Испытание пустыней: Леопард и Абрамс биты французким львом. Новые подробности боевого применения эмиратских танков Leclerc в Йемене - bmpd

Французы сильно задержались с созданием танка третьего поколения


Танк разрабатывался с 1978 года государственным концерном GIAT Industries (в настоящее время Nexter) в сотрудничестве с фирмами ФРГ. Спустя четыре года из-за ряда разногласий по техническим вопросам совместная работа была прекращена. Франция с 1982-го самостоятельно продолжила проектирование танка под индексом ЕРС (Engin Principal de Combat). С 30 января 1986 года вместо аббревиатуры ЕРС танк получил название «Леклерк» (Leclerc) в честь Филиппа Мари Леклерка, сподвижника генерала Де Голля.

Основные узлы и агрегаты танка проходили испытания и доработку в течение 1982–1986 годов, тогда же определились с типом подвески и СУО. К концу 1986-го собрали шесть опытных образцов. После переконструирования башни, установки дополнительных подсистем и внесения других усовершенствований новый танк, в общем, стал отвечать требованиям французских военных. Сборка опытной партии началась в 1989 году, а полноценное серийное производство – в 1991-м. Из-за финансовых ограничений, связанных в основном с окончанием холодной войны, первоначальный заказ – 1400 танков – был урезан до 612, а затем до 406 машин.

Особое внимание

Корпус и башня танка изготовлены из композитной брони, в которой используются керамические материалы и многослойная стальная преграда. Борта корпуса прикрыты противокумулятивными экранами, а в передней части на шарнирах навешены еще и стальные короба шириной 200 миллиметров. Этой разнесенной бронировкой прикрыты передние пары катков, направляющие колеса и рабочее место механика-водителя. Низкий профиль двухместной башни и плотная компоновка позволили не только уменьшить габариты и массу танка, но и использовать это для повышения его защищенности. Основным новшеством стала модульная конструкция броневой защиты. Ее элементы навешиваются на несущий коробчатый каркас. Считается, что это позволит легко заменять поврежденные и простреленные модули, ремонтировать танк в полевых условиях и дорабатывать в течение срока службы, монтируя новые секции с более эффективной защитой.

При создании машины особое внимание было уделено усилению защиты крыши башни, прежде всего от перспективных противотанковых средств, поражающих танк сверху. Создатели утверждают, что у «Леклерка» лобовая часть корпуса защищена от подкалиберных снарядов в секторе обстрела 30 градусов от его продольной оси вдвое эффективнее, чем у других машин стран НАТО.

Отказ от установки динамической защиты продиктован признанием ее небезопасной для окружающей техники и солдат, которых в бою могут поразить рвущиеся на броне своих же танков пластины взрывчатки.

В качестве основного вооружения используется французская 120-мм гладкоствольная пушка CN 120-26 с длиной ствола 52 калибра. Боеприпасы взаимозаменяемы с другими гладкоствольными пушками НАТО того же калибра, но французская пушка обеспечивает бронебойному сердечнику подкалиберного оперенного снаряда начальную скорость 1750 метров в секунду, значительно превосходя «коллег».

Автомат заряжания с транспортером ленточного типа на 22 унитарных выстрела расположен в нише башни. Выстрелы размещены в ячейках горизонтального конвейера, расположенного поперек пушки, напротив казенника которой устроено окно подачи. Автоматика способна обеспечить технический темп стрельбы (без учета прицеливания и наводки) до 15 выстрелов в минуту. Эффективная скорострельность составляет 10–12 выстрелов в минуту как с места, так и в движении. Снаряжение ячеек конвейера ведется снаружи через загрузочный люк в кормовой стенке башни или изнутри, с места наводчика, который может пополнять автомат из боеукладки – вращающегося барабана на 18 выстрелов, размещенного в корпусе справа от механика-водителя. При этом нет необходимости распределять боеприпасы по типам, так как автомат снабжен считывающим устройством, которое подсоединено к процессору, способному распознать не менее пяти типов боеприпасов.

Отсек пушки и автомата заряжания отделен от рабочих мест командира и наводчика герметичными стенками. Закрытый пушечный отсек снижает загазованность башни при стрельбе и избавляет танкистов от риска попасть под казенник орудия при отдаче или на ходу, когда работает стабилизатор и пушка качается в вертикальной плоскости. Управление башенными приводами ведется с помощью электромоторов постоянного тока, более компактных и экономичных по сравнению с гидравликой и электрогидроприводами, от которых они выгодно отличаются еще и пожаробезопасностью. Кроме того, их применение позволяет уменьшить время наведения пушки (поворот 19-тонной башни на 180 градусов осуществляется за пять секунд), повысить точность стрельбы, вести скрытое наблюдение и до минимума снизить воздействие угловых и линейных перемещений шасси на башню и вооружение. Угол возвышения пушки – плюс 20 градусов, склонения – минус восемь градусов.

В качестве вспомогательного вооружения на танке используется спаренный 12,7-мм пулемет, служащий также для пристрелки на ближних дистанциях (на расстоянии до 600 м его пули имеют сходную со снарядами траекторию). Второй пулемет калибра 7,62 миллиметра устанавливается на башне сверху у люка наводчика или командира. Он легко снимается и может применяться для самообороны как ручной.

В корме башни смонтирована гранатометная установка Galix, включающая два блока по девять 80-мм гранатометов, размещенных по бортам кормовой части башни. Их боекомплект включает четыре дымовые гранаты, создающие на дальности 30–50 метров завесу в видимом и ИК-диапазоне, две тепловые ловушки, выстреливаемые вверх для отвлечения ПТУР с тепловыми головками самонаведения, и три противопехотные гранаты массой по пять килограммов. Каждая такая граната дает при взрыве по сотне осколков в радиусе 15–30 метров вокруг танка.

