Для чего нужны миротворческие войска оон. "Голубые каски" безопасности: Все, что нужно знать о миротворческих миссиях ООН


Понятие «голубые каски», или «голубые береты» ООН, прочно вошли в политический обиход последних десятилетий. В каком бы регионе мира не вспыхивали межгосударственные или внутренние конфликты, международные военные контингенты и наблюдатели, а также полицейский и гражданский персонал по решению Совета Безопасности ООН в оперативном порядке направляются в «горячие точки» для оказания помощи в прекращении военных действий и восстановления стабильности. По сути, именно эта деятельность уже более 60 лет является наиболее зримым воплощением глобальной роли ООН, ее «визитной карточкой».

Конечно, далеко не все и не везде удавалось сделать Всемирной организации для сохранения мира: были взлеты и падения, победы и неудачи. Миротворцы ООН несли непростую службу в таких взрывоопасных регионах, как Ближний и Средний Восток, Африка, Азия, Латинская Америка, в таких растерзанных конфликтами странах, как Камбоджа, Южная Африка, Намибия, Сальвадор, Гватемала, Мозамбик и т.д.

Критики находят многие промахи, допущенные Организацией в прошлом. Действительно, в 1993 году провалом закончилась миссия ООН в Сомали, в 1994 году ООН не смогла предотвратить геноцид в Руанде, а чуть позже - остановить жестокую войну в Конго. Миротворцы ООН не смогли предупредить развязывание гражданской войны на Балканах, что привело к вооруженной интервенции НАТО и весьма трагическим последствиям для балканских народов, которые они испытывают до сих пор. Надо признать, что десятки резолюций Совета Безопасности ООН, касающиеся урегулирования острых региональных конфликтов, остаются невыполненными.

Но объективности ради надо сказать и о том, что эффективность Всемирной организации напрямую зависит от способности ее членов достигать консенсуса, проявлять политическую волю. Поэтому было бы несправедливо давать оценку миротворческим усилиям ООН исключительно в темных красках.

За долгие годы деятельность Организации в этой области стала заметным уникальным явлением международной жизни ХХ и ХХI столетий. Зачастую именно благодаря ООН оказывалось возможным спасти тысячи жизней, создать условия для мирного решения споров. Даже в Сомали, Руанде, Боснии и Герцеговине, где военные действия не утихали, несмотря на присутствие миротворцев ООН, им удавалось защитить гражданское население и обеспечить доставку столь необходимой гуманитарной помощи десяткам тысяч людей.

Природа многих конфликтов слишком остра, чтобы рассчитывать на быстрые результаты. На противоборство сторон наслаивается множество исторических, экономических, культурных, религиозных и иных факторов. В раздувании напряженности порой заинтересованы внешние силы, стремящиеся расширить сферу своего политического влияния или извлечь экономическую выгоду. И все же при всей неоднозначности оценок эффективности миротворческой деятельности ООН она, по всеобщему мнению, является важным инструментом укрепления международного мира и безопасности, а вклад государств в операции по поддержанию мира (ОПМ) во многом определяет их реальный статус и место на современной мировой арене.

Интересно само происхождение этого направления деятельности, упоминания которого нет в Уставе Организации. Ее принципиальной международно-правовой основой можно считать главы VI, VII и VIII Устава, прежде всего его статью 40, в соответствии с которой впервые в 1948 году после арабо-израильского конфликта на Ближний Восток были направлены военные наблюдатели ООН, получившие название «голубые береты». С тех пор эта форма - миссии наблюдателей и миссии наблюдения ООН - активно используется на практике и составила больше половины всех более чем 60 операций ООН.

Однако с течением времени и под влиянием складывавшейся мировой обстановки концепция миротворчества развивалась и наполнялась новым содержанием. В 1956 году она была дополнена созданием новой категории - операции ООН по поддержанию мира, теперь уже с применением вооруженных сил («голубых касок»), которые впервые получили «крещение» также на Ближнем Востоке. В их задачу входило создание буферной зоны, разъединение конфликтующих сторон и недопущение возобновления военных действий, что сыграло свою полезную роль.

Попытки провести правовую грань между принудительными операциями с использованием вооруженных сил и собственно операциями по поддержанию мира, осуществляемыми с согласия вовлеченных в конфликт сторон, вылились в то, что с подачи тогдашнего Генерального секретаря ООН Д.Хаммаршельда был запущен в оборот термин «операции, проводимые по Главе VI с половиной». То есть, что-то промежуточное между Главой VI (мирное урегулирование споров) и Главой VII, предусматривающей меры с использованием силы. Дискуссии на этот счет среди экспертов-международников идут до сих пор, хотя реальная жизнь давно уже ушла вперед, да и ооновское миротворчество за прошедшие десятилетия претерпело немалую эволюцию.

Для наглядности приведем некоторую статистику. С момента окончания холодной войны количество операций ООН по поддержанию мира выросло более чем на 400%. При этом если за первые 40 лет существования ООН было проведено всего лишь 13 миротворческих операций, то за последующие 20 лет - 47 операций.

Однако динамика миротворческой деятельности отчетливо показывает неравномерность ее развития: если в 1993 году был достигнут пик численности миротворцев (78 тыс. человек), то в 1998 году, после провальных операций в Сомали, бывшей Югославии и Руанде, их количество упало до 14,5 тыс. человек. Последовавшее затем резкое обострение конфликтов в Либерии, Сьерра-Леоне, Бурунди, Восточном Тиморе, Гаити, Косове, Судане, Сомали, ДР Конго вновь привело к резкому увеличению спроса на «голубые каски», который сохраняется и по сей день.

Рост числа и интенсивности конфликтов нового поколения привел к количественным и качественным изменениям в миротворческой деятельности. Прежде всего, значительно расширился круг стран, задействованных в ОПМ. Если раньше в ней принимали участие 20-30 государств, в основном из числа развивающихся стран, то теперь свои контингенты в распоряжение ООН предоставляют более 100 государств.

Сегодня в мире развернуто 16 миротворческих операций и две специальные политические миссии (в Ираке и Афганистане) с рекордным участием в них в общей сложности более 110 тыс. человек. Ежегодный бюджет миротворческой деятельности ООН приближается к 8 млрд. долларов.

