Семья янковских биография братья. Актер театра и кино Янковский Ростислав Иванович: биография, роли и интересные факты

Никому не придет в голову спросить: "Какой Янковский?" И ты не ответишь: "Тот самый". "Тот самый" предполагает продолжение - "который". Но Янковский - один… Сменялись эпохи, страна меняла название, рушился политический строй, рядом работали актеры, при жизни считавшиеся гениями. Сам Янковский переходил из возраста в возраст и все эти годы, четыре долгих десятилетия, он оставался первым…

Он никогда не стремился к славе, здраво оценивая переменчивость фортуны актера: "Я давно уже для себя решил: чем шире аудитория у артиста, тем больше он должен чувствовать ответственность за то, что сделает".

Олег Иванович Янковский (23 февраля 1944, Джезказган — 20 мая 2009, Москва) — советский, российский актёр театра и кино, режиссёр, народный артист СССР (1991), лауреат Государственной премии СССР (1987), Государственной премии Российской Федерации (1996, 2002).


Наибольшую известность актёру принесла работа в фильмах «Щит и меч», «Служили два товарища», «Тот самый Мюнхгаузен», «Полёты во сне и наяву», «Ностальгия». На театральной сцене его самыми яркими работами стали роли в спектаклях «Идиот» Ф. М. Достоевского, «Синие кони на красной траве» М. Ф. Шатрова, «Оптимистическая трагедия» Вс. В. Вишневского, «Чайка» А. П. Чехова, «Шут Балакирев» Г. И. Горина.


Олег Иванович Янковский родился 23 февраля 1944 года в Джезказгане (Казахстан). Его отец- Ян Янковский (позднее закрепилось имя Иван), офицер лейб-гвардии Семеновского полка, в Первую мировую войну был награждён офицерским Георгиевским крестом, в советское время был репрессирован, а семья сослана в Казахстан. Мать, опасаясь ареста, сожгла все документы и фотографии, свидетельствовавшие о дворянских корнях Янковских.


Марина Ивановна в юности мечтала стать балериной. У них была большая библиотека, которую собрал отец и сумела сохранить мать. Жили впроголодь - мать в одиночку кормила на жалованье простого бухгалтера троих сыновей и свою мать. Ходили в обносках, впятером ютились в 14-метровой комнатушке, но хранили обширную библиотеку, учили иностранные языки, много читали.


Со временем семья перебралась в Саратов. Старший из братьев, Ростислав, стал актером еще в Джезказгане, потом уехал в Минск, в Русский театр.

Он забрал с собой 14-летнего Олега, там Янковский-младший и дебютировал на сцене — нужно было заменить заболевшую травести — исполнительницу эпизодической роли мальчика Эдика в спектакле «Барабанщица» А. Д. Салынского. Олег не ощущал важности своего участия в спектакле — однажды он заснул в гримёрке и не успел к своему выходу.


Олег любил футбол, которым увлёкся, ещё живя в Саратове. Перебравшись в Минск, он играл какое-то время вместе с Эдуардом Малофеевым. Но это увлечение отрицательно отразилось на учёбе, и старший брат запретил Олегу играть в футбол.

После школы Олег собирался поступать в медицинский институт, но случайно увидел объявление о приёме в Саратовское театральное училище. К его разочарованию, приёмные туры были закончены, но Олег решил всё-таки узнать о правилах приёма на следующий год и зашёл в кабинет директора.


Тот только спросил фамилию и сказал, что Янковский зачислен и нужно приходить на занятия в начале сентября. Как выяснилось спустя несколько месяцев, брат Олега — Николай — втайне от семьи решил поступать и с успехом прошёл все приёмные туры. Искренне любящий Олега Николай не стал разлучать его со сценой. Учился Олег не без проблем.

Как вспоминал педагог по сценической речи: «Говорил плохо, аппаратом обладал тяжёлым, рот открывал неправильно». Но в роли Тузенбаха в дипломном спектакле «Три сестры» Олег Янковский сумел показать себя многообещающим, интересным актёром, и это развеяло сомнения мастера курса.


Олег Янковский как-то признался, что на решение стать артистом его подвигла первая любовь. Когда он жил в Минске и учился в 10-м классе, его друг познакомил его с Лилей Болот, спортсменкой, очень красивой девушкой (она была старше Олега на 3 года).

Чтобы произвести на неё впечатление, он представился ей артистом минского театра. Но обман раскрылся, и он поклялся стать артистом, чтобы доказать Лиле, что он действительно может им быть.


Братья Янковские с матерью

Когда-то мать учила сыновей: "Если решил жениться, то уж на всю жизнь. По-другому и начинать не надо". Все трое братьев Янковских женились до 21 года - и именно на всю жизнь. Олега его недремлющая судьба настигла на втором курсе училища (Людмила училась на курс старше). Она была очень заметной, красивой, рыжей и безумно талантливой.

Вскоре они поженились. Когда после училища Зорину пригласили в Саратовский драматический театр, она настояла, чтобы Олега тоже взяли туда. После окончания в 1965 году Саратовского театрального училища Олега зачислили в труппу Саратовского театра. Людмила быстро стала звездой театра, на неё ходил смотреть весь Саратов. Олегу же доставались лишь эпизодические роли.10 октября 1968 года в семье родился сын Филипп.




В кино Олег Янковский попал почти случайно. Саратовский театр драмы находился на гастролях во Львове. Олег зашёл в гостиничный ресторан, чтобы пообедать. В этом же ресторане расположился режиссёр Владимир Басов и члены съёмочной группы будущего киноромана «Щит и меч».

Они обсуждали, где найти артиста на роль Генриха Шварцкопфа. Жена Басова, Валентина Титова, заметив за соседним столиком Олега, сказала режиссёру: «вот сидит юноша с типичной арийской внешностью». Басов согласился, что молодой человек подошёл бы идеально, но «он, конечно, какой-нибудь физик или филолог. Где найти артиста с таким умным лицом?»


Встретив вновь Олега на Мосфильме и узнав, что он актёр, Наталья Терпсихорова, ассистентка Басова, предложила его кандидатуру режиссёру. Она нашла Олега в саратовском театре и пригласила на пробы. Станислав Любшин, который был уже утверждён на роль разведчика Иоганна Вайса (Александра Белова), рассказывал: "Играем и, как все артисты на кинопробах, играем ужасно.

Мне это не страшно, я уже утверждён, а Олег так стал переживать! У нас там стояла белая колонна, мраморная, и он был бледнее, чем эта колонна. И чем дольше Олег держался за колонну, тем становился краше. Я тогда Басову говорю: «Владимир Павлович, ну посмотрите, как этот парень страдает, как точно вы выбрали артиста». И Басов согласился: «да, с каждой секундой хорошеет, мы его утверждаем».


