Проект бронированной машины разминирования на базе танка Renault R35 (Франция). Бронетехника (f) на Восточном Фронте Тактика и боевое применение

После завершения кампании на Западе в руках немцев оказались 4 930 трофейных французских танков и транспортёров боеприпасов - 23.12.1940, в т. ч. :

  1. Лёгких:
    843 Renault R35\R40 под немецким обозначением Pz.Kpfw. R35 731(f)
    600 Hotchkiss H-35\H-38\H-39 под немецким обозначением Pz.Kpfw. H35\H38-39 734(f) 735(f)
    50 Char FCM-36 под немецким обозначением Pz.Kpfw. FCM 737(f)
    около 1 000 устаревших Renault FT 17\18 под немецким обозначением Pz.Kpfw. R17\18
  2. Средних:
    161 Renault B-1bis под немецким обозначением Pz.Kpfw. B2 740(f)
    400 Somua S-35 под немецким обозначением Pz.Kpfw. S35 739(f)
  3. Транспортёры и тягачи:
    300 БТР Tracteur Blinde 37L под немецким обозначением Lorraine 37L(f) Schlepper
    1 200 тягачей Renault UE под немецким обозначением Infanterie Schlepper UE 630(f)

В эту сумму (4 930 шт.) Гальдер не включил значительное количество бронемашин, таких как AMD White-Laffly, AMD Laffly, AMD Panhard 174/178; последние под обозначением Pz.Sp.Wg. P174/178 204(f) в количестве 233 единиц были включены в разведывательные подразделения войск Вермахта и SS Waffen, 43 штуки были переделаны в мотодрезины.

Официальная статистика

К 22 июня 41 г. в составе дивизий, предназначенных для вторжения в СССР, находилось незначительное количество трофейной французской бронетехники, вкраплённой в боевые подразделения.

Как уже было сказано, в разведбатах моторизованных и танковых дивизий присутствовали бронемашины "Панар-178", оснащённые немецкой радиостанцией, например, в дивизиях SS Мертвая голова (Totenkopf) и Рейх (Das Reich), в 7-ой танковой дивизии (тд, 37-ой разведбат) и в 20-ой тд (92-ой разведбат). Из 190 "Панаров" к концу 1941 года 107 было потеряно. На июнь 43-го на Восточном Фронте оставалось 30 "Панаров".

7 марта 41 г. был создан 211-ый танковый батальон (3 роты), включавший в себя 41 легкий танк "Гочкис" H-35\39 и 18 средних танков "Сомуа" S-35 в качестве машин командиров взводов. На танки были установлены немецкие радиостанции FuG 5 и командирские башенки. 211-ый тб 10 июня 41 г. был переброшен в Финляндию и включен в боевую группу SS Норд (Nord), действуя на Кандалакшском направлении. Одна рота 211-го тб действовала на Ухтинском направлении. По немецким данным в период 4-8 июля 41 г. батальон уничтожил 25 русских танков и 5 противотанковых орудий (ПТО) у Саллы (Северная Финляндия), а на 31 мая 43 г. в его составе осталось 49 танков, из них 41 боеготовый.

Средние танки B-1bis около года немцами не использовались, вероятно из-за того, что "командир" был вынужден исполнять обязанности заряжающего и наводчика, а сам танк при относительно сильном бронировании обладал высоким силуэтом. Только в конце 41 г, когда немцев на Восточном фронте припекло, и он стал сжирать танковую технику Рейха, В-1 ввели в строй (ноябрь 41 г - июнь 42 г).

На часть танков установили немецкие радиостанции, и они использовались в качестве линейных, а 60 танков переоборудовали в огнемётные. Огнемёт устанавливался вместо 75-мм лобового орудия, наводчик получил смотровую щель. Огнесмесь находилась в забронированной 30-мм листами цистерне на корме машины, запас позволял сделать 200 2...3-секундных выстрелов.

12 огнеметных танков и 4 линейных участвовали в 42 г. в штурме Севастополя в составе 223-й отдельной танковой роты (по другим данным 1-ой роты 224-го танкового батальона).

Некоторое количество БТР Рено UE приспособили в качестве бронированных тягачей для небольших топливных цистерн или прицепов с боеприпасами. Машины с установленными 1-2 пулемётами использовались для сопровождения пехоты, охраны тыловых областей и аэродромов.

Устаревшие танки Рено FT выполняли полицейские функции в оккупированных областях, расчищали аэродромы от снега (на них устанавливали бульдозерные отвалы), на платформах сопровождали воинские эшелоны в партизанских областях.

Темна вода во облацех

Чем сильнее враг - тем почётнее Победа. И тем более немцам даже в трудах, названных классическими (например, Мюллер-Гиллебранд), не хочется вспоминать, что при более пристальном рассмотрении армий плана Барбаросса можно найти лишнюю сотню-другую танков и самоходных артиллерийских установок (САУ).

