Интеллектуальная викторина «Дарит осень чудеса» для детей средней группы (4–5 лет). Сценарий игровой викторины «Осенняя Катавасия Вопросы на осеннюю тему для начальной школы

Познавательная викторина «Приметы осени»

Цель: Обобщить знания детей об осени.

Задачи:

    Углубить знания детей об основных приметах и признаках осени;

    Активизировать психические процессы: память, внимание, восприятие, речь, воображение.

    Формировать навык коллективного общения и активности.

    Поддерживать интерес учащихся к окружающему миру, умение видеть его красоту.

Ход викторины

Здравствуйте ребята! Сегодня мы проведем викторину, это конкурсы, где вы проявите свои знания об осени, смекалку и сообразительность. За правильный ответ, каждая команда получит жетон.

Осень подразделяют на подсезоны:

1-23 сентября - Начало осени;
24 сентября - 14 октября - Золотая осень;
15-22 октября - Глубокая осень;
23 октября -26 ноября - Предзимье;
27-30 ноября - Первозимье.
У осени есть и другие названия: "Осенины", "Мокропогодье".

В старину осень встречали трижды:

    В Семен-день 14 сентября (1 сентября по старому стилю) - день памяти Симеона Столпника - Семена Летопроводца;

    На рождество Богородицы 21 сентября (8 сентября по старому стилю) - праздник женщин и женских работ

    В осени выделяют Бабье лето, которое начинается с 28 августа и длится до 21 сентября.

Бабье лето делят на:

Начнем мы нашу викторину с разминки ума:

«Доскажи словечко» Разминка (ответы хором)

У избы помоет крышу.
Отведет в берлогу Мишу,
Труд крестьянский завершит,
А потом листвой шуршит.
Мы её тихонько спросим:
- Кто ты? – И услышим? …(осень)

Что за скрип? Что за хруст?
Это что ещё за куст?
Как же быть без хруста,
Если я…(капуста)

И зелен, и густ
На грядке вырос куст.

Покопай немножко:
Под кустом… (
картошка ).

Круглый бок, жёлтый бок,
Сидит на грядке колобок.
Врос в землю крепко.
Что же это? (репка)

Возле леса на опушке,
Украшая темный бор,
Вырос пестрый, как петрушка,
Ядовитый … (мухомор).

На грядке привалился на бочок
Солидный, крутолобый… (кабачок)

Ведущий: Молодцы! Отлично справились с заданием. Думаю, каждая команда заслужила по жетону.

Задание дается каждой команде. Из перечисленного списка примет, нужно выбрать только осенние:

1 команда:

Птицы улетают в теплые края (осень);

Просыпается медведь (весна);

Птицы строят гнезда (весна);

Сбор урожая (осень);

Насекомые прячутся по щелям (осень);

Появляются проталины (весна);

Солнце светит ярко (лето);

Выпадает первый снег (осень);

Первые заморозки (осень);

Посев семян (весна);

Расцвели ландыши (весна);

Желтеет и жухнет трава (осень);

Опадают листья (осень);

Ветерок легкий и теплый (лето);

Поспела рябина (осень);

Первая гроза (лето);

2 команда:

Метель (зима);

Повесили кормушки (осень);

На полях уборочные работы (осень);

Сенокос (лето);

Повесили скворечники (весна);

Лужи покрыты тонким льдом (осень);

Частые и холодные дожди (осень);

Солнце стало греть меньше (осень);

Появились сосульки (весна);

Наст (зима);

Радуга (лето);

Животные готовятся к зиме (осень);

Листопад (осень);

Небо голубое (лето);

Проклевываются почки (весна);

Небо чуть серое (осень);

- За правильность ведущий дает жетоны.

Ведущий: А сейчас мы проверим, насколько вы знаете пословицы и поговорки об осени.

Командам раздаются конверты в которых находятся пословицы и поговорки. Задача команд восстановить части пословиц и поговорок.

1 команда:

    Не расти траве после осени, не цвести цветам зимой по снегу.

    Сентябрь кафтан с плеча срывает, тулуп надевает.

    В октябре с солнцем распрощайся, ближе к печке подбирайся.