В этом же году Олег сыграл красноармейца Андрея Некрасова в драме Евгения Карелова «Служили два товарища». Вначале он пробовался на роль поручика Брусенцова, но режиссёр, увидев на пробах Олега, воскликнул: «Этого человека мы Врангелю не отдадим».


После выхода фильмов «Щит и меч» и «Служили два товарища» Янковский стал знаменитым. Саратовские зрители стали ходить в театр на Олега Янковского. Серьезные роли в театре, интересные предложения в кино сыпались одно за другим.

На съемках одного из фильмов - "Гонщики" - он попал в аварию: машина с ним и операторами перевернулась, летела кувырком. Операторов выбросило на дорогу, на Янковском сгорела кожаная куртка, а сам он каким-то чудом остался без единой царапины.


В 1973 году по приглашению Марка Захарова Олег Янковский перешёл в московский театр имени Ленинского комсомола (Ленком). Олег Янковский вспоминал о том времени: «Мой переход в Москву был труден в основном в бытовом отношении. Пятиметровая комната в общежитии, маленький сын… Но профессионально я не чувствовал никаких опасений».


В 1976 году Марк Захаров должен был приступить к съёмкам фильма «Обыкновенное чудо» по пьесе Евгения Шварца. Снять её предложили Марку Захарову. В роли Волшебника Марк Захаров видел только Олега Янковского. Но перед началом съёмок актёра сразил сердечный приступ, и он оказался в реанимации.

Когда Марк Захаров пришёл в больницу к Янковскому, актёр сказал, что готов отказаться от роли. Но режиссёр ответил: «Нет. С вами я не расстанусь. Будем ждать». Съёмки были приостановлены. И начались только после того, как актёр вышел из больницы. Марк Захаров потом признался: если бы не было Волшебника, потом не было бы и Мюнхгаузена, Свифта и Дракона.


В 1979 году Марк Захаров приступил к съёмкам фильма «Тот самый Мюнхгаузен». Худсовет не утверждал Янковского, мотивируя тем, что он слишком молод для роли барона, у которого есть взрослый сын. Григорий Горин был тоже против кандидатуры Янковского.

Он писал в своих воспоминаниях: " Он до этого играл прямых, жёстких, волевых людей. Я не верил в его барона. Началась работа, и он влезал в характер, на наших глазах менялся. Врастал в роль, и явился Мюнхгаузен — умный, ироничный, тонкий. Какая была бы ошибка, возьми мы другого актёра!"


Правда, затем вновь возникли проблемы. Как вспоминал потом Горин — «во время озвучивания фильма выяснилось, что великолепный на вид барон Карл Фридрих Иероним разговаривает с каким-то саратовским акцентом и с большим трудом выговаривает некоторые слова и выражения, присущие германской аристократии».

Горин не присутствовал во время озвучения в тон-студии финальной сцены, где барон Мюнхгаузен говорит фразу, ставшую впоследствии знаменитой: «Умное лицо — это ещё не признак ума, господа». В сценарии фраза звучала так: «Серьёзное лицо — это ещё не признак ума, господа», но Олег Янковский оговорился, и так эта фраза, к неудовольствию Горина, стала крылатой.


31 декабря 1979 года состоялась премьера. Этот фильм стал визитной карточкой Олега Янковского. Несмотря на большое количество великолепных ролей, сыгранных актёром после этого фильма, его лучшей ролью часто называют роль барона Мюнхгаузена.

Олег Янковский часто вспоминал в своих интервью о «формуле роли», которую нашёл для него Марк Захаров: "Когда мы с Марком обсуждали, как играть Мюнхгаузена, он вспомнил такую притчу: Распяли человека и спрашивают: «Ну, как тебе там?» — «Да ничего… Только улыбаться больно».


Из воспоминаний- «По-настоящему я захлебнулся от счастья только в 1983-м году. Тогда всё совпало! Я снимался в Италии, у самого Тарковского." Главную роль в фильме «Ностальгия» должен был сыграть Анатолий Солоницын, но он умер от рака лёгких в июне 1982 года, и Тарковский предложил эту роль Олегу Янковскому.

Солоницын умер ещё до написания сценария, и поэтому сценарий был написан специально «под Янковского». Тарковский решил подготовить актёра к роли. Янковского поселили в гостинице и просто бросили — без знания языка, без денег.

Прошла одна неделя, другая, никто не появлялся. Восторг от встречи с капиталистической заграницей сменился тоской. Янковский был уже в отчаяньи, и тут явился, наконец, Тарковский. Увидев потухший взгляд актёра, он сказал: «Теперь тебя можно снимать».


Фильм был снят за три месяца. В 1983 году Италия выставила фильм на Каннский фестиваль с расчётом на Гран-при. Но фильм приза не получил, Тарковский обвинял во всём Сергея Бондарчука, который входил в жюри. Режиссёр решил остаться в Италии, «Ностальгия» была запрещена к показу в СССР.

В 2000 году Олег Янковский вместе с Михаилом Аграновичем поставил собственный фильм «Приходи на меня посмотреть» по пьесе Надежды Птушкиной «Пока она умирала…» и сыграл в нём главного героя, Игоря — «нового русского», который по ошибке попал к «старым русским» — старой деве, ухаживающей за умирающей матерью.


В июле 2008 года Олегу Янковскому стало плохо на репетиции, он был госпитализирован, врачи диагностировали ишемическую болезнь сердца. В Ленкоме прошёл спектакль «Шут Балакирев», где он играл главную роль. Чтобы актёр мог выдержать нагрузку, врачи вводили сильнодействующие лекарства.


В конце 2008 года, когда его состояние сильно ухудшилось, он вновь обратился к врачам. Актёр жаловался на постоянные боли в области желудка, тошноту, отвращение к жирной пище, он сильно похудел. Диагноз подтвердил самые худшие опасения — болезнь (рак поджелудочной железы) была выявлена на поздней стадии.

В конце января 2009 года актёр вылетел в немецкий Эссен для лечения у немецкого онколога профессора Мартина Шулера, специалиста по терапевтическим методам лечения рака. Лечение не помогло, и Янковский, прервав лечение, менее чем через 3 недели возвратился в Москву.

В феврале актёр вернулся в театр и 10 апреля 2009 Олег Янковский сыграл свой последний спектакль(Женитьба).


В конце апреля состояние актёра ухудшилось, у него открылось внутреннее кровотечение, и он был опять доставлен в клинику. Утром 20 мая 2009 года Олег Янковский скончался в одной из московских клиник.

Олег Янковский был похоронен 22 мая 2009 года на Новодевичьем кладбище в Москве. Тысячи людей пришли проводить его в последний путь


30 июня 2009 года в Саратовском академическом театре драмы им. И. А. Слонова была открыта мемориальная доска Олегу Янковскому (авторы проекта — Юрий Наместников, Фёдор Юрченко).