Информационно-управляющая система

В ТИУС входят бортовая ЭВМ, связанная с основными агрегатами танка и дублирующая баллистический вычислитель, электронная автоматика управления двигателем, коробкой передач, автоматом заряжания, системой ППО, навигационная инерциальная система с коррекцией от спутникового комплекса «Навстар», система связи с телефонным и факсимильным режимами и псевдослучайным изменением рабочей частоты, защищающим от средств РЭБ противника. ТИУС выдает экипажу данные о местонахождении танка, оптимальных маршрутах движения, работе узлов и агрегатов, расходе боеприпасов и топлива, ведет прием и передачу информации с другими танками и командным пунктом о состоянии машины и тактической обстановке. Все данные выводятся в виде буквенно-цифровых символов, бланков и карт на цветные дисплеи. О неисправностях и изменении обстановки экипажу голосом сообщит речевой информатор, имеющий в запасе памяти 600 команд.

Все электронные системы машины объединены в одну сеть. Ее основой является единая шина цифровых данных, имеющая 32 входных канала. К ней подключены и блоки СУО, состоящей из двухплоскостного стабилизатора пушки, бортового автоматического метеопоста, фиксирующего атмосферное давление, температуру воздуха, скорость и направление ветра, перископических приборов наблюдения командира и наводчика, подвижного панорамного прицела командира HL70 с круговым обзором и гиростабилизированным полем зрения, имеющим тепловизионный и оптический каналы с 2,5- и 10-кратным увеличением, комбинированного прицела наводчика HL60, включающего лазерный дальномер, дневной оптический канал с 3,3- и 10-кратным увеличением, дневной телевизионный канал с 10-кратным увеличением и ночной канал тепловизора «Атос» (его отвод выдает изображение и на командирский прицел), дульного визира.

Всеми элементами управляет ЭВМ СУО с двумя процессорами, выдающая данные и учитывающая поправки для стрельбы, а также контролирующая работу узлов. Благодаря быстродействию агрегатов СУО достигает готовности к бою через минуту после включения, позволяет вести огонь в движении по пересеченной местности со скоростью до 36 километров в час, а с места за одну минуту поразить шесть разных целей (другие современные танки – не более трех). Командир может продолжать поиск целей при ведении огня, передавая их на прицел наводчика. С СУО сопряжены восемь перископических приборов наблюдения командира, обеспечивающих круговой обзор. У наводчика таких приборов три, они служат не только для наблюдения, но и для наведения пушки. Обнаружив цель с любой стороны, нажатием кнопки на приборе можно развернуть башню и пушку в направлении его линии визирования.

Для учета изгиба ствола при нагреве предназначена система динамического согласования линии прицеливания с осью ствола. Луч лазера малой мощности на бронемаске пушки отражается зеркалом, установленным над дульным срезом, и принимается датчиком на башне. Данные поступают в СУО, которая оценивает уход ствола и компенсирует его.

Направления модернизации

Основной боевой танк Leclerc изготавливался с 1992 по 2006 год тремя сериями, незначительно отличавшимися друг от друга. 50 танков 1-й серии (всего изготовлено 132 единицы) в 2010-м сняты с вооружения французской армии и предлагаются на экспорт. На танках 2-й серии (178 единиц) были установлены система климат-контроля, дополнительные бортовые экраны и улучшено охлаждение бортовых передач.

С 2004 года в войска начали поступать танки 3-й серии (или 2+). Они получили улучшенную пассивную броню на передней и боковых частях башни, усовершенствованные прицелы командира и наводчика, включавшие камеру FLIR (ИК-системы переднего обзора) второго поколения фирмы SAGEM, предназначенную для обнаружения целей в любых погодных условиях, систему управления боем Icone. Последняя представляет собой дальнейшую разработку системы SIT-V1, заказанную французскими сухопутными войсками в 2000 году для бронемашины AMX-10RC (6х6) и разведывательных машин VBL (4x4) фирмы Panhard. Танки 3-й серии, кроме того, оснастили системой опознавания «свой-чужой» (BIFF) фирмы Thales и изменили внутреннюю и наружную компоновку узлов, агрегатов, расположенных в башне.

Стремясь сохранить производственные мощности на уровне 110–120 танков в год, французы занялись поиском экспортных заказов. Контракт с ОАЭ оказался поистине палочкой-выручалочкой. Экспортные поставки опережали даже поставки для французской армии. 2 декабря 1996 года 80 «Леклерков» продефилировали по улицам Абу-Даби во время парада. Всего же армия ОАЭ получила 436 машин: 388 линейных танков, два танка для подготовки водителей и 46 БРЭМ.

