Мировые войны и международное право. Развитие международного права после второй мировой войны

Огромную роль в развитии международного права сыграли идеи Великой французской революции 1789 года:

Принцип равноправия государств, независимо от существующего в них строя и политического значения;

Договоры должны соблюдаться;

Новые основы права войны (допустима только оборонительная война, гуманное отношение с военнопленными, уважение прав мирного населения).

Однако в целом в международном праве отсутствовали общие цели и принципы, необходимые для объединения норм в систему.

На рубеже XIX-XX веков международное право было в значительной мере правом войны (первая (1899г.) и вторая (1907) Гаагские конференции мира – осуществлена кодификация законов и обычаев войны).

Тем не менее, в указанный период был накоплен нормативный материал, заложены начала международно-правового сознания.

Положительное:

Закрепляются в национальном праве привилегии иностранных дипломатов;

Устанавливается правовой режим иностранцев;

В некоторых странах утверждается доктрина «общепризнанные нормы международного права – часть права страны»;

Международное право начинают изучать в университетах.

По окончании Первой мировой войны, возникли широкие общественные движения, которые требовали внести коренные изменения в механизм управления международными отношениями.

В 1919 году державы-победительницы учредили первую всеобщую политическую организацию, призванную обеспечить мир и сотрудничество между государствами – Лигу Наций (уставной документ - Статут ).

Положительное:

Ставилась задача «установить господство справедливости и добросовестно соблюдать все налагаемые договорами обязательства во взаимных отношениях организованных народов»;

В соответствии со Статутом в 1922 году была учреждена Постоянная палата международного правосудия – первый постоянный международный суд.

Главный недостаток – практически узаконил колониализм.

Говоря о первых международных документах, содержащих принципы международного права, нельзя не коснуться Декрета о мире 1917 г. молодой Советской республики:

Грабительские войны были объявлены величайшим преступлением против человечества;

Выдвигались требования ликвидации колониальных отношений;

Провозглашалось право народов на самоопределение и т.д.

Среди аналогичных документов других стран особо можно выделить так называемые 14 пунктов Президента США В.Вильсона :

Свобода международной торговли;

Сокращение вооружений;

Передел колоний и территориальные проблемы Европы;

Создание союза наций в целях взаимной гарантии независимости государств.

В условиях полной изоляции Россия активизировала дипломатическую деятельность, добиваясь улучшения международной обстановки:


На первой международной конференции с ее участием (Генуя 1921г.) было предложено всеобщее мирное урегулирование на всемирном конгрессе, созванном на основе равенства всех народов и дополнить законы и обычаи войны запрещением ее наиболее варварских форм, включая ядовитые газы;

Женевский протокол 1925 г. о запрещении применения на войне удушливых, ядовитых или других подобных газов и бактериологических средств;

Парижский пакт 1928 г. об отказе от войны как орудия национальной политики (пакт Бриана- Келлога), согласно которому война допустима только в общих интересах государства, а урегулирование всех разногласий должно осуществляться мирными средствами(как известно международное право того времени признавало войну законным инструментом национальной политики);

Женевская конференция 1932 года по разоружению.

Однако, не смотря на принятие такого количество документов по поддержанию мира, мир катился к новой мировой войне, и многие страны не останавливались перед нарушением международного права для удовлетворения своих интересов:

Япония, Германия и Италия выходят из Лиги Наций и совершают один акт агрессии за другим;

Мюнхенское соглашение 1938 года между Германией, Великобританией и Францией решает судьбу Чехословакии;

Нападение СССР на Финляндию;

Нападением в 1939 г. на Польшу Германия развязывает Вторую мировую войну.

В отличие от довоенного времени, в период войны было налажено интенсивное сотрудничество держав антигитлеровской коалиции. На совещаниях антигитлеровской коалиции поимо принятия решений по координации военных усилий решались и вопросы послевоенного устройства, имевшие серьезное значение для становления современного международного права:

На англо-советско-американской конференции 1943 года в Москве было принято решение о необходимости учреждения всеобщей1 международной организации, основанной на принципе суверенного равенства;

На Ялтинской конференции руководителей трех держав 1945 г. были решены многие вопросы послевоенного урегулирования (оккупация Германии и контроль над ней, послевоенное урегулирование в Европе, репарации – одна из форм материальной ответственности субъекта международного права за ущерб, причиненный в результате совершенного им международного правонарушения другому субъекту (отличается от контрибуции – дани победителю, которая действовала на практике до 1919г));

На конференции Объединенных Наций в июне 1945 г. в Сан-Франциско был принят Устав ООН

В такой сложной политической и экономической обстановке происходило становление современного международного права.

