Статья 7 гатт. Краткая характеристика и история гатт

30 октября 1947 г. Статьи соглашения Международного банка реконструкции и развития и Статьи соглашения Международного валютного фонда были дополнены многосторонним Генеральным соглашением по тарифам и торговле (ГАТТ), которое фактически образовало с ними единое целое.

Генеральное соглашение по тарифам и торговле, ГАТТ (англ. General Agreement on Tariffs and Trade, GATT) – международное соглашение, заключенное в 1947 г. с целью восстановления экономики после Второй мировой войны, которое на протяжении почти 50 лет фактически выполняло функции международной организации (ныне – Всемирная торговая организация, ВТО).

Основная цель ГАТТ – снижение барьеров в международной торговле. Это было достигнуто снижением тарифных барьеров, количественными ограничениями (импортная квота) и субсидиями торговли через различные дополнительные соглашения.

ГАТТ – соглашение, а не организация. Изначально ГАТТ предполагалось преобразовать в полноценную международную организацию, такую как Мировой Банк или Мировая Торговая Организация (МТО). Однако соглашение не было ратифицировано и осталось лишь соглашением. Функции ГАТТ были переданы Всемирной торговой организации, основанной последним раундом переговоров по ГАТТ в начале 1990-х годов.

Историю ГАТТ принято упрощенно делить на три фазы – первая, с 1947 по 1959 гг. (фокусировалась на том, какие именно товары подлежат регулированию и замораживании существующих тарифов); вторая, с 1959 по 1979 гг., включала три раунда (снижение тарифов) и третья, Уругвайский раунд с 1986 по 1994 гг. (расширение ГАТТ до таких новых областей, как интеллектуальная собственность, услуги, капитал и сельское хозяйство, а также зарождение ВТО).

Переговоры последнего Уругвайского раунда продолжались в течение восьми лет. Эти переговоры были начаты 15 сентября 1986 г. в Пунта-дель-Эсте (Уругвай), откуда и получили свое название «Уругвайский раунд». Организационно результаты Уругвайского раунда состоят из Соглашения об учреждении Всемирной торговой организации (ВТО) и приложений к этому документу, содержащих соглашения, договоренности и другие документы, охватывающие сферы торговли товарами, услугами и вопросы торговых аспектов прав интеллектуальной собственности. Весь этот пакет договоренностей рассматривается как единое целое. Это означает, что любая страна для того, чтобы стать членом Всемирной торговой организации, должна принять все перечисленные соглашения и договоренности без каких-либо исключений. Данное «Соглашение об учреждении Всемирной торговой организации» определяет таможенную стоимость как цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате за товары при их продаже с целью экспорта в страну импорта, скорректированную с учётом установленных, дополнительных начислений к этой цене. В тексте ГАТТ (ч. 2 ст. VII) определено: «Оценка ввезенного товара для таможенных целей должна быть основана на действительной стоимости ввезенного товара, который облагается пошлиной, или аналогичного товара и не должна основываться на стоимости товара отечественного происхождения или на произвольных или фиктивных оценках». В этой же статье (ч. 5 ст. VII) закреплены принципы гласности и стабильности правил определения таможенной стоимости, реализация на практике которых позволяет «определить с разумной степенью точности стоимость товаров для таможенных целей».


Идея создания международной организации, призванной регулировать международную торговлю, возникла ещё до окончания Второй мировой войны. В основном усилиями США и Великобритании в 1944 г. на конференции в Бреттон Вуде были основаны Международный валютный фонд и Международный банк реконструкции и развития. Третьей опорой нового экономического порядка наряду с упомянутыми организациями предполагалось создание Международной торговой организации (МТО). Для этого в 1946 г. в Гаване была созвана международная конференция по торговле и занятости, которая и должна была выработать материально-правовые рамки международного соглашения о снижении тарифов, предложить заинтересованным странам устав этой организации, взять на себя координирующую роль в вопросах упрощения внешней торговли и снижения таможенного бремени на пути товаров из страны в страну. Уже в октябре 1947 г. было подписано Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ), которое первоначально рассматривалось лишь как часть всеобъемлющего соглашения в рамках новой международной торговой организации. Это соглашение, рассматриваемое как временное, вступило в силу 1 января 1948 г.

СССР не был приглашён к участию в Гаванской конференции, так как отказался быть участником МВФ и МБРР. Советское правительство опасалось того, что большое влияние, которое имели США в этих организациях, и начало противостояния между идеологическими блоками («холодная война») не позволят в должной степени учитывать интересы СССР в рамках этих организаций.

Конгресс США, однако, неожиданно отказался от ратификации Устава МТО, несмотря на то что США были главной движущей силой организации МТО, и ГАТТ, первоначально временное соглашение, продолжало действовать без всякой организационной структуры, которой должна была стать МТО.

В последующие годы ГАТТ, хотя и в урезанном от первоначально задуманного виде, оказался достаточно эффективной системой, в рамках которой средняя таможенная пошлина снизилась с 40 % к моменту подписания соглашения в середине сороковых годов до 4 % в середине девяностых. С целью снижения прямых таможенных пошлин и скрытых, так называемых нетарифных, ограничений на ввоз продукции из-за рубежа в рамках ГАТТ регулярно проводились раунды переговоров между странами-участницами.

