Тенденции межнациональных отношений в современном мире. Тема урока

Межнациональные отношения в силу их многоаспектности представляют собой сложное явление. Они включают две разновидности:

Отношения между разными национальностями внутри одного государства;

Отношения между разными нациями-государствами.

Формы межнациональных отношений следующие:

Мирное сотрудничество.

Этнический конфликт (от лат. conflictus - столкновение).

Способы мирного сотрудничества довольно многообразны.

Способы мирного сотрудничества:

1) Этническое смешивание - разные этнические группы стихийно смешиваются между собой на протяжении многих поколений и в результате образуют одну нацию. Происходит это обычно через межнациональные браки. Таким путем сформировались латиноамериканские народы: в одно целое здесь смешались традиции испанцев, португальцев, местных индейцев и африканцев-рабов.

2) Этническое поглощение (ассимиляция) - представляет собой почти полное растворение одного народа (иногда нескольких народов) в другом. Истории известны мирные и военные формы ассимиляции. Современная Америка - пример мирного пути, а древние империи, завоевавшие соседние народы, например Ассирия и Рим, служат образцом немирного пути. В одном случае захватчики растворяли в себе покоренные народы, в другом - сами растворялись в них. В насильственном сценарии более крупная нация запрещает другим использовать родной язык в публичной жизни, получать образование на нем, закрывает книжные издательства и средства массовой информации.

Самый цивилизованный путь объединения разных народов - создание многонационального государства, в котором соблюдаются права и свободы каждой народности и нации. В подобных случаях несколько языков являются государственными, например, в Бельгии - французский, датский и немецкий, в Швейцарии - немецкий, французский и итальянский. В результате формируется культурный плюрализм (от лат. pluralis - множественный).

При культурном плюрализме ни одно национальное меньшинство не теряет самобытности и не растворяется в общей культуре. Он подразумевает, что представители одной национальности добровольно овладевают привычками и традициями другой, обогащая при этом собственную культуру.

Культурный плюрализм - это показатель успешной адаптации (приспособления) человека к чужой культуре без отказа от своей собственной. Успешная адаптация предполагает овладение богатствами еще одной культуры без ущерба для ценностей собственной.

В современном мире просматриваются две взаимосвязанные тенденции в развитии наций.

1) Основные тенденции развития наций:

Межнациональная дифференциация - процесс разъединения, разделения, противостояния различных наций, этносов и народов в самых разных планах.

Самоизоляция в целом;

Протекционизм в экономике;

Национализм в различных формах в политике и культуре;

Религиозный фанатизм, экстремизм.

2) Межнациональная интеграция – это процесс постепенного объединения различных этносов, народов и наций через сферы общественной жизни.

Экономические и политические союзы (например, Европейский союз (ЕС))

Транснациональные корпорации (ТНК)

Международные культурные и народные центры

Взаимопроникновение религий, культур, ценностей

3) Глобализация - это исторический процесс сближения наций и народов, между которыми постепенно стираются традиционные границы, и человечество превращается в единую политическую систему

4) Межнациональный конфликт

В современном мире практически не существует этнически однородных государств. К таковым можно условно отнести только 12 стран (9% всех государств мира).

В 25 государствах (18,9%) основная этническая общность составляет 90% населения, еще в 25 странах этот показатель колеблется от 75 до 89%. В 31 государстве (23,5%) национальное большинство составляет от 50 до 70%, и в 39 странах (29,5%) едва ли половина населения является этнически однородной группой.

Таким образом, людям разных национальностей так или иначе приходится сосуществовать на одной территории, и мирная жизнь складывается далеко не всегда.

Межнациональный конфликт - одна из форм отношений между национальными общностями, характеризующаяся состоянием взаимных претензий, открытым противостоянием этносов, народов и наций друг другу, имеющим тенденцию к нарастанию противоречий вплоть до вооруженных столкновений, открытых войн.

В мировой конфликтологии нет единого концептуального подхода к причинам межэтнических конфликтов.

Анализируются социально-структурные изменения контактирующих этнических групп, проблемы их неравенства в статусе, престиже, вознаграждении. Есть подходы, сосредоточивающиеся на поведенческих механизмах, связанных с опасениями за судьбу группы, - не только за потерю культурного своеобразия, но и за использование собственности, ресурсов и возникающей в связи с этим агрессией.

Исследователи, опирающиеся на коллективные действия, концентрируют свое внимание на ответственности элит, борющихся за власть, ресурсы. Очевидно, элиты прежде всего ответственны за создание, «образа врага», представлений о совместимости или несовместимости ценностей этнических групп, идеологии мира или вражды.

В ситуациях напряженности создаются представления о чертах народов, препятствующих общению, - «мессианстве» русских, «наследуемой воинственности» чеченцев, а также иерархии народов, с которыми можно или нельзя «иметь дело».

Большим влиянием на Западе пользуется концепция «столкновения цивилизаций» американского исследователя С. Хантингтона. Она объясняет современные конфликты, в частности недавние акты международного терроризма, конфессиональными различиями. В исламской, конфуцианской, буддийской и православной культурах будто бы не находят отклика идеи западной цивилизации - либерализм, равенство, законность, права человека, рынок, демократия, отделение церкви от государства.

Основной причиной конфликтов, трений, различного рода предубеждений между представителями разных национальностей выступает этноцентризм.

