Военно-морские силы китайской народной республики. История гибели подводной лодки ВМС США «Тэнга Подводная лодка тэнг


АТОМНАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА С БАЛЛИСТИЧЕСКИМИ

РАКЕТАМИ ТИП 096 TANG (КИТАЙ)

NUCLEAR SUBMARINE WITH BALLISTIC MISSILES

TYPE 096 TANG (CHINA)

11.06. 2011
КИТАЙСКАЯ НЕОЖИДАННОСТЬ ДЛЯ США

Совершенно неожиданно американские разведывательные спутники обнаружили новейшую китайскую ПЛАРБ тип 096 в Бохайском заливе.
Аналитики США сначала приняли ее за дальнейшее развитие лодки тип 094, однако быстро выяснилось, что новый китайский подводный ракетный крейсер гораздо крупнее и мощнее предшественника.
По данным Global Defence Magazine, лодки тип 094 имеют три варианта, классифицированных как «лодка номер 1», «лодка номер 2» и «лодка номер 3». Первые два варианта имеют 16 ПУ БРПЛ («лодка номер 1» считается прототипом 094), третья субмарина имеет большие размеры и может быть оснащена 20 или даже 24 ПУ (тип 096).
ВМС НОАК часто занимаются модернизацией одного и того же типа подводных лодок, используя сходные по внешнему виду корпусы, как в случае с эскадренными миноносцами типов 052В и 052С (по такой же системе были разработаны АПЛ типов 093 и 094). По традиции, корабли различных модификаций получают буквенные обозначения, например, А, В и С.
Запад всегда подозревал, что Китай может иметь на вооружении до трех ПЛАРБ типа 092 (класс- Xia), но до последнего времени в большинстве сообщений, в том числе в справочнике «Военный Баланс», издающейся Лондонским Международным институтом стратегических исследований, утверждается, что ВМС Китая располагают только одной боеготовой ПЛАРБ, хотя известно, что ПЛАРБ 094 (класс — Jin) уже два года состоит на вооружении ВМС НОАК (считается, что новые китайские ПЛАРБ, если даже и существуют, не имеют ракетного вооружения, так как новая БРПЛ JL-2 все еще находится на стадии испытаний).
В результате западные военные эксперты часто путают лодки типов 092, 094 и 096.
Китайское информационное агентство сообщало, что новый тип подводной лодки уже провел в Бохайском заливе первые 18 выходов на патрулирование и вошел в состав военного флота.
Министерство обороны США и ЦРУ неоднократно делали утверждения, что строительство новых подводных лодок в Китае ведется на секретном подземном объекте. Основная цель Китая состоит в том, чтобы скрыть истину, запутать и обмануть американские и другие западные разведслужбы, тем самым введя в заблуждение США и Европу в определении размеров своего военного потенциала или, по крайней мере, скрывать свои работы с тем, чтобы Запад узнал о них с опозданием.
Разумеется, это порождает множество слухов. Определить со спутника новый тип подводных лодок значительно труднее, чем самолета или надводного корабля. Однако, будьте уверены, что Китай обладает новым типом стратегической ядерной подводной лодки.
Уже в середине или конце 1990-х годов Китай располагал технологиями газового охлаждения ядерных реакторов и добился в этой области крупного прорыва. Новые атомные субмарины построены с использованием этих технологий. Спутниковые фотографии показывают, что в Китае создана подводная лодка с «очень большим объемом».
ПЛАРБ тип 096, по оценкам, имеет длину 150 м (тип 094 – 140 м), ширину 20 м (094 – 12,5 м) и подводное водоизмещение порядка 20 тыс. т, или, по меньшей мере, 16 тыс. т (094 – 12,5 тыс т.). Лодка имеет двухкорпусную конструкцию, два водо-водяных реактора и две паропроизводящие установки, максимальная скорость под водой должна составлять до 32 уз. Кроме того, использование высокопрочных материалов может позволить лодке спускаться на глубину до 600 м.
Субмарина оснащена современными системами звукоизоляции, что делает лодку малошумной (уровень шумов может составлять всего лишь 95-100 Дб — у лодки 094 – 115 дБ). Таким образом, можно сделать вывод, что ВМС НОАК успешно завершили строительство новой ПЛАРБ тип 096.
http://www.lzmmil.cn

