Политические взгляды и отношение к реформам. Либеральные реформы Александра II - причины, историческое значение

Либеральные реформы Александра II и их историческое значение.

(Крестьянская реформа). Крепостное право в России приняло такие формы, что мало отличалось от рабства, оно осуждалось всœеми слоями русского общества. Но пойти на его отмену правительство смогло лишь в 1861. В эк.сфере наблюдалось нарастание кризиса помещичьего хозяйства, основанного на принудительном, неэффективном труде крепостных. Увеличились волнения крестьян. Поражение в Крымской войне показало, что крепостное право -- главная причина военно-техн.отсталости. Правительство встало на путь соц., эк. и полит.реформ. По крестьянской реформе крестьяне получили свободу (без выкупа) и земельный надел (за выкуп). Четверти суммы земли крестьянин должен был уплатить помещику. Оставшуюся сумму помещик получал от гос-ва, а крестьянин погашал ее в течении 49 лет, взаимоотношения крестьян и помещиков регулировались ʼʼУставными грамотамиʼʼ, крестьяне могли заниматься предпринимательством, переходить в другие сословия. Реформа предотвратила массовые выступления крестьян. Земельная реформа. Реформа городского самоуправления. Отмена крепостного права вызвала крайне важно сть проведения других буржуазных. 1 января 1864 издано "Положение о губернских и уездных земских учреждениях", вводившее бессословные выборные органы местного самоуправления – земства, состоявших из распорядительных и исполнительных органов. Земства несли ответственность за народное образование, за народное здоровье, за поставки продовольствия, за качество дороᴦ. Это требовало средств, земствам было позволено вводить новые налоги. 16 июня 1870 издано "Городовое положение", по которому в городах вводилось выборное самоуправление - городские думы. Городская дума избирала городскую управу (городской голова). Право избирать и быть избранным в город.думу имели только жители, обладающие имущественным цензом (владельцы домов, торᴦ.-пром.заведений,). Городские Думы находились в ведении Сената. Городская реформа стала шагом вперед в организации город.управления, она способствовала развитию город.хозяйства, промы-ти и торговли. Судебная реформа. Одновременно с земской подготовлена и судебная. Присяжные заседатели, устанавливали теперь лишь виновность или невиновность подсудимого, меру наказания определяли судьи. Для разбора мелких проступков и гражданских дел в уездах и городах вводился Мировой суд. Военные преобразования. Армия играла важную роль в общественно-полит.жизни России. Необходимость и неотложность военной реформы определялась поражением в Крымской войне - ее технич. и тактическая отсталость армии. Европейские державы увеличили свой военный потенциал, что представляло угрозу безопасности России. Порядок укомплектования и управления войсками, взаимоотношения в армии не соответствовали преобразованиям, происходившим в обществе. В 1874 издан устав о всœеобщей воинской повинности. По новому закону призывались всœе молодые люди, достигшие 14 - 21 года, но правительство каждый год определяло крайне важно е число новобранцев, и по жребию из призывников выбиралось только это количество. Другие реформы. Университетский устав 1863 расширял автономию университетов: предоставлял хозяйственную и административную самостоятельность, преподаватели и студенты участвовали в решении вопросов внутренней жизни. Финансовая реформа 1862-1866 - право распоряжаться фин.средствами страны получал министр финансов, деятельность которого подлежала учету со стороны Гос.контроля. В 1860 учрежден Гос.банк, кредитовавший торᴦ.-пром.предприятия. Средством поднятия эк.мощи считалась постройка сети ж/д. Увеличился ввоз товаров в Россию. Число торговых и промышленных предприятий, фабрик и заводов возросло.

Либеральные реформы Александра II и их историческое значение. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Либеральные реформы Александра II и их историческое значение." 2017, 2018.

  • - III. Время 90 минут.

    Занятие №5 Тормозная система Тема №8 Механизмы управления По устройству автомобильной техники Проведения группового занятия План – конспект Преподаватель цикла ПОПОН подполковник Федотов С.А. "____"... .


  • - III. Стартер включен.

    Из позиции I спокойно поворачиваем ключ на 180°, в позицию II. Как только вы попадете во вторую позицию, на щитке приборов обязательно включатся какие-нибудь лампочки. Это могут быть: контрольная лампа заряда аккумуляторной батареи, лампочка аварийного давления масла,... .


  • - II. Холодильник емкость «А».

    1. 2. ; СА – теплоемкость [воды + металла] первой части холодильника 3. Линеаризация. переводится в Уравнение динамики емкости «А». Уравнение к конечном виде: в относительном виде. II. Уравнение объекта управления, управление которым производится еще и... .


  • - II. Селективность (избирательность) действия.

    Селективным называется такое действие защиты, при котором отключается только повреждённый элемент или участок. Селективность обеспечивается как различными уставками аппаратов защиты, так и применением специальных схем. Пример обеспечения селективности с... .


  • - Эллинистический период (III –I вв. до Р.Х.).

    В эпоху эллинизма в скульптуре усиливается тяга к пышности и гротеску. В одних произведениях показаны чрезмерные страсти, в других заметна излишняя близость к натуре. В это время начали прилежно копировать статуи прежних времён; благодаря копиям мы сегодня знаем многие... .


  • - Французская романская скульптура. XI-XII вв.

    В XI в. во Франции обозначились первые признаки возрождения монументальной скульптуры. На юге страны, где было много античных памятников и традиции ваяния не были утрачены полностью, она возникла раньше. Техническая вооруженность мастеров в начале эпохи была... .


  • - Французская готическая скульптура. XIII-XIV вв.

    Начала французской готической скульптуры были заложены в Сен-Дени. Три портала западного фасада знаменитой церкви заполняли скульптурные изображения, в которых впервые проявилось стремление к строго продуманной иконографической программе, возникло желание... .


  • - Принята на Конференции ООН по населенным пунктам (Хабитат II), Стамбул, Турция, 3-14 июня 1996 года

    СТАМБУЛЬСКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ ПО НАСЕЛЕННЫМ ПУНКТАМ. 1. Мы, главы государств и правительств и официальные делегации стран, собравшиеся на Конференции Организации Объединенных Наций по населенным пунктам (Хабитат II) в Стамбуле, Турция, с 3 по 14 июня 1996 года,... .


  • - Портрет императора Рудольфа II в образе Вертумна. 1590

    Фантастические головы очень ценились современниками, у итальянского мастера было много подражателей, но никому из них не удалось сравниться в живости и изобретательности с арчимбольдовскими портретными композициями. Джузеппе Арчимбольдо Хиллиард,... .


  • ИСТОРИЯ

    Наименование направления подготовки

    080100 Экономика

    КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

    ТЕМА № 14

    Великие реформы 60-70-х годов 19 века в России

    Группа ЭП – 12 ТД

    Преподаватель: Коноплева Лариса Александровна

    Исполнитель: Горбачева Ольга Сергеевна

    План:

    Введение

    1. Предпосылки либеральных реформ Александра 2.

    2. Реформы в области общественных отношений.

    3. Социально-политические последствия реформ и их оценки в исторической литературе

    Заключение

    Список используемой литературы

    ВВЕДЕНИЕ

    К середине 19 века четко выразилось отставание России в экономической и социально-политической сферах, от передовых капиталистических стран. Ряд международных событий обнаружили существенное ослабление Российского государства во внешнеполитической области. В полной мере это обличила Крымская война (1853-1856), которая выявила всю внутреннюю несостоятельность нашего отечества, и нашего прежнего быта. И как следствие, проявилась необходимость провести полное преобразование многих сфер государственной жизни.

