Разрушения от точки у. Точка (тактический ракетный комплекс)

В войска стал поступать в 1989 году .

Производство ракет велось на Воткинском машиностроительном заводе (по другим данным - на Петропавловском заводе тяжёлого машиностроения , г. Петропавловск , Казахстан) , производство специальных шасси для пусковых установок (ПУ) БАЗ-5921 и транспортно-заряжающих машин (БАЗ-5922) - на Брянском заводе специального автомобилестроения, сборка ПУ осуществлялась на ПО «Баррикады» . В производственном цикле составляющих ракетного комплекса были задействованы предприятия всего Советского Союза .

Организационно комплекс может быть представлен в составе бригады, в которую входит 2-3 дивизиона. Каждый ракетный дивизион имеет 2-3 стартовые батареи по 2-3 пусковых установки в каждой батарее. Таким образом, в составе одной бригады может быть от 8 до 27 ПУ.

Ракета

Ракета комплекса «Точка» («Точка-У») представляет собой управляемую на всём протяжении полёта одноступенчатую твердотопливную баллистическую ракету , состоящую из ракетной части 9М79 (9М79М, 9М79-1) с Х-образным расположением рулей и крыльев и из неотделяемой в полёте головной части (ГЧ). Ракетная и головная часть состыковываются шестью откидными болтами, а электрическая связь между ГЧ и РЧ организована через кабель. Широкая номенклатура взаимозаменяемых ГЧ расширяет круг решаемых комплексом задач и увеличивает его эффективность в конкретных условиях применения. Окончательно собранные ракеты в обычном (неядерном) снаряжении могут храниться в течение 10 лет. Ракеты поступают в войска в собранном виде, при проведении их обслуживания извлекать приборы из ракеты не требуется.

Ракетная часть

Ракетная часть (РЧ) выполняет функцию доставки головной части к цели и состоит из корпуса РЧ, включающего приборный, двигательный, хвостовой отсеки, аэродинамические поверхности и два кабельных ствола, а также из двигательной установки (ДУ) и приборов бортовой системы управления (БСУ). Корпус приборного отсека (ПО) расположен в передней части РЧ, герметично закрыт крышкой и представляет собой цилиндрическую обечайку с рёбрами жёсткости, изготовленную из алюминиевого сплава. На переднем шпангоуте ПО расположены элементы для крепления ГЧ, а в нижней части ПО - транспортировочный бугель и отрывной электроразъём, через который приборы бортовой СУ связаны с наземной аппаратурой пусковой установки (ПУ). Оптическая связь между системой прицеливания СПУ (или приборами АКИМ 9В819) и БСУ ракеты обеспечивается иллюминатором на правой стороне ПО.

Корпус ДУ расположен в средней части РЧ и представляет собой цилиндрическую конструкцию из высокопрочной стали, имеющую 3 шпангоута: передний, средний, задний. На верхней части переднего и заднего шпангоутов крепятся транспортировочные бугеля, а в нижней их части приварены пусковые бугели . На среднем шпангоуте закреплены 4 узла установки крыльев.

Хвостовой отсек (ХО) конической формы, имеет продольные рёбра жёсткости, изготовлен из алюминиевого сплава и является обтекателем соплового блока ДУ. Также в корпусе ХО расположены турбогенераторный источник питания вместе с исполнительными органами системы управления, а на задней части корпуса ХО расположены 4 узла крепления решётчатых аэродинамических и газоструйных рулей. В нижней части ХО установлен датчик схода . На верхней части корпуса находятся два люка для проведения с ракетой регламентных работ, а в нижней части ХО имеются два отверстия для выхода газов работающего турбогенераторного источника питания (ТГИП).

Х-образное оперение ракеты включает в себя 4 неподвижных крыла (складывающихся в транспортном положении попарно), 4 аэродинамических и 4 газоструйных руля.

Двигательная установка

Однорежимный твердотопливный ракетный двигатель представляет собой камеру сгорания с сопловым блоком и размещёнными в ней топливным зарядом и системой воспламенения. Камера сгорания состоит из эллипсоидного переднего днища, заднего днища с сопловым блоком и цилиндрического корпуса, изготовленных из высоколегированной стали. Внутренняя сторона корпуса ДУ покрыта слоем теплозащитного покрытия. Сопловый блок состоит из корпуса и составного сопла ; до момента старта сопло ДУ закрыто герметизирующей тарелью. Материалы, использованные в сопловом блоке: титановый сплав (корпус), прессованные материалы типа графит -кремний (вход и выход из сопла), силицированный графит и вольфрам (вкладыши в критическом сечении сопла и внутренняя поверхность вкладыша, соответственно).

Система воспламенения топливного заряда, установленная на переднем днище камеры сгорания, включает в себя два пиропатрона 15Х226 и воспламенитель 9Х249. Воспламенитель представляет собой корпус, внутри которого помещены таблетки пиротехнического состава и дымный ракетный порох . При срабатывании пиропатроны зажигают воспламенитель, а тот в свою очередь топливный заряд 9Х151.

Топливный заряд 9Х151 изготовлен из смесевого твёрдого топлива типа ДАП-15В (окислитель - перхлорат аммония , связующее - каучук , горючее - алюминиевый порошок), представляет собой цилиндрический моноблок, основная часть внешней поверхности которого покрыта бронировкой . Во время работы двигателя заряд горит как по поверхности внутреннего канала, так и по переднему и заднему торцам, имеющим кольцевые проточки, и по небронированной внешней поверхности, что позволяет обеспечить почти постоянную площадь горения в течение всего времени работы ДУ. В камере сгорания заряд закреплён при помощи узла крепления (из покрытого резиной текстолита и металлического кольца), зажатого с одной стороны между шпангоутом заднего днища и корпуса ДУ, а с другой стороны прикреплённого к кольцевой выточке заряда. Такая конструкция узла крепления предотвращает протекание газов в область хвостового отсека, одновременно позволяя сформировать в кольцевом зазоре (между зарядом и корпусом) относительно холодную застойную зону, препятствующую прогоранию стенок камеры сгорания и одновременно компенсирующую внутреннее давление на топливный заряд.

Бортовая система управления

  • Пусковые установки РСЗО - 2 9М79К , или 4 9М79Ф
  • Батарея ракет типа Ланс - 2 9М79К , или 4 9М79Ф
  • Батарея САУ или буксируемых орудий - 1 9М79К , или 2 9М79Ф
  • Вертолёты на посадочных площадках - 1 9М79К , или 2 9М79Ф
  • Склады боеприпасов - 1 9М79К , или 3 9М79Ф
  • Поражение живой силы, небронированная техника, самолёты на стоянке, и т. д.
    • На площади 40 Га - 2 9М79К , или 4 9М79Ф
    • На площади 60 Га - 3 9М79К , или 6 9М79Ф
    • На площади 100 Га - 4 9М79К , или 8 9М79Ф

Боевое применение

Боевые действия в Чечне

Комплекс «Точка-У» использовался 58-й общевойсковой армией для уничтожения военных объектов в Чечне в первую и вторую чеченские войны . Цели предварительно выявлялись средствами космической разведки. В частности, комплекс применялся для нанесения ударов по крупному складу вооружения и укреплённому лагерю террористов в районе Бамута , в спецоперации в селе Комсомольское в марте 2000 года:

Ещё одна попытка уйти из села - на стыке позиций 503-го полка и подразделения МВД - была сорвана благодаря применению оперативно-тактической ракеты «Точка-У». Зона сплошного поражения заняла площадь порядка 300 на 150 метров. Ракетчики сработали филигранно - удар пришёлся точно по бандитам, не затронув своих.

