Факторы и условия развития международного туризма в странах снг. Туризм в странах снг Страны Балтии: краткая социально-экономическая характеристика

Страны ближнего зарубежья России образовались после распада Советского Союза в 1992 г. Всего их 14. К ним относятся те, которые были бывшими советскими социалистическими республиками. В последствии они стали Каждая из них отличается духовным, культурным, политическим направлениями. В экономическом плане они независимы от России, однако являются торговыми партнерами, наравне с европейскими странами. Стоит заметить, что до развала СССР такого термина, как "ближнее зарубежье", не существовало.

Ближнее Зарубежье: особенности понятия

Примечателен тот факт, что некоторые страны ближайшего зарубежья никаких границ с Российской Федерацией. К ним относятся 6 постсоветских Туркменистан, Таджикистан и прочие). Более того, в мире существуют страны, территориально граничащие с Россией, но не входящие в состав «ближнего зарубежья», например, Польша, Китай, Норвегия, Финляндия и др. Исходя из выше написанного, становится понятно, что дело не в географическом положении государств. Здесь главным фактором выступает политическая ситуация, ведь около 70 лет были одним целым страны ближнего зарубежья.

Список стран

Прибалтийские страны:

  • Литва - по площади самое большое государство Прибалтики (65,3 тыс. км 2). Столица - город Вильнюс. По типу правления - парламентская - около 3 млн человек.
  • Латвия располагается в северной части Европы. Имеет общие границы с государства - около 64,6 тыс. км 2 . Количество населения - чуть меньше 2 млн человек. Столица - город Рига.
  • Эстония - самое маленькое государство среди прибалтийских стран (площадь - более 45 тыс. км 2). Столица - город Таллин. Имеет границы с Россией, Латвией и Финляндией. Численность населения - около 1,3 млн человек.

Продолжение списка будет состоять из следующих государств, описание которых можно прочитать ниже в статье.

  • Азербайджан.
  • Украина.
  • Беларусь.
  • Казахстан.
  • Грузия.
  • Молдова располагается в ого-восточной части Европы. Имеет общие границы с Румынией и государства - почти 34 тыс. км 2 . На этой территории проживает около 3,5 млн человек.
  • Армения - страна Закавказья. Столица - г. Ереван. Площадь - около 30 тыс. км 2 . Длительное время находилась в военном конфликте с Азербайджаном. Численность населения - около 3 млн человек.

Страны ближайшего зарубежья (список бывших республик Средней и Центральной Азии):

  • Узбекистан граничит с пятью государствами: с Киргизией, Туркменией, Афганистаном, Таджикистаном и Казахстаном. Занимает территорию, площадь которой чуть меньше 450 тыс. км 2 . Количество жителей - почти 32 млн человек.
  • Туркменистан - страна, которая имеет выход в Каспийское море. Столица - город государства - около 490 тыс. км 2 , население более 5 млн человек.
  • Таджикистан находится в Центральной Азии. Занимает территорию в 142 тыс. км 2 . Постоянно проживает здесь более 8,5 млн человек. Столица - Душанбе.
  • Кыргызстан - страна, расположенная в Средней Азии. Имеет границы с КНР, Узбекистаном и Таджикистаном, Казахстаном. Столица - город Бишкек. Численность населения - около 6 млн человек, площадь - чуть меньше 200 тыс. км 2 .

Азербайджан

Среди стран ближнего зарубежья можно отметить Государство располагается в Восточном Закавказье и омывается водами Каспийского моря. Его территория составляет 86,6 тыс. км 2 , а население - более 9 млн человек. По этим двум параметрам Азербайджан является самым крупным Закавказским государством. Столица - город Баку.

В последние годы эта республика значительно повысила экономический уровень. Особенно это заметно, если сравнивать другие страны ближайшего зарубежья. Здесь больше всего развиты нефтяная и газовая сферы промышленности. С Российской Федерацией Азербайджан имеет не только сухопутную, но и морскую границу. В 1996 г. в соответствии с договором между этими странами был проведен маршрут Баку-Новороссийск для транспортировки нефти. А в 2006 г. в азербайджанской столице было открыто Торговое представительство России.

Беларусь

Список «Страны ближайшего зарубежья России» пополняет Республика Беларусь. Это государство располагается в Восточной Европе. Столицей является г. Минск. Территория составляет более 200 тыс. км 2 , а население - около 9,5 млн жителей. С Российской Федерацией граничит с восточной стороны. Больше всего, по экономическим показателям, Беларусь хорошо известна в машиностроении и сельском хозяйстве. А самым важным внешнеторговым партнером является Россия. Кроме того, эти две страны имеют прочные военные, политические и экономические отношения. Посольство Беларуси есть не только в Москве, но и в остальных российских городах.

