Европейский союз был учрежден. Информационная страница о европейской интеграции

Европейский союз (Евросоюз, ЕС) – экономическое и политическое объединение 28 европейских государств, целью которых является региональная интеграция. Под Европейской интеграцией понимаютпроцесс производственной, политической, правовой, экономической, (иногда социальной и культурной) интеграции держав, входящих в состав ЕС.

Этапы развития Евросоюза

Стоит отметить, что основным фактором, повлиявшим на создание ЕС, были тяжелые послевоенныегода. В целях объединения Европы и создания мощной коалиции и был задуман Евросоюз.Процесс развития ЕС происходил в четыре этапа. Рассмотрим каждый из них подробнее.

Этап (1948-1966гг). Формирование зоны свободной торговли

В это время шесть стран принимают решение объединиться, с целью улучшения эффективности внутреннего производства. Этими странами были Германия, Бельгия, Италия, Франция, Люксембург и Нидерланды, все они являются частью Западной Европы, поэтому решение было целесообразным. С 1951 года был принят ряд законопроектов, упрощающий торговые отношения между указанными странами. Были отменены пошлины и количественные ограничения импорта и экспорта. Был установлен единый тариф для торговли в отношении остальных стран. Между странами, входящими в ЕС упростился денежный оборот и обмен рабочей силой.

Этап (1968-1986гг.). Создание таможенного союза

В это время Евросоюз переживает не самые светлые времена. Этот период считается застойным, так как быстрые темпы развития, наблюдаемые вначале, серьезно замедлились. ЕС стал уступать в темпах роста экономики таким странам, как США и Япония. Однако именно в это время был сформирован Таможенный союз, упрощающий систему торговых отношений между странами участницами. В 1973 году, в ЕС вступило еще три страны: Великобритания, Дания и Ирландия. Через пять лет была создана (ЕВС), главной валютой которой стал Экю. Именно в это время интеграция стала затрагивать, в том числе кредитную и валютную сферы, промышленность и науку.

Этап (1987-1992гг.). Создание общего рынка и интеграция внешней политики

Знаменит созданием Договора о Европейском Союзе от 7 февраля 1992 года, в котором говорится о создании единого гражданства ЕС, которое может существовать наравне с обычным основным гражданством. В этот период государства договариваются о ведение единой внешней политики в отношении друг друга, разрабатываются методы борьбы с преступностью, а также интегрируются все остальные сферы. Разработана и внедрена новая, едина – Евро. Для СССР этот период значим подписанием договора о сотрудничестве между ЕС и СССР.


Этап (1987-2000гг). Усиление политической и экономической интеграции

В состав Евросоюза входит уже 15 государств, Евро используется только для безналичных расчетов,а с 2002 года, она становится единственной волютой, которой осуществляют расчет, в том числе и наличный. Все более совершенствуются и укрепляются внутренние политические и экономические процессы между странами-участницами.

Европейский Союз сегодня

На сегодняшний день как уже было упомянуть в ЕС входит 28 стран, это уже устоявшаяся и полностью сформирована организация со своими органами власти и управления, основная цель которых надзорная функция. Для контроля за деятельностью стран - участниц был создан Суд Европейских Сообществ, как высший судебный орган власти, регулирующий любые вопросы не только между ними, но и между странами и Евросоюзом. Для проведения международных расчетов были созданы европейская счетная палата, Единый Центральный Банк, Европейский Комитет регионов и это не весь перечень политических и финансовых органов.

Сегодня Евросоюз – это полноправный участник экономических отношений, оказывающий свое непосредственное влияние на многие политические отношения. Будучи субъектом международного права, ЕС имеет право заключать договора и участвовать в международных отношениях. По всему миру располагаются представительства Евросоюза, также они есть в каждой крупной организации, к примеру, в ВТО, Большой восьмерке, НАТО и т.д.

Требования к странам для вступления в ЕС

В 1995 году в Копенгагене был разработан перечень требований к странам, выразившим желание вступить в Евросоюз. В них говориться об обязательном наличии в стране демократических основ, принципов свободы и правового государства. Обязательным условием является наличие конкурентной рыночной экономикии признание стандартов ЕС. Стана, пожелавшая вступить в Союз должна разделять политические и финансовые взгляды Евросоюза.

Стоит заметить, что не все страны выражают желание вступить в ЕС. Есть страны, которые не раз отвергали подобное предложение. Так Норвегия отказала Евросоюзу в 1972 и 1994 годах. В Дании на референдуме было решено войти в состав Союза, однако, население отказалось переходить на Евро, поэтому кроме него до сих пор в обороте Датские Кроны.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

Были высказаны еще на Парижской конференции 1867 г. Однако практической реализации эти интеграционные идеи не получили: противоречия между странами были столь глубокими, что до осознания необходимости сотрудничества страны Европы прошли через две мировые и несколько локальных войн.

