M36 Gun Motor Carriage Самоходная установка М36.

Бои в Нормандии летом 1944 г. обескуражили командование танковыми соединениями союзников, в том числе и американское. Дело в том, что оно весьма надеялось на свои средства борьбы с танками Вермахта: противотанковые орудия, артиллерийские самоходные установки, в том числе – на американские М10. М10 Gun Motor Carriage – это самоходная артиллерийская установка, имевшая неофициальное название Wolverine («Уолверин» – «Росомаха»), являлась самой многочисленной противотанковой САУ в американской армии в период Второй мировой войны. Она относилась к классу истребителей танков и должна была уничтожать на поле боя бронетанковую технику, в то время как собственные танки являлись средством поддержки пехоты в бою – такова была доктрина военного командования армии США.

Так, действуя на североафриканском фронте, М10, вооружённая 76,2-мм пушкой М7, успешно расправлялась с машинами Вермахта, поражая их на дальних дистанциях. Её бронебойные снаряды М62 и М79 на дальности 1500 м пробивали броню толщиной около 80 мм. Основными же танками немецкого Африканского корпуса являлись Pz.Kpfw III, имевшие лобовую броню всего 50 мм. Чтобы поразить такой танк, самоходка М10 могла вести огонь даже с расстояния в 2000 м.

Считалась, что она также сможет показать себя и в Западной Европе, на немецком фронте. Но случилось весьма неожиданное. Уже в начале боёв в Нормандии выяснилось – установка неэффективна против лобовой брони тяжёлых немецких танков. Кроме того, следуя той же американской доктрине, М10, как истребитель танков, являлась легкобронированной машиной, что делало её довольно уязвимой на поле боя.

На помощь пришла самоходная установка с 90-мм пушкой 90 mm Gun Motor Carriage M36 Slugger or Jackson («Слуггер» – «Джексон»).

Начало разработки САУ М36 относится к апрелю 1942 г. К этому времени военное командование США, обеспокоенное усилением защиты немецкой бронетехники, пришло к выводу о необходимости вооружить войска более мощным истребителем танков, чем М10. Ставку сделали на 90-мм зенитную пушку М1, принятую на вооружении американской армии в марте 1940 г. На выбор такого орудия повлиял опыт применения немцами 88-мм зенитного орудия в качестве противотанкового, оказавшийся весьма успешным.

Вначале необходимо было изучить возможность размещения пушки М1 на самоходном шасси, для чего использовали уже имеющуюся САУ М10. Однако ствол её оказался слишком длинным, а она сама чересчур тяжёлой для установленной на самоходке башни. Весной 1943 г. в компании Chevrolet приступили к созданию макетов новой башни. Затем по её разработкам на фирме Ford изготовили два экспериментальных образца, в которых проблемы балансировки пушки решились с помощью противовеса -стального ящика, укреплённого на задней стенке башни и приспособленного заодно для укладки части боезапаса. Одновременно и модернизировали пушку, изменив противооткатные устройства, добавив ручной затворный механизм и т.д. Теперь её индекс изменился на М3.

В сентябре 1943 г. изготовленные прототипы направили на испытания на Абердинский полигон и в Форт-Нокс. Они получили обозначение 90 mm Gun Motor Carriage Т71 – 90-мм самоходная пушка Т71.

1 -90-мм пушка М3; 2- открытая башня; 3-турель пулемёта; 4- 12,7-мм пулемёт М2НВ; 5 – ниша башни; 6 - ведомое колесо; 7 - тележка сдвоенных опорных катков; 8 – опорный каток: 9 - ведущее колесо; 10 – люк помощника водителя; 11 – казённая часть пушки; 12 – броневой козырёк башни; 13 - люк механика-водителя; 14 – верхний лобовой лист корпуса; 15 – патронная коробка пулемёта; 16 – нижний лобовой лист корпуса; 17 – кормовой лист корпуса

По результатам испытаний в конструкцию машин внесли некоторые изменения. В частности на ствол пушки установили дульный тормоз, переделали боеукладки в корпусе и башне, усовершенствовали оборудование башни, поставили штыревую пулемётную турель вместо кольцевой,

В октябре того же года армейский Комитет вооружения рекомендовал принять самоходку к немедленному производству, хотя официально принята она была на вооружение только 1 июня 1944 г. под индексом М36 GMS с корпусом М10.