Грузия

Российская Федерация имеет дипломатические отношения и с такой страной ближнего зарубежья, как Грузия. Это государство расположено на Западном Закавказье и омывается водами Черного моря. С восточной и северной частей она граничит с Россией. Территория составляет около 70 тыс. км 2 , а население - более 3,7 млн человек. Столицей является город Тбилиси. Здесь наиболее развиты пищевая, легкая и металлургическая промышленности. После развала Союза в 1992 г. Россия с Грузией подписали Сочинский договор.

Казахстан

Республика Казахстан также находится в списке «Страны ближайшего зарубежья». Состоит в тесных отношениях с Российской Федерацией. Население его составляет более 17,7 млн жителей, а территория - 2,7 млн км 2 . Столица - г. Астана. На втором месте после России по экономическим показателям среди всех постсоветских стран. С Федерацией имеет сухопутную и морскую границу по Каспийскому морю. Аналогично выше перечисленным странам, в 1992 г. был подписан договор о дипломатических отношениях между странами.

Украина

Из всех стран ближнего зарубежья ближе всего к России располагается Украина. Эти два государства имеют общие границы. Столица Украины - Киев. Территория составляет более 600 тыс. км 2 , а население - 42,5 тыс. жителей. Эта страна является индустриально-аграрной. Широко развиты тяжелая промышленность, металлообработка и машиностроение. С 2014 г. в восточной части государства проходят военные действия, которые привели не только к снижению количества населения, но и уровня экономики.

Вот и все страны ближнего зарубежья. Список стран в полном объеме с кратким описанием указан выше.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Изменение социально-экономических и политических условий как фактор развития международного туризма. Современные тенденции развития МТ в странах СНГ и Балтии. Международное сотрудничество в сфере туризма. Вклад ВТО в развитие международного туризма.

    реферат , добавлен 19.12.2010

    Организации международного туризма в современных условиях. Основные тенденции развития международного туризма. Развитие и активное применение передовых технологий, активизация мирового рынка туристских услуг. Процесс формирования индустрии туризма.

    реферат , добавлен 17.05.2014

    Теоретические аспекты появления и развития туризма. Особенности формирования, основные виды и формы современного туризма в странах Азии, его проблемы. Анализ динамики выездного туризма в этот регион, пути совершенствования современного этапа его развития.

    дипломная работа , добавлен 18.01.2014

    Природные, историко-культурные, социально-экономические факторы развития туризма в Американском регионе. Анализ динамики международных туристских прибытий. Оценка уровня доходов от международного туризма. Прогноз развития международного туризма в регионе.

    курсовая работа , добавлен 26.08.2015

    Исследование географических основ развития туризма в Скандинавских странах. Изучение туристских ресурсов Норвегии, Дании и Швеции. Особенности туристской политики. Международный туризм и международный туристский обмен в странах Скандинавского полуострова.

    курсовая работа , добавлен 17.01.2015

    Роль туризма в мировой экономике. Международный туризм: понятие и классификация. Развитие международного туризма. Организация международного туристического бизнеса. Перспективы развития международного туризма. Индустрия туризма.

    реферат , добавлен 17.05.2004

    Динамика и факторы развития международного туризма, его значение для экономики государств. Роль климатических особенностей и исторических достопримечательностей в развитии туризма в Турции, ее приоритетные туристические районы и статистика турпотоков.

    реферат , добавлен 22.02.2011

    Место и роль международного туризма в мировой экономике. Развитие международного туризма в Казахстане, процедура оформления туристов и таможенного оформления в международных пунктах пропуска РК. Перспективы развития международного туристического рынка.

    дипломная работа , добавлен 10.11.2010

В последнее время среди курортных мест, которые посещаются иностранными туристами, все чаще фигурируют страны СНГ. Сам туризм ныне стал одной из развивающихся динамично отраслей экономики многих стран. Некоторые государства используют туризм в качестве основного дохода. Развивая туристическую область, они привлекают все большее количество посетителей. Следует заметить, что большое число путешественников приезжает в страны СНГ из самих же участниц содружества. Причина тому - безвизовый въезд, который существенно облегчает поездку и близкое расстояние.

Курорты СНГ
Курорты СНГ развиваются быстрыми темпами. В первую очередь это объясняется тем, что они предоставляют такие же комфортные условия, как и европейские туристические страны, но за гораздо более низкую цену. Среди стран СНГ, которые специализируются на туристической отрасли можно отметить курорты России, Беларуси, Казахстана, Абхазии, Киргизии и др. В зависимости от климата имеется специализация курортов. Например, любители отдыха на море предпочтительнее выберут южные страны. Но и те, кто выбирают горный туризм, могут направиться, например, в Абхазию. Рассмотрим наиболее популярные курортные места вышеперечисленных стран.

