Понятие и история развития принципы и источники права международной безопасности. Понятие, принципы и источники права международной безопасности Принципы и нормы международной безопасности

ПРАВО МЕЖДУНАРОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Право международной безопасности – совокупность принципов и норм, регулирующих военно-политические отношения государств в целях поддержания мира и безопасности, предупреждения и пресечения актов агрессии и вооруженного вмешательства, обеспечения международной стабильности и сохранения международного правопорядка.

С этой целью в практике международных отношений разработан ряд конкретных мер: 1) создание систем коллективной безопасности, 2) разоружение и ограничение вооружений, 3) меры доверия и международный контроль.

Право международной безопасности опирается на основные (общепризнанные) принципы международного права, среди которых особое значение имеют принцип неприменения силы или угрозы силой в международных отношениях, принцип мирного разрешения международных споров, принцип территориальной целостности государств, принцип нерушимости государственных границ. В качестве специальных (отраслевых) принципов могут быть названы принцип равной и одинаковой безопасности, принцип неделимости международной безопасности, принцип ненанесения ущерба безопасности других государств, принцип разоружения.

Основными источниками, регламентирующим международно-правовые способы и средства обеспечения мира, являются международные договоры. К ним, в первую очередь, относятся: Устав ООН (гл.I, VI, VII, VIII), многосторонние и двусторонние договоры, направленные на запрещение или ограничение применения конкретных оружия, сокращение вооружений. К категории источников права международной безопасности могут быть отнесены резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, положения которых имеют нормативный характер. Среди региональных источников права международной безопасности можно выделить договоры о коллективной безопасности, принятые в рамках региональных международных организаций (Североатлантический договор 1949 года, Договор ЛАГ о коллективной безопасности 1955 года, Договор СНГ о коллективной безопасности 1992 года и др.).

2. Коллективная безопасность: понятие, виды. Система коллективной безопасности, предусмотренная Уставом ООН.

Коллективная безопасность представляет собой систему совместных действий государств, установленных Уставом ООН с целью поддержания международного мира и безопасности, предотвращения или подавления актов агрессии. В международном праве выделяют 2 вида системы коллективной безопасности: универсальную и региональные.

В послевоенный период была создана всемирная система коллективной безопасности (СКБ) в форме ООН. Система коллективных мероприятий, предусмотренных Уставом ООН с целью поддержания международного мира и безопасности, включает:



Меры по запрещению угрозы силой или ее применения в отношениях между государствами (п.2 ст.2 Устава);

Меры мирного разрешения международных споров (гл. VI);

Меры разоружения (ст. 11, 26, 47);

Меры по использованию региональных организаций безопасности (гл. VIII);

Принудительные меры безопасности без использования вооруженных сил (ст. 41 гл. VII), а также связанные с их использованием (ст. 42).

СКБ ООН выполняет две основные функции:

1) превентивную – направленную на предупреждение угрозы международному миру и безопасности;

2) принудительную – направленную на восстановление международного мира и безопасности.

Субъектами механизма коллективной безопасности ООН являются: государства-члены ООН, органы ООН - Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Генеральный секретарь, а также региональные международные организации в силу гл.VIII Устава ООН. Компетенция каждого субъекта строго разграничена.

Совет Безопасности – главный орган ООН, ответственный за поддержание международного мира и безопасности. Именно Совет Безопасности осуществляет и превентивную и карательную функции системы коллективной безопасности ООН.

Совет Безопасности уполномочен расследовать любой спор или ситуацию, которая может привести к международным трениям или вызвать спор, чтобы определить, не может ли продолжение этого спора или ситуации угрожать поддержанию международного мира и безопасности (ст. 34 Устава ООН).

В любой стадии спора, продолжение которого могло бы угрожать поддержанию мира или безопасности, или ситуации подобного характера, Совет Безопасности может рекомендовать государствам надлежащую процедуру или методы урегулирования, перечисленные в ст. 33 Устава. Если стороны в споре не разрешат его при помощи указанных в этой статье средств, и Совет Безопасности считает, что продолжение данного спора в действительности может угрожать поддержанию мира и безопасности, он вправе сам определить условия разрешения спора. Решения Совета на данном этапе носят рекомендательный характер.

Если с помощью указанных средств и мер спор разрешен не был, либо уже существует угроза миру или безопасности или он уже нарушен, Совет Безопасности должен квалифицировать ситуацию, т.е. определить, с чем он имеет дело: угрозой миру, нарушением мира или актом агрессии. В зависимости от этого он решает, какие меры следует предпринять по ст. 41 и 42 Устава для поддержания или восстановления международного мира и безопасности. Совет Безопасности на этом этапе вправе принять решение о любых временных мерах по ст. 40 Устава для предотвращения ухудшения ситуации. Такие временные меры не должны наносить ущерба правам, притязаниям или положению заинтересованных сторон.