Вначале военные заказали фирме Fisher партию установок в 500 машин. Начав выпуск в апреле 1944 г., ей удалось изготовить к августу лишь 300 единиц. Тогда для ускорения производства подключили ещё другую фирму – Massey Harris Company, которая до конца года поставила в войска ещё 500 самоходок, затем – локомотивные American Locomotive Works и Montréal LW, подрядив их на 413 и 85 единиц соответственно.

Однако командование войск всё требовало увеличения производства, настолько М36 оказалась востребованной на фронте. Но количество шасси под них уже не хватало, тогда изготовители предложили перейти на корпусную базу модели М4АЗ. Такой вариант получил обозначение М36В1. С октября по декабрь 1944 г. фирма Fisher выпустила 187 машин этого варианта.

В апреле – мае 1945 г. та же фирма American LW выдала в войска 237 машин варианта 36В2 снова с корпусом М10. Всего же в годы войны было произведено 2324 единицы САУ М36.

Нарезная полуавтоматическая 90-мм пушка М3, которой вооружили САУ М36, была создана на основе зенитного орудия М1А1.

М3 было мощным длинноствольным орудием с длиной ствола, равнявшимся 50 калибрам, с высокой скорострельностью, составлявшей 8 выстр./мин. Оно имело полуавтоматический вертикальный клиновой затвор, снабжалось однокамерным дульным тормозом, для обеспечения плавности наведения и точности стрельбы имелся компенсатор пружинного типа. Длина отката составляла около 0,25 м, что являлось весьма важным параметром при установке орудия в башне. Ствол имел 32 правосторонних нареза. Общая масса орудия – более 1100 кг.

Вертикальное наведение от -10° до + 20° осуществлялось вручную, горизонтальное – поворотом башни электрогидравлическим приводом или вручную дублирующим приводом. Стрельба прямой наводкой велась с помощью телескопического бесшарнирного прицела M76D трёхкратного увеличения. Для ведения огня с закрытых позиций имелись азимутальный указатель М18 и квадрант возвышения М9.

Номенклатура боеприпасов пушки М3 насчитывала несколько различных типов снарядов. Это бронебойные ка-либерные:

– тупоголовый сплошной с баллистическим наконечником, трассирующий АР-Т Т33 Shot (дульная скорость -853 м/с, масса выстрела – 19,88 кг, масса снаряда – 10,91 кг);

–остроголовый с защитным и баллистическим наконечниками, трассирующий АРС-Т М82 Projectile (808 м/с, 19,39 кг, 10,94 кг);

–остроголовый сплошной, трассирующий АР-Т Т77 Shot (821 м/с, 19,04 кг, 10,9 кг);

–бронебойные подкалиберные трассирующие HVAP-T М304 Shot (1021 м/с, 16,82 кг, 7,61 кг);

–стальные цельнокорпусные осколочно-фугасные гранаты НЕ М71 Shell (823 м/с, 18,99 кг, 10,55 кг).

С помощью бронебойных снарядов пушка М3 была способна на дальности 500 м поразить цель, имевшую наклонную броню толщиной до 120 мм, а на расстоянии 1500 м – броню до 110 мм (при угле встречи 60° от вертикали).

Оптический прицел M76D имел прицельную сетку для стрельбы прямой наводкой бронебойным снарядом М82 на расстояние до 4600 м, хотя огонь можно было вести на дальности до 18 600 м. Осколочно-фугасной гранатой была возможность обстреливать цели на удалении до 18 000 м.

В боекомплект пушки входили 47 выстрелов.

Во вспомогательное вооружение М36 входил крупнокалиберный 12,7-мм пулемёт М2НВ, который находился в турели на крыше кормовой ниши башни. С его помощью можно было эффективно поражать цели на максимальной дальности 1500 м. Боевая скорострельность составляла 75 выстр./мин, хотя темп стрельбы достигал 450 – 500 выстр./мин. Боекомплект пулемёта составляли 1000 патронов, помещённых на 20 лентах в магазинах-коробках.

Штатным оружием также являлись пять 7,62-мм карабинов М1, к ним прилагалось 450 патронов в 30 магазинах. Имелись на самоходке и ручные гранаты.

Компоновка САУ М36 являлась классической танковой. Впереди – отделения трансмиссионное и управления, далее, в центре корпуса – боевое с башней, в корме – двигательный отсек. Сам корпус представлял собой жёсткую несущую конструкцию с дифференцированной противоснарядной бронёй с применением рациональных углов наклона. Катаные листы броневой стали корпусной коробки соединялись между собой методом сварки.

