Волшебное превращение золушки в принцессу. «Я словно Золушка, превратившаяся в Принцессу История, рассказанная ночью

В тот момент трудно было, наверное, представить, что Елизавета когда-либо взойдет на престол. Тем более что законность ее происхождения от Генриха ставилась под сомнение выводами комиссии о преступных связях Анны со слугами. Досужие сплетники перебирали даже имена возможных «отцов» этой дочери Генриха VIII.

Впрочем, пока был жив сам Генрих, Елизавета все же оставалась, скорее, принцессой, нежели Золушкой. Монарх, по-видимому, не слишком верил в прелюбодеяния Анны Болейн и расценивал обрушенные на нее репрессии как исключительно политический акт. Надо было найти возможность для очередной смены королевы - вот и нашли, как сумели. «Ничего личного - только бизнес».

Однако, когда Генрих умер, пятнадцатилетняя девочка вмиг попала в сложное положение. Она не стала служанкой у своей мачехи, но в некотором роде положение Елизаветы оказалось даже хуже. Оставаясь наследницей престола (хоть и с малыми шансами на успех), она являлась теперь для кого-то прямой помехой, а для кого-то даже объектом своеобразных любовно-политических игр. Ведь женившись на несчастной сироте, тот или иной влиятельный человек мог теоретически прорваться непосредственно к трону.

Елизавета прошла буквально по острию бритвы и постепенно превратилась в настоящую принцессу. Девочка она была способная. По-итальянски говорила столь же свободно, как по-английски. Латынью владела великолепно, греческим - довольно прилично. Но то, что она - беззащитная и никому не нужная - уцелела и смогла вырасти, оказалось в общем-то неожиданностью.

Особенно опасным стало ее положение в годы правления Марии, вышедшей замуж за Филиппа Испанского. Филипп стал даже соправителем королевы. Царствование католички, в которой (ко всему прочему) текла кровь Екатерины Арагонской, угрожало поставить Англию в зависимость от Испании. Национальные элиты, естественно, этого опасались. Теоретически они могли сделать ставку на Елизавету, а потому Мария не могла не опасаться своей сводной сестры. Не могла не видеть в ней потенциального политического соперника.

В какой-то момент Елизавета стала фактически пленницей королевы. Заключенная в одной из башен Тауэра, она вряд ли могла быть уверена в том, что когда-нибудь вернет себе волю. Впрочем, Мария Кровавая, несмотря на свое страшное прозвище, сохранила жизнь и относительную свободу своей сводной сестре.

Возможно, в этом была заслуга не столько Марии, сколько Филиппа. Королева никак не могла родить наследника. Если бы она вдруг скончалась, Испания потеряла бы возможность установить свой контроль над Англией, поскольку Филипп переставал быть соправителем. Но если бы в случае смерти Марии он женился на оставшейся сестре, шанс произвести наследника, находящегося в орбите испанского влияния, сохранялся.

Словом, живая Елизавета давала Филиппу политический шанс. Но в случае, если бы Мария все же родила, сводная сестра, напротив, оказывалась опасной соперницей и могла подвергнуться устранению.

Тем не менее Елизавета все же выжила и в 1559 г. стала королевой, поскольку Мария вслед за своим братом Эдуардом скончалась. Других детей у любвеобильного Генриха, несмотря на усилия целых шести его жен, так и не образовалось. А сама Мария родить от Филиппа не смогла.

Где-то во Франции стоит памятник знаменитому сказочнику Шарлю Перро. Или не стоит... В этом случае многочисленные сценаристы, режиссеры, актеры и, особенно, актрисы должны скинуться и поставить такой памятник. Ведь именно Перро написал сказку о бедной девушке, которая долго работала Золушкой, потом села в тыкву, потеряла туфлю и стала принцессой. Вот уже не один десяток лет этот простенький сюжет находит отклик в душах зрителей и кормит многочисленную армию служителей десятой музы.

СКАЗКА СКАЗОК

Отрадно сознавать, что честь и заслуга создания классической версии любимой сказки принадлежит отечественному кино. Несколько поколений советско-российских зрителей считают единственной и неповторимой Золушкой замечательную актрису Янину Жеймо из одноименного фильма Надежды Кошеверовой, снятого в 1947 г. по сценарию Евгения Шварца. Когда на экране она распахивала свои огромные детские глаза, полные предчувствия волшебства, зритель безоговорочно принимал условия сказочной игры и начинал восхищаться прекрасным Принцем (А. Консовский), веселиться вместе с рассеянным Королем (Э. Гарин) и распутывать козни коварной Мачехи, этакого Березовского в юбке с большими связями и неуемным желанием пролезть в королевскую семью. В этой роли выступила великая и гениальная Фаина Раневская.

"Мы рождены, чтоб сказку сделать былью!" - так подумал главный сталинский киносказочник Григорий Александров и представил зрителям свою супругу, советскую звезду Любовь Орлову в образе Золушки эпохи развивающегося социализма. Фильм "Светлый путь" (1940) разыграл всю сказочную схему, используя реалии "новой жизни". Кстати, рабочее название "Золушка" не понравилось Сталину, и он сам предложил на выбор 12 названий, из которых и было выбрано настоящее.

Героиня стала прислугой у богатой нэпманши, волшебница - председателем профкома, королевский дворец - ткацкой фабрикой, а прекрасный принц - идеологически выдержанным главным инженером в исполнении мужественного красавца Евгения Самойлова.

И если для сказочной Золушки воплощением мечты был великолепный королевский бал, то для Золушки нового образца бальный зал превратился в фабричный цех, по которому она гордо марширует под музыку Дунаевского, а кругом - станки, станки, станки!

