Процесс создания совета безопасности оон. Совет Безопасности ООН: определение, особенности и страны

  • 6.Значение международного обычая.
  • 7. Согласование воль государств как основа создания норм международного права.
  • 8. Понятие и виды субъектов международного права.
  • 9. Первичные и производные субъекты международного права
  • 10. Нации и народы,борющиеся за самоопределение, как субъекты международного права
  • 13. Основные объекты правопреемства в международном праве.
  • 14.Правопреемство государств в отношении территории, населения и границ.
  • 15. Основные принципы международного права: происхождение, понятие и особенности
  • 16. Принцип суверенного равенства государств.
  • 24.Принцип равноправия и самоопределения народов.
  • 25Принцип добросовестного выполнения международных обязательств.
  • 26.Международный договор: понятие, формы и виды.
  • 27. Стороны международных договоров.
  • 28. Действие международных договоров: вступление в силу, прекращение и приостановление договоров.
  • 29.Универсальные, региональные и двусторонние международные договоры.
  • 30Международные организации: понятие, признаки и классификация.. Понятие, классификация, правовая природа иструктура международных организаций
  • 31.Юридическая природа международных организаций и особенности создаваемых ими норм.
  • 32.Оон: история создания, принципы и главные органы.
  • 33.Совет Безопасности оон: функции и принципы деятельности.
  • 35.Функции специализированных учреждений оон.
  • 36.Региональные международные организации: правовой статус и функции.
  • 38.Понятие и функции дипломатических представительств.
  • 39.Привилегии и иммунитеты дипломатических представительств.
  • 40.Личные дипломатические привилегии и иммунитеты.
  • 41.Понятие и функции консульских представительств.
  • 42.Консульские привилегии и иммунитеты.
  • 43.Правовое положение населения в международном праве.
  • 44.Международно-правовые вопросы гражданства. Правовой статус апатридов и бипатридов.
  • 45.Правовой режим иностранных граждан и его особенности.
  • 46.Международно-правовые основы консульской защиты.
  • 47.Понятие и классификация международных конференций.
  • 48. Правовое значение документов международных конференций.
  • 61. Основания международно-правовой ответственности государств и классификация международных правонарушений.
  • 62. Формы международно-правовой ответственности государств.
  • 63. Ответственность физических лиц за преступления против мира, человечности и военные преступления.
  • 64. Формы сотрудничества государств в борьбе с преступлениями международного характера.
  • 65. Понятие и состав государственной территории.
  • 66. Государственных границы и способы их установления. Делимитация и демаркация государственных границ.
  • 33.Совет Безопасности оон: функции и принципы деятельности.

    постоянно действующий орган Организации Объединённых Наций, на который, в соответствии со статьей 24 Устава ООН, возложена главная ответственность за поддержание международного мира и безопасности. Относится к числу шести «главных органов» ООН.

    Согласно Уставу, Совет Безопасности обладает следующими функциями и полномочиями:

    поддерживать международный мир и безопасность в соответствии с принципами и целями Организации Объединенных Наций;

    В состав Совета входят 15 государств-членов - 5 постоянных и 10 непостоянных, избираемых Генеральной Ассамблеей ООН на двухлетний срок по 5 каждый год. Соответствующие поправки в Устав ООН были внесены 17 декабря 1963 года резолюцией ГА ООН 1991 (XVIII) (до этого в Совет входило лишь 6 непостоянных членов). Согласно указанной резолюции, 10 непостоянных членов Совета Безопасности избираются по географическому принципу, а именно:

    пять - от государств Африки и Азии;

    один - от государств Восточной Европы;

    два - от государств Латинской Америки;

    два - от государств Западной Европы и других государств .

    Председатели Совета сменяются ежемесячно согласно списку его государств-членов, расположенных в порядке латинского алфавита.

    Функции и полномочия:

    расследовать любой спор или любую ситуацию, которая может привести к международным трениям;

    вырабатывать планы в отношении определения существования угрозы миру или акта агрессии и выносить рекомендации в отношении необходимых мер;

    призывать членов Организации к осуществлению экономических санкций и других мер, не связанных с применением силы, для предупреждения или прекращения агрессии;

    предпринимать военные действия против агрессора;

    осуществлять в «стратегических районах» функции Организации Объединенных Наций по опеке;

    34. Устав оон как универсальный источник международного права.

    Устав ООН - международный договор, учреждающий международную организацию ООН; подписан 26 июня 1945 года в Сан-Франциско на заключительном заседании Конференции Объединенных Наций по созданию Международной Организации пятьюдесятью государствами и вступил в силу 24 октября 1945 года, после того, как был ратифицирован постоянными членами Совета Безопасности ООН.

    Все страны, подписавшие Устав, обязаны соблюдать его статьи; кроме того, их обязательства по Уставу ООН превалируют над всеми другими обязательствами, вытекающими из других международных договоров. Устав был ратифицирован большинством стран мира; единственное исключение среди общепризнанных стран составляет Святой престол, который предпочёл сохранить за собой статус постоянного наблюдателя, в связи с чем не является стороной, которая подписала документ в полном объеме.

    Устав Организации Объединенных Наций состоит из преамбулы и 19 глав, охватывающих 111 статей. Неотъемлемой Частью Устава ООН считается Статут Международного Суда.

    В преамбуле и гл. I провозглашаются цели и принципы Организации Объединенных Наций. Глава II регламентирует вопросы членства в Организации. Последующие главы определяют структуру, компетенцию и порядок функционирования главных органов ООН (так, в гл. IV-VII говорится о правовом положении и деятельности Генеральной Ассамблеи и Совета Безопасности, в гл. XV - о Секретариате ООН). В Уставе имеются также главы, посвященные региональным соглашениям, международному экономическому и социальному сотрудничеству, несамоуправляющимся территориям и системе опеки.

    Предусмотрена возможность изменения Устава. Следует отметить, что различаются поправки к Уставу (ст. 108) и пересмотр Устава (ст. 109). Поправки, т. е. изменения отдельных положений Устава, имеющие частный характер, принимаются Генеральной Ассамблеей ООН двумя третями голосов членов и вступают в силу для всех членов Организации после их ратификации двумя третями членов Организации, включая всех постоянных членов Совета Безопасности. Следовательно, без согласия любого из постоянных членов Совета Безопасности (СССР, США, Великобритания, Франция, КНР) никакая поправка к Уставу не приобретает юридической силы. Вместе с тем вступившие в силу поправки обязательны и для тех государств, которые либо не голосовали за ту или иную поправку, либо, проголосовав за поправку, еще не ратифицировали соответствующий документ. Генеральная Ассамблея принимала поправки к отдельным статьям Устава на XVIII, XX и XXVI сессиях в 1963, 1965 и 1971 гг. Все эти поправки связаны с расширением состава двух органов ООН: Совета Безопасности и Экономического и Социального Совета (ст. 23, 27, 61 и 109, причем ст. 61 изменялась дважды).

