Рассказ как медведь сам себя напугал. Пересказ рассказа « Как медведь, сам себя напугал (по Н.И

Ермилова Снежана Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 122 "Лучистый"
Населённый пункт: г.Брянск
Наименование материала: Конспект занятия по развитию речи
Тема: пересказ рассказа "Как медведь сам себя напугал" (по Н. Сладкову) в старшей логопедической группе
Дата публикации: 25.03.2016
Раздел: дошкольное образование

Конспект занятия

Пересказ рассказа

«Как медведь сам себя напугал»

(по Н. Сладкову)
в старшей логопедической группе Подготовила и провела воспитатель: Ермилова Снежана Александровна МБДОУ д/с № 122 «Лучистый» г.Брянск
Цель: Формирование навыков связного последовательного пересказа текста с опорой на графические модели. Программные задачи: 1. Совершенствовать умение детей пересказывать текст с опорой на графические модели. 2. Развивать умение анализировать содержание произведения. 3. Формировать у детей слуховой и зрительный контроль за правильностью составления пересказа. 4. Обучать детей приемам планирования собственного пересказа. 5. Закреплять навыки грамматически правильно строить свое высказывание. 6. Продолжать развивать координация движений и мелкую моторику; 7. Воспитывать культуру речевого общения. 8. Активизировать и обогащать словарный запас.
Материалы и оборудование:
Ноутбук, мультимедийная презентация «Как медведь сам себя напугал», предметные картинки: ветка, медведь, белка, шишка, заяц, сорока, лоси; набор графических моделей; Су-Джок и танграммы (по количеству детей); аудиозапись.
Словарь:
хрустнула, угодила, гуща леса, насторожил уши, выпугнул, выпорхнул, лопочет, рявкнул, дал стрекача, пошли по лесу кусты ломать.
Предварительная работа:
 Изучение лексической темы «Дикие животные».  Просмотр презентации «Как медведь сам себя напугал».  Чтение рассказа Н. Сладкова «Как медведь сам себя напугал».  Рассматривание картинок, иллюстраций по изучаемой теме.  Рисование, аппликация, лепка по содержанию рассказа.
Ход занятия

1.Оргмомент.
Собрались все дети в круг Я твой друг и ты мой друг Крепко за руки возьмемся И друг другу улыбнемся Сегодня много интересного вас ждет Занятия каждый для себя найдет О лесных зверях хотите узнать? Я помогу вам все понять.
И с гостем лесным мы будем играть Рассказывать и рассуждать. Воспитатель: А с каким гостем, вы сейчас узнаете, отгадав загадку: Косолапый и большой Спит в берлоге он зимой Любит шишки, любит мед Ну-ка, кто же назовет? Дети: Медведь. Воспитатель: Сейчас мы включим ноутбук и узнаем, правильно ли вы отгадали загадку (включает ноутбук). Чей голос мы слышим? Дети: Это рев медведя. Воспитатель берет игрушку медведя и говорит: Здравствуйте ребята, меня зовут Потапыч. У меня в лесу много друзей. я очень люблю играть и веселиться. Если поиграете со мной в игру, то узнаете с кем я дружу.
2.Игра «Узнайте, о ком или о чем я говорю» (с шишкой).
Косолапый, бурый, неуклюжий (медведь), Трусливый, длинноухий, быстрый (заяц), Болтливая, длиннохвостая (сорока), Ловкая, маленькая(белка), Сильные, длинноногие (лоси). Воспитатель: Молодцы ребята, всех друзей Потапыча узнали. Любит Миша с веселым шариком поиграть и нам предлагает руки размять.
3.Массаж Су – Джок шарами
. (под музыкальное сопровождение) Дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом Я мячом круги катаю, Взад - вперед его гоняю. Им поглажу я ладошку. Будто я сметаю крошку, И сожму его немножко, Как сжимает лапу кошка, Каждым пальцем мяч прижму, И другой рукой начну.