Речь в большинстве случаев уже идет не о традиционном, даже, можно сказать, пассивном, поддержании мира, практиковавшемся до середины 1990-х годов. За последние годы миротворчество сильно эволюционировало в сторону многокомпонентности и многофункциональности. Одной из характерных черт стало задействование потенциала ООН не только в конфликтах между государствами, но и все чаще во внутригосударственных неурядицах, вызванных межэтническими, межконфессиональными, территориальными, политическими, экономическими и иными разногласиями и противоречиями.

Если в период с 1948 по 1989 год такого рода вмешательство со стороны международного сообщества требовалось лишь в 50% случаев, то сейчас на их долю приходится 90%. Их сложность состоит в том, что, как правило, в подобных конфликтах нет авторитетных представителей сторон, с которыми было бы возможно вести ответственный диалог. Даже если таковые находятся и ооновским посредникам удается установить контакты с руководителями различных группировок и кланов и в конечном счете способствовать заключению соглашения о прекращении огня, то зачастую хрупкое перемирие срывается, усугубляя и без того сложную обстановку в районе конфликта. Примерами тому могут быть ситуации в Сомали и некоторых других странах африканского континента.

С опытом международное сообщество все больше приходит к очевидному выводу о том, что простая приостановка военных действий, прекращение огня и контроль за соблюдением перемирия уже не являются достаточными для поддержания прочной стабильности в мире. Предотвращение конфликтов обходится дешевле их последующего урегулирования. А это требует наделения ООН новыми функциями и полномочиями. Именно поэтому в ООН стали меняться концептуальные подходы к кризисному урегулированию с упором на совершенствование механизмов предотвращения конфликтов и превентивной дипломатии (посредничество, переговоры).

С этой точки зрения в качестве одного из последних примеров можно отметить полезную работу созданного в 2007 году в Ашхабаде (Туркмения) Регионального центра ООН по превентивной дипломатии в Центральной Азии. Этот механизм выполняет важные функции по повышению профиля участия ООН в оказании содействия центральноазиатским странам в наращивании потенциала мирного разрешения споров и предотвращения конфликтов, в противодействии трансграничным угрозам безопасности (терроризму, экстремизму, незаконному обороту наркотиков и организованной преступности) с упором на Афганистан.

Характер современных угроз действительно качественно изменился. Сегодня они имеют ярко выраженную трансграничную и транснациональную природу. Именно поэтому при определении задач миротворческих операций наряду с классическими политическими аспектами (налаживание национального диалога, разоружение, реформа сектора безопасности, верховенство закона и т.д.) стал серьезно анализироваться более широкий социально-экономический и региональный контекст (незаконное использование природных ресурсов для финансовой подпитки конфликтов, терроризм, наркотрафик, организованная преступность, беженцы и внутренне перемещенные лица).

Для выполнения возлагаемого на миротворцев мандата в состав операций стали включать, помимо военного, сильный полицейский и гражданский компоненты. В их функции входит защита гражданского населения, беженцев и вынужденных переселенцев, содействие в создании национальных полицейских сил, контроль за соблюдением прав человека, укреплением демократии и гражданского общества, проведением выборов, помощь в социально-экономическом восстановлении разрушенных конфликтами стран.

В этих целях ряд государств (США, Великобритания, Германия, Канада) стали предпринимать активные меры по созданию национальных банков данных гражданских специалистов, своего рода «сил быстрого развертывания», для использования в постконфликтном восстановлении в различных регионах мира. Надо сказать, что в последние годы большое внимание этому вопросу стало уделяться на встречах «восьмерки». Сочетание усилий, предпринимаемых в этом формате, с потенциалом ООН может дать неплохие результаты.

В целом тема взаимосвязи миротворчества и миростроительства становится одной из основных в дискуссиях, призванных определить пути повышения эффективности ООН. Раньше традиционно считалось, что к миростроительству следует приступать только после завершения вооруженной фазы конфликта, установления прочного мира и выполнения военными контингентами своего мандата. Однако в последнее время в ООН приходят к выводу о том, что формирование прочных основ мирного урегулирования уже на ранних этапах требует дополнения военно-политического миротворчества миростроительной деятельностью. Это, как показывает опыт, в значительной степени является гарантией недопущения рецидива сползания в новые, еще более разрушительные конфликты.

К сожалению, ООН пока еще не всегда готова к быстрым действиям, и государства-члены не успевают адаптироваться к изменившимся реальностям. Масштабы миротворческой деятельности держат буквально на пределе материальные и людские ресурсы Организации. Увеличивающийся дисбаланс между многокомпонентными мандатами миротворческих операций и имеющимся в распоряжении ООН наличием военной техники, автомобильного и воздушного транспорта, особенно вертолетов, квалифицированных кадров, тылового обеспечения и инфраструктуры существенно затрудняет выполнение поставленных Советом Безопасности ООН задач.

Все чаще приходится проводить операции в нестабильной и «неуправляемой» политической обстановке и практически при полном отсутствии базовых условий в области безопасности. Если раньше миротворцы не имели права отвечать огнем на огонь и их контингенты обычно разворачивались в условиях прекращения огня и с согласия сторон в конфликте, то сегодня они вынуждены работать в условиях ведения полномасштабных военных действий (Афганистан, Судан, ДР Конго) и должны защищать не только себя, но и гражданское население. Но в этом случае велик риск того, что ооновские миротворцы невольно могут занять ту или иную сторону в конфликте, а это недопустимо для организации, призванной быть беспристрастным брокером. Многие страны в таких условиях воздерживаются посылать своих граждан в регионы с повышенным риском. Поэтому все чаще встает вопрос о наделении миротворцев Советом Безопасности ООН более «зубастыми» мандатами, которые позволяют им быть действительно той международной силой, которая способна добиваться решения поставленных задач без дискредитации авторитета Всемирной организации.

При этом ставка делается на налаживание глобального партнерства в интересах поддержания мира с региональными организациями, прежде всего с ЕС и Афросоюзом. Пример совместной операции Афросоюза и ООН в Дарфуре, несмотря на многочисленные сложности, подтверждает, что обе организации способны наладить полезное взаимодействие, гармонизировать стандарты ведения миротворческих операций и подготовки «голубых касок». Все это первые, но, несомненно, важные шаги в перспективном направлении, поскольку ООН становится все сложнее в одиночку нести бремя поддержания и восстановления мира в конфликтных регионах.

