Как расшифровывается обсе. Обсе: история создания и цели

Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) функционирует с 1 января 1995 г.
Целями ОБСЕ являются:

1) содействие улучшению взаимных отношений, а также создание условий по обеспечению длительного мира;

2) поддержка разрядки международной напряженности;

3) признание неделимости европейской безопасности, а также взаимной заинтересованности в развитии сотрудничества между государствами-членами;

4) признание тесной взаимосвязанности мира и безопасности в Европе и во всем мире;

5) вклад в соблюдение прав человека, экономический и социальный прогресс и благосостояние всех народов.

Главным органом ОБСЕ является Совещание глав государств и правительств. Каждые два года оно собирается на сессию. ОБСЕ состоит из представителей парламентов стран, подписавших Хельсинкский акт 1975 г. и Парижскую хартию 1990 г. Парламентская ассамблея обсуждает вопросы, поднятые на встречах Совета министров и на встречах на высшем уровне государств-членов ОБСЕ; разрабатывает и содействует осуществлению механизмов по предупреждению и разрешению конфликтов; оказывает поддержку укреплению и консолидации демократических институтов в государствах – участниках ОБСЕ.

Органами ОБСЕ являются Совет, Комитет старших должностных лиц, секретариат, центр по предотвращению конфликтов и др. Совет, состоящий из министров иностранных дел государств-участников, является центральным форумом для проведения регулярных консультаций в рамках процесса ОБСЕ, Совет рассматривает вопросы, имеющие отношение к ОБСЕ, и принимает соответствующие решения. Он занимается подготовкой встреч глав государств и правительств государств-участников и выполняет определенные на этих встречах задачи и принятые на них решения, проводит свои заседания регулярно, не реже одного раза в год.

Комитет старших должностных лиц подготавливает заседания Совета, выполняет его решения, проводит обзор текущих проблем и рассматривает вопросы будущей работы ОБСЕ, в том числе вопросы его отношений с другими международными форумами. Заседания Комитета проводятся в месте расположения Секретариата в г. Праге.

Секретариат ОБСЕ обеспечивает административное обслуживание заседаний Совета и Комитета старших должностных лиц. Он ведет архив с документацией ОБСЕ и распространяет документы по просьбе государств-участников. Секретариат состоит из четырех департаментов и административно-технического персонала. Генеральный секретарь назначается Советом министров на 3 года.

Центр по предотвращению конфликтов оказывает Совету содействие в деле уменьшения опасности возникновения конфликтов. Система мирного урегулирования ОБСЕ складывается из следующих четырех элементов: механизма ОБСЕ по урегулированию споров (принят в Валлетте в 1991 г.), Конвенции по примирению и арбитражу (принята в Стокгольме в 1992 г.), Комиссии ОБСЕ по примирению (положение принято в Стокгольме в 1992 г.) и Положения о директивном примирении (принято в Стокгольме в 1992 г.). Членами ОБСЕ являются 53 государства, в том числе Россия.

Что такое ОБСЕ? История данной организации такова. В 1973-м прошло международное совещание, на котором обсуждались вопросы сотрудничества и безопасности в Европе (СБСЕ). Участие принимали 33 государства. Оно окончилось подписанием главами стран и правительств в Хельсинки акта, который стал долгосрочной программой действий по строительству единой мирной, демократической и процветающей Европы. Организация является ключевой для Европейского сообщества. Она имеет широкие полномочия для разрешения различных конфликтов, мониторинга соблюдения прав человека в отдельно взятых странах, контроля

Эволюция организации

Что такое ОБСЕ? Согласно Хельсинкским заключительным договоренностям к основным направлениям деятельности организации относятся следующие вопросы, касающиеся европейской безопасности: сотрудничество в сферах науки, экономики, технологий, окружающей среды, в гуманитарной и других областях (права человека, информация, культура, образование). В этом и заключается миссия ОБСЕ. Важными вехами развития стали заседания государств-участников в Белграде (1977-1978 гг.), Мадриде (1980-1983 гг.), Вене (1986-1989 гг.).

Большое значение приобрели встречи государств-участников ОБСЕ на высшем уровне в Париже (1990-й), Хельсинки (1992-й), Будапеште (1994-й), Лиссабоне (1996-й) и Стамбуле (1999-й). В результате постепенной институционализации и принятия решений о создании должности Генерального секретаря (1993-й) и Постоянного Совета СБСЕ приобрела черты международной региональной организации. В соответствии с решением Будапештского саммита в 1995-м СБСЕ изменила свое название на ОБСЕ. Расшифровка аббревиатуры:

В 1996-м на Лиссабонской встрече глав стран-участниц были приняты весьма важные решения и документы. Во-первых, была определена концепция европейской безопасности в 21-м столетии. В ней шла речь о необходимости обустройства новой Европы без границ и разделительных линий. По сути, этот документ являлся основой для создания Европейского союза. Во-вторых, был обновлен ДОВСЕ (договор об обычных вооружениях).

Что такое ОБСЕ? Сегодня участниками организации являются 56 стран, включая все европейские, постсоветские, Канаду, США и Монголию. Такой состав ОБСЕ позволяет организации решать многие вопросы на мировом уровне. Её мандат охватывает огромный перечень вопросов военно-политической, экологической, экономической и научной сфер. Задачами организации являются: противодействие терроризму, контроль вооружений, экологическая и экономическая безопасность, защита демократии и прав человека, а также многие другие. Страны, входящие в ОБСЕ, имеют равный статус. Решения принимаются на базе консенсуса. Существуют различные институты ОБСЕ. Что это такое, мы разберемся ниже.

Цели

Организация в первую очередь направляет свои усилия на предотвращение различных региональных конфликтов, урегулирование спорных и кризисных ситуаций, устранение последствий войн и т. п. Основными средствами поддержания безопасности и решения достижения главных целей организации являются три категории инструментов. К первой относятся:

  • контроль распространения вооружений;
  • мероприятия по выстраиванию доверительных отношений и способствование безопасности;
  • меры по дипломатическому предотвращению различных конфликтов.
  • мероприятия по защите прав человека;
  • мониторинг выборов в различных странах;
  • способствование развитию демократических институтов.

Следует понимать, что решения ОБСЕ являются рекомендательными и не носят обязательный характер. Однако они имеют огромное политическое значение. В штате организации находится 370 персон на руководящих постах и ещё 3,5 тысячи трудятся в полевых миссиях.

Саммит

Саммитами называются встречи представителей стран-участниц на высшем уровне. Они являются представительными форумами с участием глав государств и правительств, которые проводятся, как правило, раз в два-три года для обсуждения положения дел в области обеспечения безопасности и стабильности в регионе ОБСЕ, принятия соответствующих решений, определения главных направлений деятельности организации в краткосрочной и долгосрочной перспективах.

В заседаниях Совмина принимают участие министры иностранных дел государств, входящих в состав организации. Он является центральным директивным и руководящим органом ОБСЕ. Постоянный совет - это действующий орган, в рамках которого на уровне постоянных представителей государств-участников проводятся политические консультации, принимаются решения по всем вопросам текущей деятельности ОБСЕ. Пленарные заседания ПС проходят каждый четверг в Вене.

