Перспективные ударные комплексы мгновенного глобального удара. Обо что разобьется «глобальный удар» США

Глобальный мгновенный удар (Prompt Global Strike, PGS) - это стратегическая концепция армии США, согласно которой Пентагон с 2002 года начал долговременную реформу по перестройке структуры видов вооруженных сил.

Цель обозначена: поддержание американских интересов в глобальном масштабе. PGS включает в себя комплексы вооружений. Это - МБР шахтного и морского базирования, гиперзвуковое оружие воздушного, сухопутного и космического базирования, а также высокоточные крылатые ракеты воздушного и морского базирования.

Заявленные цели

В апреле 2018 года исследовательская служба Конгресса США опубликовала доклад «Conventional Prompt Global Strike and Long-Range Ballistic Missiles: Background and Issues», который подготовил специалист по политике в области ядерного оружия Эмми Ф. Вульф. В документе говорится о том, что необходимость концепции Prompt Global Strike рассматривалась Пентагоном неоднократно в Четырехгодичном обзоре оборонной политики (Qudrennial Defense Review, QDR) в 2001, 2006 и 2010 годах. В 2001 году в QDR отмечалось, что стратегия обороны страны «основывается на предположении, что армия США имеет возможность проецировать силу по всему миру».

QDR 2006 года, в связи с расширением потребности в оперативных глобальных ударных операциях, отмечал, что армия США имеет возможность «атаковать стационарные защищенные объекты, мобильные цели, оперативно с применением высокоточного оружия в любой точке мира по указанию президента».

В этом же QDR делался акцент на развертывании в течение 2-4 лет группировок подводных лодок с МБР Trident II D5 с обычными боеголовками - для обеспечения задач PGS без применения ядерного оружия.

В QDR 2010 года отмечалось, что «расширение возможностей нанесения точных ударов на большие расстояния является не только одним из средств противодействия растущим угрозам США, ее военным базам во всем мире, но обеспечением возможности Пентагону прогнозировать применение силы по всему миру».

Командующий STRATCOM в 2004-2007 годах генерал Джеймс Картрайт подчеркивал, что PGS это не только доставка оружия к цели: «PGS включает в себя умение быстро планировать операции по применению высокоточного оружия и понимание того, что время от оценки до принятия решения на применение оружия, а также получаемый эффект выдвигают повышенные требования к разведке, которая должна обеспечить миссию PGS».

Большинство американских аналитиков сходятся во мнении, что армия США пока не имеет возможностей для обеспечения разведывательных потребностей в интересах PGS.

С октября 2002 года STRATCOM объединилось с Космическим командованием США (SpaceCom). Слияние дало обновленной структуре «возможность проецировать силу по всему миру через космическую и информационную войну». Пентагон реорганизовал STRATCOM для того, чтобы появилась возможность выполнять новые боевые задачи, включая планирование и осуществление операций в рамках PGS.

В июле 2006 года STRATCOM создал в своей структуре обособленное подразделение, объединяющее все функции управления операциями PGS - Joint Functional Component Command for Global Strike (JFCC-GS). Согласно заявлению STRATCOM, JFCC-GS предназначено «для оптимизации планирования, исполнения и управления ВС США в боевых операциях по сдерживанию нападений на территорию США, а также на ее военное имущество и базы за рубежом». JFCC-GS должно обеспечить отражение любых угроз за счет глобального применения вооружения создающего «глобальные кинетические и некинетические боевые эффекты».

Сценарии

В 2009 году Defense Science Board (Совет министерства обороны США по науке, DSB) подготовил пять сценариев по применению вооруженной силы в рамках PGS. По мнению военных аналитиков, армия США может применить глобальный удар в следующих случаях.

Во-первых, когда почти равный по мощи военный противник использовал свой противокосмический потенциал для уничтожения американского спутника.

Во-вторых, когда США захотели уничтожить компоненты ядерного оружия, которые террористическая организация поставила нейтральной стране.

В-третьих, комплекс оружия массового уничтожения временно находится в сельской местности нейтральной страны.

В-четвертых, руководство террористической организации собралось в известном месте в нейтральной стране.

И в-пятых, когда государство-изгой, вооруженное ядерным оружием, угрожает применить это оружие против США или их союзника.
В этих сценариях было отмечено, что США не могут обеспечить разведданные в режиме реального времени для достижения эффективности применения оружия PGS. Поэтому ставка делалась на наиболее быстром применении этого оружия в течение нескольких минут, не дожидаясь получения уточняющей развединформации, которая может поступить в течение нескольких часов.

В QDR 2010 года отмечалось, что «США могут использовать для PGS комплекс различных систем вооружений. В ближайшей перспективе они могут включать самолеты средней или большой дальности, крылатые ракеты, запускаемые с бомбардировщиков или подводных лодок, и МБР, базирующиеся на море или на суше». Таким образом, к ядерной триаде добавились комплексы высокоточного оружия.

В качестве обоснования такого расширения QDR 2010 года приводит слова генерала Джеймса Картрайта, которые он сказал на слушаниях сената в 2006 году. В частности, генерал отметил, что повышение точности МБР приведет к более эффективному их применению по особо важным объектам противника, а высокоточные крылатые ракеты смогут поразить до 30% целей, которые раньше были закреплены за МБР.

Гиперзвуковые компоненты

В 2003 году ВВС США и DARPA инициировали программу, известную как FALCON (Force application and launch from continental United States, - применение силы и запуск с континентальной части США). Она была разработана с целью создания ракеты-носителя (РН), похожей на баллистическую ракету, и гиперзвукового спускаемого аппарата - Сommon aero vehicle (CAV), для выполнения боевых миссий в рамках PGS.

При запуске РН (модифицированной МБР) CAV должен перемещаться со скоростью 5М (пять чисел Маха) для того, чтобы доставить боеголовку из США в любую точку Земли менее, чем за два часа. Комплекс Falcon CAV должен быть готов к запуску в течение 24 часов. Скоростной боевой блок CAV после отделения от РН должен совершать маневренный полет, поражать как стационарные, так и мобильные цели на всю глубину территории противника. Для поражения мобильных целей CAV будет получать актуальную информацию с точными координатами цели. Вероятное отклонение от точки цели для CAV составляет до 3 метров.

По замыслу командования ВВС США, пусковые установки по программе FALCON должны располагаться вне зоны базирования шахтных МБР. В качестве первых баз, на которых могут быть размещены Falcon CAV, командование ВВС США предложили базу ВВС Ванденберг на западном побережье и мыс Канаверал на восточном побережье.

Целью программы HTV-2, разрабатываемой DARPA, является разработка планирующего гиперзвукового аппарата, который после запуска в верхние слои атмосферы планировал бы до цели со скоростью около 20 чисел Маха. «Он должен быть спроектирован таким образом, чтобы через 30 минут добраться от базы ВВС Ванденберг до цели вблизи атолла Кваджалейн в Тихом океане», - заявляли в DARPA.

22 апреля 2010 года министерство обороны провело первое испытание корабля HTV-2, запустив его на ракете Minotaur IV с авиабазы Ванденберг в Калифорнии. HTV-2 достиг заданных параметров полета в атмосфере, после чего, через девять минут после взлета, с ним была потеряна связь. Запуск признали успешным, хотя HTV-2 так и не смог пролететь расстояние в 6.600 км за планируемые 30 минут.

Второе испытание HTV-2 состоялось 10 августа 2011 года. По данным DARPA, ракета Minotaur IV успешно вывела HTV-2 на заданную траекторию, он успешно отделился от РН и перешел на аэродинамический полет со скоростью 20 чисел Маха. Однако во время движения HTV-2 «испытал аномалию полета», что побудило его совершить «контролируемый спуск и упасть в океан».

Помимо этого DARPA разрабатывает новую систему, известную как ArcLight, которая могла бы служить альтернативным оружием для PGS. Программа ArcLight будет использовать «высокотехнологичную ракету на основе текущей стандартной ракеты-носителя с гиперзвуковым планером, который пролетит более 3.700 км до своей цели». В качестве ракеты выбрана X-51А WaveRider, которая совершила два испытательных полета, достигнув показателей скорости в 5,2 Маха.

ArcLight будет запускаться с пусковых установок Mark 41 ВМС США - как с подводных лодок, так и с надводных кораблей. Mark 41 является универсальной пусковой установкой для КР «Томагавк» и противоракет SM-3 системы Aegis combat system морского и сухопутного базирования.

Армия США разработала свой гиперзвуковой комплекс - Advanced Hypersonic Weapon (AHW). AHW имеет коническую конструкцию. Приближаясь к цели, он маневрирует и поражает ее с помощью системы точного наведения. U.S. Аrmy провела успешные летные испытания AHW 17 ноября 2011 года.

Система, запущенная с тихоокеанского ракетного полигона на Гавайях, использовала РН, созданную на основе снятой с вооружения МБР Polaris ВМС США. По сообщениям прессы, AHW пролетел 3.860 километров до атолла Кваджалейн.

Не называется, но финансируется

В отличие от администрации Барака Обамы, команда Дональда Трампа не стала открыто рассматривать PGS ни в стратегии национальной обороны, ни в Новой ядерной доктрине, но в тексты этих документов включила все основные программные термины PGS из документов STRATCOM, ВВС США, DARPA и Defense Science Board.

Программа PGS является основой военной стратегии США по сдерживанию и ответом на угрозы своим интересам. Это подтверждается тем фактом, что финансирование подпрограмм, входящих в реализацию PGS, было продолжено в 2018-м и будет продолжено в 2019 году. Подпрограмма, связанная с МБР Trident II D5, практически отработана. Гиперзвуковые комплексы Falcon CAV, HTV-2, AHW и ArcLight пока находятся на стадии опытных конструкторских работ и могут появиться в виде комплексов оружия не раньше 2025-2030 года.

Подводя итог, можно сказать следующее: PGS не только расширила ядерную триаду США крылатыми ракетами, но и стремится вывести ее на новый качественный уровень за счет разработок высокоточных систем гиперзвукового оружия.

