Европейская комиссия официальная информация. Европейская комиссия

Министерство образования Российской Федерации

Московский государственный университет эконометрики, статистики, информатики, финансов и права

Право ЕС.

Тема: Европейская комиссия

Выполнил

Студент группы

Царь Сергей

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЕС

Уже после первой мировой войны европейская идея присутствовала в политических дискуссиях, но не привела к конкретным шагам. Затем, после разрушений, которые принесла вторая мировая война, европейские лидеры пришли к убеждению, что сотрудничество и общие усилия являются лучшим способом обеспечения мира, стабильности и процветания в Европе. Процесс начался 9 мая 1950 года речью Роберта Шумана, Министра иностранных дел
Франции, предложившего объединить угольную и сталелитейную промышленность
Франции и Федеративной Республики Германии.

Эта концепция была реализована в 1951 году Парижском Договором, установившим Европейское сообщество угля и стали с шестью странами-членами:
Бельгия, Франция, Германия, Италия, Люксембург и Нидерланды. Успех Договора воодушевил эти шесть стран расширить процесс на другие сферы.

В 1957 году Римский Договор установил Европейское экономическое сообщество и Европейское сообщество по атомной энергии. Они, соответственно, были нацелены на создание таможенного союза и ломку внутренних торговых барьеров внутри Сообщества, а также развитие ядерной энергии в мирных целях.

В 1967 году произошло слияние исполнительных органов трех Сообществ, в результате чего была создана базовая структура, признаваемая сегодня, с такими основными институтами, как Европейская Комиссия, Совет, Парламент и
Суд.

Следующим краеугольным камнем в процессе европейской интеграции стал
Маастрихтский Договор 1992 года, который определил три столпа Европейского
Союза: первый - это Европейское Сообщество, два новых - это межправительственное сотрудничество в международной политике и в области безопасности, а также в правосудии и внутренних делах. Кроме того,
Маастрихтский Договор определил рамки для единой валюты и большей политической интеграции.

Дальнейшие шаги обсуждались на Межправительственной конференции, которая началась в 1996 году в Турине и завершилась подписанием
Амстердамского договора в июне 1997 года. Задачей следующего века будет расширение Европейского Союза и включение новых стран-членов - особенно из
Центральной и Восточной Европы.

Хронология расширения Сообщества

Европейское Сообщество развивалось поэтапно. Важным критерием членства в Сообществе является наличие в стране демократического правительства, деятельность которого построена на принципе плюрализма.

1 января 1958 г.: Договоры о Европейском экономическом сообществе
(ЕЭС) и Евратоме вступают в действие.

Июль 1961 г.: ЕЭС и Греция подписывают соглашение об ассоциированном членстве.

Декабрь 1964 г.: вступает в силу соглашение об ассоциированном членстве с Турцией.

Январь 1973 г.: Вступление Дании, Ирландии и Соединенного Королевства.
Число членов Сообщества выросло до 9.

Январь 1981 г.: Вступление Греции.

Январь 1986 г.: Вступление Испании и Португалии. Сообщество теперь насчитывает 12 государств-членов. Соглашения об ассоциированном членстве с
Кипром и Мальтой.

Январь 1994 г.: Соглашение о Европейском экономическом пространстве
(ЕЭП) вступает в силу, распространяя многие преимущества единого рынка ЕС на страны ЕАСТ.

Февраль 1994 г.: Вступают в силу "Европейские" соглашения или соглашения об ассоциированном членстве с Польшей и Венгрией. Соглашения признают за подписавшими их государствами право стать полноправными членами
Союза, как только они будут соответствовать всем требованиям, предъявляемым к членам ЕС.

Апрель 1994 г.: Польша и Венгрия представили на рассмотрение ЕС заявления о вступлении.

Январь 1995 г.: Австрия, Финляндия и Швеция присоединились к
Европейскому Союзу, после того как успешные переговоры о вступлении были подтверждены на национальных референдумах. Таким образом, EС довел число своих членов до 15. Норвегия, которая принимала участие в переговорах, решила не вступать в ЕС ввиду отрицательных результатов национального референдума в ноябре 1994 г.

Февраль 1995.: Вступили в силу Европейские соглашения между ЕС и
Чешской республикой, Словакией, Болгарией и Румынией.

Июль 1997 г.: Европейская Комиссия приняла решение приступить в начале
1998 года к переговорам о вступлении в ЕС с Чешской Республикой, Польшей,
Венгрией, Эстонией, Словенией и Кипром.

ЕВРОПЕЙСКАЯ КОМИССИЯ

Европейская Комиссия - исполнительный орган Европейского Союза.
Двадцать членов Комиссии (по два представителя от каждой из 5 крупных стран- членов - Франции, Германии, Италии, Великобритании и Испании и по одному от каждой из 10 малых стран - Бельгии, Дании, Греции, Ирландии, Люксембурга,
Нидерландов, Австрии, Португалии, Финляндии и Швеции) назначаются на пять лет национальными правительствами, но полностью независимы в выполнении своих обязанностей. Состав Комиссии утверждается Европейским Парламентом. С января 2000 г. Председателем Европейской Комиссии является Романо Проди.


Директорат). На данный момент их 26.



Основными рабочими языками Комиссии являются английский, французский и немецкий. Все официальные документы переводятся и публикуются на 11 европейских языках: датском, голландском, английском, французском, немецком, греческом, итальянском, португальском, испанском, финском и шведском. Штаб-квартира Европейской Комиссии находится в Брюсселе, Бельгия.

Состав. Европейская Комиссия – исполнительный орган ЕС. Состоит из 20 представителей государств-членов, называемых Членами Комиссии, которые назначаются на пятилетний срок. Все представители независимы в своей деятельности от национальных правительств, хотя и назначаются ими. Один из членов Комиссии избирается Председателем. В Комиссию входят по 2 представителя от каждого из 5 крупных государств-членов (Франция, Германия.
Италия, Соединенное Королевство, Испания), и по одному от остальных. Штаб- квартира Комиссии в Брюсселе подразделяются на Генеральные Директораты и на другие департаменты.

