Первая система коллективной безопасности. Системы коллективной безопасности: исторический экскурс и современные реалии

состояние международных отношений, исключающее нарушение всеобщего мира или создание угрозы безопасности народов в какой бы то ни было форме и реализованное усилиями государств в мировом или региональном масштабе. Обеспечение коллективной безопасности опирается на принципы мирного сосуществования, равенства и одинаковой безопасности, на уважение суверенитета и границ государств, взаимовыгодное сотрудничество и военную разрядку. Вопрос о создании системы коллективной безопасности впервые был поставлен в 1933-1934 гг. на переговорах СССР и Франции о заключении многостороннего регионального европейского договора о взаимопомощи (впоследствии получил название Восточного пакта) и переговорах СССР с правительством США о заключении регионального тихоокеанского пакта с участием СССР, США, Китая, Японии и других государств. Однако в Европе настойчивое противодействие Великобритании, маневры французского правительства, пытавшегося договориться с Германией, и уловки А. Гитлера, требовавшего равноправия Германии в области вооружения, - все это сорвало заключение регионального пакта и обсуждение вопроса о коллективной безопасности вылилось в бесплодную дискуссию. Растущая угроза агрессии со стороны гитлеровской Германии заставила СССР и Францию начать создание системы коллективной безопасности с заключения советско-французского договора о взаимной помощи (2 мая 1935 г.). Хотя он не предусматривал автоматизма действия обязательств о взаимопомощи в случае невызванного нападения со стороны какого-либо европейского государства и не сопровождался военной конвенцией о конкретных формах, условиях и размерах военной помощи, тем не менее это был первый шаг в организации системы коллективной безопасности 16 мая 1935 г. был подписан советско-чехословацкий договор о взаимной помощи. Однако в нем возможность оказания Чехословакии помощи со стороны СССР, равно как и чехословацкой помощи Советскому Союзу, была ограничена непременным условием распространения аналогичного обязательства и на Францию. На Дальнем Востоке СССР предложил заключить тихоокеанский региональный пакт СССР, США, Китая и Японии, чтобы предотвратить агрессивные замыслы японского милитаризма. Предполагалось подписать договор о ненападении и неоказании помощи агрессору. Первоначально США положительно встретили данный проект, но, в свою очередь, предложили расширить состав участников пакта, включив Великобританию, Францию и Голландию. Однако английское правительство уклонилось от ясного ответа по вопросу создания тихоокеанского пакта региональной безопасности, так как потворствовало японской агрессии. Гоминьдановское правительство Китая не проявило достаточной активности в поддержке советского предложения, так как надеялось на сговор с Японией. Учитывая рост японских вооружений, США встали на путь гонки морских вооружений, заявив, что «пактам верынет» и что действенным гарантом безопасности является только сильный флот. В результате к 1937 г. переговоры о заключении регионального пакта для коллективного обеспечения мира на Дальнем Востоке зашли в тупик. Во второй половине 1930-х гг. вопрос о системе коллективной безопасности не раз обсуждался на Совете Лиги Наций в связи с нападением Италии на Эфиопию (1935), вводом немецких войск в демилитаризованную Рейнскую область (1936), дискуссией об изменении режима Черноморских проливов (1936) и безопасности судоходства на Средиземном море (1937). Проведение западными державами политики «умиротворения» Германии и натравливания ее на СССР накануне Второй мировой войны 1939 1945 гг. привело к затягиванию английским и французским правительствами переговоров о заключении с СССР соглашения о взаимной помощи и о военной конвенции в случае нападения на одну из трех стран. Нежелание содействовать организации коллективного отпора фашистской агрессии проявили также Польша и Румыния. Бесплодные переговоры военных миссий СССР, Великобритании и Франции (Москва, 13-17 августа 1939) стали последней попыткой в межвоенный период создания системы коллективной безопасности в Европе. В послевоенный период для поддержания мира и международной безопасности была создана Организация Объединенных Наций. Однако достижение системы коллективной безопасности было затруднено в связи с развертыванием «холодной войны» и созданием двух противостоящих военно-политических группировок - НАТО и ОВД. На Женевском совещании 1955 г. СССР внес проект Общеевропейского договора о коллективной безопасности, в котором Предусматривалось, что государства - участники военно-политических блоков возьмут на себя обязательства не применять вооруженную силу против друг друга. Однако западные державы отклонили это предложение. Разрядка международной напряженности, достигнутая во второй половине 1960-х - первой половине 1970-х гг., способствовала созданию политических гарантий международной безопасности. Важным итогом в этом процессе стало в августе 1975 г. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ, с 1990 г. - ОБСЕ). «Заключительный акт...» СБСЕ включал Декларацию принципов взаимоотношений между государствами: суверенное равенство; неприменение силы или угрозы силой; территориальная целостность государств; мирное урегулирование споров; невмешательство во внутренние дела др. государств; развитие взаимовыгодного сотрудничества в политической, Экономической и культурно-гуманитарной сферах. Реализация этих принципов на практике открывает широкие возможности для решения важнейшей ||ркду народ ной задачи - упрочение мира и безопасности народов.

