7 конгресс финно угорских народов. Международные связи

Международный конгресс финно-угроведов (англ. International Congress for Finno-Ugric Studies , латинский: Congressus Internationalis Fenno-Ugristarum ; CIFU ) - самое крупное научное совещание финно-угроведов разных стран, проводимое каждые пять лет. Первый конгресс был организован в 1960 г. в Будапеште , а юбилейный десятый в столице Марий Эл , в Йошкар-Оле .

О конгрессе

Международный конгресс финно-угроведов (МКФУ , CIFU ) - форум научной общественности финно-угроведения, а в широком смысле уралистики. На совещаниях принимают участие представители учёных кругов как финно-угорских, так и не финно-угорских народов. На первом конгрессе в 1960 г. присутствовало менее ста участников, на десятом в 2005 г. уже около шестисот. В тематике конгрессов ведущее место традиционно занимает лингвистика, но включены и другие разделы финноугроведения (уралистики), как этнография, фольклор, археология, антропология, история, литературоведение, культурология.

Каждый конгресс, как правило, начинается пленарными заседаниями с выступлением ведущих ученых. Работа продолжается в секциях, проводятся симпозиумы, организуются круглые стола. Научная работа сопровождается культурными мероприятиями, концертами, экскурсиями. Тексты докладов, прочитанных на совещаниях, печатаются и издаются в специальной серии МКФУ. Например, тексты докладов 10-го конгресса заполнили шесть томов.

Органы, организация

Конгрессы проводятся в разных городах, поочередно, в странах с финно-угорским населением. Место и научная программа конгрессов определяется Международным комитет ом, а организационные (в том числе финансовые) вопросы решаются местным Организационным комитет ом очередного конгресса.

Международный комитет конгрессов финноугроведов (МККФУ, ICFUC ) - неправительственная и некоммерческая организация, не юридическое лицо. Его основной задачей является обеспечение регулярности, преемственности и высокого научного уровня конгрессов. МККФУ действует в тесном контакте с отдельными национальными комитетами финноугроведов.

Комитет состоит из действительных и почетных членов. Кооптация новых действительных членов осуществляется путём тайного голосования.

Заседание комитета проходит во время работы очередного конгресса. На заседании сроком на пять лет в составе пяти членов избирается Исполнительный комитет , который работает между конгрессами. Один из членов Исполнительного комитета избирается Президентом МККФУ, он же будет Президентом очередного конгресса.

История

Создание

Идея создания международного научного форума финно-угроведов возникала уже в 1930-х годах. В 1947 г. в Советском Союзе была организована первая Всесоюзная Конференция Финно-угроведов. В 1955 г. в венгерском городе Сегед , а в 1958 г. в городе Хельсинки состоялись конференции с участием зарубежных финно-угроведов. Международный конгресс по инициативе венгерских и финских ученых, общественных деятелей впервые удалось организовать в 1960 г. Тогда же был создан Международный комитет (МККФУ) в составе десяти членов: Paul Ariste, Péter Hajdú, Erkki Itkonen, György Lakó, Майтинская, Клара Евгеньевна, Gyula Ortutay, Paavo Ravila, Серебренников, Борис Александрович , Wolfgang Steinitz, Kustaa Vilkuna.

Конгрессы

  • , CIFU I. Венгрия , Будапешт .
  • , CIFU II. Финляндия , Хельсинки .
  • , CIFU III. СССР , Эстонская ССР , Таллин .
  • , CIFU IV. Венгрия , Будапешт .
  • , CIFU V. Финляндия , Турку .
  • , CIFU VI. СССР , Коми АССР , Сыктывкар .
  • , CIFU VII. Венгрия , Дебрецен .
  • , CIFU VIII. Финляндия , Ювяскюля .
  • , CIFU IX. Эстония , Тарту .
  • , CIFU X. Россия , Марий Эл , Йошкар-Ола .
  • , CIFU XI.

В Декларации об основных принципах, целях и задачах сотрудничества финно-угорских народов мира I Всемирный конгресс финно-угорских народов (Сыктывкар, 1992), осознавая свою ответственность за развитие своих народов, заявил о своих, целях и задачах. Последующие годы показали актуальность и конструктивность выбранного курса. Прошедшие еще три конгресса (Будапешт, 1996; Хельсинки, 2000; Таллинн, 2004) подтвердили, что нашей главной задачей является сохранение и развитие финно-угорских и самодийских народов и их культур как части достояния всего человечества. О значимости финно-угорского сотрудничества свидетельствует участие в конгрессе Президентов Венгрии, России, Финляндии и Эстонии.

Конгресс подтверждает, что защита прав человека, коренных народов и национальных меньшинств является вопросом не только внутренней политики стран, но и всего международного сообщества. Поэтому важно, наряду с включением международных стандартов прав человека и прав национальных меньшинств в национальное законодательство, использовать механизмы международно-правовых инструментов, не требующих ратификации государствами и обладающих прямой юридической силой.

Огромным достижением за последние четыре года в области защиты прав человека и коренных народов является принятие Генеральной Ассамблеей ООН 13 сентября 2007 года Декларации прав коренных народов мира, которая готовилась международным сообществом совместно с коренными народами более 20 лет. В подготовке этого исторического документа Консультативный комитет финно-угорских народов принимал участие с 1993 года в работе ежегодных сессий Рабочей группы ООН по коренному населению (Женева) и в составе Рабочей группы ООН по доработке проекта Декларации прав коренных народов мира (Женева, 1996 - 2006 гг.).

Очень важным при решении этих задач является международное сотрудничество, в первую очередь, общеевропейское сотрудничество. Финно-угорские народы обогащают культурную палитру Европы и содействуют культурному диалогу между Россией и Европейским Союзом.

Неправительственные организации, в том числе национальные организации финно-угорских и самодийских народов становятся одним из важных факторов построения гражданского общества в наших странах.

