Интернет издания в системе современного книжного дела. Московский государственный университет печати

Книгоиздание в структуре современного книжного дела

На фоне постоянно растущих объемов книгопроизводства как в России, так и во всем мире, постоянно повышается роль издательств в структуре книжного дела, растет число издательских организаций, их влияние на величину и диапазон репертуара выпускаемых книг и брошюр, на качество издаваемой продукции. Однако эффективность издательской деятельности в современных условиях могла бы быть гораздо более высокой, если бы совершенствование работы издателя опиралось на более надежную научную, книговедческую основу. В этой связи, приходится, к сожалению, констатировать неадекватность разработки проблем издательского дела на нынешнем этапе развития книговедения, особенно теории и практики издательского дела как научной или учебной дисциплины.

На это в последнее время не раз обращали внимание видные ученые-книговеды и практики книжного дела. Так, И.Е. Баренбаум совершенно справедливо замечает, что «редакционно-издательское дело и книжная торговля не обеспечены столь же глубокими, фундаментальными, новаторскими теоретическими разработками, как общее книговедение и библиографоведение», но, на наш взгляд, делает из этого заключения совершенно неожиданный вывод: «С использованием новых средств меняется технология производства и продажи книг, но при этом не требуется координальное переосмысление объекта и предмета науки, как, например, в библиографоведении. Многое здесь зависит от общетеоретических книговедческих положений, которыми определяется методология редакционно-издательской науки и библиополистики».

В этой связи нельзя не согласиться с А.А. Гречихиным, что, игнорируя системный подход, вообще можно придти к исключению из книжного дела момента «книгопроизводства».

Польский книговед К. Мигонь, также отмечая не разработанность отдельных разделов книговедения, писал: «Среди книговедческих (и родственных им) дисциплин наряду с такими высокоразвитыми в теоретическом, фактографическом и институциональном отношении, как библиография, библиотековедение, история книги, есть отрасли, которые только формируются. Это издательское дело, книжная торговля и чтение, а также узкие, специализированные отрасли (хотя и имеющие длительную традицию): папирология, переплетное дело, оформительское искусство».

К. Мигоню вторит И.Г. Моргенштерн: «Моделировать структуру книжного дела через перечисление составляющих его областей (звеньев) затруднительно и по той причине, что, как ни странно, еще далеко не завершился процесс формирования и наименования этих частей и становления в качестве самостоятельных изучающих их научных и/или учебных дисциплин. Например, в области создания книги как будто существует редакционно-издательское дело и посвященные ему теория, история, методика, организация этого дела, однако реальные научные и учебные дисциплины именуются теория и практика редактирования, теория журналистики, организация и экономика издательского дела и т.д.».

Такой подход к проблемам теории и практики книгоиздательского дела во многом объясняется тем, что на протяжении 60 с лишним лет сущность книгоиздательского процесса в нашей стране сводилась в основном к политической и идеологической оценке представленной авторами рукописи, то есть к так называемому редакторскому анализу, а также к технической обработке и подготовке издательского оригинала к производству. Именно поэтому теория и практика редактирования была практически единственной научной и учебной дисциплиной книгоиздательского цикла. Проблемы реализации книги - главного звена издательского дела в мировой практике - государство брало на себя, предоставляя соответствующие суммы оборотных средств государственному же книготоргу для централизованной скупки выходящей литературы и последующего распределения ее по всем регионам страны.

В современной общественной практике под издательским делом понимается форма деловой активности, связанная с выпуском и распространением различных изданий, т.е. более расширительно, чем просто процесс книгопроизводства. Поскольку для совокупного обозначения газетного и журнального дела обычно используются термины «пресса» и «периодическая печать», а в последние годы - «печатные средства массовой информации», в российском книговедении издательским делом по традиции называют преимущественно книгоиздательское дело или просто книгоиздание как часть более общего понятия «книжное дело». В этом, сфокусированном, смысле издательское дело рассматривается как производство и распространение книг и брошюр, других видов непериодических изданий, а также тех видов сериальных или продолжающихся печатных изданий, которые выпускаются в форме книг и брошюр.

Хотя И.Е. Баренбаум в уже цитированной нами статье и писал, что в книговедении «покончено с терминологической путаницей» и на этой основе «улучшилось взаимопонимание между специалистами (практиками и теоретиками)», тем не менее, одна из основных категорий книговедения - книжное дело - до сих пор относится к числу наименее разработанных понятий как в системе научного знания, так и в практической деятельности. В энциклопедии «Книга», например, одном из последних изданий книговедческого цикла, прямо указывается на то, что существуют различные мнения о составе книжного дела. Отметим, что из множества подходов к определению этой категории нам более близки позиции Е.А. Динерштейна, с которых к книжному делу предлагается относить лишь те отрасли, которые связаны с производством и распространением книги (издательское дело, книгопечатание и книжная торговля). Для соотнесения этих отраслей друг с другом характерны экономические связи. Что касается библиографий и библиотечного дела, то они, по мнению Е.А. Динерштейна, связаны с бытованием книги в обществе и в состав книжного дела не входят. Объединяющим началом в этом случае являются, как считает автор схемы, идеологические связи.

Хотя последнее положение представляется нам достаточно спорным, все же структуре книжного дела, построенной на «производственном» принципе, на понятии дела как «делания», следует отдать предпочтение. Это согласуется и с упомянутым выше мнением А.А. Гречихина, который в другой своей работе также настаивает на необходимости «в корне пересмотреть те системы книжного дела, которые вообще исключают сферу «книгопроизводства».

Однако, вне зависимости от того, какая схема книжного дела рассматривается, мы утверждаем, что в современных условиях издательское дело не просто входит в его состав, но и является его основной и ведущей частью. Это утверждение основывается, по крайней мере, на трех моментах. Во-первых, именно на этапе издательского дела сосредоточены все основные творческие процессы, характерные для создания книги, - формирование замысла издания, поиск автора, способного в наиболее эффективной степени воплотить этот замысел в жизнь, создание и организация работы всего творческого коллектива (художник, дизайнер, переводчик и т.д.), обеспечение соответствующего полиграфического исполнения тиража, и, наконец, но не в последнюю очередь, осуществление полной маркетинговой программы, нацеленной на то, чтобы книга нашла своего читателя/покупателя.

Ведущее положение книгоиздания в структуре книжного дела отчетливо определяется и при так называемом «стадиальном» рассмотрении, при анализе цепочки различных видов деятельности на пути книги от замысла к материальному воплощению в издание и переходу его в руки читателя. Один из представителей такого подхода К. Мигонь, утверждая, что совершенно естественно классифицировать книговедческие отрасли подобным образом, пишет: «В такой интерпретации первой частью науки о книге будет наука об издательском деле, под которым мы понимаем совокупность процессов, направленных на приспособление авторского текста к нуждам читателя, а также производство книги». Во-вторых, с точки зрения экономической издательское дело представляет собой одну из форм предпринимательства, базирующуюся на началах книжного маркетинга. И в этом отношении издательское дело можно назвать ведущим направлением книжного дела, поскольку именно издатель принимает на себя весь риск по выпуску книги как товара, т. е. предмета, предназначенного для продажи и призванного удовлетворить потребности определенной группы читателей. Уже упоминавшийся Дж. Алексис Кучумов говорил по этому поводу: «Издательская фирма по-настоящему является издательским предприятием только в том случае, если она не уклоняется от риска, если она доверяет оценкам читающей публики в вопросах отбора книг для издания, если издательские убытки в конце концов возмещают не читатели и не налогоплательщики. Для достижения успеха издательство должно идти на разумный риск, и не только финансовый. Издатель должен определять культурную, научно-техническую ориентацию своей фирмы, брать на себя обязательства от ее имени. И это лишь немногие примеры ситуаций, когда издатель идет на риск».

