Соколов микитов золотая осень рассказ. Красивые рассказы детям про царицу - осень

Великие о стихах:

Поэзия — как живопись: иное произведение пленит тебя больше, если ты будешь рассматривать его вблизи, а иное — если отойдешь подальше.

Небольшие жеманные стихотворения раздражают нервы больше, нежели скрип немазаных колес.

Самое ценное в жизни и в стихах — то, что сорвалось.

Марина Цветаева

Среди всех искусств поэзия больше других подвергается искушению заменить свою собственную своеобразную красоту украденными блестками.

Гумбольдт В.

Стихи удаются, если созданы при душевной ясности.

Сочинение стихов ближе к богослужению, чем обычно полагают.

Когда б вы знали, из какого сора Растут стихи, не ведая стыда... Как одуванчик у забора, Как лопухи и лебеда.

А. А. Ахматова

Не в одних стихах поэзия: она разлита везде, она вокруг нас. Взгляните на эти деревья, на это небо — отовсюду веет красотой и жизнью, а где красота и жизнь, там и поэзия.

И. С. Тургенев

У многих людей сочинение стихов — это болезнь роста ума.

Г. Лихтенберг

Прекрасный стих подобен смычку, проводимому по звучным фибрам нашего существа. Не свои — наши мысли заставляет поэт петь внутри нас. Повествуя нам о женщине, которую он любит, он восхитительно пробуждает у нас в душе нашу любовь и нашу скорбь. Он кудесник. Понимая его, мы становимся поэтами, как он.

Там, где льются изящные стихи, не остается места суесловию.

Мурасаки Сикибу

Обращаюсь к русскому стихосложению. Думаю, что со временем мы обратимся к белому стиху. Рифм в русском языке слишком мало. Одна вызывает другую. Пламень неминуемо тащит за собою камень. Из-за чувства выглядывает непременно искусство. Кому не надоели любовь и кровь, трудный и чудный, верный и лицемерный, и проч.

Александр Сергеевич Пушкин

- …Хороши ваши стихи, скажите сами?
– Чудовищны! – вдруг смело и откровенно произнес Иван.
– Не пишите больше! – попросил пришедший умоляюще.
– Обещаю и клянусь! – торжественно произнес Иван…

Михаил Афанасьевич Булгаков. "Мастер и Маргарита"

Мы все пишем стихи; поэты отличаются от остальных лишь тем, что пишут их словами.

Джон Фаулз. "Любовница французского лейтенанта"

Всякое стихотворение — это покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся, как звёзды, из-за них и существует стихотворение.

Александр Александрович Блок

Поэты древности в отличие от современных редко создавали больше дюжины стихотворений в течение своей долгой жизни. Оно и понятно: все они были отменными магами и не любили растрачивать себя на пустяки. Поэтому за каждым поэтическим произведением тех времен непременно скрывается целая Вселенная, наполненная чудесами - нередко опасными для того, кто неосторожно разбудит задремавшие строки.

Макс Фрай. "Болтливый мертвец"

Одному из своих неуклюжих бегемотов-стихов я приделал такой райский хвостик:…

Маяковский! Ваши стихи не греют, не волнуют, не заражают!
- Мои стихи не печка, не море и не чума!

Владимир Владимирович Маяковский

Стихи - это наша внутренняя музыка, облеченная в слова, пронизанная тонкими струнами смыслов и мечтаний, а посему - гоните критиков. Они - лишь жалкие прихлебалы поэзии. Что может сказать критик о глубинах вашей души? Не пускайте туда его пошлые ощупывающие ручки. Пусть стихи будут казаться ему нелепым мычанием, хаотическим нагромождением слов. Для нас - это песня свободы от нудного рассудка, славная песня, звучащая на белоснежных склонах нашей удивительной души.

Борис Кригер. "Тысяча жизней"

Стихи - это трепет сердца, волнение души и слёзы. А слёзы есть не что иное, как чистая поэзия, отвергнувшая слово.

