Организация изучения граждан, пребывающих в запасе. Распределение личного состава Временный некомплект

ФИЛИАЛ ВОЕННОГО УЧЕБНО-НАУЧНОГО ЦЕНТРА ВОЕННО-ВОЗДУШНЫХ СИЛ «ВОЕННО-ВОЗДУШНАЯ АКАДЕМИЯ»

ФАКУЛЬТЕТ АВИАЦИОННЫЙ (ИСТРЕБИТЕЛЬНОЙ АВИАЦИИ)

Порядок изучения мобилизационных ресурсов.

Доклад

Исполнитель: курсант Рудев С.И.

Армавир

Качество укомплектованности достигается:

персональным отбором и изучением моральных и деловых качеств, уровня военной подготовки граждан, пребывающих в запасе, при предназначении их на должность;

наиболее целесообразным распределением по подразделениям, экипажам, расчетам специалистов связи, определяющих боеспособность подразделений, на соответствующие должности согласно штатам военного времени строго по имеющимся военно-учетным специальностям;

изучением техники, поступающей из организаций, контролем за ее техническим состоянием и соответствием штатному" предназначению;

полным использованием всех источников накопления необходимых специалистов в районах комплектования войск связи.

Планирование работы по изучению граждан, пребывающих в запасе, и техники организаций, предназначенных на укомплектование войск связи.

Изучение граждан, пребывающих в запасе, и техники организаций планируется на год, по месяцам, в период проведения мобилизационной недели, в дни, установленные Командующими войсками военных округов по документам воинской части, по документам военного комиссариата и личным общением, с таким расчетом, чтобы в течение года были изучены все приписанные граждане (включая резерв команд), техника организаций и сделано заключение об их соответствии штатному предназначению.

Личным общением должен быть изучен каждый офицер запаса.

Главной целью изучения является повышение качества укомплектованности соединений, воинских частей и организаций связи личным составом.

уточнение предназначения личного состава запаса и техники организаций (соответствие военно-учетной специальности, должности, образца вооружения и техники, на которой гражданин проходил военную службу (военные сборы) той специальности, должности и образцу вооружения и техники, на которую он предназначен);

уточнение места жительства, места работы и антропометрических данных граждан, пребывающих в запасе;

отбор граждан, пребывающих в запасе, на замену убывающих и требующих замены по результатам контрольного оповещения и изучения;

личные встречи с гражданами, пребывающими в запасе, по месту жительства или работы с целью изучения их моральных и деловых качеств;

проверку технического состояния приписанной техники организаций; отбор предназначенных граждан на военные сборы и тренировочные занятия.

Для изучения, как правило, отводится два дня мобилизационной недели каждого месяца:в первый день - проводится изучение мобилизационных ресурсов по документам в воинской части (приписные карты, списки отобранных машин и водителей);

во второй день - на основании выявленных несоответствий в предназначении граждан по военно-учетным специальностям (ВУС) или должностям (несоответствие ведомости допускаемой замены), представители изучающей стороны (воинской части, организации) в комплектующих военных комиссариатах отбирают из свободных остатков ресурсов граждан, имеющих необходимую военно-учетную специальность или должность. Производят замену в предназначении с выпиской новых приписных карт на вновь предназначенных граждан. Замененные приписные карты уничтожаются на месте установленным порядком. По документам военных комиссариатов (личным делам, послужным картам офицеров запаса, учетным карточкам) проверяется их соответствие данным приписных карт. Во всех учетных документах на личный состав запаса делается отметка об изучении. В это же время предназначенные граждане изучаются и личным общением по месту жительства (в военном комиссариате) или месту работы. Даты изучения личным общением согласовываются за 15 дней до срока изучения.

По завершении изучения составляется акт изучения приписного состава, с приложением именных списков граждан, изученных личным общением.

Кроме того, изучение мобилизационных ресурсов осуществляется при:

Проведении сборовых мероприятий;

Проведении тренировочных занятий с гражданами, привлекаемыми к выполнению первоочередных работ в воинских частях при переводе их на штаты военного времени, и по подготовке граждан, пребывающих в запасе, по военно-учетным специальностям и воинским должностям; при вручении мобилизационных предписаний;

В период проведения годовых технических осмотров техники организаций, проводимых государственной инспекцией безопасности дорожного движения (ГИБДД);

Плановых проверок автомобильных колонн войскового типа (АКВТ) и организаций-поставщиков техники.

Для правильного использования выделенного времени и организации контроля разрабатываются:

Годовой план изучения мобилизационных ресурсов (приложение № 1) в двух экземплярах и высылаются в военные комиссариаты субъектов Российской Федерации. После рассмотрения и согласования военным комиссаром, первый экземпляр возвращается в воинскую часть, а второй остается в военном комиссариате;

В подразделениях воинских частей график изучения мобилизационных ресурсов (по форме годового плана), ведомость учета недостающих специалистов, определяющих боеспособность, и сведения о количестве изученных мобилизационных ресурсах иметь в справочных тетрадях командиров подразделений.

Если на часть возложены формирования, то решением командира воинской части формирования распределяются между подразделениями воинской части для изучения приписанных мобилизационных ресурсов.

Планы изучения разрабатываются с учетом запланированных на год сборовых мероприятий с гражданами, пребывающими в запасе, мероприятий по боевой и мобилизационной подготовке. Также необходимо учитывать мероприятия, проводимые в комплектующих военных комиссариатах с вызовом граждан для уточнения учетных данных, вручения мобилизационных предписаний, технического осмотра техники в организациях и других мероприятий.

Время и порядок изучения мобилизационных ресурсов с вызовом в военные комиссариаты, а также непосредственно на предприятиях, в организациях по месту работы граждан согласовываются с соответствующими военными комиссариатами.

Мероприятия план изучения мобилизационных ресурсов отражаются в планах мобилизационной работы воинских частей и в общих календарных планах основных мероприятий воинских частей на месяц.

Организация изучения граждан, пребывающих в запасе.

Работа должностных лиц по изучению приписанных ресурсов начинается с получением расчетов комплектования штаба округа и представления в комплектующие военные комиссариаты городов и районов заявок на предназначение граждан, пребывающих в запасе, по должностям и подразделениям (литерам) с указанием видов и марок вооружения и техники.