Если предыдущие меры, предпринятые Советом Безопасности, не привели к позитивным результатам, либо Совет решил, что он имеет дело с нарушением мира или актом агрессии, он вправе перейти к принудительным мерам:

Не связанным с использованием вооруженных сил по ст. 41 (полный или частичный перерыв экономических отношений, железнодорожных, морских, воздушных, почтовых, телеграфных, радио или других средств сообщения, а также разрыв дипломатических отношений);

Связанным с использованием вооруженных сил по ст. 42 , если Совет сочтет что меры, предусмотренные в ст. 41 могут оказаться недостаточными или уже оказались недостаточными.

Ст. 43 Устава определяет порядок предоставления членами ООН в распоряжение Совета Безопасности необходимые вооруженные силы, помощь и соответствующие средства обслуживания, включая право прохода на основе особого соглашения (соглашений), заключаемых Советом с государствами-членами ООН с их последующей ратификацией. Такие соглашения заключаются по требованию Совета, которое носит характер решения. Руководство Вооруженными силами согласно ст. 47 Устава осуществляет Военно-Штабной Комитет при Совете Безопасности, в который входят начальники штабов постоянных членов Совета или их представители. Однако ни ст.43, ни ст. 47 так и не были введены в действие из-за разногласий между постоянными членами Совета Безопасности на протяжении всего периода его существования. Это привело к фактическому прекращению деятельности ВШК с 1947 года, к отсутствию у Совета Безопасности подчиненных ему вооруженных сил и, как следствие, к внеуставной практике ООН в области создания и применения вооруженных сил.

Примером такой практики является создание многонациональных сил под флагом ООН и проведение операций по поддержанию мира.

3. Операции ООН по поддержанию мира: сущность, принципы и эволюция.

Из ст. 40 Устава вытекает право Совета Безопасности контролировать выполнение решения о временных мерах. На основании этой статьи родилась практика создания и применения операций по поддержанию мира (ОПМ). Этот институт возник в 1948 году, когда был создан Орган по наблюдению за выполнением условий перемирия в Палестине (ОНВУП). Он представлял собой миссию военных наблюдателей ООН из невооруженных офицеров – «голубые береты». В 1956 году при проведении операции первых Чрезвычайных вооруженных сил на Ближнем Востоке (ЧВС ООН – 1) были использованы вооруженные силы («голубые каски») стран-членов ООН. Начиная с операции ООН в Конго (ОНУК) в 1960-64гг. стал широко использоваться гражданский персонал, а в ходе деятельности Группы ООН по оказанию помощи в переходный период в Намибии (ЮНТАГ) в состав ОПМ впервые были включены 1500 полицейских из разных стран.

Задачи, решаемые с помощью ОПМ на протяжении ряда лет сводятся к следующим:

а) расследование инцидентов и проведение переговоров с конфликтующими сторонами с целью их примирения,

б) проверка соблюдения договоренностей о прекращении огня,

в) содействие поддержанию законности и правопорядка,

г) защита гуманитарной деятельности во время конфликта,

д) наблюдение за ситуацией.

В зависимости от предстоящей задачи ОПМ могут представлять собой миссии военных наблюдателей и силы по поддержанию мира, включающие контингенты войск, имеющие легкое оружие, используемое только для самообороны.

За время, прошедшее с первого направления военных наблюдателей в 1948 году, миротворческая деятельность Организации Объединенных Наций постоянно эволюционировала. В результате ОПМ стали не только многокомпонентными по составу, но и многофункциональными по характеру своей деятельности. Сложившиеся принципы и практика поддержания мира быстро приспосабливаются к требованиям времени, в то время как основные условия успеха остаются неизменными:

1) четкий и реальный мандат;

2) сотрудничество сторон в выполнении этого мандата;

3) последовательная поддержка со стороны Совета Безопасности;

4) готовность государств предоставить необходимый военный, полицейский и гражданский персонал, включая специалистов;

5) эффективное руководство со стороны ООН на уровне Центральных учреждений и на местах;

6) надлежащая финансовая и материально-техническая поддержка.

В большинстве случаев операции ООН по поддержанию мира воспрепятствовали эскалации региональных конфликтов и внесли элемент стабильности в опасные ситуации во многих регионах. Вместе с тем в ряде случаев ОПМ потерпели крупные неудачи и даже провалы, когда операции проводились в условиях отсутствия соглашения между конфликтующими сторонами. Неудачам способствовали неясные и противоречивые мандаты Совета Безопасности, постановка перед ОПМ задач, выходящих за рамки поддержания мира, например, требование предпринимать принуждение в условиях недостаточно твердого политического руководства со стороны Совета Безопасности, нехватки персонала, снаряжения, финансирования.