    Будет дождь, будут грибы.

    Осень - запасиха, зима - подбериха.

2 команда:

    Сентябрь красное лето провожает, осень золотую встречает.

    Весна богата цветами, а осень снопами.

    Ноябрь - сентябрев внук, октябрев сын, зиме родной батюшка.

    Если в октябре лист с березы и дуба опадает нечисто - жди суровой зимы.

    В сентябре одна ягода, да и та горькая рябина.

Ведущий проверяет правильность составленных пословиц и поговорок, после чего команды зачитывают то, что у них получилось, и получают свои жетоны.

Ведущий: Следующий наш конкурс « Собери осенний букет »

Задание в конвертах, каждой группе индивидуально нужно собрать букет цветов из разрезных картинок. Чья команда быстрее соберет картинку, та и получает жетон.

- Следующий конкурс : Разгадай кроссворд “на осенней грядке””.

Каждой команде выдается кроссворд с заданием.

В клеточки рисунка команде нужно вписать пять названий распространенных овощных растений, которые оканчиваются на “А”.

1

А

2

А

3

А

4

А

5

А

Ответы:

    Репа

    Свекла

    Редька

    Капуста

    Картошка

За правильное выполнение задания команды получают жетон.

Заключительный конкурс «загадки про осень»

Поочередно каждой команде ведущий называет загадку и за правильный ответ, команда получает жетон.

Опустел колхозный сад,
Паутинки вдаль летят,
И на южный край земли
Потянулись журавли.
Распахнулись двери школ.
Что за месяц к нам пришел?

(Сентябрь)

Его весной и летом

Все видели одетым.
А осенью с бедняжки

Сорвали все рубашки.

(Дерево)

Дни стали короче,
Длинней стали ночи,
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?
(Осенью )

Утром мы во двор идём -
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят…
(Осень )

Листья желтые летят,
Падают, кружатся,
И под ноги просто так
Как ковер ложатся!
Что за желтый снегопад?
Это просто...
(Листопад)

Не колючий, светло-синий
По кустам развешан...
(Иней)

Мочит поле, лес и луг,
Город, дом и всё вокруг!
Облаков и туч он вождь,
Ты же знаешь, это - ...
(Дождь)

Тучи нагоняет,
Воет, задувает.
По свету рыщет,
Поет да свищет.
(Ветер)

Пришла без красок
B без кисти
И перекрасила все листья.
(Осень)

Поле чёрно-белым стало:
Падает то дождь, то снег.
А ещё похолодало -
Льдом сковало воды рек.
Мёрзнет в поле озимь ржи.
Что за месяц, подскажи?

(Ноябрь)

Рыжий Егорка
Упал на озерко,
Сам не утонул
И воды не всколыхнул.

(Осенний лист)

Все мрачней лицо природы:
Почернели огороды,
Оголяются леса,
Молкнут птичьи голоса,
Мишка в спячку завалился.
Что за месяц к нам явился?

(Октябрь)

Ведущий подводит итоги и награждает команды.

Приложение:

1 команда:

Птицы улетают в теплые края;

Просыпается медведь;

Птицы строят гнезда;

Сбор урожая;

Насекомые прячутся по щелям;

Появляются проталины;

Солнце светит ярко;

Выпадает первый снег;

Первые заморозки;

Посев семян;

Расцвели ландыши;

Желтеет и жухнет трава;

Опадают листья;

Ветерок легкий и теплый;

Поспела рябина;

Первая гроза;

2 команда:

Метель;

Повесили кормушки;

На полях уборочные работы;

Сенокос;

Повесили скворечники;

Лужи покрыты тонким льдом;

Частые и холодные дожди;

Солнце стало греть меньше;

Появились сосульки;

Наст;

Радуга;

Животные готовятся к зиме;

Листопад;

Небо голубое;

Проклевываются почки;

Небо чуть серое;

1 команда:

Не расти траве после осени,

не цвести цветам зимой по снегу.

Сентябрь кафтан с плеча срывает,

тулуп надевает.

В октябре с солнцем распрощайся,

ближе к печке подбирайся.

Будет дождь,

будут грибы.

Осень - запасиха,

зима - подбериха.

