Полное разоружение. В Удмуртии открыли завод по уничтожению химоружия

МОСКВА, 28 сентября. /ТАСС/. Фармацевтические и химические производства, изготовление пороха и метательных зарядов - такие проекты предлагают реализовать инвесторы на семи спецзаводах, на которых уничтожалось накопленное в России химическое оружие и последний из которых избавился от химических боеприпасов накануне.

Последний боеприпас уничтожили 27 сентября на спецобъекте в поселке Кизнер в Удмуртии, команду на уничтожение дал по телемосту президент РФ Владимир Путин, назвавший это историческим событием.

Российской Федерации был накоплен самый большой объем - 40 тыс. тонн химического оружия из 70-ти, и сегодня мы завершили эту работу. Символичным образом сегодняшнее событие совпало с годом вступления в силу конвенции по уничтожению химоружия и учреждению организации по запрещению химического оружия", - так прокомментировал уничтожение последнего боеприпаса глава Госкомиссии по химическому разоружению, полпред президента РФ в Приволжском федеральном округе (ПФО) Михаил Бабич.

Уничтожили раньше срока и без аварий

По словам Бабича, международные обязательства предписывали России уничтожить находящиеся на ее территории химические боеприпасы к 2020 году.

"Усилиями Министерства промышленности и торговли России, Министерства обороны России, ФСБ России, личного состава Федерального управления по безопасному хранению и уничтожению химического оружия эта задача выполнена на три года раньше срока, установленного международными соглашениями. Из более чем 70 тыс. тонн химического оружия, имеющегося в мире, 40 тыс. тонн находилось в России и 28 тыс. тонн - в США. Однако, несмотря на значительно больший объем химоружия, мы завершили работу на 6 лет раньше, чем планируют наши американские коллеги", - сказал Бабич.

По информации пресс-службы полпредства в ПФО, федеральная целевая программа "Уничтожение запасов химического оружия в РФ" была принята в 1996 году, через год в Госдуме утвердили конвенцию по уничтожению химоружия, а в 2002 году приступил к работе первый российский объект по ликвидации химического оружия - "Горный" в Саратовской области. В 2006-2013 гг. появилось еще шесть спецобъектов по уничтожению химических боеприпасов: "Камбарка" и "Кизнер" в Удмуртии, "Марадыковский" в Кировской области, "Леонидовка" в Пензенской области, "Щучье" в Курганской области и "Почеп" в Брянской области.

"Все эти годы мы с мировым сообществом искали решение, и на момент создания этого оружия технологий не существовало. Важно отметить, что российские ученые и российские инженеры создали эти технологии, создали это оборудование и подготовили компетентных специалистов, которые соответствуют высочайшим уровням по всем требованиям безопасности, и для нас и для экологии они не допустили ни одной аварийной ситуации и завершили сегодня процесс уничтожения химоружия", - сказал Бабич.

Он отметил, что за весь период работы ни на одном объекте не нарушались требования по безопасности населения, не было нарушений при технологиях, которые могли бы повлечь за собой серьезные последствия. "На всех объектах самые высокие требования по безопасности, и это говорит о том, что все эти объекты могут быть легко вовлечены в хозяйственный оборот и использованы в дальнейшем", - добавил он.

Жизнь вокруг спецобъектов

В шести регионах, где размещались спецобъекты по уничтожению химического оружия, за время реализации программы появились и другие объекты - в рамках той же программы строилась социальная инфраструктура. По словам Бабича, на это строительство, в соответствии с поручениями президента России, было направлено 11,5 млрд рублей.

"Это позволило построить более 400 жилых домов, около 20 школ и детских садов, ввести в эксплуатацию 14 больниц, три спортивных комплекса, проложить 160 км автодорог, 640 км газопроводов, 240 км сетей водоснабжения", - отметил Бабич.

По словам главы Удмуртии Александра Бречалова, два района республики, где расположены объекты по уничтожению химоружия, в плане развития социальной инфраструктуры выгодно отличаются от соседних территорий.

"Конечно, этот проект уникален и войдет в историю не только тем, что уничтожено химическое оружие на территории России, но, по сути, он дал новое дыхание Камбарскому и Кизнерскому районам. Вы знаете, что существенные средства были потрачены на социальную инфраструктуру, дороги, газ, воду, и Кизнерский район и Камбарский район в этом смысле выгодно отличаются от некоторых территорий Удмуртии. Поэтому в наших силах, мы в этом заинтересованы, конечно, этот уникальный комплекс использовать в экономике Удмуртии, в экономике страны <...> Мы сейчас будем вести с помощью Михаила Бабича и Дениса Мантурова (глава Минпромторга РФ - прим. ТАСС) переговоры о дальнейшем использовании объектов", - сказал Бречалов.

Инвестиционные предложения

Дальнейшее использование объектов - в руках инвесторов, от которых уже поступают предложения о реализации проектов на базе всех семи объектов химразоружения. Например, рассматривается вопрос переноса Казанского порохового завода в удмуртский поселок Кизнер. Как отметил Бабич, если бы на этих объектах хоть что-то было нарушено, то использовать их было бы нельзя.