Министерство обороны России бьет тревогу. Как заявил 12 октября представитель ведомства Александр Емельянов, Пентагон приступил к созданию перспективных комплексов мгновенного глобального удара (Prompt Global Strike). Первые образцы нового оружия американская армия получит уже к 2020 году. СМИ отреагировали на заявление паническими заголовками в стиле "США смогут уничтожить Россию за 60 минут". Многие эксперты, однако, считают эти опасения сильно преувеличенными и вспоминают историю с американской программой "звездных войн" СОИ, которая на поверку оказалась полным блефом. Военный обозреватель портала Москва 24 Алексей Степанов разделяет это мнение и обосновывает его цифрами.

Напомним, что концепция мгновенного (быстрого) глобального удара предусматривает нанесение максимального ущерба гражданской и военной инфраструктуре противника неядерными средствами в предельно сжатые сроки. Государство-жертва просто не успеет адекватно ответить на агрессию. Кроме того, в случае такого удара потери среди мирного населения будут сведены к минимуму, что по идее сильно повлияет на решимость применения в ответ оставшегося ядерного оружия. Впервые на высоком уровне о такой опасности в июне 2013 заявил вице-премьер Дмитрий Рогозин. По его оценкам, в случае реализации концепции, США за шесть часов смогут уничтожить 80−90% ядерного потенциала противника, читай − России. Однако эти цифры вызывают массу справедливых вопросов, на которые пока никто так и не сумел дать внятные ответы.

Итак, главной целью агрессора, если верить Дмитрию Рогозину, в первую очередь станут наши стратегические ядерные силы. Основу арсенала российских Ракетных войск стратегического назначения составляют межконтинентальные ракеты шахтного базирования: по последним данным, таковых на дежурстве находится более 150 единиц. Цель крайне непростая даже для ядерного оружия. Так, по существующим оценкам, для гарантированного уничтожения шахтной пусковой установки требуется в непосредственной близости от цели создать мощную ударную волну с избыточным давлением 200 атмосфер. Самой точной не только в арсенале США, но и во всем мире считается американская межконтинентальная ракета морского базирования Trident-2. Круговое вероятное отклонение (КВО) ее боеголовок (вероятность попадания − 50%) составляет 100−120 м от цели: в этом радиусе взрыв используемой на Trident-2 боеголовки W88 способен создать избыточное давление у цели в 1750 атмосфер. При 1,8 КВО (вероятность попадания − 90%) взрыв этой же боеголовки накроет цель ударной волной с избыточным давлением минимум 380 атмосфер, то есть Trident-2 практически полностью гарантирует уничтожение ракеты в шахте. Но есть одно "но": мощность боеголовки W88 составляет 455 килотонн в тротиловом эквиваленте. Мы же говорим о неядерном ударе, поэтому для уничтожения ракеты в шахте необходим некий боеприпас, способный ударить с внушительной силой точно по ее крышке, пролетев тысячи километров. Чем же таким интересным обладают или в ближайшее время смогут обладать Соединенные Штаты?

По имеющейся информации, концепция быстрого глобального удара предполагает использование трех основных видов оружия. К разряду уже реализованных систем можно отнести неядерные боевые блоки для уже состоящих на вооружении межконтинентальных баллистических ракет. Ракета, как и в случае ядерного удара, поднимает боевой блок на низкую околоземную орбиту, после чего он отделяется от платформы и по баллистической траектории с гиперзвуковой скоростью устремляется в цель. Красиво, да только никто не знает, почему вдруг точность этого боеприпаса или аппарата-камикадзе будет выше, чем у ядерной боеголовки. Дело в том, что весь путь из космоса до цели боеприпасу придется преодолевать в облаке плазмы − скорость боеголовки в атмосфере составляет 12−15 скоростей звука. А это значит, что такой аппарат не сможет принимать радиосигналы, в том числе и сигналы GPS.

Фото: ТАСС/Ben Listerman/Department of Defence/Zuma

В качестве другого карающего меча мгновенного глобального удара сегодня называют гиперзвуковые крылатые ракеты. Так, в США уже несколько лет разрабатывается ракета Х-51 Waverider. Пока лучшее достижение экспериментального аппарата − полет на расстояние 426 км со скоростью 5,1 Маха. Явно недостаточно для нанесения удара из-за океана! Кроме того, судя по отрывочным сведениям в СМИ, аппарат этот пока летает исключительно по прямой, говорить о том, что он сможет маневрировать, пока не приходится. И, как в случае с неядерными блоками для баллистических ракет, здесь также возникает проблема с навигацией и радиосвязью. А он, напомним, должен попадать в крышку ракетной шахты площадью 15−20 кв. м.

К третьему типу оружия мгновенного глобального удара относят так называемое кинетическое оружие. Сообщается, что оно будет представлять собой сбрасываемые на цель с космической орбиты вольфрамовые стержни длиной 5−10 м. Мощность удара при встрече такого стержня с землей будет эквивалентна взрыву 10−12 тонн тротила, и этого вполне достаточно, чтобы разворотить крышку шахты "Сатаны". Якобы для отработки такой концепции американцы построили загадочный космоплан Х-37В, который в последний раз два года дежурил на орбите, после чего вернулся на Землю. Но в то, что с орбиты кто-то сможет метнуть вольфрамовый лом с такой потрясающей точностью, верится с огромным трудом.

"Складывается ощущение, что страшилки про мгновенный глобальный удар выгодно тиражировать не столько американцам, сколько нашим же генералам и чиновникам от ОПК, − рассказывает источник в оборонно-промышленном комплексе. − Возможно, кто-то таким образом пытается выбить дополнительные деньги из бюджета. Особенно это актуально сегодня, когда оборонные расходы значительно сокращаются".

МОСКВА, 13 окт — РИА Новости . В Министерстве обороны заявили, что наращивание американского ПРО, количество противоракет которой к 2022 году превысит 1000 единиц, представляет угрозу для глобальной безопасности.

Комплексы мгновенного глобального удара

В США создадут новую крылатую ракету, способную нести ядерный заряд Предполагаемая сумма контракта с компанией-разработчиком составит 900 миллионов долларов. Данным видом ракет планируют оснастить бомбардировщики дальнего радиуса действий.

Представитель Минобороны также заявил, что США приступили к разработке перспективных ударных комплексов мгновенного глобального удара. По словам Емельянова, американские военные разрабатывают данные комплексы в рамках реализации концепции совместного использования наступательных и оборонительных вооружений.

По мнению представителя Минобороны, "в неядерном оснащении эти комплексы должны решать те же задачи, что сегодня возложены на стратегические ядерные силы".

Емельянов также заявил о взаимосвязи планов по развертыванию системы ПРО и созданию средств мгновенного глобального удара.

"При нанесении "разоружающего" удара по объектам российских и китайских стратегических ядерных сил значительно возрастает эффективность американской системы ПРО", — отметил он.

Представитель Минобороны также подчеркнул, что США, создавая средство мгновенного глобального удара, стремится разрушить сложившийся баланс сил, а также обеспечить глобальное стратегическое доминирование.

Емельянов также рассказал об эффективности разведсредств американской ПРО. По словам представителя Минобороны, эти средства не только могут обнаружить старт российских ракет, но и дать целеуказания для перехвата их боевых блоков.

Настоящая угроза

Как заявил представитель Минобороны, возможности огневых средств системы ПРО США с учетом работ по их модернизации представляют угрозу для российского потенциала сдерживания.

Представитель военного ведомства также сообщил, что на территории Европы развернуто более 60 таких противоракет, в то время как около 150 противоракет развернуто в составе Азиатско-Тихоокеанского регионального сегмента ПРО".

"По нашим оценкам, к 2022 году количество противоракет системы ПРО составит более 1000 единиц, а в перспективе превысит число боевых блоков, развернутых на российских межконтинентальных ракетах", — добавил Емельянов.

В российском военном ведомстве также рассказали, зачем США наращивают ПРО. По мнению представителя Минобороны, Вашингтон намерен создать необходимые условия для использования ядерного оружия с минимальными издержками. Однако российские военные предупредили, что это может иметь серьезные последствия в сфере безопасности.

Угроза космической деятельности

В Министерстве обороны России также заявили, что разрабатывающаяся американская система ПРО несет угрозы космической деятельности и не дает добиться демилитаризации космоса.

"Создаваемая система ПРО представляет угрозу для безопасности международной космической деятельности, препятствует достижению договоренностей о неразмещении оружия в космосе", — сообщил представитель Минобороны Емельянов.

Кроме того, в ведомстве рассказали о том, как могут измениться возможности американской системы противоракетной обороны с помощью низкоорбитальных средств обнаружения баллистических ракет.

Чьи ракеты меньше? США грозятся выйти из Договора РСМД Эксперты полагают, что американцы уже создали все условия для своего фактического выхода из Договора по ракетам средней и меньшей дальности. И именно по этой причине обвиняют нас в нарушении этого договора.

"За счет передачи данных непосредственно с космического аппарата на борт противоракеты возможности системы ПРО США выйдут на качественно новый уровень", — добавил Емельянов

Вводят в заблуждение

По словам Емельянова, США также используют нереальные сценарии работы ПРО, чтобы ввести в заблуждение международное сообщество. Представитель Минобороны отметил, что это приводит к тому, что реальные возможности средств ПРО сложно оценить в такой ситуации.

Емельянов добавил, что российские военные многократно призывали американских коллег обратить внимание на опасность, которая исходит от глобальной системы ПРО для стратегического баланса в мире. Однако, по словам представителя военного ведомства, США игнорируют аргументы российской стороны.

Предисловие

Тема глобального удара по Российской Федерации автором будет раскрыта в серии из пяти частей в течение двух недель (каждая тема через 2-3 суток). Вместо слова «быстрый» в статьях СМИ также используются термины «мгновенный», «молниеносный» и «внезапный».