17 декабря 1940 г. было принято решение об установке качающейся части 37-мм ПТО PaK36 на 700 пехотных тягачей Рено UE (3.7cm PaK auf Renault UE(f)) для использования в противотанковых частях пехотных дивизий 11-ой и 12-ый линий (волн). Особо обращаю внимание, что в дневнике Гальдера ( - 17.12.40) запись звучит как "700 автомашин "Женилет" (из 1200 имеющихся) для противотанковых частей". Это не должно вводить в заблуждение, т. к. пехотный тягач Infanterie Schlepper UE 630(f) имел во французской армии обозначение Renault UE / AMX UE / Chenillette Lorraine.

Точное количество таких САУ, использовавшихся на Восточном фронте, неизвестно, но по некоторым данным кроме пехотных дивизий, ими были укомплектованы шесть танкоистребительных дивизионов РГК, 463-ий (горнострелковый корпус Норвегия армии Норвегия), 525-ый (49-ый горнострелковый корпус 17-ой ПА Группы Армий (ГА) "Юг"), 652-ой (3-ий мк 1-ой ТГр ГА "Юг"), 654-ый (12-ый армк 2-ой ТГр ГА "Центр"), 560-ый (11-ый армк 11-ой ПА ГА "Юг") и 563-ий (1-ая рота в 18-ой ПА; 2-ая, 3-ая роты в 26-ом армк 18-ой ПА ГА "Север"), всего 216 машин по 36 в дивизионе.

23 декабря 40 г. фирма Алькетт получила заказ на разработку истребителя танков на шасси легкого танка Рено R-35 с чешским 47-мм ПТО (4,7cm PaK(t) auf Pz.Kpfw 35R(f)). В мае 41 г. было выпущено 93 САУ (81 линейная, 12 командирских) и до 22 июня еще 33 штуки. Командирские машины вооружались только пулеметом и имели дополнительную радиостанцию.

Этими САУ (93 шт.) были укомплектованы 559-й, 561-й и 611-й танкоистребительные дивизионы РГК, в каждом по 31 машине (27 линейных и 4 командирских). Дивизионы были приданы 56-му тк 4-ой ТГр ГА "Север" (фон Манштейн), 9-ой ПА ГА "Центр" и 48-у мк 2-ой ТГр ГА "Центр" соответственно.

В дневнике Гальдера ( - 18.02.41) присутствует запись о тягачах "Рено" для 210-мм мортиры (всего 250 шт.). Скорее всего речь идет о легких танках "Рено" R-35 со снятой башней. Сомнительно, чтобы пехотный тягач Рено UE массой 2 тонны мог тащить 11-тонную походную повозку 210-мм мортиры. С помощью Рено R-35 для использования на Востоке немцы моторизировали три дивизиона мортир ( - 18.02.41) (дивизион № 2 использовался в ГА "Север", - 01.08.41).

На 22 июня 1941 г. на Востоке находилось 6 бронепоездов с установленными на специальные платформы средними танками "Сомуа" S-35. По откидным аппарелям танки могли съезжать на землю, чтобы принять бой в составе так называемых "десантных групп". Бронепоезда № 26, 27, 28 имели в своем составе по 3 танка, № 29, 30, 31 - по два, всего 15 машин. S-35 28-го бронепоезда были приданы 45-ой пехотной дивизии при штурме Брестской крепости.

4 июня 1941 г. был сформирован 102-ой огнеметный батальон, оснащенный линейными и огнемётными танками В-1bis. Он вошел в состав 4-го армк 17-ой ПА ГА "Юг", действуя летом 41 г. при прорывах УРов (укреплённых районов).

В июне-августе 42 г. 179 тягачей "Лоррейн" были вооружены 75-мм ПТО PaK40 (7.5cm PaK 40-1 auf LS(f) / Sd.Kfz.135 Marder I). "Мардер" I использовался помимо Запада и на Восточном фронте. В 559-ом истребительном дивизионе на 12 января 43 г. числилось 12 машин (армк Крамера ГА Б), в пехотных дивизиях (на декабрь 43 г.) 31-ой (4 шт.), 35-ой (2), 36-ой (1), 72-ой (4), 206-ой (7), 256-ой (7), 384-ой (14).

5 июля 41 г. на Западе был сформирован 204-ый танковый полк на французских танках. 25 сентября он прошел переоснащение немецкими машинами (по крайней мере частично) и стал основой для формирования 22-ой танковой дивизии. В марте 42 г. дивизия была переброшена в Крым, где в ее составе действовала 223-я отдельная танковая рота, оснащенная В-1 и несколькими оставшимися "Сомуа" S-35.

В декабре 1942 г. в Финляндию был переброшен 18-ый полицейский полк, имевший на вооружении 20 танков "Рено" R-35 и 12 бронемашин ADGZ.

Помимо танков и бронемашин на Восточном фронте широко использовались бронированные полугусеничные тягачи, такие как "Ситроен-Кегресс" P302(f), "Сомуа" MCL\MCG S303(f) и "Панар-Кегресс" P380(f), в качестве транспортёров боеприпасов, пехотинцев или ПТО. Самой известной машиной этого типа стала бронированная самоходная установка залпового огня на шасси "Сомуа" S303(f), оснащенная 10-ю направляющими трубчатого типа под немецкие 150-мм ракеты 15-cm Panzerwerfer-42 auf m.gep Zgkw. S303(f) или 24-мя рельсовыми направляющими (под реплику советского неуправляемого 82-мм реактивного снаряда РС-82, 8cm R-Vielfachwerfer auf m.gep.Zgkw. S303(f), использовалась исключительно в войсках SS).