Так называемый Уругвайский раунд переговоров, длившийся с 1986 по 1994 ггг.од, был наиболее успешным. В результате долгих переговоров в 1994 г. в Марракеше было подписано соглашение о создании ВТО, вступившее в силу 1 января 1995 г. Страны-участницы достигли согласия о том, что в рамках этой организации будет не только регулироваться торговля товарами (что являлось предметом ГАТТ уже с 1948 г.), но и в связи со все возрастающей ролью услуг в постиндустриальном обществе и их растущей долей в мировой торговле принято Генеральное соглашение о торговле услугами (GATS), регулирующее эту область внешней торговли. Также в рамках Марракешского соглашения было принято Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (TRIPs), регулирующее торговые вопросы прав на результаты интеллектуальной деятельности и являющееся неотъемлемой частью правового фундамента ВТО.

Таким образом, спустя почти 50 лет после неудачных попыток создания международной организации и существования временной конструкции ГАТТ, регулирующей вопросы внешней торговли, с 1 января 1995 г. ВТО приступила к работе.

Правительства Австралийской Федерации, Королевства Бельгии, Соединенных Штатов Бразилии, Бирмы, Канады, Цейлона, Республики Чили, Китайской Республики, Республики Кубы, Чехословацкой Республики, Французской Республики, Индии, Ливана, Великого Герцогства Люксембург, Королевства Нидерландов, Новой Зеландии, Королевства Норвегии, Пакистана, Южной Родезии, Сирии, Южно-Африканского Союза, Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии и Соединенных Штатов Америки,

признавая, что их взаимоотношения в области торговли и экономической деятельности должны быть направлены на повышение жизненного уровня, обеспечение полной занятости и непрерывного увеличения реального дохода и эффективного спроса, добиваясь полного использования мировых ресурсов и расширения производства и обмена товаров, желая содействовать этим целям путем взаимных и обоюдовыгодных соглашений, направленных на существенное сни-жение тарифов и других препятствий в торговле и на устранение дискриминационного режима в международной торговле, договорились через своих представителей о нижеследующем.

Статья I. Общий режим наиболее благоприятствуемой нации

1. В отношении таможенных пошлин и сборов всякого рода, налагаемых на ввоз и вывоз, или в связи с ними, или на перевод за границу платежей за импорт или экспорт, а также в отношении метода взимания таких пошлин и сборов, и в отношении всех правил регулирования и формальностей в связи с ввозом или вывозом, и в отношении всех вопросов, указанных в параграфах 2 и 4 статьи III, любое преимущество, благоприятствование, привилегия или иммунитет, предоставляемые любой Договаривающейся Стороной в отношении любого товара, происходящего из любой другой страны или предназначаемого в любую другую страну, должны немедленно и безусловно предоставляться подобному же товару, происходящему из территории всех других Договаривающихся Сторон, или предназначаемому для территории всех других Договаривающихся Сторон…

Список уступок

1. а) Каждая Договаривающаяся Сторона должна предоставлять торговле других Договаривающихся Сторон режим, не менее благоприятный, чем тот, который предусматривается в соответствующей части соответствующего Списка, приложенного к настоящему Соглашению.

b) Товары, указанные в части I Списка, относящегося к какой- либо Договаривающейся Стороне, и происходящие из территории других Договаривающихся Сторон, должны при импорте на территорию страны, к которой относится данный Список, и при условии соблюдения сроков, условий или оговорок, указанных в этом Списке, освобождаться от обычных таможенных пошлин, превышающих пошлины, которые установлены и предусмотрены в этом Списке. Такие товары должны также освобождаться от всех других пошлин или сборов всякого рода, установленных на ввоз или в связи с ввозом, превышающих те пошлины или сборы, которые были установлены на дату заключения настоящего Соглашения, или те, которые прямо или обязательно должны налагаться после этой даты в силу законодательства, которое будет действовать на территории страны импорта на дату ввоза.

c) Товары, указанные в части II Списка, относящегося к какой-либо Договаривающейся Стороне, и происходящие из территорий, которые согласно статье I имеют право пользоваться преференциальным режимом при импорте на территорию, к которой относится Список, должны при импорте на такую территорию, и при условии соблюдения сроков, условий и оговорок, перечисленных в этом Списке, ос-вобождаться от обычных таможенных пошлин, превышающих пошлины, которые указаны и предусмотрены в части II этого Списка. Такие товары должны также освобождаться от всех других пошлин или сборов всякого рода, установленных на ввоз, превышающих те пошлины или сборы, которые были установлены на дату заключения настоящего Соглашения, или те, которые прямо или обязательно должны налагаться после этой даты в силу законодательства, которое будет действовать на территории импортирующей страны на дату ввоза. Ничто в настоящей статье не должно препятствовать любой Договаривающейся Стороне сохранить в силе свои требования, существующие на дату заключения настоящего Соглашения, относительно того, какие товары могут быть ввозимы по преференциальным ставкам пошлин…

Статья VI. Антидемпинговая и компенсационная пошлины

1. Договаривающиеся Стороны признают, что демпинг, состоящий в том, что товары одной страны поступают на рынок другой страны по цене ниже нормальной цены товаров, подлежит осуждению, если он причиняет или угрожает причинить материальный ущерб промыш-ленности, созданной на территории Договаривающейся Стороны, или существенно задерживает создание отечественной промышленности

Статья XXIV. Территориальное применение – пограничная торговля – таможенные союзы и зоны свободной торговли

…4. Договаривающиеся Стороны признают желательным расширение свободы торговли путем развития посредством добровольных соглашений более тесного объединения экономик стран-участниц таких соглашений. Они также признают, что целью таможенного союза или зоны свободной торговли должно быть облегчение торговли между составляющими их территориями, а не создание барьеров в торговле между другими Договаривающимися Сторонами и данными территориями.