В сообщениях при изложении своего мнения автор будет использовать термин «внезапный глобальный удар» (ВГУ) или ставить пометку «МА: » (мнение автора). При цитировании текста автор взял на себя смелость несколько исказить отдельные термины (например, «ядерный боезаряд» или «ядерную боеголовку» изменяет на «ядерный боеприпас» и т.д.) с целью уменьшения сокращений, используемых в тексте. При обсуждении сообщений на форуме автор оставляет за собой право не отвечать на любые комментарии и вопросы. Есть вопросы – задайте в личку. Если одинаковый вопрос в сообщениях поддержит более 20 форумчан – отвечу. Мнение автора может расходиться с мнением других людей с сайта. Поэтому заранее прошу извинения у них и обязуюсь прочитать Ваши комментарии, которые будут помещаться в течение 7 суток.

Планы ядерных ударов США по СССР и России. Односторонние инициативы по уменьшению запасов ядерного

С 80-х годов и до распада СССР в конце 1991 года существовало множество планов нанесения ядерных ударов США по территории СССР, которые предусматривали ведение ядерной войны в течение 3-6 месяцев.

27 сентября 1991 года Президент США Д.Буш (старший) объявил, что США в одностороннем порядке обязуется:
- ликвидировать ядерное оружие (ЯО) малой дальности наземного базирования (артиллерийские снаряды, боеголовки баллистических ракет (БР) малой дальности):
- снять тактическое ядерное оружие (ТЯО) с надводных кораблей, ударных подводных лодок (имеются в виду многоцелевые подводные лодки), морской авиации наземного базирования. Большая часть ядерных боеприпасов (ЯБП) наземного и морского базирования будет демонтирована и уничтожена, а остальные будут храниться на центральных пунктах хранения;
- стратегические бомбардировщики (СБ) выводятся из состояния боевого дежурства;
- прекращается разработка МБР МХ мобильного базирования;
- отменяется программа создания ядерной ракеты малой дальности для СБ;
- упорядочить управление стратегическими ядерными силами (СЯС) (оперативные командования ядерными силами ВМС и ВВС сводятся в стратегическое командование США под началом одного командующего с участием обоих видов ВС).

5 октября 1991 года встречное заявление сделал руководитель СССР М.Горбачев :
- ликвидируются все ядерные артиллерийские боеприпасы и ЯБП тактических ракет;
- изымаются из войск и сосредотачиваются на центральных базах ЯБП зенитных ракет, часть из них ликвидируется;
- ликвидируются все ядерные мины;
- снимается все ТЯО с надводных кораблей и многоцелевых подводных лодок. Это оружие, а также ЯО авиации ВМФ наземного базирования складируется в местах централизованного хранения, часть его ликвидируется;
- СБ выводятся из состояние боевого дежурства, а их ЯО размещается на войсковых складах;
- прекращается разработка модифицированной ядерной ракеты малой дальности для СБ;
- прекращается разработка малогабаритной МБР;
- не наращивается количество пусковых установок (ПУ) МБР железнодорожного базирования сверх имеющихся и не будет осуществляться модернизация этих ракет. Все МБР железнодорожного базирования будут находиться в местах постоянной дислокации;
- снимается с боевого дежурства 503 МБР. Выводится из боевого состава 3 ПЛАРБ с 48 ПУ БРПЛ (дополнительно к ранее выведенным 3 ПЛАРБ с 44 ПУ);

Осуществляется более глубокое сокращение стратегических наступательных вооружений (СНВ), чем это предусмотрено Договором (к концу семилетнего срока сокращений количество ЯБП на СНВ составит не 6000 единиц, как установлено по Договору, а 5000 единиц;
- в целях повышения надежности контроля над ЯО объединяются под единым оперативным управлением все СЯС. Стратегические оборонительные системы включаются в единый вид ВС.

Поскольку в конце 1991 года СССР распался на множество независимых государств, то 29 января 1992 года прозвучало заявление Президента РФ Б.Ельцина :
- снято с боевого дежурства около 600 стратегических БР наземного и морского базирования;
- ликвидированы или готовятся к ликвидации 130 шахтных ПУ МБР;
- подготовлены для демонтажа ПУ 6 атомных подводных лодок;
- прекращены программы разработки или модернизации нескольких типов СНВ;
- прекращается производство СБ Ту-160 и Ту-95МС;
- прекращается производство крылатых ракет воздушного базирования (КРВБ) большой дальности существующих типов;
- прекращается производство существующих типов ядерных крылатых ракет морского базирования (КРМБ). Новые типы таких ракет не будут создаваться;
- сокращено вдвое и будет далее сокращаться количество ПЛАРБ, находящихся на боевом патрулировании;
- прекращено производство ЯБП для тактических ракет наземного базирования, а также производство ядерных артиллерийских снарядов и ядерных мин. Запасы таких ЯБП будут ликвидированы;
- будет ликвидирована треть тактического ЯО морского базирования и половина ЯБП для зенитных ракет;
- наполовину будут сокращены запасы авиационных тактических ЯБП.

Последними из планов ядерных ударов США по России (правопреемнице СССР) являлись «Единый комплексный план ведения военных действий» SIOP-92 (количество объектов поражения ЯО до 4000, которые в основном располагались на территории РФ) и SIOP-97 (количество объектов поражения ЯО до 2500, в основном на территории РФ). Следует отметить, что для поражения одной цели может назначаться несколько ЯБП.

В 1999 году разработан новый план SIOP-00 (количество объектов поражения ЯО до 3000, из них 2000 на территории РФ). Из приведенных данных видно, что после распада СССР наиболее опасным вероятным противником США стала считаться Россия. В то же время количество целей на ее территории к 1999 году уменьшилось в 2 раза. Военно-политическое руководство США стало обращать более пристальное внимание на другие страны, в частности на Китайскую Народную Республику.

Зарождение концепции быстрого глобального удара

Идея глобального удара (быстрого высокоточного удара с территории США в течение 90 мин) по особо важным объектам возникла у специалистов ВВС в 1996 году. Они предполагали, что к 2025 году США будут иметь дальнобойные обычные и планирующие баллистические ракеты в неядерном снаряжении. В 1999 году специалистами ВВС также был рассмотрен вариант внезапного массированного ядерного удара (МЯУ) по РФ. По их оценкам, были полностью уничтожены в пунктах постоянной дислокации СБ, мобильные комплексы МБР, ракетные комплексы железнодорожного базирования, РПКСН на военно-морских базах, до 90% МБР шахтного базирования и один из двух РПКСН, находящихся на боевом патрулировании. В ответном ударе территорию США поразило менее 5% ЯБП, которые имелись у России. По результатам проведенных оценок было высказано предположение, что при усилении ПРО возможно снижение количества ЯБП, поражающих объекты на территории США, до значения менее 1%.

При межэтническом военном конфликте на территории Боснии и Герцоговины СБ ООН наложило эмбарго на поставку вооружения воюющим сторонам. Особенно за это высказывались Европейские страны (в т.ч. участницы НАТО) – им не нужен был конфликт в Европе. Американцы заявили о продолжении поставок вооружения и снаряжения в одностороннем порядке (в Интернете убрано упоминание об этих событиях. Остались только в газетах). Европейские страны промолчали в ответ. С той поры начался (или продолжился) процесс «подмятия Европы под США».

При воздушных ударах по территории Сербии (Югославия) была опробована практика разрушения страны (и смена режима) воздушными ударами, ввод войск НАТО в Косово. Но это оказалось возможным только за счет международной изоляции страны. Европа окончательно стала вассалом Соединенных Штатов.

К концу 1999 года американское военно-политическое руководство признало «…Имеющийся план SIOP-00 несбалансированным и не отвечающим новым военно-политическим условиям». В начале 2000-х гг. МО США в соответствии с указаниями Президента произвело обновление планов ядерных ударов. После прихода к власти Президента Д.Буша (младшего) планы по строительству ПРО были пересмотрены. Стал рассматриваться проект создания эшелонированной системы, ключевым требованием к которой стала способность перехвата БР любой дальности на всех участках траектории. Создание подобной системы противоречило положениям Договора об ограничении ПРО.

В 2001 году под глобальным ударом специалисты ВВС при проведении командно-штабных учений (КШУ) все еще подразумевали «пробитие коридоров» в зонах ПВО для поражения важных целей на территории противника. После терактов на территории США в сентябре 2001 года МО заявило о намерении создать новый конгломерат из наступательных ударных систем: СЯС, обычных ударных сил и сил информационных операций. В 2002 году задача глобального удара была включена в обязанность Объединенного стратегического командования (ОСК). В июне 2002 года США в одностороннем порядке вышли из Договора по ПРО.

Первым обновленным национальным планом ведения ядерной войны стал OPLAN-8044, вступивший в силу в 2004 году. Он включал в себя множество вариантов, пригодных к применению в широком спектре сценариев развития военно-политической обстановки. В плане OPLAN-8044 удары были меньшими по масштабу, однако возможность нанесения МЯУ сохранялась.

МЯУ может наноситься внезапно без доразвертывания СНВ, состав которых соответствует СНВ-3, чем обеспечивается скрытность и оперативность подготовки удара. МЯУ может наноситься после доразвертывания с использованием «возвратного потенциала» ЯБП и резервных носителей, что обеспечивает увеличение мощи удара. Выбор между указанными вариантами определяется условиями обстановки и зависит от времени, требуемого для непосредственной подготовки ядерного удара и доразвертывания СНВ.

Ниже проведена оценка потребности стратегических наступательных сил США в ЯБП на основе рассекреченных планов ядерных ударов по РФ. Объектами поражения МЯУ являются ШПУ МБР, пункты постоянной дислокации (ППД) МБР мобильного базирования, пункты базирования сил флота, авиабазы, пункты хранения ЯБП, предприятия ядерного оружейного комплекса, пункты управления и связи.