2 команда:

Сентябрь красное лето провожает,

осень золотую встречает.

Весна богата цветами,

а осень снопами.

Ноябрь - сентябрев внук, октябрев сын,

зиме родной батюшка.

Если в октябре лист с березы и дуба

опадает нечисто -

жди суровой зимы.

В сентябре одна ягода,

да и та горькая рябина.

«Собери осенний букет»

1

А

2

А

3

А

4

А

5

А

1

А

2

А

3

А

4

А

5

А

Конспект игры-викторины «Здравствуй, Осень!»

Описание материала: сценарий викторины можно использовать для организации классного часа, внеклассной деятельности. Разработка будет полезна учителям школ, педагогам дополнительного образования, педагогам-организаторам, вожатым детских лагерей.

Участники: ученики 2-3 классов.
Цель: обобщить и расширить знания детей о времени года – Осень.
Задачи:
закреплять и развивать навык коллективного общения и активности детей;
закрепить знания о явлениях живой и неживой природы осеннего времени года;
создать условия для творческого самовыражения;
активизировать психические процессы: память, внимание, восприятие, речь, воображение.

Оборудование: мультимедийная презентация, проектор и экран, звуковые колонки, листочки для записи ответов, ватман, засушенные листья, клей ПВА, ножницы, цветная бумага, карандаши, ручки, сигнальные карточки (зеленый и красный цвет).

Ход игры:

Класс делится на 2 команды и отвечают на предложенные вопросы. Все вопросы представлены в презентации и делятся на блоки: «Пернатые друзья», «Писательская Осень», «Осенние праздники», «Что лишнее», «Осенние нотки», «Рисует Осень».

Блок «Пернатые друзья». На экране изображения птиц. Задача команд – вспомнить их названия и определить, к какой категории они относятся: «зимующие» или «перелетные».
Оценка: за каждую верно распределенную птицу - 1 балл. Максимальный балл – 8. Свои ответы дети заносят в таблицу.
Ответы: Зимующие – воробей, голубь, синица, снегирь. Перелетные – кукушка, журавль, кряква, стриж.
Если у детей вызовет трудность в определении категории для снегиря, то ведущий поясняет:
Снегирь – это зимующая птица. Снегирей мы постоянно видим только зимой потому, что летом они живут в лесах, где полным полно еды. А вот зимой, когда все кругом заметает снег, пищи в лесу нет. И снегири начинают летать на дальние расстояния от лесов, в поисках пищи. Летом снегири обитают только в лесах, которые расположены далеко от населенных пунктов с людьми. Снегири летом вьют гнезда и выводят птенцов. И для этого им нужна тишина и спокойствие. Вот они и прячутся в лесах. Особенно им нравится вить гнезда на самых макушках еловых деревьев, такие как ель или сосна. Макушки данных деревьев высокие и людям трудно разглядеть там снегирей.

Блок «Писательская осень». На слайдах отрывки стихов и рассказов. Командам необходимо определить автора и/или из какого произведения. Ответы пишут на отдельных листочках и сдают на проверку.
Оценка: за каждый верный ответ – 2 балла, максимально – 6.
1. Под ногой похрустывают льдинки,
Ничего не видно. Темнота.
И шуршат листочки - невидимки,

Облетая с каждого куста… (Евгения Федоровна Трутнева)

2. Ква! - сказала лягушка и тут же обернулась посмотреть, нет ли здесь подруг, которые могли бы услышать ее и осудить за кваканье осенью. Она уж никак не могла удержаться, чтобы не квакнуть хоть разик.
- Возьмите меня с собой!
- Это мне удивительно! - воскликнула утка. - Как мы тебя возьмем? У тебя нет крыльев. (Всеволод Михайлович Гаршин «Лягушка-путешествинница»)

Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора. (Александр Сергеевич Пушкин)

Физминутка : Дети встают и повторяют слова и движения за ведущим.

Вдруг закрыли небо тучи (Поднимаемся на носочки, поднимаем вверх перекрещенные руки),
Начал капать дождь колючий (Прыжки на носочках, руки на поясе).
Долго дождик будет плакать,
Разведёт повсюду слякоть (Приседаем, руки на поясе.)
Грязь и лужи на дороге,
Поднимай повыше ноги (Идём по кругу с высоким подниманием колена).

