Метеорологические опасные природные явления примеры. Опа́сные метеорологи́ческие явле́ния

Метеорологическое опасное явление

природные процессы и явления, возникающие в атмосфере под действием различных природных факторов или их сочетаний, оказывающие или могущие оказать поражающее воздействие на людей, сельскохозяйственных животных и растения, объекты экономики и окружающую среду (ураган, шторм, ливень и т.д.).


EdwART. Словарь терминов МЧС , 2010

Смотреть что такое "Метеорологическое опасное явление" в других словарях:

    Метеорологическое опасное явление - природные процессы и явления, возникающие в атмосфере, оказывающие или могущие оказать поражающее воздействие на людей, сельскохозяйственных животных и растения, объекты экономики и окружающую природную среду (ураган, шторм, ливень и др.) …

    См. Метеорологическое опасное явление. EdwART. Словарь терминов МЧС, 2010 … Словарь черезвычайных ситуаций

    опасное метеорологическое явление - опасное метеорологическое явление: По ГОСТ Р 22.0.03; Источник …

    Метеорологическое явление опасное - Опасное метеорологическое явление: Природные процессы и явления, возникающие в атмосфере под действием различных природных факторов или их сочетаний, оказывающие или могущие оказать поражающее воздействие на людей, сельскохозяйственных животных и … Официальная терминология

    Опасное метеорологическое явление - природные процессы и явления, возникающие в атмосфере под действием различных природных факторов или их сочетаний, оказывающие или могущие оказать поражающее воздействие на людей, сельскохозяйственных животных и растения, объекты экономики и… … Гражданская защита. Понятийно-терминологический словарь

    ОПАСНОЕ МЕТЕОРОЛОГИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ - Природные процессы и явления, возникающие в атмосфере под действием различных природных факторов или их сочетаний, оказывающие, или могущие оказать поражающее воздействие на людей, сельскохозяйственных животных и растения, объекты экономики и… … Комплексное обеспечение безопасности и антитеррористической защищенности зданий и сооружений

    Тайфун - (Taifeng) Природное явление тайфун, причины возникновения тайфуна Информация о природном явлении тайфун, причины возникновения и развития тайфунов и ураганов, самые известные тайфуны Содержание — разновидность тропического вихревой бури,… … Энциклопедия инвестора

    ГОСТ Р 22.0.03-95: Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Природные чрезвычайные ситуации. Термины и определения - Терминология ГОСТ Р 22.0.03 95: Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Природные чрезвычайные ситуации. Термины и определения оригинал документа: 3.4.3. вихрь: Атмосферное образование с вращательным движением воздуха вокруг вертикальной или… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    ГОСТ Р 22.1.07-99: Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Мониторинг и прогнозирование опасных метеорологических явлений и процессов. Общие требования - Терминология ГОСТ Р 22.1.07 99: Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Мониторинг и прогнозирование опасных метеорологических явлений и процессов. Общие требования оригинал документа: вихрь: По ГОСТ Р 22.0.03; Определения термина из разных… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Лекция

ЧС природного характера и мероприятия по снижению возможного воздействия от них

1. Теоретические положения

2. Природные явления метеорологического происхождения

3. Природные явления геофизического происхождения

4. Природные явления геологического происхождения

5. Природные явления космического происхождения

6. Природные явления биологического происхождения

Теоретические положения

ЧС природного характера угрожают обитателям нашей планеты с начала цивилизации. Размер ущерба зависит от интенсивности природных явлений, уровня развития общества и условий жизнедеятельности. Природные явления могут быть экстремальными, чрезвычайными и катастрофическими. Катастрофические природные явления называют стихийными бедствиями. Стихийное бедствие – это катастрофическое природное явление, которое может вызвать многочисленные человеческие жертвы и нанести значительный материальный ущерб. Общее число стихийных бедствий во всем мире постоянно увеличивается. Природные явления чаще всего внезапные и непредсказуемые , а также они могут носить взрывной и стремительный характер. Природные явления могут происходить независимо друг от друга (например, сход лавины и природные пожары) и во взаимодействии (например, землетрясение и цунами). Человечество не так уж беспомощно перед лицом стихии. Некоторые явления можно предсказать, а некоторым успешно противостоять. Для эффективного противодействия ЧС природного характера необходимо знание состава события, исторической хроники и местной характеристики природных угроз. Защита от природных опасностей может быть активной (например, строительство инженерно-технических сооружений) и пассивной (использование укрытий, возвышенностей. По причине возникновения природные явления в настоящее время делятся на шесть групп.

Природные явления метеорологического происхождения

Метеорология – наука, изучающая изменения, происходящие в атмосфере Земли. Это температура, влажность, атмосферное давление, воздушные потоки (ветер), изменение магнитного поля Земли. Движение воздуха относительно земли называют ветром. Сила ветра оценивается по 12-ти бальной шкале Бофорта (на стандартной высоте 100 метров над открытой ровной поверхностью).

Буря – продолжительный и очень сильный ветер, скорость которого превышает 20 м/с.

Ураган – ветер большой разрушительной силы и значительной продолжительности, скорость которого 32 м/с (120 км/час). Ветер ураганной силы, сопровождающийся выпадением обильных осадков, в Юго-Восточной Азии называют тайфуном.

Смерч – или торнадо – атмосферный вихрь, возникающий в грозовом облаке, а затем распространяющийся в виде темного рукава или хобота по направлению к поверхности суши или моря. Принцип действия смерча напоминает работу пылесоса.

Опасности для людей при таких природных явлениях заключаются в разрушениях домов и сооружений, воздушных линий электропередач и связи, наземных трубопроводов, а также поражении людей обломками разрушенных сооружений, осколками стекол, летящими с большой скоростью. При снежных и пыльных бурях опасны снежные заносы и скопления пыли на полях, дорогах и населенных пунктах, а также загрязнение воды. Движение воздуха направлено от высокого давления к низкому. Формируется область низкого давления с минимумом в центре, что называется циклоном. Циклон в поперечнике достигает несколько тысяч километров. Погода при циклоне преобладает пасмурная, с усилением ветра. Метеочувствительные люди во время прохождения циклона жалуются на ухудшение самочувствия.

Сильные морозы – характеризуются понижением температуры в течение нескольких дней на 10 и более градусов ниже среднестатистических показателей для данной местности.

Гололед – слой плотного льда (несколько сантиметров), образующийся на поверхности земли, тротуарах, проезжей части улиц и на предметах и строениях при намерзании переохлажденного дождя и мороси (тумана). Гололед наблюдается при температуре от 0 до 3 С. Как вариант – ледяной дождь.

Гололедица - это тонкий слой льда на поверхности земли, образующийся после оттепели или дождя в результате похолодания, а также замерзания мокрого снега и капель дождя.

Опасности. Увеличение количества ДТП и травм среди населения. Нарушение жизнедеятельности при обледенении линий электропередач, контактных сетей электротранспорта, что может привести к электротравмам и пожарам.

Метель (вьюга, пурга) – это гидрометеорологическое бедствие. Связанное с обильным выпадением снега, при скорости ветра выше 15 м/с и продолжительности снегопада более 12 часов

Опасности для населения заключаются в заносах дорог, населенных пунктов и отдельных зданий. Высота заноса может быть более 1 метра, а в горных районах до 5-6 метров. Возможно снижение видимости на дорогах до 20-50 метров, а также разрушение зданий и крыш, обрывы электропередачи и связи.

Туман – скопление мелких водяных капель или ледяных кристаллов в приземном слое атмосферы, снижающее видимость на дорогах.

Опасности . Снижение видимости на дорогах нарушает работу транспорта, что ведет к авариям и травматизму среди на населения.

Засуха – продолжительный и значительный недостаток осадков, чаще при повышенной температуре и пониженной влажности.

Сильная жара – характеризуется повышением среднегодовой температуры окружающего воздуха на 10 и более градусов в течение нескольких дней

Опасности заключаются в тепловом перегревании человека, т.е. может привести к тепловому или солнечному удару, что может привести к смерти. Во время сильной жары и особенно засухи, возрастает вероятность природных пожаров. Природные пожары могут быть лесными, степными и торфяными. По распространению огня они могут быть низовые и верховые. При низовых пожарах огонь распространяется со скоростью от 0,1 до 3 метров в минуту. Скорость распространения верхового пожара до 100 м в минуту по направлению ветра. В случае угрозы для жизни от массовых пожаров в населенных пунктах организуется эвакуация населения в безопасное место.

