаете в правительстве и отвечаете за национальные отношения. Какие первоочередные шаги вы бы предложили сделать для преодоления межнациональных конфликтов?
Тестовые задания (6 учащихся)

V. Итог урока (рефлексия)

В начале урока был поставлен проблемный вопрос, ответьте на него:

«Почему ныне особенно важно следовать принципам терпимости и уважения народов друг к другу, совместно преодолевать общие трудности?»
VI. Домашнее задание. Выучите § 9, вопросы стр.97, задание 4 стр. 98.
Приложение
Тестовые задания к уроку на тему « Межэтнические отношения и национальная политика»

Вариант 1


  1. Тенденция к межнациональной интеграции ведет к
А) сепаратизму

Б) усилению национальных особенностей

В) сближению народов

Г) национальной изоляции.


  1. По какому признаку выделены социальные группы: род, племя, народность?
А) демографическому

Б) этническому

В) территориальному

Г) классовому.


  1. К. родился в Берлине, его родители уехали из России сразу после революции 1917г. К. хорошо знает русский язык и русскую культуру. Он гордится тем , что он русский. Это проявление признаков общности
А) демографической

Б) территориальной

В) этносоциальной

Г) конфессиональной


  1. Наука, изучающая процессы формирования и развития различных этнических групп, их идентичность, формы их культурной самоорганизации, их коллективного поведения, взаимодействия личности и социальной среды – это
А) социология Б) политология

В) этнология Г) этика.


  1. Цивилизационный подход к решению национальных проблем предусматривает
А) отказ от национального насилия во всех его формах

Б) оказание военной помощи сепаратистам

В) курс на ослабление многонациональных государств
Г) поддержку всех форм борьбы народов за самоопределение.

Вариант 2.

1. Одной из причин напряженности в межнациональных отношениях является:

А) нарушение прав человека

Б) уважение к национальным обычаям

В) пресечение противоправной деятельности криминальных группировок

Г) поддержка национальной культуры.
2. Преодолению национальных противоречий способствует

А) перераспределение полномочий от национальных образований в пользу центра

Б) государственная поддержка малого бизнеса

В) обеспечение прав и свобод личности независимо от национальной принадлежности Г) переход к рыночным методам ведения хозяйства.

3. Верны ли следующие суждения?

Межнациональное сотрудничество способствует

А. развитию национальной культуры.

Б) преодолению национальной ограниченности.

1) верно только А

2). Верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны.


  1. Племена и народности – это
А) этнические общности

Б) исторические типы общества

В) социальные страты

Г) демографические группы


  1. Исторический процесс сближения наций и народов , между которыми постепенно стираются традиционные границы, и человечество превращается в единую политическую систему – это
А) глобализация Б) дифференциация

В) интеграция г) демократизация.
Документ

В.С. Соловьев «Этика межнациональных отношений ».

« Высший нравственный идеал требует, чтобы мы любили всех людей, как самих себя, но так как люди не существуют вне народностей (как и народность не существует вне отдельных людей)… то прямой логический вывод отсюда есть тот , что мы должны любить все народности, как свою собственную.
Требование любить другие народности, как свою собственную, вовсе не означает психологической одинаковости чувства, а только этическое равенство волевого отношения: я должен так же хотеть истинного блага всем другим народам, как и своему собственному… Разумеется , такая этическая любовь связана с … пониманием … положительных особенностей… чужих наций, преодолев… бессмысленную и невежественную национальную вражду, мы начинаем знать и ценить чужие народности… Но эта «любовь одобрения» не может быть тождественна с тою, которую мы чувствуем к своему народу, как и самая искренняя любовь к ближним , этически равная любви к самому себе, никогда не может быть с нею психологически одинаковою. За собою, за своим народом остается неизменное первенство исходной точки».

ЕС - процесс интеграции


Югославия – межнациональная дифференциация

  1. Назовите уровни межэтнических отношений, покажите общее и различное в этих уровнях.
  2. Какова сущность двух тенденций в развитии межэтнических отношений? Приведите примеры проявлений этих тенденций.
  3. В чем заключается сущность межнационального сотрудничества.
  4. Что такое межэтнические конфликты? Назовите их основные причины.
  5. Каковы пути предупреждения и преодоления межэтнических конфликтов.
  6. Охарактеризуйте принципы национальной политики РФ.

Подумайте, обсудите, сделайте

1. В документах ООН указывается, что толерантность является моральным долгом, правовой и политической потребностью, ведет от культуры войны к культуре мира; направлена на уважение и понимание многообразия культур; означает активное отношение к действительности, формируемое на основе признания универсальных прав и свобод человека. Опираясь на личный опыт, факты истории и современности, покажите, как принципы толерантности могут быть реализованы в межэтнических отношениях.