    Для пересмотра Устава требуется созыв Генеральной конференции членов Организации, что допускается только по решению или при согласии двух третей членов Генеральной Ассамблеи и девяти (из пятнадцати) членов Совета Безопасности. Решение об изменении Устава, принятое Генеральной конференцией (двумя третями участников), вступает в силу только при условии его ратификации двумя третями членов Организации, включая всех постоянных членов Совета Безопасности. Таким образом, и в данном случае изменение Устава обусловлено согласием всех пяти постоянных членов Совета Безопасности.

    Стабильность Устава как основополагающего документа ООН ни в коей мере не означает неизменности правового положения и функций Организации. Напротив, по мере прогрессивного развития международных отношений и международного права, усиления универсального характера ООН и демократических тенденций в ее деятельности происходит постоянное обогащение ее структуры, компетенции и форм функционирования ее органов. Но такое обогащение базируется на нормах Устава, на неукоснительном соблюдении его целей и принципов.

    Полномочия и функции Совета Безопасности ООН

    Совет Безопасности является одним из главных органов ООН и играет основную роль в поддержании международного мира и безопасности.

    Совет Безопасности состоит из 15 членов: пяти постоянных (Россия, США, Великобритания, Франция, Китай) и десяти непостоянных, избираемых в соответствии с Уставом ООН. Перечень постоянных членов зафиксирован в Уставе ООН. Непостоянные члены избираются Генеральной Ассамблей ООН на два года без права немедленного переизбрания .

    Совет Безопасности уполномочивается расследовать любой спор или ситуацию, которая может привести к международным трениям или вызвать спор, для определения того, не может ли продолжение этого спора или ситуации угрожать международному миру и безопасности. В любой стадии такого спора или ситуации Совет может рекомендовать надлежащую процедуру или методы урегулирования .

    Стороны спора, продолжение которого может угрожать международному миру или безопасности, вправе самостоятельно принять решение о передаче спора на разрешение Совета Безопасности. Однако если Совет Безопасности считает, что продолжение данного спора может угрожать поддержанию международного мира и безопасности, он может рекомендовать такие условия разрешения спора, какие найдет подходящими .

    Государство, не являющееся членом ООН, также может обратить внимание на любой спор, в котором оно является стороной, если в отношении этого спора оно примет на себя заранее предусмотренные в Уставе ООН обязательства мирного разрешения споров .

    Кроме того, Совет Безопасности определяет существование любой угрозы миру, любого нарушения мира или акта агрессии и делает рекомендации сторонам или решает, какие меры следует принять для восстановления международного мира и безопасности. Совет может потребовать от сторон спора выполнения тех временных мер, какие он найдет необходимыми. Решения Совета Безопасности являются обязательными для всех членов ООН .

    Совет также уполномочен решать, какие меры, не связанные с использованием вооруженных сил, должны применяться для осуществления его решений, и требовать от членов организации осуществления этих мер. Эти меры могут включать полный или частичный перерыв экономических отношений, железнодорожных, морских, воздушных, почтовых, телеграфных, радио или других средств сообщения, а также разрыв дипломатических отношений .

    Если Совет Безопасности сочтет, что эти меры окажутся или оказались недостаточными, он вправе принять такие действия воздушными, морскими или сухопутными силами, какие окажутся необходимыми для поддержания или восстановления мира и безопасности. Государства - члены ООН обязуются предоставить в распоряжение Совета необходимые для поддержания мира вооруженные силы .

    При этом необходимо учитывать, что Устав ООН ни в коей мере не затрагивает неотъемлемого права каждого государства на индивидуальную или коллективную самооборону в случае вооруженного нападения на члена ООН до тех пор, пока Совет Безопасности не примет надлежащих мер по поддержанию мира и безопасности .

    Каждое государство - член Совета Безопасности имеет здесь одного представителя. Совет Безопасности устанавливает свои правила процедуры, включая порядок избрания своего Председателя .

    Решения в Совете Безопасности по вопросам процедуры считаются принятыми, если за них поданы голоса девяти членов Совета. По другим вопросам решения считаются принятыми, когда за них поданы голоса девяти членов Совета, включая совпадающие голоса всех постоянных членов Совета, причем сторона, участвующая в споре, должна воздержаться от голосования. Если при голосовании по непроцедурному вопросу один из постоянных членов Совета проголосует против, решение считается не принятым (право вето) .

    Совет Безопасности может учреждать вспомогательные органы, необходимые для выполнения его функций. Так, для оказания помощи Совету Безопасности по вопросам использования войск, предоставленных в его распоряжение, и регулированию вооружений, был создан Военно-Штабной Комитет, состоящий из начальников штабов постоянных членов Совета Безопасности или их представителей .

    Структура Совета Безопасности ООН

    Статья 29 Устава Организации Объединенных Наций гласит, что Совет Безопасности может учреждать такие вспомогательные органы, которые он найдет необходимыми для выполнения своих функций. Это также отражено в правиле 28 Временных правил процедуры Совета .

    В состав всех нынешних комитетов и рабочих групп входят 15 членов Совета. Хотя председателем постоянных комитетов является Председатель Совета, должность которого ежемесячно замещается на основе ротации, председателями или сопредседателями других комитетов и рабочих групп являются назначаемые члены Совета, имена которых ежегодно представляются в записке Председателя Совета Безопасности .

    Сфера охвата мандатов вспомогательных органов, будь то комитеты или рабочие группы, весьма широка - от процедурных вопросов (например, документация и процедуры, заседания вне Центральных учреждений) до вопросов существа (например, режимы санкций, борьба с терроризмом, операции по поддержанию мира) .

    Международный уголовный трибунал по бывшей Югославии (МТБЮ) и Международный уголовный трибунал по Руанде (МУТР) являются вспомогательными органами Совета Безопасности по смыслу статьи 29 Устава. Будучи таковыми, они являются зависимыми от Организации Объединенных Наций в том, что касается административных и финансовых вопросов, однако в качестве судебных органов они являются независимыми от любого государства или группы государств, включая учредивший их орган - Совет Безопасности .

    Комитеты

    Контртеррористический комитет и комитет по нераспространению

    Контртеррористический комитет, учрежденный резолюцией 1373 (2001)

    Комитет по предотвращению распространения ядерного, химического или биологического оружия и средств его доставки (Комитет 1540) .

    Военно-штабной комитет

    Военно-штабной комитет помогает планировать военные меры Организации Объединенных Наций и регулировать вооружения .