Потом уже в настоящем дворце с красными звездами на красных башнях вручат ей не какой-то хрустальный башмачок, а высокую правительственную награду. И летающий автомобиль то ли во сне, то ли наяву понесет ее над землей... вокруг огромного памятника товарищу Сталину - лучшему другу и учителю всех Золушек Страны Советов. Вот оно - счастье-то!

ЧЕРЕЗ ТЕРНИИ... В ЗВЕЗДЫ!

Если искательницы счастья советского кино выбирали в качестве путеводной звезды огни заводов и строек, то их зарубежных подруг чаще манили волшебные огни рампы. Там, в серебристой пыли кулис, нашла успех, славу и белозубого принца с египетскими глазами Омара Шарифа американская "Смешная девчонка" (1968). В этом фильме Уильяма Уайлера главная роль досталась певице и актрисе Барбре Стрейзанд, чья собственная карьера в кино и шоу-бизнесе - живая иллюстрация к сказке про Золушку или про утенка, ставшего прекрасным лебедем.

Для Барбры Стрейзанд "Смешная девчонка" стала более чем удачным киностартом. Это подтвердила и Американская киноакадемия, вручив своей Золушке в качестве хрустального башмачка позолоченную статуэтку "Оскара" за лучший дебют в главной женской роли.

Древние греки придумали легенду о скульпторе, воспылавшем страстью к собственному творению - статуе Галатее. Бернард Шоу использовал этот сюжет в пьесе "Пигмалион", заставив своего доктора Хиггинса влюбиться в ученицу Элизу Дулиттл.

В 1964 г. режиссер Джордж Кьюкор перенес эту историю в кино, экранизировав знаменитый бродвейский мюзикл Лернера Леве "Моя прекрасная леди". На роль Элизы, дочери угольщика, выросшей в копоти и золе (!), Кьюкор пригласил небесно-эфемерное создание с глазами в пол-лица - Одри Хепберн. Доктор Хиггинс (Рекс Харрисон) подбирает чумазую цветочницу, говорящую на крутом сленге лондонского дна, и на пари решает сделать из нее настоящую леди, с большой буквы "L". Экзаменом для героини и кульминацией сюжета в лучших сказочных традициях становится королевский бал. Благодаря совершенству речи и изяществу манер Элизу-Золушку принимают за принцессу, притом венгерскую! Ибо "только иностранка может так правильно говорить по-английски". Хиггинс выиграл пари, Элиза "выиграла" Хиггинса, зрители получили прекрасный фильм, а фильм получил 8 "Оскаров". Старая сказка принесла новым сказочникам весьма неплохие дивиденды.

ЗНАЙ НАШИХ!

В 1980 г. три события заставили плакать почти весь Советский Союз. Умер Владимир Высоцкий, улетел олимпийский Мишка и на экраны вышел фильм Владимира Меньшова "Москва слезам не верит". Полные залы громко всхлипывали, сопереживая героине Веры Алентовой. Ни первая любовь, ни сказочная карьера не принесли ее Катерине настоящего счастья. Но произошло чудо! В вечерней электричке она встретила своего запоздалого Принца в нечищенных ботинках. Гоша (А. Баталов) был мужик и мастер, умел готовить и знал джиу-джитсу. В общем, был тем самым "верным плечом" и "каменной стеной", о которых мечтали миллионы советских зрительниц.

И не только советских. По воле киноначальства (и без ведома режиссера) фильм был выдвинут на премию "Оскар" в конкурсе иностранных картин и одержал победу, обойдя таких маститых конкурентов, как "Тень воина" А. Куросавы, "Последнее метро" Ф. Трюффо и "Доверие" И. Сабо. Тот факт, что за "железным занавесом", оказывается, тоже живут Золушки и мечтают стать счастливыми принцессами, так поразил американскую публику, что газеты с рецензиями вышли под сенсационными заголовками: "Самое лучшее из всего советского кино! Это лучше, чем "Война и мир"!"

Хочешь быть принцессой? Будь ею! Такой девиз взяла на вооружение героиня Мелани Гриффит из фильма Майка Николса "Деловая девушка" (1988), в котором Золушка и принцесса волею случая меняются местами. Скромная секретарша Тесс Магнилл на свой страх и риск занимает место своей хозяйки Кэт Паркер (Сигурни Уивер) на важных переговорах, где и знакомится с современным Принцем бизнес-класса. Герой Харрисона Форда настолько покорен ее деловыми качествами и личными достоинствами, что, когда обман раскрывается, он уже не имеет ни сил, ни желания разбираться - какая из "принцесс" настоящая. У новой Золушки в этой производственной мелодраме из жизни развитых капиталистов оказалась быстрая сметка и крепкая хватка. И не только на экране. Достаточно вспомнить, как по-ковбойски профессионально ее создательница Мелани Гриффит "заарканила, стреножила и завела в стойло" испанского "принца" Антонио Бандераса.

ИСТОРИЯ, РАССКАЗАННАЯ НОЧЬЮ

Ведь именно ночь - основное рабочее время героини фильма "Красотка" (1990). Режиссер Гарри Маршалл поставил сказочную схему в экстремальную позицию, превратив Золушку в уличную проститутку, а Принца - в миллионера-аристократа. На протяжении двух часов зрители с замиранием сердца следят, как Ричард Гир и Джулия Робертс наперебой предлагают друг другу "любовь большую, но чистую", но никак не могут разобраться, кто кого сильнее и правильнее любит. В результате миллионер разлюбил деньги и полюбил ходить босиком по траве, а проститутка разучилась работать и принялась подробно инспектировать самые дорогие магазины Беверли-Хиллз под замечательную песню Роя Орбинсона "Pretty woman", которая и дала название фильму.