Ираида Михель
Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой. Чтение рассказа «Осень в лесу» И. С. Соколова-Микитова

Занятие по ознакомлению с художественной литературой .

Чтение рассказа «Осень в лесу » И. С. Соколова-Микитова

Цель. Познакомить детей с новым произведением, помочь понять смысл прочитанного; продолжать учить отвечать на поставленные вопросы, правильно формулируя свою мысль; расширять словарный запас детей; образовательная область «Познание » : закреплять знания об осенних месяцах , приметах осени ; образовательная область «Математика» : закреплять счёт, цвета; образовательная область «Коммуникация» : развивать речь; образовательная область «Музыка» : развивать восприятие музыкального произведения; образовательная область «Здоровье» : развивать логическое и образное мышление, внимание, память; общую, мелкую и артикуляционную моторику, глазодвигательные функции, остроту зрения; образовательная область «Социализация» : воспитывать любовь к данному времени года, умение восхищаться красотой природы; выдержку, волю.

Словарная работа : знойное, погожий, ожерелье, опушка

Оборудование. Осенний листок с посланием , д/и «Грибы и ягоды» , произведение И. С. Соколова-Микитова «Осень в лесу » , репродукции картин об осени , магнитофон, пособия для зрительной гимнастики, медали.

Ход занятия.

Воспитатель. Ребята, мы с вами много играем в детском саду. Хотите сегодня побывать в стране игр?

Вот и первая игра.

Психогимнастика (зарядка на общее расслабление ) .

Приготовьтесь, мы – деревья.

Руки вверх мы поднимаем,

Наши мышцы напрягаем,

Тихо ветками качаем.

Руки снова на колени,

А теперь немного лени.

Исчезает напряженье,

Наступает расслабленье .

Снова руки поднимаем,

Снова ветками качаем.

Руки снова на колени

И опять немного лени.

И становится понятно –

Расслабление приятно .

Артикуляционная гимнастика.

Свои губы прямо к ушкам

Растяну я, как лягушка.

А теперь слоненок я,

Хоботок есть у меня.

Нам понравилось играть,

Повторим мы всё опять!

Упражнение на дыхание.

Игра "Кто сильнее подует на листок"

Воспитатель. Ой, ребята, а в листочке записка.

Послание SOS

«Злой волшебник заколдовал в осеннем лесу все деревья . Они не могут сейчас подготовиться к зиме – сбросить листву, и с наступлением морозов могут погибнуть. А спасти их сможет тот, кто выполнит все задания злого волшебника. Помогите!»

Воспитатель. Ребята, спасём лес от колдовства?

Задание 1. «Отгадай загадку!»

Если на деревьях листья пожелтели,

Если в край далёкий птицы улетели,

Если небо хмурое, если дождик льётся –

Это время года (осенью ) зовётся.

Ребята, злой волшебник заколдовал осенний лес , значит, мы сегодня будем говорить об осени .

Вопросы. 1. Какие осенние месяцы вы знаете ? Назовите.

2. Какой осенний месяц первый ? Какой по счёту ноябрь? Октябрь? Сколько всего осенних месяцев ?

Расскажите , какие пословицы и приметы вы знаете об этих месяцах.

Физминутка. «Осень »

Меж еловых мягких лап

Дождик кап, кап, кап.

Где сучок давно засох

Серый мох, мох, мох

Где листок к листку прилип

Вырос гриб, гриб, гриб

Кто нашёл его, друзья?

Это я! Я! Я!

Задание 2. Нам прислал злой волшебник книгу, в которой напечатан рассказ Ивана Сергеевича Соколова-Микитова . Вам нужно очень внимательно прослушать это произведение и ответить на все вопросы, которые задаёт вам волшебник. Но вначале игра «Объясни слово» (знойное, ожерелье, погожие, опушка)

Чтение рассказа «Осень в лесу » И. С. Соколова-Микитова

О каком периоде осени написан рассказ ?

А где увидел и описал красоту золотой осени автор ? лесу )

А как бы вы назвали это произведение?