Аналогичным образом можно упомянуть и работу миссии в Сомали, которая была развернута в 2007 году Афросоюзом с санкции Совета Безопасности ООН. Направленные в эту страну силы африканских миротворцев из Бурунди, Уганды и Джибути оказывают содействие переходному правительству Сомали по стабилизации ситуации. ООН со своей стороны обеспечивает пакет объемной материально-технической помощи африканцам, однако учреждать собственную миротворческую операцию в Сомали пока не готова ввиду недостатка прогресса в политическом урегулировании, а также отсутствия соответствующих условий в области безопасности. Но в будущем планы на это есть, и в структурах ООН уже ведутся соответствующие наработки.

Активно расширяется взаимодействие по линии других региональных организаций. В 2010 году были приняты специальные резолюции Генеральной Ассамблеи ООН о сотрудничестве между ООН и ОДКБ и между ООН и ШОС, а генеральными секретарями этих организаций подписаны совместные декларации о взаимодействии. Определены такие области сотрудничества, как предотвращение и урегулирование конфликтов, борьба с терроризмом, транснациональной преступностью, незаконной торговлей оружием, предотвращение и реагирование на чрезвычайные ситуации. Это, несомненно, важные документы, открывающие «окно возможностей» для наращивания взаимовыгодного взаимодействия между этими организациями, в том числе в области миротворчества.

Новые горизонты требуют расширения круга поставщиков контингентов в миротворческие операции. Дело в том, что в последние годы состав основных поставщиков контингентов практически не менялся. Их костяк, как правило, состоит из преимущественно развивающихся стран, на долю которых приходится свыше 65% численности международных миротворцев. В «передовиках» традиционно стоят Пакистан (10 686 человек), Бангладеш (10 309 человек), Индия (8635 человек), Нигерия (5583 человек) и Египет (5438 человек). Крупные развитые страны существенно им уступают: в первую двадцатку входят только две страны НАТО - Италия (1994 человек) и Франция (1916 человек), которые попали в нее относительно недавно в связи с участием во Временных силах ООН в Ливане.

Но вот что касается основных плательщиков в миротворческий бюджет ООН, то здесь ситуация иная. Более 85% финансового бремени по облуживанию операций несут на себе США (25%), Япония (16%), страны ЕС (в совокупности покрывающие более 30% бюджета ОПМ).

Во многом сдержанность поставщиков контингентов связана с материальным фактором. Быть миротворцем, например, для представителей развитых стран с финансовой точки зрения отнюдь не привлекательно.

ООН выплачивает за подготовку, экипировку и участие в ОПМ около 1 тыс. долларов на человека в день, и уже государство решает, сколько из этой суммы выдать миротворцу на личные расходы. Одни дают 200-300 долларов, другие - 700-800 долларов. Эти нормативы были заложены 20-30 лет назад. Но то, что устраивало военнослужащих тогда, сегодня безнадежно устарело и требует корректировки. Хотя, надо заметить, что для многих бедных развивающихся стран и такая компенсация за службу в ооновских войсках по-прежнему считается неплохим заработком.

Конечно, было бы неправильно все сводить к меркантильному интересу. Считается гораздо важнее то, что миротворческие операции ООН оказываются в конечном итоге тем средством, благодаря которому удается сдерживать конфликты. Кроме того, для многих стран вклад в эту сферу деятельности ООН является делом престижа, отражением веса и влияния на международной арене. И для этого они готовы идти на дополнительные расходы по содержанию направляемого ими персонала. Особое внимание при этом, скажем, западники уделяют странам и регионам их исторического и культурного влияния.

В последнее время интерес к участию в ОПМ ООН стал проявлять Китай, который занимает 17-е место среди поставщиков контингентов. Крупные китайские подразделения развернуты в Судане (Дарфур), ДР Конго, Либерии, то есть в странах, где у Пекина есть реальные экономические интересы, требующие поддержания стабильной обстановки. Поэтому помимо военных наблюдателей Китай направляет в эти операции ООН гражданскую полицию, инженеров, медицинские бригады, активно помогающие в постконфликтном восстановлении.

По-прежнему невысок уровень участия в миротворческих операциях ООН США и Великобритании (71-е и 46-е места в списке поставщиков соответственно). Объясняется это тем, что руководство этих стран сдержанно относится к ооновскому флагу и предпочитает вести военные операции за рубежом (прежде всего в Афганистане и Ираке) под собственным национальным или натовским командованием, в лучшем случае санкционированным Советом Безопасности ООН. Хотя с приходом в Белый дом Б.Обамы американцы начинают пересматривать свои подходы, определив участие в миротворческой деятельности ООН в качестве одного из своих приоритетов. Можно предположить, что причина такого разворота США связана с планами укрепления американского присутствия в перспективно важных регионах - Судане, ДР Конго наряду с традиционными вотчинами США - Гаити и Либерией. Немаловажным является и то, что американцы располагают серьезными финансовыми рычагами воздействия на ООН, поддерживая и лоббируя те миссии, которые они считают наиболее приоритетными для своих национальных интересов.

Россия занимает 41-е место в списке поставщиков контингентов, предоставляя в миротворческие операции ООН 365 человек. Крупные российские вертолетные подразделения развернуты в составе миссий ООН в Судане (146 человек), а также ЦАР и Чаде (119 человек). Российские военнослужащие, военные наблюдатели, полицейские также задействованы в операциях в Гаити, Косове, Западной Сахаре, ДР Конго, Кот-д´Ивуаре, Либерии, Восточном Тиморе, на Ближнем Востоке.

Конечно, уровень нашего участия в миротворческих операциях ООН вряд ли можно признать удовлетворительным. Статус России как постоянного члена Совета Безопасности ООН, оказывающей постоянную политическую поддержку ООН и активно участвующей в разработке и контроле за выполнением ее миротворческих мандатов, дает возможность для более плотного вовлечения в эту сферу деятельности Организации. Такие планы в настоящее время прорабатываются, и соответствующие предпосылки для этого имеются.

Например, необходимо полнее использовать то, что Россия вот уже многие годы прочно занимает первое место среди поставщиков товаров и услуг для миротворческой деятельности ООН. Общая сумма контрактов российских компаний составляет 382 млн. долларов, 99% из которых приходится на критически важные для обеспечения жизнедеятельности ООН в авиа- и вертолетной поддержке, особенно в ситуациях, когда миротворцам приходится сталкиваться с трудными климатическими условиями или реагировать на действия повстанцев.