Парламентская ассамблея

Организация ОБСЕ имеет свою Парламентскую ассамблею. Пленарные заседания проводятся дважды в год при поддержке Секретариата ПА, расположенном в Копенгагене. Председатель ОБСЕ поддерживает контакт с ПА на постоянной основе, информирует ее участников о работе организации. Председатель ПА избирается сроком на один год.

Секретариат

Секретариат ОБСЕ, работой которого руководит Генеральный секретарь, осуществляет управление работой миссий и центров организации, развернутых в государствах-участниках, обслуживает деятельность других руководящих органов, обеспечивает проведение различных конференций, занимается административно-бюджетными вопросами, кадровой политикой, отвечает за связь с международными организациями, прессой и т. д. Секретариат расположен в Вене (Австрия), со вспомогательным офисом в Праге (Чехия). Для повышения уровня эффективности работы Секретариата и других институтов организации в экономической и экологической плоскостях с января 1998 года введена должность Координатора деятельности ОБСЕ в сферах экономики и окружающей среды.

Действующий председатель

Что такое ОБСЕ? Лицом данной организации и главной политической фигурой является Действующий председатель. Он отвечает за координацию и консультации по вопросам текущей В своей работе Действующий председатель опирается на помощь:

  • Предшественника и преемника, которые действуют совместно с ним в формате тройки.
  • Специальных групп, которые он же и назначает.
  • Личных представителей, которые также назначаются Действующим председателем, с предоставлением конкретного мандата и определением перечня задач в различных сферах компетенции ОБСЕ.

Бюро демократических институтов и прав человека (сокращенно БДИПЧ)

Данная структура способствует проведению демократических выборов в государствах-участниках (включая направление наблюдательных миссий), а также оказывает практическую помощь в утверждении демократических институтов и прав человека, укреплении основ гражданского общества и верховенства права. Офис БДИПЧ находится в Варшаве.

Верховный комиссар по вопросам нацменьшинств (ВКНМ)

Данное несет ответственность за раннее предупреждение конфликтов, связанных с проблемами национальных меньшинств. Секретариат ВКНМ находится в Гааге.

Представитель по вопросам свободы СМИ

Это должностное лицо способствует выполнению странами-участниками своих обязательств в сфере средств массовой информации. Должность представителя по СМИ является критически важной для обеспечения нормального функционирования открытого демократичного общества, а также системы подотчетности правительств своим гражданам. Этот институт ОБСЕ был создан в конце 1997 года.

Миссии ОБСЕ

Миссии функционируют как своего рода "полевые" структуры ОБСЕ. В Юго-Восточной Европе они присутствуют в Албании: миссия ОБСЕ в Боснии и Герцеговине, Македонии, Хорватии, Сербии, Косово (Сербия). В Восточной Европе: офис в Минске, миссия в Молдове, координатор проектов в Украине. На Южном Кавказе: миссия ОБСЕ в Грузии, офисы в Ереване и Баку, представитель Действующего председателя по конфликту Нагорном Карабахе. В Центральной Азии: миссия в Таджикистане, центры ОБСЕ в Алматы, Ашхабаде, Бишкеке, Ташкенте. Эти институты являются важными инструментами в делах по предотвращению конфликтов и урегулированию кризисов на местах. Наблюдатели ОБСЕ выполняют свои функции во многих горячих точках и конфликтных регионах.

Экономический и экологический форум

Это ежегодные мероприятия, которые проводятся с целью придания импульса экономикам государств-участников. На них также происходит внесение предложений относительно практических мер, направленных на развитие экономического сотрудничества между странами.

Форум по сотрудничеству в области безопасности

Данный орган осуществляет свою работу на постоянной основе в Вене. Он состоит из представителей делегаций государств-участников ОБСЕ, занимается обсуждением вопросов контроля над вооружениями, разоружением, укреплением мер доверия и безопасности.

История становления. ОБСЕ сложилась в ходе политического процесса, имевшего целью формирование системы европейской безопасности, начатого в 1970-х гг. На всем протяжении своей длительной истории Европа была ареной военного противоборства расположенных в ней государств. Достижение общеевропейских договоренностей по вопросам развития сотрудничества между всеми государствами региона и создание системы общеевропейской безопасности стало возможным благодаря улучшению отношений между Востоком и Западом, получившему название «политика разрядки международной напряженности».

По инициативе ОВД, нашедшей понимание у других европейских стран, а также поддержку США и Канады, было решено провести общеевропейскую конференцию в целях окончательной стабилизации территориальных изменений, произошедших в результате Второй мировой войны. Состоялись три подготовительные встречи: в Хельсинки (3-7 июля 1973 г.) - на уровне министров иностранных дел, в Женеве (18 сентября 1973 г. - 21 июля 1975 г.) - с участием делегаций государств-участников и в Хельсинки (30 июля - 1 августа 1975 г.), которая завершилась подписанием главами государств или правительств участвовавших в ней государств Заключительного акта; последняя, третья встреча получила наименование Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. Совещание стало самым представительным в истории Европы после Второй мировой войны и имело огромное международное значение. Спустя 30 лет после окончания Второй мировой войны европейские государства смогли подвести ее политические итоги и заложить фундамент для будущего сотрудничества.

На протяжении последующих 15 лет в рамках хельсинкского процесса общеевропейского сотрудничества проходили различные встречи и переговоры, направленные на реализацию хельсинкских договоренностей. Окончание холодной войны ознаменовалось усилиями по институционализации хельсинкского процесса, завершившимися созданием ОБСЕ.

По своей природе хельсинкский процесс имел политический характер, конференциальная форма организации межгосударственного взаимодействия отвечала достигнутому на тот период уровню отношений между европейскими государствами. Первоначально инициаторы и все участники процесса не ставили задачу создания общеевропейской ММ ПО, что определялось целым рядом военно-политических и иных факторов, определяющих политику заинтересованных государств. После проведения встречи на высшем уровне в Будапеште в 1994 г. общеевропейский политический процесс стал постепенно наполняться юридическим содержанием, свидетельствующим о преобразовании СБСЕ в ММПО.

Основные принципы и цели хельсинкского процесса, природа его учредительного акта. Принятие Заключительного акта СБСЕ преследовало несколько важнейших политических целей, наиболее значительной из которых было окончательное урегулирование всех спорных вопросов политических отношений между европейскими государствами, оставшихся после Второй мировой войны. Особая роль в этом отводилась закреплению международно-правовых основ безопасности и сотрудничества европейских государств, что было сделано в Декларации принципов Хельсинкского акта. Декларация подтвердила важнейшие основополагающие принципы международного права.

В научной литературе отмечается сложный характер Заключительного акта СБСЕ. Его структура свидетельствует о стремлении урегулировать широкий круг взаимоотношений подписавших его государств. Он состоит из преамбулы и пяти разделов, включающих, помимо декларации принципов, регулирующих взаимные отношения государств-участников, комплекс договоренностей, касающихся обеспечения безопасности, разоружения и укрепления мер доверия в Европе, мер по развитию экономического, научно-технического сотрудничества и сотрудничества в экологической и гуманитарных сферах, а также ряд иных тем.

