Что такое межнациональные отношения? Сотрудничество ― это комплекс взаимовыгодных отношений Национальной политики российской.

Социальные отношения.

Социальная структура.

Это строение общества в целом, совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих социальных групп. К основным типам социальных групп относятся классы, касты, сословия Эти группы имеют различное положение в обществе, имеют неравный доступ к таким социальным благам, как деньги, власть, престиж. В этом и состоит социальное неравенство. Формирование общественных классов в их современном понимании связывают со становлением индустриального общества. Истоки классовых различий и неравенства находятся в экономической сфере жизни общества. Например, крестьяне, рабочие, служащие, владельцы фирм и компаний, фермеры, предприниматели имеют неодинаковые возможности для получения доходов и приобретения товаров.

2. Социальные отношения – это определенные устойчивые связи между людьми как представителями социальных групп. Они возникают независимо от воли и сознания людей в процессе их взаимодействия друг с другом в условиях данного общества. Они могут принимать характер сотрудничества или социального конфликта.

Социальные группы.

Это любая совокупность людей, имеющая какой-либо общий социально значимый признак (пол, возраст, национальность, профессия, доход, образование, власть и др.)

По своей величине, численности, по характеру взаимоотношений между членами социальные группы подразделяются на большие и малые.

К социальным группам относятся:

· семья, школьный класс, компания сверстников;

· рабочие, крестьяне, интеллигенция;

· дети, молодежь, ветераны;

· городские и сельские жители.

4. Социальный статус – это положение, которое занимает человек с социальной структуре общества.

Одни статусы (пол, возраст, национальность) не зависят от личных качеств человека, даны от рождения – предписанные (или прирожденные)

Другие требуют собственных усилий личности – получение образования, овладение профессией, создание семьи. Это достигаемый (приобретаемый) статус.

Социальные роли.



Социальный статус человека дает ему определенные права, накладывает обязанности и предполагает соответствующее поведение. Ожидаемое поведение от человека данного социального статуса называется социальной ролью.

Социальный конфликт и пути его разрешения.

Социальным конфликтом называют столкновение противоположных интересов, взглядов, стремлений, направлений общественного развития. Участниками социального конфликта могут быть индивиды, социальные группы, различные организации и объединения. Все социальные конфликты проходят три стадии:

· предконфликтную (накапливаются противоречия)

· конфликтную (столкновение сторон)

· послеконфликтную (принимаются меры для окончательного устранения противоречий)

Различают следующие виды поведения участников социального конфликта: подавление противника, достижение соглашения, отказ от своих требований.

Лучший способ предупреждения и разрешения социального конфликта – компромисс (соглашение путем взаимных уступок без ущерба коренных интересов сторон).

Последствия конфликтов приводят к отрицательным и положительным результатам.

Отрицательные последствия усиливают ожесточение, ведут к разрушению и кровопролитию, к нарушению общественного порядка.

Положительные последствия приводят к разрешению проблем, усиливают групповую сплоченность, ведут к заключению союзов с другими группами, приводят к пониманию интересов группы.

Семья.

Семья – социальная группа, основанная на родственных связях (по браку, по крови). Члены семьи связаны общим бытом, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.

Семья выполняет ряд функций, связанных с потребностями личности и общества:

· репродуктивную (биологическое продолжение рода);

· воспитательную (подготовка молодого поколения к жизни в обществе);

· хозяйственно-экономическую (ведение домашнего хозяйства и опека нетрудоспособных членов семьи);

· духовно-эмоциональную (развитие личности, духовное взаимообогащение, поддержание дружеских отношений);

· досуговую (организация нормального досуга);

· сексуальную (удовлетворение сексуальных потребностей).

Правовые основы брака и семьи.

Семейное право.

Совокупность правовых норм, которые регулируют отношения между людьми в связи со вступлением в брак, созданием семьи, рождением и воспитанием детей, образуют одну из отраслей частного права – семейное право.

Основным источником семейного права является

Семейный кодекс Российской Федерации (СК РФ).

Цели семейного законодательства.

Согласно статье 1 СК РФ, основными целями семейного законодательства являются: укрепление семьи; построение семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи; ответственность перед семьей всех ее членов.

4). Основные принципы правового регулирования (СК):

1. Добровольность брачного союза.

2. Равенство прав супругов в семье.

3. Разрешение вопросов по взаимному согласию.

4. Приоритет семейного воспитания.

5. Обеспечение защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи.

Для заключения брака необходимо взаимное согласие вступающих в брак и достижение брачного возраста (18 лет – это возраст гражданского совершеннолетия).

5). Препятствия для вступления в брак:

1. Не расторгнутый брак.