По некоторым источникам, в 1942-43 гг. в боях с Рабоче-Крестьянской Красной Армией (РККА) участвовали в составе немецких танковых дивизий самоходные гаубицы на базе бронированного тягача Lorraine 37L: 10.5cm leFH 18/4 auf Lorraine Schlepper(f), аналог САУ Wespe, и Sd.Kfz. 135/1 15cm sFH 13/1 auf Lorraine Schlepper(f), аналог САУ Hummel.

Французские танки воевали также в армиях стран-сателлитов Рейха, на 22 июня 41 г. следующее количество: Румыния - 75 "Рено" R-35 и 52 тягача "Рено" UE, Венгрия - 3 "Рено" R-35, Болгария - 40 "Рено" R-35.

Согласно немецким данным, на июнь 1943 года в боевых частях числилось :

  1. В Финляндии - 33 танка "Гочкис" H-39, 16 танков "Сомуа" S-35 (211-ый тб);
  2. В ГА "Центр" - 15 танка "Гочкис" Н-39, 2 танка "Сомуа" S-35, 18 Панаров;
  3. В ГА "Юг" - 12 бронеавтомобилей "Панар"
  4. В ГА А - 6 танков В-1.

В дневнике Гальдера встречаются интересные записи, из которых можно сделать вывод, что французские танки использовались без особых переделок по прямому назначению как на линии фронта, так и для патрулирования оккупированных территорий СССР.

Запись от 15.09.41: из числа французских трофейных танков, которые частично уже поступили в наше распоряжение, войскам передаются: 22 танка "Рено" (35 и 40 танков "Рено" уже отправлены в Сербию 12 и 13.9); 30 танков "Рено", отправленных из Парижа 13.09.41, а также 15 танков "Рено", которые будут отправлены из Парижа 16–17.09.41. Всего будет передано 67 танков. До февраля - марта 1942 года для использования в тыловых районах на Востоке и Юго-Востоке мы будем иметь примерно 800 трофейных танков. (А мы еще удивляемся, как это немцы справлялись с партизанами. )

Запись от 09.10.41: сведения об использовании трофейных танков на фронте по состоянию на 9.10.1941 года. В России: группа армий "Юг" - 16 танков (в октябре туда будет передано еще 5 танков); группа армий "Центр" - 42 танка (в октябре и ноябре будет направлено на фронт еще 20 танков); группа армий "Север" - 23 танка (в октябре будет направлено на фронт еще 5 танков).

В течение 1941 года Вермахт практически не использовал трофейные советские танки, до конца года было задействовано по разным источникам от 30...80 машин . Следует также отметить, что решение принималось не "сверху", а непосредственно в боевых подразделениях, танки проходили мелкий ремонт в полевых мастерских и эскплуатировались пока не были подбиты.

Таким образом в записи от 09.10.41 говорится скорее всего о французской технике - всего 111 машин в трех группах армий.

Косвенно это подтверждают мемуары наших ветеранов, которые обнаруживали "лишние" танки, где казалось бы им совершенно не место.

22 июня 152-мм батарею лейтенанта Петрова атаковали немецкие танки. После нескольких выстрелов с близкой дистанции два танка буквально развалились, остальные отошли. По изъятым документам танки принадлежали разведбату 14-ой танковой дивизии. На обломках приборных панелей фосфоресцировали французские надписи. По официальным немецким документам 36-ой танковый полк 14-ой тд был укомплектован исключительно немецкой техникой, а в 40-м разведбате были только бронемашины.

В ходе боев в районе Луцк-Ровно-Броды танкисты Катукова (20-ая тд 9-го мхк) столкнулись с 13-ой тд (14-го мк 1-ой ТГр). Поле боя осталось за катуковцами, были обнаружены подбитые немецкие, чехословацкие танки, а также танки типов "Рено", "Шнейдер-Крезо" и английская танкетка "Карден-Ллойд".

С "Рено" вопрос ясен - скорее всего R-35 (или Гочкисы Н-35\39). Со "Шнейдер-Крезо" сложнее, эта фирма выпускала только средние двухпушечные B-1, которые по идее до 42 г. стояли на складах. Но на примере 102-го огнеметного батальона видно, что эти танки побывали на Восточном фронте за полгода до официального ввода в строй.

13-ая танковая дивизия была создана в октябре 1940 года в Румынии как учебная и в мае переброшена к советской границе. Видимо была укомплектована как немецкими, так и трофейными машинами, а из-за нехватки техники отправлена на фронт в состоянии "как есть".

На 31 мая 1943 г. в распоряжении Вермахта на всех фронтах оставалось 696 французских танков и БТР. Если суммировать технику, которая с 1940-го года была использована немцами "as is", переделана в САУ, УЗО, транспортёры, машины артиллерийских наблюдателей и командные машины, то, строго говоря, куда-то незаметно рассосались 1 500-2 000 единиц бронетехники. Темна вода во облацех...