    Данная потребность в реформах, с каждым днем становилась все более и более ощутимой и неотложной. Но на пути всякого улучшения непреодолимой преградой стояло - крепостное право. Поэтому главной целью внутренней политики правительства во второй половине 19 века было приведение экономической и социально-политической системы России в соответствие с потребностями времени. Одновременно не менее важной задачей было сохранения самодержавия и господствующего положения дворянства.

    Царствование императора Александра 2 (1855-1881) ознаменовалось рядом «великих реформ», значительно продвинувших вперед русскую жизнь. Из этих преобразований важнейшими являются: освобождение крестьян, в 1861 году и издание «положения об устройстве крестьян», дарование подданным в 1864 году суда гласного, правого, скорого, милостивого и родного для всех, земское и городское самоуправление, издание в 1874 году устава о воинской повинности, обязательной для всех сословий государства, учреждение ряда университетов открытие женских гимназий и прогимназий, улучшение путей сообщения.

    Деятельность Александра 2 прекратилась из-за его гибели, 1 марта 1881 года от руки убийц, но в истории за ним закрепилось имя «Освободитель».

    ВЕЛИКИЕ РЕФОРМЫ 60-70-х годов 19 века в России

    Предпосылки либеральных реформ Александра 2.

    Восхождение Александра 2 на трон произошло при очень тяжких обстоятельствах, и первые годы правления нового государя были посвящены ликвидации Восточной войны и тяжелых порядков николаевского времени. Общество недовольное деспотическим и бюрократическим правлением Николая 1, искало причины провала его внешней политики. Участились крестьянские восстания. Активизировали свою деятельность радикалы. Все это не могло не вынудить нового собственника Зимнего дворца задуматься о курсе своей внутренней политики.

    В общественном движении во второй половине 19 века началось размежевание трех идейных направления: радикального, либерального и консервативного. Для этих течений были характерны различные подходы к оценкам прошлого и прогнозам будущего России.

    Вот такие проблемы получил в наследство Александр 2 от своего родителя, императора Всероссийского Николая 1. От нового самодержца требовалось проведения ряда преобразований.

    Аграрно-крестьянский вопрос к середине 19 века стал острейшей социально-политической проблемой в России. Среди европейских государств, крепостное право осталось только в нашем государстве, тормозя экономическое и социально-политическое развитие. Теперь уже нельзя сомневаться в том, что данный вопрос об отмене крепостного права к середине 19 в. достаточно назрел в общественном сознании, и владение душами было осуждено как в силу отвлеченно-моральных мотивов, так и по соображениям практического порядка. Вся Россия, можно сказать, постигла моральную и политическую необходимость выйти из ситуации крепостной системы и уничтожить злоупотребления крепостным правом, обращавшие это право в открытое рабство.

    Самые разномыслящие круги интеллигенции совпадали в своих взглядах к крепостному порядку, если абстрактные размышления и моральные эмоции сплачивали русских людей в одинаковом утверждении крестьянской реформы и отмены крепостного строя, то, с другой стороны, практические, житейские условия свидетельствовали о естественном вырождении старого крепостного порядка.

    Под влиянием государственного роста, завоеваний 18 веке и успехов внешней торговли Россия первой половины 19 века «разрывала с натуральным строем прежнего времени, в котором обмен и обрабатывающая промышленность играли незначительную роль, и быстро переходила к расширению обмена и к увеличению фабрично-заводского производства». В этой экономической эволюции землевладельческое дворянство приняло свое участие. Оно увеличило запашки в целях хлебного экспорта и испытывало разные виды фабричного производства. Вся тяжесть усиленного землепашества и новых форм труда пала на крепостное крестьянство и истощала его физические силы. Прирост крепостного населения в северной половине государства стал падать, а с 1835 г. вместо прироста уже наблюдалась убыль, объясняемая не только перемещением населения на юг, но также и истощением его на непосильной работе.

    Вместе с тем становилось явным обеднение и оскудение крепостного крестьянства, и росло в его среде острое недовольство своим положением. Таким образом, рост торгово-промышленного оборота в стране ухудшил и обострил крепостные отношения и возбуждал в помещиках опасения за будущее.

    В то же время попытки усовершенствования и усложнения помещичьего хозяйства не содействовали увеличению материального благополучия самих помещиков. Водворение новых форм хозяйства далеко не всегда удавалось; помещичьи фабрики обычно не выдерживали конкуренции с купеческими, более богатыми и технически совершенными. Подневольный барщинный труд оказывался непригодным для улучшенных способов производства. Поэтому среди крепостных владельцев к середине 19 века выросло разочарование в успехе их земельного и фабричного хозяйства и сознание того, что они попали в кризис.

    Сознание хозяйственного кризиса угнетало помещиков; настроение недовольной крепостной массы их пугало; недостаток денежных средств приводил к мысли о несовершенствах и устарелости крепостного порядка. Даже и те помещики, которые не были захвачены высокой освободительной идеей, думали, что близок конец старого порядка, и не сомневались в том, что нужна его реформа; они только боялись, что реформа окончательно их разорит.

    Необходимость ликвидации крепостного права обуславливалась и тем, что крестьяне открыто, протестовали против него. Произошло усиление крестьянского протеста против крепостничества, которое выражалось в увеличении волнений.

    После 1856 года в общественном мнении окончательно сложилось понимание экономической и политической необходимости отмены крепостного права. Как уже говорилось выше, публицистические выступления представителей различных общественно-политических направлений во второй половине 50-х годов постепенно подготовили общественное мнение страны к осознанию назревшей потребности решения крестьянского вопроса.

    Таким образом, отмена крепостного права была обусловлена политическими, экономическими, социальными и нравственными предпосылками. Правительство, опасаясь того, что Россия будет отброшена в ряды второстепенных держав, встало на путь социальных, экономических и политических реформ.

    3 января 1857 года был образован секретный комитет «для обсуждения мер по устройству быта помещичьих крестьян», но так как он состоял из ярых крепостников, то действовал нерешительно. Однако, через некоторое время, заметив, что крестьянское недовольство не утихает, а напротив, нарастает, комитет вплотную преступил к подготовке крестьянской реформы. С этого момента существование комитета перестало быть «секретом» и в феврале 1858 года он был переименован в Главный комитет «о помещичьих крестьянах, выходящих из крепостной зависимости».

    Происходит заметное оживление либерально-оппозиционного движения среди тех слоев дворянства, которые считали необходимым не только отменить крепостное право, но и создать общесословные выборные органы управления, учредить гласный суд, ввести гласность вообще, провести преобразования в сфере просвещения и т. д.

    К концу августа 1859 года проект «Положений о крестьянах» был практически подготовлен. В конце января 1861 года проект поступил на рассмотрение последней инстанции - Государственного совета. Здесь было сделано новое «дополнение» к проекту в пользу помещиков: по предложению одного из крупнейших землевладельцев П. П. Гагарина, был внесен пункт, о праве помещика предоставлять крестьянам, соответственно по соглашению с ними, немедленно в собственность и бесплатно, т.е. «в дар» четверть надела. Такой надел получил название «четвертного» или «дарственного», сами же крестьяне называли его «сиротским».