Самая крупная страна СНГ – Россия , обладает большим количеством туристических мест. Иностранцев привлекает не только красивая природа, но и исторические места. На территории южной части России имеются морские курорты с мировым именем, такие как Сочи, Анапа, Геленджик, Адлер, Туапсе. Самым привлекательным же из них для иностранцев является Сочи . Как известно, он славится своей богатой природой, уникальными растениями. Но это не единственное преимущество. Также в Сочи многие туристы едут в медицинских целях, поскольку там находится ряд минеральных источников. В окрестностях можно найти и так называемые «грязевые» источники, которые обладают лечебными свойствами. Туристов из ближних и дальних стран привлекают и бальнеологические курорты, которые имеются в Алагире, Аршане, Ессентуках, Кисловодске, Пятигорске. С целью улучшения состояния здоровья каждый год эти курорты посещают тысячи людей. Горнолыжный спорт активно развивается в Донбассе. На известную Красную Поляну мечтают попасть все любители зимних видов спорта.

Курорты, которые уже получили широкую известность за рубежом – Украинские . Многие иностранцы выбирают Украину, поскольку она географически расположена между двумя морями Азовским и Черным , имеет умеренный и субтропический климат (южный берег Крыма), очень благоприятный для отдыха.


– самая популярная туристическая область страны. Туристов – иностранцев привлекает прежде всего то, что в этих курортах совмещаются уровень европейского сервиса и приемлемая цена путевки. Но конечно, Украина известна не только своими бархатными пляжами, но и красивыми горными пейзажами. Также, красоту добавляют реки Дунай и Днепр, которые сопровождаются живописной природой.

В республиках Южного Кавказа также имеются красивые курортные места, которые посещаются иностранцами. Все они динамично развиваются. Сочетание приемлемой цены и хорошего обслуживания – вот что характерно для них. Южная странаАзербайджан также славится своей живописной природой, многочисленными историческими памятниками и целебными источниками.

Беларусь будет интересна для любителей нетронутой природы. В ней сохранились вековые леса, в которых можно найти исчезающие виды фауны. Большой популярностью пользуются и белорусские минеральные источники. Должного внимания заслуживает и туристическая инфраструктура. Почти все места отдыха оснащены современными комфортабельными базами и находятся вблизи минеральных источников. Страна богата и историческими памятниками, красивыми архитектурными строениями. В стране много старинных действующих монастырей, которые представляют собой уникальные исторические памятники. Дополнительным пунктом в плане маршрута при отдыхе является предоставление возможности осуществления прогулки на быстроходном катере по Бугу, Днепру, Двине, Неману. Другой момент, заслуживающий внимания – это фитотерапия, которая активно применяется в местных санаториях.

Заслуживают внимания и курорты Казахстана . Наиболее известные из них Город Каркаралинск и, конечно же, столица Астана. В Узбекистане – туристов со всего мира привлекает знаменитое Аральское море. Имеются и горнолыжные базы Чимган и Бельдерсай. Среди природных здравниц Таджикистана известные туристические места курорт Ходжа-Обигарм, Обигарм, горноклиматический курорт Шаамбары.

Следует сказать, что в статье перечислен лишь ряд туристических областей. Страны СНГ активно развиваются и число курортных баз, заслуживающих внимания, постоянно увеличивается.

Одним из перспективных направлений развития международного туризма для стран Содружества является более широкое задействование объектов всемирного наследия (культурного, природного и культурно-природного), т к. 3,4 % объектов, расположенных в странах СНГ, включены в число объектов всемирного достояния.

В то же время анализ развития туризма в большинстве стран СНГ свидетельствует, что на рынке предлагается туристский продукт старого (советского) образца без учета национального колорита, а это, естественно, приводит к заметному снижению потока въезжающих туристов, неразвитости инфраструктуры. Состояние материальной базы туризма в странах Содружества оставляет желать лучшего, она существенно отстает от международных стандартов и требований и, следовательно, от качества обслуживания. Развитие туризма в государствах Содружества в условиях реформирования экономики выявило ряд общих негативных тенденций: вывоз валютных средств из государств СНГ, свертывание национальных туристских программ, слабое развитие внутреннего туризма, отсутствие координирующей работы по целенаправленной поддержке и продвижению национального продукта со стороны государства на туристских рынках, крайне низкое инвестирование этой сферы экономики и др.

Следует отметить, что такая ситуация в области туризма не устраивает государства Содружества. Усилия по развитию туристских связей направлены на поиск новых подходов к межгосударственной интеграции в туристской сфере. Основой этого процесса явилось определение задач по формированию единого туристского пространства с учетом исторически сложившейся профессионально-квалификационной структуры, маршрутной политики и общей методологии. Для решения этих проблем, устранения необоснованной конкуренции и координации деятельности в рамках Содружества Решением Совета глав, правительств СНГ 9 сентября 1994 г. был образован Совет по туризму государств - участников Содружества. За прошедшее время проведено 14 заседаний Совета, на которых рассмотрен широкий круг вопросов, касающихся взаимодействия и решения возникающих проблем.