Этноцентризм - это совокупность неправильных представлений (предубеждений) одной нации по отношению к другой, свидетельствующих о превосходстве первой.

Этноцентризм - это уверенность в правоте собственной культуры, склонность либо тенденция отвергать стандарты другой культуры как неправильные, низкие, неэстетичные. Поэтому многие межнациональные конфликты называют ложными, поскольку в их основе лежат не объективные противоречия, а непонимание позиций и целей другой стороны, приписывание ей враждебных намерений, что порождает неадекватное чувство опасности, угрозы.

Современные социологи предлагают следующую классификацию причин межнациональных конфликтов.

Причины межнациональных конфликтов:

Социально-экономические - неравенство в уровне жизни, различное представительство в престижных профессиях, социальных слоях, органах власти.

Культурно-языковые - недостаточное, с точки зрения этнического меньшинства, использование его языка и культуры в общественной жизни.

Этнодемографические - быстрое изменение соотношения численности контактирующих народов вследствие миграции и различий в уровне естественного прироста населения.

Экологические - ухудшение качества окружающей среды в результате ее загрязнения либо истощения природных ресурсов вследствие использования представителями иной этнической группы.

Экстерриториальные - несовпадение государственных или административных границ с границами расселения народов.

Исторические - прошлые взаимоотношения народов (войны, былое соотношение господства-подчинения и т. д.).

Конфессиональные - из-за принадлежности к разным религиям и конфессиям, различий в уровне современной религиозности населения.

Культурные - от особенностей бытового поведения до специфики политической культуры народа.

Социологи выделяют различные типы межнациональных конфликтов.

Типы межнациональных конфликтов:

Государственно-правовой;

Этнотерриториальный;

Этнодемографический;

Социально-психологический.

Межэтнические конфликты не возникают на пустом месте. Как правило, для их появления необходимы определенный сдвиг привычного уклада жизни и разрушение системы ценностей, что сопровождается у людей чувствами растерянности и дискомфорта, обреченности и даже потерей смысла жизни. В таких случаях на первый план в регуляции межгрупповых отношений в обществе выдвигается этнический фактор как более древний, выполняющий функцию группового выживания.

Действие этого социально-психологического фактора реализуется следующим образом. Когда появляется угроза существованию группы как целостного и самостоятельного субъекта межгруппового взаимодействия, на уровне социального восприятия ситуации происходит социальная идентификация по признаку происхождения, по признаку крови; включаются механизмы социально-психологической защиты в виде процессов внутригрупповой сплоченности, внутриг-руппового фаворитизма, усиления единства «мы» и внешне-групповой дискриминации и обособления от «них», «чужих».

Эти процессы могут привести к национализму.

Национализм (фр. nationalisme от лат. natio - народ) - идеология и политика, ставящие интересы нации превыше любых других экономических, социальных, политических интересов, стремление к национальной замкнутости, местничеству; недоверие к другим нациям, нередко перерастающее в межнациональную вражду.

Виды национализма:

Этнический - борьба народа за национальное освобождение, обретение собственной государственности.

Державно-государственный - стремление наций воплотить в жизнь свои национально-государственные интересы, нередко за счет малых народов.

Бытовой - проявление национальных чувств, враждебное отношение к инородцам, ксенофобия (гр. xenos - чужой и phobos - страх).

Национализм может перерасти в свою крайне агрессивную форму - шовинизм.

Шовинизм (фр. chauvinisme - термин происходит от имени Никола Шовена, литературного героя комедии братьев И. и Т. Коньяр «Трехцветная кокарда», радетеля величия Франции в духе идей Наполеона Бонапарта) - политическая и идеологическая система взглядов и действий, обосновывающая исключительность той или иной нации, противопоставление ее интересов интересам других наций и народов, внедряющая в сознание людей неприязнь, а зачастую и ненависть к другим народам, которая разжигает вражду между людьми различных национальностей и вероисповеданий, национальный экстремизм.

Одним из проявлений государственного национализма является геноцид.

Геноцид (от лат. genos - род и caedere - убивать) - преднамеренное и систематическое уничтожение отдельных групп населения по расовым, национальным или религиозным признакам, а также умышленное создание жизненных условий, рассчитанных на полное или частичное физическое уничтожение этих групп. Примером геноцида является холокост - массовое уничтожение гитлеровцами еврейского населения во время Второй мировой войны.

Объединение группы по этническому признаку происходит на основе:

Предпочтения своих соплеменников «чужим», пришлым, некоренным и усиления чувства национальной солидарности;

Защиты территории проживания и возрождения чувства территориальности для титульной нации, этнической группы;

Требований о перераспределении дохода в пользу «своих»;

Игнорирования законных потребностей других групп населения на данной территории, признаваемых «чужими».

Все эти признаки обладают одним преимуществом для группового массового действия - наглядностью и самоочевидностью общности (по языку, культуре, внешности, истории и т. д.) по сравнению с «чужими». Индикатором состояния межнациональных отношений и, соответственно, их регулятором является этнический стереотип как разновидность социального стереотипа. При этом регуляция межгрупповых отношений с помощью этнического стереотипа приобретает как бы самостоятельное существование и психологически возвращает социальные отношения в историческое прошлое. Когда сталкиваются интересы двух групп и обе группы претендуют на те же блага и на ту же территорию (как, например, ингуши и североосетинцы), в условиях социального противостояния и девальвации общих целей и ценностей, национально-этнические цели и идеалы становятся ведущими социально-психологическими регуляторами массового социального действия. Поэтому процесс поляризации по этническому признаку неизбежно начинает выражаться в противостоянии, в конфликте, который в свою очередь, блокирует удовлетворение базовых социально-психологических потребностей обеих групп.