4.Игра «Сложи животное» («Танграм»)
Дети выкладывают из геометрических фигур диких животных) Воспитатель: Медведь рассказал мне интересную историю, которая произошла в лесу. Сядьте прямо, свободно и послушайте, как это было.
5.Чтение адаптированного рассказа
Н. Сладкова «Как медведь сам себя напугал». Вошел медведь в темный лес. Хрустнула под лапой ветка. Испугалась белка и выронила шишку. Упала шишка на зайца. Затопал заяц по лесу. Увидела его сорока, подняла крик на весь лес. Решили лоси, что она охотников видит. Пошли они по лесу кусты ломать. Услышал медведь шум, испугался и убежал из темного леса. Так медведь сам себя напугал. По мере чтения педагог расставляет предметные картинки в последовательности рассказа: медведь, ветка, белка, заяц, сорока, лоси.
6. Игра: «Скажи по-другому».
Как можно заменить слова: - Хрустнула (треснула, громко сломалась) - Угодила (попала) - Насторожил (прислушался) - Рявкнул (заревел) - дал стрекача (стал быстро удирать, убегать, уносить ноги) - Пошли лоси по лесу кусты ломать (Лоси бежали по лесу так быстро, что кусты под их ногами ломалис 7.
Беседа по содержанию
. (Дети дают полные ответы). - Куда вошел медведь? (Медведь вошел в темный лес.) - Что хрустнуло под его лапой? (Под лапой хрустнула ветка.) - Что сделала белка? (Белка испугалась и выронила шишку.) - На кого упала шишка? (Шишка упала на зайца.) - Что сделал заяц? (Заяц затопал по лесу.) - Кого увидела сорока? Что она сделала? (Сорока увидела зайца. Она крик подняла на весь лес.) - Что решили лоси? Что они сделали? (Лоси решили, что сорока охотников видит. Пошли они по лесу кусты ломать.) - Как повел себя медведь? (Медведь услышал шум, испугался и убежал из темного леса.) - Кто же напугал медведя? (Медведь сам себя напугал.)

8. Физминутка «Медведь по лесу бродит»
Медведь по лесу бродит. От дуба к дубу ходит. (Ходьба «вперевалочку», слегка согнувшись, «загребая» чуть согнутыми руками.) Находит в дуплах мед И в рот себе кладет. (Изображать, как он достает и ест мед.) Облизывает лапу Сластена косолапый, А пчелы налетают, («Отмахиваться от пчел».) Медведя прогоняют. А пчелы жалят мишку: (Отвести руку вперед и поочередно касаться носа, щек.) Не ешь наш мед, воришка! (Прослеживаем за движением пальца глазами, стараясь не поворачивать головы.) Бредет лесной дорогой Медведь к себе в берлогу. (Ходьба «вперевалочку».) Ложится, засыпает (Прилечь, руки под щеку.) И пчелок вспоминает. (И.Лопухина)
9. Повторное чтение рассказа.
- Я прочитаю рассказ еще раз. Запомните его. Модели вам в этом помогут. Выставляются модели в определенной последовательности
.

10. Пересказ текста детьми по графическому плану
(По цепочке, 1-2 ребёнка целиком.)
11. Анализ рассказов детей.

12. Итог
. Нашему гостю Потапычу очень понравилось у нас. Вспомним, ребята, чем сегодня занимались? Нам сегодня помогало пересказывать…? Наш гость приготовил для вас угощения. Скажем ему спасибо! Оставайся Миша, мы с тобой поиграем.