    19 февраля «Положения», а они включали в себя 17 законодательных актов, были подписаны царем и получили силу. В тот же день царь подписал и Манифест об освобождении крестьян.

    По Манифесту крестьянин получал полную личную свободу. Это особенно важный момент в крестьянской реформе, и я хотела бы обратить на него внимание. Веками крестьяне боролись за свою свободу.

    Несмотря на грабительский для крестьян характер реформы 1861 года, ее значение для дальнейшего развития страны было очень велико. Эта реформа явилась переломным моментом при переходе из феодализма в капитализм. Освобождение крестьян способствовало интенсивному росту рабочей силы, а предоставление им некоторых гражданских прав способствовало развитию предпринимательства. Помещикам же реформа обеспечивала постепенный переход от феодальных форм хозяйства к капиталистическим.

    Эту реформу назвали великой, так как она принесла свободу более чем 30 млн. крепостных крестьян, было уничтожено крепостное право - то «очевидное и для всех ощутительное зло», которое в Европе прямо называли «русским рабством», была расчищена дорога для становления буржуазных отношений, экономической модернизации страны.

    Вместе с тем данная реформа имела половинчатый характер. Она была сложным компромиссом между государством и всем обществом, между двумя основными сословиями – помещиками и крестьянами, а также между различными общественно-политическими движениями. Процесс подготовки реформы и ее реализация позволили сохранить помещичье землевладение, но обрекли российских крестьян на малоземелье, нищету и экономическую зависимость от помещиков, так как крестьяне при разделе земли были вынуждены отдать помещикам пятую часть своих наделов.

    Реформа 1861 года не сняла аграрный вопрос в России, который оставался центральным и наиболее острым еще долгое время.

    В начале ХХ века в России вспыхнула первая русская революция, крестьянская во многом по составу движущих сил и задачам, которые перед ней стояли. Именно это заставило П.А.Столыпина осуществить земельную реформу, разрешив крестьянам выход из общины. Суть реформы заключалась в решении земельного вопроса, но не за счет конфискации земли у помещиков, как требовали крестьяне, а за счет передела земли самих же крестьян.


    Похожая информация.


    Реформы Александра II — попытка российской власти привести порядки Российской империи в соответствие с реалиями ХIХ века. Ведь в то время, когда Россия оставалась полуфеодальной державой, в Европе полным ходом шла промышленная революция: строились железные дороги, повсеместно в быту и промышленности внедрялись электричество и сила пара. В направлении либерализма развивались общественные отношения
    • Россия к середине XIX века переместилась на восьмое место по выплавке металла. Англия превосходила её в 12 раз.
    • К середине века Россия имела 1,5 тыс. км. железнодорожных путей, тогда как в Англии их насчитывалось 15 тыс. км.
    • Средний урожай в России 4,63 четверти с десятины, во Франции — 7,36 четвертей, в Австрии — 6,6
    • 1861 году в хлопчатобумажной промышленности России насчитывалось около 2 млн. механических веретен и около 15 тыс. механических ткацких станков. В Англии уже к 1834 г. в хлопчатобумажной промышленности работало свыше 8 млн. механических веретен, 110 тыс. механических ткацких станков и 250 тыс. ручных станков.

    Краткая биография Александра II

    • 1818, 17 апреля — рождение
    • 1825, 12 декабря — объявлен наследником престола.
    • 1826 — наставником наследника назначен В. А. Жуковский, разработавший в том же году 10-летний план воспитания Александра Николаевича.
    • 1834, 17 апреля — Александр в день своего совершеннолетия принес присягу на верность императору
    • 1837, 2 мая-10 декабря — Александр Николаевич совершил путешествие по России, во время которого посетил 29 губернии империи
    • 1838-1839, 2 мая-23 июня — путешествие за границу, подводящее итог обучению Александра
    • 1841, 16 апреля — свадьба Александра Николаевича и принцессы Гессен-Дармштадтской Марии Александровны
    • 1842, 18 августа — рождение дочери Александры (умерла в 1849 году)
    • 1839-1842 — Александр стал членом Государственного Совета и Комитета министров
    • 1843, 8 сентября — рождение сына Николая (умер в 1865 году)
    • 1845, 26 февраля — рождение сына Александра, будущего императора (умер в 1894 году)
    • 1847, 10 апреля — рождение сына Владимира (умер в 1909 году)
    • 1850, 2 января — родился сын Алексей (умер в 1908 году)
    • 1852 — назначен главнокомандующим Гвардейским и Гренадерским корпусами
    • 1853, 17 октября — родилась дочь Мария, умерла в 1920 году
    • 1855, 18 февраля — смерть
    • 1855, 19 февраля — вступление на российский престол императора Александра II
    • 1856, 26 августа — коронация Александра II в Москве
    • 1857, 29 апреля — родился сын Сергей, умер в 1905 году
    • 1860, 21 сентября — родился сын Павел, умер в 1919 году
    • 1861, 19 февраля — Александр II подписал Манифест и Положения об освобождении крестьян от крепостной зависимости
    • 1865, 12 апреля — смерть наследника престола великого князя Николая Александровича и провозглашение наследником великого князя Александра Александровича
    • 1866, 4 апреля — покушение Д. Каракозова на жизнь Александра II
    • 1867, 25 мая — покушение А. Березовского на жизнь Александра II
    • 1879, 2 апреля — покушение А. Соловьева на жизнь Александра II
    • 1879, 19 ноября — взрыв царского поезда под Москвой
    • 1880, 12 февраля — взрыв царской столовой в Зимнем дворце
    • 1880, 19 февраля — празднование 25-летия вступления на престол Александра II.
    • 1880, 22 мая — смерть императрицы Марии Александровны.
    • 1880, 6 июля — женитьба Александра II на Е. М. Долгорукой-Юрьевской.
    • 1881 1 марта — смерть Александра II от рук террористов из организации

    18 февраля 1855 года умер император Николай I. Русский трон занял его сын Александр (II). Крымская война ещё продолжалась, но неудачный ход её всё более утверждал русское общество в мысли, что страна отстает в своем развитии от запада и требуются кардинальные реформы всего устройства русской жизни. Инициатором реформ выступил император Александр II

    Причины реформ Александра II

    • Существование крепостного права, тормозившего экономическое развитие России
    • Поражение в
    • Отсутствие возможностей у сословий Империи влиять на деятельность государства

    Реформы Александра Второго

    • Крестьянская реформа. Отмена крепостного права (1861 год)
    • Финансовые реформы (с 1863 года)
    • Реформа образования (1863 год)
    • Земская реформа
    • Городская реформа (1864 год)
    • Судебная реформа (1864 год)
    • Военная реформа (1874 год)

    Крестьянская реформа

    • Объявление крепостных крестьян лично свободными без выкупа
    • Помещики сохраняли за собой треть поместья в Нечерноземье и половину поместья в Черноземье.
    • Земля предоставлялась крестьянской общине
    • Крестьянин получал надел на правах пользования и не мог отказаться от него
    • По определенным льготным правилам крестьянин выплачивал помещику выкуп за полный надел
      (крестьянин мог получить без выкупа 2,5 десятины земли.)
    • До выкупа земли крестьянин считался «временнообязанным» по отношению к помещику и был обязан выполнять прежние повинности - барщину и оброк (отменено в 1882–1887 годах)
    • Расположение крестьянских наделов определял помещик
    • Крестьянин получал
      - личную свободу,
      - независимость от помещика;
      - право переходить в другие сословия;
      - право самостоятельного вступления в брак;
      - свободу выбора рода занятий;
      - право защиты своих дел в суде.
      - самостоятельно совершать сделки
      - приобретать и распоряжаться имуществом;
      - заниматься торговлей и промыслами
      - участвовать в выборах местного самоуправления