Верхний лобовой лист машины имел толщину 51 мм и устанавливался под углом 55°, а нижняя лобовая деталь той же толщины была литой и являлась одновременно кожухом-крышкой трансмиссии. В передней части корпуса, под башней находились люки водителей с вваренными в их крышки приборными лючками. Борта самоходки состояли из листов: в нижней части толщиной 25-мм и верхних – наклонённых под углом 38° 19-мм листов. Корма – в верхней части имела вид клина, в нижней – стояли вертикальные листы, все – по 19 мм. Крыша корпуса состояла из двух частей: подбашенной с бронёй толщиной 19 мм и 10-мм – над моторным отделением. В 13-мм днище имелся аварийный люк, предназначенный для выхода экипажа в чрезвычайных обстоятельствах.

Модификация М36В2 с корпусной базой М4АЗ отличалась в основном более мощным бронированием. Так, толщину верхней лобовой детали увеличили до 64 мм, бортов и кормы – до 38 мм. Крышу сделали одной 19-мм толщины, днище в передней части – 25-мм, под моторным отделением – 13-мм.

Башня на «Слуггер» устанавливалась одна и та же для всех трёх моделей. Она изготовлялась цельнолитой цилиндрической формы с кормовой нишей. Массивная ниша играла роль противовеса для балансировки орудия, броня её кормы была толщиной до 127 мм. Лоб башни прикрывался литой 76-мм маской; борта и корма имели толщину 32 мм. Башня не имела крыши и была открыта сверху, лишь небольшая передняя её часть и ниша были прикрыты лёгкой бронёй. Считалось, что таким образом можно было снизить загазованность боевого отделения, кроме того, улучшить обзорность, а также несколько уменьшить массу установки. Однако на машинах более поздних выпусков башню сверху всё же прикрыли стальными откидными створками.

Двигателями самоходка оснащалась двух типов. На модификациях М36 и М36В1 устанавливали 8-цилиндровый карбюраторный двигатель Ford GAA жидкостного охлаждения объёмом 18,03 л; его мощность при 2600 об/мин равнялась 450 л.с. В своё время на одноимённой фирме создали этот мотор для авиации, и первоначально он существовал как 12-цилиндровый. Однако авиация США перешла на звездообразные моторы воздушного охлаждения и двигатель оказался невостребованным. Тогда его и предложили для установки на танки, для чего переделали в 8-цилиндровый вариант.

Топливные баки в модели М36 общей ёмкостью 727 л располагались в спонсонах моторного отсека: два – по 150 л и ещё – на 208 л и на 219 л. На самоходке в варианте М36В1 баки имели ёмкость 636 л (659 л): два из них находились в спонсонах корпуса и ещё два – по обеим сторонам двигателя. Топливом служил бензин с октановым числом не ниже 80.

На модификации М36В2, базировавшейся на шасси М10, поставили спарку из двух двигателей. Это были дизельные 6-цилиндровые General Motors 6046 Mod 71 жидкостного охлаждения общим объёмом 13,93 л, развивавшие суммарную мощность 410 л.с. при 2900 об/мин. Ёмкость топливных баков на такой машине – 625 л.

Башня М36. В центре – казённая часть пушки, слева от неё – рабочее место наводчика, справа – заряжающего

Трансмиссия самоходки размещалась в передней части корпуса, крутящий момент от двигателя, находившегося в кормовом отсеке, передавался на неё карданным валом, проходившим в коробе по полу боевого отделения. На М36 и М36В1 в неё входил и двухдисковый главный фрикцион сухого трения типа D78123, двойной дифференциал, однорядные бортовые передачи с шевронными шестернями. На М36В2 со спаркой из двух двигателей имелись два главных фрикциона и соединительный редуктор с шевронными шестернями.

Коробка передач установки – механическая пятискоростная, синхронизированная. Бортовые тормоза – ленточные. Подвеска имела по три опорные тележки с каждой стороны, в которые входили по два обрезиненных опорных катка, по одному поддерживающему катку с задней стороны, а также две вертикальные буферные пружины. Ведущее колесо -заднее.

Экипаж САУ «Слуггер» состоял из пяти человек: механика-водителя, помощника водителя, командира, наводчика и заряжающего. Механик-водитель и его помощник занимали переднее отделение управления по левому и правому бортам. Остальные члены экипажа размещались в башне: слева впереди – наводчик, справа от орудия – заряжающий, за ними – командир.

В американской армии М36 состояли на вооружении отдельных самоходноистребительных противотанковых батальонов, которые придавались дивизиям. Группа из нескольких таких батальонов находилась в корпусном или армейском подчинении. По штатному расписанию в каждом батальоне имелось по 36 самоходных установок, 35 офицеров и 738 нижних чинов.