Международная безопасность - это миропорядок, в котором созданы благоприятные международныеусловия для свободного развития государств и иных субъектов международного права.

Международная безопасность в широком смысле включает в себя комплекс политических, экономических, гуманитарных, информационных, экологических и иных аспектов безопасности.

Международная безопасность в узком смысле включает в себя только ее военно-политические аспекты.

Право международной безопасности -отрасль международного права, представляющая собой систе-

му принципов и норм, регулирующих военно-политические отношения государств в целях обеспечения мира и международной безопасности . Нормы данной отрасли направлены на обеспечение как международной, так и на-циональной безопасности.

Источниками права международной безопасности являются международный договор, международный обы-чай, обязательные решения международных организаций, прежде всего Совета Безопасности Организации Объеди-ненных Наций.

Основу права международной безопасности составляют общепризнанные принципы современного между-народного права, в том числе: неприменение силы или угрозы силой, территориальная целостность государств, не-рушимость государственных границ, невмешательство во внутренние дела государств, мирное разрешение споров, сотрудничество между государствами. Помимо общепризнанных принципов международного права право между-народной безопасности имеет и отраслевые принципы :

    Принцип неделимости международной безопасности означает, что в XXI в. мир, как никогда ранее, неде-лим. Планета Земля - небольшая часть Вселенной. Государства нашей планеты тесно взаимосвязаны. Лю-бой кризис в одной части земного шара, будь то природные катаклизмы, вооруженные конфликты или акты международного терроризма, сразу же негативно сказывается в других его частях. Государства ставят перед собой задачу совершенствования универсальной системы международной безопасности, основы которой заложены положениями Устава Организации Объединенных Наций.

    Принцип ненанесения ущерба безопасности других государств предполагает проведение такой внешней политики государством, которая в максимальной степени учитывает безопасность не только своего государ-ства, но и всего мирового сообщества. Безусловно, обеспечение национальной безопасности государства - один из приоритетов деятельности его высших органов, ибо речь идет о безопасности общества, обеспече-нии и защите прав человека и гражданина. В то же время каждое государство при выработке и осуществле-нии своей внешней политики, осуществлении военно-политических и военно-технических связей с други - ми государствами должно максимально учитывать все аспекты обеспечения безопасности как своих союз-ников, так и международного сообщества в целом.

    В праве международной безопасности длительное время обосновывался принцип равной и одинаковой без-опасности, который по своей сути развивает и конкретизирует предыдущий принцип - ненанесения ущерба безопасности других государств. Имеется в виду, что государство должно обеспечивать свою без-опасность, соизмеряя ее с возможностями обеспечения безопасности других государств. Речь идет о своего рода паритете безопасности. Однако реальная практика показывает, что данный принцип применим только в отношениях между мощными в военном отношении государствами, например постоянными членами Со-вета Безопасности ООН. Что касается государств, которые нельзя отнести к крупным и мощным, то часто по отношению к ним данный принцип не применялся 45 .

    Система коллективной безопасности в рамках ООН

Универсальная безопасность создается в целом для планеты Земля. Она основана на системе международных договоров, направленных на обеспечение международной безопасности для всех субъектов международного права.

Универсальная система обеспечения международной безопасности сформирована в рамках Организации Объединенных Наций. Эта организация вправе проводить превентивные меры в случае угрозы международному сообществу, прилагая совместные усилия с заинтересованными государствами с целью мирного урегулирования споров на основании п.3 ст.2 и гл. IV Устава ООН. Действия Членов ООН должны быть направлены на реализацию принципа запрещения применения силы или угрозы силой п.4 ст.2 Устава. ООН стремится организовать широкое

    События последних двух десятилетий, когда США применяли силу в отношении Гренады (1983 г.), Никарагуа (1984 г.), Югославии (1999 г.), Ирака (2003 г.), наглядно показывают, что далеко не все руководствуются принципом равной и одинаковой безопасности. Дан-ный принцип формировался в эпоху, когда на международной арене соперничали между собой две основные экономические и политиче - ские системы - социалистическая и капиталистическая. Их олицетворением были СССР и США, которые по мощи своих вооружений к началу 70-х годов XX в. на много порядков превосходили другие государства. Именно тогда эти две, как их называли, супердержавы в военной сфере достигли стратегического паритета. Ни одна из них не могла позволить другой стороне вырваться вперед в военном отно - шении. И это было благом для всего мира, поскольку угроза ядерного катаклизма не позволяла СССР и США прибегать к оружию для выяснения споров между ними. Этот стратегический паритет позволил двум державам начать долговременный процесс ограничения и сокращения ядерного оружия и средств его доставки. После распада СССР в 1991 г. в мировые лидеры вырвались США, поскольку не только не утратили свою былую мощь, но и существенно нарастили ее. Естественно, у США появилось стремление воспользоваться своей огромной экономической, финансовой и военной мощью для обустройства мира по-американски. И сразу же существование прин-ципа равной и одинаковой безопасности оказалось под угрозой. Особенно жестким атакам указанный принцип подвергся на рубеже XX и XXI вв., когда США не только предприняли военные акции против ряда государств, но и вышли из такого базового для стратегической стабильности международного соглашения, как Договор по противоракетной обороне 1972 г.