Последние столкновения войск РККА с французскими танками боевых групп дивизий SS Принц Евгений, Хэндшар, Скандерберг и Кама происходили осенью 1944 года в ходе сражений за Югославию. Так во время боев за Белград танки "Гочкис" H-39 и "Рено" R-35 200-го танкового батальона и 21-го батальона SS по немецким данным подбили 13 Т-34/85 и около 100 небронированных целей, а также понесли потери от атак штурмовиков Ил-2.

Основные тактико-технические характеристики трофейной французской бронетехники Вермахта

Танк
Pz.Kpfw.
Renault
R35 731(f)
легкий
Hotchkiss
H35 734(f)
легкий
Hotchkiss
H38-39 735(f)
легкий
Somua
S35 739(f)
Средний
Renault
B2 740(f)
средний
Боевая масса, т 10,6 12 12 20 32
Экипаж, чел. 2 2 2 3 4
Уд. мощность, л.с./т 7,7 6,3 10 9,5 9,6
Макс. скорость, км/ч 20 36 36 37 28
Запас хода
по шоссе, км
140 150 150 257 150
Препятствия
высота стенки, м
ширина рва, м
глубина брода, м
подъём

0,5
1,6
0,7
20°

0,5
1,6
0,6
24°

0,5
1,6
0,6
24°

0,75
2,13
1,00
35°

0,93
2,74
1,47
40°
Двигатель "Рено" карб.
82 л.с.
"Гочкис" карб.
H35 - 75 л.с.
"Гочкис" карб.
H38-39 - 120 л.с.
"Сомуа" карб.
190 л.с.
"Рено" карб.
307 л.с.
Габариты, мм
длина
ширина
высота

4200
1850
2376

4225
1850
2145

4225
1850
2145

5380
2120
2630

6520
2500
2790
Бронирование, мм
башня
лоб корпуса
борт
корма
крыша корпуса
днище

44
32
40
?
15
?

44
40
40
?
12
?

44
40
40
?
12
?

56
40
40
40
20
?

56
60
60
55
25
20
Вооружение
орудия
количество
калибр, мм
тип

Пулеметы

1
37
SA18 L\21

1x7,5-мм

1
37
SA18 L\21

1x7,5-мм

1
37
SA38 L\33

1x7,5-мм

1
47
SA35 L\34

1х7,5-мм

2
47+75
SA35 L\34
SA35 L\17,1

2х7,5-мм

Боекомплект, шт.
снарядов

Патронов


100

100

100

118

47-мм - 50
75-мм - 74
5100
Средства связи FuG 5
Примечание - вместо 75-мм орудия на танке B-1Bis мог устанавливаться огнемёт

Renault R35 - легкий танк Франции 2 уровня.

Самый массовый французский танк по состоянию на 10 мая 1940 года - начало Французской кампании. Отличается превосходным бронированием для своего уровня (40 мм лобовая броня и борта корпуса, 32 мм корма корпуса, 40 мм башня по кругу). Кроме того, имеет очень хорошие углы вертикальной наводки: −16/+20.



Историческая справка

Разработан в 1934 году в качестве танка сопровождения пехоты. По сравнению с FCM 36 не столь новаторский: корпус из литых элементов на болтах, броневые листы установлены почти вертикально. С другой стороны, методика сборки, более привычная для промышленности, обеспечивала приемлемую стоимость машины.

R35 весил 10,6 тонны, вооружался 37-мм короткоствольной пушкой и пулемётом винтовочного калибра. Максимальная толщина бронирования достигала 44 миллиметров. Экипаж составлял два человека. В 1938 году танк был модифицирован путём установки длинноствольной 37-мм пушки и усовершенствования ходовой части. Масса новой машины выросла до 12,5 тонн, эта модификация известна под обозначением R40. Подобных танков выпустили около 120.

Renault R35 - самый массовый французский лёгкий танк периода Второй мировой войны. Было построено около 1500 экземпляров машины, из которых более 550 ушло на экспорт. Французская армия использовала эти танки на всех театрах военных действий: в Европе, Сирии, Тунисе, Алжире.

Технические характеристики


(топовая комплектация, 100%-экипаж)

Уровень: 2
Прочность: 170
Мощность: 82 лс
Вес: 10,579 тонн
Удельная мощность: 7,75 лс/т
Максимальная скорость: 23/12 км/ч
Скорость поворота корпуса: 34 град/сек
Сопротивление грунтов: 1,151/1,247/2,397
Скорость поворота башни: 24 град/сек
Обзор: 300
Рация: 290

Бронирование корпуса: 40/40/?
Бронирование башни: 40/40/?

Топовое орудие: 37-мм SA38 (стоковое орудие — 37-мм APX SA 18 with 29mm pen, второе орудие — 25-мм autocannon Mle 1934 with 46 pen)
Урон: 40/40/45
Пробитие: 34/64/24
Скорострельность: 23,077
Урон в минуту: 923,1
Скорость перезарядки: 2,6
Точность: 0,48
Время сведения: 2 с
Угол склонения/возвышения: -16/+20

Легкий танк «Рено» R-35


Танк непосредственной поддержки пехоты R-35 был создан в традициях Первой мировой войны и исходя из ошибочных представлений, что танковая война мало изменилась с 1918 года.