Не умаляя значения всех иных средств обеспечения международной безопасности, перечисленных в предыдущем разделе, к наиболее важным мерам следует все же отнести создание систем коллективной безопасности на универсальной и регио­нальной основах.

Соответственно в международном праве выделяют две разновидности систем коллективной безопасности: универсальную и региональную.

Коллективная безопасность представляет собой систему совместных действий государств, установленных Уставом ООН с целью поддержания международного мира и безопасности, предотвращения или подавления актов аг­рессии.

Первые шаги в направлении практической реализации идеи коллективной безопасности на межгосударственном уровне были сделаны на I и II Гаагских конференциях мира в 1899 и 1907 гг. На этих конференциях были приняты конвенции о мирном разрешении международных столкновений и учрежде­на Постоянная палата третейского суда. Конференции явились также попыткой решения вопросов разоружения на основе многосторонней дипломатии.

Первая универсальная модель системы коллективной безопасности была создана после Первой мировой войны с образованием Лиги Наций. Правовая основа этой системы была заложена, прежде всего, в Статуте Лиги. Хотя Статут Лиги На­ций и не запретил войну как средство урегулирования между­народных споров и разногласий, но он существенно ограничи­вал право государств прибегать к ней.

Женевским протоколом о мирном урегулировании международных конфликтов, принятым в рамках Лиги Наций в 1924 г., агрессивная война была объявлена международным преступлением, предпринималась попытка дать определение агрессии.

Но Протокол не набрал необходимого числа ратифика­ций и в силу так и не вступил.

Следующим шагом в этом направлении принятие в 1928 г. Парижского договора об отказе от войны в качестве орудия национальной политики (Пакта Бриана-Келлога). В нем осуждалось обращение к войне для урегулирования всех разногласий. Участники Договора отказывались от таковой в своих взаимных отношениях в качестве инструмента нацио­нальной политики (ст.1). Война, согласно этому документу, допустима лишь как орудие интернациональной политики, т.е. в общих интересах государств.

Ряд других международных соглашений, принятых с уче­том итогов Первой мировой войны, существенно расширил правовую базу механизма коллективной безопасности. Это Лондонская конвенция об определении агрессии 1933 г., под­писанная СССР и 10 соседними с ним государствами, Межаме­риканский договор о ненападении и согласительной процедуре 1933 г. и др.

Но практически универсальная система коллективной бе­зопасности была создана только после Второй мировой войны с образованием Организации Объединенных Наций в каче­стве основного инструмента поддержания и укрепления международного мира и безопасности на основе совместных действий всех государств-членов. В основу правового механизма обеспе­чения безопасности легли положения Устава ООН, в частности, п. 4 ст. 2: «Все члены ООН воздерживаются в их международ­ных отношениях от угрозы силой или ее применения как про­тив территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, несовместимым с целями Объединенных Наций». Впос­ледствии это положение приобрело характер императивной нормы общего международного права.


Другими словами, в международных отношениях и международном праве долгое время существовало понятие коллек­тивной безопасности, под которым понималась система воору­женной взаимопомощи государств - участников того или ино­го соглашения. Такое понимание коллективной безопасности было продиктовано угрозами XX столетия: две мировые вой­ны, ряд региональных конфликтов, как с применением, так и без применения силы.