В-третьих, превратившись в результате эволюции издательского производства из посредника между автором и типографией в посредника между автором и читателем, издатель все больше и все чаще становится в определенной степени праавтором будущего издания, планирующим зачастую не только форму, в которую облекаются произведения автора, но и само произведение. На эту особенность фигуры сегодняшнего издателя мы впервые обратили внимание еще в конце 70-х годов. В этой связи важной отличительной чертой издательского дела является тот факт, что каждая выпускаемая книга, даже обычное переиздание, является, по сути, новым проектом, производственно-экономической реальностью, новым творческим решением и новым маркетингом. Специфику издательско-информационного продукта отмечал еще академик О.Ю. Шмидт, один из первых руководителей Госиздата: «Каждая книга имеет свою судьбу, своего (подчас очень «индивидуального») автора, свой технический подход, свои трудности, свою особую читательскую среду и свой неизбежный хвост неприятностей». По существу, именно издательский проект является основным видом продукции любой современной книгоиздающей структуры в ее главной, творческой ипостаси, и не случайно именно издательское название (title) является ведущим показателем активности издательства, преимущественной формой статистического учета в мировом книжном деле. Можно утверждать, что, по аналогии с деятельностью промышленных предприятий, число выпускаемых названий книг и брошюр является измерителем «мощности» издательской организации, приоритетной характеристикой ее творческого и производственного потенциала.

Специфика издательского производства в современных условиях позволила Международной ассоциации издателей назвать его созидательной, креативной экономикой с учетом творческого вклада и размеров добавленной стоимости самого издателя в каждый разрабатываемый проект.

В настоящее время творческая роль издателя, его доля участия в разработке проекта издания возрастает настолько, что это дает ему основание ставить вопрос о формировании новой области права, которая была бы полностью независимой от авторского права. «Контракт, или авторское право (как оно именуется в рамках римской юридической традиции), - отмечает Пауль Н. Ассер из Международной группы издателей научной, технической и медицинской литературы больше уже нельзя рассматривать как исключительную привилегию одного автора. Это может быть группа авторов или даже издательская фирма. Вот почему мы должны, в дополнение к авторским правам, создать систему прав, которыми можно было бы пользоваться для охраны наших инвестиций и обеспечения дальнейшей работы наших издательских фирм». Это особое право должно учитывать издательскую инициативу по выпуску той или иной книги, а также влияние издателя на формирование авторского коллектива, роль редактирования и составления, подготовки художественного оформления, организации производственного процесса и маркетинга.

Творческая роль издателя в креативной экономике органично сплетается с его предпринимательской функцией, которая наиболее рельефно проявляется в процессе инвестирования производственных процессов.

Как бы ни были сильны в книге ее духовные стороны, культурная составляющая, но издательское дело - это прежде всего предпринимательство. Тот же П.Н. Ассер, говоря об экономической стороне издательской деятельности, утверждает: «Все же издательское дело - это бизнес, что бы мы ни говорили об идеалистических и нематериальных его свойствах. При всем старании взять в расчет предстоящий рыночный риск, никто не может точно знать заранее, как воспримет рынок новую книгу - вещь, которую еще никто не видел и на которую, может быть, совершенно не будет спроса, исключая спрос со стороны членов семьи автора. Покрытие этого риска является существенным фактором обеспечения издательской функции». Поэтому, вкладывая свои или заемные средства в издания, издателю-инвестору приходится так планировать помещение капитала в другие издания, чтобы результирующая строка в балансе доходов и расходов позволила не только покрыть возможные убытки, но и получить прибыль. Многие издатели из разных стран мира разделяют точку зрения философа книжного бизнеса, вице-президента и главного редактора американского издательства «Даблдей Паблишинг Компани» Сэмюэла Воэна, утверждавшего, что «без умеренной прибыли издатель не сделает ничего. Если не выпускать в свет книги, которые можно продать, а на вырученные средства оплатить аренду и выдать зарплату, издательство не сможет вообще выпускать книг - ни серьезной литературы, ни чтива».

Органичное сочетание творческой и предпринимательской функций дают основание считать издателя ведущей фигурой во всей структуре книжного дела.

На фоне постоянно растущих объемов книгопроизводства как в России, так и во всем мире, постоянно повышается роль издательств в структуре книжного дела, растет число издательских организаций, их влияние на величину и диапазон репертуара выпускаемых книг и брошюр, на качество издаваемой продукции.

С использованием новых средств меняется технология производства и продажи книг. На протяжении 60 с лишним лет сущность книгоиздательского процесса в нашей стране сводилась в основном к политической и идеологической оценке представленной авторами рукописи, то есть к так называемому редакторскому анализу, а также к технической обработке и подготовке издательского оригинала к производству. Проблемы реализации книги - главного звена издательского дела в мировой практике - государство брало на себя, предоставляя соответствующие суммы оборотных средств государственному же книготоргу для централизованной скупки выходящей литературы и последующего распределения ее по всем регионам страны.

В современной общественной практике под издательским делом понимается форма деловой активности, связанная с выпуском и распространением различных изданий, т. е. более расширительно, чем просто процесс книгопроизводства. Поскольку для совокупного обозначения газетного и журнального дела обычно используются термины «пресса» и «периодическая печать», а в последние годы - «печатные средства массовой информации», в российском книговедении издательским делом по традиции называют преимущественно книгоиздательское дело или просто книгоиздание как часть более общего понятия «книжное дело». Издательское дело рассматривается как производство и распространение книг и брошюр, других видов непериодических изданий, а также тех видов сериальных или продолжающихся печатных изданий, которые выпускаются в форме книг и брошюр.

Именно на этапе издательского дела сосредоточены все основные творческие процессы, характерные для создания книги, - формирование замысла издания, поиск автора, способного в наиболее эффективной степени воплотить этот замысел в жизнь, создание и организация работы всего творческого коллектива (художник, дизайнер, переводчик и т. д.), обеспечение соответствующего полиграфического исполнения тиража, и, наконец, но не в последнюю очередь, осуществление полной маркетинговой программы, нацеленной на то, чтобы книга нашла своего читателя/покупателя.

С точки зрения экономической издательское дело представляет собой одну из форм предпринимательства, базирующуюся на началах книжного маркетинга. И в этом отношении издательское дело можно назвать ведущим направлением книжного дела, поскольку именно издатель принимает на себя весь риск по выпуску книги как товара, т. е. предмета, предназначенного для продажи и призванного удовлетворить потребности определенной группы читателей.