Что растёт осенью по опушкам лесов ? (грибы. ягоды)

Какие грибы можно увидеть в лесу ? А ягоды?

Почему в лесу хорошо слышны все звуки? (звуки природы в городе услышать труднее из-за шума)

Что делают перелётные птицы осенью в лесу ?

Почему улетают птицы? Чего птицы боятся больше – голода или холода?

А как мы называем птиц, которые остаются зимовать?

Как вы думаете, нравится писателю осень ? Почему?

Ребята, писатели и поэты передают красоту осени при помощи слова , а художники пишут картины , где отражают своё восхищение красотой осенней природы (рассматривание репродукций художников , посвящённых теме осени , И. Левитана, В. Поленова)

Звучит «Осенняя песня » П. И. Чайковского (из цикла «Времена года» )

Дети изображают «осенние листья »

Зарядка для глаз.

«Прогулка по осеннему лесу »

Мы пришли в осенний лес ,

Сколько здесь вокруг чудес!

Справа – березка в платье стоит,

Слева – ёлка на нас глядит.

(Какое из этих деревьев называют хвойным, а про какое - лиственным? Почему хвойное дерево называют «вечнозелёным» )

Рисование глазами цифр – "3", "8".

Задание 3. Игра «Скажи наоборот»

Осень ранняя – поздняя

День солнечный – пасмурный

Небо светлое – тёмное

Погода холодная – тёплая

Земля мокрая – сухая

Задание 4. Игра «Что неправильно?»

На клёне желтеют берёзовые листья.

Когда идёт дождь, на улице сухо.

Осенью птицы прилетают с юга.

Подведение итогов занятия . Поблагодарить детей за то, что они помогли расколдовать лес. Вручение медалей.

Разделы: Работа с дошкольниками

Цель: формирование навыков составления творческих пересказов.

Задачи:

Обучающие:

  • учить замечать приметы осени;
  • учить творческому рассказыванию;
  • формировать активный зрительный и слуховой контроль над составлением творческого рассказа;
  • формировать грамматические обобщения и усвоение нормативного использования средств языка.

Развивающие:

  • закреплять умение обобщать и систематизировать представления о временах года;
  • развивать фразовую речь и навык составления распространенных ответов на вопросы;
  • активизировать и обогатить словарь по теме "Осень".

Воспитательная:

  • воспитывать навыки культурного поведения в природе.

Оборудование: графические схемы; предметные картинки с изображением грибов и ягод (Приложение 1); картинка "Дары леса"; фонограмма П.И.Чайковского "Осенняя песня"; магнитная доска.

Предварительная работа.

  • Беседа "Осенняя пора".
  • Наблюдения в природе.
  • Индивидуальная работа: признаки осени.
  • Чтение стихов и рассказов по теме "Осень".
  • Отгадывание загадок по темам: "Осень", "Ягоды", "Грибы".
  • Разучивание пословиц об осени.
  • Дидактические игры "Времена года", "Четвертый лишний".
  • Лексико-семантическая работа:
    • Знойный – жаркий
    • Погожие – ясные
    • Ожерелье – бусы
    • Румяная – красная, алая
    • Кочка – небольшой бугорок
    • Прозрачный – ясный, безоблачный
    • Жмутся – касаются друг друга
    • Моховой – покрытый мхом (мох – растительность на болоте).
  • Чтение рассказа "Осень" И. Соколова-Микитова.
  • Беседа по содержанию.
  • Пересказ рассказа с опорой на графический план.
  • Выставка поделок из природного материала "Стоит Антошка на одной ножке".
  • Фотовыставка "Прогулка в осеннем лесу".
  • Прослушивание музыки П.И.Чайковского "Осенняя песня".

Ход занятия

1. Организационный момент.

Дидактическая игра "Что лишнее?" Воспитатель предлагает детям прослушать цепочки слов, выделить каждое "лишнее" слово и объяснить, почему оно не подходит к заданной группе слов. Дети отвечают развернутыми предложениями, используя союз потому что.