    Отменив крепостное право, Александр остался в истории России под именем Освободителя

    Финансовая реформа

    Была направлена на упорядочивание работы финансового аппарата государства

    • Бюджет государства составлялся в министерстве финансов, утверждался государственным советом, а затем императором
    • Бюджет начал публиковаться для ознакомления общественностью
    • Все министерства должны были ежегодно составлять сметы с указание всех статей расходов
    • Были созданы органы государственного финансового контроля – контрольные палаты
    • Винный откуп был заменен акцизными марками и были созданы местные акцизные управления, которые выдавали акцизы.
    • Налогообложение было разделено на косвенные налоги и прямые налоги

    Реформа образования

    • Принят новый университетский устав, который предоставлял университетам широкую автономию
    • Принято положение о начальных училищах
    • Устав о средних учебных заведениях с разделением их на 2 типа: классические гимназии, их выпускники имели право поступать в университет без экзаменов; и реальные училища
    • Создана система женского образования: закон о женских училищах
    • Принят новый закон о печати, в котором деятельность цензуры снижалась

    Земская реформа. Кратко

    Её цель заменить бюрократическое управление территорией из Центра органом местного самоуправления, состоящим из жителей данной местности, лучше, чем кто бы-то ни было знакомых с местными реалиями жизни
    Были созданы выборные губернские и уездные земские собрания и земские управы. Они ведали местными хозяйственными делами: содержанием путей сообщения; строительством и содержанием школ и больниц; наймом врачей и фельдшеров; устройством курсов для обучения населения; развитием местной торговли и промышленности; устройством хлебных складов; заботой о скотоводстве и птицеводстве; взиманием налогов на местные нужды и т. п.

    Городская реформа

    Преследовала те же цели, что земская. В губернских и уездных городах были организованы городские общественные управления, в ведении которых стояли хозяйственные вопросы: внешнее благоустройство города, обеспечение продовольствием, противопожарная безопасность, устройство пристаней, бирж и кредитных учреждений и пр. Под учреждениями городского самоуправления подразумевалось городское избирательное собрание, дума и городская управа

    Судебная реформа. Кратко

    Судебная система при Николае Первом была нерациональна и сложна. Судьи были зависимы от властей. Состязательность отсутствовала. Право сторон и подсудимых на защиту было ограниченным. Часто судьи вообще не видели подсудимых, а решали дело по документам, составленным судебной канцелярией. Основой реформы судопроизводства Александра II стали такие положения

    • Независимость судебной власти
    • Единый суд для всех сословий
    • Гласность судопроизводства
    • Состязательность судопроизводства
    • Право сторон и подсудимых на защиту в суде
    • Открытость всех доказательств, выдвигаемых против подсудимых
    • Право сторон и осужденных на подачу кассационной жалобы;
    • Упразднение без жалоб сторон и протеста прокурора пересмотра дел вышестоящей инстанцией
    • Образовательный и профессиональный ценз для всех судебных чинов
    • Несменяемость судей
    • Обособление прокуратуры от суда
    • Суд присяжных для обвиняемых в преступлениях средней и большой тяжести
  • Тема 7. Советское государство между двумя мировыми войнами (1918-1939 гг.)……………………………………………………………………………… 198
  • Тема 8.Ссср накануне и начальный период второй мировой войны. Великая отечественная война (1939-1945 гг.)………………………………. 218
  • Тема 9. Ссср в послевоенные годы (1945-1985 гг.)…………………………. 241
  • Тема 10. Советский союз и россия в конце XX в. (1985-2000 гг.)….. 265
  • Введение
  • Тема 1. Введение в курс "История"
  • 1.1. История как наука.
  • 1.2. Формационный и цивилизационный подходы в историческом познании. Понятие цивилизации как типологической единицы истории.
  • 1.3. Типология цивилизаций
  • 1.4. Россия в системе мировых цивилизаций. Особенности русского исторического процесса.
  • Тема 2. Основные тенденции формирования средневекового общества. Восточные славяне в древности. Древнерусское государство в IX – начале XII вв.
  • 2.1. Проблема этногенеза восточных славян: теории происхождения и расселения.
  • 2.2. Образование государства у восточных славян. Роль норманнского влияния на развитие Древнерусского государства.
  • 2.3. Принятие христианства на Руси. Роль православной церкви в формировании русского средневекового общества.
  • 2.4. Социально-экономический и общественно-политический строй Древней Руси.
  • Тема 3. Русские земли накануне и в период образования централизованного государства. "Новый период" в российской истории (XII-XVII вв.)
  • 3.1. Переход к удельному периоду: предпосылки, причины, значение.
  • 3.2. Основные тенденции социально-экономического и политического развития Руси в XIII-XV вв.
  • 3.4. Российское государство на рубеже XVI - XVII вв. Смутное время: причины, сущность, итоги.
  • 3.5. Российское государство после Смуты. Правление первых царей династии Романовых.
  • Тема 4. XVIII век в западноевропейской и российской истории: модернизация и просвещение
  • 4.1. Российская держава на рубеже XVII-XVIII вв. Предпосылки петровских реформ.
  • 4.2. Начало модернизации России. Реформы Петра I.
  • 4.3. Результаты и значение петровских преобразований. Проблема цивилизационного раскола российского общества.
  • 4.4. Российская империя в 1725–1762 гг. Эпоха "дворцовых переворотов".
  • 4.5. Политика "просвещенного абсолютизма" в России. Царствование Екатерины II.
  • Тема 5. Основные тенденции развития всемирной истории в XIX веке. Российское государство в XIX веке
  • 5.1. Правление Александра I: борьба либеральных и консервативных тенденций.
  • 5.2. Основные направления внешнеполитического курса Александра I. Отечественная война 1812 г.
  • 5.3. Режим Николая I. Кризис феодально-крепостнической системы.
  • 5.4. Общественная мысль России первой половины XIX в.
  • 1. Декабристы.
  • 2. Освободительное движение и общественно-политическая мысль в России в 20–50-е гг. XIX в.
  • 5.5. Либеральные реформы Александра II (60–70-е гг. XIX в.): причины, историческое значение.
  • 5.6. Контрреформы Александра III. Противоречивый характер пореформенной модернизации России.
  • 5.7. Общественно-политические движения в России во второй половине XIX в.: направления, характер, особенности.
  • Тема 6. Место хх века во всемирно-историческом процессе. Россия в начале XX века
  • 6.1. Экономическое и социально-политическое развитие страны на рубеже XIX – XX вв. Революция 1905 – 1907 гг. В России: причины, характер, особенности, итоги.
  • 6.2. Образование политических партий: предпосылки, программы и тактика.
  • 6.3. Изменения в государственном и политическом строе империи. Опыт российского парламентаризма.
  • 6.4. Сущность третьеиюньской политической системы. Реформы п.А Столыпина: цели, содержание, итоги.
  • 6.5. Причины и характер Первой мировой войны. Политический кризис в России в условиях войны.
  • 6.6. Февральская революция в России. Расстановка политических сил в стране и проблема исторического выбора.
  • 6.7. Октябрьские события 1917 г. В Петрограде: проблемы, оценки, расстановка политических сил. Установление советской власти.
  • Тема 7. Советское государство между двумя мировыми войнами (1918 – 1939 гг.)
  • 7.1. Гражданская война и интервенция в России: причины, цели, этапы, средства, итоги.
  • 7.2. Общественно-политический и экономический кризис в России после окончания Гражданской войны. Сущность и содержание нэпа.
  • 7.3. Политическая борьба в 1920-е гг. Поиск модели построения социализма.
  • 7.4. Ссср на путях форсированного строительства социализма (30-е гг.). Итоги социально-экономического развития страны.
  • 7.5. Политическая система советского общества в 30-е гг. Сталинская модель социализма: теория и практика.
  • Тема 8. Вторая мировая война. Великая Отечественная война советского народа (1939–1945 гг.)
  • 8.1. Истоки Второй мировой войны. Предвоенный политический кризис.
  • 8.2. Внешнеполитическая деятельность Советского государства накануне и в начальный период Второй мировой войны.
  • 8.3. Начало Великой Отечественной войны. Поражения Красной Армии и их причины.
  • 8.4. Основные этапы и сражения Великой Отечественной войны.
  • 8.5. Цена и уроки победы над фашизмом во Второй мировой и Великой Отечественной войнах.
  • Тема 9. Ссср и послевоенный мир (1945–1985 гг.)
  • 9.1. Поляризация послевоенного мира. Ссср в мировом балансе сил. "Холодная война": причины, особенности, этапы.
  • 9.2. Восстановление разрушенного хозяйства ссср. Возврат к довоенной внутренней политике.
  • 9.3. Советское общество после смерти и.В.Сталина. Начало изменений в общественной жизни страны.
  • 9.4. Первые попытки либерализации советского общества: реформы н.С.Хрущева и их результаты.
  • 9.5. Нарастание кризисных явлений в обществе в середине 60-х – начале 80-х гг. Необходимость перемен.
  • Тема 10. От перестройки к обновленной России (вторая половина 80-х годов XX в. – начало XXI в.)
  • 10.1. Ссср на пути кардинального реформирования общества (вторая половина 1980-х гг.). Политика «перестройки».
  • 10.2. Распад ссср и образование Содружества Независимых Государств.
  • 10.3 Россия – суверенное государство: внутренняя политика и геополитическое положение.
  • Глоссарий
  • Список литературы к курсу «История»
  • 5.5. Либеральные реформы Александра II (60–70-е гг. XIX в.): причины, историческое значение.