сотрудничество государств-членов с целью разрешения международных проблем мирными средствами и тем са-мым снизить нестабильность в регионе (п.3 ст.1 гл.IV и IX Устава ООН). На эту же задачу призван решать и прин-цип разоружения (ст.11 Устава ООН).

В рамках ООН основными органами по обеспечению международного мира и безопасности являются Гене-ральная Ассамблея и Совет Безопасности.

Известно, что по результатам обсуждения Ассамблея приняла ряд резолюций, среди которых: определение агрессии в 1974 г.; укрепление международного мира, безопасности и международного сотрудничества во всех его аспектах в 1989 г и др.

Кроме того меры по обеспечению безопасности в рамках ООН могут включать:

    превентивную дипломатию – действия направленные на предупреждение возникновения разногласий и недопущения перерастания споров в крупномасштабные международные конфликты;

    миротворчество – это комплексные меры, направленные на то, чтобы с помощью переговоров и иных международных средств урегулировать спор и привести стороны к согласию;

    поддержание мира – означает организацию и поведение военных операций, как для предотвращения кон-фликтов, так и для установления мира. Кроме того, определённых усилий требуется со стороны ООН для удержания ситуации в регионе уже после проведения соответствующих операций.

Когда требуется перейти от общеполитической дискуссии к конкретным шагам по обеспечению мира, то тре-буется участие Совета Безопасности ООН. Совет Безопасности начинает свою деятельность в соответствии со ст.39 Устава с оценки ситуации. Он определяет, существует ли угроза миру, нарушение мира или акт агрессии? Совет Безопасности ООН – единственный орган, который вправе предпринять конкретные практические шаги по исправ-лению ситуации. Для этого Совет Безопасности ООН вправе ввести временные меры для выполнения своих реше-ний или резолюций Генеральной Ассамблеи ООН.

С целью снижения противостояния в «горячих точках» ООН вправе в соответствии со ст.40 Устава приме-нять операции по поддержанию мира . Операции по поддержанию мира требуют выполнения ряда условий: согла-сие правительств сторон на проведение подобных операций; наличие конкретного мандата ООН для тех сил, кото-рые привлечены к этой операции; организация руководства операцией со стороны Совета Безопасности ООН и др.

С учётом сложившейся практики, можно заключить, что подобные операции представляют собой совокуп-ность действий военного, полицейского и гражданского персонала с целью стабилизации обстановки в районе кон - фликта, достижения политического урегулирования конфликта, поддержание или восстановление международного мира и безопасности. В практике ООН проводились и проводятся такие операции двух видов :

    проведение миссии военных наблюдателей «голубые береты» 46 - применение в зоне конфликта нево-оружённых военнослужащих;

    проведение операций по поддержанию мира «голубые каски» - использование воинского контингента с лёгким стрелковым вооружением.

Если же предпринятые действия международного сообщества не увенчались успехом, то среди возможно-стей ООН есть ещё ст. 41 и 42 Устава, которая позволяет проводить военные операции с применением воинского контингента государств-членов ООН. В реализации ст.42 Устава ООН должен был бы принимать участие Военно-Штабной Комитет, но он так и не был создан в годы «холодной войны», поэтому реальное руководство возложено на одного из заместителей Генерального секретаря ООН.

Главой VII Устава ООН предусмотрено создание коалиционных сил, формируемых из воинских континген-тов государств - членов ООН и применяемых по решению Совета Безопасности и под его руководством при осу-ществлении принудительных мер для поддержания или восстановления международного мира и безопасности. Для этой цели Устав ООН обязывает всех членов организации предоставлять в распоряжение Совета Безопасности ООН по его требованию и в соответствии с особым соглашением или соглашениями вооружённые силы, поли-цейские силы и соответствующие средства обслуживания.

В середине 80-х годов ХХ века, политикам со всей очевидностью стало ясно, что дальнейшее наращивание вооружения не имеет смысла, подрывает экономику страны и истощает бюджет государств. Постепенно стала ме-няться отношение государств к этому вопросу, и начали заключаться двухсторонние договоры и региональные со-глашения. Важнейшими результатами такого подхода явились следующие соглашения: Договор о запрещении испы-тания ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой 1963 г.; Договор о нераспростране-нии ядерного оружия 1968 г.; Договор о запрещении размещения на дне морей и океанов и в его недрах ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения 1971 г. и др.