В начале 30-х годов сухопутные войска Франции разработали требования к новому танку поддержки пехоты, который заменил бы стоявшие на вооружении еще со времен Первой мировой войны танки «Рено» FT-17. В результате в 1934 году был создан прототип, получивший обозначение ZM. Испытания начались в 1935 году, но, не дожидаясь их окончания, в связи с растущей угрозой со стороны фашистской Германии было принято решение запустить этот танк в производство. Машина получила обозначение легкий танк «Рено» R-35. Перед самым началом производства по предложению штаба сухопутных войск бронирование танка было усилено с 30 до 40 мм. К 1940 году было построено более 1600 машин, R-35 стал самым массовым французским танком поддержки пехоты. По своей компоновке он напоминал FT-17, то есть это был легкий танк с экипажем из двух человек. В конструкции широко применялась литая броня, а в качестве упругих элементов подвески использовались резиновые амортизаторы-рессоры. Механик-водитель располагался в передней части корпуса, а в цельнолитой башне находился командир танка, который также вел огонь из 37-мм пушки L/21 (впоследствии замененной на L/33 того же калибра с более длинным стволом) и спаренного с ней 7,5-мм пулемета. Боекомплект составлял 100 снарядов для пушки и 2400 патронов к пулемету. Обзор из башни был явно недостаточным, а компоновка боевого отделения была такова, что большую часть времени в бою командиру приходилось проводить стоя на полу корпуса. Задняя часть башни была сконструирована как откидная крышка, на которой командир мог сидеть на марше.

Танк R-35 вполне соответствовал своей эпохе и был классическим представителем французского дизайна танков. В 1940 году была создана модификация АМХ R-40 с усовершенствованной подвеской, но до оккупации Франции немецкими войсками было построено только несколько таких машин. Небольшой R-35 не смог достойно сражаться с немецкими танками. Пушка танка R-35 оказалась малоэффективной даже против легких немецких танков, хотя 40-мм броня надежно защищала от снарядов противотанковых орудий немцев. Таким образом, R-35 не смогли оказать существенной поддержки своим войскам.

Большое количество танков R-35 попало к немцам практически неповрежденными. Небольшими группами они вошли в пехотные дивизии вермахта, дислоцированные во Франции, и получили обозначение PzKpfw 35-R(f). Впоследствии большинство из них были переданы в учебные танковые подразделения. После вторжения в СССР со многих R-35 были сняты башни для переоборудования в артиллерийские тягачи и транспортеры боеприпасов Munitionpanzer 35-R(f). Башни были сняты также и с тех танков R-35, которые остались на территории Франции, после чего на их шасси было создано несколько типов самоходных артиллерийских установок, получивших обозначение 4.7-ст Pak(t) auf GW 35-R(f) Башни же использовались при сооружении оборонительной системы «Атлантический вал».

Таким образом, танки R-35 вошли в историю в большей степени на службе в германской армии, чем французской.


Созданный на базе неверной концепции тактического боя, танк R-35 оказался непригодным для ведения боевых действий. Колонна танков R-35 на марше, командиры расположились на откидных крышках в задней части башни.



Литая башня танка R-35 имела ручной механизм поворота и могла вращаться на 360°. Угол возвышения 37-мм пушки составлял - 18° - +18°.


Этот проект увенчался созданием 14-тонного Renault D1, по размерам и боевой массе приближавшегося скорее к машинам среднего класса. D1 преследовало много проблем технического характера. Да и массовым он не был: на фоне более чем 3,5 тысяч Renault FT, которые предстояло заменить, 160 этих танков выглядели каплей в море. Одним словом, французское пехотное командование крепко задумалось. Плодом этих размышлений стал новый танк Renault R 35, сыгравший роковую роль в поражении Франции летом 1940 года.

Обратно в 6-тонный класс

Новый импульс к дальнейшему развитию французских танков придали технологии изготовления брони. В то время броневые листы, как правило, соединяли между собой при помощи клёпки. Как противопульная защита клёпаные соединения были вполне пригодны, но конструкция корпусов при этом получалась довольно сложной. Первыми, кто хотя бы частично применил при изготовлении корпусов сварку, в 20-е годы стали немцы, но про их танки в виду повышенной секретности тогда ещё никто не знал. Ещё одной альтернативой было литьё. Даже самые первые Renault FT имели литые носовые детали корпусов и литые башни, но по ряду причин эта технология в производстве прижилась не сразу. Вновь к литью французы вернулись лишь к началу 30-х годов - да и то, ограничившись поначалу башнями.

Между тем использование литых деталей обещало заметное упрощение изготовления корпусов. При этом деталь получалась однозначно прочнее клёпаной конструкции. Первопроходцами, рискнувшими предложить массово внедрить литьё при производстве танков, стали инженеры фирмы Hotchkiss из Сен-Дени (ныне этот город к северу от Парижа превратился в один из его пригородов). Оружейный гигант представил свою первую боевую машину ещё в 1909 году, но то был броневик, а к танкам до поры до времени эта фирма отношения не имела. Тем не менее, концепция, предложенная инженерами Hotchkiss, пехотное командование французской армии сильно заинтересовала. При толщине брони 30 мм и больше технологичность литья оказывалась выше. К тому же фирма Hotchkiss предлагала таким способом создать лёгкий танк, которого французской пехоте так не хватало.