Интеграционные тенденции в Европе вновь проявились сразу после окончания Второй мировой войны, когда ведущие европейские страны осознали, что восстановление и развитие национальных экономик возможно только при объединении усилий и ресурсов. Представление о полувековом пути европейских стран к интеграции лучше всего дает хронология событий.

Хронология развития Европейского союза

9 мая 1950 г. — министр иностранных дел Франции Р. Шуман внес предложение о создании единой европейской организации по производству и потреблению угля и стали, объединяющей стратегические потенциалы Франции и Германии;

18 апреля 1951 г. — в Париже подписан договор о создании Европейскою объединения угля и стали (ЕОУС). Договор подписали Франция, ФРГ. Италия, Бельгия, Нидерланды и Люксембург;

25 марта 1957 г. — в Риме странами — членами ЕОУС подписаны договоры об учреждении Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и Европейского сообщества но атомной энергии (ЕврАтом);

4 января 1960 г. — образована Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ), в которую вошли Австрия, Дания. Норвегия, Португалия, Швеция, Швейцария и Великобритания;

9 июля 1961 г. — подписано соглашение об ассоциированном членстве Греции в ЕЭС — первый подобный документ в истории Сообщества;

20 июля 1963 г. — подписана Яундская конвенция — соглашение, заложившее основы ассоциированных связей между ЕЭС и Африкой. Благодаря этой конвенции 18 африканских стран получили возможность пользоваться преимуществами торговой, технической и финансовой кооперации с Сообществом в течение пяти лет;

1 июля 1964 г. — ЕЭС создается общий аграрный рынок ЕЭС, начало деятельности Европейского фонда поддержки сельского хозяйства (ФЕОГА);

1 июля 1968 г. — досрочно завершено создание Таможенного союза. Отменены все таможенные тарифы, взимавшиеся ранее между государствами-членами, а также завершено формирование общей системы таможенных сборов на внешних границах ЕЭС;

Октябрь 1970 г. — комиссия экспертов по финансовым и валютным вопросам во главе с премьер-министром Люксембурга П. Верне- ром представила план дальнейшей унификации экономической политики и создания валютного союза — так называемый план Вернера. В соответствии с планом к 1980 г. планировалось создание полного экономического и валютного союза с единой валютой;

24 апреля 1972 г. — введение «валютной змеи» как реакции на нестабильность мирового валютного рынка. Предусматривалось изменение валютных курсов стран — участниц «коллективного плавания» в рамках установленных пределов отклонений от среднего центрального курса;

21 января 1974 г. — Совет министров ПС приступает к осуществлению программы социальных действий, направленной на достижение полной и оптимальной занятости в Сообществе и улучшение условий труда;

9-10 декабря 1974 г. — на встрече глав государств и/или правительств в Париже определен порядок избрания депутатов Европейского парламента (всеобщим, прямым и тайным голосованием);

28 февраля 1975 г. — Европейское Сообщество и 46 стран Африки, Карибского бассейна и Тихого океана (АКТ) подписывают Ло- мейскую конвенцию (Ломе, Того), призванную заменить Яундекую конвенцию и предусматривающую сотрудничество в области торговли;

9-10 марта 1979 г. — на сессии Европейского совета в Париже принято решение о введении в действие Европейской валютной системы (ЕВС). ЕВС включает:

  • (ЭКЮ),
  • механизм валютного обмена и информации,
  • кредитные условия,
  • трансфертный механизм;

8 декабря 1984 г. — 10 стран Сообщества и 65 партнеров в АКТ подписывают третью Ломсйскую конвенцию. Впервые была прямо выражена идея уважения прав человека;

9 сентября 1985 г. — межправительственная конференция в Люксембурге, целью которой явился пересмотр Римских договоров и оформление политического сотрудничества стран-членов;

2-4 декабря 1985 г. — сессия Европейского Совета в Люксембурге. Принят единый европейский акт, призванный усовершенствовать

1 января 1986 г. — членами Европейского Сообщества становятся Испания и Португалия. Число стран-членов возрастает до двенадцати;

1-13 февраля 1988 г. — чрезвычайная сессия Европейского Сове- га в Брюсселе. Государства-члены приходят к согласию по вопросам финансовой реформы, принимая гак называемый Пакет Делopa-I, а также ограничения расходов на общую аграрную политику;

8-12 декабря 1989 г. — сессия Европейского Совета в Страсбурге. Принято решение о созыве в конце 1990 г. Межправительственной конференции по проблемам формирования экономического и валютного союза;