Блок «Осенние праздники»: На слайдах названия праздников, необходимо написать дату. Ответы пишут на отдельных листочках и сдают на проверку.
Оценка: за каждый правильный ответ 1 балл, максимально – 4 баллов.
Ответы:
1 сентября – День Знаний;
5 октября – Международный День Учителя;
4 ноября – День народного единства;
18 ноября – День Рождения Деда Мороз;

Блок «Что лишнее»:

На слайдах представлены картинки, команды должны выбрать лишнее и объяснить почему. Команды поднимают сигнальные карточки и дают ответ.
Оценка: 2 балла за правильный ответ (или 1, если выбор верный, а объяснение – нет). Максимально – 6.
1. Яблоня, слива, груша, береза (ответ: береза, т.к. у остальных деревьев – плод фрукт);
2. Кленовый лист, тополиный лист, березовый лист (кленовый лист, т.к. осенью не только желтеет, но и краснеет).
3. Заяц, белка, лиса, ласка (лиса, т.к. не меняет цвет шубки в зависимости от сезона). Дети могут назвать белку, т.к. она обитает в дуплах деревьев, однако и ласка может жить в низко расположенных дуплах.

Блок «Осенние нотки»: Команды прослушивают минусовки песен на осеннюю тематику, поднимают сигнальные карточки и дают ответ.
Ответы:
1. «Лесной Олень»;
2. «Осень постучалась к нам»;
3. «Наташка-первоклашка».
Блок «рисует Осень». Команда создает коллаж из осенних листьев. Оборудование: ватман А3, засушенные листья, цветная бумага, ножницы, клей ПВА. 5 баллов за коллаж.
Подведение итогов:
Все большие молодцы. (Подсчитать баллы) Победила команда __________.

Презентация на тему: Игра-викторина «Здравствуй, Осень!»

Наталия Канушина
Интеллектуальная викторина «Дарит осень чудеса» для детей средней группы (4–5 лет)

Цель : формирование представлений об осени , на основе ознакомления с существенными признаками сезона; систематизировать знания детей об осенних изменениях в природе учить самостоятельно, находить их; закрепить знания о явлениях живой и неживой природы осеннего времени года .

Задачи :

1. Развивать любознательность, творческое воображение, координацию движений с речью, слуховое и зрительное восприятие, умение различать листья разных деревьев, ловкость.

2. Учить понимать содержание поэтических текстов, упражнять в образовании разных форм глаголов, совершенствование грамматического строя речь (образование множественного числа существительных, активизация обогащения словарного запаса по теме осень .

3. Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость по отношению к природе, интерес и заботливое отношение к растительному миру.

Здравствуйте ребята! Сегодня мы проведем викторину , это конкурсы, где вы проявите свои знания об осени , смекалку и сообразительность.

Представление команд : «Кленовые листочки» и «Дружные ребята» .

А начнем мы с разминки ума :

«Доскажи словечко»

Загадки загадываем по очереди каждой команде (ответы хором) .

1. У избы помоет крышу.

Отведет в берлогу Мишу,

Труд крестьянский завершит,

А потом листвой шуршит.

Мы её тихонько спросим :

Кто ты? – И услышим? (осень )

2. Пришла без красок и без кисти,

А перекрасила все листья (осень )

3. Шёл долговяз,

В землю увяз (дождь) .

4. С неба капает уныло.

Всюду мокро, всюду сыро.

От него легко спастись,

Лишь зонтом обзавестись (дождь) .

5. Осень в гости к нам пришла

И с собою принесла.

Что? Скажите наугад!

Ну, конечно. (Листопад)

6. Листья желтые летят,

Падают, кружатся,

И под ноги просто так

Как ковер ложатся!

Что за желтый снегопад?

Это просто. (Листопад)

7. Тучи нагоняет,

Воет, задувает.

По свету рыщет,

Поет да свищет (ветер)

8. Летит, а не птица,

Воет, а не зверь (ветер)

9. Что за скрип? Что за хруст?