Функции. В широком смысле роль Комиссии такова:

Инициировать выработку политики

Выполнять решения

Выступать гарантом правовых положений, попадающих под ее юрисдикцию.

Каждый из членов Комиссии отвечает за определенный министерский пост или направление политики (как и в национальном правительстве) и курирует соответствующие подразделения (так называемый Генеральный Директорат).
Основными рабочими языками Комиссии являются английский, французский и немецкий, но все официальные документы обязательно переводятся и публикуются на 11 официальных языках. Персонал всех институтов ЕС образует корпус европейских чиновников, независимых от правительств государств- членов. Комиссия имеет широкий круг полномочий в областях конкуренции, сельского хозяйства, транспорт, экономика. Также управляет различными фондами и программами ЕС.

Европейская Комиссия - исполнительный орган Европейского Союза. Её двадцать членов независимы в своей деятельности от национальных правительств, хотя и назначаются ими. В Комиссию входят по два представителя от каждой из 5 крупных стран-членов - Франции, Германии,
Италии, Великобритании и Испании - и по одному от каждой из 10 малых стран
- Бельгии, Дании, Греции, Ирландии, Люксембурга, Нидерландов, Австрии,
Португалии, Финляндии и Швеции. Состав Комиссии, назначаемой сроком на пять лет, утверждается Европейским Парламентом. С января 1995 г. Председателем
Европейской Комиссии является Жак Сантер.

Каждый член Комиссии отвечает за определенную сферу политики ЕС и возглавляет соответствующее подразделение (так называемый Генеральный
Директорат).

Комиссия играет главную роль в обеспечении повседневной деятельности
ЕС, направленной на выполнение основополагающих Договоров. Она выступает с законодательными инициативами, а после утверждения контролирует их претворение в жизнь. В случае нарушения законодательства ЕС Комиссия имеет право прибегнуть к санкциям, в том числе обратиться в Европейский суд.

Комиссия обладает значительными автономными правами в различных областях политики, в том числе аграрной, торговой, конкурентной, транспортной, региональной и т.д. Комиссия имеет исполнительный аппарат, а также управляет бюджетом и различными фондами и программами Европейского
Союза, в частности программой Тасис.

Основными рабочими языками Комиссии служат английский, французский и немецкий, но все официальные документы обязательно переводятся и публикуются на 11 официальных языках: датском, голландском, английском, французском, немецком, греческом, итальянском, португальском, испанском, финском и шведском.

Штаб-квартира Европейской Комиссии находится в Брюсселе, Бельгия.

ЖАК САНТЕР

Председатель Европейской Комиссии (1995 - 2000 гг.)

Члены Комиссии (1995-2000)

Жак Сантер, председатель: Генеральный секретариат; Объединение перспективных исследований; Генеральная инспекция; Правовая служба; вопросы валютной политики (совместно с г-ном де Силги); Пресс-служба; Объединенная служба устных переводов и подготовки конференций, служба безопасности, общая внешняя политика и политика безопасности (совместно с г-ном ван ден
Бруком); организационные вопросы.

Мануэль Марин, заместитель председателя: внешние сношения со
Средиземноморьем (южным), Ближним и Средним Востоком, Латинской Америкой и
Азией (кроме Японии, Китая, Южной Кореи, Гонконга, Макао, Тайваня).

Сэр Леон Бриттэн, заместитель председателя: внешние сношения с
Северной Америкой, Австралией, Новой Зеландией, Японией, Китаем, Южной
Кореей, Гонконгом, Макао, Тайванем; общая торговая политика; отношения с
ВТО (Всемирная организация торговли) и ОЭСР.

Мартин Бангеманн: промышленность, информационные технологии и елекоммуникации.

Карел ван Миерт: политика в области конкуренции.

Ханс ван ден Брук: внешние сношения со странами Центральной и
Восточной Европы (ЦВЕ) и странами бывшего Советского Союза, Турцией,
Кипром, Мальтой и другими европейскими странами; общая внешняя политика и политика безопасности (совместно с г-ном Сантером), зарубежные представительства Европейской Комиссии.

Жуан ди Деуш Пиньеру: внешние сношения со странами Африки, Карибского бассейна и Тихого океана, Южной Африкой; Ломейская конвенция.

Патрик Флинн: вопросы социальной политики и занятости; связи с
Экономическим и социальным комитетом.

Марселино Орьеха: отношения с Европейским Парламентом; связи с государствами-членами по вопросам гласности, коммуникации и информации; культура и аудиовизуальные средства; Служба официальных публикаций.

Эдит Крессон: наука, исследования и развитие; Центр совместных исследований; людские ресурсы, образование, профессиональное обучение и молодежь.

Ритт Бьеррегор: охрана окружающей среды и проблема ядерной безопасности.

Моника Вольф-Матис: региональная политика; отношения с Комитетом регионов; управление Фондом сплочения (совместно с г-ном Кинноком и г-жой
Бьеррегор).

Нил Киннок: транспорт (включая трансевропейские железнодорожные сети).

Марио Монти: внутренний рынок, финансовые службы; таможенная политика и косвенное налогообложение, прямое налогообложение.

Эмма Бонино: политика в области потребления; Управление гуманитарной помощи Европейского Союза; рыболовство.

Ив-Тибо де Силги: экономические и финансовые вопросы; вопросы валютной политики (совместно с г-ном Сантером); кредиты и инвестиции; управление статистики.

Кристос Папуцис: энергетика и агентство по поставкам ядерного сырья в государства-члены Евратома; мелкие и средние предприятия; туризм.

Анита Градин: вопросы иммиграции, внутренних дел и юстиции; отношения с омбудсманом; финансовый контроль; борьба с мошенничеством и финансовыми злоупотреблениями.

Франц Фишлер: сельское хозяйство и развитие сельских районов.

Эркки Лииканен: бюджет, кадровые вопросы и администрация; служба письменного перевода и информатики.