Вопрос о юридическом значении Заключительного акта остается дискуссионным. Некоторые юристы предлагали рассматривать его в качестве международного соглашения, но одновременно не признавали в нем международный договор в том смысле, который придается ему Венской конвенцией о праве международных договоров 1969 г. Как следствие, они отрицали юридический характер обязательств, вытекающих из акта, признавая за ними лишь моральное или политическое значение. Близкую позицию занимали сторонники признания Хельсинкского акта источником «мягкого права».

Другие специалисты рассматривали Заключительный акт и Парижскую хартию для новой Европы в качестве договоров sui generis. К ним примыкали те, кто, не отрицая политический характер обязательств, содержащихся в акте, подчеркивал уникальный характер этого документа, влияние которого на европейское развитие во много раз превысило значение большинства юридически обязательных договоров.

Вопрос о юридическом характере Заключительного акта не должен затенять его действительно уникальный характер и большое политическое значение как для Европы, так и для международного мира и безопасности в целом. Что же касается определения его юридической формы, то есть основания утверждать: государства-участники сознательно стремились не облекать его в форму международного договора. Так, согласно Заключительному акту он не подлежит регистрации на основании ст. 102 Устава ООН, предусмотренной для международных договоров. Видимо это не случайно, потому что политические обязательства по Заключительному акту пересекаются с компетенцией ООН в вопросе поддержания международного мира и безопасности. В преамбуле Заключительного акта конкретные предложения основной части именуются рекомендациями. Все это позволяет утверждать, что Заключительный акт не является международным договором в общепринятом смысле.

Правовой статус, организационная структура и участие в ОБСЕ. Долгое время СБСЕ представляло собой цикл общеевропейских конференций и встреч, которые нельзя было отнести к какому-либо определенному типу международной организации. Начиная с 1990-х гг. постепенно развивается процесс институционализации СБСЕ и преобразования его в ОБСЕ, который возможно приведет в будущем к формированию международной региональной организации.

Международно-правовую основу деятельности ОБСЕ составляет ряд документов, однако единого уставного (учредительного) акта ОБСЕ до сих пор нет. К уставным документам ОБСЕ можно отнести Заключительный акт 1975 г. и Парижскую хартию для новой Европы

  • 1990 г., провозгласившую ОБСЕ региональным органом в смысле гл. VIII Устава ООН. В Хартии определены рамки институтов и структур, в дальнейшем уточнявшиеся на встречах Совета в Берлине в
  • 1991 г., Праге в 1992 г., Стокгольме в 1992 г., Риме в 1993 г., в Хельсинкской декларации 1992 г., Будапештском документе «К подлинному партнерству в новую эру» 1994 г.

С момента подписания Заключительного акта 1975 г. количество членов организации выросло с 35 до 57. Кроме того, с ОБСЕ сотрудничают так называемые ассоциированные государства Средиземноморья: Алжир, Египет, Израиль, Иордания, Марокко, Тунис, а также иные страны, такие как Япония, Республика Корея, Таиланд, Афганистан и Монголия.

В структуре ОБСЕ можно выделить несколько видов органов: основные органы (совещания на высшем уровне, Совет министров иностранных дел, Постоянный совет, Форум по безопасности и сотрудничеству); функциональные органы (Председатель ОБСЕ, тройка, Парламентская ассамблея и т. д.); примыкающие к ОБСЕ органы (Суд по примирению и арбитражу, Совместная консультативная группа и Консультативная комиссия по открытому небу).

Основные органы характеризуются следующим образом.

Совещание глав государств и правительств - высший политический орган ОБСЕ (заседания проводятся по крайней мере один раз каждые два года) - обсуждает наиболее важные общеевропейские проблемы, принимает решения, определяет приоритеты и вырабатывает основные направления деятельности организации.

Совет министров иностранных дел - центральный исполнительный и распорядительный орган - проводит заседания регулярно не менее одного раза в год как центральный форум по политическим консультациям и оценке всех вопросов деятельности ОБСЕ, а также по принятию по ним решений. Он принимает все необходимые меры для выполнения всех решений Совещаний глав государств и правительств и для изучения любых подходящих мер для укрепления безопасности и сотрудничества в Европе.

Государства-участники могут созывать заседания министров, отвечающих за иные вопросы, в форме отраслевых Советов.

Постоянный комитет ОБСЕ состоит из представителей государств- членов, еженедельные заседания Комитета проводятся в Вене в целях политических консультаций и выработки политических решений.

Форум по безопасности и сотрудничеству проводит еженедельные встречи в Вене для обсуждения и принятия решений по вопросам, касающимся военных аспектов безопасности в зоне деятельности ОБСЕ, в частности мер доверия и безопасности.

Функциональные органы ОБСЕ:

  • 1) высшее должностное лицо - Председатель ОБСЕ. Им является министр иностранных дел страны, принимавшей последнее заседание Совета;
  • 2) Верховный комиссар по делам национальных меньшинств;
  • 3) Бюро по демократическим институтам и правам человека;
  • 4) представитель ОБСЕ по свободе средств массовой информации;
  • 5) Парламентская ассамблея, созданная в целях развития межпарламентского диалога, который является важным аспектом усилий по развитию демократии в зоне действия ОБСЕ;
  • 6) Секретариат ОБСЕ - расположен в Вене, содействие в его работе оказывает Бюро, находящееся в Праге. Секретариат занимается административным обслуживанием Совета и Комитета, ведет архив документации ОБСЕ. В 2000 г. Секретариат был реорганизован, сейчас он состоит из трех департаментов: Центра по предотвращению конфликтов (ЦПК), включающего отдел по внешним операциям, а также команды экспертов по оказанию помощи и оперативного сотрудничества, департамента по человеческим ресурсам и департамента по управлению и финансам. На основе Парижской хартии также сформировано Бюро по свободным выборам - для содействия контактам и обмену информацией о выборах в государствах-участниках.

Основные направления деятельности ОБСЕ:

  • 1) военно-политические вопросы, включая европейскую безопасность и разоружение, мирное урегулирование споров между европейскими государствами;
  • 2) развитие экономического сотрудничества и сотрудничества в вопросах окружающей среды;
  • 3) действия в сфере человеческого измерения.

Деятельность ОБСЕ по военно-политическим вопросам в целом

способствовала укреплению международно-правовых основ безопасности в Европе. Важнейшим достижением в этой сфере является становление международно-правового режима мирного урегулирования споров в рамках ОБСЕ на основе Положения, касающегося Комиссии по примирению ОБСЕ, Конвенции о примирении и арбитраже в рамках ОБСЕ и Положения о предписанном примирении.

Следующим важным элементом европейской безопасности является формирование системы мер доверия и безопасности, а также ограничения обычных вооружений (подробнее о данном направлении деятельности ОБСЕ см. гл. 24 настоящего учебника).