История трудного счастья путаны и миллионера захватила публику настолько, что "Красотка" собрала в прокате почти 82 млн. долл., заняв 14-е место в сотне самых кассовых хитов своего десятилетия, и вывела Джулию Робертс в число звезд первой величины.

В 1999 г. Гарри Маршалл попытался повторить свой "сказочный успех", вновь собрав Золушку-Робертс и Принца-Гира в лирической комедии "Сбежавшая невеста". Триумф на сей раз не состоялся. Наверное, дуэт парикмахерши и журналиста заинтересовал зрителей куда меньше, чем "лав стори" миллионера и жрицы любви.

Видимо, неслучайно в последнюю, по времени, киноверсию старой сказки вернулись волшебные принцы и принцессы, короли и рыцари, чудеса и приключения. А на главную роль в фильме "История вечной любви" режиссер пригласил одну из самых непредсказуемых и скандальных актрис, главного "анфан тэрибль" Голливуда, известную пристрастием к наркотикам и алкоголю Дрю Бэрримор. Возможно, девочка устала быть взрослой и захотела оказаться в сказке. Хотя бы ненадолго...

Шейни был в ванной, когда раздался стук в дверь. Он осторожно сдирал с лица лишний пластырь и громко проклинал все на свете. Услышав стук, он поспешил к двери. На пороге стояла Хэлен.

Майкл не смог сдержать восторженного восклицания, увидев, какие перемены произошли с ней всего за несколько часов. Подобранные кверху волосы сделали ее стройнее и моложе. Легкая кораллового цвета шаль изящно спадала с плеч. Высокий плиссированный воротник подчеркивал красоту лица и прически. Кружевное черное платье облегало и подчеркивало все, о чем Шейни и не подозревал, когда видел ее в широком домашнем халате. К лифу платья был приколот скромный цветок жасмина.

Но самые удивительные изменения произошли с ее лицом. Большие глаза ярко блестели и казались огромными. Румянец придал неожиданную округлость худому лицу, В гордой осанке чувствовалась решимость.

Прежде чем Шейни смог произнести хоть слово, Хэлен спросила:

– Ну что, сойдет?

– Еще как сойдет! – лицо Майкла расплылось в улыбке. – Я не ошибся. Ты выглядишь… Боже мой, Хэлен, ты настолько соблазнительна, что я сам чувствую…

Хэлен мрачно взглянула на него и покачала головой:

– Оставь. Ты не для этого меня пригласил.

– Это точно, – признался Майкл. – И придется очень постараться, чтобы не забыть об этом.

Она пришла в комнату и вдруг резко обернулась к Майклу.

– Я много думала после твоего ухода. Ты говорил ужасные вещи, но я это заслужила. Ты намекал, что Ларри в опасности. Теперь я вижу, как виновата перед ним. Я… дай мне возможность исправить то, что я натворила…

Майкл внимательно посмотрел на женщину. В ее искренности не могло быть сомнений.

– Думаю, тебе сегодня же представится такая возможность. У меня слишком мало времени для объяснений. Днем я не склонен был тебе доверять. Но сейчас… Дело вот в чем: похоже, что Ларри прошлой ночью убил Гарри Грэйнджа. Он приходил сюда и взял пистолет, чтобы в убийстве обвинили меня.

– Помни, Грэйндж заслужил это. А у Ларри были причины желать мне зла. Но закон этого не принимает в расчет, поэтому нам с тобой придется поработать.

Хэлен застонала, но детектив спокойно продолжал:

– Я сейчас здорово спутал все карты, пришлось засветить некоторые показания. Я хочу, чтобы Ларри, да и я сам, как это ни странно, остались чистенькими. Я думаю, дело удастся уладить, если Ларри в припадке раскаяния не заявится в полицию и не признается во всем. Единственный человек, который может знать, где твой муж, будет здесь с минуты на минуту. Я хочу, чтобы ты его приняла, как дорогого гостя.

Он усадил Хэлен на стул и налил коньяка. Подняв стакан и разглядывая содержимое на свет, Шейни сказал:

– Сначала я думал выдать тебя за пьяную потаскушку, но теперь понял, что тебе лучше всего подойдет роль наивной девочки.

– Я… я не совсем понимаю тебя, Майкл.

– Но сегодня ты сказала, что готова на все ради Ларри. Докажи это. А заодно узнай, где он. Человек, который сейчас придет – Эллиот Томас. Он миллионер и большой сластолюбец. У тебя есть все, чтобы он клюнул. Я хочу, чтобы ты была в моей спальне, когда он придет. Подожди немного, а потом выйди в гостиную и спроси, почему меня так долго нет. Изобрази абсолютное неведение и непроходимую наивность. Якобы я завлек тебя сюда, но пренебрегаю тобой. Ты так и скажешь, выйдя из спальни. Но только по сигналу – я хлопну дверью ванной комнаты.

Хэлен смущенно кивнула:

– Думаю, у меня получится.

– Я хочу, чтобы ты попала к нему на яхту, но никто не должен тебя видеть. Прикрой лицо, чтобы никто из его команды не разглядел тебя. И уйдешь с яхты тоже незаметно. Пусть все считают, что ты провела с ним ночь. Все ясно?

– Да-а… – пробормотала Хэлен, – но я не пойму, зачем.

– Я тоже, – огрызнулся Шейни. – Я играю вслепую. Пока будешь с Томасом, постарайся разузнать все, что только можно, о Ларри. Сделай вид, что ненавидишь меня и надеешься, что я скоро сяду за убийство Грэйнджа. Томас очень быстро напьется. Ты тоже притворись, что пьешь. Можешь выливать шампанское под стол, но он должен поверить. Мы должны найти Ларри, пока он сам не явился в полицию, придержать его, пока я все не улажу. Ты должна знать, сколько может выдержать его совесть до первого припадка раскаянья.