В то же время, несмотря на многие позитивные сдвиги, происшедшие за последний период, происходит сокращение численности большинства финно-угорских народов, наблюдается смена идентичности под влиянием внешней среды в современном мире.

Исходя из сложившейся ситуации, Конгресс считает необходимым принятие следующих мер:

В области этнополитики и права:

1. Конгресс обращается к Комиссару по правам человека Совета Европы с ходатайством о создании постоянного форума по вопросам коренных народов и национальных меньшинств Европы.

2. Конгресс поручает продолжить Консультативному комитету выступать в роли координатора по мониторингу выполнения международных обязательств по защите прав человека, коренных народов и национальных меньшинств в странах проживания финно-угорских и самодийских народов.

3. Конгресс призывает страны проживания коренных народов совершенствовать законодательство, опираясь на положение Декларации ООН о правах коренных народов.

4. Консультативному комитету необходимо стремиться к поддержке развития национальных общественных движений и объединений как активных и конструктивных элементов гражданского общества своих стран.

5. Конгресс поручает Консультативному комитету финно-угорских и самодийских народов организовать сотрудничество на постоянной основе с международными организациями, занимающимися правами человека, национальных меньшинств и коренных народов, регулярно информировать национальные организации о деятельности данных структур.

6. Конгресс обращается к Парламентам стран с предложением о выработке правовых механизмов, обеспечивающих достойное представительство коренных народов и национальных меньшинств в выборных органах власти и их участие в работе исполнительных органов власти на разных уровнях.

7. Конгресс поручает Консультативному комитету вести исследование в укрупненных субъектах, в которых традиционно проживают финно-угорские и самодийские народы (Пермский и Красноярские края) о современном социальном самочувствии коренных народов в составе нового субъекта.

8. Конгресс осуждает любые проявления расизма и ксенофобии.

В области языковых прав и образования:

1. Конгресс подчеркивает, что реализация языковых прав финно-угорских и самодийских народов должна основываться на международных нормах, включая Европейскую хартию о защите региональных языков и языков меньшинств, и призывает государства, еще не ратифицировавшие указанный документ, сделать это скорее.

2. Конгресс признателен Парламентам и Правительствам Венгрии, Российской Федерации, Финляндии, Эстонии и других государств, в которых традиционно проживают финно-угорские и самодийские народы, за поддержку на государственном уровне языков и культур финно-угорских и самодийских народов и призывает продолжить и развивать сотрудничество в данной сфере.

3. Конгресс призывает органы государственной власти создавать условия для формирования реального двуязычия с использованием при обучении детей финно-угорским и самодийским языкам современных информационных и образовательных технологий, а также содействовать расширению контактов между школами регионов и стран проживания финно-угорских и самодийских народов.

4. Конгресс поддерживает деятельность по подготовке кадров и повышению квалификации для финно-угорских и самодийских регионов, в соответствии с межправительственными соглашениями, ведущими образовательными центрами Венгрии, Российской Федерации, Финляндии, Эстонии и подчеркивает, что особое внимание при этом должно уделяться эффективности использования потенциала подготовленных при этом национальных кадров.

5. Конгресс выражает обеспокоенность продолжающимся понижением уровня владения родными языками финно-угорскими и самодийскими меньшинствами и сокращением их преподавания в системе школьного образования.

Конгресс призывает:

общественные организации и движения финно-угорских и самодийских народов

Проявлять инициативу по созданию системы работы с семьёй, основываясь на традициях этнопедагогики;

Формировать позитивное общественное мнение по использованию родного языка в семье;

органы власти

Создавать условия для реализации права каждого человека на изучение и использование родного языка;

Развивать сеть школ с обучением на родном языке или преподаванием родного языка как предмета, а также изучением истории и культуры финно-угорских и самодийских народов.

6. Конгресс выражает озабоченность закрытием так называемых малокомплектных школ на территориях проживания национальных меньшинств, особенно в местах проживания малочисленных народов.

7. Конгресс поручает Консультативному комитету изучать опыт ревитализации (восстановления) языков финно-угорских и самодийских меньшинств методами т.н. языкового гнезда, т.е. организации дошкольных группв детских садах,воспитательный процесс в которых проводится на финно-угорских и самодийских языках и способствовать его распространению.

8. Конгресс считает необходимым активизировать работу по развитию терминологии на языках финно-угорских и самодийских народов.

В области культуры:

1. Конгресс отмечает регулярное проведение в Венгрии, Российской Федерации, Финляндии и Эстонии международных фольклорных, этнофутуристических и театральных фестивалей, в том числе для детей и молодёжи, а также дней родственных народов, празднования юбилейных дат и рекомендует проведение их в дальнейшем.

2. Конгресс приветствует создание финно-угорского культурного центра Российской Федерации в Сыктывкаре и Поволжского межрегионального финно-угорского культурного центра в Саранске и призывает другие страны создавать учреждения для сотрудничества с ними.

3. Конгресс обращает внимание на важность развития книгоиздания на языках финно-угорских и самодийских меньшинств, переводов произведений на эти языки, а также переводов мировой классики на финно-угорские и самодийские языки.

4. Конгресс призывает Правительства стран с проживанием финно-угорских и самодийских народов оказывать содействие учреждениям науки, культуры и образования по переводу архивных материалов на цифровые носители и обеспечение доступа к ним.

5. Конгресс считает необходимым сохранение и развитие традиционной культуры и форм хозяйственной деятельности.

6. Конгресс считает необходимым способствовать развитию этнокультурного туризма в финно-угорских регионах и странах.

