Поступила в редакцию. По порядку организации и проведения занятий по допризывной подготовке учащихся по Оказание помощи в полевых условиях

требования безопасности

при проведении занятий по допризывной подготовке

(полевые сборы)

1. Общие требования

1.1. К занятиям по допризывной подготовке (полевые сборы) допускаются учащиеся, прошедшие полный курс теоретической подготовки, получившие положительные оценки, прошедшие медицинское освидетельствование и не имеющие ограничений к занятиям по физической подготовке.

1.2. Перед началом занятий преподаватель обязан провести обучение учащихся мерам безопасности при выполнении конкретных видов упражнений с регистрацией в журнале учебных занятий.

1.3. Безопасность при проведении стрельб, метании ручных гранат обеспечивается четкой их организацией, знанием и точным соблюдением порядка и правил, установленных на стрельбище или в тире, высокой дисциплинированно­стью всех участников стрельбы.

1.4. При выборе направления стрельбы, метании гранат, необходимо учитывать, что выстрел из винтовки опасен на дистанции до 200 м., при метании гранат до 50 м.

1.5. В целях недопущения несчастных случаев и обеспечения безопасности как стре­ляющих, так и окружающих на стрельбище и в тире запрещается:

Производить стрельбу из неисправного оружия даже по команде «Огонь»;

Брать в руки и заряжать оружие без команды руководителя стрельбы;

Прицеливаться и направлять даже незаряженное оружие в стороны и тыл, в мише­ни, если в направлении их находятся люди или животные, а также в людей или в живот­ных;

Выносить оружие в заряженном состоянии с огневого рубежа;

Оставлять где бы то ни было заряженное оружие или передавать его другим лицам без команды руководителя стрельбы;

Находиться на огневом рубеже посторонним от команды «Огонь» до команды «Отбой».

1.6. При следовании самостоятельно в район занятий пересекать проезжую часть до­роги по пешеходным переходам, а в случае их отсутствия - на перекрестках по линии тро­туаров и обочин. При отсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка переходить дорогу под прямым углом к ее продольной оси на участке, где дорога хорошо просматри­вается в обе стороны, убедившись, что переход безопасен.

2. Требования безопасности перед началом занятий.

2.1. Проверить исправность оружия, макетов гранат и других наглядных пособий и приспособлений.

2.2. Определить и обозначить границы огневого рубежа.

2.3. Выставить, если стрельба ведется на стрельбище, оцепление и назначить наблю­дателей за мишенным полем.

3. Требования безопасности во время проведения стрельбы из малокалиберной винтовки и метании макетов гранат.

3.1. При стрельбе стрелок обязан:

Держать оружие на линии огня дульной частью ствола только в направлении стрельбы под углом 45°-60° независимо от того, заряжено оно или нет;


Оставлять оружие или передавать его другому лицу только с разрешения по ко­манде руководителя стрельбы, при этом предварительно разрядив оружие;

Заряжать оружие только по команде руководителя «Зарядить оружие»;

Доложить руководителю о выполнении команды;

По команде «Огонь» самостоятельно заряжать оружие и вести огонь до окончания выполнения упражнения;

Доложить руководителю об окончании стрельбы, проверить отсутствие пульки в стволе, поставить оружие на предохранитель;

Положить оружие, по команде «Осмотреть мишени» подойти к мишени, опреде­лить количество пробоин (попаданий) и сумму очков.

3.3. Постоянно вести наблюдение за огневой зоной, при появлении в ней человека или животного немедленно прекратить стрельбу (метание гранат) и подать команду «Пре­кратить стрельбу (метание гранат), человек (животное) в зоне огня».

4. Требования безопасности в аварийных ситуациях

4.1. Способы искусственного дыхания

Искусственное дыхание проводится только в тех случаях, если пострадавший не дышит или дышит редко, судорожно, со всхлипыванием. Существует несколько способов искусственного дыхания:

1) рот в рот - оказывающий помощь производит выдох в легкие через трубку или непосредственно в рот или нос пострадавшего;

2) пострадавшего кладут на спину и подкладывают под нижние края лопаток валик из оде­жды. Оказывающий помощь становится на колени за головой пострадавшего и, взяв его за руки ближе к локтям, поднимает их вверх и заводит за голову до отказа, а через 2-3 с. пе­реводит их в прежнее положение. Ритмичность 16-48 движений в минуту.

4.2. Поддержание кровообращения с помощью наружного массажа сердца

При отсутствии пульса и расширении зрачков пострадавшему одновременно с ис­кусственным дыханием делается непрямой массаж сердца.

Если в оказании помощи участвуют два лица, то один делает искусственное дыха­ние, второй, встав с левой стороны пострадавшего, кладет ладонь одной руки на нижнюю треть груди, вторую руку накладывает на первую. Выполняются ритмичные надавливаю­щие движения основанием ладони на грудную клетку (частота 60-70 р/мин).

Если помощь оказывает один человек, то он массаж сердца и искусственное дыхание делает поочередно 2-3 выдоха и 15-20 ритмичных надавливаний на грудную клетку.

4.3. Порядок оказания первой помощи при ранениях и кровотечениях:

Слабое капиллярное кровотечение останавливается наложением повязок;

При сильных кровотечениях, при венозном и артериальном кровотечениях исполь­зуется жгут, закрутка;

Кровь из шеи останавливают прижатием челюстной артерии, из бедра - бедренной артерии.

Жгут или закрутка накладываются на время не более 2 часов. При внутренних кро­вотечениях к месту травмы прикладывается лед.

4.4. Первая помощь при переломах, вывихах, ушибах и растяжениях связок

При переломе, вывихе и т.д. наложить на поврежденную часть тела транспортную шину (доску, палку и т.д.). При этом необходимо исключить из движения не менее 2 суста­вов (выше и ниже места перелома). Место перелома обязательно закрыть мягкой ватой или бинтом.

При глубоком обмороке, остановке дыхания, пострадавшему необходимо сделать искусственное дыхание.

После оказания первой помощи обязательно обратиться к врачу.

4.5. Солнечный и тепловой удар

При солнечном и тепловом ударе пострадавший ощущает жажду, чувствует уста­лость, лицо краснеет, а затем бледнеет, повышается температура, могут появиться судоро­ги, потеря сознания.

Для оказания первой помощи при солнечном или тепловом ударе необходимо пере­нести пострадавшего в прохладное место, снять с него одежду, облить водой, положить холод на голову и грудь, обтереть тело холодной водой. Если отсутствует дыхание - сле­дует начать делать искусственное дыхание.

комплекс мероприятий, проводимых в рамках реализации гражданами РФ конституционного долга и обязанности по защите Отечества. Д. п. проводится в форме обязательной и добровольной подготовки гражданина к военной службе. Обязательная подготовка гражданина к военной службе предусматривает: получение начальных знаний в области обороны; подготовку по основам военной службы в образовательном учреждении среднего (полного) общего образования, образовательном учреждении начального профессионального и среднего профессионального образования и в учебных пунктах организаций; военно-патриотическое воспитание; подготовку по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин по направлению военного комиссариата; медицинское освидетельствование. Добровольная подготовка включает: занятие военно-прикладными видами спорта; обучение по дополнительным образовательным программам, имеющим целью военную подготовку несовершеннолетних граждан, в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, а также в военных оркестрах ВС РФ, др. войск, воинских формирований и органов; обучение по программе подготовки офицеров запаса на военных кафедрах при государственном, муниципальном или имеющем государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственном образовательном учреждении высшего профессионального образования.