Командиры (начальники) соединений, воинских частей и организаций связи по согласованию с комплектующими военными комиссариатами высылают своих представителей и совместно с офицерами военных комиссариатов проводят персональное предназначение граждан, пребывающих в запасе, на соответствующие должности и оформляют их приписку к воинским частям. Все отобранные в ходе этой работы граждане, а также замененные в ходе изучения из остатков свободных ресурсов считаются изученными и в течение года изучению не подлежат (кроме офицеров, которые должны еще изучаться и личным общением).

При проведении этой работы командиры (начальники) обязаны твердо знать:

1. Закон РФ «О воинской обязанности и военной службе».

2. Основные требования и принципы комплектования личным составом подразделений и воинских частей.

3. Перечень специалистов, определяющих боевую способность воинской части (организации), подразделения.

4. Ведомости допускаемой замены по ВУС и штатным воинским должностям солдат, сержантов, прапорщиков и офицеров.

5. Перечень штатных воинских должностей, которые разрешается комплектовать гражданами, пребывающими в запасе, имеющими соответствующие гражданские специальности.

6. Организационно-штатную структуру соединения, воинской части, подразделения (организаций) по штатам мирного и военного времени. Штатную численность, мобилизационную потребность, текущий и временный некомплект, и какими военными комиссариатами они восполняются.

7. Порядок и сроки поставки мобилизационных ресурсов и организацию их приема.

8 Сроки и способы изучения мобилизационных ресурсов.

В ходе этой работы определяются:

Степень укомплектованности личным составом запаса;

Соответствие предназначенного личного состава прямым военно-учетным специальностям, а специалистов, определяющих боеспособность - их прямому должностному предназначению;

Правомерность замены родственными ВУС согласно ведомости допускаемой замены;

Порядок подготовки и переподготовки приписного состава.

Предназначенным считается гражданин, на которого имеется приписная карта, в которой сделано заключение командира (начальника штаба) о его предназначении; номер команды соответствует номеру команды той воинской части, в которую он предназначен; вручено мобилизационное предписание и выписана повестка. Гражданин из числа резерва, на которого имеется приписная карта, вручено мобилизационное предписание и выписана повестка также считается приписанным к данной воинской части.

Гражданин, на которого отсутствует приписная карта, а мобилизационное предписание выдано военным комиссариатом в период развертывания (отмобилизования) воинской части, считается предназначенным из остатков свободных ресурсов.

Приписной состав изучается должностными лицами в следующем объеме:

В соединениях:

Командир - офицеров запаса, предназначенных на укомплектования управления, командиров (начальников) развертываемых и формируемых воинских частей;

Начальник штаба - начальников штабов развертываемых и формируемых воинских частей, Офицеров, приписанных к штабу ив непосредственно подчиненные подразделения;

Заместитель командира по воспитательной работе - заместителей по воспитательной работе развертываемых и формируемых воинских частей, офицеров по ОГП;

Заместители командира, начальники родов войск и служб - офицеров службы, а также офицеров службы развертываемых и формируемых воинских частей.

В воинских частях и организациях:

Командир (начальник) и ему равные- всех офицеров, прапорщиков, предназначенных в управление воинской части и командиров, и их заместителей формируемых воинских частей;

Начальник штаба и ему равные - всех офицеров, прапорщиков, предназначенных в штаб воинской части, штабы формируемых воинских частей; офицеров, предназначенных в подчиненные подразделения части и формируемых воинских частей;

Заместитель командира по воспитательной работе и ему равные - всех заместителей по воспитательной работе, офицеров по ОГП воинской части и формируемых воинских частей;

Заместители командира, начальники родов войск и служб и им равные - офицеров, прапорщиков, предназначенных в соответствующие службы воинской части и формируемых воинских частей и офицеров, предназначенных в подчиненные подразделения части и формируемых воинских частей;

Командир батальону и ему равные - всех офицеров, прапорщиков, предназначенных в управление батальона, а при отсутствии командиров рот - всех офицеров, прапорщиков и сержантов батальона;

Командир роты и ему равные - всех офицеров, прапорщиков, сержантов и солдат роты. Кроме того командиры соединений, воинских частей и организаций связи должны иметь качественную характеристику за все подчиненные соединения, воинские части и организации, включая и возложенные формирования.

Офицеры кадра, предназначенные по мобилизационному плану на новые должности, изучают личный состав запаса в соответствии со своим предназначением.

Изучение по документам воинской части и военного комиссариата является предварительным. При этом обращается внимание на прохождение военной службы в Вооруженных Силах, военных сборов, на каких видах и марках вооружения и военной техники подготовлен гражданин, годность к военной службе, соответствие возраста принципам комплектования воинской части, семейное положение и другие данные, касающиеся личных качеств гражданина. Проверяется наличие отметок о допуске к секретным работам, наличие удостоверений на право управления автомобильной техникой, прохождение медицинского освидетельствования.

Основным документом, по которому возможно оценить качество укомплектованности воинской части (организации), подразделения без вызова граждан, пребывающих в запасе, и определить правильность предназначения каждого офицера, прапорщика, сержанта и солдата на соответствующую должность является приписная карта.

По окончании изучения в правом верхнем углу приписной карты проставляется номер по штатно-должностному списку, а также заполняется раздел «Предназначен в воинской части по» и заверяется подписью: на офицеров запаса - командиром воинской части, на прапорщиков, сержантов и солдат запаса - начальником штаба части. Также заполняется пункт «Антропометрические данные» и делается отметка в пункте «Изучение гражданина, пребывающего в запасе, воинской частью. Сведении о предназначении граждан в воинской части заполняются простым карандашом, за исключением подписи командира (начальника штаба).

Запрещается произвольно менять в приписной карте литер подразделения без согласования с соответствующим военным комиссариатом (при изменении литера в приписной карте, изменение должно быть доведено до военного комиссариата).

Приписная карта считается недооформленной, если не полностью заполнены все пункты, не у казаны виды маскировки вооружения и военной техники, на которых проходил военную службу или подготавливался на военных сборах гражданин, пребывающий в запасе, не указан литер подразделения, отсутствуют отметки о назначении на должность и изучении. В пункте «Прохождение военных сборов», если гражданин не проходил военные сборы, делается запись - «Сборы не проходил», Приписная карта подписывается военным комиссаром и заверяется печатью.

Офицеры воинских частей, убывающие для изучения мобилизационных ресурсов, в обязательном порядке должны иметь приписные карты на предназначенный личный состав запаса (как на основной состав, так и на резерв), данные по недостающим специалистам до 100% укомплектования воинской части и подразделений.