– Мухомор, подберезовик, лисички, опенок;

– Сыроежка, лисичка, поганка, подосиновик;

– Клюква, земляника, брусника, вороний глаз.

2. Активизация знаний по рассказу.

Воспитатель: Внимательно послушайте рассказ, следите за содержанием по графическому плану.

И. Соколов-Микитов "Осень".

После знойного лета наступила золотая осень. По высокому небу бегут и бегут облака. В погожие, теплые дни летает над землей липкая паутина. По опушкам лесов еще растут грибы: красноголовые подосиновики, зеленые и розовые сыроежки, скользкие грузди и душистые рыжики. На старых пнях видны тонконогие опята. В болотах по кочкам рассыпана румяная клюква. На лесных полянах краснеют гроздья рябин. Чист и прозрачен воздух!

3. Пересказ детьми рассказа с опорой на графический план.

Рассказ осуществляется детьми по цепочке.

4. Творческое рассказывание.

Воспитатель: Предлагает детям сочинить концовку рассказа. (В помощь детям могут быть предложены картинки: корзина с грибами, лукошко с ягодами, букет осенних листьев, бусы из рябины, белка).

5-6 детей рассказывают сочиненную концовку.

Возможные варианты.

Вариант 1.

В погожий осенний денек Дима и Таня пошли в лес. Они собирали ягоды и грибы. Дима набрал целое лукошко румяной клюквы. У Тани корзина полна грибов: тонконогие опята, душистые рыжики, красноголовые подосиновики. Спасибо, осень, за подарки.

Вариант 2.

В выходной мы с мамой ходили в лес. Нарвали рябины и принесли домой. С мамой я нанизывала ягоды на ниточку. Получились красивые бусы.

Вариант 3.

В лесу с ветки на ветку прыгает пушистая белка. Потом она опускается на землю и что-то там ищет. Белка заготавливает грибы на зиму. Рыжий зверек развешивает их на веточках и сушит. Зимой белка не будет голодать.

5. Итог.

Высказывания детей: чей рассказ понравился и почему.

Воспитатель: оценка деятельности детей.

Литература:

  1. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с ОНР. – М., Аркти. 2002 г.
  2. Лебедев Л.В. Конспекты занятий по обучению детей пересказу с использованием опорных схем. Подготовительная группа. Учебно-методическое пособие. – М., Центр педагогического образования, 2008 г.
  3. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – М. Владос. 2003 г.

Зимой и летом, осенью и весною хорош русский лес. В тихий день выйдешь, бывало, в лес на лыжах - дышишь и не надышишься. Глубокие, чистые лежат под деревьями сугробы. Над лесными тропинками кружевными белыми арками согнулись под тяжестью инея стволы молодых берез. Тяжелыми шапками белого снега покрыты темно-зеленые ветки высоких и маленьких елей. Нет-нет сорвется такая белая шапка с вершины высокой ели, рассыплется серебристой легкой пылью - и долго колышется освобожденная от тяжести снега еловая зеленая ветка. Высокие вершины елей унизаны ожерельем лиловых шишек. С веселым свистом перелетают с ели на ель, качаются на шишках стайки грудастых клестов.

Идешь по зимнему тихому лесу и не налюбуешься. Высокие, недвижные спят сосны. Синеватые тени их стройных стволов лежат на белых, нетронутых сугробах. Тихо в спящем лесу, но чуткое ухо улавливает живые тонкие звуки. Вот где-то застучал и вскрикнул, перелетая с дерева на дерево, пестрый дятел. Серый рыжеватый рябчик с шумом сорвался с ветки, скрылся в лесной глубине. Проказница-белка теребит у вершины ели спелую шишку, роняя на снег темные легкие шелушинки, смолистые обгрызенные стерженьки. Бесшумно пролетели у края леса, закричали голубоватые сойки.