2. Близкие родственники по прямой линии (отец, дочь, внучка) и между родными братьями и сестрами.

3. Недееспособность лица признанного судом (психическое расстройство или опасность передачи опасного заболевания).

4. Между усыновителем и усыновленным (до тех пор, пока существует усыновление)

6). Личные права супругов:

· право на свободный выбор рода занятий, профессии,

· места пребывания и жительства.

· выбор фамилии;

· в равной мере обладают правами и несут обязанности в отношении своих детей

7). Юридическая свобода супругов небезгранична. Они обязаны:

· строить взаимоотношения в семье на основе взаимоуважения и взаимопомощи;

· заботится о благополучии и укреплении семьи;

· заботится о благосостоянии и развитии своих детей: воспитывать, обеспечить образование (основное общее образование), защищать их права и интересы.

Супружеская собственность.

Имущество супругов подразделяется на общее (нажитое во время брака) и личное (приобретенное до брака, или полученное в дар, по наследству во время брака).

Личное имущество является частной собственностью каждого и при разделе собственности между супругами не учитывается.

Общее имущество признается законом совместной собственностью и именуется законным режимом их имущества . На такое имущество каждый из супругов имеет право на все имущество, пользуется равными правами. С прекращением брака делится поровну. Только суд может отступить от принципа равенства.

По обоюдному согласию супруги могут осуществлять сделки по распоряжению имуществом (продавать, дарить). На движимое имущество достаточно устного согласия , а на недвижимое имущество необходимо письменное согласие , заверенное нотариусом.

9). Личные права ребенка.

1. Право на имя и гражданство.

2. Право жить и воспитываться в семье.

3. Право на общение с родителями и др. родственниками.

4. На выражение своего мнения при решении вопроса, затрагивающие его интересы (правовое значение с 10-ти лет)

5. Право на защиту. До 14 лет в органы опеки и попечительства, а с 14-летнего возраста в суд.

6. Право на содержание.

7. Право на заработанные им средства. Может распоряжаться самостоятельно.

Обязанность детей.

Дети обязаны заботиться о своих родителях, оказывать им помощь и поддержку.

До совершеннолетия эта обязанность имеет моральный характер, а по достижении ими 18 лет приобретает юридическую силу

Этнос.

ЭТНОС - исторически сложившаяся этническая общность - племя, народность, нация.

Нация.

1. Исторически сложившаяся устойчивая общность людей, образующаяся в процессе формирования общности их территории, экономических связей, литературного языка, особенностей культуры и духовного облика.

2. В некоторых сочетаниях: страна, государство (сообщество граждан государства). Высшая форма этноса.

Межнациональное сотрудничество.

Межнациональные отношения могут быть непосредственными (контакты людей разных национальностей в процессе труда, быта, образования, досуга, культурной и семейной жизни) и опосредованными (обмен материальными и культурными ценностями, информацией, отношения между государствами). В современном мире наблюдаются две взаимосвязанные тенденции:

· одна проявляется в экономическом, культурном и политическом сближении наций, разрушении национальных перегородок;

· другая – в стремлении ряда народов обрести национальную самостоятельность, защитить национальную культуру от натиска массовой культуры.

Основу межнационального сотрудничества составляют принципы равноправия, взаимной помощи и уважения национального достоинства народов, их интересов и традиций. Несоблюдение этих принципов приводит к межнациональным конфликтам , преодоление которых является трудной задачей. В современном мире существуют несколько путей ее разрешения: переговоры, взаимные уступки сторон, посредничество третьей стороны или ООН. Все они предполагают взаимное признание общезначимых и национальных ценностей, требований международных правовых документов. Руководством для этих действий служат положения Всеобщей декларации прав человека о ценности каждой личности.

Социальная политика.

Социальная политика – деятельность государства и политических партий, объединений, движений в социальной сфере общественной жизни. Эта деятельность направлена на осуществление социальных программ, обеспечивающих поддержку уровня жизни, материального благополучия населения, обеспечение занятости. Целью социальной политики является достижение благосостояния в обществе, гармонизация общественных отношений, политической стабильности и гражданского согласия.

Выделяют социальную политику в области образования, здравоохранения, занятости и социально-трудовых отношений. Также различают культурную, жилищную, семейную, пенсионную, женскую и молодежную социальную политику.

Межэтнические (межнациональные) отношения - отно­шения между этносами (народами), охватывающие все сфе­ры общественной жизни.

Политика

Вспомните:

что такое этническая общность? В чем заключается влияние этнического многообразия на современную об­становку в стране и в мире? В чем заключается сущ­ность социального конфликта?