Кроме того, в России накоплен большой опыт, а также методология участия и обучения миротворческого персонала. На базе Всероссийского института повышения квалификации сотрудников МВД России в г. Домодедове существуют программы подготовки иностранных миротворцев, в том числе из африканских стран. Все это несомненные плюсы, которые заставляют внимательно прислушиваться к голосу России в ООН.

Однако эти преимущества не снимают с повестки дня вопрос о расширении практического участия России военными контингентами и гражданским персоналом. Несомненно, это будет отвечать российским интересам как с политической, так и экономической точек зрения, а также потенциально может стать одним из основных направлений расширения присутствия и укрепления влияния России не только в Африке, но и других регионах мира.

Приходится исходить из того, что конфликты остаются и, очевидно, еще будут оставаться неизбежным компонентом мирового политического ландшафта. Спрос на миротворцев и цена урегулирования кризисных ситуаций будут по-прежнему высокими. Для этого необходимо укреплять миротворческий потенциал региональных организаций (ОДКБ, ЕС, НАТО, Афросоюза, АСЕАН и др.), совершенствовать их превентивные и миростроительные механизмы. Более широко будет внедряться практика создания «коалиций желающих» или «групп друзей», оказывающих политическую и финансовую поддержку тем или иным международным операциям. Однако очевидно, что в любом случае им не под силу полностью заполнить ту нишу, которую по праву уже несколько десятилетий занимает ООН.

Что же касается масштабов и эффективности миротворческих операций ООН, то это во многом будет зависеть от политической воли государств - членов ООН и их готовности приложить максимум усилий для их успеха. Однако, без сомнения, Всемирная организация останется уникальной мировой «фабрикой» «голубых касок», находящихся на службе мира.

Когда конфликт между двумя странами медленно, но верно начинает переходить в стадию «невозврата», когда гуманитарный кризис заставляет бежать людей прочь – в дело вступают бравые миротворцы ООН.

История создания

Миротворческая деятельность ООН берёт своё начало с 1948 года, где берёт своё начало первая миссия, получившая название «Орган Организации Объединенных Наций по наблюдению за выполнением условий перемирия». Суть её заключалась в установлении международного контроля над соблюдением перемирия между Израилем и арабскими государствами.

Миротворческая миссия доволно хорошо себя зарекомендовала в отнюдь не лёгкой операции. Тем самым дав будущее дальнейшей дейтельности миротворцев.

Безусловным плюсом затеи с миротворцами является тот факт, что у Организации Объединенных Наций нет постоянного международного контингента - ни полицейского, ни военного. Войска, несущие службу в составе миротворческих сил ООН, добровольно предоставляются самими государствами-членами, в том числе и Россией.

С момента своего создания организации провела около 70 миротворческих операций, некоторые из них продолжаются и поныне.

Боевой опыт

Боевой опыт миротворцев весьма солиден. Вспомним самые известные миротворческие миссии ООН.

В июле 1960 года правительство Республики Конго попросило ООН помочь сохранить территориальную целостность страны, угрозу которой несла агрессия со стороны Бельгии. Как итог для стабилизации ситуации было введено порядка 20 тысяч миротворцев, которые за 4 года смогли не только заставить отступить агрессора назад, но и подавить сеппаратисткое сопротивление.

В связи с напряженными отношениями между греческой и турецкой общинами в 1974 году остров Кипр фактически оказался разделен на две части. Благодаря миротворческим силам ООН войну между Грецией и Турцией удалось избежать. А военный контингент ООН и по ныне охраняет линию разделения сторон.

Стоит отметить, что самой продолжительной миротворческой миссией остается «Орган ООН по наблюдению за выполнением условий перемирия», действующий на Синайском полуострове с 1948 год и по сей день.

Голубые каски

Так почему же миротворцы ООН экипированы именно в голубые каски? Давайте разберёмся.

Когда в 1956 году на Ближнем Востоке случился Суэцкий конфликт, перед миссией ООН была поставлена сложная задача - вывести из Египта войска Великобритании, Франции и Израиля. Учитывая тот факт, что в миротворческие силы входили профессионалы своего дела, операция всё равно оказалась под угрозой срыва.

Суть в том, что форма миротворцев довольно сильно смахивала на ту, в которой были облачены участники конфликта. «Брендовые» нарукавные нашивки с эмблемой ООН в тот момент, когда лютовала песчаная буря были практически незаметны. И как итог миротворцы попадали чуть ли не под каждый обстрел египтян. Вот тогда то миссия Объединённых Наций решила покрасить свои каски в ярко-голубой цвет - официальный цвет ООН, что в свою очередь позволило миротворцам завершить операцию успешно.

Суэцкий конфликт стал хорошим уроком для ООН. С тех пор миротворцы носят головные уборы исключительно ярко-голубого цвета, который хорошо заметен издалека. А на каски белой краской наносятся буквы «UN», что обозначает United Nations - ООН.

За все время существования миротворческих сил ООН в их рядах несли службу более миллиона военных, полицейских и гражданских сотрудников, более 3,4 тыс. миротворцев погибли, в том числе 129 человек в 2015 г. В настоящее время миротворческий контингент насчитывает около 125 тыс. человек из 123 государств-членов ООН. Они участвуют в 16-ти текущих миссиях по поддержанию мира в Европе, Азии и Африке.

Иванов Ерёма

Важным инструментом поддержания мира становятся миротворческие операции ООН. Их деятельность регулируется принятое на основе Устава ООН серией резолюций Генеральной Ассамблеи, которая регулярно Рассматривает вопрос о миротворческих операциях. Необходимость такого рода регулирования определяется двумя моментами.

Во-первых, миротворческие операции приобрели Значительный размах.

Во-вторых, они прямо не предусмотрены Уставом ООН, а вытекают из его общих целей и принципов.

Под миротворчества понимается применение многонациональных сил под командованием ООН для ограничения и урегулирования конфликтов между странами. Миротворческие операции выполняют роль нейтральной третьей стороны для установления и сохранения режима прекращения огня и создания буферной зоны между воюющимы сторонами. Кроме того, они оказывают помощь в проведении выборов и в обезвреживания смертоносных наземных мин.

