Януш корчак ударение в фамилии. Корчак януш - биография

Имя Януша Корчака ассоциируется в человеческом сознании с самопожертвованием, героизмом, мученичеством и огромной любовью к детям. Отказавшись от собственной семьи, этот выдающийся польский педагог, автор многочисленных книг о детях и для детей, стал отцом сотен сирот.

До конца своих дней Старый доктор остался верен тем простым жизненным истинам, которые излагал в своих литературных произведениях. И принял смерть, отвергнув предложения о спасении, вместе со своими маленькими воспитанниками в газовой камере нацистского концентрационного лагеря.

Детство и юность: Ерш Хенрик Гольдшмит

22 июля 1878 года в семье ассимилированных польских евреев Гольдшмитов родился первенец. Мальчика нарекли Ершем Хенриком. Окружающие звали его Генриком на польский манер. Свое первое образование юный Гольдшмит получал в русской гимназии в Варшаве. Главными постулатами учебного заведения были строгость и дисциплина. Малейшее отклонение от установленного распорядка дня без письменного разрешения директора жестоко каралось.

Уже с первого класса школьники штудировали учебники по латыни, а со второго – по французскому, немецкому и греческому. Многим позже один из них принципиально переосмыслит эту нафталинную систему воспитания. Он создаст идеальный приют для забытых и брошенных, назвав его «Домом сирот», и прославится на всю страну, а затем и на весь мир под псевдонимом Януша Корчака.

Но в 1889 году Корчака еще не было, ровно как «Дома сирот» и его нерожденных воспитанников. Был лишь 11-летний гимназист Генрик Гольдшмит, который впервые столкнулся с жизненными трудностями. У его отца, успешного адвоката, автора научных монографий, Юзефа Гольдшмита диагностировали душевную болезнь. С тех пор большую часть времени глава семейства проводил в психиатрической клинике. Затяжное дорогостоящее лечение истощило материальные запасы семейства. В прошлом довольно зажиточные Гольдшмиты начинают бедствовать.

Юзеф так и не вылечился. Сведения о его смерти весьма туманны. Известно, что последние свои дни он провел в больнице. Чтобы помогать матери и младшей сестре, Генрик начинает подрабатывать репетиром.

Закончив гимназию, юный Гольдшмит решает стать врачом и поступает в Варшавский университет на медицинский факультет. В рамках учебной практики Генрик работает в госпиталях, больницах, детский еврейских лагерях. Общение с детьми доставляет ему огромное удовольствие, во враче-Гольдшмите просыпается педагог. Вернувшись со службы во время Русско-японской войны, Генрик твердо решил: да, он будет лечить, но не тела, а души.

1911 год стал для Гольдшмита знаковым – в доме номер 92 на улице Крохмальной в Варшаве он основывает «Дом сирот». Идею помогли воплотить в жизнь многочисленные филантропы. Директор сразу же ставит первое и главное условие – меценаты не должны вмешиваться в педагогическую и воспитательную деятельность руководителя.

«Дом сирот» выделялся из числа себеподобных. Детские приюты лишь давали крышу над головой и еду, совершенно не беспокоясь о духовном и нравственном развитии своих обитателей. Не удивительно, что большинство беспризорников сворачивали на путь разбоя. Главная цель, которую преследовал «Дом сирот», заключалась не в том, чтобы помочь детям выжить, а в том, чтобы научить их жить.

Кроме «Дома сирот», Гольдшмит сотрудничает с другими детскими приютами (например, «Нашим домом» в Белянах), публикуется в журналах, редактирует еженедельник «Малое обозрение», пишет книги, читает лекции по педагогике. Тогда-то и появляются Януш Корчак и добродушный Старый доктор, голос которого звучит из каждого радиоприемника.

Еврейское гетто. Треблинка

С приходом к власти Гитлера Януш Корчак начинает проявлять большой интерес к еврейскому вопросу, детально изучает историю своей родины, посещает Палестину, работает в Еврейском агентстве Варшаве.

Убежденный гуманист, Корчак остро противился всему фашистскому. Он, не боясь, разгуливал по столичным улицам в мундире войска польского, когда Варшава была занята гитлеровцами. Корчак говорил, что это мундир солдата, которого предали. Только спустя год после начала оккупации мундир был снят, ведь такая провокация могла повлечь за собой фатальные последствия не только для Корчака, но и для его воспитанников.

Он продолжает выступать по радио. Только теперь Старый доктор больше не шутит о детском воспитании. Он обращается к детям войны, поучает, советует, рассказывает, как действовать в экстренных ситуациях.

Когда на территории города появилась уродливая стена, отгородившая еврейское гетто от остального мира, Януш Корчак самоотверженно присоединился к своим сиротам, несмотря на то что его приглашали остаться в Палестине. Он продолжал мужественно отказываться всякий раз, когда ему предлагали укрытие на арийской стороне.

Летом 1942 года поступил указ о депортации «Дома сирот». Маленьких евреев отправляли в концентрационный лагерь Треблинка, что находился на территории Польши и вошел в историю войны как один из самых жестоких лагерей смерти. По количеству жертв (их число колеблется в диапазоне 750-810 тысяч) он уступает только Освенциму.

6 августа, эта дата условно значится как дата смерти Корчака, директору «Дома сирот» в последний раз предложили спастись. Немецкое командование хотело проявить публичную милость к известному литератору и педагогу, однако Корчак категорически отказался. «Предать детей и пустить их умирать одних, – сказал учитель, – Это значило бы как-то уступить злодейству».

Шествие маленьких смертников и их учителя к вагонам, что должны были доставить их в Треблинку, очевидцы назвали маршем смерти. Весь детский дом шел ровной колонной, никто не голосил и не пытался убежать, во главе колонны – Старый доктор, держащий за руки двоих воспитанников. Весь «Дом сирот» и их директор погиб в газовой камере концентрационного лагеря Треблинка.

В творческом наследии Януша Корчака выделяют три пласта: художественные произведения (книги о детях и для детей), научно-популярные работы по педагогике и дневниковые записи.