Изучение граждан, пребывающих в запасе, должностными лицами личным общением является главным методом и проводится:

а) в воинских частях: в период проведения плановых занятий на военных сборах, проведения занятии с офицерами запаса без отрыва от производства, проведения тренировочных занятий с личным составом, привлекаемым для выполнения первоочередных работ в воинских частях при переводе их на штаты военного времени, и по подготовке граждан, пребывающих в запасе, по ВУС и воинским должностям;

б) в военных комиссариатах: в период вызова граждан, пребывающих в запасе, для выдачи (замены) мобилизационных предписаний, уточнения учетных данных, плановых проверок мобилизационной готовности военных комиссариатов, проведения контрольных оповещений.

В беседах устанавливается степень подготовленности граждан в военном отношении, знание вооружения, военной техники согласно штатно-должностного предназначения, характер работы по гражданской специальности, состояние здоровья, семейное положение, деловые качества. Уточняется время прибытия в воинскую часть после получения повестки.

Во время проведения военных сборов и тренировочных занятий должностные лица проверяют их способность к выполнению возложенных обязанностей в составе подразделения, экипажа.

Работа по изучению приписанных мобилизационных ресурсов должна быть направлена, прежде всего, на улучшение качества укомплектованности и, по возможности, уменьшение количества комплектующих военных комиссариатов. Граждане, пребывающие в запасе, не соответствующие своему предназначению, по ходатайству командиров воинских частей отписываются, а на их место военными комиссариатами совместно с представителями воинских частей отбираются наиболее подготовленные на данную должность граждане, отвечающие по возрасту и состоянию здоровья ус тановленным требованиям, из остатков свободных ресурсов.

При отсутствии в остатках свободных ресурсов в военных комиссариатах нужных специалистов должностными лицами воинских частей и военных комиссариатов определяется, сколько необходимо готовить на учебных сборах по подготовке граждан по военно-учетным специальностям.

Придя на должность министра обороны РФ, Сергей Шойгу получил в наследство от предшественников множество проблем, и та из них, о которой пойдет речь, возможно, одна из самых трудноразрешимых.

Недавно завершившиеся масштабные командно-штабные учения на Дальнем Востоке стали одним из топовых медийных событий последних месяцев. Почти в режиме реального времени средства массовой информации передавали с места событий «красивые картинки» с захватом берегового плацдарма подразделениями морской пехоты Тихоокеанского флота. Тут же их сменяло видео высадки десантников двух десантно-штурмовых бригад на остров Врангеля с последующей ликвидацией разведывательно-диверсионных групп противника. В то же время один из самых важных элементов учений «Восток-2014», ставший проверкой почти двухлетней работы руководства Минобороны и Генерального штаба Вооруженных Сил РФ, вообще оказался без внимания.

Официально было озвучено лишь, что батальон территориальной обороны, развернутый на базе 392-го окружного учебного центра численностью 350 человек, был укомплектован за счет граждан, призванных из запаса, и переброшен военно-транспортной авиацией на Камчатку, за несколько тысяч километров от пункта постоянной дислокации, где выполнял задачи по охране и обороне важных объектов.

Было плохо, но не осталось и этого

Удивление вызывает название батальона – батальон территориальной обороны (БТО). Подобные воинские части есть не только в составе большинства европейских стран, в частности Франции, Великобритании, Швейцарии, но и у ближайших соседей России – Белоруссии и Украины. До недавнего времени таких подразделений не было в Вооруженных Силах РФ. Примечательно, что часть так называемых украинских карательных батальонов, в частности «Айдар» и «Кривбас», как раз и является развернутыми батальонами территориальной обороны вооруженных сил Украины.

“ На должность снайпера в морской пехоте назначали стропальщика из такелажной команды ”

А для ВС РФ создание БТО стало только одним из этапов реформирования системы мобилизационного развертывания и создания так называемого резервного компонента, именуемого в официальных документах мобилизационный людской резерв.

Следующим этапом начавшейся реформы стало создание в каждом округе органов военного управления, отвечающих за подготовку войскового резерва. За военными терминами, вызывающими недоумение у обывателей, скрывается одна из самых сложных проблем Вооруженных Сил России, которую не смогли решить предыдущие министры обороны, – поддержание укомплектованности войск при ведении боевых действий.

В ВС РФ есть такое понятие – текущий и временный некомплект (ТНК и ВНК). Текущий – это должности, не заполненные военнослужащими, так сказать «пустые», а временный – когда военнослужащий, стоящий на должности, убыл в командировку, отпуск, на лечение и не исполняет своих служебных обязанностей продолжительное время, но при этом числится на должности и должен вернуться к исполнению своих служебных обязанностей.

Во время боевых действий проблема восполнения ТНК и ВНК становится одной из самых важных еще до убытия воинской части на войну. При этом дело не в простом заполнении квадратика в штатно-должностной книге любым попавшимся под руку военнослужащим, а в назначении на должность подготовленного специалиста. Ведь в большинстве случаев речь идет о сложных военно-учетных специальностях, таких как связист, наводчик-оператор боевых машин и т. д., а не о бойце с автоматом.

Печальным примером провала восполнения некомплекта стала первая война в Чечне, когда в 1994 году на доукомплектование частей и соединений, участвовавших в боевых действиях, были брошены все возможные людские ресурсы. Это приводило к тому, что на должность снайпера в морской пехоте назначали стропальщика из такелажной команды. При этом воинские части несли потери в ходе боевых действий, требовалось увольнять военнослужащих в запас, а офицерам и прапорщикам предоставлять отпуска, что еще больше усложняло проблему.

Согласно системе восполнения потерь и мобилизационного развертывания, доставшейся Вооруженным Силам России в наследство от Советской армии, в боевых действиях ТНК и ВНК компенсируется за счет военнослужащих, призванных из запаса. Но по политическим причинам за время боевых действий правительство и президент России ни разу не дали разрешения на отмобилизовывание необходимого числа резервистов. Не стоит забывать, что в большинстве случаев призванный из запаса военнослужащий уже успел «на гражданке» утратить знания, навыки и умения по своей военной специальности.

Помимо восполнения некомплектов практически всегда есть необходимость развернуть дополнительные воинские части. Для этого в составе СА и ВС РФ были так называемые части сокращенного состава и части кадра (именно так их надо правильно называть – кадр 123 мсп, а не кадрированный 123 мсп).

Во многих спорах, связанных с переходом на новый облик при бывшем министре обороны Анатолии Сердюкове, некоторые специалисты называли это пережитком советской системы «большой войны», забывая о том, что даже в ходе локальных боевых действий воинские части надо выводить в пункты постоянной дислокации, а на их место направлять другие воинские части.