Учебное пособие для 10-11 (11-12} классов учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования, с белорусским и русским языками обучения с 11-летним и 12-летним сроками обучения
Допущено Министерством образования Республики Беларусь

ВВЕДЕНИЕ
Человек проник в тайны внутриядерной энергии, вышел в космическое пространство, клонирует клетки животных. Человеческий разум покорил Землю, но не смог. примирить человечество. Мир еще не научился жить в мире. И в третье тысячелетие люди вошли с грузом диктата и насилия, с локальными и глобальными конфликтами, с наличием армий почти во всех странах мира.
Беларусь - миролюбивое государство. В Конституции нашей страны записано, что, “Республика Беларусь в своей внешней по-
литике исходит из принципов равенства государств, неприменения силы или угрозы силой”. Но одно миролюбие в современной обстановке еще не дает гарантий безопасности. Одним из приоритетных направлений обеспечения безопасности Республики Беларусь является создание необходимого оборонного потенциала.
В последние годы произошли изменения в теории и практике подготовки и ведения войн. Вооруженная борьба сегодня уже не является единственным и основным средством достижения целей войны. На первый план вышли политические, дипломатические, экономические, информационные и иные формы противоборства. Вероятность и исход войны в настоящее время всё более и более зависят от единства и готовности всего народа встать на защиту Отечества. Всё это придало национальной безопасности страны, защите Отечества действительно всенародный характер.
Трансформировалось и содержание вооруженной борьбы - приоритетными в ней стали неконтактные действия, специальные операции, действия иррегулярных войск, террористические акции. Радикальные изменения в содержании вооруженной борьбы привели к необходимости глубокого реформирования Вооруженных Сил Республики Беларусь. Возникла необходимость в организации стройной системы территориальной обороны страны, актуальной стала допризывная подготовка граждан к военной службе.
Оборона страны отнесена белорусским законодательством к важнейшим функциям государства, является всеобщим делом, а защита Республики Беларусь определена ее Конституцией как обязанность и священный долг граждан республики. Испокон веков вооруженная защита Отечества была уделом мужчин, их долгом и делом чести. В Беларуси установлена воинская обязанность, в соответствии с которой граждане подлежат воинскому учету, готовятся и привлекаются к военной службе либо службе в резерве Вооруженных Сил или в других воинских формированиях республики, состоят в запасе.
Закон Республики Беларусь “О воинской обязанности и воинской службе” предусматривает обязательную и добровольную подготовку граждан к военной службе. Важным элементом обязательной подготовки является допризывная подготовка, которая проводится в учреждениях, обеспечивающих получение общего среднего, профессионально-технического и среднего специального образования.
Целью допризывной подготовки является формирование у юношей морально-психологической и физической готовности к военной службе, обеспечение учащихся знаниями и умениями, необходимыми для освоения обязанностей защитника Отечества.
В процессе обучения допризывники и призывники должны усвоить конституционные права и обязанности граждан по защите государства, предназначение Вооруженных Сил и других воинских формирований Республики Беларусь, порядок прохождения военной службы солдатами и сержантами, основные требования Военной присяги и общевоинских уставов; приобрести практические умения, физическую закалку и психологическую устойчивость, с тем чтобы, будучи призванными на военную службу, успешно овладевать вверенным вооружением и военной техникой.
В учебном пособии изложено содержание всех тем программ по допризывной подготовке для средних школ, профессионально-технических училищ и средних специальных учебных заведений. Вместе с тем последовательность подачи материала несколько отличается от размещения тем в программах. Такое отступление делает учебное пособие более стройным, логически последовательным и не должно вызывать трудностей при изучении предмета.
В первом разделе учебного пособия содержится теоретический материал по героическому историческому прошлому нашего народа, зарождению, развитию и современному состоянию Вооруженных Сил Республики Беларусь, военному законодательству, конкретизируются вопросы подготовки и прохождения военной службы. Изучение этого материала способствует воспитанию гражданственности и патриотизма, формирует психологическую готовность к предстоящей военной службе.
Во втором разделе представлен в основном практический компонент допризывной подготовки. Практическая отработка приемов, упражнений и нормативов способствует более осознанному восприятию вопросов первого раздела, а также дает возможность приобрести первоначальные умения, которые помогут молодым солдатам быстрее адаптироваться к военной службе.
Изучение предмета “Допризывная подготовка” в комплексной системе идеологического и военно-патриотического воспитания формирует у юношей готовность к выполнению конституционного долга по защите Родины, укрепляет моральный дух учащихся, способствует повышению их сознательности, ответственности, дисциплинированности, трудовой активности.
В настоящем издании учтены изменения в военном строительстве, результаты реформирования Вооруженных Сил Республики Беларусь после 2001 года.

ЗАЩИТА ОТЕЧЕСТВА
Из всех конституционных обязанностей граждан Беларуси лишь одна определена как священная - это защита Республики Беларусь. Чтобы выполнять воинский долг осознанно и достойно, надо знать свою страну, ее прошлое и настоящее, иметь представление об армии, быть морально, психологически и физически готовым к предстоящей военной службе и, если понадобится, к вооруженной защите Отечества - Республики Беларусь.