Это что ещё за куст?

Как же быть без хруста,

Если я (капуста)

10. На грядке привалился на бочок

Солидный, крутолобый… (кабачок)

Ведущий : Молодцы! Хорошо справились с заданием, а вы знаете приметы осени ? (да) .

Игра «Осенние приметы » .

Когда я назову приметы осени , говорите дружно «да» . Если приметы относятся к другому времени года, говорите дружно «нет» . Вы готовы? (да) . Дайте правильный ответ :

Осенью цветут цветы ? (нет) .

Осенью растут грибы ? (да) .

Тучки солнце закрывают? (да) .

Часто - часто льют дожди? (да) .

Туманы осенью плывут ? (да) .

Ну а птицы гнёзда вьют? (нет) .

Звери норки закрывают? (да) .

Урожай все собирают? (да) .

Птичьи стаи улетают? (да) .

Солнце светит очень жарко? (нет) .

Все купаются в реке? (нет) .

Можно детям загорать? (нет) .

Ну а что же надо делать? Куртки, шапки надевать? (да) .

Сапоги всем обувать? (да) .

Молодцы! Вы знаете приметы осени .

Игра : «Осенние листья »

В зале на полу лежат осенние листья (дуб и клёна) . Каждая команда собирает определенны листья в букеты. Одна команда собирает дубовые вторая кленовые листья.

Пословицы и поговорки об осени :

3. Осенняя муха больнее кусает .

4. Дождливое лето, хуже осени .

5. Весна богата цветами, а осень снопами .

6. Гром в сентябре предвещает тёплую осень .

7. Пчелка мала, да и та работает.

8. Будет дождь, будут грибы.

Ведущий. Здорово! Отлично справились с заданием.

Ребята, посмотрите (на овощи с грузовиками, что это?. Правильно - «овощи» , как вы думаете, чем мы сейчас займемся? …. Конечно же - поиграем!

Игра : «Кто быстрее перевезет с поля урожай» .

От каждой команды по 5--7 человек. В одной стороне стоит грузовик, в другой лежат овощи. По сигналу ведущего играющие везут грузовики в противоположную сторону, заполняют их овощами и везут назад. Выигрывает тот, кто быстрее перевезет овощи.

Хорошо, а теперь проверим вашу смекалку и внимательность, по очереди задаем вопросы командам.

Ведущий проводит блиц-опрос : задает вопросы по очереди каждой команде.

1. Какие животные питаются грибами?

3. Кого называют санитаром леса? (волка)

4. Кого называют лесным доктором? (дятла)

5. Что такое тихая охота? (сбор грибов)

6. Назвать второй осенний месяц .

7. Перечислить перелетных птиц.

8. Кто из животного мира впадает в зимнюю спячку? (медведи, ежи, барсуки, змеи и т. д.)

9. Почему осень золотая ?

10. Как называется явление с вальсирующими листьями? (листопад)

А сейчас поиграем все вместе.

Подвижная игра : «Листья» для всех детей .

Листья осенние тихо кружатся (кружатся на месте, руки в стороны)

Листья нам под ноги тихо ложатся (приседают)

И под ногами шуршат, шелестят (движение руками вправо - влево)

Будто опять закружиться хотят (кружатся на месте, на носочках) .

Подул осенний ветерок и листья полетели к стульям и превратились в ребятишек…

Игра «Перепрыгни через лужи» .

Дети (каждая группа делится на две команды) по сигналу прыгают через «лужи» (голубая бумага) . Побеждает та команда, которая была быстрее (наступать на лужи нельзя) с одного конца зала доберётся до другого конца зала.

Ведущий. У нас осталось последнее задание.

Задания в конвертах (Кто быстрее соберет разрезной лист)

Ведущий. А сейчас мы танцуем «Буги - вуги» .

Ведущий благодарит детей за отличную работу .

Цель: Обобщить знания детей об осени.

Задачи:

  • Закрепить знания о явлениях живой и неживой природы осеннего времени года.
  • Активизировать психические процессы: память, внимание, восприятие, речь, воображение.
  • Формировать навык коллективного общения и активности.
  • Создать настроение весёлых состязаний.