2. Объясните, почему сегодня особенно важно следовать принципам терпимости и уважения народов друг к другу, совместно преодолевать общие трудности.

3. Ученые полагают, что человечество, становясь все более взаимосвязанным и единым, не утрачивает своего этнокультурного разнообразия. Если вы согласны с этой точкой зрения, то подтвердите ее правильность фактами из общественного развития ХХ и начала XXI в.; если не согласны - аргументируйте свои взгляды.

4. Продумайте ответ на вопрос: как профессиональная деятельность историка, правоведа, экономиста может способствовать межэтническому сотрудничеству, предупреждению конфликтов?

5. Анализируя основную тенденцию современной политики РФ в области межэтнических отношений, ученые полагают, что она состоит в переключении с национально-территориального направления на культурно-образовательное и культурно-просветительное. Как вы понимаете этот вывод ученых, разделяете ли вы эту точку зрения? Свой ответ аргументируйте.

Поработайте с источником

Прочитайте фрагмент труда ученого-этнолога В. А. Тишкова. Зтнонационализм в постсоветских государствах Наиболее серьезным вызовом для России и ряда других постсоветских государств является этнонационализм в его радикальных и нетерпимых проявлениях. Так называемые национальные движения в мирных политических и культурных формах среди народов бывшего СССР сыграли и продолжают играть важную роль в утверждении децентрализованных форм государственного устройства и управления, в сохранении и развитии культурной целостности и отличительности больших и малых народов, в росте общественно-политической активности граждан. Но этнический фактор в ряде случаев стал основой для формирования программ и действий, а также для пропаганды идей и установок, которые провоцируют нетерпимость, вызывают конфликты и насилие.

Национализм малых народов, будучи реакцией на перенесенные в прошлом травмы и приниженный статус нерусских культур, в условиях социального кризиса, политической дестабилизации и слабой модернизации населения часто обретает агрессивные формы. Это проявляется в попытках узурпировать власть и престижные позиции в пользу представителей одной этнической группы, изменить демографический состав населения путем насильственного изгнания этнических «чужаков», изменить административные или межгосударственные границы, осуществить явочную сецессию (выход из состава государства. - Ред.), в том числе силой оружия. Вместо улучшения правления и социально-культурных условий жизни крайний национализм предлагает внешне простые, но по сути нереальные решения, попытки осуществить которые вызывают межгражданскую напряженность и конфликты...

Не меньшую угрозу демократическим преобразованиям и социальному миру представляет и растущий национализм гегемонистического типа, формируемый от имени численно доминирующих народов. В России русский национализм пытается обрести статус общегосударственной идеологии, присвоить идею общероссийского патриотизма и подменить формирование общегражданской идентичности все тем же нереализуемым лозунгом самоопределения русской этнонации. Экстремистские группы и лица все чаще пропагандируют идеи фашистского толка, антисемитизма и пренебрежения к меньшинствам.

Тишков В. А. Реквием по этносу. Исследования
по социально-культурной антропологии. - М. 2003. - С. 319 - 320.

Вопросы и задания к источнику

  1. Что такое этнонационализм?
  2. В чем различие между радикальным этнонационализмом и мирными формами национальных движений?
  3. Проиллюстрируйте примерами из истории и современности положение о том, что радикальный этнонационализм является большой опасностью для народов и государств постсоветского пространства.
  4. Чем вызван и в чем проявляется национализм малых народов?
  5. В чем состоит сущность и опасность этнонационализма гегемонистического типа?
  6. Нередко высказывается мнение о том, что развитие демократии гражданской культуры, стабилизация социально- экономического положения положительно скажутся на преодолении этнонационализма. Согласны ли вы с этим мнением? Аргументируйте свой ответ.

Об этом спорят

Нерусское население составляет всего 20% всего населения РФ. Это дает некоторым авторам повод считать Россию мононациональным государством. Эта точка зрения встречает возражения, ибо она не учитывает исторические условия развития России и приверженность многих народов к своим языкам, культуре и образу жизни. Каково ваше мнение?

§ 9. Межэтнические отношения и национальная

политика

Вспомните:

Что такое этническая общность? В чем заключается влияние этнического многообразия на современную об­становку в стране и в мире? В чем заключается сущ­ность социального конфликта?

М ежэтнические (межнациональные) отношения - отно­шения между этносами (народами), охватывающие все сфе­ры общественной жизни.

Основная научная проблема - определить исходя из идей гуманизма , анализа исторического опыта оптимальные пути регулирования межэтнических отношений. Проблема много­аспектна, включает вопросы истории и современной повсе­дневной жизни, духовного мира личности, культуры, обра­зования, социологии, психологии, экономических, полити­ческих, правовых отношений; поэтому ученые используют методы ряда гуманитарных наук. С середины XIX в. всесто­ронне исследует проблему этнология - наука, изучающая процессы формирования и развития различных этнических групп, их идентичность, формы их культурной самооргани­зации, их коллективного поведения, взаимодействия лично­сти и социальной среды.