Невидимой жизнью полниться лес. От дерева к дереву тянутся легкие следы белок, маленькие следочки лесных мышей и птиц. Только очень внимательный человек может наблюдать жизнь зимнего леса. Нужно уметь ходить тихо, слушать и останавливаться. Тогда откроется перед вами вся красота спящего зимнего леса.

Хорош лес ранней и поздней весною, когда начинает пробуждаться в нем сокрытая от глаз и ушей бурная жизнь. Тает зимний снег. Над головой видны осыпанные надувшимися смолистыми почками тонкие ветки берез. Все больше и больше слышится в лесу птичьих голосов. Начинают петь первые прилетные птицы, токуют в глухих местах глухари. Опавшей хвоей осыпан под елями ноздрястый снег. На лесных полянах первые появились проталины. На обнажившихся кочках видны зеленые крепкие листочки брусники. Кое-где на пригреве начинают зацветать, ковром разрастаются подснежники-перелески. Пахнет смолистыми почками, корою деревьев. Поют дрозды. На вершине высокого дерева, весь в лучах восходящего солнца, воркует дикий голубь-витютень.

Придет радостный день - зеленою дымкой покроется опушка березового леса. Кукуют кукушки. По утрам, перед рассветом, слетаются на ток краснобровые красавицы тетерева-косачи.

Вечером над вершинами леса тянут, хоркая и циркая, длинноносые вальдшнепы. Крякают над рекой дикие утки. На краю лесного болота высоко в небе токует баранчик-бекас.

Многое можно услышать в пробуждающемся весеннем лесу. Тонко пищат рябчики, гугукают по ночам невидимые совы. На непроходимом болоте водят весенние хороводы прилетевшие журавли. Над желтыми золотистыми пуховками цветущей ивы жужжат пчелы. А в кустах на берегу реки защелкал, звонко запел первые соловей.

Кто из вас не побывал знойным летом в прохладном темном лесу? Примолкли самые голосистые птицы-певцы, уже не поют по закрайкам леса звонкоголосые соловьи.

Идешь по лесу, хорошенько приглядываясь, - нужно уметь находить грибные места, знать, где какой растет гриб. Вот под деревьями смешенного леса краснеет шляпка подосиновика. Нагнешься, срежешь ножом толстый корешок гриба, аккуратно положишь находку в корзину. Кое-где попадаются крепкие боровики. Приятно взять в руки холодноватый гриб. Вот широким хороводом рассеялись на поляне красивые красные мухоморы. В сосновом бору попадаются рыжики. В молодом березовом лесу, под листьями высокого папоротника, густо сидят грибы подберезовики.

На лесных открытых полянах зреет душистая вкусная земляника. В середине лета поспевает лесная малина. А по закрайкам болот созревает черника, краснеют на зеленых ветках ягоды брусники.

Особенно красив и печален русский лес в ранние осенние дни. На золотом фоне пожелтевшей листвы выделяются яркие пятна раскрашенных кленов и осин. Медленно кружась в воздухе, падают с берез пожелтевшие легкие листья. От дерева к дереву протянуты тонкие серебристые нити липкой паутины.

Тихо в осеннем лесу. Шелестит под ногами опавшая сухая листва. Кое-где краснеет шляпка позднего подосиновика. Тонко просвистит рябчик, покличут высоко в небе пролетающие косяком журавли.

Что-то грустное, прощальное слышится и видится в осеннем лесу. Идешь, бывало, по такому осеннему, расцвеченному красками лесу, - музыкальным, поэтическим чувством наполняется душа. Бабьим летом называли на деревне это осеннее краткое время.

Прозрачен и чист осенью воздух, прозрачна вода в лесных ручьях: каждый виден на дне камешек. Еще цветут поздние осенние цветы. Готовятся к отлету певчие птицы. Нет-нет затрещит в лесу дрозд, застучит на сухом дереве труженик-дятел. Еще зеленый, роняя спелые желуди, стоит на краю леса старый развесистый дуб. Но уже оголились вершины берез. На темном фоне сплошного елевого леса отчетливо видны яркие краски осин. Уже облетели, плавают по воде легкие пожелтевшие листья ив. Хорошо в осеннем цветистом лесу. Долго не хочется из него выходить, прощаться с золотыми осенними днями.