5. Соответственно, положения настоящего Соглашения не должны препятствовать как образованию территориями Договаривающихся Сторон таможенного союза или зоны свободной торговли, так и принятию временного соглашения, необходимого для образования таможенного союза или зоны свободной торговли…

    Австралия

  • Бразилия

    Великобритания

  • Люксембург

    Нидерланды

    Новая Зеландия

    Норвегия

    Пакистан

  • Чехословакия

    Южная Родезия

Этот первый раунд привел к тому, что было сделано 45 тысяч тарифных уступок на общую сумму в 10 миллиардов долларов, что коснулось примерно одной пятой мировой торговли. В процессе переговоров также была достигнута договоренность, что цена этих уступок должна обеспечиваться "временным" принятием в отношении торговли товарами правил, которые содержались в главе IV Устава МТО. Эти правила стали известны как Генеральное соглашение по тарифам и торговле, которое вступило в силу в январе 1948 г.

Хотя Устав МТО и был окончательно согласован на Конференции ООН по торговле и занятости, которая проходила в Гаване с 21 ноября 1947 года по 24 марта 1948 года, ряд стран не смогли обеспечить его ратификацию своими национальными законодательными органами. Когда правительство Соединенных Штатов Америки заявило, что оно не будет стремиться к ратификации Гаванского устава в Конгрессе, стало ясно, что МТО создана не будет. В этих условиях, несмотря на свой предварительный характер, ГАТТ стал единственным многосторонним международным правовым документом, регламентирующим международную торговлю с 1948 г. и вплоть до создания ВТО.

На протяжении 47 лет в дополнение к основному юридическому тексту ГАТТ были приняты серьезные дополнения (например, новая часть 1У), а также целый ряд многосторонних соглашений, которые расширяли и дополняли его правовую базу. В таком виде ГАТТ существовал до 1994 года и сейчас получил название ГАТТ-1947, в отличие от ГАТТ-1994, который в модифицированном виде вошел в состав правовых документов ВТО.

Основные требования гатт

История торговых раундов переговоров в рамках гатт

Наибольший прогресс в либерализации международной торговли был достигнут в ходе международных торговых переговоров или "торговых раундов", которые проводились под эгидой ГАТТ. Последним и самым продолжительным из них был Уругвайский раунд.

Хотя торговые раунды зачастую носили затяжной характер, тем не менее они являли собой комплексный подход к торговым переговорам, то есть подход, который имеет ряд преимуществ перед переговорами, на которых каждый вопрос обсуждается не в "пакете" или комплексно, а отдельно от других.

Во-первых, торговый раунд позволяет участникам получить гарантированные преимущества по широкому кругу вопросов.

Во-вторых, уступки, на которые бывает необходимо пойти тем или иным странам, зачастую нелегко обосновать дома по соображениям внутренней политики, но эти же самые уступки принимаются более охотно, если они представлены в одном контексте или "пакете" с осязаемыми политическими и экономическими выгодами.

В-третьих, развивающиеся страны и другие менее влиятельные участники переговоров имеют больше шансов повлиять на международную систему в контексте раунда, действуя коллективно, чем если бы над всем довлели двусторонние отношения между основными торговыми державами. Наконец, общая реформа в политически чувствительных секторах мировой торговли может оказаться более целесообразной, если ее рассматривать в глобальном контексте или "пакете". В качестве примера можно привести реформирование торговли сельскохозяйственной продукцией, соответствующее решение о чем было принято в ходе Уругвайского раунда.

Первые торговые раунды ГАТТ были посвящены продолжению процесса снижения тарифов. В то же время, в ходе раунда Кеннеди, проходившего в середине шестидесятых годов, было заключено новое антидемпинговое соглашение ГАТТ. Токийский раунд, проходивший в семидесятые годы, характеризовался решительным поворотов в сторону развития и совершенствования международной торговой системы. Эту линию продолжил и Уругвайский раунд.

Содержание двусторонних источников международного торгового права было раскрыто и изучено в гл. 3 учебника; содержание многосторонних (региональных) договоров – в гл. 3 и 6 учебника. Рассмотрим теперь подробнее некоторые нормы международного торгового права универсального характера применительно к международной торговле товарами (в узком смысле слова). Эти нормы были заложены в тексте ГАТТ-47 и сохранились в тексте ГАТТ, который вошел в пакет соглашений ВТО в 1994 г. (ГАТТ-94).

ГАТТ-47 отличается от ГАТТ-94 незначительно: к ГАТТ-94 по результатам Уругвайского раунда приложены соответствующие протоколы о тарифных уступках, протоколы о присоединении; составной частью ГАТТ-94 стали соглашения и договоренности о толковании и применении ряда статей ГАТТ.

ГАТТ-47 не подписывался и не ратифицировался государствами-участниками; он применялся на основании Протокола о временном применении ГАТТ. В Протоколе говорилось, что положения части II (ст. III–XXIII) ГАТТ подлежат применению в максимальной степени, совместимой с национальным законодательством. ГАТТ-94 является частью пакета соглашений ВТО, а согласно Уставу ВТО государства обязаны привести свое внутреннее право в соответствие с нормами этих соглашений. Приоритет норм национального права заменен на приоритет норм права ВТО.