Вошёл в тёмный лес медведь - хрустнула под тяжёлой лапой валежина. Испугалась белка на ёлке - выронила из лапок шишку.
Упала шишка - угодила зайцу в лоб.
Сорвался заяц с лёжки - помчался в гущину.
На тетеревиный выводок наскочил - переполошил всех до смерти. Сойку из-под кустов выпугнул. Сороке на глаза попался - та крик подняла на весь лес.
У лосей уши чуткие, слышат: сорока стрекочет! Не иначе, охотников видит. Пошли лоси по лесу кусты ломать!
Журавлей на болоте вспугнули - те закурлыкали. Кроншнепы закружили, засвистели уныло.
Остановился медведь, насторожил уши.
Недоброе творится в лесу: белка стрекочет, сорока и сойка трещат, лоси кусты ломают, болотные птицы кричат тревожно. И позади кто-то топочет!
Не уйти ли подобру-поздорову?
Рявкнул медведь, уши прижал да как даст стрекача!
Эх, знать бы ему, что позади-то заяц топотал, тот самый, которому белка шишкой в лоб угодила.
Так сам себя медведь напугал, сам себя из тёмного леса выгнал. Одни следы на грязи остались.


Как медведь сам себя напугал. Вошёл медведь в лес. Затрещали под тяжёлой лапой веточки. Испугалась белка на ёлке. Уронила шишку. Упала шишка – угодила зайцу в лоб. Вскочил заяц и помчался в гущу леса. Наскочил на сороку, из кустов её выпугнул. Сорока крик подняла на весь лес. Услышали лоси. И пошли по лесу кусты ломать! Тут медведь остановился, насторожил уши. Белка лопочет, сорока кричит, лоси кусты ломают. Рявкнул медведь и дал стрекача. Так он сам себя напугал.


Вошёл медведь в лес. Затрещали под тяжёлой лапой веточки. Испугалась белка на ёлке. Уронила шишку. Упала шишка – угодила зайцу в лоб. Вскочил заяц и помчался в гущу леса. Наскочил на сороку, из кустов её выпугнул. Сорока крик подняла на весь лес. Услышали лоси. И пошли по лесу кусты ломать! Тут медведь остановился, насторожил уши. Белка лопочет, сорока кричит, лоси кусты ломают. Рявкнул медведь и дал стрекача. Так он сам себя напугал. Медведь Белка Заяц Сорока Лоси


Вошёл медведь в лес. Затрещали под тяжёлой лапой веточки. Испугалась белка на ёлке. Уронила шишку. Упала шишка – угодила зайцу в лоб. Вскочил заяц и помчался в гущу леса. Наскочил на сороку, из кустов её выпугнул. Сорока крик подняла на весь лес. Услышали лоси. И пошли по лесу кусты ломать! Тут медведь остановился, насторожил уши. Белка лопочет, сорока кричит, лоси кусты ломают. Рявкнул медведь и дал стрекача. Так он сам себя напугал. Вошёл, остановился, насторожил уши, рявкнул, дал стрекача.


Вошёл медведь в лес. Затрещали под тяжёлой лапой веточки. Испугалась белка на ёлке. Уронила шишку. Упала шишка – угодила зайцу в лоб. Вскочил заяц и помчался в гущу леса. Наскочил на сороку, из кустов её выпугнул. Сорока крик подняла на весь лес. Услышали лоси. И пошли по лесу кусты ломать! Тут медведь остановился, насторожил уши. Белка лопочет, сорока кричит, лоси кусты ломают. Рявкнул медведь и дал стрекача. Так он сам себя напугал. Испугалась, уронила, лопочет.


Вошёл медведь в лес. Затрещали под тяжёлой лапой веточки. Испугалась белка на ёлке. Уронила шишку. Упала шишка – угодила зайцу в лоб. Вскочил заяц и помчался в гущу леса. Наскочил на сороку, из кустов её выпугнул. Сорока крик подняла на весь лес. Услышали лоси. И пошли по лесу кусты ломать! Тут медведь остановился, насторожил уши. Белка лопочет, сорока кричит, лоси кусты ломают. Рявкнул медведь и дал стрекача. Так он сам себя напугал. Вскочил, помчался, наскочил, выпугнул.