ГЛАВА I
Страницы мужества и героизма белорусского народа
Живущие обязаны прошлому и в ответе перед будущим. Что мы взяли у наших предков, как воспользовались их наследием, что передадим потомкам?
Не счесть ратных подвигов, совершенных на белорусской земле, не счесть имен героев, самоотверженно защищавших свою Родину.
В настоящей главе вспомним не о битвах, войнах или исторических событиях, а о людях, вставших на защиту родной земли, своего народа, Отечества. Задумаемся, поразмышляем и оценим мужество, отвагу и величие духа наших предков.
§ 1. Защита Отечества нашими предками
Вооруженная борьба восточных славян. История знает немало примеров, когда в истребительных войнах прекращали свое существование целые племена, народы, государства. С древних времен право на жизнь и свое дальнейшее развитие надо было отстаивать, а потому вопросы защиты, вооруженной борьбы приобретали первостепенное значение.
Наши древнейшие предки - восточнославянские племена. Они вели оседлый образ жизни, успешно развивали земледелие, скотоводство, ремесла, а когда нападал враг - мужественно и умело защищались.
В период разложения первобытно-общинного строя и зарождения феодальных отношений у восточных славян участие в военных предприятиях не являлось привилегией для одних и бременем для других. В них участвовали все, кто был к этому способен, а значит, подготовка к военным действиям, приобретение необходимых умений и навыков были делом всех.
Ближайшими соседями восточных славян на юге были кочующие в Причерноморских степях гунны и авары, а затем - хазары, печенеги, половцы. При очередных набегах они грабили, уводили пленных, опустошали восточнославянские земли. Всё это заставляло уделять большое внимание вооруженной защите. Наряду с сельскими поселениями восточные славяне строили большие укрепленные городища, окруженные земляными валами, рвами, частоколом из бревен. Для самообороны и ведения войн они совершенствовали свое вооружение, чему способствовало успешное развитие ремесел.
Восточные славяне и сами совершали походы. Их войска неоднократно достигали стен Константинополя, а византийский автор вынужден был признать, что славяне “научились вести войну лучше, чем римляне”. Летопись упоминает, что в войске киевского князя Олега в 907 году против Византии мужественно сражались полочане и радимичи, за что Полоцк получал дань от побежденных греков.
Но чаще нужно было защищаться, а успех приходил, когда действовали сообща. При очередном набеге половцев в 1168 году Великий князь киевский Мстислав, собрав всех удельных князей, обратился к ним со словами: “Друзья и братья! Оставим междоусобие; воззрим на небо, обнажим меч и, призвав имя Божие, ударим на врагов. Славно, братья, искать чести в поле и следов, проложенных там нашими отцами и дедами”. Половцы были разбиты. В совместных походах против кочевников вместе с киевскими князьями принимали участие со своими дружинами князья полоцкий Давид, гродненский Мстислав, туровский Глеб, пинский Ярослав и другие.
В 1240 году, захватив устье Невы и город Ладогу, шведы намеревались преградить новгородцам выход к Балтийскому морю. Войско шведа Я. Биргера прошло по Неве и расположилось лагерем у реки Ижоры. Новгородский князь Александр Ярославич с небольшим отрядом и дружиной полочан подошел к шведскому лагерю и в рукопашном бою наголову разгромил противника. Летописец высоко отозвался о белорусском воине Якове Полочанине. По его словам, тот, “наихав на шведский полк с мечом мужествовав много”. После боя князь Александр Невский лично благодарил храброго ратника ьще более сокрушительное поражение было нанесено крестоносцам на Чудском озере в 1242 году.
Невская битва (слева Александр Невский, справа - Н. Биргер, на переднем плане - Яков Полочанин). Древнерусская книжная миниатюра XVI в.
Куликовская битва. Ярким примером объединения против общего врага явилась Куликовская битва (1380), где под руководством Великого князя московского Дмитрия Донского сражались и пришедшие со своими отрядами князь полоцкий и псковский Андрей, его брат князь Дмитрий Ольгердович, князь Дмитрий Боброк, друцкий князь Глеб. Объединенными силами Золотой Орде был нанесен сильнейший удар, в результате которого она неуклонно пошла к упадку.
Сражение началось с поединка между двумя богатырями: русским Александром Пересветом и монгольским Челубеем. Оба погибли в смертельной схватке. Затем сблизились войска, и началась битва. Упорство и ожесточенность Куликовского сражения летописец в знаменитом “Сказании о Мамаевом побоище” описывает так: “На том поле сошлись сильные полки вместе, из них выступили кровавые зори от сияния мечей, точно молнии блещут. И был треск ломающихся копий и удары мечей”.
Белорусы могут гордиться мужеством и отвагой своих предков - воинов, пришедших на Куликово поле, чтобы участвовать в справедливой борьбе за правое дело всех братских восточнославянских народов.
Грюнвальдская битва. Еще одним примером совместной борьбы с врагом является знаменитая Грюнвальдская битва, в которой против Тевтонского ордена крестоносцев плечом к плечу сражались литовские, польские, белорусские и русские герои.
Битва состоялась 15 июля 1410 года у деревни Грюнвальд. Началась она со смелой атаки конницы Витовта. Атака была решительной и мощной, всадники уже громили немецких бомбардиров и приблизились к рыцарям, но были встречены лавиной стрел арбалетчиков и лучников. И тут ринулась в бой закованная в броню стена рыцарской конницы. Выступили и передовые польские полки. Неприятели сошлись в сече.
Стоял неимоверный гул от боевых кличей, криков, ржания коней, лязга оружия. “Нога наступала на ногу, доспехи ударялись о доспехи, и пики направлялись в лица врагов...” Долгое время войска сражались без всякого успеха. Витовт, забыв об усталости и пренебрегая опасностями, появлялся то в одном, то в другом месте сражения, призывал и вел в бой своих воинов.
Мощный удар нанесли немцы по центру, где стояли воины смоленского, оршанского и Мстиславского полков. Русские сражались отчаянно, сдерживая в несколько раз превосходящего их противника. Польский историк XV века Ян Длугош писал: “... русские витязи из смоленской земли, построенные тремя отдельными полками, стойко бились с врагами... Тем заслужили они бессмертную славу”.
Магистр Тевтонского ордена Ульрих фон Юнгин-ген, почувствовав, что силы противника на исходе, встал во главе своих войск и пошел, как он считал, на разгром врага, но просчитался. Поляки с одной стороны, литовцы - с другой ударили по войску Юнгингена. Сотни пруссов, а за ними и рыцари, побросав знамена и оружие, начали сдаваться в плен.
Не удалось ордену заковать славянство в те кандалы, которые были найдены победителями после битвы в лагере крестоносцев. Мужество и отвага наших предков в их борьбе с немецкими захватчиками при Грюнвальде - золотая страница воинской доблести и славы белорусского народа.
Доблесть и слава белорусских полков. Царское правительство не давало оружия многим народам, для белорусов же никогда никаких ограничений не существовало. Более того, из них формировались целые полки.
Полоцкий полк. Высочайшим достижением военного искусства конца XVIII века было взятие неприступной по тем временам турецкой крепости Измаил. В беспримерном штурме под командованием А. В. Суворова принимали участие воины Белорусского егерского корпуса и Полоцкого пехотного полка. В критический момент штурма, когда неприятель стремился сбросить атакующую колонного полка подполковник Я су некий повел полочан в контратаку. Их решительные действия заставили турок отойти, бросить свои позиции и бежать. Но и полочане понесли потери, пал смертью храбрых их мужественный командир подполковник Ясун-ский. Тогда на его место встал полковой священник Трофим Кубинский. С крестом в руке он увлек за собой солдат, поставленная перед полком задача была выполнена.
Полочане мужественно дрались в Бородинской битве, защищая знаменитую батарею Раевского, в штурме Лейпцига и при взятии Парижа, в осаде Варны и защите Севастополя.
Минский полк, 26 августа 1812 года часть корпуса маршала Жюно и полки князя Ю. Понятов-ского стремились отрезать 1-ю гренадерскую дивизию от основных сил Багратиона. Минский 54-й пехотный полк в составе дивизии, совершив маневр, внезапно контратаковал французов и поляков, рассеял их боевой порядок и отбросил на исходные позиции. О его командире, полковнике
А. Красавине, в наградном листе напечатано: Предводительствовал вверенным ему полком с примерным неустрашием и, находясь под сильным пушечным огнем, действовал отлично и подавал под-командующим свой пример личною храбростью, причем получил сильную в ногу от ядра контузию”. В последующем полк громил и гнал захватчиков в направлении Малоярославца, Смоленска, Логойска, Радошковичей, Олыпан, Гродно.
Лихие белорусские гусары. Среди полков, именовавшихся названиями белорусских городов, наиболее старейшую и богатую на события летопись имел Белорусский 7-й гусарский полк. Только при штурме крепостей Силистрии и Рущук во время войны с Турцией их трофеями стали 82 вражеских знамени и 437 орудий.
Отчаянные рубаки Гродненского гусарского полка под командованием Кульнева вносили смятение и сеяли панику среди французов в 1812 году. 30 июля в бою под Клястицами отряд Кульнева основательно потрепал части маршала Удино, захватив почти весь его обоз и 900 пленных. У деревни Боярщина прямым попаданием французского ядра Кульневу оторвало обе ноги. Смерть наступила почти мгновенно. Яков Петрович Кульнев заслуживает вечной памяти. Даже в Финляндии он оставил о себе самые добрые воспоминания как о воине-рыцаре по отношению к побежденным. Именно таким Кульнев вошел в финскую национальную литературу. В Гродненском гусарском полку он стал полковником, затем генерал-майором, Георгиевским кавалером. Полку было присвоено его имя.


КОНЕЦ ФРАГМЕНТА КНИГИ

Сложившееся сегодня международная обстановка ставит серьезнейшие задачи в области воспитания и обучения нового поколения. Государству нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы учиться, работать на его благо и, в случае необходимости, встать на его защиту.Существующая в настоящее время система подготовки граждан к военной службе в Российской Федерации во многом повторяет прежнюю, рассчитанную на 2-годичный срок военной службы по призыву и принципиально иные качественные и количественные параметры и структуру военной организации государства. Переход с 2008 года на годичный срок военной службы по призыву повлек за собой значительное повышение требований к качеству подготовки граждан к военной службе. Сложившаяся в настоящее время ситуация в сфере подготовки граждан к военной службе характеризуется рядом негативных факторов. Особенно остро эта проблема видна при анализе гражданско-патриотических убеждений и ценностей молодого поколения. Исследования поведения детей показывают, что размытость патриотических ценностей ведет к тенденции нарастания потенциала экстремизма, антиобщественных проявлений, росту преступности, насилия и жестокости.

Программа « Допризывная подготовка» имеет военно-патриотическую направленность и призвана решать проблему патриотического воспитания, способствовать формированию у обучающихся общественно значимых ориентаций, готовности к военной службе.

Содержание данной программы воспитывает у подростков уважение и любовь к Родине, её героическому прошлому, к традициям Вооружённых Сил, способствует формированию знаний, умений и навыков, необходимых для подготовки будущих защитников Отечества, сохранению и укреплению здоровья, развитию социальной активности обучающихся, решению проблемы расширения образовательного пространства.