В ходе второй чеченской войны попыткой решить проблему резервного компонента стала отправка в зону боевых действий только по одной батальонно-тактической группе от полка и бригады. Потери восполнялись за счет частей и соединений, сформировавших БТГ, а также частей сокращенного состава и кадра военных округов, что позволило достаточно оперативно решать проблемы восполнения некомплекта подготовленными специалистами.

При этом в воинских частях, остававшихся в пунктах постоянной дислокации, также возникал существенный некомплект, ведь убывавшие на замену офицеры оставляли свои должности, а военнослужащие из воинских частей кадра и сокращенного состава не всегда имели необходимую подготовку, если вообще были хоть как-то подготовлены по ВУС. Еще больше проблем принес переход воинских частей на контракт.

Бывший начальник Генерального штаба генерал армии Николай Макаров в свойственной ему манере решил проблему очень просто, заявив, что в современных войнах никакие резервисты не воюют, а действует только кадровая армия. Результатом такого заявления стало решение расформировать все части кадра и сокращенного состава, а также сократить военные комиссариаты.

Проведенные в 2008–2012 годах командно-штабные учения доказали очевидную истину: даже в локальных боевых действиях низкой интенсивности батальон сможет пробыть в зоне боевых действий два, максимум три месяца, после чего из-за возникшего некомплекта его придется выводить на переформирование.

Что такое резерв и Национальная гвардия

В армиях западных стран проблема уже давно решена созданием двухуровневой системы резервных компонентов. Первый уровень – восполнение некомплекта непосредственно в войсках, а второй – развертывание дополнительных воинских частей при необходимости.

Хороший пример такой системы – вооруженные силы США, где так называемый резерв видов войск (резерв Армии США, резерв ВВС и т. д.) восполняет ТНК и ВНК в действующих воинских частяx, а при необходимости разворачиваются воинские части национальной гвардии, переданной в конце 2000-х из подчинения губернаторов штата федеральному правительству. Оригинально решен и способ пополнения резерва, когда все военнослужащие заключают типовой контракт на десять лет военной службы, но сами выбирают, сколько лет из них они проведут в регулярной армии, а сколько в резерве. На время действия контракта резервист может свободно работать «на гражданке», получая часть своего военного денежного довольствия, но при необходимости он обязан в течение суток прибыть к месту службы.

Национальных гвардейцев называют «солдаты на уик-энд», так как два раза в месяц на два дня их вызывают на военную службу (до 2007-го один раз в месяц), раз в полгода – на неделю службы, а один раз в год их призывают на месяц – обычно для проведения учений в национальном учебном центре. Все гвардейцы – это добровольцы, заключившие также контракт на 10 лет, большинство из них ранее не имели опыта военной службы.

Примечательно, что в частях и подразделениях национальной гвардии порядка 15–20 процентов личного состава – военнослужащие регулярной армии, выступающие в роли инструкторов. Здесь напрашивается некая аналогия с расформированными при переходе на новый облик воинскими частями кадра и сокращенного состава.

Новый российский путь

Впервые о планах реформирования системы мобилизационного резерва стало известно в конце 2013 года, когда 24 декабря президент Российской Федерации Владимир Путин утвердил План обороны Российской Федерации, согласно которому в каждом военном округе разворачивалось командование резерва, которое в случае начала боевых действий должно заняться проведением мобилизации и формированием новых частей и соединений.

Но этому решению предшествовала сложная работа, начавшаяся сразу с назначением на должность министра обороны Сергея Шойгу. «Когда мы подвели первые итоги, стало понятно, что перед нами руины. И никто не понимал, с какой стороны к ним подступиться», – поделился с «ВПК» один из собеседников.

Старая советская/российская система мобилизационного развертывания и так работала с большими проблемами, а после перехода на новый облик от нее практически ничего не осталось. Главная проблема была в отсутствии взаимодействия, формально прописанного во всех документах, между комплектуемыми воинскими частями и военными комиссариатами.

«На учения по развертыванию привозили кого попало и как попало. Нужен связист – привозят сапера, который якобы прошел доподготовку», – делился впечатлениями один из офицеров Центрального военного округа.

В 2013 году было проведено несколько экспериментальных учений по развертыванию оставшихся баз хранения и ремонта вооружения и военной техники (БХРВТ), центральных баз резерва техники (ЦБРТ) и учений по доукомплектованию личным составом частей постоянной боевой готовности в условиях как мирного времени, так и боевых действий, используя различные принципы приписки личного состава и укомплектования техникой.

Результатом стало решение создать командование резерва, получившего под свой контроль не только военные комиссариаты, но и БХРВТ и ЦБРТ. В окружных учебных центрах начались эксперименты по подготовке так называемых резервистов по контракту, а в их составе появились вновь созданные на основе Плана обороны РФ батальоны территориальной обороны, выполняющие задачи по охране и обороне важных объектов инфраструктуры Вооруженных Сил, а также по оказанию помощи в борьбе с иррегулярными формированиями и РДГ противника.

В отличие от вооруженных сил США в российской системе не планируется разделение на резервистов и национальных гвардейцев, командование резерва само будет решать, закрепляется резервист за частью постоянной готовности или за одной из баз хранения и ремонта, разворачивающихся в военное время в воинскую часть. Формирование этих органов военного управления уже завершено и как раз итоговой проверкой их готовности стали нынешние учения «Восток-2014».

Судя по всему, в ходе развертывания батальона территориальной обороны 392 оуц была проверена работа сразу всей новой системы войскового резерва, начиная от призыва резервистов, их прибытия к месту службы, развертывания воинской части и до оценки подготовленности резервистов к выполнению поставленных задач.

Необходимо учитывать, что традиционно система мобилизационного развертывания Вооруженных Сил России остается под грифом «Совершенно секретно» и о конкретных результатах проверки пока ничего неизвестно. Но судя по скудным сообщениям официальных должностных лиц, в частности начальника 392-го окружного учебного центра, результаты можно оценить как положительные.

До сих пор нет законодательного решения о статусе резервистов по контракту. Хотя первые планы о создании резервного компонента появились еще в 2009–2010 годах и неоднократно обсуждались профильными комитетами Государственной думы, Минобороны и даже правительством России, пока этот вопрос остается открытым.

Но нельзя забывать, что системы резервных компонентов в иностранных армиях мира в основе имеют четко прописанный статус резервиста, его права и обязанности перед государством, на основе которых уже и выстраиваются остальные компоненты системы.