Макет лёгкого танка Renault ZM. Особое внимание на башню: такой она была только на макете

Однако отдавать такой важный проект на откуп фирме, которая до того танками вовсе не занималась, французская армия не решилась. 2 августа 1933 года были сформулированы требования на разработку нового лёгкого танка, который должен был заменить безнадёжно устаревшие Renault FT. Требования во многом перекликались с теми, что предъявлялись в своё время к будущему Renault D1. Согласно им, новый танк должен был иметь броню толщиной 30 мм и вооружаться либо двумя пулемётами, либо пушкой калибра 37 мм. Разница состояла в том, что при этом боевая масса нового танка должна была оставаться на уровне Renault FT (6 тонн). То же самое касалось и численности его экипажа (2 человека). Очень похожей должна была быть и средняя скорость - 8–10 км/ч. Одним словом, военные «заказали» тот же Renault FT, но с защитой от крупнокалиберных пулемётов.


Прототип Renault ZM на испытаниях, конец 1934 года

​Родилась подобная идея у французской пехоты не случайно. Согласно воззрениям пехотного командования, со времён Первой мировой войны тактика боевых действий на суше к началу 30-х годов почти не изменилась. Успехи Renault FT в сражениях 1918 года создали иллюзию того, что массовое использование лёгких пехотных машин и является основным способом применения танков. По этой логике выходило, что чем больше танков производилось, тем лучше, а в условиях снижения расходов на оборону маленькие двухместные машины, сочетающие низкую цену и толстую броню, выглядели настоящей палочкой-выручалочкой. Того, что в остальном мире давно наметилась тенденция к росту скорости танков и превращению их из средства усиления пехоты в отдельный мобильный род войск, французские военные как будто и не замечали.

На спецификацию от 2 августа 1933 года откликнулось 14 фирм. Одной из первых среди них оказалась Renault. В то время локомотив французского танкостроения занимался параллельно целым рядом проектов. Среди них была разведывательная танкетка Renault VM, создававшаяся для кавалерии и позже принятая на вооружение под индексом AMR 33. Примерно в это же время велись работы над ещё одной машиной для кавалерии - Renault VO (это была уже вторая машина с таким названием). Отработанная на этих объектах концепция маленького танка с передним расположением трансмиссии стала отправной точкой при разработке нового лёгкого танка для пехоты. К слову, позаимствовали эту концепцию французы у англичан: Renault VM «вырос» из транспортёра Renault UE, а тот, в свою очередь, был французским развитием английской танкетки Carden-Loyd.


Несмотря на то что боевая масса машины составляла не 6, а 7,5 тонн, она вполне неплохо ездила по бездорожью

Концепция нового лёгкого танка для пехоты, получившего обозначение Renault ZM, стала обретать очертания к началу 1934 года. Сложных путей инженеры искать не стали и фактически переработали концепцию Renault VM на новый лад. Танк получил корпус, собираемый в основном из литых деталей. По своей форме он здорово напоминал танкетку для кавалерии. Ведущие катки и трансмиссия находились впереди, боевое отделение было сдвинуто немного назад. При этом механик-водитель находился в рубке, смещённой влево. Это позволило сделать танк очень компактным. Достаточно сказать, что по длине он оказался лишь чуть длиннее Renault FT. Несмотря на смещение боевого отделения назад, двигатель, в отличие от Renault VM, не находился прямо в нём. По правому борту размещались коробка передач и вал к трансмиссии. Такое техническое решение позволило избежать одного из главных недостатков подобной схемы - роста высоты корпуса. Ходовая часть также не создавалась с нуля, а была позаимствована у Renault VO.


Renault ZM с башней APX R. Весна 1935 года

Опытный образец танка было решено вооружить спаркой пулемётов. Первоначальная конструкция башни, которая, к слову, проектировалась как пушечная, представляла собой куполообразную конструкцию с пушкой, смещённой вправо. Проведя расчёты, инженеры Renault пришли к выводу, что при такой компоновке внутри остаётся очень мало места. Башню перепроектировали, и в результате получилась совсем другая конструкция, больше напоминавшая Renault VM, но изготовленная методом литья. Сзади и сверху башни предусматривались люки. В таком виде танк и вышел к декабрю 1934 года на испытания, опередив всех конкурентов. Правда, к тому моменту условия конкурса несколько поменялись.

Перехват лидерства

22 мая 1934 года пехотное командование изменило спецификацию на лёгкий танк поддержки пехоты. Согласно новой её редакции, толщина брони увеличивалась до 40 мм, поскольку теперь танк должен был «держать» выстрел 25-мм пушки. От пулемётного варианта вооружения заказчики отказались. Кроме того, максимальная скорость вырастала и должна была составить до 15–20 км/ч. К тому моменту из 14 фирм в конкурсе принимали участие уже лишь 7, а реально контракты на изготовление военные подписали с четырьмя: Delaunay Belleville, Compagnie générale de Construction de locomotives (Batignolles-Châtillon), Forges et Chantiers de la Méditerranée (FCM) и Renault.