Превратившись в результате эволюции издательского производства из посредника между автором и типографией в посредника между автором и читателем, издатель все больше и все чаще становится в определенной степени «праавтором» будущего издания, планирующим зачастую не только форму, в которую облекаются произведения автора, но и само произведение. Важной отличительной чертой издательского дела является тот факт, что каждая выпускаемая книга, даже обычное переиздание, является, по сути, новым проектом, производственно-экономической реальностью, новым творческим решением и новым маркетингом. Именно издательский проект является основным видом продукции любой современной книгоиздающей структуры в ее главной, творческой ипостаси, и не случайно именно издательское название (title) является ведущим показателем активности издательства, преимущественной формой статистического учета в мировом книжном деле.

Как бы ни были сильны в книге ее духовные стороны, культурная составляющая, но издательское дело - это прежде всего предпринимательство. Вкладывая свои или заемные средства в издания, издателю-инвестору приходится так планировать помещение капитала в другие издания, чтобы результирующая строка в балансе доходов и расходов позволила не только покрыть возможные убытки, но и получить прибыль. Многие издатели из разных стран мира разделяют точку зрения философа книжного бизнеса, вице-президента и главного редактора американского издательства «Даблдей Паблишинг Компани» Сэмюэла Воэна, утверждавшего, что «без умеренной прибыли издатель не сделает ничего. Если не выпускать в свет книги, которые можно продать, а на вырученные средства оплатить аренду и выдать зарплату, издательство не сможет вообще выпускать книг - ни серьезной литературы, ни чтива».

Органичное сочетание творческой и предпринимательской функций дают основание считать издателя ведущей фигурой во всей структуре книжного дела. По количеству книг, выпускаемых в год, Россия занимает 3 место, уступая Китаю и США.

Своеобразие книжного рынка России: не налажен учет (статистика); не развита торговая сеть; маркетинговый аспект не проявлен достаточно => затоваривание.

Большая рентабельность, т. е. большие накрутки на книги, большую часть составляют затраты на материалы.

Система централизована: Москва и Санкт-Петербург, в которых сосредоточено российское книгоиздание. Москва - 50%, Санкт-Петербург - 15-20%. Количество издательств варьируется от 6 до 8 тыс. Книжная палата занимается контролем всех издательств страны + дает всем издательствам ISBN.

Новосибирск - центр научной литературы.

Саратов, Ростов, Красноярск, Екатеринбург - не превышают 2-3% от всего книгоиздания.

Частные издательства Санкт-Петербурга - Амфора, Азбука, Питер, Профессия.

Отраслевая литература:

Универсальные издательства (Эксмо, АСТ):

Нехудож. (учебная, научная литература).

узкоспециализированные (по отдельным отраслям): медицинская; научная (Наука); учебная (Просвещение, Дрофа); для ВУЗов (Высшая школа, при учебных заведениях).

Существуют издательства, выпускающие только переводную литературу.

Есть крупные издательства, которые являются лидерами в определенных областях.

Издательства, которые занимаются выпуском одного вида литературы не всегда конкурируют между собой. Они делят рынок, ориентируясь на разную целевую аудиторию, разное качество, разных авторов. Одним из самых популярных сегментов является философия, психология, религия, эзотерика. Самым прибыльным - деловая и юридическая сфера (экономика, право, бизнес, финансы).

Негативные стремления в России:

стремление к переизданию, а не к изданию нового;

низкая рентабельность при закладке высоких показателей.

В Москве обсудили антикризисные стратегии в книжной отрасли

30 марта в Шаляпинской аудитории Высшей школы печати и медиаиндустрии состоялась конференция «Книжная отрасль России: антикризисные стратегии», в которой приняли участие представители Российской книжной палаты, журналов, магазинов и ассоциаций, связанных с книжным бизнесом.

Светлана Зорина , главный редактор журнала «Книжная индустрия», предоставила присутствующим всю статистику о книгоиздании в России. Первая часть конференции была посвящена самой аналитике и статистике, вторая включала в себя выступления экспертов в области современных трендов книгоиздания и свободную дискуссию с вопросами аудитории в том числе.

Началась конференция с выступления Александра Воропаева , начальника отдела книжных выставок и пропаганды чтения Роспечати. Он рассказал о тенденциях и перспективах российского книгоиздания в 2016 году. Так, по общим показателям прошедший год получился более удачным, чем года 2015 и 2014-й. Но и 2015 год, объявленный в России Годом литературы, был богат на книжные и издательские проекты, появился », был создан оргкомитет Года литературы, а в 2016 году он был преобразован в .

До Года литературы показатели книгоиздания плавно спускались вниз,

но после проведения всевозможных тематических мероприятий вторая половина 2015-го вытянула весь год по показателям. Главный вопрос на сегодняшний день: это просто хорошая статистика или все-таки какой-то переломный момент в книжном бизнесе? Эксперты высказывают надежду, что самым кризисным для книжной индустрии в России был год 2014, а дальше все-таки будет наблюдаться прирост, а не просто кратковременный скачок.

При этом наблюдается тенденция к снижению и количества тиражей, и объемов изданий, но это может свидетельствовать еще и о том, что издательская система меняет парадигму: переходит от массовости к индивидуальному выпуску, отталкиваясь от запросов покупателей. Что действительно беспокоит - это снижение числа выпускаемых названий, потому что именно по этому показателю судится сама система книгоиздания.

Поднимался вопрос и о том, что статистика ведется по данным Российской книжной палаты, где регистрируются далеко не все издания. Во многом это связано с тем, что при издании книги в 100-300 экземпляров издательство просто не может себе позволить отправить необходимые 16 экземпляров в книжную палату.

Александр Воропаев сообщил, что сейчас ведется работа над поправками закона об (для книжной палаты), которые позволят облегчить процесс регистрации издания.

Елена Ногина , директор Российской книжной палаты (филиала ИТАР-ТАСС), в своем выступлении также затронула вопрос об обязательном экземпляре для регистрации издания в книжной палате, в том числе для облегчения создания более полной и четкой аналитической картины.

С точки зрения читательского спроса примечательным было выступление Надежды Михайловой . На примере «Московского Дома Книги», чьим генеральным директором Надежда Ивановна является, было показано, что

в Москве произошел спад посещений центральных магазинов на 7%, одной из причин чего явилось отсутствие парковочных мест в центре города.

Таким образом, существенная часть посещений сместилась в районные книжные магазины.

Также наметилась тенденция к снижению показателя покупок на один чек: если раньше в среднем в чеке пробивалось 3 книги, то теперь средний показатель - 2,7 книги, при этом средняя цена за книгу увеличилась на 7%, а средняя сумма по чеку - на 4%. Однако последние показатели зависят от уровня инфляции и соответствуют ему.

Если говорить о продажах по направлениям литературы, то основную часть занимают учебники - 23%, художественная и детская литература варьируется в пределах 20-22%, на долю профессиональной и научной литературы приходится по 18 и 14% соответственно. При этом положительная динамика наблюдается лишь у , что связано с интересом родителей к научно-познавательным книгам.