Советом разработаны и рекомендованы органам управления туризмом государств - участников Соглашения основные принципы сотрудничества, обеспечения единства методологии и сближения систем статистической отчетности в сфере туризма, утверждены рекомендации по проблемам подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для нужд туризма, сближения законодательно-правовой базы. Осуществляются мероприятия по разработке и внедрению межгосударственных стандартов и систем сертификации в области туризма государств - участников Соглашения Совет по туризму концентрирует усилия на решении ряда следующих проблем, от которых зависит развитие туризма государств Содружества:

· восстановление управляемости туристским сектором экономики государств СНГ, разработка и внедрение адаптированной к международным стандартам нормативно-правовой базы, обеспечивающей безопасность и качество обслуживания в туризме;

· формирование здоровой конкурентной среды на рынке туристских услуг, преодоление его раздробленности, привлечение иностранного капитала, формирование государственного сектора туризма, опирающегося на инфраструктуру находящуюся в государственной собственности;

· реформирование туризма в целях обеспечения его выхода на международные рынки, создание конкурентоспособного туристского продукта, привлечение иностранных туристов, ускоренное развитие сферы услуг и упрощение связанных с пограничными и таможенными процедурами;

· активизация сотрудничества со Всемирной туристской организацией.

С 1992 г. членство в ВТО стала осуществлять Российская Федерация как правопреемник бывшего СССР. В 1993 г на десятой Генеральной ассамблее ВТО (о. Бали, Индонезия) в Действительные члены организации были единогласно приняты Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Туркменистан и Узбекистан, в 1997 г. - Армения и Украина. Интерес к вступлению в ВТО также проявляют Беларусь и Таджикистан В качестве присоединившихся членов в ВТО (в составе Делового совета) также входит ряд крупных туристских компаний и учебных заведений России (в частности, Российская ассоциация туристических агентств (РАТА), ВАО «Интурист», «Интурист-Холдинг Компания», ЦСТЭ-Интур, Сочинский государственный университет туризма и курортного дела и т. д.), туроператорские компании из Казахстана (Национальная компания «Шелковый путь - Казахстан», «Жибек Жолы», «Яссауи» и «Экосистема») и организации Украины (Киевский институт туризма, экономики и права, гостиничный комплекс «Днипро»). Узбекистан и Украина избраны в состав Исполнительного совета ВТО, что отражает их возросшее политическое влияние в мировом туристском сообществе. Свою кандидатуру на вступление в Исполнительный совет на период 2001-2005 гг. выдвинула Российская Федерация.

В Постоянной комиссии по социальным и гуманитарным вопросам Межпарламентской Ассамблеи СНГ принят модельный Закон «О социальном туризме» и направлен в парламенты государств-участников для использования в национальных законодательствах.

Активно функционирует Объединенный университет туризма государств-участников СНГ, созданный в мае 1998 г. как международный союз общественных объединений (зарегистрирован Министерством юстиции России 24.04.1998 г.), в который вошли учебные заведения и предприятия сферы туризма. Цель его создания - через координацию подготовки специалистов высшей квалификации из стран СНГ способствовать возрождению единого туристского пространства государств Содружества. Объединенный университет туризма СНГ создан на базе Российской международной академии туризма - головного по этому профилю высшего учебного заведения в России.

В настоящее время в состав объединенного университета туризма СНГ вошли Белорусское республиканское объединение «Беларусьтурист», Белорусский фонд развития и поддержки науки и высшей школы, ряд высших учебных заведений России, Беларуси, Армении, Казахстана, Украины, Учебно-консультационный центр «Зила-Булта» г. Риги (Латвия).

Однако проводимая в рамках СНГ работа по развитию туризма требует не только усиления координирующей роли Совета по туризму, но, в первую очередь, практической помощи туристскому сектору со стороны правительств стран - участников Содружества. Прошедший период развития СНГ свидетельствует, что одного лишь провозглашения приоритетности туристской отрасли без конкретной помощи со стороны государства явно недостаточно. Если же страны СНГ в ближайшие 3-4 года не сумеют разрешить вышеобозначенные проблемы, то стагнационный период в туризме затянется на много лет.

Правительства государств-участников настоящего Соглашения, именуемые в дальнейшем Сторонами, руководствуясь Манильской декларацией о мировом туризме (1980 года) и Гаагской декларацией о туризме (1989 года), другими международными договорами и актами, выражая стремление к созданию благоприятных условий для развития международных туристских связей как фактора сохранения и углубления дружественных отношений, исходя из неотъемлемых прав граждан на удовлетворение духовных потребностей, приобщение к культурно-историческим ценностям, руководствуясь стремлением к развитию и укреплению
экономических отношений, основанных на принципах взаимной выгоды, подтверждая желание государств расширять и совершенствовать отношения в области международного туризма, основанные на принципах равноправия, желая развивать эти отношения путем широкого сотрудничества между правительственными органами по туризму, национальными,
региональными и другими туристскими организациями, считая, что сотрудничество в области туризма призвано способствовать укреплению взаимопонимания между народами, гражданского согласия, утверждению общечеловеческих ценностей, согласились о нижеследующем:

Статья 1

Стороны будут всемерно содействовать развитию равноправного и взаимовыгодного сотрудничества в области туризма по линии правительственных организаций, национальных и региональных туристских ассоциаций, обществ, фирм и предприятий, активно поддерживать их инициативы, направленные на эффективное освоение туристских ресурсов.