М36 впервые приняли участие в боевых действиях в Западной Европе в октябре 1944 г. В то время в американской армии они оказались единственным эффективным броневым средством борьбы с тяжёлыми немецкими танками, ведя огонь с ближних и средних дистанций.

Военные специалисты считают истребитель танков САУ М36 «Слаггер» самой мощной противотанковой установкой армии США.

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам.

17-05-2015, 00:55

Привет, танкисты и танкистки, с вами сайт! Сегодня речь у нас с вами пойдем о еще одной американской самоходной противотанковой установке шестого уровня, перед вами M36 Jackson гайд .

Дело в том, что данный аппарат очень сильно похож на своего одноклассника – M18 Hellcat, однако, различий у машин тоже предостаточно. Сейчас мы разберемся, какие из M36 Jackson ТТХ выделяются и в чем эта ПТ-САУ лучше или хуже своего собрата.

ТТХ M36 Jackson

Давайте начнем с того, что у нашей самоходки стандартный по меркам одноклассников запас прочности, но он маловат по сравнению с прочей техникой, а также очень хорошая базовая дальность обзора в 370 метров.

Касательно живучести данного аппарата, у M36 Jackson характеристики бронирования несколько лучше, чем у собрата. Начнем с башни и тут самым прочным местом можно назвать маску орудия. Благодаря закругленной форме этот элемент может иногда ловить рикошеты, но в целом пробивают нас сюда даже танки пятого уровня.

А вот лобовая броня корпуса у нас действительно лучше, чем у «хелката». Крепкой частью у M36 Jackson WoT считается НЛД, тут приведенка варьируется от 120 до 215 миллиметров. То есть стреляя сюда, даже одноклассники могут нас не пробить. Верхняя лобовая деталь более уязвима, сюда нас также пробивают машины меньшего уровня.

Если обощить, наша лобовая броня может иногда дарить рикошеты или непробития, мы не улетаем в ангар от первого же фугаса, как M18 Hellcat, но надеется на бронирование все равно не стоит.

Что касается бортовой проекции, с этой стороны у M36 Jackson World of Tanks все гораздо хуже, сильно доворачивать корпус строго запрещено, как и пускать врагов себе в борт. Но проблема стоит еще и в том, что у нас большие габариты, из-за чего страдает незаметность, да и попасть в нас легче.

Последнее, на чем хотелось бы сосредоточить внимание в плане общих ТТХ – ходовые особенности нашей самоходки. Тут вас ждут неплохие показатели максимальной скорости, достойная динамика и слабая маневренность. Но в общем танк M36 Jackson резвым не назовешь, с собратом подвижность точно не сравниться.

Орудие

Теперь давайте посмотрим вооружение, но как вы можете заметить, пушка в нашем распоряжении точно такая же, как стоит на M18 Hellcat, но некоторые параметры даже лучше.

M36 Jackson орудие имеет стандартный по меркам ПТ-6 альфастрайк и неплохую скорострельность, благодаря чему можно наносить около 1800 единиц урона в минуту, это неплохой показатель, но от топового он далек.

С точки зрения параметров пробития, все достаточно хорошо. M36 Jackson танк WoT может без проблем воевать против техники шестого и седьмого уровня, используя только ББ, но возить с собой около 10 подкалиберов не помешает, на случай боев внизу списка.

Что же касается точности, с этой стороны наше орудие смотрится очень выгодно. Имеется в виду, что пушка у M36 Jackson World of Tanks наделена хорошим разбросом, очень быстрым сведением и даже недостаток стабилизации ввиду изложенных преимуществ практически не чувствуются.

Кроме того, мы можем похвастаться наличием полностью вращающейся башни, которая полностью решает проблемы с углами горизонтальной наводки, да и УВН ПТ-САУ M36 Jackson имеет истинно американские, то есть вниз гнется ствол на 10 градусов, это очень комфортно.

Преимущества и недостатки

По совокупности своих характеристик наша американская самоходка выглядит довольно выгодно, но чтобы иметь более полное представление о ее возможностях, давайте рассмотрим преимущества и недостатки M36 Jackson WoT отдельно.
Плюсы:
Отличный базовый обзор;
Наличие вращающейся башни;
Неплохая подвижность;
Достойное пробитие;
Хорошая точность;
Комфортны углы вертикальной наводки.
Минусы:
В целом бронирование слабое;
Плохая маневренность;
Большие габариты;
Посредственный ДПМ.

