152 мм самоходная гаубица 2с3 акация. САУ «Акация»: история создания, описание и характеристики

2С3 «Акация» - это самоходная артиллерийская гаубица калибра 152 мм, разработанная в СССР в конце 60-х годов. Однако, несмотря на довольно преклонный возраст, «Акация» до сих пор стоит на вооружении российской армии.

САУ «Акация» предназначена для уничтожения живой силы и бронетехники противника, его узлов управления и связи, подавления артиллерийских и минометных батарей противника. Дальность стрельбы установки достигает 20,5 км.

2С3 «Акация» была принята на вооружение в 1971 году, серийное производство была развернуто на Уральском заводе транспортного машиностроения (УЗТМ). Оно прекратилось почти сразу после распада СССР, в 1993 году. Всего было выпущено около 4 тыс. единиц этой самоходной установки. За годы своей эксплуатации САУ «Акация» несколько раз подвергалась модернизации.

Эта самоходная установка принимала участие во множестве войн и конфликтов, зарекомендовав себя как надежное и эффективное оружие . Она поставлялась во все армии государств Варшавского договора, а также в страны Африки и Азии. Кроме российской армии, 2С3 «Акация» в настоящее время находится на вооружении еще нескольких десятков армий мира .

История создания

После окончания Второй мировой войны на вооружении СССР находилось несколько самоходных артиллерийских установок . Это были штурмовые и противотанковые самоходки, предназначенные для стрельбы прямой наводкой. Следует отметить, что подобная ситуация наблюдалась и в армиях других стран. Существовали и другие виды САУ, способные поражать противника с закрытых позиций, но их было сравнительно немного.

Однако преимущества самоходной артиллерии по сравнению с буксируемой были очевидными, поэтому разработками новых САУ активно занялись во многих странах мира. Подобными изысканиями занимались и советские конструкторы, но после прихода к власти Никиты Хрущева все работы в этом направлении были приостановлены.

Хрущев считал, что будущее за ракетами, а в случае масштабной ядерной войны пушки и вовсе не будут нужны. Однако очень скоро стала понятна ошибочность этой позиции. Несколько локальных конфликтов 50-х и 60-х годов показали, что пушки остаются основным средством поражения противника, а артиллерия все так же является «богом войны».

Однако работы над новыми отечественными артиллерийскими системами начались только после ухода Хрущева с поста главы государства.

4 июля 1967 года увидело свет поистине историческое для советской артиллерии постановление Совета Министров, которое дало ход работам над САУ «Гвоздика» , «Акация» и «Фиалка». Следует сказать, что в это время США уже имели на вооружении 155-мм самоходную гаубицу M109 , способную стрелять боеприпасами с ядерной боевой частью, так что советские конструкторы были в роли догоняющих.

Перед началом проектных работ был тщательно проанализирован опыт использования САУ во время прошедшей войны, а также учтены последние тенденции развития этого вида вооружения.

ВНИИ-100 с 1963 по 1965 год проводила предварительные исследовательские работы относительно облика и конструкции будущей самоходной установки. Артиллерийскую часть будущей САУ решено было разрабатывать на основе буксируемой 152-мм гаубицы Д-20 . Конструкция орудия, баллистика и боеприпасы этого орудия были взяты без изменений.

Относительно шасси будущей самоходки рассматривались два варианта: «Объект 124» (ПУ ЗРК «Круг») и шасси перспективного среднего танка «Объект 432». В ходе изысканий было выяснено, что для САУ больше подойдет компоновка с передним расположением двигателя, поэтому для будущей «Акации» было решено использовать шасси ПУ ЗРК «Круг».

Два опытных образца были изготовлены уже в 1968 году, в 1969 году начались заводские испытания, которые показали чрезмерную загазованность боевого отделения во время стрельбы. С этой проблемой смогли справиться, и в 1971 году новая САУ была принята на вооружение под обозначением 2С3 «Акация». Серийное производство самоходной установки было развернуто на УЗТМ еще в 1970 году (то есть, еще до принятия на вооружение), она начала поступать в артиллерийские полки мотострелковых и танковых подразделений на замену 152-мм гаубицам Д-1, Д-20 и МЛ-20 .

В этот же период шли работы над созданием 152-мм гаубицы с картузным заряжанием. Однако исследования показали, что использование картузных зарядов не несет никаких преимуществ ни в кучности, ни в дальности стрельбы, ни в скорострельности орудия, поэтому дальнейшие разработки в этом направлении были признаны нецелесообразными.

В начале 70-х годов была проведена модернизация САУ 2С3 «Акация», в первую очередь она затронула конструкцию механизма заряжания и компоновку боевого отделения машины. Две укладки барабанного типа на базовой модификации были заменены на одну, что позволило увеличить боекомплект установки до 46 выстрелов. Также было изменено расположение люков в кормовой части и башни самоходной установки и установлена механизированная подача выстрелов с грунта. Кроме того, на САУ была установлена новая радиостанция. Модернизированная «Акация» получила индекс 2С3М. В серию она была запущена в 1975 году.

В 1987 году была разработана еще одна модификация САУ, она получила наименование 2С3М1. На этой машине был установлен панорамный прицел наводчика 1П5, новая аппаратура внутренней связи, а также более совершенная радиостанция. Кроме того, самоходка оснащалась оборудованием для приема информации с машины командира батареи.

Следующая модернизация «Акации» была проведена уже после распада СССР, она получила наименование 2С3М2. Самоходка получила автоматизированную СУ наведением и стрельбой 1В514-1 «Механизатор-М», а также новую систему постановки дымовых завес. В это же время был разработан вариант САУ 2С3М2 «Акация» под натовский калибр.

Последняя модернизация машины коснулась артиллерийской части установки. 152-мм гаубица 2А33 была заменена на более мощное орудие 2А33М аналогичного калибра, что позволило увеличить дальность стрельбы и существенно расширить номенклатуру используемых боеприпасов. Также установка была оснащена более совершенным бортовым оборудованием. Данная модификация получила наименование 2С3М3, пока она считается опытной машиной.

Описание конструкции

САУ 2С3 «Акация» имеет классическую башенную схему с расположением двигателя в передней части машины. Корпус и башня самоходки выполнены из катаной броневой стали, она держит бронебойную пулю на расстоянии 300 метров, а также защищает экипаж от осколков мин и снарядов. Лобовая броня башни и корпуса имеет толщину 30 мм, а толщина брони боковых частей составляет 15 мм.

Корпус установки делится на несколько отсеков: управления, силовой и боевое отделение. Отсек управления расположен в передней части корпуса с левой стороны. В нем находится место водителя, приборы и органы управления. Справа в передней части размещается силовое отделение, в котором расположен двигатель, трансмиссия, а также системы смазки, охлаждения, запуска и подачи топлива.

Центральную и кормовую часть машины занимает боевое отделение, на его крыше установлена сварная башня со 152-мм орудием. В боевом отделении расположены места трех членов экипажа: командира машины, наводчика и заряжающего. Сиденья командира и наводчика находятся слева от орудия, а заряжающего – справа от него. Место командира установки оборудовано поворотной башенкой, которая установлена на крыше башни. Также на крыше башни находится люк командира и люк заряжающего. Над командирским люком установлен 7,62-мм пулемет для стрельбы по воздушным целям. Боеукладка расположена в кормовой части боевого отсека.

САУ 2С3 «Акация» вооружена 152-мм гаубицей 2А33, которая практически полностью повторяет буксируемую гаубицу Д-20. Она состоит из ствола, затвора, муфты, противооткатного устройства, дульного тормоза, люльки и подъемного механизма. Ствол 2А33 – это труба, соединенная муфтой с казенником, на дульном срезе ствола находится дульный тормоз. Затвор орудия – вертикально-клиновой, выстрел можно производить как вручную, так и с помощью электроспуска. Цилиндры противооткатного устройства после выстрела откатываются вместе со стволом.

Заряжание орудия – раздельно-гильзовое: сначала в канал ствола досылается снаряд, а затем гильза с порохом. Аналогичным образом устроены большинство артиллерийских систем калибра 152 мм.

Для облегчения работы заряжающего орудие оборудовано электромеханическим досылателем снаряда и заряда, а также лотком для улавливания стреляной гильзы. Противооткатные устройства орудия – это гидравлический тормоз отката, закрепленный в казеннике и пневматический накатник, заполненный азотом.

Подъемный механизм обеспечивает наведение орудия по вертикали в диапазоне от −4 до +60°.

Возимый боекомплект САУ «Акация» составляет 40 выстрелов (для модификации 2С3), на более поздних модификациях установки количество выстрелов увеличено.

САУ «Акация» может вести огонь разными типами боеприпасов . В основной боекомплект САУ входят осколочно-фугасные снаряды (дальность стрельбы более 17 км), снаряды с улучшенной аэродинамической формой, дальность стрельбы которых составляет 17,4 км, есть возможность использовать управляемые снаряды типа «Краснополь» и «Сантиметр». Кроме этого, САУ может вести огонь химическими , осветительными, шрапнельными и кассетными боеприпасами. Для борьбы с бронетехникой противника применяются кумулятивные и бронебойные снаряды.

САУ 2С3 «Акация» может использовать боеприпас с ядерной боевой частью мощностью 1 кТ, дальность стрельбы при этом составляет 17,4 км.

Кроме орудия, САУ «Акация» вооружена 7,62-мм пулеметом ПКТ.