На каждую ШПУ с МБР назначается по два боевых блока на наземный подрыв Mk21 и один Mk5. Считается, что обстрел одного объекта разными типами средств доставки ЯБП обеспечивает более высокую гарантию поражения цели по сравнению с другими вариантами. В ППД МБР мобильного базирования целями считаются сооружения для самоходных пусковых установок и другие стационарные объекты. Местоположение рассредоточенных самоходных установок в момент удара достоверно неизвестно, их поражение считается практически невозможным. На каждый ППД назначаются по два боевых блока Mk4А на наземный подрыв, что позволяет уничтожать нерассредоточенные СПУ, а также административные и технические здания и сооружения.

Рассматривается несколько уровней поражения пунктов базирования сил флота: от ударов по инфраструктуре базирования РПКСН до поражения объектов, которые могут быть использованы флотами. Для поражения каждого объекта может назначаться несколько ЯБП. Аналогичный подход реализуется при планировании ударов по объектам военной авиации. Минимальным уровнем считается поражение авиабаз СБА. Наращивание поражения предполагает удары по другим аэродромам, а также целям, связанным с функционированием авиации. На объект назначается от одного до трех ЯБП.

К объектам класса «пункты хранения ЯБП» отнесены базы хранения «национального уровня». На каждую, учитывая их высокую защищенность, назначается по 8 ЯБП на наземный подрыв. При этом создается радиоактивное заражение местности, исключающее на длительное время любую деятельность на территории объекта, в том числе аварийно-спасательные и эвакуационные работы.

В число предприятий ядерного оружейного комплекса включены федеральные ядерные центры, заводы по производству ЯБП, их компонентов, а также заводы по производству ядерных материалов. На объект назначается 1-5 ЯБП.

Перечень пунктов управления и связи включает пункты высшего государственного и военного управления, элементы систем управления СЯС и силами общего назначения, управления и наблюдения за космическими объектами, а также элементы телекоммуникационной системы. Их основными поражаемыми элементами считаются радиопередающие, радиоприемные и радиолокационные станции, антенные устройства и другие объекты, имеющие низкую стойкость к поражающим факторам ядерного взрыва. В связи с этим для поражения каждого объекта назначается один ЯБП.

В результате внезапного МЯУ ожидается:
– поражение около 93% ШПУ с МБР;
– уничтожение мобильных МБР, находящихся в ППД;
– уничтожение РПКСН, находящихся в базах, и инфраструктуры базирования флота;
– уничтожение самолетов-носителей на аэродромах и инфраструктуры базирования авиации;
– уничтожение всех пунктов хранения с находящимся в них запасами ЯБП;
– уничтожение инфраструктуры разработки и производства ЯБП;
– вывод из строя системы высшего государственного и военного управления.

В 2005 году в составе ОСК появилось Командование космических операций и глобального удара - структура, которая четко определила региональную направленность удара и отделила его от стратегических ядерных операций, а также от крупномасштабных операций без применения ЯО.

На повестку дня встал вопрос пересмотра существовавшей военной доктрины. Новая концепция подразумевает достижение Соединенными Штатами глобального военного превосходства за счет расширения арсенала их вооруженных сил путем создания суперэффективных неядерных средств, способных наносить молниеносные удары по источникам угрозы.

В ноябре 2006 года на саммите НАТО впервые прозвучало предложение о распространении действия статьи 5 Договора о совместной обороне на международную энергетическую политику. НАТО в этом случае придется оказывать помощь любому члену союза, энергетические запасы которого подвергаются внешней угрозе.

В 2007 году принята доктрина, в соответствии с которой в случае возникновения угрозы нападения на США, на американские объекты или на ее граждан за рубежом ВС должны быть способны в течение 60 минут нанести удар высокой мощности и точности по любой точке земного шара с целью нейтрализации таких действий.

В соответствии с доктриной был разработан в 2009 году «План стратегического сдерживания и глобального удара. OPLAN-8010». По сравнению с OPLAN-8044 он содержит «более гибкие варианты гарантий безопасности союзников США, сдерживания и, при необходимости, нанесения поражения противнику в широком спектре чрезвычайных обстоятельств».

Количество ЯБП, применяемых в различных вариантах ударов, составляет от нескольких так называемых «адаптивных ядерных ударах» до более тысячи при МЯУ. OPLAN-8010 включает в себя и варианты неядерных ударов, которые не пересекаются с планами ядерных ударов. Таким образом, несмотря на определенное возрастание роли обычных высокоточных средств поражения в военной политике США, ЯО продолжало рассматриваться не только как инструмент сдерживания противников, но и как средство их решительного разгрома.

В 2009 году на докладе в комиссии Конгресса США было отмечено: «…РФ имеет намерение модернизировать свои базовые платформы для доставки ЯБП, но не имеет для этого технических ресурсов и научного потенциала. В настоящее время работоспособны всего 3 СБ Ту-160 из 15. К 2019 году не останется ни одного летающего экземпляра из-за отсутствия запасных частей. После 2019 года в строю останутся только около 50 СБ Ту-95. Из 8 РПКСН могут выходить в море 4. После 2019 года возможен ввод в строй еще 2 подводных лодок с доведением общего количества до 5-7 работоспособных (при нахождении на боевом дежурстве не более 2-3). Большинство МБР будут сняты с вооружения в 2017-2019 годах в связи с превышением срока гарантии в 2,5-3 раза. Возможно принятие на вооружение до 2019 года до 40 МБР».

МА: В глазах американской военно-финансово-политической элиты Россия медленно деградировала. Правда, она чуть оправилась после развала СССР и кризиса 1998 года. В условиях того времени (несмотря на кризис 2008 года) деградация происходила не так быстро, как хотелось бы иностранной элите.

В 2010 году создано Командование глобального удара ВВС США с включением в его состав всех МБР, бомбардировщиков В-52Н и В-2А (с 2015 года и СБ В-1В). Было сообщено, что назначением Командования глобального удара является «ядерный и обычный удар – ключевой компонент стратегического сдерживания устрашением».

В апреле 2010 года Президент Б.Обама говорил о пересмотре доктрины национальной безопасности США: «…Угроза ядерной войны снизилась до минимального значения… Основной угрозой является ядерный терроризм…». Также говорилось о нераспространении ЯО и ракетных технологий. Россия не упоминалась в списке угроз национальной безопасности США.

В 2010 году в новой стратегической концепции «Активное вовлечение, современная оборона НАТО» особое внимание уделено угрозам, связанным с перебоями энергоносителей и ресурсов в связи с зависимостью от зарубежных поставщиков энергоресурсов (предыдущая концепция НАТО датируется 1999 г.).

МА: «Хищник» залег в засаде (опасения России должны быть усыплены Доктриной Соединенных Штатов, но есть зацепка в доктрине НАТО для применение военной силы).

Вступил в силу Договор СНВ-3 (положения Договора рассмотрим во втором сообщении).
Появилась проблема, делающая использование БР в обычном оснащении при быстром глобальном ударе весьма проблематичным. Договор СНВ-3 ограничивает общее число развернутых БР и не делает различия между ядерным их оснащением или обычным. Оснащение БР наземного и морского базирования обычными боеголовками США могут осуществить только за счет соответствующего сокращения количества развернутых ракет в ядерном оснащении. Такой подход не устроил военно-политическое руководство США, а Россия не пошла навстречу Штатам.

В феврале 2011 года Президент США Б.Обама проинформировал Сенат о том, что следующей целью администрации будет начало переговоров с РФ по ограничениям запасов ТЯО.

В конце 2012 года в СМИ была распространена информация о проведении американскими военными компьютерной игры (КШУ) по отработке навыков нанесения массированных ударов высокоточными обычными вооружениями по вымышленной стране для причинения ей неприемлемого ущерба и принуждения к принятию политических условий, диктуемых США. Целью этих учений была отработка концепции так называемого быстрого глобального удара, согласно которой предполагается поражение важнейших военных, политических и экономических объектов противника с использованием существующих и перспективных образцов высокоточного оружия. Предполагалось, что в результате таких действий страна-жертва лишится возможности нанесения ответного удара агрессору, а разрушение ключевых объектов ее экономики приведет к коллапсу всей государственной системы. Указывалось, что поставленная цель в ходе КШУ была достигнута. Разбор учений показал, что в результате удара по достаточно крупной и высокоразвитой стране с расходом 3500–4000 единиц обычного высокоточного оружия в течение шести часов она понесет неприемлемое разрушение инфраструктуры и лишится способности сопротивляться. Данная «утечка» информации не является случайной и несанкционированной. США недвусмысленно показала всему миру, что появляется качественно новый вид стратегического оружия, которое позволяет решать задачи, ранее возлагавшиеся исключительно на ядерные силы. Фактически американцы предприняли попытку реализовать концепцию «бесконтактной войны». На качественно новом техническом уровне они стремятся сделать то, что не удалось совершить в XX веке: только воздушными ударами достигнуть политических целей в крупном военном конфликте.

3 мая 2012 года начальник ГШ РФ Н.Макаров отметил: «Учитывая дестабилизирующий характер американской системы ПРО, т.е. создание иллюзии возможности нанесения массированного поражающего удара с полной безнаказанностью, может быть принято решение об упреждающем развертывании ударного вооружения РФ, если ситуация станет угрожающей».

В 2012 году на докладе в Конгрессе США говорилось: «…Речь идет о планирующихся реформах в ВС РФ и масштабном перевооружении… О планах разработки и поставки вооружения до 2020 года в основном в интересах СЯС». Экспертами был сделан вывод о том, что после 2020 года в случае войны [с Россией], она нанесет США неприемлемый ущерб даже если в войну не вступит КНР.

Учения ВС РФ в феврале 2013 года стали самыми масштабными за 20 лет и продемонстрировали рост уровня боеготовности СЯС, частей 12 ГУ МО (при транспортировании и работах с ЯО). Американцы не ожидали этого и были ошеломлены масштабами перевозки ЯБП и уровнем подготовки личного состава. Командующий РВСН Н.Соловцев отмечал: «Уровень боевой готовности ракет не менее 96%. Пуск возможен через несколько десятков секунд...» Эксперты уточнили, что готовность мобильных комплексов МБР несколько ниже.