Оборудование для M36 Jackson

Установка дополнительных модулей в нашем случае играет далеко не последнюю роль, ведь среди слабых сторон, есть что улучшать, да и уже имеющиеся преимущества неплохо бы подстегнуть для более комфортной игры. Таким образом, на танк M36 Jackson оборудование мы поставим такое:
1. – ДПМ у нашей пушки неплохой, но он очень далек до хорошего, так что такой выбор более чем оправдан.
2. – превосходное дополнение комплекта, которое значительно повысит наш и без того отличный обзор.
3. – ввиду того что у этой ПТ-САУ большие габариты, повышение маскировки позволит чувствоваться себя безопаснее и повысит выживаемость.

Обучение экипажа

Выбор и последовательность прокачки умений для нашего экипажа, состоящего из пяти человек, также позволит улучшить базовые характеристики машины и повысить ее эффективность в бою. Для достижения оптимальных показателей на ПТ-САУ M36 Jackson перки лучше вкачать в такой последовательности:
Командир – , , , .
Наводчик – ,, , .
Механик-водитель – , , , .
Радист – , , , .
Заряжающий – , , , .

Снаряжение для M36 Jackson

Что же касается покупки расходников, этот аспект остается неизменным, то есть в случае недостатка серебряных кредитов, лучше остановиться на наборе из , , . Но когда проблем с серебром или золотом нет, смело берите для M36 Jackson снаряжение в виде , , . Кроме того, последний вариант можно променять на , будет только лучше.

Тактика игры на M36 Jackson

Основные отличия данной самоходки от ее собрата по нации M18 Hellcat заключаются в ухудшенной подвижности, более сарайных габаритах и повышенном бронировании. Но будем честны, нас все равно пробивают легко, так что для M36 Jackson тактика также заключается в позиционировании на второй линии.

В начале боя нужно как можно быстрее найти укромный куст, стоя в котором мы будем скрыты от посторонних глаз и сможем беспрепятственно наносить урон по своему или союзному засвету. Упрощается процесс занятия позиции в случае с ПТ-САУ M36 Jackson наличием вращающейся башни и комфортных УВН, то есть реализовывать свой ДПМ удобно.

Стрельба на больших дистанциях реальна еще и благодаря отличной точности, мы можем выцеливать уязвимые места в броне противника на расстоянии даже в 300 метров. Однако стоять слишком долго на одном месте не рекомендуется, американский танк M36 Jackson должен искать более выгодны места для ведения огня, а в случае необходимости подвижности хватает даже для того, чтобы переехать на другой фланг.

В ближний бой нам лучше не вступать, так как броня хоть и есть, она довольно слабая. Однако благодаря хорошим УВН, M36 Jackson World of Tanks может отыгрывать от рельефа местности. Показывая небольшую часть башни, делая выстрел и откатываясь назад, можно побеждать даже более сильного противника.

Остальные правила остаются стандартными. Ввиду кустового стиля игры нам не рекомендуется подпускать к себе врага, ведь даже при наличии башни, закрутить нас можно. На всякий случай держитесь неподалеку от союзников, а при засвете как можно быстрее уезжайте, прячась за различными препятствиями, ведь M36 Jackson WoT тоже очень уязвим перед выстрелами артиллерии.

M36 - одна из самых удачных американских САУ, применявшихся в Западной Европе после высадки в Нормандии на завершающем этапе Второй Мировой Войны. Мощное 90мм орудие позволяло этой самоходке эффективно противостоять всем типам немецких боевых машин в Европе, заменив основной истребитель танков США - M10 Wolverine.

Описание

История истребителя танков M36 Slugger начинается весной 1943 года. Именно тогда американские конструкторы делают попытки установить новую башню, пригодную для монтажа 90мм орудия, на шасси САУ M10 Wolverine . Попытка оказывается удачной и вскоре Слаггер успешно проходит испытания. Летом 1944 года эту боевую машину принимают на вооружение. Начинается массовое производство. Первые САУ M36 Slugger прибыли в Европе осенью 1944года и уже в конце 1944 года американское командование задействует новую САУ M36 в боях с германскими войсками в Западной Европе. Перевооружение американских войск с M10 на M36 Slugger было довольно медленным, это объяснялось не только сложностями, возникающими в процессе производства и транспортировки, но и снижением активности немецких танковых войск на западном фронте. Последнее несколько усыпляло бдительность американцев. И только лишь появление на западном фронте Королевских Тигров и неожиданно мощный контрудар немцев в Арденнах в декабре 1944 года вновь продемонстрировал слабость американских противотанковых средств и полную беспомощность M10 Wolverine в борьбе с новыми немецкими тяжелыми танками. Это вынудило командование США ускорить переброску САУ M36 Slugger в Западную Европу. Слаггеры были единственным подлинно эффективным средством в борьбе с немецкими танками 1944-1945 годов. С расстояния около 800м Слаггер без труда поражал немецкие "Пантеры" и первых "Тигров". Возникали проблемы лишь с лобовой бронёй "Тигра II". По сравнению с Вулверином, Слаггер также имел большую дальность эффективной стрельбы и лучшую подвижность. Достаточно длительное время(до появления танков "Першинг") M36 Slugger оставался единственным эффективным противотанковым средством американской армии в Европе. В отличие от M10, ни одна САУ M36 Slugger не поставлялась союзникам США по ленд-лизу. Это объяснялось видимо не столько нежеланием предоставлять их союзникам, сколько острой нехваткой этих боевых машин для нужд самой американской армии.