Существуют два вида миротворческих операций: миссии наблюдателей и операции с участием миротворческих сил. Наблюдатели безоружны, а военнослужащие миротворческих сил ООН вооружены легким вооружением, которое они могут применять исключительно в целях самообороны. Миротворцев ООН легко узнать по эмблему ООН и голубым беретам, Которые они носят, находясь на службе. Голубые каски, ставшие символом миротворцев ООН, надеваются во время любых операций, когда существует опасность. Миротворцы носят свою национальную форму. Правительства, предоставляющие войска, сохраняют полный контроль за своими воинскими контингентами, несущими службу под флагом ООН.

Совет Безопасности вправе применять вооруженные силы для осуществления своих решений об устранении угрозы миру или любого его нарушения. Речь идет о военном принуждении. Оно может выражаться в участие в сражениях, в силовом разделении воюющих сторон и т.п. Соответствующий положениям Устава ООН принадлежит важная превентивная роль. Однако на практике они не применялись. Юридически к ним нельзя отнести и в принципе поддержанные ООН операции США и их союзников против Ирака (1990 - 1991 гг.).

В отличие от этого миротворчество означает операции ВООРУЖЕННЫХ сил без применения оружия, за исключением случаев самообороны, осуществляемый с согласия основных воюющих сторон и предназначенный для наблюдения за соблюдением соглашения о перемирии. Цель - поддержка дипломатического усилий во имя достижения политического урегулирования спора.

Миротворческие силы ООН характеризуются следующими чертами:

Их персонал предоставляется и оснащается государствами-членами;

Миротворческие силы применяются по решению Совета Безопасности и в рамках этого решения;

Миротворческие силы действуют под флагом ООН;

Миротворческие силы используются при наличии желания сторон в конфликте его прекратить;

Миротворческие силы подчиняются Генеральному секретарю ООН.

Миротворческие силы были применены уже в 1948 г. По решению Совета Безопасности на разные участки границы еврейского государства были ориентированы группы наблюдателей для контроля за перемирие, предписанным решением Совета Безопасности. Эти группы в количестве 217 военных наблюдателей действуют и поныне.

Как правило, Совет Безопасности ООН учреждает миссии по поддержания мира и определяет параметры их деятельности. Это достигается путем предоставления Миссии мандата - описания стоящих перед ними задач. Чтобы учредить новую миссию по поддержания мира или изменить мандат или численность личного состава любой существующей миссии, за соответствующее предложение Должны проголосовать девять из 15 государств - членов Совета Безопасности.

Тем не менее, если любой из пяти постоянных членов - Китай, Российская Федерация, Соединенное Королевство, Соединенные Штаты или Франция - проголосует против такого предложения, оно не принимается.

Департамент операций по поддержания мира руководит и управляет миссией от имени Генерального секретаря, який отчитывается о их деятельности перед Советом Безопасности. Большинство миссий возглавляют специальные представители Генерального секретаря. ДОПМ помогает Генеральному секретарю формулировать правила и процедуры деятельности по поддержания мира, вынос рекомендации в отношении учреждения новых миссий и Управляя существующими миссии. Кроме того, Департамент поддерживает ряд политических миссий, таких, как Миссия ООН по содействие Афганистану, Отделение ООН в Восточном Тиморе и Объединенное представительство ООН в Сьерра-Леоне.

Старшие военные офицеры, штабные офицеры и военные наблюдатели, служащие в миссии ООН, нанимаются на службу непосредственно ООН, как правило, на основе прикомандирования от своих национальных ВООРУЖЕННЫХ сил. Миротворческие контингенты, известные как «голубые каски», участвуют в миротворческих операциях ООН на условиях, Которые тщательно Прорабатываются правительствами предоставляющих их стран, и остаются в целом под юрисдикцией ЭТИХ правительств, хотя и служат под оперативным командованием ООН.

Полномочия направят миротворцев сохраняются за соответствующей правительствами, Которые добровольно их предоставляют. Правительства также несут и ответственность за выплату им денежного довольствия, дисциплинарные и кадровые вопросы.

Государства-члены предоставляют также полицейских, Которые служат на тех же условиях, что и военные наблюдатели, а именно в качестве «прикомандированных экспертов», получающих жалование от ООН.

Совет Безопасности может также санкционировать операции по поддержания мира, осуществляемый другими организациями. Например в 1999 году после завершения НАТО своих бомбовых ударов Совет поручили НАТО поддерживать мир в Косово (в форме Сил для Косово, или СДК). Одновременно Совет учредил миссию ООН по делам временной администрации в Косово (МООНК) - операцию ООН по поддержания мира - и поручили ей обеспечить административное управление территорией, поддерживать там законность и правопорядок и Формировать демократические институты самоуправления. В том же году Совет уполномочил международные силы под командованием Австралии восстановить порядок на Восточном Тиморе - ныне Восточного Тимора. В следующем году эти силы были заменены операцией ООН по поддержания мира. В 2001 году Совет уполномочил международную коалицию - Международные силы содействия безопасности (ИСАФ) - обеспечить военное присутствие в Афганистане, а также учредил политическую миссию ООН для оказания поддержки переходного правительству. В октябре 2003 года Совет уполномочил многонациональны силы под командованием США поддерживать безопасность и стабильность в Ираке. В 2004 году Совет предложил Африканский союз обеспечить мониторинг обстановки в Дарфуре, Судан, в то время как посредством переговоров между сторонами были предприняты попытки достичь мира.

46. ​​Международно-правовые проблемы разоружения. Ракетно-ядерное разоружение. Договор о.

Разоружение является надежной гарантией безопасности. Эта идея нашла отражение в ряде международно-правовых актов. Получила распространение концепция принципа разоружения. Обязательства государств в этой области сформулировано в принципе неприменения силы следующим образом: государства должны добросовестно вести переговоры с целью быстрого укладення универсального договора о всеобщем и полном разоружении под эффективным международным контролем.

Устав ООН уполномочил Генеральную Ассамблею «рассматривать общие принципы сотрудничества в деле поддержания международного мира и безопасности, в том числе принципы, определяющие разоружение и регулювання вооружений» (ст. 11). На Совет Безопасности возложена ответственность за формулировку «планов создания системы регулирования вооружений» (ст. 26).

О том, что является общим и полным разоружением, можно судить по одобренной Генеральной Ассамблеей Совместным заявлением правительств СССР и США 1961 Она предполагает роспуск вооруженных сил, ликвидации вийськових сооружений и вооружений; уничтожение и прекращение производства оружия массового уничтожения, а также средств его доставки; упразднение органов военного руководства и прекращение военного обучения; припинення расходования средств на военные цели. Сохраняются только военные средства, необходимые для поддержания внутреннего правопорядка.