Основная научная проблема - определить исходя из идей гуманизма, анализа исторического опыта оптимальные пути регулирования межэтнических отношений. Проблема много­аспектна, включает вопросы истории и современной повсе­дневной жизни, духовного мира личности, культуры, обра­зования, социологии, психологии, экономических, полити­ческих, правовых отношений; поэтому ученые используют методы ряда гуманитарных наук. С середины XIX в. всесто­ронне исследует проблему этнология - наука, изучающая процессы формирования и развития различных этнических групп, их идентичность, формы их культурной самооргани­зации, их коллективного поведения, взаимодействия лично­сти и социальной среды.

Этнология выделяет два уровня межэтнических отноше­ний. Один уровень - взаимодействие народов в разных сферах общественной жизни: политике, культуре, производ­стве, науке, искусстве и т. п. Другой уровень - межлично­стные отношения людей различной этнической принад­лежности в разных формах общения - трудовом, семейно-бытовом, образовательном, неформальных видах взаимоот­ношений.

Межнациональные отношения находят свое выражение в человеческих действиях и во многом зависят от индивиду­ального поведения и его мотивации, которая базируется на личном опыте, овладении культурными нормами, влиянии семьи, ближайшего окружения.

Для этнических процессов современности характерны две тенденции: интеграции - сотрудничества, объединения раз­ных этногосударственных общностей, сближения всех сто­рон жизни народов; дифференциации - стремления народов к национальной самостоятельности.

Межэтнические отношения могут быть дружественными, взаимоуважительными либо, наоборот, конфликтными, враждебными.


Стихийно складывавшееся сотрудничество многие века известно человечеству, состоящему из огромного количества общностей, представляющих в совокупности этнически сме­шанную среду, где часто действует продуктивное сотрудни­чество в производстве материальных благ, в повседневной жизни; создание и сбережение национальных культурных ценностей сочетается с познанием других культур.

В XX в. отмечается возрастание интеграционных тен денций двоякой направленности:

Экономическая, политическая интеграция, ведущая к
образованию союзов государств;

Интеграция национальных образований в пределах мно­
гонациональной страны. Это может отвечать интересам на­
родов, живущих в едином государстве, способствовать ук­
реплению этого единства.



Значителен отечественный опыт межнационального со­трудничества. Во всех отраслях хозяйства и культуры СССР плодотворно трудились многонациональные коллективы. Сплоченность народов ярко проявилась в боях, труде, по­вседневной жизни в годы Великой Отечественной войны, в послевоенном возрождении страны.

Сотрудничество в культурной сфере обеспечило ликвида­цию неграмотности, создание письменности 50 этносов, рас­цвет яркого, самобытного искусства малочисленных наро­дов. Ученые отмечают, что в Советском Союзе в XX в. не исчезла ни одна малая культура и фактически сохранилась вся этническая мозаика огромного государства, в то время как в других регионах мира исчезли сотни малых культур. В то же время ошибки и преступления органов тоталитар­ной власти привели к тяжелым трагедиям многих людей и целых народов. Многовековые национальные связи были на­рушены из-за непродуманного административно-территори­ального деления, ухудшилась экологическая обстановка в регионах проживания коренных малочисленных этносов. Насильственное переселение народов, незаслуженно обви­ненных в пособничестве немецким оккупантам, нанесло большой урон достоинству сотен тысяч людей, тяжело отра­зилось на их судьбах. Потребовалось длительное время для восстановления нарушенных прав народов нашей страны.

В Европе, других частях света в последней трети XX в. широкое развитие получила интеграция в сфере экономики, а затем и политики. Это связано с процессом глобализации, складыванием постиндустриального, информационного об­щества, а также с необходимостью единства в борьбе с меж­дународным терроризмом.

Один из примеров интеграции - деятельность Европей­ского союза (ЕС), объединяющего (2005 г.) 25 государств с


населением 450 млн человек, говорящих на 40 языках. В ЕС введены единое гражданство, единая валюта - евро. Созданы наднациональные органы власти: Европарламент, Совет ЕС, Европейский суд. Разработана Конституция ЕС. Однако она мо­жет вступить в силу лишь после ее одобрения всеми странами ЕС (решением парламента или всенародным референдумом). Россия не остается в стороне от интеграционных процес­сов XXI в. Это, в частности, проявляется:

В заботе о формировании общего экономического, гума­
нитарного правового пространства с несколькими странами,
входящими в созданное после распада СССР Содружество
Независимых Государств;

В переговорах с Евросоюзом о взаимодействии в сферах
экономики, правосудия, безопасности, науки, образования,
культуры. Большое место в документах о партнерстве уде­
лено совместным действиям по соблюдению принципа не­
дискриминации, включая противодействие любым формам
нетерпимости и расизма, уважению прав человека.