15 декабря 1989 г. — 12 государств — членов Сообщества и 69 стран АКТ подписывают четвертую Ломейскую конвенцию;

18 декабря 1989 г. — подписано Соглашение о торговле и экономическом сотрудничестве между Европейским Сообществом и СССР;

29 мая 1990 г. — в Париже подписано Соглашение о создании Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) для поддержки реформ в странах Центральной и Восточной Европы;

19 июня 1990 г. — Франция, ФРГ. Бельгия, Нидерланды и Люксембург подписали Шенгенское соглашение о ликвидации пограничного контроля на внутренних границах Сообщества;

14 декабря 1990 г. — в Риме открывается межправительственная конференция по вопросам создания политического союза, а также экономического и валютного союза;

16 декабря 1991 г. — подписаны соглашения об ассоциации между Сообществом и Венгрией, Польшей и Чехословакией;

7 февраля 1992 г. — в Маастрихте (Нидерланды) подписан Договор о Европейском союзе (Маастрихтский договор), предусматривающий создание экономического, валютного и политического союза государств — членов Европейского Сообщества;

2 мая 1992 г. — Сообщество и ЕАСТ подписали Соглашение о создании Европейского экономическою пространства. ЕАСТ, Европейская ассоциация свободной торговли, объединяет западноевропейские страны — не члены ЕС: Норвегию, Исландию, Швейцарию и Лихтенштейн. По существу, это является включением стран ЕАСТ во внутреннюю европейскую интеграцию;

1 января 1993 г. — завершена программа строительства единого внутреннего рынка ЕС. На внутренних границах Сообщества сняты все ограничения для движения товаров, услуг, людей и капиталов;

1 ноября 1993 г. — вступили в силу Маастрихтские соглашения. Сообщество официально переименовано в Европейский союз;

24 июня 1994 г. — на о. Корфу (Греция) заключено Соглашение о партнерстве и сотрудничестве (СПС) между ПС и Россией. К целям Соглашения относится создание условий для образования в будущем зоны свободной торговли, охватывающей в основном всю торговлю между ними, условий для свободы учреждения компаний и движения капитала;

1 июля 1995 г. — вступает в силу Шенгенское соглашение о ликвидации пограничного контроля на внутренних границах ЕС. Его участниками стали Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Германия, Франция, Испания и Португалия. Позднее к ним присоединились Италия, Авсгрия, Греция и Финляндия;

26 марта 1996 г. — в Турине (Италия) открылась Межправительственная конференция (МПК) стран — участниц Евросоюза. Цель конференции — принятие решений, касающихся ревизии основополагающих договоров ЕС, и выработка новой стратегии в связи с созданием Экономического и валютного союза и предстоящим расширением ЕС;

13-14 декабря 1996 г. — сессия Европейскою совета в Дублине (Ирландия). Обсуждение текста нового договора о Европейском союзе, завершившееся подписанием Пакта стабильности, что ознаменовало собой новый важный шаг к переходу на единую валюту с 1 января 1999 г.;

июнь 1997 г. — встреча членов Европейского совета в Амстердаме (Нидерланды). Появление нового проекта договора о ЕС, призванного реформировать институты ЕС в свете грядущего расширения;

1 декабря 1997 г. — вступило в силу Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Российской Федерацией и ЕС;

12-13 декабря 1997 г. — на встрече в Люксембурге принято окончательное решение о принятии 12 новых членов в ЕС (Польша, Чехия, Венгрия, Словения, Словакия, Эстония, Латвия, Литва, Румыния, Болгария, Мальта и Кипр). Турция признается официальным 13-м кандидатом на членство в ЕС. Переговоры о вступлении со странами «первой волны» (Эстонией, Польшей, Чехией, Венгрией, Словенией и Кипром) начались в апреле 1998 г.;

2 мая 1998 г. — сессия Европейского совета утвердила список стран, которые с 1 января 1999 г. войдут в экономический и валютный союз и введут единую валюту — евро;

1 января 1999 г. — страны ЕС (Австрия, Бельгия, Германия, Дания, Ирландия, Швеция, Италия, Люксембург, Нидерланды, Финляндия и Франция) вводят единую валюту — евро. Евро начинает использоваться в безналичном обороте для проведения единой валютной политики ЕС, размещения новых выпусков государственных ценных бумаг, обслуживания банковских операций и расчетов;

1 января 2002 г. — введение наличного евро. Замена национальных наличных денег на наличные евро. Процесс создания Европейского экономического союза завершен.

Первые шаги валютной интеграции в Европе были сделаны еше в 1950-х годах XX в. Создание Европейского общего рынка ускорило этот процесс.

В 1958-1968 гг. сформировался Таможенный союз:

  • отменены таможенные пошлины и ограничения во взаимной торговле;
  • введены единые таможенные тарифы на ввоз товаров из третьих стран.