    Комитеты по санкциям (специальные)

    Применение обязательных санкций призвано оказать давление на то или иное государство или образование с целью заставить его придерживаться определенных Советом Безопасности целей, не прибегая к использованию силы. Таким образом, для Совета Безопасности санкции являются одним из важных инструментов обеспечения соблюдения его решений. Благодаря своему универсальному характеру Организация Объединенных Наций является особенно подходящим органом для введения таких мер и отслеживания их применения .

    Совет прибегает к имеющим обязательную силу санкциям как к одному из инструментов обеспечения выполнения его решений тогда, когда мир находится под угрозой, а дипломатические усилия оказались бесплодными. В число санкций входят всеобъемлющие экономические и торговые санкции и/или целенаправленные меры, такие как эмбарго на оружие, запреты на поездки, а также ограничения финансового или дипломатического характера .

    Постоянные комитеты и специальные органы

    Постоянные комитеты являются органами открытого состава и обычно учреждаются в целях решения определенных процедурных вопросов, таких, например, как вопрос о приеме новых членов. Специальные комитеты учреждаются на ограниченный период времени для решения того или иного конкретного вопроса .

    Операции по поддержанию мира и политические миссии

    В той или иной операции по поддержанию мира задействован военный, полицейский и гражданский персонал, который проводит работу в целях оказания поддержки в области безопасности и в политической области, а также на ранних этапах миростроительства. Деятельность по поддержанию мира является гибкой, и на протяжении последних двух десятилетий осуществляется в рамках многочисленных конфигураций. Нынешние многоаспектные операции по поддержанию мира призваны не только обеспечивать поддержание мира и безопасности, но и содействовать политическим процессам, обеспечивать защиту гражданских лиц, оказывать помощь в разоружении, демобилизации и реинтеграции бывших комбатантов; оказывать поддержку в организации выборов, защищать и поощрять права человека и оказывать помощь в восстановлении верховенства права .

    Политические миссии являются одним из элементов в целом ряду операций Организации Объединенных Наций в пользу мира, которые проводят свою работу на различных этапах цикла конфликта. В некоторых случаях после подписания мирных соглашений на смену политическим миссиям, которыми управляет на этапе мирных переговоров Департамент по политическим вопросам, приходят миссии по поддержанию мира. В некоторых случаях операциям Организации Объединенных Наций по поддержанию мира приходят на смену специальные политические миссии, задача которых заключается в отслеживании осуществления более долгосрочных по своему характеру мероприятий в области миростроительства .

    Международные суды и трибуналы

    Совет Безопасности учредил Международный уголовный трибунал по бывшей Югославии (МТБЮ) в 1993 году после того, как в бывшей Югославии в ходе военных действий были совершены широкомасштабные нарушения гуманитарного права. Он стал первым за послевоенное время судом, учрежденным Организацией Объединенных Наций в целях преследования за военные преступления, и первым после Нюрнбергского и Токийского трибуналов, которые были учреждены в конце Второй мировой войны, трибуналом для преследования за военные преступления. Трибунал рассматривает дела тех лиц, которые несут главную ответственность за такие чудовищные акты, как убийства, пытки, изнасилования, обращение в рабство и уничтожение собственности, а также за другие сопровождаемые насилием преступления. Его цель - обеспечить отправление правосудия в интересах тысяч жертв и их семей и таким образом способствовать установлению прочного мира в этом районе. По состоянию на конец 2011 года Трибунал вынес обвинительные приговоры 161 человеку .

    Совет Безопасности учредил Международный уголовный трибунал по Руанде (МУТР) в 1994 году для преследования лиц, ответственных за геноцид и другие серьезные нарушения международного гуманитарного права, совершенные в Руанде в период с 1 января по 31 декабря 1994 года. Он может также заниматься преследованием руандийских граждан, которые совершали акты геноцида и другие подобные нарушения норм международного права на территории соседних государств в этот же период. В 1998 году Трибунал по Руанде стал первым международным судом, который вынес приговор по делу о геноциде, а также в первые в истории назначил наказание за такое преступление .

    Консультативный вспомогательный орган

    Комиссия по миростроительству (КМС) является межправительственным консультативным органом, который оказывает поддержку усилиям, направленным на установление мира в странах, переживших конфликты, а также является одним из важных дополнительных инструментов международного сообщества в его деятельности в рамках широкой повестки дня в области мира .

    Комиссия по миростроительству играет уникальную роль в плане:

    обеспечения согласованного взаимодействия всех соответствующих субъектов, в том числе международных доноров, международных финансовых учреждений, национальных правительств и предоставляющих войска стран;

    мобилизации и распределения ресурсов;

    Комиссия по миростроительству является консультативным вспомогательным органом как Совета Безопасности, так и Генеральной Ассамблеи .

    Компетенция. Согласно ст. 23 Устава ООН Совет Безопасности со­стоит из 15 членов Организации. Из них 5 являются постоянными, а именно: Россия, Китай, Франция, Великобритания и Северная-Ирлан­дия, США.

    Генеральная Ассамблея избирает 10 других членов ООН в ка­честве непостоянных членов. Последние избираются на двухгодичный срок", и при их избрании должное внимание уделяется степени участия кандидатов в поддержании международного мира и безопасности и в достижении других целей Организации, а также справедливому гео­графическому распределению.

    Места непостоянных членов Совета распределяются следующим об­разом: от Азии и Африки - 5 членов, Восточной Европы - 1, Латин­ской Америки и Карибского моря - 2, Западной Европы, Канады, Но­вой Зеландии и Австралии - 2 члена.

    В последние годы на сессиях Генеральной Ассамблеи весьма актив­но обсуждается вопрос об увеличении числа членов Совета Безопасно­сти до 20 и более, в том числе постоянных - до 7-10.

    Для обеспечения быстрых и эффективных действий члены ООН воз­лагают на Совет Безопасности главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности и соглашаются в том, что при ис­полнении его обязанностей, вытекающих из этой ответственности, Со­вет Безопасности действует от их имени.

    Совет Безопасности представляет на рассмотрение Генеральной Ас­самблеи ежегодные доклады и по мере необходимости специальные док­лады.

    Совет Безопасности сможет в соответствии со своими обязанностя­ми по Уставу ООН поддерживать и укреплять международный мир и безопасность лишь в том случае, если решения Совета будут пользо­ваться полной поддержкой международного сообщества и если стороны, участвующие в конфликтах, будут выполнять эти решения в полном объеме1.

    Функции и полномочия Совета Безопасности сводятся к следующе­му: а) поддерживать международный мир и безопасность в соответствии

    Согласно Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН A/Res/47/120 А от 18 де­кабря 1992 г. «международный мир и безопасность должны рассматриваться в комплексе и усилия Организации по миростроительству, обеспечению справед­ливости, стабильности и безопасности должны охватывать не только военные во­просы, но и через ее различные органы в их соответствующих областях компетенции надлежащие политические, экономические, социальные, гумани­тарные, экологические аспекты и вопросы развития».