К литературе Корчак обращается с 18 лет, начиная понемногу публиковаться на страницах польских журналов. Его самыми знаменитые произведения, переведенные на русский язык, это:

  1. «Дети улицы».
  2. «Дитя гостиной».
  3. «Моськи, Иоськи и Срули».
  4. Дилогия «Король Матиуш Первый».
  5. «Когда я снова стану маленьким» и др.

Свой первый педагогический труд книгу «Как любить детей» Корчак написал в Украине во время работы в киевских приютах для беспризорников и опубликовал в 1919 году. На протяжении 10 лет (с 1929 по 1939 годы) педагог создал еще три научно-популярных работы: «Право ребенка на уважение», «Правило жизни» (с подзаголовком «Педагогика для детей и взрослых») и «Шутливая педагогика».

В своих работах Корчак поучает, но его голос не звучит как сухое назидание. Его научные наблюдения изложены простым доступным языком, книги очень автобиографичны и являются бесценными копилками богатого педагогического опыта их автора.

В основе педагогических принципов великого учителя прежде всего любовь к ребенку. Даже любовь к Богу он ставил ниже. Каждый ребенок, твердил Корчак, и есть Бог.

Огромную ценность для понимания педагогики Януша Корчака, а также непростой моральной атмосферы в охваченной войной и репрессиями Польше играет «Дневник» учителя. Он вел подробные записи, чтобы не упустить ни единой мысли. Трагическая гибель не дала возможности самостоятельно опубликовать «Дневник». Он увидел свет только в 1958 году, через 16 лет после смерти автора.

Память: поэт, педагог, человеколюб

Януш Корчак прожил достойную жизнь от начала до конца, не сбившись и не поддавшись соблазну, даже когда другой бы не устоял. Со временем его жизнь превратилась в миф, а сам Корчак – в легенду. Особый интерес к его персоне обусловила литературная деятельность. Война знала много героев, но в тот день, 6 августа, фашисты повели на смерть не просто учителя, они погубили Поэта. Поэт – Бог, он свят и неприкосновенен. Такое не забывается.

Сегодня в Треблинке на предположительном месте смерти Корчака стоит мемориальный камень с выбитой надписью «Януш Корчак и дети». В разных городах Польши, в Азербайджане, Израиле, Белоруссии и других странах установлены монументы Януша Корчака. Поляки и белорусы ежегодно запускают в воздух бумажного змея в память о великом гуманисте. Его именем называют школы и улицы, а в России проходит ежегодный педагогический конкурс, посвященный великому учителю.

О его жизни, творчестве и героизме написаны десятки биографических книг («Живая связь» Игоря Ниверли, «Король детей» Бетти Джейн Лифтон), художественных интерпретаций (поэма «Кадиш» Александра Галича, фильмы «Корчак» и «Януш Корчак» Анджея Вайды и Семена Винокура).

Память о человеколюбе

Поэты сочинили стихи, композиторы сложили песенные мотивы, а театральные постановщики перенесли произведения Корчака на сцены.

Миф о Януше Корчаке продолжает жить и шириться. Его подлинная история обросла множеством домыслов, поэтических деталей, афоризмов, якобы слышанных из уст Корчака. Как бы там ни было, легенда не может родиться на пустом месте. Ей нужен стержень, им стал Корчак – поэт, педагог, человеколюб. За три месяца до смерти он сделал запись в дневнике: «Я никому не желаю зла. Не умею. Не знаю, как это делается».

Биография Януша Корчака: Старый доктор и его дети

4.8 (96.67%) 6 votes

Настоящее имя Януша Корчака – Генрик Гольдшмидт. Он родился 22 июля 1878 г. в Варшаве в состоятельной семье известного юриста. Когда ему было одиннадцать лет, семью постигло несчастье, наложившее трагический отпечаток на душу мальчика: у его отца развилась душевная болезнь, он был помещен в больницу, откуда уже не вернулся. Семь лет болезни отца привели к тому, что экономическое положение семьи резко ухудшилось. Генрик вынужден помогать матери и сестре; продолжая учиться в гимназии, он зарабатывает репетиторством.

В 1898 г. Генрик окончил русскую гимназию и поступил на медицинский факультет Варшавского университета. С первого курса под псевдонимом Януш Корчак (по имени одного из героев польского писателя Игнацы Крашевского) он ведет активную журналистскую деятельность. Как многократно подчеркивал сам Корчак, его литературный стиль формировала русская литература XIX в., особенно творчество Чехова.

В 1904 г. молодой человек оканчивает университет и начинает работать врачом-педиатром в детской больнице. В качестве врача полевого госпиталя участвует в русско-японской войне, а затем снова работает в одной из детских клиник – до 1910 г.

В 1905 г. выходит первая повесть Корчака – «Дитя гостиной», принесшая ему успех и известность. Корчак вступает на путь реформаторства неустроенного мира не только как врач-педиатр, но и как писатель, журналист, общественный деятель. Он провозглашает: «Реформировать мир – это значит реформировать воспитание».

В 1907 и 1908 гг. он работает воспитателем в детских летних колониях, где основной контингент составляют сироты и дети из малоимущих еврейских семей. Именно тогда Корчак определил свою главную профессию – педагог. Лучшим подтверждением тому явились его книги – «Моськи, Иоськи и Срули» (1910), «Юзьки, Яськи и Франки» (1911). В 1912 г. Корчак стал директором реорганизованного «Дома Сирот».

Во время Первой мировой войны Корчак – ординатор полевого госпиталя русской армии. Четыре года он провел в скитаниях по дорогам войны. Весной 1917 г. откомандирован для работы врачом в польских и украинских детских приютах, год живет в Киеве.

В военные годы зарождается одна из главных педагогических книг Корчака – «Как любить ребенка» (1918), ставшая жизненным кредо автора. И хотя формально Корчак оставляет занятия медициной, врачом он остается до конца своей жизни – поскольку его воспитанникам врач был нужен всегда.