Этнология выделяет два уровня межэтнических отноше­ний. Один уровень - взаимодействие народов в разных сферах общественной жизни: политике, культуре, производ­стве, науке, искусстве и т. п. Другой уровень - межлично­стные отношения людей различной этнической принад­лежности в разных формах общения - трудовом, семейно-бытовом, образовательном, неформальных видах взаимоот­ношений.

Межнациональные отношения находят свое выражение в человеческих действиях и во многом зависят от индивиду­ального поведения и его мотивации, которая базируется на личном опыте, овладении культурными нормами, влиянии семьи, ближайшего окружения.

Для этнических процессов современности характерны две тенденции: интеграции - сотрудничества, объединения раз­ных этногосударственных общностей, сближения всех сто­рон жизни народов; дифференциации - стремления народов к национальной самостоятельности.

Межэтнические отношения могут быть дружественными, взаимоуважительными либо, наоборот , конфликтными, враждебными.

1 Сепаратизм (здесь) - это требования суверенитета и независимости для этнически обозначенной территории, направленные против государст­венной власти страны проживания.

противопоставляемых интересам других этносов. Идея наци­ональной исключительности часто принимает форму ксено­фобии 1 , ведущей к истреблению так называемых «неполно­ценных» рас и народов.

В памяти человечества навсегда остались кровавые результаты шовинизма. Это геноцид армянского народа в 1915 г., когда действия Османской империи привели к смер­ти 1,5 млн человек. Это организованная гитлеровцами вели­чайшая трагедия - Холокост (всеуничтожение через сожже­ние), приведший к гибели 6 млн человек - более половины еврейского населения Европы. Это действия гитлеровцев по уничтожению славянского населения «восточного простран­ства» и превращению оставшихся в рабочую силу для «выс­шей расы».

РЕГУЛИРОВАНИЕ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ

Возникает вопрос: можно ли исключить появление кон­фликтов с этнической составляющей? Пока положительный ответ невозможен из-за того, что многие этнические группы живут в предконфликтных условиях, испытывают значи­тельные социальные трудности, ощущают (в том числе и в повседневной жизни) пренебрежение к своей культуре, язы­ку, традициям, обычаям. Все это вызывает массовые проте-стные настроения, нередко ведущие к социально опасному, разрушительному поведению (особенно в толпе).

Потребуется долгое время для того, чтобы большинство людей стало способно проявлять терпимость. Но уже сейчас возможно смягчение и предотвращение конфликтных ситу­ аций путем регулирования межэтнических отношений. На­помним: регулировать означает упорядочивать, налаживать.

Гуманистический подход - главный ориентир в реализа­ции морального, политического, правового регулирования межэтнических отношений. Основные черты этого подхода:


  • признание и уважение многообразия культур, привер­
    женность идеям мира, согласия, неприятие насилия в отно­
    шениях между народами;

  • развитие и постоянное функционирование демократии,
    обеспечение реализации прав и свобод личности, этнических
    сообществ, независимо от их национальной принадлежнос­
    ти;

  • нацеленность государственных органов, средств массо­
    вой информации, образования, спорта, всех форм литерату­
    ры и искусства на формирование у граждан, особенно моло­
    дежи, культуры межэтнического общения. Необходимо
1 Ксенофобия - нетерпимость, неприятие , ненависть к кому-либо, чему-либо чужому, чужеродному.
воспитание толерантности - уважения, доверия, готовно­сти к сотрудничеству, компромиссу с людьми, их сообщест­вами любой национальной принадлежности, стремления по­нимать и принимать их культурные ценности, образ жизни, характер поведения. Толерантность во многом определяет сознание и поведение личности, групп населения, предста­вителей властных органов, способствует выработке личной ответственности за благоразумное решение этнических проблем.

Ученые выделяют несколько пересекающихся друг с дру­гом путей урегулирования конфликтов. Первый - примене ние правовых механизмов, прежде всего изменение законо­дательства в полиэтнических государствах, ликвидация этнических привилегий. Второй путь - переговоры между конфликтующими сторонами, как прямые (между делегаци­ями сторон), так и через посредников (представителей меж­дународных организаций, общественных деятелей). К сожа­лению, нередко стороны (или одна из них) вместо политики переговоров, имеющих целью сотрудничество, ограничения доступа к оружию, делают ставку на бескомпромиссный диктат, на вооруженное насилие. Это ведет к ужесточению конфликта, устрашению общества, массовым жертвам и раз­рушениям. Переговоры бывают трудными, длительными. Но в ряде случаев они способствуют если не преодолению кон­фликта, то его смягчению.

