Дикие животные. Сборник рассказов

Что должен знать дошкольник про животных? Во-первых, дикое это животное или домашнее, животное леса, севера или Африки, то есть место обитания. Во-вторых, в каком "домике" живет животное, если оно дикое: это может быть нора, берлога, дупло или животное совсем не делает себе домика. В-третьих, чем это животное питается. Увлекательный рассказ - то, что нужно. И обязательно сопроводить этот рассказ о животных картинками, ведь мы же знаем, что зрительная память очень помогает в обучении дошкольника. Поговорим с ребенком о диких животных и покажем карточки - мнемотаблицы, так малыши лучше заинтересуются темой и запомнят все подробности визуально, образно.

Дикие животные леса

Заяц

Заяц живет в лесу. Он не роет себе нор, а прячется в кустарниках, в углублениях под корнями, под ветвями, там и сооружают себе зимовье. Основная пища зайца - это трава, сено, молодые веточки деревьев. Ест заяц и овощи, фрукты и ягоды, если удается их найти.

Лиса

Лиса - дикое животное. Она живет в лесу, в норе. Лиса - хищный зверь. Основная еда лис - насекомые (жуки, дождевые черви) и мелкие грызуны (мыши-полёвки). Если удастся лисе поймать зайца или птицу, что бывает не очень часто, она с удовольствием съест и их. Часто лисы селятся рядом с человеком и воруют домашних птиц из птичников. Иногда может полакомиться и рыбкой, выброшенной на берег Не побрезгует ягодами и фруктами, когда голодна.

Волк

Волк - животное леса. Живут волки в логове. Волки охотятся стаями, поэтому им под силу поймать крупную добычу: лося, оленя. С удовольствием угостится волк и птицей, и зайчиком. В голодные годы волки могут нападать на домашний скот, но это бывает очень редко. Волки очень осторожны и боятся человека.

Ёж

Ежи живут в лесу. Они редко сами роют норы, чаще занимают чужие или сооружают гнездо среди выпирающих корней, под кустом, в углублениях земли, натаскивая туда много листьев, сухой травы и мха. Зимой ежи впадают в спячку. Едят ежи в основном насекомых. Если попадется змея, могут съесть и её. Не прочь полакомиться грибами, желудями, ягодами и фруктами.

Бурый медведь

Бурый медведь - дикое животное леса. На зиму медведь сооружает себе берлогу и впадает в спячку. Основная пища медведей - ягоды, коренья, грибы. Найдет медведь птичье гнездо - полакомится яйцами, найдет улей диких пчел - поест медку. Медведь умеет ловить рыбу и с удовольствием ее ест. Может скушать и мышку, если удастся ее поймать. Не побрезгует и падалью.

Белка

Белка живет в лесу. Она находит в дереве дупло и селится там. Ест белка ягоды, фрукты, грибы, орехи, желуди и зерно. Запасает припасы на зиму, пряча их под корнями или среди веток деревьев, чтобы не голодать зимой.

Животные пустыни

Верблюд

Верблюды живут в пустыне и полупустыне. Жилище они не строят. Питаются травой (и сухой, и свежей), веточками деревьев, верблюжьей колючкой, эфедрой, полынью, жуют веточки саксаула. Верблюд накапливает в горбах питательные вещества, поэтому подолгу может обходиться без еды.

Фенек

Фенек живет в пустынях и полупустынях. Он роет себе нору в песке. Фенек всеяден. Питается насекомыми, ящерицами, яйцами птиц, мелкими грызунами, кореньями растений, которые удается выкопать в пустыне.

Когда ребенок познакомился с животными, их образом жизни, питанием, пусть он попробует сам рассказать о том, что запомнил. В этом помогут картинки-схемы с алгоритмом по составлению рассказа-описания >>

На первых порах связного рассказа получить может не удастся, тогда попробуйте распечатать и разрезать приведенные выше карточки на сектора, а ребенку предложить разложить картинки правильно.

А более подробные рассказы для детей о животных можно посмотреть на нашем сайте в разделах:


Цели: уточнить знания детей о животных; знать названия, их внешние признаки, повадки, как передвигаются, чем питаются, где живут и т.д.; образовывать сложные прилагательные, притяжательные прилагательные, существительные с помощью суффикса -ищ; подбор слов-антонимов; согласовывать числительные с существительными; упражняться в подборе эпитетов; развивать словарь по данной теме.

Оборудование: демонстрационный материал - картинки с изображением диких животных и их частей тела.

Ход занятия

1. Организационный момент

Сядет тот, кто назовет животных, которые живут в лесу.

2. Беседа по картинкам о диких животных . Логопед выставляет картинки животных.

Как называются эти животные? (Дикие.) Почему? а) Логопед загадывает загадку:

Хитрая плутовка, Рыжая головка, Хвост пушистый - краса - А зовут ее... (Лиса.)

Какая лиса? (Хитрая, быстрая, рыжая, ловкая...)

Кто еще живет с лисой? (лис, лисенок, лисята.) Дидактическая игра «Чье это?» (по картинкам)

(Лисья морда, лисьи уши и т.д.) Образование сложных прилагательных:

У лисы тонкие лапы. Какая лиса? (Тонколапая.)

У лисы длинный нос.

У лисы острые уши.

У лисы короткие усы.

У лисы рыжий хвост.