В октябре 1942 американские военные решили проверить возможность установки 90 мм зенитной пушки на САУ и танк. Этот проект преследовал скорее теоретические цели, чем желание реально перевооружить свою бронетехнику. В начале 1943, 90мм орудие установили на истребитель танков М10 . Новая пушка была гораздо длинее и на 300 фунтов тяжелее 76мм пушки М10. Стало очевидным, что требуется новая башня большего размера с более мощным повортоным механизмом.

В марте 1943 фирма Шевроле (Chevrolet) начала работы над деревянным макетом новой башни, спроектированной специально под 90мм пушку. Готовый макет отправили фирме Форд (Ford), где изготовили две экспериментальные башни из неброневой стали. Важным отличием новой башни от старой было, то, как решалась проблема длины и значительного веса 90мм орудия. У М10 вес 76мм пушки компенсировался тем, что к задней стенке башни прикрепили два металлических груза общим весом 3600 фунтов (1600 кг). Это было далеко не самое удачное решение. На новой башне задачу противовеса выполнял большой стальной ящик сзади башни, вмещавший орудийные выстрелы первой очереди. Бронирование новой башни увеличили со всех сторон. Разработали новый поворотный механизм, с возможностью осуществлять траверс вручную. Экипаж размещался в башне следующим образом: наводчик - слева впереди; за ним командир; справа от орудия – заряжающий. Слева установили колцевую турель для зенитного крупнокалиберного пулемёта.50cal M2HB.

По два прототипа отправили для испытаний на абердинский полигон (Aberdeen Proving Ground) и в Форт Нокс (Fort Knox Proving Ground). В ходе тестов прототипы получили соответствующие обозначения:
прототип Т71 - с корпусом М10
прототип Т71Е1 – с корпусом М10А1 .

По итогам испытаний потребовали ряд незначительных изменений. В частности:
-разместить боекомплект в спонсонах;
-усовершенствовать оборудование башни;
-заменить кольцевую турель зенитного пулемёта на штыревой станок на корме.

После внесения изменений в конструкцию прототипов, прошли повторныне испытания в Абердине и Форт Ноксе. Военные снова потребовали внести усовершенствования.
-При выстреле из 90 мм орудия возникала сильная вспышка и подымалась густая пыль. Для решения этой проблемы военные зохотели установить дульный тормоз.
-Орудийные прицелы нуждались в улучшении.
-Чтобы уменьшить вспышку при выстреле потребовались другие боеприпасы.