С целью улучшения возможностей применения танка «Леклерк» при ведении боевых действий в населенных пунктах с 2006-го разрабатывается программа AZUR (Actions en Zone Urbaine). Исследования показали необходимость разработки специального комплекта оборудования, которое можно устанавливать на танк в полевых условиях в течение нескольких часов. Французские военные специалисты пришли к выводу, что комплект оборудования AZUR должен обеспечивать расширение возможностей обороны и нанесения контрудара в условиях внешних угроз, характерных для населенных пунктов, улучшение связи и взаимодействия со спешенными поддерживающими и приданными подразделениями, увеличение возможностей наблюдения и ведения кругового огня на ближних расстояниях и больших углах возвышения, более надежноe тыловоe обеспечение спешенных подразделений, высокую гибкость и приспособление компоновки танка для выполнения широкого круга задач как в операциях по сохранению мира, так и в миссиях с высокой интенсивностью военных действий. Исходя из вышесказанного комплект оборудования AZUR для ОБТ «Леклерк» включает дистанционно управляемую установку FNH ARROWS с 7,62-мм пулеметом и возможностью ведения огня днем и ночью, оборудование, улучшающее наблюдение и понимание обстановки, усиленную защиту бортов и кормы (дополнительные бортовые экраны, фальшборта из новых композиционных материалов, решетчатая броня вокруг всей кормовой части машины, дополнительная защита крыши моторно-трансмиссионного отделения и т. д.), устройства, повышающие живучесть танка путем быстрой постановки дымовых и аэрозольных завес (расширение возможностей штатной системы GALIX с обстрелом 360 градусов). Кроме того, предусматривалась защита всех отверстий, углублений, наружных «карманов», расположенных в корпусе и башне танка, от попадания горючих жидкостей, а также механическое усиление всех наружных установок, деталей, узлов танка для сведения к минимуму риска их разрушения со стороны враждебной уличной толпы и т. д.

Французские сухопутные войска проводили исследования в рамках программы AZUR на демонстрационном образце танка «Леклерк» в конце 2006 – начале 2007 года. Результаты этих исследований включены в разработку будущих комплектов оборудования.

Компания GIAT Industries объявила об основных направлениях планируемой модернизации основного боевого танка «Леклерк». Французские военные специалисты предполагают осуществить это мероприятие до 2015 года, после чего танк должен соответствовать концепции BOA (Вulle Operationnelle Aeroterrestre). В результате данной модернизации предполагается улучшить основные тактико-технические характеристики, относящиеся к подвижности, живучести, огневым возможностям, управлению, средствам связи и разведки. Из всего комплекса ключевыми считаются живучесть и огневые возможности. Для увеличения первого из этих показателей планируется использовать технологию «Стелс», элементы динамической защиты и применять средства (работающие на различных принципах), уничтожающие подлетающие к ОБТ ракеты и снаряды противника. Для повышения огневых возможностей намечается применить новую аппаратуру распознавания целей и систему управления огнем, предполагающую возможность стрельбы с закрытых огневых позиций, а также пуск ПТУР через ствол танковой пушки.

В конце 70-х годов специалисты Франции и Германии приступили к совместной разработке нового танка (программы "Наполеон-1" и КРг-3 соответственно), но в 1982 году она была прекращена. Во Франции, однако, работы по созданию собственного перспективного танка третьего поколения были продолжены. Причем до появления опытного образца были изготовлены и испытаны такие подсистемы как боевой блок и подвеска. Основным разработчиком танка, получившего наименование "Леклерк" (по фамилии французского генерала времен Второй мировой войны), является государственное объединение. Серийное производство танков "Леклерк" осуществляет государственный арсенал, расположенный в городе Роан.

Танк "Леклерк" по своим основным боевым свойствам (огневая мощь, подвижность и броневая защита) значительно превосходит танк АМХ-30В2. Для него характерна высокая степень насыщенности электроникой, стоимость которой достигает почти половины стоимости самого танка. Танк "Леклерк" выполнен по классической компоновочной схеме с размещением основного вооружения во вращающейся бронированной башне, отделения управления в передней части корпуса, а моторно-трансмиссионного - в корме машины. В башне слева от пушки расположено место командира танка, справа - наводчика, а в нише установлен автомат заряжания.

Лобовые и боковые части корпуса и башни танка "Леклерк" изготовлены из многослойной брони с применением прокладок из керамических материалов. В передней части корпуса частично применена модульная конструкция броневой защиты. Она имеет два основных преимущества перед обычным исполнением: во-первых, при повреждении одного или нескольких модулей их можно относительно легко заменить даже в полевых условиях, а во-вторых, в будущем возможна установка модулей, выполненных из брони более эффективного типа. Особое внимание было уделено усилению защиты крыши башни, прежде всего от перспективных противотанковых средств, поражающих танк сверху. Борта корпуса прикрыты противокумулятивными броневыми экранами, а в передней части на шарнирах навешены еще и стальные короба, представляющие собой дополнительное разнесенное бронирование.

Танк "Леклерк" оснащен системой защиты от оружия массового поражения. В случае преодоления участков зараженной местности в боевом отделении с помощью фильтровентиляционной установки создается избыточное давление с целью предотвращения попадания в очищенный воздух радиоактивной пыли или отравляющих веществ. Живучесть танка "Леклерк" также повышена за счет уменьшения его силуэта, наличием автоматической быстродействующей системы пожаротушения в боевом и моторно-трансмиссионном отделениях и электрических (вместо гидравлических) приводов наведения орудия, а также снижения оптической сигнатуры вследствие очень малой задымленности при работе двигателя. При необходимости может быть поставлена дымовая завеса путем отстрела дымовых гранат на расстояние до 55 м в переднем секторе до 120°.

Танк оснащается системой предупреждения (сигнализации) об облучении его лазерным лучом с тем, чтобы экипаж мог незамедлительно осуществить необходимый маневр машины для избежания поражения управляемым противотанковым средством. Также танк обладает достаточно высокой подвижностью на пересеченной местности. ОАЭ заказало танки "Леклерк", оснащенные моторно-трансмиссионной группой немецкого производства, в состав которой входят 1500-сильный двигатель фирмы МТУ 883-й серии и автоматическая трансмиссия фирмы "Ренк". С учетом эксплуатации в условиях пустыни танки оснащены системой кондиционирования боевого отделения. Пять первых танков из серии, предназначенной для ОАЭ, были готовы в феврале 1995 года. Два из них были доставлены заказчику по воздуху на борту российского транспортного самолета Ан-124, а три других поступили в бронетанковую школу в Сомюре.