Чертёж корпуса танка с утолщённой до 40 мм бронёй. К слову, на чертежах танк всё ещё обозначается как Renault ZM

Поскольку к тому моменту фирма Renault уже строила опытный образец ZM, вышел он именно таким, как того требовала исходная спецификация. Строить ещё одну машину не стали: 20 декабря 1934 года комиссии был представлен переделанный прототип, толщина брони которого осталась на уровне 30 мм. До 40 мм была утолщена только броня башни, в результате чего боевая масса танка возросла до 7,5 тонн. После демонстрации комиссии в опытный Renault ZM стали вносить дополнительные изменения. Например, появились надгусеничные полки, а глушитель с кормы переместился на левый борт.

Главным же изменением стала новая башня, которую установили на танк в начале 1935 года. Её создателями были инженеры танкового подразделения Ateliers de Puteaux (APX). Этот оружейный гигант также вступил в конкурс на создание 6-тонного танка, но финансирование на постройку прототипа ему так и не дали. Это не помешало APX построить свой опытный образец, а ещё раньше, 18 апреля 1934 года, конструкторы APX представили проект новой башни, получившей индекс APX R (APX Rueil). Именно эта башня и «прописалась» на опытном образце Renault ZM. Она получилась заметно лучше собственной конструкции Renault, а главное, несла соответствующее спецификации вооружение, состоящее из 37-мм пушки SA 18 и пулемёта MAC Mle.1931.


«Эталонный» Renault R 35, регистрационный номер 50004

Отдельно стоит рассказать об установленном в танке вооружении. Дело в том, что пушка SA 18, использовавшаяся в Renault FT, не устраивала французских военных уже в 1926 году. Причины, по которым SA 18 оказалась в качестве вооружения на новом танке, были чисто экономическими. Во-первых, довольно сложное финансовое положение заставляло французскую пехоту экономить на всём - даже на металле для производства новых танков. Это, собственно говоря, и было одной из причин появления аналога Renault FT, с более мощной бронёй, но примерно в той же весовой категории. Во-вторых, пушек SA 18 было произведено довольно много, и стояли они в «старичках» Renault FT. Когда в 1934 году началось перевооружение Renault FT на пулемёты MAC Mle.1931, переоснащали ими не только пулемётные, но и пушечные танки. Таким образом, появился излишек «свободных» танковых пушек. Параллельно с перевооружением, списывались и Renault FT, выработавшие свой ресурс. Это тоже оказалось источником дополнительных «освободившихся» пушек.


Этот же Renault R 35 спереди

Масса танка ещё больше увеличилась, что не могло не сказаться на его динамических характеристиках. Ещё одним из проблемным местом оказалась чересчур маленькая длина корпуса, из-за чего возможности преодоления траншей были ограничены. Решение оказалось простым и бесхитростным: танк получил «хвост», аналогичный тому, что ставился на Renault FT. Несмотря на все выявленные проблемы, модифицированный Renault ZM оказался победителем конкурса. Дело в том, что фирма Hotchkiss, в свое время оказавшаяся инициатором организации этого конкурса, из него самоустранилась. Остальные танки-конкуренты либо оказались ничуть не лучше танка Renault, либо требовали серьёзной доработки. В сложившейся ситуации пехотному командованию не оставалось ничего лучшего, кроме как 29 апреля 1935 года принять Renault ZM на вооружение под названием Char léger Modèle 1935 R (лёгкий танк обр.1935 фирмы «Рено»). Первый заказ на R 35 составил 300 танков. Машины получили регистрационные номера начиная с 50001. За первым заказом последовал следующий. Французская пехота, наконец, получила долгожданную замену стареньким Renault FT.


Достаточно быстро Char léger Modèle 1935 R стал «рабочей лошадкой» французских танкистов

Между тем одним только слабым вооружением проблемы этого танка не ограничивались. Первоначальная масса в 6 тонн к моменту начала серийного производства Renault R 35 выросла почти до 11. И если установленный в танке мотор Renault 447 мощностью 85 лошадиных сил обеспечивал исходному Renault ZM неплохую подвижность, после всех переделок его удельная мощность составила всего 7,7 лошадиных сил на тонну.


Renault R 35 на манёврах в Нормандии, 1937 год ​

Проблемной оказалась и ходовая часть, изначально создававшаяся для кавалерийской танкетки и больше подходящая для ровной поверхности. На бездорожье она себя вела неважно: пять опорных катков на борт было явно маловато, да и подвеска не очень подходила для преодоления крупных неровностей. Несмотря на такие проблемы, общий выпуск Renault R 35 составил 1540 танков. Реально заказ был ещё большим (1800 штук + 500 добавилось сразу после начала войны), но сложившаяся ситуация не дала реализовать эти планы.

Печальные результаты экономии

Некоторое отрезвление пехотного командования в отношении своей «обновки» произошло в 1937 году. Французские военные не обошли вниманием начавшуюся в Испании гражданскую войну, а сводки оттуда приходили тревожные. Выяснилось, что во всё больших количествах в боях стали применяться противотанковые пушки, прежде всего немецкие 3.7 cm Pak. В июне 1937 года «эталонный» R 35 с регистрационным номером 50004 обстреляли сначала 25-мм пушкой, а затем и немецкой 3.7 cm Pak. Результаты для французских военных оказались крайне неприятными.