Наряду с тенденцией к международной интеграции суще­ствует и тенденция к дифференциации. Она проявляется в разных формах. В основном в мирной форме прошло обра­зование независимых постсоветских государств, разделение Чехословакии на два государства - Чехию и Словакию. Вооруженные действия сопровождали распад Югославии.

I «Чем государства просвещеннее, тем больше они сооб-

i щают друг другу идей и тем больше увеличивается си- .

I л а и деятельность всемирного ума». 1

\: К. Гельвеции i

Лекция:

Межнациональные отношения

Межнациональными называются отношения между разными государствами, а также между разными народами одного государства.

Рассмотрим две тенденции межнациональных отношений современного мира. Первая – интеграция – тесные взаимовыгодные межнациональные контакты, сотрудничество в политике, экономике, культуре. В современном глобальном мире быстро растущим производительным силам тесно в рамках одной нации или одного государства. Идёт процесс широкой кооперации стран. Ярким примером экономической интеграции наций и государств является Европейский союз, объединяющий около 30 государств Европы. Примером политической интеграции служит ряд международных организаций, возглавляемых ООН. А примером культурной интеграции является празднование Рождества, хэллоуина и т.д. Интеграция государств способствует стиранию национальных границ и единению человечества. Важным принципом построения межнациональных отношений является толерантность, взаимоуважение наций.

Вторая тенденция межнациональных отношений – дифференциация , это обратный интеграции процесс, когда нации стремятся к самостоятельности, разъединению и противостоянию. Характерной чертой дифференциации является, к примеру, усиление протекционистских мер в международной торговле, националистические и экстремистские взгляды. Стремление наций к дифференциации привело к появлению таких социально-опасных явлений, как:

    национализм и его крайняя форма шовинизм, выражающиеся в ненависти к другим нациям;

    сегрегация – принудительное отделение одной нации от другой по какому - либо признаку, например, расовая дискриминация;

    геноцид – физическое уничтожение нации – особо тяжкое преступление против человечества;

    сепаратизм , заключающийся в стремлении нации отделиться от государства и создать своё самостоятельное государственное образование;

    этническая чистка – политика насильственного изгнания лиц иного этноса с территории страны.

Третья тенденция межнациональных отношений – глобализация (подробнее ).

Таким образом, существуют две основные формы межнациональных отношений: мирное сотрудничество (стабильные отношения) и этнический конфликт (нестабильные отношения). О мирном сотрудничестве речь идёт тогда, когда нации взаимодействуют, приносят друг другу пользу. Основными формами мирного сотрудничества являются этническое смешивание путём межнациональных браков и этническое поглощение – естественная или насильственная ассимиляция, при которой одна нация полностью утрачивает свой язык, культуру и национальное самосознание. Этнический конфликт возникает в результате столкновения интересов разных наций и часто перерастает в вооруженную борьбу.

Причины этнических конфликтов и пути их разрешения


Причинами этнических конфликтов могут быть:

    территориальные притязания;

    борьба за политическую власть или политическую независимость;

    неравенство в обладании материальными ресурсами и благами;

    ущемление прав, ценностей, интересов этноса;

    этноцентризм – превосходные взгляды этноса к собственной культуре и отвержение другой культуры;

    ухудшение экологической обстановки на территории одного этноса из-за действий другого и другие.

Этнические конфликты приводят к тяжёлым последствиям, гибнут люди, разрушаются культурные ценности. Урегулирование этнических конфликтов, с одной стороны, зависит от деятельности международных организаций (прежде всего ООН) и комиссий, которые должны учитывать интересы каждой из конфликтующих сторон. А с другой стороны, зависит от внутренних установок самого человека. Очень важно, чтобы каждый человек не допускал насилия, придерживался гуманистических взглядов к решению этнических вопросов и поддерживал толерантные межнациональные отношения.

Сохранение стабильных межнациональных отношений является главной целью национальной политики любого государства. Основными её направлениями являются:

    обеспечение равноправия всех наций, проживающих в государстве, например, законы РФ гарантируют право каждого гражданина самому определять национальную принадлежность;

    создание условий для сохранения этнической культуры, например, преподавание родного языка в школах;

    организация мероприятий, сближающих нации и расширяющих культурные связи, например, проведение международных фестивалей песни и танца;

    профилактические меры, направленные на пропаганду нетерпимого отношения к национализму, шовинизму.