Южная Осетия (2008)

Комплексы применялись российской армией во время боевых действий в Южной Осетии 8-12 августа 2008 года .

Украина (2014-2017)

Применялся украинской армией в вооружённом конфликте на востоке страны , в частности во время боёв за Саур-Могилу

Вторжение в Йемен (2015)

Происшествия

Украина (2000)

20 апреля 2000 года с полигона «Гончаровский», расположенного в 130 км к северу от Киева, была запущена ракета, которая после пуска отклонилась от курса и в 15:07 попала в жилой дом в г. Бровары , пробив здание с девятого по второй этаж. Погибло 3 и ранено 3 человека . По счастью, ракета была оснащена инертной головной частью, иначе жертв могло быть значительно больше. Причиной трагического инцидента Министерством обороны Украины назван отказ системы управления ракеты .

Операторы

  • Азербайджан Азербайджан - около 4 ракет 9М79, количество ПУ неизвестно, по состоянию на 2013 год
  • Армения Армения - от 6 единиц по состоянию на 2011 год
  • Белоруссия Белоруссия - 12 единиц по состоянию на 2016 год
  • Йемен Йемен - 10 единиц по состоянию на 2013 год
  • Казахстан Казахстан - 45 единиц 9К79 по состоянию на 2013 год
  • КНДР КНДР - местная копия KN-02 Toksa , ПУ на базе МАЗ-63171.
  • Россия Россия - около 300 единиц по состоянию на 2016 год
  • Сирия Сирия - более 18 единиц по состоянию на 2013 год )
  • Украина Украина - 90 единиц по состоянию на 2013 год
  • НКР НКР - Несколько единиц по состоянию 2016 год

Снято с вооружения

Примечания

Сноски

Источники

  1. Ленский А. Г., Цыбин М. М. Советские сухопутные войска в последний год Союза ССР. Справочник. - СПб. : В&К, 2001. - С. 266. - 294 с. - ISBN 5-93414-063-9 .
  2. http://zato-znamensk.narod.ru/History.htm
  3. В. Шестериков. Розы и ракеты // Нива. - Астана: Нива, 2007. - Вып. 4 . - С. 155-161 . Объём 1,5 МБ.
  4. DIMMI. 9К79 Точка - SS-21 SCARAB (неопр.) . Отечественная военная техника (после 1945 г.) (11.05.2010 00:38:00). Дата обращения 14 июня 2010. Архивировано 20 февраля 2012 года.

В середине 60-х годов в Советском Союзе активно шло развитие ракетной военной техники. Ракетный бум объяснялся огромной любовью тогдашнего руководителя СССР Н. С. Хрущева к ракетам. Помимо создания огромных межконтинентальных ракет, способных в считанные минуты доставить смертоносный ядерный боезаряд через океан, в стране велись работы над созданием модификаций тактических ракет. Ракеты пришли даже в ту область военно-технического оснащения армии, где доминировала ствольная артиллерия. По мнению Генерального Секретаря ЦК КПСС Н.С. Хрущев ракеты должны были господствовать на поле боя. Следует отдать должное Никите Сергеевичу – с его подачи ракетная техника заняла достойное место в арсенале тактических средств вооружения.

Именно в тот период был заложен технологический ресурс, создана мощнейшая научно-исследовательская база ракетостроительной отрасли. В дальнейшем, советские конструкторы, используя многочисленные конструкторские наработки, сумели создать не один успешный проект, среди которых на особом счету стоит ракетный комплекс «Точка У». Это оружие явилось полной неожиданностью для американцев и их союзников по блоку НАТО. Армии стран Варшавского Договора получили в свои руки мощное и высокоточное тактическое оружие. Действительно, тактико-технические данные, которыми обладала советская разработка, делали передний край западных союзников полностью беззащитным от внезапного тактического ракетного удара.

Запад в то время не мог адекватно ответить Советскому Союзу. В Европе на смену устаревшим и слабеньким ракетным комплексам MGR-1 «Онест Джон» с дальностью полета в полсотни километров, пришли более мощные ракетные оперативно-тактические комплексы MGM-52 «Ланс». Это оружие было куда мощнее и тяжелее. Советский ТРК «Точка», серийно выпускавшийся, начиная с 1973 года, и принятый официально на вооружение в 1975 году, обладал большей мобильностью и гибкостью для использования в тактических целях. Недаром военные эксперты сравнивали советский ракетный комплекс с хирургическим скальпелем. Американская ракета была схожа на тяжелую дубину, которой пришлось вступить в единоборство с советской ракетой-рапирой, острой и молниеносной.

Еще в середине 60-х годов с подачи Министерства Обороны СССР были начаты работы по созданию проекта советской оперативно-тактической ракеты ближнего радиуса действия, способной наносить точные удары по обороне противника на глубину до 100 км. Впервые для советских средств вооружения ставка делалась не на мощность боезаряда, на достижение высокой точности попадания. Предыдущие опытные стрельбы и работы, ведущиеся в этом направлении, наглядно демонстрировали правильность выбранного курса. Военные указывали на то, что только высокоточное оружие может обеспечить необходимый результат на поле боя. Ушла в прошлое артиллерийская стрельба по площадям. Требовалось иметь в передней полосе обороны мощные тактические средства огневой поддержки, способные точечно поразить определенный объект в полосе обороны вероятного противника.

Началом старта проекта по созданию нового советского ракетного комплекса ограниченной дальности стало мартовское Решение Совета Министров СССР в 1968 году. В соответствии с требованиями, озвученными в техническом задании, в основе проекта должны были быть использованы наработки, сделанные на базе ракетного комплекса морского базирования М-11 «Шторм». В частности, для работы были использованы ракеты данной ракетной системы. Первоначально решение задачи по созданию тактического ракетного комплекса велись в КБ «Факел», которое подготовило проектную документацию для комплекса «Ястреб». В новом проекте система управления ракеты во время полета должна была бы опираться на управление с земли. Другими словами для достижения необходимой точности попадания курс ракеты требовалось постоянно корректировать.

Однако такой вариант управления и наведения не устраивал военных. Советским конструкторам потребовалось полностью изменить систему наведения ракеты на цель. Эти работы и стали причиной того, что новая разработка еще в 1965 году получила название «Точка». Инженеры оставили без изменения основные узлы и детали ракеты, установив на ней вместо радиоэлектронного блока управления полетом, более простую инерциальную систему наведения.

С 1968 года вплотную созданием нового ракетного комплекса на базе существующих рабочих проектов занялось КБ машиностроения в г. Коломна (Московская обл.). Это предприятие было конструкторской вотчиной маэстро С.П.Непобедимого, создателя лучших образцов ракетной техники.

Для справки: Под руководством С.П. Непобедимого в Советском Союзе в разное время были созданы эффективные средства вооружения. В частности, противотанковые управляемые ракеты «Шмель» и «Малютка» сожгли не одну сотню израильских танков во время военных действий на Ближнем Востоке. Советские ПЗРК «Стрела» стали на долгое время одним из основных средств ПВО сухопутных войск на уровне батальона, полка.