Предварительная работа: (Приложение 1 )

  • Беседа с детьми по группам о текущем времени года.
  • Уточнение знаний о признаках осени.
  • Пословицы и поговорки, народные приметы об осени.
  • Выучить физ.минутки.
  • Придумать от группы загадку, касающуюся осенней тематики.

Материалы:

  • На листах ребусы из предметных картинок- 4 штуки (по количеству команд).
  • Ручка шариковая- 4шт. (по количеству команд).
  • Осенние листья (формат А4): дубовые-8 шт.
    осиновые-8 шт.
    берёзовые-8 шт.
    ивовые-8 шт.
    тополиные -8 шт.
  • Конверты для заданий- 8 шт. (Приложение 2 )
  • Разрезные картинки осенних цветов- 4 шт. (по количеству команд).
  • Газета- 6 шт.
  • Жетоны – листочки кленовые (в осенних красках) 30-40шт.
  • Медали для награждения команд-4 шт. (по количеству команд).
  • Подарок каждому участнику - 40 шт. (по количеству детей). (Приложение 3 )

Ход викторины

- Здравствуйте ребята! Сегодня мы проведем викторину, это конкурсы, где вы проявите свои знания об осени, смекалку и сообразительность. За правильный ответ, каждая команда получит жетон.

А начнем мы с разминки ума:

«Доскажи словечко» Разминка (ответы хором)

У избы помоет крышу.
Отведет в берлогу Мишу,
Труд крестьянский завершит,
А потом листвой шуршит.
Мы её тихонько спросим:
- Кто ты? – И услышим? …(осень)

Что за скрип? Что за хруст?
Это что ещё за куст?
Как же быть без хруста,
Если я…(капуста)

И зелен, и густ
На грядке вырос куст.
Покопай немножко:
Под кустом… (картошка).
Круглый бок, жёлтый бок,
Сидит на грядке колобок.
Врос в землю крепко.
Что же это? (репка)

Возле леса на опушке,
Украшая темный бор,
Вырос пестрый, как петрушка,
Ядовитый … (мухомор) .

На грядке привалился на бочок
Солидный, крутолобый… (кабачок )

Ведущий : Молодцы! Отлично справились с заданием. Думаю, каждая команда заслужила по жетону.

А сейчас мы превратимся в осенние листочки…проводится физкультминутка «Листья» на координацию речи и движения (Приложение 1)

- Подул осенний ветерок и листья полетели к стульям и превратились в ребятишек…

Скажите, а кто знает пословицы или поговорки об осени?

Ну, тогда выходите в середину зала (от каждой команды по несколько поговорок) и поделитесь с нами своими знаниями.

Пословицы и поговорки об осени :

  • Сентябрь красное лето провожает, осень золотую встречает.
  • Сентябрь холоден, да сыт.
  • Осенней озими в закром не сыплют.
  • Осенняя муха больнее кусает.
  • Осень - запасиха, зима - подбериха.
  • Осенью и воробей богат.
  • Осень не лето в листву одета.
  • Осенью и у кошки пирог.
  • Осень прикажет, а весна своё скажет.
  • Осенью серенькое утро, красненький денёк.
  • Ноябрь с гвоздём, декабрь с мостом.
  • Не расти траве после осени, не цвести цветам зимой по снегу.
  • Дождливое лето, хуже осени.
  • Весна да осень, на дню погод восемь.
  • Весна богата цветами, а осень снопами.
  • В сентябре одна ягода, да и та горькая рябина.
  • В осеннее ненастье семь погод на дворе: сеет, веет, крутит, мутит, рвёт, сверху льёт, снизу метёт.
  • Гром в сентябре предвещает тёплую осень.
  • Пчелка мала, да и та работает.
  • Будет дождь, будут грибы.

Ведущий: - Здорово! Получите свои заслуженные жетоны…

Ребята, посмотрите (на овощи с грузовиками ), что это? ...Правильно - «овощи»

Как вы думаете, чем мы сейчас займемся? ….Конечно же - поиграем!

Игра: «Перевези с поля урожай»

В одной стороне стоят три грузовика, в другой лежат овощи. По сигналу ведущего трое играющих везут грузовики в противоположную сторону, заполняют их овощами и везут назад. Выигрывает тот, кто быстрее и больше перевезет овощей.