20 мая 2010 года памятные доски были открыты на здании школы № 67 в Кировском районе Саратова, где О. И. Янковский учился с 1951 по 1958 год, и на бывшем здании Саратовского театрального училища (ныне корпус Духовной семинарии). Автором проекта является саратовский скульптор Николай Бунин.


29 сентября 2010 года на могиле актёра, был установлен памятник. Он представляет собой стелу с крестом из белого мрамора.








В минувшее воскресенье, 26 июня, в Минске на 87-м году жизни скончался народный артист СССР, актер театра и кино Ростислав Янковский. О смерти артиста сообщается на сайте Национального академического драматического театра им. Горького в Минске, где служил актер.

Гражданская панихида состоится сегодня, 28 июня, на большой сцене театра. «Его смерть – тяжелейшая и невосполнимая утрата для семьи, для друзей и для миллионов поклонников его таланта, огромная потеря для Искусства, служению которому он посвятил всю свою жизнь. Великий актёр всегда будет жить в ролях, блестяще сыгранных им, а добрый и искренний, открытый и светлый, уникальный, мужественный человек – навсегда останется в сердцах родных и друзей, в памяти миллионов людей, для которых он был, есть и будет кумиром», - говорится в заявлении, опубликованном на сайте театра.

Ростисла Янковский - старший из трех братьев Янковских. Средний брат - Николай - скончался в 2015 году в Саратове, находясь в состоянии комы после инсульта. Младший брат - Олег - умер в мае 2009 года после борьбы с раком поджелудочной железы.

Ростислав Янковский родился 5 февраля 1930 года. На его счету более 160 ведущих ролей на театральной сцене и более чем 50 киноролей, в частности в таких фильмах, как «Служили два товарища», «Вся королевская рать», «Кортик», «Сказка о звездном мальчике».

* * *

Ростислав Янковский родился 5 февраля 1930 года в Одессе. «Корни» у Янковских - белорусские, о чем, кстати, говорит и сама фамилия, основанная от имени Ян, Янка. Да и основоположник рода изначально ведь был Ян Янковский, это потом уже в России стал Иваном. Гвардейскому офицеру, штабс-капитану лейб-гвардии Семеновского полка Ивану Янковскому пришлось служить и в Красной Армии, вместе с Тухачевским…

И, тем не менее, несмотря на верную службу в Красной Армии, в советское время Иван Янковский все же был репрессирован. А семья «врага народа» пожила вместе с ним во многих городах и селениях. После второго ареста семья переехала в деревню под Рыбинск. Город был знаменит своей огромной «зоной». Какие люди в то время там сидели: актеры, музыканты, поэты! А какие концерты давали друзья отца, «вольнопоселенцы»!

Вот в этой интеллигентной, высокообразованной семье и рос Ростислав Янковский. Школу он, правда, как храм науки особо не ценил, потому и не запомнил особо свои школьные годы. После школы мальчик всегда спешил домой. Он вообще был не очень общительным. Предпочитал такое детское одиночество. Парень много читал, размышлял, и в его душе рождались фантазии, наполняя душу глубоким внутренним смыслом…

А вот игра в различных драмкружках была, пожалуй, единственной отдушиной среди школьной рутины. Тогда, во время войны, юношу тянуло играть, изображать что-нибудь неожиданное, яркое. В школьной самодеятельности ему доверяли всегда главные, ответственные роли. Родители, сами любившие театр, искусство, музыку, всегда поддерживали увлечение сына. И потом продолжали помогать ему, были и первым советчиками. Так что выход на сцену Ростислава Янковского, пожалуй, был подготовлен всей его жизнью.

В Ленинабаде, уже женившись и работая диспетчером автобазы, Ростислав Янковский продолжал принимать активное участие в самодеятельности Дворца культуры. Там-то талантливого юношу и заметил руководитель местного театра Дмитрий Михайлович Лиховецкий и сразу же предложил работать в театре.

Поначалу Ростислав Янковский учился в студии при театре и был занят в спектаклях. Вначале, конечно же, были несколько небольших эпизодов, потом - пьеса Корнейчука «Макар Дубрава», а после этого играл Петра в «Последних» Горького.

Переехав в 1957 году вместе с женой Ниной и сыном Игорем в Минск, Ростислав Янковский был принят в труппу Русского драмтеатра имени М. Горького и уже в молодые годы стал звездой сцены. Здесь были сыграны его самые знаменитые классические роли: Макбет, Арбенин, Антоний, Вершинин.

Не единожды знаменитого актера белорусской сцены переманивали в лучшие театры Москвы и Ленинграда, но он всякий раз отказывался: «Уж так, как меня Беларусь приняла и полюбила, наверное, не сможет ни одна страна. В Минске Господь мне помог, судьба актерская сложилась хорошо, я сыграл множество ролей. Я люблю этот театр, а он любит меня!» Ростислав Янковский – рыцарь Минского театра! И будучи бессменным президентом международного кинофестиваля «Лiстапад», Ростислав Иванович ни разу не отменил ни одного спектакля со своим участием, даже в день открытия кинофорума!

Для Ростислава Ивановича всегда была очень важной оценка его не менее знаменитого младшего брата Олега Янковского. И когда в Вахтанговском театре Янковскому – старшему довелось играть в пьесе Гауптмана «Перед заходом солнца» роль, с которой в былые времена блистал сам Астангов, он очень волновался. Но Янковский – младший высоко, правда, немного кратко, оценил его игру: «Ничего не играешь. Проживаешь роль от начала до конца».

* * *

Дебют Ростислава Янковского в кино состоялся на киностудии «Беларусьфильм» в историко-революционном приключенческом фильме «Красные листья». Режиссер Владимир Корш-Саблин пригласил тогда восходящую звезду Минской театральной сцены на роль одного из молодых повстанцев на ряду со знаменитыми актерами: Михаилом Жаровым, Кларой Лучко, Евгением Карнауховым, Владимиром Чобуром, Владимиром Дедюшко.

Настоящую же киношную жизнь Ростислав Янковский начал постигать с роли серьезно настроенного красноармейца Васильчикова в фильме о Гражданской войне «Служили два товарища» Евгения Карелова. В этом фильме братья Янковские впервые снимались вместе. Младший Олег Янковский сыграл в картине роль бывшего фотографа - солдата Андрея Некрасова. Потом, правда, еще не раз сводила их вместе киношная судьба на одной съемочной площадке.