Перед коллективом Коломенского КБ была поставлена задача, создать ракетный комплекс, который бы обладал высокой точностью стрельбы для уничтожения малоразмерных целей. Прежде чем новое средство вооружения увидело свет, советским конструкторам пришлось пройти сложный и тернистый путь. В ходе последующей работы разработчики приняли решение отказаться от прежних конструкторских наработок, оставив без изменения саму концепцию ракетного комплекса.

Проектная документация была полностью переработана и дополнена целым рядом технических новшеств. Следует отметить, что рабочий проект, созданный коллективом Коломенского КБ, оказался приемлемым для освоения советской промышленностью. К тому же удалось добиться существенного удешевления технологической части проекта. Последующие испытания, затянувшиеся на целых 5 лет, позволили создать оружие, опередившее свое время. В данном случае произошла любопытная ситуация. Комплекс еще проходил государственные испытания, а серийное производство уже было запущено на Воткинском механическом заводе в 1973 году. Официально новый советский оперативно-тактический ракетный комплекс «Точка» был принят на вооружение в 1976 году.

ТРК «Точка У» — последующий шаг в развитии тактического ракетного вооружения

Принятый на вооружение Советской Армии ракетный комплекс «Точка» мог обеспечить поражение малоразмерных целей противника на расстояние до 70 км. На конечном этапе траектории полета ракеты допускалось отклонение от цели в пределах 250 м. В процессе создания нового вооружения участвовало более 120 предприятий страны различного профиля. На волгоградском заводе «Баррикады» сумели создать пусковую установку для новой ракеты, которая отличалась простотой и надежностью конструкции. Особая заслуга в деле создания нового ракетного комплекса принадлежит советским автомобилестроителям. Оперативно-тактический комплекс получил новое уникальное по своим ходовым качествам шасси, повышенной проходимости.

Полученные тактико-технические характеристики для начала удовлетворяли военных, однако в ходе последующих полевых стрельб, было выявлено следующее:

  • дальность полета ракеты не отвечала требованиям и условиям, которые присутствовали в полосе обороны;
  • точность попадания ракеты необходимо было увеличить, сведя к минимуму вероятность нанесения повреждений по прилегающей к цели территории;
  • требовалось улучшить работу системы наведения ракеты на цель, сделав ее максимально автономной во время полета.

Последующая модернизация ракетного комплекса получила название «Точка Р». Ракета стала оснащаться пассивной радиолокационной головкой наведения для противоборства с вражескими РЛС. Попытки улучшить технические характеристики ракетного комплекса простой переделкой навигационной системы и схемы управления полетом ракеты, привели к тому, что с 1983 года в серию пошла модификация ракеты «Точка Р». Назвать данный вариант модернизации успешным будет преувеличением. В дальнейшем данная разработка была снята с производства, уступив место на заводском конвейере более совершенной версии — ракетному комплексу «Точка У». Это оружие было принято на вооружение ракетно-артиллерийскими частями Советской Армии в 1989 году.

Цели и назначение модернизированной системы остались те же — уничтожение малоразмерных объектов противника в прифронтовой полосе. Ракетный комплекс состоял из следующих компонентов:

  • боевая ракета с неотделяемой боевой частью;
  • инерциальная система управления полетом ракеты;
  • пусковая установка на самоходном шасси;
  • транспортно-заряжающая установка на самоходном шасси;
  • машина автоматического контроля и испытаний;
  • машина боевого обеспечения и обслуживания.

Из оперативно-тактических ракетных комплексов «Точка У» были сформированы батареи. В состав ракетно-артиллерийского дивизиона, которые были в каждой мотострелковой или танковой дивизии, входило 2-3 батареи. Таким образом, сухопутные войска получали в свое распоряжение мощное оружие дальнего боя, способное на расстоянии 100-120 км нанести противнику существенный урон. Главными целями в данном случае являлись объекты транспортной и тыловой инфраструктуры, аэродромы, объекты связи и управления.

Технические характеристики и особенности конструкции

Ракетный комплекс являлся мобильным средством огневого поражения. Пусковая установка была установлена на самоходное шасси с колесной схемой 6х6. Мощность дизельного двигателя составляла 300 л/с. В полном боевом снаряжении самоходная пусковая установка могла развить на шоссе скорость 60 км/ч. Отличительной особенностью пусковой установки являлась повышенная проходимость транспортного средства. Машина могла преодолевать вплавь водные преграды, двигаться по пересеченной местности и бездорожью.

Масса пусковой установки на колесном шасси в боевом снаряжении составлял 18 тонн. Запас хода составлял 650 км. Советские транспортеры, созданные на заводе «баррикады» имели огромный технологический ресурс – 15 тыс. км. Ракетный комплекс мог действовать в различных климатических условиях, как при низких температурах, так и в условиях жаркого климата. Управлял передвижной пусковой установкой экипаж, состоящий из 4-х человек. Для приведения ракетного комплекса в готовность к пуску, экипажу требовалось расчетного времени не более 2 минут. Запуск ракеты с марша осуществлялся спустя 15 минут, отведенных на подготовку.

Отдельного внимания заслуживает ракета 9М79, которой оснащались ракетные комплексы «Точка У». Снаряд имел длину 6400 мм при диаметре корпуса 650 мм. Общий вес снаряженной ракеты составлял 2010 кг. Их этой массы на полезную нагрузку отводилось 500 кг. Старт и полет ракеты обеспечивался работой твердотопливного ракетного двигателя, работа которого на марше имела продолжительность 28 секунд. Последующий полет снаряда осуществлялся за счет полученной инерции. За это время успевало сгореть до 800 кг топлива. Дальность полета ракеты 9М79 составляла:

  • минимум 15 км;
  • максимум 120 км;
  • максимальное отклонение от цели составляло 40 м.

Ракета оснащалась неотделяющейся боеголовкой, которая на завершающем этапе полета имела прямой угол падения. Такая особенность полета обеспечивала высокую точность попадания. В Советском Союзе ракетные комплексы «Точка У» в основном оснащались боевыми частями трех типов – тактическими ядерными боезарядами мощностью до 100 кт, осколочно-фугасными и кассетными.

Весь полет ракеты, начиная со старта и до попадания в цель, осуществлялся автономно. Нацеливание на цель осуществлялся на основе цифровых данных. Последующую работу по контролю за правильностью боевого курса выполняла инерциальная система наведения. В целом, тактико-технические характеристики ракетного комплекса «Точка У» были передовыми для своего времени, что обеспечило его длительную эксплуатацию.

В середине шестидесятых годов министерство обороны Советского Союза инициировало работы по созданию нового тактического ракетного комплекса с высокоточной баллистической ракетой. Подразумевалось, что боевой потенциал нового комплекса будет увеличен не за счет более мощной боевой части, а при помощи большей точности наведения. Испытания и эксплуатация предыдущих тактических ракетных комплексов подтвердили правильность такого подхода: более точная ракета могла бы уничтожать цели с большой эффективностью, даже не имея особо мощной боевой части.