Что же касается художественной литературы, то средняя цена на книги растет, при этом по количеству проданных экземпляров произошел спад на 8%, а в денежном эквиваленте - всего на 1%, что объясняется более высоким ростом цен по сравнению с увеличением уровня инфляции.

Елена Соловьева , шеф-редактор журнала «Книжная индустрия», дополнила предыдущее выступление своей презентацией «Книжная отрасль в цифрах». Она представила отчет, основанный на статистических данных 600 магазинов. Несмотря на то, что вырос, он составляет всего 4% от общих продаж, тем самым подтверждая, что основная масса книг распространяется традиционным способом - через книжные магазины. При этом индекс потребительских цен снижается, то есть клиент экономит, а средняя цена за книгу остановилась на отметке в 257 рублей.

Также было упомянуто, что производство книг в основном происходит в Москве, значительно меньшая часть - еще в 13 городах России.

Доклад Сергея Макаренкова , генерального директора ИГ «Рипол классик», вызвал большое количество вопросов и замечаний. В его выступлении поднялся вопрос о том, что необходимо задуматься о следующих вещах: «Что такое книга в сегодняшнем понимании? Что такое книгоиздатель?»

По несколько неожиданному заявлению господина Макаренкова, книгоиздательство становится отраслью, рассчитанной не на получение прибыли, то есть не на бизнес-ориентированное дело, а на маркетинговый ход, рассчитанный на удовлетворение эмоциональных и честолюбивых потребностей человека. Таким образом, какое-то определенное микросообщество, будь то семья, класс, учебная группа или целый факультет, может выступить в роли книгоиздателя. Подобная тенденция может положительно сказаться на приросте показателя книгоиздания в России, поскольку сейчас эта цифра непозволительно мала: на всю Россию приходится порядка 1239 издательств, в то время как, например, во Франции их около 30 тысяч.

И все же, выступая за идею о необходимости издания личной книги каждой семьи, дабы приучить ребенка через создание собственной летописи к чтению, Сергей Макаренков вынужден был согласиться, что при всей оригинальности идеи отнести подобные издания к торговой деятельности нельзя, поскольку спрос на такие «книги» будет сугубо индивидуальным.

Самым ярким выступлением и интересной презентацией отличился Владимир Харитонов , исполнительный директор Ассоциации интернет-издателей России, который в очередной раз подчеркнул мысль, что

«то, что ушло в цифру, на бумагу уже не вернется».

Вновь была затронута тема регистрации изданий в книжной палате, для чего было предложено «подойти к издателям не спереди, а сбоку»: обязать издательства если не регистрировать все свои книги, то хотя бы предоставлять статистические данные для составления более полной картины вышедших изданий как книжных, так и электронных.

Поднимая вопрос о фиксированных ценах на книги и необходимости снижения НДС на книгоиздание, Харитонов отметил, что «политики должны понять, что книга - товар во вторую очередь, а в первую - культурная составляющая» .

Одна из наиболее важных мыслей, высказанных на конференции, была посвящена : «Сейчас максимум 100-150 человек в России могут жить своим писательским трудом, все остальные - нет, тогда чего ждать от развития книжной отрасли, когда нет людей, которые могут создавать этот контент просто своим трудом?»

Максим Лозовский , заместитель генерального директора по стратегическому планированию издательской группы «ЭКСМО-АСТ», в своем выступлении рассмотрел проблему инфраструктуры книжного рынка России. Кратко была изложена идея программы по поддержке чтения и книгоиздания, в которую должны входить социальная реклама, общественные мероприятия, а также институциональная поддержка со стороны государства.

Ольга Альшевская , ведущий научный сотрудник лаборатории книговедения ГПНТБ СО РАН, рассказала об инфраструктуре чтения в Сибири и на Дальнем Востоке, заявив, что книгораспространение - ключевой элемент в области популяризации чтения. Из положительных тенденций выделены были развитие издательско-торговых холдингов, региональных сетей, а также проведение всевозможных выставок-ярмарок.

Одним из самых рациональных выступлений конференции стало выступление вице-президента Ассоциаций книгоиздателей России Олега Филимонова , который заметил, что, в сущности, при подобном положении дел необходим антикризисный план, которого ни у кого пока нет.

С управления начинается кризис, а антикризисная стратегия начинается со штата.

Преодоление культурного кризиса трудновыполнимо, потому что «Плохо, когда нет книгоизданий в регионах и городах, но еще хуже - когда нет книжных магазинов» , а таких федеральных объектов в России сейчас большое количество. И если уж говорить о сиюминутных мерах поддержки книгораспространения, которые не потребуют большого количества затрат, то среди них - снижение арендной платы площадок, книжная клубная деятельность, а именно ярмарки, выставки, фестивали, а также почтовые льготы.

В заключение конференции генеральный директор магазина «Свой книжный» Ян Крусткалн поделился опытом открытия книжного магазина в условиях кризиса, назвав эту затею лишь экспериментом, а свой проект - лишь частным случаем, вряд ли способным стать повсеместной тенденцией.

Поскольку известно, что сейчас растет поколение, родители которого сами в детстве книги не читали, то перспективной для развития была названа детская литература, но при условии, что главной не только российской, но и всемирной стратегией будет цель заново .

- 63.60 Кб

Введение 3

Глава I. Современная издательская система России 6

Глава II. Издательское дело в процессе демократизации общества 14

Глава III. Современные издательства России 18

Заключение 26

Список литературы 28

Введение.

Актуальность:

В истекшем столетии объем выпуска книжной продукции в мире постоянно возрастал, причем темпы увеличения производства остаются и до сих пор достаточно высокими и устойчивыми.

Мировое книгоиздание располагает развитой издательской системой, насчитывающей в настоящее время почти 500 тыс. издательств и других организаций, выполняющих близкие по содержанию функции. Около четверти из них находятся в США. Крупными издательскими системами располагают Великобритания (около 60 тыс.), Франция (примерно 25 тыс.), Германия (около 20 тыс.), Япония (более 20 тыс.) и др. Мировая издательская система отличается не только своей величиной; но и высокой динамикой роста. За последние 10 лет количество издательств увеличилось более чем втрое. Такой рост издательских структур основан, преимущественно, на включении в эту сферу деятельности средних и особенно мелких предприятий, наряду с которыми в каждой стране действуют объединения-гиганты, выпускающие львиную долю продукции.

Сегодня читать любят немногие. Ведь информацию можно получить через интернет, введя в поисковик нужный запрос. А эмоции и впечатления предоставляют многочисленные телесериалы, боевики и триллеры. И все же читатели не перевелись.

При том, что число читателей снизилось, резко возросло число писателей. Профессия писателя переживает пик популярности. В писатели подались широкие массы - студенты и бизнесмены, домохозяйки и банкиры. Чем объясняется такая популярность, сказать непросто. Конечно, большую роль в этом явлении играет человеческое стремление легко разбогатеть - пример автора Гарри Поттера не дает покоя многим.

Лидером на издательско-писательском рынке является проза, причем наилучшие шансы у авторов фантастики, фэнтези и детективов, а также сентиментального любовного романа. Разумеется, чтобы издаться не за свой счет и даже что-то заработать, надо обладать легким пером, живым слогом, фантазией и писать на востребованные темы.