Важную роль в обеспечении безопасности играют меры по укреплению доверия – это отдельные организаци-онно-технические меры, направленные на предотвращение несанкционированного пуска ракет, уведомления о крупных передвижениях войск, приглашение военных наблюдателей на военные учения и т.п., что в конечном итоге должно привести к уменьшению военного противостояния и установления

    В 1948 году ООН впервые использовала военных наблюдателей ООН («голубых беретов») для наблюдения за условиями перемирия в Палестине.

Одной из важнейших целей мирового сообщества является обеспечение международной безопасности. Под международной безопасностью понимается такое состояние международных отношений, при котором исключаются угрозы миру, нарушение мира и акты агрессии в какой бы то ни было форме, а отношения между государствами строятся на нормах и общепризнанных принципах международного права.

Уже вполне четко определились главные, основополагающие реальности в области международной безопасности и межгосударственных отношений, к числу которых, в частности, относятся следующие:

  • 1. Идеологическая и классовая борьба не могут лежать в основе мирных межгосударственных отношений.
  • 2. Ядерная война не может быть средством достижения политических, экономических, идеологических и каких бы то ни было других целей. Поэтому существуют договоры о запрещении ядерного оружия и оружия массового уничтожения.
  • 3. Международная безопасность имеет всеобъемлющий характер. Т.е., затрагивает многие вопросы и сферы общественной жизни.
  • 4. Международная безопасность неделима. Нельзя строить безопасность одного государства за счет безопасности другого. Нельзя допускать гонку вооружений.
  • 5. Неизмеримо выросла миротворческая роль ООН в борьбе за безопасность

Перечисленные выше реальности современного мира и другие факторы свидетельствуют, с одной стороны, о многогранности и всеобъемлющем характере международной безопасности,а с другой - о неразрывной связи безопасности каждого отдельного государства с безопасностью всего международного сообщества в целом, а также связи между безопасностью и развитием.

В соответствии со ст. 1 Устава ООН одной из важнейших целей этой организации является поддержание международного мира и безопасности и принятие с этой целью эффективных коллективных мер для предотвращения и устранения угрозы миру и подавления актов агрессии или других нарушений мира и осуществление мирными средствами, в согласии с принципами справедливости и международного права, улаживания или разрешения международных споров или ситуаций, которые могут привести к нарушению мира.

Особая роль в обеспечении международной безопасности принадлежит международному праву. В настоящее время в международном праве сложилась относительно самостоятельная отрасль - право международной безопасности, которая является подсистемой в рамках целостной, единой системы международного права.

Нормы права международной безопасности закреплены во многих международно-правовых актах, прежде всего -- в Уставе ООН, уставах региональных организаций коллективной безопасное, договорах о разоружении, ограничении вооруженных сил, соглашениях о мерах доверия и ряде других.

Ядро отрасли права международной безопасности составляют основные принципы международного права, такие, как неприменение силы и угрозы силой, невмешательство во внутренние дела, и другие. В то же время в праве международной безопасности имеются и свои специальные принципы -- принцип равной безопасности и принцип ненанесения ущерба безопасности государств.

Установленные международным правом средства обеспечения международной безопасности можно разделить на следующие группы:

  • а) по содержанию (мирные средства и принудительные меры);
  • б) по роли в обеспечении международной безопасности;
  • в) по сфере применения (в пределах территории одного государства, в пределах региона, в масштабах всего мира).

Существует широкий комплекс международно-правовых средств обеспечения международной безопасности. Он включает в себя частности:

  • - мирные средства разрешения международных споров;
  • - системы коллективной безопасности (универсальную и региональные);
  • - меры по предотвращению гонки вооружений и разоружению;
  • - неприсоединение и нейтралитет;
  • - меры доверия.

133. Понятие, цели и принципы права международной безопасности

Право международной безопасности - совокупность правовых способов, соответствующих основным принципам международного права, направленных на обеспечение мира и применяемых государствами коллективных мер против актов агрессии и ситуаций, угрожающих миру и безопасности народов.

Юридическую основу современного права международной безопасности составляют прежде всего такие основные принципы, как принцип неприменения силы, принцип мирного разрешения споров, принцип разоружения.

Нормативный характер носят и специальные принципы права международной безопасности. Среди них особо следует выделить принципы равенства и одинаковой безопасности, не нанесения ущерба безопасности государств и т. д. Равная безопасность понимается в юридическом смысле: у всех государств существует равное право на обеспечение своей безопасности. Фактического равенства, паритета в вооружениях и вооруженных силах при этом может и не быть. Международному праву известен обширный арсенал конкретных средств обеспечения международной безопасности. К ним относятся:

  • коллективная безопасность (всеобщая и региональная);
  • разоружение;
  • мирные средства разрешения споров;
  • меры по ослаблению международной напряженности и прекращению гонки вооружений;
  • меры по предотвращению ядерной войны;
  • неприсоединение и нейтралитет;
  • меры по пресечению актов агрессии, нарушения мира и угрозы миру;
  • самооборона;
  • действия международных организаций;
  • нейтрализация и демилитаризация отдельных территорий, ликвидация иностранных военных баз;
  • создание зон мира в различных регионах земного шара;
  • меры по укреплению доверия между государствами.