Роль Представительства

Представительства Европейской Комиссии работают в 128 странах мира и при 5 международных организациях (таких как ООН, ВТО, ОЭСР и др.)
Они аккредитованы как дипломатические миссии, представляющие Европейскую
Комиссию - исполнительный орган Европейского Союза.
Таким образом, главная задача Представительства Европейской Комиссии в
России – представлять Европейскую Комиссию в Российской Федерации.
Представительство отслеживает и анализирует ход российской политики и следит за двусторонними отношениями в политической, экономической, торговой и финансовой областях, а также в сфере технического сотрудничества. В то же время Представительство ведет переговоры от имени ЕС в соответствии с утвержденными полномочиями.
Главным образом это относится к единой торговой политике ЕС, а также политике в области сельского хозяйства, рыболовства, защиты окружающей среды, транспорта, энергетики, науки и технологии. Определенная работа ведется в таких областях, как правосудие и внутренние дела, в которых
Европейская Комиссия не имеет исключительных полномочий.
Представительство играет все возрастающую роль в проведении Общей внешней политики и политики безопасности ЕС (ОВПБ), регулярно представляя
Европейской Комиссии анализ политических и внешнеполитических событий, а также проводя их оценку совместно с посольствами стран-членов ЕС.
Представительство вносит свой вклад в процесс выработки политического курса
ЕС.
Проводя мониторинг и анализ происходящего в России, Представительство следует политической линии ЕС во всех секторах.
С 1 февраля 2002 года Представительство несет ответственность за руководство программами технического сотрудничества ЕС, включая оперативное управление, заключение контрактов и финансовые вопросы (программа Тасис,
Европейская инициатива в области демократии и прав человека).
Представительство обеспечивает руководство проектами и программами через механизм децентрализации в рамках текущей реформы управления программ внешнего содействия. Недавно в Санкт-Петербурге был открыт офис
Представительства, который содействует подготовке и реализации проектов сотрудничества на северо-западе России.
Представительство Европейской Комиссии также оказывает содействие другим институтам ЕС, включая Верховного Представителя ЕС по ОВПБ/Генерального
Секретаря Совета ЕС, Европейский Парламент и другие органы Европейского
Союза, которые могут рассчитывать на организационно-техническую поддержку
Представительства. Представительство работает в тесном сотрудничестве с посольством страны-председателя ЕС, который сменяется каждые полгода. Оно участвует в демаршах Тройки ЕС и иными способами содействует стране- председателю.
Во всех этих сферах Представительство выполняет важную информационную функцию, предоставляя Правительству РФ, федеральным и региональным органам власти, СМИ, деловым и академическим кругам, а также гражданскому обществу общие сведения и последние новости о процессе европейской интеграции, политике ЕС, а также программе технического сотрудничества с Россией.
Все должностные лица Представительства являются сотрудниками Генерального
Директората по внешним связям Европейской Комиссии и, как правило, работают в Москве четыре года.

Европейский Союз сегодня

В ЕС входят 15 госудаств-членов с общей численностью населения 370 миллионов человек (включая 17 миллионов населения бывшей Восточной
Германии). Это самый крупный в мире торговый блок.

1 января 1993 г. официально начал функционировать Единый европейский рынок, ликвидировавший практически все барьеры для свободного движения в рамках Сообщества людей, товаров, услуг и капитала. Со вступлением в силу 1 ноября 1993 г. Маастрихстского договора о Европейском Союзе Сообщество сделало необратимый шаг к созданию экономического и валютного союза (ЭВС), а также к введению единой валюты, с одной стороны, и достижению политического союза - с другой. По Маастрихтскому договору граждане государств-членов получают также право на Европейское гражданство.

Выполнение целей, содержащихся в Договорах (достижение четырех свобод, т.е. свободы движения людей, товаров, капитала и услуг, создание и проведение общей политики во все большем количестве областей), ведет к постепенной передаче части суверенитета государств-членов европейским институтам.

Союз добивается выполнения поставленных перед ним целей главным образом путем проведения общей политики (сельское хозяйство, рыболовство, транспорт, окружающая среда, внешняя торговля, развитие, конкурентная и региональная политика, энергетика, таможенный союз), а также общих проектов и программ (научные исследования и разработки, телекоммуникации, координация экономической политики государств-членов с целью экономического и социального сплочения, социальная политика, экономический и валютный союз).

ЕС присущи многообразие культурных различий и уважение к ним. Каждый официальный документ должен быть переведен на девять официальных языков; поощряется развитие языков и культур малых народов.

Список литературы:

-«Европейский союз – ваш сосед» Брюссель-Люксембург. 1995 г.

Борко Ю.А. «Договоры об учреждении Европейских Сообществ». - Москва.

Борко Ю.А. «Единый Европейский Акт. Договор о ЕС». - Москва. 1994 г.

Арах Метка «Европейский Союз: видение политического объединения». -

Москва. 1998 г.

Топорин Б.Н. «Европейские Сообщества: право и институты»-

Москва.1992г.

Иванов И. «Расширение Евросоюза: сценарий, проблемы, последствия»

МЭМО №9 М. 1998 г.

Куранов А. «Новички спешат в Евросоюз» Новое время. Приложение

Поздняков Э. Ганжа С. «Новые страны на пороге Европейского союза»