У рыжей лисы красивая густая, пушистая шерсть. Тело ее очень подвижно, оно может изгибаться, вытягиваться при беге. У лисы длинный пушистый хвост. Мордочка вытянута, уши острые, стоячие, глаза с овальными зрачками. Ноги у лисы короткие, тонкие. Она всеядна, но больше всего любит свежее мясо. Охотится на мышей, водяных крыс, зайцев. У лисы хороший слух, обоняние. Зимой она слышит, как мыши пищат под слоем снега. Лиса быстро раскапывает снег и ловит их. У нее тоже много врагов, из которых самый опасный - волк.

б) Логопед загадывает загадку: Ходит летом косолапо,

А зимой сосет он лапу. (Медведь.)

Какой медведь? (Косолапый, неуклюжий, бурый, лохматый...)

Дидактическая игра «Чье это?». (По картинкам.) (Медвежья лапа и т.п.)

Назови членов семьи медведя. (Медведь, медведица, медвежо нок, медвежата.)

Как называется жилище медведя? (Берлога.)

У медведя громадное, неуклюжее тело, покрытое бурой шерстью. У него большая голова, короткая и толстая шея, маленькие глаза. У медведя слабое зрение. Уши небольшие, круглые. Лапы при ходьбе он ставит внутрь когтями и наружу пятками. Поэтому медведя назвали косолапым. Медведь очень сильное животное. Питается грибами, ягодами, орехами, птицами, живущими на земле, и мелкими животными. Особенно любит полакомиться медом, и даже имя свое получил за это - медведь: ведает, где мед. Осенью он усиленно питается, накапливает жир. С наступлением холодов медведь засыпает в своей берлоге.

в) Логопед загадывает загадку: Кто зимой холодной

Бродит злой, голодный? (Волк.)

Продолжите предложение по смыслу: Волк - это папа в семье волков. Мама - ... (волчица). Дети - ... (волчата).

Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом и с помощью суффикса -ищ:

У волчицы усы. У волчонка - усики. У волка - усищи. (Аналогично: глаза, нос, хвост.)

Какой волк? (Злой, голодный, серый, зубастый, клыкастый, лох матый...)

Среди диких животных волк выделяется силой, умом, выносливостью. У волка грубая, густая шерсть, большая голова, широкий лоб, толстая шея, уши торчат, зубы острые. У волка хорошо развиты лапы. Они высокие, сильные, имеют крепкие острые когти. У волка прекрасное зрение. Он видит даже, в темноте. Слух острый. Может долго охотиться за добычей. И как только она теряет силы и не может бежать, волк сразу нападает на нее. Волк - хищный зверь, питается мясом, но добычей его становятся только слабые, больные животные. Не зря этого хищника называют «санитаром леса». Живет волк в логове, которое устраивает недалеко от водоема, в глухом месте.

г) Логопед загадывает загадку: Зверька узнаем мы с тобой По двум таким приметам: Он в шубке беленькой зимой, А в шкурке серой - летом.(Заяц.)

- Какой заяц? (Быстрый, трусливый, серый, белый, ловкий...) Дидактическая игра «Скажи наоборот»: черный - белый, смелый - трусливый, быстрый - медленный, веселый - грустный, умный - глупый, длинный - короткий.

У зайца красивая, пушистая, мягкая шерсть. Во время прыжка заяц выбрасывает вперед сначала длинные задние лапы, а потом передние короткие. Норы не делает. Днем лежит под кустом,
ночью добывает себе пищу. Летом ест траву, зимой - сено, кору деревьев и кустарников. У зайца много врагов: лиса, волк, ястреб, сова, орел. Зимой его спасает белая окраска.

3. Физкультминутка

4. Продолжение беседы о диких животных. Логопед загадывает загадку:

Хвост пушистою дугой. Вам знаком зверек такой?

Острозубый, темноглазый,

По деревьям любит лазать.

Строит он свой дом в дупле,

Чтобы зверю жить в тепле. (Белка.)

Какая белка? (Быстрая, ловкая, красивая, пушистая, шустрая, рыжая...)

Сосчитайте, сколько белок на картинке? (одна белка, две белки...)

Большая белка - это мама. Как ее называют? (Бельчиха.) А маленькие - это дети. Как их называют? (Бельчата.) А один - (Бельчонок.)

Дидактическая игра «Чье это?»

Белка - маленький, беззащитный зверек. У нее пушистая, рыжеватая шерстка, выпуклые черные глаза. Большой пушистый хвост, размером с саму белку. На затылке торчат ушки с кисточками. Зубы у белки большие, изогнутые и очень острые. Питается орехами, семенами хвойных деревьев. На зиму она делает в дуплах запасы орехов и желудей, сушит грибы на сучках кустарников. Белка спасается от врагов только тем, что прячется в густых ветках деревьев и дуплах.

б) Логопед загадывает загадку: Сердитый недотрога

Живет в глуши лесной. Иголок очень много, А нитки ни одной. (Еж.)

Какой еж? (Колючий, сердитый, ловкий, быстрый, смелый, ум ный...)

Назовите его семью. (Еж, ежиха, ежата, ежонок.) Дидактическая игра «Закончи предложение».

Ты увидел в лесу (кого?) ... ежа. Мы любуемся (кем?) ... ежом. Нам понравился (кто?) ... еж. Мы молока дадим (кому?) ... ежу. Я вам рассказала (о ком?) ... о еже.

Еж - удивительное животное, приспособленное к самым опасным ситуациям. Тело его покрыто жесткими торчащими иголками. При опасности еж свертывается в комочек, и получается игольчатый мячик, за который не возьмешься. Питается зверек жучками, червячками, лягушками. Зимой еж спит в норке под корнем большого дерева.