ГАТТ сыграл и играет в международной торговой системе роль центрального механизма (средства) регулирования международной торговли товарами. Можно отметить ряд направлений, где эта роль наиболее заметна: а) обеспечение либерализации правового режима международной торговли; б) поддержание честной конкуренции в международной торговой системе; в) унификация, гармонизация внутренних правовых систем государств-участников в части торговых отношений.

В годы после Второй мировой войны ГАТТ служил инструментом внешнеторговой политики США, которые с его помощью обеспечили скоординированное понижение среднего уровня ставок таможенных пошлин при импорте в страны Европы; американские товары проникли на европейские рынки. Позднее, в эпоху биполярного мироустройства, ГАТТ превратился в главный инструмент регулирования торговли всего "капиталистического мира" и представлял собой общее достояние государств западного цивилизационного типа. Сегодня ГАТТ регулирует торговлю товарами практически между всеми государствами – участниками международной торговли. Это, конечно же, не означает, что текст ГАТТ безупречен, справедлив и не имеет пробелов.

В текст ГАТТ заложена долгосрочная стратегия, суть которой заключается в следующем: выявить барьеры (препятствия) на пути трансграничного движения товаров, остановить нарастание торговых барьеров, взять под контроль все барьеры и начать их ликвидацию – сначала в отдельных секторах международной торговли, а затем и во всех остальных.

ГАТТ нацелен на то, чтобы:

  • – снижать в рамках линии на либерализацию международной торговли средний уровень ставок таможенных пошлин вплоть до нулевого; нулевой уровень и будет означать глобальную зону свободной торговли (в 1947 г. средний уровень ставок таможенных пошлин составлял примерно 60%; в середине 1950-х гг. – 40%; в 1970-х гг. – порядка 10%; в 1990-х – 7%; сегодня – 3%); там, где пока не удается снижение ставок, замораживать – по терминологии ВТО, "связывать" – их на существующем уровне;
  • – устранить все нетарифные барьеры, которые возможно; если устранить какие-то нетарифные меры нельзя по объективным причинам, то согласовать единые правила применения таких нетарифных мер.

История ГАТТ – это история решения этих двух кардинальных задач. Для их достижения в ГАТТ предусмотрено (ст. XXVIII bis) регулярное проведение многосторонних торговых переговоров, которые впоследствии получили название "раундов ГАТТ". При этом соблюдается "пакетный подход": раунд не завершен, пока не найдены решения по всем вопросам повестки международного торгового права. До появления ВТО под эгидой ГАТТ прошло восемь раундов международного торгового права:

  • – в 1947 г. – в Женеве;
  • – в 1949 г. – в Аннеси (Франция);
  • – в 1950 г. – в Торки (Великобритания);
  • – в 1956 г. – в Женеве;
  • – в 1960–1961 гг. – в Женеве (получил название "раунда Диллона");
  • – в 1964–1967 гг. – в Женеве (получил название "раунда Кеннеди");
  • – в 1973–1979 гг. – в Токио и Женеве (получил название "Токио-раунда");
  • – в 1986–1994 гг. – в Пунта-дель-Эсте (Уругвай) и Женеве (получил название "Уругвайского раунда").

На повестке дня первых раундов находилось только снижение уровня таможенного обложения товаров. Участники переговоров согласовывали друг с другом уступки по таможенному обложению, которые они готовы были предложить, и фиксировали договоренности в перечнях уступок. Уступки в ставках таможенных пошлин, которые делали друг другу участники международных торговых переговоров, посредством принципа наибольшего благоприятствования автоматически распространялись на всех членов ГАТТ. Перечни уступок становились частью ГАТТ. В последующем круг вопросов, выносившихся на переговоры, расширялся и усложнялся.

Во время "раунда Диллона" предметом переговоров стали также проблемы, связанные с созданием ЕЭС. Во время "Кеннеди-раунда" было согласовано "линейное" снижение уровня таможенного обложения промышленных товаров, подготовлены и приняты соглашения по некоторым видам нетарифных барьеров (в том числе первый "антидемпинговый кодекс"); было утверждено исключение из принципа взаимности в пользу развивающихся стран.

Во время "Токио-раунда" государства-участники договорились об очередном линейном снижении тарифов, подписали ряд соглашений по нетарифным мерам. Были приняты: Соглашение по техническим барьерам в торговле ("кодекс по стандартам"), Соглашение по толкованию и применению ст. VI, XVI и XXIII ГАТТ ("кодекс по субсидиям и компенсационным пошлинам"), Соглашение по применению ст. VII ГАТТ ("кодекс по таможенной оценке"), Соглашение по применению ст. VI ГАТТ ("антидемпинговый кодекс") и др.

Постепенно в системе ГАТТ накопились фундаментальные недостатки, которые не позволяли развивать ее дальше. Вот некоторые из них:

  • юридически ГАТТ не имел надлежащей формы, оставался ершенным актом и его существование основывалось на Протоколе о временном применении ГАТТ;
  • ГАТТ не обладал необходимой институциональной инфраструктурой, не имел необходимых органов, в том числе органа по разрешению споров, не был международной организацией (хотя на определенном этапе был создан Секретариат ГАТТ, департаменты, комитеты);
  • долгое время ГАТТ по составу участников был недостаточно репрезентативным, не был универсальным;
  • ГАТТ, по сути, закрепил приоритет норм национального права над нормами ГАТТ;
  • ГАТТ содержал много пробелов, которые пришлось восполнять отдельными соглашениями, однако участниками таких соглашений становились не все участники ГАТТ; в результате правовая ткань ГАТТ стала фрагментарной;
  • ГАТТ распространял свое действие не на все товары: из-под его действия стараниями США и европейских стран были выведены огромные сектора международной торговли – торговля сельскохозяйственными и текстильными товарами. Кроме того, ГАТТ не распространялся на "невидимую торговлю" – сферу услуг.