Всё это делает программу значимой и актуальной.

Данная программа разработана в соответствии с нормативно-правовыми актами Российской Федерации в части вопросов патриотического воспитания, а именно с Конституцией Российской Федерации, с требованиями законов РФ «Об образовании», «Об обороне», «О статусе военнослужащего», «О военной обязанности и военной службе», «О гражданской обороне», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», с Государственной программой «Патриотическое воспитание граждан РФ». Поддерживает идею целевой программы «Патриотическое воспитание детей и молодёжи». Концепции

федеральной системы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе на период до 2020 года

(с изменениями в соответствие с распоряжением Правительства РФ от 20 сентября 2012 г. № 1742-р)

При составлении данной программы были использованы методики обучения по программам подготовки мотострелковых подразделений, методы и приёмы, описанные в учебной литературе (по педагогике, возрастной физиологии, психологии и др.).

Цель программы - способствовать патриотическому воспитанию обучающихся и ориентировать их на службу в армии и других силовых структурах РФ.

Обучающие:

Дать подросткам основные теоретические знания по разделам: «Военная история», «Общевоинские уставы Вооружённых Сил РФ», «Огневая (стрелковая) подготовка», «Военная топография», «Рукопашный бой» и др.

Привить практические навыки в избранной области деятельности в условиях максимально приближенных к реальным;

Развивать физические способности подростков;

Содействовать сохранению и укреплению здоровья подростков;

Способствовать воспитанию чувства патриотизма, коллективизма, морально-нравственных, волевых качеств обучающихся;

Развивать активность и самостоятельность, коммуникативные способности воспитанников;

Создать условия необходимые для более быстрой адаптации к армейской среде;

Ориентировать участников объединения на выбор профессии, связанной с защитой Отечества;

Развивающие:

Развить физические качества (быстроту, ловкость, координацию движений, гибкость и выносливость);

Развить коммуникативные и лидерские качества обучающихся;

Совершенствовать военно-патриотическое воспитания и повысить мотивации к военной службе

Дать начальные знаний в области обороны и обучения по основам военной службы

Воспитательные:

Воспитать уважение к Отечеству, чувство любви к Родине, бережное отношение к героическому прошлому нашего народа;

Воспитать потребность в здоровом образе жизни.

Условия реализации

Программа разработана для подростков 14-17 лет. Принимаются все желающие. Группы могут быть как одновозрастные, так и разновозрастные. Допускается дополнительный набор учащихся на второй и третий годы обучения по результатам собеседования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ) ПРОГРАММЕ

« ДОПРИЗЫВНАЯ ПОДГОТОВКА»

Возраст обучающихся -14-17 лет.

Продолжительность обучения -3 года.

Санкт-Петербург

2015

Пояснительная записка

Образовательная программа «Допризывная подготовка» имеет военно-патриотическую направленность.

Уровень освоения – общекультурный.

Актуальность программы

Сложившееся сегодня международная обстановка ставит серьезнейшие задачи в области воспитания и обучения нового поколения. Государству нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы учиться, работать на его благо и, в случае необходимости, встать на его защиту.Существующая в настоящее время система подготовки граждан к военной службе в Российской Федерации во многом повторяет прежнюю, рассчитанную на 2-годичный срок военной службы по призыву и принципиально иные качественные и количественные параметры и структуру военной организации государства. Переход с 2008 года на годичный срок военной службы по призыву повлек за собой значительное повышение требований к качеству подготовки граждан к военной службе. Сложившаяся в настоящее время ситуация в сфере подготовки граждан к военной службе характеризуется рядом негативных факторов. Особенно остро эта проблема видна при анализе гражданско-патриотических убеждений и ценностей молодого поколения. Исследования поведения детей показывают, что размытость патриотических ценностей ведет к тенденции нарастания потенциала экстремизма, антиобщественных проявлений, росту преступности, насилия и жестокости.

Программа « Допризывная подготовка» имеет военно-патриотическую направленность и призвана решать проблему патриотического воспитания, способствовать формированию у обучающихся общественно значимых ориентаций, готовности к военной службе.

Содержание данной программы воспитывает у подростков уважение и любовь к Родине, её героическому прошлому, к традициям Вооружённых Сил, способствует формированию знаний, умений и навыков, необходимых для подготовки будущих защитников Отечества, сохранению и укреплению здоровья, развитию социальной активности обучающихся, решению проблемы расширения образовательного пространства.

Всё это делает программу значимой и актуальной.

Данная программа разработана в соответствии с нормативно-правовыми актами Российской Федерации в части вопросов патриотического воспитания, а именно с Конституцией Российской Федерации, с требованиями законов РФ «Об образовании», «Об обороне», «О статусе военнослужащего», «О военной обязанности и военной службе», «О гражданской обороне», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», с Государственной программой «Патриотическое воспитание граждан РФ». Поддерживает идею целевой программы «Патриотическое воспитание детей и молодёжи»; концепции федеральной системы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе на период до 2020 года

(с изменениями в соответствие с распоряжением Правительства РФ от 20 сентября 2012 г. № 1742-р); государственной программы «Патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы».

При составлении данной программы были использованы методики обучения по программам подготовки мотострелковых подразделений, методы и приёмы, описанные в учебной литературе (по педагогике, возрастной физиологии, психологии и др.). Цель программы:

Цель программы - способствовать патриотическому воспитанию обучающихся и ориентировать их на службу в армии и других силовых структурах РФ.

Задачи

Обучающие:

Дать подросткам основные теоретические знания по разделам: «Военная история», «Общевоинские уставы Вооружённых Сил РФ», «Огневая (стрелковая) подготовка», «Военная топография», «Рукопашный бой» и др.

Развить практические навыки в избранной области деятельности в условиях максимально приближенных к реальным;

Развивать физические способности подростков;

Содействовать сохранению и укреплению здоровья подростков;

Способствовать воспитанию чувства патриотизма, коллективизма, морально-нравственных, волевых качеств обучающихся;

Развивать активность и самостоятельность, коммуникативные способности воспитанников;

Создать условия необходимые для более быстрой адаптации к армейской среде;

Ориентировать участников объединения на выбор профессии, связанной с защитой Отечества;

Развивающие:

Развить физические качества (быстроту, ловкость, координацию движений, гибкость и выносливость);

Развить коммуникативные и лидерские качества обучающихся;

Совершенствовать военно-патриотическое воспитания и повысить мотивации к военной службе

Дать начальные знаний в области обороны и обучения по основам военной службы

Воспитательные:

Воспитать уважение к Отечеству, чувство любви к Родине, бережное отношение к героическому прошлому нашего народа;

Воспитать потребность в здоровом образе жизни.

Условия реализации

Программа разработана для подростков 14-17 лет. Принимаются все желающие. Группы могут быть как одновозрастные, так и разновозрастные. Допускается дополнительный набор учащихся на второй и третий годы обучения по результатам собеседования

Сроки реализации

Сроки реализации

Срок обучения по программе-3 года.

Продолжительность образовательного процесса –792 часа.

1 год обучения-216 часов

2 год обучения-288 часов

3 год обучения-288 часов.

Режим занятий

1 год обучения: 216 часов, 2 раза в неделю по 3 часа или 3 раза в неделю по 2 часа;

2 год обучения: 288 часов, 2 раза в неделю по 3 часа и один раз 2 часа или 4 раза по 2 часа;

3 год обучения: 288 часов, 2 раза в неделю по 3 часа и один раз 2 часа или 4 раза по 2 часа;

Продолжительность одного академического часа-45 минут, между часами предусмотрен перерыв на отдых 15 минут.

Наполняемость учебной группы по годам обучения

1 год-15 человек

2 год-12 человек

3 год-10 человек.

Формы занятий

Лекции, беседы, ролевые игры, дискуссии, практические занятия, спарринг – занятия, соревнования, экскурсии, посещение музеев, выезды в воинские части, учебно-тренировочные сборы, участие в конференциях.