Статья 2

Стороны будут способствовать формированию общего туристского пространства, сближению нормативно-правовых документов по туризму, внедрению единой международной системы классификации средств размещения и туристских услуг, единой информационной сети.
Стороны будут создавать условия для активного использования в целях туризма природного и культурного наследия народов своих государств.

Статья 3

Стороны примут согласованные меры по восстановлению традиционных и открытию новых туристских маршрутов, расширению разнообразия видов группового и индивидуального туризма, в том числе самодеятельного, детского и других видов социального туризма.

Статья 4

Стороны, в соответствии с законодательством своих государств, будут стремиться к упрощению пограничных, таможенных и иных формальностей, связанных с туристским обменом между ними,
обеспечению социальной защищенности и личной безопасности туристов в стране пребывания.

Статья 5

Стороны будут осуществлять регулярные контакты государственных органов по управлению туризмом для разработки и реализации общей стратегии развития туризма и его приоритетных направлений в интересах туристских организаций и предприятий своих государств.

Статья 6

Стороны будут разрабатывать и реализовывать обеспечивающие комплексное развитие индустрии туризма межгосударственные программы и отдельные проекты по освоению представляющих взаимный интерес туристских регионов.

Стороны будут оказывать содействие друг другу в: подготовке профессиональных кадров для сферы туризма; обмене опытом работы между сотрудниками государственных органов
по туризму, туристских и транспортных предприятий и организаций, гостиниц, ресторанов, других производителей туристских услуг, независимо от форм собственности проведении совместных научных исследований, семинаров и симпозиумов по различным проблемам туризма, систематическом обмене научными и учебными материалами.

Статья 8

Стороны будут обеспечивать обмен статистической и другой информацией в области туризма, в том числе: о законодательных и иных нормативных актах, регулирующих туристский обмен и деятельность в индустрии туризма в своих государствах, связанных с защитой и сохранением природного и культурного наследия;

о состоянии туристского рынка;
справочно-информационными, методическими и рекламными
материалами.

Стороны будут оказывать взаимную помощь в вопросах международного сотрудничества и членства во Всемирной туристской организации и других международных организациях по туризму.

Взаиморасчеты между туристскими организациями будут производиться на основе двусторонних и многосторонних соглашений.

Стороны будут регулярно информировать друг друга по вопросам, связанным с выполнением настоящего Соглашения и вносить в него дополнения и изменения по согласованию с каждой из подписавших Сторон. В случае возникновения вопросов при толковании и выполнении
настоящего Соглашения решения будут приниматься на основе переговоров между соответствующими органами каждой из Сторон. Стороны могут, при необходимости, создавать комиссии и рабочие группы из равного числа представителей Сторон для практической
координации вопросов сотрудничества.

Настоящее Соглашение вступает в силу со дня его подписания.

Настоящее Соглашение открыто для присоединения к нему других государств, разделяющих его цели и принципы. Для присоединяющегося государства Соглашение вступает в силу со
дня сдачи документа о присоединении Правительству Республики Беларусь, являющемуся депозитарием настоящего Соглашения. Каждая из Сторон может денонсировать настоящее Соглашение. Денонсация вступает в силу через 6 месяцев после подачи письменного
уведомления депозитария о денонсации. Совершено в Ашгабате 23 декабря 1993 года в одном подлинном экземпляре на русском языке. Подлинный экземпляр хранится в Архиве
Правительства Республики Беларусь, которое направит государствам,
подписавшим настоящее Соглашение, его заверенную копию.

Международные конвенции по туризму, регулирующие вопросы гостиничного сервиса, перевозки пассажиров воздушным, автомобильным и морским транспортом.

Исторически сложилось так, что упрощением организации тур­поездок и упорядочением туристских формальностей занимают­ся на двусторонней основе соседние, сопредельные государства. На начальном этапе развития международных туристских обме­нов, когда объемы не превышали десятки тысяч туристов, этого было вполне достаточно. Затем туристские потоки стали резко возрастать. В 1838 г. была открыта первая регулярная пароход­ная линия между Нью-Йорком и Лондоном. В 1878 г. Всемирную выставку в Париже посетили 75 тыс. жителей Англии и более 10 тыс. американцев. К концу XIX века туризм из привилегии "высшего общества" стал превращаться в широко распространен­ное явление, в котором участвовали сотни тысяч жителей разных стран.