При этом в процессе эскалации (расширения, наращивания, увеличения) конфликта объективно и неизменно начинают действовать следующие социально-психологические закономерности:

Уменьшение объема коммуникации между сторонами, увеличение количества дезинформации, ужесточение агрессивности терминологии, усиление тенденции использовать СМИ как оружие в эскалации психоза и противостояния широких масс населения;

Искаженное восприятие информации друг о друге;

Выработка установки враждебности и подозрительности, закрепление образа «коварного врага» и его дегуманизация, т. е, исключение из рода человеческого, что психологически оправдывает любые зверства и жестокости по отношению к «нелюдям» при достижении своих целей;

Формирование ориентации на победу в межнациональном конфликте силовыми методами за счет поражения или уничтожения другой стороны,

В острых конфликтных ситуациях одной из первых промежуточных фаз его урегулирования является юридизация конфликта.

Юридизация конфликта предполагает:

Прекращение насилия

Организация диалога между сторонами конфликта

Обеспечение участия в таком диалоге полномочных и ответственных представителей каждой стороны, лучше всего - государственных органов

Формулирование требований и претензий каждой из сторон в категориях, хотя бы в принципе подлежащих юридическому переформулированию и правовой оценке

Юридическая фиксация итогов каждой из стадий переговоров

Максимально определенное формулирование условий итогового соглашения, придание ему легитимности с помощью какой-либо из форм его ратификации или народного одобрения

Само по себе подписание каких-либо соглашений еще не гарантирует погашения конфликта. Определяющей является готовность сторон их выполнять, а не использовать в качестве «дымовой завесы» для продолжения попыток добиваться своих целей неправовыми средствами. Для этого, в свою очередь, необходимо хотя бы частичное преодоление конфликта интересов или по крайней мере снижение его остроты, к чему может повести, например, появление в отношениях между сторонами новых стимулов: суровая экономическая необходимость, заинтересованность сторон в ресурсах друг друга, «премии» за урегулирование конфликта в виде международной или иностранной помощи - могут (правда, не всегда) переключить интересы конфликтующих сторон в иную плоскость и значительно притушить конфликт.

Таким образом, в социально-политическом плане пути к преодолению межнациональных конфликтов лежат либо через хотя бы частичное удовлетворение требований сторон, либо через понижение для них актуальности предмета конфликта.

Существующие межнациональные проблемы (территориальные споры, стремление к суверенизации; борьба этнических меньшинств за самоопределение, создание независимого государственного образования; дискриминация языка, образа жизни; проблема беженцев, вынужденных переселенцев и т. д.) требуют значительных усилий для их разрешения.

Пути разрешения межнациональных проблем:

Признание межнациональных проблем и решение их методами национальной политики.

Осознание всеми людьми неприемлемости насилия, овладение культурой межнациональных отношений, требующей безусловной реализации прав и свобод лиц любой национальности, уважения самобытности, их национального самосознания, языка, обычаев, исключающей малейшее проявление национального недоверия, вражды.

Использование экономических рычагов для нормализации этнополитической ситуации.

Создание в регионах со смешанным национальным составом населения культурной инфраструктуры - национальные общества и центры, школы с национально-культурным компонентом для обучения детей на родном языке и в традициях национальной культуры.

Организация эффективно действующих международных комиссий, советов, других структур для мирного разрешения национальных споров.

Конспект урока по обществознанию в 10 классе

(учебник Боголюбова Л.Н., базовый уровень)

Медведева Виктория Алексеевна,

учитель истории обществознания.

Тема урока: «Межнациональные отношения в современном мире».

Цель: способствовать формированию знаний о межнациональных отношениях в стране и мире, выработке толерантного сознания и поведения в отношениях между людьми, принадлежащими к различным этнокультурным общностям.

Формируемые компетенции:

Называть ведущие тенденции развития наций и межнациональных отношений в современном мире и нашей стране.

Оценивать возможные пути национальной интеграции и гармонизации межнациональных отношений.

Называть причины межнациональных конфликтов и приводить примеры.
Оценивать проблему межнациональных конфликтов, моделировать ее
последствия с точки зрения перспектив развития человечества.
Предлагать пути решения межнациональных конфликтов.

Ход урока:

Вступительное слово учителя:

Мне хотелось бы начать сегодняшний урок с высказывания американского писателя Уильяма Инджа: “Нация есть сообщество людей, которых объединяют иллюзии об общих предках и общая ненависть к соседям”. (Уильям Индж).

Разделяете ли вы данную точку зрения?

Человечество пытается решить проблему взаимодействия народов. Есть различные организации, занимающиеся этим вопросом, - Организация Объединенных Наций, Лига арабских государств, Организация африканского единства, Ассоциация стран Юго- Восточной Азии и др. Многие конфликты были прекращены или благодаря их содействию, или при их непосредственном вмешательстве.

Сегодня мы с вами поговорит об основных тенденциях развития межнациональных отношений в современном мире, попробуем оценить возможные пути гармонизации национальных отношений, выясним причины межнациональных конфликтов, попытаемся сформулировать предложения о путях решения межнациональных конфликтов.