Ожидаемый результат

Ожидаемый результат

К концу первого года обучения обучающиеся:

Познакомятся с составом Вооруженных Сил Российской Федерации,;

Получат представления по основным положениям Общевоинских уставах Вооруженных Сил Российской Федерации;

Получат знания по пожарной безопасности, доврачебной помощи, правилам поведения в чрезвычайных ситуациях;

Получат знания и навыки по туристской подготовке, организации походов;

Научатся приемам стрельбы из стрелкового оружия, выполнению строевых приемов;

Познакомятся с военной историей и развитием армии от Древней Руси до современной России;

Получат первоначальные знания об армиях вероятного противника;

Разовьют коммуникативные навыки;

Разовьют выносливость;

К концу второго года обучения обучающиеся:

Познакомятся с организацией подразделений Сухопутных войск и ВМФ ВС РФ;

Узнают об особенностях ориентирования на местности основы топографии;;

Овладеют навыками применения огнетушителей, транспортировки пострадавших, оказания доврачебной помощи при обморожениях, действий при сигналах Гражданской обороны;

Разовьют навыки взаимодействия в группе, эмоционально-волевой регуляции;

Познакомятся с основами теории стрельбы;

Познакомятся с основами выживания на незнакомой местности порядком оборудования укрытий и инженерных сооружений;

Приобретут навыки сбора, обобщения информации, анализе полученной информации. ;

Приобщатся к здоровому образу жизни;

Примут участие в соревнованиях ДЮОСИ «Зарница»

К концу третьего года обучения обучающиеся:

Познакомятся с частями и подразделениями ВС РФ их составом и основным вооружением

Познакомятся с основными военно-учетными специальностями ВС РФ;

Овладеют навыками, доврачебной помощи при несчастных случаях;

Овладеют навыками поведения при техногенных, природных и социогенных катастрофах и порядком действий в условиях радиационного, химического и бактериологического заражения;

Овладеют навыками рукопашного боя, сборки-разборки автомата АК-74, строевыми приемами;

Овладеют навыками передвижения в строю, приобретут навыки одиночной строевой подготовки,

Познакомятся с тактикой действия мотострелковых подразделений в обороне и наступлении

Познакомятся с организацией поискового движения в Ленинградской области;

Познакомятся с историей военных действий в годы ВОВ;

Примут участие в добровольческой деятельности, вахтах памяти, деятельности поисковых отрядов, учебно-исследовательской и проектной деятельности;

Разовьют коммуникативные и лидерские качества;

Разовьют физические качества (быстроту, ловкость, координацию движений, гибкость и выносливость);

Получат знания и навыки способствующие воспитанию уважения к Отечеству, чувства любви к малой и большой Родине, бережного отношения к героическому прошлому нашего народа;

Получат знания и навыки способствующие формированию здорового образа жизни;

Примут участие в соревнованиях по допризывной военной подготовке.

Формы и способы проверки ожидаемого результата

Наблюдения педагога, опрос устный и письменный, анализ продуктов деятельности, тестирование на выявление уровня знаний, сдача нормативов, участие в соревнованиях.

Формы подведения итогов реализации образовательной программы

Программа предполагает входную, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся.

Входной контроль осуществляется в сентябре месяце и направлен на диагностику начального уровня знаний у обучающихся.

Промежуточный контроль осуществляется в январе и позволяет выявлять уровень освоения разделов и тем образовательной программы по итогам тестирования, и итоговым результатам участия в этапах ДЮОСИ «Зарница».

Итоговый контроль осуществляется в мае и направлен на выявление уровня освоения программы за год.

Способы фиксации результата образовательной программы.

Портфолио обучающегося, которое включает в себя: результаты тестирования и анкетирования, творческие и исследовательские работы, подборку материалов по темам образовательной программы, выполненную обучающимся самостоятельно, результаты участия в соревнованиях, походах, экспедициях,

Календарный учебно-тематический план

«ДОПРИЗЫВНАЯ ПОДГОТОВКА »

1 год обучения

месяц

РАЗДЕЛЫ

Всего

Теоретические занятия

Практические занятия

сентябрь

НАБОР ДЕТЕЙ

октябрь

ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ И ВС РФ.ОБЩЕВОИНСКИЕ УСТАВЫ ВС РФ.

ноябрь

ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ И ВС РФ.ОБЩЕВОИНСКИЕ УСТАВЫ ВС РФ.

ОГНЕВАЯ ПОДГОТОВКА.

декабрь

ОГНЕВАЯ ПОДГОТОВКА.

ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА. ТОПОГРАФИЯ И ОРИЕНТИРОВАНИЕ НА МЕСТНОСТИ.

январь

февраль

ГО И РХБЗ ЗАЩИТА.ИНЖЕНЕРНАЯ ПОДГОТОВКА.

март

ВОЕННО- МЕДИЦИНСКАЯ ПОДГОТОВКА.

ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

апрель

ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

СТРОЕВАЯ ПОДГОТОВКА

май

СТРОЕВАЯ ПОДГОТОВКА

Итого

(пн.ср. пт.)

2 год обучения

месяц

РАЗДЕЛЫ

Всего

Теоретические занятия

Практические занятия

Сентябрь

ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ. ИНСТРУКТАЖ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ОБУЧАЮЩИХСЯ.

ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ И ВС РФ.ОБЩЕВОИНСКИЕ УСТАВЫ ВС РФ.

октябрь

ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ И ВС РФ.ОБЩЕВОИНСКИЕ УСТАВЫ ВС РФ.

ноябрь

декабрь

ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА. ТОПОГРАФИЯ И ОРИЕНТИРОВАНИЕ НА МЕСТНОСТИ. РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА.

ОГНЕВАЯ ПОДГОТОВКА.

январь

ИНСТРУКТАЖ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ОБУЧАЮЩИХСЯ

ОГНЕВАЯ ПОДГОТОВКА

ГО И РХБЗ ЗАЩИТА.ИНЖЕНЕРНАЯ ПОДГОТОВКА.

февраль

ГО И РХБЗ ЗАЩИТА.ИНЖЕНЕРНАЯ ПОДГОТОВКА.

ВОЕННО- МЕДИЦИНСКАЯ ПОДГОТОВКА.

март

ВОЕННО- МЕДИЦИНСКАЯ ПОДГОТОВКА.

ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

апрель

ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

СТРОЕВАЯ ПОДГОТОВКА

май

СТРОЕВАЯ ПОДГОТОВКА

ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ И ВС РФ.ОБЩЕВОИНСКИЕ УСТАВЫ ВС РФ.

октябрь

ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ И ВС РФ.ОБЩЕВОИНСКИЕ УСТАВЫ ВС РФ.

ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА. ТОПОГРАФИЯ И ОРИЕНТИРОВАНИЕ НА МЕСТНОСТИ. РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА.

ноябрь

ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА. ТОПОГРАФИЯ И ОРИЕНТИРОВАНИЕ НА МЕСТНОСТИ. РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА..

декабрь

ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА. ТОПОГРАФИЯ И ОРИЕНТИРОВАНИЕ НА МЕСТНОСТИ. РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА.

ОБЩЕСТВЕННО ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДГОТОВКА.

ОГНЕВАЯ ПОДГОТОВКА

Январь

ИНСТРУКТАЖ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ОБУЧАЮЩИХСЯ

ОГНЕВАЯ ПОДГОТОВКА.

ВОЕННО- МЕДИЦИНСКАЯ ПОДГОТОВКА.

февраль

ВОЕННО- МЕДИЦИНСКАЯ ПОДГОТОВКА..

март

ГО И РХБЗ ЗАЩИТА.ИНЖЕНЕРНАЯ ПОДГОТОВКА

ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

апрель

ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

май

СТРОЕВАЯ ПОДГОТОВКА

Итого


УДК 37

Программа по допризывной подготовке обучающихся МБОУ «Лицей»

On the pre-draft preparation program students MBOU "Lyceum"

Аннотация: Данная статья представляет собойпрограмму по допризывной подготовке обучающихся МБОУ «Лицей».

Annotation: This article presents a program of pre-conscription training of students MBOU "Lyceum".