Место наводчика орудия оборудовано двумя прицелами: панорамой для стрельбы с закрытых позиций и прицелом ОП5-38 для стрельбы прямой наводкой. В командирской башенке установлен прицел ТКН-3А, а место водителя оборудовано призматическими приборами наблюдения и прибором ночного видения.

САУ «Акация» оснащена радиостанцией Р-123, которая обеспечивает связь на расстоянии 28 км.

На САУ установлен V-образный дизель В-59У с двенадцатью цилиндрами, его мощность 520 л. с. Кроме солярки, он может использовать керосин.

Ходовая часть САУ «Акация» — это модифицированное шасси ПУ ЗРК «Круг», в ее состав входят шесть пар опорных катков, четыре пары поддерживающих катков, направляющие колеса расположены в задней части машины, а ведущие – в передней. Подвеска самоходки – индивидуальная торсионная.

Боевое применение

Первым серьезным конфликтом, в котором принимала участие САУ «Акация», стала война в Афганистане. В 40-й армии 2С3 была самой распространенной артиллерийской установкой. Эти самоходные гаубицы обычно осуществляли непосредственную поддержку штурмовым подразделениям. Для защиты от крупнокалиберных пулеметов ДШК корпус и башню САУ обвешивали траками или ящиками с песком. С 1984 года 2С3 начали использовать для сопровождения колонн, которые часто обстреливались моджахедами.

САУ «Акация» участвовала практически во всех конфликтах, которые возникли на территории СССР после его развала. Эти установки использовали во время Приднестровского конфликта, грузины применяли «Акации» во время войны в Абхазии, эта самоходная установка использовалась российскими войсками в первой и второй чеченской кампании .

В 2008 году российские и грузинские войска использовали «Акации» в Осетии.

В настоящее время САУ 2С3 применяется обеими противоборствующими сторонами на востоке Украины.

САУ «Акация» активно применялась иракскими войсками во время ирано-иракской войны. Она составляла основу артиллерийских дивизионов Ирака. Однако против сил международной коалиции в 1991 году иракская самоходная артиллерия оказалась неэффективной.

В настоящее время эти самоходные установки активно используются сирийской правительственной армией против повстанцев.

Несмотря на свой весьма преклонный возраст, «Акация» продолжает исправно нести ратную службу не только в нашей стране, но и за ее пределами. Военные любят эту самоходку за простоту и надежность. Скорее всего, она еще долго будет оставаться в боевом строю. Как показывает опыт последних военных конфликтов, артиллерия еще долго будет оставаться «богом войны», и вряд ли получиться подыскать ей равноценную замену.

Характеристики

Ниже представлены характеристики (ТТХ) САУ «Акация».

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

История создания САУ 2С3 Акация

До середины 60-х годов в войсках Советской Армии продолжали служить САУ ,
и
, созданные и принятые на вооружения ещё в период Великой Отечественной войны. Они сочетали в себе качества пушечно-гаубичной артиллерии с противотанковыми возможностями, и за эту универсальность нравились военным, чьи взгляды на способы ведения боевых действий сформировались в ходе войны.

Однако когда военное поколение офицеров и генералов стало постепенно сменяться послевоенным, стали формироваться новые взгляды на использование самоходной артиллерии.

Так, в частности, главным врагом танка был объявлен не артиллерийский снаряд, а ПТУРС. Поэтому посчитали, что самоходная артиллерия с одной стороны не может быть противотанковой, а с другой, ей не нужна противоснарядная броня, поскольку ПТУРСы её всё равно пробьют, сколь бы крепкой она ни была. А по сему САУ должна быть максимально подвижной, желательно плавающей и авиатранспортабельной, а следовательно иметь лишь противопульное бронирование. Орудие же для максимального манёвра огнём должно размещаться не в бронерубке, а во вращающейся башне с возможностью кругового обстрела и высокого угла подъёма ствола. Кроме того, орудие должно было иметь возможность стрелять и ядерными снарядами.

Исходя из этих взглядов, совместным постановлением ЦК КПСС и СМ СССР №609-201 от 4 июля 1967 года Свердловскому машиностроительному заводу «Уралтрансмаш» было выдано техническое задание на разработку самоходной гаубицы 2С3 Акация .

Конструкция 2С3 Акация

Акация была спроектирована по классической башенной схеме: сварной корпус, разделённый на три отделения: силовое (моторно-трансмиссионное), отделение управления и боевое.

В ходе проектирования гаубицы, рассматривалось несколько вариантов шасси. Среди них были: Объект 118 (Гусеничный минный заградитель), Объект 123 (шасси СПУ 2П24 ЗРК «Круг»), Объект 124 (шасси СНР 1С32 ЗРК «Круг»). Также рассматривался вариант использования в качестве шасси среднего танка «Объект 432». После проведения исследований и анализа полученных данных, в качестве базы было рекомендовано использовать шасси производства Свердловского машиностроительного завода.
При проектировании серийного образца, в конструкции 2С3 были использованы детали и узлы опытных самоходных установок «Объект 105»(СУ-100П), «Объект 120» (СУ-152 «Таран», в качестве базы было использовано шасси ЗРК «Круг», башенка командира была взята с «Объекта 118» (Гусеничный минный заградитель). Конструкторам удалось добиться разрешения на усиление брони до 30-миллиметровой толщины и, соответственно, отказа от плавучести. Однако авиатрансппортабельность военным отстоять удалось, и Акация может перевозиться в грузовых кабинах военно-транспортных самолетов. Так, тяжёлыйлый военно-транспортный самолёт
может взять на борт две таких установки.

Моторно-трансмиссионное отделение располагается в передней части корпуса шасси справа. В нём размещены: двигатель, системы силовой установки и трансмиссия.

Боевое отделение находится в кормовой части самоходки, которое образовано из башни с полом и кормовой части корпуса с оборудованием. На днище корпуса расположена вращающаяся платформа пола, которая опирается на пять роликов и установлена на шариковом погоне. Сиденье заряжающего расположено справа от гаубицы, а наводчика – слева. Командир находится за наводчиком.
Боекомплект был первоначально размещён в двух механизированных боеукладках. Для стрельбы с подачей боеприпасов с грунта в корме корпуса имеется специальный люк.

Вооружение 2С3 Акация


Основным вооружением Акации является гаубица 2А33 (Д-22) с длиной ствола 27 калибров . Разработкой этой артсистемы занималось ОКБ-9, в качестве базы использовалась 152-мм пушка-гаубица Д-20 , изготавливалась в Перми на Мотовилихинском заводе. По конструкции ствола 2А33 отличается от Д-20 только наличием эжектора для удаления пороховых газов из канала ствола после выстрела, а по баллистике и боеприпасам она полностью соответствует Д-20. Орудие с вертикально-клиновым затвором, двухкамерным дульным тормозом и эжектором размещено в поворотной закрытой бронированной башне. Стрельба возможна только с места.


2А33 имеет гидропневматические противооткатные устройства, цилиндры которых жестко связаны со стволом и при выстреле откатываются вместе с ним. Нормальная длина отката равна 510-710 мм, предельная – 740 мм. Для защиты расчета от удара откатных частей гаубицы на люльке смонтировано ограждение. Работа заряжающего существенно облегчена за счет использования досылателя снаряда и гильзы в камору ствола. При ведении стрельбы прямой наводкой без перекомплектации зарядов из боеукладок башни и корпуса скорострельность составляет 3,5 и 2,6 выстрела в минуту соответственно. А при ведении стрельбы с закрытых позиций с подачей выстрелов с грунта скорострельность достигает четырёх выстрелов в минуту. При наведении гаубицы на цель поворот башни производится вручную или с помощью электропривода (угол горизонтального обстрела 360°), а наведение в вертикальной плоскости – только ручным подъемным механизмом, который имеет один сектор и уравновешивающий пневматический механизм толкающего типа Диапазон углов вертикального обстрела – от -4° до +60°.

Первоначально возимый боекомплект состоял из 40 выстрелов: 36 выстрелов с осколочно-фугасными снарядами ОФ-540 (масса снаряда 43,56 кг, взрывчатого вещества – 5,86 кг) . Имелось также четыре кумулятивных снаряда БП-540. Для стрельбы осколочно-фугасными снарядами были предусмотрены полный и шесть уменьшенных зарядов, максимальная дальность стрельбы составляет 17410 м. Прицельная дальность стрельбы кумулятивным снарядом равна 3000 м, он способен пробивать расположенную под прямым углом плиту броневой стали толщиной 250 мм.
Вспомогательное вооружение самоходной установки состоит из 7,62-мм пулемета ПКТ, установленного на турели на башенке командира. Стрельбу из него можно вести как по наземным, так и по воздушным целям.

Двигатель 2С3 Акация

В качестве силовой установки Акации используется V-образный двенадцатицилиндровый четырёхтактный дизельный двигатель В-59У жидкостного охлаждения с турбонаддувом. Этот дизель-мотор ведёт своё происхождение от двигателя В-2, стоявшего сначала на танке
, а потом на
и на

. При 150-миллиметровом диаметре цилиндра и 180-миллиметровом ходе поршня его рабочий объём был равен 38 880 см 3 .
Для передачи крутящего момента к ведущим звёздочкам используется механическая двухпоточная трансмиссия с планетарным механизмом поворота. Самоходка имеет индивидуальную торсионную подвеску катков с гидравлическими амортизаторами телескопического типа.