Нынешний министр обороны – первый, кто смог победить «мобилизационное болото», как охарактеризовал сложившуюся до этого систему мобилизационного резерва один из собеседников издания. Остается надеяться, что реформа будет доведена до конца и Российская армия получит надежную двухуровневую систему резервных компонентов и негативный опыт чеченских компаний больше уже не повторится.

Личный состав по подразделениям распределяется в соответствии с полученной им подготовкой.

Некомплект и потери в личном составе восполняются за счет гражданского населения.

Рядовые мотопехотных войск, как правило, направляются в боевые взводы легких подразделений.

Саперы, минеры и специалисты-подрывники из формирований местной обороны направляются во взводы подрывников.

Пулеметчики, минометчики, стрелки-гранатометчики, наводчики ПТУР и расчеты противотанковых пушек направляются в тяжелые подразделения.

Для переподготовки и последующего включения в состав легких подразделений могут привлекаться:

Водители, кавалеристы, танкисты, артиллеристы;

Летчики, персонал наземных авиационных служб, зенитчики, понтонеры;

Военнослужащие частей снабжения и полевой почты;

Полицейские, личный состав местной самообороны, охраны предприятий, вспомогательных служб;

Добровольцы из гражданского населения: военнообязанные - допризывники, кадеты (курсанты);

Уволенные с военной службы по возрасту или по состоянию здоровья; освобожденные от службы в военное время - железнодорожники, почтовые служащие, служащие военных предприятий и т. д.

Рядовыми медицинской службы (мужчинами и женщинами) комплектуются санитарные отделения подразделений.

Военных и гражданских священников следует направлять в штабы отрядов (отделения специалистов) или в санитарные отделения подразделений. Они могут успешно использоваться в качестве связных, а также привлекаться для работы с ранеными и больными, которые укрываются населением страны.

Вместо профессиональных радистов целесообразно использовать радиолюбителей.

Оружейных техников, а также в некоторых случаях и гражданских механиков следует привлекать к изучению трофейного оружия, которое они способны быстро освоить и научить владеть им других.

Обучение личного состава

В период обучения личного состава необходимо действовать осмотрительно. Не следует провоцировать противника на принятие им ответных действий.

Обучением должен быть охвачен весь личный состав, включая даже опытных партизан, так как в ходе подготовки командному составу представляется возможность хорошо изучить своих подчиненных, а партизанам - ближе узнать друг друга.

В процессе обучения изучаются тактика партизанской войны, приемы и способы применения оружия, взрывчатых веществ и зажигательных средств, трофейного оружия.

В зависимости от обстановки продолжительность обучения может составлять от нескольких дней (недель) до двух месяцев.

При качественном решении организационных вопросов и достаточной подготовке личного состава в последующих боях будет меньше потерь и больше уверенности в своих силах.

Сбор сведений о населении страны

При изучении населения необходимо определить:

На кого можно полностью положиться;

Кто готов активно помогать партизанам (снабжать продовольствием, собирать разведывательные сведения, лечить раненых и больных, минировать объекты противника);

Кто симпатизирует противнику или сотрудничает с ним.

Формирование командного состава

Подбор командиров в партизанских отрядах может осуществляться не так тщательно, как в регулярной армии. Общее уважение и признание командира личным составом является достаточным условием для его назначения. В партизанском отряде воинское звание имеет второстепенное значение.

Командир должен иметь определенные технические знания, поскольку в партизанской войне ему придется организовывать и проводить диверсии на различных объектах.

Каждый командир в партизанской войне имеет значительно большую самостоятельность и свободу действий, чем командир аналогичного ранга в регулярной армии. В партизанской войне многие командиры должны уметь действовать совершенно самостоятельно.

Экипировка личного состава

Основную часть личного состава партизанских отрядов будут составлять местные жители, которых необходимо будет обмундировать и вооружить. Партизан в гражданской одежде должен носить нарукавную повязку Швейцарской Конфедерации.

Для размещения личного состава необходимо иметь палатки. Они могут быть реквизированы у населения и из специализированных магазинов.

Рюкзаки, столовые приборы, посуда, походные фляги, карманные фонарики изымаются у погибших солдат противника или собираются у населения.

Подготовка к зиме должна проводиться заблаговременно. Необходимо запастись шерстяными одеялами, пальто, лыжными куртками, теплым нижним бельем, хорошей обувью и из белого материала изготовить маскировочные халаты.

На каждое партизанское подразделение желательно иметь по два радиоприемника с питанием автономным и от электросети.

Армейское руководство и правительство страны по радио могут направлять деятельность партизанских отрядов и поддерживать моральный дух личного состава.

Оккупационная власть будет стремиться конфисковать у населения всю радиоаппаратуру и тем самым исключить прослушивание радиопередач. Поэтому движение сопротивления должно своевременно изъять у населения радиоприемники, запасные части к ним, источники питания и обеспечить надежное хранение.

Вооружение

Задача обеспечения партизанских отрядов оружием менее сложна, чем снабжения боеприпасами.

Групповое оружие (ручные пулеметы, реактивные противотанковые гранатометы, минометы, безоткатные орудия) должно состоять на вооружении регулярных армейских подразделений, которые составят ядро партизанских отрядов.

Бойцы формирований местной обороны и полицейские должны прибывать, как правило, со своим штатным оружием (карабинами, пистолетами, автоматами).

Добровольцы из местного населения должны быть вооружены силами партизанских формирований.

Добывание оружия

Практически в каждой швейцарской семье имеется старое, но еще пригодное к использованию стрелковое оружие (винтовки, карабины) .

Оружие может быть также конфисковано из различных мастерских, и у полицейских, перешедших на сторону противника.

Может быть собрано оружие, оставшееся в местах сильных боев, а также демонтированное из разрушенных оборонительных сооружений, выведенных из строя танков, боевых машин пехоты и самолетов .

Снабжение боеприпасами и взрывчатыми веществами

Недостаток боеприпасов будет сильно влиять на тактику партизанских частей и подразделений. Снабжение боеприпасами может осуществляться за счет:

Частей и подразделений регулярной армии;

Оставленных и неуничтоженных складов регулярной армии;

Захвата транспортов и складов боеприпасов противника;

Сбора в местах сильных боев.

Кроме того, боеприпасы в партизанские отряды могут перебрасываться по воздуху из незанятых противником районов, союзных дружественных стран. Боеприпасы могут быть собраны у населения страны (включая охотников, спортсменов), в специализированных магазинах по продаже стрелкового оружия, мастерских, а также изъяты у полицейских и конфискованы из строительных фирм.