В историко-биографической ленте режиссера Бориса Степанова «Я, Франциск Скорина...» братья Янковские создали романтические образы других братьев, живших в первой половине XVI века. Ростислав блестяще сыграл Ивана Скорину, а Олег столь же успешно выглядел в роли белорусского издателя и просветителя Франциска Скорины.

* * *

70-е – 80-е годы - расцвет творчества Ростислава Янковского. Обладая врожденным аристократизмом и обаянием (что, собственно говоря, присуще всем Янковским) актер создал целую галерею запоминающихся образов. Способность актера легко вписываться в разнообразные художественные миры позволила ему быть востребованным самыми разными режиссерами в картинах самых разных жанров.

Среди его героев: Агирре в приключенческом фильме Вениамина Дормана «Земля, до востребования», редактор Семен Петрович в драме Иосифа Шульмана «Встреча в конце зимы», полковник Антон Георгиевич Белов в детективе Бориса Шадурского «Задача с тремя неизвестными», профессор Флягин в фильме Ивана Киасашвили «Кафедра», Хозяин созвездия в «Сказке о звездном мальчике» Леонида Нечаева, инвалид войны, любитель книг Михаил Михайлович в детской комедии Николая Лукьянова «Не забудьте выключить телевизор…».

Органично Янковский выглядел и в картинах на военную тематику (начштаба партизанского отряда в военном фильме Бориса Степанова «Волчья стая» и волевой умный генерал-майор Смирнов в «Битве за Москву» Юрия Озерова), и в экранизациях произведений русских классиков (драма Вячеслава Криштофовича «Володя большой, Володя маленький», созданная по мотивам рассказов Антона Павловича Чехова, или одна из лучших экранизаций Достоевского – драма Евгения Марковского «Вечный муж»).

К числу наиболее заметных картин с участием Ростислава Янковского начала 90-х относятся: трагикомедия Вячеслава Криштофовича «Ребро Адама» (где актер создал образ преуспевающего адвоката Виктора Витальевича) и ироническая фантазия из закулисной жизни театральной богемы по пьесам Дюренматта и Ануйя «Грех лицедейства». В последней актер блистает бурной игрой красок в главной роли в партнерстве с великолепной Анастасией Маланкиной.

Янковский не просто играл роли, он по-настоящему «жил на экране». Этот талант актера ярко проявился и в мелодраме «Солнечный день в конце лета», повествующей о неожиданном и неуместном чувстве, возникшем между двумя уже вполне зрелыми людьми, живущими каждый своей жизнью, и в кинопритче «Аномалия», снятой по мотивам рассказа Клиффорда Саймака «Все живое – трава».

Снялся Ростислав Янковский и в двух фильмах знаменитой кинотрилогии Евгения Матвеева «Любить по-русски – 2», сыграв роль суетного в погоне за благами и карьерой Ярошевича. Как признавался сам Ростислав Иванович, он просто не мог отказать себе в удовольствии сняться рядом с такими мастерами отечественного кино, как Евгений Матвеев, Галина Польских, Лариса Удовиченко, Виктор Раков.

В последние годы Ростислав Иванович нечасто, но все же появляется на экране, радуя своими новыми работами поклонников его таланта. Одна из таких ролей - польский хуторянин Войцех Бельски в военном фильме «В июне 41-го».

* * *


«Клан» Янковских – это отдельная страница в отечественном кинематографе. Родной брат Ростислава Ивановича – Олег Иванович Янковский еще при жизни стал секс-символом, кумиром миллионов зрителей. Он снимался в кино до самых последних своих дней. Состоялись и дети Янковских. Сын Ростислава Ивановича – Игорь Янковский, поснимавшись в молодости в кино, впоследствии нашел себя в рекламном бизнесе. А сын Олега Ивановича – Филипп Янковский – успешный кинорежиссер и актер. И уже третье поколение знаменитой фамилии – Иван Янковский, который громко заявил о себе ролью в картине «Индиго».

Актер Ростислав Иванович Янковский всю жизнь находился в тени своего брата, знаменитого актера Олега. Но он и сам был выдающимся человеком, его фильмография насчитывает более 50 картин, он сыграл множество ярчайших ролей в театре. Янковский прожил долгую и интересную жизнь, наполненную творчеством, любовью и успехами.

Детство и семья

5 февраля 1930 года в семье потомственного дворянина появился первенец - Янковский Ростислав Иванович. Отец мальчика принадлежал к белорусско-польскому роду, его имя Ян в Красной армии было переделано на русский манер в Ивана. До революции Ян Янковский был штабс-капитаном лейб-гвардии Семеновского полка, после переворота служил в рядах Красной армии, довелось ему воевать под началом Тухачевского. Но эти факты биографии не помогли избежать ему репрессий, начавшихся в 30-х годах. Семья Янковских некоторое время была вынуждена переезжать, пока не осталась в Рыбинске, здесь отец строил водохранилище. В этом городе проживало огромное количество ссыльных: актеров, ученых, литераторов. В эту среду органично вписалась семья с дворянскими корнями. Детство Ростислава проходило в замечательной атмосфере, несмотря на бытовые трудности, в Рыбинске постоянно ставились самодеятельные спектакли, читались стихи, обсуждались книги. В этой обстановке мальчик рос развитым и творческим. Во время Второй мировой войны семья отправилась в Казахстан, затем в Таджикистан, где отец работал на стройках крупных промышленных объектов. За несколько лет семья объехала почти все союзные республики. Во время войны в семье появилось еще два мальчика - Николай и Олег. В 50-х годах Янковские перебрались в Саратов, где отец семейства умер, и заботы о мальчиках легли на плечи старшего брата Ростислава и его матери, которая обучилась бухгалтерии.

В школе Янковскому учиться не очень нравилось, он рос немного замкнутым, очень много читал, размышлял, занимался боксом, даже побеждал в соревнованиях. В подростковом возрасте стал активным участником школьной самодеятельности. Родители поддерживали увлечение сына театром, но трудные времена и необходимость зарабатывать деньги не позволили Ростиславу пойти учиться дальше.

Начало взрослой жизни

После школы, которую Янковский Ростислав Иванович окончил без блеска, юноша начал работать диспетчером автобазы в Ленинабаде. В 19 лет он уже обзавелся собственной семьей и не видел для себя никаких перспектив в жизни. Времени и желания учиться не было, и по-прежнему главной отдушиной в его жизни была самодеятельность. Он вообще никогда не рассматривал всерьез возможность стать актером. Семья, хоть и любила музыку и театр, никогда не была близка к театральной деятельности. Однако родители братьев Янковских всегда и во всех начинаниях поддерживали своих детей, поэтому Ростиславу не мешали идти своим путем, а помогали советами и подбадривали.