14.11.2013


Впервые в истории страны стратегические силы ядерного сдерживания морского базирования Китая приблизятся к обретению первоначальной боевой готовности, говорится в предстоящем докладе Комиссии Конгресса США по Китаю, сообщает Defense News 11 ноября.
В конце этого года ожидается оперативное развертывание новых твердотопливных БРПЛ JL-2 с дальностью стрельбы 4000 миль (7400 км), которые позволят Китаю наносить ядерные удары по континентальной части США. Ракеты будут развернуты на двух из трех построенных ПЛАРБ Тип 094 «Цзинь». К 2020 году ВМС НОАК могут принять на вооружение еще две стратегические субмарины этого класса. Китай также развертывает два новых типа АПЛ - многоцелевых Тип 095 и стратегических Тип 096. Отмечается, что военные объекты США на о. Гуам уже находятся в зоне досягаемости китайских обычных ракет.
В июне этого года ВВС НОАК приняли на вооружение 15 новых бомбардировщиков Н-6К с увеличенной дальностью полета, способных нести КР большой дальности. Кроме того, Китай работает над увеличением дальности противокорабельных БР типа DF-21D с 810 миль (1500 км) до 1600 миль (3000 км). Эти ракеты могут угрожать американским военным кораблям по всей акватории западной части Тихого океана.

Подводная лодка США «Тэнг» была головной в классе больших океанских субмарин, которые в решающий период войны на Тихом океане, когда американские транспортные оперативные соединения, построившись в боевой порядок, отправлялись в длинные рейсы через океан к внутренним японским островам, разрушили японский флот.

Формозский пролив был благоприятным полигоном для подобной охоты, и именно поэтому здесь на восходе солнца 25 октября 1944 года оказалась лодка «Тэнг». Это был её пятый военный патруль за восемь месяцев операций, и у командира корабля капитана Ричарда Х. О"Кейна были веские причины быть довольным собой. За две ночи до этого в надводной атаке японского конвоя они уничтожили три танкера и два транспортных судна. Затем, накануне вечером, 24 октября, они перехватили радиосигналы другого конвоя и незаметно всю ночь преследовали его, а на восходе снова атаковали уже на поверхности. Торпеды попали в цель и нанесли повреждения одному из кораблей эскорта; другой залп поразил торговое судно «Мацумото Мару» водоизмещением 7024 т, оно взорвалось и начало погружаться в воду. Это довело число судов, потопленных «Тэнгом» за её восьмимесячную карьеру, до двадцати четырёх с валовым тоннажем 93 184 т. Ни одна подводная лодка военно-морских сил США не могла похвастаться таким достижением, как, впрочем, и никакой другой корабль среди американских военных судов.

В результате этой операции на «Тэнге» осталась лишь одна торпеда. Лейтенант Билл Либолд - старший помощник О"Кейна - в шутку предложил сохранить её в качестве сувенира, однако О"Кейн уже решил использовать её в бою против эскортного корабля, который в предыдущей атаке был повреждён, но не уничтожен. Он повёл подводную лодку по новому курсу, обосновался позади торпедного прицела на капитанском мостике, пододвинул стрелку орудийного угломера в сторону носового торпедного отсека и дал команду стрелять. «Теперь, - подумал он, - „Тэнг“ сможет незаметно ускользнуть из этих опасных вод и вернуться на свою базу в Пёрл-Харбор».

Вместе с О"Кейном на мостике находились восемь человек. Внезапно один из них подал знак боевой тревоги. Несколько пар глаз различили фосфоресцирующий след торпеды, пущенной в направлении субмарины. Он был пока ещё на приличном расстоянии от носовой части слева по борту. О"Кейн объявил тревогу и немедленно отдал приказ о манёвре уклонения. Подводная лодка увеличила скорость, и рулевой дал полный правый ход.

Несмотря на суматоху, О"Кейн пытался понять, откуда же он был атакован. В пределах радиуса действия не было ни одного японского военного корабля, кроме того, который он недавно атаковал и который, совершенно очевидно, был выведен из строя, а постоянно зондирующий гидролокатор не обнаруживал присутствия какой-либо вражеской подводной лодки. «Тэнг» была оснащена самой современной аппаратурой обнаружения; нельзя было даже представить, что её можно захватить врасплох.