Главная цель международной безопасности сформулирована в Уставе ООН - «поддерживать мир и международную безопасность» путем «принятия эффективных коллективных мер для предотвращения и устранения угрозы миру и подавления актов агрессии или других нарушений мира».

134. Общая коллективная безопасность. Право на самооборону и гуманитарная интервенция

Коллективная безопасность означает систему совместных мероприятий государств всего мира или определенного географического района, предпринимаемых для предотвращения и устранения угрозы миру и подавления актов агрессии. В основе коллективной безопасности лежит Устав ООН.

Система коллективной безопасности имеет два основных признака в качестве общей характеристики. Первый признак - принятие государствами - участниками системы по крайней мере трех обязательств, обращенных как бы «внутрь» системы:

  • не прибегать в своих взаимоотношениях к силе;
  • разрешать все споры мирным путем;
  • активно сотрудничать в целях устранения любой опасности миру.

Второй признак - наличие организационного единства государств - участников системы. Это или организация, выступающая в качестве «классической» формы коллективной безопасности (например, ООН), или иное выражение единства: учреждение консультативных или координационных органов (например, Движение неприсоединения). Различают два вида системы. коллективной безопасности: всеобщую (универсальную) и региональную.

Универсальная коллективная безопасность основывается на функционировании ООН. В механизме обеспечения универсальной безопасности на первый план выдвигаются не принудительные, а мирные меры.

Гуманитарная интервенция - применение военной силы против иностранного государства или каких-либо сил на его территории для предотвращения гуманитарной катастрофы или геноцида местного населения.

Под понятие гуманитарной интервенции не попадают следующие действия:

  • миротворческие операции, проводимые ООН с согласия государства, на территории которого они предпринимаются;
  • акции с использованием вооруженной силы по просьбе законного правительства (включая акции, предусмотренные соглашениями). Однако существуют ситуации, при которых нелегко установить, что является законным правительством или действительным согласием.
  • военные операции, предпринимаемые государством с целью спасения своих граждан за рубежом от неминуемой угрозы их жизни или здоровью;
  • акции принудительного характера, не включающие использование вооруженной силы.

135. Региональные международные организации в системе коллективной безопасности

Организация американских государств

Организация американских государств (ОАГ) была создана на основании Межамериканского договора о взаимной помощи 1947 г., Устава ОАГ 1948 г. и Межамериканского договора о мирном разре­шении международных споров 1948 г. Членом ОАГ может быть любое американское государство, рати­фицировавшее его Устав. В настоящее время в ОАГ участвуют все американские государства, за исключением Канады и Кубы.

Целями ОАГ являются достижения мира и безопасности на аме­риканском континенте, укрепления солидарности и сотрудничества, защиты территориальной целостности, организации совместных вы­ступлений в случае агрессии, мирного разрешения споров.

Организация Североатлантического договора (НАТО)

Североатлантический договор был подписан в 1949 г. В настоящее время коли­чество членов НАТО - 16 Вопрос о том, является ли НАТО регио­нальной международной организацией, достаточно спорен: ведь в ее состав входят государства трех континентов.

Согласно положениям Североатлантического договора (ст. 5 и 7), вооруженное нападение против одного или нескольких государств-участников будет рассматриваться как нападение против всех них, если такое нападение произойдет, каждый участник будет помогать стороне, подвергшейся нападению, всеми средствами, включая при­менение вооруженной силы. Нападение включает в себя вооружен­ное нападение как на территории государств-членов, так и на их суда и самолеты в определенном районе.

Местопребывание НАТО - г. Брюссель (Бельгия).

Система коллективной безопасности в рамках СНГ

В соответствии с Договором о коллективной безопасности 1992 г. и Соглашением об утверждении Положения о Совете коллективной безопасности 1992 г (участвуют Армения, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан, Узбекистан) в рамках СНГ учрежден Совет кол­лективной безопасности.

Уставом СНГ предусматривается, что в случае возникновения угрозы суверенитету, безопасности и территориальной целостности одного или нескольких государств-членов либо международному миру и безопасности члены Содружества осуществляют взаимные консультации для принятия мер по устранению возникшей угрозы, включая миротворческие операции и использование вооруженных сил в порядке осуществления права на индивидуальную или коллек­тивную самооборону по ст. 51 Устава ООН.

Решение о совместном использовании вооруженных сил прини­мается Советом глав государств или заинтересованными членами СНГ.