По мере роста объемов туризма и расширения его географии, а также развития средств транспорта и включения в маршруты нескольких стран одновременно, к делу упрощения туристских поездок подключились международные организации. Исходя из резко возрастающих потоков туристов, был созван целый ряд международных конференций и совещаний по туризму:

1921 г. В Барселоне Лига Наций приняла Конвенцию и Ста­тус о свободе транзита по железным дорогам.
- 1925 г. В Гааге был созван Международный конгресс ассо­циаций транспортного обслуживания.
- 1925 г. В Гааге состоялся первый конгресс Международно­го Союза официальных организаций по пропаганде туризма.
- 1929 г. В Лондоне принята Международная конвенция об охране человеческой жизни на море (дополнения и уточнения в нее вносились на протяжении многих лет).
- 1929 г. В Варшаве принята Конвенция об унификации неко­торых правил, касающихся воздушных международных перево­зок. О важности Варшавской конвенции говорит тот факт, что ссылки на ее название до сих пор приводятся на бланке каждого авиационного билета.
- 1934 г. В Гааге проведено совещание и принято решение по возрождению Международного союза организаций по пропаган­де туризма.
- 1944 г. Состоялась Чикагская конференция Международной организации гражданской авиации (ИКАО), на которой были внесены предложения по унификации вида и содержания загра­ничных паспортов, чтобы облегчить процедуру регистрации пас­сажирам международных авиарейсов.
- 1946 г. В Лондоне проведена конференция национальных туристских организаций, на которой были рассмотрены вопросы возрождения туризма после второй мировой войны. Одновремен­но вопросы развития туризма были включены в повестку дня ра­боты подразделений ООН. Необходимо отметить, что с 1946 по 1975 г., т.е. до начала дея­тельности ВТО всю работу по развитию туризма в системе ООН выполнял Экономический и Социальный Совет ООН;
- 1954 г. В Нью-Йорке проведена конференция ООН, приняв­шая Конвенцию о таможенных льготах для туристов (наша стра­на присоединилась к Конвенции в 1959 г.);
- 1963 г. Была организована конференция ООН в Риме по международному туризму и путешествиям, в ходе работы кото­рой были конкретно обсуждены проблемы "упрощения установ­ленных правительством формальностей в отношении международ­ного туризма".
- 1967 г. Генеральная Ассамблея ООН провозгласила 1967 г. годом международного туризма.
- 1967 г. В Брюсселе принята Конвенция об унификации не­которых правил по перевозке морем пассажиров и багажа.
- 1968 г. В Берне проведен Международный семинар ООН по вопросам развития туризма.
- 1969 г. В Софии состоялась Международная конференция ООН, на которой была принята резолюция об образовании меж­правительственной организации по туризму, ставшая впослед­ствии ВТО.
- 1973 г. В Киото состоялась Конференция по упрощению и согласованию таможенных процедур.
- 27 сентября 1980 г. в Маниле открылась Всемирная конфе­ренция по туризму (с тех пор этот день отмечается как Всемир­ный день туризма).
- 1982 г. Состоялось Всемирное совещание по туризму в Ака­пулько.
- 1989 г. Состоялась Межпарламентская конференция по ту­ризму в Гааге.
- 1999 г. Принят Глобальный этический кодекс туризма.

Несколько подробнее следует остановиться на международ­ных туристских конференциях последних лет, на которых рассмат­ривались вопросы упрощения туристских формальностей.

ГААГСКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ ПО ТУРИЗМУ

Межпарламентская конференция по туризму, проходившая в Гааге 10-14 апреля 1989 г., приняла Гаагскую декларацию, в кото­рой определено место туризма в социально-экономической жиз­ни всех стран и народов. В ней, в частности, сказано, что "упро­щение туристских формальностей и облегчение поездок и путе­шествий - это скоординированная политика и действия государств по развитию и поощрению как индивидуальных, так и коллек­тивных туристских поездок. Упрощение туробмена и связанных с ним регламентирующих формальностей - это подготовка соот­ветствующих договоров и соглашений, решение проблем защиты туристов, туристского страхования, улучшения взаимодействия между туристами, средствами размещения и административными государственными службами стран".

Межпарламентская конференция по туризму обратила особое внимание на наличие взаимосвязи между туризмом и окружаю­щей средой и одновременно призвала определить уровень про­пускной способности мест, посещаемых туристами, и обеспечить его соблюдение даже в том случае, если это будет означать огра­ничение доступа к подобным местам в определенные периоды времени или сезон.

Также был сделан вывод о том, что одновременно с быстрым ростом объемов путешествий и туризма в последние годы уточ­няется и расширяется понятие "упрощение туристских формаль­ностей".