Третий путь - информационный. Он предполагает, преж­де всего, обмен сведениями между сторонами о возможных мерах по преодолению конфликтных ситуаций. Уместен об­щественный диалог (в печати, на телевидении) представите­лей всех этнических групп , имеющий целью совместную разработку предложений, отвечающих общим интересам.

Действенны, особенно если конфликты носят религиоз­ный оттенок, совместные миротворческие выступления представителей разных конфессий. Деятель православного духовенства Александр Мень говорил: «Понимание, терпи­мость- плоды высшей культуры... Оставаясь христианами и мусульманами, не оскорбляя друг друга, подать ру­ку- вот наш путь».

Психологическое влияние СМИ (особенно электронных) требует осторожного подхода к способам подачи информа­ции. Информация, даже нейтральная, о фактах экстремиз­ма может вызвать новую волну конфликта. Необходимо от­казаться от иногда свойственной репортерам драматизации событий, ибо это может закрепиться в исторической памя­ти и через некоторое время возродить дух конфликта. Нель­зя допускать героизации террористов, экстремистов во избе­жание превращения их в героев, лидеров. Надо помнить, что непродуманные слова могут стрелять сильнее пули.

К информационному пути примыкает государственная поддержка политики многокультурности, что особенно су­щественно в связи с ростом миграции населения. Например, в Канаде эта политика имеет целью содействовать развитию и сохранению собственной культуры всех этнических групп , контактам и взаимодействию членов различных групп в ин­тересах национального единства. Иммигрантам оказывается помощь в овладении хотя бы одним из официальных язы­ков, чтобы они могли стать полноценными членами канад­ского общества.

Одна из причин конфликтов - жизненная неустроен­ность этносов, проявляющаяся в нищете, безработице, низ­ких заработках и пенсиях, плохом жилье, трудностях полу­чения образования. Непременным условием преодоления конфликтов является улучшение жизни гражданина, созда­ние и закрепление у этносов психологического чувства удов­летворенности благоприятной стабильностью жизни. Это требует регулирования общественных процессов, включаю­щего договоренности между противоборствующими сторона­ми о справедливом распределении ресурсов, об увеличении рабочих мест, улучшении жилищных условий, о равенстве в трудоустройстве, образовании, в доступе к властным структурам.

КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ

НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

Национальная политика - составная часть политической деятельности государства, регулирующая межэтнические от­ношения в различных сферах жизни общества. Ее сущность зависит от общей направленности политики государства. В основе демократической национальной политики - уважи­тельное отношение к людям, представляющим любую этни­ ческую общность, установка на сотрудничество и сближение народов.

Фундаментом этнополитики РФ является Конституция. В ее преамбуле можно выделить две установки политики в сфере межэтнических отношений:


  • пронизанное патриотическими чувствами уважение к
    памяти предков, передавших нам любовь к Отечеству; забо­
    та о сохранении исторически сложившегося государственно­
    го единства народов , объединенных общей судьбой на своей
    земле;

  • политико-правовая направленность на утверждение
    прав и свобод человека, гражданского мира и согласия, рав­
    ноправия народов, на обеспечение суверенной государствен­
    ности России, незыблемости ее демократической основы.
Конституция гарантирует права и свободы человека неза­висимо от национальности, их равенство, понимание, соблю­дение и защиту (ст. 2, 19). Каждый вправе пользоваться родным языком, свободно выбирать язык общения, воспита­ния, обучения, творчества (ст. 26). На всей территории РФ государственный язык - русский; республики вправе уста­навливать свои государственные языки, употребляемые на­ряду с русским (ст. 68). Запрещаются действия, направлен­ные на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ, пропаганда расового, национального или языкового превосходства (ст. 13, 29).

В «Концепции государственной национальной политики Российской Федерации» (1996 г.) принципы этой политики формулируются так:


  • равенство прав и свобод человека и гражданина незави­
    симо от его расы, национальности, языка;

  • запрещение любых форм ограничения прав граждан по
    признакам социальной, расовой, национальной, языковой
    или религиозной принадлежности;

  • сохранение исторически сложившейся целостности Рос­
    сийской Федерации;

  • равноправие всех субъектов Российской Федерации во
    взаимоотношениях с федеральными органами государствен­
    ной власти;

  • гарантия прав коренных малочисленных народов;
    право каждого гражданина определять и указывать

    свою национальную принадлежность без всякого принужде­
    ния;


  • содействие развитию национальных культур и языков
    народов Российской Федерации;

  • своевременное и мирное разрешение противоречий и
    конфликтов;

  • запрещение деятельности, направленной на подрыв
    безопасности государства, возбуждение социальной, расовой,
    национальной и религиозной розни, ненависти либо вражды;

  • защита прав и интересов граждан Российской Федера­
    ции за ее пределами, поддержка соотечественников , прожи­
    вающих в зарубежных странах, в сохранении и развитии
    родного языка, культуры и национальных традиций, в ук­
    реплении их связей с Родиной в соответствии с нормами
    международного права.
Последовательная реализация этих принципов отвечает всему многообразию интересов народов России.