МНИМО М. 3 1999

Http://www.ced.bsu.by/eu/eu_ec.asp


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

*(72)
Состав и порядок формирования. Европейская комиссия - институт, сходный по составу и способу формирования с национальными правительствами. Она включает 27 человек: Председателя и 26 комиссаров, отвечающих за определенную сферу управления (комиссар по внешним сношениям, комиссар по вопросам правосудия и внутренних дел и т.д.).
Председатель и комиссары должны быть гражданами Европейского Союза, причем от каждого государства-члена назначается по одному гражданину (27 государств-членов Союза - 27 членов Комиссии). Ниццкий договор 2001 г. (см. вопрос N 10) предусматривал сокращение численного состава Комиссии (в ее состав должно было
входить меньше лиц, чем имеется государств-членов; точные цифры не определялись). Однако Лиссабонский договор 2007 г. о реформе Европейского Союза (см. вопрос N 17) вернулся к прежней формуле "одно государство-член - один комиссар". Она может быть изменена лишь после 2014 г. путем сокращения численного состава Комиссии до 2/3 от общего числа государств-членов.
Несмотря на существование национальных квот, Председатель и комиссары, в отличие от членов Совета, не связаны указаниями своих государств и обязаны действовать только в интересах Сообщества и Союза в целом. Независимость комиссаров служит важнейшим условием назначения их на должность и гарантируется запретом для членов Комиссии получать или запрашивать указания от кого бы то ни было, в том числе от властей родных государств.
Члены Комиссии могут быть отрешены от должности только Судом Европейских сообществ в случае, если они перестают соответствовать установленным требованиям или совершат серьезный проступок. Возможна также принудительная отставка отдельных комиссаров по требованию Председателя (при условии поддержки этого требования большинством членов Комиссии).
Отправить в отставку Комиссию в целом может лишь Европейский парламент путем вынесения ей вотума недоверия, причем в усложненном порядке (абсолютное большинство депутатского корпуса и 2/3 поданных голосов). На практике таких случаев еще не было*(73).
Комиссия формируется сроком на пять лет совместно Советом Европейского Союза и Европейским парламентом: назначение членов Комиссии производит Совет (квалифицированным большинством), а утверждение Комиссии в форме "вотума доверия" - Европейский парламент (простым большинством).
Председатель Комиссии назначается первым, отдельно от других комиссаров, и также отдельно утверждается Европейским парламентом. Согласно Лиссабонскому договору назначение этого должностного лица должно будет производиться с учетом результатов выборов в Европарламент, вероятно, из представителей той "европейской политической партии", которая сформировала наибольшую по численности фракцию в представительном институте Союза.
Функции и полномочия. В институционном механизме Европейского Союза Комиссия отвечает за выполнение в основном тех же задач, которые на уровне государств решают национальные правительства. Отсюда в политическом лексиконе ее часто характеризуют в качестве "главного исполнительного органа" или даже "европейского правительства".
При этом полномочия Комиссии, аналогично полномочиям правительств государств, проистекают из двух источников - непосредственно из "конституции" (учредительных договоров), а также из текстов законодательных актов, издаваемых Советом и Европарламентом (производные или делегированные полномочия). Благодаря этому реальный круг прав и обязанностей Комиссии постоянно возрастает.
В западной доктрине сложилась классификация основных направлений деятельности Комиссии на три функции. В рамках каждой она наделяется соответствующими властными прерогативами:
- охранительная функция, т.е. обеспечение соблюдения учредительных договоров, правовых актов институтов и других источников права Европейского Союза его государствами-членами, а также физическими и юридическими лицами.
Наиболее важное полномочие в рамках этой функции - это расследование противоправных действий и бездействия государств-членов и привлечение их к ответственности перед Судом Европейских сообществ. Сама по себе Комиссия правом наказывать государства-члены не обладает (см. вопрос N 50). Таким полномочием она может наделяться в отношении предприятий в соответствии с правовыми актами (регламентами) Европейского сообщества. При этом понятие "предприятие" охватывает как юридических, так и физических лиц, осуществляющих хозяйственную деятельность на внутреннем рынке ЕС.
Регламенты, предоставляющие Комиссии право налагать штрафы на предприятия, изданы в ряде отраслей законодательства Сообщества, прежде всего антимонопольном, транспортном и энергетическом. Например, согласно Регламенту Совета от 27 июня 1960 г. "Об отмене дискриминации в области цен и условий транспортных перевозок" Комиссия вправе штрафовать перевозчиков на сумму до 10 тыс. евро.
Многомиллионные штрафы (до 10% годового оборота предприятия) Комиссия налагает на крупные компании, нарушающие правила конкуренции в ЕС, к примеру "Фольксваген" (решением Комиссии от 29 июня 2001 г. оштрафован на сумму 30,96 млн евро), "ДаймлерКрайслер" (10 октября 2001 г. наложен штраф на сумму около 72 млн евро), "Нинтендо" (оштрафован на 149 млн евро согласно решению от 30 октября 2002 г.), "Майкрософт" (решениями от 24 марта 2004 г. и от 27 февраля 2008 г. оштрафован в совокупности на сумму около 1,5 млрд евро).
В рамках охранительной функции Комиссия наделяется правом санкционировать определенные действия государств-членов и предприятий (форма предварительного контроля). В частности, предварительного согласия Комиссии требуют слияние крупных компаний, предоставление государственной помощи предприятиям и нормативные акты государств-членов по ряду вопросов (например, в области стандартизации).
Законодательством ЕС Комиссии также может предоставляться право предписывать или запрещать определенные действия. Например, посредством своих решений она вправе приказать государствам-членам запретить сбыт или изъять с рынка любой товар, который представляет серьезную угрозу для потребителей (Директива Европейского парламента и Совета от 3 декабря 2001 г. "Об общих условиях безопасности продукции");
- инициативная функция, т.е. подготовка новых нормативных актов и иных мер, подлежащих принятию на уровне Европейского Союза.
Правом вносить в Совет и Европейский парламент проекты регламентов, директив и иных правовых актов Комиссия обладает в рамках всех трех опор Союза. Однако в рамках Европейского сообщества, где издается наибольшая часть законодательства Союза, данное право носит исключительный (монопольный) характер. Другими словами, в рамках ЕС законодательные институты - Европейский парламент и Совет, - как правило, могут принимать решения лишь по предложению Комиссии, но не по собственной инициативе. Более того, Комиссия вправе в любой момент изменить или отозвать внесенное предложение. Если окончательное решение должен принимать Совет, то поправки, с которыми не согласна Комиссия, он может вносить лишь единогласно.
Монополия Комиссии на правотворческую инициативу - особенность механизма сдержек и противовесов в ЕС, благодаря которой Комиссию принято характеризовать как "мотор Сообщества". Данную особенность планируется сохранить и в будущей Конституции Союза. Согласно ее проекту европейские законы и рамочные законы будут издаваться по предложению Комиссии. Лишь в сфере уголовного права и полицейского сотрудничества инициаторами законодательных актов наряду с Комиссией смогут выступать государства-члены (не менее четверти от общего их числа).
К другим важным полномочиям Комиссии в рамках инициативной функции относятся разработка проекта бюджета Европейского Союза и ведение переговоров с иностранными государствами и международными организациями по вопросам, которые входят в компетенцию ЕС и Евратома (первой опоры);
- исполнительная функция (в узком смысле слова), под которой понимается самостоятельное претворение в жизнь Комиссией предписаний учредительных договоров и других источников права Союза.
К главным полномочиям в этой области относится, прежде всего, издание делегированного законодательства и принятие других "мер по исполнению" регламентов, директив, решений Европейского парламента и Совета, исполнение бюджета Европейского Союза, а также управление структурными фондами Сообщества (Европейский социальный фонд, Европейский фонд регионального развития и др.).
Организация работы и принятия решений. Комиссия - постоянно действующий институт, которому в силу характера ее функций и полномочий приходится принимать огромное число решений (в среднем около 10 тыс. каждый год).
По этой причине в Комиссии осуществляется распределение обязанностей ("портфелей") между отдельными членами - комиссарами. Общее руководство Комиссией возложено на Председателя, который из числа комиссаров вправе назначать себе заместителей (вице-председателей).
В дальнейшем, согласно Лиссабонскому договору 2007 г., один из вице-председателей Комиссии будет являться Верховным представителем Союза по иностранным делам и политике безопасности. Это должностное лицо одновременно будет выполнять функции Председателя Совета Европейского Союза на уровне министров иностранных дел государств-членов (см. выше в настоящем вопросе).
Лиссабонский договор также наделяет Верховного представителя рядом самостоятельных прерогатив, осуществляемых им единолично: право представлять Союз в целом на международной арене, руководство "Европейской службой внешнеполитической деятельности" (дипломатической службой ЕС), право самостоятельно разрабатывать и представлять на утверждение Совета и Комиссии проекты новых внешнеполитических мер Европейского Союза.
В качестве отраслевых подразделений (ведомств) Комиссии выступают генеральные директораты (или генеральные дирекции), обозначаемые аббревиатурой DG*(74) и номерами в виде римских цифр, например: DG II "Экономические и финансовые вопросы", DG VI "Сельское хозяйство" и т.д. Руководителем генерального директората является генеральный директор (должностное лицо, назначаемое из числа гражданских служащих Европейских сообществ). Генеральный директор, в свою очередь, подчиняется комиссару, который отвечает за соответствующую отрасль управления.
Кроме генеральных директоратов в структуре Комиссии имеются специализированные службы (Служба переводов, Юридическая служба и др.) и Генеральный секретариат (вспомогательный аппарат).
Большая загруженность Комиссии обусловливает существование у нее обширного персонала (около 50 тыс. служащих - больше, чем в любом другом институте или органе Союза), а также практику внутреннего делегирования, т.е. передачу полномочий принимать решения отдельным комиссарам или генеральным директорам.