Уругвайский раунд международных торговых переговоров привел к коренному изменению всей системы ГАТТ и трансформации ГАТТ в ВТО. Многие из указанных недостатков были устранены.

В ходе Уругвайского раунда участники переговоров согласовали новое понижение среднего уровня ставок таможенных пошлин, оставшиеся тарифные пошлины были заморожены ("связаны", "консолидированы", по терминологии ГАТТ); уровень связывания ставок по товарной номенклатуре развивающихся стран достиг 70% всей номенклатуры.

К Уставу ВТО приложены десятки соглашений, составляющих единый пакет (за некоторым исключением); участие в ВТО автоматически означает участие в этих соглашениях. Обеспечен приоритет норм права ВТО над национальным законодательством.

Сфера действия права ВТО распространена на сектор торговли услугами. Под правила ГАТТ юридически заведены (или заводятся) сектора международной торговли сельскохозяйственными и текстильными товарами. Появился орган по разрешению споров.

В 2001 г. на четвертой Конференции министров в г. Доха (Катар) был открыт 9-й раунд международных торговых переговоров, получивший несколько названий: "Раунд тысячелетия", "Миллениум-раунд", "Раунд Доха", "Дохийский раунд", "Раунд развития" и т.п. В настоящее время переговоры находятся в тупике: развитые и развивающиеся страны не могут согласовать свои политические и правовые позиции по целому ряду вопросов. Проблема в том, что в результате Уругвайского раунда международных торговых переговоров баланс прав и обязательств, вытекающих из права ВТО, оказался явно смещен в пользу развитых стран.

После второй мировой войны западные союзники, прежде всего, США за счет заключения торговых соглашений попытались решить три задачи: 1) создать согласованные рамки для обеспечения международных торговых отношений; 2) выработать кодекс норм поведения, предотвращающих односторонние акции по ограничению обмена; 3) образовать структуру для постепенного устранения торговых барьеров.

Главным мотивом этой деятельности стало стремление избежать повторения событий 1930-х годов, когда мировая торговля сократилась в небывалых масштабах, обострив всемирный кризис. Возникла тенденция к либерализации торговли. В этих условиях и было образовано ГАТТ.

Образование ГАТТ . Подписание Бреттон-Вудских соглашений и создание Международного валютного фонда (МВФ) и Мирового банка в 1944 г. обеспечили базу нового международного порядка в финансовой сфере. В 1934 г. США приняли Закон о торговой экспансии, который позволял президенту США вести двусторонние переговоры о снижении торговых пошлин.

В 1945 г. американский Конгресс продлил срок действия этого закона, и США призвали другие страны к о заключению многостороннего соглашения о взаимном снижении таможенных пошлин.

В том же году была создана Организация Объединенных Наций. В феврале 1946 г. один из ее элементов - Экономический и социальный совет (ЭКОСОС) на своем первом заседании принял резолюцию в поддержку созыва конференции по разработке устава Организации международной торговли (ОМТ).

В апреле - ноябре 1947 г. в Женеве состоялось первое заседание конференции. В ее повестку дня входили три вопроса: подготовка устава ОМТ, переговоры об общем соглашении о многосторонних сокращениях пошлин, закрепление общих положений об обязательствах в области таможенной политики. Резолюции по двум последним вопросам легли в основу Генерального соглашения по тарифам и торговле.(ГАТТ)

Конференция в Гаване в ноябре 1947 - марте 1948 гг. завершила разработку устава ОМТ, который так и не был утвержден Конгрессом США. Временная комиссия, образованная для создания ОМТ, стала секретариатом ГАТТ, которое формально не являлось международной организацией, а было лишь международным соглашением.



В 1948 г. 20 стран подписали протокол к соглашению о сокращении пошлин, а в 1989 г. уже 97 стран присоединились к ГАТТ.

Принципы ГАТТ . В соглашение ГАТТ входят четыре части, касающиеся базовых обязательств договаривающихся сторон, исключений из этих обязательств, поправок, вносимых в течение года, и, наконец, статей по развивающимся странам. Соглашение провозглашает три основных принципа.

1. Отказ от дискриминации между торговыми партнерами . ГАТТ содержит оговорку о режиме наибольшего благоприятствования . (РНБ) Это самый важный принцип соглашения. РНБ обеспечивает равное отношение ко всем партнерам в торговых переговорах. Если две страны договариваются о взаимном сокращении таможенных пошлин или других форм защиты, то эта уступка должна быть немедленно перенесена на другие страны. Аналогичным образом, если в целях защиты национальной экономики страна принимает ограничительные меры, то они распространяются на всех ее партнеров без всякой дискриминации.

2. Взаимность тарифных уступок . Принцип взаимности гласит, что страна, принимающая уступку по тарифам, должна также предложить обратную уступку; переговоры должны проходить на основе взаимной выгоды.

Цель этого положения - не дать странам пользоваться сокращением торговых пошлин (в частности, оговоркой о режиме наибольшего благоприятствования), не снижая в ответ собственных пошлин, что должно было способствовать снятию препятствий для международной торговли.