"Один из вариантов - это перенос сюда (в Кизнер - прим. ТАСС) из Казани порохового завода. Сейчас этот завод находится в центре Казани, это не единственный вариант, но основной <...> Тут требуется проведение дополнительных расчетов, требуется дополнительная проработка, и если нам это удастся сделать, то это будет один из вариантов", - сказал он.

В любом случае, для приведения объектов в порядок перед реализацией инвестпроектов понадобится время. Несмотря на это, говорит Бабич, популярность объектов растет, компании предлагают свои бизнес-проекты. "Это и фармацевтическое направление, и химпроизводство, и множество других вариантов", - отметил он.

"Что касается сроков вовлечения объектов в хозоборот, то по каждому объекту есть свои сроки. Так как этот объект [Кизнер] - последний, то здесь потребуется еще около 3-4 лет по ликвидации последствий, по санации территории, по уничтожению тех элементов оборудования, которые участвовали в процессе уничтожения химоружия. И с этого момента мы будем параллельно вести работу по заключению концессионного соглашения, которое потребуется для того, чтоб день в день передать этот объект инвесторам", - сказал Бабич.

Уничтоженная опасность в цифрах

Как сообщалось ранее, общий объем уничтоженных запасов химоружия на территории РФ составил 39 тыс. 967 тонн отравляющих веществ. Всего были ликвидированы 4 млн 352 тыс. 33 химических боеприпаса, 107 крупнотоннажных цистерн и 927 емкостей с отравляющими веществами зарин, зоман, ви- икс, иприт и люизит. Таким образом, после уничтожения последнего боеприпаса Россия в полном объеме выполнила обязательства, установленные Женевской конвенцией о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении от 3 сентября 1992 года.

Также ранее сообщалось, что в 2018 году планируется провести работы "по битумированию реакционных масс и переработке промышленных отходов, образовавшихся от уничтожения люизита", а начиная с 2019 года будут проводиться работы по ликвидации последствий деятельности по уничтожению химоружия. Объем бюджетного финансирования программы составляет 288,9 млрд рублей. Дополнительным источником финансирования программы стала международная техническая помощь объемом 32,37 млрд рублей.

В Удмуртии заработал завод по уничтожению химического оружия, который по уровню оснащения считается лучшим в мире. Специалисты планируют утилизировать более двух миллионов артснарядов крупного калибра с отравляющими веществами, оставшихся ещё со времён Советского Союза. Это седьмой по счёту и последний подобный объект, который построен по федеральной целевой программе.

На конвейере своей очереди уже ждут первые боеприпасы. В центральном пункте управления можно видеть все, что происходит в цехах по утилизации химического оружия. Новый комплекс в удмуртском поселке Кизнер завершает федеральную программу по уничтожению запасов отравляющих веществ.

Начальник Федерального управления по безопасному хранению и уничтожению химического оружия Валерий Капашин рассказывает: "Здесь запасов около 5,5 тысяч тонн отравляющих веществ. Калибры снарядов - 122 мм. Снаряды начинены отравляющим веществом зарином. Запасы зарина самые большие".

Россия - один из инициаторов подписания международной конвенции о запрещения химического оружия. Больше сорока тысяч тонн ядовитых веществ до сих пор хранились на складах в разных регионах страны. Некоторые боеприпасы были выпущены еще во время Великой Отечественной войны, их срок годности давно истек.

Было принято решение рядом с каждым из семи арсеналов построить комплексы по уничтожению химического оружия. Сегодня большинство запасов уже ликвидировано.

Головная часть 240-миллиметрового реактивного снаряда. Весит боеприпас около сорока килограммов, внутри - опасное химическое вещество зарин. Процесс уничтожения химического оружия на предприятии полностью автоматизирован. Управляют процессом в специальной аппаратной. На утилизацию одного боеприпаса требуется около суток.

Виктор Холстов, заместитель руководителя Федерального агентства по промышленности, объясняет: "Отравляющее вещество уничтожается в одну стадию: идет извлечение отравляющего вещества и сразу же идет детоксикация - понижение активности отравляющего вещества".

На конечном этапе опустошенные снаряды деформируют под специальным прессом. Весь процесс уничтожения проходит под наблюдением иностранных специалистов Организации по запрещению химического оружия. Ведется строгий контроль.

"Каждое государство определяет свои возможности и приоритеты уничтожения. Наши приоритеты выстроены, озвучены, и у нас нет другой альтернативы, кроме как уничтожение химического оружия в кратчайшие сроки" - говорит Виктор Холстов.

На предприятии ведется жесткий экологический контроль. Трижды в день берутся пробы воздуха, работает передвижная лаборатория. Также в разных уголках комплекса есть так называемые биоиндикаторы - песцы, мыши и норки лучше всяких приборов реагируют на вредные вещества. Животные очень восприимчивы к изменениям в окружающей среде.