Организация ремонта

Своевременный ремонт снаряжения и оружия играет важную роль в деятельности партизанских формирований.

Для ремонта имущества в партизанских отрядах могут привлекаться:

Специалисты регулярной армии (оружейные техники, механики и прочие);

Прибывшие в партизанские части и подразделения гражданские специалисты.

Мелкий ремонт может производиться в полевых условиях. Более крупный ремонт должен производиться скрытно в гражданских слесарных или механических мастерских, где оружейные техники могут работать под видом гражданских специалистов в течение нескольких часов или дней и использовать для ремонта оборудование этих мастерских.

Санитарная служба

Медицинские части в партизанских отрядах не создаются. Полевые госпитали также не развертываются, поскольку подразделения все время находятся в движении.

В подразделениях создаются санитарные отделения.

Унтер-офицеры медицинской службы распределяются равномерно по всем подразделениям.

Врачи, как правило, направляются в санитарные отделения тяжелых подразделений.

Недостающий персонал привлекается из гражданского населения (медицинские сестры, санитары).

Санитарные отделения оказывают лишь первую помощь раненым и готовят их к транспортировке. Для дальнейшего лечения их оставляют у местного населения.

Сущность боевой готовности подразделений заключается в их боеспособности, которая определяется совокупностью боевых возможностей по выполнению задач в соответствии с предназначением. Боеспособность зависит от боевой выучки подразделений, состояния боеготовности вооружения и техники и обеспеченности материальными средствами.

Под боевой выучкой понимается комплекс знаний, навыков и умений личного состава, его морально-психологическое и физическое состояние, обученность и слаженность подразделений для выполнения задач в соответствии с предназначением. Боевая выучка достигается всей системой боевой подготовки. Важнейшей ее составляющей является полевая выучка военнослужащих и подразделений,которая определяется их способностью согласованно действовать с применением всех современных средств борьбы против сильного противника и максимально использовать возможности оружия и техники. Полевая выучка офицерского состава включает также умение в короткие сроки организовать боевые действия и твердо управлять подразделениями в ходе боя.

Боеготовность военной техники определяется степенью подготовленности ее к использованию для выполнения боевых задач. Основными показателями боеготовности военной техники являются ее техническое состояние, надежность и величина технического ресурса, наличие подготовленного экипажа (расчета), боевого комплекта, средств транспортировки и обеспечения, укомплектованность ЗИПом и эксплуатационной документацией, время приведения в готовность к боевому применению в любых условиях обстановки. В современных условиях сокращение времени перевода военной техники в полную боевую готовность приобретает особое значение.

Повседневное состояние подразделений и частей должно позволять приводить их в готовность к выполнению боевой задачи в установленные сроки.С этой целью они укомплектовываются личным составом, вооружением, боевой техникой по штатам мирного времени и обеспечиваются всеми видами войсковых запасов.

Способность каждого подразделения независимо от состава и положения приводить себя в полную готовность к выполнению боевых задач занимает важнейшее место в системе боевой готовности.Эта способность обеспечивается тщательной разработкой боевого расчета действий личного состава подразделения, постоянным уточнением по времени, месту и объему проводимых мероприятий с целью учета всех изменений в боевом составе и укомплектованности подразделений личным составом и боевой техникой, определением порядка действий каждого военнослужащего подразделения с объявлением различных степеней боевой готовности. Время необходимое для выполнения мероприятий и объема работ, проводимых при введении различных степеней боевой готовности,определяется приказами Командующих военными округами.

Различают два способа приведения подразделений в боевую готовность: подъем по боевой тревоге и подъем по учебной тревоге.

Подъем по боевой тревоге проводится в случаях угрозы нападения противника с целью приведения подразделений в полную боевую готовность для немедленного выполнения боевой задачи.

Подъем по учебной тревоге проводится в целях подготовки подразделений к действиям по боевой тревоге, при выходе подразделений на учения, для ликвидации последствий стихийных бедствий, для тушения пожаров и решения других задач. При этом подразделения действуют как по боевой тревоге, но с установленными ограничениями.

Подъем по учебной тревоге проводится теми командирами (начальниками), которым предоставлено это право Министром обороны Российской Федерации.

Передача сигнала организуется по системе оповещения. Для оповещения подразделений в расположении части, суточного наряда и караула создается система селекторной и электрозвуковой сигнализации, а для оповещения и сбора военнослужащих, проходящих службу по контракту, помимо телефонной связи и посыльных может создаваться звуковая сигнализация. Оповещение подразделений, находящихся вне расположения части, обеспечивается по техническим средствам связи и подвижными средствами. Для оповещения военнослужащих, находящихся в отпусках и командировках, в штабе части должны быть подготовлены соответствующие документы. Всю полноту ответственности за организацию оповещения несут лично командиры частей и подразделений. Они должны организовать подбор и практическую тренировку лиц, осуществляющих доведение сигналов до подразделений и оповещение личного состава.

После получения сигнала на подъем по боевой тревоге, дежурный по части лично и через своего помощника оповещает подразделения и докладывает командиру и начальнику штаба. Одновременно принимаются меры по оповещению военнослужащих, проходящих службу по контракту. Убедившись, что сигнал получили все подразделения дежурный осуществляет контроль проводимых мероприятий и установленным порядком докладывает о ходе подъема части по боевой тревоге. При этом,особое внимание обращается на своевременность убытия личного состава в парк для снятия техники с хранения и погрузочных команд на склады, выход подразделений связи для развертывания узла связи на пунктах управления в районе сосредоточения, а подразделения комендантской службы —для несения службы на маршрутах выдвижения. Кроме того, дежурный обязан дать указания о допуске личного состава к охраняемым объектам, усилить охрану штаба,парка и обеспечить своевременность смены караулов.

С прибытием командира части или начальника штаба (если сигнал боевой тревоги получен в их отсутствие) дежурный докладывает о ходе выполнения мероприятий, предусмотренных планом, и в дальнейшем действует по их указанию.

Офицеры управления части по прибытию по тревоге получают личное оружие и боеприпасы у дежурного по части, а топографические карты в секретной части штаба; офицеры подразделений личное оружие и боеприпасы получают у дежурного по подразделению, где они хранятся. Топографические карты офицеры подразделений получают в месте, установленном командиром части.