3. Гласность торговой политики . ГАТТ запрещает использовать меры прямого контроля над внешней торговлей, например количественные ограничения, поскольку они имеют более неблагоприятный экономический эффект, чем таможенные пошлины.

Важную роль играют и исключения из общих принципов. Они предусмотрены для каждого из указанных выше принципов. Признается существование краткосрочных потребностей страны, испытывающей серьезные трудности и нуждающейся в защите ослабленных отечественных отраслей. Предусмотрены следующие исключения:

1) стране разрешается применять торговые ограничения, если импорт наносит существенный ущерб местному производству;

2) применение компенсационных пошлин допускается, если партнер ведет дискриминационную торговую деятельность или применяет демпинг;

3) важное исключение из положения о режиме наибольшего благоприятствования, содержащееся в правилах создания зоны свободной торговли или таможенного союза, внутри которых партнерам по объединению может предоставляться преференциальный (предпочтительный) режим;

4) самое важное исключение из правила взаимности затрагивает развивающиеся страны. В соответствии с этим исключением развивающиеся страны, подписавшие соглашение ГАТТ, могут пользоваться режимом наибольшего благоприятствования, не применяя с 1966 г. принцип взаимности;

5) ряд исключений из запрета на количественные ограничения, в частности в случае кризиса платежного баланса.

Постепенно ГАТТ превратилось в согласующий центр, рассматривающий жалобы различных стран на нарушения соглашений, а также в центр ведения переговоров.

В целях ускорения либерализации торговли начались периодические общие переговоры. Можно выделить восемь этапов переговоров - "конференций по тарифам": Женева (1947, параллельно с переговорами об общем соглашении); Аннси (1948); Торке (1950-1951); Женева (1955-1956); "раунд Диллона" (1961-1962, по имени американского госсекретаря по торговле) в Женеве; "раунд Кеннеди" (1964-1967) в Женеве; "раунд Токио" (1973-1979) в Женеве; наконец, Уругвайский раунд (1986-1994) в Женеве и Брюсселе.

"Раунд Кеннеди" (1964-1967) . В ходе "раунда Кеннеди" участники переговоров обсуждали прямые сокращения всех таможенных пошлин. Президент США Дж. Кеннеди получил от конгресса значительные полномочия. Его задачей стало добиться существенного сокращения всех таможенных тарифов минимум на 50%. Он также предложил отменить пошлины на товары, главными поставщиками которых являлись США и страны Европы.

Подписанное в 1967 г. соглашение закрепило снижение пошлин на 36-39%, распространявшееся на 75% всех товаров. Была также проведена определенная гармонизация защиты национальных экономик.

Сокращения не затронули сельскохозяйственную продукцию, активно защищаемую каждой страной-производителем, а также такие промышленные товары, как текстиль.

"Раунд Токио" (1973-1979) . В ходе "раунда Токио" партнеры выразили решимость гармонизировать таможенные пошлины и решить вопрос о борьбе с нетарифным протекционизмом, масштабы которого нарастали. Пошлины были сокращены на 33-38%. Страны с высокими торговыми пошлинами в большей степени ослабили защиту национальной экономики. Сокращения мало затронули сельскохозяйственную продукцию, отрасли, производящие текстиль, кожу, обувь. Вопрос о нетарифных барьерах так и не был решен.

Уругвайский раунд переговоров (1986-1994) . Одной из главных задач торговых переговоров в рамках Уругвайского раунда являлась либерализация международного обмена, который сдерживался нетарифными барьерами в сфере сельского хозяйства и услуг.

Торговые переговоры начались в сентябре 1986 г. в Пунта-дель-Эсте (Уругвай). Этот этап переговоров между 105 странами должен был завершиться в конце 1990 г.

Другой задачей стало включение в международную торговлю развивающихся стран за счет облегчения им доступа на рынки развитых стран наряду со снижением уровня защиты их национальных экономик (последнее, прежде всего, касалось новых индустриальных стран).

На протяжении переговоров шли споры между странами Европы, США и развивающимися странами. Европейские страны, в частности, отказывалась сократить защиту продукции аграрного сектора, а развивающиеся страны опасались либерализации торговли услугами, в которой США обладают значительными сравнительными преимуществами.

Несмотря на отставание от первоначального расписания, заключительные соглашения Уругвайского раунда вступили в силу 1 января 1995 г. По этим соглашениям, подписанным 111 странами, существенно сокращались таможенные пошлины и нетарифные барьеры.

Итоги Уругвайского раунда . Наиболее важные результаты, достигнутые на торговых переговорах в рамках Уругвайского раунда:

1) сокращение на 38% таможенных пошлин на товары, импортируемые развитыми странами, потребляющими 2/3 мирового импорта (кроме нефти); в среднем они были снижены с 6,3 до 3,9%;

2) создание Всемирной торговой организации, которая была наделена широкими полномочиями, что должно затруднить одностороннее применение торговых санкций. Кроме того, ВТО была призвана заменить переговоры в рамках ГАТТ постоянными переговорами между членами организации. В ВТО действует правило консенсуса, а не большинства с долевыми коэффициентами голосов, что создает возможность блокады коллективных решений отдельными странами.

Таможенные пошлины на промышленные товары в среднем сокращались на 40%, а иногда и полностью отменялись в течение первых четырех лет после вступления в силу заключительного акта. Сектор аграрной продукции впервые был либерализован за счет принятия обязательств об открытии доступа на рынки и постепенного сокращения государственной поддержки сельскохозяйственного производства. Была запланирована долгосрочная реформа торговли сельскохозяйственными товарами.