В 1918 г. Корчак возвращается в Варшаву и становится мозговым центром и душой двух приютов – «Наш дом» и «Дом Сирот», где создает своеобразную детскую республику, крошечную ячейку равенства и справедливости. В «Доме Сирот» был выборный детский сейм, товарищеский суд и судебный совет. Товарищеский суд в девяносто пяти случаях из ста выносил оправдательные приговоры; понять и простить – таков был его лейтмотив.

Опыт своей практической работы с детьми Корчак описывал и анализировал в книгах. Лучшие из них – «Воспитательные моменты» (1919), «О школьной газете» (1921), «Право ребенка на уважение» (1929), «Правила жизни» (1930), «Шутливая педагогика» (1939), «Банкротство маленького Джека» (1924), «Когда я снова стану маленьким» (1925), «Кайтусь-волшебник» (1935), «Упрямый мальчик. Жизнь Луи Пастера» (1938). Он также сотрудничает с журналами, работает редактором созданной им детской газеты (первой в мире), выступает под псевдонимом Старый Доктор с воспитательными беседами по радио.

Особое место среди книг Корчака занимает дилогия «Король Матиуш Первый» и «Матиуш на необитаемом острове» (1923). Этот шедевр принес Корчаку мировую славу и занял достойное место среди лучших философских сказок. Притча о благородном мальчике-короле Матиуше I завоевала миллионы сердец – как детей, так и взрослых. Маленький стойкий герой, чем-то похожий и на Гамлета, и на Дон Кихота, навсегда вошел в мировую литературу.

В 1934 и 1936 гг. по приглашениям своих бывших воспитанников Корчак посещает подмандатную Палестину. Но на предложение переехать туда он отвечает отказом.

Когда Гитлер вторгся в Польшу и Варшава была оккупирована, Корчак остался со своими подопечными. В 1940 г. немцы его арестовали. Несколько месяцев Корчак просидел в тюрьме, откуда его выкупили его бывшие воспитанники. У всемирно известного писателя была возможность уехать из Польши. Но Корчак вернулся в «Дом Сирот», который уже находился на территории Варшавского гетто.

Множество людей тщетно пытались уговорить Корчака покинуть гетто, зная, что власти разрешили ему уходить и возвращаться. Но Корчак отказался.

5 августа 1942 г. детей «Дома Сирот» отправили в концлагерь в Треблинку. Через несколько дней Корчак вместе со своими детьми вошел в газовую камеру.

На месте смерти Корчака в Треблинке стоит большой камень. На нем короткая надпись: «Януш Корчак и дети».

Память

Каждый год 23 марта в Польше и Белоруссии в воздух запускается воздушный змей в память о Януше Корчаке и детях, убитых в гетто.

В начале августа 2011 г. в иерусалимском мемориале Холокоста «Яд ва-Шем» отметили 69-летие трагической даты депортации Корчака и детей в лагерь смерти. В мемориальной церемонии принял участие и бывший воспитанник Дома сирот, ставший художником и посвятивший своё творчество памяти Корчака, 88-летний Ицхак Бельфер, поделившийся своими воспоминаниями .

5 августа 2012 года в «Яд ва-Шем» прошла церемония памяти в связи 70-летием гибели воспитателей и детей Дома Сирот. На ней присутствовали трое бывших воспитанников Корчака.

С 2004 года в России ежегодно проводится конкурс «Педагогические инновации», лауреатам которого вручаются медали имени Януша Корчака .

Педагогическая деятельность

В «Доме сирот» Корчак ввёл новаторскую для тех лет систему широкого детского самоуправления, детский товарищеский суд, решения которого были обязательны и для руководства, плебисцит и т. д.

Корчак читал лекции в Свободном польском университете и на Высших еврейских педагогических курсах, вёл работу в суде по делам малолетних преступников, выступал под псевдонимом «Старый Доктор» с воспитательными беседами по радио.

Отвлечённо веря в Бога («Один на один с Богом», 1922; содержит 18 молитв «для тех, кто не молится») , Корчак отличался широкой веротерпимостью и видел в вере источник морального очищения.

Из БСЭ (1969-1978): «Педагогическая деятельность К[орчака] основана на формировании в детском коллективе и у отдельных воспитанников навыков самопознания, самоконтроля, самоуправления».

Работы Корчака оказали значительное влияние на известного советского педагога В. А. Сухомлинского .

Педагогические идеи

  • Принцип любви к ребёнку
Идея Януша Корчака была, по сути, одна, и такого она свойства, что, например, в последовательном курсе истории педагогики точное место Янушу Корчаку найдешь не сразу: о нем можно с одинаковым правом рассказывать до Руссо и после Песталоцци, между Ушинским и Макаренко, сразу после Марии Монтессори и вместе с Сухомлинским. С него можно начинать курс, а можно и заканчивать им, ибо идея Януша Корчака известна человечеству с тех пор, как оно стало человечеством: воспитатель должен любить детей… .
  • Педагогика - наука о человеке
Одна из грубейших ошибок считать, что педагогика является наукой о ребёнке, а не о человеке. Вспыльчивый ребёнок, не помня себя, ударил; взрослый, не помня себя, убил. У простодушного ребёнка выманили игрушку; у взрослого - подпись на векселе. Легкомысленный ребёнок за десятку, данную ему на тетрадь, купил конфет; взрослый проиграл в карты все своё состояние. Детей нет - есть люди, но с иным масштабом понятий, иным запасом опыта, иными влечениями, иной игрой чувств…» (Корчак, Как любить ребёнка: Интернат.) .

Литературное творчество

Печататься Корчак начал в 18 лет, в 1898 году он взял свой псевдоним. Его повести для взрослых и детей «Дети улицы» (1901), «Дитя гостиной» (1906), «Моськи, Иоськи и Срули» (1910; в русском переводе - «Лето в Михалувке», 1961), «Король Матиуш Первый» (1923) и другие; новеллы, беседы, статьи и дневник 1942 г. вводят читателя в сложный мир детской психологии, содержат наблюдения над жизнью Польши 1900-1942 гг., отражают богатый опыт врача и педагога.

Корчаку принадлежит также свыше 20 книг о воспитании (главные из них - «Как любить ребёнка», 1914, и «Право ребёнка на уважение», 1929).