Соколов-Микитов И.С. Русский лес: для мл. шк. возраста/ И.С.Соколов-Микитов; Худож.

Конспект урока

Предмет: ____ литературное чтение __________ Класс: ___ 2 __

Тема урока : «Осень». Загадки об осени. Приговорка. И. Соколов-Микитов «Золотая осень».

Цели: Познакомить учащихся с темой подраздела учебника «Осень», с загадками об осени, приговоркой, с рассказом И. Соколова-Микитова «Золотая осень»; совершенствовать умение читать текст правильно, осознанно и выразительно, целыми словами; развивать умения: работать с содержанием художественных текстов; вчитываться в текст произведения, понимать смысл слов и выражений; определять авторский замысел, главную мысль текста; сопоставлять произведения разных жанров об осени; формулировать на основе прочитанного несложные выводы; отгадывать загадки; развивать творческие способности; развивать интерес к творчеству И. Соколова-Микитова

Планируемые результаты:

Предметные: научиться правильному, осознанному и выразительному чтению текстов разных жанров, работе с содержанием произведения, пониманию роли ритма в приговорке, выделению концевых созвучий стихотворных строк и определению рифмы, нахождению в тексте описания осени.

Метапредметные: * принимать, понимать и решать учебные задачи урока, проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения; * понимать содержание прочитанных загадок, приговорки и рассказа – описания; понимать отличительные особенности этих жанров; видеть связь между ритмом и смыслом; понимать роль интонации в передаче смысла произведения; называть характерные признаки осени, опираясь на прочитанные тексты; сравнивать произведения разных жанров об осени; выстраивать логическую цепь рассуждений; на основе прочитанного делать вывод; * объяснять значение понятий «загадки», «приговорка» и «рассказ-описание»; участвовать в учебном диалоге; рассказывать об осени.

Личностные: интерес к творчеству И.Соколова-Микитова. Интерес к загадкам, приговоркам и рассказам об осени. Восхищение красотой осенней природы.

Оборудование: мультимедиа проектор, экран, ноутбук, доска, учебник Г.С.Меркин, Б.Г.Меркин, С.А.Болотова "Литературное чтение 2 класс"

Этапы работы

Содержание этапа

I Организационный момент

Цель, которая должна быть достигнута обучающимися: подготовка к продуктивной работе на уроке.

Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе:

включить учащихся в деятельность на личностно значимом уровне.

Задачи: создать условия обеспечения позитивной мотивации обучающихся.

II Работа над загадками и приговоркой.

уметь правильно, осознанно и выразительно читать тексты разных жанров;

Задачи:

побуждать обучающихся самостоятельно рассуждать и делать выводы; направлять действия обучающихся; стимулировать интерес к деятельности.

проверить знания обучающихся о загадках.

Методы: словесные (беседа)

эмоциональные (стимулирующее оценивание).

ФИЗМИНУТКА

Цели, которые учитель ставит перед обучающимися:

снять напряжение, сменить статическую позу.

Цель, которую учитель хочет достичь: создать условия для снятия напряжения, смены статической позы, организовать физминутку как части практической работы.

Методы:

практический (упражнения).

III Работа с текстом "Золотая осень" (отрывок) И. Соколов-Микитов

Цели, которые учитель ставит перед обучающимися: уметь выстраивать логические цепи рассуждений; на основе прочитанного делать вывод.

Задачи:

Находить в тексте рассказа описания осени

Цель, которую учитель хочет достичь: создать у учащихся ситуации взаимопомощи, создать условия для открытия новых знаний.

Методы:

словесные (беседа);

методы стимулирования и мотивации (учет познавательного интереса);

социальные (поиск контактов и сотрудничества).

IV Итоги

Цели, которые учитель ставит перед обучающимися:

осознать свою УД, провести самооценку результатов деятельности своей и класса.