Нереальность достижения полного разоружения вскоре стала очевидной, поскольку государства требовали вооружений для гарантування своей безопасности, поддержания внутреннего порядка и выполнения миротворческих функций, поэтому возможно лишь частичное разоружение, сокращение вооружений.

Особое значение имеет предотвращение употребления ядерной оружия и других видов оружия массового поражения (химического, бактериологического, радиологичнои, экологической).

Начиная с 1961 г.., Генеральная Ассамблея ООН приняла ряд резолюций, запрещающих применение ядерного оружия. Существенное зна чение имеют соглашения между СССР и США - Соглашение о мерах по уменьшению опасности возникновения ядерной войны 1971, Соглашение о предотвращении ядерной войны 1973 г. и др..

В 1963 был подписан Московский договор о запрещении випробувань ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой. В1996 г.. Генеральная Ассамблея приняла Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний.

С 1968 г.. Действует Договор о нераспространении ядерного оружия. Державы, обладающих ядерным оружием, обязались не передавать ее неядерным государствам, а последние обязались не принимать ядерное оружие. Перед заключением настоящего Договора Совет Безопасности в 1968 прийняла Резолюцию об обеспечении безопасности, согласно которой агрессия с применением ядерного оружия или угрозы такой агрессии против государства, не обладающего ядерным оружием, вызовет немедленные действия со стороны Совета Безопасности, и прежде все ее постоянных членов.

Итак, позиция международного права в отношении ядерного оружия выглядит следующим образом:

а) не запрещено обладание ядерным оружием теми государствами, которые ее уже располагают (ядерные державы)

б) распространение этого оружия является противоправным;

в) неядерным государствам должны быть предоставлены гарантии безопасности от

ядерной агрессии.

Существенную роль в ограничении распространения ядерного оружия и в забезпеченни безопасности неядерных государств играют безъядерные зоны. В 1967 г. Был принят Договор о запрещении ядерного оружия в Латинской Америци, который объявил регион свободным от ядерного оружия. Вторая безъядерная зона была создана в 1985 году. Путем принятия Договора о безъядерной зоне пивденноичастины Тихого океана. В нем содержатся нормы, запрещающие захоронения радиоактивных веществ в море в пределах зоны. Подписав Протокол II, пять ядерных государств приняли на себя те же обязательства, что и в отношении Латинской Америки.

Договор об Антарктике 1959 создал безъядерную зону, заборонившы проведения любых испытаний ядерного оружия в Антарктици.Договир о космосе 1967р.заборонив вывода на орбиту и размещения в космическом пространстве ядерного зброи.Угода о деятельности государств на Луне и других небесных телах 1979. установила дополнительные ограничения в этом плани.Договир о морском дне 1971 запрещает размещение любой ядерного оружия на морском дне и в его недрах.

Что касается неядерных видов оружия массового поражения, то в этой области серьезным достижением стала Конвенция о запрещении розробкы, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении 1972 и Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления и применения химического оружия и о его уничтожении 1993

Экологическим средствам и методам ведения войны посвящена Конвенцию о запрещении военного или любого иного враждебного застосування средств воздействия на природную середовище1976 г. Конвенция запрещает прибегать к любому враждебного применения средств воздействия на природную среду, которые имеют массовые, длительные и тяжелые последствия. В частности, запрещается использование средств, способных изменить погодные условия, вызвать землетрясения, приливные волны, затопления, а также привесты к истощению озонового слоя.

Одним из главных направлений обеспечения международной безопасности является ограничении стратегических вооружений (ОСВ). Разумеется, основная роль в этом процессе с самого начала принадлежала двум «сверхдержавам» - СССР и СЕЛА. В 1972 году. Они подписали соглашения, известные как ОСВ-1. Они включають Договор об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО) и Временное соглашение о некоторых мерах в области ограничения стратегических наступательных вооружений (СНВ).

Договор по ПРОобмежив количество районов размещения систем ПРО двумя для каждой из Сторон. В 1974 г. Стороны подписали Протокол, ограничивающий количество районов ПРО одним для каждой из Сторон. Обмеження О имело важное значение, поскольку уменьшало способность потенциального агрессора противостоять удару в видповидь.Однак, в 2001 г.. США денонсировали Договор по ПРО.

Временное соглашение о некоторых мерах в области ограничения стратегических наступательных вооружений 1972 ввела ограничения в отношении килькостипус-ковихустановок стратегических баллистических ракет. Было также ограничено количество баллистических ракет на подводных лодках до 950 для СССР и до 710 для США. Срок действия Соглашения - пять лет. Однако в 1977 г.. Стороны заявили, что они будут и в дальнейшем придерживаться Соглашения.

В 1987 г.. В результате встречи на высшем уровне между СССР и США был подписан Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности. Договор предусмотрел ликвидацию целого класса ядерных вооружений. В марте 2002 г.. В результате встречи президентов России и США был подписан новый Договор между РФ и США о сокращении стратегических наступательных потенциалов.

Сокращение обычных вооружений только начинает осуществляться, и притом довольно медленно. Самым существенным достижением в этой области является Договор об обычных вооруженных силах в Европе, подписанный в Париже в 1990 году. 22 государствами. Им предусмотрено значительное сокращение наземных и воздушных, но не морских сил.

Он далее пояснил: «…миротворческие силы своими усилиями внесли важный вклад в дело реализации одного из основополагающих принципов Организации Объединенных Наций. Таким образом, эта всемирная организация стала играть более центральную роль в мировых делах и пользоваться все большим доверием».

Беспристрастные солдаты

Тот факт, что Нобелевская премия мира была присуждена военнослужащим, участвующим в усилиях ООН по поддержанию мира, может показаться аномалией. Одно из требований Альфреда Нобеля к лауреатам состоит в том, что они должны проделать максимальную или самую эффективную работу для «ликвидации или сокращения регулярных армий». Однако этот факт следует рассматривать в свете международных событий того времени. Награда подтверждает общепризнанную идею, что миротворческие силы ООН действуют в духе, характерном для требований к лауреатам Нобелевской премии мира, что они существуют для предотвращения военных действий и подготовки почвы для мирного урегулирования в районах конфликта на основе использования не насилия, а переговоров и убеждения.