    В исторической науке традиционно 50–60-е гг. XIX в. считают революционной ситуацией , под которой понимают совокупность признаков, независимых от воли отдельных групп, классов или партий, делающих социальную революцию вполне возможной. В.И. Ленин в работе "Крах II Интернационала" выделил три признака революционной ситуации: невозможность правящего класса сохранять в неизменном виде свою власть – "кризис верхов", обострение выше обычного нужды и бедствий народных масс – "кризис низов", повышение выше обычного политической активности народных масс. Как известно, не всякая революционная ситуация перерастает в революцию. Для мощного социального взрыва, кроме трех объективных признаков, необходим еще и революционный класс, способный сместить существующее правительство. Российская революционная ситуация 50–60-х гг. XIX в. имела свои особенности:

      Кризис феодально-крепостнической системы – этап разложения феодализма, когда крепостнические производственные отношения вошли в тупик и стали оковами в развитии капитализма.

      Необычайная острота аграрного (крестьянского) вопроса –вопроса об отношениях по поводу земельной собственности и связанной с этим социально-политической борьбой (по статистике, к середине XIX в. в России на 110 тыс. помещиков приходилось 22 млн. крепостных крестьян).

      Тяжелейшая национальная катастрофа – поражение в Крымской войне (1853 – 1855 гг.): по Парижскому трактату (1856) Россия потеряла Южную Бессарабию и устье Дуная; ей запретили не только иметь на Черном море флот, крепости и арсеналы (так называемый принцип нейтрализации моря), но и участвовать в борьбе славянских народов Балкан против турецкого владычества. Кроме того, война выявила техническое и военное отставание России от передовых европейских стран – Англии и Франции.

    Таким образом, реформы были жизненной необходимостью, иначе революционная ситуация грозила перерасти в революцию, результат которой, учитывая особенности и специфику России, предугадать было невозможно. Неудачи в Крымской войне вызвали волну общественного недовольства. Общественное движение заметно усилилось после смерти Николая I в феврале 1855 г. Как всегда, в России особые надежды возлагали на нового императора. Наступала т.н. "эра гласности". Действия правительства были ускорены развернувшимся после войны общественно-политическим движением за отмену крепостного права, поскольку эта проблема была первостепенной важности. В 1855 – 1857 гг. литераторами, публицистами, учеными, государственными чиновниками императору было подано 63 записки с вариантами решения этого вопроса. Подход к проблеме и программа практических действий были разными, однако всех объединяло понимание необходимости коренных перемен. В общественном движении четко выделялись три главных направления.

      Леворадикальное направление группировалось вокруг журнала "Современник" и зарубежных изданий А.И.Герцена. Сторонники этого течения подвергали критике весь общественно-политический строй России. На самом крайнем фланге находились Н.Г.Чернышевский и Н.А.Добролюбов, отвергавшие всевозможные компромиссы и проекты освобождения крестьян сверху, действиями правительства. Наиболее желательным они считали массовое движение крестьян и ликвидацию крепостного права снизу, поскольку были приверженцами социалистических идей и мечтали о новом социальном устройстве общества на базе равенства, справедливости и всеобщего вдохновенного труда.

      Умеренно-либеральное течение было наиболее влиятельным и включало цвет тогдашней российской интеллигенции. По составу оно было разнородным и включало славянофилов (Ю.Ф. Самарин, А.И. Кошелев), западников (Б.Н. Чичерин, К.Д. Кавелин, А.М. Унковский), а также многих крупных чиновников различных министерств и ведомств царского правительства. Программа либерального лагеря была изложена К.Д. Кавелиным в "Записке об освобождении крестьян в России", предназначенной царю, но получившей широкую огласку. В документе резко критиковались крепостнические отношения, являвшиеся "бомбой замедленного действия", которая через несколько десятков лет "взорвет на воздух все государство". Поэтому правительству необходимо в короткие сроки уничтожить крепостное право, наделить крестьян землей по добровольному соглашению с помещиками и за выкуп, оказать финансовую поддержку крестьянам. Либеральная программа после некоторых колебаний стала основой правительственной политики по крестьянскому вопросу.

      Консервативное направление поддерживалось большинством дворянства. Понимая необходимость перемен, оно считало, что это нужно делать постепенно, не ломая основы помещичьего землевладения. Конкретное воплощение консервативная программа получила в записках 1855–1856 гг. Александру II, составленных полтавским помещиком М.П.Позеном: крестьяне получают за выкуп личную свободу; выкуп земли проводится только с согласия помещика; правительство должно для этого предоставить крестьянам кредиты.

    Таким образом, последователи всех общественных течений сходились в необходимости перемен.