Сочинения

Художественные произведения

Прижизненные книжные издания на русском языке
  • Весенняя песня; Невеста; Без доказательств; Воспитание; Я разорен; Долой опрятность; Оценщик; Зачем?: [Рассказы]. - СПб.: Изд. М. Г. Корнфельд, 1911. - 64 с. - (Дешевая юморист. б-ка «Сатирикон»; Вып.17.)
  • Мошки, Иоськи и Срули /Пер. с пол. Е.Шведера. - Петроград: Изд. М. И. Семенова, 1915. - 95 с.
  • Рыцари чести: (Слава): Повесть /Пер. с пол. М.Щавинской. - М.: Типо-литогр. Товарищества И. Н. Кушнарев и К°, 1918. - 37 с.
  • Приключение Короля Матюша: Повесть /Пер. с пол. Ю. Н. Райтлер; рис. Б. В. Покровского. - Ленинград: Сектор «Юный Пролетарий» Рабочего Изд-ва «Прибой», 1924. - 250 с.
  • Джек-кооператор. Пер. с польск. и обработала Райтлер Юдифь Наумовна. - М., 1929.

Педагогические произведения

Другие книги

С 1992 г. в Польше издаётся собрание сочинений Корчака в 16 томах (вышло 14 (?)).

Произведения, посвящённые Янушу Корчаку

Памятник Янушу Корчаку в Варшаве

Детский дом Корчака. Продолжает действовать по сей день

Героизм и мученичество Корчака вошли в легенду. Его жизни и гибели посвящены многочисленные исследования и произведения: мемуары сотрудника Корчака И. Неверли (1903-1987), прошедшего, несмотря на своё нееврейское происхождение, через концлагеря-Майданек, Освенцим и др. - «Живые связи» (1966, польский язык), воспоминания участника польского Сопротивления Казимежа Дебницкого «Корчак вблизи» (есть русский перевод), поэма А. Цейтлина (1898-1973) «Последний путь Януша Корчака» («Януш Корчакс лецтер ганг», 1970?, идиш), драма Э. Сильваниуса «Корчак и дети» (1958, немецкий язык) и другие.

  • Памятник Б. Сакциера (родился в 1942 г.) «Я. Корчак с детьми» (1978) установлен в Иерусалиме на территории Яд ва-Шем .
  • Галерея рисунков, живописи, скульптуры И. Бельфера о Холокосте и о Корчаке .
  • Классические иллюстрации польского художника Ежи Сроковского к книге «Король Матиуш Первый» .

Литературные произведения на русском языке

  • Неверли И. Живая связь: Отрывки из кн. Пер. с пол. Э.Гессен //Иностр. лит. - 1978. - № 3. - С.231 - 239.
  • Игорь Неверли. Такой была эта детская газета. Слово о «Малом пшеглёнде» .
  • В 1970 году Александр Галич написал одну из своих лучших поэм «Кадиш » , посвящённую Янушу Корчаку. В качестве эпиграфа к ней Галич взял (немного изменив текст) слова из Дневника Корчака: «Я никому не желаю зла. Не умею. Не знаю, как это делается».
  • Лифтон Б. Дж., «Король детей. Жизнь и смерть Януша Корчака» . М.: Рудомино: Текст , 2004. ISBN 5-7516-0479-2
  • Педагогика Януша Корчака и еврейское воспитание , Жерар Кан
  • Памяти Корчака: Сб. ст.: (О враче, педагоге и писателе Я. Корчаке, 1878-1942) / [Отв. ред. О. Р. Медведева]. М.: Рос. о-во Януша Корчака, 1992. ISBN 5-900365-01-8

Фильмы

  • «Корчак » (Korczak), режиссёр А. Вайда , сценарий - А. Холланд . Польша-ФРГ-Великобритания. 1990.
  • «Януш Корчак» (Yanush Korchak) , режиссёр С. Винокур , сценарий-Авраам Коэн. Израиль. 2004.

Мультфильмы

  • «„Расскажите сказку, доктор“» - советский мультфильм, © ЭКРАН, 1988 г.

Режиссёр: Аида Зябликова. В мультфильме две сюжетных линии, одна построена по мотивам повести Януша Корчака «Король Матиуш Первый», другая рассказывает о реальных событиях во время Второй Мировой войны. Януш Корчак добровольно остался со своими воспитанниками и погиб вместе с ними в немецком концлагере. Мультфильм состоит из 3 частей.

Театр

  • Пьеса Джефри Хатчера (Jeffrey Hatcher) «Дети Корчака» (Korczak’s Children )
  • Спектакль «Дорога в небо» (The Road to the Heaven ) - документальная мистерия о доме сирот Януша Корчака.

Автор пьесы и режиссёр - Фёдор Сухов. Премьера состоялась в Театре на набережной в Москве, в 1998 году. Спектакль восстановлен 14 апреля 2012 года к 70-летию со дня депортации Варшавского гетто в августе 1942 года.

Опера

  • Детская опера-мюзикл «Король Матиуш I» Льва Конова по сказке Януша Корчака. Премьера состоялась в Москве, 1988 г. Звукозапись оперы произведена в 1992 году.
  • Опера «Король Матиуш Первый» в новой редакции 2009 года.
  • Опера «Сироты Корчака» (Korczak’s Orphans). Музыка - Адам Сильверман (Adam Silverman), либретто Сьюзан Губернат (Susan Gubernat)

Песни

  • Песня в исполнении Алексея Терехова «памяти Януша Корчака»
  • Песня-поэма А. Галича «Кадиш» - см. выше, подраздел «Литературные произведения на русском языке».