Кроме ОАЭ, танки "Леклерк" были предложены и другим заказчикам на Ближнем Востоке. На этом рынке французские фирмы, производящие оружие, действуют весьма удачно на протяжении уже многих лет. В результате "Леклерками" заинтересовались Катар и Саудовская Аравия, где в настоящее время эксплуатируются различные модификации американских танков М60 и французских АМХ-30.

Тактико-технические характеристики основного боевого танка "Леклерк"

Боевая масса, т 54,5
Экипаж, чел 3

Габаритные размеры, мм :

длина корпуса 6880
ширина 3300
высота 2300
клиренс 400

Броня, мм

противоснарядная

Вооружение:

120-мм гладкоствольная пушка СМ-120-26; 7,62-мм пулемет, 12,7-мм пулемет М2НВ-ОСВ

Боекомплект:

40 выстрелов, 800 патронов калибра 12,7-мм и 2000 патронов калибра 7,62-мм
Двигатель "Юнидизель" V8Х-1500, многотопливный, дизельный, 8-цилиндровый, с турбонаддувом, жидкостного охлаждения, мощность 1500 л.с. при 2500 об/мин
Удельное давление на грунт, кг/см 1,0 кг/см2
Скорость по шоссе, км/ч 71 км/ч
Запас хода по шоссе, км 720 (с дополнительными баками) - без дополнительных баков-550 км.

Преодолеваемые препятствия:

высота стенки, м 1,2
ширина рва, м 3
глубина брода, м 1 м. С подготовкой 4 м

В любое время суток командир танка использует панорамный перископический прицел Н1-15, установленный на крыше башни слева от орудия. Он имеет дневной визуальный канал и ночной (с электронно-оптическим преобразователем третьего поколения). У командира есть также дисплей, на котором отображается телевизионное изображение от прицела наводчика. В командирской башенке по периметру находятся восемь стеклоблоков, обеспечивающих круговой обзор местности.

Командир танка и наводчик имеют все необходимые органы управления (панели, рукоятки, пульты). Для танка "Леклерк" характерно наличие большого количества электронных средств, в первую очередь цифровых вычислительных устройств (микропроцессоров), которые контролируют работу всех основных систем и оборудования танка. Через центральную мультиплексную шину данных между собой связаны: цифровой электронный баллистический вычислитель системы управления огнем (имеет связь со всеми датчиками условий стрельбы, дисплеями и ручками управления пультов командира и наводчика), микропроцессоры прицелов командира и наводчика, пушки и спаренного пулемета-автомата заряжания, двигателя и трансмиссии, панели управления механика-водителя.

Основным вооружением танка "Леклерк" является 120-мм гладкоствольная пушка СМ-120-26 с длинной ствола 52 калибра (у пушек танков М1А1 "Абрамс" и "Леопард-2" она составляет 44 калибра). Ствол снабжен теплоизоляционным чехлом. Для эффективной стрельбы во время движения пушка стабилизируется в двух плоскостях наведения. В боекомплект входят выстрелы с бронебойными подкалиберными оперенными снарядами с отделяющимся поддоном и кумулятивными снарядами. Бронебойный сердечник первых (отношение длины к диаметру 20:1) имеет начальную скорость 1750 м/с. В настоящее время французскими специалистами разрабатывается 120-мм бронебойный подкалиберный оперенный снаряд с сердечником из обедненного урана и осколочно-фугасный снаряд для борьбы с боевыми вертолетами. Особенностью танка "Леклерк" является наличие автомата заряжания, что позволило сократить экипаж до трех человек. Он создан фирмой "Крезо-Луар" и установлен в нише башни. Механизированная боеукладка включает 22 выстрела, а остальные 18 находятся в боеукпадке барабанного типа справа от механика-водителя. Автомат заряжания обеспечивает практическую скорострельность 12 выстрелов в минуту при ведении огня как с места, так и в движении.

В случае необходимости предусмотрено и ручное заряжание пушки. Американские специалисты рассматривают возможность применения данного автомата заряжания на танках "Абрамс" всех модификаций после проведения третьего этапа их модернизации. В качестве вспомогательного вооружения на танке "Леклерк" используются спаренный с пушкой 12,7-мм пулемет и зенитный пулемет калибра 7,62-мм, установленный за люком наводчика и управляемый дистанционно. Боекомплект соответственно 800 и 2000 патронов. На бортах верхней кормовой части башни в специальных бронированных ограждениях смонтированы гранатометы (на каждый борт четыре дымовые гранаты, три противопехотные и две для создания инфракрасных ловушек). В систему управления огнем входят прицелы наводчика и командира танка с независимой стабилизацией их полей зрения в двух плоскостях и с встроенными лазерными дальномерами. Перископический прицел наводчика находится на правой передней части башни. Он содержит три оптикоэлектронных канала: дневной визуальный с переменным увеличением (2,5 и 10-кратного), тепловизионный и телевизионный. Максимальное расстояние до цели, измеряемое лазерным дальномером, достигает 8000 м Для наблюдения, обнаружения и опознавания целей, а также ведения огня снарядом с отделяющимся поддоном (на дальности 2000 м) и кумулятивным снарядом (1500 м).