    Реформы 60–70-х гг. XIX в. связаны с именем императора Александра II (1855 – 1881). В условиях российского самодержавного строя государь играл решающую роль. Есть разные мнения о характере и личных качествах Александра II. Он не был выдающейся личностью, подобной Петру I. Воспитанник известного поэта В.А.Жуковского, царь не обладал широким кругозором и не был убежденным реформатором, но реально воспринимал происходящие события и обладал достаточной решимостью, чтобы проводить коренные преобразования для упрочения и сохранения существующего самодержавного строя. Наследник российского престола, воспитанный в духе европейского гуманизма первой половины XIX в., умел подбирать себе талантливых помощников, способных проводить в жизнь его идеи, а также прислушиваться к общественному мнению и менять при необходимости свои позиции.

    Подготовка главнейшей реформы царствования Александра II – крестьянской – началась с робких попыток улучшения крепостного строя и прошла несколько этапов от создания секретного комитета (1857) до подписания Манифеста и Положений о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости (19 февраля 1861 г.). По этим документам крепостное право в России отменялось, крестьяне становились свободными сельскими обывателями и получали ряд личных и имущественных прав. Наделение крестьян землей обставлялось рядом условий. По закону помещик сохранял право собственности на землю, но должен был предоставить крестьянину надел за выкуп. В соответствии с законодательными документами об отмене крепостного права Россия условно была поделена на три полосы – черноземную, нечерноземную и степную, в каждой из которых устанавливался размер крестьянского земельного надела: минимальный (тот, меньше которого помещик не должен был предлагать крестьянину) и максимальный (тот, больше которого крестьянин не должен был требовать у помещика). В каждом конкретном случае размер надела определялся соглашением помещика и крестьянина, оформленным в виде уставной грамоты. В целом крестьяне получили на 10–40 % меньше земли, чем то ее количество, которым они пользовались до реформы. Отторгнутые у крестьян участки земли – "отрезки" – переходили к помещику. Впоследствии "отрезки" стали источником социальной напряженности и острых конфликтов в деревне. Усадебная земля была выкуплена в короткие сроки, а переход к выкупу наделов затянулся на 20 лет. До завершения выкупной сделки крестьяне оставались на положении временнообязанных. Лично они были свободны, но обязаны были отбывать регламентированные законом повинности – барщину или оброк, размеры которых определялись в зависимости от величины надела. Смешанная форма эксплуатации, самая тяжелая для крестьян, была отменена.

    Для контроля за выполнением сформулированных в уставной грамоте условий выкупной сделки, а также для решения возможных споров учреждалась должность мировых посредников , на которую назначались местные дворяне. Крестьяне получили землю не в собственность, а в бессрочное, безвозмездное пользование. Правительство заботилось в первую очередь о сохранении крестьянства как податного сословия, способного исправно выполнять государственную повинность. Этим объясняются сохранение и упрочение после реформы патриархальных форм устройства крестьянского быта и управления.

    Крушение крепостного строя влекло за собой коренной поворот в образе жизни, в быте миллионов людей. Освобождение крестьян привело к появлению свободных рабочих рук и увеличению наемного труда в промышленности, что дало толчок экономическому развитию страны. В деревне в качестве пережитка сохранились помещичье землевладение и малоземелье крестьян. Это противоречие отражало незавершенность крестьянской реформы и выводило аграрный вопрос в разряд первоочередных проблем российской действительности. Отмена крепостного права изменила социальную структуру общества, однако сословное деление сохранялось, являясь пережитком феодальных отношений и вступая в противоречия с реальным соотношением социальных сил в обществе. В пореформенной России сложилось четыре класса: помещики, крестьяне, буржуазия, рабочие. Не все дворяне были помещиками . Часть дворян не имела поместий и получала средства к существованию на государственной службе. Это, как правило, были или разорившиеся дворяне – помещики, или чиновники, получившие дворянство по выслуге.Крестьяне , хотя и были сословно равны, объединялись в общину, однако их имущественное положение было различным. Во второй половине XIX в. ускоряется процесс расслоения крестьянства на бедняков, середняков и кулаков. Община сдерживала этот процесс, но была не в состоянии его остановить.Буржуазия ипролетариат – это новые классы развивающегося капиталистического общества. Их появление не было предусмотрено сословной иерархией, поэтому состав этих классов пополнялся представителями разных сословий: буржуазии – дворянами, купцами, крестьянами, почетными гражданами и мещанами (имели капитал и вкладывали его в торговое или промышленное дело); рабочих – крестьянами и мещанами. За весь период своего существования российская буржуазия была политически слаба и зависела от правительства.

    Отмена крепостного права коренным образом изменила структуру общественных отношений. Изменившаяся система требовала принятия новых законов, введения новых институтов управления. Эту задачу в определенной мере выполнили реформы 60–70-х гг. XIX в.

      Судебная реформа (1864). Реформу готовили профессиональные юристы – Н.А. Будковский, С.И. Зарудный, К.П. Победоносцев, Д.А. Ровинский, Н.И. Стояновский. Подготовка реформы началась в 1861 г. По новым судебным Уставам (20 ноября 1864 г.) судебный процесс организовывался каксостязание адвоката (сторона защиты) и прокурора (сторона обвинения). Заседания проходилигласно . При рассмотрении уголовных дел присутствовали присяжные заседатели (12 чел.), представлявшие общество (избирались из местных обывателей всех сословий). В очередные списки вносились мужчины в возрасте 25 – 70 лет, русские, владеющие собственностью не менее 200 руб., крестьяне, имеющие опыт работы в системе местного самоуправления. Судьи назначались пожизненно и потому былинезависимы от администрации. Вводился принципбессословности суда (его решения не зависели от сословной принадлежности обвиняемых). Основными судебными инстанциями являлись мировой суд (решал мелкие уголовные и гражданские дела): мировые судьиизбирались всеми сословиями на уездных собраниях сроком на три года и утверждались правительством), а также коронный суд: окружные судьи, судебные палаты, правительствующий Сенат в качестве верховного кассационного суда.

      Земская реформа (1864). Реформу местного самоуправления разрабатывала комиссия при МВД с 1859 г. под председательством Н.А.Милютина и с 1861 г. – П.А. Валуева. Распорядительными органами земств являлись уездные и губернские собрания, члены которых называлисьгласными . Из состава гласных собрания избирали исполнительные земские органы –управы в составе председателя и нескольких членов), а также комиссии для разработки вопросов местного хозяйства: сбора государственных податей и налогов, заботы о здравоохранении и народном образовании и др. Выборы в земства проходили один раз в три года. Избиратели делились на трикурии (избирательные собрания): землевладельческую, городскую и крестьянскую. Для участия в выборах по первым двум куриям нужно было иметь определенный имущественный ценз (от 500 руб. и выше). Мелкие собственники, не имевшие полного ценза, могли участвовать в выборах черезуполномоченных , которых они выбирали на своих съездах. Число уполномоченных равнялось количеству полных цензов, которое давало сложение стоимости имущества мелких собственников. Выборы по крестьянской курии былимногоступенчатыми : сначала избирались кандидаты, которые затем из своей среды выбирали необходимое число гласных. Гласных губернского земского собрания избирали уездные собрания из числа своих членов. Силами только одних гласных нельзя было реализовать все поставленные перед земствами задачи, поэтому земства получили право приглашать на работу специалистов по отдельным отраслям хозяйства – врачей, учителей, агрономов и т.д., – которые получили названиеземских служащих . Вопреки ожиданиям правительства земства не замкнулись на решении местных хозяйственных дел, а активно включились в политическую борьбу, став основой либерального движения в России.