Межнациональное сотрудничество. Межнациональные взаимоотношения всегда отличались своим противоречивым характером - тяготением к сотрудничеству и периодическими взрывами конфликтности. Современное разделение труда имеет и национальные оттенки. (Так, одни народы лучше преуспевают в торговых делах, другие - в производстве высокотехнологичной продукции.) Казалось бы, в этом нет ничего предосудительного, но в определенных ситуациях это провоцирует межнациональные конфликты. Например, в охваченной экономическим кризисом Индонезии жители Джакарты поджигали и грабили магазины китайцев, которые монополизировали торговую среду в этой стране. В то же время идет процесс взаимопроникновения и взаимообога- щения культур разных народов. Однако конструктивному межнациональному сотрудничеству мешают различия между нациями, незнание и непонимание чужих культур и традиций, этноцентристские установки. Именно понимание культуры и традиций другой национальной группы - источник конструктивного цивилизованного межнационального сотрудничества. Исследователи проблемы межнациональных контактов выработали кодекс этики, способствующий коммуникации различных культур. 1. Относись к чужой культуре с тем же уважением, к каким относишься к собственной. 2. Не суди о ценностях, убеждениях и обычаях других культур, отталкиваясь от собственных ценностей. Каждая культура имеет собственную систему ценностей, а одинаковые ценности представляют различную степень важности (см. табл. 5.2). Это необходимо не просто знать, а учитывать в общении с людьми другой национальности. 3. Никогда не исходи из превосходства своей религии над чужой. 4. Общаясь с представителями другой религии, пытайся ее понимать и уважать. 5. Стремись понять обычаи приготовления и принятия пищи других народов, сложившиеся под влиянием их специфических потребностей и ресурсов. 6. Уважай способы одеваться, принятые в других культурах. 7. Не демонстрируй отвращения к непривычным запахам, если те могут восприниматься как приятные людьми других культур. 8. Помни, что каждая культура, какой бы малой она ни была, имеет что предложить миру, но нет таких культур, которые имели бы монополию на все аспекты. 9. Всегда помни, что никакие научные данные не подтверждают превосходства одной этнической группы над другой. Ценности Первичные Вторичные Третичные Несущест венные Индивидуальность 3 Ч В М Материнство ч,в М,3 - - Иерархия 3, В, М,А Ч - - Мужественность Ч, М, В, 3, А - - - Мощь В, А м,ч 3 - Мир В ч 3,А м Деньги 3, А, Ч м В - Скромность В Ч, А, М - 3 Пунктуальность 3 Ч м, В А Спасение 3 М - В,Ч, М Карма В - - М, 3,4, А Первенство 3 ч - В, А, М Агрессивность 3,4 м А, В - Коллективная ответственность В, А, М ч - 3 Уважение к старшим В, А, М ч - 3 Уважение к молодежи 3 М, А, Ч, В - - Гостеприимство В, А Ч - 3 Наследуемое имущество В - М, А, Ч, В - Сохранение среды В Ч, А 3 м Цвет кожи В, 3,4 М - А Святость пахотной земли В А - 4, М,3 Равенство женщин 3 в,ч А м Человеческое достоинство 3,4 В, А, М - - Эффективность 3 Ч В, М - Патриотизм Ч, М, А, В 3 - - Таблица 5.2 Продолжение табл. 5.2 Ценности Первичные Вторичные Третичные Несущест венные Религия 3, Ч, М,А, В - - - Авторитаризм В, М, А з,ч - - Образование 3,4 В, А, М - - Непосредственность 3 Ч, В, М, А - - Источник: См.: Ситарам, К., Когделл, Г. Указ. соч. С. 116. В табл. 5.2 обозначены: 3 - западные культуры; В - восточные культуры; Ч - черные культуры Америки; А - африканские культуры; М - мусульманские культуры. Межнациональные конфликты. Социальные, в том числе национальные, противоречия являются неустранимой чертой нашего бытия. Неизбежными становятся и межнациональные конфликты. Субъектами межнациональных конфликтов являются: этносы, национальные общности (в их числе коренные народы и национальные меньшинства), интернациональные образования, национальные государства, различные национальные организации. Реально участвуют в конфликте национальные движения - организованные группы, объединенные национальной идеей и мобилизующие своих сторонников на борьбу за отстаивание своих интересов. Национализм участников этих движений зачастую вызван ущемлением прав их народов, что делает его понятным. В этом случае межнациональный конфликт может восстановить справедливость. Разрушительным конфликт становится в случаях, когда национальные движения перерастают в националистические, ставящие своей целью утверждение превосходства одной нации над другой. Границей этого превосходства является стремление к удовлетворению своих национальных интересов за счет других наций. Крайней формой национализма является фашизм, в котором интересы «неполноценных» рас приносятся в жертву интересам одной высшей расы. Практика и результаты деяний фашистов печально известны. Практически все уголки мира охвачены межнациональными конфликтами - Африка, Европа (например, Северная Ирландия, Испания, Сербия, Кипр), Северная Америка (Канада), Азия (Китай, Индонезия, Индия) и т.д. Немало очагов межнациональных конфликтов на территории бывшего СССР и нынешней России (Карабах, Приднестровье, Южная Осетия, Абхазия, Чечня, Карачаево-Черкесия, Кабардино-Балкария, Ингушетия, Северная Осетия - Алания и др.). Причины межнациональных конфликтов обусловлены социально-экономическими проблемами развития наций. Процесс регулирования и разрешения конкретного межнационального конфликта является, как правило, сложным, длительным, напряженным, многоэтапным и неповторимым. Межнациональные конфликты на бытовой почве «не имеют четких этапов развития и разрешения; они носят стихийный характер, и процесс их может регулироваться общей деятельностью по интернациональному воспитанию населения и демократизации общества»1. Важным направлением предотвращения разрушительных межнациональных конфликтов является профилактика националистических настроений путем придания национальным притязаниям и устремлениям черт, приемлемых для окружающих наций. Ключевые слова и понятия Межнациональное сотрудничество. Кодекс этики. Межнациональные конфликты. Субъекты межнациональных конфликтов. Регулирование межнациональных конфликтов. Контрольные вопросы и задания 1. Что мешает конструктивному межнациональному сотрудничеству в современном мире? 2. Какую роль играет кодекс этики в организации межнационального сотрудничества? 3. Какие существуют типы межнациональных конфликтов? 4. Сравните национальные и националистические движения. 5. Докажите, что понимание чужой культуры и уважение культурных различий является основой межнационального сотрудничества. 9.