Что такое опасные погодные явления?

Зарево пожара на горизонте. За весну и половину лета 2016 года в России сгорело 1,4 миллиона гектаров леса, что принесло ущерб в районе трех миллиардов рублей. Фото: extremeinstability.com

По данным Росгидромета, количество опасных метеорологических явлений становится больше год от года. 2015-й установил мрачный рекорд — 571 случай возникновения экстремальной погоды, что больше, чем в любой из предыдущих 17 лет, говорится в докладе ведомства. Что такое опасные погодные явления, какими они бывают и чем грозят — в статье портала «Климат России».

По мере того, как в результате потепления климат России становится все более морским и менее континентальным, число опасных явлений, наносящих ущерб, возрастает, рассказывает заведующий отделом климатологии Всероссийского научно-исследовательского института гидрометеорологической информации — Мирового центра данных (ВНИИГМИ—МЦД) Вячеслав Разуваев .

Количество зарегистрированных опасных погодных явлений за период с 1998 по 2015 годы. Данные Росгидромета

По определению Росгидромета, опасные метеорологические явления — это природные процессы и явления, возникающие в атмосфере и / или у поверхности Земли, которые по интенсивности, масштабу и продолжительности оказывают или могут оказать поражающее воздействие на людей, сельское хозяйство, объекты экономики и окружающую среду.

Другими словами — экстремальная погода всегда угрожает благосостоянию, здоровью и жизни. Чтобы прогнозировать опасные явления, в Росгидромете разработаны критерии — по ним специалисты определяют степень опасности надвигающегося или уже случившегося бедствия. Всего выделено 19 явлений погоды, которые могут представлять серьезную угрозу.

Стихия №1: ветер

Очень сильный ветер (на море — шторм). Скорость стихии превышает 20 метров в секунду, а при порывах увеличивается на четверть. Для высотных и приморских районов, где ветра чаще и интенсивнее, норматив — 30 и 35 метров в секунду соответственно. Такая погода вызывает падение деревьев, элементов зданий и отдельно стоящих конструкций, например рекламных щитов, обрывы линий электропередач.

Сильный ветер способен не только поломать зонты, но и оборвать провода. Фото: volgodonsk.pro

В России от штормов чаще других регионов страдают Приморье, Северный Кавказ и Прибайкалье. Самые сильные ветра дуют на архипелаге Новая Земля, островах Охотского моря и в городе Анадырь на краю Чукотки: скорость воздушного потока нередко превышает 60 метров в секунду.

Ураган — то же самое, что и сильный ветер, но еще интенсивнее — при порывах скорость достигает 33 метров в секунду. Во время урагана лучше быть дома — ветер такой силы, что способен сбить человека с ног и нанести увечья.

Поваленные ураганом 1998 года деревья у стен Кремля. Фото: Александр Путята / mosday.ru

20 июня 1998 года в Москве порывы ветра достигали 31 метра в секунду. Жертвами непогоды стали восемь человек, 157 обратились за медицинской помощью. 905 домов было обесточено, 2157 строений частично повреждены. Ущерб городскому хозяйству оценили в миллиард рублей.

Шквал — ветер скоростью от 25 метров в секунду, не ослабевающий по меньшей мере минуту. Он представляет угрозу для жизни и здоровья, способен повредить объекты инфраструктуры, машины и дома.

Смерч в Благовещенске. Фото: ordos / mreporter.ru

Смерч — вихрь в виде столпа или конуса, направляющийся от облаков к поверхности Земли. 31 июля 2011 года в Благовещенске в Амурской области смерч опрокинул три грузовые машины, повредил более 50 опорных столбов, крыши домов, нежилых построек и поломал 150 деревьев.

Встреча с вихрем может стать последней в жизни: внутри его воронки скорость воздушных потоков может достигать 320 метров в секунду, приближаясь к скорости звука (340, 29 метра в секунду), а давление — упасть до 500 миллиметров ртутного столба (норма 760 мм рт. ст). Оказавшиеся в радиусе действия этого мощного «пылесоса» предметы поднимаются в воздух и носятся по нему с огромной скоростью.

Чаще всего смерчи встречаются в тропических широтах. Вид вихря зависит от того, что он в себя вобрал. Так, различают водяные, снежные, земляные и даже огненные смерчи.

Заморозками называют временное понижение температуры почвы или воздуха у земли до нуля (на фоне положительных среднесуточных температур).

Если такое метеорологическое явление случится в период активной вегетации растений (в Москве обычно продолжается с мая по сентябрь), сельскому хозяйству будет нанесен урон, вплоть до полной гибели урожая. В апреле 2009 года в Ставрополье потери от заморозков оценили почти в 100 миллионов рублей.

Сильный мороз регистрируется, когда температура достигает опасного значения. В каждом регионе оно, как правило, свое. В Нижнем Новгороде 18 января 2006 года температура опустилась до минус 35 градусов Цельсия, в результате чего за одни сутки за медицинской помощью обратились 25 человек, из которых 21 был госпитализирован с обморожениями.

Если в период с октября по март среднесуточная температура на семь градусов ниже многолетней нормы, значит наступил аномальный холод . Такая погода приводит к авариям в жилищно-коммунальном хозяйстве, а также к вымерзанию сельскохозяйственных культур и зеленых насаждений.

Стихия №2: вода

Сильный ливень. Если за час выпало свыше 30 миллиметров осадков, такую погоду классифицируют как сильный ливень. Он опасен тем, что вода не успевает уходить в грунт и стекать в дождевую канализацию.

В августе 2016-го Москву затапливало дважды, и каждый раз это приводило к серьезным последствиям. Фото: trasyy.livejournal.com

Обильные осадки образуют мощные потоки, парализующие движение на дорогах. Размывая грунт, водные массы обрушивают на землю металлические конструкции. В холмистой или рассеченной оврагами местности обильные осадки увеличивают опасность схождения селей: напитанные водой грунты проседают под собственной тяжестью — целые склоны сползают вниз, погребая все, что попадается на пути. И это происходит далеко не только в горах и холмистых районах. Так, 19 августа 2016-го в результате затяжного ливня сель заблокировал трафик на улице Нижние Мневники в Москве.

Если за 12 часов выпадает не менее 50 миллиметров осадков, метеорологи относят это явление к категории «Очень сильный дождь », который так же может привести к образованию селей. Для горных районов критический показатель составляет 30 миллиметров, так как вероятность катастрофических последствий там выше.

Мощный грязевой поток с осколками камней представляет собой смертельную опасность: его скорость может достигать шести метров в секунду, а «голова стихии», передний край селя, — 25 метров в высоту. В июле 2000-го мощный селевой поток обрушился на город Тырныанз в Карачаево-Черкесии. 40 человек пропали без вести, восемь погибли, еще восемь были госпитализированы. Пострадали жилые дома и инфраструктура города.

Продолжительный сильный дождь. Выпавшие в течение половины или целых суток осадки должны превышать отметку в 100 миллиметров, либо 120 миллиметров за двое суток. Для ливнеопасных районов норма — 60 миллиметров.

Оползень после продолжительного сильного дождя в Москве. Фото: siniy.begemot.livejournal.com

Вероятность подтопления, смыва и схождения селей при продолжительном сильном дожде резко возрастает. Для борьбы со стихией в крупных городах проложены сети водоотводящих коллекторов. Их проектируют, исходя из многолетних данных об осадках, но изменение климата, приводящее к увеличению количества дождей, часто готовит неприятные сюрпризы. При частых и продолжительных ливнях стоковые канализации нуждаются в регулярных осмотрах и прочистках. Особенно засоряет систему водоотведения грунт и мусор со стройплощадок, отметил мэр Москвы Сергей Собянин , комментируя затопление столицы 19 августа 2016-го.

Очень сильный снег. Под этим видом опасного явления подразумевают обильный снегопад, в результате которого за 12 часов выпадает свыше 20 миллиметров осадков. Такое количество снега блокирует дороги и создает трудности для передвижения автомобилей. Снежные шапки на домах и конструкциях могут своим весом обрушивать отдельные элементы и обрывать провода.

В марте 2016-го в результате сильного снегопада движение в столице было парализовано, а машины во дворах оказались под толщей снега. Фото: drive2.ru

В ночь с первого на второе марта 2016-го Москва оказалась засыпана снегом высотой в 22 миллиметра. По сообщению сервиса «Яндекс.Пробки», в первой половине дня на дорогах были девятибалльные пробки. Вследствие разгула стихии были отменены десятки авиарейсов.