Основа современного права была заложена Уставом ООН:

В основу международного права был положен принцип сотрудничества;

Порвал с легализацией колониального угнетения;

Определил общие цели и принципы международного права, которые являются главными системообразующими факторами и т.д.

Вследствие чего:

В международном праве появился новый институт императивных норм, т.е. таких норм, которые создаются международным сообществом в целом и от которых государства не могут отступать даже по взаимному соглашению;

Активное формирование национальных механизмов имплементации норм международного права – фактическая реализация международных обязательств на внутригосударственном уровне, которая осуществляется путем трансформации международно-правовых норм в национальное законодательство.

С началом холодной войны достигнутый уровень международного сотрудничества был оставлен. Международные нормы нарушались государствами обоих враждебных лагерей (Вьетнам, Афганистан, Гренада и т.д.).

Тем не менее, развитие международного права уже не могло остановиться:

Договор 1959 г. об Антарктиде;

Московский договор 1963 г. о запрещении испытания ядерного оружия в трех средах;

Договор 198 г. о нераспространении ядерного оружия;

Венская конвенция о дипломатических конвенциях 1961 г.;

Венская конвенция о праве договоров 1969 г.;

Конвенция ООН 1982г. по морскому праву и т.д.

Таким образом, история современного международного права как особой правовой системы, опирающейся на единые цели и принципы, начинается тогда, когда появляются необходимые материальные, духовные и политические условия и складывается глобальная система международных отношений, с которой связаны жизненно важный интересы всех народов. Эта система не может нормально функционировать без достаточно высокого уровня международно-правового регулирования. Чем выше развитие международной системы, тем больше необходимость в ее правовом регулировании.

Система исторически изменяющихся межгосударственных юридических принципов и норм, постепенно сложившаяся после 1919 г., именуется современным международным правом. На его формирование значительное влияние оказали Первая мировая война, события в России 1917 г., а также декреты советской власти в России, особенно Декрет о мире, объявивший войну преступлением против человечества.

Отсчет нового международного права следует вести от Версальского договора 1919 г. и создания Лиги Наций в.1919 г. Важной вехой в его развитии стал Парижский мирный договор 1928 г., запретивший войну как орудие национальной политики. Победа стран антигитлеровской коалиции во Второй мировой войне, юридические решения Тегеранской, Ялтинской, Потсдамской и других международных конференций, Устав ООН (1945 г.) и Приговор Международного военного трибунала в Нюрнберге (1946 г.) завершили процесс создания основ нового исторического типа международного права.

Отличительными характеристиками данного типа международного права являются:

1) антивоенная направленность;

2) антиколониальная сущность;

3) значительный количественный рост договорных норм, «второе рождение» старых отраслей международного права (субъекты международного права, международно-правовая ответственность, морское право, право внешних сношений, право международных договоров и т. д.);

4) возникновение обусловленных научно-технической революцией новых отраслей (право международной безопасности, космическое, экономическое, экологическое право, право международных организаций, права человека и т. д.);

5) резкое расширение пространственной сферы действия международного права (весь земной шар, его суша и недра, Мировой океан, дно и недра, а также воздушное, космическое пространства и небесные тела).

Огромное значение для становления принципов и норм международного права имели внешнеполитические предложения и практика Советской России и СССР. Достаточно указать лишь на основные положения Декрета о мире - первого акта Советского государства. В нем Советская Россия предлагала «всем воюющим народам и их правительствам начать немедленные переговоры о справедливом и демократическом мире». Демократический мир определялся как мир ненасильственный, без агрессивных войн, аннексий и контрибуций. Под аннексией разумелось «всякое присоединение к большому или сильному государству малой или слабой народности без точно, ясно и добровольно выраженного согласия и желания этой народности независимо от того, когда это насильственное присоединение совершено, независимо также от того, насколько развитой или отсталой является насильственно присоединенная или насильственно удерживаемая в границах данного государства нация. Независимо, наконец, от того, в Европе или в далеких заокеанских странах эта нация живет». Агрессивная война объявлялась международным преступлением. Продолжать войну «из-за того, как разделить между сильными и богатыми нациями захваченные ими слабые народности, правительство считает величайшим преступлением против человечества». Интересна позиция Советской России по отношению к старому международному праву. В заключительном слове В. И. Ленина по докладу о мире на II Всероссийском съезде Советов 8 ноября 1917 г. указывалось: «Мы отвергаем все пункты о грабежах и насилиях, но все пункты, где заключены условия добрососедские и соглашения экономические, мы разумно примем, мы их не можем отвергать». Таким образом, не все отвергалось в старом международном праве. Принципы и нормы, прогрессивные с точки зрения правосознания победившего пролетариата, объявлялись законом международной жизни. Одновременно делался призыв к добрососедским отношениям, провозглашалась идея мирного сосуществования государств независимо от их экономических, политических и социальных систем.