В области СМИ и информационных систем:

1. Конгресс поддерживает издание общероссийской газеты Ассоциации финно-угорских народов Российской Федерации, деятельность информационных сайтов Консультативного комитета и финно-угорских центров, организацию электронной библиотеки на языках финно-угорских и самодийских народов и поручает Консультативному комитету активизировать работу по обмену информацией с целью организации и функционирования единого информационного пространства по проблемам экологии, здравоохранения, образования и культуры финно-угорских и самодийских народов.

2. Конгресс призывает государственные структуры обеспечивать развитие современных СМИ на языках финно-угорских и самодийских меньшинств, освещающие все области жизни и доступные максимально широкой аудитории.

3. Конгресс поручает Консультативному комитету оказать содействие в реализации предложений по возможному внедрению языков финно-угорских народов в широко распространенное программное обеспечение компьютерных систем.

4. Конгресс, в целях ослабления последствий территориальной разобщенности в информационной среде финно-угорских и самодийских народов поручает Консультативному комитету содействовать созданию в интернете архива радио- и телепрограмм на родных языках, а также широкому использованию современных технологий в укреплении коммуникационных связей как внутри этнических сообществ, так и между финно-угорскими и самодийскими народами.

5. Конгресс призывает усилить внимание к выпуску детской литературы и детских периодических изданий на языках финно-угорских и самодийских народов.

В области демографии, здравоохранения и экологии:

1. Конгресс поддерживает продолжение научных исследований состояния здоровья населения в регионах проживания финно-угорских и самодийских народов, влияния факторов окружающей среды, исследований в области изменения климата и по обмену информацией в данной сфере, а также проблемам семьи, материнства и детства финно-угорских и самодийских народов.

2. Конгресс поддерживает регулярное проведение международных конференций по проблемам сохранения окружающей среды, демографии и здоровья и издание нучного журнала по этим проблемам.

3. Конгресс обращается к Правительствам стран с предложением проводить ежегодный статистический учет социально-зкономических и демографических показателей по малочисленным народам и этническим группам.

Конгресс рекомендует Консультативному комитету организовать в 2010 г. международную конференцию для анализа промежуточных результатов выполнения резолюции и рекомендаций настоящего Конгресса, с широким освещением ее итогов в средствах массовой информации.

Конгресс поручает Консультативному комитету рассмотреть обращения, замечания и предложения, поступившие в адрес Конгресса.

Конгресс выражает благодарность оргкомитетам Российской Федерации и Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по подготовке и проведению V Всемирного конгресса финно-угорских народов за прекрасное обеспечение условий работы Всемирного конгресса.

«1. Общие положения: 1.1.Всемирный конгресс финно-угорских народов (далее Конгресс) является форумом для представителей финно-угорских и самодийских народов, который не зависит от правительств и политических партий, и который в своей деятельности опирается на «Декларацию об основных принципах, целях и задачах сотрудничества финно-угорских народов мира. (Сыктывкар, 1992).

Утверждение “независимо от правительств” является фальшивым. Как мы все знаем, единственный путь проведения Всемирных конгрессов, а также финансирования деятельности Консультативного комитета – это финансовая поддержка со стороны правительств. Правительства принимающей страны обеспечивают основное финансирование Всемирных конгрессов, в то время как правительства Эстонии, Финляндии и Венгрии финансируют работу Консультативного комитета (ККФУН). Хотя само по себе это не означает, что обсуждение вопросов на Всемирных конгрессах так или иначе идёт в пользу преимущественно этих стран, но это означает, что само существование Всемирных конгрессов во многом зависит от правительств.

Более важно то, что, особенно в России, власти всех уровней оказывают влияние на состав делегаций финно-угорских народов России, особенно в этом году, что делает зависимым от правительств, по крайней мере, состав делегатов, а тем самым и содержание дискуссий. Подробнее об этом позже. Давайте сейчас посмотрим на формальные цели Всемирных конгрессов.

2. Цели Конгресса :

2.1. Содействие развитию сотрудничества между финно-угорскими народами, а также между финно-угорскими и другими народами в области культуры, науки, образования, информации, права, экологии, социально-политических вопросов и экономики;

2.2. Содействие в развитии языков и культур, а также этнической идентичности финно-угорских народов;

2.3. Содействие в реализации международных норм в области прав человека, прав народов на самоопределение и прав коренных народов “.

По п. 2.1: Есть множество хороших примеров сотрудничества во многих этих областях, особенно в области культуры и науки (в том числе в финно-угроведении, этнологии и т.д.), однако почти все это не имеет никакого отношения к Всемирным конгрессам. В определённой степени сотрудничество между финно-угорскими народами происходит несмотря на, а не благодаря Всемирным конгрессам. За эти последние 6 лет я не слышал ни об одной инициативе Всемирного конгресса или Консультативного комитета, которая бы “содействовала дальнейшему сотрудничеству между финно-угорскими народами” в этих областях. Вместе с тем я увидел примеры, как проваливалось такое “содействие дальнейшему сотрудничеству». Не понаслышке, а «из первых рук», своими глазами я видел, как новые инициативы «взлетали», развивались и становились устойчивыми без всякой связи и поддержки со стороны Всемирных конгрессов – будь то Фестиваль финно-угорских фильмов, семинары финно-угорской Википедии или Культурные столицы финно-угорского мира.