Одним словом, состояние отечественного книжного рынка практически отвечает мировым тенденциям, в том числе тем, которые тревожат всех издателей без исключения. Например, прогрессирующее падение интереса к чтению и внедрение цифровых носителей текста (так называемые электронные библиотеки) отравляют жизнь не только нашим книгопечатникам, но и их зарубежным коллегам. Однако, как водится, у нас есть и свои, исключительно национальные трудности, которые позволили экспертам оценивать состояние российского книгоиздания если не как кризисное, то как находящееся в стагнации. Основные проблемы отрасли: угроза перепроизводства, попытки монополизации рынка, снижение тиражей.

Объект – современные издательства России.

Предмет – роль издательств в формировании культурного пространства страны.

Цель – изучить современную издательскую систему России.

Методы научного исследования:

  1. Метод анализа опубликованных источников.

Изученность:

Данная тема изучается давно, поскольку издательская деятельность возникла с изобретением письменности. Особый интерес к изучению темы возникает в начале ХХ века.

Хронологические рамки списка литературы охватывают период с начала 80-х годов по сегодняшний день.

Превалирующим типом издания являются статьи. Авторы статей опубликованы в периодических профессиональных изданиях.

Представлены периодические издания – журналы «Книжное дело», «Книжный бизнес», «Витрина» и «Библиотека». В данных периодических изданиях размещены статьи Даньшина И. , Кузнецов Б. , Майсурадзе Ю. .

Все издания можно разделить на 2 группы. К первой относятся статьи о современной издательской системе России. Здесь представлены фамилии таких авторов как Аленичев В. , Ильницкий А.М. , Ленский Б.В. , Поройкова, О. . Ко второй группе – статьи о современных издательствах России, это Комаров Е.И.. , Майсурадзе Ю. . Соловьев В. .

Исходя из изученности, можно выйти на структуру данной работы:

Введение, в котором описана актуальность, цель и задачи курсовой работы;

Глава I. Современная издательская система России;

Глава II. Издательское дело в процессе демократизации общества;

Глава III. Современные издательства России;

Заключение, в котором подводятся итоги курсовой работы;

Список литературы.

Глава I. Современная издательская система России.

Несмотря на то, что книгопечатание начало развиваться в России спустя почти столетие после изобретения Иоганна Гутенберга (первая точно датированная русская печатная книга «Апостол» была выпущена в Москве в 1564 г.), наша страна быстро выдвинулась в число лидеров мирового книжного дела. Уже в начале XX столетия она занимала второе место в мире, уступая только Германии и опережая другие страны

Современная издательская система сложилась в стране в последнее десятилетие прошлого века. На ее структуру и особенности функционирования оказали большое влияние самые различные внутренние и внешние факторы, важнейшим из которых является изменение социально-политических условий развития общества на основе демократизации различных сфер его жизнедеятельности. Правовой основой становления новой издательской системы стали важнейшие положения Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации», принятого парламентом России в декабре 1991 г. и заменившего Закон СССР «О печати и других средствах массовой информации» (1990 г.), который утратил свою силу после распада Советского Союза. Демократизация сферы массовой информации и книгоиздания проходила на фоне неизбежно связанных с ней экономических процессов, обеспечивших переход на рельсы рыночной экономики, когда издательства, формировавшиеся в этих условиях, сразу становились самостоятельными хозяйствующими субъектами нарождающегося книжного рынка .

Серьезным фактором развития издательского бизнеса в этот период стало возрастающее развитие и применение новых информационных технологий. Правовые и экономические аспекты книжного дела получили научно-технологическую основу, что позволило буквально за несколько лет проделать путь, на преодоление которого раньше понадобились бы десятилетия.

Наконец, формированию новой издательской системы России в значительной степени способствовала глобализация информационного пространства, встраивание отечественного книгоиздания в мировое издательское сообщество. Это дало возможность изучать богатый международный опыт и более продуктивно использовать его в отечественной практике .

В результате действия упомянутых законов значительно расширились возможности учреждения новых СМИ и издательств, в связи, с чем на протяжении последнего десятилетия наблюдается постоянный рост числа издательских структур. К сегодняшнему дню количество организаций, прошедших соответствующую регистрацию, достигло почти 20 тысяч. Это вполне сравнимо с издательскими системами ведущих книгоиздающих стран мира. Однако для России это факт беспрецедентный, никогда в прошлом места не имевший в силу того, что осуществление постоянного тотального государственного, церковного, а впоследствии - партийного (КПСС) контроля за духовной жизнью общества и его отдельных слоев вела к стремлению иметь закрытую систему идеологических организаций, в том числе и книжного дела.

Конечно, как и в других странах, не все зарегистрированные издательские структуры одинаково активно участвуют в книгоиздательском бизнесе. Если принять в качестве критерия включения той или иной организации в издательскую систему выполнение ею требований Федерального закона «Об обязательном экземпляре документов» о представлении в Российскую книжную палату установленного числа обязательных экземпляров каждого выходящего издания, то получается, что активную деятельность на книжном рынке страны ежегодно ведет 5-6 тыс. издательств .

Если учесть, что до недавнего времени в Российской Федерации в составе СССР функционировало немногим более 100 издательств, то можно утверждать, что число реально действующих издательских структур на территории страны за 10 с небольшим лет возросло многократно. Серьезно изменилась топография их размещения. Количество городов, в которых сегодня работают те или иные книгоиздательские структуры, насчитывает более 300, причем во многих из них функционируют несколько десятков издающих организаций.

Вместе с тем следует указать, что подавляющую часть всего этого обилия издательских организаций составляют средние и, преимущественно, мелкие предприятия, что, вообще говоря, является отражением более общей тенденции развития современного предпринимательства, касающейся не только книжного дела и не только нашей страны. Во всем мире совершается переход от массового маркетинга, ориентированного на гомогенизацию спроса, к групповому и от него - к индивидуальному, что в книгоиздании, например, находит воплощение в технологиях типа book-on-demand (изготовление книг по требованию) .

При этом нужно иметь в виду, однако, что наряду с ростом числа небольших издательств и их постоянной ротацией отчетливо проявляется противоположная этому тенденция концентрации книгопроизводства в нескольких крупных структурах, определяющих главные направления книжного бизнеса. В руках нескольких десятков издательских домов сегодня сконцентрированы основные массивы книгопроизводства и, естественно, книгораспространения, причем удельный вес их как в ассортименте, так и в тиражах постоянно растет. По названиям он превышает 30%, а по тиражу составляет более двух третей всей книжной продукции. Например, по официальным данным, суммарный тираж книг и брошюр, выпускаемых всего пятью издательствами, - АСТ, «Дрофа», «Олма-Пресс», «Просвещение» и «Эксмо-Пресс» - составляет около трети общего тиража по стране. Если добавить к ним еще семь издательских домов («Росмэн», «ИНФРА-М», «Фламинго», «Вагриус», «Панорама», «Радуга», «Рипол Классик»), то на долю этой дюжины придется почти половина всех выпускаемых в стране книг .