Положения Декрета о мире и практика молодого государства оказали значительное влияние на последующие международно-правовые документы. Так, Статут Лиги Наций 1919 года обязывал всех членов Лиги «уважать и сохранять против всякого внешнего нападения территориальную целостность и существующую политическую независимость всех членов Лиги». И далее, в ст. 16: «...если член Лиги прибегает к войне, в противность обязательствам, принятым в статьях 12, 13 или 15, то он... рассматривается как совершивший акт войны против всех других членов Лиги». Как мы здесь видим, Статут Лиги Наций ограничивал право государств-членов прибегать к войне. Однако юридического запрещения агрессивной войны не было.

Событием поистине эпохального значения явилось подписание пятнадцатью государствами 27 августа 1928 г. Парижского договора об отказе от войны в качестве орудия национальной политики. Этот договор, обычно именуемый Пактом Бриана-Келлога , предельно краток и категоричен. В ст. 1 Договора осуждалось обращение к войне для урегулирования международных споров и указывалось, что его участники «отказываются от таковой в своих взаимных отношениях в качестве орудия национальной политики». В ст. 2 говорилось, что «урегулирование или разрешение всех могущих возникнуть между ними споров или конфликтов... должно всегда изыскиваться только в мирных средствах». Таким образом, война была юридически запрещена. Идея противоправности агрессивной войны, провозглашенная в Декрете о мире, получила закрепление в международном праве.

Положения Парижского договора получили свое подтверждение в Приговоре Международного военного трибунала в Нюрнберге. В нем, в частности, отмечалось, что «война для разрешения международных противоречий, предпринятая в качестве инструмента национальной политики, с очевидностью включает агрессивную войну». И далее: «...такая война является беззаконной в соответствии с международным правом». Отношение международного права к войне получило свое законченное оформление в Декларации о принципах международного права 1970 г. В ней провозглашалось: «Агрессивная война является преступлением против мира, которое влечет ответственность по международному праву».

Постепенно международное право вобрало в себя идею права народов и наций на самоопределение. Первоначально эта идея была оформлена в мирных договорах Советской России с Прибалтийскими государствами и странами Востока. В частности, ст. 14 Договора между Россией и Турцией 1921 г. гласила, что «обе договаривающиеся стороны... признают... за народами права на свободу и независимость, а равным образом их право на избрание формы правления, согласно их желаниям».

Важным шагом к юридическому оформлению данного принципа была Декларация об освобождённой Европе, принятая в феврале 1945 г. в Ялте. В ней указывалось на «право народов свободно устанавливать по их собственному усмотрению общественный строй и форму правления в своих странах». На принцип равноправия и самоопределения народов ссылается ст. 1 Устава ООН. Данному принципу посвящена Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам от 14 декабря 1960 г., одобренная XV сессией Генеральной Ассамблеи ООН по инициативе СССР. В ней констатировалось, что «все народы имеют право на самоопределение, в силу этого права они свободно устанавливают свой политический статус и осуществляют свое экономическое, социальное и культурное развитие». Право всех народов на самоопределение закреплено в ст. 1 обоих Пактов о правах человека 1966 г., Декларации о принципах международного права 1970 г., ст.8 Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г. и в ряде других документов.

Вместе с тем влияние событий 1917 г. в России, идей и практики Советского государства не стоит идеализировать. Помимо безусловно мощного оздоравливающего положительного заряда Октябрьская революция повлекла за собой раскол мира на антагонистические общественно-экономические системы с неизбежной борьбой и столкновениями между ними. Международно-правовая практика СССР также не была во всем последовательно прогрессивна. Вспомним пресловутый советско-германский Пакт о ненападении от 23 августа 1939 г. (Пакт Молотова - Риббентропа) и особенно секретные материалы к нему. Действия СССР на международной арене также не всегда содействовали прогрессивному развитию международного права («освободительные походы» Красной Армии 1939-1940 гг., война с Финляндией 1939-1940 гг., ввод советских войск в Венгрию (1956 г.), в Чехословакию (1968 г.), выполнение Вооруженными Силами СССР «интернационального долга» в Афганистане (1979-1989 гг.) и т. д.