в) Логопед показывает картинку и рассказывает о лосе.

Лось - очень крупное животное. У него высокие ноги, сравнительно короткое туловище. На большой голове - рога. Окраска лося буровато-черная. Летом лось питается листьями, ягодами, грибами. Зимой, раскапывая снег, ищет сухую траву и ест кору деревьев.

5. Итог занятия

Материал для закрепления

I. Уточнить, почему они называются дикими животными, чем питаются, как передвигаются, где живут. Знать названия детенышей, семью. Подобрать эпитеты к каждому животному. Составить рассказ о любом животном.

II. Грамматический строй речи и словообразование.

1. Образование существительных множественного числа именительного и родительного падежей.

Например: волк - волки - волков и т.д.

2. Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом.

Например: белка - белочка и т.д.

3. Образование сложных прилагательных.

Например: У лисы длинный хвост. Какая лиса? - Длиннохвостая.

У зайца короткий хвост - ... тонкие лапы - ... , короткие лапы - ... , толстые лапы - ... , длинные уши - ... , острые уши - ... , короткие усы - ... .

4. Образование притяжательных прилагательных. Например: Нора лисы. Чья нора? - Лисья. Берлога медведя. - ...

Дупло белки. - ... Логово волка. - ... Морда лисы. - ... Хвост зайца. - ...

Образование существительных с помощью суффикса -ищ. Например: нос - носище и т.д. (лапы, хвост, усы, глаза, зубы).

Подбор слов-антонимов.

Например: У лисы длинный хвост, а у зайца короткий хвост. У медведя толстые лапы, а у лисы... и т.д.

7. Согласование числительных с существительными.
Дидактическая игра «Сосчитай».

8. Закрепить употребление предлогов: на, с, вокруг, между, из-за, около.

С этими предлогами составить предложения и записать в тетрадь.

Рассказы о лисенке, о волках, о раках и о других животных для младших школьников. Рассказы для чтения в детском саду, для внеклассного чтения в начальной школе.

Заботливая мамаша. Автор: Георгий Скребицкий

Как-то раз пастухи поймали лисёнка и принесли его нам. Мы посадили зверька в пустой амбар.

Лисёнок был ещё маленький, весь серый, мордочка тёмная, а хвост на конце беленький. Зверёк забился в дальний угол амбара и испуганно озирался по сторонам. От страха он даже не кусался, когда мы его гладили, а только прижимал уши и весь дрожал.

Мама налила ему в мисочку молока и поставила тут же рядом. Но напуганный зверёк молоко пить не стал.

Тогда папа сказал, что лисёнка надо оставить в покое, пусть оглядится, освоится на новом месте.

Мне очень не хотелось уходить, но папа запер дверь, и мы ушли домой. Был уже вечер, скоро все легли спать.

Ночью я проснулся. Слышу, где-то совсем рядом тявкает и скулит щенок. Откуда же, думаю, он взялся? Выглянул в окно. На дворе уже светало. Из окна был виден амбар, где находился лисёнок. Оказывается, это он так по-щенячьи скулил.

Прямо за амбаром начинался лес.

Вдруг я увидел, что из кустов выскочила лисица, остановилась, прислушалась и крадучись подбежала к амбару. Сразу тявканье в нём прекратилось, и вместо него послышался радостный визг.

Я потихоньку разбудил маму и папу, и мы все вместе стали глядеть в окно.

Лисица бегала вокруг амбара, пробовала подрыть землю под ним. Но там был крепкий каменный фундамент, и лиса ничего не могла сделать. Вскоре она убежала в кусты, а лисёнок опять начал громко и жалобно скулить.

Я хотел караулить лисицу всю ночь, но папа сказал, что она больше не придёт, и велел ложиться спать.

Проснулся я поздно и, одевшись, прежде всего поспешил навестить лисёнка. Что такое?.. На пороге возле самой двери лежал мёртвый зайчонок.

Я скорее побежал к папе и привёл его с собой.

— Вот так штука! — сказал папа, увидя зайчонка. — Это, значит, мать-лиса ещё раз приходила к лисёнку и принесла ему еду. Попасть внутрь она не смогла, так и оставила снаружи. Ну и заботливая мамаша!

Весь день я вертелся около амбара, заглядывал в щёлки и два раза ходил с мамой кормить лисёнка. А вечером я никак не мог заснуть, всё вскакивал с постели и смотрел в окно — не пришла ли лисица.

Наконец мама рассердилась и завесила окно тёмной занавеской.

Зато утром я поднялся чуть свет и сразу побежал к амбару. На этот раз на пороге лежал уже не зайчонок, а задушенная соседская курица. Видно, лиса ночью опять приходила проведать лисёнка. Добычу в лесу ей поймать для него не удалось, вот она и залезла к соседям в курятник, задушила курицу и принесла своему детёнышу.

За курицу папе пришлось заплатить, к тому же здорово досталось от соседей.

— Убирайте лисёнка куда хотите, — кричали они, — а то с ним лиса всю птицу у нас переведёт!

Делать было нечего, пришлось папе посадить лисёнка в мешок и отнести назад в лес, к лисьим норам.

С тех пор лиса в деревню больше не приходила.