Примечания

  1. Его отец не сразу оформил метрику, поэтому точный год рождения Корчака неизвестен (1878 или 1879).
  2. Betty Jean Lifton, The King of Children: The Life and Death of Janusz Korczak, St. Martin’s Press, 1997, p. 35 - 40 ISBN 0-312-15560-3
  3. ул. Слиская 51/Сенная 60
  4. во время войны он был переведён в гетто на ул. Хлодну, 33, а позже на ул. Сенную, 16/Слиска, 9
  5. 22 июля 1878 года в Варшаве родился Януш КОРЧАК (настоящее имя Генрик Гольдшмит). Киевский календарь
  6. Слово „э́рец“ буквально означает „земля“, „страна“; здесь: сокращение от „Э́рец-Исраэ́ль“, что означает „Земля Израиля “.
  7. По другим данным - месяц. См.: Бетти Джин Лифтон. Король детей. Гл. 28. - См. Произведения, посвящённые Янушу Корчаку.
  8. работала с Корчаком с 1911 г., в 1914-18 гг. руководила Домом Сирот
  9. Помимо Корчака и Вильчинской, называют ещё 10 имён, иногда добавляя: «и, возможно, другие»; многие из этих воспитателей сами в прошлом были воспитанниками Дома сирот.
  10. Корчак Януш - статья из Электронной еврейской энциклопедии
  11. Александр ШАРОВ. ЯНУШ КОРЧАК. Послесловие к сборнику «Король Матиуш Первый»
  12. Корчак и его дети
  13. См.: 70 Years Since the Murder of Janusz Korczak and the Children
  14. Всероссийский открытый конкурс «Педагогические инновации»
  15. Марина Аромштам. Благая весть Януша Корчака .
  16. На русском языке: Наедине с Господом Богом: Молитвы тех, кто не молится. /Пер. с пол. и послесл. О.Медведевой; ред. А.Верглинский; предисл. И.Гальперина; худож. оформ. В.Романова. Рос. О-во Януша Корчака. - М., 1994. - 80 с.
  17. Симон Соловейчик
  18. Подробнее об этом можно прочитать в 15-й главе книги Бетти Джин Лифтон «Король детей». См. Произведения, посвящённые Янушу Корчаку.
  19. Подробно на эту непростую тему размышляет (в определённом аспекте) С. Л. Соловейчик в своей „Последней книге“, гл. 53 . Об этом же пишет Жерар Кан в гл. 5 книги «Педагогика Януша Корчака и еврейское воспитание». См. Произведения, посвящённые Янушу Корчаку.
  20. Об этом можно прочесть также в: С. Л. Соловейчик. Последняя книга, гл. 53 .
  21. Об этом, как и об упомянутом выше «праве ребёнка на сегодняшний день», можно прочитать в 5-й главе книги Жерара Кана «Педагогика Януша Корчака и еврейское воспитание». См. Произведения, посвящённые Янушу Корчаку.
  22. О том, что взрослые и дети говорят на разных языках и «только делают вид, будто понимают друг друга» пишет (в связи с Корчаком) Бетти Джин Лифтон в 10-й главе книги «Король детей».
  23. О трудностях, с которыми могут столкнуться молодые люди в реальной жизни, если они выросли в «тепличных условиях», пишет (правда, в несколько ином контексте) Бетти Джин Лифтон в 16-й главе книги «Король детей».
  24. См., например: Максакова В. И. Педагогическая антропология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. Лекция пятая. ВОСПИТАНИЕ КАК АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС - М.: Издательский центр «Академия», 2001.
  25. Об этом можно прочитать в: Александр Левин. Януш Корчак - мыслитель и педагог .
  26. Об этом также пишет Бетти Джин Лифтон в 10-й главе своей книги «Король детей». См. Произведения, посвящённые Янушу Корчаку.
  27. Об этом же (со ссылкой на Корчака) пишет доктор педагогических наук, профессор И. П. Подласый в гл. 1 учебного пособия «Педагогика начальной школы», издательство Владос, 2008.
  28. На русском языке повесть опубликована в петербургском журнале «Образование» в 1908 году под названием «Дитя света».
  29. На русском языке рассказ опубликован под названием «Боба» в сборнике: Януш Корчак. Воспитание личности. М. : Просвещение, 1992. - 287 с. - ISBN 5-09-003083-9 .
  30. Русский перевод в нашей стране впервые опубликован в книге: Я. Корчак. Педагогическое наследие. М., 1990.
  31. Полный русский перевод двух повестей о Матиуше в нашей стране впервые опубликован в книге: Януш Корчак. Король Матиуш. Перевод М. Павловой. М., 1992
  32. Издание в нашей стране: Корчак Я. Маленький бизнесмен. М., 1992
  33. На русском языке впервые издано в сборнике: [Януш Корчак.] Избранное /Сост. и ред. М.Шкловская. - Иерусалим: Б-ка-Алия, 1988. - 324 с.
  34. Русский перевод: Януш Корчак. Кайтусь-чародей. СПб., 1992
  35. Первый и четвёртый разделы на русском языке изданы в: Корчак Я. Избранные педагогические произведения. М., 1979
  36. На русском языке в 1922 году был издан второй раздел книги - «Интернат»: Как любить детей: (Интернат). /Пер. с пол. Л.Кон; предисл. Н. К. Крупской . - М.: Госиздат, 1922. - VI, 116 с. Весь цикл представлен в издании: Корчак Я. Избранные педагогические произведения. М., 1979 (первый раздел - в сокращении, полный его текст можно найти в: см. ссылку).
  37. Полный перевод на русский язык опубликован в издании: Януш Корчак . ИЗБРАННОЕ. - Библиотека-Алия. 1988. ISBN 965-320-019-4 . - C. 42 - 170. Пер. с польского Ю. Зимана.

Литература

  • Академія педагогічних наук України. Державна науково-педагогічна бібліотека України імені В. О. Сухомлинського. Серія «Видатні педагоги світу». Випуск 2. Польський педагог-гуманіст Януш Корчак (1878-1942). До 125-річчя з дня народження. Біобібліографічний покажчик. - Київ, 2003.
  • Валеева Р. А. Гуманистическая педагогика Януша Корчака: Учебное пособие. Казань: КГПИ, 1994.
  • Кочнов В. Ф. Януш Корчак: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1991.