8 марта 2013 года в СМИ США снова упоминается о концепции быстрого глобального удара: «…С окончанием развертывания сил и получения доклада об уничтожении РПКСН и АПЛ РФ в море авиация и надводные корабли переводятся в полную готовность. Начинается этап нанесения ракетного удара, в котором только с морских носителей производится пуск 3504 крылатых ракет по стратегическим целям на территории РФ. Ожидаемая успешность пусков составляет 90%».

МА: вероятно, имеется в виду поражение целей, а не благополучный старт ракет. По опыту ракетного удара в Сирии этот процент несоизмеримо ниже))) Также американцы считают, что смогут при ВГУ уничтожить до 90% ядерного потенциала Китая. Вероятно, американцы пытаются запугать противника, дезориентировать его, заставить отказаться от каких-либо действий. В идеале, Соединенные Штаты стараются заставить противника капитулировать, даже не вступая с ним в реальную схватку.

В июне 2013 года выходит Директива №24 «Стратегия применения ЯО США». В документе выражена серьезная озабоченность в связи с проводимой в России модернизации имеющихся и разработкой перспективных СНВ. Группа американские экспертов просчитала минимальное количество ЯБП МБР и БРПЛ, которыми Россия может поразить при ответном ударе территорию США: если РФ будет наносить удар по американским городам, то после удара 37 боевыми частями до 115 млн. человек (количество погибших спустя некоторое время не оценивалось). Это связано с тем, что 80% американского населения проживает на восточном и западном побережье. Поэтому российские ракеты могут уничтожить всю жизнь на этих густонаселённых прибрежных полосках. Население же России составляет лишь половину американского, но оно разбросано по огромной территории, так что во многих районах проживания люди могут выжить и при первом, и при втором ядерных ударах.
МА: Интересный вопрос: эксперты предлагают нам уничтожить больше населения, чтобы не кормить их или нет?

28.06.13 г. Д.РОГОЗИН отметил: «…США могут за несколько часов уничтожить до 80-90% нашего ядерного потенциала… Противостоять подобной угрозе можно, лишь создав «автономные вооружения», не зависящие от современных телекоммуникационных технологий».
МА: За последние полтора года появилось много информации по дронам различного назначения, которые испытываются для нужд ВС РФ.

Март 2014 года. Первая задача ОСК США состоит в том, чтобы «поддерживать в готовности и вводить в действие по стратегическому (ядерному) сдерживанию устрашением план войны страны. Стратегическое сдерживание устрашением включает в себя не только несение боевого дежурства СЯС, выполнение демонстративных операций по стратегическому сдерживанию устрашением, разработку и поддержание в готовности планов ядерных операций, но и ввод в действие этих планов с применением СЯС по вариантам выборочного, основного нападения или чрезвычайного реагирования в ядерной войне.

В июне 2014 года МО США проводило КШУ по военному конфликту между Россией и НАТО с использованием обычных вооружений. Результаты оказались удручающими. В случае, даже если все имеющиеся войска НАТО (включая США), размещённые в Европе, будут переброшены на Балтику (в том числе 82-я воздушно-десантная дивизия, которая должна быть готова выступить в течение 24 часов), в конфликте НАТО проиграет. «У нас просто нет таких сил в Европе. Затем дело ещё и в том, что у русских лучшие в мире ракеты земля-воздух, и они не боятся использовать тяжёлую артиллерию», – объяснил один из генералов армии США. Победа России оказалась не единственной. Американцы проводили учения несколько раз, с различными сценариями, благоприятными для НАТО. Но всегда с тем же выводом. Русские оказывались непобедимы.
МА: Возможно, это была «Страшилка», сознательно сброшенная в СМИ, с целью увеличения численности войск НАТО в Европе (в т.ч. в Прибалтике).

В ноябре 2014 проводится новое КШУ «Bear Spear» («Рогатина на медведя»), легендой которых стало опробование концепции Быстрого глобального удара. По оценкам американских военных эти учения были одними из самых крупных в 2000-х годах. Рассмотрим их подробнее.

По сценарию учений события развивались следующим образом. Существует некое Евроазиатское государство по названию «Usira», которое располагается на территории России. Указанное государство отказывается поставлять в Евросоюз энергоносители, используя их для политического шантажа. ВМС Usira блокировало флот НАТО, который вышел для военной помощи «третьему государству» в спорной акватории.
МА: Где блокирован был флот НАТО? Такой район при желании НАТО может найти в Черном или Балтийском море, или в акватории Северного морского пути.

В Северном государстве проходят массовые антиусирийские протесты (МА: вероятно, это Прибалтика с массовыми максимально жесткими мерами против русскоговорящего населения).

Usira угрожает применением военной силы для защиты этих граждан. Войска НАТО вынуждены перейти к более активным действиям. США наносят массированный удар по Usira высокоточными КР по стационарным ракетным шахтам противника, частично по местам дислокации мобильных ракетных установок и по военным управляющим центрам, включая разнесенные в пространстве засекреченные и заглубленные командные пункты стратегических и обычных ВС. Используются проникающие боевые части КР (в обычном оснащении), противобункерные бомбы В61-11 и минимальное количество других ЯБП малой мощности.

Однако, в ходе имитации атаки с максимально реалистичными условиями США получили неприемлемый ущерб вследствие трех основных причин.

Первой из них явилась агентурная работа противника на территории США, в ходе которой ему стало известно о возможности проведения такой операции. Однако агентуре (МА: так считалось по сценарию) не были известны ни причины, побуждающие к ее началу, ни точное количество и тип задействованных вооружений. Противник, несмотря на недостаток информации, смог провести подготовку средств ПРО и ПВО, мобилизационных и эвакуационных ресурсов, защитных сооружений и СЯС.

Второй причиной стало существование системы, недоступной для поражения противобункерным оружием (включая носители ЯБП) и сил специального назначения. После высокоточного удара система произвела запуск командных ракет (так называемая система «Мертвой руки»), передавших команды на использование оставшимся в строю СЯС (около 30% начального состава). Использование противником ракетно-ядерного оружия с нынешними характеристиками, по оценкам аналитиков США, позволило прорвать систему ПРО и уничтожить как инфраструктуру и военные объекты, так и около 100 млн. гражданского населения США. Как централизованное государство США перестали бы существовать, утратив 4/5 всей гражданской и промышленной инфраструктуры. Хуже было только в Европе, где уровень разрушений достиг 90% (МА: спустя некоторое время люди в Европе, возможно, останутся только в отдельных районах Испании и Португалии).

Основную роль сыграл подводный флот России, несмотря на уничтожение его значительной части в открытом океане (около 1/3). Наиболее разрушительными стали залпы РПКСН противника, в т.ч. произведенные с Северного полюса и вблизи территорий США. Ущерб мобильным комплексам РВСН составил около 10%.

Третьей причиной стало использование противником специальных групп и средств, позволивших через десяток минут после начала операции атаковать и нарушить работу общественных, государственных и специальных компьютерных систем, контролирующих транспортную, финансовую и энергетическую деятельность США.

В обзоре отмечается, что проанализированная тактика и стратегия атаки в итоге привела к массированному ракетно-ядерному обмену между Usira и США, в результате которой оба государства получили неприемлемый ущерб. Общее количество погибших в течение года в результате операции и ответного удара превысило 400 млн. человек. По неофициальным данным в ядерную войну оказалась вовлечена КНР, по которой США нанесли ослабляющий превентивный ядерный удар. Количество погибших жителей КНР не оценивалось.

В быстром глобальном ударе США планируют использовать перспективные гиперзвуковые ракеты Х-51А. Испытания этой ракеты не закончены. Поэтому появление гиперзвуковых ракет на вооружении можно ожидать не скоро. Таким образом, в среднесрочной перспективе каких-либо принципиально новых систем оружия для достижения оперативно значимого эффекта в рамках концепции ВГУ армия США в достаточном количестве не получит. Поэтому США в ближайшем будущем при планировании ВГУ могут опираться на КРМБ, на КРВБ, на стратегическую, тактическую и палубную авиацию.

Национальная военная стратегия США-2015: «Некоторые страны пытаются нарушить ключевые положения международного права…, что создает угрозу национальной безопасности США». В списке «некоторых стран» присутствует наша страна – Российская Федерация. В то же время в документе отмечается, что вероятность развязывания крупномасштабной войны с применением ЯО и участием США незначительна. РФ и США более не являются противниками.

16 июня 2015 года Верховный Главнокомандующий В.В.Путин в докладе об объеме поставляемой военной техники в ВС РФ сказал: «…Так, в текущем году состав ядерных сил пополнят более 40 новых МБР…».
(МА: Речь идет о плановой замене МБР, у которых истекал гарантийный срок. Ранее производилось в год около 20-30 МБР.)

В ответ на эти слова Главнокомандующий силами НАТО в Европе Ф.Бридлав заявил: «…Россия ведет себя как безответственная ядерная держава. Риторика, разжигающая напряженность в ядерной сфере, не является ответственным поведением, и мы призываем ядерные державы обращаться с данным типом вооружения более ответственным образом».
(МА: И эти слова сказаны после учений «Рогатина на медведя», которые показали, что наличие мощных СЯС у России могут сдержать агрессора. Им бы очень хотелось бы, чтобы вместо ракет мы производили танки, самолеты и другое обычное вооружение).

20 сентября 2015 года представить МО США заявил: «Новый план войны с Россией делится на две части. Одна предусматривает сценарий действий при нападении РФ на одну из стран-членов НАТО. Вторая предполагает атаку российской армии за пределами стран альянса. Обе версии сосредотачивают внимание на возможности российского вторжения в страны Балтии, как наиболее вероятном фронте потенциального вооруженного конфликта.
(МА: Американцы определили жертвенных мелких рогатых животных для начала военного конфликта).