ЕВРОПЕЙСКАЯ КОМИССИЯ (ЕК), один из наднациональных политических институтов Европейского союза (ЕС); орган общего управления. Создана в 1965 году в рамках европейских экономических интеграционных организаций (с 1967 Европейского сообщества). Статус Европейской комиссии, порядок формирования, полномочия и процедура принятия решений определяются учредительными актами и внутренним регламентом, к которому приложен кодекс надлежащего поведения членов администрации.

Комиссия состоит из европейских комиссаров, председателя, двух вице-председателей и членов. Каждое государство-член ЕС обладает одним местом в составе Европейской комиссии. Кандидат на должность председателя предлагается Советом ЕС, подлежит одобрению Европейским парламентом; кандидатуры других членов Европейской комиссии представляются соответствующими комиссиями парламента, окончательное решение о назначении принимает Совет ЕС. Срок полномочий Европейской комиссии 5 лет.

Заседания Европейской комиссии проводятся еженедельно. Решения принимаются большинством голосов. Комиссия может также делегировать право принятия решений своим членам в пределах их компетенции. Каждый комиссар-член комиссии ведает определённым кругом вопросов, отнесённых к его компетенции.

Комиссия обеспечивает соблюдение и исполнение учредительных договоров и актов вторичного права, принятых на их основе. В случае неисполнения обязательств государствами-членами ЕС комиссия может направить им мотивированное заключение и потребовать исполнения принятых обязательств, а также обратиться с иском о неисполнении обязательств в Суд ЕС. Комиссия - участник нормотворческого процесса. Проекты актов и решений, подготавливаемые Европейской комиссией, публикуются в форме зелёной (концепции) или белой (проекты) книги и выносятся на широкое обсуждение. Европейская комиссия подготавливает проект бюджета ЕС и обеспечивает его исполнение. Комиссия совместно с Судом ЕС контролирует соблюдение и применение норм европейского права. Она наделена правом наложения штрафных санкций, особенно в целях обеспечения соблюдения правил добросовестной конкуренции. Европейская комиссия играет также важнейшую роль в осуществлении внешних связей ЕС, выступая по общему правилу инициатором принятия решений о заключении договоров и соглашений с третьими государствами и международными организациями. Комиссия руководит деятельностью постоянных представительств Европейской комиссии в третьих государствах и международных организациях. Европейская комиссия обеспечивает проведение переговоров и осуществление соответствующего мониторинга при решении вопроса о приёме в состав ЕС новых членов.

В ведении Европейской комиссии находится разветвлённый административный аппарат. Он структурирован в форме генеральных директоратов, которые ведают конкретными вопросами управления (26 в 2007). Каждый комиссар имеет свой личный вспомогательный административный аппарат. Глава и члены таких кабинетов обеспечивают политическое сотрудничество комиссара с подчинёнными ему директоратами, а равно координацию действий различных генеральных департаментов. Ряд административных служб функционируют непосредственно при председателе Европейской комиссии. Вспомогательный административный аппарат образует генеральный секретариат. Специализированной службой является юридическая служба комиссии.

Европейская комиссия отвечает за реализацию Соглашения о партнёрстве и сотрудничестве между ЕС и Российской Федерацией (1994). В 2004 было принято Соглашение об отношениях между ЕС и Россией, предусматривающее создание 4 общих пространств: общего экономического пространства; области внешней безопасности; общего пространства свободы, безопасности и справедливости; общего пространства научных исследований и образования. Координацию действий в Российской Федерации осуществляет постоянное представительство Европейской комиссии.