Ссылки

  • Ребенок в семье - первый раздел (из четырёх) книги «Как любить ребёнка» (в электронной версии текста присутствует любопытная ошибка: над заголовком «Ребенок в семье» значится: "«АНГЕЛ ЛИ»", то есть, видимо, или "«Ангел Ли»" - с учётом того, что выше говорится о воскресении мёртвых, такое предположение не представляется совсем уж неправдоподобным, или - "«Ангел ли(?)»" - в последнем случае речь, видимо, идет о ребёнке; у Корчака, однако-ни то ни другое, а "«АНГЕЛЛИ»" - название произведения польского поэта-романтика Юлиуша Словацкого , откуда взят эпиграф)
  • Интернат - второй раздел книги «Как любить ребёнка»
  • Дом сирот - четвёртый раздел книги «Как любить ребёнка» (в сокращении)
  • Товарищеский суд - из четвёртого раздела книги «Как любить ребёнка»: «Дом сирот»
  • Наедине с Богом (избранные молитвы)
  • Король Матиуш Первый (сокращённый перевод)

Если об одном человеке можно прочитать, что он был врачом-педиатром, писателем, публицистом, общественным деятелем, ученым, дидактиком, воспитателем, борцом за права детей, и каждое из этих званий сопровождается положительными определениями, такими как пылкий, смелый, выдающийся или неутомимый, то становится понятно, что это была феноменально всесторонняя личность.

Речь идет о Хенрике Гольдшмите, который в 20 лет придумал себе псевдоним Януш Корчак. «Как любить ребенка» и «Правила жизни» являются наиболее известными из более чем 20 произведений теоретика и практика педагогики. Он увлеченно следил за миром детей и стал пионером в области защиты их прав и воспитательной диагностики. Наиболее известные книги для юных читателей, которые написал Януш Корчак, - «Король Матиуш Первый», «Правила жизни», «Кайтусь-чародей» и др.

После многолетней работы директором приюта в Варшаве он неоднократно отказывался от убежища и остался со своими воспитанниками, когда все они были отправлены в газовые камеры концлагеря в Треблинке.

Януш Корчак: биография раннего периода

Хенрик Гольдшмит родился 22.07.1878 или 1879 г. в Варшаве. Точная дата неизвестна. Отец Корчака Иосиф Гольдшмит, известный варшавский адвокат, не позаботился о быстром оформлении метрики сына и большого участия в семейной жизни тоже не принимал. Его брак с Цецилей Гембицкой не был удачным. Высокие доходы и родственные связи позволяли родителям Корчака входить в число богатых и уважаемых еврейских семей Варшавы. Гольдшмиты могли себе позволить нанять кухарку и няню, которая и занималась детьми. Сын рос в достатке.

Семилетний Хенрик не начинал с домашнего обучения, как это было принято в те времена. Он попал в частное подготовительное заведение, в котором царили железная дисциплина и розги. Это была школа Августина Шмурлы. В памяти Корчака она осталась символом страха и насилия, одиночества и беспомощности ученика перед господством учителя. Позже он поступил в 8-летнюю Пражскую гимназию на улице Бруковой, в которой обучение происходило на русском языке. Хенрик не очень любил школу и учился посредственно. Но ему очень нравилась литература. Януш Корчак книги читал все свое свободное время. Об этом периоде своей жизни он позже писал в своем дневнике: «В 15 лет я начал безумно, бешено читать. Мир исчез, существовала только книга...».

Взрослая жизнь

Из-за многолетней душевной болезни отца и его смерти в 1896 году семья Гольдшмитов столкнулась с финансовыми трудностями. Молодой Корчак взял на себя труд содержания матери и сестры. Еще учась в мужской гимназии он подрабатывал репетиторством и написанием статей для газет. В 1896 году он дебютировал на страницах сатирического еженедельника. Юмореску о воспитании детей под названием «Гордиев узел» автор подписал псевдонимом Хен. Произведение заинтересовало редакцию и читателей.

В 1898 году он сдал выпускные экзамены и начал учебу на медицинском факультете Императорского варшавского университета, преодолел ограничения, связанные с его еврейским и польским происхождением. Спустя годы Корчак объединил все эти национальные темы, сказав о себе, что он является «польским евреем, родившимся при российском разделе».

История псевдонима

В дальнейшем он совершенствовал свое литературное мастерство. В 1898 г. Хенрик принял участие в театральном конкурсе, объявленном Игнацием Падеревским на страницах журнала «Музыкальное, театральное и художественное эхо». Он послал два произведения, в том числе пьесу в 4 актах «Куда?». В соответствии с правилами конкурса автор подписался как Янаш Корчак. Это литературное имя он позаимствовал из «Истории о Янаше Корчаке и прекрасной дочери меченосца» Крашевского. C 1900 г. публиковал в Wędrowiec цикл фельетонов под названием «Дети и воспитание», где начал использовать широко известный псевдоним «Януш Корчак». Произведения свои в дальнейшем он подписывал только этим именем, и под ним вошел в историю.

Литературное творчество

В период обучения была написана книга «Дети улицы», первый роман Корчака, опубликованный в 1901 г. Тогда он работал в бесплатной библиотеке для детей. В 1900-1915 гг. он был активным членом Общества летних лагерей (позже участвовал в Обществе польской культуры, Варшавском гигиеническом обществе и др.). На заключительном этапе получения медицинского образования в 1904 и 1907 гг. был воспитателем еврейских детей на базе отдыха «Михаловка». Это помогло в педагогической работе, которую в дальнейшем проводил Януш Корчак. Книги Mośki, Joski, Srule (1910) и Józki, Jaśki i Franki (1911) написаны на основе полученного в летнем лагере опыта.

Со временем он писал для детей все больше и больше. После небольших произведений он перешел к более объемным. Наиболее популярные детские книги, которые написал Януш Корчак: «Король Матиуш Первый» (1923), «Кайтусь-чародей» (1935) и «Банкротство маленького Джека» (1924).

Работа врачом

В марте 1905 г. Хенрик Гольдшмит получил диплом медика и устроился в Варшаве в еврейскую детскую больницу имени Берсонов и Бауманов. В качестве т. н. местного врача он обязан был круглосуточно ухаживать за больными и давать консультации в больничной амбулатории (без различия в вероисповедании), а также делал визиты к больным на дом. С бедных пациентов Корчак плату не брал, а у богатых не стеснялся требовать высоких гонораров. Слава, приобретенная им благодаря роману «Дитя гостиной» (1906), сделала его известным и востребованным педиатром.