На предприятии гарантируют безопасность своих работников, а также местного населения. Жители Кизнера говорят, что с появлением комплекса жизнь в поселке изменилась. За последний год здесь построены новые школы, дом культуры, модернизирована больница.

"Когда мы сюда приехали, здесь не очень была развита инфраструктура. Старшего ребенка, ему сейча 9 лет, мы возили в детсад на автобусе. А сейчас вот детсад у нас под окнами буквально", - довольна жительница поселка Кизнер Наталья Лабутина.

В России все запасы химического оружия должны быть уничтожены к 2015 году, сами предприятия должны быть закрыты. Но местные власти уверены, что все комплексы будут переоборудованы под военные или гражданские нужды.

Есть ли у Кизнера будущее?

Предисловие

Ко мне как к адвокату часто обращаются жители поселка Кизнер с вопросами о льготах и компенсациях по программе «Уничтожение запасов химического оружие в РФ», которые были предусмотрены ранее для проживающих в черте поселка.

С апреля 2004 года по настоящее время я занимаюсь оказанием помощи в получении компенсаций по искам рабочих и военнослужащих войсковой части. В связи с этим накоплена объемная переписка с Федеральными и Республиканскими органами власти,анализировались имеющиеся публикации по этому вопросу в СМИ,на интернетовских сайтах и т.д. (Президент РФ, Правительство РФ, Уполномоченный по правам человека в РФ, Президент Удмуртской Республики, депутат Госдумы РФ Смирнова С.К.,комитет по труду Удмуртской Республики, заместитель руководителя Федерального агентства по промышленности Холстов В.И.начальник Федерального Управления по безопасному хранению и уничтожению химического оружия КапашинВ.П., администрация МО «Кизнерский район», войсковая часть 55498 и др.)

Трудно рассчитывать на какие-либо кардинальные изменения, и я не призываю к какому-либо спору так как, судя по всему, будущее Кизнера никого не волнует.

Просто уже через 7-10 лет с нас спросят за все, и снова будем строить удивленные глаза и искать виноватых, а их как всегда не окажется. Не будет в то время на месте глав администрации, общественных советников и т.д.

Могут спросить, а где ты был раньше? Просто эти проблемы никому официально не нужны.

Ведь все как бы хорошо и прекрасно. Противогазы розданы, лекции прочитаны, фильмы показаны, РДК строятся, улицы поселка в сотый раз перепахиваются и т.д.

Никто не заинтересован в объективном освещении процесса.

И если эта, моя (уже пятая с 2004 года) статья увидит свет, то будем считать, что проблемами кто-то заинтересовался. Несогласных со мной прошу сохранить эту статью и подойти с ней через 8 лет.

Буду счастлив, если заслужу оскорбления в неискренности и в заблуждениях насчет светлого будущего.

В одном из ответов на вопрос читателя газеты «Новая жизнь» Быстровой в 2005 году, директор информационного центра Всероссийского Зеленого Креста В.П. Кудояр сообщает: «До сих пор не принято Постановление РФ о видах льгот, размерах компенсаций и порядке предоставления их населению. Этот проект был рассмотрен на заседании Комитета общественных советников по проблеме безопасного хранения при главе администрации и отправлен в Правительство Удмуртии со своими замечаниями и добавлениями. Будем надеяться, что в скором будущем он будет принят Правительством РФ»».

В номере 3 Экологической газеты Кизнерского района УР в рубриках «Разговор в Косе и на коллегии» было записано «сейчас район ждет постановление Правительства, которое бы окончательно назвало бы все цифры и сроки и позволило бы продолжить строительство социальных объектов».

Со всей ответственностью заявляю, что таких Постановлений правительства РФ не было, нет в проекте и никогда не будет, о чем поясню ниже. Был бы очень рад ошибиться и буду признателен тому, кто сможет представить текст Постановлений.

Постановлением Правительства РФ от 21 марта 1996 г. N 305 утверждена Федеральная целевая программа "Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации" В ней изложен Перечень мест хранения химического оружия: г. Камбарка (15,9 % отравляющих веществ), п. Кизнер (14,2%), пос. Горный Саратовской области(2,9%), пос. Марадыковский Кировской области (17,4%), г. Почеп Брянской области (18,8%), пос. Леонидовка Пензенской области (17,2 %) г. Щучье Курганской области (13,6%).

Разделом 3 данной Программы было предусмотрено строительство объектов по уничтожению химического оружия, расснаряжению и детоксикации авиационных боеприпасов в пос. Горный, г. Камбарка. г. Щучье, пос. Марадыковский, г. Почеп. Начало эксплуатации объектов - 2005-2006 год, окончание - 2011 год.

Была предусмотрена перевозка в установленном порядке химических боеприпасов ствольной и реактивной артиллерии на объект по уничтожению химического оружия в г. Щучье и их уничтожение до 2012 года. Уничтожение всех запасов химического оружия планировалось - до 2012 года.

Таким образом, выделения средств на строительство завода в Кизнерском районе первоначально и не планировалось.