НИШ Основные понятия: межэтнические отношения, межэтни­ческие конфликты, национальная политика.

ШШ Термины: этнология, сепаратизм, ксенофобия, толерант­ность.

Проверьте себя

1) Назовите уровни межэтнических отношений, покажи­те общее и различное в этих уровнях. 2) Какова сущность двух тенденций в развитии межэтнических отношений? Приведите примеры проявлений этих тенденций. 3) В чем заключается сущность межнационального сотрудничества? 4) Что такое межэтнические конфликты? Назовите их ос­новные причины. 5) Каковы пути предупреждения и преодо­ления межэтнических конфликтов? 6) Охарактеризуйте принципы национальной политики РФ.

Подумайте, обсудите, сделайте


  1. В документах ООН указывается, что толерантность яв­
    ляется моральным долгом, правовой и политической потреб­
    ностью, ведет от культуры войны к культуре мира; направ­ лена на уважение и понимание многообразия культур;

    означает активное отношение к действительности, формиру­
    емое на основе признания универсальных прав и свобод че­
    ловека. Опираясь на личный опыт, факты истории и совре­
    менности, покажите, как принципы толерантности могут
    быть реализованы в межэтнических отношениях.


  2. Объясните, почему ныне особенно важно следовать
    принципам терпимости и уважения народов друг к другу,
    совместно преодолевать общие трудности.

  3. Ученые полагают, что человечество, становясь все бо­
    лее взаимосвязанным и единым, не утрачивает своего этно­
    культурного разнообразия. Если вы согласны с этой точкой
    зрения, то подтвердите ее правильность фактами из общест­
    венного развития XX в.; если не согласны - аргументируй­
    те свои взгляды.

  4. Продумайте ответ на вопрос: как профессиональная де­
    ятельность историка, правоведа, экономиста может способ­
    ствовать межэтническому сотрудничеству, предупреждению
    конфликтов?

  5. Анализируя основную тенденцию современной полити­
    ки РФ в области межэтнических отношений, ученые пола­, в сохранении и развитии культурной целостности и отличи­тельности больших и малых народов, в росте общественно-политической активности граждан. Но этнический фактор в ряде случаев стал основой для формирования программ и действий, а также для пропаганды идей и установок, кото­рые провоцируют нетерпимость, вызывают конфликты и на­силие.

    Национализм малых народов, будучи реакцией на пере­несенные в прошлом травмы и приниженный статус нерус­ских культур, в условиях социального кризиса, политичес­кой дестабилизации и слабой модернизации населения часто обретает агрессивные формы. Это проявляется в попытках узурпировать власть и престижные позиции в пользу пред­ставителей одной этнической группы, изменить демографи­ческий состав населения путем насильственного изгнания этнических «чужаков», изменить административные или межгосударственные границы, осуществить явочную сецес-сию (выход из состава государства. - Ред.), в том числе силой оружия. Вместо улучшения правления и социально-культурных условий жизни крайний национализм предлага­ет внешне простые, но по сути нереальные решения, попыт­ки осуществить которые вызывают межгражданскую напряженность и конфликты...

    Не меньшую угрозу демократическим преобразованиям и социальному миру представляет и растущий национализм гегемонистического типа, формируемый от имени численно доминирующих народов. В России русский национализм пытается обрести статус общегосударственной идеологии, присвоить идею общероссийского патриотизма и подменить формирование общегражданской идентичности все тем же нереализуемым лозунгом самоопределения русской этнона-ции. Экстремистские группы и лица все чаще пропаганди­руют идеи фашистского толка, антисемитизма и пренебре­жения к меньшинствам.

    Тишков В. А, Реквием по этносу: Исследования по социально-культурной синтропологии. - М., 2003.-С. 319-320.

    НИ Вопросы и задания к источнику. 1) Что такое этнонациона-лизм? 2) В чем различие между радикальным этнонационализмом и мирными формами национальных движений? 3) Проиллюстри­руйте примерами из истории и современности положение о том, что радикальный этнонационализм является большой опасностью для народов и государств постсоветского пространства. 4) Чем вызван и в чем проявляется национализм малых народов? 5) В чем состо-

Межнациональные отношения в силу их многоаспектности представляют собой сложное явление. Они включают две разновидности:

Отношения между разными национальностями внутри одного государства;

Отношения между разными нациями-государствами.