Серийное производство Акации началось в 1973 году. В 1975 самоходка была модернизирована. В усовершенствованной машине две боеукладки заменялись одной барабанного типа на 12 выстрелов, в боекомплект вводились активно-реактивные боеприпасы. Длина ствола была увеличена на один калибр. Модернизированная гаубица получила обозначение 2С3М. В 1987 году на гаубицу установили аппаратуру приема и отображение информации и новый перископический прицел. В боекомплект ввели корректируемый боеприпас ОФ-38 «Краснополь». Модификация получила обозначение 2С3М1.
САУ 2C3 Акация до сих пор состоит на вооружении артиллерийских полков мотострелковых и танковых дивизий. В советские времена самоходка поставлялась в страны организации Варшавского договора, Ирак, Ливию и Сирию, где также состоит на вооружении.

Русские САУ

Су-85 Боевая масса – 30 т. Экипаж – 4 чел. Вооружение – одна 85-мм пушка. Толщина брони: лоб и борт корпуса – 45 мм. Двигатель – В-2-34, 500 л. с. Макс, скорость – 55 км/ч. Запас хода по шоссе – 300 км.

Смотрите также:

Рейтинг стран мира по численности вооружённых сил

Кто и как продавал Аляску

К профессиональному празднику артиллеристов и ракетчиков Warspot подготовил обзор тяжёлых гусеничных САУ второй половины XX – начала XXI веков калибром более 152 мм.

Самоходные артиллерийские установки на гусеничном ходу в XXI веке по-прежнему доминируют, составляя основу парка подвижной артиллерии во многих странах мира. Колёсные САУ, несмотря на появление новых интересных образцов, остаются нишевым оружием, применение которого значительно ограничивается условиями местности.

Эволюция гусеничных САУ на протяжении примерно вековой истории имела общие черты с развитием танков, что неудивительно – многие самоходные орудия в качестве базы имели и имеют танковые шасси. Постепенно рос калибр орудий, увеличивалась боевая масса установок – но, как и в случае с танками, эта тенденция сохранялась лишь до определённого момента. В случае с танками развитие гигантизма прекратилось в результате появления «компромиссного» класса основного танка, а для гусеничных самоходных артиллерийских установок таким пределом стал калибр 152–155 мм.

Если в 50–70-е годы создавалось и принимались на вооружение самоходы с орудиями калибром до 200 мм и более, в наши дни новые САУ практически не переходят порога в 155-мм. Большой калибр рассматривался конструкторами как способ увеличения дальности стрельбы. Но научно-технический прогресс (например, создание активно-реактивных снарядов) позволил достигать дальности полёта снаряда до 70 км без создания исполинских артиллерийских систем. Кроме того, нишу сверхдальнобойной артиллерии в какой-то степени заняли тактические и оперативные ракеты.

Если фон фотографий создаёт помехи для чтения подписей, можно навести на текст курсор мыши - это затемнит подложку подписи.

M44, США. 155-мм гаубица, выпускалась с 1954 года. На фотографии М44 на учениях в Западной Германии, 1960 год. Экипаж 5 человек. Масса 31 тонна, мощность двигателя 500 л.с., максимальная скорость 56 км/ч. Боекомплект 24 снаряда, скорострельность 1 выстрел в минуту, дальность стрельбы 14,6 км. Построено около 600 М44
militarymashup.com


M110, США. 203-мм гаубица, производилась с 1962 года. Экипаж 5 человек. Масса 28,3 тонны, мощность двигателя 450 л.с., максимальная скорость 55 км/ч. Боекомплект 2 снаряда, дальность стрельбы 16,8 км. Построено более 1000 М44. Продолжают стоять на вооружении в Греции, Иране, Южной Корее, Турции, Японии, на Тайване и в др. странах
pinterest.com


M-50 155mm, Израиль. 155-мм гаубица, разработана в начале 1960-х гг. на базе танка «Шерман». Расчёт 8 человек. Масса 47 тонн, мощность двигателя 460 л.с. Боекомплект 47 снарядов. Создано около 120 машин


L-33/Ro"em, Израиль, 155-мм гаубица. Ещё одна САУ на базе «Шермана»; произведено, вероятно, около 200 единиц

M107, США. 175-мм гаубица, производилась с 1962 г. На фотографии М107 ведёт огонь во время операции Сан-Анджело, Вьетнам, 1968 год. Экипаж 5 человек. Масса 28,3 тонны, мощность двигателя 450 л.с., скорость до 55 км/ч. Боекомплект 2 снаряда, дальность стрельбы до 32,7 км. Стоят на вооружении в Израиле, Иране, Турции и во Вьетнаме
militarymashup.com


M109, США. 155-мм гаубица, производилась с 1962 года. На фотографии – египетская М109 во время учений «Operation Bright Star» 15 сентября 2005 года. Экипаж 6 человек. Масса 23,8 тонн, мощность двигателя 450 л.с., скорость до 61 км/ч. Боекомплект 28 снарядов, скорострельность до 6 выстр./мин, дальность стрельбы до 22 км. Стандартная САУ НАТО


Bandkanon 1, Швеция. 155-мм гаубица, состояла на вооружении с 1967 года. Экипаж 5 человек. Масса 52 тонны, мощность двигателей 240+290 в модифиации А (300+290 в модификации С) л.с., максимальная скорость 28 км/ч. Возимый боекомплект 14 снарядов, скорострельность до 15 (один в стволе) выстрелов за 45 секунд
tv.nrk.no


2С3 «Акация», СССР. 152-мм гаубица, в эксплуатации с 1971 года. Экипаж 4 человека. Масса 27,5 тонн, мощность двигателя 520 л/с, скорость до 60 км/ч. Боекомплект 40–46 выстрелов, скорострельность до 3,5 выстр./мин, дальность стрельбы до 25 км. Построено около 4000 2С3. Состоит на вооружении примерно в двух десятках государств
gvtm.ru


Тип 75, Япония. 155-мм гаубица, принята на вооружение в 1975 году. Экипаж 6 человек. Масса 25,3 тонны, мощность двигателя 450 л.с., максимальная скорость 47 км/ч. Боекомплект 28 выстрелов, скорострельность 6 выстр./мин, дальность стрельбы до 19 км. Построена 201 единица


2С7 «Пион», СССР. 203-мм пушка, производился с 1975 года. На фотографии азербайджанская САУ 2С7 в Баку. Экипаж 7 человек. Масса 45 тонн, мощность двигателя 780 л.с., максимальная скорость 50 км/ч. Боекомплект 4 снаряда, дальность стрельбы 50 км. Построено более 500 САУ. Имеются в армиях Азербайджана, Анголы, Беларуси, Грузии, России, Узбекистана, Украины


2С5 «Гиацинт-С», СССР. 152-мм пушка, производилась с 1976 года. На фотографии белорусская САУ 2С5 на параде в Минске. Экипаж 5 человек. Масса 27,5 тонн, мощность двигателя 520 л.с., скорость до 63 км/ч. Боекомплект 30 выстрелов, дальность стрельбы до 33 км. Построено более 2000 САУ 2С5. Используются в Беларуси, России, Узбекистане, Украине, Финляндии


AMX AuF1, Франция. 155-мм гаубица, производилась с 1977 года. На фотографии саудовская AuF1 с экипажем. Экипаж 4 человека. Масса 46 тонн, мощность двигателя 720 л.с., максимальная скорость 60 км/ч. Боекомплект 42 выстрела, дальность стрельбы 30 км, скорострельность 8 выстр./мин. Эксплуатируют в Кувейте, Ираке, Саудовской Аравии и во Франции


М1978 «Коксан», Северная Корея. 170-мм пушка, в эксплуатации с 1978 года. Расчёт 8 человек. Масса 46 тонн, корость до 40 км/ч. Боекомплекта не несёт, скорострельность 1–2 выстрела за 5 минут, дальность стрельбы до 40–60 км. Поставлялись Ирану и Ираку
modelsuwemilitaria.blogspot.com.by


Palmaria, Италия. 155-мм гаубица, производилась с 1982 года. На фото ливийские САУ Palmaria у г. Адждабия в 2011 году. Экипаж 5 человек. Масса 46 тонн, мощность двигателя 750 л.с., скорость до 60 км/ч. Боекомплект 30 выстрелов, дальность стрельбы до 30 км, скорострельность 4 выстр./мин. Построено 235 машин, поставлялись в Ливию, Нигерию; башни - в Аргентину


2С19 «Мста-С», СССР. 152-мм гаубица, в эксплуатации с 1989 года. Экипаж 5 человек. Масса 42 тонны, мощность двигателя 780–840 л.с., скорость до 60 км/ч. Боекомплект 50 выстрелов, дальность стрельбы до 29 км, скорострельность 7–10 выстр./мин. Построено более 720 машин. Состоят на вооружении в России, Азербайджане, Беларуси, Венесуэле, Украине, Эфиопии


M109A6 Paladin, США. 155-мм гаубица, модификация М109 с новыми башней, радиостанцией и СУО, принятая на вооружение в США в 1992 году. Экипаж 5 человек. Масса 32 тонны. Боекомплект 39 снарядов, дальность стрельбы до 30 км, скорострельность до 4 выстр./мин. Произведено около 1200 САУ. Состоят на вооружении в США и в Саудовской Аравии
afcent.af.mil


AS-90, Великобритания. 155-мм гаубица, производилась с 1992 года. Экипаж 5 человек. Масса 45 тонн, мощность двигателя 660 л.с., максимальная скорость 53 км/ч. Боекомплект 48 выстрелов, дальность стрельбы до 40 км. Построено 179 машин. Состоит на вооружении в Великобритании