Европейская комиссия (Комиссия) представляет собой институт, в котором тенденции европейской интеграции проявляются наиболее полно. Первоначально предполагалось, что Комиссия будет выражать интересы сообщества и станет главным органом, обеспечивающим дальнейшую интеграцию. Основные аспекты деятельности Комиссии следующие: представление Совету министров предложений о политике сообщества, посредничество между государствами-членами в целях реализации этих предложений, координация национальных политик государств-членов и контроль за реализацией политики сообщества.

Состав нынешней Комиссии был утвержден в октябре 2004 г. - 25 комиссаров, каждый из которых представляет государство - член ЕС и является гражданином этого государства. С 1 января 2007 г. в ее состав вошли еще два представителя: от Болгарии и Румынии. Итого - 27. При формировании Комиссии в первую очередь правительства государств-членов с общего согласия и после консультаций с Европейским парламентом выдвигают кандидата на пост председателя Комиссии и утверждают его кандидатуру (в настоящее время председателем Комиссии является ЭКозе Мануэль Баррозу (Португалия)). Затем правительства государств-членов в ходе консультаций с председателем Комиссии предлагают кандидатов для назначения членами Комиссии. Члены Комиссии (комиссары), определенные таким образом, подлежат утверждению Европейским парламентом «единым I списком»23. Председатель и члены Комиссии назначаются на пять лет.

Все назначения производятся государствами-членами с общего согласия. На практике каждое правитель-

ство может само определить кандидата, которого оно выдвигает в качестве «своего» члена Комиссии, при этом выдвинутый таким образом кандидат не должен быть отвергнут другими государствами-членами. Члены Комиссии не могут быть отстранены по инициативе правительств государств-членов, однако Комиссия в полном составе прекращает действовать в случае вынесения Европейским парламентом вотума недоверия (ст. 201 (бывшая 144) Договора о ЕС).

Суд ЕС также может отстранить члена Комиссии от должности при выводе, что он не соответствует требованиям, необходимым для выполнения обязанностей, или если он совершил серьезный проступок (ст. 216 (бывшая 160) Договора о ЕС). Члены Комиссии с момента их назначения не являются представителями своих стран в Союзе и обязаны быть юридически независимыми. Для обеспечения этого в договоры включены соответствующие положения (ст. 213(2) (бывшая 157(2)) Договора о ЕС). Любое нарушение принципов, норм права или этики может стать причиной принудительной отставки члена Комиссии.

Баланс сил в сообществе таков, что Комиссия, являясь сама по себе независимой, не может выполнять свои обязанности без сотрудничества с государствами- членами. Вследствие этого она учитывает государственные национальные интересы, и одна из ее самых важных задач - согласование политики отдельных государств-членов и политики и целей сообщества. Комиссия наделена полномочиями предпринимать действия независимо от Совета министров и всячески стремится избежать конфликта с каким-либо государством-членом.

Между членами Комиссии распределяются сферы деятельности. Распределение происходит по соглашению между членами Комиссии при участии председателя, который играет ведущую роль.

Во время распределения имеет место интенсивное лоббирование государствами-членами возможности закрепления за своими представителями наиболее важных вопросов. Аппарат Комиссии состоит из генеральных директоров и служб. Не все они имеют одинаковое значение, отсюда борьба комиссаров за сферы деятельности. Каждый член Комиссии, как правило, отвечает за работу того или иного директората или службы. В ныне действующей Комиссии 17 генеральных директоратов по направлениям внутренней политики Союза, 5 директоратов по внешним связям, 5 общих служб и 9 внутренних служб.

Генеральные директораты и службы: 1)

по направлениям внутренней политики: по сельскому хозяйству;

по вопросам конкуренции;

по экономическим и финансовым отношениям; по вопросам образования и культуры; по вопросам занятости и социальным отношениям; по промышленности и предпринимательству; по вопросам окружающей среды; по рыболовству и морским делам; по здравоохранению и защите потребителя; по средствам массовой информации; по вопросам внутреннего рынка;

совместный исследовательский центр (на правах директората);

по вопросам правосудия свободы и безопасности; по вопросам региональной политики; по вопросам науки; по налогам и таможенному союзу; по вопросам транспорта и энергетики; 2)

по внешним связям: по вопросам развития;

по вопросам расширения Союза; по вопросам кооперации и взаимопомощи; по вопросам внешних сношений; по вопросам прав человека; по вопросам внешней торговли; 3)

общие службы:

по борьбе с мошенничеством;

Европейская статистическая служба; по связям с общественностью;

издательство;

секретариат; 4)

внутренние службы: по бюджету;

бюро европейских политических советников;

инфраструктуры и логистики;

внутреннего аудита;

информатики;

толкования;

юридическая;

управления персоналом;

переводов.

Например, Совместный исследовательский центр занимается вопросами научного и технического обеспечения развития, применения и контроля за реализацией направлений политики Союза. Важно, чтобы в результате реализации того или иного политического проекта были соблюдены общие интересы государств- членов, а не интересы финансово-промышленных групп или отдельных государств.

Юридическая служба обеспечивает генеральным директоратам консультации по правовым вопросам, представляет Комиссию в любых юридических процедурах и т. д.

Назначение на высшие должности в Комиссии является объектом соперничества государств-членов. Решения о назначениях принимаются членами Комиссии и частично основаны на принципе: каждое государство - член ЕС должно иметь свою долю таких постов.

Каждый член Комиссии в работе опирается на помощь кабинета - группы сотрудников, назначенных персонально им и непосредственно ему подчиненных.

Члены Комиссии (как и других институтов сообщества) в соответствии с правом сообщества пользуются привилегиями и иммунитетами24, самые важные из ко торых - иммунитет от судебного преследования в государствах-членах в связи с действиями, произведенными должностными лицами при исполнении ими служебных обязанностей, и освобождение от подоходного налога в государствах-членах на заработную плату, получаемую ими в связи с работой в институтах сообщества. Однако с должностных лиц взимается специальный подоходный налог сообщества с низкой ставкой25. Все иммунитеты и привилегии, которыми пользуются должностные лица сообщества, предоставляются им исключительно в интересах сообщества, и соответствующий институт обязан отказываться от иммунитета всякий раз, когда это не противоречит интересам сообщества26.