И тем не менее это была торпеда. О"Кейн был уверен, что она пройдёт мимо: ведь он заблаговременно предпринял соответствующий манёвр уклонения.

Но внезапно капитан застыл, как после сильного удара, - приближающаяся торпеда шла не но прямой. Она, казалось, двигалась вокруг «Тэнга» по большой окружности, но диаметр этой окружности стремительно сужался. Подводная лодка попала в ловушку.

Члены экипажа, расположенные в разных отсеках, не подозревали о развёртывающейся драме. Узнали они об этом, только когда судно потряс ужасный взрыв где-то возле кормы. Первое впечатление было такое, что «Тэнг» наскочил на мину. У людей в трёх кормовых отсеках не оставалось никаких шансов на спасение. Единственное облегчение их участи состояло в том, что, прежде чем хлынувшая вода затопила отсек, почти все они потеряли сознание от удара.

За несколько мгновений до попадания торпеды О"Кейн успел отдать приказ задраить рубочный люк. Затем силой взрыва его и ещё восьмерых шнырнуло в море. Кто-то оказался ранен, но помочь им было некому, к тому же ни у одного не оказалось спасательного жилета. В результате через несколько секунд на поверхности остались только четверо: О"Кейн, Либолд, инженер-механик лейтенант Ларри Савадкин и радист Флойд Каверли - перед самым взрывом он поднялся на палубу, чтобы доложить о выходе из строя части аппаратуры.

Под тяжестью воды, залившей лодку, корма «Тэнга» с ужасающей скоростью стала погружаться в воду. Второй удар, подобный взрыву, произошёл, когда корма врезалась в дно на глубине 180 футов. Значительная часть носового отсека всё ещё торчала над водой.

Мгновенная реакция О"Кейна, отдавшего приказ задраить рубочный люк, несомненно, спасла жизни людям, но их положение внутри подводной лодки было отчаянным. Мало того что некоторые из них были серьёзно ранены, безвыходность их положения усугубил пожар, возникший в носовом аккумуляторном отсеке. Он был быстро потушен, но внутренняя часть лодки продолжала наполняться дымом от тлеющих кабелей.

Одним из оставшихся в лодке был матрос-механик по имени Клейтон Оливер, который, придя в себя, увидел, что находится возле устройства управления второй балластной цистерной. Он знал, что уцелевшие могли использовать свои индивидуальные спасательные средства - аппараты Момсена, - но чтобы добраться до них, лодка должна была находиться в более или менее горизонтальном положении. Он привёл в действие устройство управления, и, как только вода устремилась в балластную цистерну, подводная лодка начала погружаться. Затем Оливер позаботился об уничтожении корабельных документов в сейфе контрольной комнаты и с несколькими из оставшихся в живых направился в носовой торпедный отсек. Тем временем японские эскортные корабли начали беспорядочно бомбить глубинными бомбами акваторию вблизи конвоя, атакованного «Тэнгом». Ни одна из глубинных бомб не взорвалась достаточно близко для того, чтобы добить повреждённую подводную лодку, но атака продолжалась четыре часа, превратившись из-за почти не прекращающихся ударов в сплошной кошмар для уже контуженых и раненых людей. Кое-кто потерял сознание. Остальные должны были отказаться от попыток выбраться, поскольку даже на большом расстоянии ударные волны под водой могли оказаться смертельными.

Когда атака закончилась, тридцать уцелевших членов экипажа под руководством торпедного командира лейтенанта Джима Флэнагана приготовились покинуть подводную лодку. Флэнаган приказал четверым морякам войти в спасательную камеру, где находилась надувная резиновая лодка. Через тридцать минут камера была осушена и открыта. Внутри неё всё ещё находились почти в бессознательном состоянии трое едва не утонувших людей. Только одному удалось выйти наружу, но, как позже узнал Флэнаган, и он не добрался до поверхности.

Флэнаган отдал приказ на вторую попытку. В камеру на этот раз втиснулись пять человек. Процесс затопления и последующего осушения занял сорок пять минут, и, когда он завершился, Флэнаган увидел, что выбрались только трое. Двое остались внутри.