В течение ближайших 10 лет предусматривалось отменить соглашение 1974 г. по текстилю, ограничивавшее свободу торговли. Тем не менее, предполагалось создание переходного механизма, позволяющего странам-импортерам защитить национальную экономику от угрозы нанесения ущерба.

Впервые торговля отдельными видами услуг была включена в соглашения ГАТТ, которые, однако, не распространялись на такие сектора, как телекоммуникации, финансовые услуги, морские перевозки и др.

Соглашение об интеллектуальной собственности охватывало патенты, авторские права, права перевода и записи, торговые марки, чертежи и модели в целях борьбы с подделками. Наконец, предусматривалось принятие мер для открытия сферы государственных заказов для конкуренции.

В рамках Уругвайского раунда не были завершены переговоры, по которым не удалось достичь договоренностей. Это, прежде всего, либерализация сферы финансовых услуг; переговоры по этой проблеме продолжены в ВТО. В области космической техники произошел конфликт между США и странами Европы из-за государственных субсидий.

До принятия нового кодекса о субсидиях и компенсационных мерах с поправками для космической техники продолжает применяться двустороннее соглашение 1992 г. Не урегулирован вопрос, касающийся субсидий национальным производителям стали, отмены нетарифных барьеров по стали и создания особой системы многостороннего урегулирования. В области морского транспорта сдержанность ряда стран, в частности США, по открытию океанских перевозок не позволила достичь соглашения, и проблема перешла к ВТО. В сфере воздушного транспорта из-за невозможности договориться об авиасборах действующее положение "заморожено" на пять лет. Либерализация средств телекоммуникации включена в рабочую программу ВТО.

Основная цель ГАТТ - снижение барьеров в международной торговле . Это было достигнуто снижением тарифных барьеров, количественными ограничениями (импортная квота) и субсидиями торговли через различные дополнительные соглашения.

ГАТТ - соглашение, а не организация. Изначально ГАТТ предполагалось преобразовать в полноценную международную организацию, такую как Всемирный банк или Мировая торговая организация (МТО). Однако соглашение не было ратифицировано и осталось лишь соглашением. Функции ГАТТ были переданы Всемирной торговой организации , основанной последним раундом переговоров по ГАТТ в начале 1990-х.

Историю ГАТТ принято упрощённо делить на три фазы - первая, с 1947 года до Торквейского раунда (фокусировалась на том, какие именно товары подлежат регулированию и замораживании существующих тарифов); вторая, с 1959 по 1979 года, включала три раунда (снижение тарифов, вопросы по нетарифному регулированию внешней торговли) и третья, Уругвайский раунд с 1986 по 1994 года (расширение ГАТТ до таких новых областей, как интеллектуальная собственность , услуги, капитал и сельское хозяйство; зарождение ВТО).

ГАТТ 1947

ГАТТ 1947 в США

ГАТТ «Кеннеди» 1964-1967

Шестой раунд переговоров в рамках ГАТТ, названный в честь президента США Дж. Кеннеди , проходил с мая 1964 по 30 июня 1967 года.

В результате переговоров были сделаны тарифные уступки объемом примерно 40 млрд долларов США, в том числе уступки США по импорту в размере 8,5 млрд долларов и ответные уступки других стран по экспорту в США на ту же сумму.

Среднее снижение тарифов на готовые изделия для четырёх крупнейших участников - США, членов Европейского экономического сообщества (Общий рынок), Великобритании и Японии - составляло примерно 35%. США снижали тарифы в течение пяти лет с 1968 года.

ГАТТ 1973-1979

Токийский раунд, который проходил с 1973 по 1979 г., коснулся не только проблем тарифов, но также сельскохозяйственных проблем. Число товаров, находящихся под защитой высоких таможенных пошлин, было значительно сокращено. Таможенные пошлины были отменены в области гражданской авиации. Кроме того, главные промышленно развитые страны согласились на общее сокращение своих таможенных пошлин на 25-30 %. Оно осуществлялось с 1980 по 1988 г. поэтапно. Внешний европейский тариф снизился в среднем с 9,8 до 7,5 %, японский тариф сократился с 7,9 до 5,5 %, американский тариф снизился с 7,9 до 5,6 %. Сокращение тарифов было отложено для секторов, находящихся в состоянии кризиса и т. д.

Особое внимание было уделено текстильной промышленности. Этот сектор издавна является источником сложностей в международных отношениях: исчезновение старых отраслей в развитых странах поставило бы массу сложных социальных проблем, так как для развивающихся стран это практически единственная конкурентоспособная на мировом рынке отрасль. Соглашения по торговле текстилем несколько нарушили общий дух ГАТТ и стали квотировать импорт, а затем стали ещё более ограничительными по причине углубления кризиса текстильной промышленности в промышленно развитых странах, связанного с замедлением развития мировой экономики.