Пуск ракеты 9М79 "Точка" комплекса 9К79-1 "Точка-У", полигон Капустин Яр, 22.09.2011 г. (автор фото - Вадим Савицкий, http://twower.livejournal.com, http://militaryrussia.ru)


Разработка сразу двух новых ракетных комплексов началась в МКБ «Факел». За основу для ракеты «земля-земля» была взята зенитная ракета В-611 комплекса М-11 «Шторм» корабельного базирования. Первым появился проект «Ястреб». В нем предполагалось использовать радиоэлектронную систему наведения ракеты. В таком случае баллистический боеприпас совершал бы полет на активном участке траектории в соответствии с командами, посылаемыми с земли. Немного позже, в 1965 году, на базе «Ястреба» создали проект «Точка». От предыдущего ракетного комплекса «Точку» отличала система наведения. Вместо сравнительно сложной в производстве и эксплуатации радиокомандной предложили использовать инерциальную, как на нескольких предыдущих отечественных тактических ракетных комплексах.

Оба проекта МКБ «Факел» так и остались на стадии разработки и испытаний отдельных агрегатов. Ориентировочно в 1966 году вся документация по проектам была передана в коломенское Конструкторское бюро машиностроения, где работы продолжились под руководством С.П. Непобедимого. Уже на ранних стадиях проработки стало ясно, что наиболее удобным и перспективным вариантом тактического ракетного комплекса будет «Точка» с ракетой, оснащенной инерциальной системой наведения. Именно этот проект и получил дальнейшее развитие, хотя в дальнейшем был почти полностью переработан.

Активные работы по проекту начались в 1968 году, в соответствии с постановлением Совмина СССР от 4 марта. В новом проекте было задействовано около 120 предприятий и организаций, поскольку требовалось создать не только ракету, но и колесное шасси, пусковую установку, комплекс электронного оборудования и т.д. Основными разработчиками и производителями агрегатов комплекса «Точка» были ЦНИИ автоматики и гидравлики, создавший систему управления ракеты, волгоградский завод «Баррикады», сделавший пусковую установку, а также Брянский автомобильный завод, на колесном шасси которого в итоге были смонтированы все элементы комплекса.

Стоит отметить, существовало два варианта пусковой установки. Первый был спроектирован самим КБ машиностроения вместе с ракетой и применялся только на полигонных испытаниях. Именно с таким агрегатом производились первые два испытательных пуска в 1971 году на полигоне Капустин Яр. Чуть позже начались испытания комплекса с применением боевых машин, оснащенных пусковой системой разработки конструкторов завода «Баррикады». Уже в 1973 году на Воткинском машиностроительном заводе началась сборка ракет. В том же году состоялись первые этапы государственных испытаний, по результатам которых в 1975 году ракетный комплекс «Точка» был принят на вооружение. Индекс ГРАУ комплекса – 9К79.

Основой комплекса «Точка» стала твердотопливная одноступенчатая ракета 9М79. Боеприпас длиной 6400 миллиметров и диаметром 650 имел решечатые рули размахом около 1350-1400 мм. Стартовая масса ракеты – две тонны, около полутора из которых приходилось на ракетный блок. Остальной вес боеприпаса был обусловлен 482-килограмовой боевой частью и системой управления. Разгон ракеты 9М79 на активном участке траектории осуществлялся однорежимным твердотопливным двигателем с топливом на основе каучука, алюминиевого порошка и перхлората аммония. Около 790 килограмм топлива выгорали за 18-28 секунд. Удельный импульс – около 235 секунд.

Инерциальная система наведения ракеты 9М79 имела в своем составе набор различной аппаратуры, как то командно-гироскопический прибор, дискретно-аналоговый вычислитель, датчик угловых скоростей и ускорения и т.п. Основа системы наведения – командно-гироскопический прибор 9Б64. На гиростабилизированной платформе этого прибора имелись средства ее выставления, а также два акселерометра. Данные со всех датчиков системы наведения передавались на вычислитель 9Б65, который автоматически просчитывал траекторию полета ракеты, сравнивал ее с заданной и при необходимости выдавал соответствующие команды. Корректирование траектории производилось при помощи четырех решечатых рулей в хвостовой части ракеты. При работающем двигателе также использовались газодинамические рули, находившиеся в потоке реактивных газов.

Поскольку боевая часть ракеты 9М79 не отделялась в полете, конструкторы предусмотрели управление на конечном участке траектории, что значительно увеличило точность попадания в цель. На этом этапе полета автоматика удерживала ракету в пикировании с углом в 80° к горизонту.

Ракетные комплексы 9К79-1 "Точка-У" с ракетами 9М79М "Точка" на учениях ракетно-артиллерийских подразделений 5-й общевойсковой армии Восточного военного округа, Сергеевский общевойсковой полигон, март 2013 г. Пуск ракет 9М79М "Точка" был условным. (http://pressa-tof.livejournal.com, http://militaryrussia.ru)

Данные о цели вводились в систему наведения ракеты непосредственно перед пуском, до подъема ракеты в вертикальное положение. Контрольно-пусковая аппаратура 9В390 с электронной вычислительной машиной 1В57 «Аргон» рассчитывала полетное задание, после чего данные передавались на вычислитель ракеты. Интересен способ поверки гиростабилизированной платформы системы наведения. В ее нижней части имелась многогранная призма, которую использовала специальная оптическая система, размещенная на боевой машине. Через специальный иллюминатор в борту ракеты аппаратура определяла положение платформы и выдавала команды на его исправление.

На ранних стадиях проекта «Точка» предлагалось сделать самоходную пусковую установку на базе одной из машин Харьковского тракторного завода. Однако по результатам сравнения было выбрано плавающее шасси БАЗ-5921, созданное на Брянском автозаводе. На его основе создали боевую машину 9П129. Примечательно, что за установку всего целевого оборудования на колесное шасси отвечал не Брянский автозавод, а волгоградское предприятие «Баррикады». В серийном производстве пусковых установок и транспортно-заряжающих машин заняли Петропавловский завод тяжелого машиностроения.

Шестиколеская полноприводная самоходная пусковая установка 9П129 оснащалась 300-сильным дизельным двигателем. Такая силовая установка позволяла боевой машине с ракетой разгоняться до 60 километров в час по шоссе. На бездорожье скорость снижалась до 10-15 км/ч. При необходимости машина 9П129 могла пересекать водные преграды со скоростью до 10 км/ч, для чего использовались два водомета. При боевой массе с ракетой около 18 тонн самоходная пусковая установка была пригодна для перевозки военно-транспортными самолетами. Интересно оснащение отсека для ракеты. В передней его части самоходная пусковая установка имела специальный теплозащитный кожух, который предохранял боевую часть ракеты от перегрева или переохлаждения.

На подготовку к пуску с марша по нормативам отводилось не более 20 минут. Большая часть этого времени уходила на обеспечение устойчивости пусковой установки при пуске. Прочие процедуры были куда быстрее. Так, на передачу команд в систему управления ракеты требовалось менее секунды, а последующий подъем ракеты в вертикальное положение занимал всего 15 секунд, после чего ракета сразу могла стартовать. Вне зависимости от дальности до цели возвышение направляющей пусковой установки составляло 78°. При этом механизмы машины 9П129 позволяли доворачивать направляющую и ракету в горизонтальной плоскости на 15° вправо или влево от оси машины. Полет ракеты 9М79 на максимальную дальность в 70 километров занимал чуть более двух минут. За это время расчет из трех или четырех человек должен был перевести боевую машину в походное положение и уйти с позиции. На процедуру перезарядки отводилось 19-20 минут.