Ключевые слова: патриотическое воспитание, обучающиеся, допризывная подготовка

The keywords: patriotic education, students, pre-service training

Информационная карта Программы

Полное наименование Программы.

Программа по допризывной подготовке обучающихся МБОУ «Лицей».

Сроки реализации Программы.

2013-2018 год.

Юридический адрес учреждения.

г. Нижневартовск ул.им. Дзержинского 17А

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Лицей»; контактный телефон

Руководитель Программы.

Директор Муниципального бюджетного образовательного учреждения

Учредители Программы.

Администрация Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Лицей».

Материально-техническое обеспечение реализации Программы.

Эффективное использование материально-технической базы МБОУ «Лицей».

Участники Программы.

Источники финансирования.

Бюджетное финансирование образовательного учреждения.

Исполнители Программы.

Преподаватель-организатор ОБЖ и допризывной подготовки

Актив ВС клуба «Витязь»

Обучающиеся 5-11 классов МБОУ «Лицей».

Контроль над реализацией

Программы.

Контроль над реализацией Программы возлагается на администрацию МБОУ «Лицей».

Цель рабочей программы

Участие в реализации Программы патриотического воспитания учащихся МБОУ «Лицей» на 2013-2018 годы «Быть гражданином».

Основные задачи рабочей программы

воспитание чувства патриотизма, формирование у воспитанников МБОУ «Лицей» чувства верности Родине, готовности к служению Отечеству и его воору-женной защите;

сохранение и развитие лучших традиций российского воинства;

противодействие проявлениям политического и религиозного экстремизма в молодежной среде, толерантное поведение учащихся.

физическое развитие учащихся, повышение привлекательности здорового образа жизни;

подготовка юношей к военной службе, популяризация работы в структурах МВД, ФСБ, МЧС, налоговой инспекции, таможенной службе;

усиление роли семьи в воспитании полноценных граждан общества.

Основные методы реализации рабочей программы

проведение теоретических и практических занятий по разделам ОВС, гражданской обороны, пожарной безопасности, безопасности дорожного движения, общественной и личной безопасности;

использование материально-технической и учебной базы МБОУ лицей: кабинет ОБЖ, спортивные залы и стадион, стрелковый тир.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Допризывная подготовка организуется и проводится с юношами в МБОУ «Лицей» на основании Федеральных Законов РФ «О воинской обязанности и воинской службе», «Об обороне»

Цели допризывной подготовки — формирование у юношей:

Морально-психологической готовности к военной службе;

Знаний, умений и основ культуры воинской службы, необходимых для освоения обязанностей защитника Отечества.

Укрепление здоровья, подготовка к несению службы в рядах ВС РФ.

Задачи допризывной подготовки:

Расширение и углубление знаний о героизме и мужестве наших предков в деле защиты Отечества;

Воспитание гражданственности и патриотизма, чувства личной ответственности за выполнение конституционного долга по защите Родины;

Ознакомление с оборонительным характером Военной доктрины России, историей и современным состоянием национальных Вооруженных Сил, основными положениями общевоинских уставов, порядком прохождения военной службы, службы в резерве;

Воспитание товарищества, коллективизма, взаимовыручки, гуманности, нравственности, основ культуры общения и уставных взаимоотношений;

Изучение прав, обязанностей и ответственности призывника;

Обучение стрельбе из пневматической и малокалиберной винтовок;

Метанию ручных гранат;

Действиям в экстремальных условиях;

Строевым приемам и движениям без оружия;

Выполнению нормативов и упражнений по основам военного дела.

Планирование работы по допризывной подготовке.

Планирование работы по допризывной подготовке в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Лицей» осуществляется в соответствии с требованиями учебной программы. Оно направлено на всестороннюю и качественную подготовку юношей к службе. На допризывную подготовку, проводимую на III ступени общего среднего образования в общеобразовательных учреждениях, отводится 100 ч, из них 30 ч — на учебно-полевые сборы.

Учебно-полевые сборы (5 дней) с учащимися X класса проводятся на базе общеобразовательного учреждения по окончании учебного года, в мае-месяце.

Порядок проведения учебно-полевого сбора в общеобразовательном учреждении, устанавливается органами управления образования на местах по согласованию с военным комиссариатом города и Департаментом образования.

Организация занятий.

В целях обеспечения организованного проведения занятий по допризывной подготовке и привитии учащимся практических навыков в выполнении требований общевоинских уставов все занятия должны быть направлены на формирование у обучающихся высоких морально-психологических качеств, воспитание культуры общения, подготовку юношей к выполнению долга по защите Отечества, развитие у них навыков поведения и действий в соответствии с требованиями общевоинских уставов. На занятиях по допризывной подготовке необходимо применять разнообразные формы и методы обучения, вызывающие интерес учащихся к изучаемому материалу, прививающие им любовь к военному делу, обеспечивающие сознательное, прочное усвоение программы, способствующие выработке навыков самостоятельной работы и умения применять на практике полученные знания.

В содержание всех разделов допризывной подготовки следует включать элементы культуры воинской службы. Материальную культуру армии составляют уровень развития вооружения и военной техники, форма одежды военнослужащих. К базисным элементам духовной культуры воинов относятся: боевые традиции; воинские ритуалы; ценности, среди которых национальной ценностью для народа является победа советского народа в Великой Отечественной войне; система взаимоотношений между военнослужащими, основу которых составляют уставные взаимоотношения, культура общения.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ДОПРИЗЫВНОЙ ПОДГОТОВКЕ

Вводное занятие

Героизм и мужество

1. Защита Отечества нашими предками.

2. Дни воинской славы России.

3 .Локальные военные конфликты.

4. Героизм и мужество в мирные дни

Учебно-полевые сборы

1. Войны и военные конфликты

2. Международное гуманитарное право в период вооруженных конфликтов

3. Военная политика

4. Законодательство по военным вопросам

Допризывник и призывник

1. Постановка на первоначальный воинский учет и призыв на военную службу, служба в запасе

2. Права, обязанности и ответственность призывника

Вооруженные Силы России

1. История и современность российской армии

2. Состав и структура Вооруженных Сил

3. Вооружение и военная техника

4. Военные учебные заведения России

Основы военного дела

1. Тактическая подготовка

2. Огневая подготовка

3. Строевая подготовка

4. Уставы Вооруженных России

5. Радиационная, химическая и биологическая защита населения.

6. Военная топография

7. Выживание и деятельность в экстремальных условиях

8. Военно-медицинская подготовка

9 .Военно-прикладная физическая подготовка

10.Контрольные занятия

ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ

Требования Закона РФ «О воинской обязанности и воинской службе» об обязательной и добровольной подготовке граждан к военной службе. Содержание программы допризывной подготовки, задачи обучения по каждому разделу. Порядок проведения занятий по допризывной подготовке. Обязанности обучаемых и правила их поведения на занятиях.

ГЕРОИЗМ И МУЖЕСТВО НАРОДА

Т е м а 1. Защита Отечества нашими предками. Мужество наших предков при защите своей земли, своего Отечества. Сражение на реке Неве, Куликовская битва. Доблесть и слава русских полков.

Т е м а 2. Воины в Великой Отечественной войне

Всенародный характер отпора, данного советским народом фашистам в Великой Отечественной войне. Воины и совершенные ими героические подвиги. Чтит память своих героев.

Т е м а 3. Партизаны и подпольщики в годы фашистской оккупации.

Причины возникновения партизанского движения и деятельности подпольщиков. Боевая деятельность партизан — народных мстителей. Подвиги героев-подпольщиков на оккупированной территории.

Т е м а 4. Героизм и мужество в мирные дни

Мужество воинов-саперов. Верность воинскому долгу воинов-интернационалистов. Продолжение традиции мужества и героизма. Родина. Отечество. Отчизна. Гражданственность, патриотизм. Ордена и медали за мужество и отвагу, проявленные при защите Отечества и его государственных интересов, образцовое исполнение воинского долга.