Актуализация знаний.

Однако прежде, чем говорить о межнациональных отношениях, необходимо вспомнить об основных понятиях, без понимания которых данную тему обсуждать бессмысленно.

1.Дайте определение этноса.

Этнос - исторически возникшая устойчивая социальная группировка людей, характеризующаяся рядом признаков:

Самосознание - сознания своего единства и отличия от всех других подобных образований;

Территория;

Язык;

Культура.

Общность религии

Близость в расовом отношении.

2.Назовите основные виды этносов.

3. Расположите этнические общности в порядке их исторического развития:

4.Соотнесите приведенные визуальные образы с характерными тенденциями этносоциальных процессов в современном мире.

Демографический взрыв в странах Африки

Обострение межрелигиозных конфликтов

Пример межрелигиозного конфликта.Демонстрация направлена против христиан. Демонстранты выступают под лозунгом «Иисус Христос – не Бог, а пророк»

Маргинализация общества

Обострение межнациональных конфликтов

ЭТА – организация, борющаяся за отделение Страны Басков от Испании, в том числе, террористическими методами. Её деятельность пример развития межнациональных (межэтнических) конфликтов.

Изучение нового материала.

Сегодня в мире исследователи отмечают наличие двух основных тенденций в национальных отношений.

Попробуйте определить, в чем сущность этих тенденций.

Одна проявляется в экономическом, культурном и политическом сближении, разрушении национальных перегородок. С другой стороны, сохраняется стремление ряда народов обрести национальную самостоятельность.

Запись в тетрадь:

Интеграция – экономическое, культурное и политическое сближение, разрушение национальных перегородок.

Дифференциация – стремление народа к сохранению своеобразия.

Многообразие национальных культур не должно вести к их изоляции, а сближение наций не означает исчезновения различий между ними.

Попробуйте привести примеры национальной интеграции.

Формы межнациональной интеграции очень разнообразны:

Экономические и политические союзы

Транснациональные корпорации

Международные культурные и народные центры

Яркий пример - Европейский Союз (ЕС), объединяющий полтора десятка стран Европы. Причем процесс их интеграции продолжается. Создан и функционирует целый ряд совместных органов, выражающих интересы народов ЕС. Разработано единое европейское право, поставившее межнациональные отношения народов Западной Европы на твердую почву закона. Его верховенство над национальным правом признают все государства ЕС. На случай конфликтов для решения сложных проблем организована "третья власть" - Суд европейских сообществ, решения которого обязательны для всех государств.

Существует и другой путь межнациональной интеграции, примером которого являются США. В таком сообществе нет официального (административного) деления страны на отдельные национальные государства. Государство же на основе демократических законов гарантирует каждой нации национально-культурную автономию (самостоятельность). Иначе говоря, в условиях демократического государства люди разных национальностей свободно сосуществуют и при желании свободно объединяются в различные сообщества соответственно потребностям и интересам, если, конечно, эти объединения не носят криминального (преступного) характера. В то же время дискриминация (принижение, умаление, ущемление прав) по национальному признаку считается нарушением прав человека и карается по законам демократического государства.

Отмеченные пути межнациональной интеграции отражают опыт современной цивилизации. Этими путями идет; сегодня большинство развитых демократических государств Западной Европы, США, Канада, некоторые развивающиеся страны с многонациональным населением (Сингапур, Маврикий).

Формы межнациональной дифференциации

Установите соответствие (смотри слайд).

Межнациональные конфликты.

1.Непродуманная или намеренно экстремистская политика государства. Из-за изгнания народа со своей территории и возвращения депортированного народа на свою историческую родину.

Учебник истории. Стр. 205. Последний абзац о конфликте из-за Нагорного Карабаха.

2. Стремление народа к воссоединению с основным ядром своей нации.

Учебник истории. Стр. 206. О событиях в Прибалтике.

3. Из-за насильственного включения территории народа в соседнее государство.

Прочитайте фрагмент сказки Е. Шварца «Дракою> и сформулируйте еще одну причину.

Итак, когда рыцарь Ланцелот прибыл в город, порабощённый жестоким Драконом, он, к своему удивлению, услышал о доброте Дракона. Во-первых, во время эпидемии холеры Дракон, дохнув на озеро, вскипятил в нём воду. Во-вторых, он избавил город от цыган. «Но цыгане - очень милые люди», - удивился Ланцелот. «Что вы! Какой ужас! ¬воскликнул архивариус Шарлемань - правда, в жизни своей не видал ни одного цыгана. Но я ещё в школе проходил, что эти люди страшные. Это бродяги по природе, по крови.

Они враги любой господствующей системы, иначе они обосновались бы где-нибудь, а не бродили бы туда-сюда. Их песни лишены мужественности, а идеи разрушительны. Они воруют людей. Они проникают всюду».

4. Бытовые и расовые предрассудки и стереотипы.

Обратите внимание, что хотя архивариус никогда сам не видел цыган, но он не сомневался в их отрицательных качествах. Для него даже реальный Дракон лучше мифологических цыган. Но самое главное, что источником информации о «цыганской угрозе» был сам Дракон. Именно таким образом и складываются негативные стереотипы в массовом сознании.

Просмотр видеофрагмента о начале Чеченской войны. Просмотрите фрагмент и запишите еще одну причину.