Вошёл медведь в лес. Затрещали под тяжёлой лапой веточки. Испугалась белка на ёлке. Уронила шишку. Упала шишка – угодила зайцу в лоб. Вскочил заяц и помчался в гущу леса. Наскочил на сороку, из кустов её выпугнул. Сорока крик подняла на весь лес. Услышали лоси. И пошли по лесу кусты ломать! Тут медведь остановился, насторожил уши. Белка лопочет, сорока кричит, лоси кусты ломают. Рявкнул медведь и дал стрекача. Так он сам себя напугал. Крик подняла (закричала), кричит.


Вошёл медведь в лес. Затрещали под тяжёлой лапой веточки. Испугалась белка на ёлке. Уронила шишку. Упала шишка – угодила зайцу в лоб. Вскочил заяц и помчался в гущу леса. Наскочил на сороку, из кустов её выпугнул. Сорока крик подняла на весь лес. Услышали лоси. И пошли по лесу кусты ломать! Тут медведь остановился, насторожил уши. Белка лопочет, сорока кричит, лоси кусты ломают. Рявкнул медведь и дал стрекача. Так он сам себя напугал. Услышали, пошли кусты ломать, кусты ломают.


План Вошёл медведь в лес. Затрещали под тяжёлой лапой веточки. Испугалась белка на ёлке. Уронила шишку. Упала шишка – угодила зайцу в лоб. Вскочил заяц и помчался в гущу леса. Наскочил на сороку, из кустов её выпугнул. Сорока крик подняла на весь лес. Услышали лоси. И пошли по лесу кусты ломать! Тут медведь остановился, насторожил уши. Белка лопочет, сорока кричит, лоси кусты ломают. Рявкнул медведь и дал стрекача. Так он сам себя напугал. Вошёл медведь в лес. Белка испугалась. Заяц помчался. Сорока подняла крик. Лоси пошли по лесу. Медведь насторожился и испугался.




Вошёл медведь в лес. Затрещали под тяжёлой лапой веточки. Испугалась белка на ёлке. Уронила шишку. Упала шишка – угодила зайцу в лоб. Вскочил заяц и помчался в гущу леса. Наскочил на сороку, из кустов её выпугнул. Сорока крик подняла на весь лес. Услышали лоси. И пошли по лесу кусты ломать! Тут медведь остановился, насторожил уши. Белка лопочет, сорока кричит, лоси кусты ломают. Рявкнул медведь и дал стрекача. Так он сам себя напугал.

– Как медведь сам себя напугал

Николай Сладков
Как медведь сам себя напугал

Вошёл в тёмный лес медведь - хрустнула под тяжёлой лапой валежина. Испугалась белка на ёлке - выронила из лапок шишку.
Упала шишка - угодила зайцу в лоб.
Сорвался заяц с лёжки - помчался в гущину.
На тетеревиный выводок наскочил - переполошил всех до смерти. Сойку из-под кустов выпугнул. Сороке на глаза попался - та крик подняла на весь лес.
У лосей уши чуткие, слышат: сорока стрекочет! Не иначе, охотников видит. Пошли лоси по лесу кусты ломать!
Журавлей на болоте вспугнули - те закурлыкали. Кроншнепы закружили, засвистели уныло.
Остановился медведь, насторожил уши.
Недоброе творится в лесу: белка стрекочет, сорока и сойка трещат, лоси кусты ломают, болотные птицы кричат тревожно. И позади кто-то топочет!
Не уйти ли подобру-поздорову?
Рявкнул медведь, уши прижал да как даст стрекача!
Эх, знать бы ему, что позади-то заяц топотал, тот самый, которому белка шишкой в лоб угодила.
Так сам себя медведь напугал, сам себя из тёмного леса выгнал. Одни следы на грязи остались.

Учитель раздает ученикам текст и читает его вслух.

Как медведь сам себя напугал

Вошел в темный лес медведь - хрустнула под тяжелой лапой валежина. Испугалась белка на елке, выронила из лапок шишку. Упала шишка - угодила зайцу в лоб.