В качестве силовой установки танка "Леклерк" используется 8-цилиндровый четырехтактный V-образный дизельный двигатель V8Х-1500 жидкостного охлаждения с турбонаддувом. Он выполнен в одном блоке с автоматической трансмиссией ЕЗМ 500, который можно заменить за 30 мин. Система наддува, получившая название "гипербар", включает турбокомпрессор и камеру сгорания (типа газовой турбины). Она создает более высокое давление наддува с целью значительного увеличения мощности двигателя при одновременном улучшении характеристик крутящего момента. Автоматическая коробка передач обеспечивает пять скоростей переднего хода и две заднего. Танк "Леклерк" обладает хорошей приемистостью - за 5,5 секунды разгоняется до скорости 32 км/ч. Особенностью этого французского танка является наличие гидропневматической подвески, которая обеспечивает плавность движения и наиболее возможную по тяговым качествам скорость на дорогах и пересеченной местности.. Ходовая часть включает опорные катки (по шесть на сторону), ведущие и направляющие колеса, поддерживающие ролики и гусеницы с резинометаллическим шарниром. Первоначально для французских сухопутных войск планировалось закупить 1400 танков "Леклерк". Однако изменение военно-политической обстановки, вызванное распадом военной организации Варшавского договора, отразилось на потребности французской армии в танках: заказ уменьшился до 1100 единиц, из которых основная часть предназначалась для перевооружения шести бронетанковых дивизий (по 160 машин), 70 танков должны были поступить в резерв и в танковые школы. Вполне возможно, что эти цифры еще изменятся.

Ориентировочная стоимость одного танка составляет 29 млн.франков. Танк данного типа предназначен для плановой замены устаревающих АМХ-30. В начале 1989 года была заказана первая партия (16 единиц) танков "Леклерк" серийного производства с началом поставок в войска в конце 1991 года. Войсковые испытания этих машин на уровне танкового эскадрона прошли в 1993 году. Первый танковый полк был укомплектован ими в 1995 году, а первая бронетанковая дивизия - в 1996 году.

Источники:

  • Wieslaw Barnat & Michal Nita "AMX Leclerc";
  • М. Барятинский. Средние и основные танки зарубежных стран 1945-2000;
  • Г.Л. Холявский "Полная энциклопедия танков мира 1915 - 2000 гг";
  • Ю. Чаров. Французский основной боевой танк "Леклерк"- "Зарубежное военное обозрение";
  • Marc Chassillan "Char Leclerc: De la guerre froide aux conflits de demain";
  • Stefan Marx: LECLERC - Der französische Kampfpanzer des 21;
  • Dariusz Użycki. Leclerc - pół generacji przed Abramsem i Leopardem.

Наш блог уже несколько раз обращался к проблематике использования танков Leclerc вооруженными силами ОАЭ в ходе конфликта в Йемене. В статье Sebastien Roblin «What to Make of France’s Leclerc Super-Tank », опубликованной на портале War is Boring , приводятся некоторые дополнительные сведения, связанные с первым опытом боевого применения этого танка французской разработки и производства.

В краткой истории французского послевоенного танкостроения, которой предваряется основная проблематика, приводятся небезынтересные факты применения танка AMX-30 вооруженными силами Франции и Катара в ходе войны в Персидском заливе в 1991 году. Так, катарским танкистами удалось на этих машинах уничтожить три иракских Т-55, при этом было потеряно два AMX-30. На счету французских танкистов - 10 иракских танков неустановленного типа.

Колонна танков Leclerc вооруженных сил ОАЭ в Йемене, август 2015 года (с) reddit.com

Говоря о Leclerc, автор говорит, что в 1990-х годах он был самым дорогим танком в мире - в ценах 2011 года его стоимость составляла 9,3 млн долл., в то время как американский M1A2 стоил 7,56 млн долл., а российский Т-90 - 4 млн долл. Отмечается, что Leclerc отличается неплохой экономичностью - на одной заправке он может проехать 340 миль, по сравнению с 260 миль у танка Abrams.

Французским Leclerc не удалось принять участие в боевых действиях, за исключением участия в миротворческих операциях в Косово и Ливане, причем в Ливане взвод из четырех французских танков в течение 20 минут «противостоял» от двух до пяти израильским танкам Merkava, которые хотели зайти в деревню Марвахин. Впрочем, в итоге стороны мирно разошлись.

Кроме Франции танки приобрели ОАЭ в количестве 390 единиц в «тропическом» исполнении, а также 46 БРЭМ на их базе, причем их оснащение более совершенно, чем у танков французское армии. Эмиратские танки также принимали участие в миротворческой операции в Косово. Для оснащения своих танков ОАЭ в дальнейшем закупило 13 комплектов навесной защиты AZUR.

В Йемен было направлено от 70 до 80 эмиратских танков Leclerc. Интересно, что в ходе конфликта танковая бригада ОАЭ осуществила десантную высадку (sic!) в районе нефтяного терминала неподалеку от Адена, предположительно, с танкодесантных кораблей. Далее бригада продвигаясь по шоссе N-1 захватила авиабазу Аль-Анад под Аденом, за которую до того безуспешно бились саудовские части. Захват базы открыл союзникам дорогу на Аден.

Эмиратские Leclerc были разделены на два батальона, один из которых постоянно находился в районе Адена, а другие патрулировали горные районы Йемена. Бронетанковая бригада также включала в себя механизированный батальон на БМП-3 и батарею 155-мм самоходных гаубиц G6.

Автор отмечает, что видео уничтоженных Leclerc отсутствуют, чего нельзя сказать о других типах бронетанковой техники сил коалиции. Опираясь за видео, распространенные йеменскими хуситами, автор полагает девять уничтоженных саудовских танков M1A2S, пять М60 и два AMX-30.