Примерные проекции ракет В-611 (ЗРК "Волна"), В-614 "Точка", 9М79 "Точка", 9М79-1 "Точка-У" и разрез ракеты 9М79 (последние три с фугасными БЧ). 17.01.2010 г. рисунок основан на проекциях неизвестного автора с существенными правками размеров, пропорций и модификациями, http://military.tomsk.ru

Помимо ракеты и самоходной пусковой установки в состав комплекса «Точка» включили транспортно-заряжающую машину 9Т128 на базе брянского шасси БАЗ-5922. В грузовом отсеке этой машины имеется два ложемента для ракет с теплозащитными кожухами боевых частей. Погрузка ракет в транспортно-заряжающую машину и установка на пусковой направляющей осуществляются при помощи крана, которым оборудована 9Т128. При необходимости ракеты могут храниться в грузовом отсеке транспортно-заряжающей машины, но для длительного хранения рекомендуется использовать специальные металлические транспортные контейнеры. Для перевозки ракет или боевых частей в контейнерах используются транспортные машины 9Т222 или 9Т238, представляющие собой седельный тягач с полуприцепом. На одном полуприцепе можно разместить две ракеты или четыре боевые части.

В 1983 году на вооружение приняли комплекс «Точка-Р». От базового комплекса он отличался лишь ракетой с новой системой наведения. С ракетным блоком 9М79 совместили систему наведения 9Н915 с пассивной радиолокационной головкой самонаведения. Она способна захватывать излучающую цель на дальности около 15 километров, после чего ракета наводится на нее при помощи стандартных систем управления. Комплекс «Точка-Р» сохранил возможность применения ракет со стандартной инерциальной системой наведения.

В 1984 году стартовали работы по модернизации комплекса «Точка» с целью повышения его характеристик. Испытания обновленного комплекса 9К79-1 «Точка-У» начались летом 1986 года. В 1989 году он был принят на вооружение и поставлен в серийное производство. В ходе модернизации боевая машина комплекса претерпела некоторые изменения, прежде всего связанные с обновлением ракеты. В итоге полная масса самоходной пусковой установки 9П129-1, а затем и 9П129-1М увеличилась на 200-250 килограмм. Ракета 9М79-1 при модернизации получила новый двигатель с зарядом топлива в 1000 килограмм. Применение более эффективной топливной смеси позволило увеличить дальность полета до 120 километров.

Незадолго до модернизации комплекс «Точка» получил ракеты и боевые части новых типов. Таким образом, в настоящее время «Точка-У» может эксплуатировать следующие управляемые баллистические боеприпасы:
- 9М79. Базовая модель ракеты, появившаяся вместе с самим комплексом;
- 9М79М. Первая модернизация ракеты. Изменения затронули в основном технологическую часть производства. Кроме того, обеспечена совместимость с новой пассивной радиолокационной головкой самонаведения. В таком случае ракета носит название 9М79Р;
- 9М79-1. Ракета комплекса «Точка-У» с увеличенной дальностью полета;
-9М79-ГВМ, 9М79М-ГВМ, 9М79-УТ и т.п. Массогабаритные и учебно-тренировочные макеты боевых ракет. Производились с широким использованием их деталей, но часть агрегатов, такие как блок топлива, пиропатроны и т.п. заменялись имитаторами.

Номенклатура боевых частей для ракет «Точка» выглядит следующим образом:
- 9Н123. Осколочно-фугасная боевая часть сосредоточенного действия. Разрабатывалась вместе с ракетой 9М79 в конце шестидесятых годов. Несет 162,5 килограмма тротило-гексогеновой смеси и 14,5 тыс. полуготовых осколков. Боевая часть 9Н123 при взрыве разбрасывает осколки трех видов: шесть тысяч осколков весом около 20 грамм, четыре тысячи десятиграммовых и 4,5 тысячи поражающих элементов весом около пяти с половиной грамм. Осколки поражают цели на площади до трех гектаров. Также стоит отметить компоновку этой боевой части. Для равномерного поражения площади, из-за наклона последнего участка траектории полета ракеты, блок заряда взрывчатого вещества расположен под углом к оси боевой части;
- 9Н123К. Осколочная боевая часть с 50 суббоеприпасами. Каждый из них представляет собой осколочный элемент весом в 7,45 килограмм, около полутора из которых приходится на взрывчатое вещество. Каждый суббоеприпас разбрасывает на сравнительно малой площади по 316 осколков, но благодаря раскрытию кассеты на высоте около 2200-2250 метров одна боевая часть 9Н123К способна «засеять» осколками до семи гектаров. Суббоеприпасы стабилизируются в падении ленточными парашютами;
- Ядерные боевые части моделей 9Н39 мощностью 10 килотонн и 9Н64 мощностью не менее 100 кт (по другим данным, до 200 кт). К индексу ракет, оснащенных ядерными боевыми частями, добавлялась литера «Б» и соответствующая цифра. Так, боеголовка 9Н39 применялась на ракете 9М79Б, а 9Н64 – на 9М79Б1;
- Химические боевые части 9Н123Г и 9Н123Г2-1. Обе боевые части несут по 65 суббоеприпасов, снаряженных отравляющими веществами, V-газом и зоманом соответственно. Общая масса веществ составляла 60 килограмм для боевой части 9Н123Г и 50 для 9Н123Г2-1. Согласно разным источникам, общее количество произведенных химических боеголовок не превышает несколько десятков. К настоящему времени большая часть химических боевых частей утилизирована или готовится к уничтожению;
- Учебно-тренировочные головные части, предназначены для обучения личного состава работе с боевыми частями, оснащенными реальным боезарядом. Учебно-тренировочные блоки имеют такие же обозначения, как и боевые, но с литерами «УТ».

Самоходная пусковая установка 9П129М ОТР "Точка"

Транспортно-заряжающая машина 9Т218 ОТР "Точка"

Транспортная машина 9Т238

Компоновка ракеты "Точка" / "Точка-У" (схема с сайта http://rbase.new-factoria.ru)

Ракетные комплексы «Точка» начали поступать в войска уже в 1976 году. Всего через несколько лет первые такие системы отправились служить на базы, размещенные на территории ГДР. После вывода советских войск из Германии все комплексы «Точка» и «Точка-У», ввиду военно-политической обстановки, оказались сосредоточенными в европейской части страны. К моменту распада Советского Союза общее количество «Точек» всех модификаций приблизилось к трем сотням. В 1993 году эти тактические ракетные комплексы были показаны зарубежной публике, причем эта демонстрация имела вид настоящей боевой работы. Во время самой первой выставки вооружений и военной техники IDEX (Абу-Даби, Объединенные Арабские Эмираты) российские ракетчики провели пять пусков ракет комплекса «Точка-У» и поразили условные цели с максимальным отклонением не более 45-50 метров.