Сорвался заяц с лежки и помчался в гущу леса. Наскочил на сойку, из-под кустов ее выпугнул. Сойка крик подняла на весь лес.

Услышали этот крик лоси. Подумали они, что сойка охотников увидела, и помчались сквозь заросли, с треском ломая кусты.

Остановился медведь, насторожил уши. Недоброе в лесу творится, все боятся да прячутся. Не уйти ли подобру-поздорову? Рявкнул медведь, уши прижал, да как даст стрекача!

Так медведь сам себя напугал, сам себя из темного леса выгнал. Одни следы на грязи остались.

(По Н. Сладкову)

Проводится беседа для выяснения последствий каждого описанного в рассказе действия. Во время обсуждения учитель размещает на доске в одну линию картинки, изображающие медведя, (медвежью лапу), белку, (шишку), зайца, сойку, (кусты), лосей, медведя. В скобках указаны картинки, которые включать не обязательно, но желательно использовать при работе с очень слабыми учениками. Картинки служат своеобразным планом пересказа, позволяя разгрузить память учеников и снимая излишнее напряжение.

С чего вся история началась? (Медведь пришел в темный лес.)

Здесь надо обратить внимание учеников на одну почти незаметную, но важную деталь: автор пишет о том, что медведь вошел не просто в лес, а в темный лес. В конце рассказа это словосочетание повторяется: «сам себя из темного леса выгнал». Медведь живет именно в лесу и ниоткуда в него войти не может, да и уйти ему из него некуда. Значит, слово темный в этом словосочетании очень важное, его нельзя потерять при пересказе. Медведь из более светлой и редкой части леса вошел в более темный его утолок, где деревья растут гуще, где растут, возможно, уже не лиственные, а хвойные деревья. Обсуждая таким образом малозаметные детали, дети учатся наиболее полно извлекать из текста информацию и точно ее передавать.

  • - Почему хрустнула валежина? (Медведь наступил на нее лапой.)
  • - Как вы думаете, медведь хотел, чтобы это произошло? (Нет, он наступил случайно.)

Последний вопрос очень важен. Известно, что дети часто оправдывают свои поступки тем, что они не хотели этого делать, что все получилось случайно. Поэтому одной из задач работы с подобными текстами является наглядная демонстрация того, что любой поступок, вольный или невольный, имеет определенные последствия, которые всегда надо предвидеть. Сначала ученики под руководством учителя только констатируют случайность изначального события, далее эта мысль будет повторяться неоднократно.

  • - Что же случилось из-за того, что хрустнула валежина? (Шишка упала и тоже случайно угодила зайцу в лоб.)
  • - Какие последствия были у этого события? И т.д.

По мере того как ученики отвечают на вопросы, учитель выясняет, как они понимают то или иное слово или выражение, например: валежина, гущина, выпугнул и т.п.

Постепенно выстраивается причинно-следственная цепочка событий, подкрепленная выставленными на доске картинками. Учитель подводит учеников к обобщающему суждению: у каждого поступка, у каждого действия, даже совершенно случайного обязательно бывают последствия.

После этого он предлагает ученикам объединиться парами или небольшими группами из трех-четырех человек и проследить всю цепочку, но уже от конца к началу, устанавливая причину каждого события:

  • - Почему медведь поспешил убраться из темного леса? (Он испугался шума и того чувства опасности, которое возникло в лесу.)
  • - Почему лоси кинулись напролом через кусты? И т.д.

Ученики обсуждают это между собой, а учитель, не вмешиваясь, но прислушиваясь к их суждениям, контролирует ход обсуждения. Чтобы оно не затягивалось, можно поместить на виду у детей песочные часы или как-то по-другому ограничить время работы.

После истечения определенного срока учитель подводит учеников к определению главной идеи рассказа, его скрытого смысла:

Так чего же в конце концов испугался медведь?