136. ОБСЕ. НАТО

ОРГАНИЗАЦИЯ ПО БЕЗОПАСНОСТИ И СОТРУДНИЧЕСТВУ В ЕВРОПЕ создана в соответствии с решениями, содержащимися в Парижской 1990г. Венской и Хельсинкской декларациях 1992 г.

Цели ОБСЕ:

  • содействие улучшению взаимных отношений, а также создание условий по обеспечению длительного мира;
  • поддержка разрядки международной напряженности;
  • признание неделимости европейской безопасности, а также взаимной заинтересованности в развитии сотрудничества между государствами-членами;
  • признание тесной взаимосвязанности мира и безопасности в Европе и во всем мире;
  • вклад в соблюдение прав человека, экономический и социальный прогресс и благосостояние всех народов.

ОБСЕ состоит из представителей парламентов стран, подписавших Хельсинкский акт 1975 г. и Парижскую хартию 1990 г. Парламентская ассамблея дает оценку осуществлению целей ОБСЕ, обсуждает вопросы, поднятые на встречах Совета Министров и на встречах на высшем уровне государств - членов ОБСЕ, разрабатывает и содействует реализации механизмов по предупреждению и разрешению конфликтов, оказывает поддержку укреплению и консолидации демократических институтов в государствах-участниках.

Организация Североатлантического договора, НАТО, Североатлантический Альянс - военно-политический блок, объединяющий большинство стран Европы,СШАиКанаду. Основан4 апреля1949 годав США, «чтобы защитить Европу от советского влияния». Тогда государствами-членами НАТО стали 12 стран - США, Канада,Исландия,Великобритания, Франция,Бельгия,Нидерланды,Люксембург,Норвегия,Дания,ИталияиПортугалия. Это «трансатлантический форум» для проведения странами-союзниками консультаций по любым вопросам, затрагивающим жизненно важные интересы его членов, включая события, способные поставить под угрозу их безопасность. Одной из декларированных целей НАТО является обеспечение сдерживания любой формыагрессиив отношении территории любого государства-члена НАТО или защиту от неё.

137. Меры укрепления доверия. Международный контроль

Меры укрепления доверия в качестве института права международной безопасности представляют совокупность норм, регламентирующих военную деятельность государств посредством установления мер информационного и контрольного характера с целью достижения взаимопонимания, предотвращения внезапного нападения или несанкционированного конфликта, а также обеспечения процесса разоружения.

Особого внимания заслуживают двусторонние договоры и соглашения, в которых меры укрепления доверия занимают доминирующее положение (Соглашение между СССР и США об уведомлениях о пусках межконтинентальных баллистических ракет.

Меры доверия предусмотрены и в отношениях с Китайской Народной Республикой. Имеются в виду два документа:

Соглашение между Правительством СССР и Правительством КНР о руководящих принципах взаимного сокращения вооруженных сил и укрепления доверия в военной области в районе советско-китайской границы, подписанное 24 апреля 1990 г. Институт мер укрепления доверия имеет неразрывную связь с институтоммеждународного контроля. Механизмы контроля, зафиксированные в договорах, сводятся к созданию контрольных органов в рамках международных организаций, учреждению государствами специальных контрольных органов, использованию национальных технических средств контроля.

Успешному осуществлению контроля способствуют согласованные дополнительные меры, такие, как оснащение военных объектов особыми опознавательными знаками (Договор между Россией и США о дальнейшем сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений 1993 г.); согласованные правила подсчета систем вооружений; уведомление о предстоящих действиях; обмен количественными данными о вооружениях, местах их расположения и технических характеристиках.

Как метод контроля широко применяется инспекция, предусмотренная международными соглашениями.

Международная безопасность - это миропорядок, в котором созданы благоприятные международные условия для свободного развития госу­дарств и иных субъектов международного права

В условиях международной безопасности каждое государство имеет наилучшие условия для проведения политики, направленной на повы­шение материального уровня жизни людей, свободного развития лично­сти, обеспечения в полном объеме прав и свобод человека и гражданина.

Международную безопасность понимают в широком и узком смысле слова.

Международная безопасность в широком смысле включает в себя комплекс политических, экономических, гуманитарных, информацион­ных, экологических и иных аспектов безопасности.

Международная безопасность в узком смысле включает в себя толь­ко ее военно-политические аспекты.

Право международной безопасности - отрасль международного пра­ва, представляющая собой систему принципов и норм, регулирующих военно-политические отношения государств в целях обеспечения мира и международной безопасности 1 . Нормы данной отрасли направлены на обеспечение как международной, так и национальной безопасности.

Источниками права международной безопасности являются между­народный договор, международный обычай, обязательные решения ме­ждународных организаций, прежде всего Совета Безопасности Органи­зации Объединенных Наций.