Формы межнациональных отношений следующие:

Мирное сотрудничество.

Этнический конфликт (от лат. conflictus - столкновение).

Способы мирного сотрудничества довольно многообразны.

Способы мирного сотрудничества:

1) Этническое смешивание - разные этнические группы стихийно смешиваются между собой на протяжении многих поколений и в результате образуют одну нацию. Происходит это обычно через межнациональные браки. Таким путем сформировались латиноамериканские народы: в одно целое здесь смешались традиции испанцев, португальцев, местных индейцев и африканцев-рабов.

2) Этническое поглощение (ассимиляция) - представляет собой почти полное растворение одного народа (иногда нескольких народов) в другом. Истории известны мирные и военные формы ассимиляции. Современная Америка - пример мирного пути, а древние империи, завоевавшие соседние народы, например Ассирия и Рим, служат образцом немирного пути. В одном случае захватчики растворяли в себе покоренные народы, в другом - сами растворялись в них. В насильственном сценарии более крупная нация запрещает другим использовать родной язык в публичной жизни, получать образование на нем, закрывает книжные издательства и средства массовой информации.

Самый цивилизованный путь объединения разных народов - создание многонационального государства, в котором соблюдаются права и свободы каждой народности и нации. В подобных случаях несколько языков являются государственными, например, в Бельгии - французский, датский и немецкий, в Швейцарии - немецкий, французский и итальянский. В результате формируется культурный плюрализм (от лат. pluralis - множественный).

При культурном плюрализме ни одно национальное меньшинство не теряет самобытности и не растворяется в общей культуре. Он подразумевает, что представители одной национальности добровольно овладевают привычками и традициями другой, обогащая при этом собственную культуру.

Культурный плюрализм - это показатель успешной адаптации (приспособления) человека к чужой культуре без отказа от своей собственной. Успешная адаптация предполагает овладение богатствами еще одной культуры без ущерба для ценностей собственной.

В современном мире просматриваются две взаимосвязанные тенденции в развитии наций.

1) Основные тенденции развития наций:

Межнациональная дифференциация - процесс разъединения, разделения, противостояния различных наций, этносов и народов в самых разных планах.

Самоизоляция в целом;

Протекционизм в экономике;

Национализм в различных формах в политике и культуре;

Религиозный фанатизм, экстремизм.

2) Межнациональная интеграция – это процесс постепенного объединения различных этносов, народов и наций через сферы общественной жизни.

Экономические и политические союзы (например, Европейский союз (ЕС))

Транснациональные корпорации (ТНК)

Международные культурные и народные центры

Взаимопроникновение религий, культур, ценностей

3) Глобализация - это исторический процесс сближения наций и народов, между которыми постепенно стираются традиционные границы, и человечество превращается в единую политическую систему

4) Межнациональный конфликт

В современном мире практически не существует этнически однородных государств. К таковым можно условно отнести только 12 стран (9% всех государств мира).

В 25 государствах (18,9%) основная этническая общность составляет 90% населения, еще в 25 странах этот показатель колеблется от 75 до 89%. В 31 государстве (23,5%) национальное большинство составляет от 50 до 70%, и в 39 странах (29,5%) едва ли половина населения является этнически однородной группой.

Таким образом, людям разных национальностей так или иначе приходится сосуществовать на одной территории, и мирная жизнь складывается далеко не всегда.

Межнациональный конфликт - одна из форм отношений между национальными общностями, характеризующаяся состоянием взаимных претензий, открытым противостоянием этносов, народов и наций друг другу, имеющим тенденцию к нарастанию противоречий вплоть до вооруженных столкновений, открытых войн.

В мировой конфликтологии нет единого концептуального подхода к причинам межэтнических конфликтов.

Анализируются социально-структурные изменения контактирующих этнических групп, проблемы их неравенства в статусе, престиже, вознаграждении. Есть подходы, сосредоточивающиеся на поведенческих механизмах, связанных с опасениями за судьбу группы, - не только за потерю культурного своеобразия, но и за использование собственности, ресурсов и возникающей в связи с этим агрессией.

Исследователи, опирающиеся на коллективные действия, концентрируют свое внимание на ответственности элит, борющихся за власть, ресурсы. Очевидно, элиты прежде всего ответственны за создание, «образа врага», представлений о совместимости или несовместимости ценностей этнических групп, идеологии мира или вражды.

В ситуациях напряженности создаются представления о чертах народов, препятствующих общению, - «мессианстве» русских, «наследуемой воинственности» чеченцев, а также иерархии народов, с которыми можно или нельзя «иметь дело».