Внезапно возникшая (из-за трудностей в связи с перевозкой, в том числе и нежеланием регионов, пропускать по своей территории Кизнерскую «гадость») проблема потребовала дополнительных средств.

Частично они изысканы за счет экономии на гражданах, в том числе и на жителях нашего поселка, а именно:

Госдума РФ образца 2004 год "порадовала» нас следующими изменениями в Законе: Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ внесены следующие изменения в Федеральный закон РФ от 7 ноября 2000 г. N 136-ФЗ" О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием".

Кстати это тот самый пресловутый Закон « О монетизации», которым одним разом с подачи Партии власти были ликвидированы почти все льготы. Помните возмущения пенсионеров в то время?

Сравним в чью пользу эти изменения.

В старой редакции статьи 17 Закона (Право граждан на получение социальных льгот и компенсаций) было: «Граждане, постоянно или преимущественно проживающие в зонах защитных мероприятий, имеют право на получение социальных льгот и компенсаций». В новой редакции Закона эта статья…исчезла?! («Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ статья 17 настоящего Федерального закона признана утратившей силу с 1 января 2005 г».

В старой редакции ст.4 Закона (Основные направления работ по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия) было «опережающее развитие социальной инфраструктуры в районах уничтожения химического оружия. В новой редакции исчезло слово «опережающее».

Таким образом, на наших радужных надеждах был поставлен жирный крест. Как в песне» Первым делом, первым делом самолеты (т.е. «объект», ну а девушки (т.е. социальные объекты)..."

Считаю, что Перечень объектов, создаваемых в пос. Кизнер в рамках Программы, изначально не учитывает всех интересов жителей пос. Кизнер и сейчас неясно, какие вносятся коррективы.

Кому выгодно строительство этого монстра-РДК в поселке, где закрываются предприятия и в будущем только расходы на его содержание пробьют ощутимую брешь в хилом бюджете поселка и района. Выгодно можгинцам, которые получили выгодный оплачиваемый объект и увозят зарплату, а с ней и налоги в Можгинский район.

Да, свершилось чудо и наш Кизнер из поселка городского типа превратился в сельское поселение.

Однако в сельских поселениях не предусмотрено строительство эксплуатация многоквартирных домов, каких у нас в Кизнере достаточно. В сельских поселениях допускается строительство многоквартирных домов только при наличии и выделении приусадебных участков для всех владельцев квартир на территории, прилегающей к дому.

Однако сейчас Кизнер и не город со всеми коммуникация и не село с подсобным хозяйством для каждого жителя. Пока мы радуемся, то дешевле стала элктролэнергия. Проблнмы начнутся через 2-3 года, когда наконец-то начнется инвентаризация земель. Тогда половина штата поселковой Администрации и Земельного комитета будет либо проходить лечение от нервных стрессов, либо заседать в судах по земельным спорам.

В связи с дальнейшем превращением Кизнер в деревню многоквартирые дома (а вместе с ними все коммуникации поселка) ожидают медленное обветшание и разрушение.

Центральные дороги, которые подлатают на время сдачи объекта и до его закрытия, снова приобретут первоначальный вид.

В настоящее время на объекте работает значительное количество жителей поселка, которые пока получают неплохую (по нашим меркам) заработную плату.

В связи с этим отчасти и неплохо развивается предпринимательство, торговля, появляются новые здания, облагораживается центр поселка. В настоящее время только предприниматели района готовы принять и обслужить многочисленную армию приезжих рабочих. Им будут, где отдохнуть, выпить и закусить.

Через 5-7 лет жители поселка, работающие на объекте пополнят многочисленную армию безработных. К тому времени практически не останется производства. Частично это армия пополнится за счет тех, кто трудится в коммерции, так как и этот вид деятельности придет в упадок в связи с резким снижением покупательского спроса.

Проблемы начнутся потом, а именно: резкое осложнение криминогенной обстановки (помните 80-ые годы, «газовиков»?). В 2008 году в жизни поселка Кизнер пройдут серьезные изменения. Потому что в этот год начнется строительство завода, а для строительства самого объекта и затем последующего его обслуживания, в Кизнер приедут дополнительно 4 тысячи человек.

Резко увеличатся нагрузки на ЦРБ, бани (вспомним и южную часть поселка).

Думаю, что разумнее было бы строительство в Кизнере более «мелких» объектов с привлечением нашей рабочей силы, к примеру: парк отдыха в центре, хороший спортзал, здание отдела культуры (где и метод центр, библиотека, дом творчества) и т.д.

Наверное, Кизнерцы поставили бы памятник тому главе администрации, кто все-таки оставил бы после себя нормальный пруд. Пруд для поселка это экология, место отдыха, безопасность во время паводка и т.д. Интересно, сколько денег потрачено на последнее строительство пруда и кто все - таки готов нести ответственности за эти зарытые в землю деньги. Однако как всегда, все били в барабаны только тогда, когда эти деньги начинали зарываться. Скорее всего, у РДК будет много родителей, а пруд так и останется сиротой.