Основу права международной безопасности составляют общепри­знанные принципы современного международного права, в том числе: неприменение силы или угрозы силой, территориальная целостность го­сударств, нерушимость государственных границ, невмешательство во внутренние дела государств, мирное разрешение споров, сотрудничество между государствами.

Помимо общепризнанных принципов международного права право международной безопасности имеет и свои, отраслевые, принципы 2 ,

Специалисты в области международного права к отраслевым прин­ципам права международной безопасности относят следующие.

Принцип неделимости международной безопасности означает, что в XXI в. мир, как никогда ранее, неделим. Планета Земля - небольшая часть Вселенной. Государства нашей планеты гесно взаимосвязаны. При современных средствах связи и транспорта можно за считанные минуты

или часы достичь любого уголка планеты. Жизнь показывает, что любой кризис в одной части земного шара, будь то природные катаклизмы, вооруженные конфликты или акты международного терроризма, сразу же негативно сказывается в других его частях. Государства ставят перед собой задачу совершенствования универсальной системы международ­ной безопасности, основы которой заложены положениями Устава Ор­ганизации Объединенных Наций.


Принцип ненанесения ущерба безопасности других государств предпо­лагает проведение такой внешней политики государством, которая в максимальной степени учитывает безопасность не только своего госу­дарства, но и всего мирового сообщества. Безусловно, обеспечение на­циональной безопасности государства - один из приоритетов деятель­ности его высших органов, ибо речь идет о безопасности общества, обеспечении и защите прав человека и гражданина. В то же

время каж­дое государство при выработке и осуществлении своей внешней полити­ки, осуществлении военно-политических и военно-технических связей с другими государствами должно максимально учитывать все аспекты обеспечения безопасности как своих союзников, так и международного сообщества в целом.

В праве международной безопасности длительное время обосновы­вался принцип равной и одинаковой безопасности, который по своей сути развивает и конкретизирует предыдущий принцип - ненанесения ущер­ба безопасности других государств 1 . Имеется в виду, что государство должно обеспечивать свою безопасность, соизмеряя ее с возможностями обеспечения безопасности других государств. Речь идет о своего рода па­ритете безопасности.

Однако реальная практика показывает, что данный принцип приме­ним только в отношениях между мощными в военном отношении госу­дарствами, например постоянными членами Совета Безопасности ООН. Что касается государств, которые нельзя отнести к крупным и мощным, то часто по отношению к ним данный принцип не приме­нялся. События последних двух десятилетий, когда США применяли силу в отношении Гренады (1983 г.), Никарагуа (1984 г.), Югославии (1999 г.), Ирака (2003 г.), наглядно показывают, что далеко не все руко­водствуются принципом равной и одинаковой безопасности.

Данный принцип формировался в эпоху, когда на международной арене соперничали между собой две основные экономические и полити­ческие системы - социалистическая и капиталистическая. Их олицетво­рением были СССР и США, которые по мощи своих вооружений к на­чалу 70-х годов XX в. на много порядков превосходили другие государст­ва. Именно тогда эти две, как их называли, супердержавы в военной сфере достигли стратегического паритета. Ни одна из них не могла по­зволить другой стороне вырваться вперед в военном отношении. И это было благом для всего мира, поскольку угроза ядерного катаклизма не

позволяла СССР и США прибегать к оружию для выяснения споров ме­жду ними. Этот стратегический паритет позволил двум державам начать долговременный процесс ограничения и сокращения ядерного оружия и средств его доставки 1 .

После распада СССР в 1991 г. в мировые лидеры вырвались США, поскольку не только не утратили свою былую мощь, но и существенно нарастили ее. Естественно, у США появилось стремление воспользо­ваться своей огромной экономической, финансовой и военной мощью для обустройства мира по-американски. И сразу же существование принципа равной и одинаковой безопасности оказалось под угрозой. Особенно жестким атакам указанный принцип подвергся на рубеже XX и XXI вв., когда США не только предприняли военные акции против ряда государств, но и вышли из такого базового для стратегической ста­бильности международного соглашения, как Договор по противоракст-ной обороне 1972 г.

Система всеобъемлющей международной безопасности включает в себя широкий комплекс международно-правовых средств обеспе­чения международной безопасности, и в частности:

мирные средства разрешения международных споров;

системы коллективной безопасности (универсальную и регио­нальные);

меры по предотвращению гонки вооружений и разоружению;

неприсоединение и нейтралитет;

меры доверия.

Одной из самых важных мер поддержания международного мира является система коллективной безопасности.

С точки зрения международного права коллективная безопас­ность представляет собой совокупность совместных мероприятий государств и международных организаций по предотвращению и устранению угрозы международному миру и безопасности и пресече­нию актов агрессии и других нарушений мира. Юридически система международной безопасности оформлена международными догово­рами. Различают универсальную и региональные системы коллектив­ной безопасности.