К 1967 г. сложился общий аграрный рынок. Введен особый режим регулирования сельскохозяйственных цен. Создан аграрный фонд Европейского союза. Таможенный союз дополнялся элементами межгосударственного согласования экономической и валютной политики. Были отменены многие ограничения на движение капитала и рабочей силы.

Однако интеграция в сфере торговли потребовала конвергенции в сфере государственного регулирования экономики. Назрела необходимость создания наднациональных координирующих механизмов. В конце 1970 г. страны Евросоюза приняли прог рамму поэтапного создания к 1980 г. экономического и валютного союза.

План Вернера (премьер-министр Люксембурга) предусматривал три этапа.

1- этап : 1971-1973 гг. — координация и последующая унификация бюджетной, кредитной и валютной политики, либерализация движения капиталов и создание Европейского фонда валютного сотрудничества. Предусматривалось сужение пределов колебаний (±1,2% и затем до нуля) валютных курсов, введение полной взаимной обратимости валют;

2- этап: 1974-1979 гг. — создание наднациональных органов с правами в области финансовой, денежно-кредитной и валютной политики;

3- этап: введение в 1980 г. единой валюты и создание европейской федеральной денежно-кредитной системы. Планировалось гармонизировать деятельность банков и банковское законодательство. Ставились задачи учредить общий центр для решения валютно-финансовых проблем и объединить центральные банки ЕЭС по типу Федеральной резервной системы США для гармонизации денежно-кредитной и валютной политики.

В апреле 1973 г. странам ЕС удалось создать Европейский фонд валютного сотрудничества и европейскую расчетную единицу (ЕРЕ). Процесс валютной интеграции развивался по следующим направлениям:

  • межправительственные консультации в целях координации валютно-экономической политики;
  • совместное плавание курсов валют ЕЭС (Европейская «валютная змея»);
  • проведение валютных интервенций не только в долларах, но и в европейских валютах (с 1972 г.) для уменьшения зависимости от доллара;
  • формирование системы межгосударственных взаимных кредитов для покрытия временных дефицитов платежных балансов и осуществления расчетов между банками;
  • создание бюджета ЕЭС, который в значительной мере используется для валютно-финансового регулирования аграрного Общего рынка;
  • введение системы компенсационных валютных выплат и сборов — налогов и субсидий в форме надбавки или скидки к единой цене на аграрные товары, которые до введения ЭКЮ устанавливались в сельскохозяйственных расчетных единицах, равных доллару и пересчитываемых в национальные валюты по специальному курсу;
  • учреждение межгосударственных валютно-кредитных институтов: Европейского инвестиционного банка, Европейского фонда развития, Европейского фонда валютного сотрудничества и др.

Однако значительные структурные различия экономик стран- участниц, психологическая и экономическая неготовность к передаче суверенных прав наднациональным органам регулирования валютно-финансовых отношений, экономические (прежде всего энергетический) и валютные кризисы 70-80-х годов XX в. не позволили полностью осуществить план Вернера. Его идеи в значительной мере реализовались позднее.

Длительный застой интеграции в ЕС продолжался с середины 70-х до середины 80-х годов. Режим «европейской валютной змеи» оказался недостаточно эффективным, поскольку не в полной мере подкреплялся координацией валютно-экономической политики стран ЕС. Чтобы не расходовать валютные резервы, некоторые страны периодически выходили из «валютной змеи». С середины 70-х годов только ФРГ, Дания, Нидерланды, Бельгия, Люксембург и периодически Франция участвовали в совместном плавании валютных курсов; остальные предпочитали индивидуальное плавание своих валют (Великобритания, Ирландия, Италия и периодически Франция).

К концу 70-х годов активизировались поиски путей создания экономического и валютного союза. Комиссия Евросоюза в октябре 1977 г. предложила создать европейский орган для эмиссии коллективной валюты и частичного контроля над экономикой стран — членов ЕЭС. Эти принципы валютной интеграции были положены в основу франко-германского проекта в 1978 г. В Париже 9-10 марта 1979 г. состоялась сессия Европейского совета, на которой было принято решение о создании Европейской валютной системы (ЕВС), главные задачи которой:

  • установление относительной валютной стабильности внутри ЕС;
  • необходимость стать основным элементом стратегии роста в условиях стабильности;
  • усиление взаимосвязи процессов экономическою развития и придание нового импульса европейскому интеграционному процессу;
  • оказание стабилизирующего воздействия на международные экономические и валютные отношения.

Европейский союз - объединение 27 европейских государств, подписавших Договор о Европейском союзе (Маастрихтский договор). ЕС- уникальное международное образование: он сочетает признаки международной организации и государства, однако формально не является ни тем, ни другим. Союз не является субъектом международного публичного права, однако имеет полномочия на участие в международных отношениях и играет в них большую роль.