Град считается крупным, если диаметр ледяных шариков превышает 20 миллиметров. Это погодное явление представляет серьезную опасность для имущества и здоровья людей. Падающие с неба градины могут повредить автомобили, разбить стекла, уничтожить растительность и погубить урожай.

Ставропольский град побил все местные рекорды и заодно автомобили горожан. Фото: vesti.ru

В августе 2015-го на Ставрополье обрушился град, сопровождавшийся сильным дождем и ветром. Очевидцы снимали на смартфоны градины размером с куриное яйцо и диаметром пять сантиметров!

Сильной метелью называют погодное явление, при котором на протяжении полусуток видимость от летящего снега составляет до 500 метров, а скорость ветра не опускается ниже 15 метров в секунду. В разгул стихии езда на автомобилях становится опасной, отменяются авиарейсы.

Во время метели, накрывшей Москву в декабре 2012-го, не было видно противоположной стороны улицы, а весь город стоял в пробках. Фото: rom-julia.livejournal.com

Интенсивный снегопад часто приводит к авариям на дорогах и многокилометровым пробкам. Первого декабря 2012 года СМИ сообщали о том, что после продолжительного снегопада в Москве автомобилисты ночевали прямо в машинах, а на трассе М10 в Тверской области заторы растянулись на 27 километров. Для водителей был организован подвоз топлива и горячего питания.

Сильным туманом, или дымкой, называются условия, при которых на протяжении 12 и более часов видимость составляет от пяти до ноля метров. Причиной этого может быть взвесь из мельчайших капель воды влажностью до полутора граммов воды на кубометр воздуха, частиц сажи и крохотных кристаллов льда.

При сильном тумане видимость составляет всего несколько метров. Фото: PROMichael Kappel / Flickr

Метеорологи определяют атмосферную видимость по специальной методике или с помощью прибора трансмиссометра. Снижение видимости может провоцировать дорожно-транспортные происшествия и блокировать работу аэропортов, как это было в Москве 26 марта 2008-го.

Сильная гололедица. Это погодное явление регистрирует специальный прибор — гололедный станок. Среди характерных черт этой непогоды — лед толщиной от 20 миллиметров, мокрый, не тающий снег высотой 35 миллиметров или изморозь толщиной полсантиметра.

Гололед провоцирует множество аварий и приводит к жертвам. 13 января 2016-го в Татарстане это метеорологическое явление стало причиной череды аварий, в которых пострадали десятки автомобилей.

Стихия №3: земля

Пыльная буря фиксируется метеорологами, когда на протяжении 12 часов пыль и песок, несомые ветром со скоростью не меньше 15 метров в секунду, ухудшают видимость на расстоянии до полукилометра. 29 апреля 2014 года в Иркутской области несколько часов бушевала пыльная буря. Стихия частично нарушила электроснабжение региона.

Буря в Иркутской области накрыла регион пыльным «колпаком». Фото: Алексей Денисов / nature.baikal.ru

Пыльные бури — частое явление в регионах с сухим жарким климатом. Они нарушают движение автомобилей и блокируют авиасообщение. Летящие с большой скоростью песок и мелкие камни могут травмировать людей и животных. После прохождения таких бурь приходится расчищать дороги и помещения от песка и пыли, а также восстанавливать сельскохозяйственные угодья.

Стихия №4: огонь

Аномальная жара фиксируется метеорологами, когда в период с апреля по сентябрь на протяжении пяти дней среднесуточная температура на семь градусов выше климатической нормы региона.

В Управлении ООН по снижению риска стихийных бедствий отметили , что с 2005 по 2014 годы от последствий тепловых волн погибли более 7000 человек. 2016-й установил новый мировой температурный рекорд — 54 градуса в кувейтской Митрибе. Для России максимумом остается 45,4 градуса в Калмыкии, которые были зафиксированы 12 июля 2010 года.

Сильная жара — температура превышает установленный опасный порог в период с мая по август (критическое значение для каждой территории свое).

Это приводит к засухам, росту пожароопасности и тепловым ударам. Восьмого августа 2016-го в Челябинске, где в течение недели температура не опускалась ниже 32 градусов, за медицинской помощью обратились 25 человек с симптомами перегрева. Шестеро из них были госпитализированы. Потери сельского хозяйства составили 2,5 миллиона рублей.

Чрезвычайная пожароопасность. Это вид опасного явления объявляют при высокой температуре воздуха, сопряженной с отсутствием осадков.

Пожары — настоящий бич заповедной природы, ежегодно уничтожающий 0,5 процента мировых лесов. Фото: Gila National Forest / Flickr

— Дайджест главных событий Года экологии—2017

— . К чему привело метафизическое путешествие по Русскому Северу?

Министерство Просвещения ПМР

Приднестровский Государственный Университет им. Т. Г. Шевченко

Кафедра безопасности жизнедеятельности и основы медицинских знаний

Тема: "Метеорологические и агрометеорологические опасные явления"

Руководитель:

Дяговец Е. В.

Исполнитель:

Студент 208 группы

Руденко Евгений

г. Тирасполь

ПЛАН

Введение

Глава 1. Метрологические и агрометрологические опасные явления

1. Сильные туманы

Метели и снежные заносы

Нежные и ледяные корки

Правила поведения населения при снежных заносах и действия по ликвидации их последствий

Глава 2. Описание обледенения в Каменском, Рыбницком и Дубоссарском районах

Заключение

Список литературы

туман метель снежный занос ликвидация

Введение

Стихийные действия сил природы, пока еще не в полной мере подвластные человеку наносят экономике государства и населению огромный ущерб.

Стихийные бедствия - это такие явления природы, которые вызывают экстремальные ситуации, нарушают нормальную жизнедеятельность людей и работу объектов.

К стихийным бедствиям обычно относятся землетрясения, наводнения, селевые потоки, оползни, снежные заносы, извержения вулканов, обвалы, засухи, ураганы, бури, пожары, особенно массовые, лесные и торфяные. Опасными бедствиями являются, кроме того, производственные аварии. Особую опасность представляют аварии на предприятиях нефтяной, газовой и химической промышленности. . Стихийные бедствия возникают внезапно и носят чрезвычайный характер. Они могут разрушать здания и сооружения, уничтожать ценности, нарушать процессы производства, вызывать гибель людей и животных.

По характеру своего воздействия на объекты отдельные явления природы могут быть аналогичны воздействию некоторых поражающих факторов ядерного взрыва и других средств нападения противника.

Каждому стихийному бедствию присущи свои особенности, характер поражений, объем и масштабы разрушений, величина бедствий и человеческих жертв. Каждое по-своему накладывает отпечаток на окружающую среду.

Заблаговременная информация дает возможность провести предупредительные работы, привести в готовность силы и средства, разъяснить людям правила поведения.

Все население должно быть готово к действиям в экстремальных ситуациях, к участию в работах по ликвидации стихийных бедствий, уметь владеть способами оказания первой медицинской помощи пострадавшим.

Стихийные бедствия - это опасные природные явления или процессы геофизического, геологического, гидрологического, атмосферного и другого происхождения таких масштабов, которые вызывают катастрофические ситуации, характеризующиеся внезапным нарушением жизнедеятельности населения, поражением и уничтожением материальных ценностей, поражением и гибелью людей и животных.

Стихийные бедствия могут возникать как независимо друг от друга, так и во взаимосвязи: одно из них может повлечь за собой другое. Некоторые из них часто возникают в результате не всегда разумной деятельности человека (например, лесные и торфяные пожары, производственные взрывы в горной местности, при строительстве плотин, закладке (разработке) карьеров, что зачастую приводит к оползням, снежным лавинам, обвалам ледников и т. п.).

Подлинным бичом человечества являются землетрясения, наводнения, обширные лесные и торфяные пожары, селевые потоки и оползни, бури и ураганы, смерчи, снежные заносы, обледенения. За последние 20 лет XX века от стихийных бедствий в мире пострадало в общей сложности более 800 млн. человек (свыше 40 млн. человек в год), погибло более 140 тыс. человек, а ежегодный материальный ущерб составил более 100 млрд. долларов.

Наглядными примерами могут служить три стихийных бедствия в 1995 г. Сан-Анджело, Техас, США, 28 мая 1995 года: смерчи и град обрушились на город с 90-тысячным населением; причиненный ущерб оценивается в 120 миллионов американских долларов.