В развитии современной издательской системы России отчетливо прослеживается давняя тенденция, которая унаследована от дореволюционного прошлого. Несмотря на негативный характер, который она носит, преодолеть ее до сих пор не удается. Речь идет о тяготении всего книжного бизнеса к центральным районам России и высокой концентрации здесь издательской предпринимательской активности. Доля издательств, расположенных в Центральном и Северо-Западном федеральных округах (преимущественно в Москве и Санкт-Петербурге), в общем объеме книгопроизводства в России составила в 2002 г. около 75 % по числу названий, а по тиражам выпускаемых книг и брошюр превзошла 90%. Понятно, что подобное положение тормозит функционирование книжного рынка, затрудняет эффективное обеспечение населения книгами, а также сдерживает развитие регионального книгоиздания, в том числе выпуска книг на языках народов России .

Как уже говорилось, действующая сегодня в России издательская система с самого начала формировалась как рыночная, ориентированная главным образом на то, что равноправными ее участниками являются самостоятельные хозяйствующие субъекты, действующие на основе единых правил, определяемых гражданско-правовым законодательством. Это коренным образом отличает ее от издательской системы советского периода, которая базировалась на административно-командном ресурсе и в которой само издательство было преимущественно идеологическим институтом, выполнявшим партийно-государственный заказ по выпуску определенного информационного продукта с заданными свойствами воздействия на потенциального читателя и ожидаемой обратной реакцией. Проблемы реализации этой продукции государство брало на себя, предоставляя соответствующие оборотные средства государственному же книготоргу для централизованной скупки и последующего распространения выходящей литературы .

В этих условиях и сама издательская система была ничем иным как государственным образованием. Огосударствление книгоиздания, начавшееся еще в конце 20-х годов прошлого столетия, привело к концу века к установлению тотального партийно-государственного управления и контроля за деятельностью всего издательского дела в стране. Поэтому важнейшей составной частью реформирования книгоиздания на демократической, рыночной основе стало разгосударствление ее, то есть трансформация из полностью государственной в преимущественно негосударственную. В настоящее время именно негосударственные структуры составляют основу издательской системы страны .

На долю государственных издательств в 2002 г. приходилось лишь около 3% выпуска книг и брошюр по числу названий (не считая ведомственной, нерыночной печатной продукции) и немногим более 10% суммарного тиража. При этом следует учесть, что подавляющее большинство из этих книг приходится на учебники, выпускаемые государственным издательством «Просвещение».

Описание работы

Цель – изучить современную издательскую систему России.
Задачи:
Изучить современную издательскую систему России.
Выявить место книжного дела в процессе демократизации общества.
Рассмотреть наиболее крупные книжные издательства России.

Несмотря на то, что книгопечатание начало развиваться в России спустя почти столетие после изобретения Иоганна Гутенберга (первая точно датированная русская печатная книга «Апостол» была выпущена в Москве в 1564 г.), наша страна быстро выдвинулась в число лидеров мирового книжного дела. Уже в начале XX столетия она занимала второе место в мире, уступая только Германии и опережая другие страны.

Современная издательская система сложилась в стране в последнее десятилетие прошлого века. На ее структуру и особенности функционирования оказали большое влияние самые различные внутренние и внешние факторы, важнейшим из которых является изменение социально-политических условий развития общества на основе демократизации различных сфер его жизнедеятельности. Правовой основой становления новой издательской системы стали важнейшие положения Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации», принятого парламентом России в декабре 1991 г. и заменившего Закон СССР «О печати и других средствах массовой информации» (1990 г.), который утратил свою силу после распада Советского Союза. Демократизация сферы массовой информации и книгоиздания проходила на фоне неизбежно связанных с ней экономических процессов, обеспечивших переход на рельсы рыночной экономики, когда издательства, формировавшиеся в этих условиях, сразу становились самостоятельными хозяйствующими субъектами нарождающегося книжного рынка. Плюрализм форм собственности в книгоиздательском секторе экономики привел не только к активизации товарно-денежных отношений, но и к разнообразию способов и методов внутрииздательского менеджмента, к широкому использованию маркетинга и других хозяйственных механизмов рыночного плана. Серьезным фактором развития издательского бизнеса в этот период стало возрастающее развитие и применение новых информационных технологий. Правовые и экономические аспекты книжного дела получили научно-технологическую основу, что позволило буквально за несколько лет проделать путь, на преодоление которого раньше понадобились бы десятилетия. Наконец, формированию новой издательской системы России в значительной степени способствовала глобализация информационного пространства, встраивание отечественного книгоиздания в мировое издательское сообщество. Это дало возможность изучать богатый международный опыт и более продуктивно использовать его в отечественной практике.
В результате действия упомянутых законов значительно расширились возможности учреждения новых СМИ и издательств, в связи с чем на протяжении последнего десятилетия наблюдается постоянный рост числа издательских структур. К сегодняшнему дню количество организаций, прошедших соответствующую регистрацию, достигло почти 20 тысяч. Это вполне сравнимо с издательскими системами ведущих книгоиздающих стран мира. Однако для России это факт беспрецедентный, никогда в прошлом места не имевший в силу того, что осуществление постоянного тотального государственного, церковного, а впоследствии - партийного (КПСС) контроля за духовной жизнью общества и его отдельных слоев вела к стремлению иметь закрытую систему идеологических организаций, в том числе и книжного дела.


Конечно, как и в других странах, не все зарегистрированные издательские структуры одинаково активно участвуют в книгоиздательском бизнесе. Если принять в качестве критерия включения той или иной организации в издательскую систему выполнение ею требований Федерального закона «Об обязательном экземпляре документов» о представлении в Российскую книжную палату установленного числа обязательных экземпляров каждого выходящего издания, то получается, что активную деятельность на книжном рынке страны ежегодно ведет 5-6 тыс. издательств.