Позже, во время первой войны в Чечне некоторое количество «Точек» активно использовалось при обстреле позиций боевиков. Ракетные комплексы этого типа работали и во время второй чеченской войны, в 1999 и 2000 году. По разным данным, в ходе двух кавказских конфликтов было израсходовано не менее полутора сотен ракет с осколочно-фугасными боевыми частями. Подтвержденные сведения о применении кассетных боеголовок и боевых блоков других типов отсутствуют. Последнее на данный момент боевое применение комплексов семейства «Точка» относится к «Войне трех восьмерок» в августе 2008-го года. Зарубежные источники говорят о 10-15 запусках ракет по грузинским позициям и объектам.

Дислокация дивизиона комплексов ОТР 9К79 "Точка-У" в Южной Осетии, 10 августа 2008 г. (http://www.militaryphotos.net)

Помимо России ракетными комплексами «Точка» располагают другие страны, прежде всего бывшие советские республики. Некоторое количество самоходных пусковых установок, вспомогательной техники и ракет осталось в Белоруссии, Украине, Казахстане, Армении и Азербайджане. Кроме того, некоторые из этих стран покупали или продавали оставшиеся «Точки», в том числе и друг другу. За пределами бывшего СССР ракетными комплексами «Точка» владеют Болгария (от нескольких единиц до нескольких десятков), Венгрия, Ирак, Северная Корея и некоторые другие страны. Существует мнение, что конструкторы КНДР тщательно изучили поставленные комплексы «Точка» и на их основе создали свою ракетную систему KN-2 Toska («Гадюка»).

В настоящее время в вооруженных силах России имеется не более 150 боевых машин 9П129 и ее модификаций, а также прочей техники комплексов «Точка», «Точка-Р» и «Точка-У». Несколько лет назад с завидной регулярностью появлялись слухи о возможном начале работ по модернизации ракетных комплексов, в результате которой они могли бы значительно увеличить свои боевые возможности. Фигурировало даже название такой модернизации – «Точка-М». Однако к концу прошлого десятилетия руководители министерства обороны решили отказаться от развития комплекса «Точка» в пользу более нового и перспективного 9К720 «Искандер». Таким образом, имеющиеся комплексы семейства «Точка» будут служить до истечения срока эксплуатации и израсходования имеющегося запаса ракет. Со временем они закончат свою службу и уступят место более новым тактическим ракетным комплексам.

Пуски ракет "Точка" осуществляет 308-й отдельный дивизион 465 ракетной бригады ВС Белоруссии, февраль 2012 г. (фото - Рамиль Насибулин, http://vsr.mil.by)

По материалам сайтов:
http://rbase.new-factoria.ru/
http://kap-yar.ru/
http://arms-expo.ru/
http://русская-сила.рф/
http://militaryrussia.ru/blog/topic-191.html

Виды современного ракетного оружия весьма многочисленны и разнообразны. Стратегические ракеты созданы для поражения целей, находящихся на расстоянии в десятки тысяч километров, и обычно несут ядерный заряд. Однако существуют и другие ракеты, задачей которых является поражение важных объектов, расположенных в ближайшем тылу противника. Такие ракеты называются тактическими и оперативно-тактическими. Они также могут иметь ядерную боевую часть (БЧ), но даже с обычной боеголовкой подобные ракеты представляют собой грозное оружие, способное значительно изменить ситуацию на локальном участке вооруженного конфликта.

В СССР умели делать не только стратегические межконтинентальные ракеты, способные уничтожать целые государства. Еще с 50-х годов прошлого столетия советские конструкторы занимались разработкой тактических и оперативно-тактических ракетных комплексов. Такие названия, как «Луна», «Ока», «Эльбрус» (это и есть знаменитый «Скад») были хорошо известны вероятному противнику. Одной из самых удачных советских разработок в данной области стал тактический ракетный комплекс «Точка» (а затем и «Точка-У»).

«Точка-У» и сегодня стоит на вооружении российской армии , кроме того, эта ракета используется в армиях еще нескольких стран мира.

История создания

Работы по созданию ракетного комплекса «Точка» начались в 1968 году. Именно в этом году увидело свет постановление Совмина СССР, согласно которому главным исполнителем работ назначалось КБ Машиностроения (г. Коломна), его руководителем в тот момент был талантливый советский оружейный конструктор Непобедимый.

Новый ракетный комплекс создавался для поражения важных объектов в тактическом тылу противника. Точность новой ракеты была задекларирована прямо в названии проекта – «Точка».

В этот же период были определены и другие предприятия-участники нового проекта: шасси для нового комплекса должен был изготовить Брянский автозавод, ЦНИИ Автоматики и гидравлики занималось разработкой системы управления, а ПО «Баррикады» - пусковой установки.

Испытания нового ракетного комплекса начались через три года, а в 1973 году стартовало его серийное производство, но на вооружение «Точку» приняли только в 1976 году. Комплекс оснащался ракетами 9М79, которые могли нести два вида боевых частей: осколочно-фугасную и ядерную. Дальность полета новой ракеты составляла 70 км, а вероятное отклонение от заданной точки – 250 метров.

Сразу после приема комплекса «Точка» на вооружение, началась работа над новой модификацией ракеты, которая планировали оснастить новой электроникой. Новая ракета оснащалась пассивной головкой самонаведения и получила индекс «Точка-Р». Однако на вооружение новый ракетный комплекс так и не взяли.

В 1984 году начались работы над модернизацией комплекса «Точка». Военные хотели улучшить основные его характеристики, а именно дальность полета ракеты и ее точность. Испытания проводились с 1986 по 1988 год, а через год «Точка-У» приняли на вооружение.

Усовершенствованный комплекс может стрелять и ракетами «Точки».

Результатом модернизации комплекса стало значительное улучшение его основных характеристик. Дальность поражения целей увеличилась до 120 км, а также значительно улучшилась точность ракеты – вероятное отклонение ракеты от цели уменьшилось до 100 метров. Новые ракеты получили более совершенную систему навигации и наведения.

Боевое применение

Ракетные комплексы успели принять участие в нескольких локальных конфликтах. Российская армия активно применяла «Точку-У» против сепаратистов в ходе обеих чеченских кампаний.

Также эти комплексы применялись российской армией против грузинских войск в ходе войны в 2008 году.

Весьма активно и эффективно «Точку-У» использовала украинская армия во время конфликта на востоке Украины.

Йеменские хуситы нанесли удар «Точкой-У» по лагерю саудовский войск и их союзников. Есть информация, что в результате погибли более сотни военнослужащих, были уничтожены несколько десятков единиц бронетехники и даже несколько вертолетов.

Описание комплекса

Ракетный комплекс «Точка-У» разрабатывался для поражения в тактическом тылу противника одиночных, групповых, а также площадных целей, которые представляют значительную важность: командные пункты и узлы связи, стоянки самолетов и вертолетов, склады боеприпасов и горючего.

В состав комплекса входит:

  • ракеты 9М79-1, на которые могут быть установлены различные виды боевых частей;
  • пусковая установка;
  • транспортная машина;
  • транспортно-заряжающая машина;
  • контрольно-испытательная машина;
  • машина технического обслуживания;
  • учебно-тренировочные средства;
  • комплект арсенального оборудования.

«Точка-У» - это весьма универсальное средство, которое можно использовать в любом конфликте и для решения разных задач. На ракету можно устанавливать разные виды боевых частей: фугасные, кассетные, БЧ, содержащие различные виды химического или биологического оружия . Также ракету можно использовать для доставки ядерного оружия (до 100 кт).