Аккра, Гана, 4 июля 1995 года: самые обильные за последние почти 60 лет осадки вызвали сильные наводнения. Около 200 000 жителей потеряли все свое имущество, еще более 500 000 не могли попасть в свои дома, и 22 человека погибли.

Кобе, Япония, 17 января 1995 года: землетрясение, длившееся всего 20 секунд, унесло жизни тысяч людей; десятки тысяч получили ранения, и сотни остались без крова.

Чрезвычайные ситуации природного характера можно классифицировать следующим образом:

1.Геофизические опасные явления:

2.Геологические опасные явления:

.Морские гидрологические опасные явления:

.Гидрологические опасные явления:

.Гидрогеологические опасные явления:

.Природные пожары:

.Инфекционная заболеваемость людей:

.Инфекционная заболеваемость сельскохозяйственных животных:

.Поражение сельскохозяйственных растений болезнями и вредителями.

.Метеорологические и агрометеорологические опасные явления:

бури (9 - 11 баллов);

ураганы и бури (12 - 15 баллов);

смерчи, торнадо (разновидность смерча в виде части грозового облака);

вертикальные вихри;

крупный град;

сильный дождь (ливень);

сильный снегопад;

сильный гололед;

сильный мороз;

сильная метель;

сильная жара;

сильный туман;

заморозки.

ГЛАВА 1. Метрологические и агрометрологические опасные явления

Под опасным гидрометеорологическим явлением (ОЯ) понимается явление, которое по своей интенсивности, продолжительности или времени возникновения представляет угрозу безопасности людей, а также может нанести значительный ущерб отраслям экономики. При этом гидрометеорологические явления оцениваются как ОЯ при достижении критических значений гидрометеорологических величин. Опасные гидрометеорологические явления оказывают неблагоприятное воздействие на производственно-хозяйственную деятельность общества. По данным ООН, в последнее десятилетие 1991-2000 гг. более 90% людей, ставших жертвами опасных природных явлений, погибли от суровых метеорологических и гидрологических явлений.

1. Сильные туманы

Туман в общем случае представляет собой аэрозоль с капельно-жидкостной дисперсной фазой. Он образуется из перенасыщенных паров в результате конденсации. Атмосферный туман - это взвесь мелких водных капель или даже ледяных кристалликов в приземном слое. Преобладающие размеры капель - 5-15 мкм. Такие капельки могут поддерживаться во взвешенном состоянии восходящими потоками воздуха со скоростью 0,6 м/с. Когда число таких капелек в 1 дм3 воздуха достигает 500 и более, горизонтальная видимость в приземном слое атмосферы падает до 1 км и ниже. Тогда-то метеорологи и говорят о тумане. Масса капель воды в 1 м3 (эту величину называют водностью) при этом невелика - сотые доли грамма. Более густой туман, естественно, отличается более высокой водностью - до 1,5 и 2 г на 1 м.

Характеристики туманов . Показатель водность тумана используется для характеристики туманов, он обозначает общую массу водяных капелек в единице объёма тумана. Водность туманов обычно не превышает 0,05-0,1 г/м3, но в отдельных плотных туманах может достигать 1-1,5 г/м3. Кроме водности на прозрачность тумана влияет размер частиц его образующих. Радиус капель тумана обычно колеблется от 1 до 60 мкм. Большинство же капель имеет радиус 5-15 мкм при положительной температуре воздуха и 2-5 мкм при отрицательной температуре.

Туманы - более частое явление в прибрежных районах морей и океанов, особенно на возвышенных берегах.

Откуда же берутся в воздухе капельки воды? Они образуются из водяного пара. Когда земная поверхность охлаждается за счет теплового излучения (тепловой радиации), охлаждается и прилежащий к ней слой воздуха. Содержание водяного пара в воздухе при этом может оказаться выше предельного для данной температуры. Иными словами, относительная влажность становится равной 100%, и избыток влаги конденсируется в виде капель. Туман, образующийся по такому (кстати сказать, наиболее распространенному) механизму, называется радиационным. Радиационный туман образуется чаще всего во вторую половину ночи; в первой половине дня он рассеивается, а иногда переходит в тонкий слой низких слоистых облаков, высота которых не превышает 100-200 м. Особенно часто радиационные туманы возникают в низинах и заболоченных местах.

Туман адвективный образуется при горизонтальном перемещении (адвекции) теплого, влажного воздуха над охлажденной поверхностью. Такие туманы часты в океанических районах с холодными течениями, например, около острова Ванкувер, а также у берегов Перу и Чили; вы Беринговом проливе и вдоль гряды Алеутских островов; у западного берега Южной Африки" над Бенгальским, холодным -течением и в районе Ньюфаундленд, где Гольфстрим встречается с холодным Лабрадорским течением; на восточном побережье Камчатки над Камчатским холодным течением и северо-восточнее Японии, где встречаются холодное Курильское течение и теплое течение Куросио. Подобные туманы нередко наблюдаются и на суше, когда теплый и влажный океанический или морской воздух вторгается на охлажденную территорию континента или большого острова.

Туманы восхождения появляются в теплом и влажном воздухе, когда он поднимается вдоль склонов гор. (Как известно, в горах - чем выше, тем холоднее.) Примером может служить остров Мадейра. На уровне моря туманов здесь практически не бывает. Чем выше в горы, тем больше и среднегодовое число туманных дней. На высоте 1610 м над уровнем моря таких дней уже бывает 233. Правда, в горах туманы практически неотделимы от низкой облачности. Поэтому на горных метеостанциях в среднем туманов значительно больше, чем на равнинах. На станции Эль-Пасо в Колумбии на высоте 3624 м над уровнем моря в среднем наблюдается 359 туманных дней в году. На Эльбрусе на высоте 4250 м в среднем в году бывает 234 дня с туманом, на вершине горы Таганай на Южном Урале - 237 дней. Среди станций, близких к уровню моря, наибольшее среднее число дней с туманом за год (251) наблюдается в американском штате Вашингтон - на острове Татуш, а в нашей стране - на сахалинском мысе Терпения (121) и на камчатском мысе Лопатка (115). Один из крупнейших очагов образования туманов находится в Республике Заир. На ее территории много болот, господствующий здесь экваториально-тропический климат отличается высокими температурами и влажностью воздуха, страна расположена в обширной котловине с ослабленной циркуляцией воздуха в приземных слоях атмосферы. Благодаря таким условиям в юго-западной части республики отмечается 200 и более дней с туманом ежегодно. Конечно, когда говорят о туманном дне, это еще не означает, что туман держится круглые сутки. Наибольшая в среднем продолжительность тумана наблюдается в нашей стране на мысе Терпения и составляет 11,5 ч. Но если ввести другой показатель "туманности" - среднегодовое число часов с туманом, то здесь рекорд держит горная метеостанция Фихтельберг (ГДР) - 3881 ч. Это чуть меньше половины числа часов в году. Самым длительным был трехмесячный сухой туман над Европой в 1783 г., вызванный интенсивной деятельностью исландских вулканов. В 1932 г. влажный туман в американском аэропорту Цинциннати на высоте 170 м над уровнем моря продолжался 38 суток. Туманы могут учащаться в отдельные месяцы года. В июле на м все Терпения может быть до 29 дней с туманом, в августе на Курильских островах. - до 28 дней, в январе-феврале на горных вершинах Крыма и Урала - до 24 дней.

Туманы существенно осложняют транспортное сообщение из-за снижения горизонтальной видимости, поэтому данное атмосферное явление особенно волнует диспетчеров аэропортов, работников морских и речных портов, летчиков, капитанов кораблей, водителей автомашин. За период последние 50 лет на Земле от деятельности туманов погибли 7000 человек.

Затруднения, связанные с авиацией и полетами.

Скорость ветра при радиационном тумане не превышает 3 м/сек. Вертикальная мощность тумана может колебаться от нескольких метров до нескольких десятков метров; сквозь него хорошо просматриваются реки, крупные наземные ориентиры и огни. Видимость у земли может ухудшиться до 100 ти и менее. Полетная видимость резко ухудшается при входе в слой тумана на посадке. Полет выше радиационного тумана не представляет особых затруднений, так как он в большинстве случаев располагается пятнами и дает возможность вести визуальную ориентировку. Однако в холодное время года такие туманы могут занимать значительные площади и, сливаясь с вышележащей слоистой облачностью, сохраняться в течение нескольких суток. В этом случае туман может представлять серьезное препятствие для выполнения полетов.