К тому времени Флэнаган обессилел настолько, что руководство спасательной операцией принял на себя другой офицер - энсин Пирс.

По его указанию в камеру вошли ещё четыре человека, но хотя каждый из них прошёл через спасательный люк, только один поднялся живым на поверхность.

Пирс убедил измотанного Флэнагана покинуть лодку с четвёртой группой. Когда Флэнаган с трудом подтягивался вверх по тросу, идущему из спасательной камеры к бую на поверхность, он почувствовал прямо под собой несколько толчков. Перед отходом Флэнаган заметил, что в аккумуляторном отсеке снова вспыхнуло пламя - оно было таким сильным, что начала пузыриться краска на переборке, отделяющей носовое торпедное отделение от того места, где бушевал пожар. Вдобавок от сильного нагрева начала тлеть резиновая прокладка, образующая уплотнение вокруг герметичной двери. Теперь у тех, кто всё ещё был замурован в корпусе «Тэнга», не осталось надежды на спасение.

Из восьмидесяти восьми офицеров, старшин и рядовых, входивших в состав экипажа «Тэнга», уцелели только пятнадцать человек, подобранных японскими судами.

Когда 29 августа 1945 года лагерь для военнопленных в Омори, где содержались уцелевшие моряки с «Тэнга», освободили американские войска, они нашли здесь только девятерых из пятнадцати оставшихся в живых. Среди них были капитан О"Кейн и лейтенант Флэнаган. О"Кейн был позже награждён Почётной медалью Конгресса.

Он и раскрыл подлинную историю гибели «Тэнга». Лодка сама потопила себя своей последней торпедой. Из орудийного ствола торпеда вышла в полном порядке, но потом что-то испортилось в её рулевом механизме, и, развернувшись, торпеда нацелилась на собственный корабль.

Билл Либолд оказался прав. Им следовало оставить свою последнюю торпеду в качестве сувенира…

Двадцать пятого октября 1944 года на восходе солнца американская подводная лодка «Тэнг», которая охотилась за японскими конвоями, оказалась в Формозском проливе. Это был ее пятый военный патруль за восемь месяцев операций, и командир корабля капитан Ричард Х. О"Кейна был вполне доволен собой. За две ночи до этого в надводной атаке японского конвоя он потопил три танкера и два транспортных судна.

Накануне вечером, 24 октября, они перехватили радиосигналы другого конвоя и незаметно всю ночь преследовали его, а на восходе опять атаковали уже на поверхности. Торпеды попали четко в цель и нанесли повреждения одному из кораблей эскорта; другой залп накрыл торговое судно «Мацумото-мару» водоизмещением 7024 тонны, оно вспыхнуло и затонуло. Таким образом, число судов, потопленных «Тэнгом» за ее восьмимесячную карьеру, дошло до двадцати четырех с валовым тоннажем 93 184 тонны. Ни одна подводная лодка военно-морских сил США не могла похвастать такими выдающимися достижениями.

Но после этой операции на «Тэнге» осталась одна торпеда. Лейтенант Билл Либолд - старший помощник О"Кейна - шутя предложил сохранить ее как сувенир, однако О"Кейн подумал, что может использовать ее в бою против эскортного корабля, который в предыдущей атаке был поврежден, но не уничтожен. Капитан направил подводную лодку по новому курсу, устроился позади торпедного прицела на капитанском мостике, пододвинул стрелку орудийного угломера в сторону носового торпедного отсека и дал команду стрелять. «Теперь, - думал капитан, - „Тэнг” сможет незаметно ускользнуть из этих опасных вод и наконец-то вернуться на свою базу в Перл-Харбор».

Вместе с О"Кейном на мостике были еще восемь человек. Неожиданно один из них подал сигнал боевой тревоги. Несколько пар глаз различили фосфоресцирующий след торпеды, выпущенной в направлении субмарины. Она была на приличном расстоянии от носовой части, слева по борту. О"Кейн объявил тревогу и сразу же приказал совершить маневр уклонения. Подводная лодка быстро увеличила скорость, и рулевой дал полный правый ход.

Капитан лихорадочно пытался понять, откуда же он был атакован. В пределах радиуса действия не было ни одного японского военного корабля, кроме того, который он недавно атаковал, а постоянно зондирующий гидролокатор не обнаруживал присутствия какой-либо вражеской подводной лодки. «Тэнг» была оснащена самой современной аппаратурой обнаружения; нельзя было даже представить, что ее можно застать врасплох.