    346 Глава XII. Организация Объединенных Нации и се специализированные учреждения

    Бутрос Б. Гали. Повестка дня для мира. Нью-Йорк, 1992. С. 12-13.

    с целями и принципами ООН; б) расследовать любые споры или ситуа­ции, которые могут вызвать международные трения; в) делать рекомен­дации относительно методов урегулирования таких споров или условий их разрешения; г) вырабатывать планы для создания системы регулиро­вания вооружений, определять наличие угрозы миру или акта агрессии и делать рекомендации о мерах, которые надлежит принять; д) призы­вать государства - члены ООН к применению экономических санкций и других мер, не связанных с использованием вооруженных сил, для предупреждения или прекращения агрессии: е) предпринимать военные действия против агрессора; ж) делать рекомендации относительно прие­ма новых членов и условий, на которых государства могут стать участни­ками Статута Международного суда; з) осуществлять в стратегических районах функции ООН по опеке; и) делать рекомендации Генеральной Ассамблее относительно назначения Генерального секретаря и вместе с Генеральной Ассамблеей выбирать судей Международного суда; к) представлять ежегодные и специальные доклады Генеральной Ас­самблее.

    Роль ООН, и в частности Совета Безопасности, в поддержании мира и обеспечении международной безопасности сводится к осуществлению следующих четырех мероприятий.

    Превентивная дипломатия - это действия, направленные на пре­дупреждение возникновения споров между сторонами, недопущение пе­рерастания существующих споров в конфликты и ограничение масшта­бов конфликтов после их возникновения. В соответствии с Резолюцией Генеральной Ассамблеи А/Яе5/47/120 А от 18 декабря 1992 г. превентив­ная дипломатия может потребовать таких мер, как укрепление доверия, раннее предупреждение, установление фактов и другие меры, при осу­ществлении которых следует надлежащим образом сочетать консульта­ции с государствами-членами, тактичность, конфиденциальность, объ­ективность и транспарентность.

    2. Миротворчество - это действия, направленные на то, чтобы склонить враждующие стороны к соглашению, главным образом с помощью таких мирных средств, которые предусмотрены в главе VI

    Устава ООН.

    3. Поддержание мира - это обеспечение присутствия ООН в данном конкретном районе, которое связано с развертыванием военного и (или) полицейского персонала ООН, а нередко и гражданского персонала.

    4. Миростроительство в постконфликтный период - это действия, направленные на предотвращение вспышки насилия между странами и народами после ликвидации конфликта или конфликтной ситуации.

    По мнению ООН, эти четыре вида деятельности в совокупности, осуществляемые при поддержке всех членов, способны стать целостным вкладом ООН в обеспечение мира в духе ее Устава!.

    Когда Совету Безопасности сообщают о возникновении угрозы миру, он просит стороны достичь согласия мирными средствами. Совет может выступить в роли посредника или сформулировать принципы урегулирования спора. Он может просить Генерального секретаря про-

    § 4. Совет Безопасности ООН

    вести расследование и представить доклад о сложившейся ситуации. В случае начала боевых действий Совет Безопасности принимает меры к обеспечению прекращения огня. Он может с согласия заинтересован­ных сторон направить в конфликтные районы миссии по поддержанию мира для ослабления напряженности и разведения противоборствующих сил. Совет Безопасности вправе разместить миротворческие силы для предотвращения возобновления конфликта. Он обладает полномочиями принуждать к выполнению своих решений путем введения экономиче­ских санкций и принятия решения о применении коллективных воен­ных мер.

    Правовой статус миротворческих сил ООН определяется соглашени­ем между ООН и принимающим государством. В соответствии с этими соглашениями после принятия Советом Безопасности решения об учре­ждении операции по поддержанию мира соответствующие государст­ва-члены обязаны содействовать осуществлению мандата этой операции.

    Согласно ст. 5 и 6 Устава Генеральная Ассамблея по рекомендации Совета Безопасности может приостановить осуществление прав и при­вилегий, принадлежащих государству как члену организации, если про­тив него Советом Безопасности были предприняты действия превентив­ного или принудительного характера. Государство - член ООН, систе­матически нарушающее принципы, закрепленные в Уставе, может быть исключено из Организации Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности.

    Совет Безопасности действует от имени всех членов Организации. В соответствии со ст. 25 Устава члены Организации соглашаются «под­чиняться решениям Совета Безопасности и выполнять их». Согласно ст. 43 они обязуются предоставлять в распоряжение Совета Безопасно­сти по его требованию и в соответствии с особым соглашением или со­глашениями необходимые для поддержания международного мира и без­опасности вооруженные силы, помощь и соответствующие средства об­служивания, включая право прохода. Такое соглашение или соглашения определяют численность и род войск, степень их готовности и их общее расположение и характер предоставляемых средств обслуживания и по­мощи.

    Устав ООН наделяет Совет Безопасности правом на применение временных и принудительных мер. Временные меры направлены на пре­дотвращение ухудшения ситуации и не должны наносить ущерба пра­вам, притязаниям или положению заинтересованных сторон. Такие меры могут включать требование к сторонам прекратить вооруженные действия, отвести войска на определенные рубежи, а также прибегнуть к той или иной процедуре мирного урегулирования, включая вступление в непосредственные переговоры, обращение к арбитражу, использование региональных организаций и органов. Временные меры не носят прину­дительного характера. Они не являются юридически обязательными для сторон, но Совет Безопасности в соответствии со ст. 40 Устава ООН «должным образом учитывает невыполнение этих временных мер».

    Принудительные меры подразделяются на меры, не связанные с ис­пользованием вооруженных сил, и на действия с применением воору­женных сил (ст. 41 и 22 Устава). Применение их - исключительная

    348 ГлаваХЦ. Организация Объединенных Наций и се сцсшкшппрованнмс учреждения

    компетенция Совета Безопасности, составляющая одно из важнейших его полномочий.

    В соответствии со ст. 41 Устава принудительные не

    с использованием вооруженных сил, могут включать полный или час­тичный перерыв экономических отношений, железнодорожных, мор­ских, воздушных, почтовых, телеграфных, радио и других средств сооб­щения, разрыв дипломатических отношений, а также иные меры подоб­ного характера.

    В тех случаях, когда указанные выше меры становятся недостаточ­ными или неэффективными, Совет Безопасности на основе ст. 42 Устава имеет право предпринимать вооруженными силами ООН действия, не­обходимые для поддержания международного мира и безопасности. Все члены ООН обязуются предоставлять в распоряжение Совета Безопасно­сти по его требованию вооруженные силы, помощь и соответствующие средства обслуживания, включая право прохода через территорию, тер­риториальные воды и воздушное пространство. Особым видом принуди­тельных мер является приостановление осуществления прав и привиле­гий любого члена ООН, в отношении которого Совет Безопасности при­нял решение о действиях принудительного характера. Такой мерой является также исключение из членов ООН за нарушение Устава (ст. 6).