С течением времени в связи с возникновением новых угроз для существования не только самих государств, но и всего человечества, связанных с появлением ядерного и других видов оружия массового уничтожения, стала очевидной необходимость пересмотра всего комплекса мер, направленных на обеспечение всеобщей безопасности. В середине 80-х гг. XX в. зарождается концепция всеобъемлющей международной безопасности, идея разработки которой принадлежит правительству СССР. Устав ООН не учитывал опасностей, связанных с угрозой термоядер­ной катастрофы, всеобщего экологического кризиса, острыми экономическими проблемами развивающихся стран и т.д. Концепция всеобъемлющей международной безопасности, таким образом, стала ответом на новые вызовы времени и предлагала меры по совершенствованию, прежде всего, международно-пра­вовых основ системы коллективной безопасности. Она нашла отражение в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН от 3 де­кабря 1986 г. «Всеобщее и полное разоружение» (A/RES/41/ 59). В резолюции отмечалось, что «подлинный и прочный мир может быть установлен лишь в результате эффективного при­менения системы безопасности, предусмотренной в Уставе ООН, и быстрого и существенного сокращения вооружений и воору­женных сил на основе международных соглашений и взаимно­го примера». Вместе с тем государства выразили готовность предпринять новые меры по разоружению, включая уничтоже­ние ядерного оружия, по усилению взаимодействия в полити­ческой и экономической областях, по разрешению проблемы выхода из экологического кризиса

Уже в конце XX в. стало понятно, что безопасность госу­дарств все меньше зависит от количества накопленного у него оружия. Другими словами, традиционная концепция кол­лективной безопасности, которая основывалась на взаимной помощи между участниками системы коллективной безопас­ности и считала ее своим главным средством, утрачивает ак­туальность.

На Саммите тысячелетия К. Аннан особо указал наизме­нение характера угроз всеобщему миру и безопасности: «Поло­жения Устава основаны на предположении о том, что внешняя агрессия, направленная от одного государства на другое состав­ляет самую серьезную угрозу, однако в последние десятилетия намного больше людей было убито в результате гражданской войны, этнических чисток и актов геноцида, подпитываемых оружием, которое легко можно приобрести на мировом рынке вооружений» Вооруженные конфликты нового поколения - конфликты на религиозной, этнической почве, происходящие, как прави­ло, в пределах территории одного государства, давно уже пре­обладают среди всех вооруженных столкновений на нашей планете. Однако механизм поддержания международного мира и безопасности, основанный на Уставе ООН, имеет целью пре­дотвращение войны в ее классической форме, т.е. вооружен­ных столкновений между государствами. В этой связи воз­никла необходимость обновления и совершенствования меха­низма ООН.

С окончанием «холодной воины» все государства - члены ООН заняты поиском новых средств обеспечения международ­ной безопасности и укрепления авторитета ООН в этой облас­ти. Современная концепция поддержания мира в рамках ООН нашла выражение в одобренной в 1992 г. Советом Безопасно­сти программе, изложенной в докладе Генерального секретаря «Повестка дня для мира» (А/47/277 - S/24111), дополнен­ной в 1995 г. (А/50/60 - S/1995/1), а также ряде резолюций Генеральной Ассамблеи, конкретизирующих положения Уста­ва ООН (см. п. 2.3).

Наше время характеризуется появлением новых угроз международному миру и безопасности, среди которых наибольшую
опасность представляет организованная транснациональная
преступность.
Преступные сообщества используют самые современные технологии для осуществления по всему миру незаконной торговли наркотиками, оружием и даже людьми. Но,
пожалуй, самым опасным видом транснациональной преступ­ности является международный терроризм. В резолюции 1377
от 12 ноября 2001 г. (S/RES/1377/(2001)) Совет Безопаснос­ти ООН назвал акты международного терроризма одной из «са­мых серьезных угроз для международного мира и безопасности
в XXI веке».

Становится все более очевидным, что государствам необхо­димо найти возможности для согласования своих позиций по борьбе с новыми угрозами миру и безопасности в рамках суще­ствующих систем поддержания мира и при необходимости до­полнить последние новыми механизмами. Центром для согла­сования таких действий по-прежнему остается ООН. В Декла­рации, принятой на Саммите тысячелетия 8 сентября 2000 г. (главы государств и правительств подтвердили свою «приверженность целям и принципам Устава ООН, кото­рые доказали свою неподвластность времени и универсальный характер», а также определили ключевые цели развития в но­вом тысячелетии, среди которых мир, безопасность и разору­жение, укрепление Организации Объединенных Наций.