Строительство этих оптимальных и нужных объектов могло принести пользу тем, что дало бы работу Кизнерским организациям и рабочие места в районе, а зарплата оставалась в наших магазинах.

Конечно, поздно что-либо менять кардинально, но Кизнерцы должны бдительно следить, чтобы полностью взять свой клок от овцы под назанием «химразоружение».

Для общественных советников при Администрации неплохим подспорьем было бы создание общественного объединения за права Кизнерцев (естественно в рамках Закона).

Сам Кизнер становится похожим на наркомана, который постепенно с помощью легких наркотиков (обещаний) скоро сядет на иглу «химии».

Район в связи с нахождением на его территории закрытого объекта был практически закрытым, не развивался и сейчас постепенно агонизирует. И если только надеяться на Программу, то через 10 лет в Кизнере останутся: новые РДК, РОВД и ряд административных учреждений и несколько новых ЦСО.

Молодежь уже постепенно вытесняется из поселка и в перспективе наш Кизнер-населенный пункт пенсионеров и безработных, без каких-либо перспектив.

Аварийное уничтожение боеприпасов проводилось и проводится постоянно.

Считаю, что должно быть проведено полное обследование людей, которые работали в войсковой части в 70-е, 80-е годы. На основе этого можно было сделать выводы и для остальных, что их ждет в будущем.

Готов ли кто-нибудь уверенно сказать о перспективах развития поселка на ближайшие 10-15 лет, или оставим эти проблемы другим руководителям и нашим детям?

Жители Кизнер должны понять, что ждать для всех каких-то льгот это, по крайней мере, наивно.

О чем речь, если даже рабочие объекта (в/ч 55498),в том числе и те, которые ежедневно, на закрытой территории контактируют с химическими боеприпасами по работе, непосредственно рискуя здоровьем, с трудом добиваются законных льгот через многочисленные судебные иски? По этой судебной практике можно было открыть в газете не только «уголок адвоката» а целую «площадь».

Полностью поддерживаю позицию В.Кузнецова в статье «А если вложить средства в промышленность?» (районная газета). Побольше бы таких людей в общественные советники Администрации района.

Аналогичная ситуация сложилась на объекте в гор. Щучьем Курганской области.

Однако там жители давно уже проснулись и реально ставят проблемы перед властями. По крайней мере, вызывают больше к себе внимания,чем мы.

В подтверждение приведу выдержки из статьи «Щучанский котел» (Ирина Кузнецова, «Российская газетеа, Курган-Щучье, «Российская газета»-Урал № 4255 от 22 декабря 2006 года).

«Очередные вести о визите в город Щучье представителей Счетной палаты РФ поползли по Курганской области. Кто конкретно призвал в Щучье ревизоров, выяснить не удалось. Губернатор области утверждает, что требование проверки отправлено в Москву не из его ведомства. Представители местных властей так же в недоумении разводят руками и предполагают, что инициатива прорвалась снизу: дескать, нашлись горожане, которые заварили кашу с проверкой.

Особо масштабно котел эмоций бурлил осенью нынешнего года, когда в Пресненском суде Москвы проходили слушания по исковому заявлению 96 жителей Щучанского района, обвиняющих в нарушении своих прав большую компанию: правительство РФ, ряд федеральных ведомств и органы местной власти. Одна из претензий жителей - масштабное строительство в их городке. Дескать, ответственное за строительство объекта Федеральное управление по безопасному хранению и уничтожению химического оружия много чего наобещало щучанцам, но под видом обустройства учинило разгром.

Дело с судебным решением затянулось. Но, как показала жизнь, проблемы благоустройства гораздо эффективнее решать не в ведомстве Фемиды: проблемы в районном городе создали не «дяди» из Москвы, а местные власти, до сих пор не имеющие какой-либо продуманной единой программы развития Щучьего. Остановимся лишь на «больных» вопросах. Диагноз болезней Щучьего сходу поставил губернатор Олег Богомолов: тепло, водоснабжение, газ, канализация и благоустройство. С главой региона согласился и присутствующий на совещании представитель заказчика - заместитель руководителя Федерального агентства по промышленности Виктор Холстов.

Вот только лечить болезни Холстов предложил по-новому: разработать перечень приоритетных объектов социальной инфраструктуры, объемы и сроки исполнения работ на конец нынешнего и весь будущий год. Известна точная сумма, оставшаяся на социальные проекты, – 250 миллионов рублей, потому нужна единая для заказчиков и властей всех уровней программа использования их с максимальным эффектом для населения.

Наиболее остро обсуждался на совещании вопрос создания канализации. Щучье до сих пор живет, спуская все нечистоты в выгребные ямы. Ничего принципиально изменять проект новой канализации города не предполагал. Планировалось создать еще насколько ям для сбора нечистот и вывозить все амбре в Кочковатое болото. На эту дорогу грязи в программе заложено 35 миллионов рублей. Но когда проектировщики создали такой проект, надзорные службы отказались его утверждать.