В Европейский союз входят 28 государств: Австрия, Бельгия, Болгария, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Кипр, Латвия, Литва, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Польша, Португалия, Румыния, Словакия, Словения, Финляндия, Франция, Хорватия, Чехия, Швеция и Эстония.

Количество стран, участвующих в союзе, выросло с начальных шести - Бельгии, Германии, Италии, Люксембурга, Нидерландов и Франции - до сегодняшних 28 путём последовательных расширений: присоединяясь к договорам, страны ограничивали свой суверенитет в обмен на представительство в институтах союза, действующих в общих интересах.

Первый шаг в сторону создания современного Евросоюза был сделан в 1951: ФРГ, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Франция, Италия подписали договор об учреждении Европейского объединения угля и стали (ЕОУС), целью которого стало объединение европейских ресурсов по производству стали и угля, в силу данный договор вступил с июля 1952 года.

С целью углубления экономической интеграции те же шесть государств в 1957 учредили Европейское экономическое сообщество (ЕЭС, Общий рынок) и Европейское сообщество по атомной энергии (Евратом). Самым важным и широким по сфере компетенции из этих трёх европейских сообществ являлось ЕЭС, так что в 1993 году оно было официально переименовано в Европейское сообщество (EC).

Структуру Евросоюза представляют из себя основные институты, или органы. Традиционное для государств разделение на исполнительные, законодательные и судебные органы для ЕС не характерно. Основные четыре института Европейского Союза заложены еще в 1952 году, когда было создано Европейское Объединение угля и стали, а идея Европейского Совета еще даже не просматривалась. Эти институты, а именно: Ассамблея, Совет, Комиссия и Суд - по сути своей с тех пор не изменялись. Ассамблея превратилась в наднациональный парламент, а Европейский Суд - в суперарбитра. В то же время роль Совета, состоящего из представителей правительств государств-членов, несколько снизилась, а роль Европейской Комиссии как исполнительного органа существенно не изменилась.

Европейский совет . Совет определяет основные стратегические направления развития ЕС. Выработка генеральной линии политической интеграции - основная миссия Европейского совета. Наряду с Советом Министров Европейский Совет наделён политической функцией, заключающейся в изменении основополагающих договоров европейской интеграции. Его заседания проходят не менее чем дважды в год - либо в Брюсселе, либо в председательствующем государстве под председательством представителя государства-члена, возглавляющего в данное время Совет Европейского союза. Заседания длятся два дня.

Европейская комиссия . Комиссия играет главную роль в обеспечении повседневной деятельности ЕС, направленной на выполнение основополагающих Договоров. Она выступает с законодательными инициативами, а после утверждения контролирует их претворение в жизнь. В случае нарушения законодательства ЕС Комиссия имеет право прибегнуть к санкциям, в том числе обратиться в Европейский суд. Комиссия обладает значительными автономными правами в различных областях политики, в том числе аграрной, торговой, конкурентной, транспортной, региональной и т. д. Комиссия имеет исполнительный аппарат, а также управляет бюджетом и различными фондами и программами Европейского союза (такими, как программа Тасис - программа Европейского союза по содействию ускорению процесса экономических реформ в СНГ) .

Совет ЕС . Совет играет ключевую роль в тех областях европейской интеграции, где принятие решений происходит на межправительственном уровне. В терминологии храмовой структуры Маастрихтского договора можно сказать, что Совет наиболее компетентен в тех вопросах, которые могут быть отнесены ко второй и третьей опорам европейской интеграции (совместная внешняя политика и политика в области безопасности и сотрудничество по внутренним вопросам). В то же время Совет ЕС входит в корпус институтов законодательной власти Европейского союза. Фактически любой правовой акт Евросоюза должен получить одобрение Совета, однако ряд правовых актов, а также бюджет Европейского союза подлежат совместному решению Совета и Европейского Парламента.

Европейский парламент . Основная роль Европарламента - утверждение бюджета ЕС. Кроме того, практически любое решение Совета ЕС требует либо одобрения Парламента, либо по крайней мере запроса его мнения. Парламент контролирует работу Комиссии и обладает правом ее роспуска (которым, впрочем, он никогда не пользовался).