Наряду с военными угрозами, не следует забывать об угро­зах иного характера, о которых упоминал Кофи Аннан в своем докладе. Безопасность государств не определяется отныне только лишь их способностью отразить вооруженное нападение либо агрессию, противостоять терроризму и организованной преступ­ности, ибо экологическая угроза и ущерб могут превосходить ущерб от ведения военных действий; быстрый рост населения, загрязнение окружающей среды и бедность порождают эконо­мический застой, политическую нестабильность, а иной раз и крах государств. Это еще раз свидетельствует о том, что совре­менная система коллективной безопасности охватывает самые различные аспекты отношений государств по обеспечению кол­лективной безопасности, подтверждает комплексность данного понятия и, безусловно, проявляется в самом содержании системы.

После событий 2010 г. в Киргизии возникла необходимость адаптации механизмов кризисного реагирования Организации к подобным ситуациям, в связи с чем был принят ряд новых документов. С внесением изменений в Договор о коллективной безопасности и Устав стало очевидным, что доктринальные основы деятельности ОДКБ, в частности, принятая еще в 1995 г. Концепция коллективной безопасности, существенно устарели. Соответвенно было принято решение о разработке новой редакции этого документа, а также Стратегии коллективной безопасности и Системы стратегического и оперативного планирования в рамках ОДКБ. В настоящее время группа экспертов государств-членов работает над пакетом этих документов.

Концепция коллективной безопасности 1995 г. государств-участников Договора представляет собой совокупность взглядов государств на предотвращение и устранение угроз миру, совместную защиту от агрессии, обеспечение их суверенитета и территориальной целостности. Концепция, как подчеркивается в ее тексте, основана на принципах ООН, ОБСЕ и ДКБ. Целью государств в обеспечении коллективной безопасности является предотвращение войн и вооруженных конфликтов, а в случае их развязывания - гарантированная защита интересов, суверенитета и территориальной целостности государств.

В документе дано определение системы коллективной безопасности. Это совокупность межгосударственных органов управления, сил и средств, обеспечивающих на общей правовой основе (с учетом национального законодательства) защиту их [государств- участников] интересов, суверенитета и территориальной целостности.

Для создания системы коллективной безопасности государства-участники обязались следовать следующим принципам: сближение основных положений законодательных актов государств в области обороны и безопасности; проведение регулярных консультаций по проблемам военного строительства и подготовки вооруженных сил государств; выработка общих подходов к военным вопросам.

Формирование системы коллективной безопасности должно было происходить в три

На первом этапе - завершение создания вооруженных сил государств-участников; разработка программы научно-технического сотрудничества и начало ее реализации; разработка и принятие правовых актов, регламентирующих функционирование системы коллективной безопасности.

На втором этапе - создание коалиционных (объединенных) группировок войск (сил) для отражения возможной агрессии и проведение планирования их применения; создание совместной (объединенной) системы ПВО; рассмотрение вопроса о создании объединенных вооруженных сил.

На третьем этапе - завершение создания системы коллективной безопасности государств-участников.

Намеченные на первом этапе задачи в целом удалось реализовать. Однако задачи второго и третьего этапов в намеченные сроки (примерно до 2000-2002 гг.) не были выполнены. В настоящее время Организация все еще находится, скорее, на втором, чем на третьем, этапе.

Вторым этапом формирования системы коллективной безопасности является создание коалиционных группировок войск, которые должны защищать суверенитет и территориальную целостность государств-участников Договора. В случае совершения акта агрессии против любой из стран-участниц, формирования региональной группировки войск одного региона коллективной безопасности могут (по просьбе одной или нескольких сторон) участвовать в отражении агрессии в другом регионе коллективной безопасности. Однако, на практике применение одной региональной группировки в другом регионе может оказаться маловероятным по политическим мотивам.

В рамках ОДКБ существуют три региона коллективной безопасности (восточноевропейский, кавказский и центральноазиатский). Подобная географическая разновекторность дает экспертам повод говорить об отсутствии единой системы безопасности и выдвигать предложения о развитии военных связей России с Белоруссией и Арменией на двусторонней основе, а не в рамках ОДКБ, которая основную деятельность разворачивает в последние годы на центральноазиатском направлении.