Полет на малых высотах через фронт, на котором образовался туман, довольно сложен, особенно если слой тумана сливается с: вышележащей фронтальной облачностью и зона тумана широка. При наличии тумана на фронте полет целесообразнее выполнять выше верхней границы тумана.

Туманы в горных районах возникают вследствие подъема и охлаждения воздуха вдоль наветренных склонов или когда облака, образовавшиеся в другом районе, надвигаются и закрывают возвышенности. При отсутствии облачности над хребтом полет выше такого тумана не представляет серьезных затруднений.

Морозные туманы - частое явление на аэродромах, где они возникают при взлете и посадке, при рулежке самолетов, при работе автотранспорта. В этих случаях видимость на взлетно-посадочной полосе может ухудшиться до нескольких сотен метров, тогда как вокруг аэродрома в это время, удерживается отличная видимость.

Туманом принято называть такое, когда дальность горизонтальной видимости не превышает 1 км. При дальности видимости от 1 до 10 км скопление мельчайших капель воды или ледяных кристаллов в приземном слое воздуха следует называть не туман а дымка. При полёте над слоем мглы летчик может не видеть земли, в то время как самолет с земли хорошо виден. При более тонком слое мглы летчик будет видеть землю непосредственно под собой, но при снижении и попадании в слой мглы может не видеть аэродрома, особенно при полете против солнца. При слабом ветре посадку лучше производить в таком направлении, чтобы солнце оставалось сзади. Верхняя граница мглы при наличии задерживающего слоя (инверсия, изотермия) обычно бывает резко очерченной и может иногда восприниматься как второй горизонт.

Отмена полетов в связи с сильными туманами. В Москве 22 ноября 2006 года случился небывалый туман. Аэропорты Шереметьево и Внуково оказались в такой густой пелене, что диспетчерам пришлось перенаправить на запасные аэродромы два десятка лайнеров.

Затруднения, возникающие на автомобильных дорогах.

Туманы, как известно, при своём возникновении создают густую пелену над поверхностью земли, мешая автомобильному и железнодорожному движению. При этом возникает затруднение в движении, замедление в перемещении, а также автомобильные аварии, в которых гибнет много людей.

Примеры аварий на автодорогах. Крупное дорожно-транспортное происшествие произошло 11 сентября 2006 года у въезда в Краснодар. Из-за сильного тумана у въезда в город со стороны Ростова-на-Дону столкнулись 62 автомобиля. В результате автокатастрофы погиб один человек, 42 человека госпитализированы с травмами различной степени тяжести.

В Стамбуле 17 ноября 2006 из-за тумана столкнулись более ста автомобилей. Ранения получили 33 человека, врачи опасаются за жизнь по меньше мере двоих из пострадавших. Крупное ДТП случилось на шоссе, ведущем из Стамбула в город Эдирне, который расположен рядом с болгарской границей.

Затруднения, связанные с морской навигацией.

При слабом тумане видимость снижается до 1 км, при умеренном - до сотен метров, а при сильном - до нескольких десятков метров. И тогда временно встают на якорь суда, включаются сирены маяков. Иногда из-за тумана корабли натыкаются на скалы, или айсберги. Так, возможно

Пример. Турецкие морские проливы Босфор и Дарданеллы закрыты для судоходства из-за сгустившегося тумана, снизилась видимость в проливах до 200 метров.

Известнейшая трагедия на море, связанная с туманом. Тита́ник - английский лайнер класса "Олимпик", крупнейший пассажирский пароход мира на момент своей постройки, принадлежавший компании "Уайт Стар Лайн". Bо время первого рейса 14 апреля 1912 г. столкнулся с айсбергом по причине густого тумана и через 2 часа 40 минут затонул. Из 2223 пассажиров и членов команды выжило 706. Катастрофа "Титаникa" стала легендарной и явилась одной из самых крупных в истории кораблекрушений.

Защита от тумана на море. Система навигации малых судов предназначена для навигации малотоннажных судов в условиях ограниченной оптической видимости (ночь, туман, снег, дождь, высокая задымленность и т.п.) или ее отсутствия, когда управление и навигация путем визуального контроля, либо по данным других оптических или ИК-датчиков, затруднен или невозможен.

Вред для сельского хозяйства.

Туманы отрицательно сказываются на развитии сельскохозяйственных культур. При тумане относительная влажность достигает 100%, поэтому частые туманы в теплое время года благоприятствуют размножению вредителей растений, появлению бактерий, грибковых заболеваний и т. д. При уборке зерновых туман способствует накоплению влаги в зерне и соломе; отсыревшая солома наматывается на рабочие части комбайна, зерно плохо вымолачивается и значительная часть его уходит в мякину. Влажное зерно нуждается в более длительной сушке, иначе оно может прорасти. Частые туманы в конце лета и осенью затрудняют уборку картофеля, так как клубни при этом медленно сохнут. Зимой туманы "съедают" снег, и если после этого наступает резкое похолодание, то образуется ледяная корка.

. Метели и снежные заносы

Метель (вьюга) -это перенос снега сильным ветром над поверхностью земли. Количество переносимого снега определяется скоростью ветра, а участки аккумуляции снега - его направлением. В процессе метельного переноса снег движется параллельно поверхности земли. При этом основная масса его переносится в слое высотой менее 1,5 м. Рыхлый снег поднимается и переносится ветром при скорости 3-5 м/с и более (на вы соте 0,2 м).

Различают низовые (при отсутствии снегопада), верховые (при-ветре лишь в свободной атмосфере) и общие метели, а также метели насыщенные, т. е. переносящие предельно возможное при данной скорости ветра количество снега, и ненасыщенные. Последние наблюдаются при нехватке снега или при большой прочности снежного покрова. Твердый расход насыщенной низовой метели пропорционален третьей степени скорости ветра, верховой метели - первой ее степе ни. При скорости ветра до 20 м/с метели относятся к слабым и обычным, при скорости 20-30 м/с - к сильным, при большой скорости -- к очень сильным и сверхсильным (фактически это уже штормы и ураганы). Слабые и обычные метели длятся до нескольких суток, более сильные - до нескольких часов.

Снегонакопление при метельном переносе во много раз превышает аккумуляцию снега, которая наблюдается в результате снегопадов при безветренной погоде.

Отложение снега происходит в результате уменьшения скорости ветра вблизи наземных препятствий. Форма и размер запасов определяются формой и размером препятствий и их ориентацией по отношению к направлению ветра.

В России сильным снежным заносам подвержены, прежде все го, многоснежные районы Заполярья, Сибири, Урала, Дальнего Востока и Севера Европейской части. В Заполярье снежный покров сохраняется до 240 дней в году и достигает 60 см, в Сибири, соответственно - до 240 дней и 90 см, на Урале - до 200 дней и 90 см, на Дальнем Востоке - до 240 дней и 50 см, на севере Европейской части России - до 160 дней и 50 см.

Дополнительный отрицательный эффект при снежных заносах возникает за счет сильного мороза, сильного ветра при метелях и обледенений. Последствия снежных заносов могут быть достаточно тяжелыми. Они в состоянии парализовать работу большинства видов транспорта, приостановив перевозку людей и грузов. Колесные автомобили не могут обычно двигаться по ровным заснеженным дорогам, если толщина снежного покрова превышает половину диаметра колеса. Люди, оказавшиеся на местности в изоляции из-за снежных заносов, подвергаются опасности обморожения и гибели, а в условиях буранов теряют ориентировку. При сильных заносах небольшие населенные пункты могут быть полностью отрезанными от коммуникаций снабжения. Осложняется работа предприятий коммунального и энергетического хозяйства. Если заносам сопутствуют сильные морозы и ветры, могут выходить из строя системы электроснабжения, теплоснабжения, связи. Аккумуляция снега на крышах зданий и сооружений свыше избыточных нагрузок приводит к их обрушению.

В многоснежных районах проектирование и строительство зданий, сооружений и коммуникаций, особенно дорог, должно проводиться с учетом уменьшения их снегозаносимости.

Для предупреждения заносов используют снегозащитные ограждения из приготовленных заранее конструкций или в виде снежных стенок, валов и т. д. Ограждения сооружают на снегоопасных направлениях, особенно вдоль железных и важных шоссейных дорог. При этом их устанавливают на расстоянии не менее 20 м от обреза дороги.