Януш Корчак, биография которого в 1905 и 1906 годах отмечена пребыванием на фронтах русско-японской войны, приобрел там опыт военного врача.

Зарубежные поездки

Для углубления медицинских знаний он уехал на год в Берлин (1907-1908) и на полгода в Париж (1910). Там он слушал лекции по педиатрии и педагогике. При случае осматривал больницы и учреждения, занимающиеся лечением и образованием детей. В 1910-1911 гг. провел месяц в Лондоне, посещая деревенской школы и дома престарелых. Здесь он отказался от создания собственной семьи и решил бесповоротно посвятить себя исключительно работе с детьми. Вместе с тем он считал, что семья является лучшим местом для воспитания ребенка.

Януш Корчак: биография педагога

В 1912 г. он навсегда расстался с работой в больнице, поселился на улице Крахмальной, 92 и занял пост директора вновь открытого «Дома сирот», опекаемого обществом «Помощь сиротам». Там Корчак сотрудничал со Стефанией Вильчинской, помогавшей ему претворять в жизнь его педагогические концепции, и сама творчески участвовала в деятельности учреждения. «Дом сирот» стал для него местом повседневного углубленного наблюдения за психическим и физическим развитием воспитанников. Там же родились передовые идеи Януша Корчака о детском самоуправлении, товарищеском суде, школьной газете и специальных дежурствах.

В 1914 г. он был призван в армию, сначала в качестве руководителя отделения полевого дивизионного госпиталя, а затем под Киевом работал педиатром в приюте для украинских сирот. В Киеве он встретил Марию (Марину) Фальскую, с которой позже сотрудничал.

Януш Корчак «Как любить ребенка» начал писать во время войны. Первая часть тетралогии под названием «Ребенок в семье» вышла в 1919 г. (полностью - в 1920 г.). Книга официально стала педагогическим кредо, в котором Корчак провозгласил право детей на смерть, право на сегодняшний день и право быть самими собой. Борьбе за них автор посвятил свои дальнейшие жизненные и профессиональные планы. Он стал защитником, адвокатом и представителем детей. Поддерживал их на разных уровнях: как врач, педагог, писатель и публицист.

Педагогические идеи

Корчак утверждал, что наиболее подходящим местом для воспитания ребенка является семья, а в случае ее отсутствия - общество сверстников. Он стремился к тому, чтобы дети стирали свои убеждения и формирующиеся представления в процессе социализации (по взаимному согласию) и готовились к взрослой жизни в условиях ни идилличных, ни близких к «тихому семейному уголку». Корчак старался дать детям беззаботное, но не лишенное обязанностей детство. Воспринимал их всерьез и, несмотря на большую разницу в возрасте, проводил с ними открытые дискуссии. Он был убежден, что ребенок должен самостоятельно понять и эмоционально пережить ситуацию, прочувствовать ее, сделать выводы и, возможно, отвечать за последствия и не допускать их, а не просто быть сухо проинформированным воспитателем.

Межвоенный период

В 1918 году по возвращении в Варшаву он снова устроился в «Дом сирот». С осени 1919 г. Корчак был близко связан с открывшемся тогда приютом «Наш дом», возглавляемым Фальской. Гольдшмит регулярно бывал там в качестве врача и педагога, даже после переезда учреждения в Варшаву в 1928 г. В «Доме сирот», а также в «Нашем доме» были реализованы три концепции Корчака: забота о детях, воспитание самостоятельности и права ребенка.

В 1926 г. он инициировал выпуск экспериментального детского и молодежного еженедельника «Малый обзор», как дополнение к журналу «Наш обзор». Издание практически полностью выпускалось детьми и для детей и состояло из подлинных писем и материалов, присылаемых ими. Корчак был его редактором до 1930 г., позже он передал эту функцию Игорю Неверлему. Последний номер журнала «Малый обзор» вышел 01.09.39, в день начала Второй мировой войны.

В 1932-м Корчак из приюта переехал жить к сестре. Также он работал в окружном суде судебным экспертом по делам детей и был референтом «Кассы помощи больным».

С конца 1934-го Корчак под именем Старый Доктор сотрудничал с Польским радио, читая детям оригинальные лекции. Передачи, пользовавшиеся популярностью среди слушателей, были сняты с эфира в марте 1936 г. Он снова вернулся на Польское радио в марте 1938-го. Писатель Януш Корчак сотрудничал со многими изданиями (например, Robotnik, Opieka Społeczna, выходящими также на иврите и идише (в т. ч. Olami, Hechaluc Hacair, Olami Hakatan, Dos Kind), в которых переводились его тексты.

Он дважды посетил Палестину (1934, 1936), где много путешествовал. Но педагогика Януша Корчака интересовала больше всего - он присматривался к ней в кибуцах и исследовал возможности развития еврейской жизни.

Оккупация

Вначале Второй мировой войны сотрудники «Дома сирот» дежурили днем и ночью, а вместе сними и Януш Корчак. Биография его этого периода исполнена каждодневного героизма. В сентябре Корчак в последний раз выступил на радио, призывая к сохранению спокойствия. С начала вторжения Германии он искал средства для своей организации. Летом следующего года ему еще удалось уехать с детьми в летний лагерь Różyczki в Вавере. Осенью 1940-го приют как еврейское учреждение по приказу оккупационных властей был выселен в гетто в гимназию им. Марии и Иосифа Розлеров, а Корчак на некоторое время был арестован за отсутствие обязательной для евреев повязки со звездой Давида.

Осенью 41-го приют был переселен в здание Общества работников торговли. Януш Корчак все время боролся за финансирование содержания детей и, несмотря на безвыходное положение, старался, чтобы жизнь детей протекала в довоенном ритме. По мере возможности сохранялись прежние принципы функционирования и внутренние обычаи.

В начале 1942 г. Корчак официально принял на себя руководство находившимся в бедственном положении учреждением для детей-сирот «Главный дом прибежища», а с мая этого года начал писать «Дневник», в котором передал трагическую хронику гитлеровской оккупации.