Обоснование простое: природа не выдержит такого грязевого стока. Выбросы в болото увеличиваются в несколько раз, что угрожает существованию находящегося рядом озера. А для создания защитной системы необходимо вложить еще примерно 140 миллионов рублей. Город оказался в грязной ловушке, из которой губернатор Богомолов предложил только один выход: «Если мы принципиально не можем решить вопрос с канализацией, мы этот пункт сейчас зачеркнем и не будем о ней говорить. Если поступать по-другому, то мы закопаем 40 миллионов и ничего не решим. Ни с точки зрения будущего, ни с точки зрения настоящего. Примочку какую-то поставим. Если, разработав и приняв генплан Щучьего, увидим необходимость ведения центрального коллектора и строительства нормальных очистных сооружений, мы можем посчитать, сколько это будет стоить. С цифрами и доводами на руках можем обращаться к президенту об увеличении лимитов на социальное обустройство, но уже под конкретный проект. Дескать, город построили, создали все необходимое для цивилизованной жизни, но нет канализации, и мы просим полномасштабного дополнительного финансирования для централизованной канализации с очистными сооружениями. Я думаю, что тогда мы сможем убедить всех».

Даже из этой выдержки ясно, что только от самих жителей, в первую очередь зависит, окажемся ли мы или нет через 10 лет у разбитого корыта.

В декабре 2005 года в городе Щучьем (Курганская область) и в январе 2006 года в городе Камбарка (Республика Удмуртия) аналитическим отделом информационного центра ИТАР-ТАСС /ТАСС-Урал/ были проведены социологические исследования, в ходе которых изучались проблемы, связанные с хранением химического оружия близ города, а также строительства завода по переработке и утилизации химических отходов.

По результатам данных исследований большинство жителей обоих населенных пунктов готовы покинуть город, если представится такая возможность. В основном это молодые люди с относительно высоким уровнем образования. 75% щучанцев уехали бы из города при первой возможности.

А если провести подобный опрос в Кизнере?

Подполковник в отставке, адвокат:_____________Куренков Н.Л.

В Кизнере, Удмуртия, уничтожена последняя капля боевых отравляющих веществ, хранившихся на территории нашей страны. Полное и безопасное уничтожение Россией химического оружия официально зафиксировано международной Организацией по запрещению химического оружия (ОЗХО), которая выдала соответствующие сертификаты.

Команду на начало процесса ликвидации последнего из оставшихся снарядов, содержащих боевое отравляющее вещество, дал в режиме видеоконференции Владимир Путин. Перед этим о полной готовности к началу работ, опять же в режиме видеоконференции, президенту России доложил начальник Федерального управления по безопасному хранению и уничтожению химического оружия генерал-полковник Валерий Капашин.

Ликвидация прошла на специальном промышленном объекте 1208 по безопасному хранению и уничтожению химического оружия "Кизнер". Здесь располагался 96-й арсенал, который сначала входил в состав баз хранения Главного ракетно-артиллерийского управления, затем в войска РХБ защиты, а с 1 декабря 2000 год в Федеральное управление по безопасному хранению и уничтожению химического оружия.

На объекте хранилось и подлежало уничтожению 5,7 тысяч тонн отравляющих веществ - около 14,2% всех запасов химического оружия в России. Из них 98% относились к боевым отравляющим веществам нервно-паралитического действия, 2% - кожно-нарывного действия.

Последний боеприпас - артиллерийский снаряд, снаряженный боевым отравляющим веществом ви-икс, начал путь к своей полной утилизации в специальном хорошо защищенном техническом помещении. Весь процесс можно было наблюдать на большом телеэкране. Он был полностью автоматизирован и проходил в следующей последовательности.

Через открытый шибер приема агрегата расснаряжения снаряд был подан на позицию узла вскрытия. Далее в корпусе боеприпаса с помощью специального сверла была выполнена засверловка. После засверловки боеприпас переместился на позицию, где на отверстие было установлено кантующее эвакуационное устройство. На данной позиции осуществлялась эвакуация отравляющего вещества, для чего боеприпас поворачивался вокруг оси отверстием вниз. ОВ из боеприпаса по трубопроводу было перегружено в один из реакторов детоксикации. Операция эвакуации ОВ осуществлялась за счет вакуума, создаваемого в этих реакторах. По завершении слива отравляющего вещества, корпус боеприпаса вернули в исходное положение, в котором было выполнено его заполнение дегазирующим реагентом.

В отличие от России ликвидировать все свое химоружие американцы, по их словам, смогут только к 2023 году

Сразу после заполнения боеприпаса реагентом корпус вновь повернули отверстием вниз и после небольшой паузы вернули в исходное положение. Подобная операция выполнялась дважды, а затем, после очередного поворота корпуса отверстием вниз, содержимое боеприпаса из агрегата расснаряжения эвакуировали в реактор детоксикации.

После выполнения вышеуказанных операций химический боеприпас считается расснаряженным.