Европейский суд . Суд регулирует разногласия между государствами-членами; между государствами-членами и самим Европейским союзом; между институтами ЕС; между ЕС и физическими либо юридическими лицами, включая сотрудников его органов (для этой функции недавно был создан Трибунал гражданской службы). Суд дает заключения по международным соглашениям; он также выносит предварительные (преюдициальные) постановления по запросам национальных судов о толковании учредительных договоров и нормативно-правовых актов ЕС. Решения Суда ЕС обязательны для исполнения на территории ЕС. По общему правилу юрисдикция Суда ЕС распространяется на сферы компетенции ЕС. Суд состоит из 27 судей (по одному от каждого из государств-членов) и восьми генеральных адвокатов. Они назначаются на шестилетний срок, который может быть продлен. Каждые три года обновляется половина состава судей.

Палата аудиторов Европейского союза . Палата аудиторов проверяет отчеты о доходах и расходах Европейского союза и всех его институтов и органов, имеющих доступ к фондам Европейского союза; следит за качеством управления финансами; после завершения каждого финансового года составляет доклад о своей работе, а также представляет Европарламенту и Совету заключения или замечания по отдельным вопросам; помогает Европарламенту контролировать исполнение бюджета Европейского союза.

    Цели и методы Европейского союза .

Главенствующее место среди основополагающих задач, стоящих перед ЕС, занимает общая внешняя политика и политика в области безопасности.

Среди основных целей, которые ЕС намеревался достигнуть, еще каких-то десять лет назад были такие, как:

1. проведение сбалансированной и долгосрочной социальной и экономической политики, в частности, путем создания без внутренних границ, путем усиления экономического и социального выравнивания и создания Экономического и валютного союза, имеющего конечной целью введение единой валюты;

2. утверждение европейской идентичности на международной арене, в частности, путем проведения общей внешней политики и политики в области общественной безопасности, которая могла бы привести в нужный момент к созданию системы совместной обороны;

3. усиление защиты прав и интересов граждан государств-членов путем проведения гражданства Союза;

4. развитие тесного сотрудничества в области судебной практики и внутренних дел;

5. сохранение достижений Сообщества и развитие их, чтобы определять в какой мере политика и формы сотрудничества, устанавливаемые договором, нуждаются в пересмотре для обеспечения эффективности механизмов и институтов ЕС.

Для иллюстрации масштабов деятельности Союза достаточно указать лишь некоторые из ее основных результатов:

В социально-экономической сфере: построение общего рынка, введение единой валюты “евро”, издание обширного законодательства применительно к различным отраслям хозяйства (транспортное, банковское, таможенное, антимонопольное, аграрное, трудовое законодательство и т.д.);

В политической области: функционирование весьма работоспособной системы “европейских” органов власти, которая включает избираемый непосредственного гражданами Европейский парламент, суды Союза, Комиссию, Совет, Европейский центральный банк, и др.;

В правоохранительной и гуманитарной сферах: становление института гражданства Союза, принятие Хартии ЕС об основных правах, создание Европейского полицейского ведомства (Европол) и аналогичного учреждения для координации работы национальных прокуратур (Евроюст), формирование единых информационных систем и банков данных (“Шенгенская информационная система” (примечание 3), централизованная база данных отпечатков пальцев “Евродак” и др.), установление в законодательстве Союза общих признаков и стандартов уголовной ответственности в отношении ряда преступных деяний (фальшивомонетничество, терроризм, торговля людьми и др.), замена малоэффективного института экстрадиции “европейским ордером на арест” и т.д.

В дополнение к этому (далеко не полному) перечню уже осуществленных преобразований Европейский Союз сейчас готовится совершить еще один шаг, который может иметь весьма далеко идущие последствия для всей Европы. Речь идет о принятии единого Конституционного договора Союза, призванного заменить собой действующие учредительные документы организации.

Вторая мировая война ускорила европейскую интеграцию, сама идея которой возникла много раньше. Необходимость восстанавливать разрушенную войной экономику, стремление к укреплению мира и опасения по поводу возрождения национализма привели к сближению позиций ведущих стран Европы.
Борьба между двумя принципиальными подходами к европейской интеграции - федералистским и конфедеративным шла постоянно. Первый вариант предусматривал полную интеграцию, а именно, построение наднациональной Европейской федерации, примерно, Соединенные Штаты Европы. Предполагалось даже введение единого гражданства. Во втором варианте суверенитет стран-участниц сохранялся, а интеграция предусматривалась ограниченная, основанная на принципах межгосударственного согласия.