Позвольте мне начать с примера Программы «Культурные столицы финно-угорского мира». На последнем Всемирном конгрессе в Шиофоке (Siófok) я выступал от имени МАФУН об этой программе, которая тогда находилась в стадии разработки, и в ходе работы Секции культуры нам удалось внести её в качестве рекомендации в итоговый документ Секции культуры. Правление МАФУН предполагало, то это будет основой для сотрудничества между МАФУН и ККФУН, с тем чтобы расширить базу поддержки этой программы. Однако вначале координаторы ККФУН не нашли время в своем плотном графике, чтобы обсудить это. Позднее, после многочисленных усилий со стороны руководства МАФУН, ККФУН на своём заседании формально одобрил программу и согласился создать совместную рабочую группу. Но после этого всё сломалось. После того, как МАФУН отправил ККФУН письмо с конкретными предложениями о том, как работать вместе, не пришло никакого ответа. Не было ответа и на второе, и на третье письмо. Тогда, в конце концов, МАФУН отказался от координации своей деятельности с ККФУН и сделал все в одиночку. В настоящее время это устойчивая финно-угорская межкультурная программа, которую даже Специальный докладчик ООН по вопросу о правах коренных народов, г-жа Виктория Таули-Корпуз (Ms. Victoria Tauli-Corpuz), назвала хорошим примером защиты и продвижения культурных прав коренных народов в мире. С другой стороны, время, которое МАФУН и я потратили на привлечение ККФУН, просто потеряно впустую. А тот факт, что в одном из документов секции Конгресса была упомянута эта инициатива, уже не имеет значения, так как это ничего не изменило.

По п.п. 2.2. и 2.3.: Именно они вызывают наибольшую критику системы Всемирных конгрессов. В принципе, оба они являются важными целями. Любые виды моральной, политической и практической помощи со стороны международного финно-угорского движения конкретным финно-угорским народам при решении стоящих перед ними конкретных вопросов должны быть в верхней части повестки дня финно-угорского движения. Именно здесь должна быть общая финно-угорская солидарность. Однако, это именно та область, где система Всемирных конгрессов проваливается, обманывает ожидания наиболее сильно.

Очевидно, что “помощь” в этом контексте не может означать только мероприятия, которые проводятся в ходе Всемирных конгрессов или резолюции конгресса в качестве официальных результатов-«продуктов» Всемирных конгрессов. Выступления, дискуссии и резолюции сами по себе никому помочь не могут. Поэтому единственной помощью, которую система Всемирных конгрессов в теории может оказать, является советы и консультации ККФУН по актуальным проблемам-вопросам отдельным финно-угорским народам, их организациям и активистам между Всемирными конгрессами, но в соответствии с решениями-резолюциями Всемирного конгресса. Но даже этого не происходит. За прошедшие годы я снова и снова слышал о тех случаях, когда активисты или организации, наивно думая, что KKFUN может действительно оказать хоть какую-то поддержку, на деле не получили никакой помощи. Их либо оставляли без ответов на их письма (наиболее типичный сценарий), или им неофициально говорили, что ККФУН в действительности не может влиять на что-либо, и что народы должны сами решать свои вопросы-проблемы. Тот факт, что ККФУН принимает решения на основе консенсуса, также не помогает ему выполнять свою совещательно-консультативную роль.

Позвольте мне показать несколько конкретных примеров того, как ККФУН не оправдал надежд – не смог помочь финно-угорским народам:

· Закрытие марийской школы в Васькино (). Это была школа с этнокультурным компонентом в селе Васькино Пермского края, в котором имеется этническое марийское население. После того, как местные власти решили закрыть школу, жители села начали активную кампанию: в средствах массовой информации, с органами власти и т.д. Они несколько раз обращались в ККФУН с просьбами о помощи, консультациями, однако ККФУН хранил молчание.

· Другой пример из Пермского края. Одним из наиболее организованных и наиболее эффективных финно-угорских инициатив прошлых лет были финно-угорские социально-экономические форумы в Пермском крае. В то время как организаторы приглашали членов ККФУН принять участие в качестве экспертов, просили ККФУН направить форумам официальные приветствия, ККФУН никогда даже не ответил. А когда местные власти эффективно отменили 3-й Международный форум в 2011 году, отключив отопление в единственном отеле в Кудымкаре, организаторы обратились в ККФУН за поддержкой, но не получили никакого ответа.

· И третий пример – от ижор. В 2014 году ижорские и водские общины начали кампанию протеста против планируемого строительства карбамидного завода около порта Усть-Луга. Одно из первых писем было адресовано ККФУН 20 января 2014 года от имени ижорской организации “Шойкула” и Водского культурного общества. Они попросили сотрудничество и конкретную помощь. Тем не менее, они так и не получили никакого официального ответа на их письмо, не говоря уже о какой-либо помощи. Один из членов Консультативного комитета, г-н Петр Тултаев, даже умудрился посмеяться над ижорами и водью, говоря, что он на самом деле не понимает их озабоченность, и что мордва, с другой стороны, была бы счастлива, если такой карбамидный завод был бы построен на их землях. В любой другой части мира такая позиция рассматривалось бы как неприемлимо оскорбительно-возмутительной, особенно если бы нечто подобное заявил какой-нибудь защитник коренных народов или прав национальных меньшинств. А в “финно-угорском мире» никто даже не заметил, не говоря уже о протестах.

Это всего лишь несколько примеров, но все они являются частью общей картины поведения ККФУН – который на деле не оказывает помощи, не оказывает поддержку тем, кто её просит. Когнитивный диссонанс между заявленными целями Всемирных конгрессов и реальностью ошеломляют.

Кроме того, я считаю, это особенно странно читать о приверженности Всемирного конгресса к праву на самоопределение народов, в свете следующей темы – формирование делегаций.

“3. Делегаты, участники Конгресса

3.1. Делегаты съезда свободно выбираются народами , механизм формирования делегации не регламентируется.

3.2. – / … / Процедуры формирования делегаций должны быть прозрачными и принимать во внимание законодательство указанной страны в отношении НКО / … /

Что касается “свободно выбираются народами”. Что значит “свободно”? Для меня это означает «свободный от вмешательства со стороны властей (национальных, региональных, местных)». Но тот, кто следит за событиями в прошлом, и, особенно, за этим Всемирным конгрессом знает, что это просто не соответствует действительности, по крайней мере, когда речь идет о России.