Но это была стремительно движущаяся торпеда. О"Кейн был абсолютно уверен, что она пройдет мимо, ведь он заранее предпринял соответствующий маневр уклонения.

И вдруг капитан застыл на месте - приближающаяся торпеда шла не по прямой, а словно двигалась вокруг «Тэнга» по большой окружности, диаметр которой стремительно сужался. Подводная лодка угодила в ловушку.

О надвигающейся драме члены экипажа пока не догадывались, до того момента, когда судно потряс ужасающей силы взрыв - где-то возле кормы. Сначала показалось, что «Тэнг» наскочил на мину. У людей в трех кормовых отсеках шансов на спасение практически не было.

Невероятно, однако О"Кейн буквально за несколько мгновений до попадания торпеды успел отдать приказ задраить рубочный люк. Затем силой взрыва его и еще восьмерых выбросило в море. Кто-то погиб сразу, и в итоге через несколько секунд на поверхности остались только четверо: О"Кейн, Либолд, инженер-механик лейтенант Ларри Савадкин и радист Флойд Каверли. Последний за секунды до взрыва поднялся на палубу, чтобы доложить о выходе из строя части аппаратуры.

Вскоре под тяжестью воды, залившей лодку, корма «Тэнга» стала быстро погружаться в воду. Второй удар, напоминающий взрыв, произошел, когда корма врезалась в дно на глубине 180 футов. Большая часть носового отсека все еще торчала над водой.

Именно мгновенная реакция О"Кейна, отдавшего приказ задраить рубочный люк, спасла жизни людям, но их положение внутри субмарины было отчаянным. Безвыходность их ситуации усугубил пожар, возникший в носовом аккумуляторном отсеке. И хотя его быстро потушили, внутренняя часть лодки продолжала наполняться дымом от тлеющих кабелей.

Тридцать уцелевших членов экипажа под руководством торпедного командира лейтенанта Джима Флэнагана стали готовиться покинуть субмарину. Флэнаган приказал четверым морякам войти в спасательную камеру. Спустя полчаса камера была осушена и открыта. Внутри нее все еще находились практически без сознания трое едва не утонувших людей. Только одному удалось выйти наружу, но, как позже выяснилось, он так и не добрался до поверхности.

Предприняли очередную попытку спасения. В камеру на этот раз едва вместились пять человек. Процесс затопления и последующего осушения занял сорок пять минут, но в итоге Флэнаган увидел, что выбрались только трое.

К тому моменту Флэнаган так выбился из сил, что руководство спасательной операцией взял на себя другой офицер - Пирс.

В камеру вошли четверо людей. Хотя каждый из них прошел через спасательный люк, только одному удалось подняться живым на поверхность.

Пирс убедил обессиленного Флэнагана покинуть лодку с четвертой группой. Из восьмидесяти восьми офицеров, старшин и рядовых уцелели только пятнадцать человек, подобранных японскими судами.

Двадцать девятого августа 1945 года лагерь для военнопленных в Омори, где содержались уцелевшие моряки с «Тэнга», был освобожден американскими войсками. К сожалению, в живых осталось только девять из пятнадцати человек. В их числе были капитан О"Кейн и лейтенант Флэнаган.

Именно О"Кейн и раскрыл загадку гибели «Тэнга». Оказывается, лодка сама потопила себя своей последней торпедой. Из торпедного аппарата торпеда вышла, как и положено, но затем что-то испортилось в ее рулевом механизме, и, развернувшись, она нацелилась на собственный корабль.