PLZ-45, Китай. 155-мм гаубица, в эксплуатации с 1997 года. На фотографии PLZ-45 армии Кувейта. Экипаж 5 человек. Масса 43 тонны, двигатель 520 л.с., скорость до 55 км/ч. Боекомплект 30 выстрелов, дальность стрельбы до 39 км, скорострельность 4–5 выстр./мин. Состоит на вооружении в Китае, также поставлялся в Алжир, Бангладеш, Кувейт и Саудовскую Аравию


K9 Thunder, Южная Корея. 155-мм гаубица, производится с 1999 года. Экипаж 5 человек. Масса 47 тонн, мощность двигателя 1000 л.с.,скорость до 67 км/ч. Боекомплект 48 выстрелов, дальность стрельбы до 40 км, скорострельность 6–8 выстр./мин. Произведено 1140 штук; в Турции налажено лицензионное производство (выпущено около 180 машин)
krigeren.dk


PzH 2000, Германия. 155-мм гаубица, производится с 1998 года. Расчёт 5 человек. Масса 55 тонн, мощность двигателя 986 л.с., максимальная скорость 60 км/ч. Боекомплект 60 выстрелов, дальность стрельбы до 40 км (установлен мировой рекорд 56 км), скорострельность 8–10 выстр./мин. Произведено более 300 штук; состоит на вооружении в Германии, Греции, Италии и Нидерландах


Тип 99, Япония. 155-мм гаубица, производится с 1999 года. Экипаж 4 человека. Масса 40 тонн, мощность двигателя 600 л.с., максимальная скорость 60 км/ч. Боекомплект 30 выстрелов, дальность стрельбы до 38 км, скорострельность до 6 выстр./мин. Произведено 111 штук; состоит на вооружении в Японии
ddmurasame.deviantart.com


SSPH Primus, Сингапур. 155-мм гаубица, в эксплуатации с 2004 года. Экипаж 4 человека. Масса 28,3 тонны, мощность двигателя 550 л.с., максимальная скорость 50 км/ч. Боекомплект 26 выстрелов, дальность стрельбы до 30 км, скорострельность до 6 выстр./мин. Построено 48 САУ; состоит на вооружении в Сингапуре


PLZ-05, Китай. 155-мм гаубица, производится с 2007 года. Экипаж 5 человек. Масса 35 тонн, мощность двигателя 520 л.с., максимальная скорость 55 км/ч. Боекомплект 30 выстрелов, дальность стрельбы до 52 км, скорострельность до 8 выстр./мин. Построено около 276 штук. Состоит на вооружении в Китае


AHS Krab, Польша. 155-мм гаубица с башней от британской AS-90 и шасси на базе узлов Т-72 польского производства (на фото). Производится с 2008 года. Экипаж 5 человек. Масса 52,1 тонны, мощность двигателя 850 л.с., скорость до 60 км/ч. Боекомплект 26 выстрелов, дальность стрельбы до 40 км, скорострельность до 6 выстр./мин. Построено 10 САУ


2С35 «Коалиция-СВ», Россия. 152-мм гаубица, производится с 2013 года. Экипаж 3 человека. Масса до 48 тонн, мощность двигателя 1000 л/с. Боекомплект 50–70 выстрелов, заявлена дальность стрельбы до 70 км и скорострельность до 16 выстр./мин. Построено 12 машин. САУ впервые официально продемонстрировали 9 мая 2015 года

САУ 2С3 Акация - советская 152-мм дивизионная самоходная гаубица, предназначена для подавления и уничтожения живой силы, артиллерийских и миномётных батарей, ракетных установок, танков, огневых средств, пунктов управления и тактических средств ядерного нападения.

Самоходная гаубица 2С3 Акация (ГАБТУ - объект 303)

Разработана на Уральском заводе транспортного машиностроения.

Главный конструктор шасси - Г. С. Ефимов, 152-мм орудия 2А33 - Ф. Ф. Петров.

История создания

По окончании Второй мировой войны, на вооружении Советского Союза состояли в основном противотанковые и штурмовые САУ, чьей основной функцией было непосредственное сопровождение пехоты и танков и стрельба по вражеским целям прямой наводкой. В то же время в западных странах и США уже имелись САУ, предназначенные для ведения огня с закрытых позиций.

Постепенно самоходная артиллерия в этих странах начала вытеснять буксируемую. Незаменимость самоходной артиллерии в локальных конфликтах стала очевидна, поэтому в период с 1947 по 1953 год были проведены изыскания по созданию новых самоходных гаубиц, однако в 1955 году по указанию Н. С. Хрущёва большинство работ по самоходной артиллерии было прекращено. Некоторое время спустя Министерство обороны СССР пришло к выводам, что стратегическая ядерная война маловероятна, так как приведёт к уничтожению обеих воюющих сторон. При этом более реальными могли стать локальные конфликты с использованием тактических ядерных вооружений. В таких конфликтах самоходная артиллерия имела неоспоримое преимущество перед буксируемой.

С отставкой Н. С. Хрущёва разработка самоходной артиллерии в СССР была возобновлена. К этому моменту на вооружении США уже находилась 155-мм самоходная гаубица M109, в боекомплект которой входил ядерный выстрел M454 мощностью 0,1 кт. В 1965 году на базе Львовского полигона советскими войсками были проведены масштабные учения с применением артиллерийских установок времён Великой Отечественной войны. Результаты учений показали несоответствие имевшихся на вооружении самоходных артиллерийских установок требованиям современного ведения боя. С целью ликвидации отставания советской самоходной артиллерии от артиллерии стран НАТО в 1967 году выходит постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР № 609-201 от 4 июля. В соответствии с этим постановлением была официально начата разработка новой 152-мм самоходной гаубицы.

Предварительно ВНИИ-100 в период с 1963 по 1965 год выполнил научно-исследовательскую работу по определению облика и базовых характеристик новой САУ. В ходе исследований были проработаны два варианта САУ. Первый - на базе шасси «Объекта 124» (в свою очередь, созданного на базе СУ-100П), второй - на базе перспективного в то время среднего танка «Объект 432». В обоих вариантах основным вооружением являлась 152-мм гаубица с баллистикой Д-20. По результатам работ было выяснено, что оптимальной для новой самоходной гаубицы будет переднемоторная компоновка, а также наличие дополнительного отбора мощности для вспомогательного оборудования. Двигатель 5ТДФ не позволял реализовать такие потребности. ВНИИ-100 были проработаны варианты с переднемоторной компоновкой двигателя, а также с возможностью отбора мощности от свободной муфты, но проекты не были реализованы, а в качестве базы было рекомендовано использовать шасси производства свердловского Машиностроительного завода. Полученные проработки легли в основу ОКР под наименованием «Акация» (индекс ГРАУ - 2С3). «Акация» должна была поступить на вооружение артиллерийских полков танковых и мотострелковых дивизий для замены 152-мм гаубиц МЛ-20, Д-1 и Д-20.

Таблица ТТХ аванпроектов 2С3, выполненных во ВНИИ-100

Главным разработчиком 2С3 был назначен Уральский завод транспортного машиностроения, гаубица 2А33 (внутризаводское обозначение Д-22) проектировалась в ОКБ-9. В конце 1968 года было завершено изготовление первых двух опытных образцов 2С3, а в октябре 1969 года завершены заводские испытания. Параллельно, летом 1969 года были изготовлены ещё 4 машины для полигонных испытаний. Испытания выявили высокую загазованность боевого отделения. Одновременно, аналогичная ситуация складывалась и со 122-мм полковой самоходной гаубицей 2С1. В то же время для обеих самоходных артиллерийских установок были проработаны картузные варианты гаубиц. На базе 2А33 была разработана 152-мм гаубица Д-11 с картузным заряжанием. Вместо клинового затвора, цепного досылателя и зарядов в гильзе в Д-11 применялся поршневой затвор, пневматический досылатель и картузные заряды. Однако испытания показали, что недостатки у новой гаубицы Д-11 аналогичны, так как пламенность выстрелов осталась той же, при этом сохранилась та же кучность и дальность стрельбы. Кроме того, было выявлено неудобство при работе с пеналами зарядов, а также конструктивные недостатки пневматического досылателя, в результате чего скорострельность оставалась на уровне базового орудия. Дальнейшее совершенствование конструкции Д-11 привело к созданию модернизированного образца под индексом Д-11М, который показал рост дальности стрельбы осколочно-фугасным снарядом до 19,3 км благодаря увеличенной каморе и применению более мощных картузных зарядов.

В 1971 году 3 ЦНИИ в рамках НИР «Развитие» рассмотрел и провёл анализ результатов работ по картузным вариантам 122-мм и 152-мм гаубиц. Несмотря на полученные показатели, 3 ЦНИИ дал заключение о нецелесообразности ведения дальнейших изысканий по картузному варианту гаубицы 2А33. Основной причиной стало отсутствие на тот момент технического решения, позволявшего создать и ввести в эксплуатацию надёжные и безопасные заряды в жёстком картузе или сгорающей гильзе. Кроме того, вариант Д-11М не имел существенных преимуществ перед Д-22. Научно-технический задел по проведённым исследованиям было рекомендовано использовать при создании 152-мм самоходной пушки 2С11 «Гиацинт-СК». Проблема же загазованности боевого отделения САУ 2С3 была решена другим способом, а именно применением более мощного эжектора и гильз с улучшенной обтюрацией. После доработок, в 1971 году самоходная артиллерийская установка 2С3 «Акация» была принята на вооружение Советской армии.