Большим влиянием на Западе пользуется концепция «столкновения цивилизаций» американского исследователя С. Хантингтона. Она объясняет современные конфликты, в частности недавние акты международного терроризма, конфессиональными различиями. В исламской, конфуцианской, буддийской и православной культурах будто бы не находят отклика идеи западной цивилизации - либерализм, равенство, законность, права человека, рынок, демократия, отделение церкви от государства.

Основной причиной конфликтов, трений, различного рода предубеждений между представителями разных национальностей выступает этноцентризм.

Этноцентризм - это совокупность неправильных представлений (предубеждений) одной нации по отношению к другой, свидетельствующих о превосходстве первой.

Этноцентризм - это уверенность в правоте собственной культуры, склонность либо тенденция отвергать стандарты другой культуры как неправильные, низкие, неэстетичные. Поэтому многие межнациональные конфликты называют ложными, поскольку в их основе лежат не объективные противоречия, а непонимание позиций и целей другой стороны, приписывание ей враждебных намерений, что порождает неадекватное чувство опасности, угрозы.

Современные социологи предлагают следующую классификацию причин межнациональных конфликтов.

Причины межнациональных конфликтов:

Социально-экономические - неравенство в уровне жизни, различное представительство в престижных профессиях, социальных слоях, органах власти.

Культурно-языковые - недостаточное, с точки зрения этнического меньшинства, использование его языка и культуры в общественной жизни.

Этнодемографические - быстрое изменение соотношения численности контактирующих народов вследствие миграции и различий в уровне естественного прироста населения.

Экологические - ухудшение качества окружающей среды в результате ее загрязнения либо истощения природных ресурсов вследствие использования представителями иной этнической группы.

Экстерриториальные - несовпадение государственных или административных границ с границами расселения народов.

Исторические - прошлые взаимоотношения народов (войны, былое соотношение господства-подчинения и т. д.).

Конфессиональные - из-за принадлежности к разным религиям и конфессиям, различий в уровне современной религиозности населения.

Культурные - от особенностей бытового поведения до специфики политической культуры народа.

Социологи выделяют различные типы межнациональных конфликтов.

Типы межнациональных конфликтов:

Государственно-правовой;

Этнотерриториальный;

Этнодемографический;

Социально-психологический.

Межэтнические конфликты не возникают на пустом месте. Как правило, для их появления необходимы определенный сдвиг привычного уклада жизни и разрушение системы ценностей, что сопровождается у людей чувствами растерянности и дискомфорта, обреченности и даже потерей смысла жизни. В таких случаях на первый план в регуляции межгрупповых отношений в обществе выдвигается этнический фактор как более древний, выполняющий функцию группового выживания.

Действие этого социально-психологического фактора реализуется следующим образом. Когда появляется угроза существованию группы как целостного и самостоятельного субъекта межгруппового взаимодействия, на уровне социального восприятия ситуации происходит социальная идентификация по признаку происхождения, по признаку крови; включаются механизмы социально-психологической защиты в виде процессов внутригрупповой сплоченности, внутриг-руппового фаворитизма, усиления единства «мы» и внешне-групповой дискриминации и обособления от «них», «чужих».

Эти процессы могут привести к национализму.

Национализм (фр. nationalisme от лат. natio - народ) - идеология и политика, ставящие интересы нации превыше любых других экономических, социальных, политических интересов, стремление к национальной замкнутости, местничеству; недоверие к другим нациям, нередко перерастающее в межнациональную вражду.

Виды национализма:

Этнический - борьба народа за национальное освобождение, обретение собственной государственности.

Державно-государственный - стремление наций воплотить в жизнь свои национально-государственные интересы, нередко за счет малых народов.

Бытовой - проявление национальных чувств, враждебное отношение к инородцам, ксенофобия (гр. xenos - чужой и phobos - страх).

Национализм может перерасти в свою крайне агрессивную форму - шовинизм.

Шовинизм (фр. chauvinisme - термин происходит от имени Никола Шовена, литературного героя комедии братьев И. и Т. Коньяр «Трехцветная кокарда», радетеля величия Франции в духе идей Наполеона Бонапарта) - политическая и идеологическая система взглядов и действий, обосновывающая исключительность той или иной нации, противопоставление ее интересов интересам других наций и народов, внедряющая в сознание людей неприязнь, а зачастую и ненависть к другим народам, которая разжигает вражду между людьми различных национальностей и вероисповеданий, национальный экстремизм.

Одним из проявлений государственного национализма является геноцид.

Геноцид (от лат. genos - род и caedere - убивать) - преднамеренное и систематическое уничтожение отдельных групп населения по расовым, национальным или религиозным признакам, а также умышленное создание жизненных условий, рассчитанных на полное или частичное физическое уничтожение этих групп. Примером геноцида является холокост - массовое уничтожение гитлеровцами еврейского населения во время Второй мировой войны.