Выход части в район сосредоточения (если это необходимо) осуществляется по установленному сигналу и в зависимости от наличия маршрутов может осуществляться батальонными или ротными колоннами, с выделением от них непосредственного охранения. Колонны проходят исходный пункт (рубеж) в точно установленное командиром части время.

Для организованного выхода подразделений в район сосредоточения на территории военных городков, вблизи парков и складов назначаются пункты сбора. В этих пунктах производится сбор личного состава подразделений,завершается его экипировка и осуществляется посадка на боевую технику (автотранспорт) для выдвижения в район сосредоточения. Машины, загруженные материальными средствами на складах,в пункты сбора своих подразделений следуют самостоятельно. Пункты сбора должны знать все солдаты, сержанты и офицеры.

По завершению выхода личного состава в пункты сбора командиры батальонов (дивизионов) и отдельных рот (батарей) уточняют (ставят) задачу подчиненным подразделениям на дальнейшие действия.В пункте постоянной дислокации временно остается лишь личный состав, выделенный для охраны и сдачи казарм и имущества не берущегося в поход.

При выходе в район сосредоточения управление подразделениями части осуществляется с командного пункта короткими сигналами и через посты комендантской службы, а в районе сосредоточения —преимущественно путем личного общения или с использованием только проводных и подвижных средств связи.

По прибытию в район сосредоточения уточняются схемы расположения подразделений и проводится их доукомлектование до штатов военного времени.

Подразделения в районе сосредоточения распологаются рассредоточенно, скрытно и с учетом обеспечения быстрого и организованного выхода колонн из этого района с получением боевой задачи или при переходе в новый район.

Величина района для расположения батальона на месте составляет порядка 10 квадратных километров. Роты в указанных районах располагаются вдоль маршрута выдвижения, используя защитные и маскирующие свойства местности. Расстояние на открытой местности между боевыми машинами должно быть 100— м, а между взводами —300— м.

Для охраны района сосредоточения на угрожаемые направления от батальонов могут выставляться сторожевые отряды или заставы, а для обеспечения непосредственного охранения от подразделений —сторожевые посты и организовываться патрулирование.

Одновременно организуется противовоздушная оборона и оборудуются укрытия для личного состава и техники, а также принимаются меры маскировки.

Инженерное оборудование района начинается немедленно с его занятием. В первую очередь оборудуются открытые и перекрытые щели, окопы, траншеи, ходы сообщения, блиндажи и убежища для личного состава, окопы и укрытия для вооружения и техники, возводятся сооружения для командных и медицинских пунктов, на опасных участках устраиваются заграждения, подготавливаются пути выдвижения, оборудуются пункты водоснабжения.

В последующем дооборудуются командные и медицинские пункты, совершенствуются ходы сообщения, устраиваются убежища на каждое подразделение, оборудуются основные и ложные объекты, дополнительно устраиваются заграждения, подготавливаются пути выхода и маневра из района сосредоточения.

Параллельно с производством фортификационных работ завершается и подготовка подразделений к выполнению боевой задачи: личному составу выдаются на руки боеприпасы и допольнительные средства защиты и медицинской помощи, производится подготовка оружия и боеприпасов к боевому применению, а также снаряжение патронами лент и магазинов, производится осмотр и техничесоке обслуживание боевой и другой техники.

Доподготовка машин к боевому применению осуществляется силами экипажей с привлечением отделения технического обслуживания. Основное содеражание работ по подготовке вооружения к боевому применению включает: расконсервацию оружия и проверка работы противооткатных устройств танковых пушек боевых машин (орудий-пусковых установок БМП); проверку функционирования комплексов вооружения боевых машин в автоматическом режиме стрельбы; проверку выверки нулевых линий прицеливания по контрольно-выверочной мишени (удаленной точке); приведение выстрелов в окончательно снаряженный вид,снаряжение пулеметных лент и укладка боекомплекта в машины (если машины содержались на хранении без боекомплекта); проверка системы ПАЗ, состояния деталей ОПВТ, исправности водооткачивающего насоса, заправки баллонов ППО; проверка отсутствия течи из систем питания топливом и смазки и дозаправка машины топливом, маслом и охлаждающей жидкостью; доукомплектование машины положенным имуществом и устранение обнаруженных неисправностей;

Параллельно с подготовкой вооружения боевых машин личный состав осуществляет проверку готовности стрелкового оружия к стрельбе. При этом,оптические прицелы стрелкового оружия и гранатометов, как правило, выверяются по контрольно-выверочным мишеням или по удаленной точке.

В целях быстрой и качественной подготовки вооружения к боевому применению целесообразно предусмотреть ряд организационно —технических мероприятий. К основным мероприятиям подготовительного периода относятся такие как разработка документов, оптимизирующих выполнение работ по подготовке вооружения подразделений к боевому применению,и подготовка личного состава к их выполнению, а в процессе производства работ —контроль качества приведения вооружения к боевому применению должностными лицами подразделения и части.

О выполнении мероприятий командиры подразделений докладывают по команде. При докладе указывается укомплектованность подразделения личным составом, наличие боевой техники и ее состояние, количество выделенных запасов военно-технического имущества, уровень морально-психологического состояния личного состава.

В дальнейшем с получением сигнала на приведение в боевую готовность ПОЛНАЯ в подразделениях осуществляется непосредственная подготовка к выполнению боевых задач.

Российская армия начала полномасштабное формирование мобилизационного резерва. Солдаты и офицеры запаса, заключившие с Минобороны контракт, должны будут каждый месяц посещать специальные занятия и ежегодно проходить военные сборы. Взамен государство гарантирует им ежемесячные выплаты и ряд компенсаций. В случае объявления особого периода резервистами доукомплектуют существующие части, их также используют для формирования новых. Военные эксперты считают, что реформа укрепит обороноспособность страны.

В Министерстве обороны «Известиям» рассказали, что c нынешнего года система мобилизационного резерва начинает работать в полном объеме на всей территории России. Необходимые нормативные акты для начала реформы уже приняты. Ранее ведомство провело эксперимент в отдельных регионах. Он продлился почти два года. Его результаты признаны успешными.

В 2015 году президент России подписал указ «О создании мобилизационного людского резерва Вооруженных сил РФ». Механизм привлечения россиян в новые структуры и условия заключаемых с ними контрактов описаны в законе «О воинской обязанности и военной службе». Там указано, что резервистами могут стать солдаты и офицеры запаса, прошедшие медкомиссию.