«Холодная война» между СССР и США и начавшаяся в результате нее гонка ядерных вооружений были реалиями на протяжении десятилетий после Второй мировой войны, они создавали нестабильность в мире и страх перед катастрофой, чреватой уничтожением человечества. В этой атмосфере нестабильности альтернативой войне и конфликтам стала новая техника миротворчества. «Произошла практическая переоценка реалий международного мира и безопасности. Основой этих усилий стали 16 миротворческих операций и бесчисленные посреднические миссии сменявших друг друга генеральных секретарей», - заявил в своей Нобелевской речи занимавший в то время пост Генерального секретаря ООН Хавьер Перес де Куэльяр, назвавший миротворческие операции «самым успешным обновлением ООН».

С тех пор участились случаи «вмешательства» миротворческих сил ООН. Военнослужащие находятся в готовности для отправки на добровольной основе и с одобрения Совета Безопасности ООН в неспокойные районы. Они могут быть размещены в зонах, где было достигнуто прекращение огня, однако переговоры по официальному мирному договору еще не закончены. Эти силы, включающие легко вооруженные войска и невооруженных наблюдателей, представляют собой независимую структуру и могут за счет одного своего присутствия значительно содействовать снятию напряжения в нестабильных ситуациях. Генеральный секретарь ООН Перес де Куэльяр, высказавшийся за путь «консенсуса, примирения, посредничества, дипломатического нажима и основанных на сотрудничестве ненасильственных миротворческих действий», считал эволюцию миротворческих сил полезным практическим отражением того, как может быть построена и как может поддерживаться международная администрация. Говоря об использовании этих военнослужащих как «катализатора мира, а не орудия войны», он охарактеризовал миротворческие операции как прямую противоположность военным действиям против агрессии, а несражающихся солдат мира назвал символом международной администрации, предлагающей «почетную альтернативу войне и полезный предлог для мира».

Вмешательство ООН с использованием групп наблюдателей начались в 1948 г., когда был установлен международный контроль над соблюдением перемирия между Израилем и арабскими государствами. Первые полномасштабные миротворческие силы ООН, Первые чрезвычайные вооруженные силы Организации Объединенных Наций (ЧВСООН I) в составе 10 стран, были созданы в 1956 г. для наблюдения за отводом иностранных войск из зоны Суэцкого канала. Затем, в 1967 г. и вновь в 1974 г., миротворческие войска осуществляли контроль и снимали напряженность военных действий на Ближнем Востоке. Временные силы ООН в Ливане (ВСООНЛ), выполнявшие наиболее интенсивные операции в этом районе, были созданы для наблюдения за событиями на месте после вторжения Израиля в Ливан в 1978 г. Они оказывали помощь в поддержании мира во время вывода израильских войск, а также способствовали восстановлению власти ливанского правительства. Уменьшение напряженности в этом районе обошлось дорогой ценой, погибло около 250 военнослужащих ВСООНЛ.

В Конго миротворческие операции ООН сыграли важную роль в сдерживании гражданской войны, начавшейся после получения этой страной в 1960 г. независимости от Бельгии. ООН снова дорого заплатила за эту операцию, потеряв своего энергичного Генерального секретаря Дага Хаммаршельда, погибшего в авиакатастрофе. Миротворческие операции продолжаются также в других регионах, где сохраняются основные причины конфликтов, например, на Индийском субконтиненте и на Кипре, где международное вмешательство сдерживает и предотвращает военные действия.

«В ситуациях конфликта... жизненно необходимы инициативы, благодаря которым могут быть начаты реальные переговоры. По мнению Нобелевского комитета, миротворческие операции ООН вносят именно такой вклад», - подчеркнул Председатель Норвежского Нобелевского комитета Эгил Аарвик в речи, произнесенной в январе 1989 г., когда он представил миротворческие силы ООН в качестве кандидата на получение премии, указав также на «мобилизацию войск из стран всего мира как на ощутимое свидетельство стремления мирового сообщества разрешать конфликты мирными средствами».

«Нобелевский комитет также считает, что миротворческие операции и то, как они осуществляются, способствует проведению в жизнь идей, на основе которых была создана ООН. Поэтому присуждение Нобелевской премии мира за этот год следует считать признанием заслуг ООН в целом. Эта премия - отражение наших надежд на ООН». В своем заключительном заявлении Аарвик приветствовал роль, которую играют молодые люди в миротворческих силах ООН, поскольку их вклад создает возможность для позитивного проведения в жизнь целей ООН».

Правообладатель иллюстрации AFP Image caption Миротворческие миссии ООН действуют в самых разных уголках планеты с разной степенью успешности

Вопрос отправки миротворцев в зону конфликта в Донбассе может обсуждаться во время встречи глав МИД "нормандской четверки", говорят украинские власти.

При этом Украина настаивает на том, что Россия не должна участвовать в этой миссии.

В середине марта Верховная рада одобрила обращение президента Петра Порошенко в Совет Безопасности ООН и Совет ЕС о развертывании на территории Украины международной операции по поддержанию мира и безопасности.

История участия ЕС в миротворческих операциях началась в 2003 году с миссии в Македонии.

В настоящее время осуществляются пять военных и 11 гражданских операций, самые заметные - миссии в Боснии и Косове, борьба с пиратством в районе Африканского Рога, мониторинг ситуации в Грузии и помощь правительствам Афганистана, Ирака, Демократической Республики Конго и Палестинской автономии в обучении местной полиции.

Гораздо богаче опыт миротворческих операций у ООН. С момента своего создания организации провела около 70 миротворческих операций, некоторые из них продолжаются и поныне.

Самыми "старыми" являются миссии военных наблюдателей на Ближнем Востоке и на индо-пакистанской границе, действующие соответственно с 1948 и 1949 года.

Мы вспомнили некоторые самые известные миротворческие миссии ООН.

_________________________________________________________________

Миротворческая миссия Организации Объединенных Наций в Конго (ONUC) в 1960-1964 годах стала одной из крупнейших операций ООН. Контингент ООН насчитывал около 20 тысяч военнослужащих из 30 стран мира.

Кроме того, это была одна самых кровопролитных миротворческих операций в истории ООН. В ходе операции погибли около 250 миротворцев и гражданских сотрудников организации.