В то время как в прошлом это вмешательство было сфокусировано на формировании состава делегаций, в этом году дополнительный аспект является их размер . Были скоординированы усилия по сокращению размеров делегаций до абсолютного минимума. В целом эта стратегия сработала:

· удмурты: от разрешённых 20 – до 5

· мари: от разрешённых 20 – до 7

· мордва: от разрешённых 20 – до 6

· карелы: от разрешённых 20 – до 13

· коми-пермяки: от разрешённых 20 – до 1 (!!!)

Почему я так уверен, что это была скоординированное вмешательство государства, а не свободное и добровольное решение народов (их представительных органов)? Ключом для понимания этого является то, какую “новую” роль самостоятельна приняла на себя Ассоциация финно-угорских народов Российской Федерации (АФУН РФ) в планировании текущего Всемирного конгресса. Несмотря на то, что АФУН РФ совсем недавно получила статус ЭКОСОС НКО, она не представляет гражданское общество, но является инструментом российского правительства, в частности, Федерального агентства по делам национальностей. Членство АФУН не имеет демократического мандата какого-либо народа. Самое главное, что у АФУН РФ формально нет какой-либо роли в процессах системы Всемирный конгресс/Консультативный комитет, судя по документации последних. Тем не менее, АФУН РФ, казалось бы из ниоткуда возникла в 2015 году с обращением к российским организациям финно-угорских народов избегать прямого контакта с Консультативным комитетом по вопросам подготовки Всемирного конгресса и работать только через АФУН РФ. В то же время АФУН РФ начал делать свои собственные запросы Консультативному комитету, чтобы формировать повестку дня Всемирного конгресса, добавив такие темы, как “борьба с угрозой фашизма в некоторых странах финно-угорских народов”. Существует письменное свидетельство всего этого.

Кто-нибудь на самом деле думает, что подобные идеи приходят от самих финно-угорских народов, по их собственной инициативе? Ничем, кроме как указаниями со стороны властей, нельзя объяснить такого рода поведение отдельных побочных представителей финно-угорских народов, так использующих право участия в этих процессах. Другим примером агрессивного поведения и вмешательства АФУН РФ в этот процесс является тот факт, что, например, удмуртская делегация каким-то образом должна была быть сформирована только из числа представителей АФУН РФ, что действительно является очень странным требованием. В результате, АФУН РФ фактически узурпировала планирование конгресса в этом году в некоторых, если не в большинстве финно-угорских регионов России и, таким образом, был обеспечен значительный контроль государства над составом делегаций. Результатом этого является Конгресс с нейтрализованными делегациями нескольких финно-угорских народов России, которые состоят из делегатов, которые никогда не будут публично выражать какую-либо критическую мысль, и, возможно, будут вообще без единой мысли на этом съезде.

Точную степень этого вмешательства трудно измерить, но лично я убежден, что, по крайней мере делегации удмуртов, мордовских народов, карелов, марийцев и коми-пермяков – как с точки зрения размера, так и состава – были тщательно соркестрированы местными властями. Это несколько самых крупных финно-угорских народов России. Единственным возможным исключением из этого правила является делегация Коми, которая, по крайней мере, не была значительно уменьшена в размерах.

Таким образом, положение, что делегации “свободно избираются народами” абсурдно, почти полностью противоположно реальности. Тем не менее, все эти делегации тепло приветствовались здесь в Лахти в Сибелиус-Тало, рассматриваются в качестве законных представителей своих народов. Они едят, пьют и наслаждаются великолепной культурной программой, разработанной хозяевами за счет государства Финляндии. В то же время многие из лучших и наиболее эффективных финно-угров, некоторых из которых я имею честь знать, никогда не имели возможность стать членами делегаций своих народов. Моя финно-угорская солидарность – с ними, вот почему я не принимаю участие в этом 7-м Всемирном конгрессе.

Основываясь на этом, должен спросить, в какой степени Всемирный конгресс и Консультативный комитет действительно уважает принцип самоопределения народов, как указано в п. 2.3 «Целей», так как нет никакого самоопределения в формировании этих делегаций.

По п. 3.2. Формирование делегаций не является прозрачным, и это не только российская проблема. Это также стало проблемой в Венгрии, где некоторые из наиболее эффективных финно-угорских активистов не получили четких ответов, почему они не могут присоединиться к делегации своего народа, и в результате они остались дома.

В заключение по этому вопросу: система Всемирных конгрессов проваливается, обманывает ожидания как в своих общих положениях, целях (во всех 3 из них), так и в формировании делегаций. Она не выполняет свои собственные цели.

Сторонние выгоды от Всемирного конгресса?

Следующий вопрос – есть ли какие-то дополнительные преимущества в системе Всемирных конгрессов, которые делают целесообразным её поддержание.

Общение/Нетворкинг – это, наверное, главная практическая польза от Всемирных конгрессов. Но может ли это событие быть оправдано только этим? Не убежден, так как есть также много и других мест для таких связей, хотя, возможно, не так много из финансируемых государством.

Символизм – Аргумент гласит, что символически Всемирный конгресс является важным событием, демонстрацией солидарности/единства финно-угорских народов и мира. Эта символизм усиливается участием глав государств, министров, депутатов. Однако символы представляют ценность, если они должным образом представляют собой лежащую в основе состояние «истины». В нашем случае, Всемирные конгрессы больше похожи на искажение реальности. Они создают иллюзию единства/солидарности, когда на самом деле делегаты глубоко разделены с точки зрения ценностей и идеологий. Например, я не уверен, что делегаты согласятся даже на фундаментальное понятие самоопределения финно-угорских народов (как указано в п. 2.3 «Целей»), на равенство финно-угорских народов между собой и со всеми народами мира, и на то, что народы не должны получать ордера от органов власти. Тем не менее, без такой системы общих ценностей мало что может быть достигнуто такими конгрессами. Не стоит давать символ иллюзии.