90mm Gun M3
90 мм пушка М3
размещение средние танки T25 и T25E1 на лафете T99, средние танки T26 и T26E1 на лафете T99E1,
средние танки M26 (T26E3), M26E2, и T26E5 на лафете M67 (T99E2), Motor Carriage M36
series на лафете M4 (T8). Это орудие экспериментально устанавливалось на Heavy Tank T1E1 и
Motor Carriages M10 и M18
длина каморы (без нарезов) 24.8 дюймов
длина нарезной части 152.4 дюймов
длина каморы (до края снаряда) 20.8 дюймов
длина канала 156.4 дюймов
длина ствола 50 калибров
длина отката затвора 9.00 дюймов
длина от среза ствола до задней части затвора 52.5 калибра
дополнительная длина, с дульным тормозом 16.0 дюймов, дульный тормоз М3 позднего выпуска
общая длина 202.2 дюймов с дульным тормозом
диаметр канала 3.543 дюймов
объём каморы 300 куб. дюймов
общий вес (без дульного тормоза) 2,300 фунтов
вес дульного тормоза М3 149.5 фунтов
общий вес 2,450 фунтов
тип затвора полуавтоматический, вертикальный
нарезы 32 нареза, правосторонние, 1 оборот/32 калибров
боеприпасы унитарные
запал ударного типа
вес всего боеприпаса APC M82 Projectile (APCBC/HE-T) ранний 42.75 фунтов
APC M82 Projectile (APCBC/HE-T) поздний 43.87 фунтов
HVAP T30E16 Shot (APCR-T) 37.13 фунтов
AP T33 Shot (APBC-T) 43.82 фунтов
HE M71 Shell (HE) 41.93 фунтов
вес снаряда APC M82 Projectile (APCBC/HE-T) 24.11 фунтов
HVAP M304 (T30E16) Shot (APCR-T) 16.80 фунтов
AP T33 Shot (APBC-T) 24.06 фунтов
HE M71 Shell (HE) 23.29 фунтов
наибольшее давление пороховых газов 38,000 фунтов/кв.дюйм
наибольшая скорострельность 8 выстрелов/мин
начальная скорость APC M82 Projectile (APCBC/HE-T) ранний 2,650 футов/сек
APC M82 Projectile (APCBC/HE-T) поздний 2,800 футов/сек
HVAP M304 (T30E16) Shot (APCR-T) 3,350 футов/сек
AP T33 Shot (APBC-T) 2,800 футов/сек
HE M71 Shell (HE) 2,700 футов/сек
дульная энергия снаряда, KE= 1/2 MV2 APC M82 Projectile (APCBC/HE-T) ранний 1,174 ft-tons
APC M82 Projectile (APCBC/HE-T) поздний 1,310 ft-tons
HVAP M304 (T30E16) Shot (APCR-T) 1,307 ft-tons
AP T33 Shot (APBC-T) 1,310 ft-tons
HE M71 Shell (HE) 1,177 ft-tons
далность стрельбы APC M82 Projectile (APCBC/HE-T) early 20,400 ярдов
APC M82 Projectile (APCBC/HE-T) late 21,400 ярдов
HVAP M304 (T30E16) Shot (APCR-T) 15,700 ярдов
AP T33 Shot (APBC-T) 21,000 ярдов
HE M71 Shell (HE) 19,560 ярдов
бронепробиваемость 90мм орудия M3 истребителя танков М36 GMC по гомогенной броне, под углом встречи 30 град. от вертикали
тип снаряда начальная скорость, м/с дальность, м
457.2 914.4 1371.6 1828.8
APC M82 Projectile (APC BC/HE-T) ранний 807.72 120мм 112мм 104мм 96мм
бронебойный с защитным и баллистическим колпачками, каморный, трассирующий APC M82 Projectile (APC BC/HE-T) поздний 853.44 129мм 122мм 114мм 106мм
бронебойный подкалиберный HVAP M304 (T30E16) Shot (APCR-T) 1021.08 221мм 199мм 176мм 156мм
бронебойный AP T33 Shot (APBC-T) 853.44 119мм 117мм 114мм 109мм
фугасный HE M71 Shell (HE) 822.96 - - - -
номенклатура боеприпасов 90 мм орудия M3 истребителя танков М36 GMC
тип снаряда обозначение вес патрона, кг длина патрона, см вес снаряда, кг тип ВВ вес ВВ, кг действие взрывателя тип заряда вес заряда, кг
бронебойный с защитным и баллистическим колпачками, каморный, трассирующий PROJECTILE, fixed, A.P.C., M82, NH, w/FUZE, B.D., M68, и TRACER, 90-mm guns 19.2375 97.1296 10.8495 Exp. D 0.198 с задержкой NH 3.2895
бронебойный с защитным и баллистическим колпачками, каморный, трассирующий PROJECTILE, fixed, A.P.C., M82, w/FUZE, B.D., M68, и TRACER, 90-mm guns 19.2375 97.1296 10.8495 Exp. D 0.198 с задержкой FNH 3.2895
PROJECTILE, fixed, A.P.C., M82, NH, w/TRACER, 90-mm guns 18.918 97.1296 10.53 нет - нет NH 3.2895
бронебойный с защитным и баллистическим колпачками PROJECTILE, fixed, A.P.C., M82, w/TRACER, 90-mm guns 18.918 97.1296 10.53 нет - нет FNH 3.2895
фугасный SHELL, fixed. H.E., M71, NH, w/FUZE, P.D., M48A2, SQ & 0.05-sec. delay, 90-mm guns 18.8685 95.0976 10.4805 TNT 0.918 на удар и с задержкой* 3.2895 NH
фугасный SHELL, fixed. H.E., M71, w/FUZE, P.D., M48A2, SQ & 0.05-sec. delay, 90-mm guns 18.8685 95.0976 10.4805 TNT 0.918 на удар и с задержкой* 3.2895 FNH
фугасный SHELL, fixed. H.E., M71, NH, w/FUZE, P.D., M48, 90-mm guns 18.8685 95.0976 10.4805 TNT 0.918 на удар и с задержкой 3.2895 NH
фугасный SHELL, fixed. H.E., M71, w/FUZE, P.D., M48, 90-mm guns 18.8685 95.0976 10.4805 TNT 0.918 на удар и с задержкой* 3.2895 FNH
бронебойный SHOT, fixed, A.P., T33, NH, w/TRACER, 90-mm guns 18.918 95.0976 10.53 нет - нет NH 3.2895
бронебойный SHOT, fixed, A.P., T33, w/TRACER, 90-mm guns 18.918 95.0976 10.53 нет - нет FNH 3.2895
*задержка 0.05 секунды
NH - не гигроскопичный
FNH - беспламенный не гигроскопичный