В целом Комиссия наделяется компетенцией, необходимой для реализации норм, установленных Советом министров. При этом Совет министров может разрабатывать определенные, обязательные для Комиссии требования. На современном этапе европейской интеграции Комиссия выполняет следующие основные функции: 1) предлагает проекты законодательных актов Совету министров и Ёвропарламенту, т. е. имеет право законодательной инициативы; 2) осуществляет реализацию политики ЕС во всех сферах, т. е., по сути, является исполнительным органом власти Союза; она расходует утвержденный бюджет Союза; 3) следит за исполнением права ЕС и при необходимости принуждает субъектов совместно с Судом к выполнению права; 4) представляет ЕС на международной арене.

Заседания Комиссии проходят при закрытых дверях (обсуждение носит конфиденциальный характер), а решения принимаются простым большинством голосов. Часто используется и так называемая письменная процедура, в соответствии с которой проект решения передается членам Комиссии, и в случае, если от них в течение определенного периода не поступает возражений, решение считается принятым.

При выполнении Комиссией обязанностей по реализации норм, установленных Советом министров и Европарламентом, предусмотрены специальные процедуры. Для сохранения определенного контроля Совет министров обычно создает специальный комитет, которому Комиссия должна представлять проекты актов, планируемых к изданию. В этот комитет входят представители правительств государств-членов, а председательствует должностное лицо Комиссии.

Для дальнейшего уточнения процедур и систематизации таких контрольных механизмов в Единый европейский акт было включено положение, предусматривающее принятие решения, определяющего их принципы и правила27. Такое решение было принято Советом министров в 1987 г. В решении определяются процедуры, которые могут быть необходимы в конкретных случаях, когда Комиссия наделяется компетенцией реализовывать нормы, установленные Советом министров.

В соответствии с первой процедурой, известной как «комитетская консультативная процедура» (consultative committee procedure), функции комитета носят исключительно консультативный характер, даже отрицательное мнение комитета не влияет на полномочия Комиссии.

В соответствии со второй процедурой, известной как «процедура по управлению комитетом» (management committee procedure), Комиссия должна представить комитету проект акта, после этого председатель комитета определяет срок, в течение которого комитет обязан представить свое мнение. Комитет использует сходную с действующей в Комиссии систему голосования, при этом решение принимается только квалифицированным большинством. Председатель не принимает участия в голосовании. Если Комиссия учитывает мнение комитета либо если комитет не представляет мнения в течение установленного срока, акт Комиссии носит окончательный характер. Если Комиссия не учитывает мнение комитета, акт все равно может быть принят, но в этом случае он должен быть немедленно представлен в Совет министров.

Из всего изложенного можно сделать вывод: в

высших звеньях ЕС действует отлаженная система контроля, сдержек и противовесов. Длительная практика отладила работу этой системы, но для ее эффективности необходимо наличие арбитражной инстанции, которая смягчала и разрешала бы объективно возникающие разногласия. Такой инстанцией является Суд ЕС.

Еще по теме § 4- Европейская комиссия:

  1. Приложение 6. Структура Комитета по внутреннему транспорту европейской экономической комиссии ООН
  2. § 8. Финансовые учреждения Европейского Союза Европейский центральный банк и Европейская система центральных банков
  3. 45. Чем комиссии по регулированию социально-трудовых отношений отличаются от комиссий по ведению коллективных переговоров?
  4. Глава 2 ПРАВО ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА И ЕГО СПЕЦИФИКА. МЕСТО ТАМОЖЕННОГО ПРАВА ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА В СИСТЕМЕ ПРАВА ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА
  5. Глава IV. Дела, возникающие из правоотношений при формировании и расформировании избирательных комиссий, обеспечении полномочий членов комиссий
  6. Е.С. Крестинина, ИМЭМО РАН ФОРМИРОВАНИЕ ЕВРОПЕЙСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ЕВРОПЕЙСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ
  7. Раздел XV О ЕВРОПЕЙСКИХ СООБЩЕСТВАХ И ЕВРОПЕЙСКОМ СОЮЗЕ
  8. 6. Пояснительная записка по вопросу о подписании Российской Федерацией Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. и Протоколов к ней Опубликовано: Европейский суд по
  9. Раздел II. Положения о внесении изменений в Договор об учреждении Европейского Экономического Сообщества с целью образовать Европейское Сообщество
  10. М. Е. Романова, В. А. Абрамович, Т. Ф. Цеханович. Европейское таможенное право; учеб. пособие / под ред. X. Херрманна, С. А. Ба- лашенко, Т. Борича, В. А. Гошина. 104 с. - (Европейское экономическое право)., 2010
  11. О ПОЛОЖЕНИИ В ОБЛАСТИ РАСПРОСТРАНЕНИЯ и ПОТРЕБЛЕНИЯ НАРКОТИКОВ В ЕВРОПЕЙСКОМ СОЮЗЕ (ежегодный доклад за 1998 год Европейскою центра контроля за распространением наркотиков и наркомании (ЕЦКРНН))

- Авторское право - Аграрное право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Акционерное право - Бюджетная система - Горное право‎ - Гражданский процесс - Гражданское право - Гражданское право зарубежных стран - Договорное право - Европейское право‎ - Жилищное право - Законы и кодексы - Избирательное право - Информационное право - Исполнительное производство - История политических учений -

Ведущий институт Европейских Сообществ и ЕС. Она воплощает в себе наднациональное начало. Призвана отражать и защищать интересы европейской интеграции от каких бы то ни было посягательств на юрисдикцию и полномочия ЕС со стороны государств-членов.