Путь на сцену

Янковский занимался в драмкружке при Дворце культуры, там его и увидел руководитель местного драматического театра Дмитрий Михайлович Лиховецкий. Янковский Ростислав, биография которого меняла свое направление, покорил его талантом и непосредственностью, и он сразу предложил ему поработать в театре. Но Ростислав начал отказываться, ссылаясь на отсутствие образования и опыта, Лиховецкий оказался настойчив. Янковский начал работать в театре, а параллельно учился в актерской студии. Этот опыт оказался для него пропуском в новую, настоящую жизнь. В это время он играл в таких спектаклях, как «Макар Дубрава» Корнейчука, «Последние» М. Горького. В 1957 году Янковский Ростислав Иванович, биография которого теперь уже навсегда связана с актерской профессией, переезжает в Минск вместе с семьей. Там он поступает на службу в труппу Русского драматического театра им. М. Горького. Этот театр стал судьбой Ростислава Янковского, в нем он проработал до конца своих дней.

Образование

Ростислав Иванович Янковский всю жизнь переживал о том, что не получил столичного театрального образования. Но обучения в театральной студии в Ленинабаде, природного таланта и домашнего образования оказалось достаточно, чтобы театр приобрел мощного, зрелого актера.

Работа в театре

Начав работать в Минске, Янковский практически сразу стал местной звездой. Ему удалось переиграть лучший репертуар в театре, сначала режиссеры видели его только в амплуа героя-любовника, но постепенно он доказал всем, что может играть и характерные роли. Расцвет его творчества в театре приходится на 70-80-е годы. В это время он востребован и в кино, и в театре. С гастролями Минского драматического он объехал все уголки СССР, посещал братские государства. Всюду ему сопутствовал невероятный успех. Природный аристократизм, статная фигура, бесконечное обаяние и огромный талант стали причиной такого стабильного, многолетнего успеха.

Актер всегда говорил, что он счастливый человек, и это, видимо, действительно было так, и доказательство тому - его биография и роли. Ростислав Иванович Янковский прослужил в одном театре почти 60 лет (не хватило года до такого знаменательного юбилея). Его неоднократно пытались переманить в другие театры. Однажды во время гастролей в Ленинграде он получил сразу три приглашения: одно от знаменитого Игоря Владимирова, второе - от Табашникова, главного режиссера питерского театра Ленинского комсомола, третье - от из Малого театра в Москве. Но Янковский остался верным своему родному театру и ни разу не пожалел об этом. Верность и порядочность - это вообще две главных черты Ростислава Ивановича. Однако в качестве приглашенного актера Янковский нередко играл во многих театрах России.

Кинокарьера

В 1957 году состоялся дебют актера в кино, его пригласили для съемок в приключенческой ленте на историко-революционную тему «Красные листья» на киностудии «Беларусьфильм». Молодой актер попал тогда в ансамбль к уже известным и опытным актерам, но это испытание он выдержал с честью, и приглашения стали поступать достаточно регулярно. Режиссеры ценили Янковского за то, что он не просто исполнял роль, а буквально жил на экране. Он любил сниматься и редко отказывался даже от небольших ролей. Ростислав Иванович Янковский, фильмография которого насчитывает более 50 лент, перестал сниматься в 2008 году. Ему перестали предлагать хотя бы относительно достойные роли, а в халтуре работать Янковский не желал, не хотел позорить фамилию.

Лучшие роли Ростислава Янковского в театре

Всего актер сыграл около 160 разноплановых ролей в театре, в его репертуаре были классика, мелодрамы, комедии, трагедии, пьесы отечественных и зарубежных авторов. Такое разнообразие доказывает, что он ему по плечу была любая роль, к счастью, он не стал заложником одного амплуа и смог полностью реализоваться в любимой профессии. На вопрос: «Каковы ваши лучшие роли в театре?» Ростислав Иванович Янковский всегда отвечал: «Они еще впереди». Действительно, выбрать лучшие трудно - уж слишком их много. К несомненным удачам актера относят спектакли: «Дети Солнца», «Баня», «Гнездо глухаря», «Варшавская мелодия», «Доходное место», «Мнимый больной», «Горе от ума». Впрочем, у Янковского не было проходных ролей и каждая его работа - это большое достижение мастера.

Лучшие фильмы

Янковский Ростислав Иванович много и успешно работал в кино. На его счету достаточно хороших работ, хотя с ролями ему не очень везло. Кинематограф не смог предложить ему какую-то звездную, большую работу, которая бы вывела его в эшелон звезд. К его лучшим работам киноведы относят такие ленты, как: «Служили два товарища» (реж. это редкий случай, когда в одной ленте встретились братья Янковские, «Сказка о звездном мальчике» (реж. Л. Нечаев), «Битва за Москву» (реж. Ю. Озеров), «Море в огне» (реж. Л. Сааков), «Ребро Адама» (реж. В. Криштофович), «Вся королевская рать» (реж. Н. Ардашников, А. Гуткович), «Статский советник» (реж. Филипп Янковский) - еще один редчайший случай, когда на площадке работали вместе дядя и племянник.

Награды и звания

Ростислав Иванович Янковский, награды которого довольно многочисленны, всегда стеснялся, когда ему вручали очередной знак уважения и высокой оценки его заслуг. Он был очень скромным человеком, может быть, поэтому перечень его наград не так уж и велик. Он был заслуженным и народным артистом Беларуси, народным артистом СССР, имел ордена: «Знак Почета», Трудового Красного Знамени, Дружбы народов, два ордена «За заслуги перед Отечеством» (Беларусь), несколько медалей и премий, в том числе от правительства Беларуси. Наиболее значимыми наградами сам Янковский Ростислав, биография которого была богата почестями, считал театральную премию «Золотая маска» - за выдающийся вклад в искусство, премию «Человек года» (1997 года), премию фестиваля «Листапад».

Личная жизнь и семья

Янковский Ростислав Иванович, творчество для которого считалось самым важным, был очень счастливым в семейной жизни. Свою жену Нину Чеишвили он встретил еще в 19 лет. Это была очень сильная любовь, которую пара смогла пронести через всю жизнь. Жена стала для Янковского близким другом, поддержкой и лучшей женщиной на свете. В своих интервью актер неизменно подчеркивал, что они с женой очень любят друг друга. У пары родились два сына: Игорь и Владимир. стал актером, он окончил училище им. Б. Щукина, работал в театре На Малой Бронной, много снимался в кино, в рекламе. Он женился на немке, которая родила двоих внуков Янковского. Владимир тоже пошел в искусство, работает клипмейкером, у него также растет сын Иван, о котором дедушка говорил, что он, вероятно, сможет продолжить династию.

Красавцу Янковскому часто приписывали романы, особенно с партнершами по сцене, но он говорил, что не способен предать жену. Нина, с которой он прожил более 65 лет, всю жизнь проработала учителем географии, все тяготы быта всегда лежали на ее плечах, но она была счастлива, что рядом с ней любимый муж и ее «мальчишки».