      Городская реформа (1870) . Ее подготовка велась одновременно с земской реформой. У ее истоков стояли Н.А.Милютин, Ю.Ф.Самарин и другие известные российские реформаторы. Основой управления городами была "Жалованная грамота городам" 1785 г. Новое "Городовое положение" было принято в 1870 г. Самоуправление городов строилось на тех же принципах, как и земское. Представительными органами городского самоуправления были городские думы, избиравшиеся на четыре года из числа городских собственников – плательщиков городских налогов. Избиратели заносились в список по порядку уменьшения суммы налога, который они платят. Затем список делился на три равные части, от каждой из которых избиралась треть депутатов (гласных) в городскую думу. Лица, не имевшие собственности и не платившие городских налогов, в выборах не участвовали. Городская дума избирала членов городской управы и городского голову (исполнительные органы городского самоуправления).

      Военные реформы (1862–1874). Были проведены под руководством Д.А.Милютина, в разработке проектов военных реформ участвовали Ф.А.Гейден, Н.А.Исаков, Н.Н.Обручев, Э.И.Готлебен. После поражения в Крымской войне и подписания позорного Парижского мира правительство было вынуждено предпринять ряд мер для улучшения армии и повышения ее боеспособности:

      изменение системы руководства вооруженными силами (1862 – 1864 гг. – формирование военных округов и усиление централизации в управлении сухопутными войсками; 1865 г. – создание Главного штаба в качестве центрального звена управления армией; 1868 г. – реорганизация военного министерства);

      перевооружение армии;

      пополнение офицерского состава квалифицированными кадрами (расширение сети военных учебных заведений, создание юнкерских училищ в 1863 – 1866 гг.);

      изменение тактических приемов (принятие новых воинских уставов);

      отмена рекрутской системы комплектования армии (1874) и введение всеобщей воинской повинности;

      сокращение срока службы (служба в сухопутных войсках и на флоте состояла из действительной (до 6–7 лет) и в запасе (3–9 лет). Положение семейное (единственный сын) и общественное (священнослужители, ученые), а также образование давали льготы на освобождение от военной службы или сокращение ее срока);

      реорганизация армии (1871) с выделением полевых (действующих) и местных (вспомогательных, резервных) войск.

      Реформы в области народного образования (1863–1864) . За период правления Александра II значительно возросло число учебных заведений, в т.ч. для детей из малообеспеченных, как правило, крестьянских, семей. В пореформенной России широкое развитие получило женское образование. Были открыты женские гимназии, при которых создавались педагогические курсы. Для дочерей лиц духовного звания создавались епархиальные училища, готовящие педагогов для начальных школ. В 1878 г. общественные активисты во главе с профессором Петербургского университета К.Н.Бестужевым-Рюминым добились открытия в столице Высших женских курсов, приравненных к университету. Такие же курсы были открыты в Москве под руководством профессора В.И.Герье. Было положено начало женскому медицинскому образованию. Реформа в образовательной сфере породила новый тип российского интеллигента: широко образованного, критически мыслящего, стремящегося к активной общественной и практической деятельности.

      Цензурная реформа (1865). Над первым проектом закона о цензуре работала комиссия под председательством кн. Д.А. Оболенского при Министерстве народного просвещения (А.В.Головнина), а второй проект составлен новой комиссией Д.А.Оболенского при МВД (П.А.Валуева). Закон был введен в действие 1 сентября 1865 г. В двух городах империи – Петербурге и Москве – частично менялись порядок и условия выхода в свет книг и прессы. Серьезные научные книги и дорогостоящие периодические издания могли быть отпечатаны без предварительной цензуры с разрешения министра внутренних дел. В случае обнаружения в них "вредного" направления, виновные (автор, издатель, переводчик или редактор) преследовались судом. Вводилась система административных взысканий – предостережения министра внутренних дел с правом приостановления периодического издания на срок до 6 месяцев или окончательного его запрещения по высочайшему решению.

    В исторической литературе реформы 60–70-х гг. XIX в. получили определение "революции сверху" , которое в целом верно отражает крупнейший поворот в жизни страны. Начался новый этап ее развития.

    Со второй половины 60-х гг. происходят заметные колебания правительственного курса. Под влиянием растущего общественного движения и действий революционеров правительство ужесточает контроль за деятельностью земств, вносит изменения в судебные уставы 1864 г., усиливает цензуру, ведет наступление против либеральных тенденций в сфере образования. В конце 70-х гг. усилилось влияние министра внутренних дел М.Т. Лорис-Меликова, который считал необходимым для политической стабилизации режима провести некоторые реформы, призвать представителей мест для обсуждения наиболее важных вопросов жизни страны, несколько ослабить цензуру. После долгих колебаний Александр II решился на новые реформы. Однако убийство императора 1 марта 1881 г. усилило позиции крайних консерваторов, которые получили безоговорочную поддержку нового императора Александра III. М.Т.Лорис-Меликов и его сторонники были отправлены в отставку. Наступило время реакции и контрреформ.

    Министерство Российской Федерации

    По делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

    Академия государственной противопожарной службы

    МЧС России

    Реферат

    Кафедра: «Отечественная история и экономическая теория».

    Дисциплина: История России.

    на тему: «Великие реформы 60-70 годов 19века».

    Выполнил:

    слушатель 1Б курса

    Специальность: «Техносферная безопасность» Проверил: _______________________________

    Москва 2014 год

    Введение …………………………………………………………………….……3

    1. Предпосылки либеральных реформ Александра II ……………………..5

    2. Необходимость реформ …………………………………………...…………8

    2.1. Отмена крепостного права………………………………………………… 10

    2.2.Крестьянские реформы …...………………………………………………...13

    2.3. Земская реформа ……………………………………………………………15

    2.4. Городская реформа………………………………………………………… 16

    2.5. Судебная реформа…………………………………………………………. 17

    2.6. Военная реформа…………………………………………………………... 18

    2.7. Финансовая реформа……………………………………………………….20

    2.8. Реформа в области народного образования и печати…………………... 21

    2.9. Высшие государственные учреждения…………………………………... 24

    3. Социально – политические последствия реформ и их оценки в исторической литературе ………………………………………………..…… 25

    Заключение ……………………………………………………………………..29

    Список литературы ……………………………………………………...…….30

    Введение

    Разделяя российскую историю XIX века на первую и вторую его половины, в качестве рубежа часто избирают 1861 год - год крестьянской реформы. В связи с этим можно говорить также о России дореформенной и пореформенной.

    Проведение широкомасштабных преобразований, сравнимых по своему значению с реформами Петра Великого, выпало на долю императора Александра II (1855-1881). Он не слыл человеком либеральных убеждений. Будучи наследником престола и действуя на государственном поприще в тени своего отца Николая I, он никогда не высказывал каких-либо идей, шедших вразрез с охранительной политикой. Но при этом Александр был прагматиком - человеком, который превыше своих убеждений ставил решение самых насущных задач в соответствии с духом времени.