Межнациональные отношения в силу их многоаспектности представляют собой сложное явление. Они включают две разновидности:

– отношения между разными национальностями внутри одного государства;

– отношения между разными нациями‑государствами.

Формы межнациональных отношений следующие:

– Мирное сотрудничество.

Этнический конфликт (от лат. conflictus – столкновение).

Способы мирного сотрудничества довольно многообразны.

Самый цивилизованный путь объединения разных народов – создание многонационального государства, в котором соблюдаются права и свободы каждой народности и нации. В подобных случаях несколько языков являются государственными, например, в Бельгии – французский, датский и немецкий, в Швейцарии – немецкий, французский и итальянский. В результате формируется культурный плюрализм (от лат. pluralis – множественный).

При культурном плюрализме ни одно национальное меньшинство не теряет самобытности и не растворяется в общей культуре. Он подразумевает, что представители одной национальности добровольно овладевают привычками и традициями другой, обогащая при этом собственную культуру.

Культурный плюрализм – показатель успешной адаптации (приспособления) человека к чужой культуре без отказа от своей собственной. Успешная адаптация предполагает овладение богатствами еще одной культуры без ущерба для ценностей собственной.

В современном мире просматриваются две взаимосвязанные тенденции в развитии наций.

Межнациональный конфликт

В современном мире практически не существует этнически однородных государств. К таковым можно условно отнести только 12 стран (9 % всех государств мира). В 25 государствах (18,9 %) основная этническая общность составляет 90 % населения, еще в 25 странах этот показатель колеблется от 75 до 89 %. В 31 государстве (23,5 %) национальное большинство составляет от 50 до 70 %, и в 39 странах (29,5 %) едва ли половина населения является этнически однородной группой.

Таким образом, людям разных национальностей так или иначе приходится сосуществовать на одной территории, и мирная жизнь складывается далеко не всегда.

Межнациональный конфликт – одна из форм отношений между национальными общностями, характеризующаяся состоянием взаимных претензий, открытым противостоянием этносов, народов и наций друг другу, имеющим тенденцию к нарастанию противоречий вплоть до вооруженных столкновений, открытых войн .

В мировой конфликтологии нет единого концептуального подхода к причинам межэтнических конфликтов.

Анализируются социально‑структурные изменения контактирующих этнических групп, проблемы их неравенства в статусе, престиже, вознаграждении. Есть подходы, сосредоточивающиеся на поведенческих механизмах, связанных с опасениями за судьбу группы, – не только за потерю культурного своеобразия, но и за использование собственности, ресурсов и возникающей в связи с этим агрессией.

Исследователи, опирающиеся на коллективные действия, концентрируют свое внимание на ответственности элит, борющихся за власть, ресурсы. Очевидно, элиты прежде всего ответственны за создание «образа врага», представлений о совместимости или несовместимости ценностей этнических групп, идеологии мира или вражды.

В ситуациях напряженности создаются представления о чертах народов, препятствующих общению, – «мессианстве» русских, «наследуемой воинственности» чеченцев, а также иерархии народов, с которыми можно или нельзя «иметь дело».