А Билл Либолд оказался прав. Им лучше было оставить свою последнюю торпеду как сувенир…

Похожие материалы:

USS Gudgeon (SS-567)

Исторические данные

Общие данные

Энергетическая установка

Тип Тэнг представлял собой результат интеграции технологии трофейных немецких U-boat в дизайн подводных лодок ВМС США. По сути, они являлись произведением искусства в области неатомного субмариностроения времен окончания Второй мировой войны и послевоенных лет, но были при этом достаточно дорогостоящими, что и послужило толчком к реализации программы GUPPY. Именно их дизайн и послужил основой конструкции первых атомных подводных лодок в начале 1950х. Данный тип можно назвать переходным между современными подводными лодками и субмаринами военных лет. После вывода из состава флота США, четыре из шести субмарин были проданы Италии и Турции, где и окончили свою карьеру в конце 1980х и начале 2000х

Предыстория

HMS Venturer (P68) - первая субмарина, совершившая успешную торпедную атаку на другую полностью погруженную субмарину

Проанализировав действия подводных флотов во время Второй мировой войны и приняв во внимание действия собственного подводного флота на Тихоокеанском и Атлантическом театрах военных действий Bureau of Ships (англ.)русск. (Корабельное бюро) ВМС США пришло к выводам, что дальнейшие военные действия между подводными лодками будут иметь совершенно иной характер. Продолжающееся развитие технических возможностей подводного флота одновременно с ослаблением возможностей надводного флота эффективной противолодочной борьбы позволило HMS Venturer (P68) открыть новую эру в подводных битвах - время войны полностью погруженных подводных лодок.

U-3008 тип XXI на верфи в Портсмуте, США

Отя на момент окончания войны американский подводный флот и показал своё неоспоримое боевое превосходство над всеми остальными, включая немецкий тип XXI, фактически было ясно, что требуется совершить какой-то качественный прорыв и отойти от устаревшей технологии. Конструкция всех наличествовавших на тот момент субмарин являлась наследием военных лет и, фактически, представляла собой конструкцию, разработанную ещё во времена Первой мировой войны. ВМС США были крайне заинтересованы в новых возможностях, предоставлявшихся воздухонезависимыми двигательными установками закрытого цикла, позволявшими проводить операции в водах Северной Атлантики с подводной скоростью, превышающей на несколько узлов скорость надводную. В начале 1945 года на конференции офицеров-подводников в Вашингтоне были сформулированы первоначальные требования к необходимому типу двигателя для подводных судов: требовался движитель с мощностью 7500 л. с., способный перемещать субмарину водоизмещением 1200 т в подводном положении со скоростью 20 узлов в течение 12 часов. Исследования, проведённые Корабельным Бюро, показали что по финансовым соображениям предпочтение будет отдано двигателям закрытого цикла, работающими на сжиженном кислороде, а не на пероксиде водорода. Показав заинтересованность в двигателях подобного рода, Флот так же существенно повлиял на уже проходящие споры относительно использования ядерной энергии для субмарин. После войны над двигателями закрытого цикла работало несколько агентств. На этой стадии было разработано и проанализировано множество концепций новых подводных лодок как с двигателями закрытого цикла, так и с обычными двигателями, но работающими по принципу типа XXI - мощные дизеля, питающие электромоторы через схему с ёмкими батареями. После того, как новый американский двигатель закрытого типа был подготовлен к наземному тестированию, было принято решение разработать новую подводную лодку, имеющую размеры, сопоставимые с типом XXI, и основанную на новейшей двигательной системе. Заказ на первые две субмарины типа Тэнг были оформлены в августе 1947 года. Portsmouth NSY должны были разработать конструкцию, а затем создать прототип нового типа. В конце того же года чертежи были готовы и верфь приступила к постройке первого судна

Конструкция

USS Gudgeon (SS-567). Американский тип Тэнг перенял большинство своих характеристик от немецких субмарин типа XXI. Отчетливо видно скруглённый нос судна, рули контроля погружения и купол приёмника сонара AN/QHB-1 на палубе. Форма рубки достаточно гидродинамична и практически идентична подводным лодкам, прошедшим модернизацию по программе GUPPY