Модификации

Сравнительная таблица ТТХ различных модификаций САУ 2С3
2С3 2С3М 2С3М1 2С3М2 2С3М2-155 2С3М3
1970 1975 1987 2006 опытная опытная
Боевая масса, т 27,5 27,5 27,5 27,5 28 28
Индекс орудия 2А33 2А33 2А33 2А33 М-385 2А33М
Калибр орудия, мм 152,4 152,4 152,4 152,4 155 152,4
Длина ствола, клб 28 28 28 28 39 39
Углы ВН, град -4...+60 -4...+60 -4...+60 -4...+60 -4...+65 -4...+65
Возимый боезапас, выстр. 40 46 46 46 45 45
17,4 17,4 17,4 17,4 24 21,4
20,5 20,5 20,5 20,5 30 25,1
20 20 20 20 25 25
Панорамный прицел ПГ-4 ПГ-4 1П5 1П5
Радиостанция Р-123 Р-123М Р-173 Р-173 Р-173 Р-168
Аппаратура внутренней связи Р-124 Р-124 1В116 1В116 1В116 1В116

Серийное производство

Серийное производство САУ 2С3 было развёрнуто в 1970 году (то есть до официального принятия на вооружение) на Уральском заводе транспортного машиностроения. По состоянию на 1973 год стоимость одной самоходной артиллерийской установки 2С3 составляла 30,5 тысяч рублей. Изготовлением гаубицы 2А33 до 1982 года занимался Пермский завод имени Ленина, затем производство было передано на волгоградский завод «Баррикады». Производство 2С3 продолжалось вплоть до развала Советского Союза и было остановлено в 1993 году, всего за 23 года производства было выпущено около 4000 машин 2С3 различных модификаций.

В начале 1970-х годов в ЦКБ «Трансмаш» были произведены работы по модернизации самоходной гаубицы 2С3, так как базовая модификация имела существенные недостатки в компоновке боевого отделения и конструкции механизма заряжания. Основные изменения коснулись механизированных укладок. На модернизированном варианте установлена одна механизированная укладка барабанного типа, вместо двух на базовом, что позволило увеличить возимый боезапас с 40 до 46 выстрелов. Кроме того, была изменена конфигурация и расположение люков в кормовой части корпуса и башни, внедрена механизированная подача выстрелов с грунта, на крышу башни перенесена антенна радиосвязи, радиостанция Р-123 заменена на радиостанцию Р-123М. Модернизированной версии был присвоен индекс 2С3М. В серийное производство САУ 2С3М была запущена в 1975 году. До 1975 года было выпущено около 200 машин в базовой модификации.

Последней советской модификацией 2С3 стала САУ 2С3М1. В отличие от 2С3М, на этой модификации у наводчика был установлен панорамный прицел 1П5. Аппаратура внутренней связи Р-124 заменена на новую 1В116. Вместо радиостанции Р-123М, установлена радиостанция Р-173. Кроме того, 2С3М1 дополнительно оснащалась аппаратурой 1В519 для приёма командной информации с машины старшего офицера батареи (МСОБ). Данная модификация была запущена в серию с 1987 года.

К вопросу о модернизации самоходной гаубицы 2С3 вернулось уже Министерство обороны РФ. Новая модификация получила индекс 2С3М2. В отличие от своих предшественников, машина оснащена автоматизированной системой управления наведением и огнём 1В514-1 «Механизатор-М». Также улучшена защищённость машины, благодаря установке системы 902B для постановки дымовых завес для стрельбы 81-мм дымовыми гранатами. Помимо основного варианта, предназначенного для Российской армии на Уральском заводе транспортного машиностроения совместно с ОКБ-9 был разработан экспортный вариант САУ 2С3М2, получивший неофициальное наименование 2С3М2-155, предназначенный для потенциальных иностранных заказчиков, заинтересованных в переводе имеющихся САУ 2С3 на калибр стандарта НАТО.

Последняя опытная глубокая модернизация самоходной гаубицы 2С3М2 велась под индексом 2С3М3. Изменения коснулись артиллерийской части самоходной гаубицы. Гаубица 2А33 была заменена на более мощную 152-мм 2А33М, унифицированную по баллистическому решению с гаубицей 2А64, что дало увеличенную (до 19,8 км на полном заряде и до 18,9 км - на переменном) дальность стрельбы осколочно-фугасным снарядом 3ОФ25 по сравнению с предыдущими вариантами, а также возможность применения выстрелов, предназначенных для орудий 2С19 и 2А65. Кроме того, штатная АСУНО заменена на унифицированный комплект бортового оборудования с улучшенными характеристиками.

Конструкция

Броневой корпус и башня

Самоходная гаубица 2С3 «Акация» выполнена по ставшей классической для самоходной артиллерии башенной схеме. Корпус машины сварен из стальных броневых катанных листов и разделён на три отделения: силовое (моторно-трансмиссионное), отделение управления и боевое. В передней части корпуса по правому борту расположено моторно-трансмиссионное отделение. Слева от него находится место механика-водителя с органами управления шасси. В средней и кормовой частях корпуса располагается боевое отделение. На крыше корпуса на шариковый погон установлена сварная башня. В башне установлено орудие, а также места экипажа. По правому борту размещается сидение заряжающего, по левому борту в передней части башни установлено сидение наводчика и прицельные приспособления. За наводчиком размещено место командира САУ. Место командира оборудовано поворотной башенкой, установленной на крыше башни. В кормовой части башни установлена укладка с зарядами, а также укладки со снарядами (позднее заменённые на единую барабанную механизированную укладку). Под башней на днище корпуса расположена вращающаяся платформа пола. На платформе установлена укладка для зарядов, а также ящик для хранения дополнительных пучков пороха. В кормовой части корпуса установлены две механизированные укладки под снаряды и заряды основного орудия. Подача в укладки может осуществляться с грунта через специальные кормовые лючки. Бронирование САУ 2С3 обеспечивает противопульную и противоосколочную защиту экипажа. Толщина лобовых листов корпуса и башни составляет 30 мм, а бортов 15 мм.

Вооружение

Основным вооружением САУ 2С3 является 152-мм гаубица 2А33. Орудие полностью унифицировано по баллистическим характеристикам и используемым боеприпасам со 152-мм буксируемой гаубицей Д-20. Основными узлами орудия 2А33 являются: ствол, затвор, электрооборудование, досылатель, противооткатные устройства, люлька, ограждение, уравновешивающий и подъёмный механизмы. Ствол орудия представляет собой трубу соединённую с казёнником муфтой, в передней части ствола находится эжектор, на дульном срезе трубы закреплён дульный тормоз. В казённике расположен вертикально-клиновой затвор с полуавтоматикой копирного типа. Выстрел из орудия может производиться как вручную, так и электроспуском. Копирная полуавтоматика затвора предназначена для открывания затвора при накате после выстрела орудия. Для первого заряжания справа на казённике расположена рукоятка ручного открывания клина. Люлька сварная, в люльке закрепляется шток противооткатных устройств и сектора подъёмного механизма. В задней части люльки болтовым соединением закреплено ограждение. На ограждении размещены элементы ударно-спускового механизма, досылатель, линейка для измерения длины отката, а также механизм блокировки спуска. Электромеханический досылатель снаряда и заряда, а также лоток-улавливатель стреляной гильзы, предназначены для облегчения работы заряжающего. Противооткатные устройства состоят из гидравлического тормоза отката, цилиндр которого закреплён в казённике орудия, и из пневматического накатника, заполненного азотом. Подъёмный механизм секторного типа, обеспечивает наведение орудия в диапазоне углов от?4 до +60 град по вертикали. Подъём орудия может осуществляться как вручную маховиком, так и с помощью электродвигателя. Кроме того, в рукоятке маховика подъёмного механизма расположена кнопка электроспуска. Пневматический уравновешивающий механизм служит для компенсации момента неуравновешенности качающейся части орудия. Возимый боекомплект САУ 2С3 составляет 40 выстрелов (46 для 2С3М и последующих модификаций).

В основной боекомплект самоходной гаубицы 2А33 входят осколочно-фугасные снаряды 53-ОФ-540 с максимальной дальностью стрельбы в 17,05 км, а также снаряды 3ОФ25 с улучшенной аэродинамической схемой и максимальной дальностью стрельбы в 17,4 км. В настоящее время для 2С3 разработаны корректируемые снаряды «Сантиметр» и «Краснополь», для поражения бронетанковой техники в местах сосредоточения пусковых установок, долговременных оборонительных сооружений, мостов и переправ. Кроме того, предусмотрено использование осветительных, бетонобойных, химических и ядерных снарядов, а также снарядов постановщиков радиопомех. Для борьбы с бронированной техникой в штатном боекомплекте 2С3 имеются 4 кумулятивных боеприпаса 53-БП-540. Боеприпас способен пробивать 250-мм гомогенной броневой стали на расстояниях до 3 км. Кроме того, стрельба по бронированным целям может вестись бронебойными снарядами 53-Бр-540 и 53-Бр-540Б, не входящими в штатный боекомплект. Снаряды способны пробивать гомогенную броню толщиной 120-мм и 115-мм соответственно на расстоянии в 1000 м. Кроме обычных типов боеприпасов, «Акация» может вести огонь специальными боеприпасами, например ядерными 3ВБ3 мощностью 1 кт и дальностью стрельбы 17,4 км. Кроме того, для 152-мм гаубиц МЛ-20, Д-1, Д-20 и 2С3 в СССР были разработаны осколочно-химические и химические снаряды, снаряжённые различными отравляющими веществами. Баллистика и габаритно-массовые характеристики этих снарядов приблизительно соответствовали их осколочно-фугасным аналогам (например, баллистика снарядов 53-ХН-530 и 53-ХС-530 соответствовала осколочно-фугасному снаряду 53-ОФ-530). Дополнительно САУ 2С3 оборудована 7,62-мм пулемётом ПКТ. Пулемёт установлен на вращающейся башенке командира САУ, углы вертикального наведения составляют от?6 град до +15 град. Для личного оружия расчёта гаубицы предусмотрены два крепления под автоматы АКМС, а также крепление для сигнального пистолета. В возимый боекомплект дополнительного вооружения входят: 1500 патронов для пулемёта, 600 патронов для автоматов и 18 ракет к сигнальному пистолету.