    Порядок работы. Совет Безопасности проводит свои заседания прак­тически ежедневно с целью рассмотрения вопросов своей повестки дня, предупреждения угрозы миру, принятия различных мер по контролю за конфликтами и их урегулированию и мобилизации региональной и меж­дународной поддержки этих действий. В целях обеспечения непрерыв­ности работы каждый член Совета Безопасности должен быть всегда представлен в месте пребывания ООН. В его заседаниях без права голоса может участвовать любое государство - нечлен Совета Безопасности, если обсуждаемый вопрос каким-либо образом затрагивает интересы этого члена Организации. На заседания Совета может быть приглашено государство - нечлен ООН, если оно является стороной в споре, рас­сматриваемом Советом Безопасности. Причем он ставит такие условия для участия государства - нечлена Организации, какие найдет справед­ливыми.

    Заседания Совета Безопасности, за исключением периодических за­седаний (такие заседания проводятся два раза в год), созываются Пред­седателем в любое время, когда последний считает это необходимым. Однако промежуток между заседаниями должен быть не более 14 дней.

    Председатель созывает заседание Совета Безопасности в случаях, если: а) какие-либо спор или ситуация доведены до сведения Совета Безопасности в соответствии со ст. 35 или п. 3 ст. 11 Устава ООН; б) Генеральная Ассамблея делает рекомендации или передает какой-ли­бо вопрос Совету Безопасности в соответствии с п. 2 ст. И; в) Гене­ральный секретарь обращает внимание Совета Безопасности на ка­кой-либо вопрос в соответствии со ст. 99 Устава ООН.

    Заседания Совета Безопасности обычно проводятся в месте пребы­вания ООН (т. е. в Нью-Йорке). Однако любой член Совета или Гене­ральный секретарь может предложить, чтобы Совет Безопасности соби­рался в другом месте. Если Совет Безопасности принимает такое пред­

    § 4. Совет Безопасности ООН

    ложение, он выносит решение относительно места и срока, в течение которого Совет будет заседать в этом месте.

    Председательствование в Совете Безопасности осуществляется его членами поочередно в английском алфавитном порядке их наименова­ний. Каждый председатель занимает этот пост в течение одного кален­дарного месяца.

    Английский, арабский, испанский, китайский, русский и француз­ский языки являются как официальными, так и рабочими языками Со­вета Безопасности. Речи, произнесенные на одном из шести языков, пе­реводятся на другие пять языков.

    Решения и постановления. Каждый член Совета Безопасности имеет один голос. Для решения вопросов по существу требуется большинство в девять голосов, но это количество должно включать голоса всех пяти постоянных членов Совета Безопасности. В этом заключается суть прин­ципа единогласия пяти великих держав. Этот принцип имеет особое зна­чение для успешного функционирования всей системы безопасности в рамках ООН. Он возлагает на великие державы главную ответствен­ность за эффективность деятельности Организации. СССР (а теперь Россия) и США довольно часто использовали свое право вето.

    Совет Безопасности на своих заседаниях принимает решения и ре­комендации. В любом случае они именуются резолюциями, которые яв­ляются юридически обязательными (ст. 25, 48 и др.).

    Вспомогательные органы. Согласно ст. 29 Устава Совет Безопасности может учреждать такие вспомогательные органы, какие он найдет необ­ходимыми для выполнения своих функций.

    Все эти органы подразделяются на две группы: постоянные и времен­ные. К числу постоянных относятся Военно-Штабной комитет, Комитет экспертов, Комитет по приему новых членов, Комитет по вопросу о за­седаниях Совета Безопасности вне Центральных учреждений.

    Из числа постоянных органов важнейшим является Военно-Штаб­ной комитет (ВШК), статус которого определен в ст. 47 Устава. Он раз­рабатывает планы применения вооруженных сил, дает советы и оказыва­ет помощь Совету Безопасности по всем вопросам, относящимся к воен­ным потребностям Совета Безопасности в деле поддержания международного мира и безопасности, к использованию войск, предос­тавленных в его распоряжение, командованию ими, а также регулирова­нию вооружений и возможному разоружению.

    Этот комитет состоит из начальников штабов постоянных членов Совета Безопасности или их представителей. Любой член Организации, не представленный постоянно в комитете, приглашается последним со­трудничать с ним, если эффективное осуществление обязанностей коми­тета требует участия такого государства - члена Организации в работе комитета.

    ВШК подчиняется Совету Безопасности, несет ответственность за стратегическое руководство любыми вооруженными силами, предостав­ленными в распоряжение Совета.

    Комитет проводит свои заседания обычно один раз в две недели. Од­нако это правило нарушается. Временные органы создаются Советом Безопасности для расследования конкретной ситуации и подготовки всеобъемлющего доклада. Они проводят свои заседания по мере необхо­

    350 Глава XII. Организация Объединенных Наций и ее специализированные учреждения

    димости. В качестве примера отметим Комиссию по расследованию аг­рессии, совершенной наемниками против Республики Сейшельские Острова (создана в 1981 г.). Комитет для изучения проблемы малых го­сударств в связи с вопросом о возможности их приема в члены ООН (уч­режден в 1969 г.)

    Сгатус миротворческих сил ООН. Первой операцией ООН по под­держанию мира была миссия наблюдателей со штаб-квартирой в Иеру­салиме - Орган ООН по наблюдению за выполнением условий переми­рия (ОНВУП), учрежденный в мае 1948 г. и действующий до сих пор. С 1948 г. ООН осуществила около 40 операций по поддержанию мира на четырех континентах. Среди крупнейших были операции в Конго (те­перь Заир), Камбодже, Сомали и бывшей Югославии. В настоящее вре­мя осуществляется 16 операций с участием около 70 тыс. человек из 77 стран - членов ООН. С 1948 г. в силах ООН проходили службу более 720 тыс. военнослужащих и было задействовано также несколько тысяч гражданских служащих.

    В 1991 г. в Сомали началась гражданская война, которая привела к гибели более 300 тыс. человек, а 5 млн человек оказались под угрозой голода. Для ликвидации массового голода и предотвращения массовой резни населения в 1992 г. Организация учредила операцию ООН в Сома­ли (ЮНОСОМ). В 1993 г. вместо ЮНОСОМ была сформирована ЮНИКОМ-2 в целях восстановления порядка, содействия примире­нию и воссозданию гражданского общества и экономики Сомали.