5.Сепаратизм – стремление к отделению и созданию самостоятельного государства.

Национальное насилие чаще всего является причиной конфликтов.

Виды национального насилия:

1.Расовая дискриминация - ограничение или лишение прав по признаку расовой или национальной принадлежности. Одним из крайних проявлений расовой дискриминации является сегрегация – политика принудительного отделения одних людей от других, насильственное переселение на специально выделенные территории.

Приведите примеры.

2.Геноцид - действия, совершаемые с целью уничтожения какой-либо национальной, этнической, расовой или религиозной группы.

Холокост (от греч. «holocaust» - «жертвоприношение всесожжением») - гибель значительной части еврейского населения в результате организованного преследования евреев нацистами.

Просмотр видеофрагмента о Холокосте.

Взаимодействие этнических групп в составе государства XX век дал много примеров опасности разжигания страстей на национальной почве. Фашистская Германия взяла на вооружение расистские идеи о превосходстве одной группы людей над всеми остальными и существовании особой расы арийцев - избранного народа, который должен управлять всем миром.

Сейчас появилось много неонацистских партий и движений, которые используют националистические идеи для повышения свое го авторитета и популярности. Какому народу не хочется слышать, что он лучший в мире, самый умный и благородный, исповедует единственно истинную религию, обладает героической историей? Подобные идеи используются на митингах, проповедуются в газетах и листовках. Обычно, чем меньше у человека внутренней культуры, тем проще его убедить в особой исключительности - своей или своего народа - и наличии врагов, не дающих ей проявиться.

При этом часто происходит подмена понятий.

Работа с терминами «национализм» и «патриотизм».

Поставьте любой знак между понятиями (математический и др.)

Поясните ваше понимание соотношения этих терминов.

Проблема национализма затрагивает многих людей и, соответственно, народов. Её пытаются решить на протяжении долгих лет. Хотелось бы привести высказывание известного польского поэта, классика афористического жанра: “Национализм может быть огромным. Но великим – никогда”.

Вот небольшой эпизод из истории армяно-азербайджанского конфликта конца XX века.

Ситуация: «Армяно-азербайджанский конфликт конца 80-х - начала 90-х гг. XX века. Армяне бежали от азербайджанцев, азербайджанцы - от армян, они шли тайными горными тропами, поддерживая стариков, баюкая детей. И вдруг случилось невероятное: на одном из извилистых поворотов узкой тропы два потока столкнулись. Что произошло? Убийство? Крики сброшенных в пропасть?..» Предположите дальнейшее развитие событий.
Реальное разрешение ситуации: несколько секунд люди стояли и смотрели друг на друга, а потом, рыдая, бросились в объятия друг друга, выкрикивая имена друг друга, знакомых, родственников. А потом каждый поток пошел в свою сторону. О чем свидетельствует данный эпизод?

Вопрос классу: Возможно ли преодоление межнациональных конфликтов?

Анализ причин межнациональных противоречий покажет учащимся, что построение относительно гармоничных межнациональных отношений – задача крайне трудная, но не безнадёжная.
Необходим гуманистический подход к решению национальных проблем.

Такой подход должен реализовываться на уровне национальной политики государства. Что касается РФ, то это отражено прежде всего в Конституции РФ.

Работа с текстом Конституции РФ.

Ст. 3. – Кто провозглашается единственным источником власти?

Ст13, ч.5. – Какие запреты зафиксированы для предотвращения конфликтов?

Ст68, ч.3, ст. 69.

Многое зависит и от простых граждан - до тех пор, пока будет существовать болезненное национальное самолюбие и стремление возложить ответственность за свои личные неудачи на внутренних или внешних врагов, останутся этнические противоречия и неприязнь между народами.

Домашнее задание: параграф 17, ответить на вопросы после параграфа. Приведите примеры межнациональных конфликтов.

  1. Назовите уровни межэтнических отношений, покажите общее и различное в этих уровнях.
  2. Какова сущность двух тенденций в развитии межэтнических отношений? Приведите примеры проявлений этих тенденций.
  3. В чем заключается сущность межнационального сотрудничества.
  4. Что такое межэтнические конфликты? Назовите их основные причины.
  5. Каковы пути предупреждения и преодоления межэтнических конфликтов.
  6. Охарактеризуйте принципы национальной политики РФ.

Подумайте, обсудите, сделайте

1. В документах ООН указывается, что толерантность является моральным долгом, правовой и политической потребностью, ведет от культуры войны к культуре мира; направлена на уважение и понимание многообразия культур; означает активное отношение к действительности, формируемое на основе признания универсальных прав и свобод человека. Опираясь на личный опыт, факты истории и современности, покажите, как принципы толерантности могут быть реализованы в межэтнических отношениях.

2. Объясните, почему сегодня особенно важно следовать принципам терпимости и уважения народов друг к другу, совместно преодолевать общие трудности.

3. Ученые полагают, что человечество, становясь все более взаимосвязанным и единым, не утрачивает своего этнокультурного разнообразия. Если вы согласны с этой точкой зрения, то подтвердите ее правильность фактами из общественного развития ХХ и начала XXI в.; если не согласны - аргументируйте свои взгляды.

4. Продумайте ответ на вопрос: как профессиональная деятельность историка, правоведа, экономиста может способствовать межэтническому сотрудничеству, предупреждению конфликтов?