Ссылаясь на источники в ОАЭ, сообщается, что Leclerc поражались четыре раза различными противотанковыми системами. В двух случаях это были фугасы, в третьем - граната РПГ, которая была уничтожена динамической защитой комплекта AZUR, а в четвертый попала ПТУР. Во всех случаях танки остались целы, хотя в одном случае ПТУР убила командира танка, когда попала в командирский люк.


Эмиратский танк Leclerc, подорвавшийся на фугасе (с) warisboring.com

Один Leclerc мог быть поврежден, не находясь непосредственно на поле боя. 4 сентября 2015 года хуситы выпустили ракету 9М79 комплекса «Точка» по авиабазе Мариб. От взрыва погибло 45 человек и, как сообщалось, был поврежден один из стоящих там Leclerc.

Причины таких результатов в сравнении с саудовцами могут быть следующие. Саудовцы применили больше танков различных типов, и они могли применяться в районах, где противотанковая оборона была сильнее. Кроме того, судя по видеозаписям, саудовцы использовали не самую лучшую тактику, а также у них отсутствовало взаимодействие между различными родами войск. Возможно, что эмиратские танки применялись более осторожно и с лучшим прикрытием со стороны сопровождающих частей.

Наконец, есть и другие признаки того, что танки себя неплохо показали. Эмиратские танкисты выражали своим французским коллегам свое восхищение танками, а другие армии коалиции были сильно впечатлены характеристиками танка. А в январе 2016 года саудовское руководство обратилась к производителю танков Leclerc компании Nexter Systems (в настоящее время входит в концерн KNDS) с заинтересованностью относительно возможности приобрести несколько сотен машин (о чем наш блог

Леклерк AMX-56. Фузилёр пятой республики


Танки Мира 10, LECLERC. Модель, снятая с подставки.

Модель качественная, сделана добротно.

Вес модели - 75,60 г. Состав - цинк на более чем 75%. Металлическая танк, пластиковая башня, как обычно. Хорошие гусеницы.

AMX-56 Леклерк (фр. AMX-56 Leclerc ) - французский современный основной боевой танк. Создан концерном GIAT (ныне Nexter) в 1980-е годы для замены устаревшего танка AMX-30. Серийное производство начато в 1992 году. По состоянию на 2010 год, дальнейшее производство Леклерка не ведётся. На момент 2011 года 354 танков этого типа состоят на вооружении Франции, ещё 388 находятся на вооружении армии Объединённых Арабских эмиратов.


Танки мира, Арсенал-коллекция. Вышло 10 номеров, в первом номере было 2 танка, в 11 тоже ждём два танка.

До появления южнокорейского K2 Чёрная Пантера и японского Тип 10 считался самым дорогостоящим ОБТ. Стоимость танка составляет около $8 млн. за единицу.

Танк Лекле́рк (фр. Leclerc ) получил своё имя в память о генерале танковых войск времён Второй мировой войны Филиппе Мари де Отклоке, посмертно удостоенного звания маршала Франции и прозванного Леклерком в честь французского военачальника конца XVIII века.

Основным оружием Леклерка является 120-мм гладкоствольная пушка модели CN-120-26, имеющая длину ствола 52 калибров (6240 мм), снабжённая автоматом заряжания и стабилизированная в двух плоскостях. В конструкцию башни также заложен запас для возможности установки перспективных танковых орудий калибра 140 мм.


Танки Мира 10, LECLERC - модель танка, на подставке.

Леклерк имеет классическую компоновку, с расположением отделения управления в лобовой части, боевого отделения - посередине и моторно-трансмиссионного отделения - в кормовой части.

В отличие от подавляющего большинства западных основных боевых танков, на Леклерке применён автомат заряжания , что позволило сократить его экипаж до трёх человек - механика-водителя, наводчика и командира.

АНОНС Танки Мира №11 2 модели

The AMX Leclerc


The gunner"s position, looking down from the turret roof. Позиция наводчика, вид вниз с крыши башни.

The AMX Leclerc , is a main battle tank (MBT) built by GIAT, now Nexter of France. It was named in honour of General Philippe Leclerc de Hauteclocque who led the French element of the drive towards Paris while in command of the Free French 2nd Armoured Division (2ème DB ) in World War II.

The Leclerc is equipped with a GIAT (Nexter) CN120-26 120mm smoothbore cannon. This cannon is capable of firing the same NATO standard 120mm rounds as the German Leopard 2 and US M1 Abrams, but in practice only French-produced ammunition is issued.

Леклерк AMX-56. AMX-56 Leclerc

Танки Мира 10, LECLERC. Журнал и модель в упаковке.

АНОНС Танки Мира №11 SHERMAN M4 против PANTHER (SD.KFZ.171) 2 модели - 30.04.2013. Как и обещали, каждый 10-ый номер - сдвоенный, две модели танков, по той же цене, что и обычные номера.


Танки Мира 10, LECLERC - модель в упаковке. Указан состав, вес модели.


Леклерк, модель на подставке.


Леклерк AMX-56. Карточка танка.


Леклерк AMX-56. Характеристики танка на обратной стороне карточки.


Леклерк AMX-56. Модель. Башня крутится. Танк металлический (цинк), башня - пластик).


Леклерк - танк большой, такой в коллекции третий, до него большими были только Абрамс и Меркава. Теперь в тройку вошёл и Леклерк.


На переднем плане - Леклерк (Танки мира) напротив модели из серии Русские танки, 65 номер .


AMX-56 Леклерк (AMX-56 Leclerc ) - французский современный основной боевой танк.


Гусеницы модели танка.


Вид спереди. Основным оружием Леклерка является 120-мм гладкоствольная пушка модели CN-120-26.