Таинственный ящик. Автор: Михаил Пришвин

В Сибири, в местности, где водится очень много волков, я спросил одного охотника, имеющего большую награду за партизанскую войну:

— Бывают ли у вас случаи, чтобы волки нападали на человека?

— Бывают, — ответил он. — Да что из этого? У человека оружие, человек — сила, а что волк! Собака, и больше ничего.

— Однако если эта собака да на безоружного человека...

— И то ничего, — засмеялся партизан. — У человека самое сильное оружие — ум, находчивость и в особенности такая оборотливость, чтобы из всякой вещи сделать себе оружие. Раз было, один охотник простой ящик превратил в оружие.

Партизан рассказал случай из очень опасной охоты на волков с поросёнком. Лунной ночью сели в сани четыре охотника и захватили с собой ящик с поросёнком. Ящик был большой, сшитый из полутёса. В этот ящик без крышки посадили поросёнка и поехали в степь, где волков великое множество. А было это зимой, когда волки голодные. Вот охотники выехали в поле и начали поросёнка тянуть кто за ухо, кто за ногу, кто за хвост. Поросёнок от этого стал визжать: больше тянут — больше визжит, и всё звонче и звонче, и на всю степь. Со всех сторон на этот поросячий визг стали собираться волчьи стаи и настигать охотничьи сани. Когда волки приблизились, вдруг лошадь их почуяла — и как хватит! Так и полетел из саней ящик с поросёнком и, самое скверное, вывалился один охотник без ружья и даже без шапки.

Часть волков умчалась за взбешённой лошадью, другая же часть набросилась на поросёнка, и в один миг от него ничего не осталось. Когда же эти волки, закусив поросёнком, захотели приступить к безоружному человеку, вдруг глядят, а человек этот исчез и на дороге только ящик один лежит вверх дном. Вот пришли волки к ящику и видят: ящик-то не простой — ящик движется с дороги к обочине и с обочины в глубокий снег. Пошли волки осторожно за ящиком, и, как только этот ящик попал на глубокий снег, на глазах волков он стал нижеть и нижеть.

Волки оробели, но, постояв, оправились и со всех сторон ящик окружили. Стоят волки и думают, а ящик всё ниже да ниже. Ближе волки подходят, а ящик не дремлет: ниже да ниже. Думают волки: «Что за диво? Так будем дожидаться — ящик и вовсе под снег уйдёт».

Старший волк осмелился, подошёл к ящику, приставил нос свой к щёлке...

И только он свой волчий нос приставил к этой щёлке, как дунет на него из щёлки! Сразу все волки бросились в сторону, какой куда попал, и тут же вскоре охотники вернулись на помощь, и человек живой и здоровый вышел из ящика.

— Вот и всё, — сказал партизан. — А вы говорите, что безоружному нельзя против волков выходить. На то и ум у человека, чтобы он из всего мог себе делать защиту.

— Позволь, — сказал я, — ты мне сейчас сказал, что человек из-под ящика чем- то дунул.

— Чем дунул? — засмеялся партизан. — А словом своим человеческим дунул, и они разбежались.

— Какое же это слово такое он знал против волков?

Обыкновенное слово, — сказал партизан. — Какие слова говорят в таких случаях... «Дураки вы, волки», — сказал, — и больше ничего.

О чём шепчутся раки. Автор: Михаил Пришвин

Удивляюсь на раков — до чего много, кажется, напутано у них лишнего: сколько ног, какие усы, какие клешни и ходит хвостом наперёд, и хвост называется шейкой. Но более всего дивило меня в детстве, что когда раков соберут в ведро, то они между собой начинают шептаться. Вот шепчутся, вот шепчутся, а о чём, не поймёшь.

И когда скажут: «Раки перешептались», это значит — они умерли и вся их рачья жизнь в шёпот ушла.

В нашей речке Вертушинке раньше, в моё время, раков было больше, чем рыбы. И вот однажды бабушка Домна Ивановна с внучкой своей Зиночкой собрались к нам на Вертушинку за раками. Бабушка с внучкой пришли к нам вечером, отдохнули немного — и на реку. Там они расставили свои рачьи сеточки. Эти рачьи сачки у нас все делают сами: загибается ивовый прутик кружком, кружок обтягивается сеткой от старого невода, на сетку кладётся кусочек мяса или чего-нибудь, а лучше всего кусочек жареной и духовитой для раков лягушки. Сеточки опускают на дно. Учуяв запах жареной лягушки, раки вылезают из береговых печур, ползут на сетки. Время от времени сачки за верёвки вытаскивают кверху, снимают раков и опять опускают.

Простая эта штука. Всю ночь бабушка с внучкой вытаскивали раков, наловили целую большую корзину и утром собрались назад, за десять вёрст к себе в деревню. Солнышко взошло, бабушка с внучкой идут, распарились, разморились. Им уж теперь не до раков, только бы добраться домой.

— Не перешептались бы раки, — сказала бабушка.

Зиночка прислушалась.

Раки в корзинке шептались за спиной бабушки.

— О чём они шепчутся? — спросила Зиночка.

— Перед смертью, внученька, друг с другом прощаются.

А раки в это время совсем не шептались. Они только тёрлись друг о друга шершавыми костяными бочками, клешнями, усиками, шейками, и от этого людям казалось, будто от них шёпот идёт. Не умирать раки собирались, а жить хотели. Каждый рак все свои ножки пускал в дело, чтобы хоть где-нибудь найти дырочку, и дырочка нашлась в корзинке, как раз чтобы самому крупному раку пролезть. Один рак вылез крупный, за ним более мелкие шутя выбрались, и пошло, и пошло: из корзинки — на бабушкину кацавейку, с кацавейки — на юбку, с юбки — на дорожку, с дорожки — в траву, а из травы — рукой подать речка.