Это вызывало негативную реакцию со стороны международной общественности. Так, в 1940 г. за развязывание войны с Финляндией СССР был исключен из Лиги Наций, а начиная с 1980 г. сессии Генеральной Ассамблеи ООН вплоть до 1988 г. с завидным постоянством принимали резолюции, осуждавшие СССР за ввод его войск в Афганистан.

ХХ век интересен чрезвычайно быстрым развитием международного права. Особенно этим отличается период после окончания Второй мировой войны. Произошла договорная кодификация ряда отраслей международного права: воздушное право (Чикагская конвенция о международной гражданской авиации 1944 г.); право внешних сношений (Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г.); право международных договоров (Конвенция о праве международных договоров 1969 г.); морское право (Конвенция ООН по морскому праву 1982 г.), космическое право (Договор по космосу 1967 г.). Серией международных договоров (Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в трех средах1963 г., Договор о нераспространении ядерного оружия 1968 г., Конвенция о запрещении бактериологического оружия 1972 г., советско-американские соглашения в области ограничения и сокращения ракетно-ядерных вооружений в 70-80-е годы и т.д.) В короткие сроки была создана такая отрасль международного права, как право международной безопасности. В 70-е годы сформировалось право окружающей среды (Конвенция ЮНЕСКО об охране всемирного культурного и природного наследия 1972 г. и др.).

Новеллой международного права данного периода явилось формирование отдельной отрасли - уважения права человека. После Второй мировой войны был принят ряд международных документов (Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. и др.), которые и создали костяк данной отрасли. Вопросы регулирования прав человека перестали быть прерогативами только национального законодательства государств.

Вторая половина ХХ в. - время научно-технической революции, время бурного проникновения человека в ранее неизведанные пространства (дно на океанических глубинах, Антарктика, континентальный шельф, высотные слои атмосферы, космос, небесные тела и т. д.). Международное право стало не только все земным, поскольку охватывает все государства и народы земного шара, все континенты, острова и океаны, все то, что лежит над земной поверхностью и под нею, но и всемирным, поскольку начинает регулировать вопросы, выходящие за пределы планеты Земля. Государства заключили соглашения, регулирующие их деятельность в ранее не используемых пространствах (Договор об Антарктике 1959 г., Договор по космосу 1967 г., Договор о запрещении размещения на дне морей и океанов и в его недрах ядерного оружия 1971 г., Соглашение о деятельности государств на Луне 1979 г., Венская конвенция по защите озонового слоя 1985 г. и т. д.).

Таким образом, сложилась система межгосударственных юридических норм, в значительной мере отличающихся от старого международного права. Старые демократические принципы сохранились, как-то: принципы суверенного равенства государств, не вмешательства во внутренние дела, добросовестного выполнения международных обязательств.

Появились новые важнейшие принципы международного права: неприменения силы и угрозы силой, равноправия и самоопределения народов, нерушимости границ, территориальной целостности государств, мирного разрешения споров, уважения прав человека, сотрудничества, ответственности государств за агрессию и другие международные преступления (геноцид, апартеид и др.), международной уголовной ответственности индивидов.

Основным содержанием рассматриваемой эпохи явились борьба и сотрудничество государств, принадлежащих к антагонистическим формациям - капиталистической и социалистической. После Второй мировой войны оно дополнилось взаимодействием с так называемым третьим миром. В него входило более 2/3 государств планеты. Большинство из них появилось в результате распада колониальной системы. Страны «третьего мира», или развивающиеся страны, не имея четко выраженной ориентации на ту или иную общественно-экономическую систему, значительно корректировали отношения государств двух систем и в целом способствовали прогрессивному развитию международного права.

На рубеже 80-90-х годов мир претерпел существенные изменения. Мягкие, «бархатные» революции в странах Восточной Европы, вхождение ГДР в ФРГ, серьезные социально-экономические преобразования в Китае, Вьетнаме, Монголии, прекращение существования СССР привели к распаду мировой социалистической системы. Соответственно с этими событиями плавно ушло в небытие отнесение группы стран (Эфиопии, Анголы, Мозамбика, Сирии и др.) к государствам социалистической ориентации. Просто им стало не на кого ориентироваться.