Традиция – есть аргумент, что это традиция, восходящая еще до Второй мировой войны (конгрессы финно-угорской культуры), но стоит ли сохранить эту традицию, и стоит ли тратить на неё деньги налогоплательщиков? Потому что давайте не будем забывать, что в качестве чисто гражданской, самофинансируемой инициативы она не будет жизнеспособной.

Вредны ли Всемирные Конгрессы финно-угорским народам?

Заключительный тест: ДАЖЕ если Всемирный конгресс в реальности не достигает своих целей, и ДАЖЕ если есть немного добавленной стоимости/сопутствующих эффектов, есть что-нибудь вредное/негативное/проблематичное у Всемирных конгрессов (для финно-угорских народов)? Потому что если нет, то почему бы не оставить происходящее на автопилоте, в конце концов, не так уж и дорого всё это поддерживать?

На первый взгляд ответ будет “нет”. Выглядит как довольно безвредная система. Не теряются жизни, не вызывает никаких физических страданий. Но если заглянуть поглубже, можно обнаружить несколько негативных “подводных течений”.

· ЧУВСТВО НЕСПРАВЕДЛИВОСТИ. Вмешательство властей создает ощущение несправедливости среди законных активистов, которые заслуживают того, чтобы быть на конгрессе, они хотели бы, но не могут представлять интересы своего народа. Здесь много недовольства, однако часто скрытого, так как люди боятся говорить публично.

· НЕДЕМОКРАТИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО. Демократия – это не только власть большинства. Она также включает в себя некоторые виды практики, которые приняты в качестве демократических, один из таких – ограничение сроков. Тем не менее, председатель ККФУН г-н Валерий Марков в настоящее время завершает свой 6-й срок. Это можно квалифицировать как демократия в Зимбабве, но не в финно-угорском мире.

· ЭРОЗИЯ ДОСТОИНСТВА. Государственное регулирование формирования делегаций народов является нарушением основного права этих народов на самоопределение, если они действительно считают себя самостоятельными народами. Всемирные конгрессы являются напоминанием о том, что они не являются субъектами с коллективными правами, но, наоборот, объектами и инструментами государственной политики.

На основании вышесказанного, я делаю вывод, что система Всемирных конгрессах серьезно нарушена. Это приводит к следующему вопросу: может ли она ещё быть восстановлена или она уже вне точки спасения? Объективный ответ на этот вопрос, может, и невозможен, но моя личная точка зрения на сегодняшний день такова: система Всемирных конгрессов не подлежит ремонту. Причина в том, что некоторых из наиболее фундаментальных элементов этой системы просто нереально достичь. Это включает:

· Требование представительности финно-угорских народов на Всемирных конгрессах – не представляется возможным из-за вмешательства государства и из-за дополнительных социально-экономических факторов.

· Консультативный комитет как реакционный, внутренне-ориентированный орган не способен мобилизовать себя для решения конкретных проблем конкретных финно-угорских народов

· Маргинализация Всемирного конгресса, его уход в сторону от реальных и позитивных изменений и инициатив финно-угорского мира – всё это зашло слишком далеко.

В результате, на мой взгляд, Всемирные конгрессы следует прекратить или, по крайней мере, приостановить на некоторое время. Нет необходимости проводить 8-й Всемирный конгресс финно-угорских народов в Тарту или где-нибудь еще. Но что может занять их место? Что было бы конструктивной альтернативой?

Я вижу большой потенциал в Открытом финно-угорского форуме заинтересованных лиц – представляющих себя и, возможно, свои организации. Это позволит избавиться от ложного требования представительности, связанного со Всемирными конгрессами. Такие форумы не будут иметь отвлечённые возвышенные цели, ни пафоса, ни президентов или министров, ни квоты для участников. Они могут быть именно теми центрами, где можно будет не только делиться опытом, обсуждать, устраивать дебаты, но и прославлять разнообразные финно-угорские культуры и великую гуманистическую идею финно-угорской идентичности и солидарности. Этим форумам следует стремиться стать самофинансируемыми, однако финансовая поддержка со стороны принимающих государств, регионов или городов будут приветствоваться. Такие форумы не будут принимать каких-либо официальных решений, которые впоследствии так или иначе не будут реализованы. Вместо того, чтобы проводиться каждые 4 года, они могут проходить ежегодно, создавая тем самым еще более прочные связи между участниками, а также реагируя на текущие события как на локальном, так и на глобальном уровнях.

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Всеми́рный конгре́сс фи́нно-уго́рских наро́дов - «форум представительства финно-угорских и самодийских народов, который не зависит от правительств и политических партий и в своей деятельности опирается на „Декларацию о сотрудничестве финно-угорских народов мира“» (из резолюции I Конгресса, Сыктывкар , 1992 год).

Всемирные конгрессы учреждены 1-м Всероссийским съездом финно-угорских народов (1992, г. Ижевск , Удмуртия). Задачи: сохранение и развитие финно-угорских языков и культур, защита прав и интересов финно-угорских народов, активизация межрегиональных и международных финно-угорских научных, культурных и общественных контактов на государственно-общественном и межгосударственном уровнях, укрепление национального самосознания этносов и самовосприятия как единой духовно-культурной общности.

Всемирные конгрессы созываются один раз в 4 года (в каждый олимпийский год). Координирующим органом Всемирного конгресса является Консультативный Комитет , который формируется из равного количества представителей от каждой народности. Решения Конгресса носят рекомендательный характер для финно-угорских народов и являются определяющими в работе Консультативного комитета.

Всемирные конгрессы финно-угорских народов

  • I. -3 декабря года - Россия , Республика Коми , Сыктывкар .
    Организатор: Комитет возрождения коми народа - Komi vojtorös sövmödan komitet . Была принята Декларация о сотрудничестве между финно-угорскими народами.