Хэлен кивнула:

– Понимаю, Майкл. Я сделаю все, что смогу.

– Отлично.

Он поймал слегка неуверенный взгляд Хэлен и положил руку ей на плечо:

– Не забудь. Выйдя из спальни, устрой мне сцену, пожалуйста, что я не обращаю на тебя внимания. Утешения Томаса гарантирую. Ты сделаешь остальное. Не забудь приласкаться к нему, и он утешит тебя как следует.

Шейни подавил смешок. Хэлен натянуто улыбнулась:

– Хлопни дверью посильнее, чтобы я вовремя вышла.

– Обязательно. И я пробуду здесь, пока ты не войдешь в роль.

В это время щелкнула дверь лифта, и они оба замерли. В коридоре послышались упругие шаги. Шейни поднял Хэлен со стула и подтолкнул в сторону спальни.

– Не бойся и не подведи.

Он закрыл за ней дверь и пошел открывать Томасу, который уже нетерпеливо стучал. Несмотря на плотную фигуру, миллионер выглядел довольно изящно в легких кремовых брюках и голубом двубортном пиджаке.

Войдя, он раздраженно сказал:

– Не понимаю, что за спешка, мистер Шейни. Вряд ли сейчас подходящее время для деловой беседы.

Шейни закрыл за ним дверь и жестом пригласил к столу.

– Садитесь, выпейте. Вы сами должны знать, почему это так срочно. После вашего заявления в полицию меня могут посадить в любую минуту.

Томас с холодным безразличием посмотрел на детектива.

– Как всякий частный гражданин, я помог следствию по делу Грэйнджа.

– Я никогда не виню людей, выполняющих свой долг, как они его понимают, – вздохнул Шейни. – Выпьете что-нибудь?

– Шотландское виски, если у вас есть.

– У меня есть что-то с похожей наклейкой, – сказал детектив, подходя к бару. – А вот содовой, боюсь, нет.

– Без содовой тоже сойдет, – заверил Эллиот.

Шейни вернулся с четырехгранной бутылкой и высокими стаканами. Он налил миллионеру солидную порцию и сел так, чтобы удобно было разливать виски.

– Ларри Кинкэйд говорил вам, что он уломал меня насчет Грэйнджа? – начал Шейни.

Эллиот понюхал стакан с дешевым виски без всякого удовольствия. Потом все-таки глотнул и удивленно посмотрел на детектива. Поначалу Шейни даже не мог определить, что вызвало его удивление: виски или вопрос.

– Нет, – ответил наконец Эллиот. – Об этом я не писал в заявлении. Я только описал то, что произошло в конторе Кинкэйда, и его последние слова, что он втянет вас в это дело.

Майкл махнул рукой:

– Мне не важно, что вы заявили в полиции. Мне интересно, что Ларри сказал вам после встречи в его офисе.

Он закурил, делая вид, что это вовсе не так уж важно.

– Я не видел его с тех пор, – сказал Томас.

– Когда стало известно, что вы оказались на месте убийства Грэйнджа, я решил, что Кинкэйду удалось уговорить вас, и вы решили вопрос по-своему. К счастью, вам удалось избавиться от орудия убийства до появления полиции.

Эллиот с отвращением взял свой стакан и, скривившись, опорожнил его наполовину.

– Как вы узнали о пистолете? – спросил Шейни, наклонившись к нему.

– Но пистолет должен быть. Ведь у него прострелена голова.

Майкл откинулся на стуле, обхватив руками колено, и очень спокойно сказал:

– Вы самоуверенный негодяй, Томас. Вы богаты и поэтому считаете, что другие обязаны таскать вам каштаны из огня. А когда они обжигаются, вы считаете, что это их дело. Со мной такой номер не пройдет, предупреждаю вас…

– Поберегите дыхание, Шейни, – холодно произнес Томас. Его обычно приветливое, сияющее лицо словно окаменело. – Когда я нанимаю людей, то не разделяю их ответственности, если у них не все гладко. Я не давал вам указаний по поводу убийства Грэйнджа. Тут я умываю руки.

Он допил виски и встал.

– Сядьте, Томас. Я еще не закончил.

– А я закончил. И не собираюсь обсуждать ваши проблемы.

Шейни остался сидеть. Он даже не поднял глаз:

– Вашей лошадью все еще занимается комиссия на скачках.

Эллиот был уже на полпути к двери.

Он остановился и медленно повернулся к детективу:

– Что вам об этом известно?

– Абсолютно все. Как Джек Килгор и один жучок по имени Эванс все это придумали. И то, что Грэйндж был обижен. Они не взяли его в долю. И то, как Грэйндж отобрал у Чака деньги. И как он пытался получить с вас деньги за молчание, а вы…

Томас двинулся к столу.

– Мне нечего скрывать. Чем больше прояснится это дело, тем лучше для меня. Вам не удастся меня шантажировать. И не пытайтесь.

Шейни мысленно вернулся к разговору с Джоном Марко. Он придвинул Томасу его стакан и проворчал:

– Выпейте еще и малость поостыньте.

– Нет, благодарю, – Эллиота передернуло. – Ваше пойло того же качества, что и ваши манеры.

– Неужели вы хотите сказать, – недоверчиво спросил детектив, – что не собираетесь рассчитаться за услугу?

– Я договаривался с Кинкэйдом, – напомнил Томас. – И когда он вернется, я охотно все с ним улажу.

И миллионер снова направился к выходу. Шейни отчаянно перебирал в уме все способы остановить его, но тут послышался легкий стук в дверь. Томас остановился в двух шагах от двери и с подозрением оглянулся на Майкла. Тот встал. Ручка двери повернулась. На пороге стояла Филлис Брайтон.