В Гаагской декларации, в частности, записано: "Принято раз­личать две основные группы препятствий на пути развития ту­ризма: те, которые затрагивают туристов, и те, которые затраги­вают туристский бизнес. Процесс ликвидации препятствий на пути развития туризма называется упрощением туристских формаль­ностей, которое переросло свои узкие первоначальные рамки по­граничных формальностей и таможенных процедур. Речь должна идти прежде всего о позитивном стимулировании и поощрении туризма, в частности, путем принятия мер, позволяющих каждо­му человеку участвовать во внутреннем и международном туриз­ме, особенно благодаря более совершенному распределению ра­бочего и свободного времени, установлении системы распределе­ния в течение года периодов отпусков, а также уделяя особое внимание туризму молодежи, пожилых людей и инвалидов. В пос­ледние годы на упрощение туристских формальностей серьезное воздействие оказывают распространение наркотиков и рост пре­ступности и терроризма. Хотя государства вынуждены занимать­ся обостряющейся проблемой иммиграционных потоков, необхо­димо признать, что ограничивающее иммиграционное законода­тельство или дискриминационные меры противоречат упрощению международного туризма".

ЭСТЕРСУНДСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ПО БЕЗОПАСНОСТИ ТУРИЗМА И УМЕНЬШЕНИЮ РИСКОВ ПРИ ПУТЕШЕСТВИЯХ

9-11 июня 1995 г. в шведском городе Эстерсунде под эгидой ВТО проведена 1-я Международная конференция по безопасности туризма и уменьшению рисков при путешествиях. В конференции приняли участие представители национальных туристских адми­нистраций России, США, Великобритании, Франции, ФРГ, Кана­ды, Израиля, Испании, Австрии и еще 20 государств, а также тури­стских ассоциаций, исследовательских и учебных заведений сферы туризма и крупных турфирм. Помимо того, официально участво­вали представители Интерпола, Европейского туристского иссле­довательского центра, туристской и авиационной полиции Арген-

тины, службы безопасности туризма Канады, министерств внутрен­них дел ряда стран. На конференции четко прослеживалась мысль том, что в данной сфере основа успеха заключается именно в по­стоянном взаимодействии туристского сектора, гостиниц и турфирм с соответствующими службами и структурами государства.

Основной целью конференции было рассмотрение вопросов бе­зопасности туризма и уменьшения рисков при путешествиях, выра­ботка взаимоприемлемых и согласованных вариантов решения про­блем данной сферы. Также были обсуждены вопросы своевременно­го и постоянного обмена информацией между странами, национальными туристскими администрациями и другими учреж­дениями сферы туризма, взаимопомощи и координации, ответствен­ности правительств и государств в устранении проблем на пути раз­вития международного туризма, показана роль средств массовой информации в развитии туризма и повышении его безопасности.

В ходе конференции было отмечено, что безопасность туризма и уменьшение рисков при путешествиях касается широкого спект­ра вопросов, включая: проблемы несчастных случаев, болезней, эпидемий, в том числе распространение ВИЧ-инфекции; терроризм, военные осложнения и перевороты; пиратство; криминогенные си­туации и преступность; распространение наркотиков; радиоактив­ное и иное заражение местности; проституцию; вандализм и любые формы насилия; комплексное рассмотрение всевозможных рисков, относящихся к прибывшим туристам, местным жителям, турфир­мам и индустрии туризма в целом. Одновременно подчеркнуто, что главная роль в обеспечении безопасности туризма и уменьшении рисков при путешествиях отводится прежде всего государственным органам и национальным туристским администрациям, которые в свою очередь должны обеспечить соответствующий уровень взаи­модействия и координацию работы со всеми участниками, подпи­савшими Эстерсундскую декларацию по безопасности туризма и уменьшению рисков при путешествиях.

КАДИССКИЙ МЕЖПАРЛАМЕНТСКИЙ ФОРУМ ПО ТУРИЗМУ

Под эгидой ВТО в марте 1995 г. в Кадисе (Испания) состоялся международный форум, в котором участвовало 300 парламента­риев из 52 стран мира. Цель проведения форума - привлечь вни­мание парламентов, правительств и местных органов власти к

основным проблемам туризма. Говоря об ожидаемом туристском буме и увеличении вдвое туристского потока на предстоящие двад­цать лет, форум подчеркнул, что функционирование туристских центров и регионов будет зависеть от конкретных усилий, кото­рые будут предприняты государствами, парламентами, местны­ми властями и частным сектором для развития потенциала при­емка туристов. Форум отметил важную роль государственных структур, принимающих решения и создающих частным турфир­мам благоприятные условия и обстановку, способствующие их развитию. Государственные власти призваны также обеспечивать свободу и безопасность туристских поездок и пребываний, уста­навливая такие пограничные, таможенные, медицинские, полицей­ские и иные регламентирующие формальности, которые не меша­ют развитию международного туризма.