Правообладатель иллюстрации AP Image caption Причины крушения самолета, на котором летел в Конго генеральный секретарь ООН Даг Хаммаршельд, так до сих пор и не установлены

В июле 1960 года правительство Республики Конго (впоследствии Заир, а ныне Демократическая Республика Конго) попросило ООН помочь в сохранить территориальную целостность страны, угрозу которой несла агрессия со стороны Бельгии.

Бельгийские войска покинули Конго, однако страна столкнулась с угрозой сепаратизма, провинции Южное Касаи и Катанга провозгласили свою независимость.

Силы ONUC фактически поддержали одну из сторон конфликта - правительство Конго - в борьбе с сепаратистами.

В общей сложности миссия провела четыре военные операции против Катанги. Первые три не принесли успеха. А вот в результате четвертой операции движение за независимость провинции было подавлено, и она вернулась в состав Конго. В июне 1964 года войска ООН покинули страну.

Во время миротворческой операции ООН в Конго в авиакатастрофе в Северной Родезии погиб генеральный секретарь ООН Даг Хаммаршельд. Точные причины и обстоятельства катастрофы до сих пор неизвестны.

__________________________________________________________________

Миссия ООН на Кипре

Миссия ООН на Кипре – одна из самых продолжительных. Она началась в 1964 году и продолжается по настоящее время.

Вооруженные силы ООН по поддержанию мира на Кипре были учреждены в начале 1964 года в связи с напряженными отношениями между греческой и турецкой общинами.

Image caption В 1974 году, после начала конфликта, танки греческих киприотов стали турецкими трофеями

А в 1974 году остров Кипр оказался разделен на турецкую и греческую части, когда греческая хунта попыталась присоединить остров к Греции, а Турция ответила высадкой войск, взяв под контроль около трети территории и создав там не признанную никем, кроме Анкары, "Турецкую Республику Северного Кипра".

Войну между Грецией и Турцией, правда, предотвратила не ООН, а США, которые направили к острову свой Шестой флот.

Контингент ООН с этого времени охраняет линию разделения сторон.

Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун в 2011 году заявил о начале "внутренних дискуссий о присутствии ООН на Кипре".

Судя по всему, эти дискуссии продолжаются и поныне, продолжается и обсуждение перспектив воссоединения острова. Воссоединение сделает пребывание на острове миротворцев нецелесообразным. Впрочем, судя по всему, произойдут оба эти события не скоро.

___________________________________________________________________

Временные силы ООН в Ливане

Нет ничего более постоянного, чем что-то временное. Эту нехитрую житейскую истину подтверждает история Временной миссии ООН в Ливане.

Эти силы были размещены в южном Ливане на границе с Израилем в 1978 году. Первоначальная численность миротворческого контингента ООН составила 4 тысячи человек. В конце 2013 года миротворцев было уже 15 тысяч.

Силы ООН наблюдали за процессом вывода израильских войск из южной части Ливана, обеспечивали безопасность в регионе и помогали правительству Ливана вернуть управление над южной частью страны.

Правообладатель иллюстрации AP Image caption Миротворцев ООН в Ливане критикуют как израильтяне, так и "Хезболла"

В общей сложности, в период с 1978 по 2014 год в Ливане погибли 308 миротворцев

Миссия подвергалась критике обеих сторон конфликта. Израиль обвинял миротворцев ООН не только в пассивном содействии боевикам "Хезболлы", но и в активном сотрудничестве с этой организацией.

"Хезболла", в свою очередь, обвиняла сотрудников ООН в превышении своих полномочий.

Впрочем, миссия продолжает свою "временную" работу. На сегодняшний день в ее составе находятся 10 тысяч военнослужащих из 38 стран и около тысячи гражданских сотрудников миссии.

Миссия ООН в Боснии и Герцеговине

Силы ООН по охране - миротворческая миссия на территории стран бывшей Югославии в 1992-1995 годах.

Первоначально миссия действовала в Хорватии и следила за соблюдением условий перемирия между враждующими сторонами.

В течение трех с половиной лет усилия миротворцев не приносили ощутимых результатов. Более того, их собственные позиции неоднократно подвергались обстрелам.

В середине 1995 года хорватская армия силой восстановила контроль над всей территорией страны, ликвидировав самопровозглашенную республику Сербская Краина.

Правообладатель иллюстрации AP Image caption ООН обвиняли в том, что ее миротворцы позволили захватить Сребреницу сербам, которые устроили в городе резню

А еще до этого, после начала боевых действий в Боснии, мандат миссии был распространен и на всю территорию Боснии и Герцеговины.

Самый трагический и, как говорят многие, позорный эпизод в истории миссий ООН связан с событиями в Сребренице.

11 июля 1995 года командование голландского миротворческого батальона в этом мусульманском анклаве, окруженном территорией непризнанной Республики Сербской в Боснии и Герцеговине, отвело свои силы из города, опасаясь за жизнь своих военнослужащих.

Это было сделано по требованию сербских сил, которые после этого захватили Сребреницу и устроили резню мусульман, жертвами которой стали тысячи мальчиков и мужчин-босняков.

В ответ на это НАТО нанесла авиаудары по территории Республики Сербской. В декабре 1995 года было достигнуто Дейтонское соглашение, остановившее кровавый межэтнический конфликт в Боснии.

Операция ООН в Хорватии была прекращена в 1998-м, в Боснии и Герцеговине в 2002 году.

____________________________________________________________________

Миссия ООН в Косове

В еще одном регионе в бывшей Югославии – Косове – миссия ООН начала свою работу уже по окончании войны.

Миссия ООН в Косове начала работу в июне 1999 года, уже по окончании боевых действий и введения в край наземных сил НАТО.

Правообладатель иллюстрации AP Image caption Миссия НАТО в Косове (KFOR) сыграла важнейшую роль в прекращении войны в Косове, миссия ООН появилась там позже

Когда югославские войска покинули Косово, главной целью сотрудников ООН стало обеспечение безопасности с тем, чтобы не допустить возобновления боевых действий.

Кроме того, ООН помогала в вопросе самоуправления в Косове и даже некоторое время фактически управляла краем.

Впрочем, после провозглашения Косовом независимости и принятия конституции роль ООН в этом регионе заметно снизилась.

Снизилась она еще и из-за того, что была учреждена Специальная миссия ЕС в составе гражданских лиц и полицейских, которые были направлены в Косово.