В ходе поиска ответа на этот вопрос внимание учеников привлекается к заключительной фразе: Так медведь сам себя напугал... Если медведь испугался шума и гама в лесу, то почему же автор говорит, что он сам себя напугал? Да потому, что именно его неловкое движение послужило причиной всего переполоха.

В заключение учитель еще раз подчеркнет мысль о том, что каждый поступок имеет последствия, поэтому, когда что-то делаешь, надо всегда думать: а что же будет, если я это сделаю?

В рассказе про медведя причинно-следственные связи прослеживаются отчетливо. Но обычно они выражены не так явно, например, как в рассказе «Бежал ежик по дорожке». Работа с этим сюжетом позволяет помочь детям понимать скрытые, глубинные причины поступков.

Бежал ежик по дорожке - только пяточки мелькали. Бежал и думал, что он, такой ловкий да быстрый, шутя в лесу проживет.

Увидел улитку и предложил ей бежать наперегонки. Глупая улитка согласилась. Побежали они. Улиткина скорость известно какая - семь шагов в неделю. А ежик быстро ножками перебирает. Догнал улитку, съел и дальше побежал.

Повстречал лягушку-квакушку. И ей предложил наперегонки бежать: кто кого догонит, тот того и съест. Лягушка прыг-дрыг, а ежик туп-туп-туп ножками. Догнал лягушку, за лапку схватил и съел.

Побежал дальше. Видит - на пне филин сидит, с лапы на лапу переминается и клюви- щем щелкает. Почесал храбрый еж сытенькое брюшко лапкой и этак небрежно предложил филину наперегонки бежать. Филин глазищи прищурил и согласился.

Не успел еж пяточкой мелькнуть, какфилин налетел на него, забил широкими крыльями, закричал дурным голосом. Испугался еж, но не растерялся: съежился, да под корягу закатился. Там и просидел до утра.

Нет, не прожить в лесу шутя. Шути, шути, да поглядывай!

(По Н. Сладкову)

Прочитав детям текст, учитель проводит словарную работу, уточняет смысл тех слов и выражений, о которых спросят ученики, и тех, которые в данном тексте обозначены курсивом (в тексте, предложенном ученикам, их выделять не следует). Затем начинается определение причинно-следственных связей:

Почему ежик подумал, что в лесу проживет шутя, без особых забот и усилий? (Потому что он ловкий, быстрый, может легко добывать себе пропитание. У зверей в лесу это главная забота.)

Высказанное детьми мнение подтверждается в ситуации с улиткой и лягушкой. Почему ежик легко их съел? Потому что они передвигаются медленно, они меньше и слабее ежика.

Но вот ежик встретился с филином. Давайте посмотрим, как автор описывает первые минуты их встречи.

Учитель обращает внимание детей на то, что филин не подпрыгивает, как, например, легкий воробышек, а грузно переминается, что говорит о его крупном размере и увесистости. Это впечатление усилено словами клювище, глазищи. Но ежик всего этого не заметил, не насторожился, он ведет себя с филином так же, как со слабой улиткой и неуклюжей лягушкой.

Так в чем же причина того, что филин победил ежика?

Ученики легко указывают на причину, которая явно лежит на поверхности, - филин крупнее и сильнее ежика.

А сам ежик виноват в своем поражении или нет?

Учитель выслушивает предположения учеников и подводит их к пониманию причины поражения, которая кроется в поведении ежика: он не увидел разницы между улиткой с лягушкой и филином, он не сравнил свои силы и силы филина, не подумал о последствиях своего поступка. Значит, здесь две причины: с одной стороны - сила и величина филина; с другой - недальновидность и самонадеянность ежика. И последнее - главная причина того, что ежик попал в неприятную ситуацию: если бы он повел себя по-другому, филин не побил бы его.

В заключение беседы учитель просит учеников сказать, как они понимают смысл последней фразы текста: Шути , шути, да поглядывай! При этом важно не навязывать им подводящую итог мораль, а позволить высказать самостоятельные суждения. Детские высказывания как раз и показывают, насколько эффективно прошел урок.