Началом процесса европейской интеграции принято считать декларацию министра иностранных дел Франции Робера Шумана от 9 мая 1950 г., в которой содержалось официальное предложение о создании Европейского объединения угля и стали (ЕОУС). 18 апреля 1951 г. Договор об учреждении этого сообщества был подписан Францией, ФРГ, Бельгией, Нидерландами, Люксембургом и Италией.
Интеграция этого важнейшего в то время сектора хозяйства открыла путь для интеграции и других отраслей экономики, в результате чего 25 марта 1957 г. члены ЕОУС подписали Римские договоры об учреждении Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом).
Несколько этапов становления Европейского экономического сообщества заняло десятки лет. В 1957-1968 гг. создается зона свободной торговли и отменяются таможенные пошлины, квоты и другие ограничения в торговле между государствами - участниками ЕЭС. При этом сохраняются их автономии в таможенной и торговой политике по отношению к третьим странам. На 1968-1987 гг. пришлось создание таможенного союза. Был введен общий таможенный тариф и создана единая торговая политика в отношении третьих стран.
Создание единого внутреннего рынка в 1987-1992 гг. позволило достичь свободного движения услуг, капиталов и рабочей силы. В 1992-2002 гг. был создан Экономический и валютный союз, предусматривающий замену национальных валют на единую валюту евро и введение единой валютной и денежной политики в странах ЕС.
Согласно Лиссабонскому договору, вступившему в силу с 1 декабря 2009 г., ЕС обрел правосубъектность. Это дает ему право выступать полномочной стороной в международных договорах в любых сферах своей компетенции.

В Европейский Совет, как в высший политический орган ЕС, входят главы государств и правительств стран-членов ЕС, а также их заместители, а именно, министры иностранных дел. Также членом Европейского совета является председатель Еврокомиссии. Этот орган определяет основные стратегические направления развития ЕС.

Европейская комиссия

Это высший орган исполнительной власти Европейского союза, состоящий из 27 членов, делегированных по одному от каждого государства-члена. При исполнении своих полномочий они независимы, действуют только в интересах ЕС, не вправе заниматься какой-либо другой деятельностью. Государства-члены не вправе влиять на членов Еврокомиссии.
Европейская Комиссия занимается обеспечением повседневной деятельности ЕС, и отвечает за выполнение основополагающих договоров ЕС. ЕК имеет право выступать с законодательными инициативами и контролировать их реализацию после необходимой процедуры утверждения.

Совет Европейского союза (неофициально - Совет Министров), имеет ряд функций как исполнительной, так и законодательной власти. Часто именно он является важнейшим институтом в процессе принятия решений на уровне Европейского союза.
В компетенции Совета - вопросы совместной внешней политики, а также политики в области безопасности и сотрудничества по внутренним вопросам ЕС. Совет ЕС входит в корпус
институтов законодательной власти Европейского союза. Хотя ряд правовых актов, а также бюджет Европейского союза принимаются совместным решением Совета и Европейского парламента, любой правовой акт Евросоюза должен обязательно получить одобрение Совета.
В состав Совета входят министры иностранных дел государств членов Европейского союза. Но при этом уже неоднократно Совет созывался из отраслевых министров, таких, как министры юстиции, экономики, финансов, сельского хозяйства и т.д. При этом, вне зависимости от того, каким составом принято решение, оно будет иметь одинаковую силу, как решение именно Совета ЕС.

Европейский парламент

732 депутата Европейского парламента избираются прямыми выборами сроком на пять лет гражданами государств членов ЕС. В то же время Председателя Европарламента выбирают на срок вдвое меньший - на два с половиной года. В Европарламенте принята практика, согласно которой члены парламента объединяются не по национальному признаку, а в соответствии со своими политическими убеждениями.
Европарламент утверждает бюджет ЕС и должен рассматривать любое решение Совета ЕС, поскольку обязательно требуется либо одобрение Парламента, либо запрос его мнения. Также Парламент должен контролировать работу Комиссии, и в случае необходимости у него есть полномочия по ее роспуску.
Без одобрения Парламента невозможно принятие в Союз новых членов. Его решение требуется также при заключении соглашений об ассоциированном членстве и для достижения торговых договоренностей с третьими странами.


Общая информация

В европейских институтах официально и равноправно используется 23 языка: английский, болгарский, венгерский, греческий, датский, ирландский, испанский, итальянский, латышский, литовский, мальтийский, немецкий, нидерландский, польский, португальский, румынский, словацкий, словенский, финский, французский, чешский, шведский, эстонский.
В настоящее время действует три соглашения, предполагающих разную степень интеграции внутри Евросоюза: членство в ЕС, членство в зоне евро и участие в Шенгенском соглашении. Членство в ЕС необязательно влечет за собой участие в Шенгенском соглашении. Не все страны - члены ЕС входят в зону евро.
Великобритания и Ирландия подписали Шенгенское соглашение на условиях ограниченного членства. Великобритания также не сочла нужным вступать в зону евро. Дания и Швеция в ходе референдумов также решили сохранить национальные валюты.
Экономика Европейского союза, поданным МВФ. производит ВВП на сумму свыше 18 394 трлн долл. США (2008 г.). Экономика ЕС представляет собой единый рынок и входит в ВТО как единая организация.
Официальный гимн ЕС утвержден в 1992 г. Это финал Девятой симфонии Людвига ван Бетховена, сочиненной композитором в 1824 г. В гимне звучат слова «Оды к Радости» Фридриха Шиллера с легендарным призывом - «Объединитесь миллионы!».