Цели раннего предупреждения конфликтов, регулирования кризисных ситуаций и постконфликтного восстановления поручаются операциям по поддержанию мира и миссиям ОБСЕ, мандат которых может включать осуществление широкого круга задач: от посреднических функций при разрешении международных споров до постконфликтного восстановления инфраструктуры принимающего государства.

Вопросы экономического сотрудничества в рамках ОБСЕ с самого начала были неразрывно связаны с проблемами обеспечения защиты окружающей среды. Основные принципы и направления экономического и природоохранного сотрудничества, получившие первоначальное закрепление в Хельсинкском заключительном акте 1975 г., в последующем получили развитие в деятельности ОБСЕ. В частности, была выражена приверженность государств-участников принципам рыночной экономики, предлагалось сосредоточить усилия на оказании всемерной поддержки странам, находящимся на переходном этапе их деятельности по созданию основ цивилизованной рыночной экономики и интегрированию в мировую хозяйственную систему.

Важное направление деятельности ОБСЕ - сотрудничество по человеческому измерению - важный компонент всеобъемлющего подхода к европейской безопасности. В рамках СБСЕ было проведено три конференции по человеческому измерению: Парижская в 1989 г., Копенгагенская в 1990 г. и Московская в 1991 г.

Для развития сотрудничества по правам человека был учрежден институт Верховного комиссара по делам национальных меньшинств. В 1997 г. создан пост Специального представителя ОБСЕ по свободе средств информации, который наблюдает за развитием СМИ во всех государствах - участниках ОБСЕ.

АСТАНА. 12 декабря. КАЗИНФОРМ - Принятое в конце ноября в Мадриде решение о председательстве Казахстана в ОБСЕ в 2010 году вызывает живой отклик в обществе. Что из себя представляет Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе? Какова история ее создания? Какие цели ставит перед собой? На эти и другие вопросы Казинформ пытается ответить в цикле материалов, первый из которых предлагается сегодня вниманию читателей.

ОБСЕ - общеевропейская организация, в состав которой входят 56 государств-участников. Организация создана в соответствии с главой 8 Устава ООН в качестве главного инструмента для раннего предупреждения и предотвращения кризисных ситуаций, урегулирования существующих конфликтов и постконфликтного восстановления в Европе.

На сегодняшний день организация занимается широким кругом вопросов, включая контроль над вооружениями, превентивную дипломатию, укрепление мер доверия и безопасности, прав человека, наблюдение за выборами, а также экономическую и экологическую безопасность.

Официальной датой возникновения Организации является 1 августа 1975 г., когда было созвано Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ). Именно в этот день собравшиеся в Хельсинки руководители 33 европейских государств, Соединенных Штатов Америки и Канады подписали Заключительный (Хельсинкский) акт СБСЕ, который зафиксировал основные принципы поведения государств-участников по отношению к своим гражданам, а также между собой. В этой связи Хельсинкский акт стал важным шагом на пути формирования системы общеевропейской безопасности.

На переговорах СБСЕ, проходивших в Хельсинки, министры иностранных дел 35 государств, в число которых входили все страны Европы (кроме Албании), Соединенные Штаты Америки и Канада, утвердили “Голубую книгу” и изложили позиции своих правительств по вопросам безопасности и сотрудничества в Европе. Присутствие на переговорах такого широкого круга участников свидетельствовало об изначально надблоковом характере СБСЕ. Это было специально оговорено в Заключительных рекомендациях консультаций в Хельсинки в пункте 1 Правил процедуры и звучало следующим образом: “Все государства, принимающие участие в Совещании, участвуют в нем как суверенные и независимые государства и в условиях полного равенства. Совещание проводится вне военных союзов”. Заключительные рекомендации закрепили принцип консенсуса как способа принятия решений на Совещании. Они гласили: “Консенсус определяется как отсутствие какого бы то ни было возражения, высказанного каким-либо представителем и выдвигаемого им представляющего препятствие для принятия решения по рассматриваемому вопросу”. В том же 1975 году была достигнута договоренность о продолжении дипломатических переговоров в рамках заключенного в Хельсинки договора. Таким образом, было положено начало “Хельсинкскому процессу”, ставшему в то время первой попыткой обозначить контуры модели безопасности, приемлемой для Европы в целом.

Хельсинкский Заключительный акт утвердил десять принципов (так называемый “хельсинкский декалог”), имеющих первостепенную важность, которые государства-участники обязались “уважать и применять в отношениях каждого из них со всеми другими государствами-участниками, независимо от их политических, экономических и социальных систем, а также их размера, географического положения и уровня экономического развития”:

1. Суверенное равенство, уважение прав, присущих суверенитету

2. Неприменение силы или угрозы силой

3. Нерушимость границ

4. Территориальная целостность государств

5. Мирное урегулирование споров

6. Невмешательство во внутренние дела

7. Уважение прав человека и основных свобод, включая свободу мысли, совести, религии и убеждений

8. Равноправие и право народов распоряжаться своей судьбой

9. Сотрудничество между государствами

10. Добросовестное выполнение обязательств по международному праву.

Десять хельсинкских принципов, принятых в период еще фактически не закончившейся “холодной войны”, имели исключительную ценность, так как не просто пересказывали и развивали основные положения Устава ООН, а в достаточной мере отражали подходы государств-участников к принципам мирного сосуществования на европейском континенте.

Кроме того, В Заключительном акте были закреплены рабочие области СБСЕ, охватывающие все сферы межгосударственных отношений. Первоначально они получили название хельсинкских “корзин”, а в настоящее время именуются “измерениями”. К первой корзине - военно-политическому измерению - относятся вопросы политической безопасности и контроля над вооружениями, предупреждение и разрешение конфликтов. Вторая корзина - экономико-экологическое измерение - охватывает проблемы сотрудничества в области экономики, науки, техники и окружающей среды. К третьей корзине - человеческому измерению - относится сотрудничество в гуманитарных и других областях (информация, культура, образование), а также права человека.

Благодаря Хельсинкскому процессу у государств-участников появился постоянный канал для взаимного общения, кодекс норм поведения (в межгосударственных и внутригосударственных отношениях), а также долгосрочная программа сотрудничества. Тем самым дух Хельсинки способствовал как укреплению стабильности, так и мирным переменам в Европе.

Все вышесказанное определило катализирующую роль СБСЕ в укреплении безопасности и сотрудничества в Европе и в преодолении идеологического раскола, царившего в ней в 70-е и 80-е годы прошлого столетия. К концу восьмидесятых годов Совещание начало превращаться в универсальный механизм общеевропейского сотрудничества на основе разработки общих европейских ценностей, разделяемых как Западом, так и Востоком.

До 1990 года СБСЕ функционировало в виде серии встреч и конференций, на которых вырабатывались нормы и обязательства, периодически заслушивалась информация об их выполнении.