В основу конструкции этих лодок было положено детальное исследование трофейных немецких подводных лодок типа XXI. И именно на этих субмаринах впервые был применён принцип приоритета подводной скорости перед надводной. Лодки были короче, обладали более обтекаемыми обводами и более ёмкими батареями чем существовавшие на тот момент военные субмарины. Проект SCB-2 обладал закруглённым носом и небольшой тонкой рубкой без выступающих частей со скрытыми и выдвигающимися по мере необходимости инструментами и перископом. Во время работы над проектом всерьёз так же рассматривалась возможность полного отказа от рубки Одним из основных нововведений в конструкции Тэнг, позволившим значительно сократить длину лодки, являлось использование двигателя General Motors 16-338 - лёгкого, компактного и скоростного, построенного по схеме с послойно-горизонтальным расположением цилиндров, мощностью 850 л. с., вместо установки четырёх стандартных и громоздких дизелей мощностью 4600 л. с. Этот двигатель радикально отличался от классических моторов, использовавшихся на всех предыдущих субмаринах, строившихся с горизонтально расположенным коленвалом и двумя рядами по восемь цилиндров, и представлял собой X-образный дизель. В нем был применён вертикальный коленвал, с подвешенным на его нижнюю часть генератором, а цилиндры располагались вокруг него послойно «блоками» по 4. Четыре таких 4,1-метровых 8-тонных двигателя могли быть установлены в один единственный отсек, давая суммарную мощность 3400 л. с. В целях шумопонижения каждая установка мотор-генератор устанавливалась на собственном резиновом фундаменте. Лодки типа Тэнг не смогли избежать технических проблем. Одной из них являлась проблема с гидравлической системой загрузки и выгрузки торпед в аппараты. Изменения, внесённые в конструкцию субмарины утяжелили торпедный отсек на 24 тонны, что незамедлительно сказалось на продольной устойчивости судна. Для преодоления этого эффекта пришлось увеличить длину корпуса на 6 футов (1,8 м), получив в результате полную длину субмарины 268 футов (82 м), вылившуюся в увеличение общего водоизмещения с 1575 до 1616 т. Вскоре после входа в строй прототипа, обнаружилась ещё одна огромная проблема - на сей раз с двигателями. Необычный плоский дизайн этих моторов и их компактная конструкция, в противовес обычным двигателям, делали их очень привлекательными в применении в таких коротких судах как Тэнг. Однако их отказы благодаря большой скорости их вращения (1400-1500 об/мин) приводили к тому, что судно возвращалось в порт на буксире. Подвешенные под двигателями генераторы были подвержены постоянным затоплениям маслом, вытекающим из двигателей. Второй проблемой с двигателями являлась их громкость, зачастую переваливавшая за 140 децибел, и серьёзная вибрация, распространявшаяся от них. В результате этого в 1956 году было принято решение заменить их на десятицилиндровые дизеля Fairbanks-Morse 38D8-1/8, со встречным движением поршней. Для обеспечения необходимого пространства всем субмаринам в моторный отсек была добавлена врезка длиной 9 футов (2,7 м), но даже при этом поместилось лишь три двигателя. Соответственно, первые четыре Тэнга были модернизированы в 1957 и 1958 годах, а Gudgeon и Harder, находившиеся в постройке, были удлиннены и снабжены новыми двигателями ещё на стапелях.

Вооружение

Некоторые исследователи говорят о том, что субмарины могли нести до 26 торпед - 22 из них носовые и 4 кормовые оборонительные. Из 22 носовых торпед 6 хранились непосредственно в аппаратах, а оставшиеся 16 - на стеллажах. Из 4 кормовых 2 так же находились в аппаратах и 2 в запасе. В носовой части лодки были установлены торпедные аппараты Mark 43, а в кормовой меньшие Mark 44. USS Trout (SS-566) и USS Harder (SS-568) были позднее снабжены Mark 45 и Mark 46. Mk. 43 и Mk. 45 являлись аппаратами с гидравлическим запуском длиной 249,8 ″ (6345 мм), а Mk. 44 и Mk. 46 предназначались для торпед со свободным выходом и имели длину 139,8 ″ (3551 мм). Первоначально в виде оборонительной торпеды для кормовых ТА применялась Mark 27 Mod 4 (первый вариант Mark 27 был представлен в 1944 году как оружие для кораблей противолодочного эскорта). Именно её четвёртая модификация впервые для ВМС США стала способна атаковать погруженную субмарину противника. Позднее торпеды Mark 27 Mod 4 были заменены новыми Mark 37. Некоторые источники говорят, что список оборудования USS Trigger (SS-564), USS Trout (SS-566) и USS Harder (SS-568) из 4 подразделения субмарин (SUBRON 4 (англ.)русск.), базировавшиеся в Naval Submarine Base New London включал ПЗРК FIM-43 Redeye. Остальные источники, впрочем, этого не подтверждают.