Игра: «Собери осенний букет»

Задание в конвертах, каждой группе индивидуально нужно собрать букет цветов из разрезных картинок

Игра: «Осенние листья»

В зале на полу лежат осенние листья разных цветов листья (бардовый, желтый, красный, зелёный). Листья разных деревьев (осина, дуб, берёза, тополь, ива). Каждая группа делится на пять команд (по два человека) и на скорость собирают листья в букеты. Одна команда собирает осиновые, вторая дубовые, третья берёзовые, четвертая тополиные и пятая ивовые листья.

Ведущий проводит блиц-опрос:

  • Какие животные питаются грибами?
  • Какую рыбу называют санитаром? (щуку, она ест ослабленную, больную рыбу в первую очередь)
  • Какой вред наносит сбор сока? (без сока дерево засыхает)
  • Какого жука называют - «опасным преступником»? (колорадского)
  • Какая птица умеет считать годы? (кукушка)
  • Кого называют санитаром леса? (волка)
  • Кого называют лесным доктором? (дятла)
  • Из какого дерева делают спички? (осина)
  • Что такое тихая охота? (сбор грибов)
  • Назвать второй осенний месяц.
  • Перечислить перелетных птиц.
  • Кто из животного мира впадает в зимнюю спячку? (медведи, ежи, барсуки, змеи и т.д.)
  • Почему осень золотая?
  • Как называется явление с вальсирующими листьями? (листопад)
  • Перечислите съедобные грибы.

Ведущий: - Молодцы, и с этим заданием справились отлично! (раздать жетоны тем группам, кто отвечал на вопросы правильно)

Ребята, кажется, дождик собирается!

-физкультминутка «Дождик» для координации речи и движения (Приложение 1)

Ведущая: Скажите ребята, а вы загадки отгадывать умеете?

А вот я сейчас проверю…

Загадки об осенних явлениях:

Неизвестно, где живёт.
Налетит, деревья гнёт.
Засвистит - по речке дрожь
Озорник, а не уймёшь. (ветер )

Бредут мешки дырявые,
И бывает иногда
Из мешков течёт вода.
Спрячемся получше
От дырявой …(тучи)

Пришла без красок и без кисти,
А перекрасила все листья. (осень )

Прошла по лугам,
По лесам, по полям,
Припасы она заготовила нам,
Упрятала их в погреба, в закрома,
Сказала: «За мною нагрянет зима! (осень )

Опустел в деревне сад,
Паутинки вдаль летят,
И на южный край земли
Потянулись журавли.
Распахнулись двери школ.
Что за месяц к нам пришел? (сентябрь )

Всё мрачней лицом природа:
Почернели огороды, оголяются леса,
Мокнут птичьи голоса,
Мишка в спячку завалился.
Что за месяц к нам явился? (октябрь )

Поле черно – белым стало;
Падает то дождь, то снег,
А ещё похолодало –
Льдом сковало воды рек.
Мёрзнет в поле озимь ржи.
Что за месяц, подскажи? (ноябрь )

Пусты поля,
Мокнет земля,
Дождь поливает.
Когда это бывает? (осенью)

Осень в сад
К нам пришла.
Красный факел
Зажгла.
Здесь дрозды,
Скворцы снуют
И, галдя, его клюют. (рябина)

Шёл долговяз,
В землю увяз. (дождь)

Ведущий: Здорово, и с этим заданием вы справились! Получайте свои жетоны. Группа, которая придумала свою загадку (домашнее задание), получает дополнительный жетон.

- Ну, а теперь мы поиграем!

Игра «Перепрыгни через лужи»

Дети (каждая группа делится на две команды) по сигналу прыгают через «лужи» (развернутые газеты). Побеждает та команда, которая была быстрее (наступать на лужи нельзя)

Ведущий: У нас осталось последнее задание.

Ведущий: А сейчас мы подсчитаем свои жетоны.

Победителем считается та команда, у которой больше всех жетонов.