Для таких высказываний есть свои основания. Так, региональная группировка войск на российско-белорусском направлении была создана на двусторонней основе, хотя и действует также в рамках ДКБ/ОДКБ: в 1997 г. было подписано соглашение о совместном обеспечении региональной безопасности между Россией и Белоруссией, а в 2000 г. принято постановление Высшего Государственного совета Союзного государства о создании региональной группировки войск.

Кавказская группировка также формировалась на двусторонней основе. 27 августа 2000 г. между Россией и Арменией было подписано Соглашение по вопросам совместного планирования, применения войск (сил) в интересах обеспечения совместной безопасности. Оно является правовой основой для создания объединенной группировки войск двух государств «для решения задач совместной обороны под единым командованием» (ст.1). При этом следует отметить, что оба соглашения с Белоруссией и Арменией включают отсылку к ДКБ в преамбуле.

Региональная безопасность на центральноазиатском направлении также длительное время обеспечивалась на основе двусторонних соглашений между Россией и Казахстаном, Россией и Таджикистаном, Россией и Киргизией. Активизация боевиков Исламского движения Узбекистана на территории Узбекистана и Киргизии в 1999 и 2000 гг. подтолкнула Россию и страны Центральной Азии (ЦА) к заключению многосторонних соглашений, в частности, к созданию в 2001 г. Коллективных сил быстрого развертывания для Центральноазиатского региона коллективной безопасности. Однако региональная группировка войск для этого региона коллективной безопасности так и не была создана. В последние годы планировалось формирование региональной группировки войск на основе КСБР, но его целесообразность ставится под вопрос: группировки войск нацелены на реагирование на классические типы военных угроз (нападение со стороны другого государства), а для стран ЦА актуальны прежде всего угрозы со стороны негосударственных акторов. В действующей Концепции коллективной безопасности указывается, что члены ДКБ не считают своим противником ни одно государство или коалицию государств.

В документе отдельно прописано, что члены ДКБ будут консультироваться для согласования позиций в отношении НАТО и «других военно-политических организаций» по вопросам сотрудничества и партнерства и даже участия. Тем самым допускалось, что некоторые страны-члены ДКБ смогут участвовать в других региональных организациях безопасности. Напомним, что в январе 1994 г. НАТО запустила программу «Партнерство ради мира» (ПрМ), к которой к моменту подписания Концепции уже успели присоединиться все новые независимые государства, кроме находившегося в состоянии гражданской войны Таджикистана. Он стал участником ПрМ только в 2002 г. После конфликта на Кавказе в августе 2008 г. Россия временно заморозила свое участие в этой программе.

Что касается консультаций и согласования позиций, то на практике эти положения нередко не соблюдались. Так, после терактов 11 сентября 2001 г. центральноазиатским странам ОДКБ пришлось столкнуться с дилеммой - оказывать или не оказывать содействие антитеррористической коалиции в Афганистане. После консультаций с Россией был дан положительный ответ. В Киргизии и Узбекистане (последний на тот момент не состоял в ОДКБ) появились базы коалиции. Интересно, что с возникновением реальной необходимости консультаций в формате ОДКБ заинтересованные государства предпочли договариваться на двусторонней основе. В этой связи президент Белоруссии А.Лукашенко неоднократно высказывал свое недовольство по поводу присутствия войск НАТО на территории централь- ноазиатских членов ОДКБ. Он указывал на то, что между членами ОДКБ не было проведено предварительных консультаций по поводу размещения натовских контингентов - хотя это предусматривается правовой базой Организации.

Самой интересной частью Концепции коллективной безопасности 1995 г. представляется, пожалуй, перечисление основных источников военной опасности государствам ДКБ. В частности, - территориальные споры, локальные конфликты вблизи границ стран- участниц, использование (в т.ч. несанкционированное) оружия массового уничтожения (ОМУ), распространение ОМУ (что может быть использовано в своих целях отдельными государствами, организациями и террористическими группами), нарушение договоренностей по ограничению и сокращению вооружений, попытки вмешательства извне с целью дестабилизации внутриполитической обстановки и - на последнем месте - международный терроризм вместе с политикой шантажа.