Средства наблюдения и связи

Для наведения орудия, осуществления разведки местности днём и в ночной период времени, а также для стрельбы из пулемёта, в командирской башенке установлен комбинированный прицел ТКН-3А с прожектором ОУ-3ГК. Место наводчика оборудовано артиллерийским панорамным прицелом для стрельбы с закрытых огневых позиций и прицелом прямой наводки ОП5-38 для ведения огня по наблюдаемым целям. Место механика водителя оборудовано двумя призменными приборами наблюдения ТНПО-160, а также прибором ночного видения ТВНЕ-4Б для вождения в ночных условиях.

Внешняя радиосвязь поддерживается радиостанцией Р-123. Радиостанция работает в УКВ-диапазоне и обеспечивает устойчивую связь с однотипными станциями на расстоянии до 28 км в зависимости от высоты антенны обеих радиостанций. Переговоры между членами экипажа осуществляется через аппаратуру внутренней связи Р-124.

Двигатель и трансмиссия

В 2С3 установлен V-образный 12-цилиндровый четырёхтактный дизельный двигатель В-59У жидкостного охлаждения с наддувом мощностью 520 л.с. Кроме дизельного топлива, двигатель имеет возможность работы на керосине марок ТС-1, Т-1 и Т-2.

Трансмиссия механическая, двухпоточная, с планетарным механизмом поворота. Имеет шесть передних и две задних передачи. Максимальная теоретическая скорость движения на шестой передней передаче составляет 60 км/ч. На второй задней передаче обеспечивается скорость движения до 14 км/ч.

Ходовая часть

Ходовая часть 2С3 представляет собой модифицированное шасси СПТП СУ-100П и состоит из шести пар обрезиненных опорных и четырёх пар поддерживающих катков. В задней части машины находятся направляющие колёса, в передней - ведущие. Гусеничная лента состоит из мелких звеньев с резинометаллическими шарнирами цевочного зацепления. Ширина каждого трака 484 мм при шаге 125 мм. Подвеска 2С3 - индивидуальная торсионная. На первом, шестом опорных катках установлены двухсторонние гидроамортизаторы. Для того чтобы ходовая часть могла обеспечить заданные параметры, конструкция ходовой САУ СУ-100П подверглась существенной переработке. По сравнению с базовой машиной опорные катки и система подвески САУ 2С3 были усилены, кроме того, была изменена система охлаждения.

Боевое применение

Боевое крещение самоходная гаубица 2С3 приняла во время войны в Афганистане. Гаубица 2С3 являлась самой распространённой самоходной артиллерийской установкой 40-й армии, поэтому часто осуществляла непосредственное сопровождение мотострелковых подразделений во время штурмовых операций, где являлась основой артиллерийских полковых групп 40-й армии СССР. По состоянию на 1 августа 1987 года в составе 40-й армии СССР оставалось три самоходных артиллерийских дивизиона, вооружённых САУ 2С3 общей численностью в 50 единиц. Для защиты корпуса «Акации» от огня 12,7-мм пулемётов ДШК самоходные установки обвешивались запасными траками и использованными ящиками из-под снарядов, наполненными песком. С 1984 года ОКСВА начал использовать 2С3 для сопровождения конвоев через перевал Саланг. Характер местности предрасполагал к частым засадам со стороны афганских моджахедов. Первоначально самоходные гаубицы 2С3 принимались за танки, одним из недостатков которых являются небольшие углы возвышения орудия. Однако, в отличие от танков, САУ «Акация» успешно осуществляли артиллерийскую поддержку во время сопровождения колонн, обстреливая вражеские силы шрапнельными снарядами. В 1985 году во время операции против сил контрреволюции в провинции Хост САУ 2С3 также осуществляли артиллерийскую поддержку силам ОКСВА. Около Пактии САУ попали в засаду, в результате чего как минимум одна 2С3 была уничтожена.

Практически в начале ирано-иракской войны Ираку из СССР были начаты поставки САУ 2С1 и 2С3, которые составили основу иракских артиллерийских группировок. В 1991 году во время операции «Буря в пустыне» САУ 2С3 применялись иракскими войсками. В целом опыт применения Ираком артиллерии оценивался как негативный, что способствовало в свою очередь появлению мифа о том, что советская артиллерия неэффективна. Однако при оценке действий иракской артиллерии не принимались во внимание факты о том, что система управления войсками и оснащение артиллерийских группировок иракских сил не соответствовали советским стандартам того времени.

«Акации» использовались в июне 1992 года во время Приднестровского конфликта, какие-либо подробности применения отсутствуют. Одна самоходная гаубица 2С3 применялась грузинскими артиллерийскими подразделениями во время войны в Абхазии, после 80-100 выстрелов орудие вышло из строя. САУ 2С3 также использовалась российскими войсками во время первого и второго чеченских конфликтов. В августе 2008 года самоходные артиллерийские установки 2С3 использовались российскими войсками. Одним из эпизодов применения была артиллерийская дуэль между российской и грузинской артиллерийскими группировками в посёлке Шанхай. В ходе дуэли от осколочного ранения погиб командир одной из САУ 2С3 693-го мотострелкового полка, причиной потери был выбор удобной, но хорошо просматриваемой с грузинской стороны огневой позиции.

В 2011 году, во время Гражданской войны в Ливии САУ 2С3 использовались правительственными войсками. В ходе гражданской войны в Сирии самоходные гаубицы «Акация» применялись подразделениями Сирийской арабской армии, в том числе использовались при стрельбе прямой наводкой для оказания негативного психологического эффекта на вражеские подразделения. В 2014 году в ходе Вооружённого конфликта на востоке Украины 2С3 использовались украинскими войсками. В августе 2014 года потери САУ 2С3 украинскими войсками превысили потери самоходных гаубиц данного типа в других вооружённых конфликтах на постсоветском пространстве. Несколько батарей «Акаций» было выведено из строя силами ВСН, часть САУ была уничтожена украинскими войсками, при этом как минимум один артиллерийский дивизион 2С3 был захвачен войсками ВСН. Среди причин крайне неудачного применения САУ «Акация» во время Вооружённого конфликта на востоке Украины называется низкий уровень подготовки экипажей и неудовлетворительное состояние самоходных гаубиц.

Оценка машины

Сравнительная таблица ТТХ 2С3 с артиллерийскими системами предыдущего и следующего поколения
Су-152Г 2С3 (2С3М) 2С19
Год принятия на вооружения 1949 1971 (1975) 1989
Боевая масса, т 23,8 27,5 42,0
Экипаж, чел. 5 4 5
Тип установки орудия открытая закрытая закрытая
Марка орудия Д-50/Д-1 2А33 2А64
Длина ствола, клб. 23 28 47
Углы ВН, град -5...+40 -4...+60 -4...+68
Углы ГН, град 143 360 360
Возимый боезапас, выстр. 42 40 (46) 50
Максимальная дальность стрельбы ОФС, км 13,7 17,4 24,7
Максимальная дальность стрельбы АР ОФС, км - 20,5 29
Максимальная дальность стрельбы УАС, км - 20 25
Масса ОФС, кг 40,00 43,56 43,56
3-4 1,9-3,5 7-8
- 7,62 12,7
Максимальная сокрость по шоссе, км/ч 65 60 60
Запас хода по шоссе, км 290 500 500
Сравнительная таблица ТТХ 2С3 с зарубежными аналогами
СССР 2С3 США М109А1 Япония Тип 75 Китай Тип 83 СССР 2С3М1 США М109А6
Начало серийного производства 1971 1973 1975 1984 1987 1991
Боевая масса, т 27,5 24,07 25,3 30 27,5 28,9
Экипаж, чел. 4 6 6 5 4 6
Калибр орудия, мм 152,4 155 155 152,4 152,4 155
Длина ствола, клб 28 39 30 28 28 39
Углы ВН, град -4...+60 -3...+75 -5...+65 -4...+65 -4...+60 -3...+75
Углы ГН, град 360 360 360 360 360 360
Возимый боезапас, выстр. 40 28 28 30 46 39
Максимальная дальность стрельбы ОФС, км 17,4 18,1 15 17,23 17,4 22
Максимальная дальность стрельбы АР ОФС, км 20,5 23,5 19 21,88 20,5 30
Максимальная дальность стрельбы УАС, км 20 30 20 20 30
Масса ОФС, кг 43,56 43,88 43,88 43,56 43,56 43,88
Боевая скорострельность, выстр/мин 1,9-3,5 1-4 до 6 до 4 1,9-3,5 1-4
Калибр зенитного пулемёта, мм 7,62 12,7 12,7 12,7 7,62 12,7
Максимальная скорость по шоссе, км/ч 60 61 47 55 60 61
Запас хода по шоссе, км 500 299 300 450 500 299