Если учесть, что до недавнего времени в Российской Федерации в составе СССР функционировало немногим более 100 издательств, то можно утверждать, что число реально действующих издательских структур на территории страны за 10 с небольшим лет возросло многократно. Серьезно изменилась топография их размещения. Количество городов, в которых сегодня работают те или иные книгоиздательские структуры, насчитывает более 300, причем во многих из них функционируют несколько десятков издающих организаций. Вместе с тем следует указать, что подавляющую часть всего этого обилия издательских организаций составляют средние и, преимущественно, мелкие предприятия, что, вообще говоря, является отражением более общей тенденции развития современного предпринимательства, касающейся не только книжного дела и не только нашей страны. Во всем мире совершается переход от массового маркетинга, ориентированного на гомогенизацию спроса, к групповому и от него - к индивидуальному, что в книгоиздании, например, находит воплощение в технологиях типа book-on-demand (изготовление книг по требованию). При этом нужно иметь в виду, однако, что наряду с ростом числа небольших издательств и их постоянной ротацией отчетливо проявляется противоположная этому тенденция концентрации книгопроизводства в нескольких крупных структурах, определяющих главные направления книжного бизнеса. В руках нескольких десятков издательских домов сегодня сконцентрированы основные массивы книгопроизводства и, естественно, книгораспространения, причем удельный вес их как в ассортименте, так и в тиражах постоянно растет. По названиям он превышает 30%, а по тиражу составляет более двух третей всей книжной продукции. Например, по официальным данным, суммарный тираж книг и брошюр, выпускаемых всего пятью издательствами, - АСТ, «Дрофа», «Олма-Пресс», «Просвещение» и «Эксмо-Пресс» - составляет около трети общего тиража по стране. Если добавить к ним еще семь издательских домов («Росмэн», «ИНФРА-М», «Фламинго», «Вагриус», «Панорама», «Радуга», «Рипол Классик»), то на долю этой дюжины придется почти половина всех выпускаемых в стране книг. В развитии современной издательской системы России отчетливо прослеживается давняя тенденция, которая унаследована от дореволюционного прошлого. Несмотря на негативный характер, который она носит, преодолеть ее до сих пор не удается. Речь идет о тяготении всего книжного бизнеса к центральным районам России и высокой концентрации здесь издательской предпринимательской активности. Доля издательств, расположенных в Центральном и Северо-Западном федеральных округах (преимущественно в Москве и Санкт-Петербурге), в общем объеме книгопроизводства в России составила в 2002 г. около 75 % по числу названий, а по тиражам выпускаемых книг и брошюр превзошла 90%. Понятно, что подобное положение тормозит функционирование книжного рынка, затрудняет эффективное обеспечение населения книгами, а также сдерживает развитие регионального книгоиздания, в том числе выпуска книг на языках народов России. Как уже говорилось, действующая сегодня в России издательская система с самого начала формировалась как рыночная, ориентированная главным образом на то, что равноправными ее участниками являются самостоятельные хозяйствующие субъекты, действующие на основе единых правил, определяемых гражданско-правовым законодательством. Это коренным образом отличает ее от издательской системы советского периода, которая базировалась на административно-командном ресурсе и в которой само издательство было преимущественно идеологическим институтом, выполнявшим партийно-государственный заказ по выпуску определенного информационного продукта с заданными свойствами воздействия на потенциального читателя и ожидаемой обратной реакцией. Проблемы реализации этой продукции государство брало на себя, предоставляя соответствующие оборотные средства государственному же книготоргу для централизованной скупки и последующего распространения выходящей литературы.
В этих условиях и сама издательская система была ничем иным как государственным образованием. Огосударствление книгоиздания, начавшееся еще в конце 20-х годов прошлого столетия, привело к концу века к установлению тотального партийно-государственного управления и контроля за деятельностью всего издательского дела в стране. Поэтому важнейшей составной частью реформирования книгоиздания на демократической, рыночной основе стало разгосударствление ее, то есть трансформация из полностью государственной в преимущественно негосударственную. В настоящее время именно негосударственные структуры составляют основу издательской системы страны. На долю государственных издательств в 2002 г. приходилось лишь около 3% выпуска книг и брошюр по числу названий (не считая ведомственной, нерыночной печатной продукции) и немногим более 10% суммарного тиража. При этом следует учесть, что подавляющее большинство из этих книг приходится на учебники, выпускаемые государственным издательством «Просвещение». Статистические данные свидетельствуют о значительных преимуществах, которые присущи новой издательской системе России. По оценке специалистов, емкость книжного рынка России в настоящее время превышает 1 млрд. долларов США (розничные продажи). При этом книготорговый ассортимент, предлагаемый потенциальному покупателю, постоянно растет. Отсчет ведется с 1992 г., с того времени, когда новая издательская система современной России впервые заработала на собственной основе. К этому моменту падение книжного выпуска, начавшееся, как известно, еще в перестроечные времена, достигло своего нижнего предела - 28,7 тыс. названий, то есть было меньше дореволюционного уровня. Однако, уже со следующего года положение начало выправляться, причем в основе этого процесса лежала структурная перестройка издательского репертуара, адаптирующегося к новой, рыночной ситуации, а также эффективная государственная поддержка книгоиздания. На этой базе, несмотря на дефолт 1998 г., число названий постоянно росло и в последующие годы не только достигло докризисного уровня (примерно 50 тыс. названий), но и значительно превзошло его. Число названий, выпущенных в 2001 г., в 2,5 раза превысило показатель 1992 г. и почти на 30 % показатель 1977 г. (55 657 названий - высшее достижение российского книгоиздания в рамках издательской системы СССР). Помощь со стороны государства средствам массовой информации, книгоиздательским структурам, развитию культуры в целом осуществляется в двух формах: в форме прямой финансовой поддержки отдельных проектов и программ и в виде различного ряда льгот и преференций налогового, таможенного и иного характера (т. н. косвенная поддержка). В современной России активно используется оба упомянутых вида.

Так, в соответствии с «Федеральной целевой программой поддержки полиграфии и книгоиздания России», утвержденной Правительством РФ, в 1996-2001 гг., на поддержку 2,5 тыс. социальнозначимых изданий было выделено и израсходовано около 300 млн. руб. (примерно 10 млн. долларов США). С 2002 г. начала действовать подпрограмма «Поддержка полиграфии и книгоиздания России (2002-2005 гг.)» как часть федеральной целевой программы «Культура России». Косвенная поддержка издательствам осуществляется на основе Федерального Закона «О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания Российской Федерации» (1995 г.). Законом предусмотрен ряд льгот по налоговому, таможенному, валютному и иным видам финансового и хозяйственного регулирования редакционной, издательской и полиграфической деятельности по производству книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой. Важнейшей из перечисленных мер было освобождение указанных видов деятельности от налога на добавленную стоимость, что в совокупности явилось мощным стимулом роста книгопроизводства и сыграло главенствующую роль в том, что издателям удалось избежать катастрофических последствий дефолта 1998 г.В то же время введение налога на добавленную стоимость в 2002 г. (хотя и вдвое сниженного по сравнению с НДС на другие товары) оказало негативное воздействие на динамику процессов, происходящих в российском книгоиздании. Темпы роста количественных показателей, характеризующих выпуск книг и брошюр в 2002 г., были ниже тех, которые были получены в предыдущем 2001 г.: по числу названий

  • 99,2 % (2001г. - 70332) по тиражу
  • 109,0 % (2001 г.- 542,3 млн. экз.) по объему печатной массы
  • 114,7 % (2001 г.- 7,7 млрд. листов-оттисков)