Большим влиянием на Западе пользуется концепция «столкновения цивилизаций» американского исследователя С. Хантингтона. Она объясняет современные конфликты, в частности недавние акты международного терроризма, конфессиональными различиями. В исламской, конфуцианской, буддийской и православной культурах будто бы не находят отклика идеи западной цивилизации – либерализм, равенство, законность, права человека, рынок, демократия, отделение церкви от государства.

Основной причиной конфликтов, трений, различного рода предубеждений между представителями разных национальностей выступает этноцентризм.

Этноцентризм – совокупность неправильных представлений (предубеждений) одной нации по отношению к другой, свидетельствующих о превосходстве первой.

Этноцентризм – уверенность в правоте собственной культуры, склонность либо тенденция отвергать стандарты другой культуры как неправильные, низкие, неэстетичные. Поэтому многие межнациональные конфликты называют ложными, поскольку в их основе лежат не объективные противоречия, а непонимание позиций и целей другой стороны, приписывание ей враждебных намерений, что порождает неадекватное чувство опасности, угрозы.

Современные социологи предлагают следующую классификацию причин межнациональных конфликтов.

Причины межнациональных конфликтов

Социально‑экономические – неравенство в уровне жизни, различное представительство в престижных профессиях, социальных слоях, органах власти.

Культурно‑языковые – недостаточное, с точки зрения этнического меньшинства, использование его языка и культуры в общественной жизни.

Этнодемографические – быстрое изменение соотношения численности контактирующих народов вследствие миграции и различий в уровне естественного прироста населения.

Экологические – ухудшение качества окружающей среды в результате ее загрязнения либо истощения природных ресурсов вследствие использования представителями иной этнической группы.

Экстерриториальные – несовпадение государственных или административных границ с границами расселения народов.

Исторические – прошлые взаимоотношения народов (войны, былое соотношение господства‑подчинения и т. д.).

Конфессиональные – из‑за принадлежности к разным религиям и конфессиям, различий в уровне современной религиозности населения.

Культурные – от особенностей бытового поведения до специфики политической культуры народа.

Социологи выделяют различные типы межнациональных конфликтов.

Межэтнические конфликты не возникают на пустом месте. Как правило, для их появления необходимы определенный сдвиг привычного уклада жизни и разрушение системы ценностей, что сопровождается у людей чувствами растерянности и дискомфорта, обреченности и даже потерей смысла жизни. В таких случаях на первый план в регуляции межгрупповых отношений в обществе выдвигается этнический фактор как более древний, выполняющий функцию группового выживания.

Действие этого социально‑психологического фактора реализуется следующим образом. Когда появляется угроза существованию группы как целостного и самостоятельного субъекта межгруппового взаимодействия, на уровне социального восприятия ситуации происходит социальная идентификация по признаку происхождения, по признаку крови; включаются механизмы социально‑психологической защиты в виде процессов внутригрупповой сплоченности, внутригруппового фаворитизма, усиления единства «мы» и внешнегрупповой дискриминации и обособления от «них», «чужих».

Эти процессы могут привести к национализму.

Национализм (фр. nationalosme от лат. natio – народ) – идеология и политика, ставящие интересы нации превыше любых других экономических, социальных, политических интересов, стремление к национальной замкнутости, местничеству; недоверие к другим нациям, нередко перерастающее в межнациональную вражду.

Виды национализма

Этнический – борьба народа за национальное освобождение, обретение собственной государственности.

Державно‑государственный – стремление наций воплотить в жизнь свои национально‑государственные интересы, нередко за счет малых народов.

Бытовой – проявление национальных чувств, враждебное отношение к инородцам, ксенофобия (гр. хепов – чужой и рКоЬов – страх).

Национализм может перерасти в свою крайне агрессивную форму – шовинизм.

Шовинизм (фр. chauvinisme – термин происходит от имени Никола Шовена, литературного героя комедии братьев И. и Т. Коньяр «Трехцветная кокарда», радетеля величия Франции в духе идей Наполеона Бонапарта) – политическая и идеологическая система взглядов и действий, обосновывающая исключительность той или иной нации, противопоставление ее интересов интересам других наций и народов, внедряющая в сознание людей неприязнь, а зачастую и ненависть к другим народам, которая разжигает вражду между людьми различных национальностей и вероисповеданий, национальный экстремизм.

Одним из проявлений государственного национализма является геноцид.

Геноцид (от лат. genos – род и caedere – убивать) – преднамеренное и систематическое уничтожение отдельных групп населения по расовым, национальным или религиозным признакам, а также умышленное создание жизненных условий, рассчитанных на полное или частичное физическое уничтожение этих групп. Примером геноцида является холокост – массовое уничтожение гитлеровцами еврейского населения во время Второй мировой войны.