Поворотным моментом в деятельности СБСЕ стала Парижская встреча на высшем уровне в 1990 г. Подписание 21 ноября 1990 года в Париже Хартии для новой Европы поставило точку в холодной войне и положило начало превращению СБСЕ из форума для переговоров и диалога в активно функционирующую структуру. Тем самым в Хартии для новой Европы была поставлена задача внести вклад в управление процессом исторических перемен в Европе и дать ответ на новые вызовы, возникающие после окончания холодной войны. Для решения этих задач было создано несколько учреждений и институтов, поставлено на регулярную основу проведение встреч, работе Совещания был придан системный характер. В Парижской хартии особо подчеркивалось, что “эра конфронтации и раскола Европы закончилась”, поэтому отношения между государствами “будут основываться на взаимном уважении и сотрудничестве”.

Главы государств и правительств подтвердили также приверженность принципам европейской безопасности, закрепленным в Хельсинкском Заключительном акте 1975 года, и наметили новые ориентиры в построении системы безопасности в Европе. Признавая необходимость “нового качества политического диалога и сотрудничества” между государствами-участниками в деле обеспечения “уважения прав человека, демократии верховенства закона, укрепления мира и содействия единству в Европе”, участники саммита приняли решение об институционализации СБСЕ. Это нашло соответствующее отражение в Хартии.

Создавался трехступенчатый механизм политических консультаций.

1. Встречи глав государств и правительств государств-участников, проводимые регулярно раз в два года. На саммитах должны обсуждаться основные региональные и глобальные проблемы, определяться принципиальные направления деятельности СБСЕ, приниматься основные документы Совещания;

2. Совет министров иностранных дел (СМИД) - центральный форум для политических консультаций в рамках процесса СБСЕ. “Совет будет рассматривать вопросы, имеющие отношение к Совещанию по безопасности и сотрудничеству в Европе, и принимать соответствующие решения”;

3. Комитет старших должностных лиц (КСДЛ), в функции которого входит подготовка заседаний Совета, выполнение его решений, а также обзор текущих вопросов.

Кроме этого были созданы Секретариат (в Праге), Центр по предотвращению конфликтов (в Вене) для оказания Совету содействия в деле уменьшения опасности возникновения конфликтов и Бюро по свободным выборам для содействия контактам и обмену информацией о выборах в государствах-участниках.

Структурная схема Совещания, намеченная в Хартии, дала возможность оперативнее реагировать на вызовы европейской безопасности, а постоянно действующие органы создавали организационную основу для будущей системы безопасности в Европе.

В данном документе была отражена деятельность СБСЕ по трем измерениям: контроль над вооружениями, меры укрепления доверия и безопасности; развитие сотрудничества в области экономики, науки и техники, окружающей среды; взаимодействие в гуманитарной и других областях (общественные контакты, информация, культура, образование), а также права человека и наблюдение за выборами.

Главы государств и правительств государств-участников СБСЕ также приветствовали подписание 19 ноября 1990 года двадцатью двумя государствами (членами НАТО и ОВД) Договора об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ), который должен был стать военно-политической базой новой, постконфронтационной системы безопасности в Европе. В Парижской хартии указывалось: “Беспрецедентное сокращение вооруженных сил, которое явится результатом Договора об обычных вооруженных силах в Европе, в сочетании с новыми подходами к безопасности и сотрудничеству в рамках процесса СБСЕ приведут к новому пониманию безопасности в Европе и придадут новое качество нашим отношениям”.

Таким образом, Парижская хартия для новой Европы заложила необходимые предпосылки для создания в рамках Совещания организационных структур, способных решать задачи по самому широкому спектру общеевропейского сотрудничества, связанные с предотвращением и мирным урегулированием конфликтов. Хартия стала первым многосторонним документом, где подводились итоги холодной войны, и провозглашалось начало новой эры в отношениях между Востоком и Западом на европейском континенте.

Укрепление институтов и структур Совещания способствовало активизации его деятельности по всем аспектам безопасности. Первые совещания государств-участников СБСЕ подтвердили стремление ряда стран придать Хельсинкскому процессу принципиально новое качество, предполагавшее превращение Совещания из форума для преимущественно политического диалога между государствами-участниками в организацию по поддержанию военно-политической стабильности и развитию сотрудничества на евроатлантическом пространстве от Ванкувера до Владивостока.

Встреча глав государств и правительств СБСЕ в Хельсинки 9-10 июля 1992 года (“Хельсинки-II”) во многом стала определяющей для дальнейшего развития концепции новой архитектуры европейской безопасности. Новые вызовы, среди которых первое место занимали региональные конфликты, заставили пересмотреть многие подходы к обеспечению безопасности на континенте. В Декларации Хельсинкского саммита 1992 года подтверждено, что “СБСЕ является форумом, определяющим направление процесса формирования новой Европы и стимулирующим этот процесс”. Впервые СБСЕ обозначило себя как “региональную организацию” в духе главы VIII Устава ООН, ответственную за поддержание военно-политической стабильности и развитие сотрудничества в евроатлантическом пространстве от Ванкувера до Владивостока.

Решения Хельсинки-II были, в основном, направлены на превращение СБСЕ из представительного форума для дискуссий по проблемам европейской безопасности в мощную организацию с целым рядом оперативных функций. Одним из решений саммита, воплощенных в жизнь и обогативших потенциал СБСЕ, стало создание поста Верховного комиссара по делам национальных меньшинств.

В ходе римской встречи Совета министров иностранных дел (Рим, 1993 год) было выдвинуто ряд инициатив, направленных на повышение эффективности СБСЕ, закрепления за ним центральной политической роли в системе европейских организаций. Принятый итоговый документ уделяет особое внимание увеличению оперативных возможностей СБСЕ по предупреждению и урегулированию конфликтов нового поколения и укреплению его миротворческого потенциала.

На Будапештской встрече на высшем уровне (декабрь 1994 года) государства - участники СБСЕ обсуждали вопрос о том, какой должна быть модель безопасности в XXI в. Предполагалось, что создание такой модели должно предшествовать трансформации СБСЕ в организацию, контуры которой были намечены в Хельсинки-II. Государства-участники выразили озабоченность тем, что в регионе СБСЕ продолжаются вспышки военных действий, случаи нарушения прав человека, дискриминация в отношении национальных меньшинств. Признав необходимость решительных действий в связи с широкомасштабным несоблюдением принципов и обязательств, принятых в рамках СБСЕ, они декларировали, что СБСЕ является одним из главных инструментов в деле раннего предупреждения, предотвращения конфликтов и регулирования кризисов в регионе. Хотя в тексте Декларации Будапештской встречи было отражено стремление государств-участников систематизировать и перевести на более практическую основу сотрудничество с европейскими и другими региональными и трансатлантическими организациями и институтами, первые реальные шаги в этом отношении были сделаны только три года спустя на заседании СМИД ОБСЕ в Копенгагене.

На саммите в Будапеште был утвержден “Кодекс поведения, касающийся военно-политических аспектов безопасности”, в котором излагались принципы, определяющие роль вооруженных сил в демократическом обществе. Наконец, государства-участники признали, что резкое возрастание роли СБСЕ в формировании общего пространства безопасности в Европе позволяет переименовать СБСЕ в Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), что, впрочем, не изменяет ни характера обязательств по СБСЕ, ни статуса СБСЕ и его институтов. Тем самым на саммите в Будапеште было принято решение преобразовать с 1 января 1995г. СБСЕ в Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) со своим уставом и правовой базой. Это придало работе Организации новый политический импульс и одновременно стало отражением пути ее институционального развития.