Создалась принципиально новая социально-экономическая и правовая ситуация на планете. Период борьбы («холодной» или «горячей» войны) и сотрудничества государств антагонистических систем постепенно перерастает в период партнерства, разумного соперничества, взаимовыгодного общения государств, все более сближающихся друг с другом по своему социально-экономическому и правовому облику. Слияние государств, их единение в ближайшем обозримом будущем вряд ли предвидится. Но и эпоха антагонизма, конфронтации, балансирования на грани мировой войны позади.

Новая, качественно иная социально-экономико-правовая обстановка в мире обусловливает необходимость определенной трансформации международного права. Каким же будет международное право? Ответ на данный вопрос даст третье тысячелетие.


Такое наименование договор получил по именам основных инициаторов его подписания: Бриан Аристид (1862-1932), министр иностранных дел Франции, и Келлог Фрэнк Биллингс (1856-1937), государственный секретарь США в 1925-1929 гг.

Предыдущая

В ходе Второй мировой войны руководители стран антигитлеровской коалиции пришли к выводу, что после победы, в целях поддержания международного мира и безопасности, а также предотвращения военных преступлений, будет необходимо создать новый международный механизм, лишённый недостатков Лиги Наций. В результате Московской, Тегеранской и Крымской мирных конференций были сформулированы идеи о том, что таким механизмом может стать новая международная организация, которая бы стала преемником идей и принципов Лиги, однако обладала бы большими полномочиями и инструментами для поддержания всеобщего мира. Все эти принципы и идеи были закреплены в Декларации Объединённых Наций, подписанной 1 января 1942 года и были воплощены в жизнь на Сан-Францисской конференции, проходившей с апреля по июнь 1945 года, в ходе которой был подписан Устав ООН. ООН стала новой международной организацией, основной ареной международного взаимодействия и сотрудничества. Устав ООН стал новой вехой развития международного права, закрепив его основополагающие принципы:

· Суверенное равенство всех членов ООН;

· разрешение международных споров исключительно мирными средствами;

· Отказ в международных отношениях от угрозы силой или её применения каким-либо образом, несовместимым с целями ООН;

· Невмешательство ООН в дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию любого государства;

· Равноправие и самоопределение народов;

· Территориальная целостность государств;

· Уважение прав человека и основных свобод;

· Добросовестное выполнение международных обязательств;

· Сотрудничество государств.

Также, По итогам Второй мировой войны состоялись Нюрнбергский и Токийский процессы, имевшие целью наказать военных преступников только нацистской Германии и милитаристской Японии.

Нюрнбергский процесс был организован державами-победительницами: СССР, США, Великобританией и Францией. В ходе процесса были рассмотрены следующие обвинения:

· Планы нацистской партии:

­ Использование нацистского контроля для агрессии против иностранных государств;

­ Агрессивные действия против Австрии и Чехословакии;

­ Нападение на Польшу;

­ Агрессивная война против всего мира (1939-1945);

­ Вторжение Германии на территорию СССР в нарушение пакта о ненападении от 23 августа 1939 года;

­ Сотрудничество с Италией и Японией и агрессивная война против США (ноябрь 1936 года - декабрь 1941 года);

· Преступления против мира: «Все обвиняемые и различные другие лица в течение ряда лет до 8 мая 1945 года участвовали в планировании, подготовке, развязывании и ведении агрессивных войн, которые также являлись войнами в нарушение международных договоров, соглашений и обязательств»;

· Военные преступления:

­ Убийства и жестокое обращение с гражданским населением на оккупированных территориях и в открытом море;

­ Увод гражданского населения оккупированных территорий в рабство и для других целей;

­ Убийства и жестокое обращение с военнопленными и военнослужащими стран, с которыми Германия находилась в состоянии войны, а также с лицами, находившимися в плавании в открытом море;

­ Бесцельные разрушения больших и малых городов и деревень, опустошения, не оправданные военной необходимостью.

­ Германизация оккупированных территорий.

· Преступления против человечности:

­ Обвиняемые проводили политику преследования, репрессий и истребления противников нацистского правительства.

­ Нацисты бросали в тюрьмы людей без судебного процесса, подвергали их преследованиям, унижениям, порабощению, пыткам, убивали их.