Солнце палит и палит. Бабушка с внучкой идут и идут, а раки ползут и ползут. Вот подходят Домна Ивановна с Зиночкой к деревне. Вдруг бабушка остановилась, слушает, что в корзинке у раков делается, и ничего не слышит. А что корзинка-то лёгкая стала, ей и невдомёк: не спавши ночь, до того уходилась старуха, что и плеч не чует.

— Раки-то, внученька, — сказала бабушка, — должно быть, перешептались.

— Померли? — спросила девочка.

— Уснули, — ответила бабушка, — не шепчутся больше.

Пришли к избе, сняла бабушка корзинку, подняла тряпку:

— Батюшки родимые, да где же раки-то?

Зиночка заглянула — корзина пустая.

Поглядела бабушка на внучку — и только руками развела.

— Вот они, раки-то, — сказала она, — шептались! Я думала — они это друг с другом перед смертью, а они это с нами, дураками, прощались.

[Актуализация словаря по теме «Дикие животные». Развитие связ­ной речи, творческого воображения.]

Логопед помещает на магнитную доску схему рассказа о жи­вотном (рис.25).

Логопед. Сейчас вы составите загадки-описания о тех живот­ных, фигурки которых достали из мешочка. Вам поможет эта схема - картинка-подсказка. Сначала вы скажете, как называется ваше животное, дикое оно или домашнее, где живет - в лесу или у человека. Потом опишете, какого оно размера и цвета, какой у него мех, какие особенности в строении туловища. Далее вспомните, как называются его детеныши, как оно подает голос, чем питается.

1-й ребенок. Это медведь, дикое животное. Он живет в лесу, зимой спит в берлоге. Он большой, коричневый. У него густой мех, огромная голова, сильные лапы, маленький хвостик. Его де­теныши - медвежата. Медведь умеет рычать грубым голосом. Медведь любит мед, малину, питается корешками, разоряет мура­вейники.

Логопед хвалит ребенка за составленный рассказ. Ребенок ста­вит на стол фигурку медведя. Аналогично составляют рассказы ос­тальные дети. На столе появляются фигурки волка, лисы, белки.

3. Игра «Кого не стало?» [Совершенствование грамматическо­го строя речи. Развитие зрительного внимания и восприятия.]

Логопед убирает мешочек и привлекает внимание детей к фигур­кам на столе.

Логопед. А теперь игра «Кого не стало?» Посмотрите вни­мательно на фигурки животных. Закройте глаза, я уберу одну фи­гурку, а вы откроете глаза и скажете, кого не стало.

Дети закрывают глаза, логопед убирает фигурку волка.

1-й ребенок. Не стало волка.

Игра проводится до тех пор, пока не ответит каждый ребенок.

4. Игра «Помоги Пете». [Совершенствование грамматического строя речи. Развитие зрительного внимания и восприятия.]

Логопед помещает на магнитную доску картинку (рис.26).

Логопед. А теперь уже знакомая вам игра «Помоги Пете». Посмотрите на картинку. Вы видите, Петя пришел в зимний лес. Помогите ему увидеть в лесу диких животных. Кого вы видите?



1. Как оно называется? 2. Это дикое или домашнее животное? 3. Где оно живет? Как называется его жилище? 4. Какого оно размера? 5. Какого оно цвета? 6. Чем покрыто его тело? 7, Какие части тела у него есть (их особенности)? 8. Как называются детеныши животного? 9. Какие звуки издает животное? 10. Чем оно питается?

Дети. Мы видим волка, лису, белку, зайца, лося, медведя. Логопед. Молодцы! Петя благодарит вас за помощь. Логопед убирает картинку.

5. Работа в тетради №1. [Развитие зрительного внимания и восприятия, тонкой моторики.]

Логопед раздает детям тетради, ставит на стол контейнер с карандашами.

Логопед. Откройте тетради. Кого изобразил художник на левой странице?

Дети. Художник нарисовал медведя, лису и белку.

Логопед. Послушайте загадку об одном из этих животных.

Рыжая плутовка.

Хитрая, ловкая.

Дети. Это лиса.

Логопед. Как вы догадались?

Дети. Лису называют плутовкой.

Логопед. Как вы понимаете это слово?

Дети. Нечестная, обманщица, воровка.

Логопед. Верно. Возьмите оранжевый карандаш и сначала обведите лису по контуру, а потом раскрасьте ее и нарисуйте ей глазик. Потом можете обвести по контуру, но не раскрашивать белку и медведя.

Дети выполняют задание. Логопед следит за тем, чтобы они правильно сидели, оказывает необходимую помощь. Затем дети оце­нивают работу друг друга и получают наклейки за старание. Лого­пед убирает тетради и контейнер с карандашами.

6.Упражнение «Белка». [Координация речи с движением, раз­витие тонкой моторики. (Повторение. См.: Занятие 1. Тема «Ди­кие животные.)]

Дети вместе с логопедом выполняют уже знакомое упражнение.

7. Игра с мячом «Большие и маленькие». [Уточнение и активи­зация словаря по теме «Дикие животные». Совершенствование грамматического строя речи (образование существительных с уменьшительными суффиксами, согласование прилагательных с существительными).]