История службы

Все субмарины типа Тэнг начали свою службу в ВМС США с октября 1951 года по ноябрь 1952 года.Операции USS Tang (SS-563) проходили в основном тихоокеанских водах, и заключались в патрульных операциях, а также совместных учениях с Морскими силами самообороны Японии, ВМС Тайваня, ВМС альянса СЕАТО и ВМС США. В 1978 году лодка сменила порт базирования и перешла в Гротон на восточном побережье, где и продолжила службу в роли учебной для иранского персонала и Атлантического флота. USS Trigger (SS-564) выполняла свои задачи, базируясь в Нью-Лондоне и Черлстоне. Совместно с атомной лодкой USS Nautilus (SSN-571) выполняла арктические походы. Принимала участие в морских манёврах НАТО «Операция Ответный удар (англ.)русск.» (англ. Operation «Strikeback») и их специализированной части «Операция Игра с рыбками» (англ. Operation «Fishplay»). В 1960х ходила по Средиземному морю в составе Шестого флота, в начале 1970х участвовала в испытаниях торпед Mark 48. Позднее была переведена в Тихоокеанский флот, где участвовала в совместных учениях с ВМС Австралии, ВМС Новой Зеландии и ВМС Канады. Выполняла специальные операции. С апреля 1973 года находилась в Сан-Диего, служа в роли учебной лодки для итальянского персонала. После передачи в Италию 10 июля 1973 года получила имя Livio Piomarta (S-515) с которым и прослужила вплоть до 28 февраля 1986 года. USS Wahoo (SS-565) в основном проходила службу в тихоокеанских водах, входя в состав Седьмого флота. В середине 1960х после инцидента в Тонкинском заливе была привлечена к операциям в непосредственной близости от Вьетнама, возвращаясь на базу несколько раз. Несколько раз принимала участие в противолодочных учениях как в виде лодки-охотника, так и в роли лодки-цели. С 1976 года начала службу в роли учебной лодки для офицеров и капитанов. Начиная с 15 ноября 1977 года на ней проходил обучение иранский экипаж для её систершипа USS Trout (SS-566). Субмарина должна была передана Ирану, однако 31 марта 1979 года эти планы были отменены благодаря случившейся Исламской революции. Как следствие, 27 июня 1980 года она была снята со службы и потоплена как судно-цель.

USS Trout (SS-566) принимала участие в противолодочных учениях и полярных операциях совместно со своим систершипом USS Harder (SS-568). Принимала участие в организованных Bureau of Ships (англ.)русск. (Корабельным бюро) тестах на сопротивление ударной волне от близкого взрыва. Несколько раз присоединялась к военным силам в средиземье и на Тихом океане. 19 декабря 1978 года была выведена из состава флота и окончила свою службу и была передана Ирану.

С базы в Пёрл-Харбор 8 июля 1957 года начала свой кругосветный поход USS Gudgeon (SS-567), став первой американской субмариной, обогнувшей планету. Лодка пробыла в море 8 месяцев, за которые было пройдено 25 000 морских миль (46 300 км), и вернулась 21 февраля 1958 года. После этого, вплоть до 1983 года она занималась своими прямыми обязанностями - противолодочные патрули, специальные операции и обучение экипажей.

Буквально сразу после принятия на службу USS Harder (SS-568) совершила свой первый 1 000-мильный подводный переход из Нью-Лондона в Нассау (Багамские Острова). В основном использовался как учебная лодка для противолодочной борьбы и принимал участие в учениях с ВМС Германии в Европе. Принимал участие в испытаниях ракеты RUR-5 ASROC и других систем. Wahoo и Trout предполагались для продажи в Иран, однако Исламская революция перечеркнула эти планы. Обе лодки были подготовлены для передачи в 1978 и 1980 годах. Tang и Gudgeon были переданы в долгосрочную аренду Турции, где обе субмарины и служили как Piri Reis и Hızır Reis соответственно, вплоть до 2004 года. Piri Reis была отреставрирована и ныне является кораблём-музеем. Trigger и Harder в 1973-1974 годах были проданы Италии где и прослужили под именами Livio Piomarta и Romeo Romei вплоть до 1986 и 1988 годов соответственно.