Вид сзади. Полоски на баках более-менее ровные.


Леклерк AMX-56. Танк рядом с оловянным солдатиком серии Солдаты ВОВ (8 номер - НКВД).

Леклерк AMX-56. Фузилёр пятой республики. Журнал, далее все развороты номера.


Разработка танка Леклерк.


Конструкция Леклерка.


Модификации и варианты Леклерка.


Леклерк AMX-56. AMX-56 Leclerc. Основной боевой танк. Центральный разворот журнала.


Леклерк AMX-56. AMX-56 Leclerc.


AMX-56 Leclerc. Основной боевой танк.


Эксплуатация Леклерка.

В последнее время так много говорят о несовершенстве отечественных основных боевых танков, в частности Т-90, превознося при этом западную технику, что рассказ о наших основных конкурентах на танковом рынке напрашивается сам собой. В настоящее время основными танковыми державами в Европе являются Германия и Франция, еще один представитель Запада, обладающий сильным ОБТ – это, конечно же, США.

Все танки этих стран по-своему интересны, уникальны и действительно обладают выдающимися возможностями, с поправкой на свою цену. Т-90, безусловно, выигрывает у своих конкурентов в этом вопросе. Начнём свой рассказ с наименее известного в России, но при этом самого современного и перспективного танка текущего времени – французского танка AMX-56 «Леклерка» , который уже сейчас некоторые специалисты относят к поколению 3+, а кто-то даже к совершенно новому, 4 поколению танков.

Разработка ОБТ Франции осуществлялась в несколько этапов. В 1978-1982 проводились исследования в области концепций и общих характеристик, с 1982 по 1986 год шли работы над моделью, с 1986 по 1991 год осуществлялось создание экспериментальных образцов и проведение их испытаний.

В январе 1992 года первый серийный «Леклерк», изготовленный на предприятиях национальной фирмы GIAT, поступил на вооружение французской армии. По результатам проведенных испытаний в 1993 году танк был окончательно принят на вооружение. В 1993 году планировалось изготовить 13 машин, а до конца 1995 года – 60 (для укомплектования одной бригады).

Всего до конца 2000 года министерство обороны Франции планировало получить 850 таких танков. Однако в связи с изменением внешнеполитической обстановки (окончание Холодной войны), а также из-за непомерно высокой стоимости танка заказ был сокращен сначала до 800, а затем и вовсе до 406 танков. В 1993 году GIAT заключила с ОАЭ договор на поставку 390 танков «Леклерк» и 46 БРЭМ на его основе, контракт был выполнен в 1999 году.

Танк «Леклерк» изготовлен по традиционной, ставшей классической схеме, с расположенным впереди отделением управления и задним моторно-трансмиссионным отсеком . Боевая масса «Леклерка» по сравнению с другими ОБТ западных стран сравнительно невелика – всего 55 тонн. При этом многие решения, касающиеся компоновки внутренних систем и размещения экипажа, применены на нем впервые. Так, члены экипажа танка практически изолированы друг от друга, отсутствует заряжающий, вместо него на танке установлен автомат заряжания , нетипичен и способ размещения в танке орудия.

В соответствии с классической компоновкой большая часть экипажа размещается в бронированной башне кругового вращения. Экипаж машины состоит из трех человек, в баше слева от орудия размещается командир танка, справа – наводчик. В задней части башни в нише установлен автомат заряжания (АЗ), между ним и боевым отделением установлена броневая перегородка.

Механик-водитель располагается в носовой части корпуса с небольшим смещением рабочего места к левому борту танка. Благодаря особенностям компоновки, все члены экипажа практически изолированы друг от друга и от пушки с АЗ, что повышает эффективность защиты экипажа от оружия массового поражения и снижает загазованность в обитаемом пространстве танка при стрельбе.

Благодаря использованию в конструкции танка автомата заряжания и компактной силовой установки (обладая мощностью в 1500 л.с., рабочий объем цилиндров двигателя не превышает объема двигателя танка АМХ-30, который развивал лишь 750 л.с.) внутренний объем корпуса танка удалось значительно уменьшить в сравнении с другими образцами западной техники , а длина ходовой части была сокращена почти на метр.

В результате этого боевая масса танка не превышает 55 тонн (у Абрамса М1А2 – 62,5 т.), а удельная мощность двигателя составляет 27,5 л.с. на тонну, что позволяет танку при трогании с места разгонятся до 32 км/ч за 5,5 секунд, при этом скорость движения по шоссе может достигать 72 км/ч.

Основным оружием «Леклерка» является 120-мм гладкоствольное орудие CN-120-26 с общей длиной в 7,1 м и длиной ствола в 52 калибра . Танковая пушка стабилизирована в двух плоскостях. Ствол и казенная часть орудия объединены в защищенный броней блок, который встраивается посередине башни и разделяет боевое отделение на две половины. Из-за размещения пушки в специальном коробе, в котором закреплены цапфы, ее установка и демонтаж проводится вместе с коробом без снятия танковой башни.

Боекомплект орудия состоит из 40 унитарных артвыстрелов со сгорающей гильзой. 22 снаряда сразу находятся в автомате заряжания. Скорострельность орудия составляет 15 выстрелов в минуту , в реальных условиях боя показатель снижается до 10-12 выстрелов.

Устанавливаемая на «Леклерк» пушка считается наиболее мощной среди всех танков 3-го поколения, превосходя немецкую Rh-120/L44, ее американскую разновидность М256 и советскую 2А46М . Впрочем, наряду с высокими характеристиками данное орудие обладает и рядом существенных недостатков:
— большая стоимость,
— сложность изготовления,
— относительно небольшой ресурс ствола – 400 выстрелов.
Благодаря широкой амбразуре башни в будущем на танк может быть установлено более мощное 140-мм орудие.