5. Анализируя основную тенденцию современной политики РФ в области межэтнических отношений, ученые полагают, что она состоит в переключении с национально-территориального направления на культурно-образовательное и культурно-просветительное. Как вы понимаете этот вывод ученых, разделяете ли вы эту точку зрения? Свой ответ аргументируйте.

Поработайте с источником

Прочитайте фрагмент труда ученого-этнолога В. А. Тишкова. Зтнонационализм в постсоветских государствах Наиболее серьезным вызовом для России и ряда других постсоветских государств является этнонационализм в его радикальных и нетерпимых проявлениях. Так называемые национальные движения в мирных политических и культурных формах среди народов бывшего СССР сыграли и продолжают играть важную роль в утверждении децентрализованных форм государственного устройства и управления, в сохранении и развитии культурной целостности и отличительности больших и малых народов, в росте общественно-политической активности граждан. Но этнический фактор в ряде случаев стал основой для формирования программ и действий, а также для пропаганды идей и установок, которые провоцируют нетерпимость, вызывают конфликты и насилие.

Национализм малых народов, будучи реакцией на перенесенные в прошлом травмы и приниженный статус нерусских культур, в условиях социального кризиса, политической дестабилизации и слабой модернизации населения часто обретает агрессивные формы. Это проявляется в попытках узурпировать власть и престижные позиции в пользу представителей одной этнической группы, изменить демографический состав населения путем насильственного изгнания этнических «чужаков», изменить административные или межгосударственные границы, осуществить явочную сецессию (выход из состава государства. - Ред.), в том числе силой оружия. Вместо улучшения правления и социально-культурных условий жизни крайний национализм предлагает внешне простые, но по сути нереальные решения, попытки осуществить которые вызывают межгражданскую напряженность и конфликты...

Не меньшую угрозу демократическим преобразованиям и социальному миру представляет и растущий национализм гегемонистического типа, формируемый от имени численно доминирующих народов. В России русский национализм пытается обрести статус общегосударственной идеологии, присвоить идею общероссийского патриотизма и подменить формирование общегражданской идентичности все тем же нереализуемым лозунгом самоопределения русской этнонации. Экстремистские группы и лица все чаще пропагандируют идеи фашистского толка, антисемитизма и пренебрежения к меньшинствам.

Тишков В. А. Реквием по этносу. Исследования
по социально-культурной антропологии. - М. 2003. - С. 319 - 320.

Вопросы и задания к источнику

  1. Что такое этнонационализм?
  2. В чем различие между радикальным этнонационализмом и мирными формами национальных движений?
  3. Проиллюстрируйте примерами из истории и современности положение о том, что радикальный этнонационализм является большой опасностью для народов и государств постсоветского пространства.
  4. Чем вызван и в чем проявляется национализм малых народов?
  5. В чем состоит сущность и опасность этнонационализма гегемонистического типа?
  6. Нередко высказывается мнение о том, что развитие демократии гражданской культуры, стабилизация социально- экономического положения положительно скажутся на преодолении этнонационализма. Согласны ли вы с этим мнением? Аргументируйте свой ответ.

Об этом спорят

Нерусское население составляет всего 20% всего населения РФ. Это дает некоторым авторам повод считать Россию мононациональным государством. Эта точка зрения встречает возражения, ибо она не учитывает исторические условия развития России и приверженность многих народов к своим языкам, культуре и образу жизни. Каково ваше мнение?

Межнациональные отношения - многоаспектное явление. Они подразделяются на два основных направления - это отношения между национальностями в пределах одного государства и отношения между разными нациями-государствами. В российском термины и сходны по своему смыслу, поэтому межнациональные отношения часто также называют межэтническими отношениями.

По формам взаимодействия этносов различают мирное сотрудничество и этнический конфликт.

К основным формам мирного можно отнести этническое смешивание и этническое поглощение. При этическом смешивании различные этносы стихийно смешиваются между собой на протяжении многих лет, результатом становится образование единой . Зачастую это происходит путем межнациональных браков (например, так сформировались многие латиноамериканские народы).

В результате этнического поглощения (ассимиляции) происходит растворение одного народа в другом. Ассимиляция может иметь мирный и насильственный характер.

Наиболее цивилизованный путь объединения народов - многонациональное государство, в котором соблюдаются права и свободы каждой нации. В таких государствах сразу несколько языков являются государственными и ни одно национальное меньшинство не растворяется в общей культуре. С многонациональным государством тесно связано понятие культурного плюрализма. Он отражает успешную адаптацию одной культуры без ущерба для другой.

Сегодня большинство государств являются многонациональными. Доля государств, в которых основная этническая общность составляет абсолютное большинство - менее 19%. Таким образом, в большинстве случаев разным национальностям приходится сосуществовать на одной территории. Правда, не всегда им удается делать это мирно.

Межэтнический конфликт - форма социально-политического конфликта между группами людей, принадлежащих к различным этносам. К его основным особенностям относят разделение по этническому признаку конфликтующих групп, политизацию по этическим факторам. Такие этноконфликты не являются ценностными и происходят вокруг групповых интересов. Новые участники межнациональных конфликтов объединяются исходя из общей этнической идентичности, даже если не разделяют позицию группы.