«Эталонный» R 35 с регистрационным номером 50004 после испытания обстрелом. Итоги испытания оказались неприятным сюрпризом для французских военных ​

Выяснилось, что сама по себе толщина брони совсем не означает надёжной защиты. Проблема литых деталей в том, что при равной с катаной бронёй толщине их стойкость ниже на 10–15%. Из 18 выстрелов, сделанных пушкой 3.7 cm Pak по танку, 14 оказались с пробитием брони. Для немецкой пушки ни корпус, ни башня французского танка не стали серьёзной проблемой. Ещё более неприятным открытием стало то, что из 22 выстрелов 25-мм пушки 13 также смогли пробить броню Renault R 35. Неудивительно, что после таких, мягко говоря, неожиданных результатов командование французской пехоты стало с большим энтузиазмом смотреть на FCM 36. Хотя этот танк был вдвое дороже, чем Renault R 35, он изготовлялся из катанных бронелистов, установленных под рациональными углами наклона и соединенных между собой сваркой. Да и ходовая часть у детища Forges et Chantiers de la Méditerranée оказалась куда более приспособленной для преодоления бездорожья.


Танк с регистрационным номером 50332, в опытном порядке получившем башню Tourelle FCM. Из-за одинакового диаметра башенного погона подобные замены были легко осуществимы

В сложившейся ситуации, впрочем, серьёзные изменения проводить было уже поздно. Как бы ни был хорош FCM 36, он был дорогим, а производственные возможности Forges et Chantiers de la Méditerranée были ограничены. И даже фирма Renault не до конца справлялась с военным заказом, в результате чего французская пехота заказала 100 танков Hotchkiss H 35 (по сути это был полный аналог Renault R 35). Одним из частичных решений проблемы оказалось решение после выпуска 1350 башен APX R заменить её на сварную башню Tourelle FCM, которая устанавливалась на FCM 36. Резон в этом был, поскольку сварная башня была явно крепче литой, но тут возникла другая проблема.


Один из немногих Renault R 35, получивших 37-мм пушку SA 38

В 1938 году французских военных внезапно осенило, что пушка SA 18 при текущей тенденции роста брони скоро не сможет пробить даже лёгкий танк. Ответом на это запоздалое озарение стала срочная разработка 37-мм пушки SA 38, со 100 метров пробивавшей 29 мм брони. Конечно, этого было уже маловато даже для 1938 года (немцы как раз в это время запускали производство танков с лобовой бронёй 30 мм), но всё же лучше, чем SA 18 с её менее чем 20-мм бронепробитием. При этом испытания показали, что у башни Tourelle FCM после интенсивной стрельбы начинают разрушаться сварные швы. В итоге пришлось ставить новую пушку в старую литую башню APX R. Правда, и этого ждать пришлось очень долго, ведь, помимо Renault R 35, в новой пушке нуждались Hotchkiss H 35 и сменившие их Hotchkiss H 39. В результате SA 38 начали устанавливать в Renault R 35 уже под самый занавес их производства. Одним из первых танков, получивших новую пушку, была машина с регистрационным номером 51295. Уже из этого можно сделать вывод, что «длинноствольных» R 35 было меньше 250 штук. На самом деле их было и того меньше: анализ фотографий показывает, что примерно половина из танков, построенных после машины 51295, вооружены старой SA 18.


Разбитый в ходе боёв мая-июня 1940 года Renault R 35. Ошибочные взгляды командования на характер применения танков и тотальная экономия стали для французской армии фатальными

Результаты устаревших взглядов на применение танков, основанных на опыте Первой мировой войны, французской армии пришлось расхлебывать в боях мая-июня 1940 года. Впрочем, первыми, кто опробовал Renault R 35 в бою, были поляки. Польская армия получила 50 танков этого типа, но из-за недостаточной обученности экипажей и по ряду других причин применение R 35 в сентябре 1939 года оказалось скомканным. Часть машин досталась немцам и Красной армии в исправном состоянии. В целом можно сказать, что польские танки 7TP были куда более ценными машинами, поскольку оказались более манёвренными и легко пробивали любые немецкие танки того периода. Что же касается непосредственно боёв во Франции, то их итоги оказались вполне закономерными. Renault R 35 стал самым массовым французским танком Второй мировой войны (если не считать архаичного Renault FT), но при этом он был совершенно к ней не приспособлен. Никаких массовых и неторопливых атак сотнями танков в стиле сражений Первой мировой теперь не было и в помине. Воевать пришлось с высокомобильным противником. Фактически танковые батальоны (BCC, Bataillon de Chars de Combat), оснащённые Renault R 35, выступали в роли статистов, от которых мало что зависело. Дрались французы яростно, но что можно сделать, когда твоя пушка не способна пробить большинство немецких танков, а твоя броня пробивается 37-мм пушками на дистанциях меньше 300 метров?

И это не считая того, что командир французского танка - одновременно и наводчик, и заряжающий, а иногда ещё и радист. Даже старенький и признанный самими французами неудачным Renault D1 оказался в новой войне более эффективным. За свою экономность и просчёты с выводами о характере грядущей войны французы заплатили очень дорого.