Актерская династия

Янковский Ростислав Иванович невольно стал основателем творческой династии. До него никто отношения к искусству не имел. Но, глядя на старшего брата, к сцене потянулись и младшие. Олег стал знаменитейшим актером, Николай был заместителем директора кукольного театра в Саратове. Братья всю жизнь были очень близки, они обязательно собирались на каждое Рождество вместе, всю жизнь оказывали друг другу поддержку. Никаких соревнований или зависти в их семье не было и в помине, каждый искренне радовался за успехи других.

Следующее поколение Янковских также продолжило традицию творческой жизни. Сын Олега - Филипп, стал режиссером, сыграл несколько ролей в кино, женился так же, как и отец, на актрисе. И их дети пошли по стопам предков: Иван стал актером, он сыграл несколько ролей в кино, учится в РАТИ, дочь Елизавета - студентка московской киношколы. Дочери Николая тоже пошли в искусство, Ольга - музыкант, Наталья - балерина, хореограф.

Янковский Ростислав Иванович, биография которого полна интересных событий и фактов, всегда существовал немного в тени знаменитого, младшего брата. Но, будучи старшим из трех братьев, он прожил самую долгую жизнь, пережив Николая на год, Олега - на 7 лет.

Ростислав Янковский был одним из создателей и бессменным президентом кинофестиваля «Листапад» в Минске.

Актер прожил с женой более 60 лет, он говорил, что Янковские женятся один раз и на всю жизнь и, действительно, все три брата имели лишь по одному браку.

Ростислав Иванович Янковский родился в г.Одесса.
Актер Государственного русского драматического театра БССР им. М.Горького.
Народный артист СССР (1978).

В 1951 году окончил театральную студию в Ленинабаде при Ленинабадском драматическом театре, до 1957 года работал в Ленинабадском театре.

С июня 1957 г. работает в Минском Национальном академическом драматическом театре им.М.Горького. Сыграл более 160 ведущих ролей в классическом, современном и зарубежном репертуаре

Президент Международного кинофестиваля стран СНГ и Балтии "Лiстапад".
Неоднократно избирался в районный, городской и Верховный Совет, Совет Республики Национального Собрания Республики Беларусь, являлся секретарем Правления Союза театральных деятелей Республики Беларусь.

Жена - Нина Чеишвили. Сыновья: актёр Игорь Янковский и актёр Владимир Янковский.
Младший брат – Олег Янковский, племянник – актёр и кинорежиссёр Филипп Янковский.
Средний брат Николай живет в Саратове, но приезжает в Минск на юбилеи, на фестивали, в гости.
Один внук работает в Москве, ему 28 лет, он занимается маркетингом. Внучка учится в Минске, а младшенькому, от второго сына, который живет в Минске, будет только 5 лет.

Детство

Ростислав Янковский родился 5 февраля 1930 года в Одессе в семье бывшего штабс-капитана лейб-гвардии Семёновского полка. Впоследствии его отец будет репрессирован, а семья будет отправлена в ссылку в Казахстан, где родится его младший брат Олег Янковский.

«Корни» у Янковских - белорусские, о чем, кстати, говорит и сама фамилия, основанная от имени Ян, Янка. Да и основоположник рода изначально ведь был Ян Янковский, это потом уже в России стал Иваном. Гвардейскому офицеру, штабс-капитану лейб-гвардии Семеновского полка Ивану Янковскому пришлось служить и в Красной Армии, вместе с Тухачевским... Мать тоже дворянка, из рода Ненастьевых. Мать с Волги, а отец из Беларуси.

И, тем не менее, несмотря на верную службу в Красной Армии, в советское время Иван Янковский все же был репрессирован. А семья «врага народа» пожила вместе с ним во многих городах и селениях. После второго ареста семья переехала в деревню под Рыбинск. Город был знаменит своей огромной «зоной». Какие люди в то время там сидели: актеры, музыканты, поэты! А какие концерты давали друзья отца, «вольнопоселенцы»!

Вот в этой интеллигентной, высокообразованной семье и рос Ростислав Янковский. Парень много читал, размышлял, и в его душе рождались фантазии, наполняя душу глубоким внутренним смыслом... А вот игра в различных драмкружках была, пожалуй, единственной отдушиной среди школьной рутины. Тогда, во время войны, юношу тянуло играть, изображать что-нибудь неожиданное, яркое. В школьной самодеятельности ему доверяли всегда главные, ответственные роли. Родители, сами любившие театр, искусство, музыку, всегда поддерживали увлечение сына. И потом продолжали помогать ему, были и первым советчиками. Так что выход на сцену Ростислава Янковского, пожалуй, был подготовлен всей его жизнью.

Начало театральной карьеры. Учёба

По окончании школы он женился, работал диспетчером автобазы в Ленинабаде. В это время он принимал участие в самодеятельности Дворца культуры. Там Ростислава Ивановича заметил руководитель местного театра Дмитрий Михайлович Лиховецкий и предложил работать в театре. Поначалу Ростислав стал отказываться, ведь не было образования, но ему сказали: «будете работать и учиться, педагоги у нас есть». Так и вышло: Ростислав учился в студии при театре и был занят в спектаклях театра: «Макар Дубрава» Корнейчука, «Последние» М.Горького.

В 1951 году окончил театральную студию в Ленинабаде, до 1957 года работал в Ленинабадском театре.

В 1957 года вместе с женой Ниной и сыном Игорем переехал в Минск, и с тех пор служит в Минском русском драматическом театре им. М. Горького. Ростислав уже в молодые годы стал звездой сцены. Здесь были сыграны его самые знаменитые классические роли: Макбет, Арбенин, Антоний, Вершинин.

Не единожды знаменитого актера белорусской сцены переманивали в лучшие театры Москвы и Ленинграда, но он всякий раз отказывался: «Уж так, как меня Беларусь приняла и полюбила, наверное, не сможет ни одна страна. В Минске Господь мне помог, судьба актерская сложилась хорошо, я сыграл множество ролей. Я люблю этот театр, а он любит меня!» И будучи бессменным президентом международного кинофестиваля «Лiстапад», Ростислав Иванович ни разу не отменил ни одного спектакля со своим участием, даже в день открытия кинофорума!

Первые роли в кино

Дебют Ростислава Янковского в кино состоялся на киностудии «Беларусьфильм» в историко-революционном приключенческом фильме «Красные листья». Режиссер Владимир Корш-Саблин пригласил тогда восходящую звезду Минской театральной сцены на роль одного из молодых повстанцев на ряду со знаменитыми актерами: Михаилом Жаровым, Кларой Лучко, Евгением Карнауховым, Владимиром Чобуром, Владимиром Дедюшко.