Операторы

Современные

Россия:
-Сухопутные войска России - 1800 ед., из них 1000 на хранении, по состоянию на 2013 год
-Морская пехота России - 18 ед. по состоянию на 2013 год
-Азербайджан - 6 ед. по состоянию на 2013 год, дополнительно поставлено 16 единиц 2С3 из Украины в период с 2009 по 2010 год
-Алжир - 30 ед. по состоянию на 2013 год, всего поставлено 40 ед.
-Армения - 28 ед. по состоянию на 2013 год
-Белоруссия - 108 ед. по состоянию на 2013 год, всего поставлено 166 ед.
-Вьетнам - 30 ед. по состоянию на 2013 год
-Демократическая Республика Конго - 10 ед. по состоянию на 2013 год
-Грузия - 13 ед. по состоянию на 2013 год; по данным «Газета. Ру», 8 единиц 2С3М по состоянию на 2008 год
-Казахстан - 120 ед. по состоянию на 2013 год
-Куба - 40 единиц 2С1 и 2С3 по состоянию на 2013 год
-Словакия - 4 ед. поставлены в период с 1993 по 2010 год, назначение поставок неизвестно
-Сирия - 50 ед. по состоянию на 2013 год
-США - 19 ед. поставлено в период с 1993 по 2010 год, точное назначение поставок неизвестно, официально поставлялись для обучения; возможно, с целью изучения конструктивных решений
-Туркмения - 16 ед. по состоянию на 2013 год
-Узбекистан - 17 ед. по состоянию на 2013 год
-Украина - 463 ед. по состоянию на 2013 год, всего поставлена 501 единица
-Чехия - 13 ед. поставлено из Венгрии в период с 1993 по 2010 год, назначение поставок неизвестно
-Южная Осетия - 42 ед. по состоянию на 2008 год
-Южный Судан - 12 ед. по состоянию на 2013 год

Бывшие

СССР - перешли к образовавшимся после распада государствам
-Болгария - 4 ед. поставлены из СССР в 1989 году, в 1999 году проданы Анголе
-Венгрия - 18 ед. поставлено из СССР в 1981 году
-ГДР - 95 ед. поставлено из СССР в период с 1979 по 1985 год, переданы ФРГ. 9 единиц были проданы США, остальные возможно на хранении или подверглись демилитаризации.
-Ирак - 150 ед. поставлено из СССР в период с 1980 по 1989 год, с 2006 года сняты с вооружения

Характеристики

Классификация: самоходная гаубица
-Боевая масса, т: 27,5
-Компоновочная схема: переднемоторная
-Экипаж, чел.: 4
Размеры:
-Длина корпуса, мм: 6970
-Длина с пушкой вперёд, мм: 7765
-Ширина корпуса, мм: 3250
-Высота, мм: 3050
-База, мм: 4622
-Колея, мм: 2720
-Клиренс, мм: 450
Бронирование:
-Тип брони: противопульная
-Лоб корпуса, мм/град.: 30
-Борт корпуса, мм/град.: 15
-Лоб башни, мм/град.: 30
-Борт башни, мм/град.: 15
Вооружение:
-Калибр и марка пушки: 152-мм 2А33
-Тип пушки: нарезная гаубица
-Длина ствола, калибров: 28
-Боекомплект пушки: 46
-Углы ВН, град.: -4...+60 град
-Углы ГН, град.: 360 град
-Дальность стрельбы, км: до 20,5
-Прицелы: ПГ-4, ОП5-38, ТКН-3А
-Пулемёты: 1 х 7,62-мм ПКТ
Подвижность:
-Двигатель : Производитель: ЧТЗ. Марка: В-59У. Тип: дизельный. Объём: 38 880 куб.см.. Максимальная мощность: 520 л.с., при 2000 об/мин. Максимальный крутящий момент: 2059 Н·м, при 1200-1400 об/мин. Конфигурация: V12. Цилиндров: 12. Расход топлива при смешанном цикле: 180-220 л/100 км. Расход топлива на трассе: 165 л/100 км. Диаметр цилиндра: 150 мм. Ход поршня: 180 мм. Охлаждение: жидкостное. Тактность (число тактов): 4. Рекомендованное топливо: многотопливный.
-Скорость по шоссе, км/ч: 60
-Скорость по пересечённой местности, км/ч: 25-30
-Запас хода по шоссе, км: 500
-Ёмкость топливных баков, л: 830
-Удельная мощность, л. с./т: 19
-Тип подвески: индивидуальная, торсионная
-Удельное давление на грунт, кг/кв.см.: 0,6
-Преодолеваемый подъём, град.: 30 град
-Преодолеваемая стенка, м: 0,7
-Преодолеваемый ров, м: 3
-Преодолеваемый брод, м: 1

Т-34 и КВ в больших количествах стали поступать на фронт, гитлеровские вояки, наконец, осознали, что их так называемые "магистральные" танки T-III и T-IV (последний имел 30-мм бронирование и 75-ми короткоствольную пушку) не идут с ними ни в какое сравнение.
Германская танковая промышленность в срочном порядке выпустила ряд танков и самоходных орудий с усиленней броней и мощным вооружением. Накануне Курской битвы, напутствуя свои войска, Гитлер заявил: "До сих пор достигнуть того или иного успеха русским помогали танки. Мои солдаты! Наконец вы имеете теперь лучшие танки, чем они".
Финал грандиозной танковой битвы под Курском известен: полторы тысячи бронированных машин и 70 тысяч солдат потерял вермахт в этом сражении. И громадная заслуга в разгроме фашистской танковой армады принадлежит самоходным артиллерийским установкам САУ-152. впервые примененным в этих боях. Их дебют оказался для гитлеровцев поистине ошеломляющим; пятидесятикилограммовые снаряды самоходок буквально проламывали броню тяжелых танков, срывали с них орудийные башни... Хваленые "пантеры", "тигры" и "фердинанды" оказались бессильными против крепкой брони и могучего артиллерийского удара САУ-152.
Тяжелые самоходные орудия и ныне состоят на вооружении Советской Армии. В нашем журнале рассказывалось о современных мобильных, артиллерийских системах (см. № 9 за 1984 год и №2 за 1986 год). Сегодня мы знакомим читателей с одной из самых мощных самоходок - СУ-152. Созвучие в обозначениях современной гаубицы на гусеничном ходу и 152-мм самоходного орудия времен Великой Отечественной войны не случайно - в боевой наших дней сфокусировались многие достижения советской военной науки и военно-инженерного мастерства, основы которых закладывались в суровые годы войны.
Первое знакомство со 152-мм самоходной гаубицей у непосвященного человека чаще всего вызывает недоумение: почему это боевую машину, почти неотличимую от танка, называют самоходной гаубицей?
В самом деле, их основные признаки фактически совпадают: броневой корпус характерной формы с башней, орудие, гусеничный ход. И все-таки - самоходка, типичная артиллерийская система, на которую возлагается выполнение огневых задач, присущих исключительно классической артиллерии.
Специалисты дают ей такое определение: 152-мм самоходная гаубица - боевая гусеничная , имеющая мощное вооружение, броневую защиту, высокую и приспособленная Для ведения боевых действии в условиях применения оружия массового поражения.
Основная задача, которую она должна решать в бою, - уничтожение и подавление средств ядерного нападения. Разумеется, помимо этого, гаубица может успешно применяться и для поражения артиллерии, минометов, других огневых средств и живой силы противника как на позициях, так и в местах сосредоточения, она способна подавлять его тылы и .
Но и это еще не все. Напомним, гаубица - такое артиллерийское орудие, которое может вести навесную стрельбу. /Траектория снаряда в этом случае Довольно крутая, снаряд, образно говоря, "навешивается" на цель, бьет ее сверху. Такой метод стрельбы обеспечивает наилучшие условия для разрушения полевых и долговременных оборонительных сооружений, СУ-152 ведет огонь по целям с большой Точностью и в короткое время наносит им значительный ущерб.
В решении этих боевых задач большую роль играет мощность вооружения. Установленная в башне гаубица (раньше орудия такого калибра - 152 мм - - называли шестидюймовками) способна поражать цели на дальности до 17,3 км. Причем в район цели доставляется снаряд массой без малого полцентнера - 43,56 кг. Огонь обычно ведется с закрытой огневой позиции. Конструкция орудия позволяет стволу перемещаться в башне по вертикали от угла снижения, в - - 4° До максимального угла возвышения, равного +60°. Сама же вместе со стволом орудия вращается в горизонтальной плоскости вкруговую.
Последнее обстоятельство имеет чрезвычайно важное значение, например, в случае, когда на самоходную гаубицу движется противника. Это настолько опасно, что необходимо Открывать огонь немедленно. Ведь на самоходную гаубицу возлагается задача борьбы с танками и другими важными бронецелями. Надо лишь уточнить; откуда движется танк противника - - прямо, сбоку, или сзади? Самая критическая ситуация, когда атакуют сзади. К примеру, расчету обыкновенной буксируемой гаубицы по команде " сзади" приходилось срочно выкатывать (и только на руках!) орудие из окопа и разворачивать его на 180°.
Ну а наводчик экипажа самоходной гаубицы, получив столь Тревожную команду, включает электромеханический привод и через 18 с башня с гаубицей будет развернута в противоположном направлении - скорость наведения орудия в горизонтальной плоскости составляет не менее 10° в -секунду. Сама же боевая машина останется на месте.
Огонь по танкам с открытой огневой позиции ведется прямой наводкой. Отличительная особенность самоходки в том, что она способна бороться с танками противника на значительных расстояниях: наибольшая дальность стрельбы с помощью прицела прямой наводки составляет 4 км!
Представим себе небольшой эпизод боевой учебы артиллеристов. Самоходные гаубицы движутся на марше в походном порядке и в этот момент поступает команда занять огневую позицию.
На ее подготовку не потребуется много времени. Тем более что окопы рыть не надо: экипаж и все оборудование надежно укрыты броневой защитой.
Но вот звучит команда "к бою!". Сноровисто, умело и быстро действует экипаж. Проходят считанные минуты - и грозная боевая машина уже готова обрушить тяжелые снаряды на указанную цель.
Здесь уместно привести такую важную характеристику, как СУ-152. На нее влияет множество факторов - технических, весовых, габаритных... Конструкторы применили для орудия раздельно-гильзовое заряжание. Дело в том, что артиллерийский выстрел в виде унитарного патрона был бы весьма "увесистым". Напомним, масса осколочно-фугасного снаряда. более 43 кг, а полного переменного заряда с с гильзой. - еще 16 кг. Итого: круглым счетом 60 кг! И хотя заряжать орудие унитарным патроном можно в один прием, справиться с такой работой по силам разве что штангисту... На СУ-152 только одну операцию заряжающий; выполняет вручную - когда переносит снаряд и гильзы с лотка боеукладки на лоток гаубицы. Остальные же механизированы - на помощь приходит досылатель укладки.
В соответствии с этими особенностями и определена техническая скорострельность 152-мм самоходной гаубицы.
Артиллерийская команда завершается, как обычно, энергичным приказом - "огонь!". По этому сигналу орудие наводят, заряжают и производят выстрел. Командир самоходной гаубицы диктует наводчику данные угломера и прицела. Тот выполняет горизонтальную и вертикальную наводку орудия.
В это время заряжающий, нажав на рукоятку затвора, открывает его. Повернувшись, вынимает из боеукладки снаряд, устанавливает и с помощью досылателя вводит в ствола. Затем, снова повернувшись, берет гильзу, устанавливает заряд, вставляет гильзу в зарядную камору, закрывает затвор - клин вертикального типа поднимается вверх и надежно запирает канал ствола.
По сигналу командира наводчик нажимает на спуск. От команды "огонь" до выстрела секундная стрелка должна отсчитать не более 20 делений - таков неумолимый закон боевого норматива.
Итак, скорострельность самоходной гаубицы составляет три выстрела в минуту. Для столь мощного орудия это достаточно высокий показатель. Если батарея самоходных гаубиц в составе четырех боевых машин ведет беглый огонь по "точечной" цели, например, долговременному оборонительному сооружению, то в течение одной минуты на нее обрушится 12 гаубичных снарядов общей массой более полутонны!