ВОЕННАЯ ПОЛИТИКА

Т е м а 1. Войны и военные конфликты

Занятие 1. Понятие, виды войн и военных конфликтов. Классификация войн. Специфика и характер современных войн. Трансформация содержания вооруженной борьбы в современных условиях.

Занятие 2. Информационно-психологическое противоборство. Понятие, история психологических войн. Цели и способы ведения психологической войны. Манипуляция сознанием, специфика и характер воздействия психологической войны на человека.

Занятие 3. Формы и методы манипуляции сознанием. Способы противодействия психологической агрессии. Контрпропаганда и создание независимого информационного пространства как средства защиты от психологической агрессии. Идеология государства как противодействие психологической агрессии и повышение национальной психологической устойчивости.

Т е м а 2. Международное гуманитарное право в период вооруженных конфликтов

Понятие, источники и принципы международного гуманитарного права. Запрещенные методы, средства ведения войны и действия в отношении жертв войны. Комбатанты и гражданские лица, военнопленные, их права и обязанности. Правила поведения военнослужащих в бою. Международные преступления. Международные трибуналы.

Т е м а 3. Военная политика

Военная политика как составная часть общей политики государства. Оборонительный характер Военной доктрины. Концепция национальной безопасности, жизненно важные интересы России в военной сфере.

ДОПРИЗЫВНИК И ПРИЗЫВНИК

Т е м а 1. Постановка на первоначальный воинский учет и призыв на военную службу, служба в запасе. Обязательная и добровольная подготовка граждан к военной службе.

Призывные комиссии, их задачи и состав. Оповещение призывников о явке для призыва. Обязательность явки на призывной участок по повестке. Медицинское освидетельствование. Предоставление отсрочек и освобождение от призыва.

Т е м а 2. Права, обязанности и ответственность призывника.

Права призывника. Обязанности призывника. Административная ответственность за неисполнение обязанностей призывника. Уголовная ответственность за уклонение от призыва.

ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ РОССИИ

Т е м а 1. История и современность российской армии

Строительство Вооруженных Сил на новом историческом этапе.

Т е м а 2. Состав и структура Вооруженных Сил

Состав и структура Вооруженных Сил. Виды Вооруженных Сил. Рода войск. Специальные войска. Организационное строение Вооруженных Сил.

Т е м а 3. Вооружение и военная техника

Занятие 1. Вооружение и военная техника Сухопутных войск.

Тактико-технические характеристики танка Т-90, боевой машины пехоты БМП-2, боевой машины десанта БМД-1, бронетранспортера БТР-80. Военная техника ракетных войск и артиллерии. Основные виды стрелкового вооружения.

Занятие 2. Вооружение и военная техника Военно-воздушных сил и войск противовоздушной обороны. Основные типы самолетов и вертолетов, их предназначение и тактико-технические характеристики. Зенитно-ракетные комплексы, их типы и предназначение.

Т е м а 4. Военные учебные заведения России

Военная академии России, факультеты, порядок подготовки военных кадров. Академии МВД. Учебные заведения МЧС. Военные факультеты гражданских учреждений, обеспечивающих получение высшего образования.

Мужество и романтика военной профессии. Требования к подготовке и деятельности офицерских кадров. Сроки обучения и порядок поступления в военные учебные заведения.

ОСНОВЫ ВОЕННОГО ДЕЛА

Тема 1.Тактическая подготовка

Занятие 1. Современный общевойсковой бой. Определение боя. Характеристика современного общевойскового боя. Виды боя. Обязанности солдата и командира отделения в бою.

Занятие 2. Мотострелковое отделение. Организация и вооружение. Боевые возможности. Походный и боевой порядок мотострелкового отделения.

Занятия 3, 4. Практические. Инженерное оборудование позиции отделения. Самоокапывание. Способы маскировки на поле боя. Действия солдата в обороне. Занятия 5, 6. Практические. Передвижение солдата на поле боя. Действия солдата в наступлении.

Занятия 7, 8. Практические. Действия солдата, назначенного наблюдателем или дозорным.

Занятие 9. Вооруженные силы иностранных государств (США, Германии, Великобритании, Франции). Тактико-технические характеристики основных видов вооружения и военной техники.

Т е м а 2. Огневая подготовка

Занятие 1. История возникновения и развития стрелкового оружия. Требования безопасности при обращении с оружием и взрывчатыми веществами.

Занятие 2. Назначение, характеристики и общее устройство

пневматической винтовки. Заряжание винтовки. Уход и сбережение. Назначение и боевые свойства малокалиберной винтовки. Общее устройство. Уход и сбережение.

Занятие 3. Основы стрельбы. Явление выстрела. Начальная скорость пули. Отдача. Элементы траектории. Прямой выстрел. Прикрытое, мертвое (непоражаемое) и поражаемое пространство.

Занятие 4. Приемы стрельбы. Изготовка для стрельбы.

Прицеливание. Спуск курка. Организация дыхания при выстреле.

Занятие 5. Практическое. Требования безопасности при проведении стрельб. Занятие 6. Практическое. Требования безопасности при проведении стрельб. Занятия 7, 8. Практические. Требования безопасности при проведении стрельб.

Занятия 9, 10. Практические. Требования безопасности при проведении стрельб.

Занятия 11, 12. Назначение, тактико-технические характеристики автомата АК-74. Общее устройство и принцип работы.

Занятие 13. Порядок неполной разборки и сборки автомата. Уход и сбережение. Занятие 14. Ручные осколочные гранаты. Назначение, боевые свойства и общее устройство гранат РГД-5, Ф-1, РГО, РГН. Запалы УЗРГМ и ударно-дистанционный. Порядок боевого применения гранат.

Занятия 15, 16. Практические. Изучение приемов и правил метания ручных гранат. Требования безопасности при обращении с гранатами.

Т ем а 3. Строевая подготовка

Занятие 1. Практическое. Строи и их элементы. Управление строем. Предварительные и исполнительные команды. Обязанности военнослужащих перед построением и в строю.

Занятие 2. Практическое. Строевая стойка. Выполнение команд «Становись!», «Равняйсь!», «Смирно!», «Вольно!», «Заправиться!», «Отставить!».

Занятие 3. Практическое. Повороты на месте.

Занятие 4. Практическое. Движение строевым и походным шагом.

Занятие 5. Практическое. Повороты в движении.

Занятие 6. Практическое. Выход из строя и возвращение в строй. Подход к начальнику и отход от него.

Занятие 7. Практическое. Построение отделения в развернутый и походный строй. Перестроение отделения из развернутого строя в походный и обратно. Размыкание и смыкание отделения.

Занятие 8. Практическое. Движение отделения строевым и походным шагом. Воинское приветствие в строю. Ответ на приветствие и поздравление.

Т е м а 4. Уставы Вооруженных России

Занятие 1. Назначение и общее содержание общевоинских уставов. Воинские звания и знаки различия. Форма одежды военнослужащих. Обращение к начальникам и старшим.

Занятие 2. Военная присяга. Содержание Военной присяги. Порядок принятия Военной присяги.

Занятие 3. Боевое Знамя воинской части — символ воинской чести, доблести и славы. Описание, порядок вручения и хранения Боевого Знамени воинской части. Воинские ритуалы.

Занятие 4. Общие обязанности военнослужащих. Обязанности солдата. Начальники и подчиненные, старшие и младшие. Порядок отдачи и выполнения приказов. Воинское приветствие.

Занятие 5. Воинская дисциплина, ее сущность и значение. Поощрения, применяемые к солдатам, дисциплинарные взыскания, налагаемые на солдат.

Занятие 6. Нравственные принципы и нормы поведения в воинском коллективе. Адаптация военнослужащего в коллективе.

Занятие 7. Правила успешной адаптации в воинском коллективе. Личный рейтинг военнослужащего. Роли членов коллектива, лидерство в коллективе. Противодействие негативным тенденциям в отношениях между членами коллектива.

Занятие 8. Суточный наряд роты. Назначение, состав, вооружение суточного наряда. Обязанности дневального по роте.