Форум констатировал: "Государство должно отвечать за сле­дующие сферы, имеющие большое значение для туризма, упоря­дочения туристских формальностей и повышения безопасности путешествий:

Развитие туристской инфраструктуры, особенно транспор­та и коммуникаций;
- создание условий для обучения руководящих кадров и ра­ботников туристских предприятий;
- обеспечение соблюдения экологических норм на туристских объектах;
- защиту прав местных и иностранных туристов-потребителей;
- обеспечение льготного налогового и административного режима для туристских фирм;
- внедрение экономических и статистических механизмов, которые позволят вести корректное наблюдение и объективный контроль за состоянием и развитием сферы туризма;
- продвижение туризма на международных рынках, выделе­ние из бюджета необходимых средств на рекламно-информаци­онную работу в целях создания образа своей страны, как благо­приятной для туризма".

Многие из этих задач, как было сказано, весьма эффективно выполняются национальными туристскими администрациями большинства стран в соответствии с принятым туристским зако­нодательством. Однако роль и ресурсы, которые отводятся этим государственным ведомствам, недостаточны. В этой связи Кадис-ский форум призвал парламенты и правительства государств при-

дать национальным туристским администрациям полномочия и права, соизмеримые с их обязанностями и с экономическим значе­нием туристского сектора, повысить внимание к многогранному характеру туризма во всех его аспектах экономическом, социаль­ном и культурном.

Многосекторный характер туризма и его уязвимость перед лицом внешних факторов (безопасность туристов, ущерб окружа­ющей среде, резкие колебания валютных курсов) требуют прове­дения согласованной, обязательно межведомственной, государ­ственной политики. Это вызывает необходимость разработки ме­ханизмов координации деятельности министерств и ведомств, связанных с Национальной туристской администрацией".

Форум отдельно указал на тот факт, что повышенное внима­ние к развитию туризма, помимо правительств, должны уделять и национальные парламенты. С удовлетворением отмечена рас­тущая тенденция к созданию специализированных групп и комис­сий по туризму в ряде национальных парламентов и в Европейс­ком парламенте. Было высказано пожелание, чтобы парламенты, региональные и местные органы власти в большей степени брали бы на себя задачу обсуждения общей стратегии развития туризма и контроль за ее исполнением, а также разрабатывали законопро­екты, благоприятствующие такому развитию.

МАДРИДСКИЙ СЕМИНАР ВТО ПО ВОПРОСАМ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ СФЕРЫ ТУРИЗМА

В январе 2000 г. в Мадриде во время международной туристс­кой выставки ВТО провела семинар по проблемам подготовки кадров в сфере туризма. Открывая семинар, Генеральный секре­тарь ВТО указал, что "туризм в XXI веке потребует большей эф­фективности работы и заведомо большего профессионализма, а этого можно достичь только существенным повышением качества образования в туризме. Необходимо качественное улучшение под­готовки и образования каждого туристского работника, начиная с посыльного в гостинице и продавца авиабилетов и кончая выс­шими должностными лицами в Национальной туристской адми­нистрации страны".

Семинар развил итоги проведенной ВТО в 1996 г. в Мадриде международной конференции на тему "Кадровый капитал в туристской индустрии XXI века" и подтвердил сделанные ранее выводы и рекомендации:

Всем заинтересованным организациям следует уделять при­оритетное внимание развитию кадровых ресурсов;
- необходимо признать, что образование и подготовка кад­ров являются фундаментом развития туристских профессий;
- нужно вести работу по обоснованию новых парадигм обра­зования и подготовки кадров в сфере туризма, наиболее гибко отвечающих постоянно меняющимся требованиям его рыночной среды;
- разрабатывать единые стандарты, правила сертификации и аккредитации для укрепления существующих учебных программ и создания новых систем образования и подготовки кадров;
- интегрировать новые технологии и информационные сис­темы в сферу образования и подготовки туристских кадров, а так­же формирование общей готовности населения к туризму и путе­шествиям;
- осознать важность повышения качества подготовки и про­фессионализма как существенных характеристик образования и обслуживания в туризме.

ВТО после проведения анализа и изучения обстановки в раз­личных регионах мира сделала вывод, что в сфере подготовки кадров для индустрии туризма имеются, помимо массы недора­боток, значительные резервы для ее совершенствования. Даже в странах с развитой экономикой, где туризм является давно осво­енной сферой приложения капитала и предпринимательства, су­ществуют определенные трудности в плане подготовки квалифи­цированного персонала. Прежде всего это связано с недостаточ­ной проработкой международных правовых основ организации международного сотрудничества, отсутствием единых взглядов в области определения основополагающих терминов и понятий, проблемами, возникающими при сборе статистических данных, и разными подходами к системам подготовки кадров. Также было отмечено: "Несмотря на то, что вузы стараются дать сегодня все больше профессиональной направленности в подготовке специа­листов, это обучение носит все еще академический, а не приклад­ной характер, оно скорее приспособлено к общественным орга­низациям и освоению территории, чем к реальному предприни­мательству в сфере туризма".


Похожая информация.