Помимо орудия, на башне самоходки установлен пулемет ПКТ - пулемет Калашникова, танковый. Его калибр 7,62 мм, наибольшая прицельная дальность стрельбы составляет 1500 м, питание ленточное, каждая лента снаряжается 250 патронами. Так что при необходимости боевая машина может "огрызнуться" свинцовым огнем.
Самоходная гаубица спроектирована весьма рационально и структурно разделена на три отделения: управления, силовое и боевое, отделение управления расположено в носовой части корпуса между левым бортом и моторной перегородкой. В нем размещается механик-водитель.
Силовое отделение - также, в носу корпуса и занимает его правую часть. Здесь находится со всеми обслуживающими механизмами и системами.
Боевое отделение - в средней и кормовой частях корпуса, к нему относится также башня. Сиденье наводчика установлено слева от гаубицы, а заряжающего - справа. Место командира самоходки - сзади наводчика. Прямо над его сиденьем в крыше башни встроена командирская башенка с люком. Под руками у командира радиостанция, переговорного устройства, щиток командира и планшетка для записей.
Сама же гаубица состоит из следующих основных частей: ствола, затвора с полуавтоматикой, люльки с ограждением, противооткатных устройств, подъемного и уравновешивающего механизмов, досылателя и электрооборудования.
Много внимания уделили конструкторы СУ-152 разработке электромеханических приводов наведения. И в этом есть большой смысл; чем быстрее и точнее нацелишь орудие и произведешь прицельный выстрел, тем больше шансов опередить противника. Вот почему это сложное "хозяйство" способно безотказно работать в широком температурном диапазоне - от -40° до +45° при относительной влажности воздуха до 98%. Все приводы сохраняют работоспособность и в горных условиях - на высоте до 3 тыс. м над уровнем моря, а также выдерживают тряску, вибрации и запыленность воздуха, без чего немыслимы реальные условия эксплуатации.
Рассказ о конструкции самоходной гаубицы и ее вооружении будет неполным, если не упомянуть о приборах наблюдения и прицеливания. С их помощью артиллеристы, находясь внутри боевой машины, могут вести разведку местности, обнаруживать цели. Причем вести наблюдение и стрелять можно в любое время суток, днем и ночью.
Масса самоходной гаубицы составляет 27 т, но, несмотря на это, боевая машина обладает хорошей маневренностью, она весьма подвижна, поворотлива и имеет высокую проходимость.
По грунтовой дороге эта машина способна двигаться со скоростью 25 - 30 км/ч. а по шоссе - до 48 - 45 км/ч. движения по шоссе может достигать 62 км/ч.
Запас хода или дальность действия и маневра на одной заправке топливом - полтысячи километров. Характеристика весьма значительная. Если в ходе боевых действий самоходные гаубицы оторвутся на значительное расстояние от базы снабжения, большой запас хода будет иметь первостепенное значение.
Немаловажна и такая слагаемая маневренности, как поворотливость, которая позволяет СУ-152 быстро изменять направление движения. Эта способность имеет большое значение в современном бою, насыщенном разнообразными огневыми и ударными средствами, а также при движении в лесу. населенных пунктах. Гаубица может развернуться практически "на пятачке". Минимальный радиус поворота равен ширине колеи, что для гусеничной машины равнозначно расстоянию между серединами гусениц - 2720 мм.
И еще одна характеристика маневренности - проходимость, то есть способность орудия двигаться по бездорожью и преодолевать препятствия. На этот параметр влияют и , и удельное давление гусениц на грунт, и клиренс.
Начнем с того, что длина опорной поверхности составляет 4622 мм и при массе 27 т СУ-152 оказывает такое же , как ступни взрослого человека - около 0,6 кгс/см2 К тому же и клиренс машины весьма значительный - 450 мм. Этого вполне достаточно для движения по бездорожью, в том числе по заболоченным участкам, сугробам, пням, по грунтовым дорогам с глубокими колеями.
Двигатель мощностью 520 л. с. легко несет боевую машину. Максимальный угол подъема составляет 30°. А при движении поперек склона гаубица может накреняться на угол до 25° от вертикали. СУ-152 не остановит не только траншея, но даже ров шириной до 3 м. "Возьмет" она и вертикальную стенку высотой до 0,7, м. Правда в отличие от более легкой СУ-122, плавать она не может - водные преграды преодолевает вброд, если глубина не превышает 1 м,
Выше приводилось определение самоходной гаубицы, которое заканчивалось словами: "...Приспособленная для ведения боевых действий в условиях применения оружия массового поражения". Это значит, что она оснащена системой противоатомной защиты автоматического действия. В ней установлен чувствительный . Как известно, возникающие при ядерном взрыве потоки гамма-излучения распространяются со скоростью света. При Вспышке это излучение практически мгновенно достигает машины и фиксируется прибором, который тотчас вырабатывает команды, поступающие на ряд исполнительных механизмов. Мгновенно происходит автоматическая обитаемых отделений - боевого и управления.
Экипаж надежно защищен также от радиоактивной пыли и химических отравляющих веществ. В обитаемых отделениях создается избыточное давление воздуха, к тому же он очищается с помощью фильтровентиляционных установок.
В бою всякое может случиться. Например, пожар. И тут придет в действие - система противопожарного оборудования. В первую очередь защищаются от огня силовое и боевое отделения СУ-152, то есть ее двигатель и члены экипажа. Система противопожарного оборудования состоит из термодатчиков (четыре из них размещены в силовом отделении, а три - в боевом), и распылителей, которые с помощью магистральной трубы подсоединены к баллонам с составом "3,5" (бромистый этил и углекислота).
Проследим за механизмом действия этой системы. Допустим, возник пожар в силовом отделений. Температура воздуха в замкнутом объеме быстро повышается - при этом обязательно срабатывает один из термодатчиков. Электрический тут же подключит систему противопожарного оборудования. В одном из баллонов сработает пиропатрон, который пробьет мембрану, и огнегасящий состав поступит к штуцерам распылителей, в результате пламя сбивается и гаснет.
152-мм самоходная гаубица обладает высокими огневыми и эксплуатационными возможностями. Сочетание мощного вооружения с самоходным делает эту бронированную машину современным и высокоэффективным средством вооруженной борьбы.


1 - дульный , 2 - , 3 - кронштейн крепления гаубицы по-походному, 4 - 152-мм гаубица, 5 - корпус, 6 - прицел, 7 - башня, 8 - пулемет ПКТ, 9 - приборы наблюдения, 10 -