Оценивая эти итоги, следует прежде всего отметить, что впервые за последние десять лет в 2002 г. произошло снижение числа названий выпущенных книг и брошюр. И хотя абсолютное снижение составило всего около 600 названий (0,8%) и, вообще говоря, находится в пределах статистической погрешности, тем не менее этот факт заслуживает особого внимания. Во-первых, потому, что число названий является универсальным международным показателем развития книгоиздательского дела в стране. Именно по этому показателю определяется рейтинг ведущих книгоиздающих стран мира. Во-вторых, потому, что это свидетельствует о некотором снижении темпов роста книгопроизводства в РФ. В последние годы число названий росло чрезвычайно быстро: в 2000 г. по сравнению с 1999 г. число выпущенных изданий увеличилось почти на 25 %, в 2001 г. по сравнению с 2000 г. - на 18 % и достигло рекордно высокого уровня за всю историю российского книгоиздания. В-третьих, падение роста числа названий оказало влияние и на динамику других показателей. Так, тираж выпущенных изданий в 2002 г. хотя и увеличился по сравнению с предыдущим годом, однако темп роста его был ниже, чем в 2001 г., когда он составил 15 с лишним процентов. Анализ итогов 2002г. показывает, что, с одной стороны, новая система российского книгоиздания, сложившаяся в постсоветские годы, постепенно приобретает новые интегративные качества, позволяющие сохранить равновесие и избежать срывов и падений даже в сложных ситуациях. Но, с другой стороны, обеспечить необходимую динамику книжного выпуска, особенно в области социальнозначимых видов литературы, в современных условиях можно только при осуществлении надежной и эффективной государственной поддержки как средства повышения доступности книги для более широких слоев населения, что будет содействовать развитию чтения, повышению роли книги в информационном обществе и, естественно, активизации книжного рынка. Если говорить о структуре выпускаемых книг и брошюр, то следовало бы отметить уравновешенность, сбалансированность репертуара российского книгоиздания последних лет, постоянный рост доли общественнозначимых изданий, что лишает скептиков оснований для утверждения о засилии в издательском ассортименте масскультурного чтива. Российское книгоиздание традиционно является многонациональным. Например, в 2002 г. книги и брошюры выпускались на 85 языках, в том числе на языках народов, населяющих Российскую Федерацию, народов стран Содружества независимых государств (СНГ), на основных мировых языках.
Значительных объемов достигает также выпуск переводной литературы. В 2003 году Россия участвует в Международной книжной ярмарке во Франкфурте в качестве страны - почетного гостя. К этому знаменательному событию в книжном мире российское книгоиздание приходит с достойными результатами: ожидается, что книжный выпуск к концу года вырастает до 73-75 тыс. названий при суммарном тираже, близком к 600 млн. экземпляров.

Вопрос 24. Ретроспективная национальная библиография. Современное состояние теории и практики в России.

Ретроспект ббгр – вид национальной ббгр. Нац ббгр включает ретроспект и текущ. РНБ - вид ббггр, назначением которой является обеспечение подготовки и функционирования универсальной ббгр информации обо всех док-тах, когда-либо созданных и вышедших за какой-либо времени прошлого. Принципы отбора лит-ры для источников РНБ: 1) территориальный – все что вышло на территории страны на всех языках независимо от содержания. 2) языковой – считать национальной продукцией, если д-т вышел на национальном языке. В источниках нац. Б-фии отражаются д-ты на гос. языке независимо от места издания. 3) комплексный – объединяет 1 2 + д-ты, связанные со страной авторством или содержанием.

Виды РНБ – сводные каталоги, сводные каталоги-репертуары. Сводные к-ги отражают состояние фондов различных б-тек, к-г отражает только то, что есть в конкр б-ке. Указатель – независимо от их местонахождения, это репертуары. Изначально источники РБ составляли отдельные люди при монастырях, потом эта работа перешла в стены б-тек и стала коллективной, т.к. нужна методика – принципы отбора, описания, расположения материала, одному человеку сложно. В настоящее время это делает РНБ – методический центр по ббгр, координирует деят-ть ббгр-щих организаций; РГБ активно работает в этой области. Последняя работа по РНацБбгр была составлена в 2002 г. с 2000 г. РГБ и РНБ готовят в эл. Форме нац-й сводный к-лог русских зарубежных период-х и продолж-ся изд-й.

Первые библиографические пособия, появившиеся в XVI в., носили ретроспективный характер и учитывали, как правило, книги. В 60-х гг было составлено «оглавление книг, кто их сложил» - попытка первого репертуара. 1-й репертуар русской книги – А.И. Богданов 1755 г. – рукопись, посвященная происхождению письменности в России. Приложение к этому труду – списки русских рукописных и старопечатных книг. Еще попытки – Бактыш-Каменский, тоже осталось в рукописи. Еще – монах Домаскин «Б-ка российская…», не опубликованный, законченный труд, книги расположены в хронологическом порядке по периодам русской истории, с 1715 г по 1785 г. Дальше был Сопиков «Первый печатный репертуар русской книги. Опыт российской ббгр.» - опубликованный труд, 5 частей, отражал источники до 1813, частично до 1818 г., более 13 тыс. книг. «Сводный каталог русской книги гражданской печати 18 века, 1708 – 1800» вышел в 4-х томах в 1962-67гг. отражены книги на русском языке. Пятым томом вышли вспомогательные указатели. «Сводный каталог русской книги» 1801 – 1825 (издан в 99 г.). в 19 в. С.А. Венгеров составил большую картотеку книг, а также «критико-биографический словарь русских пис-лей и ученых». Вышло 30 выпусков – от «А» до Вавилова. «Сводный каталог нелегальной и запрещенной печати 19 в. Книги и периодические издания» с 1820 по 1900 - источник для изучения демократического и революционного движения. Основные репертуары стали выходить в 50-хх в основном в виде сводных каталогов, при этом б-ка либо собирает сведения за определенный промежуток и отражаются фонды нескольких б-ек, например всего 6 крупных б-тек (БАН, ГБЛ, МГУ…), либо источник создается в одном месте одной б-кой. Современное количество организаций расширяется – «М/ународный сводный каталог русских книг 1918 – 26 гг представлены фонды 736 орг-ций из 36 стран мира.

Периодическая печать также отражалась в ретросп. Указателях – Н.М. Лисовский в начале 20 столетия создал труд «Ббгр русской периодической печати, 1703 – 1900» достаточно полно отражает отечественную периодическую печать с начала ее возникновения до 20 столетия. Работу по ретросп-му ббгр-нию периодических изданий, выходивших после октября 1917 г. взяла на себя Всесоюз КП, в течение 9 лет с 55 по 63 г она издавала 10 выпусков ук-ля «Периодическая печать СССР. 1917 – 1949. Журналы, труды, бюллетени» содерж сведения о 17 000 период и продолж изданиях, выходивших на территории ссср с окт 1917. Далее вместо ежегодников издавала пятилетние выпуски «Летописи пер. и прод. Изд-й». изд-во Книга выпустило в 1970 – 1980 гг ук-ль «газеты ссср, 1917 – 1960.» в 4-х томах. Указ-ли за совет. Период не включили материал, чуждый тогдашней идеологии, спец-ты РНБ подготовили к печати в 2002 г. ук-ль «Несоветские газеты 1918 – 1922 г». Вопросы РНБ в силу особой сложности и исторических условий развития еще не получили унифицированного решения. Это объясняется, в частности, тем, что уровень развития НБ в различных странах неодинаков. Во многих она находится лишь на стадии становления. РНБ подытоживает результаты национальной издательской деятельности за длительные отрезки времени. Наибольшая полнота и достоверность РНБ достигается на основе использования данных, накопленных в течение многих лет органами текущего учета. В то же время РНБ сложилась раньше, чем ТНБ, поэтому она имеет определенные и достаточно прочные традиции.