Назначение Председателя и членов Комиссии осуществляется государствами-членами ЕС. В соответствии с договором о европейском союзе формированию всего состава Комиссии предшествует достижение соглашения по кандидатуре Председателя Комиссии. Практика показывает, что даже возражение одного из государств-членов против выдвинутой кандидатуры исключает возможность назначения. Выдвинутая кандидатура представляется на одобрение Европейскому парламенту. Одобренный Парламентом кандидат совместно с правительствами государств-членов участвует в подборе кандидатур, предлагаемых к назначению в состав членов Комиссии. Парламент должен одобрить.

Председатель и члены Комиссии должны удовлетворять целому ряду требований. Они должны состоять в гражданстве европейского союза. Должны обладать высокой профессиональной квалификацией, практическим опытом и осуществлять свои функции исключительно в интересах Сообществ и Союза. Они должны быть независимыми и не должны получать указаний от своего правительства.

Комиссия и ее члены назначаются сроком на 5 лет. Досрочная вакансия замещается в том же порядке, в каком производится назначение членов Комиссии при ее формировании. Вновь назначенный член Комиссии исполняет свои обязанности до истечения общего срока полномочий данного состава ЕК.

Каждый член Комиссии возглавляет определенное направление деятельности и руководит работой соответствующих административных служб. Член Комиссии имеет свой собственный аппарат, образующий его кабинет, члены которого подбираются и назначаются лично самим комиссаром по его усмотрению.

Учредительными договорами установлен институт парламентской ответственности Комиссии. Решение об отказе в доверии Комиссии принимается Европейским парламентом по инициативе его депутатов. Проект резолюции порицания, внесенный в бюро Парламента, должен быть поставлен на голосование не ранее чем через 3 дня после его представления. При голосовании применяется особо усложненная процедура. Для того, чтобы решение о порицании Комиссии было принято, необходимо, чтобы за него проголосовало не менее 2\3 всех участвующих в голосовании при условии, что на заседании Парламента присутствует большинство списочного состава депутатов.

Статья 155 Договора о ЕС выделяет 4 главных полномочия Европейской Комиссии.

1.Она обеспечивает осуществление учредительных договоров, равно как и иных нормативно-правовых актов, принятых институтами ЕС во исполнение и применение последних.

3.Обладает собственной распорядительной властью, а равно участвует в принятии решений другими институтами, прежде всего Советом и Парламентом.

4.Обеспечивает исполнение решений, принятых Советом в рамках его компетенции, исполнение которых возлагается на Комиссию.

При осуществлении функции 1, она осуществляет практически двоякую функцию. С одной стороны, Комиссия всей своей деятельностью в рамках учредительных договоров и во исполнение их предписаний организует и направляет деятельность Европейских сообществ. С другой стороны, она выполняет не менее важную функцию контроля за соблюдением обязательств по учредительным договорам и исполнением предписаний вторичного права государствами-членами. Если при рассмотрении нарушение или неисполнения согласие не достигнуто, то Комиссия может обратиться с иском в Суд ЕС. Одновременно может просить о наложении штрафных санкций. Решение Суда обязательно для исполнения.

Амстердамский договор заметно расширил круг применения санкций против нарушителей ЕП. Он предусмотрел возможность инициирования Комиссией новых санкций против государства-члена, грубо и ситематически нарушающего принципы свободы, демократии, уважения прав человека и основных свобод, принципы правового государства, то есть принципы общие для всех государств-членов.

Комиссия может давать рекомендации и по собственной инициативе, и по запросу других институтов в тех случаях, когда это установлено действующими правовыми установлениями. Рекомендации Комиссии имеют двоякое назначение. Во-первых, они могут содержать как изложение программы действий Комиссии, так и осуществления определенных мероприятий, обеспечивающих функционирование Сообществ и реализацию целей и задач, которые перед ними стоят. Во-вторых, такого рода рекомендации должны в определенной мере ориентировать государства-члены в том, что касается позиции институтов Союза по вопросам, подлежащим урегулированию в нормативно-правовом порядке или по вопросам, которые напрямую не отнесены к ведению Сообществ, но по которым Комиссия может занимать определенную принципиальную позицию, опираясь на общие принципы ЕП.

Одно из важнейших полномочий Комиссии состоит в том, что она наделена правом законодательной инициативы. По общему правилу, все нормативно-правовые акты, принимаемые Советом или Советом совместно с Парламентом, рассматриваются на основе предложений, вносимых Комиссией.

Право законодательной инициативы Комиссии ограничено в отношении второй и третьей опор Союза. Применительно к этим сферам это право переходит к Государствам-членам и Совета.

Комиссия располагает собственной распорядительной властью. Она может издавать регламенты и директивы, связанные с осуществлением общих политик, регулирующие деятельность структурных фондов, осуществление права конкуренции и ряд других.

Исполнение решений, принимаемых Советом, возлагается на Комиссию посредством делегирования соответствующих полномочий. Это означает, что Комиссия наделяется правом издавать необходимые юридические предписания в целях исполнения решений, принимаемых Советом.

Комиссия обладает весьма широкими полномочиями в бюджетной сфере. Практически именно в рамках Комиссии, или, точнее, подчиненного ей аппарата, разрабатывается проект бюджета, выносимый затем на рассмотрение Совета и Парламента. Именно Комиссия является распорядителем кредитов по бюджету.

Весьма значительными полномочиями Комиссия обладает в сфере внешних сношений. Она представляет сообщества в их отношениях с третьими государствами и с международными организациями. Комиссия направляет рекомендации Совету по вопросам открытия переговоров и по общему правилу выступает в качестве института, уполномоченного на проведение этих переговоров.

В конце следует отметить, что полномочия Комиссии в целом на практике оказываются шире тех формул, которые присутствуют в учредительных договорах. Комиссия – это то институт, который осуществляет повседневное оперативное управление делами Сообществ и отчасти Союза и без участия которой практически не принимается ни одно важное решение, обязывающее Сообщества.

Комиссия является коллегиальным органом. Соответственно ее решения выносятся на коллективной основе. Заседания Комиссии проводятся еженедельно, решения принимаются большинством голосов и выносятся от имени всей Комиссии. Внутренний регламент предусматривает возможность письменной процедуры, когда решение принимается путем опроса членов Комиссии вне зала заседаний. Однако такое решение может быть вынесено только в случае полного согласия всех членов Комиссии.