Таким образом, речь в Концепции идет почти исключительно о «традиционных» угрозах, исходящих от государственных акторов. При этом в свете «цветных революций» последних лет актуально звучит пункт о вмешательстве извне с целью дестабилизации внутриполитической обстановки. Среди реальных угроз странам ОДКБ на современном этапе также можно назвать упоминаемые в Концепции локальные конфликты вблизи границ стран-членов (имелась в виду прежде всего нестабильная обстановка в Афганистане, начиная с 1992 г.).

Заслуживает внимания пункт Концепции о нарушении договоренностей по ограничению и сокращению вооружений - ведь именно Россию Запад обвиняет в несоблюдении Стамбульских договоренностей 1999 г. по Договору об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ). В свою очередь, на саммите в Астане в 2004 г. главы государств ОДКБ призвали НАТО (в том числе новых членов Альянса, не являющихся участниками этого договора) ратифицировать адаптированный ДОВСЕ. В середине июня 2007 г. ОДКБ распространила заявление, в котором говорилось, что «неисполнение странами Североатлантического альянса нового варианта ДОВСЕ противоречит интересам поддержания стабильности на европейском континенте» и что «соглашение до сих пор не вступило в силу, в результате чего его жизнеспособность и эффективность оказались утрачены и само его существование вновь поставлено под вопрос». Как известно, в июле 2007 г. Россия объявила о приостановлении участия в ДОВСЕ до тех пор, пока страны НАТО не ратифицируют соглашение о его адаптации.

В Концепции указано, что «стратегические ядерные силы Российской Федерации выполняют функцию сдерживания от возможных попыток осуществления агрессивных намерений против государств-участников в соответствии с военной доктриной Российской Федерации». В этой связи следует отметить, что в сентябре 2006 г. в Семипалатинске (Казахстан) Киргизия, Таджикистан, Узбекистан, Туркменистан и Казахстан подписали Договор о создании в Центральной Азии зоны, свободной от ядерного оружия (ЗСЯО). По нему они взяли на себя обязательства по запрету производства, приобретения и размещения ядерного оружия и его компонентов или других ядерных взрывных устройств на своих территориях. Идея подписания такого договора была предложена президентом Узбекистана И. Каримовым еще в 1993 г., а затем текст документа долгие годы согласовывался.

Несмотря на поддержку договора со стороны ООН и Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ), его подписание в 2006 г. бойкотировали три ядерные державы - США, Франция, Великобритания. Они должны были поставить свои подписи под протоколом о гарантии странам-участникам ЗСЯО о неприменении против них ядерного оружия (такие гарантии даны участникам уже существующих ЗСЯО). Такая позиция была обусловлена именно принципом коллективной обороны стран-участниц ОДКБ и статьей 12 самого Договора о ЗСЯО, которая признает приоритетность «старых обязательств» стран, т.е. и Договора о коллективной безопасности. По Договору о ЗСЯО в Центральной Азии страны- участницы оставили за собой право на транзит ядерного оружия через свою территорию в случае особых обстоятельств. Следует отметить, что подобное право оставляют за собой и участники других ЗСЯО, например, Пелиндабской, охватывающей Африку.

Четыре из пяти стран, подписавших Договор о ЗСЯО, являются членами ОДКБ. Согласно нормам международного права, более поздние договоры имеют преимущество над более ранними. Однако Россия заявила, что отдает приоритет ДКБ, т.е. оставляет за собой право защищать своих союзников всеми средствами. Таким образом, российское ядерное оружие может «транзитом» попасть на территорию стран ЦА. В свою очередь, подписав протокол к Договору о ЗСЯО, США, Франция и Великобритания не имели бы право нанести удар по пунктам расположения ядерного оружия в случае конфликта, скажем, с Россией. Такое противоречие между ДКБ и Договором о ЗСЯО не снято до сих пор.

Необходимо особо отметить отсутствие в Концепции упоминаний о существующих или потенциальных угрозах внутри пространства ДКБ. Напомним, что продолжались до мая 1994 г. боевые действия между двумя членами Договора - Арменией и Азербайджаном, до лета 1994 г. - активная фаза конфликта Грузии с Абхазией, а до лета 1992 г. - грузино- югоосетинского конфликта. В 1995 г. все еще шла гражданская война в Таджикистане.