    Император понимал необходимость отказа от крепостнической экономики, осуществления модернизации страны, неизбежность которой стала очевидна после унизительного поражения России в Крымской войне. Кризис усугублялся расстройством финансовой системы.

    Александр II и его окружение получали массу сообщений о росте народного недовольства, ощущали демократический подъем в «просвещенном обществе». Страна находилась на грани революционного взрыва. Стремясь не допустить его, импе­ратор в начале царствования за­явил представителям дворянства о своем нежелании «дать свободу крестьянам», но вынужден был признать необходимость присту­пить к подготовке их освобожде­ния ввиду опасности дальнейшего сохранения крепостного права.

    Таким образом правительство, стремясь разрешить острейшие общественные противоречия, по­шло не по пути ужесточения режима, а избрало тактику «упреждающей реформы». Александр II при помощи преобразований стремился решить и внешнеполитические задачи - восстановить международный престиж Российской империи, создать боеспособную армию нового образца.

    В постоянной борьбе с консерваторами императору удалось опереться на либерально мысливших представителей государственной бюрократии, способствовавших осуществлению курса реформ. Среди них на первых ролях оказались брат царя великий князь Константин Николаевич, один из руководителей Главного комитета по крестьянскому вопросу Я. И. Ростовцев, его коллега Н. А. Милютин, военный министр Д. А. Милютин.

    Предпосылки либеральных реформ Александра II

    В начале XIX века Россия оставалась единственной европейской державой, сохранившей феодально-крепостническую экономику и абсолютную монархию. Эффективность российской экономики была на порядок ниже, чем в развитых европейских странах. К середине XIX в. отставание России от стран Запада, сделавших огромный скачок в своем развитии, не уменьшилось, а возросло. В России практически не было к этому времени акционерных обществ и банков, без которых крупное капиталистическое хозяйство не могло развиваться. Но самым главным тормозом на пути буржуазного развития продолжало оставаться крепостное право. В полной мере это показала Крымская война (1853 – 1856), которая закончилась поражением царизма.

    Поражение в Крымской войне обнаружило многие внутренние недостатки Российского государства. Прямым следствием экономической и военной самодержавно-крепостнической политики стали снижение жизненного уровня народа, застой в экономике. Недовольство народа росло, становилось очевидным, что дальше так жить нельзя. Усилились социальные конфликты. Крестьянство все активнее поднималось на борьбу за свое освобождение. Оно боролось за полное уничтожение крепостного права, за волю и землю. Тысячи крестьян устремились на юг, в Крым, «за волей», так как распространился слух, что там желающим раздают землю и освобождают от крепостной неволи.

    Большинство помещиков было против освобождения крестьян, так как это означало конец безусловного господства дворянского класса. Но наиболее дальновидные представители этого класса понимали необходимость реформ. Передовая часть их, так называемые либералы, начали открыто критиковать отсталость России, засилье и злоупотребления чиновников. Особенно пугала их угроза революции. Чтобы предотвратить ее, сохранить господствующее положение помещиков в стране, они предлагали пойти на некоторые преобразования. Они высказывались за отмену крепостного права сверху. Освобождение крестьян, по их замыслу, должно произойти таким образом, чтобы меньше всего пострадали помещики, а крестьяне за свое личное освобождение должны были заплатить большой выкуп. После такого «освобождения» крестьяне оставались бы в полной экономической зависимости от помещика.

    В этих условиях царское правительство было вынуждено приступить к подготовке отмены крепостного права – важнейшей реформы того времени.

    В исторической литературе существуют два мнения о причинах отмены крепостного права. Согласно первого из них, к середине XIX века крепостное хозяйство еще далеко не исчерпало своих возможностей и выступления против правительства были очень слабы. Ни экономическая, ни социальная катастрофы России не грозили, но, сохраняя крепостное право, она могла выбыть из числа великих держав. Согласно второго – начала снижаться производительность труда крепостных, так как помещики хотели производить больше продукции и этим подрывали силы крестьянского хозяйства. Многие помещики пытались вводить новые системы ведения хозяйства, применять новейшую технику, закупать улучшенные сорта, породистый скот. Такие меры приводили их к разорению, и соответственно, к усилению эксплуатации крестьян.

    После смерти Николая I на царский престол вступил его старший сын Александр II (1855 – 1881), который был хорошо подготовлен к государственной деятельности. Несколько лет он участвовал в работе Крестьянского комитета и, будучи реалистом, вполне осознавал необходимость перемен.

    Александр II, склонявшийся к отмене крепостного права с предоставлением крестьянам определенной хозяйственной самостоятельности, т.е. земли, пошел на неординарную меру. Вместо практиковавшихся ранее ведомственных комитетов, занимавшихся отстаиванием местнических интересов, был создан вневедомственный орган – Редакционные комиссии, непосредственно подчинявшиеся царю. В их состав входили радикально настроенные чиновники, а также независимые эксперты из помещиков.

    Комиссии учитывали мнение губернских комитетов. Новшеством стала гласность в работе комиссий: об итогах их работы регулярно осведомлялись высшие чиновники государства и предводители дворянства. Кроме того, в своей работе комиссии опирались на научно обоснованные экономические расчеты. Итоги работы комиссий отразились в Манифесте царя от 19 февраля 1861 г., объявившем отмену крепостного права в России. Реформа явилась компромиссом, учитывавшим интересы крестьян, разных групп помещиков и власти.

    По новому закону, крепостное право помещиков на крестьян было отменено навсегда, и крестьяне признаны свободными безо всякого выкупа в пользу помещиков. В то же время земля, на которой жили и работали крестьяне, была признана собственностью помещиков. Крестьяне освобождались с тем, что помещики предоставят им в пользование их усадебную оседлость и некоторое количество полевой земли и других угодий (полевой надел). Но крестьяне за усадьбу и полевые наделы должны были отбывать в пользу помещиков повинности деньгами или работой. Поэтому до заключения выкупных сделок крестьяне считались «временнообязанными» и должны были отбывать, как и прежде, барщину или платить оброк. Завершающим этапом освобождения крестьян от крепостной зависимости являлся выкуп земли. До 80 % суммы выкупа помещикам платило государство. Ссуда выдавалась помещику доходными процентными бумагами и засчитывалась за крестьянами как казенный долг. Крестьяне становились должниками государства, погашая в течение 49 лет с выплатой в размере 6% сумму выкупа. Таким образом, за это время крестьянин должен был выплатить до 300% предоставленной ему «ссуды».

    Проведение государством выкупа крестьянских наделов в централизованном порядке решало ряд важнейших экономических и социальных задач. Правительственный кредит обеспечивал помещикам гарантированную уплату выкупа и избавлял их от непосредственного столкновения с крестьянами. Выкуп оказался, кроме того, операцией, выгодной также и государству. Помещикам удалось провести землеустройство таким образом, что у крестьян отрезали часть земли, которую они обрабатывали для себя до реформы. Все это закладывало базу для обнищания и обезземеливания крестьянства. Так было совершено великое дело отмены крепостного права.

    Освобождение крестьян существенно изменило все основы русского государственного и общественного быта. Оно создало в центральных и южных областях России новый многолюдный общественный класс. И управлять им должно было государство. Крестьянская реформа повлекла за собой преобразование всех сторон государственной и общественной жизни. Был предусмотрен ряд мер по перестройке местного управления, судебной системы, образования и, позднее, армии.