– Привет, – начала было она, но увидела Эллиота Томаса и удивленно вскинула брови.

– Эллиот? – воскликнула она. – Вот уже не думала встретить вас здесь.

Наши герои, которым мы предоставляем сегодня слово, – разные. Зухра и Алексей – отказники, они оказались в системе с самого рождения. Настя попала в детский дом в раннем возрасте, а сейчас общается с кровной мамой, у которой самой сложная судьба. Роман , как и Настя, оказался в детском доме с юных лет. Недавно у Зухры и Алексея жизнь изменилась, их приняла приемная семья. Настя и Роман продолжают жить в детском доме и ждут выпуска.

Зухра, 16 лет: «Меня пригласили на вальс. И я просто летала!»

Бал для меня – это люди, которые там меня окружают, добрая атмосфера. Вообще, самое увлекательное и на балу, и во время подготовки – танцевать!

В прошлом году я тоже участвовала в этом празднике. Мне захотелось посмотреть, получится ли у меня так танцевать? Нас готовили, учили бальным танцам – и сейчас мы тоже ходим на танцевальные классы. А платье мне купили мои приемные родители. Было сложно, конечно, научиться таким непривычным движениям. Но это интересно.

В прошлом году меня пригласили на вальс. И я просто летала! А если бы это был бал-маскарад, я бы хотела быть на нем в роли Принцессы. В жизни мы можем ходить в джинсах и свитерах, а на балу вдруг все совсем другие. В жизни я себя Принцессой не чувствую.

Бал для меня — это частица прошлого времени. А еще хорошие воспоминания. А на играх «Полдня» я еще научилась общаться с людьми. Раньше я была замкнутой, теперь мне легче. В этом году на день Учителя я вела концерт – сначала мне было страшно, а потом я почувствовала уверенность, и у меня все получилось!

Я хочу стать мастером по маникюру. У меня это, оказалось, хорошо получается. Как раз на прошлогоднем балу у нас были мастер-классы – нам, девочкам, делали красивые прически, макияж, и пригласили нас и самим попробовать себя – и в роли модели, и в роли мастера. Теперь мы ходим на эти курсы, и мне очень нравится. Но точно я еще не решила, кем стану.

В этом году меня взяли в приемную семью. Раньше я ходила в гости, а теперь родители уже оформили опеку. У нас большая семья, в ней и приемные дети, и кровные, которые уже взрослые. Так здорово, когда есть такой большой круг близких! Наша мама Раиса Васильевна работала воспитателем, мы уже были знакомы, и нам было хорошо вместе. Сейчас она уже не работает в детском доме – она теперь наша мама, это занимает все ее время.

У меня есть идеал молодого человека. Я считаю, он должен быть заботливый, работящий, умный, любящий.

Своего будущего я не боюсь, я уверена, что со мной все будет хорошо.

Бал организован проектом «Полдень» . Образовательная программа проекта «Полдень» реализуется в 25 регионах России в 80 детских домах в течение семи лет. Подопечные - это около 1000 подростков, живущих в детских домах. Цель проекта — успешная социальная адаптация детей и интеграция во взрослую самостоятельную жизнь. Основное направление проекта — воспитание через игры. Еще одна программа «Полдня» — наставничество. Благотворительные балы для детей проводятся проектом «Полдень» в Москве ежегодно последние пять лет. Всего на балах успело побывать около 800 подростков.

Алексей, 19 лет: « Девочек на танец я приглашать стесняюсь. Но бал это все равно здорово!»

Мне нравится эта идея – бал! Но я пока до сих пор не умею танцевать вальс. Раньше я вообще не танцевал, меня это не увлекало. А теперь хочется научиться.

Мне хотелось посмотреть, что же такое Бал. Одно дело увидеть это в фильмах, а совсем другое – когда ты сам участвуешь. Правда, девочек на танец я приглашать стесняюсь. Но бал это все равно здорово! На балу настроение веселое, энергичное. В жизни последнее время я не часто радуюсь.

Сейчас я уже живу отдельно — мне дали квартиру от государства. Но до этого в 17 лет я ушел в приемную семью. Хотя я больше мечтал, чтобы свои нашлись. И я уже знаю, где они. Но общения не получается. Я общаюсь с сестрой – пока через соцсети, она младше меня на пару лет. Думаю, мы сможем встретиться. А вот мать, как мне кажется, не готова со мной общаться. Когда моя сестра заводит обо мне речь, мать уходит от разговора. Или ей стыдно, или просто не хочется общаться. Меня это не сильно тревожит.

Я жил в приемной семье Раисы Васильевны. Появился человек, который может поддержать, к которому можно обратиться с любыми проблемами. Теперь уже есть понимание, как правильно себя вести с близкими. Между взрослыми очень важно согласие. Если люди хотят разного – начинаются ссоры. Надо уметь слышать друг друга, уметь разговаривать.

Сначала хочу найти хорошую работу, а уже потом буду думать о семье. Сейчас я закончил колледж, я столяр.

Своим детям хочу дать все, что им будет нужно. Муж, отец всегда должен работать и обеспечивать семью, а дети и дом — на жене и матери. Но засиживаться на работе нельзя, иначе ты мало времени будешь уделять детям, и будут конфликты. Все хорошо в меру.

Я считаю, что не вполне еще готов к самостоятельной жизни. Надо бы еще нахвататься знаний. Часто не хватает общения с маленькими детьми – ведь в будущем будут свои дети. Но, думаю, этот опыт придет. А в бытовом плане я вполне справляюсь. В каких-то вопросах подсказывают приемные родители – я хоть и живу отдельно, но часто с ними советуюсь, мы поддерживаем отношения.