Предупредительной мерой является оповещение органов власти, организаций и населения о прогнозе снегопадов и метелей.

Для ориентировки пешеходов и водителей транспортных средств, застигнутых бураном, вдоль дорог устанавливают вехи и другие указатели. В горных и северных районах практикуется растяжка канатов на опасных участках троп, дорог, от здания к зданию. Держась за них, в условиях бурана люди ориентируются на маршруте.

В предвидении бурана на строительных и промышленных площадках производят крепление стрел кранов, других конструкций, не защищенных от воздействия ветра. Прекращают работы на открытой местности и высоте. Усиливают швартовку судов в портах. Сводят до минимума выход транспорта на маршруты.

При получении угрожающего прогноза приводят в готовность силы и средства, предназначенные для борьбы с заносами, проведения аварийно-восстановительных работ.

Основной мерой борьбы со снежными заносами является расчистка дорог и территорий. В первую очередь расчищают от заносов железнодорожные и автомобильные магистрали, взлетно-посадочные полосы аэродромов, пристанционные пути железнодорожных станций, а также оказывают помощь автотранспорту, застигнутому бедствием в пути.

В наиболее тяжелых случаях, парализующих жизнедеятельность целых населенных пунктов, к расчистке снега привлекают все трудоспособное население.

Одновременно с расчисткой заносов организуют непрерывное метеонаблюдение, розыск и освобождение от снежного плена людей и транспортных средств, оказание помощи пострадавшим, регулирование движения и проводку транс порта, защиту и восстановление систем жизнеобеспечения, доставку экстренных грузов специальным снегопроходимым транспортом в блокированные населенные пункты, защиту животноводческих объектов. При необходимости проводят частичную эвакуацию населения и организуют специальные маршруты коммунального транспорта колоннами, а также прекращают работу учебных заведений и учреждений.

Метели и создаваемые ими снежные заносы раз в несколько десятков лет возможны в субтропиках Азии, Северной Африки, США, но особенно распространены в областях устойчивого снежного покрова. Здесь объем снегопереноса за зиму через один метр фронта метели обычно измеряется десятками, а местами - тысячами кубометров; толщина заносов на дорогах Скандинавии, Канады, севера США превышает 5 м.

На европейской части России среднее число дней с метелью - 30-40, средняя продолжительность метели - 6-9 ч. Опасные метели составляют около 25%, особо опасные - около 10% обще го их количества. На территории всей страны ежегодно бывает в среднем 5-6 сильнейших буранов, способных парализовать железные и автомобильные дороги, обрывать линии связи и электропередач и т. д.

3. Снежные и ледяные корки

Снежные и ледяные корки образуются при налипании снега и намерзании капель воды на различных поверхностях. Налипание мокрого снега, наиболее опасное для линий связи и электропередач, происходит при снегопадах и температуре воздуха в диапазоне от 0° до +3°С, особенно при температуре +1 -3°С и ветре 10-20 м/с. Диаметр отложений снега на про водах достигает 20 см, вес 2-4 кг на 1 м. Провода рвутся не столько под тяжестью снега, сколько от ветровой нагрузки. На полотне автодорог в таких условиях образуется скользкий снежный накат, парализующий движение почти так же, как гололедная корка. Такие явления характерны для приморских районов с мягкими влажными зимами (запад Европы, Япония, Сахалин и т. д.), но распространены также во внутриконтинентальных районах в начале и в конце зимы.

При выпадении дождя на промороженную землю и при намокании и последующем замерзании поверхности снежного покрова образуются ледяные корки, называемые гололедицей. Она опасна для пастбищных животных, например, на Чукотке в начале 80-х годов гололедица вызвала массовую гибель оленей. К типу гололедицы относится явление обледенения причалов, морских платформ, судов вследствие намерзания брызг воды во время шторма. Обледенение особо опасно для небольших судов, палуба и надстройки которых невысоко подняты над водой. Такое судно может набрать ледяную нагрузку критической величины за считанные часы. Ежегодно в мире от этого гибнет около десяти рыболовных судов, сотни оказываются в рискованном положении. Набрызговые наледи на берегах Охотского и Японского морей достигают толщины 3-4 м, сильно мешая хозяйственной деятельности в прибрежной полосе.

При намерзании переохлажденных капель тумана на различных предметах образуются гололедные и изморозевые корки, первые - при диапазоне температуры воздуха от 0 до -5°С, реже до -20°С, вторые - при температуре -10-30°С, реже до -40°С.

Вес гололедных корок может превышать 10 кг/м (до 35 кг/м на Сахалине, до 86 кг/м на Урале). Такая нагрузка разрушительна для большинства проводных линий и для многих мачт. Повторяемость гололеда наиболее высока там, где часты туманы при температуре воздуха от 0 до -5°С. На территории России она достигает местами десятков дней в году.

Воздействие гололеда на хозяйство наиболее заметно в Западной Европе, США, Канаде, Японии, в южных районах бывшего СССР и носит в основном угнетающий характер. Изредко создаются чрезвычайные ситуации. Например, в феврале 1984 г. в Ставропольском крае гололед с ветром парализовал автодороги и вызвал аварии на 175 высоковольтных линиях; их нормальная работа возобновилась лишь через 4 суток. При гололеде в Москве количество автоаварий увеличивается втрое.

4. Правила поведения населения при снежных заносах и действия по ликвидации их последствий

Зимнее проявление стихийных сил природы нередко выражается снежными заносами в результате снегопадов и метелей.

Снегопады, продолжительность которых может быть от 16 до 24 ч. сильно влияют на хозяйственную деятельность населения, особенно в сельской местности. Отрицательное влияние этого явления усугубляется метелями (пургой, снежными буранами) при которых резко ухудшается видимость, прерывается транспортное сообщение, как и междугороднее. Выпадение снега с дождем при пониженной температуре и ураганном ветре создает условие для обледенения линий электропередач, связи, контактных сетей, электротранспорта, кровли зданий, различного вида опор и конструкций, вызывая их разрушение.

С объявлением штормого предупреждения-предупреждения о возможных снежных заносах - необходимо ограничить передвижение, особенно в сельской местности, создать дома необходимый запас продуктов, воды и топлива. В отдельных районах с наступлением зимнего периода по улицам, между домами, необходимо натянуть канаты, помогающие в сильную пургу ориентироваться пешеходам и преодолевать сильный ветер.

Особенную опасность снежные заносы представляют для людей, застигнутых в пути, далеко от человеческого жилья. Занесенные снегом дороги, потеря видимости вызывают полное дезориентирование на местности. При следовании автомобильным транспортом не следует пытаться преодолеть снежные заносы, необходимо остановиться, полностью закрыть жалюзи машины, укрыть двигатель со стороны радиатора. Если есть возможность автомобиль нужно устанавливать двигателем в ветреную сторону. Периодически нужно выходить из автомобиля, разгребать снег, чтобы не оказаться погребенным под ним. Кроме того, не занесенный снегом автомобиль - хороший ориентир для поисковой группы. Двигатель автомобиля необходимо периодически прогревать во избежании его "размерзания". При прогревании автомобиля важно не допустить затекания в кабину (кузов, салон) выхлопных газов, с этой целью важно следить, чтобы выхлопная труба не заваливалась снегом. Если в пути вместе окажется несколько человек (на нескольких автомобилях) целесообразно собраться всем вместе и использовать один автомобиль в качестве укрытия; из двигателей остальных автомобилей необходимо слить воду. Ни в коем случае нельзя покидать укрытие-автомобиль: в сильный снегопад (пургу) ориентиры с первого взгляда, казалось бы надежные, через несколько десятков метров могут быть потеряны. В сельской местности с получением штормового предупреждения нужно заготовить в необходимом количестве корм и воду для животных, содержащихся на фермах. Скот, содержащийся на отгонных пастбищах в срочном порядке перегоняется в ближайшие укрытия, заранее оборудованные в складках местности или на стационарные стойбища.

С образованием гололеда масштабы бедствия увеличиваются. Гололедные образования на дорогах затрудняют, а на сильно пересеченной местности и совсем останавливают работу автомобильного транспорта. Передвижения пешеходов затрудняются, а обрушения различных конструкций и предметов под нагрузкой становятся реальной опасностью. В этих условиях необходимо избегать нахождения в ветхих строениях, под линиями электропередач и связи и вблизи их опор, под деревьями.