18 ноября 2016 года В.В.Путин: «Наша задача - эффективно нейтрализовать любые военные угрозы безопасности России. В том числе связанные с созданием стратегической ПРО, реализацией концепции глобального удара и ведением информационных войн». С 7 по 17 февраля стратегическим командованием США проведено КШУ «Global Lightning 17», которые стали самыми масштабными за последние годы. На учениях военные отрабатывали сценарий с перерастанием локального конфликта на европейской территории в глобальную войну. Условный противник - безымянная ядерная держава, против которой США задействовали свои стратегические силы.

(МА: Этим условиям соответствует только одна страна – Российская Федерация). У Пентагона была цель отработать действия своих сил и их взаимодействие с союзниками в случае конфликта с ядерной державой на европейском театре военных действий. Параллельно проходили КШУ «Austere Challenge 17», по сценарию которых европейцы защищались от внешней агрессии при помощи обычных вооружений.

Учения «Global Lightning 17» отрабатывали сценарий, когда обычным оружием остановить врага не удалось и пускается в ход ЯО. Военные США совместно с коллегами из Австралии, Канады, Дании и Великобритании использовали разные варианты событий: наносили ответный ядерный удар и обезоруживали агрессора превентивным ядерным ударом. Суть же не менялась - конфликт в Европе перерастал в глобальную войну ядерных держав. В Глобальную ядерную войну против США оказались втянуты три страны: Россия, КНР и Иран. По объявленным результатам учений, войну выиграли США. Одновременно тренировалось командование космическими операциями, которое отрабатывало отражение атак на космические системы США и союзников.
МА: Выиграть одновременно ядерную войну против России, Китая и Ирана - это вопрос интересный… Что-то в этом есть… Возможно, нашли какое-то решение «стравить» РФ и КНР? В настоящее время существуют три великих державы: США, КНР и РФ. Ядерная война любых двух между собой (без участия третьей страны) должна привести к значительному усилению третьей страны, которая и выиграет в третьей Мировой войне. Поэтому РФ и КНР, понимая это, НИКОГДА не будут воевать друг с другом до тех пор, пока существует США (если американцы через третьи круги не проведут некую масштабную провокацию. Думаю, мудрости у руководства РФ и КНР при любом развитии событий хватит, чтобы не поддаться на нее). Возможно, что США начнут одновременно внезапную ядерную войну (включая ВГУ) и с РФ и с КНР.

Начальник штаба американских ВВС Д.Голдфин сообщил на встрече с журналистами: «Я ожидаю, что у нас будет пересмотр ядерной доктрины... Я действительно считаю, что у нас будет дискуссия по ЯБП по всем составляющим ядерной триады, их мощности и требуемом числе, а не только по средствам доставки».
МА: Вероятно, оказалось мало носителей и ЯБП для войны против РФ, Китая и Ирана.

27 апреля 2017 года представитель ГШ РФ заявил о том, что США готовятся к внезапному ядерному удару по России. Американские базы ПРО в Европе и противоракетные корабли вблизи российской территории «создают мощный скрытый компонент» для возможного ракетно-ядерного удара. Сегодня такие разработки ведутся, создаются системы, которые, как считает Пентагон, позволят нанести мгновенный глобальный удар с высокой точностью с орбиты, уничтожив наши пункты управления. Поэтому Россия будет принимать меры, чтобы обезопасить себя от воздействия как средств мгновенного глобального удара, так и средств ПРО… Противник намерен вывести значительную часть российских СЯС из строя. А если Россия остатками своего ядерного потенциала решится на ответный удар, то тогда американцы надеются перехватить ракеты на старте и на орбите – тем нейтрализовать удар по Америке».
Не стоит нашим противникам забывать, что в соответствии с военной доктриной РФ оставляет за собой право применить ЯО в случае агрессии против РФ с применением обычного оружия, когда под угрозу поставлено само существование государства.

На вопрос журналиста о времени, необходимом для уничтожения США, В.В.Путин ответил: «…При желании Россия способна уничтожить США за тридцать минут. И даже меньше».
МА: США на многочисленных вариантах развития событий быстрых глобальных ударов и МЯУ тщательно прорабатывают планы ВГУ по территории РФ, КНР и Ирана. Главная задача: уничтожить потенциал указанных стран. При ответном ударе возможно уничтожение инфраструктуры и населения Европы (включая Великобританию). Странно, что это не беспокоит ни военно-политические круги США, ни ЕС, ни правительства европейских стран, ни международную общественность)))

ВКС России

Разработанные планы США о глобальных ударах КР по стратегическим объектам РФ (не исключающие переход к МЯУ) и их регулярное уточнение по результатам КШУ должны выставлять определенные задачи к ВКС России.

ВКС России включает в себя войска ВВС, войска ПВО и ПРО, Космические войска.

Количество истребителей и перехватчиков в составе ВВС на начало 2017 года составляло: 60 единиц Cу-27/УБ, 61 Су-27СМ2/СМ3, свыше 84 Су-30СМ/СМ2, свыше 60 Су-35С, 154 МиГ-29С/СМТ/М2/УБТ, до 150 МиГ-31/Б/БС/БМ/БСМ.

Наиболее эффективными авиационными комплексами при борьбе с СБ и КР являются самолеты оперативно-тактической авиации типа МиГ-31. Модернизация самолетов МиГ-31 осуществляется НАЗ «Сокол». В рамках договоров с МО должны до 2019 года пройти модернизацию 113 самолетов (к началу 2017 прошли модернизацию 97, из них один потерян).

В составе ВКС состоят следующие структурные объединения:
- 4 Краснознаменная армия ВВС и ПВО Южного военного округа (51 дивизия ПВО (Ростов-на-Дону), 31 дивизия ПВО (Севастополь), 1 гвардейская смешанная авиадивизия (Крымск), 4 смешанная авиадивизия (Мариновка), 27 смешанная авиадивизия (Мариновка) и другие части);
- 6 Ленинградская Краснознаменная армия ВВС и ПВО (2 краснознаменная дивизия ПВО (Санкт-Петербург), 32 дивизия ПВО (Ржев), 105 гвардейская смешанная авиадивизия (31 самолет МиГ-31) и другие части);
- 11 Краснознаменная армия ВВС и ПВО (25 дивизия ПВО (Комсомольск-на-Амуре), 26 дивизия ПВО (Чита), 93 дивизия ПВО (Владивосток, Находка), 303 гвардейская смешанная авиадивизия (20 самолетов МиГ-31Б/БС) и другие части);
- 14 Краснознаменная армия ВВС и ПВО (76 дивизия ПВО (Самара), 41 дивизия ПВО (Новосибирск), и другие части (56 самолетов МиГ-31Б/БС/БМ/БСМ);
- 45 армия ВВС и ПВО (1 дивизия ПВО (Кольский полуостров), 100 отдельный корабельный авиаполк, 98 смешанный авиаполк (20 самолетов МиГ-31БМ) и другие части).

Комплексы ПВО также находятся в составе дивизии береговой обороны ВМФ РФ (полуостров Камчатский). Следует отметить, что авиация ВМФ по состоянию на 2016 год имела 32 самолета МиГ-31Б/БС/БМ. На 2016 год в ПВО РФ числилось 125 дивизионов типа С-300 (1500 ПУ). На 2017 год в ПВО РФ числилось в составе 38 дивизионов С-400 (304 ПУ). В этом году ожидается поставка еще 8 дивизионов.

В составе 45 армии ВВС и ПВО в 2018 году будет сформирована новая дивизия ПВО. Новое соединение прикроет границу от Новой Земли до Чукотки. Зенитно-ракетные и радиотехнические полки дивизии смогут обнаруживать (МА: в большей степени – обнаружить противника и прикрыть только отдельные направления) и уничтожать самолеты, КР и беспилотные летательные аппараты. После заступления на боевое дежурство полков новой дивизии будет создано сплошное радиолокационное поле вокруг границы нашей страны. (МА: Вероятно, будет усилена авиационная составляющая на этом участке).

Усиливается группировка российских войск и средства ПВО в зоне Курильских островов. По мнению командующего Восточным ВО С.Суровикина: «Стоит задача по развертыванию группировки на островах Курильской гряды. Она связана с необходимостью обеспечить безопасность воздушной, надводной и подводной сферы. Войска округа должны создать огневой щит для прикрытия Восточного стратегического направления». На островах размещена группировка сухопутных сил, размещены комплексы «Бал» и «Бастион», имеются комплексы РЭБ, ПВО «Бук» и «Тор-М2У». Нельзя исключать возможность в недалеком будущем появления систем С-300 (МА: когда-нибудь, может, и С-400?). В соответствии с заявлением МО С.Шойгу – ТОФ необходимо изучить возможность перспективного базирования на островах кораблей. Ранее говорилось о намерении разместить на островах базу подводных лодок (конечно же, дизельных).

Определенные задачи по обнаружению самолетов противника могут решать и станции дальнего радиолокационного обнаружения из состава системы предупреждения о ракетном нападении России. В настоящее время эксплуатируются следующие станции дальнего радиолокационного обнаружения:
- «Воронеж-М» - Лехтуси (Ленинградская область) – охватывает диапазон от Марокко до Шпицбергена;
- «Воронеж-ДМ» - Армавир – охватывает диапазон от Южной Европы до Северного побережья Африки;
- «Воронеж-ДМ» - Пионерский (Калининградская область) – охватывает всю Европу (включая Великобританию);
- «Воронеж-М» - Усолье-Сибирское (Иркутская область) – охватывает территорию от Западного берега США до Индии;
- «Воронеж-ДМ» - Енисейск – охватывает северо-восточное направление;
- «Воронеж-ДМ» - Барнаул – охватывает юго-восточное направление.
(МА: Развернутые комплексы ПВО (ПРО) на территории РФ, боевое патрулирование самолетов ВВС (в угрожаемый период) решают основные задачи, но в числе прочих обеспечивают защиту указанных станций. Пока не поражены станции – самолетам вероятного противника будет проблематично принять участие в ВГУ.)