Основным элементом комплекса является твердотопливная баллистическая ракета 9М79М (9М79-1), которая имеет одну ступень. Ракета управляется на всем протяжении ее полета, от запуска до поражения цели.

Боевой блок не отделяется на завершающем этапе полета, более того, двигатель работает от запуска ракеты до ее встречи с целью. Он имеет всего один режим работы и за время своей работы сжигает более 800 килограмм топлива.

Корпус ракеты состоит из головной и ракетной части. Он изготавливается из специального алюминиевого сплава. Головная часть крепится с помощью шести болтов.

Расположение рулей и аэродинамических поверхностей ракеты Х-образное. Ракетная часть состоит из хвостового, двигательного и приборного отсеков и аэродинамических поверхностей. В ее передней части расположен приборный отсек, а в средней части – двигательный отсек. В хвостовом отсеке расположено сопло двигателя, источник питания, а также часть системы управления. Там же расположены решетчатые аэродинамические рули.

Всего ракета имеет четыре трапециевидных крыла, четыре газоструйных руля и столько же аэродинамических рулей. В походном положении все крылья складываются. Сразу после запуска управление ракетой осуществляется с помощью газоструйных рулей, а затем в дело вступают аэродинамические решетчатые рули.

Твердотопливный двигатель состоит из камеры сгорания и соплового блока, с топливным зарядом и системой воспламенения. Для изготовления двигателя используется легированные стали, материалы на основе графита и вольфрамовые сплавы.

Топливный заряд представляет собой моноблок, основным горючим материалом которого является алюминиевый порошок, а связующим веществом — каучук. Окислителем выступает перхлорат аммония. Во время работы двигателя топливный заряд горит с равномерной скоростью, обеспечивая постоянную площадь горения от самого запуска до поражения цели.

Система воспламенения состоит из двух пиропатронов и воспламенителя. Во время запуска пиропатроны зажигают воспламенитель, который, в свою очередь, зажигает топливный заряд.

Бортовая система управления ракетой инерциальная, она оснащена бортовым вычислительным комплексом и гироскопом 9Б64, что обеспечивает высокую точность поражения целей. Также в состав бортовой системы управления входят датчики угловых скоростей и ускорений.

Ракета управляется на всей баллистической траектории полета, в отличие от более ранних образцов советских тактических и оперативно-тактических ракет, у которых управление происходило только до определенного момента (обычно до достижения заданной скорости).

При приближении к объекту поражения ракета совершает маневр, который обеспечивает практически прямой угол встречи заряда с целью. Подрыв фугасной боевой части «Точки-У» происходит на высоте 20 метров, что усиливает его поражающее действие. Воздушный подрыв осуществляется с помощью лазерного датчика.

Ракетный комплекс «Точка-У» весьма мобилен и имеет хорошую скорость благодаря шестиколесной полноприводной установке 9П129, на которой он выполнен. На шоссе он может развивать скорость до 60 км/ч с полной боевой загрузкой. Машина может преодолевать и водные препятствия со скоростью 10 км/ч.

Электроника пусковой установки полностью самостоятельно проводит все необходимые для старта манипуляции, вмешательство экипажа минимально. Ввод полетных данных производится в горизонтальном положении ракеты через специальный иллюминатор в ее корпусе. Для расчета задания и траектории полета используются данные космической разведки и аэрофотосъемки.

Запуск ракеты можно производить почти с любой площадки, скорость развертывания при стрельбе с марша составляет 16 минут, а из положения «готовность №1» — всего лишь 2 минуты. Требование при этом только одно: цель должна находиться в секторе 15 градусов от продольной оси ракеты.

Пусковая установка может покинуть место запуска через две-три минуты. Ракета выводится на пусковой угол только за пятнадцать секунд до пуска. Этим значительно осложняется работа вражеской разведки.

Экипаж пусковой установки состоит из четырех человек: начальника расчета, водителя, старшего операторы и оператора.

Ракеты комплекса поставляются в войска уже в собранном виде и могут храниться в течение десяти лет (в неядерном снаряжении). Размещение ракеты на пусковой установке производится с помощью транспортно-заряжающей машины, которая также выполнена на базе шасси БАЗ-5922. В герметичном кузове машины находится две ракеты. Для погрузки на пусковую установку транспортно-заряжающая машина оборудована специальным краном. Заряжание может проводиться на любых, даже на необорудованных площадках.

Процесс заряжания занимает примерно двадцать минут.

Кроме транспортно-заряжающей машины, в состав комплекса входит и транспортная машина, которая не имеет погрузочного оборудования.

Несмотря на солидный возраст, ракетные комплексы «Точка-У» не планируют снимать с вооружения. Возможно, со временем, когда промышленность сможет изготовить для российской армии более современные ракетные комплексы «Искандер» в достаточном количестве.

Технические характеристики

Ниже представлены тактико-технические характеристики тактического ракетного комплекса «Точка».

Общие данные
Тип Тактический
Дальность стрельбы, км:
минимальная 15
максимальная 70
Типы боевых частей простые, ядерные
Условия эксплуатации:
температура, °С от -40 до +50 (до 6 часов – от -60 до +40, от +50 до +60)
скорость ветра, м/с до 25
Авиатранспортабельность Да
Самоходная пусковая установка
Экипаж, чел 3
База колёсная, 6х6
Масса,т:
пустой 17,8
снаряженной 18,145
Клиренс, мм 400
Двигатель дизель 5Д20Б-300
Мощность, л. с. 300
Максимальная скорость, км/ч:
по шоссе 60
по грунту 40
по бездорожью 15
на плаву 8
Запас хода, км 650
Время, мин:
подготовки к пуску из готовности №1 1-2
подготовки к пуску с марша 16-20
ухода с огневой позиции 1,5
Интервал между пусками, мин 40
Транспортно-заряжающая машина
Экипаж, чел 3
База колёсная, 6х6
Масса снаряженной, т 18,15
Клиренс, мм 400
Двигатель дизель 5Д20Б-300
Мощность, л. с. 300
Максимальная скорость, км/ч:
по шоссе 60
по грунту 40
по бездорожью 15
на плаву 8
Запас хода, км 650
Время перезарядки пусковой установки, мин 19
ТТХ ракеты 9М79
Тип твердотопливная, одноступенчатая
Типы боевых частей ядерная, осколочно-фугасная, кассетная осколочная
Система управления автономная, инерциальная
Органы управления газодинамические и аэродинамические рули
Длина, мм:
ракеты 6400
боевой части 2325
Масса, кг:
ракеты на старте 2000
боевой части 482
топлива 926
Топливо ДАП-15В
Тяга двигателя, кгс 9788
Время работы двигателя, сек 18,4-28
Высота траектории, км »
6-26″
Время полёта, сек 43-163

Видео о ракетном комплексе

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Разработка дивизионного ракетного комплекса «Точка» была начата по Постановлению Совета министров от 4 марта 1968 года. Комплекс «Точка» предназначался для поражения ракетной установкой наземных средств разведывательно-ударных комплексов, пунктов управления различных родов войск, стоянок самолетов и вертолетов, резервных группировок войск, хранилищ боеприпасов, топлива и других материальных средств.