Цель, которую учитель хочет достичь: рефлексия результатов деятельности обучающихся; создать условия для формирования навыков самооценки учебной деятельности.

Задачи:

сочетать методы педагогического оценивания, взаимооценки и самооценки обучающихся

Методы:

словесные (беседа);

волевые (формирование рефлексивности);

методы оценивания (педагогическая оценка, графическая самооценка, взаимооценка).

Домашнее задание

Цели, которые учитель ставит перед обучающимися:

самостоятельный выбор и решение задачи с высокой степенью свободы и ответственности.

Цель, которую учитель хочет достичь: активизировать творческие возможности обучающихся

Методы:

методы стимулирования и мотивации (заинтересованность результатами работы).

Приветствие:

Я сейчас произнесу слово, а вы представьте себе, о чем идет речь и что об этом удивительном времени года можно сказать. Итак, я произношу... "ОСЕНЬ".

Подумайте одну-две минутки и назовите два-три ключевых слова, которые характеризуют осень. (учащиеся называют слова, которые записываются на доске красивая, разноцветная, золотая, холодная, дождливая... )

Микровывод. Вы совершенно правильно заметили главное качество осени - ее разнообразие, многокрасочность.

Сейчас мы рассмотрим репродукции четырех картин известных русских художников: Федора Васильева "Болото", Ивана Шишкина "Золотая осень", Исаака Левитана "Золотая осень", "Осень. Усадьба"

В каждой картине художник изобразил свою осень. Как выдумаете, что подчеркнул каждый из художников в своей картине?

Сейчас мы прочитаем загадки (стр. 69)

Какая из трех загадок ближе всего к картинам "Золотая осень" И.Шишкина и И.Левитана? (Первая)

Какие загадки близки картинам И.Левитана "Осень" и Ф.Васильева "Болото"? (вторая, третья)

Что общего в этих загадках (они описывают явления природы осенью)

О каких явлениях природы в них говорится?

Продолжите предложение. Осень в приведённых загадках выглядит...

К какому жанру относятся загадки? (к фольклору)

Что ещё мы можем отнести к фольклору (сказки, частушки, заклички и т.д.)

Сегодня мы прочитаем приговорку.

Приговорка - небольшое произведение устного народного творчества, которое говорили, делая что-либо. в приговорках часто обращались к животным.

Чтение приговорки стр. 70.

О ком говорится в приговорке? Что обозначает выражение "Север - шуг, север - шуг!"?

В этой строке говорится о таком явлении как шуга. Шуга - это маленький плавучий лед или комки снега.

Иван Сергеевич Соколов - Микитов родился в Калужской губернии. В 1895 году семья переехала в Смоленскую область. В 1910 году Соколов - Микитов переехал в Санкт -Петербург, где в этом же году написал свое первое произведение - сказку "Соль земли". в течении всей жизни писатель очень много путешествовал, перепробовал много профессий.

Сегодня мы прочитаем его произведение "Золотая осень"

Чтение рассказа, стр. 70-71

Какие приметы осени присутствуют в рассказе?

Почему осень называют золотой?

Что значит "пчелы затяжелели"?

Кто такие трутни?

Что такое леток?

Найдите в тексте рассказа места, где говорится о состоянии природы осенью, а где - о деятельности человека.

Какую картину об осени вы бы поместили к рассказу И. Соколова - Микитова?

Какому времени года был посвящен наш урок?

Осень - пора радостная или грустная? Есть ли в тексте рассказа "Золотая осень" эпизоды, вызывающие эти чувства?

Что такое приговорка?

Чем приговорка отличается от загадки?

У вас на столе осенние листья, оцените свою работу на уроке: если вы активно участвовали в обсуждении этих произведений – возьмите желтый листок, если не всегда знали ответ на вопрос, не до конца разобрались в произведениях – возьмите зеленый, давайте покажем свои оценки, поднимите руки.

Спасибо всем за урок, вы молодцы!

1) Составить рассказ об осени.

2) Найти стихотворение об осени и выучить.