За формирование резерва отвечают военкоматы. Еще не все из них начали соответствующую работу. Однако, к примеру, набор желающих уже идет в Ростовской области - в военкомате города Новошахтинск военнослужащий запаса может заключить контракт на службу в резерве.

- Для этого надо явиться в военкомат, имея при себе паспорт и военный билет, - рассказали «Известиям» в военкомате Новошахтинска. - Военнослужащий резерва должен учиться 2–3 дня в месяц и проходить ежегодные сборы длительностью от 20 до 30 дней.

Призвать на службу такого человека могут в любой момент: при объявлении особого или угрожаемого периода, в случае крупных учений, чрезвычайных ситуаций или просто острого дефицита военных специалистов в частях.

Вопрос о создании организованного мобилизационного резерва поднимался давно, - рассказал «Известиям» военный эксперт Виктор Мураховский. - Новая система позволит подготовить и поддерживать в боевой готовности высококвалифицированные кадры, обеспечить быструю переброску личного состава на театры военных действий, где необходимо развернуть новые соединения, но местного мобресурса не хватает.

В частности, по его словам, новая система привлечения кадров увеличит обороноспособность Дальнего Востока. В частях этого региона есть техника, но существует дефицит кадров.

Оклад и деньги за постой

Поступающие в резерв солдаты и офицеры запаса подписывают контракт на три, пять или более лет. При заключении нового соглашения россиянин получает единовременную выплату: при трехлетнем сроке - в размере оклада, для пяти и более лет - в полтора раза больше.

Зарплата резервиста будет складываться из должностного оклада, выплат за звание и регионального коэффициента. Например, командиру взвода в звании старшего лейтенанта в центральной части России начислят 27,5 тыс.рублей. Командиру отделения в звании сержанта в Кемеровской области (региональная надбавка - 30%) - 25,3 тыс.

Правда, в полном объеме эти деньги выплачиваются только во время сборов. В остальной период, 11 месяцев в году, резервистам будут платить 12% от оклада. Старший лейтенант из Центральной России получит 3,3 тыс. рублей в месяц, сержант из Кемеровской области - 3,036 тыс. рублей.

Такой порядок выплат предусмотрен постановлением правительства России «Об установлении размера месячного оклада гражданам РФ, пребывающим в мобилизационном людском резерве, за исключением периода прохождения военных сборов» от 23 декабря 2015 года.

Во время сборов государство гарантирует резервисту сохранение средней зарплаты или стипендии. Также оно возьмет на себя расходы по найму жилья, командировочные, оплату проезда на сборы и возвращение домой.

Предусмотрены и надбавки за выслугу лет. Например, через три года после зачисления резервисты смогут дополнительно получать 10% от оклада. С годами выплаты будут увеличиваться. Максимальную надбавку - 50% - начислят после 20 лет непрерывного нахождения в резерве.

Как это работает

Резервиста припишут к конкретной воинской части или Центру обеспечения мобилизационного развертывания (ЦОМР), где он будет проходить сборы.

Есть такие понятия - текущий и временный некомплект (ТНК и ВНК), - рассказал «Известиям» военный эксперт Владислав Шурыгин. - К примеру, военнослужащий перевелся на другое место службы, а на его место еще никого не назначили. Это временный некомплект. Если человек заболел и уже не сможет выполнять свои обязанности - это текущий некомплект. ТНК и ВНК серьезно влияют на боеспособность воинской части. К примеру, в батальоне может не хватать командира роты, нескольких стрелков-пулеметчиков и механиков-водителей. Их отсутствие серьезно сказывается на способности батальона выполнять боевую задачу. Также есть должности, которые вводятся только в случае войны. К примеру, помощник пулеметчика или заряжающий миномета. В мирное время они не нужны, но в бою становятся критически важными.

Замещать ТНК и ВНК будут мобрезервисты, заключившие контракт с воинской частью. Другой их задачей станет восполнение потерь в военное время.

Базы хранения уходят в прошлое

Будут расформированы базы хранения и ремонта военной техники (БХиРВТ), где годами стоят танки, БТР и другая техника, предназначенная для комплектования частей в случае мобилизации. В Сухопутных войсках до недавнего момента существовало более 40 таких баз (14 из них - мотострелковые).

Сейчас к БХиРВТ приписывается мобилизационный резерв личного состава, - рассказал «Известиям» Виктор Мураховский. - Солдаты и офицеры запаса должны явиться на базу в случае объявления особого периода.Такая система имеет свои минусы. Например, есть вопросы по комплектованию и слаживанию частей, трудно найти специалистов ПВО, инженерных и танковых войск.

Кроме того, сейчас в штатном расписании БХиРВТ числится не более 10 человек. Такое количество личного состава не позволяло поддерживать технику в должном состоянии.

Реорганизация мотострелковых БХиРВТ уже началась. Около трети из них закрыты. К примеру, в Новосибирской области перестала действовать 103-я БХиРВТ. Об этом «Известиям» рассказали офицеры частей, служащих на Шиловском полигоне - там раньше располагалась база.

Воинская часть 30654 (она же 104-я БХиРВТ из города Бийска Алтайского края) и в/ч 92910 (245-я БХиРВТ из Лесозаводска Приморского края) в базе данных «СПАРК-Интерфакс» числятся как «не действующие». Это означает что части как юридические лица перестали существовать, а их банковские счета закрыты.

Новые центры для резервистов

В созданных на базе БХиРВТ ЦОМРах будут и хранить технику, и обучать резервистов. В случае необходимости центры преобразуют в «полнокровные» воинские части и соединения. Для ЦОМРов построят новую современную инфраструктуру.

В 2016 году Минобороны заключило контракт на проектирование новой БХиРВТ на Сахалине. Проект иллюстрирует, как может выглядеть Центр обеспечения мобилизационного развертывания.

В селе Дачное планируется построить военный городок. Там появится зона парковки площадью 700 тыс. кв. м, казарма для размещения 521 солдата и сержанта, штабное и учебное здания, склады для имущества и ракетно-артиллерийского вооружения, отапливаемые хранилища на 1,2 тыс. машино-мест. Будут оборудованы зоны хранения и ремонта техники.

Такая инфраструктура позволит в случае сборов разместить на базе батальон резервистов, провести учения и плановое обслуживание техники их силами.

В зарубежных странах есть аналоги создаваемой в России системы. Так, в США армия в случае возможной угрозы будет черпать личный состав из частей Национальной гвардии и армейского резерва. В Швейцарии организованный резерв составляет большую часть вооруженных сил - эти люди готовы по первому требованию прибыть в воинскую часть.