Мне самому в себе нравится целеустремленность. Мне кажется, я умею достигать цель, к которой иду. Образование, профессия – одна из них. А вообще я хочу научиться хорошо рисовать. Мне нравится карандашный рисунок.

Мне не нужна девушка, которая курит и гуляет. Если ее интересует дальнейшая жизнь, создание семьи – это важно. Я считаю, что нужно очень ответственно подходить к семье, к рождению ребенка. Ребенок не должен потом быть брошен, остаться без родителей. Я хочу, чтобы моя семья была крепкая.

Настя, 18 лет: «Я обязательно научу своего мужа танцевать вальс!»

Этот мой Бал – уже четвертый! Бал – это вальс, в первую очередь. Не каждому это дается. Учиться трудно. Правую ногу вперед – левую назад, каблучок- носок, все движения надо разучивать. Но мне нравится. А вальс — это вдохновение. И сама музыка мне нравится. Она очень романтичная.

В прошлом году в празднике участвовал робот! Он мне читал стихи и говорил «Ты такая красивая!». Даже пытался пригласить меня танцевать. Каждый год Бал – это своя история.

Я очень старательно готовлюсь к каждому балу. Я даже худею – от волнения, наверное. Ну и специально тоже – чтобы в платье было комфортно. В этих танцах и осанка нужна. Подготовка — это не просто репетиции. Эти танцы вообще меняют нас.

Я, например, стала стройнее, привыкаю держать спину, когда хожу. Я стала себя иначе ощущать. А когда мне подбирали платье на бал, я попросила с корсетом. И попросила затянуть как можно сильнее. Так, чтобы я могла дышать. И мне это очень нравится. Ведь на балу надо сидеть прямо, чтобы это было красиво.

Я считаю, умение красиво танцевать мне пригодится. Да и не только мне! Моим детям, моему мужу. Может быть, потом уже я смогу кого-то научить танцевать вальс. Хочется делиться этим умением и этими ощущениями.

Идеал молодого человека для меня – это серьезный человек. Не зануда, а благородный. Чтобы он был воспитанный. Чтобы подошел на балу и вежливо обратился «Могу я пригласить вас на танец?» Это очень приятно. Не в красоте дело, а в душе. Кстати, мальчики, приходя на бал, тоже меняются. Кто-то гордится, кто-то меняется, становится как раз таким джентльменом.

Бал это прекрасная возможность потанцевать. Он меняет настроение, приносит радость.

Если бы это был бал-маскарад, я бы пришла в качестве Золушки. Вот она убирается, убирается – а потом вдруг превращается в Принцессу. Я хочу так же. Я бы и волосы специально покрасила- чтобы золотые были. Золушку не пустили на бал. И тут прилетела фея, взмахнула волшебной палочкой – и она в красивом платье отправилась на бал. А там принц! Мне кажется, я и есть Золушка – а на этом празднике мы окунаемся в сказку. Это временная сказка на несколько часов.

Я учусь сейчас на первом курсе колледжа на повара. Я бы так хотела стать шеф-поваром! Умение готовить – это тоже не только мне нужно, но для всей семьи! Или, например, приду в свой детский дом и приготовлю 78 пирогов! И все будут есть с удовольствием! А мне будет приятно, что людям нравится моя еда.

А раньше, когда я была домашней, я играла на скрипке. И на пианино. Сейчас я, конечно, помню еще, как играть, но мелодий не знаю.

Думая о будущем, я хотела бы, чтобы у меня родились близняшки. А своего Принца я не буду искать специально – он сам меня найдет. Золушка ведь не искала. Она ждала его.

А своего мужа я бы научила танцевать.Мне батюшка говорит: «Настя, найди себе богатого успешного жениха». А мне это не надо – я хочу, чтобы любовь была.

В детский дом я попала лет в 10. Но мне было легко. Тяжести никакой не было, в семью свою меня не тянуло. С кровной мамой я общаюсь, потому что я хожу в церковь. Я ее люблю, но у меня своя жизнь, у нее своя. Мама говорит: «Настя, я думаю, правильно получилось, что ты живешь в детском доме – ты можешь учиться, ни на что не отвлекаясь, потом у тебя будет жилье».

Я бы не хотела жить в приемной семье. Меня хотели взять, но я отказалась. Во-первых, у меня есть родная мама. Во-вторых, я решила, что для меня самое главное учеба. Я хочу получать профессию. Да и не привыкла я жить с чужими людьми.

Я не боюсь жить самостоятельно. Но у меня все же есть страх перед будущим. Мне не страшно, когда рядом близкие люди. А когда друзей нет рядом, мне страшно.

Роман, 17 лет: «Для меня самая важная цель – стать Человеком»

Это мой первый бал. Я читаю книги, связанные с тем временем – 18-19 век. Как раз тогда были популярны такие бальные танцы, и вообще это было популярное занятие того времени. Я интересуюсь историей, и когда предложили пойти на бал, я заинтересовался. Сначала я думал, что танцы будут современные, которые я не люблю и не хожу на них, а оказалось – настоящий бал!

Сейчас я читаю Бесы «Достоевского», «Отцы и дети» Тургенева. Летом читал «Войну и мир». Мне это интересно.Вот в «Бесах» мне нравится один герой. Там его считают за сумасшедшего, хотя потом оказывается, что он вовсе не сумасшедший. Он просто философ.

Бал для меня — это возможность научиться танцевать. Было бы чудо, если бы я вообще в то время отправился, на два века назад. На балу как раз атмосфера, приближенная к тому времени.