Урегулирование всех этих конфликтов происходило по линии СНГ. Соответствующие решения принимались Советом глав государств СНГ (а не Советом коллективной безопасности ДКБ). За ДКБ же оставалась зарезервирована функция обороны от внешних угроз. Таким образом, не совсем корректными с правовой точки зрения представляются заявления, что урегулирование межтаджикского конфликта является заслугой ДКБ. Хотя фактически в урегулировании участвовали только члены ДКБ, которые выделили контингенты для коллективных миротворческих сил СНГ, сам механизм Договора не был задействован. Правда, следует отметить, что оперативное руководство миротворческой операцией в Таджикистане осуществлял Штаб по координации военного сотрудничества государств-участников СНГ (ШКВС), который до создания Объединенного штаба ОДКБ работал и на реализацию ДКБ, что и могло дать повод для заявлений о причастности ДКБ к урегулированию.

В мае 2000 г. в Минске был подписан Меморандум о повышении эффективности ДКБ и его адаптации к современной геополитической ситуации. В данном документе уже было указано на необходимость более полно использовать Договор «в интересах предотвращения и урегулирования конфликтов на их территории» (стран-участниц), для чего Организация приступит к созданию консультативного механизма по проблемам миротворческой деятельности и к работе по формированию коллективных миротворческих сил быстрого развертывания. Напомним, что миротворческие силы ОДКБ были созданы лишь в 2010 г. и предназначены для использования, главным образом, вне территории членов Организации.

Последняя попытка обновить концептуальные основы деятельности Организации была предпринята в 2006 г. в «Декларации государств-членов ОДКБ о дальнейшем совершенствовании и повышении эффективности деятельности организации», где ОДКБ называется «многофункциональной международной структурой безопасности». Важной задачей провозглашается «дальнейшее углубление и повышение эффективности взаимодействия в политической сфере». Также сформулированы такие принципы Организации, как:

Приоритетность союзнических обязательств государств-членов ОДКБ, уважение суверенитета, территориальной целостности и авторитета каждого из них;

Взаимное уважение и учет национальных интересов и позиций государств-членов ОДКБ в сфере внешней политики и безопасности;

Координация внешней политики, защита и обеспечение коллективных и национальных интересов государств-членов ОДКБ на международной арене.

Вместе с тем, несмотря на заявленный приоритет по повышению эффективности механизмов координации внешнеполитической деятельности государств-членов, существует проблема единства целей и ценностей, на основе которых строится деятельность Организации.

С 31 марта текущего года вступило в силу соглашение о взаимной охране прав на результаты интеллектуальной деятельности, полученные и используемые в ходе военно-экономического сотрудничества в рамках ОДКБ. В соответствии с Соглашением сотрудничество в названной сфере будет осуществляться путем согласования вопросов, связанных с охраной прав на используемые и полученные результаты интеллектуальной деятельности, проведения мероприятий по предупреждению правонарушений в области интеллектуальной собственности, обменом опытом по вопросам охраны прав на результаты интеллектуальной деятельности, другими формами.

При этом, участники военно-экономического сотрудничества в формате ОДКБ во всех договорах (контрактах) должны предусматривать, что применение используемых и полученных результатов интеллектуальной деятельности будет осуществляться только после обеспечения их правовой охраны.

Соглашение накладывает на его участников обязательство не производить и не экспортировать с территории своего государства в третьи страны продукцию военного назначения (ПВН), изготовленную с использованием результатов интеллектуальной деятельности, права на которые принадлежат другой стороне или участникам военно-экономического сотрудничества от этой стороны, без письменного согласия указанной стороны .

Планируется активизировать взаимодействие спецслужб государств-членов ОДКБ, решающих задачи борьбы с преступностью в сфере информационных технологий по обеспечению обороноспособности государств-членов ОДКБ в целом и критически важных объектов инфраструктуры в частности. Кроме того, большое внимание будет уделено противодействию использования информационных технологий для подготовки терактов и преступных действий, информационному обеспечению государственной политики.

По словам генсекретаря ОДКБ Николая Бордюжи, предупреждение и раскрытие преступлений в сфере информационных технологий тесно связано с противодействием терроризму, предупреждением чрезвычайных ситуаций.