Смерть в Треблинке

Корчак сознательно отказывался от предложения личного спасения: не принял предложения друзей покинуть гетто и спрятаться подполье, а в день депортации, утром 5 августа 1942 г., во время т. н. «великой акции» (основного этапа уничтожения населения варшавского гетто), он отказался оставить детей и сотрудников «Дома сирот».

Жизнь Януша Корчака прервалась 05-06.08.1942 в концлагере в Треблинке вместе со всеми воспитанниками, которых он сопровождал.

Наследие

После войны жизнь и труд Корчака не были забыты. Наоборот, его новаторские идеи, педагогические решения и визионерская концепция прав ребенка навсегда вошли в канон культуры Польши и всего мира. Память о нем, его наработки и методы заботы о детях сегодня живы в многочисленных центрах науки, культуры и образования, ассоциациях и комитетах. ЮНЕСКО объявила 1978-й годом Януша Корчака. Так он вошел в число высочайших авторитетов мировой культуры. Сейм Республики Польша провозгласил 2012-й годом этого выдающегося педагога и писателя.

Таким был Януш Корчак, врач, педиатр, одетый в зеленый халат, символ надежды.


Имя: Януш Корчак (Janusz Korczak)

Возраст: 64 года

Место рождения: Варшава, Польша

Место смерти: Треблинка, Польша

Деятельность: польский педагог, писатель, врач

Семейное положение: не был женат

Януш Корчак - биография

Януш Корчак – писатель, чья деятельность основывалась на убеждении, что сказкой можно вылечить детскую душу, искалеченную сиротством, войной и нищетой. Его идеи не случайно являются важной частью педагогической науки. Януш Корчак – мыслитель, который посвятил детям всю свою жизнь.

Великий писатель-педагог Януш Корчак родился 22 июля 1878 года в еврейской семье. Он был сыном варшавского адвоката. Его мировоззрение и литературный стиль сформировались под влиянием русской литературы, в частности – произведений . С этим писателем в биографии Корчака было немало общего. Он так же был и врачом, и писателем. И, как и Чехов, польский педагог очень рано познал настоящее горе.

Януш Корчак, а точнее Эрш Хенрик Гольдшмит был совсем мал, когда тяжело заболел его отец. Безнадежный недуг родителя предопределил судьбу будущего писателя. Борьба со страданиями и болезнями стала для него основной идеей в жизни. А потому после школы Гольдшмит поступил на медицинский факультет.

Януш Корчак - Писатель-врач

Во время первой мировой войны писатель служил на фронте военным врачом. Страшные картины и опасность не смогли отвлечь его от мысли о детях. Писатель-педагог полагал, что войну развязывает те, кто в ранние годы не дополучил любви и понимания. Те, кому неверно было преподнесено устройство жизни.

Януш Корчак в тяжелые военные годы написал сказки, которые позже оказались в одном ряду с произведениями . А повесть «Король Матиуш» является одной из наиболее мудрых книг в мировой литературе, написанных для детей в его писательской биографии. В чем-то герой этого произведения и есть тот самый легендарный Януш Корчак – маленький человек, мечтающий реформировать мир и столкнувшийся с чудовищными силами зла.

Взрослым есть чему поучиться у детей. Ведь в ранние годы человек полагается на свое сердце, но не на разум. Он умеет чувствовать фальшь, и только повзрослев, перестает ее замечать. Одно из произведений, которые написал Януш Корчак, называется «Когда я снова стану маленьким». В этой книге автор словно призывает взрослых «вернуться» в свое детство, дабы найти там то, что было утрачено за долгие годы жизни в суете и спешке.

Януш Корчак - «Лето в Михалувке»

В село «Михалувка» Януш Корчак перевез более сотни обездоленных варшавских детей. Работая воспитателем в сиротском доме, он использовал уникальную педагогическую систему.

Каждого из своих подопечных педагог учил, прежде всего, справедливости. И для этого в детском доме был создан своеобразный суд. Все наказания, которые понесли воспитанники, следовали после длительного разбирательства, в котором участвовали как дети, так и сам педагог. Расплата за проступок, впрочем, была обычно более чем гуманная. Януш Корчак придерживался того мнения, что главное не наказывать, а учить его признавать и исправлять свои ошибки. События этого периоды в биографии писателя-педагога отображены в повести «Лето в Михалувке».

Януш Корчак - Подвиг старого доктора

О героизме этого человека в годы Второй мировой войны написано немало. Последние месяцы из жизни этого человека являются, пожалуй, главным подтверждением искренности его гуманистических идей.

Когда Польшу оккупировали войска СС, детский дом был переведен в гетто. Но даже после этого жизнь сирот протекала по-прежнему, насколько это возможно. Януш Корчак совершал невозможное. Он делал каждое мгновение в существовании своих воспитанников менее страшным. До последних дней дети учили уроки, репетировали пьесы, читали.

Януш Корчак имел немало почитателей. Многие из них стремились вызволить писателя из гетто. Для него даже сняли комнату, приготовили поддельные документы. Но великий педагог отказывался от всяческих предложений. Он каждый день ходил по гетто, добывал своим подопечным пищу, а по ночам находил в себе силы делать записи в дневнике. И до последнего момента верил в то, что из всех обитателей Дома сирот смерть настигнет лишь его. Офицер, повидавший на своем веку немало, до последней минуты жизни не верил в то, что на этом свете есть люди, способные убивать детей.

Януш Корчак - Последнее шествие

В один из августовских дней сорок второго года по улицам Варшавы прошла колона с детьми. Ее возглавлял больной старик. Направлялась колона к поезду, который должен был отправиться в Треблинку. Но лицо старика, возглавлявшее шествие маленьких смертников, было столь одухотворенно, что эсэсовцы невольно сторонились. Видимо, даже в глубине своих уже давно погибших душ, они понимали – это идут победители.

Писатель-педагог Януш Корчак 6 августа 1942 года покинет этот мир. Он отказался от предложенной свободы и остался с детьми, приняв с ними смерть в газовой камере.