В объединенную систему ПВО государств-участников СНГ входят: Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан и Узбекистан.
На вооружении ВВС и войск ПВО Республики Беларусь стоят два дивизиона: С-400 и 16 дивизионов С-300. Имеются комплексы "Бук" и "Тор-М2Э". Истребительная авиация представлена 20 современными самолетами типа МиГ-29. Рассматривается возможность закупки новых истребителей типа Су-30.
Основу Сил воздушной обороны Республики Казахстан составляют 25 дивизионов С-300. Имеются дивизионы С-200 и С-125, несколько десятков истребителей МиГ-29 и Су-27 разных модификаций, 6 Су-30СМ и 25 МиГ-31/БМ.
Небо Таджикистана прикрывают системы С-125 и С-75.
Киргизия имеет на вооружении системы С-125 и С-75. В составе ВВС числится 20 истребителей МиГ-21. На территории Киргизии развернута российская 999 авиабаза Кант, на которой базируются штурмовики Су-25. В рамках учений были переброшены на базу самолеты Су-24 (при необходимости могут быть переброшены и истребители).
На вооружении ВВС Узбекистана имеются истребители МиГ-29 и Су-27.
На вооружении ВВС Армении имеются пять батальонов ЗРК С-300ПС и "Бук-М2". На территории Армении расположена 102 российская военная база (Гюмри). На ней размещен 988 зенитно-ракетный полк, оснащенный комплексом С-300В. На базе базируются истребители типа МиГ-29.
На территории Абхазии располагается 7 российская военная база, которую прикрывает зенитно-ракетный комплекс С-300.

В Сирийской Арабской Республике расположена российская авиабаза (Хмейним) и пункт материально-технического обеспечения (Тартус). Оба объекта прикрыты комплексами ПВО (С-400 и С-300) ВКС РФ. Для усиления ПВО могут быть увеличено количество ЗРК ВКС РФ и осуществлена поставка 6 дивизионов С-300 в рамках Договора 2010 года. Создана объединенная система ПВО САР, частей ВКС РФ и надводных кораблей ВМС РФ (при их наличии).

Система НОРАД США

Система НОРАД включает в себя системы наземного наблюдения, система предупреждения, аэростатных постов, загоризонтальных РЛС, самолетов ДРЛО. Имеются районы ПРО на Аляске и Калифорнии (возможно, будет создан новый район ПРО на Восточном побережье США). На 2016 год развернуты 7 батарей (по 3 ПУ) системы THAAD. ПВО обеспечивают самолеты F-15, F-16, F-22 США и CF-18 Канады.

На континентальной части США имеется:
- в составе Национальной гвардии имеется 21 зенитно-ракетный дивизион (около 480 ПУ Пэтриот, 700 ПУ Авенджер);
- в составе армии имеется два полка ПВО THAAD;
- в районе Вашингтона - один дивизион NASAMS (3 ПУ).

Прикрытие континентальной части США планируется осуществлять также при использовании надводных кораблей, оснащенных системой ПРО.
Следует отметить, что особенность системы наведения и управления перехватчиков ПРО имеет, скажем так, конструктивный дефект. Но об этом поговорим в одной из следующих статей

КОНЦЕПЦИЯ БЫСТРОГО ГЛОБАЛЬНОГО УДАРА

ГРНТИ: 78.21.00.

Белоусов Олег Михайлович,

Черномазов Илья Станиславович,

Пермский военный институт войск

национальной гвардии Российской Федерации

преподаватель кафедры тактики и СБП.

THE CONCEPT OF PROMPT GLOBAL STRIKE

Belousov O. M. ,

lecturer in tactics and SBP

Chernomazov I.S.,

lecturer in tactics and SBP

Perm military Institute of national guard troops of the Russian Federation.

АННОТАЦИЯ:

В статье рассмотрен вопрос концепции применения быстрого глобального удара вооруженными силами США, меры по противодействию и сдерживанию.

ABSTRACT:

In the article the question of concept of the use of prompt global strike by the U.S. armed forces, measures for combating and deterring.

Ключевые слова: быстрый глобальный удар, концепция «бесконтактной войны», система противоракетного наблюдения, крылатые ракеты морского (КРМБ) и воздушного (КРВБ) базирования типа «Томагавк».

Keywords: prompt global strike, the concept of «contactless war,» missile surveillance, naval cruise missiles (slcm) and the air (krwb) — based missiles such as «Tomahawk»

Быстрый глобальный удар (БГУ) (англ. Prompt Global Strike, PGS, также глобальный молниеносный удар) - инициатива вооруженных сил США по разработке системы, позволяющей нанести массированный разоружающий удар обычным (неядерным, англ. conventional) вооружением по любой стране в течение 1 часа, по аналогии с ядерным ударом при помощи межконтинентальных баллистических ракет (МБР).

По заявлению генерала Джеймса Картрайта: «В настоящее время, если речь не идет о ядерном ударе, могут пройти дни, возможно, недели» прежде, чем военные смогут начать атаку регулярными силами. Задача системы БГУ - предоставить возможность по нанесению быстрого и точного удара по любому региону мира в случае конфликта или иной чрезвычайной ситуации. Баллистическая версия могла бы производить пуск непосредственно с территории США. Система БГУ будет дополнять соединения Сил передового развёртывания, Экспедиционных воздушных сил (которые могут быть развернуты в течение 48 часов) и Авианосных ударных групп (АУГ, англ. Carrier battle groups, которые могут развернуться на театре военных действий в течение 96 часов). БГУ позволит атаковать в течение 60 минут любую область планеты или ближнего космоса.

США способны реализовать концепцию быстрого глобального удара исключительно для решения локальных задач.

После окончания холодной войны вероятность применения ядерного оружия как потенциальными противниками США, так и самими американцами неуклонно снижалась. На повестку дня встал вопрос пересмотра существовавшей военной доктрины. Новая концепция подразумевает достижение Соединенными Штатами глобального военного превосходства за счет расширения арсенала их вооруженных сил путем создания суперэффективных неядерных средств, способных наносить молниеносные удары по источникам угрозы.

В конце 2012 года в СМИ была распространена информация о проведении американскими военными компьютерной игры по отработке навыков нанесения массированных ударов высокоточными обычными вооружениями по вымышленной стране для причинения ей неприемлемого ущерба и принуждения к принятию политических условий, диктуемых США.

Целью этих учений была отработка концепции так называемого быстрого глобального удара (БГУ, Prompеt Global Strike), согласно которой предполагается поражение важнейших военных, политических и экономических объектов противника с использованием существующих и перспективных образцов высокоточного оружия. Предполагается, что в результате таких действий страна-жертва лишится возможности нанесения ответного удара агрессору, а разрушение ключевых объектов ее экономики приведет к коллапсу всей государственной системы.

В опубликованных материалах указывалось: поставленная в рамках этой военной игры цель была достигнута. Разбор учений показал, что в результате удара по достаточно крупной и высокоразвитой стране с расходом 3500–4000 единиц обычного высокоточного оружия в течение шести часов она понесет неприемлемое разрушение всей инфраструктуры и лишится способности сопротивляться.

Совершенно очевидно, что данная «утечка» информации не является случайной и несанкционированной. Пентагон весьма недвусмысленно показывает миру, что у США появляется качественно новый вид стратегического оружия, которое позволяет решать задачи, ранее возлагавшиеся исключительно на ядерные силы.

Фактически американцы предпринимают попытку реализовать концепцию «бесконтактной войны». На качественно новом техническом уровне они стремятся сделать то, что не удалось совершить в XX веке: только воздушными ударами достигнуть политических целей в крупном военном конфликте.

Можно ли «выбомбить» противника? В 1993 году с атомной ракетной подводной лодки США типа «Огайо» проведен экспериментальный пуск баллистической ракеты «Трайдент-2» с обычными боеголовками с целью проверки возможности поражения высокозащищенных в инженерном отношении точечных объектов. Однако дальнейшие работы в этом направлении велись недостаточно интенсивно.

Теракт 11 сентября 2001 года активизировал эту деятельность и к январю 2003-го проект быстрого глобального удара был утвержден президентом Джорджем Бушем-младшим. После детальной проработки данной идеи в Министерстве обороны и научных учреждениях США ее признали технически осуществимой, что и позволило в 2007 году конгрессу одобрить концепцию БГУ.

В соответствии с этой доктриной в случае возникновения угрозы нападения на Соединенные Штаты или американские объекты и граждан за рубежом, вооруженные силы США должны быть способны в течение 60 минут нанести удар высокой мощности и точности по любой точке земного шара с целью нейтрализации таких действий.

Силы быстрого глобального удара станут частью стратегической триады США и будут действовать в тесной увязке с другими видами вооруженных сил.

Концепция БГУ предполагает создание полноценной боевой системы, включающей, помимо собственно ударных компонент, подсистемы разведки и наблюдения, командных пунктов и связи, а также средств радиоэлектронного подавления.

Основу ударных средств этой доктрины составят баллистические ракеты наземного и морского базирования в неядерном оснащении и гиперзвуковые ракеты большой дальности, запускаемые с воздушных носителей. В отдаленной перспективе предполагается использовать для нанесения ударов и космические платформы.

Оснащенные обычными боеголовками баллистические ракеты являются сегодня оружием, в наибольшей степени отвечающим требованиям, предъявляемым к ударным компонентам БГУ. Они обеспечивают высокую точность поражения (круговое вероятное отклонение – 100–150 метров), короткое время доставки боеприпаса (не более 30–40 минут). Значительная скорость движения при соприкосновении с объектом позволяет уничтожать цели различного типа, в том числе заглубленные в грунт. Большой забрасываемый вес (до 3,5 тонны) предоставляет возможность использования разнообразных видов боевых частей, включая кассетные, а также специальные беспилотные летательные аппараты.

Вместе с тем есть ряд условий, делающих применение баллистических ракет в обычном оснащении весьма проблематичным.