Обсуждение модели безопасности для XXI в. продолжалось и на саммите ОБСЕ в Лиссабоне (декабрь 1996 года). На лиссабонской встрече была принята Декларация о «Модели общей и всеобъемлющей безопасности для Европы XXI века», утверждены «Основы контроля над вооружениями» и «Развитие повестки дня Форума по взаимодействию в области безопасности». Тогда же получил дальнейшее развитие тезис о ключевой роли ОБСЕ в деле укрепления безопасности и стабильности во всех ее измерениях.

Декларация о «Модели общей и всеобъемлющей безопасности для Европы XXI века» подтвердила центральную роль ОБСЕ в обеспечении безопасности и стабильности. В документе указывалось, что целью работы над моделью безопасности является внесение вклада в создание пространства общей и неделимой безопасности и оказание позитивного воздействия на безопасность всех государств-участников путем усиления ОБСЕ и, тем самым, - утверждения ее ключевой роли как единственной общеевропейской организации безопасности в обеспечении европейского мира и стабильности.

Итоги саммита в Лиссабоне обусловили принятие на очередном саммите ОБСЕ в Стамбуле в 1999 г. Хартии европейской безопасности, которое стало рубежным событием в истории организации. Тем самым был подведен итог дискуссии о модели безопасности для Европы XXI века. Тогда же 30 государств-участников ОБСЕ приняли Стамбульскую декларацию и подписали адаптированный Договор об обычных вооруженных силах в Европе. Не случайно, что лидеры многих государств-участников Организации, собравшиеся на саммит, назвали его “последней великой встречей этого столетия, на которой можно достичь согласия по важным документам, способным укрепить безопасность и стабильность в регионе ОБСЕ в предстоящие годы”.

Главные новые элементы, содержащиеся в Хартии европейской безопасности, представляют собой новые шаги, средства и механизмы, увеличивающие роль ОБСЕ как ключевого инструмента раннего предупреждения и предотвращения конфликтов, урегулирования кризисов и постконфликтного восстановления; при этом в Хартии не прослеживается стремление снова определять новые принципы или давать новую интерпретацию старым принципам.

Главы государств и правительств стран-участниц ОБСЕ заявили о “своей твердой приверженности делу формирования свободного, демократического и более единого региона ОБСЕ, где государства-участники сосуществуют в мире друг с другом, а люди и сообщества живут в условиях свободы, процветания и безопасности”. Для достижения этой цели было решено предпринять ряд новых шагов:

o принять Платформу безопасности, основанной на сотрудничестве, с тем, чтобы укрепить взаимодействие между ОБСЕ и другими международными организациями и тем самым обеспечить лучшее использование их ресурсов;

o развить роль ОБСЕ в операциях по поддержанию мира, более четко отразив всеобъемлющий подход Организации к безопасности;

o создать группы оперативной экспертной поддержки и сотрудничества (РЕАКТ), что позволит ОБСЕ быстро реагировать на запросы о помощи и о проведении крупных гражданских операций на местах;

o расширить возможности в области полицейской деятельности с целью оказания помощи в сохранении верховенства закона и восстановлении правопорядка;

o создать Оперативный центр для планирования и развертывания операций ОБСЕ на местах;

o укрепить процесс политических консультаций в рамках ОБСЕ путем учреждения при Постоянном совете ОБСЕ Подготовительного комитета.

В п.9 Хартии зафиксированы следующие обязательства государств: “строить отношения в соответствии с концепцией общей и всеобъемлющей безопасности, руководствуясь принципами равноправного партнерства, солидарности и транспарентности”, считать, что “безопасность каждого государства-участника неразрывно связана с безопасностью всех других”, “рассматривать человеческое, экономическое, военно-политическое измерения безопасности как единое целое”.

В п.3 документа содержится положение о том, что “безопасность и мир должны быть упрочены с помощью подходов, сочетающих два основных элемента: укрепление доверия между людьми внутри государств и развитие сотрудничества между государствами”. Участники совещания также подтвердили, что “ОБСЕ является региональным соглашением по смыслу главы VIII Устава Организации Объединенных Наций и одной из основных организаций по мирному урегулированию споров в ее регионе и одним из главных инструментов в области раннего предупреждения, предотвращения конфликтов, регулирования кризисов и постконфликтного восстановления. ОБСЕ - это широко представительная и всеобъемлющая организация для консультаций, принятия решений и сотрудничества в ее регионе”.

Существенный элемент Хартии европейской безопасности - тщательно разработанный кодекс поведения ОБСЕ в сотрудничестве с другими организациями. Им признается интегрирующая роль, которую ОБСЕ может играть без того, чтобы создавать иерархию организаций или постоянно перераспределять обязанности среди них.

В Хартии закреплено политическое ограничение на расширение военных союзов: подчеркнуто, что этот процесс не должен наносить ущерб безопасности государств-участников ОБСЕ. Составной частью Хартии является Платформа безопасности, основанной на сотрудничестве, которая может рассматриваться как новая стадия в развитии концепции, отраженной в Кодексе поведения, касающегося военно-политических аспектов безопасности, содержащихся в Будапештском документе от 1994 года.

В целом, подписав на Стамбульском саммите Хартию европейской безопасности, государства-участники подтвердили приверженность основополагающим принципам Устава ООН и Хельсинкского Заключительного акта.

Хартия считается своего рода “кодексом поведения” государств-участников ОБСЕ, в основе которого - полная приверженность всех государств-участников ОБСЕ Уставу ООН и Хельсинкскому Заключительному акту. Она направлена на укрепление способности ОБСЕ предотвращать конфликты, урегулировать их и восстанавливать жизнь людей на территориях, пострадавших в результате войны и разрушений.


Больше новостей в Telegram-канале . Подписывайся!

ОБСЕ – одна из самых сложных международноправовых структур. Трансформировалась в международную организацию из международной конференции – Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ), впервые созванного в 1975 г. (Хельсинки). Причины созыва – критическое состояние (ник) "гонки вооружений", реальная опасность начала ядерной войны, необходимость начать процесс разрядки международной напряженности. Цель созыва – формирование общей системы коллективной безопасности в Европе. Субрегиональный характер – 33 европейских государства, США и Канада. Заключительный акт Хельсинского совещания 1975 г. – один из важнейших источников общего международного права, кодификация его когентных принципов.

Хельсинское совещание – это первая попытка создать общую систему европейской безопасности. Государства- участники разработали элементы этой системы:

  • – согласованные меры (разоружение, меры доверия, мирное разрешение споров);
  • – принципы, которыми государства-участники обязаны руководствоваться (неприменение силы, мирное разрешение споров, нерушимость границ);
  • – сотрудничество в целях укрепления мира и безопасности (развитие контактов между гражданами разных государств, воссоединение семей, поощрение браков между иностранцами).