В горных районах после сильных снегопадах возрастает опасность схода снежных лавин. Об этой опасности население извещается различными предупредительными сигналами, устанавливаемыми в местах возможного схода снежных лавин и возможных снежных обвалов. Не следует пренебрегать этими предупрежденными, надо строго выполнять их рекомендации. Для борьбы со снежными заносами и обледенением привлекаются формирования и службы гражданской обороны, а также все трудоспособное население данного района, а при необходимости и соседних районов. Снегоочистительные работы в городах в первую очередь проводиться на основных транспортных магистралях, восстанавливается работа жизнеобеспечивающих объектов энерго-, тепло-, и водоснабжения. Снег с дорожного полотна удаляют в подветренную сторону. Широко используют инженерную технику, находящуюся на оснащении формирований, а также снегоочистительную технику объектов. Для проведения работ привлекается весь наличный транспорт, погрузочная техника и население.

ГЛАВА 2. Описание обледенения в Каменском, Рыбницком и Дубоссарском районах

Свыше трех тысяч населенных пунктов Украины, особенно Виницкой области, а так же северного Приднестровья, в одночасье лишилась света, тепла и связи в результате буйства стихии в ночь с 26 на 27 ноября. Намокшие от затяжных дождей деревья, столбы, провода в результате внезапного похолодания моментально обросли толстым слоем льда и разрушились от тяжести и порывов ветра 18-20 метров в секунду. Не уцелели даже некоторые антенные мачты приднестровского телерадиоцентра "Маяк".

По предварительным подсчетам погибло около 25% всех лесов ПМР, которые выращивали десятилетиями. Разбушевавшиеся стихия пощадила сам город Дубоссары. Буквально в нескольких метрах от головной станции, питающей весь город, она замерла, иначе бы и Дубоссары надолго лишились бы тепла и света.

Иначе картина в масштабах района. Разрушено 370 опор высоковольтных линий электропередач, 80 низковольтных. Поврежден 12 трансформаторов. По предварительным данным ущерб нанесенным только предприятиям районных электросетей составил 826 миллиардов рублей. В 72,7 млрд. рублей оценивается материальные потери ТГ "Телеком". Итого - почти 900 млрд.рублей.

Каменский район, как самый северный, больше всех пострадал от природного катаклизма. Стихией повреждено около 2,5 тыс. гектаров государственного лесного фонда. Это составляет от 50% до 70% лесных массивов. Выведено из строя свыше 150 км. линий электропередач, завалено 2880 электроопор. Сильно пострадали сады. На несколько дней районный центр остался без тепла и света. Сутки с половиной без воды.

В поселке "Маяк" Григориопольского района стихия смела бетонные опоры линий электропередач, как спички. Радиоантенна, которая в пасмурную погоду подпирала облака, рухнула. Для ее ремонта ориентировочно понадобиться до 400 тыс. у.д.е.

Без электричества остались поселок Маяк, села Гыртон, Глинное, Камарово, Колосово, Макаровка, Котовка, Победа, Красная, Бессарабия, Фрунзовка, Веселое, Кипка.

Тяжелый антициклон оставил стихию на подступах к Тирасполю.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Есть серьезные основания полагать, что масштабность влияния бедствий и катастроф на социальные, экономические, политические и другие процессы современного общества и их драматизм уже превысили тот уровень, который позволял относиться к ним как к локальным сбоям в размеренном функционировании государственных и общественных структур. Тот порог системной адаптации, которая позволяет системе (в данном случае - обществу) амортизировать отклонения от допустимых параметров жизни и сохранять при этом свое качественное содержание, по-видимому, пройден в ХХ в.

Перед человеком и обществом в XXI в. все более отчетливо вырисовывается новая цель - глобальная безопасность. Достижение этой цели требует изменения мировоззрения человека, системы ценностей, индивидуальной и общественной культуры. Необходимы новые постулаты в сохранении цивилизации, обеспечении ее устойчивого развития, принципиально новые подходы в достижении комплексной безопасности. При этом весьма важным является то, что в обеспечении безопасности не должно быть доминирующих проблем, так как их последовательное решение не может привести к успеху. Решать проблемы безопасности можно только комплексно.

Поверхность Земли будет непрерывно изменяться под действием природных процессов. Оползни будут происходить на неустойчивых горных склонах, по-прежнему будет чередоваться большая и малая вода в реках, а штормовые приливы станут, время от времени затоплять морские побережья, не обойдется и без пожаров. Человек бессилен предотвратить сами природные процессы, но в его силах избежать жертв и ущерба.

Мало знать закономерности развития катастрофических процессов, предсказывать кризисы, создавать механизмы предупреждения бедствий. Надо добиться того, чтобы эти меры были поняты людьми, востребованы ими, перешли бы в повседневную жизнь, находя свое отражение в политике, производстве, психологических установках человека. Иначе государство и общество столкнутся с "эффектом Кассандры", о котором почти всегда упоминают очевидцы крупнейших бедствий: многие люди не следуют предостережениям, игнорируют предупреждения об опасности, не предпринимают шагов для спасения (или совершают ошибочные действия).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Крючек Н.А., Латчук В.Н., Миронов С. К. Безопасность и защита населения в чрезвычайных ситуациях. М.: НЦ ЭИАС, 2000

.С.П. Хромов "Метеорология и климатология":-Спб, Гидрометеоиздат, 1983

.Шилов И.А. Экология М.: Высшая школа, 2000.

.Газета "Приднестровье". Выпуск от 30.10.00 - 30.12.00

Результаты взаимодействия некоторых атмосферных процессов, которые характеризуются определенными сочетаниями нескольких метеорологических элементов, называются атмосферными явлениями.

К атмосферным явлениям относятся: гроза, метель, пыльная бурая, туман, смерч, полярное сияние и др.

Все метеорологические явления, за которыми осуществляются наблюдение на метеорологических станциях, разделяются на такие группы:

    гидрометеоры , представляют собой сочетание редких и твердых или тех и других вместе частиц воды, взвешенных в воздухе (облака, туманы), которые выпадают в атмосфере (осадки); которые оседают на предметах возле земной поверхности в атмосфере (роса, иней, гололедица, изморозь); или поднятых ветром с поверхности земли (вьюга);

    литометеоры , представляют собой сочетание твердых (не водных) частичек, которые поднимаются ветром с земной поверхности и переносятся на некоторое расстояние или остаются взвешенными в воздухе (пыльная поземка, пылевые бури и др.);

    электрические явления, к которых належат проявления действия атмосферного электричества, которые мы видим или слышим (молния, гром);

    оптические явления в атмосфере, которые возникают в результате отражения, преломление, рассеяние и дифракции солнечного или месячного света (гало, мираж, радуга и др.);

    неклассифицированные (разные) явления в атмосфере, которые тяжело отнести к какому-нибудь виду, указанного выше (шквал, вихрь, смерч).

Вертикальная неоднородность атмосферы. Важнейшие свойства атмосферы

По характеру распределения температуры с высотой атмосфера разделяется на несколько слоев: тропосфера, стратосфера, мезосфера, термосфера, экзосфера.

На рисунке 2.3 представленный ход изменения температуры с удалением от земной поверхности в атмосфере.

А– высота 0 км, t = 15 0 С; В – высота 11 км, t = -56,5 0 С;

C – высота 46 км, t = 1 0 С; D – высота 80 км, t = -88 0 С;

Рисунок 2.3 – Ход температуры в атмосфере

Тропосфера

Мощность тропосферы в наших широтах достигает 10-12 км. В тропосфере сосредоточена основная часть массы атмосферы, поэтому здесь наиболее ярко проявляются разнообразные явления погоды. В этом слое наблюдается непрерывное снижение температуры с высотой. Оно составляет в среднем 6 0 С на каждые 1000 г. Солнечные лучи сильно нагревают земную поверхность и прилегающие нижние слои воздуха.