В 1-м конгрессе (1992, г. Сыктывкар) участвовали 14 делегаций финно-угорских народов и 3 парламентские (278 делегатов). Приняты декларация об основных принципах, целях и задачах сотрудничества финно-угорских народов; создан Консультативный комитет финно-угорских народов. В работе 2-го конгресса (1996, г. Будапешт , Венгрия) участвовали 18 делегаций финно-угорских народов. Кроме пленарного заседания была организована работа секций политики, экономики, культуры, демографии и здравоохранения, СМИ, совета молодёжной ассоциации (МАФУН). В 3-м конгрессе (2000, г. Хельсинки , Финляндия; одновременно здесь проходил конгресс МАФУН) приняли участие более 600 делегатов, гостей и наблюдателей от 21 финно-угорского и самодийского народа, представителей официальных правительственных структур, международных организаций, в том числе ЮНЕСКО , ЕС , депутатов Европарламента , президент Венгрии, Финляндии, Эстонии.

При финансовой поддержке Консультативного комитета и Фонда развития культур финно-угорских народов на русском и английских языках издаётся журнал «Финно-угорский вестник».

  • II. -21 августа года - Венгрия , Будапешт .
    Организатор: Венгерское национальное общество Всемирного конгресса финно-угорских народов. Пленарное заседание конгресса открыл Президент Венгрии, оно проходило в здании Парламента Венгрии.
  • III. -13 декабря года - Финляндия , Хельсинки , Дворец Финляндия.
    Организатор: Общество Финляндия-Россия - Suomi-Venäjä Seura совместно с Обществом Матиаса Кастрена . Впервые присутствовали президенты всех трёх финно-угорских национальных государств - Эстонии, Венгрии и Финляндии.
  • IV. -19 августа года - Эстония , Таллин .
    Организатор: Учреждение Фенно-Угриа - Fenno-Ugria Asutus .
  • V. -30 июня года - Россия, Ханты-Мансийский автономный округ , Ханты-Мансийск .
    Конгресс впервые состоялся вне Европы, в Сибири . На торжественном открытии присутствовали президенты Венгрии, России, Финляндии и Эстонии.
  • VI. -7 сентября года - Венгрия, город Шиофок .
  • VII. 15-17 июня года - Финляндия, город Лахти .
    Организатор: Общество «Финляндия-Россия». На открытии присутствовали президент Финляндии Саули Нийнистё , президент Эстонии Тоомас Хендрик Ильвес и президент Венгрии Янош Адер .

Напишите отзыв о статье "Всемирный конгресс финно-угорских народов"

Примечания

Литература

  • Второй Всемирный конгресс финно-угорских народов. Будапешт, 1996. - Дебрецен, 1999
  • Мишанина В. И. Марстонь пичефкст - марстонь тефт // Мокша. - 2000. - № 6.
  • Энциклопедия Мордовия , О. А. Богатова.

Ссылки

  • (рус.) . Fenno-Ugria. Проверено 3 февраля 2012. .
  • (рус.) . Fucongress.org. Проверено 3 февраля 2012. .

Отрывок, характеризующий Всемирный конгресс финно-угорских народов

И, оглянув комнату, он обратился к Ростову, которого положение детского непреодолимого конфуза, переходящего в озлобление, он и не удостоивал заметить, и сказал:
– Вы, кажется, про Шенграбенское дело рассказывали? Вы были там?
– Я был там, – с озлоблением сказал Ростов, как будто бы этим желая оскорбить адъютанта.
Болконский заметил состояние гусара, и оно ему показалось забавно. Он слегка презрительно улыбнулся.
– Да! много теперь рассказов про это дело!
– Да, рассказов, – громко заговорил Ростов, вдруг сделавшимися бешеными глазами глядя то на Бориса, то на Болконского, – да, рассказов много, но наши рассказы – рассказы тех, которые были в самом огне неприятеля, наши рассказы имеют вес, а не рассказы тех штабных молодчиков, которые получают награды, ничего не делая.
– К которым, вы предполагаете, что я принадлежу? – спокойно и особенно приятно улыбаясь, проговорил князь Андрей.
Странное чувство озлобления и вместе с тем уважения к спокойствию этой фигуры соединялось в это время в душе Ростова.
– Я говорю не про вас, – сказал он, – я вас не знаю и, признаюсь, не желаю знать. Я говорю вообще про штабных.
– А я вам вот что скажу, – с спокойною властию в голосе перебил его князь Андрей. – Вы хотите оскорбить меня, и я готов согласиться с вами, что это очень легко сделать, ежели вы не будете иметь достаточного уважения к самому себе; но согласитесь, что и время и место весьма дурно для этого выбраны. На днях всем нам придется быть на большой, более серьезной дуэли, а кроме того, Друбецкой, который говорит, что он ваш старый приятель, нисколько не виноват в том, что моя физиономия имела несчастие вам не понравиться. Впрочем, – сказал он, вставая, – вы знаете мою фамилию и знаете, где найти меня; но не забудьте, – прибавил он, – что я не считаю нисколько ни себя, ни вас оскорбленным, и мой совет, как человека старше вас, оставить это дело без последствий. Так в пятницу, после смотра, я жду вас, Друбецкой; до свидания, – заключил князь Андрей и вышел, поклонившись обоим.
Ростов вспомнил то, что ему надо было ответить, только тогда, когда он уже вышел. И еще более был он сердит за то, что забыл сказать это. Ростов сейчас же велел подать свою лошадь и, сухо простившись с Борисом, поехал к себе. Ехать ли ему завтра в главную квартиру и вызвать этого ломающегося адъютанта или, в самом деле, оставить это дело так? был вопрос, который мучил его всю дорогу. То он с злобой думал о том, с каким бы удовольствием он увидал испуг этого маленького, слабого и гордого человечка под его пистолетом, то он с удивлением чувствовал, что из всех людей, которых он знал, никого бы он столько не желал иметь своим другом, как этого ненавидимого им адъютантика.