    В 1992 г. для содействия осуществлению мирного соглашения между правительством и Мозамбикским национальным сопротивлением Совет Безопасности учредил операцию ООН в Мозамбике (ЮНОМОЗ). В рам­ках ЮНОМОЗ осуществлялись наблюдение за прекращением огня, кон­троль за демобилизацией комбатантов, координация гуманитарной по­мощи. ЮНОМОЗ успешно завершила свою миссию в январе 1995 г.

    ООН способствовала прекращению 12-летнего конфликта в Камбод­же. Более 21 тыс. миротворцев из 100 стран принимали участие в опера­ции ООН в Камбодже. В соответствии с Соглашениями 1991 г. ООН уч­редила временный орган ООН в Камбодже (ЮНТАК). Его задача своди­лась к осуществлению наблюдения за прекращением огня, разоружению комбатантов, репатриированию беженцев, организации и проведению свободных и справедливых выборов. Задача ЮНТАК была успешно вы­полнена, и в сентябре 1993 г. она ликвидирована.

    ООН сыграла важную роль в окончании 8-летней войны между Ира­ном и Ираком. Предпринятые Советом Безопасности и Генеральным секретарем посреднические усилия привели в августе 1988 г. к прекра­щению огня и признанию обеими странами мирного плана ООН 1987 г. После прекращения огня между двумя противоборствующими армиями были размещены военные наблюдатели Организации в составе Ира­но-Иракской группы военных наблюдателей Организации Объединен­ных Наций (ИИГВНООН) в целях контроля за прекращением военных действий и выводом войск. ИИГВНООН завершила свою деятельность в 1991 г.

    ООН сыграла аналогичную миротворческую роль в Афганистане. По завершении продолжавшихся в течение шести лет переговоров, которые проводились личным представителем Генерального секретаря послом

    § 4. Совет Безопасности ООН

    Д. Кордовесом, Афганистан, Пакистан, СССР и США в апреле 1988 г. подписали соглашения, имевшие своей целью урегулирование конфлик­та. Для проверки хода выполнения соглашений ООН направила наблю­дателей, входящих в состав миссии добрых услуг ООН в Афганистане и Пакистане. С завершением вывода советских войск в соответствии с графиком в 1989 г. задача миссии была выполнена.

    ООН приложила много усилий для урегулирования конфликта в бывшей Югославии. Стремясь содействовать восстановлению мира, Организация в 1991 г. ввела эмбарго на поставки оружия, а Генеральный секретарь и его личный представитель оказывали содействие в поисках путей урегулирования этого кризиса. Миротворческие силы - силы Ор­ганизации Объединенных Наций по охране (СООНО), развернутые в 1992 г., стремились создать условия мира и безопасности в Хорватии, содействовали доставке грузов гуманитарной помощи в Боснию и Герце­говину и способствовали тому, чтобы бывшая Югославская Республика Македония не была втянута в конфликт. В 1995 г. СООНО были разде­лены на три операции, охватывающие три страны. В то время когда про­должались переговоры, проводившиеся под эгидой ООН, миротворче­ские силы ООН и учреждения Организации предпринимали усилия для поддержания прекращения огня, защиты населения и оказания гумани­тарной помощи.

    В начале 1995 г. «голубые каски» ООН также присутствовали во мно­гих других «горячих» районах. Миссии ООН стремились внести свой вклад в обеспечение безопасности и достижение примирения в Руанде (МООНПР, учрежденная в 1993 г.), установление мира в Анголе (КМООНА, 1989 г.), наблюдение за референдумом в Западной Сахаре (МООНРЗС, 1991 г.) и восстановление нормальных условий на Кипре (ВСООНК, 1974 г.).

    Военные наблюдатели находились в Таджикистане (МООНТ, учреж­денная в 1994 г.), в Либерии (МНООНЛ, 1993 г.), в Грузии (МООННГ, 1993 г.), на ирако-кувейтской границе (ИКМООНН, 1991 г.) и в штате Джамму и Кашмир - на линии прекращения огня между Индией и Па­кистаном (ГВНООНИП, 1949 г.). ООН не имеет своих вооруженных сил. Согласно Уставу Совет Безопасности заключает с государствами со­глашения о предоставлении в его распоряжение военных контингентов и соответствующих средств обслуживания.

    Генеральная Ассамблея в своей Резолюции Л/Ке8/48/42 от 10 декаб­ря 1993 г. поручила Генеральному секретарю включать в соглашения, за­ключенные с государствами, предоставляющими контингенты, статью, в соответствии с которой эти государства принимают меры к тому, что­бы личный состав их контингентов, участвующих в операциях ООН по поддержанию мира, имел полное представление о принципах и нормах соответствующего раздела международного права, в частности междуна­родного гуманитарного права, и принципах и целях Устава ООН.

    Эти силы применяются в общих интересах всех государств - членов ООН. Они необходимы для того, чтобы реагировать на прямую агрес­сию, будь она неминуемой или фактической. Однако нередко на практи­ке имеет место ситуация, когда заключаются соглашения о прекращении огня, но они не соблюдаются. В этом случае Организация вынуждена направлять воинские подразделения для восстановления стабильности

    352 ГлаваХИ. Организация Объединенных) 1анпн и ее специализированные учреждения

    и прекращения огня. По мнению ООН, назрела необходимость в ис­пользовании Советом Безопасности подразделений принуждения к миру в четко определенных обстоятельствах и с заранее очерченным кругом ведения. Такие подразделения, выделенные государствами-членами, могли бы использоваться по требованию соответствующих государств и состоять из добровольцев, изъявивших желание пойти на такую служ­бу. Развертывание и операции таких сил должны осуществляться с санк­ции Совета Безопасности; также как и силы по поддержанию мира, они находились бы под командованием Генерального секретаря ООН. Такие подразделения принуждения к миру не следует пугать с силами, которые могут быть в конечном счете созданы в соответствии со ст. 42 и 43 для реагирования на акты агрессии, или с военным персоналом, который правительства могут согласиться иметь в качестве резервного континген­та для предоставления в распоряжение операций по поддержанию мира. Миротворчество нередко является прелюдией к поддержанию мира - точно так же, как развертывание сил ООН на месте может расширить возможности предотвращения конфликта, обеспечить миротворческие усилия и во многих случаях служить предпосылкой для миротворчества.

    С 1948 г. в миротворческих силах ООН задействовано более 750 тыс. человек из ПО государств. Из них погибло около 2 тыс. человек.

    Совет Безопасности ООН – это главный орган Организации Объединенных Наций, который отвечает за международную безопасность и мир во всем мире. Первое заседание Совета произошло в 1946 году в Лондоне. Уже через несколько лет место пребывания поменялось, и с 1952 года заседание проходит в Нью-Йорке. За всю историю случались и выездные совещания – в Эфиопии, Панаме, Швейцарии и Кении.