В Токийском процессе, кроме вышеперечисленных, принимали участие также Австралия, Канада, Китай, Индия, Нидерланды, Новая Зеландия и Филиппины. В обвинительном акте было сформулировано 55 пунктов, содержащих общие обвинения всех подсудимых и виновность каждого в отдельности. В заключении приводилось большое количество военных преступлений, таких как Нанкинская резня, Батаанский марш смерти и др. Как и на Нюрнбергском процессе, все пункты обвинения были разделены на три категории: А, В и С. Категория А включала в себя обвинения в Преступлениях против мира, планировании и ведении агрессивной войны, нарушении международного законодательства и применялась только против высшего руководства Японии. Категория В включала обвинения в массовых убийствах. Категория С - обвинения в преступлениях против обычаев войны и преступления против человечности, применялись к японцам любого ранга.


| | | | 5 | | |

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО ПОСЛЕ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ. Вторая мировая война опрокинула основы международного режима, сложившегося после первой мировой войны, и ряд норм и институтов международного права, закреплявших этот режим. Вместе с тем изменились важнейшие социально-политические факторы, влияющие на развитие международного права.

Прежде всего оказалась сломленной военная, экономическая и политическая мощь трёх крупных агрессивных государств (Германии, Италии и Японии), являвшихся до войны великими державами и, следовательно, имевших немалый удельный вес в международных отношениях.

Во-вторых, необычайно увеличилось международное значение Советского Союза, который сыграл решающую роль в победе над агрессивными государствами и вокруг которого объединились прогрессивные и демократические силы всего мира. Международное значение Советского Союза покоится не только на его военной, экономической и политической мощи, но и на его моральном авторитете, сильно выросшем за годы войны. "Весь мир, - писал И. В. Сталин в первомайском приказе 1946 года, - имел возможность убедиться не только в могуществе Советского государства, но и в справедливом характере его политики, основанной на признании равноправия всех народов, на уважении их свободы и независимости".

В-третьих, после разгрома гитлеровской Германии и её союзников в Европе появились демократические государства нового типа, закладывающие основы для перехода к социализму и связанные тесной дружбой с Советским Союзом: Польша, Чехословакия, Болгария и др. Они тоже составляют немаловажный фактор в укреплении мирных и демократических тенденций в международной политике.

В-четвёртых, следует отметить резко усилившийся в результате войны подъём национально-освободительного движения народов ряда колониальных и полуколониальных стран и, прежде всего, Китая.

Все указанные изменения означают ослабление сил империализма и реакции, укрепление сил социализма и демократии и, следовательно, влияют на развитие М. п. в прогрессивном и демократическом направлении. Однако наряду с ними существуют и другие факторы, действующие в обратном направлении. Прежде всего, это - реакционные правительства и правящие круги крупных капиталистических государств, в первую очередь США и Англии, которые проводят в международной политике чисто империалистические тенденции. Они старались проводить их даже во время войны, но не были способны изменить освободительный и антифашистский характер войны, обусловленный участием в ней Советского Союза. После войны различия в целях войны и в послевоенных планах стали всё больше углубляться, и сформировались две противоположные политические линии: политика СССР и стран народной демократии, направленная на подрыв империализма и укрепление демократии, и политика США и Англии, направленная на усиление империализма и удушение демократии. Империалистическая политика США и Англии, получившая столь яркое выражение в фултоновской речи Черчилля, в так называемой "доктрине Трумэна" и "плане Маршалла", наглядно проявляется в призывах к мировой гегемонии США и к походу против СССР и стран новой демократии, в организации всякого рода империалистических блоков, скрывающих под маской "обороны" далеко идущие агрессивные цели, как, например, так называемый "Западный союз", Атлантический пакт, в экспансии, в экономическом порабощении и грубом попрании независимости многих государств и вмешательстве во внутреннюю жизнь народов, в усилиях оттеснить Советский Союз от участия в международных делах и в пропаганде новой мировой войны. К этому нужно добавить сохранение очагов фашистской агрессии, существующих в масштабе целых государств, как, напр., Испания или Греция, или в виде отдельных неликвидированных фашистских групп и организаций, как, напр., в западных зонах Германии, в Италии, в Японии. Не может быть никаких сомнений, что эти очаги продолжают существовать лишь благодаря тому, что они находят питательную почву в поддержке со стороны империалистической реакции в США и в Англии.