Одним из первых практических шагов, станет подготовка и переподготовка в рамках организации сотрудников правоохранительных органов, специализирующихся на предупреждении и раскрытии преступлений в сфере информационных технологий .

Вступило в силу соглашение о миротворческой деятельности Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) - документ предусматривает создание Миротворческих сил Организации, на основе миротворческих контингентов государств-членов.

Соглашение о миротворческой деятельности ОДКБ было подписано главами государств-членов Организации 6 октября 2007 года на саммите в Душанбе. Белоруссия, Казахстан и Армения ратифицировали документ 14 июля, 18 ноября и 29 декабря 2008 года. Четвертым государством, выполнившим внутригосударственные процедуры, необходимые для вступления Соглашения в силу, стала Российская Федерация.

"Соглашением предусматривается создание на постоянной основе Миротворческих сил ОДКБ из выделяемых государствами-членами на постоянной основе миротворческих контингентов. Последние будут проходить подготовку по единым программам, оснащаться едиными или совместимыми образцами вооружений и связи, принимать участие в регулярных совместных учениях" .

Согласно документу, Миротворческие силы ОДКБ смогут принимать участие в миротворческих операциях как на территории государств-членов Организации, так и, по решению Совета Безопасности ООН, в других регионах. В ОДКБ входят Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан и Узбекистан.

В настоящее время ОДКБ ведет очень активную политику, развивая направления своей деятельности. Президент Российской Федерации Д.А. Медведев заявил, что силы оперативного реагирования по боевому потенциалу будут не хуже, чем аналогичные структуры НАТО.

2. Понятие коллективной безопасности и ее концепция

2.1 Понятие и сущность безопасности

Безопасность- 1. Состояние при котором не угрожает опасность, есть защита от опасности .

Государственная безопасность, охрана государственной безопасности - совокупность мер по защите существующего государственного и общественного строя, территориальной неприкосновенности и независимости государства от подрывной деятельности разведывательных и иных специальных служб враждебных государств, а также от противников существующего строя внутри страны.

Охрана Государственной безопасности включает совокупность мер политического, экономического, военного и правового характера, направленных на выявление, предупреждение и пресечение деятельности сил, разведок, стремящихся подорвать и ослабить государственный и общественный строй, нарушить территориальную неприкосновенность соответствующей страны. Элементами системы охраны Государственной безопасности являются также меры общего предупреждения подрывной деятельности, ограждения объектов специального назначения и др.

Сущность безопасности состоит в том, что обеспечение военной безопасности является важнейшим направлением деятельности государства. Главные цели обеспечения военной безопасности - предотвращение, локализация и нейтрализация военных угроз.

Россия рассматривает обеспечение своей военной безопасности в контексте строительства демократического правового государства, осуществления социально-экономических реформ, взаимовыгодного сотрудничества и добрососедства в международных отношениях, последовательного формирования общей и всеобъемлющей системы международной безопасности, сохранения и укрепления всеобщего мира.

Россия сохраняет статус ядерной державы для сдерживания (предотвращения) агрессии против нее и (или) ее союзников, придает приоритетное значение укреплению системы коллективной безопасности в рамках СНГ на основе развития и укрепления Договора о коллективной безопасности.

Другие же страны Организации Договора о коллективной безопасности, не обладают ядерным потенциалом, как Российская Федерация, но, в свою очередь, тоже выстраивают систему безопасности на основе добрососедства в международных отношениях, одновременно укрепляя свою военную мощь и армии, но, исключительно, в целях защиты от агрессора .

2.2 Концепция безопасности государств-участников Договора о коллективной безопасности

Концепция коллективной безопасности государств - участников Договора о коллективной безопасности от 15 мая 1992 г. (далее - Концепция) представляет собой совокупность взглядов государств - участников Договора о коллективной безопасности (далее - государства-участники) на предотвращение и устранение угрозы миру, совместную защиту от агрессии, обеспечение их суверенитета и территориальной целостности.

Концепция основывается на принципах ООН, ОБСЕ, Договора о коллективной безопасности, а также положениях других документов, принятых государствами-участниками в его развитие.

Концепция включает в себя: основы военной политики государств-участников, основы обеспечения коллективной безопасности, основные направления и этапы создания системы коллективной безопасности.