Создатели французского танка предпочли получившим широкое распространение дымовым гранатометам многофункциональную установку «Галикс 13», которая состоит из двух блоков по 9 штук 80-мм гранат, расположенных по обеим сторонам башни (4 дымовые, 2 инфракрасные ловушки для постановки помех ПТУРам с наведением по лазерному лучу, 3 осколочно-фугасные для поражения пехоты противника). Дымовая граната выстреливается на 30-50 метров, образуя дымовую завесу в секторе до 120 градусов.

Противопехотная граната при подрыве образует около 1000 осколков массой до 0,2 грамм, летящих со скоростью 1600 м/с . Противопехотные гранаты выстреливаются на расстояние в 15 метров и поражают пехоту противника, находящуюся сбоку или сзади танка на удалении до 30 метров. Гранаты тепловые ловушки ставят помехи противотанковым ракетам, оснащенным тепловыми головками самонаведения.

Система управления огнем (СУО) «Леклерка» имеет следующий вид :
— прицелы наводчика и командира, оснащенные лазерными дальномерами;
— тепловизионная камера;
— 8 перископических приборов наблюдения для командира;
— бортовой автоматический метеорологический пост, способный определять атмосферное давление, скорость и направление ветра, температуру воздуха;
— система динамического согласования линии прицеливания с осью канала ствола орудия;
— стабилизатор вооружения в двух плоскостях.

Все элементы, входящие в СОУ, замыкаются на ЭВМ, которая осуществляет расчет данных для стрельбы, способна вводить необходимые поправки, а также осуществлять контроль работы систем и агрегатов танка. Время, которое требуется для приведения СУО в боевое положение, составляет 1 минуту с момента включения ЭВМ.

Командирский двухканальный прицел имеет стабилизированное поле зрения . Канал для стрельбы имеет 2-е кратности увеличения, что позволяет командиру танка обнаруживать цели на удалении в 4600 метров. Дальность обнаружения цели для канала ночного видения пассивного типа составляет 500 метров. Прицел позволяет командиру танка самостоятельно вести огонь из пушки и спаренного с ней пулемета или давать целеуказания наводчику орудия.

Головная часть прицела наводчика жестко крепится в бронемсаке орудия, а окулярная часть установлена в башне. Прицел стабилизирован в двух плоскостях. На каждом из 8 перископических прицелов командира имеется кнопка целеуказания, нажав на которую орудие танка автоматически наводится на линию визирования данного прибора наблюдения. ЭВМ СУО обладает способностью автоматически вводить необходимые поправки в прицел.

Стабилизатор вооружения танка «Леклерк» использует электрические приводы наведения башни и пушки (гидравлические системы и агрегаты были полностью исключены из конструкции башни для снижения вероятности возникновения пожара). Стабилизатор пушки позволяет вести огонь в движении по пересеченной местности со скоростью 36 км/ч , а скорость движения поражаемых целей при этом может превышать 72 км/ч. Башня танка оборудована автономной системой аварийного электроснабжения, которая питается от аккумуляторов. Аккумуляторы также обеспечивают питание агрегатов и приборов СУО при отключенном двигателе.

Помимо электронной системы СУО на танке установлена вторая бортовая ЭВМ, которая управляет другими системами боевой машины , а при необходимости может выполнять функции ЭВМ СУО. Бортовая ЭВМ включает блоки управления автоматом заряжания, коробкой передач, двигателем, противопожарной системой, системами защиты от воздействия оружия массового поражения и т.д. На танке присутствует навигационная система, УКВ радиостанция, которая способна передавать речевые донесения и информацию в графической и цифровой формах.

Все перечисленные компоненты входят в состав танковой информационно-управляющей системы (ТИУС), которая совмещена с единой полковой системой управления боем . Она способна в автоматическом режиме передавать на КП полка или командиру подразделения все формализованные данные о направлении движения танка, расходе топлива и боеприпасов, его местоположении. Данная система принимает распоряжения и приказы и доводит их до командира боевой машины. Аналогичная система в настоящее время монтируется на американские танки «Абрамс».

Главной особенностью танка «Леклерк», которая позволяет некоторым специалистам относить его к ОБТ 4-го поколения – является принципиально новый уровень информационной интеграции и компьютеризации . Все электронные системы танка образуют единую танковую информационно-управляющую систему (ТИУС). Информация с нее выводится на многофункциональные мониторы. Электроника контролирует работу трансмиссии, двигателя, вооружения и других узлов, фиксируя все неполадки и выдавая информацию о них экипажу. Две радиостанции, система спутникового позиционирования и ЭВМ оптимально включают танк в боевую обстановку, предоставляя командованию широчайшие возможности для координации и связи.

Продажи данного танка за рубеж оказались достаточно скромными, но в первую очередь влияние здесь оказала цена. Единственным экспортером танка стали ОАЭ. Неудивительно, ведь цена одной машины колеблется на уровне 8 млн. долларов , что является рекордом в танкостроении. По некоторым сведениям 60% данной стоимости формируется за счет ТИУС.

Для сравнения : аналогичные ОБТ, к примеру, «Тип-90» обходятся японскому правительству в 6,6 млн. долларов, израильский «Меркава-4» и американский М1А2 SEP оцениваются в 6 млн., немецкий « » в 4-5 млн. долларов, ну а цена российского Т-90С составляет всего 1,3-1,8 млн. долларов.

/По материалам www.army-technology.com , topwar.ru и ru.wikipedia.org /