СБСЕ в своей эволюции к ОБСЕ прошло несколько этапов, на каждом из которых сфера его компетенции расширялась, а структура совершенствовалась. Встречи на разных уровнях в рамках СБСЕ: Белград (1978 г.), Монгре (1978 г.), Мадрид (1980–1983 гг.), Афины (1984 г.) Стокгольм (1984– 1986 гг.), Вена (1986-1989 гг.), Копенгаген (1990 г.), Париж (1990 г.), Мадрид (1991 г.), Москва (1991 г.), Ла-Валетта (1991 г.), Хельсинки (1992 г.), Вена (1992 г.), Женева (1992 г.),

Стокгольм (1992 г.), Прага (1992 г.), Рим (1993 г.), Москва (1993 г.), Будапешт (1994 г.). В рамках СБСЕ состоялись также три совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ (1990, 1991 и 1992 гг.).

Наиболее важные встречи:

Париж 1990 г. Подписана Хартия для новой Европы (провозгласившая окончание холодной войны), заключен Договор об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ), одобрен Венский документ 1989 г. по мерам укрепления доверия и безопасности в Европе. В Парижской хартии закреплены положения о праве на равную безопасность для всех и свободу выбора государствами способов обеспечения своей безопасности. Был сформирован трехступенчатый механизм политических консультаций и переговоров – встречи на высшем уровне, созданы Совет министров иностранных дел (СМИД) и Комитет старших должностных лиц (КСДЛ).

Москва 1991 Московское третье заключительное совещание Конференции по человеческому измерению СБСЕ (первое прошло в 1989 г. в Париже, второе – в 1990 г. в Копенгагене). Принят документ, в котором указано, что вопросы, касающиеся прав человека, основных свобод, демократии и верховенства закона, носят международный характер, а обязательства в области человеческого измерения не относятся к числу исключительно внутренних дел государств – членов СБСЕ.

Хельсинки 1992 г. Руководители государств заявили, что рассматривают СБСЕ как региональное соглашение по смыслу гл. VIII Устава ООН, т.е. как региональную организацию коллективной безопасности. СБСЕ получило право предпринимать меры в сфере предотвращения и урегулирования локальных конфликтов, проводить ОПМ под эгидой ООН при условии согласия конфликтующих сторон. В 1993 г. такие полномочия СБСЕ были признаны ГА, и Совещание получило статус постоянного наблюдателя при ООН. Хельсинская декларация 1992 г. "Вызов времени перемен" представляет собой развитие Парижской хартии 1990 г.

Стокгольм 1992 г. Учрежден пост Генерального секретаря СБСЕ; начало работы Венской группы КСДЛ. Принятие Стокгольмской конвенции по примирению и арбитражу (двухступенчатый механизм урегулирования споров – Примирительная комиссия и Арбитражный трибунал); создание Комиссии СБСЕ по примирению; принятие Положения о директивном примирении.

Рим 1993 г. Структурное укрепление СБСЕ: создание Постоянного комитета СБСЕ – института постоянных представителей государств-участников. Принята Декларация но агрессивному национализму – источнику со временных конфликтов.

Будапешт 1994 г. Решение о переименовании СБСЕ с 1 января 1995 г. в ОБСЕ. Юридической основой трансформации международной конференции в международную организацию является пакет будапештских документов 1992 г. – Политическая декларация "На пути к подлинному партнерству в новую эпоху" и комплекс решений ("Укрепление СБСЕ", "Кодекс поведения, касающийся военно-политических аспектов безопасности", "Человеческое измерение", "Экономическое измерение"). Термин "региональная организация" в официальных документах не употребляется, но государства взяли на себя обязательство сотрудничать по смыслу гл. VIII Устава ООН.

С 1995 г. началось функционирование ОБСЕ как ММПО. Особенность ОБСЕ: отсутствие единого учредительного документа – устава. Его роль играет комплекс документов Парижских (1990 г.), Хельсинских (1992 г.), Стокгольмских (1992 г.), Будапештских (1994 г.) встреч. Цели ОБСЕ: обеспечение мира и безопасности в Европе; разрядка международной напряженности; соблюдение прав человека; соблюдение принципов международного права в межгосударственных отношениях.

Высший орган – встреча глав государств и правительств ОБСЕ. Определяет политические цели ОБСЕ. Центральный руководящий орган – Совет министров (министры иностранных дел). Принимает оперативные решения; назначает страну, представитель которой в течение года исполняет обязанности Действующего председателя ОБСЕ. В рамках Совета функционирует своеобразное формирование ("Тройка") – Действующий председатель, предшествующий председатель, будущий председатель. Руководящий совет (заменил КСДЛ) отвечает за организацию деятельности ОБСЕ, рассматривает кризисные ситуации, принимает решения о проведении ОПМ. Постоянный совет – основной орган для проведения политических консультаций, отвечает за оперативную работу, рассматривает чрезвычайные ситуации. Секретариат ОБСЕ состоит из двух департаментов: Центр по предупреждению конфликтов и Департамент по административным и оперативным вопросам. Во главе Секретариата – Генеральный секретарь: является личным представителем Действующего председателя, координирует деятельность органов ОБСЕ.

Бюро по демократическим институтам и правам человека контролирует формирование национальных демократических институтов, защиту и уважение прав человека, проведение выборов в государствах – членах ОБСЕ (направление наблюдателей, предоставление экспертной помощи). Верховный комиссар по национальным меньшинствам отвечает за выявление очагов этнической напряженности, содействует их урегулированию. Бюро по свободе СМИ обеспечивает выполнение рекомендаций ОБСЕ по вопросам деятельности свободных, независимых и плюралистических СМИ. Парламентская ассамблея состоит из парламентариев стран – членов ОБСЕ; функционирует при помощи Постоянного комитета, бюро и трех главных комитетов.

ОБСЕ нацелена на предотвращение возникновения конфликтов в регионе, урегулирование кризисных ситуаций, ликвидацию последствий конфликтов. Основные средства обеспечения безопасности и решения задач ОБСЕ следующие.

  • 1. "Первая корзина" – политико-военное измерение:
    • – контроль над распространением вооружений;
    • – дипломатические усилия по предотвращению конфликтов;
    • – меры по построению доверительных отношений и безопасности.
  • 2. "Вторая корзина" – экономическое и экологическое измерение:
    • – экономическая и экологическая безопасность.
  • 3. "Третья корзина" – человеческое измерение:
    • – защита прав человека;
    • – развитие демократических институтов;
    • – мониторинг выборов.

Декларации и решения органов ОБСЕ принимаются в форме рекомендаций на основе консенсуса, т.е. не имеют юридически обязательной силы. Официальные документы СБСЕ/ОБСЕ:

  • – Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г.;
  • – Парижская хартия для новой Европы 1990 г.;
  • – Договор об обычных вооруженных силах в Европе 1990 г.;
  • – Декларация по агрессивному национализму 1993 г.;
  • – Хартия европейской безопасности 1999 г.