    История создания

    Идея создания подобной организации появилась еще в 1941 году. Тогда между СССР и Польшей была заключена Декларация, которая занималась бы укреплением и поддержанием мира. Этот документ содержал призыв к созданию такой организации, которая занималась бы обеспечением не просто мира, а справедливости. Поэтому в состав должны были входить только демократические страны.

    Если создание подобной организации и случится, тогда решать все мировые конфликты должно международное право с привлечением военных сил участвующих стран. Но, несмотря на ситуацию в мире, тогда мало кто поддержал данную Декларацию.

    Конкретно сама организация уже начала зарождаться на территории СССР. Именно тут было принято решение о формировании государств в единую организацию по защите мира во всем мире – Совет Безопасности ООН. Так как СССР внес огромный вклад в ликвидацию фашистского агрессора, то здесь в 1943 году была подписана Московская декларация при участии США, Китая, Великобритании и самих хозяев.

    В уставе этого документа было сказано, что страны-лидеры понимают необходимость создания подобной организации, которая занималась бы урегулированием конфликтов. Основным принципом должен был стать суверенитет. Каждая из вышеуказанных стран брала на себя ответственность за другие государства.

    При этом основатели могут между собой консультироваться, если это необходимо, а также брать во внимание мнение других членов организации. Также страны-лидеры обязались не использовать оружие на территории других государств, только в случае если это может решить поставленные цели организации.

    Позже исследователи зарождения ООН решили считать местом создания организации именно Москву, так как здесь был подписан основополагающий документ. После Московской конференции было собрано совещание в Тегеране, где и была подписана Декларация в 1943 году, 1 декабря.

    В документе государства Совета Безопасности ООН указали на то, что они берут на себя ношу урегулирования мировых конфликтов и защиту стран таким способом, который удовлетворял бы подавляющую массу народа и который помог бы ликвидировать бедствия и войны.

    Длительное время подготавливались все документы к утверждению данной организации. Несмотря на мощь будущего проекта, Рузвельт подчеркивал то, что данное формирование не является сверхгосударством со своими правами и полицией.

    Непосредственно перед подписанием была проведена Ялтинская конференция, которая поднимала вопрос о привлечении других стран в данную организацию. А также главный принцип принятия решения – это единогласие. В свою очередь, СССР настоял на первоначальном принятии Белорусской и Украинской ССР в состав ООН.

    Детали

    Над Уставом ООН работали длительный период, и окончательная его версия появилась в июне 1945 года. После его ратификации, в октябре этого года он был подписан и вступил в силу. Поэтому 24 октября 1945 года считается днем основания ООН.

    В преамбуле главного документа организации указывалась решительность стран наций перед будущими угрозами мира. Каждое государство обязуется избавить будущее поколение от войн и бедствий. Также провозглашалась острая необходимость соблюдения прав человека, его достоинство и ценность личности.

    Чтобы избежать дальнейших проблем, члены Совета Безопасности ООН обязались друг перед другом жить в мире и согласии. Объединиться для сохранения международного мира и безопасности. А также помогать социальному и экономическому мировому прогрессу.

    Состав

    Список членов Совета Безопасности ООН меняется каждые два года. В него входит 15 стран. Из них пять – постоянные члены Совета Безопасности ООН, и 10 - временные. В пятерку «постояльцев» входят Россия, Великобритания, Китай, США и Франция. Регулярности встреч этих государств не наблюдается, но при необходимости они должны немедленно съехаться. Если на кону какое-либо решение, для его принятия необходимо 9 голосов. Но следует учитывать и право вето, о котором мы поговорим чуть позже.

    С 2016 года новыми временными членами Совета Безопасности ООН являются: Уругвай, Украина, Египет, Сенегал и Япония. Они заменили Чад, Нигерию, Чили, Иорданию и Литву. Пять новых «сотрудников» избрала Генеральная Ассамблея ООН. Совет Безопасности обзаведется новыми временными членами уже в 2017 году, так как выборы происходят каждые два года.

    Ныне главным конфликтом данного формирования ООН считается его субъективность. Десять временных членов смирились со своим положением – «актеры второго плана», но некоторые и по сей день указывают на несправедливость в решениях Совета Безопасности. Несмотря на это, стоит напомнить, что для принятия решения все-таки необходимо 9 голосов из 15, а поэтому во многих случаях временные члены играют решающую роль.

    Ныне членами ООН остаются 193 государства.

    Цели

    Цели ООН оглашены в первых двух пунктах Устава:

    • Поддержка мира и безопасности, ради которых возможно применение эффективных коллективных мер, для ликвидации угрозы войны в любых проявлениях.
    • Заниматься разрешением споров, которые приводят к нарушению мирного положения, с помощью международного права и принципов справедливости.
    • Заботиться о мирной ситуации на земном шаре, поддерживать дружеские отношения не только между членами ООН, но и между всеми странами. При этом использовать принципы равноправия для укрепления мира.
    • Поддерживать многостороннее сотрудничество в целях обеспечения мира, а также развития всех сфер общества.
    • Быть центром урегулирования конфликтов и соблюдать поставленные цели.

    Подобный расклад дел указывает на то, что Совет Безопасности ООН является самостоятельным органом, который способен решать не только поставленные задачи, указанные в Уставе, но и разрешать конфликты, сформированные в резолюции.

    Привилегии и иммунитеты

    Документ, который регламентирует привилегии и иммунитеты, ООН был принят в 1946 году. При этом в Конвенции затрагивается вопрос как о самой организации, так и о сотрудниках. Если не брать во внимание сложную юридическую формулировку, все привилегии и иммунитеты можно описать следующим образом:

    1. На организацию и её имущество не влияют любые формы вмешательства суда. Исключением может послужить отказ ООН от данного пункта.
    2. Нельзя в помещениях организации проводить обыск, арест, конфискацию и прочее.
    3. Вся документация ООН является неприкосновенной.
    4. На организацию не действует система налогообложения, а также денежные переводы могут беспрепятственно направляться в любое государство.
    5. На организацию не действуют любые таможенные сборы, а также ограничения при импорте и экспорте.
    6. ООН имеет право использовать дипломатические связи, вплоть до шифров и личных курьеров.

    Это то, что касается иммунитетов и привилегий для организации, а вот касательно сотрудников, здесь следует поделить данные правила на несколько групп. Генеральный секретарь и его семья могут использовать все существующие дипломатические привилегии. Должностные лица организации избавлены от судебной ответственности за то, что они совершили во время несения службы. Также эти люди избавлены от налогообложения, а вступив в должность, беспрепятственно могут ввозить имущество. Должностные лица ООН избавлены от государственной служебной повинности, в этом случае данным людям необязательно отдавать долг государству и отправляться в армию.