Логопед приглашает детей на коврик, предлагает им встать в круг, берет в руки мяч.

Логопед. Сейчас я буду называть часть тела дикого живот­ного и бросать вам мяч, вы будете ловить мяч, ласково называть такую же часть тела детеныша этого животного и возвращать мяч мне. У лисы рыжая голова.

1-й ребенок. У лисенка рыженькая головка.

Логопед. У волка острые зубы.

2-й ребенок. У волчонка остренькие зубки.

Логопед. У зайца короткий хвост.

3-й ребенок. У зайчонка коротенький хвостик.

Логопед. У белки черные глаза.

4-й ребенок. У бельчонка черненькие глазки.

Логопед. Отлично! Давайте похлопаем себе.

Логопед убирает мяч.

8. Артикуляционная гимнастика. [Развитие артикуляционной моторики. Подготовка артикуляционного аппарата к постановке звука [р]. (Повторение. См.: Занятие 4. Тема «Домашние живот­ные».)]

9. Игра «На лыжах». [Автоматизация правильного произноше­ния звука [ж] в словах с открытым слогом и предложениях с ними.]

Логопед вновь приглашает детей за стол, достает игру «На лыжах», помещает на магнитную доску плоскостное изображение де­вочки.

Логопед. А теперь вспомните, как правильно произносится звук [ж]. В игре «На лыжах» будет много слове этим звуком. Я на­деюсь, что вы будете правильно их произносить. Придумайте девочке имя, которое начинается со звука [ж].

Дети. Жанна.

Логопед. Как вы думаете, куда собралась Жанна?

1-й ребенок. Жанна идет кататься на лыжах.

Логопед. Что она держит в руках?

2-й ребенок. В руках у Жанны лыжи.

Логопед. Что надела Жанна?

3-й ребенок. Жанна надела желтый комбинезон.

Логопед. Какая аппликация на комбинезоне?

4-й ребенок. На комбинезоне медвежонок.

Логопед раскладывает на столе плоскостные изображения пред­метов, в названиях которых есть звук [ж], и предлагает детям на­звать их (снежинки, флажок, Жучка, можжевельник).

Логопед. Прикрепите рядом с Жанной эти предметы и со­ставьте предложения. Следите за произношением звука [ж].

1-й ребенок. Над Жанной кружатся снежинки.

2-й ребенок. Около лыжни стоит желтый флажок.

3-й р е б е н о к. За Жанной бежит Жучка.

4-й ребенок. Жанна бежит мимо кустов можжевельника.

10. Организация окончания занятия. [Оценка работы детей.]

Логопед предлагает детям вспомнить, о ком они говорили на за­нятии, в какие игры играли, какая игра показалась им самой инте­ресной. Затем предлагает детям назвать того, кто был самым ак­тивным на занятии. Победитель получает наклейку на тетрадь.

Занятие 3

Коррекционно-образовательные цели. Актуализация словаря по темам «Зима» и «Дикие животные». Обогащение словаря лекси­кой, обозначающей ощущения, эстетические оценки. Обучение составлению рассказа по картине. Совершенствование навыков звукобуквенного анализа.

Коррекционно-развивающие цели. Развитие связной речи, зри­тельного внимания и восприятия, мышления, творческого вооб­ражения, общей, тонкой и артикуляционной моторики, тактиль­ных ощущений.

Коррекционно-воспитательные цели. Воспитание доброжела­тельности, взаимопонимания, навыков сотрудничества, самосто­ятельности, инициативности, любви и бережного отношения к природе.

Оборудование. Картина «Кто как зимует», подносики с тонким слоем манки, предметные картинки с изображениями диких жи­вотных, алгоритм описания животного, контейнер с чистыми сос­ками, контейнер для использованных инструментов.

Предварительная работа. Заучивание загадок о диких живот­ных, разучивание пальчиковой гимнастики «Есть у каждого свой дом».

Ход занятия

1. Организационный момент. Объявление темы занятия. [Разви­тие навыков звукобуквенного анализа, тонкой моторики, так­тильных ощущений.]

Логопед встречает детей, организует приветствие, предлага­ет пройти к столу, на котором лежат картинки с изображениями диких животных 1 и стоят подносики с тонким слоем манки.

Логопед. Сегодня мы продолжим разговор о диких живот­ных наших лесов, рассмотрим картину, на которой они изобра­жены, и составим рассказ по ней. А сейчас послушайте первое задание. Посмотрите насвои картинки. Напиши букву, с кото­рой начинается название твоего животного, Даша.

1 Нищееа Н. В. Дикие животные. Кннжка-раскраска. - СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005

Ребенок выполняет задание.

1-й ребенок. Я написала букву В. Это первая буква в слове вояк.

Логопед. А ты напиши последнюю букву слова своего слова, Вадик.

2-й ребенок. Я написал букву А. Это последняя буква в слове лиса.

Логопед. Ваня напишет предпоследнюю букву своего слова.

3-й ребенок. Я написал букву К. Это предпоследняя буква вслове белка.

Логопед. И, наконец, Арина напишет первую букву своего слова.

4-й ребенок. Я написала букву Б. Это первая буква в слове барсук.

Логопед. Вы отлично выполнили задание. Я горжусь вами!

Логопед убирает подносы.

2. Рассматривание картины «Кто как зимует» 1 . [Создание эмо­ционального фона для восприятия картины.]

Логопед приглашает детей к мольберту, на котором стоит кар­тина, и дает детям минуту для ее свободного рассматривания.