В настоящее время членами этой ММПО являются 56 государств: все государства Европы, США, Канада, бывшие союзные республики Средней Азии, Казахстан. По общему мнению, субрегиональный характер членства не меняет европейской структуры ОБСЕ как региональной организации коллективной безопасности. Наиболее важные вехи в деятельности ОБСЕ:

  • – 1996 г., Лиссабон – Декларация "О модели общей и всеобъемлющей безопасности для Европы XXI века", в которой подчеркивается необходимость строительства единой, мирной и демократической Европы без разделительных линий;
  • – 1998 г., Осло – Декларация о роли ОБСЕ в создании новой системы европейской безопасности. В Декларацию вошли положения о полицейских операциях ОБСЕ;
  • – 1999 г., Стамбул – Хартия европейской безопасности и Соглашение об адаптации ДОВСЕ. Россия взяла на себя обязательства вывести войска из Грузии и Приднестровья;
  • – 2002 г., Лиссабон – Заключительный документ "Предотвращение терроризма и борьба с ним";
  • – 2003 г., Маастрихт – в связи с конфликтом между Россией и большинством стран – членов ОБСЕ политические декларации больше не принимались;
  • – 2004 г., Москва – принято заявление стран СНГ, обвиняющее ОБСЕ в "двойных стандартах" и "нежелании учитывать реалии и особенности отдельных государств". Россия призвала реорганизовать ОБСЕ, на три месяца блокировала принятие бюджета ОБСЕ, потребовав сократить свою долю, и заявила о нежелании финансировать проекты, противоречащие российским интересам. В итоге доля РФ сохранилась на уровне 9%;
  • – 2005 г., Любляна. Россия обрушилась с критикой на деятельность ОБСЕ, особенно на деятельность наблюдателей ОБСЕ, обеспечивающих мониторинг выборов в СНГ. На заседании единым фронтом против России выступили страны ГУАМ – Грузия, Украина, Азербайджан и Молдова;
  • – 2006 г. – Россия заявила о возможности выхода из ОБСЕ, если ОБСЕ не перенесет акцент своей деятельности с мониторинга соблюдения прав человека на военнополитическое сотрудничество и экономику;
  • – 2007 г. – Россия, Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия, Таджикистан и Узбекистан внесли в ОБСЕ проект резолюции, ограничивающей работу Бюро по демократическим институтам и правам человека. Резолюция была отвергнута;
  • – 2007 г. – Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ отказалось направлять своих наблюдателей на парламентские выборы в Россию;
  • – 2008 г. – Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ отказалось направлять своих наблюдателей на выборы Президента РФ;
  • – 2009 г. – Парламентской ассамблеей ОБСЕ была принята резолюция "О воссоединении разделенной Европы: поощрение прав человека и гражданских свобод в регионе ОБСЕ в XXI веке", в которой говорится, что сталинский и гитлеровский режимы ответственны за геноцид и преступления против человечества. Эта резолюция уравнивает тяжесть преступлений, которые совершили "два мощных тоталитарных режима, нацистский и сталинский". Резолюция требует от России как участника ОБСЕ отказаться от демонстраций во славу советского прошлого. Также ОБСЕ предложила странам-участницам отказаться от "структур и моделей поведения, нацеленных на то, чтобы приукрасить историю".

По мнению российских властей, ОБСЕ должна переместить акцент своей деятельности с мониторинга соблюдения прав человека на военно-политическое сотрудничество и экономику. По мнению европейских и американских аналитиков, две из трех "корзин", составлявших первоначальный мандат ОБСЕ – военная безопасность, экономическая сотрудничество и построение демократии – на сегодняшний день утратили актуальность. В настоящее время ответственность за обеспечение безопасности и экономическое сотрудничество в Европе перешла к НАТО и ЕС. Функции ОБСЕ в области безопасности и экономики исчерпали себя. Однако в деле построения демократии ОБСЕ способна играть важную роль благодаря своим миссиям наблюдателей на выборах.

На саммите ОБСЕ в Лиссабоне 1996 г. были приняты Декларация "О модели общей и всеобъемлющей безопасности для Европы XXI века", документы "Концептуальная база контроля над вооружениями", "Развитие повестки дня Форума по сотрудничеству в области безопасности".

На Стамбульском саммите 1999 г. подписаны Хартия европейской безопасности, Соглашение об адаптации Договора об обычных вооруженных силах в Европе, Итоговая политическая декларация по мерам доверия. Хартия содержит основные положения концепции европейской безопасности:

  • – уважение прав человека и основных свобод, демократии и верховенства закона, разоружение, контроль над вооружениями, меры укрепления доверия занимают центральное место в концепции всеобъемлющей безопасности;
  • – ДОВСЕ должен оставаться краеугольным камнем системы европейской безопасности;
  • – в рамках ОБСЕ ни одно государство, группа государств или организация не могут быть наделены преимущественной ответственностью за поддержание мира и стабильности в регионе ОБСЕ или рассматривать какую-либо часть этого региона в качестве сферы своего влияния;
  • – СБ ООН играет основную роль в деле поддержания мира и безопасности; его деятельность имеет ключевое значение в обеспечении безопасности и стабильности в регионе ОБСЕ;
  • – государства – члены ОБСЕ подтверждают свои права и обязанности по Уставу ООН, включая обязательство неприменения силы и угрозы силой;
  • – ОПМ в рамках ОБСЕ могут проводиться только с согласия конфликтующих сторон и не должны являться принудительными действиями. Полный запрет применения принудительных мер – это отличительная черта системы общеевропейской безопасности. Операции могут проводиться в случаях как межгосударственных, так и внутригосударственных конфликтов. Основные задачи ОПМ в рамках ОБСЕ – контроль за прекращением огня, наблюдение за выводом войск, поддержание законности и порядка, оказание гуманитарной помощи. При проведении операций ОБСЕ использует опыт других региональных ММПО – ЕС, НАТО, ЗЕС.

В Кодексе поведения по военно-политическим аспектам безопасности 1994 г. подчеркивается, что незаменимый элемент стабильности и безопасности – это политический контроль над военными силами, силами внутренней безопасности, разведки и полиции, поскольку безопасность неделима и взаимосвязана. Для урегулирования конфликтов в рамках ОБСЕ могут использоваться: мирное разрешение международных споров, миссии специальных докладчиков и группы военных наблюдателей, миссии по установлению фактов, миротворческие силы ОБСЕ (действуют и создаются на тех же условиях, что и миротворческие силы ООН). Решения о проведении ОПМ принимаются Советом министров на основе консенсуса и с обязательным информированием СБ ООН о предпринимаемых действиях.

Группы военных наблюдателей СБСЕ принимали участие в урегулировании конфликтов на Ближнем Востоке в 1991 г., а также в Приднестровье, Нагорном Карабахе. Силы по поддержанию мира СБСЕ были введены в Албанию. В 1994 г. в рамках СБСЕ рассматривался военный конфликт между Грузией и Абхазией; в 1996 г. наблюдатель от ОБСЕ присутствовал и осуществлял посреднические функции по урегулированию конфликта в Чечне.