Каков мой идеал женского образа? Я думаю, что нет тех, которые нашли женщину-идеал. Не верю, что есть идеальные. Ну, например, я считаю, что девушка должна быть самой собой. Сейчас все живут в гаджетах и в интернете. Все думают, что там можно и соврать, и себя придумать – не такого, какой ты есть на самом деле. И представительницы слабого пола так и поступают – пишут о себе не то, что на самом деле они из себя представляют.

Настоящая девушка не должна никогда врать. А еще мне нравятся девушки, которые никогда не красятся – не прибегают к такому шагу, привлекать человека. Хорошая девушка та, которая может себя в чем-то проявить.У нее должна быть цель, на бессознательном уровне, создать семью, родить детей. А есть сейчас часто такие, которые мечтают выйти замуж за богатого.

Самые ужасные люди те, которые пытаются устроить жизнь так, чтобы для каждого быть удобным. Вот это – как раз вовсе не успех. Для этого люди врут, подстраиваются. Готовы даже отбросить от себя того человека, который относился к ним хорошо, ради того, чтобы подмазаться к другому – потому что они между собой враги. Вообще надо всегда говорить правду. Я хочу себя воспитывать по таким принципам – это и есть достичь успеха.

Нужна ли семья, чтобы правильно воспитать ребенка? Я думаю, семья нужна, чтобы воспитать самого себя. Потому что это связано с большими испытаниями и ответственностью.

Я не хотел в приемную семью – потому что у меня есть мои кровные родители. И единственный и самый главный воспитатель в моей жизни – это мой отец. Как ни странно. Хотя я в 1 год оказался в детском доме. Он навещал меня почти каждые выходные. Но за такое малое время он сделал больше, чем я ожидал. Он в коротких наших разговорах, встречах дал огромное количество информации. И это самый любимый человек для меня.

В прошлом году я поступал в театральный колледж, но не получилось. В этом году я поступил в колледж МГПУ. Сейчас я учусь по направлению «педагогика театральной деятельности», а после колледжа пойду уже в университет на специальность «преподаватель литературы». Мне интересно общаться с детьми, и у меня это хорошо получается.

Чего я хочу от будущего? Я хочу стать Человеком. Не каждый может добиться этого звания – Человек. Человек – он думающий. О каждом шаге. У любого животного, ниже тебя по статусу, нет возможности думать о своем поведении, об обстоятельствах. У нас же, у людей, есть такая возможность, только люди об этом не думают. Вот я и хочу стать Человеком.

Я считаю, человеку хорошо тогда, когда и другим хорошо. А если какому-то человеку хорошо тогда, когда другому плохо, то он себя обманывает. Потому что он думает, что сейчас он посмеялся над бабушкой упавшей – и ему хорошо. Но потом, когда сам шишки по жизни набьет, он станет мудрее. Поэтому я и хочу – стать Человеком.

Фото: диакон Андрей Радкевич

«Не нужно пытаться понравиться, чтобы быть счастливой.
Нужно быть счастливой, чтобы нравиться».

Часто в жизни можно заметить такой парадокс: женщина - вполне симпатичная, порядочная, скромная и добрая, отличный работник и хорошая хозяйка дома. Но при всех достоинствах ее мало ценят на работе и не уважают в семье. «Золушки» привыкли довольствоваться малым, потому что считают, что недостойны большего, что право на счастье еще нужно заслужить великими делами, постоянным самопожертвованием, ставя себя всегда на последнее место.

Все было бы ничего, если бы такая «бескорыстная» отдача приносила бы удовольствие от жизни. Но человек не может отдать то, чего у него нет. «Золушка» дает, чтобы получить, получить ту прерванную безусловную любовь родителей, которой она никогда не знала. В этом случае ее ожидания не оправдываются, она все так же бессознательно притягивает людей, которые предпочитают ее использовать, как когда-то это делали ее родители. Внутри нее живет постоянная боль от несправедливости и неоцененности. Она покорно тянет свой «груз» по жизни, уверенная, что по-другому и не может быть, старается еще лучше справляться со своими делами. И ничего в ее жизни не изменяется. Почему? Случайно ли это? Можно ли это изменить?

В популярной литературе «синдром Золушки» описывают, обычно, как стремление все делать идеально, желание всем нравиться, покорность, безотказность, гиперответственность.

"Чтобы углубить родственные отношения с инстинктивной природой, очень полезно понимать сказки так, будто это мы внутри них, а не они внутри нас", - писала Кларисса Пинкола Эстес.
Что же это за сказочная героиня, Золушка, в чем ее очарование и сказочное волшебство?

Сказку и сказочные персонажи не надо понимать буквально. Все происходящее в сказке нужно воспринимать как нечто происходящее в нашем внутреннем мире. Любой сказочный персонаж или предмет отражает некие грани человеческой души. Соединяясь частью своей души со сказочным образом, мы обретаем новые для себя качества, необходимые нам в жизни на данный момент времени. Мы становимся более уверенными в себе, более решительными, требовательными или более смелыми... Мы обретаем необходимую нам смиренность или стойкость духа.

Например, очень ресурсным сказочным персонажем для Золушки может быть "Снежная Королева" или Мачеха, дополняющие ее своей противоположностью. Можно попробовать какое-то время (день или неделю) войти в эти роли и попробовать чувствовать, думать, видеть мир, проявлять себя, исходя из выбранной роли, персонажа. И наблюдать за собой, за своими внутренними ощущениями, заглянуть вглубь собственной души. Такое дополнение себя, расширение своего внутреннего мира легче всего сделать от лица героя, играющего роль, пусть даже и в реальной жизни. Такие внутренние изменения обязательно приведут и к внешним переменам в мире социальных контактов и связей, в мире любовных томлений и счастливых отношений.