Итак, в послевоенный период определилась новая расстановка основных политических сил, действующих на мировой арене. Образовалось два лагеря: лагерь антиимпериалистический и демократический, имеющий своей главной целью укрепление мира и демократии и ликвидацию остатков фашизма, борьбу за социализм, и лагерь империалистический и антидемократический, имеющий своей главной целью установление мирового господства американского империализма и разгром демократии. Борьба между этими двумя противоположными лагерями составляет содержание современной международной жизни и определяет развитие современного международного права. Государства империалистического лагеря, стараясь сохранить наиболее реакционные институты международного права, создают также новые реакционные институты, предназначенные закрепить мировое господство империалистических держав, прикрывая его лжедемократической и лжепацифистской фразеологией. Типичными примерами могут служить такие соглашения о военной и экономической "помощи", заключённые на основе так называемой "доктрины Трумэна" и "плана Маршалла", как "Западный союз" и Северо-атлантический пакт. С другой стороны, государства демократического лагеря применяют наиболее прогрессивные институты прежнего международного права, значительно углубляя их демократическое содержание, и наряду с этим создают новые последовательно демократические институты международного права, получившие, напр., весьма яркое воплощение в договорах о дружбе, взаимной помощи и сотрудничестве и в экономических и культурных соглашениях, заключённых Советским Союзом с государствами народной демократии и этими последними между собой. Две противоположные тенденции в международной политике и в развитии международного права резко сталкиваются между собой в организации Объединённых наций, в связанных с ней международных учреждениях и вообще когда речь идёт о применении на практике всех тех международных актов, которые были совместно приняты союзными державами во время и по окончании второй мировой войны.

Дипломатический словарь. Гл. ред. А. Я. Вышинский и С. А. Лозовский. М., 1948.

Вторая мировая война и международное право представляют собой два тесно связанных между собой аспекта взаимоотношений между государствами в середине ХХ века , претерпевших по результатам этой войны принципиальные изменения.

Наиболее важными и общепризнанные нормами поведения государств как субъектов международных договоров являются принципы международного права . Как императивные положения, они не могут быть отменены никакими другими установлениями специального характера или реформированы с учётом специальных обстоятельств.

Первым в списке из десяти основных принципов международного права является принцип неприменения силы и угрозы силой.

Силовое взаимодействие между государствами в форме вооружённого противоборства с использованием вооружённых сил является войной. С точки зрения профессиональных военных война есть такой вооружённый конфликт, результат которого заранее непредсказуем. Этим война отличается от аннексии, интервенции, подавления вооружённого мятежа и тому подобного.

Политические договоры, заключённые между странами теряют своё значение, если один из партнёров перестаёт существовать или же вследствие войны все договорённости между воюющими сторонами стали недействительными

Нейтралитет прекращается и тогда, когда до этого нейтральное государство вступает в войну с уже воюющим государством, поскольку ранее нейтральное государство в этом случае не может продолжаться считаться таковым. В данном случае наблюдается грубое нарушение Международного права. Поскольку если нейтральность фактически и в законодательном смысле уже вступила в силу, подчиняющееся Международному праву государство не может отказаться от нейтральности. Исключением является случай, когда такой отказ не связан с обстоятельствами, имеющими отношение к причинам войны

Международное военное право до Мировой войны

Третья Женевская конвенция, открытая к подписанию в 1929 году, устанавливает, что законы и обычаи войны обязательны не только для граждан стран, которые ее ратифицировали, но и для всех лиц независимо от их гражданства. Таким образом, граждане любой страны несут ответственность за совершённые ими военные преступления независимо от того, подписало, или нет эту конвенцию страна, гражданами которой они являются.

Вторая мировая война

По мнению большинства интересующихся историей началась 1 сентября года нападением Германии на Польшу через неделю после подписания Пакта Молотова-Риббентропа и секретного к нему приложения о разделе сфер влияния между Германией и Советской Россией.Поводом к войне послужила организованная немцами провокация в Гляйвице. При этом Гитлер в первое время тщательно избегал применения термина "война", говоря лишь о "полицейской операции"

В соответствие с достигнутой договорённостью утром 17 сентября того же года Красная Армия перешла советско-польскую границу. Как объяснил в своём выступлении по радио советский Народный комиссар по иностранным делам Вячеслав Молотов это было сделано для того, чтобы "взять под защиту жизни и имущество населения Западной Украины и Западной Белоруссии ", как об этом сказано в статье в советском официозе - газете "Известия" от 1. сентября 1939 года.