Занятие 9. Практическое. Обязанности дневального по роте.

Т е м а 5. Радиационная, химическая и биологическая защита

Занятие 1. Краткая характеристика оружия массового поражения иностранных армий. Поражающие факторы ядерного взрыва.

Занятие 2. Химическое оружие, классификация отравляющих веществ по физиологическому действию на организм. Биологическое оружие, понятие о карантине и обсервации.

Занятие 3. Средства защиты органов дыхания. Назначение и устройство фильтрующих противогазов. Пользование противогазом. Назначение, устройство и правила пользования респиратором.

Занятие 4. Средства защиты кожи. Назначение и общее устройство общевойскового защитного комплекта (ОЗК). Использование ОЗК в виде «комбинезона», «плаща в рукава», «накидки». Медицинские средства защиты и профилактики.

Занятие 5. Средства коллективной защиты. Убежище. Противорадиационное укрытие. Щели открытые и перекрытые.

Занятия 6, 7. Практические. Выполнение нормативов по пользованию средствами индивидуальной защиты.

Занятие 8. Практическое. Проведение частичной специальной обработки, дезактивации и дезинфекции одежды, обуви, средств индивидуальной защиты.

Т е м а 6. Военная топография

Занятие 1. Ориентирование на местности без карты. Определение сторон горизонта по компасу, солнцу, солнцу с помощью часов, небесным светилам, по признакам местных предметов. Определение своего местоположения. Особенности ориентирования в различных условиях (ночью, в лесу, зимой).

Занятие 2. Магнитный азимут и его определение. Движение по азимутам. Составление схемы маршрута или таблицы для движения по азимутам.

Занятие 3. Топографические карты. Масштаб карты. Условные топографические знаки. Измерение расстояний по карте. Ориентирование по карте.

Занятие 4. Практическое. Ориентирование на местности без карты по компасу, небесным светилам, признакам местных предметов. Ориентирование по карте.

Занятие 5. Практическое. Составление схем движения по азимутам и движение по азимутам.

Т е м а 7. Выживание и деятельность в экстремальных условиях

Занятие 1. Понятие об экстремальной ситуации. Виды экстремальных ситуаций. Психология поведения людей в экстремальной ситуации. Эмоционально-волевая подготовка к действиям в экстремальных ситуациях. Действия человека в экстремальной ситуации. Выживание в условиях автономного существования. Носимый аварийный запас (НАЗ).

Занятие 2. Психологические нагрузки в экстремальных ситуациях. Способы преодоления негативного воздействия экстремальных ситуаций. Повышение психической устойчивости.

Занятие 3. Экстремальные условия в воинской деятельности. Боевая деятельность. Учебно-боевая деятельность. Специфика жизни и быта военнослужащих срочной службы.

Занятия 4—7. Практические. Совершение марша. Способы переходов в различных условиях местности. Психологическая подготовка к воздействиям экстремальных ситуаций на психику человека. Повышение психической устойчивости. Организация лагеря. Выбор места для лагеря с учетом рельефа местности и наличия водоисточников. Заготовка топлива. Добывание огня. Разведение и поддержание костра. Добывание, очистка и обеззараживание воды. Добывание и приготовление пищи.

Т е м а 8. Военно-медицинская подготовка

Занятие 1. Понятие о ране. Классификация ран. Виды кровотечений и их характеристика. Понятие об асептике и антисептике.

Занятие 2. Практическое. Понятие о повязке и перевязке. Правила наложения стерильных повязок. Перевязочный материал. Устройство пакета перевязочного индивидуального и правила его применения. Личная и общественная гигиена.

Занятие 3. Практическое. Первая медицинская помощь при кровотечениях. Способы временной остановки кровотечений. Точки пальцевого прижатия артерий. Правила наложения кровоостанавливающего жгута и закрутки из подручных средств. Первая медицинская помощь при остановке сердечной деятельности и прекращении дыхания. Способы и порядок проведения искусственной вентиляции легких и непрямого массажа сердца.

Занятие 4. Практическое. Первая медицинская помощь при переломах костей. Табельные и подручные средства иммобилизации. Первая медицинская помощь при ушибе, вывихе, растяжении связок. Первая медицинская помощь при солнечном и тепловом ударах, укусах ядовитыми змеями, отравлении ядовитыми растениями и грибами. Способы транспортировки раненого (пострадавшего).

Т е м а 9. Военно-прикладная физическая подготовка

Занятие 1. Практическое. Изучение техники метания гранат из траншеи с места. Изучение техники преодоления препятствий: прыжком — рва шириной 2,5 м; проходов лабиринта; забора; вертикальной лестницы; бегом — балок разрушенного моста; трех ступеней разрушенной лестницы с касанием земли между ступенями; пролома стенки; траншеи; хода сообщения.

КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ

На контрольные занятия выносятся основные вопросы всех пройденных тем. Основной формой контроля на учебно-полевом сборе является прием зачетов по нормативам.

ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО
ДОПРИЗЫВНОЙ ПОДГОТОВКЕ

Обучающиеся должны з н а т ь:

Цель и задачи допризывной подготовки;

Основные вехи военной истории нашего государства;

Подвиги наших предков, проявивших мужество и героизм при защите Отечества;

Определение войн и их классификацию;

особенности современных войн;

Права, обязанности и ответственность призывника; - порядок приписки к призывным участкам и призыва на военную службу, службу в резерве;

Историю создания российской армии; назначение, состав и структуру Вооруженных Сил, основные виды вооружения и боевой техники;

Порядок поступления в военные учебные заведения России;

Текст Военной присяги и порядок ее принятия;

Назначение общевоинских уставов, правила воинской вежливости, воинские звания;

Сущность и значение воинской дисциплины; поощрения, применяемые к солдатам; дисциплинарные взыскания, налагаемые на солдат;

Требования безопасности при обращении с оружием;

Назначение, устройство и основные характеристики пневматической и малокалиберной винтовок;

Назначение, боевые свойства, общее устройство и принцип работы автомата АК-74;

Основы, приемы и правила стрельбы;

Назначение, тактико-технические характеристики и общее устройство ручных осколочных гранат; порядок боевого применения ручных осколочных гранат и требования безопасности при обращении с ними;

Действия солдата в обороне и в наступлении;

Организацию, вооружение и боевой порядок мотострелкового отделения;

Принцип комплектования и состав вооруженных сил иностранных армий (США, Германии, Великобритании, Франции);

Краткую характеристику оружия массового поражения;

Средства индивидуальной защиты;

Порядок ориентирования на местности без карты и движения по азимутам; топографическую карту и топографические знаки.

Учащиеся должны у м е т ь:

Выполнять обязанности призывника, установленный порядок приписки к призывным участкам;

Выполнять правила воинской вежливости;

Выполнять команды «Становись!», «Равняйсь!», «Смирно!», «Вольно!»; выполнять повороты на месте, двигаться строевым шагом; выполнять строевые приемы: выход из строя и возвращение в строй, повороты в движении, подход к начальнику и отход от него;

Производить неполную разборку и сборку автомата АК-74;

Стрелять из пневматической и малокалиберной винтовок, выполнять установленные программой упражнения стрельб;

Пользоваться средствами индивидуальной защиты — противогазом и респиратором;

Оказывать первую медицинскую помощь при ранениях, переломах, при остановке сердечной деятельности и прекращении дыхания;

Составлять схему маршрута движения по азимутам, двигаться по азимутам, читать топографическую карту.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

1. Наставление по стрелковому делу. Основы стрельбы из стрелкового оружия. 1989. — 336 с.

2.Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста /Ф. Райс. — СПб.: Питер, 2000. — 624 с.

3.Варламов, В. Б. Допризывная подготовка: учеб. пособие для 10—11 кл. В.

4.Самыгин, С. И. Школа выживания / С. И. Самыгин. — Ростов н/Д: Феникс, 1996. — 640 с.

5. Фатин, С. В. Поведение человека в экстремальных условиях и основы безопасности жизнедеятельности. — Могилев, 1996.