Во-первых, система противоракетного наблюдения России, а в ближайшей перспективе и Китая может классифицировать групповой пуск таких ракет (для надежного поражения отдельного объекта необходимо как минимум две-три) как ядерное нападение, что приведет к ответному адекватному удару.

Во-вторых, договоры СНВ ограничивают общее число развернутых баллистических ракет и не делают различия между их оснащением. То есть ракеты наземного и морского базирования с обычными боеголовками в США могут появиться только после соответствующего сокращения существующих ядерных.

Разрешение первой из этих проблем применительно к ракетам наземного базирования Соединенные Штаты предполагают за счет их раздельного размещения. Однако при нарастании напряженности этот фактор может и не сработать – Россия вполне способна предположить, что США разместили в шахтах для неядерных ракет ядерные. Вторая преграда устранима путем подписания соответствующих договоренностей. Не зря, видимо, администрация Дональда Трампа вновь поднимает тему «ядерного нуля».

С учетом указанных ограничений количество баллистических ракет морского и наземного базирования в неядерном оснащении, которые в среднесрочной перспективе вооруженные силы США способны поставить на боевое дежурство, в пределах 100–150 единиц.

Важнейшим ударным элементом БГУ является создаваемая гиперзвуковая ракета Х-51А со скоростью полета 6500–7500 километров в час. Однако проведенные четыре ее испытания не дали положительного результата. И хотя программа разработки не закрыта, появление такой ракеты можно ожидать только через пять – десять лет, а принятие на вооружение и поставки в войска – лишь в отделенном будущем.

Таким образом, в среднесрочной и даже долгосрочной перспективе каких-либо принципиально новых систем оружия в достаточном количестве для достижения оперативно значимого эффекта в рамках концепции БГУ армия США не получит.

В дальнейшем возможно появление принципиально новых средств поражения, таких как гиперзвуковые ракеты воздушного или даже космического базирования, которые выведут американцев на уровень качественного превосходства в воздушно-космических вооружениях по отношению к другим государствам.

Но такое положение вряд ли сохранится достаточно длительное время, поскольку и в России, и в Китае, который демонстрирует исключительно высокие темпы развития военно-технической сферы, такие разработки также идут. Пусть с отставанием, но подобные образцы будут приняты на вооружение, что нейтрализует американский военно-технический отрыв в данной сфере.

В связи с этим США в рамках концепции БГУ, по крайней мере в среднесрочной перспективе, могут опираться главным образом на крылатые ракеты морского (КРМБ) и воздушного (КРВБ) базирования типа «Томагавк», стратегическую, тактическую и палубную авиацию.

Состоящие на вооружении американских ВМС КРМБ, имея дальность пуска 1600–2400 километров, обеспечивают поражение цели боевой частью 340–450 килограммов при точности попадания пять – десять метров.

Эти ракеты могут применяться со всех современных кораблей и подводных лодок США. На 23 многоцелевых подводных лодках (ПЛ) типа «Лос-Анджелес» может быть размещено по 12 КРМБ. По столько же подобных ракет несут новые американские многоцелевые ПЛ типа «Сивулф» (три единицы) и «Вирджиния» (девять единиц). По программе переоборудования ракетных ПЛ типа «Огайо» в носители «Томагавков» переоборудованы четыре единицы, каждая из которых способна нести по 154 КРМБ. Все 62 новейших американских эсминца типа «Арли Берк» имеют вертикальные пусковые установки (ВПУ) Mk.41 с 96 ячейками. В ударном варианте они принимают до 56 КРМБ, в многоцелевом – восемь. Каждый из 22 ракетных крейсеров типа «Тикондерога», имея 122 ячейки ВПУ, несет в типовой загрузке 26 КРМБ. Всего потенциально на кораблях ВМС США может быть размещено до 4000 и на подводных лодках – до 1000 КРМБ.

Однако реально, учитывая степень оперативной готовности, максимально с кораблей и подводных лодок ВМС США в состоянии применить не более 3000 КРМБ.

Помимо этого, крылатыми ракетами большой дальности оснащены американские стратегические бомбардировщики. В настоящее время в боевом составе ВВС США насчитывается около 150 подобных самолетов, в том числе порядка 60 Б-52Н, 50 В-1В и 16 В-2А. На хранении имеется еще около 80 самолетов. Из них носителями крылатых ракет воздушного базирования являются самолеты В-52Н, способные нести до 20 КРВБ при максимальной загрузке. Всего группировка стратегической авиации США может использовать за вылет около 1200 КРВБ. Итого все носители крылатых ракет способны применить в одном ударе до 4200 ракет.

Кроме ракет в рамках первого удара возможно задействование до 2500–3000 самолетов тактической и палубной авиации, которые могут наносить удары по объектам на глубину до 600 километров от границы.

Это достаточно внушительные силы и при отсутствии эффективного противодействия они способны уничтожить или вывести из строя уже в первом ударе до 1000 важных объектов на российской или китайской территории. В результате такого удара может быть уничтожено 80–90 процентов ядерного потенциала России или до 90 процентов и более Китая, частично дезорганизована система государственного и военного управления, подавлена или ослаблена на отдельных оперативно-важных направлениях система ПВО.

Но если учесть некоторые факторы, которые будут действовать в реальной обстановке, то возможность нанесения БГУ становится сомнительной.

Во-первых, США могут принять данное решение в отношении России или Китая лишь при условии резкого обострения отношений между государствами.

Во-вторых, такому удару обязан предшествовать достаточно длительный угрожаемый период, когда американское руководство в оправдание предстоящей агрессии будет вынуждено вести серьезную информационную кампанию. В это время США и их союзникам необходимо осуществлять стратегическое развертывание группировок своих ВВС и ВМС в районы боевого предназначения, создавать необходимые материальные запасы, наращивать военную инфраструктуру в районах предстоящих боевых действий, вести разведку объектов планируемых ударов. Это весьма продолжительное время (вероятно, несколько месяцев), которого вполне достаточно для принятия ответных, весьма эффективных мер. Так, например, как показал опыт Ирака в 1991 году и последующих конфликтов, за счет качественно проведенных мероприятий оперативной маскировки можно навести значительную часть ударных сил противника на ложные цели. При этом если США используют в первом ударе основной запас своих крылатых ракет большой дальности, их может не остаться в достаточном количестве для последующих ударов. И тогда успех операции окажется под вопросом.

В-третьих, по продолжительности этот удар будет длиться несколько часов (по опыту упомянутых компьютерных учений – до четырех – шести). А уже через один-два часа, когда руководству России или Китая станет очевиден масштаб агрессии (даже в случае достижения оперативной внезапности), может быть принято решение на ответный ядерный удар. При этом большая часть СЯВ еще сохранится. То есть для США совершенно очевиден высокий риск перерастания такого конфликта из обычного в ядерный. Причем противник может первым принять решение на применение стратегического ядерного оружия. Поэтому провоцировать такую атаку своей территории без гарантий ее надежного отражения американцы вряд ли станут.

И в-четвертых. Глобальный удар не будет «быстрым», поскольку на его подготовку уйдет много времени – несколько месяцев. То есть по сути дела он уже не сможет стать специфической формой применения средств воздушного нападения – БГУ. Это будет обычный первый ракетно-авиационный удар, проводимый в рамках начальной воздушной наступательной операции.

Атаковать Россию или Китай с ограниченным количеством средств воздушного нападения не имеет смысла ни в политическом, ни в стратегическом отношении.

Если же в качестве объекта такого удара рассматривать другие крупные страны, например, Иран, то его нанесение имеет смысл лишь в том случае, если он станет частью достаточно масштабной военной операции с участием других видов вооруженных сил. То есть если это будет первый ракетно-авиационный удар начальной воздушной наступательной операции.

Совершенно иная картина складывается, если рассмотреть нанесение удара по отдельным особо важным объектам для достижения локальной цели с применением сравнительно ограниченного состава вооружения.

В этом случае нет необходимости длительной подготовки. Атака может быть осуществлена боеготовыми силами немедленно с поступлением приказа.

Такие действия станут внезапными не только в оперативном или стратегическом отношении, но и в тактическом. Полет к цели ограниченного количества крылатых ракет или самолетов можно выполнить на малых и предельно малых высотах вне зоны наблюдения наземных средств контроля воздушной обстановки, при минимальной продолжительности удара, когда факт его нанесения противник выявит уже после завершения атаки.

Поэтому можно утверждать, что при существующем положении дел и на среднесрочную перспективу концепция БГУ имеет смысл для решения задач исключительно локального характера против объектов на территории государств, которые не способны ответить агрессору и не имеют гарантий безопасности со стороны третьих, достаточно мощных государств.

Быстрота, внезапность и глобальность удара (до 60 минут в соответствии с концепцией) может быть достигнута лишь при условии, если во всех жизненно важных районах будут присутствовать группировки ВМС и ВВС США. Это означает, что для решения внезапно возникающих задач американцы смогут задействовать весьма ограниченные силы: несколько десятков крылатых ракет большой дальности и самолетов тактической (палубной) авиации. При создании условий применения баллистических ракет в обычном снаряжении возможно применение некоторого их количества.

Указанные силы способны вывести из строя или уничтожить, в зависимости от поставленной задачи, одно-два крупных предприятия, либо два-три пункта военного или государственного управления, либо один-два площадных полевых объекта научно-исследовательского характера или лагерей подготовки боевиков.

То есть на ближнесрочную и среднесрочную перспективу быстрый глобальный удар может наноситься исключительно с целью решения локальных задач. Например, для ликвидации отдельных политических деятелей или уничтожения руководства каких-либо организаций (объявленных террористическими), лишения отдельных государств возможности реализовывать программы развития, которые в США сочтут угрожающими их безопасности, приостановки в отдельных странах некоторых опасных для американцев и их союзников направлений научно-исследовательской деятельности.

В любом случае сама по себе концепция БГУ является грубейшим нарушением международного права, поскольку предполагает нанесение ударов по объектам суверенных государств без весомых в правовом отношении оснований и формального объявления войны.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Материалы по разбору учений Prompet Global Strike 2016г.