    А третья группа состоит из экспертов, занимающихся командировками по делам организации. Они избавлены как от личного ареста, так и от конфискации багажа. Также иммунитет распространяется на судебно-процессуальные решения, но только в случае действий, совершенных во время службы. Для них доступно использование шифров и кодов, а их документы имеют статус неприкосновенности.

    Своего иммунитета Генеральный секретарь может лишиться только в случае такового решения Совета Безопасности. А вот снимать привилегии и иммунитет с других сотрудников Генсек может любое время. В первом случае данный вопрос в истории не поднимался ни разу, а вот факт снятия полномочий с сотрудника ООН существовал в архиве. Один из переводчиков злоупотреблял служебным положением, также был пойман на взятке, а поэтому был осужден правительством США.

    Полномочия

    Функции и полномочия Совета Безопасности прописаны в Уставе ООН. Итак, организация занимается:

    • Поддержанием международного мира и безопасности, в соответствии с целями Устава ООН.
    • Расследованием любого спора и конфликта, которые могут нарушить международную безопасность.
    • Оглашением рекомендаций по поводу урегулирования конфликтов.
    • Определением существования угрозы мирной ситуации или акта агрессии.
    • Призывом членов ООН к формированию санкций, не связанных с военными действиями, для прекращения агрессии и разжигания конфликта.
    • Введением военных действий против агрессора при острой необходимости.
    • Рекомендацией Генеральной Ассамблее новых временных членов.
    • Рекомендацией уполномоченного на пост Генерального секретаря.

    По вышеуказанным пунктам ясно, что Совет Безопасности ООН – это миротворческая сила, которая играет решающую роль в урегулировании мировых конфликтов. Кроме того, организация имеет право предпринять любые меры по обеспечению международной безопасности, даже если будет необходимость в применении оружия.

    Вето

    Как уже известно, пользоваться вето могут лишь постоянные члены Совета Безопасности ООН – Китай, Россия, США, Великобритания и Франция. Чтобы принять резолюцию, необходимо 9 голосов из 15. Но если один или более постоянных членов наложат вето на данный вопрос, то решение не будет принято.

    Конечно, данная процедура заставляет задуматься, ведь не со всеми решениями, которые принимает Совет Безопасности ООН, страны-лидеры могут быть согласны. А поэтому, наложив вето на резолюцию, они с легкостью обезопасят себя от нежелательного решения. Хотя в Уставе сказано, что сторона, которая участвует в споре, должна воздержаться от голосования.

    За время существования организации все пять членов не единожды использовали свое право на вето. Кстати, стоит сказать, что в Уставе прописано и правило, при котором постоянный член может не использовать право вето, но отказаться от голосования.

    Резолюция

    Резолюции Совета Безопасности ООН – это документы, которые касаются не только деятельности самой организации, но и вопросов, касающихся действий ООН по урегулированию конфликтов и обеспечению международной безопасности. С помощью резолюции вводятся санкции, разрешаются военные меры против агрессора, проводят трибуналы, распределяются мандаты миротворцев, производятся ограничительные меры.

    Данный правовой акт принимается или отклоняется путем голосования 15 членов. Решения Совета Безопасности ООН приняты только тогда, когда "За" проголосовали 9 и более участников (исключая вето).

    Бюджет

    Откуда же берутся деньги в Совете Безопасности и в самой Организации Объединенных Наций? Как указывают официальные документы, источниками финансов являются члены ООН. Их взносы можно оценить по шкале, которая была утверждена Генассамблеей. Существует также и Комитет по взносам, где трудятся 18 специалистов. Причем данный отдел напрямую сотрудничает с Административным и Бюджетным комитетом.

    Шкала взносов определяется с помощью критерия – платежеспособность государства. Определение здесь зависит от доли валового национального продукта, дохода на душу населения и множества других факторов. При этом каждые три года, после изучения статистических данных, эта шкала меняет показатели, в соответствии с экономической ситуацией во всем мире.

    Кроме регулярного бюджета, в ООН существует дополнительный – траты на трибуналы и миротворческие операции. Его также поддерживают своими взносами члены организации.

    Не стоит забывать, что у Организации Объединенных Наций существует множество фондов, каждый из которых имеет свой бюджет. Его «подпитывают» добровольно либо государства, либо частные лица. Остальные учреждения ООН также имеют собственный бюджет, в том числе и Совет Безопасности ООН. Постоянный член также участвует в формировании бюджета.

    Исторические решения

    Говоря об объективности в принятии решения, конечно же, стоит отметить самые скандальные решения, которые повлияли на ход событий и в очередной раз показали, что принятие резолюции Совета Безопасности ООН не всегда приводит к мирному урегулированию конфликта.

    Первым критическим решением стала для мира новость о разделе Палестины. В 1947 году встал вопрос о том, чтобы на территории построить две страны – Арабскую и Еврейскую. Под международным влиянием должны были оказаться Иерусалим и Вифлеем. Уже на следующий год в Палестине возникло настоящее противостояние евреев и арабов. Когда Израиль одержал победу, он захватил территорию гораздо больше. Стоит сказать, что периодически последствия данного решения отображаются на ситуации в стране и ныне.

    Позже, уже в 1975 году, возникла резолюция о сионизме. Тогда ООН и Израиль снова столкнулись в непонимании. Тогда Совет Безопасности ООН выносил решения о ликвидации всех форм расизма и дискриминации. При этом США высказывали свое несогласие и осудили резолюции наряду с Израилем, Европарламентом, Парагваем, Уругваем и ЮАР. Уже в 1991 году документ потерял свою силу.

    В 2011 году Совет Безопасности Организации Объединенных Наций принял еще одну резолюцию, которая предполагала иностранное вмешательство в Гражданскую войну в Ливии. По документам, необходимо было защитить мирных жителей. Но на практике оказалось, что множество гражданских объектов находились под бомбардировкой коалиции. Результатом такого вмешательства стало огромное количество жертв, поражение и убийство Каддафи.

    А вот резолюция Совета Безопасности ООН относительно Косово до сих пор остается неоднозначной. Она была принята в 1999 году и обязала стороны ликвидировать боевые действия и вернуть мирную ситуацию в страну. Причем в этом документе указаны положения, которые отвечают за суверенитет и территориальную целостность Югославии. Большинство участников голосования были против раздела страны и утверждали информацию о незаконном провозглашении независимости Косово.

    Еще одна из сомнительных резолюций была принята совсем недавно, в 2014 году. Она гласила о территориальной целостности Украины. ООН подтверждали незаконное присоединение Крыма к России, а референдум, по их мнению, не является легитимным.

    Стоит понимать, что работа данной организации имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Но несмотря на недопонимания со стороны общества, все-таки Совет добросовестно отвечает за международную безопасность и заботится о мирном разрешении конфликтов.