Тенденции развития межнациональных отношений

В современном мире прослеживается ряд тенденций в развитии наций, которые могут и противоречить друг другу. Среди них можно выделить:

Межнациональную дифференциацию - это разъединение или даже противостояние различных наций; она может проявляться в формах
самоизоляции, проявлениях национализма, религиозного фанатизма;

Межнациональную интеграцию – это противоположный процесс, предполагающий объединение наций через различные сферы общественной жизни;

Глобализацию - это исторический процесс межнациональной интеграции, в результате которого постепенно стираются традиционные границы; свидетельством данного процесса являются различные межнациональные экономические и политические союзы (например, ЕС), ТНК, культурные центры.

1

Тема урока . Межэтнические отношения и национальная политика .

Тип урока : изучение нового материала

Цели : 1) познакомить с уровнями межэтнических отношений , тенденциями в развитии межэтнических отношений , показать сущность межнационального сотрудничества, причины и природу межэтнических конфликтов, пути их предупреждения и преодоления;

2) развивать умения осуществлять поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи , вести беседу;

3) Воспитывать толерантность, формировать негативное отношение к проявлению национализма, расизма, антисемитизма.

Основные понятия и термины : межэтнические отношения, межэтнические конфликты, национальная политика, этнология, сепаратизм, ксенофобия, толерантность.

Оборудование : раздаточный материал (пакет документов , тестовые задания), схемы, ученические презентации.

Оформление доски : запись темы урока, высказывание философа Н.А. Бердяева, проблемного вопроса «Почему ныне особенно важно следовать принципам терпимости и уважения народов друг к другу, совместно преодолевать общие трудности?», основных понятий и терминов.

Ход урока.

I.Оргмомент.

II. Актуализация опорных знаний.

Фронтальная беседа .

- Вспомните и объясните понятие «этническая общность», назовите ее виды .

Учитель : Известный русский философ Н.А Бердяев говорил: «Когда могущество государства и нации объявляется большей ценностью, чем человек, то в принципе война уже объявлена, все для нее уже подготовлено духовно и материально, и она в любой момент может возникнуть»

- Подумайте, насколько прав философ? Не слишком ли пессимистическую картину он нам рисует ?

О сложностях межэтнических отношений , тенденциях и проблемах национальной политики пойдет речь у нас на уроке.

Тема урока : «Межэтнические отношения и национальная политика».

В конце урока вы должны будете ответить на проблемный вопрос «Почему ныне особенно важно следовать принципам терпимости и уважения народов друг к другу, совместно преодолевать общие трудности?»

План урока.


  1. Межэтнические отношения. Основные тенденции развития межэтнических отношений.

  2. Межэтническое сотрудничество. Межэтнические конфликты.

  3. Регулирование межэтнических отношений.

III. Изучение нового материала.

1. Межэтнические отношения. Основные тенденции развития межэтнических отношений.

- Вспомните, что такое межэтнические отношения?

Проблема межэтнических отношений достаточно многоаспектна и сложна. Она включает в себя следующие вопросы:

История и современная повседневная жизнь;

Культура;

Образование;

Социология;

Психология;

Экономические, политические, правовые отношения.

С середины XIX в. эту проблему исследует ЭТНОЛОГИЯ- наука, изучающая процессы формирования и развития различных этнических групп, их идентичность, формы их культурной самоорганизации, их коллективного поведения, взаимодействия личности и социальной среды.

К каким выводам пришли этнологи?

Два уровня межэтнических отношений.

науке, искусстве и т.д. семейно-бытовом, образовательном.

1. Самоизоляция в целом. 1. Экономические и политические

2. Протекционизм в экономике. союзы.

Глобализация - исторический процесс сближения

2. Межэтническое сотрудничество. Межнациональные конфликты .

Учитель. Межэтнические отношения могут быть дружественными, взаимоуважительными или, наоборот, конфликтными, враждебными. Нам следует проанализировать природу данных отношений.

Работа в группах .

I группа - пункт 1 § 9 анализирует «Межэтническое сотрудничество»

Вопросы и задания:

1) Как вы понимаете сущность термина «сотрудничество», в чем оно может проявляться?

2) Какие тенденции проявились в XX веке? Приведите примеры, подтверждающие наличие этих интеграционных процессов . II группа - пункт 1 § 9 анализирует «Межэтническое сотрудничество», но задания у групп разные.

Вопросы и задания:

1) Участвует ли Россия в интеграционном процессе? В чем это выражается?

2) Создайте схему участия России в интеграционном процессе .

III группа – пункт 2 § 9 анализирует вопрос «Межнациональные конфликты»

Вопросы и задания:


  1. Чем социальный конфликт отличается от конфликта между этническими общностями?

  2. Назовите и проанализируйте основные причины следующих межнациональных конфликтов: территориальных, экономических, социальных, культурно-языковых .

IV группа - пункт 2 § 9 анализирует вопрос «Межнациональные конфликты».

Вопросы и задания:


  1. Что такое «сепаратизм»? Как вы относитесь к проблеме сепаратизма? Проанализируйте его природу.

  2. Что такое «ксенофобия»? Проанализируйте его природу. Приведите примеры данного явления

Сообщения учащихся с использованием презентаций об интеграционном процессе на примере Европейского Союза и межнациональной дифференциации на примере Югославии.
3. Регулирование межэтнических отношений.
Учитель. В настоящее время в мировой науке и практике накоплен значительный опыт по решению национальных конфликтов, выработан широкий арсенал средств «тушения» межнациональных «пожаров»: от организации переговорного процесса до физического разведения враждебных сторон посредством введения миротворческих сил. Это зависит:

От стадии самого конфликта (начало, кульминация или этап постепенного

Затухания противоборства);

Идеологических установок в национальном сознании;

Множества других факторов.