Цифры

Площадь: 4 324 782 км 2 .

Население: 501 259 840 чел. (оценка на 2010 г.).

Число членов: 28.

Валовой внутренний продукт на душу населения: 36 812 долл. США (2008 г.).

СТРАНЫ-ЧЛЕНЫ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА (ЕВРОСОЮЗА, ЕС)

Австрия
Бельгия
Болгария
Великобритания
Венгрия
Германия
Греция
Дания
Ирландия
Испания
Италия
Кипр
Люксембург
Латвия
Литва
Мальта
Нидерланды
Португалия
Польша
Румыния
Словакия
Словения
Финляндия
Франция
Хорватия
Чехия
Швеция
Эстония

ХРОНОЛОГИЯ ЕВРОПЕЙСКОГО НАЧИНАНИЯ

1951 г.: учреждение Европейского объединения угля и стали (ЕОУС) в соответствии с Парижским договором (Бельгия, Нидерланды. Люксембург, Франция. Западная Германия (ФРГ) и Италия); 1957 г.: в Риме подписываются договоры и учреждаются Европейское экономическое сообщество (ЕЭС, Общий рынок) (EEC - European Economic Community) и Европейское сообщество по атомной энергии - Евратом;
1965 г.: договор о слиянии, в результате которого был создан единый Совет и единая Комиссия для трех европейских сообществ - ЕОУС, ЕЭС и Евратома;
1973 г.: к ЕЭС присоединяются Великобритания, Ирландия и Дания;
1978 г.: в ЕЭС вводится европейская валютная единица - ЭКЮ (англ. ECU);
1979 г.: проводятся первые прямые выборы в Европейский парламент; 1981 г.: к ЕЭС присоединяется Греция;
1985 г.: подписание Шенгенского соглашения;
1986 г.: Испания и Португалия становятся членами ЕЭС;
1992 г.: договор о создании Европейского союза (Маастрихтский договор), вступил в силу в 1993 г.;
1995 г.: в Европейский союз вошли Австрия, Финляндия и Швеция;
1999 г.: введена общая денежная единица (евро) (в наличном обращении - с 2002 г.);
2004 г.: присоединение Чехии, Венгрии, Польши, Словакии, Словении, Эстонии, Латвии, Литвы, Кипра, Мальты;
2004 г.: подписание Конституции ЕС (в силу не вступила);
2007 г.: подписание Договора о реформировании в Лиссабоне;
2007 г.: Болгария и Румыния присоединяются к ЕС. Отмечается 50-летний юбилей;
2009 г.: 19 ноября - избрание постоянного Председателя Европейского совета;

2009 г.: 1 декабря - вступление в силу Лиссабонского договора, по которому Европейский союз становится правосубъектным.

Любопытные факты

Флаг Европейского союза представляет собой прямоугольное синее полотнище с соотношением сторон 2:3, в центре которого 12 золотых пятиконечных звезд, расположенных по кругу. Этот флаг был создан для Совета Европы - организации, появившейся в 1949 г. для защиты демократии и прав человека в послевоенном Старом Свете. Парламентская ассамблея Совета Европы (ПАСЕ) 25 октября 1955 г. единогласно одобрила круг из 12 звезд на синем фоне в качестве своего символа. ПАСЕ с самого начала призвала все европейские организации взять этот символ в качестве официального, чтобы укрепить идею солидарности всех институтов демократической Европы.
В 1985 г. государства - члены ЕС приняли его в качестве флага Европейского сообщества (ЕС), а с 1986 г. он используется всеми институтами Европейского союза.
В официальном пояснении к решению Комитета министров Совета Европы от 9 декабря 1955 г. по принятию флага говорится следующее: «На фоне голубого неба западного мира звезды символизируют народы Европы в кругу, знак единства. Число звезд неизменно, определяется равным двенадцати. Это число символизирует совершенство и полноту. Как двенадцать знаков зодиака представляют всю вселенную, так двенадцать золотых звезд стоят за все народы Европы и за те, что еще не могут участвовать в построении Европы в единстве и мире».
Художник, придумавший флаг Совета Европы, Арсен Хейц заявил, что вдохновлялся Откровением Иоанна Богослова: «И явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна и на главе ее венец из двенадцати звезд». Интересно, что флаг был утвержден 8 декабря 1955 г., что совпало с католическим праздником Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии. В 1956 г. Совет Европы назначил местом своего постоянного пребывания , в кафедральном соборе которого нахо