Настоящую же киношную жизнь Ростислав Янковский начал постигать с роли серьезно настроенного красноармейца Васильчикова в фильме о Гражданской войне «Служили два товарища» Евгения Карелова. В этом фильме братья Янковские впервые снимались вместе. Младший Олег Янковский сыграл в картине роль бывшего фотографа - солдата Андрея Некрасова. Потом, правда, еще не раз сводила их вместе киношная судьба на одной съемочной площадке.

В историко-биографической ленте режиссера Бориса Степанова «Я, Франциск Скорина...» братья Янковские создали романтические образы других братьев, живших в первой половине XVI века. Ростислав блестяще сыграл Ивана Скорину, а Олег столь же успешно выглядел в роли белорусского издателя и просветителя Франциска Скорины.

Герои Янковского. Такие разные…

70-е – 80-е годы - расцвет творчества Ростислава Янковского. Обладая врожденным аристократизмом и обаянием (что, собственно говоря, присуще всем Янковским) актер создал целую галерею запоминающихся образов. Способность актера легко вписываться в разнообразные художественные миры позволила ему быть востребованным самыми разными режиссерами в картинах самых разных жанров.

Среди его героев: Агирре в приключенческом фильме Вениамина Дормана «Земля, до востребования», редактор Семен Петрович в драме Иосифа Шульмана «Встреча в конце зимы», полковник Антон Георгиевич Белов в детективе Бориса Шадурского «Задача с тремя неизвестными», профессор Флягин в фильме Ивана Киасашвили «Кафедра», Хозяин созвездия в «Сказке о звездном мальчике» Леонида Нечаева, инвалид войны, любитель книг Михаил Михайлович в детской комедии Николая Лукьянова «Не забудьте выключить телевизор…».

Органично Янковский выглядел и в картинах на военную тематику (начштаба партизанского отряда в военном фильме Бориса Степанова «Волчья стая» и волевой умный генерал-майор Смирнов в «Битве за Москву» Юрия Озерова), и в экранизациях произведений русских классиков (драма Вячеслава Криштофовича «Володя большой, Володя маленький», созданная по мотивам рассказов Антона Павловича Чехова, или одна из лучших экранизаций Достоевского – драма Евгения Марковского «Вечный муж»).
К числу наиболее заметных картин с участием Ростислава Янковского начала 90-х относятся: трагикомедия Вячеслава Криштофовича «Ребро Адама» (где актер создал образ преуспевающего адвоката Виктора Витальевича) и ироническая фантазия из закулисной жизни театральной богемы по пьесам Дюренматта и Ануйя «Грех лицедейства». В последней актер блистает бурной игрой красок в главной роли в партнерстве с великолепной Анастасией Маланкиной.

Янковский не просто играл роли, он по-настоящему «жил на экране». Этот талант актера ярко проявился и в мелодраме «Солнечный день в конце лета», повествующей о неожиданном и неуместном чувстве, возникшем между двумя уже вполне зрелыми людьми, живущими каждый своей жизнью, и в кинопритче «Аномалия», снятой по мотивам рассказа Клиффорда Саймака «Все живое – трава».

Снялся Ростислав Янковский и в двух фильмах знаменитой кинотрилогии Евгения Матвеева «Любить по-русски – 2», сыграв роль суетного в погоне за благами и карьерой Ярошевича. Как признавался сам Ростислав Иванович, он просто не мог отказать себе в удовольствии сняться рядом с такими мастерами отечественного кино, как Евгений Матвеев, Галина Польских, Лариса Удовиченко, Виктор Раков.

В последние годы Ростислав Иванович нечасто, но все же появляется на экране, радуя своими новыми работами поклонников его таланта. Одна из таких ролей - польский хуторянин Войцех Бельски в военном фильме «В июне 41-го».

19 мая 2016

Дети и внуки самых известных советских актеров пошли по их стопам. сайт рассказывает, как сложилась судьба самых младших популярных наследников звездных династий

Дети и внуки самых известных советских актеров пошли по их стопам. сайт рассказывает, как сложилась судьба самых младших популярных наследников звездных династий.

БОНДАРЧУК


Основатель династии — известный режиссер и актер Сергей Федорович Бондарчук (в 1969 году его фильм «Война и мир» получил премию Оскар за лучший фильм на иностранном языке). У него было две жены, обе актрисы: Инна Макарова и Ирина Скобцева. Их дети пошли по стопам родителей. От первого брака с Инной Макаровой родилась дочь Наталья Бондарчук, у нее от брака с артистом Николаем Бурляевым родилась дочь Мария Бурляева. Во втором браке у Сергея Бондарчука с Ириной Скобцевой родились дети Алена и Федор. Самый популярный из молодых наследников династии Константин Крюков стал сын актрисы Алены Бондарчук и доктора философских наук Василия Крюкова. В детстве по настоянию деда окончил с отличием художественную школу в Цюрихе. Кроме того, учился в московском филиале Американского института геммологи и стал специалистом по драгоценным камням. Популярность Константину принесла игра в фильме «9 рота». Режиссер картины дядя Константина Федор Бондарчук. Сейчас на счету у популярного актера больше полусотни картин. Правая рука Крюкова во всех начинаниях жена Алина. Константин признавался, что именно она первая читает сценарии, которые ему предлагают: «С Алиной советуюсь всегда. Благодаря ей мы полетели в Батуми сниматься у Копполы. Я лежал, у меня болела спина, не хотелось никуда ехать. Я не люблю этот героический американский артхаус, и вообще я не партизан. Алина… подошла к моей бабушке и сказала: «Ирина Константиновна, а вы знаете, что вашего внука зовет сниматься Коппола?» Бабушка и жена вдвоем насели на Костю и уговорли его сниматься у Кополлы. По словам актера, его главный критик — бабушка Ирина Скобцева. Спорить с ней о кино Константин может часами. О своей династии Крюков говорит так: «У нас хорошая семья, мы все занимаемся одним делом. Мой дядя как-то сказал: «Почему есть потомственные шахтеры, и к ним относятся нормально, а к потомственным кинематографистам плохо?» Хотя кроме нашей семьи в стране огромное количество потомственных кинематографистов».


Сын Федора Сергеевича — Сергей Бондарчук — самый младший актер династии недавно сыграл одну из главных ролей в фильме «Чемпионы. Быстрее. Выше. Сильнее».

ЕФРЕМОВЫ

18 мая актер Михаил Ефремов обвенчался с женой Софией Кругликовой. Супруги живут вместе много лет, но только сейчас решили совершить церковный обряд бракосочетания. У пары трое детей: дочери Вера и Надежда и сын Борис. По признанию многодетного отца, он не принимает активного участия в воспитании наследников, так как очень занят и считает, что может научить их «плохому». Младшие дети актера Михаила Ефремова пока не пошли по его стопам. А вот сыновья от предыдущих браков достойно продолжают театральную династию, основателем которой стал выдающийся режиссер Олег Ефремов.