Несмотря на мировой опыт по решению национальных конфликтов идеи превосходства одних народов над другими до сих пор пользуются определенной популярностью. Человечество вновь и вновь задумывается над вопросом: «Что способствует разжиганию конфликтов в отношениях между народами, а что – преодолению?»

Перед вами документ «Этика межнациональных отношений», автор философ В.С Соловьев. Внимательно изучите документ и ответьте на вопросы:


  1. Почему, говоря об отношении к другим народам, как к своему собственному, философ не ставил знака равенства между «психологической одинаковостью чувства» и «этическим равенством»? В чем тут различия?

  2. Что означают слова «этническая любовь»? С чем она связана, как формируется, к чему ведет?

  3. Что означают слова «любовь одобрения»? Почему она не тождественна с чувствами к своему народу? Какой известный вам моральный закон (норма, правило) лежит, согласно мнению В.С. Соловьева, в основе межнациональных отношений? Найдите в учебнике положение, близкое по смыслу нравственной позиции В.С. Соловьева.
IV. Закрепление .

Беседа по вопросам .

1. Назовите уровни межэтнических отношений.

2. В чем заключается сущность межнационального сотрудничества?

3. Что такое межэтнические конфликты?

4. Какие национальные конфликты в нашей стране вы считаете наиболее сложными? Почему?

5. Представьте, что вы работаете в правительстве и отвечаете за национальные отношения. Какие первоочередные шаги вы бы предложили сделать для преодоления межнациональных конфликтов?
Тестовые задания (6 учащихся)

V. Итог урока (рефлексия)

В начале урока был поставлен проблемный вопрос, ответьте на него:

«Почему ныне особенно важно следовать принципам терпимости и уважения народов друг к другу, совместно преодолевать общие трудности?»
VI. Домашнее задание. Выучите § 9, вопросы стр.97, задание 4 стр. 98.
Приложение
Тестовые задания к уроку на тему « Межэтнические отношения и национальная политика»

Вариант 1


  1. Тенденция к межнациональной интеграции ведет к
А) сепаратизму

Б) усилению национальных особенностей

В) сближению народов

Г) национальной изоляции.


  1. По какому признаку выделены социальные группы: род, племя, народность?
А) демографическому

Б) этническому

В) территориальному

Г) классовому.


  1. К. родился в Берлине, его родители уехали из России сразу после революции 1917г. К. хорошо знает русский язык и русскую культуру. Он гордится тем , что он русский. Это проявление признаков общности
А) демографической

Б) территориальной

В) этносоциальной

Г) конфессиональной


  1. Наука, изучающая процессы формирования и развития различных этнических групп, их идентичность, формы их культурной самоорганизации, их коллективного поведения, взаимодействия личности и социальной среды – это
А) социология Б) политология

В) этнология Г) этика.


  1. Цивилизационный подход к решению национальных проблем предусматривает
А) отказ от национального насилия во всех его формах

Б) оказание военной помощи сепаратистам

В) курс на ослабление многонациональных государств
Г) поддержку всех форм борьбы народов за самоопределение.

Вариант 2.

1. Одной из причин напряженности в межнациональных отношениях является:

А) нарушение прав человека

Б) уважение к национальным обычаям

В) пресечение противоправной деятельности криминальных группировок

Г) поддержка национальной культуры.
2. Преодолению национальных противоречий способствует

А) перераспределение полномочий от национальных образований в пользу центра

Б) государственная поддержка малого бизнеса

В) обеспечение прав и свобод личности независимо от национальной принадлежности Г) переход к рыночным методам ведения хозяйства.

3. Верны ли следующие суждения?

Межнациональное сотрудничество способствует

А. развитию национальной культуры.

Б) преодолению национальной ограниченности.

1) верно только А

2). Верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны.


  1. Племена и народности – это
А) этнические общности

Б) исторические типы общества

В) социальные страты

Г) демографические группы


  1. Исторический процесс сближения наций и народов , между которыми постепенно стираются традиционные границы, и человечество превращается в единую политическую систему – это
А) глобализация Б) дифференциация

В) интеграция г) демократизация.
Документ

В.С. Соловьев «Этика межнациональных отношений ».

« Высший нравственный идеал требует, чтобы мы любили всех людей, как самих себя, но так как люди не существуют вне народностей (как и народность не существует вне отдельных людей)… то прямой логический вывод отсюда есть тот , что мы должны любить все народности, как свою собственную.
Требование любить другие народности, как свою собственную, вовсе не означает психологической одинаковости чувства, а только этическое равенство волевого отношения: я должен так же хотеть истинного блага всем другим народам, как и своему собственному… Разумеется , такая этическая любовь связана с … пониманием … положительных особенностей… чужих наций, преодолев… бессмысленную и невежественную национальную вражду, мы начинаем знать и ценить чужие народности… Но эта «любовь одобрения» не может быть тождественна с тою, которую мы чувствуем к своему народу, как и самая искренняя любовь к ближним , этически равная любви к самому себе, никогда не может быть с нею психологически одинаковою. За собою, за своим народом остается неизменное первенство исходной точки».

ЕС - процесс интеграции


Югославия – межнациональная дифференциация