Головным исполнителем по теме было назначено Коломенское КБ машиностроения, а главным конструктором С. П. Непобедимый. Система управления ракеты была разработана в ЦНИИ АГ. Пусковая установка была спроектирована и серийно производилась ПО «Баррикады» в г. Волгограде. Серийное производство ракет вел Воткинский машиностроительный завод. Шасси для пусковой установки и транспортно-заряжающих машин изготавливались в Брянске.

Два первых пуска управляемых ракет «Точка» были произведены в 1971 году в ходе заводских летно-конструкторских испытаний. Серийное производство ракеты было начато в 1973 году, хотя официально комплекс был принят на вооружение в 1976 году. Комплекс «Точка» имел дальность стрельбы от 15 до 70 км и среднее круговое отклонение 250 м.

В апреле 1971 года началась разработка модификации «Точка-Р», с пассивной системой самонаведения на радиоизлучающие цели (РЛС, радиостанции и т. д.). Система наведения обеспечивала дальность захвата цели на расстоянии не менее 15 км. При этом конструкция ракеты, за исключением боеголовки, оставалась без изменений. Предполагалось, что точность наведения «Точки-Р» на непрерывно работающую цель не превышает 45 м, а район поражения составляет свыше двух гектаров.

В 1989 году на вооружение принимается модифицированный комплекс 9К79 «Точка-У». Основным отличием его является большая дальность и меткость стрельбы.

На западе комплекс получил обозначение SS-21 « Scarab».

Комплекс «Точка-У» вооружен ракетой 9М79, которая имеет исполнения 9М79Ф, 9М79К и т. д., в зависимости от типа боевой части. Головная часть может быть ядерная АА-60, фугасная 9Н123Ф, кассетная 9Н123К и другие. Кассетная головная часть содержит кассету с пятьюдесятью суббоеприпасами осколочного действия. Двигатель ракеты твердотопливный однорежимный. Головная часть ракеты в полете не отделяется. Ракета управляема на всей траектории, что обеспечивает высокую точность попадания. На конечном участке траектории происходит доворот ракеты и вертикальное пикирование на цель. Для достижения максимальной площади поражения обеспечивается воздушный подрыв головной части над целью.

Система управления ракеты автономная, инерциальная, с бортовым цифровым вычислительным комплексом. Ее исполнительными органами служат решетчатые аэродинамические рули, размещенные на хвостовом отсеке ракеты и приводимые в действие рулевыми машинками. На начальном отрезке траектории, когда скорость ракеты недостаточна для эффективного действия аэродинамических рулей, управление происходит с помощью газодинамических рулей. Питание бортовых потребителей электроэнергии осуществляется от генератора, турбина которого приводится во вращение горячим газом, вырабатываемым блоком газогенераторов.

Для наведения «Точки-У» на цель используются цифровые карты местности, полученные по результатам космической или аэрофотосъемки территории противника. Сейчас основным источником фотоснимков служит архив Центра космической разведки ГРУ.

Основные боевые машины комплекса - пусковая установка 9П129М-1 и транспортно-заряжающая машина 9Т218–1

Аппаратура пусковой установки 9П129М-1сама решает все задачи по привязке точки старта, расчету полетного задания и прицеливанию ракеты. Никакой топогеодезической и инженерной подготовки стартовых позиций и метеообеспечения при проведении пусков ракет не требуется. При необходимости через 16–20 минут после завершения марша и прибытия на позицию ракета может стартовать к цели, а еще через 1,5 минуты пусковая установка уже способна покинуть эту точку, чтобы исключить вероятность своего поражения ответным ударом. Во время прицеливания, несения боевого дежурства, а также при выполнении большинства операций пускового цикла ракета находится в горизонтальном положении и ее подъем начинается только за 15 секунд до старта. Этим обеспечивается высокая скрытность подготовки удара от средств слежения противника. В грузовом отделении пусковой установки смонтирована направляющая с механизмом изменения угла возвышения, на которой может транспортироваться одна ракета. В походном положении направляющая с ракетой установлена горизонтально, при этом грузовое отделение закрывается сверху двумя створками. В боевом положении створки раскрыты и направляющая установлена под требуемым углом возвышения.

Транспортно-заряжающая машина 9Т218–1 (ТЗМ) основное средство оперативного обеспечения стартовых батарей боезапасом для нанесения ракетных ударов. В ее герметизированном отсеке могут храниться и перевозиться по району боевых действий две полностью готовые к пуску ракеты с пристыкованными головными частями. Специальное оборудование машины, включающее гидропривод, стреловой кран и некоторые другие системы, позволяют в течение примерно 19 минут осуществить заряжание пусковой установки. Эта операция может быть выполнена на любой неподготовленной в инженерном отношении площадке, размеры которой позволяют поставить рядом бортами пусковую установку и транспортно-заряжающую машину. Ракеты в металлических контейнерах могут также храниться и перевозиться на транспортных машинах комплекса. Каждая из них способна разместить две ракеты или четыре головные части.

Пусковая установка и транспортно-заряжающая машина смонтированы на колесном шасси 5921 и 5922. На обоих шасси установлен шестицилиндровый дизельный двигатель 5Д20Б-300. Все колеса шасси ведущие, шины с регулируемым посредством централизованной системы давлением воздуха 1200 х 500 х 508. Шасси имеют достаточно большой клиренс 400 мм. Для движения по воде предусмотрены водометные движители насосы пропеллерного типа. Подвеска всех колес независимая торсионная. Колеса первой и третьей пар - управляемые. На воде шасси управляется заслонками водометов и встроенных в корпус каналов. Обе машины способны передвигаться по дорогам всех категорий и вне их.

Кроме пусковой установки и ТЗМ в состав комплекса входят автоматизированная контрольно-испытательная машина, машина технического обслуживания, комплект арсенального оборудования и учебные средства.

Организационно комплекс входит в состав МСД или ТД, а также в отдельные бригады (по 2–3 РДН), в дивизионе - 2–3 стартовые батареи, в батарее 2–3 пусковые установки. Боевая работа проводится с ходу расчетом из 3-х человек в минимальные сроки.

Во время демонстрации комплекса «Точка-У» на международной выставке IDEX-93 было выполнено 5 пусков, в ходе которых минимальное отклонение составило несколько метров, а максимальное менее 50 м.

Комплекс «Точка-У» активно использовался федеральными силами для уничтожения военных объектов в Чечне. В частности, комплекс применялся 58-й общевойсковой армией для нанесения ударов по позициям боевиков в районе Бамута. В качестве целей были выбраны крупный склад вооружения и укрепленный лагерь террористов. Их точное местоположение было выявлено средствами космической разведки, которые отслеживали затем баллистическую траекторию полета ракет до момента поражения.

ТТХ

Тактико-технические характеристики ПУ 9П129М-1
Масса пусковой установки (с ракетой и расчетом), кг 18145
Технический ресурс, км 15000
Экипаж, чел. 3
Температурный диапазон эксплуатации, град. С от -40 до +50
Срок эксплуатации, лет не менее 10, из них 3 года в полевых условиях
Колесная формула 6x6
Масса ПУ, кг 17800
Грузоподъемность, кг 7200
Скорость на суше, км/ч 70
Скорость на плаву, км/ч 8
Запас хода, км 650
Двигатель дизельный, жидкостного охлаждения
Мощность двигателя, л. с 300 при 2600 об/мин