Проводится подведение итогов конкурсов и награждение всех команд медалям

  • «Самые активные»
  • «Самые дружные»
  • «Самые внимательные »
  • «Самые любознательные»

Ведущий - Благодарит детей за отличную работу и дарит на память подарки-задания

Список литературы:

  1. Нищева Н.В. «Система коррекционной работы, для детей с общим недоразвитием речи», Детство-Пресс, 2009 г.
  2. Никонова Н.О., Талызина М.И. «Экологический дневник дошкольника», Санкт-Петербург 2007г.
  3. Фефилова Е.П., Поторочина Е.А., Дмитриева О.И. «Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир»», Москва, 2003г.
  4. Горькова Л.Г., Когергина А.В., Обухова Л.А. «Сценарии к занятиям по экологическому воспитанию», Москва 2005г.
  5. Чохонелидзе Т.А. «Задания по развитию речи у детей дошкольного возраста», Москва 2009г.
  6. «1000 загадок» Популярное пособие для родителей и педагогов, Ярославль 1997

В золотисто-багряном наряде пришла к нам Красавица Осень. Она удивляет нас множеством красок, палитрой разнообразных оттенков. Что мы знаем об осени? Ответив на вопросы викторины, мы выясним это.

Викторина «Осень» об одном из самых лучших времён года содержит 17 вопросов. На все вопросы даны ответы.

1. Почему мы так говорим: «Покорми меня весной, а осенью я и сам сыт буду»?
Ответ: осенью – сбор урожая, а весной урожая нет

2. Какие пословицы про осень вы знаете?
Ответ: Осень непогодь сеет.
Весной дождь парит, а осенью молчит.
Птицы в гнезде до осени, дети в семье до возраста.
Осень прикажет, весна свое скажет.

3. Листья какого дерева желтеют одними из первых?
Ответ: листья берёзы

4. Какой день длиннее: летний или осенний?
Ответ: летний

5. Кто автор этих строк?
«Славная осень! Здоровый, ядрёный
Воздух усталые силы бодрит;
Лед неокрепший на речке студёной
Словно как тающий сахар лежит…»
Ответ: Николай Алексеевич Некрасов

6. Как вы считаете, основная уборка урожая осуществляется летом или осенью?
Ответ: осенью

7. Что собирают осенью?
Ответ: овощи, фрукты, грибы, ягоды (клюква, брусника). Убирают злаковые культуры: пшеницу, рожь, ячмень. Собирают лекарственные растения, а также красивые осенние листья

8. Какой бывает осень?
Ответ: золотой, дождливой, унылой, урожайной, тёплой, солнечной

9. Какие сказки про овощи, фрукты вы знаете?
Ответ: русская народная сказка «Репка», сказка Джанни Родари «Чиполлино»

10. Какой русский поэт больше, чем другие времена года, любил осень?
Ответ: Александр Сергеевич Пушкин

11. Как вы думаете, почему?
Ответ можно найти в стихотворении «Осень». Пушкин писал:
«Теперь моя пора: я не люблю весны;
Скучна мне оттепель; вонь, грязь — весной я болен…»

12. Как вы считаете, перелётные птицы улетают в тёплые края одновременно, или постепенно?
Ответ: постепенно

13. Продолжите пословицу:
Цыплят по осени …считают.
Осень – на дню погод …восемь.
Осенью и у воробья — …пиры.
Весна красна, да голодна, осень дождлива, да … сытна.
В осень и у вороны копна, не только у …тетерева.

14. Как вы считаете, осенью производят посевы яровой или озимой пшеницы?
Ответ: сеют озимые

15. Осень в поэзии ассоциируется с грустью или с радостью?
Ответ: с грустью

16. Почему Борис Пастернак в своём стихотворении называет осень «сказочным чертогом»?
«Осень. Сказочный чертог,
Всем открытый для обзора.
Просеки лесных дорог,
Заглядевшихся в озёра».
Ответ: чертог – это пышное, роскошное здание, дворец. Осень делает всё вокруг волшебным, великолепным, как сказочный чертог.

17. В какую пору начинается ледостав (процесс установления сплошного ледяного покрова на водотоках и водоёмах)?
Ответ: в предзимье, это первая половина ноября