Тепло, которое идет от земли, поглощается водяным паром, углекислым газом, частицами пыли. Выше воздух более разрежен, водного пара в нем меньшее, а излучаемое снизу тепло уже поглощено нижними слоями – поэтому воздух там холоднее. Отсюда постепенное падение температуры с высотой. Зимой поверхность земли сильно охлаждается. Этому способствует снежный покров, который отражает большую часть солнечных лучей и вместе с тем излучает тепло в более высокие слои атмосферы. Поэтому, воздух возле поверхности земли очень часто холоднее, чем вверху. Температура с высотой немного повышается. Эта так называемая зимняя инверсия (обратный ход температуры). В летнее время земля нагревается солнечными лучами сильно и неравномерно. От наиболее нагретых участков поднимаются воздушные струйки, вихри. На смену воздуху, что поднялся, притекает воздух со стороны менее нагретых участков, в свою очередь, замещаясь воздухом, который опускается сверху. Возникает конвекция, которая вызывает перемешивание атмосферы в вертикальном направлении. Конвекция уничтожает туман и уменьшает запыленность нижнего слоя атмосферы. Таким образом, благодаря вертикальным движениям в тропосфере происходит постоянное перемешивание воздуха, который обеспечивает постоянство его состава на всех высотах.

Тропосфера – это место постоянного формирования облаков, осадков и других явлений природы. Между тропосферой и стратосферой находится тонкий (1 км) переходный пласт, названный тропопаузой.

Стратосфера

Стратосфера простирается до высоты 50-55 км. Стратосфера характеризуется ростом температуры с высотой. До высоты 35 км рост температуры происходит очень медленно, выше 35 км температура растет быстро. Рост температуры воздуха с высотой в стратосфере связан с поглощением солнечной радиации озоном. На верхней границе стратосферы температура резко колеблется в зависимости от времени года и широты места. Разрежение воздуха в стратосфере приводит к тому, что небо там почти черного цвета. В стратосфере всегда хорошая погода. Небо безоблачное и лишь на высоте 25-30 км появляются перламутровые облака. В стратосфере также имеет место интенсивная циркуляция воздуха и наблюдаются вертикальные его перемещения.

Мезосфера

Над стратосферой находится слой мезосферы, приблизительно до 80 км. Здесь температура с высотой падает до нескольких десятков градусов ниже нуля. Вследствие быстрого падения температуры с высотой в мезосфере сильно развитая турбулентность. На высотах, близких к верхней границе мезосферы (75-90 км), наблюдаются серебристые облака. Наиболее вероятно, что они состоят из ледяных кристаллов. На верхней границе мезосферы давление воздуха раз в 200 меньшее, чем у земной поверхности. Таким образом, в тропосфере, стратосфере и мезосфере вместе, до высоты 80 км, находится более чем 99,5 % всей массы атмосферы. На выше расположенные слои приходится незначительное количество воздуха.

Термосфера

Верхняя часть атмосферы, над мезосферой, характеризуется очень высокими температурами и потому носит название термосферы. В ней различаются, однако, две части: ионосферу, которая простирается от мезосферы к высотам порядка тысячи километров, и экзосферу, которая расположенная над ней. Экзосфера переходит в земную корону.

Температура здесь увеличивается и достигает на высоте 500-600 км + 1600 0 С. Газы здесь сильно разрежены, молекулы редко сталкиваются друг с другом.

Воздух в ионосфере чрезвычайно разрежен. На высотах 300-750 км его средняя плотность порядка 10 -8 -10 -10 г/м 3 . Но и при такой маленькой плотности 1 см 3 воздух на высоте 300 км еще содержит около одного миллиарда молекул или атомов, а на высоте 600 км - свыше 10 миллионов. Это на несколько порядков больше, чем содержание газов в межпланетном пространстве.

Ионосфера, как говорит самое название, характеризуется очень сильной степенью ионизации воздуха - содержание ионов здесь во много раз большее, чем в ниже расположенных слоях, несмотря на большую общую разреженность воздуха. Эти ионы представляют собой в основном заряженные атомы кислорода, заряженные молекулы оксидов азота и свободные электроны.

В ионосфере выделяется несколько слоев или областей с максимальной ионизацией, в особенности на высотах 100-120 км (пласт Е) и 200-400 км (пласт F). Но и в промежутках между этими пластами степень ионизации атмосферы остается очень высокой. Положение ионосферных слоев и концентрация ионов в них все время меняются. Сосредоточение электронов в особо большой концентрации называют электронными облаками.

От степени ионизации зависит электропроводность атмосферы. Поэтому в ионосфере электропроводность воздуха в общем в 10-12 раз большее, чем у земной поверхности. Радиоволны подвергаются в ионосфере поглощению, преломлению и отражению. Волны длиной более 20 м вообще не могут пройти сквозь ионосферу: они отражаются электронными облаками в нижней части ионосферы (на высотах 70-80 км). Средние и короткие волны отражаются выше расположенными ионосферными слоями.

Именно вследствие отражения от ионосферы возможная далекая связь на коротких волнах. Многоразовое отражение от ионосферы и земной поверхности позволяет коротким волнам зигзагообразно распространяться на большие расстояния, огибая поверхность Земного шара. Так как положение и концентрация ионосферных слоев непрерывно меняются, меняются и условия поглощения, отражения и распространение радиоволн. Поэтому для надежной радиосвязи необходимо непрерывное изучение состояния ионосферы. Наблюдение над распространением радиоволн и есть средством для такого исследования.

В ионосфере наблюдаются полярные сияния и близкое к ним по природе свечение ночного неба - постоянная люминесценция атмосферного воздуха, а также резкие колебания магнитного поля - ионосферные магнитные буры.

Ионизация в ионосфере проходит под действием ультрафиолетовой радиации Солнца. Ее поглощение молекулами атмосферных газов приводит к возникновению заряженных атомов и свободных электронов. Колебание магнитного поля в ионосфере и полярные сияния зависят от колебаний солнечной активности. С изменениями солнечной активности связаны изменения в потоке корпускулярной радиации, которая идет от Солнца в земную атмосферу. А именно корпускулярная радиация имеет основное значение для указанных ионосферных явлений. Температура в ионосфере растет с высотой до очень больших значений. На высотах близко 800 км она достигает 1000°.

Говоря о высоких температурах ионосферы, имеют в виду то, что частицы атмосферных газов двигаются там с очень большими скоростями. Однако плотность воздуха в ионосфере так мала, что тело, которое находится в ионосфере, например спутник, не будет нагреваться путем теплообмена с воздухом. Температурный режим спутника будет зависеть от непосредственного поглощения им солнечной радиации и от отдачи его собственного излучения в окружающее пространство.

Экзосфера

Атмосферные слои выше 800-1000 км выделяются по названию экзосферы (внешней атмосферы). Скорости движения частиц газов, в особенности легких, здесь очень большие, а вследствие чрезвычайной разреженности воздуха на этих высотах частицы могут облетать Землю по эллиптическим орбитам, не сталкиваясь между собою. Отдельные частицы могут при этом иметь скорости, достаточные для того, чтобы преодолеть силу тяжести. Для незаряженных частиц критической скоростью будет 11,2 км/с. Такие в особенности быстрые частицы могут, двигаясь по гиперболическим траекториям, вылетать из атмосферы в мировое пространство, "выскальзывать", рассеиваться. Поэтому экзосферу называют еще сферой рассеяния. Выскальзыванию поддаются преимущественно атомы водорода.

Недавно предполагалось, что экзосфера, а с ней вообще земная атмосфера, заканчивается на высотах порядка 2000-3000 км. Но наблюдения с помощью ракет и спутников показали, что водород, который выскальзывает из экзосферы, образовывает вокруг Земли так называемую земную корону, которая простирается более чем до 20000 км. Конечно, плотность газа в земной короне ничтожно маленькая.

С помощью спутников и геофизических ракет установлено существование в верхней части атмосферы и в околоземном космическом пространстве радиационного пояса Земли, который начинается на высоте нескольких сотен километров и простирается на десятки тысяч километров от земной поверхности. Этот пояс состоит из электрически заряженных частиц - протонов и электронов, захваченных магнитным полем Земли, которые двигаются с очень большими скоростями. Радиационный пояс постоянно теряет частицы в земной атмосфере и пополняется потоками солнечной корпускулярной радиации.

По составу атмосфера делится на гомосферу и гетеросферу.

Гомосфера простирается от поверхности земли до высоты около 100 км. В этом слое процентное содержание основных газов не изменяется с высотой. Остается постоянным и молекулярный вес воздух.

Гетеросфера располагается выше 100 км. Здесь кислород и азот находятся в атомарном состоянии. Молекулярный вес воздуха с высотой уменьшается.

Имеет ли атмосфера верхнюю границу? Атмосфера не имеет границы, а, постепенно разрежаясь, переходит в межпланетное пространство.