Объединение группы по этническому признаку происходит на основе:

Предпочтения своих соплеменников «чужим», пришлым, некоренным и усиления чувства национальной солидарности;

Защиты территории проживания и возрождения чувства территориальности для титульной нации, этнической группы;

Требований о перераспределении дохода в пользу «своих»;

Игнорирования законных потребностей других групп населения на данной территории, признаваемых «чужими».

Все эти признаки обладают одним преимуществом для группового массового действия - наглядностью и самоочевидностью общности (по языку, культуре, внешности, истории и т. д.) по сравнению с «чужими». Индикатором состояния межнациональных отношений и, соответственно, их регулятором является этнический стереотип как разновидность социального стереотипа. При этом регуляция межгрупповых отношений с помощью этнического стереотипа приобретает как бы самостоятельное существование и психологически возвращает социальные отношения в историческое прошлое. Когда сталкиваются интересы двух групп и обе группы претендуют на те же блага и на ту же территорию (как, например, ингуши и североосетинцы), в условиях социального противостояния и девальвации общих целей и ценностей, национально-этнические цели и идеалы становятся ведущими социально-психологическими регуляторами массового социального действия. Поэтому процесс поляризации по этническому признаку неизбежно начинает выражаться в противостоянии, в конфликте, который в свою очередь, блокирует удовлетворение базовых социально-психологических потребностей обеих групп.

При этом в процессе эскалации (расширения, наращивания, увеличения) конфликта объективно и неизменно начинают действовать следующие социально-психологические закономерности:

Уменьшение объема коммуникации между сторонами, увеличение количества дезинформации, ужесточение агрессивности терминологии, усиление тенденции использовать СМИ как оружие в эскалации психоза и противостояния широких масс населения;

Искаженное восприятие информации друг о друге;

Выработка установки враждебности и подозрительности, закрепление образа «коварного врага» и его дегуманизация, т. е, исключение из рода человеческого, что психологически оправдывает любые зверства и жестокости по отношению к «нелюдям» при достижении своих целей;

Формирование ориентации на победу в межнациональном конфликте силовыми методами за счет поражения или уничтожения другой стороны,

В острых конфликтных ситуациях одной из первых промежуточных фаз его урегулирования является юридизация конфликта.

Юридизация конфликта предполагает:

Прекращение насилия

Организация диалога между сторонами конфликта

Обеспечение участия в таком диалоге полномочных и ответственных представителей каждой стороны, лучше всего - государственных органов

Формулирование требований и претензий каждой из сторон в категориях, хотя бы в принципе подлежащих юридическому переформулированию и правовой оценке

Юридическая фиксация итогов каждой из стадий переговоров

Максимально определенное формулирование условий итогового соглашения, придание ему легитимности с помощью какой-либо из форм его ратификации или народного одобрения

Само по себе подписание каких-либо соглашений еще не гарантирует погашения конфликта. Определяющей является готовность сторон их выполнять, а не использовать в качестве «дымовой завесы» для продолжения попыток добиваться своих целей неправовыми средствами. Для этого, в свою очередь, необходимо хотя бы частичное преодоление конфликта интересов или по крайней мере снижение его остроты, к чему может повести, например, появление в отношениях между сторонами новых стимулов: суровая экономическая необходимость, заинтересованность сторон в ресурсах друг друга, «премии» за урегулирование конфликта в виде международной или иностранной помощи - могут (правда, не всегда) переключить интересы конфликтующих сторон в иную плоскость и значительно притушить конфликт.

Таким образом, в социально-политическом плане пути к преодолению межнациональных конфликтов лежат либо через хотя бы частичное удовлетворение требований сторон, либо через понижение для них актуальности предмета конфликта.

Существующие межнациональные проблемы (территориальные споры, стремление к суверенизации; борьба этнических меньшинств за самоопределение, создание независимого государственного образования; дискриминация языка, образа жизни; проблема беженцев, вынужденных переселенцев и т. д.) требуют значительных усилий для их разрешения.

Пути разрешения межнациональных проблем:

Признание межнациональных проблем и решение их методами национальной политики.

Осознание всеми людьми неприемлемости насилия, овладение культурой межнациональных отношений, требующей безусловной реализации прав и свобод лиц любой национальности, уважения самобытности, их национального самосознания, языка, обычаев, исключающей малейшее проявление национального недоверия, вражды.

Использование экономических рычагов для нормализации этнополитической ситуации.

Создание в регионах со смешанным национальным составом населения культурной инфраструктуры - национальные общества и центры, школы с национально-культурным компонентом для обучения детей на родном языке и в традициях национальной культуры.

Организация эффективно действующих международных комиссий, советов, других структур для мирного разрешения национальных споров.