Назначение Золушки - чистить грязную посуду и мечтать о бале
Некоторые обвиняют «Золушку» в пассивности, ведь ее судьбу решают другие герои: Принц и Крестная. Но это только так кажется на первый и поверхностный взгляд. Активность у героини происходит в потаенном от чужих глаз внутреннем мире.

Зола и пепел символизируют самую суть того, что сгорает. Огонь - символ уничтожения, очищения и трансформации. Золушка живет рядом с огнем и вбирает в себя силу огня. Не случайно и имя у нее - Золушка (от слова "зола"). Эта сила помогает ей пережить невзгоды и страдания. Подобно огню, превращающему воду в пар, Золушка сжигает в своей душе унижения, обиды и боль, превращая их в чистую любовь. Надо иметь героическое сердце, чтобы не озлобиться и не очерстветь душою, когда тебя оскорбляют, упрекают, унижают и ненавидят. Это лучшая сторона ее терпения и смирения, умения прощать и заботиться о других.

Но в пассивности героини есть и негативный аспект. Главное условие исцеления «Золушки» - осознание бессмысленности своей постоянной жертвенности в угоду другим, чрезмерного послушания при внутреннем несогласии, приводящих лишь к обидам и разочарованиям из-за неблагодарности людей, неоцененности ее добродетели.

Если уж и помогать, то ради собственного удовольствия без ожидания какого-либо вознаграждения в результате (ответной любви, благодарности или подарков). Ведь в реальной жизни такой Крестной может и не оказаться. Но образ волшебницы находится в сердце каждой женщины, способной поверить в чудеса и реализовать свои мечты, рассказав о своих желаниях и переживаниях близким, попросить у них поддержки и посильной помощи.

Главное - путь к свободе, освобождение от своих ограничений, долженствований и вера в то, что каждый человек заслуживает счастья просто так, по праву своего рождения. И для этого ничего не надо делать, не надо выслуживать свое право быть любимой и счастливой такой дорогой ценой, ценой предательства своей истинной сущности. Не надо ставить в зависимость свое счастье от счастья других. Мы не можем спасти тех, кто не хочет быть спасенным. Причина страданий других людей в самих этих людях, а не в нашей неспособности им помочь, изменить их жизнь к лучшему без их намерения совершать определенные усилия на пути перемен.

Но это становится возможным лишь после преодоления страха одиночества, в котором можно оказаться, живя своими интересами, не скрывая своих убеждений, отличных от мнения большинства. Возможность быть искренним и естественным появляется, когда исчезает зависимость от чужого мнения и одобрения, когда рождается понимание, что источник любви находится в самом человеке и не зависит от того, любят ли его другие, спасет ли он весь мир. Тогда нет необходимости притворяться и угождать другим, жертвовать постоянно своими собственными интересами. Мы сами должны формировать о себе мнение, чего мы достойны, а чего нет; различать, где заканчивается наша ответственность и где уже начинается ответственность другого человека. И никто другой не может быть экспертом чужой жизни, если только сама жизнь может являться показателем истинных заслуг человека: «Что посеял - то и пожнешь», "Я могу быть счастлив, даже если другие несчастны, так как они сами ничего не хотят сделать для реальных изменений в своей жизни и это от меня не зависит". Единственным, чем мы можем помочь другим - начать с себя, с своего собственного благополучия.

Сказка про Золушку - история о глубинной внутренней трансформации. Это сказка о женской инициации, где героиня должна пройти через ряд испытаний, чтобы попасть «на бал», получить благословение зрелой женщины на свою женскую привлекательность и успешность, на свое право на личную жизнь с избранником (в сказке такое благословение дает Крестная вместо матери) и осуществить реальную встречу со своим Принцем, любящим и любимым мужчиной, что символизирует соединение двух половинок души, обретение особенного «мистического» чувства внутренней целостности, интеграцию мужской и женской энергии.

Такая инициация для Золушки необходима, как и для любой юной девушки, принимающей следующую стадию своего феминного развития - роль женщины. В жизни такое случается редко, так как существует вечный базовый конфликт между матерью и взрослеющей дочерью (читать статью по этой теме). Такое противостояние говорит о бессознательном нежелании стареющей матери уступать главное место в семье своей сопернице - молодой дочери. Такова природа вещей. Без такого благословения встретить достойного спутника жизни, достичь целостности будет нелегко.

«Синдром «Золушки»: волшебное превращение, раскрытие истинной женственности»
Такие женщины мечтают о волшебном перевоплощении, празднике, о подарках, о приглашении на какую-то светскую вечеринку. Их привлекает все, что связано с путешествиями, карнавалом, театром. Бальное платье, карета и возможность встретить принца - награда за глубокую духовную работу.

Переживая состояния души, присущие тому или иному сказочному персонажу, мы что-то тонко и незаметно на первый взгляд подправляем в своей душе. А любые душевные изменения, ощущения равновесия и целостности, влекут за собой позитивные перемены в физическом мире.

Все встает на свои места и «Золушка», наконец - то, получает заслуженную награду: благословение и разрешение на обретение долгожданного счастья. Символическое действие преобразования осуществит необходимую трансформацию личности. В этом уникальность проекта . Прожив собственный чувственный опыт радости, удовольствия, гармонии, пусть даже на символическом уровне, вы начнете притягивать нужные события в свою жизнь для исполнения ваших заветных желаний.

Такое перевоплощение в Принцессу/Королеву сместит фокус восприятия не на то, что у вас нет, не на ограничения и лишения, а на то, что вы ощущаете, проживая определенный позитивный опыт (получения богатства, роскоши, уважения, взаимной любви с мужчиной…). А что произойдет дальше? Все это придет в вашу жизнь самыми разнообразными путями и способами, порой даже самыми удивительными, неожиданными как в настоящей сказке.
Это реально работает. Проверенно!

Светлана Потеенко lila-centr.ru