Токийский раунд не позволил значительно продвинуться в сторону либерализации торговли сельскохозяйственными товарами. Именно тогда между Европейским сообществом и Соединенными Штатами завязался диалог по этому трудному вопросу, по сей день являющемуся одним из острейших. Было проведено углублённое исследование нетарифных препятствий торговле и разработаны пять кодексов добросовестной конкуренции. Они касаются методов оценки на таможне, информации о лицензиях на импорт, унификации технических норм, государственных закупок, субсидий и ответных мер. В области экспортных кредитов промышленно развитые страны пришли к соглашению в 70-х гг. Экспортные кредиты стали чрезвычайно популярны в 60-х гг. Льготный процент превращал их в орудие прямой помощи экспорту. Договор определил точные пределы как объёма (85 % цены), так и продолжительности (10 лет) экспортных кредитов , которые могут быть предоставлены в случае заказа. Он устанавливает нижнюю границу процентных ставок, одинаковую для всех стран-экспортеров, зависящую от уровня развития страны-клиента и от продолжительности кредита. В целом токийский раунд подтвердил общую тенденцию либерализации международной торговли. Однако снижения тарифов было невелико в абсолютном выражении, а в кодексах по нетарифным ограничениям зафиксированы лишь общие довольно расплывчатые правила.

Уругвайский раунд 1986-1994

Уругвайский раунд переговоров начался 15 сентября 1986 года в Пунта-дель-Эсте (Уругвай) и длился восемь лет. В результате Уругвайского раунда были приняты "Соглашение об учреждении Всемирной торговой организации (ВТО)" и приложения к этому документу, в том числе соглашения, договорённости и другие документы, охватывающие сферы торговли товарами, услугами и вопросы торговых аспектов прав интеллектуальной собственности. Созданный единый пакет договорённостей должен быть принят в полном объёме любой страной, которая намерена стать членом Всемирной торговой организации.

«Соглашение об учреждении Всемирной торговой организации» определило таможенную стоимость как цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате за товары при их продаже с целью экспорта в страну импорта, скорректированную с учётом установленных, дополнительных начислений к этой цене. В тексте ГАТТ (ч.2 ст. VII) определено: «Оценка ввезенного товара для таможенных целей должна быть основана на действительной стоимости ввезенного товара, который облагается пошлиной, или аналогичного товара и не должна основываться на стоимости товара отечественного происхождения или на произвольных или фиктивных оценках ». В этой же статье (ч. 5) закреплены принципы гласности и стабильности правил определения таможенной стоимости, реализация на практике которых позволяет «определить с разумной степенью точности стоимость товаров для таможенных целей ».

ГАТТ и Всемирная торговая организация

Идея создания международной организации, призванной регулировать международную торговлю, возникла ещё до окончания Второй мировой войны. В основном усилиями США и Великобритании в 1944 году на конференции в Бреттон Вуде были основаны Международный валютный фонд и Международный банк реконструкции и развития. Третьей опорой нового экономического порядка наряду с упомянутыми организациями предполагалось создание Международной торговой организации (МТО). Для этого в 1946 году в Гаване была созвана международная конференция по торговле и занятости, которая и должна была выработать материально-правовые рамки международного соглашения о снижении тарифов, предложить заинтересованным странам устав этой организации, взять на себя координирующую роль в вопросах упрощения внешней торговли и снижения таможенного бремени на пути товаров из страны в страну. Уже в октябре 1947 года было подписано Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ), которое первоначально рассматривалось лишь как часть всеобъемлющего соглашения в рамках новой международной торговой организации. Это соглашение, рассматриваемое как временное, вступило в силу 1 января 1948 года.

СССР не был приглашён к участию в Гаванской конференции, так как отказался быть участником МВФ и МБРР. Советское правительство опасалось того, что большое влияние, которое имели США в этих организациях, и начало противостояния между идеологическими блоками (Холодная война) не позволят в должной степени учитывать интересы СССР в рамках этих организаций.

Конгресс США, однако, неожиданно отказался от ратификации Устава МТО, несмотря на то что Соединённые Штаты были главной движущей силой организации МТО, и ГАТТ, первоначально временное соглашение, продолжало действовать без всякой организационной структуры, которой должна была стать МТО.

В последующие годы ГАТТ, хотя и в урезанном от первоначально задуманного виде, оказался достаточно эффективной системой, в рамках которой средняя таможенная пошлина снизилась с 40 % к моменту подписания соглашения в середине сороковых годов до 4 % в середине девяностых. С целью снижения прямых таможенных пошлин и скрытых, так называемых нетарифных, ограничений на ввоз продукции из-за рубежа в рамках ГАТТ регулярно проводились раунды переговоров между странами-участницами.

Так называемый Уругвайский раунд переговоров, длившийся с 1986 по 1994 год, был наиболее успешным. В результате долгих переговоров в 1994 году в Марракеше было подписано соглашение о создании ВТО, вступившее в силу 1 января 1995 года. Страны-участницы достигли согласия о том, что в рамках этой организации будет не только регулироваться торговля товарами (что являлось предметом ГАТТ уже с 1948 года), но и в связи со все возрастающей ролью услуг в постиндустриальном обществе и их растущей долей в мировой торговле (на начало XXI века - около 20 %) принято Генеральное соглашение о торговле услугами (GATS), регулирующее эту область внешней торговли. Также в рамках Марракешского соглашения было принято Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (TRIPs), регулирующее торговые вопросы прав на результаты интеллектуальной деятельности и являющееся неотъемлемой частью правового фундамента ВТО.

(1960-1961): 45 стран. Дальнейшее снижение тарифов. .

Ссылки

  • Jackson, John H. The World Trading System Second Edition, page 74
  • Irwin, Douglas A. "The GATT in Historical Perspective," American Economic Review Vol. 85, No. 2, (May, 1995), pp. 323–328 in JSTOR