При этом Молотов ссылался на то, что польское государство перестало существовать и потому бывшие договорённости (под которыми подразумевался и Советско-польский договор) потеряли силу.Хотя правительство Польши покинуло страну лишь вечером этого дня, а вооружённые силы продолжали организованную борьбу ещё долгое время. В Англии было организовано Польское правительство в эмиграции Владислава Сикорского , а ушедшие на запад войсковые соединения (Армия Крайова) под командованием генерала Владислава Андерса и флота продолжали войну с Германией до её окончания.

По мнению историка Случа Советами были нарушены приведённые выше положения Международного права, которые в редакции на немецком языке записаны так:

1) Ein Staat besteht im Sinne des Völkerrechtes auch darin fort, wenn er »vorübergehend nicht die Zentralgewalt besitzt, denn er wirdnicht allein durch seine Zentralregierung, sondern durch alle seine Organe repräsentiert....Selbst die Besetzung, seines gesamten Terrritoriums durch den Gegner (>debellation<) setzt der Existenz desbesiegten Staates kein Ende.... Deswegen bleibt der Staat dasselbe Subjekt des Völkerrechtes, solange das Volk dieses Staates nicht end gültig durch den jeweils anderen Staat vernichtet bzw. zwischeneinigen Staaten aufgeteilt wird. 2) Politische Verträge verlieren zwischen den Staaten ihre Gültigkeit indem Fall, wenn eine der Vertragsparteien aufgehört hat zu existieren« oder wenn der Ausbruch eines Krieges alle politischen Verträge zwischen den kriegführenden Parteien aufhebt. 3) Die Neutralität endet u.a. in dem Fall, wenn ein bislang neutralerStaat in den Krieg gegen einen kriegführenden Staat eintritt, da esfür den jeweiligen neutralen Staat nicht mehr angemessen ist, neutral zu bleiben. In solchen Fällen handelt es sich um eine grobeVerletzung des Völkerrechtes, denn wenn die Neutralität faktisch und rechtlich bereits in Kraft getreten ist, darf ein neutraler Staat, dem als Mitglied des Völkerbundes Verpflichtungen auferlegt sind, diese nicht wieder ablegen, mit Ausnahme jener Fälle, da es aus Gründen geschieht, die nicht mit den Ursachen des betreffenden Krieges verbunden sind. (Текст отсканирован по

Послевоенные изменения

Опыт войны и анализ её причин побудил международное сообщество к совершенствованию Международного права, что нашло своё отражение в возобновлении деятельности международной организации по типу Лиги Наций (1919 год) в облике Организации Объединённых Наций (ООН, решение о создании подписано 26 июня 1945 года).

Вторая Мировая война прослужила поводом для внесения в Международное право существенных изменений, выразившихся в формулировке и реализации совершенно новых видов преступлений, а именно Преступления против мира и Преступления против человечности. Это было попыткой решить проблему войн юридическим путём.

Важнейшим событием в этом направлении стали решения Нюрнбергского военнонго трибунала (1946 год), впервые в практике судопроизводства использовавшего вновь введённые определения военных преступлений. При этом союзники, от имени которых выступал трибунал, в проблему установления вины, выразившейся в отступлении от существовавших положений военного права, добавили определением того, на чьей стороне выступал обвиняемый. Таким образом Международный трибунал превратился в оккупационный орган, решения которого опирались на факт безоговорочной капитуляции Германии.

Специфика проведённого в Нюрнберге процесса состояла и в том, что существовавшее до сего времени фундаментальное для обеспечения объективного и справедливого суда положение о том, что закон не имеет обратной силы, было расширено не в пользу обвиняемых. Вина которых была определена в связи с нарушением| норм законодательства, которые им заведомо не были известны.

Важным шагом в совершенствовании правовой атмосферы современного общества стало принятие третьей сессией Генеральной Ассамблеи ООН 10 декабря года резолюции, содержанием которой является Всеобщая декларация прав человека Впервые в мировой истории появился признанный всеми подписантами общемировой документ, являеющийся сводом и определением прав, которыми обладают все люди. Этот документ носит рекомендательный характер и потому формально не является составной частью Международного права.Таким образом единой нормативной системы прав и обязанностей, в равной степени обязательных как для государств, так и их граждан до сих пор не создано.

Это даёт возможность правительствам некоторых стран игнорировать обвинения в нарушении прав человека, расценивая их, как вмешательство во внутренние дела своего государства. А существующие нормы Международного военного права, многие из которых сформулированы нечётко или вообще письменно не зафиксированы,настолько отличаются, что до сих пор по их поводу нет единой точки зрения.