На другой день свидания Бориса с Ростовым был смотр австрийских и русских войск, как свежих, пришедших из России, так и тех, которые вернулись из похода с Кутузовым. Оба императора, русский с наследником цесаревичем и австрийский с эрцгерцогом, делали этот смотр союзной 80 титысячной армии.
С раннего утра начали двигаться щегольски вычищенные и убранные войска, выстраиваясь на поле перед крепостью. То двигались тысячи ног и штыков с развевавшимися знаменами и по команде офицеров останавливались, заворачивались и строились в интервалах, обходя другие такие же массы пехоты в других мундирах; то мерным топотом и бряцанием звучала нарядная кавалерия в синих, красных, зеленых шитых мундирах с расшитыми музыкантами впереди, на вороных, рыжих, серых лошадях; то, растягиваясь с своим медным звуком подрагивающих на лафетах, вычищенных, блестящих пушек и с своим запахом пальников, ползла между пехотой и кавалерией артиллерия и расставлялась на назначенных местах. Не только генералы в полной парадной форме, с перетянутыми донельзя толстыми и тонкими талиями и красневшими, подпертыми воротниками, шеями, в шарфах и всех орденах; не только припомаженные, расфранченные офицеры, но каждый солдат, – с свежим, вымытым и выбритым лицом и до последней возможности блеска вычищенной аммуницией, каждая лошадь, выхоленная так, что, как атлас, светилась на ней шерсть и волосок к волоску лежала примоченная гривка, – все чувствовали, что совершается что то нешуточное, значительное и торжественное. Каждый генерал и солдат чувствовали свое ничтожество, сознавая себя песчинкой в этом море людей, и вместе чувствовали свое могущество, сознавая себя частью этого огромного целого.
С раннего утра начались напряженные хлопоты и усилия, и в 10 часов всё пришло в требуемый порядок. На огромном поле стали ряды. Армия вся была вытянута в три линии. Спереди кавалерия, сзади артиллерия, еще сзади пехота.
Между каждым рядом войск была как бы улица. Резко отделялись одна от другой три части этой армии: боевая Кутузовская (в которой на правом фланге в передней линии стояли павлоградцы), пришедшие из России армейские и гвардейские полки и австрийское войско. Но все стояли под одну линию, под одним начальством и в одинаковом порядке.

Народов, который не зависит от правительств и политических партий и в своей деятельности опирается на „Декларацию о сотрудничестве финно-угорских народов мира“» (из резолюции I Конгресса, Сыктывкар , 1992 год).

История

Всемирные конгрессы учреждены 1-м Всероссийским съездом финно-угорских народов (1992, г. Ижевск , Удмуртия). Задачи: сохранение и развитие финно-угорских языков и культур, защита прав и интересов финно-угорских народов, активизация межрегиональных и международных финно-угорских научных, культурных и общественных контактов на государственно-общественном и межгосударственном уровнях, укрепление национального самосознания этносов и самовосприятия как единой духовно-культурной общности.

Всемирные конгрессы созываются один раз в 4 года (в каждый олимпийский год).

Консультативный Комитет

Координирующим органом Всемирного конгресса является Консультативный Комитет , который формируется из равного количества представителей от каждой народности. Решения Конгресса носят рекомендательный характер для финно-угорских народов и являются определяющими в работе Консультативного комитета.

Всемирные конгрессы финно-угорских народов

  • I. -3 декабря года - Россия , Республика Коми , Сыктывкар .
    Организатор: Комитет возрождения коми народа - Komi vojtorös sövmödan komitet . Была принята Декларация о сотрудничестве между финно-угорскими народами.
В 1-м конгрессе (1992, г. Сыктывкар) участвовали 14 делегаций финно-угорских народов и 3 парламентские (278 делегатов). Приняты декларация об основных принципах, целях и задачах сотрудничества финно-угорских народов; создан Консультативный комитет финно-угорских народов. В работе 2-го конгресса (1996, г. Будапешт , Венгрия) участвовали 18 делегаций финно-угорских народов. Кроме пленарного заседания была организована работа секций политики, экономики, культуры, демографии и здравоохранения, СМИ, совета молодёжной ассоциации (МАФУН). В 3-м конгрессе (2000, г. Хельсинки , Финляндия; одновременно здесь проходил конгресс МАФУН) приняли участие более 600 делегатов, гостей и наблюдателей от 21 финно-угорского и самодийского народа, представителей официальных правительственных структур, международных организаций, в том числе ЮНЕСКО , ЕС , депутатов Европарламента , президент Венгрии, Финляндии, Эстонии. При финансовой поддержке Консультативного комитета и Фонда развития культур финно-угорских народов на русском и английских языках издаётся журнал «Финно-угорский вестник».
  • II. -21 августа года - Венгрия , Будапешт .
    Организатор: Венгерское национальное общество Всемирного конгресса финно-угорских народов. Пленарное заседание конгресса открыл Президент Венгрии, оно проходило в здании Парламента Венгрии.
  • III. -13 декабря года - Финляндия , Хельсинки , Дворец Финляндия.
    Организатор: Общество Финляндия-Россия - Suomi-Venäjä Seura совместно с Обществом Матиаса Кастрена . Впервые присутствовали президенты всех трёх финно-угорских национальных государств - Эстонии, Венгрии и Финляндии.
  • IV. -19 августа года - Эстония , Таллин .
    Организатор: Учреждение Фенно-Угриа - Fenno-Ugria Asutus .
  • V. -30 июня года - Россия, Ханты-Мансийский автономный округ , Ханты-Мансийск .
    Конгресс впервые состоялся вне Европы, в Сибири . На торжественном открытии присутствовали президенты Венгрии, России, Финляндии и Эстонии.
  • VI. -