Далее полученная реакционная масса по трубопроводу направляется на термическое обезвреживание. Опорожненный корпус боеприпаса уходит на позицию дегазации с последующим термическим обезвреживанием в агрегате термической обработки. В дальнейшем производится необратимая деформация термообезвреженного корпуса, после чего он будет использован в качестве сырья для металлоперерабатывающих предприятий.

При всей кажущейся простоте, этот процесс стал российским ноу-хау - настоящим прорывом в создании технологий безопасного уничтожения химоружия. В США к подобному способу обеззараживания своих химических боеприпасов пришли много позже. И полностью ликвидировать свое химоружие американцы, по их же словам, смогут только к 2023 году.

Отличительной особенностью применявшихся в России отечественных технологий уничтожения боевых отравляющих веществ является их двухстадийность. На первой стадии ОВ подвергалось воздействию специальным реагентом, если это было отравляющее вещество типа ви-икс, как в данном случае, то реагент вносили непосредственно в боеприпас. Зарин и зоман смешивались с реагентом в специальном реакторе. После прохождения реакции нейтрализации (1-2 месяца), реакционные массы извлекались и подвергались второй стадии детоксикации - воздействию высоких температур (до 1200 С). Полученные в конечном результате сухие соли имеют III - IV классы опасности (как минеральные удобрения или продукция бытовой химии). Они хранятся в гидрофобной таре на специально созданных и охраняемых полигонах. Именно такая технология позволила нашей стране полностью и без всяких серьезных ЧП уничтожить химическое оружие раньше, чем это сделано в США.

В поселке Кизнер с конца 1940-х годов размещался один из самых крупных арсеналов химического оружия. В целях обеспечения безопасности снаряды хранились без взрывателей и разрывных зарядов на обособленной технической территории общей площадью около 600 га в наземных хранилищах, которые были оборудованы техническими средствами охраны и противопожарной сигнализацией.

В 2007 году Главной государственной экспертизой России было принято решение о строительстве промышленного объекта по уничтожению химических боеприпасов в непосредственной близости от арсенала и в четырех километрах от северо-восточной окраины районного центра - поселка Кизнер. Примечательно, что промышленный объект по безопасному уничтожению химических боеприпасов в Кизнере был построен без иностранной помощи, за счет средств госбюджета. Хотя, в рамках международных обязательств, на ряде других объектов помощь со стороны различных государств оказывалась.
19 декабря 2013 года состоялся ввод в эксплуатацию первого пускового комплекса объекта по хранению и уничтожению химического оружия "Кизнер". В ходе опробования оборудования на реальных средах в декабре 2013 года было уничтожено 1470 боеприпасов реактивной артиллерии в снаряжении зарином (4,46 тонны отравляющего вещества). С 1 апреля 2014 года объект в поселке Кизнер вышел на проектную мощность и стал работать в штатном круглосуточном режиме.

25 марта 2017 года на объекте "Кизнер" была уничтожена последняя капля зомана. 13 июня 2017 г. полностью завершено уничтожение зарина. Уничтожение самых опасных боевых отравляющих веществ типа ви-икс началось 19 июня 2017 года и завершилось 27 сентября 2017 года.
Над уничтожением химического оружия в России работали десятки тысяч людей, множество научных, производственных и строительных организаций. Однако, даже при бесперебойном финансовом обеспечении - а сбои и серьезные случались - вряд ли бы все у нас получилось, если бы не руководитель Федерального управления по безопасному хранению и уничтожению химического оружия генерал-полковник Валерий Петрович Капашин. Все, кто был причастен к процессу, в один голос говорят, что только его удивительный талант руководителя обеспечил слаженную и ритмичную работу сложнейшей технологической цепочки УХО. Все пятнадцать лет, пока шло строительство объектов и промышленная ликвидация химоружия, он практически не спал и работал без выходных. Он, и подчиненный ему коллектив сделали невозможное. Американцы, во всяком случае, сделать этого не смогли. Поэтому не будет преувеличением сказать - генерал-полковник В.П. Капашин настоящий герой России.

По настоянию Капашина, и это очень важно, при создании и последующем функционировании российских объектов по уничтожению химического оружия основным требованием стало обеспечение безопасности. На проведение постоянного экологического мониторинга и медицинского контроля, разработку и установку специального оборудования, датчиков, отбора и анализа проб, создание самых современных цехов по утилизации твердых, жидких и газообразных отходов, развертывание систем оповещения населения в случае нештатных ситуаций, подготовку планов эвакуации населения расходовались до семидесяти процентов выделявшихся средств. В результате, российские объекты ликвидации химоружия оказались одними из самых безопасных предприятий, практически не загрязняющих окружающую среду - и не только в нашей стране, но и во всем мире.

Досье "РГ"

К началу уничтожения химоружия на территории нашей страны в семи арсеналах хранилось 40000 тон различных боевых отравляющих веществ - от древнего иприта до самого современного и ядовитого ви-икс.

Процесс уничтожения запасов химоружия в нашей стране был разделен на четыре этапа.

В апреле 2003 г. по окончании I этапа федеральной целевой программы "Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации" было уничтожено 400 тонн отравляющих веществ.