К ноябрю 1943 новая башня была готова. В качестве ограниченной серии (limited production) фирме Fisher заказали 500 T71 GMC, которые первое время надлежало конвертировать из М10А1. С апреля по июль 1944 удалось конвертировать только 300 машин.

Потребность в истребителе танков с 90 мм пушкой оказалась настолько высокой, что для ускорения и увеличения производства подключили фирму Massey Harris Company. С июля по декабрь 1944 Массей выпустил 500 истебителей танков конвертированных из М10А1.

В июле 1944 прототип Т71 стандартизировали, как M36 GMC.

А тем временем острая потребность в М36 быстро росла. Бои в Нормандии внезапно открыли американцам глаза на то, что столь любимая ими 76 мм пушка оказалась полным провалом. Американские танкисты свято верили, что М10 с 76мм орудием уверенно будет бить немецкие Тигры и Пантеры. А получилось наоборот и это был шок. Ситуация усугублялась тем, что бороьтся с немецкими танками в американской армии полагалось истребителям танков с их очень тонкой бронёй. К тому же, наступать в Нормандии можно было только вдоль дорог, что в конце концов неизбежно приводило к лобовому столкновению мощных немецких танков со слабобронированными и слабовооружёнными М10 . Попытки использовать для противотанковой борьбы М4 Шерман с 76 мм пушкой тоже не оправдались из-за всё той же слабой 76 мм пушки. В этом свете М36 с 90 мм пушкой был единственной американской машиной спсобной более менее успешно бороться с тяжёлыми немецкими танками. С передовой потоком шли требования срочно прислать им М36. В американской армии вспыхнул буквально бум на этот истребитель танков.

Дополнительный контракт на конвертацию 413 M36 GMC из М10А1 выдали Американской Локомотивной Компании (American Locomotive Company).

Ещё 85 М36 собрали на Монреаль Локомотив Вэкс. (Montreal Locomotive Works).

модификации и усовершенствования М36 GMC

Стремясь удовлетворить огромную потребность войск в М36, американцам пришлось идти на радикальные меры – установить башню с 90 мм пушкой на корпус среднего танка М4А3 Шерман. Боеукладку в боевом отделении переделали под 90 мм выстрелы.

В октябре 1944 модификацию стандартизировали, как M36B1 GMC Substitute Standard (заменяющий стандарт).

С точки зрения американской концепции этот истребитель танков оказался тяжёлым и недостаточно скоростным. Тем не менее машина получилась неплохой. Броня среднего танка удачно сочеталась с 90 мм пушкой. M36B1 был самым бронированным американским истребителем танков во 2МВ и единственным с курсовым пулемётом. Этими своими вынуждеными «недоситатками» M36B1 максимально приблизился к немецким здравым требованиям иметь хорошую броню, мощную пушку и защищённый пулемёт для обороны от вражеской пехоты. Впрочем, американцы продолжали упрямо придерживаться своей ущербной оборонной концепции в отношении истребителей танков. Поэтому, фирма Fisher выпустила всего 187 M36B1 с октября по декабрь 1944.

источники

Peter Chamberlen и Chris Ellis -- British and American Tanks of World War Two -- Silverdale Books, 2004

Jim Mesko -- U.S. Tank Destriyers in action -- Squadron/Signal publications. Armor Number 36

TM 9-1901

FM 18-18 -- WAR DEPARTMENT. DECEMBER 1944

TM 9-374 90-MM GUN M3 MOUNTED IN COMBAT VEHICLES -- WAR DEPARTMENT. 11 SEPTEMBER 1944