Логопед. Вы рассмотрели картину, а теперь вспомните за­гадки о животных, изображенных на ней.

1-й ребенок. По снегу бежит - петляет.

К лету шубку он меняет.

На снегу его не видно,

Волку и лисе обидно.

Дети отгадывают загадку и объясняют, как это сделали.

2-й ребенок. Я скачу туда-сюда

По деревьям ловко.

Не пустеет никогда

У меня кладовка.

Дети вновь отгадывают загадку и объясняют, как это сделали.

3-й ребенок. Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец.

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко.

Дети отгадывают загадку и дают объяснения.

4-й ребенок. День и ночь по лесу рыщет,

День и ночь добычу ищет.

Ходит-бродит он молчком,

Уши серые толчком.

Дети отгадывают последнюю загадку и дают необходимые объ­яснения.

3. Беседа по картине. [Развитие диалогической речи.]
Логопед организует беседу по картине, с помощью указки при­влекая внимание детей к отдельным ее фрагментам.

Логопед. Картина называется « Кто как зимует». На ней изо­бражены животные в зимнем лесу. Давайте расскажем про зимний лес. Какой он?

Дети. Лес дремучий, заснеженный.

Логопед. Где лежит снег?

Дети. Снег лежит на земле, на ветках деревьев, на елочках.

Логопед. Что вы видите на снегу?

Дети. На снегу видны следы зверей.

Логопед помещает на мольберт уже знакомую детям схему опи­сания животного, закрыв последние три прямоугольника.

Логопед. Расскажите о животных, которых вы видите на картине, используя уже знакомую вам картинку-подсказку.

1 Животные. Мир природы. -СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005.

1-й ребенок. На толстом суку сосны я вижу рысь. Это боль­шая лесная кошка. Она серая, пятнистая. У нее кисточки на ушах и пушистый хвост.

2-й ребенок. На этой же сосне сидит белочка. Это малень­кий зверек. У нее серенькая шубка, короткие передние и длинные задние лапки, пушистый хвостик. Белочка держит в лапках же­лудь.

3-й ребенок. Справа под деревом я вижу двух волков. Они стоят в глубоком снегу. Они большие, серые. Один волк что-то высматривает, другой нюхает следы на снегу.

Логопед. Наверное, волк обнюхивает следы зайца, который только что пробежал здесь.

4-й ребенок. Под елочкой прячется зайчик. У него пуши­стая белая шубка, длинные ушки, косые глаза. Зайчик убегал от волков, устал, а теперь отдыхает.

Логопед. Теперь расскажите о тех животных, которых мы видим на заднем плане.

1-й ребенок. В глубине леса мы видим лося. Он большой, темно-коричневый. У него ветвистые рога, белые «чулки» на ногах. Лось грызет кору осинки.

2-й ребенок. Справа в глубине леса мы видим лису. Она не­большая, рыжая, пушистая. У нее красивый хвост и остренькие ушки. Лиса охотится на мышь, подпрыгивает, чтобы схватить ее.

Логопед. Кого еще вы видите на картине?

3-й ребенок. На картине нарисованы птички. На заснежен­ном кустике сидит синичка.

4-й ребенок. На ветке сосны мы видим клеста. Он лущит сосновую шишку, достает из нее семена.

Логопед. Вы хорошо рассказали про зимний лес и состави­ли рассказы о животных. А теперь давайте отдохнем.

4. Пальчиковая гимнастика «Есть у каждого свой дом».

Логопед приглашает детей пройти на ковер, встать в круг, сде­лать пальчиковую гимнастику.

У лисы в лесу глухом Дети загибают пальцы на руках - по

Есть нора - одному пальцу на каждое двустишие.

надежный дом.

Не страшны зимой метели

Белочке в дупле на ели.

Под кустами еж колючий

Нагребает листья в кучу.

Из ветвей, корней, коры

Хатки делают бобры.

Спит в берлоге косолапый,

До весны сосет он лапу.

Есть у каждого свой дом, Поочередно то хлопают в ладоши, то

Всем тепло, уютно в нем. ударяют кулачками друг о друга.

В. Пальчинскайте

5. Артикуляционная гимнастика. [Развитие артикуляционной моторики. Подготовка артикуляционного аппарата к постановке звука [р]. (Повторение. См.: Занятие 4. Тема «Домашние живот­ные»).]

Логопед приглашает детей к зеркалу. Дети выполняют уже зна­комые им упражнения. После каждого упражнения логопед предла­гает детям отдохнуть и проглотить слюну.

6. Сообщение логопедом плана рассказа. [Развитие речевого слуха.]

Логопед вновь приглашает детей на стульчики к мольберту, при­влекает внимание детей к картине.

Логопед. А теперь послушайте план рассказа. Один из вас опишет зимний лес, который нарисовал художник. Второй рас­скажет о диких животных, которых мы видим на переднем плане. Третий расскажет о животных, изображенных на заднем плане. И четвертый повторит рассказ целиком.

Der Tiger ist ein großes Wildtier. Er hat gelbe Farbe mit schwarzen Streifen. Der Tiger ist stark und gewandt, er kann laut knurren, gut schwimmen, springen und schnell laufen. Dieses Tier lebt in Asien und Russland. Man kann es auch in einem Zoo oder Zirkus sehen.