В апреле 2007 г. уничтожили 8 000 тонн ОВ - более 20 % запасов, как и было предусмотрено обязательствами по II этапу.

В ноябре 2009 г. был реализован III этап - уничтожено 18 000 тонн ОВ, или более 45 % запасов.

Завершить четвертый этап и полностью уничтожить химоружие в нашей стране планировалось в конце следующего года. Однако 27 сентября 2017 г. - на год раньше установленного срока - успешно выполнен IV заключительный этап конвенционных обязательств, уничтожены все запасы химического оружия Российской Федерации - 40 000 тонн ОВ.

Справка "РГ"

Первая в истории химическая атака была предпринята германской армией на позицию англо-французских войск возле бельгийского городка Ипр 22 апреля 1915 года. На месте от распыленного по ветру хлористого газа погибло до 5 тысяч солдат, еще больше пострадали. Ипритом (получил названия от г. Ипр), люизитом и другими ОВ по разным оценкам в Первой мировой войне были поражены до 1 миллиона человек.

Первый фильтрующий противогаз создал в годы Первой мировой войны русский ученый-химик, профессор Николай Дмитриевич Зеленский. Усовершенствованная конструкция того противогаза до сих пор лежит в основе фильтрующих противогазов, находящихся на вооружении всех стран мира

В годы "холодной войны" больше всего боевых ОВ произвели Соединенные Штаты Америки и Советский Союз. Достигнутая в начале 90-х годов прошлого столетия договоренность между этими странами о химическом разоружении легла в основу подписания в 1993 году международной Конвенции. Мир дружно приветствовал это соглашение, Конвенция стала одной из самых многочисленных по числу стран-участниц. К настоящему времени лишь 4 государства: Северная Корея, Израиль (подписал, но не ратифицировал Конвенцию), Египет и Южный Судан - не присоединились к ней. Три из этих стран по оценке экспертов (Израиль, Египет и Северная Корея) могут обладать запасами химического оружия. Первоначально же о его наличии заявили США, Россия, Южная Корея, Индия, Албания и Ливия, оно также было у Сирии, присоединившейся к Конвенции в 2013 году (сегодня полностью уничтожено).

На реализацию программы "Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации" с 1996 г. затрачено около 300 миллиардов рублей. Десять процентов этой суммы было предоставлено в виде технической помощи иностранными государствами и организациями, остальные расходы за счет бюджета Российской Федерации.

Если бы все 4,4 миллиона химических боеприпасов, уничтоженных в Российской Федерации, расставить по экватору Земли, то они располагались бы друг от друга на расстоянии менее 10-ти метров.

В России в среду были уничтожены последние снаряды с химическими боеприпасами. Историческим назвал это событие Владимир Путин. Крупнейший в мире арсенал отравляющих веществ - 40 тысяч тонн, которые достались России от Советского Союза - полностью ликвидирован. Для выполнения этой сложной работы в России были созданы специальные предприятия и разработаны безопасные технологии.

Исторический момент — идёт загрузка последних снарядов, начиненных боевыми отравляющими веществами, которые есть в России. В данном случае в качестве смертельной начинки - газ VX. Обладает нервнопаралитическим действием. Боеприпасы загружают на линию транспортера. Команду начать уничтожение последней партии по видеосвязи даёт лично президент России, передает .

Процесс уничтожения химического оружия практически полностью автоматизирован. В герметичном реакторе снаряд сверлят и вакуумом выкачивают отравляющее вещество, которое смешивают со специальными реактивами. На выходе - субстанция не опасней средства для мытья посуды.

Объект 1208 в удмуртском Кизнере был последним местом хранения и уничтожения химического оружия. Здесь находились более пяти с половиной тысяч тонн боевых отравляющих веществ - зарин, зоман, люизит, XV. В среду все это стало историей.

В 1993 году была подписана конвенция о запрете на разработку, производство, накопление, применение и уничтожение химического оружия. Россия её ратифицировала и обязалась до 2020 года уничтожить свои запасы - более сорока тысяч тонн отравляющих веществ. Справились намного быстрей.

"Рассчитываем, что усилия России по ликвидации химического оружия послужат примером и для других стран. Как известно, самыми крупными держателями, обладателями химического оружия были как раз Россия - и являются до сих пор Соединённые Штаты, которые, к сожалению, не выполняют своих обязательств по срокам уничтожения химического оружия. Уже трижды переносят сроки его ликвидации, в том числе под предлогом отсутствия достаточного, необходимого количества бюджетных финансовых средств - что, честно говоря, звучит как-то странновато", - сказал Путин.

В Соединённых штатах Америки технология уничтожения основана на обычном сжигании, что непременно несёт ущерб окружающей среде. К тому же, необходимого числа предприятий у США нет. Боеприпасы с химоружием хранятся на складах. Утечки отравляющих веществ происходят постоянно.

За весь период работы ни на одном российском объекте не было допущено аварийной ситуации. Не то что аварийной ситуации, а не было нарушено ни одно требование по безопасности населения по экологической безопасности.