Объединение группы по этническому признаку происходит на основе:

предпочтения своих соплеменников «чужим», пришлым, некоренным и усиления чувства национальной солидарности;

защиты территории проживания и возрождения чувства территориальности для титульной нации, этнической группы;

требований о перераспределении дохода в пользу «своих»;

игнорирования законных потребностей других групп населения на данной территории, признаваемых «чужими».

Все эти признаки обладают одним преимуществом для группового массового действия – наглядностью и самоочевидностью общности (по языку, культуре, внешности, истории и т. д.) по сравнению с «чужими». Индикатором состояния межнациональных отношений и, соответственно, их регулятором является этнический стереотип как разновидность социального стереотипа. При этом регуляция межгрупповых отношений с помощью этнического стереотипа приобретает как бы самостоятельное существование и психологически возвращает социальные отношения в историческое прошлое. Когда сталкиваются интересы двух групп и обе группы претендуют на те же блага и на ту же территорию (как, например, ингуши и североосетинцы), в условиях социального противостояния и девальвации общих целей и ценностей, национально‑этнические цели и идеалы становятся ведущими социально‑психологическими регуляторами массового социального действия. Поэтому процесс поляризации по этническому признаку неизбежно начинает выражаться в противостоянии, в конфликте, который, в свою очередь, блокирует удовлетворение базовых социально‑психологических потребностей обеих групп.

При этом в процессе эскалации (расширения, наращивания, увеличения) конфликта объективно и неизменно начинают действовать следующие социально‑психологические закономерности:

уменьшение объема коммуникации между сторонами, увеличение количества дезинформации, ужесточение агрессивности терминологии, усиление тенденции использовать СМИ как оружие в эскалации психоза и противостояния широких масс населения;

искаженное восприятие информации друг о друге;

выработка установки враждебности и подозрительности, закрепление образа «коварного врага» и его дегуманизация, т. е. исключение из рода человеческого, что психологически оправдывает любые зверства и жестокости по отношению к «нелюдям» при достижении своих целей;

формирование ориентации на победу в межнациональном конфликте силовыми методами за счет поражения или уничтожения другой стороны.

В острых конфликтных ситуациях одной из первых промежуточных фаз его урегулирования является юридизация конфликта .

Само по себе подписание каких‑либо соглашений еще не гарантирует погашения конфликта. Определяющей является готовность сторон их выполнять, а не использовать в качестве «дымовой завесы» для продолжения попыток добиваться своих целей неправовыми средствами. Для этого, в свою очередь, необходимо хотя бы частичное преодоление конфликта интересов или по крайней мере снижение его остроты, к чему может повести, например, появление в отношениях между сторонами новых стимулов: суровая экономическая необходимость, заинтересованность сторон в ресурсах друг друга, «премии» за урегулирование конфликта в виде международной или иностранной помощи – могут (правда, не всегда) переключить интересы конфликтующих сторон в иную плоскость и значительно притушить конфликт.

Таким образом, в социально‑политическом плане пути к преодолению межнациональных конфликтов лежат либо через хотя бы частичное удовлетворение требований сторон, либо через понижение для них актуальности предмета конфликта.

Существующие межнациональные проблемы (территориальные споры, стремление к суверенизации; борьба этнических меньшинств за самоопределение, создание независимого государственного образования; дискриминация языка, образа жизни; проблема беженцев, вынужденных переселенцев и т. д.) требуют значительных усилий для их разрешения.

Пути разрешения межнациональных проблем

– Признание межнациональных проблем и решение их методами национальной политики.

– Осознание всеми людьми неприемлемости насилия, овладение культурой межнациональных отношений, требующей безусловной реализации прав и свобод лиц любой национальности, уважения самобытности, их национального самосознания, языка, обычаев, исключающей малейшее проявление национального недоверия, вражды.

– Использование экономических рычагов для нормализации этнополитической ситуации.

– Создание в регионах со смешанным национальным составом населения культурной инфраструктуры – национальные общества и центры, школы с национально‑культурным компонентом для обучения детей на родном языке и в традициях национальной культуры.

– Организация эффективно действующих международных комиссий, советов, других структур для мирного разрешения национальных споров.

Образец задания

C6. Назовите две тенденции в развитии современных межнациональных отношений и проиллюстрируйте каждую из них примером.

Ответ: Могут быть названы и проиллюстрированы примерами следующие тенденции в развитии современных межнациональных отношений: Интеграция; экономическое, культурное и политическое сближение наций, разрушение национальных перегородок (например, Европейское сообщество). Стремление ряда народов сохранить или обрести культурно‑национальную самостоятельность, автономию (например, корейское меньшинство в Японии).