Тигр – это большое дикое животное. Он имеет желтый окрас с черными полосами. Тигр – сильный и ловкий, он умеет громко рычать, хорошо плавать, прыгать и быстро бегать. Этот зверь живет в Азии и России. Его можно увидеть также в зоопарке или цирке.

Der Bär gehört zu den Wildtieren. Er ist groß und beweglich. Er hat braunes Fell, dicke Beine und kleine Ohren. Der Bär kann gut schwimmen und klettern auf die Bäume. Dieses Tier lebt im Wald. Den ganzen Winter schläft er in seiner Höhle. Obwohl er das Raubtier ist, mag er auch Beeren, Früchte, Korn, Gras und die Wurzeln der Pflanzen.

Медведь относится к диким животным. Он большой и подвижный. У него коричневая шерсть, толстые ноги и маленькие уши. Медведь хорошо плавает и лазит по деревьям. Этот зверь живет в лесу. Всю зиму он спит в своей берлоге. Хотя он хищник, он также любит ягоды, плоды, зерна, траву и корни растений.

Der Wolf ist ein wildes Waldtier. Sein Fell ist meistens grau, aber kann auch unterschiedlich sein, z. B. weiß oder schwarz. Er ist einem Hund ähnlich. Dieses Tier ist sehr klug und geschickt. Er kann schnell laufen und gut jagen. Er isst nur das Fleisch anderer Tiere.

– это дикое лесное животное. Его мех чаще всего серого цвета, но также может и отличаться, например, быть белым или черным. Он внешне похож на собаку. Этот зверь очень умный и ловкий. Он умеет быстро бегать и хорошо охотиться. Ест он только мясо других животных.

Der Hase ist ein kleines Wildtier, das lange Ohren, runden flaumigen Schwanz und starke Hinterpfoten hat. Sein Fell ist grau in Sommer und weiß im Winter. Er lebt auf der Wiese oder im Wald. Es ist schwer ihn zu fangen, denn er läuft sehr schnell.

Заяц – маленький дикий зверек, у которого длинные уши, круглый пушистый хвост и сильные задние лапы. Летом его шерсть серого цвета, а зимой – белого. Он обитает на лугу или в лесу. Его поймать тяжело, потому что он бегает очень быстро.

Der Löwe ist ein Raubtier, das in der Savanne lebt. Man nennt ihn den Zar der Tiere. Er hat eine schöne dicke Mähne und starke Pfoten. Er jagt Antilopen, Zebra und andere Tiere. Nach dem Essen schläft der Löwe lange gern. Es ist ein sehr kluges und ausdauerndes Tier. Man kann ihn dressieren, und dann tritt er im Zirkus auf.

Лев – это хищное животное, которое живет в саванне. Его называют “царем” зверей. У него есть красивая густая грива и сильные лапы. Он охотится на антилоп, зебр и других животных. После еды лев любит долго поспать. Это очень умное и выносливое животное. Его можно дрессировать, и потом он выступает в цирке.

Der Affe ist ein Wildtier, das meistens in Afrika oder Südamerika lebt. Es kann groß oder klein sein. Dieses Tier ist sehr furchtsam und vorsichtig. Deshalb klettert es fast die ganze Zeit auf den Bäumen, auf solche Weise sucht sich die Nahrung. Die Affen essen die Insekten, die Samen, die Beeren und das Obst. Einige von ihnen wohnen im Zoo, andere treten im Zirkus auf.

Обезьяна – это дикое животное, которое обитает в основном в Африке или Южной Америке. Оно может быть большим или маленьким. Это животное очень пугливо и осторожно. Поэтому почти все время лазает по деревьям, таким способом ищет себе пищу. Обезьяны едят насекомых, семена, ягоды и фрукты. Некоторые из них живут в зоопарке, другие выступают в цирке.


(No Ratings Yet)



  1. Если жизнь тебя обманет, Не печалься, не сердись! В день уныния смирись: День веселья, верь, настанет. Сердце в будущем живет; Настоящее уныло: Все мгновенно, все...
  2. der Abend, – e – вечер der Abendkurs, – e – вечерний курс abends – вечерами aber – но der Abschied, – e – прощание...
  3. Twain wurde als Samuel Langhorne Clemens am 30.11.1835 in Florida (Missouri) geboren. Der Vater starb 1847 und Twain musste im Alter von zwölf Jahren eine...
  4. Немецкий язык богат самыми разными пословицами и поговорками. Главным отличием пословицы от поговорки является то, что пословица всегда представляет собой законченное, самостоятельное, зачастую рифмованное предложение...
  5. На этой страничке вы найдете интересные стишки, рифмовки и кричалки, которые вы можете использовать на уроках немецкого языка. Считалки на немецком * * * Eins,...
  6. Wandrers Nachtlied Über allen Gipfeln Ist Ruh, In allen Wipfeln Spürest du Kaum einen Hauch; Die Vögelein schweigen im Walde. Warte nur, balde Ruhest du...
  7. Множественное число существительного в немецком языке надо запоминать сразу же при заучивании его определенного артикля. Множественное число Существует пять основных способов образования множественного числа имен...
  8. Продукты, общественное питание Ресторан Das Restaurant Небольшой ресторан, кафе, закусочная Das Lokal Трактир, пивная, кабачок Die Kneipe Бар Die Bar Столовая, буфет на предприятии, в...
  9. Einleitung: Was ist der Titel oder Inhalt der Grafik? Das Diagramm zeigt… Die Grafik stellt… dar. Die Tabelle zeigt… Das Schaubild zeigt… Die vorliegende Grafik...