27-летний сын Михаила Ефремова и филолога Аси Воробьевой Никита окончил школу-студию МХАТ. Работает в труппе театра «Современник», который основал его дед.

Снялся в 30 художественных фильмах, среди которых «Куприн. Поединок», «Тихий Дон», «Лондоград». Рассказывая о своей династии Никита Ефремов признается, что члены семьи отговаривали его от актерской професии: «Были против, так как знали насколько эта профессия тяжела. Очень сложно остаться тем, кто ты есть. Родители, наверное, хотели видеть математиком, чтобы деньги умел считать». Никита говорит, что встречают коллег, которые завидуют и считают, что он получает роли, благодаря фамилия Ефремов, но стараюсь такими людьми себя не окружать. Михаил Ефремов часто посещает спектакли с участием сына, не критикует, но обсуждая игру, наводит на правильные мысли, которые помогают в развитии роли.

23-летний Николай Ефремов — сын Михаила Ефремова и Евгении Добровольской. Вместе с отцом он снялся в «Книге мастеров», а с мамой в своей первой крупной роли Николки Турбина в телесериале «Белая гвардия». Николай Молодой актер раньше, лет в 16-17, я думал: «Ой, какая у меня высокая планка! Мама, папа, а дедушка – ой, что же делать? Умереть — не встать!» А потом понял, что надо просто работать и все».

ЯНКОВСКИЕ

Основатель династии — Ростислав Янковский. Народному артисту СССР сейчас 86 лет. Два его младших брата — Николай (руководил молодежным театром в Саратове) и Олег, к сожалению, уже ушли из жизни. Самый младший из братьев Олег Янковский стал известным и любимым актером миллионов людей. Сын Олега Ивановича — Филипп окончил Школу-студию МХАТ и режиссерский факультет ВГИКа. Снял около 200 видеоклипов для отечественных исполнителей. В 2003 году на кинофестивале «Ника» получил премию «Открытие года» за первую режиссерскую работу — фильм «В движении». В его следующей режиссерской работе — экранизации романа Бориса Акунина «Статский советник» снялись Никита Михалков, Олег Меньшиков, Олег Табков. Сейчас Филиппу 47 лет, он сыграл в 20 фильмах. Сейчас Филипп репетирует главную роль в спектакле МХАТ им. Чехова по пьесе Ивана Вырыпаева «Dreamworks. Мечтасбывается».


В браке с актрисой Оксаной Фандерой у Филиппа родилось 2 детей. Сыну Ивану сейчас 25 лет, а дочери Елизавете 21 год. Внуки Олега Янковского стали актерами. Ивана уже активно снимают. Леонид Ярмольник, который снял Ивана Янковского в своей картине «Ночные стражи», говорит, что парень копия дед — «они похожи манерами, голосом, внешне»… Иван снялся в главной роли в фильме «Любовь с акцентом и без: Однажды в Армении».

Янковский-младший считает: «Я обычный, у меня нормальная жизнь, нормальные устремления, хочу стать настоящим актером и сыграть много ролей».

МИХАЛКОВЫ


Основатель династии — поэт Сергей Михалков. В 1936 году он женился на литераторе Наталье Кончаловской, дочери художника Петра Кончаловского и внучке художника В.Сурикова. Дети Сергея и Натальи: режиссеры Андрон (Андрей) Кончаловский и кинорежиссер и Никита Михалков. Их дети от разных браков: режиссеры и артисты Егор Кончаловский и Артем Михалков, актрисы Анна Михалкова и Надежда Михалкова.


Самая младшая в династии – 28-летняя актриса Надя Михалкова. Карьера Нади началась в восемь лет, когда она снялась в картине отца Никиты Михалкова «Утомленные солнцем», сыграв дочь комдива Котова. Сейчас Надежду снимает ее супруг Резо Гигинеишвили. «В моей жизни рано появились работа, муж, дети. Я все свое время этому отдаю», — говорит актриса. В апреле у Надежды Михалковой состоялся режиссерский дебют на кинофестивале «Движение» в Омске. Она сняла экспериментальный сериал «Чурросы» о том, как ее сестра Анна Михалкова находит общий язык с сыновьями: 15-летним Андреем и 14-летним Сергеем, которые снялись в роли самих себя.


«Вышла я на съемочную площадку, и выяснилось, что могу это делать и получаю огромное удовольствие», — рассказала о съемках Надя.

ВИТОРГАН

Эммануил Виторган — глава театральной династии, ее продолжают — сын Максим и внучка Полина (дочь Максима Виторгана и актрисы театра Виктории Верберг — студентка РАТИ ГИТИСа). 19-летняя Полина снималась в сериале «Дневник Доктора Зайцева» (сыграла главную героиню в подростковом возрасте) и проекте Валерии Гай Германики «Майские ленты». Максим переживал за дочь и в интервью нам рассказывал: «В поступлении Полины в институт (ГИТИС) я не участвовал никак. Почти до самого конца был не против, чтобы она вообще не поступила. Люди видят красные дорожки, еще какую-нибудь фигню. А это очень стремная профессия…» О первых успехах дочери папа рассуждает так: «Сейчас познаю удивительные, странные ощущения, я даже их еще не очень сформулировал. Например, приезжаю на «Кинотавр» и там встречаю Аню Меликян (известный режиссер), которая говорит мне какие-то слова о моей дочери. Или вижу молодых актрис, которые с ней где-то уже снимались, и они мне об этом рассказывают. Приятно, конечно, но… Больше странно, чем приятно».

УРГАНТ


Основатель династии актриса Нина Ургант. Ее сын — актер Андрей Ургант, как и мама живет в Санкт-Петербурге. А внук Нины Николаевны давно покорил столицу. 38-летний Иван Ургант снимается в кино, поет под псевдонимом «Grisha Urgant». Кроме того, он — ведущий популярной программы «Вечерний Ургант» (Первый канал).

Дочь Ивана Урганта — Нина. Фото: Instagram.

В телепроекте Ивана много креатива: «Когда мы начинали, я не верил, что наше ток-шоу сможет выходить каждый день на протяжении длительного периода. Но мы все еще находим силы выдумывать что-то новое – гостей, события и даже места. Научились мигрировать с шоу по городам – переезжали в Сочи на Олимпиаду и в Санкт-Петербург на время белых ночей». Одну из дочерей Иван Ургант назвал в честь бабушки Ниной. Хорошее начало для очередного продолжения знаменитой актерской династии.